. великая моравия и ее значение для развития славянского региона.

В то же время Великая Моравия была крупным культурным центром, колыбелью славянской образованности, распространившейся на Чехию, Малую Польшу, Болгарию, Киевскую Русь, Хорватию, Сербию. Смолене остановилось в регионе, где ныне расположен город Смоленск. славяне и славянские государства, славянские государства, 6 класс, западные славяне, южные славяне, Чехия, Моравия, Болгария, Польша.

Великая Моравия - первая в истории держава славян

История Словакии. Великая Моравия: возвышение и война с франками — Barikáda Одно из древнейших славянских государств – Великая Моравия, возникло в начале 9 века на реке Мораве.
Что такое Великоморавская держава: история создания и значение для Европы Смолене остановилось в регионе, где ныне расположен город Смоленск.
Великая Моравия - первая в истории держава славян | Популярная наука | Дзен Великая Моравия имела огромное культурное значение для славянского народа. В этот период произошло формирование и развитие.
Великая Моравия: cocaine_puck — LiveJournal начало 10 века на территории современной Чехии и Словакии.

Возникновение славянских государств. Великая Моравия. Создание Чешского государства.

Первыми славянскими просветителями в великоморавской державе стали Великая Моравия оказала большое влияние на культурное развитие всего славянского мира: здесь была создана первая славянская письменность и возник церковно-славянский язык[3].
Великая Моравия - История Средних веков - Славяне в большом количестве стали переселяться с севера на юг, из преддунайской Моравии в Паннонию.
Великоморавская держава IX в. Чехия и Словакия в X - первой половине XV в. славяне и славянские государства, славянские государства, 6 класс, западные славяне, южные славяне, Чехия, Моравия, Болгария, Польша.
Славяне. Славянские государства. Великая Моравия В период максимального расширения территория Великой Моравии включала в себя современные.

Великоморавская держава: история 6 класс, кратко

Территория Великой Моравии. Источник Wikipedia Название «Великая Моравия» прочно укрепилось в историографии многих европейских стран, в том числе в России. Такое название было впервые использовано византийским императором Константином Багрянородным в середине X века. Чешские историки отмечают, что в период существования государства в письменных источниках оно называлось просто «Моравия» Marava, Murava, Marawa, Marauia, Maraha и т. При правлении князя Моймира I Моравия добилась победы над Нитранским княжеством и начала быстро распространять своё влияние на соседние территории. Именем великого князя была названа династия Моймировичей, которая правила государством до его упадка в начале X века.

Моймир I О периоде правления Моймира известно не очень много — основные исторические источники того времени были созданы за пределами Моравии. Из них известно, что на территории великого княжества активно велось строительство градов: по данным безымянного баварского географа, к концу 840-х годов на территории Великой Моравии их было более 60, при этом половина из них находилась на территории современной Словакии. Мы не знаем, была ли у него семья и дети, какое у него было образование и воспитание. Не установлена даже примерная дата его рождения, точная причина его смерти также неизвестна. Примерно в это же время на западной моравской границе появилось новое государство — Восточно-Франкское королевство.

Оно появилось в результате раздела мощной Франкской империи, которая в период своего расцвета занимала большую часть территории современной Европы. До этого момента франки и славяне сосуществовали относительно мирно — сторонам удавалось избегать крупных войн, а германские священники помогали распространять христианскую веру на территории Моравии. Раздел Франкской империи по Верденскому договору 843 года. Согласно ему, земли были разделены между тремя родными братьями, внуками Карла Великого. Источник Wikipedia Однако после раскола ситуация изменилась.

Он считал князя Великой Моравии своим вассалом, поэтому начал немедленно вмешиваться в её внутренние дела.

По данным последних исследований, это событие следует датировать 882—884 гг. Традиция подчеркивает совместное участие в этом акте князя и его дружины. Мефодий дал Борживою священника по имени Кайх, которого князь и дружина «посадили» statuunt в крепости «Градец», где был заложен храм св. Климента [55] вероятно, в личной княжеской резиденции. Затем, однако, «весь чешский народ» populus cunctus Воеmorum , обвинив князя в отказе от «отцовских нравов», согнал его с княжеского престола, так что Борживой был вынужден уйти в Моравию [56]. Сопоставление сообщений «Легенды» с данными археологических раскопок в Пражском граде и его округе позволило Д. Тржештику раскрыть значение последующих событий, связанных с возвращением Борживоя к власти и утверждением христианства. Борживой вернулся на трон, опираясь на военную поддержку Святополка, и произвел переворот в традиционном политическом строе.

Место племенных собраний, на котором стоял княжеский трон, было окружено каменными стенами, став территорией княжеской крепости — Пражского града. Из рук племенного собрания власть перешла в руки князя и его дружины — ядра формирующегося господствующего класса раннефеодального общества. Еще до строительства града в этом месте — центре политической жизни чехов Борживоем был поставлен храм девы Марии [57]. Таким образом, не только принятие христианской религии осуществлялось по инициативе и в интересах господствующего класса, но и само ее окончательное утверждение оказалось возможным лишь тогда, когда господствующий класс сосредоточил в своих руках полноту власти. Описанные перемены касались в 80-х годах IX в. Мы не знаем, как и когда крестились другие князья — современники Борживоя. Возможно, христианство пришло на другие земли в Чешской долине лишь после их объединения под властью Пржемысловцев — преемников Борживоя в первой половине X в. С принятием христианства из Моравии территория Чехии вошла в сферу юрисдикции архиепископа Мефодия, и здесь также началось распространение культурных традиций славянской письменности, сложившихся на великоморавской почве. Вскоре, однако, положение изменилось.

В 895 г. В сфере церковной это означало переход чешских земель в юрисдикцию епщжоцстэа в Регенсбурге Бавария [58]. Чехия образовала в рамках этого диоцеза особый округ во главе с архипресвитером. С этим событием следует связывать приход в Чехию баварского духовенства, принесшего с собой, в частности, культурное влияние Регенсбурга — крупного центра позднекаролингской культуры. С объединением чешских земель под властью Пржемысловцев и укреплением международных позиций Древнечешского государства чешским правителям удалось добиться в 70-х годах X в. В этом решении вопроса несомненно проявилось стремление империи сохранить контроль над церковными делами в Чехии, а следовательно, и возможность вмешательства в ее политическую жизнь. Из-за противодействия империи закончилась неудачей попытка князя Бржетислава I в конце 30-х годов XI в. В документе 976 г. В сочетании с сообщением хрониста Козьмы Пражского, что некогда в Моравии был епископ Врацен, это явилось основанием для ряда гипотез о возникновении и исторических судьбах этого моравского епископства.

Если оно во второй половине X в. Особенности исторического развития Чехии заключались в длительном сосуществовании традиций латинской образованности, принесенных прежде всего баварским духовенством, с традициями славянской письменности, принесенными великоморавским духовенством. Не случайно в рассказе о Кирилле «Легенды Кристиана» центральное место занимало сообщение, как папа разрешил ему богослужение на славянском языке [63]. Во второй половине XI в. Поддержку в атом монахам оказывал князь Вратoслав, который в конце 70-х годов XI в. Лишь в самом конце XI в.

Поэтому Великая Моравия искала защиту в Византии, которая могла предложить военную помощь и защиту от врагов. Кроме того, Восточная Франкская империя, находившаяся на западе, представляла военную угрозу для Великой Моравии. Империя стремилась расширить свою власть на восток и включить Великую Моравию в свои владения. Чтобы противостоять этой угрозе, Великая Моравия обратилась к сильной военной силе Византии. Таким образом, военная угроза со стороны своих соседей привела Великую Моравию к поиску союза с Византией. Этот союз позволял ей получить военную помощь и защиту от внешних врагов, что сыграло важную роль в укреплении и развитии государства. Политические союзы и соперничество Влияние соседних государств на Великую Моравию было неизменным и значительным. В силу своего географического положения, Великая Моравия находилась в стесненном пространстве между Восточной Францией, Восточной Германией и Византийской Империей. Соседство с такими мощными государствами создавало необходимость в построении политических союзов и соперничестве для сохранения своей независимости. Великая Моравия стремилась к поддержке и защите от Византийской Империи и Восточной Германии, которые были в состоянии влиять на внутренние дела государства. Одним из ключевых моментов воздействия соседних государств на Великую Моравию была Византийская Империя. Велякие Моравы входили в сферу влияния Византийской Империи и поддерживали тесные политические и культурные связи. Стремление Великой Моравии к военному и политическому союзу с Византийской Империей позволяло ей повысить свою собственную военную мощь и защитить себя от возможных атак со стороны Восточной Германии. Однако, нельзя не отметить и наличие соперничества между Великой Моравией и Византийской Империей. Византия стремилась контролировать Великую Моравию и использовать ее в качестве союзника в борьбе против Восточной Германии. Однако Великая Моравия также проявляла стремление к самостоятельности и объединению славянских племен под своим флагом. Соседство с Восточной Германией: Восточная Германия довольно активно вмешивалась во внутренние дела Великой Моравии и даже проводила военные экспедиции против нее. Обратившись в Византию, Великая Моравия нашла союзника и смогла успешно противостоять Восточной Германии. Во время реформ хазарского каганата в Великой Моравии также произошел конфликт с Восточной Германией, который примирился только через судебник Великой Моравии. Благодаря своему союзу с Византией, Великая Моравия получила значительные выгоды, включая поддержку военных операций и культурного обмена. Культурные обмены и образование Влияние соседства на Великую Моравию проявлялось не только в политической и экономической сферах, но и в культурном развитии и образовании. Соседство с Византией, которая была одной из крупнейших и самых развитых империй своего времени, сыграло важную роль в формировании культурного облика Великой Моравии. Византийская культура и образование были известны своим высоким уровнем развития. Византийские церкви служили не только религиозными, но и образовательными центрами. Многие школы и университеты на территории Византийской империи были известны своими учебными программами и преподавателями.

И идоша за морк к варягам, к Руси; сице бо тии звахуся Варязи Руь, яко се дркзии зовутся Свие,друзии же Урмане,Анъгляне,друзии Гъте,тако и си. Реша Руси Чудь,и Словени,и Кривичи вси:" земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет, да поидите княжить и володети нами. И изъбрашася 3 братья со роды своими, и пояша по собе всю Русь, и приидоша к Словеном первое,и срубиша городъ Ладогу, и седе в Ладозе старей Рюрик, а дру- гий, Синеус, на Беле -озере, а третий Избрьсте,Труворъ. И от техъ ва- рягъ прозвася Руская земля... Норманнская теория содержит в себе два общеизвестных пунк- та: во-первых, норманисты утверждают, что пришедшие варяги практически создали государство,что местному населению было не под силу; и, во-вторых,варяги оказали огромное культурное влияние на восточных сла- вян. Общий смысл норманнской теории совершенно ясен:скандинавы создали русский народ,подарили ему государственность,культуру,вместе с тем подчинив его себе. Хотя данное построение было впервые упомянуто составителем лето- писи и с тех пор на протяжении шести веков обычно включалось во все сочинения по истории России,общеизвестно,что официальное распростране- ние норманнская теория получила в 30-40-е годы XVIII века во времена "бироновщины", когда многие высшие должности при дворе были заняты не- мецкими дворянами. Естественно,что и весь первый состав Академии Наук был укомплектован немецкими учеными. Считается, что создали эту теорию немецкие ученые Байер и Миллер под влиянием политической обстанов- ки. Чуть позже эту теорию развил Шлетцер. На опубликование теории мгно- венно среагировали некоторые русские ученые, в особенности М. Ломо- носов. Надо полагать,что эта реакция была вызвана естественным чувс- твом ущемленного достоинства. Действительно,любой русский человек дол- жен был воспринять эту теорию как личное оскорбление и как оскорбление русской нации, в особенности такие люди, как Ломоносов. Именно тогда начался спор по норманнской проблеме. Загвоздка в том,что противники норманнской концепции не могли опровергнуть постулаты данной теории из-за того,что изначально стояли на неверных позициях, признавая дос- товерность летописного рассказа-первоисточника, и спорили лишь об эт- нической принадлежности славян. Норманисты упирали на то,что термином "русь" обозначались именно скандинавы,а их противники готовы были принять любую версию, лишь бы не дать норманистам фору. Антинорманисты готовы были говорить о литов- цах,готах,хазарах и многих других народах. Понятно,что с таким подходом к решению проблемы антинорманисты не могли рассчитывать на победу в данном споре. Как следствие, к концу XIX века явно затянувшийся спор привел к заметному перевесу норманистов. Количество сторонников нор- маннской теории выросло,а полемика со стороны их противников стала ос- лабевать. На ведущую роль в рассмотрении этого вопроса выдвинулся нор- манист Вильгельм Томсен. После того,как в России в 1891г. И хотя антинорманис- ты Иловайский, Гедеонов продолжали свою полемику,большинство предста- вителей официальной науки встало на норманистские позиции. В ученой среде установилось представление о произошедшей в результате опублико- вания работы Томсена победе норманистической концепции истории Древней Руси. Прямая полемика против норманизма почти прекратилась. Так, А. Пресняков полагал,что "норманистическая теория происхождения Русс- кого государства вошла прочно в инвентарь научной русской исто- рии" Пресняков А. Вильгельм Томсен о древнейшем периоде русской исто- рии. Также основные положения норманнской теории, т. Покровский и И. По мнению последнего на Руси "государс- тво образовалось путем завоеваний, сделанных Рюриком и особенно Оле- гом". Это высказывание как нельзя лучше иллюстрирует положение, сложив- шееся в русской науке в то время-на самом деле хуже не придумаешь. Надо отметить, что в XVIII- начале XX века западноевропейские ис- торники признавали тезис об основании скандинавами Древней Руси,но специально этой проблемой не занимались. На протяжении почти двух сто- летий на Западе было всего несколько ученых- норманистов, кроме уже указанного В. Томсена можно назвать Т. Положение изменилось лишь в двадцатых годах нашего столетия. Тогда к России,уже успевшей стать советской,резко возрос интерес. Это отразилось и на трактовании русской истории. Стало публиковаться множество работ по истории России. Прежде всего должна быть названа книга крупнейшего ученого А. Шахматова, посвященная проблемам происхождения славянства,русского народа и Русс- кого государства. Отношение Шахматова к норманской проблеме всегда бы- ло сложным. Объективно его труды по истории летописания сыграли важную роль в критике норманизма и подорвали одну из основ норманнской тео- рии. На основании текстологического анализа летописи,им установлен поздний и недостоверный характер рассказа о призвании варяжских кня- зей. Но вместе с тем он, как и подавляющее большинство русских ученых того времени,стоял на норманистских позициях! Он пытался в рамках сво- его построения согласовать противоречивые показания Начальной летописи и нерусских источников о древнейшем периоде истории Руси. Возникновение государственности на Руси представлялось Шахматову последовательным появлением в Восточной Европе трех скандинавских государств и как ре- зультат борьбы между ними. Здесь мы переходим к некой концепции,четко определенной и несколько более частной,чем ранее описанные. Итак,по Шахматову,первое государство скандинавов было создано пришедшими из-за моря норманнами-русью в начале IX века в Приильменье, в районе будущей Старой Руссы. Именно оно было "русским каганатом" ,известным по записи 839 года в Бертинских анналах. Отсюда в 840-е годы норманнская русь двинулась на юг, в Поднепровье, и создала там второе норманнское госу- дарство с центром в Киеве. В 860-е годы северные восточнославянские племена восстали и изгнали норманнов и русь,а затем пригласили к себе из Швеции новое варяжское войско,создавшее третье норманско-варяжское государство во главе с Рюриком. Таким образом, мы видим,что варяги-вто- рая волна скандинавских пришельцев-начали борьбу с ранее пришедшей в Восточную Европу норманнской русью;победило варяжское войско,объеди- нившее Новгородскую и Киевскую землю в одно варяжское государство,при- нявшее от побежденных киевских норманнов имя "Русь". Само название "Русь" Шахматов производил от финнского слова "руотси"-обозначения шведов и Швеции Пархоменко В. Из древнейшей истории восточного сла- вянства. C другой стороны,В.

Великая Моравия

В состав этой митрополии должны были войти владения кн. Коцела в Паннонии и В. После поражения кн. Ростислава в борьбе с Людовиком Немецким синод баварских епископов в нояб. Мефодия в самовольных действиях на территории чужого диоцеза и заключил его в тюрьму.

Управление церковными делами в Моравии, занятой войсками Людовика Немецкого, оказалось в руках баварского духовенства. Во время вспыхнувшего в В. Благодаря успешным действиям восставших и вмешательству папы Иоанна VIII , признавшего суд над равноап. Мефодием незаконным, он был освобожден и в 873 г.

Несмотря на предписание папы не совершать богослужения на слав. Мефодий продолжил прежнюю практику. О его пастырской деятельности как Моравского архиепископа сохранились немногие, достаточно отрывочные свидетельства, позволяющие определенно утверждать, что равноап. Мефодий боролся с пережитками языческих обычаев, прежде всего в среде княжеских дружинников.

Святополк и его дружинники, недовольные действиями св. Мефодия, предпочли нем. Они следовали практике каролингской Церкви, налагавшей менее суровые наказания, а также служили мессу на лат. Ободренные этим, нем.

Людовиком Немецким и отказывались повиноваться архиеп. Они обвиняли его в ереси, потому что Мефодий не признавал дополнения «и от Сына» Filioque , внесенного франк. Церковью в текст Символа веры. Кроме того, они выступали и против богослужения на слав.

Эти обвинения по адресу равноап. Мефодия кн. Святополк переслал в Рим. Споры были урегулированы во время поездки архиеп.

Мефодия и Вихинга в Рим весной 880 г. Мефодия, одобрил практику богослужения на слав. С пастырской деятельностью св. Мефодия был связан его перевод на слав.

Этот сборник церковных канонов, составленный Патриархом К-польским Иоанном III Схоластиком, должен был служить руководством при решении церковных дел на территории Моравской архиепископии. В годы правления кн. Святополка под его властью находился ряд соседних языческих народов, поэтому встал вопрос о христ. Достаточно ранняя и достоверная традиция говорит о крещении равноап.

Мефодием в нач. Посланный свящ. Кайх основал первый христ. Мефодием и его нем.

Уже в 881 г. Мефодий жаловался папе Римскому на неповиновение еп. В сер. Мефодия в том, что он отвергает текст Символа веры, принятый во франк.

Церкви, вводит правосл. Мефодий отлучил своих противников от Церкви. Мефодий скончался, назвав преемником своего ученика, мораванина Горазда. Вихинг, главный противник архиеп.

Мефодия, отправился в Рим и добился того, что с него было снято отлучение и он был восстановлен в епископском сане.

Шу- шарина,в настоящее время норманнская теория "... Современная буржуазная историография Древней Ру- си,с. К счастью,существовала и иная точка зрения,представленная,в частностности,Шаскольским:норманская теория- "...

Общее изложение норманской проблемы с позиций советской науки да- но в книге В. Автор заново подверг критическому анализу ар- гументацию норманистов,отметил все основные сведения источников,свиде- тельствующих о различных формах участия норманнов в формировании госу- дарства на Руси,но в то же время показал ограниченный характер этого участия в грандиозном процессе возникновения государства в Восточной Европе,явившимся результатом многовекового общественного развития вос- точных славян. Вообще,в науке произошло то,что и должно было произойти:полемика советской науки с норманизмом стала перестраиваться,от борьбы с учены- ми построениями прошлого века начали переходить к конкретной критике ныне существующих и развивающихся норманистских концепций,к критике современного норманизма как одного из главных течений зарубежной науки К тому времени в норманистской историографии существовало четыре основных теории: 1. Теория завоевания:Древнерусское государство было,согласно этой теории,создано норманнами,завоевавшими восточнославянские земли и ус- тановившими свое господство над местным населением.

Это самая старая и наиболее выгодная для норманистов точка зрения,так как именно она до- казывает "второсортность" русской нации. Теория норманнской колонизации,принадлежащая Т. Именно он доказывал существование в Древней Руси скандинавских колоний. Норманис- ты утверждают,что варяжские колонии были реальной основой для установ- ления господства норманнов над восточными славянами.

Теория политической связи Шведского королевства с Русским го- сударством. Из всех теорий эта теория стоит особняком из-за ее фантас- тичности,не подкрепленной никакими фактами. Эта теория принадлежит так- же Т. Арне и может претендовать лишь на роль не очень удачной шутки,так как является просто выдуманной из головы.

Согласно ей,высший класс на Руси Был создан варягами и состоял из них. Создание норманнами го- подствующего класса большинством авторов рассматривается как прямой результат норманского завоевания Руси. Сторонником этой идеи был А. Он утверждал,что появление норманнов на Руси дало толчок к развитию государственности.

Норманны-необходимый внешний "им- пульс",без которого государство на Руси никогда бы не возникло. Чтобы доказать или,наоборот, опровергнуть ту или иную теорию из представленных,несомненно,нужны доказательства. Попробуем рассмотреть некоторые аспекты проблемы более подробно. Любой из приведенных ниже фактов,так или иначе связанный с темой варягов на Руси,играет на руку антинорманистам и каждый из них доказывает несостоятельность норманс- кой теории.

Например,происхождение и значение термина "русь". Филологи из Ев- ропы-Экблом,Стендер-Петерсен,Фальк,Экбу,Мягисте,а также историки Паш- кевич и Дрейер пытались утвердить и укрепить построение,согласно кото- рому "русь" происходит от "руотси"-слова,котором финны называют шведов и Швецию. Пашкевич говорил,что "русь" - норманны из Восточной Евро- пы. Против этих построений выступал Г.

Вернадский,говоривший о том ,что термин "русь" имеет южнорусское происхождение,и что "рукхс" -аланские племена южных степей середины I тысячелетия нашей эры. Слово"русь" обозначало существовавшее задолго до появления варягов сильное полити- ческое объединение Русь,совершавшее военные походы на побережье Черно- го моря. Если обратиться к письменным источникам того времени-визан- тийским,арабским,то можно увидеть,что они считают русь одним из мест- ных народов юго-восточной Европы. Также некоторые источники называют его ,и это особенно важно,славянами.

Отождествление понятия"русь" и "норманны" в летописи,на которое упирали норманисты,оказалось поздней- шей вставкой. Похожее положение и у другого основного пункта норманнской тео- рии-происхождения слова "варяги". Среди разнообразных гипотез есть и такая,которая предполагает не скандинавское происхождение этого терми- на,а русское. Еще в XVII в.

Герберштейн проводил параллели между име- нем "варяги" и названием одного из балтийских славянских племен-вар- гов. Эта идея была развита Ломоносовым,позже-Свистуном. Общий смысл их гипотез сводится к тому,что "варяги"-это пришельцы из балтийских зе- мель,которые нанимались на службу к восточнославянским князья. Если ис- ходить из правильности этих гипотез,становится непонятным,откуда в ле- тописи взялось слово "варяги".

Понятно,что искать его в скандинавских сагах совершенно бессмысленно. Более пятидесяти ученых на протяжении двух веков занималсь проб- лемой скандинавских заимствований в русском языке. Норманисты хотели показать,что многие предметы и понятий в русском языке имеют сканди- навское происхождение. Специально для этого шведский филолог К.

Терн- квист проела огромную работу по поиску и отсеивания из русского языка скандинавских заимствований. Результат был совершенно неутешителен. Все- го было найдено 115 слов,абсолютное большинство из которых-диалекты XIX века,в наше время не употребляемые. Лишь тридцать-очевидные заимс- вования,из которых только десять можно привести в доказательство нор- маннской теории.

Это такие слова,как "гридин","тиун","ябетник","брь- ковск","пуд". Такие слова,как"наров","сяга","шьгла"-употребляются в ис- точниках по одному разу. Вывод очевиден. Точно с таким же успехом иссле- дователь А.

Беклунд пытался доказать наличие на территории русского го- сударства скандинавских имен. Еще одна основа норманистского учения-скандинавская топонимика на территории Руси. Такие топонимы исследованы в работах М. Фарсмера и Е.

На двоих они выявили 370 топонимов и гидронимов. Но в то время на исследованной территории было 60.

Кроме того, непоследовательность и неспособность правителей Великоморавской державы поддерживать стабильность и сильную армию также стали факторами падения державы. Внешние угрозы со стороны соседних государств, таких как Венгрия и Польша, только усилили кризис и разрушение Великоморавской державы. Таким образом, в конце IX века Великоморавская держава распалась на несколько меньших государств, в результате чего исчезла как самостоятельная политическая единица. Это событие имело серьезное влияние на историческое развитие региона и стало началом нового этапа в истории славянского народа. Влияние Великоморавской державы на Европу Великоморавская держава, существовавшая в IX-X веках на территории современной Чехии, Словакии и Австрии, оказала значительное влияние на Европу своего времени. Это было духовное и культурное центральное ядро Славянского мира, где цвела высокая искусственность и образованность.

Великоморавская держава сыграла важную роль в формировании христианства на Восточной границе Латинского Запада. Держава была одним из первых славянских государств, принявших христианство как государственную религию. Это послужило началом процесса христианизации Славянского мира и имело долгосрочные последствия для развития региона и всей Европы. Великоморавская держава создала свою систему письменности, называемую глаголицей, которая служила основой для развития славянской письменности вплоть до появления кириллицы.

Если при Моймире и Ростиславе основной задачей мораван было противостоять Людовику Немецкому и франкам, то при Святополке, племяннике Ростислава, держава уже занимает территорию Моравии, Словакии, Чехии, Лужиц, Паннонии, Малой Польши и часть словенских земель.

По своему характеру Великая Моравия не является централизованным государством, не имеет единой системы управления. Местные князья только формально подчиняются Святополку и платят ему дань, а по первому требованию правителя выставляют свои войска, вместе с тем каждое отдельно взятое княжество является достаточно самостоятельным. Церковь Моравии известно, что еще в 831 году несколько моравских князей приняли христианство была подчинена баварцам, которые укрепляли в стране политическое влияние франков, и не была опорой государственной власти. Князь Ростислав стремится к независимости; желая создать свой клир, он обращается за помощью в Константинополь с просьбой направить в Моравию епископа. В 863 году в Моравию прибыла христианская миссия, возглавляемая Константином и Мефодием.

С их именами связано становление славянского богослужения и развитие славянской письменности. Славянская миссия в Великой Моравии продолжалась двадцать один год. После смерти Мефодия 885 г. Моравская знать во многом продолжала сохранять языческие традиции, на которые латинская церковь смотрела снисходительно. Святополк изгоняет учеников Мефодия из страны, большинство из них находит пристанище в Чехии и Болгарии, куда и перемещается центр славянской культуры.

После смерти Святополка Великая Моравия стала распадаться. Постепенно отделились Паннония, Нитра, Чехия. Кроме того, на протяжении IX века на земли Моравии нападают кочевые племена мадьяр. В 907 году они полностью захватили Великую Моравию.

1. Великая Моравия – первое государство славян – История республики Подкарпатская Русь

3. Великая Моравия: а) Политическая история Великой Моравии В VII–VIII вв. славянское население бассейна р. Морава входило в состав Аварского каганата. раннее государство западных славян, сложилось на территории Южной Моравии в IX-X вв. Великая Моравия (или Великоморавская держава) — раннефеодальное[источник не указан 1231 день] славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на низменности Среднего Дуная. Если сравнивать славян Богемии и славян Моравии, то раннегосударственные процессы быстрее проходили у моравов, они создали Моравское княжество, которое переросло в Великоморавскую державу. раннее государство западных славян, сложилось на территории Южной Моравии в IX-X вв. Великая Моравия, её историческое и культурное значение.

Великая Моравия — славянское государство IX века. ФОТО

Первые государственные образования славян. Великая Моравия. славяне и славянские государства, славянские государства, 6 класс, западные славяне, южные славяне, Чехия, Моравия, Болгария, Польша. Великая Моравия стала первым крупным политическим объединением западных славян, обладавшим несомненными признаками раннефеодального государства. Великая Моравия оказала большое влияние на культурное развитие всего Славянского мира: здесь была создана первая славянская письменность и возник церковно-славянский язык[3]. Начало славянской письменности положила миссия святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Великую Моравию.

Содержание

  • Возникновение славянских государств
  • Ранние корни
  • Великая Моравия и Русь: исторические связи и культурное наследие
  • Великоморавская держава: исторический анализ и значение
  • Великоморавская держава
  • Крещение Великой Моравии - Радио "Град Петров"

Что значит Великоморавская держава?

Великоморавская держава и создатели славянской письменности сообщение Имeннo из Beликoй Mopaвии pacпpocтpaнилacь oнa пoзднee в Чexию и Пoльшy, a тaкжe в дpyгиe cлaвянcкиe гocyдapcтвa.
Великая Моравия, ее историческое и культурное значение, скачать djvu Великая Моравия – образованное в IX веке на территории современных Чехии, Венгрии, Польши, Словакии и (частично) Украины раннефеодальное славянское государство, просуществовавшее с 822 по 907 года.
Великая Моравия. Первое государство славян - Береста Первые государственные образования славян. Великая Моравия.
ВЕЛИКАЯ МОРАВИЯ Великая Моравия оказала большое влияние на культурное развитие всего Славянского мира: здесь была создана первая славянская письменность и возник церковно-славянский язык[3].
Что такое Великоморавская держава: история создания и значение для Европы Великая Моравия – первое крупное славянское государство.

Что значит великоморавская держава

Ее абсида была ориентирована на восток, так же, как абсиды других одиннадцати храмов, открытых на этом месте. Каким же важным должен был быть город, если из найденных на территории всей бывшей Чехословакии фундаментов 24 кирилло-мефодиевских храмов половина из них — как раз здесь! Но не только фундаменты храмов свидетельствуют о богатстве города. Если в других раскопах находили, самое большее, по шесть—семь мечей, то здесь обнаружили шестнадцать, я не говорю уже о многих других ценных находках — пряжках, застежках, скобах, орудиях труда, лодках. Среди них, может быть, самыми важными были «рыльца». Они служили для письма на табличках, покрытых воском. Насколько же распространенным среди жителей должно было быть умение писать и читать! Это было характерно: миссионеры с Востока были просветителями достаточно широких кругов, миссионеры же с Запада умение читать и писать не распространяли за пределы узкого круга церковников. Они пользовались латынью, непонятной для простого народа. Латынь стала языком, воспользуюсь выражением антропологов, определенного клана — мужского. Она не была языком ни детей, ни женщин.

Мы представляемся и говорим, что мы из Польши, и тут др. Йозеф Сольц, человек опытный в разного рода контактах, замечает, что мы можем не понять друг друга. Теперь директор музея не опасается непонимания. Он сообщает нам, что у него очень хорошие отношения с православным владыкой — архиепископом Пражским и Чешских земель Христофором. Реконструкция древней базилики Др. Сольц ведет нас к месту, где находилась когда-то абсида базилики. Она была пуста. Доцент Кланица считает, что в этом достойнейшем месте мог быть похоронен святой Мефодий. В могиле нашли золотую пуговицу. Ее изготовил не местный ремесленник.

Она вышла из византийской мастерской. Где тело святого Мефодия? Может быть, когда наступили времена гонений на учеников святых братьев Кирилла и Мефодия, его спрятали, как реликвию, в каком-нибудь из монастырей на Дунае. Это одно из предположений ученых. На праздник приезжает больше всего болгар, в прошлом году приехало целых двенадцать автобусов. Всегда присутствует посол Болгарии в Чехии. Последний раз прибыли даже президент Болгарии с супругой. День 24 мая для болгар — праздник их письменности, самый важный праздник их культуры. Болгары, наверное, более всего из славянских народов чувствуют себя наследниками миссии святых из Салоник. Это в их земли из государства Великоморавского убежало большинство учеников святых Кирилла и Мефодия, среди них и святые Наум и Климент.

Около 200 учеников вынуждены были оставить враждебную для них после смерти Мефодия 885 г. Уже в 871 г. Поскольку в том году, поддерживаемый своими немецкими покровителями, к власти пришел Святополк. Он ослепил Ростислава и выдал его франкам. Мефодий Кирилла уже не было в живых, он умер двумя годами ранее в Риме за время своего пребывания архиепископом 875—885 гг. Он вышел на свободу благодаря вмешательству епископа Рима. Сольц двадцать раз ездил в Рим, в город, в котором почил святой Кирилл, и всегда на свои деньги.

Однако Растислав, отсидевшись в укреплении, перешел в контрнаступление и выгнал войско Людвика. Чтобы получить поддержку против этого короля Растислав установил контакт с византийским императором Михаилом III, которого попросил также выслать миссионеров для объяснения населению сущности христианской веры. Он стремился к созданию в Моравии местного духовенства, подчиненного непосредственно князю. Они знали славянский язык, а Константин составил особый алфавит, отвечающий структуре звуков славянской речи. В 864 г. Людовик Немецкий вновь вторгся с войском на территорию Моравии и на этот раз вынудил Растислава признать его зависимость от Франконии. Впрочем моравский князь верности Людвику не хранил. При этом Растислав еще и вступил в конфликт со своим племянником Святополком, который управлял Нитранским княжеством на правах удельного князя. В 869 г. В 870 г. Моравский князь был ослеплен в Регенсбурге, а Святополк уже на правах франкского вассала стал править в Моравии. Однако в 871 г. Карломан посадил Святополка в темницу, объявил Моравию частью Восточной марки, передав управление ею графам Енгелшалку и Вильгельму. Мораване против наместников восстали и, считая, что Святополка уже нет в живых, избрали князем его родственника Славомира. Тогда Карломан пошел на сговор со Святополком, выпустил его из заключения и послал в Моравию. Тот однако уничтожил баварские гарнизоны в Моравии. В 872 г. В 874 г. Святополк присягнул на верность королю и обязался платить трибут, то есть определенные суммы денег за сохранение мира. Но фактически Людовик примирился с независимостью Моравии, а после его смерти держава Святополка достигла наибольшего расширения своей территории. В его государство входили Моравия, Западная Словакия, Чехия, сербские племена по р. Сала, сербы лужицкие, силезские племена, висляне Краковской земли, славяне Паннонии. Но государство не было централизованным и не имело единой системы управления.

Кроме того, на протяжении IX века на земли Моравии нападают кочевые племена мадьяр. В 907 году они полностью захватили Великую Моравию. Это привело к политическому разъединению чехов и словаков. Чехия стала развиваться как самостоятельное государство, а Словакия вошла в состав вновь возникшего венгерского государства. Чехия сегодня — это парламентская республика, которая появилась в 1993 году, когда произошло разделение Чехословакии на два отдельных государства. Современная Чехия отличается весьма высоким уровнем жизни, что, учитывая довольно бедственное положение экономики после развала социалистического лагеря, очень хороший показатель. Спасли чешскую экономику своевременные реформы, которые, несмотря на недостатки, смогли дать ей необходимый толчок. В 2004 году Чешская Республика была принята в состав Европейского союза. Шенгенское соглашение, подписанное страной, упразднило пограничный контроль начешских границах. Жители всех стран-участниц этого соглашения могут посещать Чехию сегодня без оформления визы, равно как и жители Чехии могут без всяких проблем путешествовать по Европе. Чехия сегодня является крупным центром международного туризма благодаря огромному количеству архитектурных достопримечательностей и природных заповедников, а также лечебным и горнолыжным курортам. Ежегодно страну посещает огромное количество туристов практически из всех стран мира. Современная Чехия уверенно продвигается к позициям, которые занимала до начала Второй Мировой войны, когда чешская экономика была одной из лидирующих среди развитых стран. Этому способствует политика государства, направленная на двухстороннее сотрудничество с западными странами и развитие сферы услуг. Словацкая республика сегодня одно из самых юных государств Европы.

Спустя шесть лет близ современной Братиславы состоялось решающее сражение, в котором венгры победили. В 907 году Великая Моравия прекратила своё существование. Мадьяры стёрли Велеград с лица земли. Паннония стала центром нарождающейся Венгрии, а Нитранское княжество хоть и сохранило славянское население, но на тысячу лет подпало под власть мадьяр. Впоследствии на его территории зародится словацкая нация. Что же касается славянской литургии, то она постепенно сошла в этих краях на нет. Центр славянской книжности переместился сначала на Балканы, а затем на Русь. А центр западнославянской государственности переместился в Чешские земли, где возникло своё королевство. Вплоть до конца XI века там существовал Сазавский монастырь, где сохранялся славянский церковный обряд. Однако Чехия, как и Венгрия, в итоге стала католической, и славянская письменная традиция на долгие века уступила место латинской. Впоследствии она возродится, и новый чешский язык с латинской письменностью вберёт в себя элементы книжного языка, созданного Кириллом и Мефодием. Наследие Память о Великой Моравии сохранилась на карте. До сих пор восточная часть Чешской Республики называется Моравией. Эта земля периодически отпадала от Чешского королевства. В период развитого средневековья там образовалось своё маркграфство. Вплоть до начала ХХ века существовала возможность того, что мораване сформируют отдельную от чехов нацию. Этого не случилось, но жители Восточной Чехии до сих пор считают себя в первую очередь мораванами, и только потом — чехами. Ирония судьбы: рядом с Велеградом или, как минимум, одного из крупных центров того княжества родился тот, кто в 1918 году возглавил славянское государство на землях, где когда-то было ядро Великой Моравии. Это был первый президент Чехословакии Томаш Масарик. От его родного Годонина до Микульчиц — рукой подать. Такая вот государственная преемственность получилась. В современной Словакии особенно почитают Нитранское княжество, а вместе с ним — и Великую Моравию, отсылка к традициям которой есть даже в конституции страны. Оно и понятно: иного своего государства у словаков не было вплоть до ХХ века. Что же касается Чехии, то в её конституции указывается на преемственность по отношению к Чешскому королевству. Но и Великую Моравию там чтут как государство своих предков. Благо, для жителей востока страны — это самые что ни на есть подлинные пращуры. Так что Великая Моравия никуда не исчезла. У неё есть две наследницы, «старшая» из которых, Чехия, также веками сопротивлялась немецким государям, и в итоге отстояла независимость. Да и словаки, будучи в составе Венгрии тысячу лет, сумели отстоять своё славянство, опираясь и на традиции Великой Моравии. По-своему обязаны Великой Моравии и Россия, и Болгария, и Сербия, и другие славянские православные страны. Ведь не пригласи моравский князь Кирилла и Мефодия — славянский язык ещё долго мог не обрести письменность и на нём не могли бы читать молитвы. Вадим Трухачёв, историк Содержание.

Великая Моравия - первая в истории держава славян

Уделено внимание развитию славянской письменности, культуры. Для историков, филологов, археологов и всех интересующихся древней историей славян. Содержание Г. Некоторые итоги и перспективы изучения Великой Моравии Й. Вклад чехословацкой археологии в изучение истории Великой Моравии Ю. Великая Моравия в русской дореволюционной историографии Г. Великая Моравия в советской историографии П. Великая Моравия — территория и общество Л.

Великая Моравия в русской дореволюционной историографии. Великая Моравия в советской историографии. Великая Моравия — территория и общество.

Государство и держава мораван К вопросу о месте Великой Моравии в политическом и социальном развитии Европы. Развитие форм поселений в Великой Моравии.

Экономическая и политическая жизнь В.

Важнейшие из них: Старе-Место у г. Угерске-Градиште, Микульчице у г. При археологических раскопках здесь обнаружены остатки храмов, жилых построек, обширные кладбища, где найдены многочисленные украшения, предметы обихода и др.

Первым исторически известным князем В. Нитранское княжество 833 , при нём началось распространение христианства. Правление преемника Моймира Ростислава 846—870 было временем усиления В.

В пластах, относящихся к великоморавской эпохе, находят множество крестиков и наконечников с изображением священников и крестов, позолоченный мощевик, выполненный в виде богослужебной книги. Храмовые постройки свидетельствуют о распространении христианства в Моравии из разных стран Европы. В частности, из Баварии, а также Адриатики и Далмации. Предпосылками возникновения Великоморавского государства стали усилившийся процесс феодализации и необходимость обороны от германских племен, которые стремились захватить восточные территории Европы. Земли Моравии постепенно разрастаются.

Если при Моймире и Ростиславе основной задачей мораван было противостоять Людовику Немецкому и франкам, то при Святополке, племяннике Ростислава, держава уже занимает территорию Моравии, Словакии, Чехии, Лужиц, Паннонии, Малой Польши и часть словенских земель. По своему характеру Великая Моравия не является централизованным государством, не имеет единой системы управления. Местные князья только формально подчиняются Святополку и платят ему дань, а по первому требованию правителя выставляют свои войска, вместе с тем каждое отдельно взятое княжество является достаточно самостоятельным. Церковь Моравии известно, что еще в 831 году несколько моравских князей приняли христианство была подчинена баварцам, которые укрепляли в стране политическое влияние франков, и не была опорой государственной власти. Князь Ростислав стремится к независимости; желая создать свой клир, он обращается за помощью в Константинополь с просьбой направить в Моравию епископа.

1. Великая Моравия – первое государство славян – История республики Подкарпатская Русь

Великая Моравия стала колыбелью славянской культуры не случайно. Этому способствовал довольно высокий уровень развития экономики славянских княжеств, входивших в ее состав, который позволял успешно противостоять духовной и военной экспансии немецких феодалов. Таким образом, старославянский язык несколько отличался от местного славянского диалекта Великой Моравии, который был родоначальником более поздних диалектов, на которых говорили в Моравии и Западной Словакии. Великая Моравия также сыграла важную роль в историческом развитии Европы IX века и в целом Учебник МГУ, Том 1, Чехия, Польша, Болгария. Великая Моравия, расположенная в Центральной Европе, была одним из главных политических и культурных центров региона в IX-X веках.

Первые славянские монархии на северо-западе Европы

По своему характеру Великая Моравия не является централизованным государством, не имеет единой системы управления. Великая Моравия считается первым славянским государством, оказавшим большое влияние на культурное развитие всего славянского региона: здесь была создана первая славянская письменность и возник церковно-славянский язык. В 830-х гг. кн. Моравии Моймир I (см. Моймировичи) присоединил к своим владениям земли кн. Нитранского Прибины. 3. Великая Моравия: а) Политическая история Великой Моравии В VII–VIII вв. славянское население бассейна р. Морава входило в состав Аварского каганата. История и легенды - Великая Моравия - первое славянское государство на территории Чехии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий