Значение кровавого воскресенья 9 января 1905 года

На календаре уже 1 февраля, а мы, вспоминая исторические даты открывающего год месяца, до сих пор не упомянули о 9 января 1905 года (по старому стилю), навеки вошедшем в учебники и хроники под именем «Кровавого воскресенья». Массовые выступления начались после «кровавого воскресенья» 22 января 1905-го, когда царские войска расстреляли мирную демонстрацию рабочих в Санкт-Петербурге. " Кровавое воскресенье " 9 января 1905 г. было спланированной провокацией и стало началом " первой русской революции ", на разжигание которой, пользуясь русско-японской войной, мировая закулиса бросила огромные деньги. «КРОВАВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ» 1905, принятое в историч. и публицистич. литературе название событий 9(22) янв. в С.-Петербурге. 22 января (9 января по старому стилю) 1905 года в Санкт-Петербурге была расстреляна демонстрация, состоящая из нескольких тысяч рабочих. Этот день с тех пор именуется «Кровавым воскресеньем».

Предыстория событий (будущие участники «Кровавого воскресенья»)

  • Основные причины
  • Прямые эфиры
  • Комментарии в эфире
  • Кровавое воскресенье: предпосылки, ход событий и итоги
  • Кровавое воскресенье кратко

Как святой царь устроил «Кровавое воскресенье»

Я убежден, что нас расстреляют». К документальной истории «Петиции» 9 января 1905 года. В петицию Государю Гапон включил набор стандартных, но заведомо невыполнимых либеральных требований, но рабочие их не понимали, зато живо реагировали на лозунги «Свобода! Стоит сказать о том, что благоприятное впечатление, полученное мной из нашей вчерашней беседы с лидером движения, резко изменилось после того, что я увидел. Потом, призывая народ к большой демонстрации в воскресенье, Гапон прочитал петицию, которую собирался представить царю на следующий день.

Основные требования: политическая амнистия, созыв Учредительного собрания, всеобщее избирательное право, отделение Церкви от государства, отмена косвенных налогов, передача земли народу и отмена института фабричных инспекторов - представляли собой странную смесь известных либеральных и других самых наивных и заведомо невыполнимых требований. Отец Гапон сделал попытку объяснить некоторые наиболее невнятные фразы, но было видно, что толпа не понимает значения петиции и энтузиазм, с которым она встречала чтение, был почти болезненным: они выглядят как люди, находящиеся в гипнотическом трансе. Прочитав ее, Гапон поднял свою руку и заставил мужчин поклясться, что они придут в воскресенье на место сбора во всеоружии. Он лично написал письмо министру внутренних дел, поклявшись своей жизнью и жизнью своих сторонников, что царь вне опасности.

За свою собственную свободу Гапон не опасается: полиция боится, а рабочие в настоящий момент обладают огромной властью. Они способны взорвать любой завод и положить конец военной промышленности в России на долгие годы. Когда я спросил у него, что он будет делать, если царь не выйдет, он заявил, что они будут ждать. Он не оратор и, по-видимому, человек со средними умственными способностями и образованием.

Секрет влияния на массы кроется, скорее всего, в способности апеллировать к эмоциям, утверждения, что Гапон является агентом-провокатором, кажутся невероятными, хотя в его карьере были моменты, говорящие об обратном». Гарольд Вильямс, британская газета «Manchester Guardian» , 8 января 1905 года 3. И о Гапоне, и о готовящейся демонстрации многие члены царского правительства узнали лишь вечером накануне событий «Впервые, вечером 8-го января, меня пригласил министр внутренних дел кн. Святополк-Мирский … Я застал в приемной … градоначальника генерала Фулона, товарища министра Трепова, начальника штаба войск гвардии и Петербургского округа генерала Мешетича.

Пётр Дмитриевич Святополк-Мирский. Министр внутренних дел Российской империи 26 августа 1904 — 18 января 1905 гг. Все совещание носило совершенно спокойный характер. Святополк-Мирский ответил мне, что он думал первоначально совсем не «тревожить» меня, так как дело вовсе не имеет серьезного характера, что еще в четверг, на его всеподданнейшем докладе было решено, что Государь не проведет этого дня в городе, а выедет в Гатчину, полиция сообщит об этом заблаговременно рабочим, и, конечно, все движение будет остановлено и никакого скопления на площади Зимнего дворца не произойдет.

Ни у кого из участников совещания не было и мысли о том, что придется останавливать движение рабочих силою, и еще менее о том, что произойдет кровопролитие. Витте … в понедельник, уже после всего происшедшего, … подтвердил мне, что не имел никакого понятия о готовившейся демонстрации и о принятых против нее мерах, резко осуждал распоряжения министра внутренних дел и не раз произнес фразу: «расстреливать беззащитных людей, идущих к своему Царю с его портретами и образами в руках, — просто возмутительно, и кн. Святополк-Мирскому необходимо уйти; так как он дискредитирован в глазах всех». На мое замечание, что князь состоит с ним в самых близких отношениях и неужели же он не говорил с ним о готовившемся событии, так же как он не говорил ранее и со мною, — Витте ответил мне, обращаясь ко всем присутствовавшим при нашем разговоре, что он не виделся с министром внутренних дел более недели перед событием и решительно не знал ничего.

Говорил ли он правду или, по обыкновению, желал просто сложить с себя ответственность за печальный результат, — я сказать не могу». Из моего прошлого. Воспоминания 1903-1919 гг. Тома I и II.

Париж, 1933 4. Гапона решили арестовать и… не арестовали «8 января вечером совещание у министра внутренних дел — В. На деле, как известно, Гапон арестован не был, а некоторые рабочие группы все же проскочили до ближайших к Зимнему дворцу пунктов города, причем к этим группам по дороге присоединилась разношерстная толпа простых обывателей, примкнувших к ним из любопытства. Причина оставления Гапона на свободе совершенно анекдотична.

Понимая, что вся его затея с подачей петиции неизбежно станет известной полиции до ее осуществления, Гапон, пользуясь своей близостью к Фулону, так сказать, заранее обеспечил себе свободу, и притом весьма своеобразным способом. Явившись к Фулону и, вероятно, указав ему на то, что у него много врагов, которые желают его погубить, он взял с него честное слово, что он не будет им арестован, что бы про него ни доносили, так как он работает на пользу страны. Фуллон, слепо веривший Гапону, слово это ему дал. Однако Гапон и этим не удовольствовался.

Говорить со всеми на «ты» было вообще привычкою Гапона. Почему солдатское честное слово крепче других — неизвестно, но очевидно, что так на него смотрел и Фулон, ибо, давши его, он затем уже счел невозможным его нарушить … , очевидно совершенно не подозревая, что, исполняя данное им слово, он одновременно нарушает данную им присягу. Во всем этом деле было, однако, что-то вообще роковое, ибо, казалось бы, чего проще было Фулону, получив распоряжение об аресте Гапона, объяснить Мирскому, что ему это неудобно и что посему это надлежит поручить кому-либо другому». Черты и силуэты прошлого 5.

Организаторы рабочей демонстрации думали, где бы достать оружие «Это было последнее совещание Гапона и его сотрудников. Лица горят. Глаза сверкают. Движения решительные, порывистые.

Мысли выбрасываются и как бомбы взрываются — двумя-тремя словами выражая и освещая целые идеи. Это особенно выражается Гапоном. Он не садится и в беспрерывном движении. Лучше короткое временное страдание, при операции, чем вековая боль.

Самодержавие и связанное с ним народное представление о «царе-батюшке» должны потонуть в крови, пролитой царем и его кликою. На чьи головы падет кровь невинных — рассудит время, а они докажут честность и чистоту своих намерений завтра, шествуя во главе отделов и безоружные, без ропота, разделят общую судьбу. Пусть будет так! Гапон говорит, что чуда он не ожидает, но на всякий случай будет иметь при себе два флага — белый и красный для общего сигнала: белый будет обозначать, что чудо свершилось — царь примет; красный же — как призыв к оружию и полная свобода действий для всех революционных партий, с которыми он условился, что они будут пассивны до последнего момента.

Загорается вопрос, где же добывать оружие после сигнала? Кто-то рекомендует арсенал Петропавловской крепости; другой оружейные магазины, и вопрос гаснет — дело само покажет. Гапон сообщает, что обещание с. Первоначальную помощь раненым им, Гапоном, предложено организовать В.

Карелиной из женщин — членов «Собрания»; они будут иметь повязки на рукавах и будут снабжены бинтами для перевязок». От начала до конца с Гапоновской организацией.

Необходимо народное представительство, необходимо, чтобы сам народ помогал себе и управлял собой. Ведь ему только и известны истинные его нужды. Не отталкивай его помощь, повели немедленно, сейчас же призвать представителей земли русской от всех классов, от всех сословий, представителей и от рабочих.

Пусть тут будет и капиталист, и рабочий, и чиновник, и священник, и доктор, и учитель, — пусть все, кто бы они ни были, изберут своих представителей. Пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания — и для этого повели, чтобы выборы в Учредительное собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов. Это самая главная наша просьба, в ней и на ней зиждется все, это главный и единственный пластырь для наших больных ран, без которого эти раны сильно будут сочиться и быстро двигать нас к смерти. Но одна мера все же не может залечить наших ран. Необходимы еще и другие, и мы прямо и открыто, как отцу, говорим тебе, Государь, о них от лица всего трудящегося класса России.

Необходимы: 1. Меры против невежества и бесправия русского народа. Меры против нищеты народной. Меры против гнета капитала над трудом. Увольнение рабочего не может состояться иначе, как с постановления этой комиссии.

Вот, Государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к тебе; лишь при удовлетворении их возможно освобождение нашей Родины от рабства и нищеты, возможно ее процветание, возможно рабочим организоваться для защиты своих интересов от наглой эксплуатации капиталистов и грабящего и душащего народ правительства. Повели и поклянись исполнить их, и ты сделаешь Россию и счастливой и славной, а имя твое запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена, а не повелишь, не отзовешься на нашу мольбу, — мы умрем здесь, на этой площади, перед твоим дворцом. Нам некуда больше идти и незачем. У нас только два пути: или к свободе и счастью, или в могилу... Что и послужило началом Первой Русской Революции.

А нынешние демократы России объявили кровавого царя, расстрелявшего тысячи мирных жителей Петербурга на дворцовой площади, святым! Более кощунственного акта в истории России еще не было. Так было ли воскресение 9 января 1905 года «кровавым» или же нет? Вот что говорит на эту тему интернет в серии статей о количестве жертв «кровавого воскресения»: Официальные цифры с самого начала были поставлены под сомнение общественностью. Говорили, что правительство сознательно скрывает количество жертв, чтобы уменьшить масштабы своего преступления.

Недоверие к официальным источникам информации порождало множество слухов. В первые дни появились сообщения о сотнях, тысячах и даже десятках тысяч жертв[12]. Эти слухи проникали в иностранные газеты, а оттуда в российскую нелегальную печать.

Раздался залп, и на землю повалились раненые. Затем рота повернулась вполоборота и дала второй залп. Толпа взвыла и бросилась бежать к Адмиралтейскому проспекту, а вслед за ней бросилась сотня казаков, избивая нагайками бегущих. Толпы отхлынули назад, количество раненых и убитых составило около 30 человек [90] [97].

Вскоре Дворцовая площадь и Адмиралтейский проспект были полностью очищены от демонстрантов [59]. На Невском проспекте[ править править код ] 9 января 1905 г. Кавалеристы у Певческого моста задерживают движение шествия к Зимнему дворцу. С 11 часов дня на Невском проспекте стал собираться народ. Группы рабочих, шедших из разных районов города, двигались к Зимнему дворцу и сливались в единую массу. В этом упорном движении вперёд чувствовалась огромная непреодолимая сила» [6]. К 2 часам дня весь Невский был запружен толпами рабочих и случайной публики, количество которой постоянно росло.

На выходе к Дворцовой площади толпу сдерживали отряды кавалерии, и весь участок Невского от Дворцовой площади до Мойки заполнился сплошной массой [98]. Задние ряды напирали на передние, и кавалерия с трудом сдерживала их напор [96]. В 2 часа дня на Дворцовой площади послышались залпы, и от Александровского сада на Невский стали выносить тела убитых и раненых. Мирное настроение толпы мгновенно переменилось. Спокойная до того толпа взорвалась яростью и негодованием [17]. В адрес военных понеслись крики и угрозы. Солдат ругали «палачами», «убийцами» [17] , « хунхузами » и «кровопийцами» [57].

В конные отряды со всех сторон полетели камни, палки и куски льда [59]. Толпа набрасывалась на отдельных военных и полицейских, отнимала у них шашки и подвергала жестоким побоям [92]. На Невском спонтанно образовалось несколько митингов. На них звучали призывы «К оружию! В проезжавший по Морской улице конный разъезд были произведены два выстрела из револьвера [59]. Для усмирения бушующей толпы на Невский и в прилегающие районы было выслано несколько воинских подразделений. Отряды конницы пытались разрезать и оттеснить толпу, но толпа каждый раз снова смыкалась.

Около 4 часов дня со стороны Морской на Невский вышла рота Семёновского полка [59]. Продвигаясь по проспекту, пехота оттесняла демонстрантов, но толпа не отступала, а сгущалась, бросая в солдат камни и палки и осыпая их проклятиями [59]. Некоторые демонстранты, приближаясь к военным, произносили речи и пытались агитировать солдат [94]. Командовавший отрядом полковник Н. Риман попытался прекратить агитацию, но был встречен градом оскорблений. Тогда полковник Риман со словами: «Вас, бунтовщиков, перестрелять надо! Кто-то упал раненым [94] , но толпа продолжала бушевать.

Тогда Риман выстроил роту на Полицейском мосту и, разделив её на две части, приказал открыть стрельбу [59]. Заиграл рожок, и один взвод произвёл два залпа вдоль набережной Мойки. На снегу остались тела убитых и раненых. Спасаясь от выстрелов, люди прыгали на лёд, но и там их настигали пули [92]. Затем рота повернулась, и два взвода произвели по два залпа по Невскому. После первого залпа толпа не расходилась, а некоторые рабочие подставлялись под пули и кричали: «Стреляйте, подлецы! После второго залпа толпа рассеялась, оставив на снегу десятки тел.

По свидетельству капитана Генштаба Е. Никольского, полковник Риман отдал приказ о начале стрельбы, не сделав никакого предупреждения, как это было установлено уставом [97]. Другим свидетелем действий войск у Полицейского моста стал русский поэт, художник и критик М. Волошин , вернувшийся утром 9 22 января из Москвы: Сани пропускали везде. И меня пропустили через Полицейский мост между шеренгами солдат. Они, в этот момент, заряжали ружья. Офицер крикнул извозчику: «Сворачивай направо».

Извозчик отъехал на несколько шагов и остановился. Но не было рабочих. Была обычная воскресная публика. Ну, стреляйте же! Рожок заиграл сигнал атаки. Я приказал извозчику двигаться дальше… Едва мы свернули за угол, послышался выстрел, сухой, несильный звук. Потом ещё и ещё [100].

Итоги дня[ править править код ] Всего за 9 января войсками были произведены залпы на Шлиссельбургском тракте, у Нарвских ворот, близ Троицкого моста, на 4-й линии и Малом проспекте Васильевского острова, у Александровского сада, на углу Невского проспекта и улицы Гоголя , у Полицейского моста и на Казанской площади [3]. По данным полицейских докладов и военных рапортов, стрельба во всех случаях была вызвана нежеланием толпы подчиниться требованию остановиться или разойтись [59]. Наэлектризованные агитацией, рабочие не слушали предупреждений и продолжали надвигаться на пехотные ряды даже после атак кавалерии [3]. Военные действовали согласно уставам , позволявшим открывать стрельбу в случае, если толпа не слушает предупреждений и подходит ближе известного расстояния [73]. В большинстве случаев военные делали предупреждения о стрельбе, однако в одних местах демонстранты их не слышали, в других не понимали их смысла, а в третьих не обращали внимания [94]. В течение дня в разных районах города было произведено несколько выстрелов в военных, однако эти выстрелы производились уже после нападения военных на толпу [86]. За день несколько военных были избиты, однако ни один военный не погиб [85].

Двое полицейских, убитых у Нарвской заставы, — Жолткевич и Шорников — были убиты залпами 93-го пехотного Иркутского полка, что подтверждается свидетельствами очевидцев [2] , данными полицейских докладов [59] и результатами вскрытия [94].

Англичанин спросил, почему войска убивают безоружных рабочих и студентов. Придворный ответил: «Потому что гражданские законы отменены и действуют законы военные.

Прошлой ночью его величество решил отстранить гражданскую власть и вручить заботу о поддержании общественного порядка великому князю Владимиру, который очень начитан в истории Французской революции и не допустит никаких безумных послаблений. Он не впадет в те ошибки, в которых были повинны многие приближенные Людовика XVI ; он не обнаружит слабости. Он считает, что верным средством для излечения народа от конституционных затей является повешение сотни недовольных в присутствии их товарищей.

Что бы ни случилось, он будет укрощать мятежный дух толпы. Стрельба у Генерального штаба. Кадр из фильма.

YouTube Николай II, согласно его собственному дневнику, отсутствовал в столице и о произошедшей трагедии узнал лишь после. Однако на следующий день он сразу же принял меры, отправив в отставку градоначальника Ивана Фуллона и министра внутренних дел Петра Святополка-Мирского. Кавалеристы задерживают шествие.

Такое положение вещей привело к необходимости принятия чрезвычайных мер для водворения порядка, и воинским частям пришлось действовать против огромных скопищ рабочих огнестрельным оружием». Спустя 10 дней с момента «Кровавого воскресенья» Николай II принял депутацию рабочих.

Провокация "Кровавое воскресенье" – начало "первой русской революции"

Кровавое воскресенье. Кратко говоря, 9 января 1905 года был произведен расстрел демонстрации, участниками которой стали около 140 тысяч представителей рабочего класса. 9 (22 по новому стилю) января 1905 г. в Санкт-Петербурге была расстреляна демонстрация, состоящая из нескольких тысяч рабочих. Этот день с тех пор именуется «Кровавым воскресеньем». Начало января ознаменовалось всеобщей политической стачкой. 9 января 1905 года: как это было Вряд ли найдётся в русской истории ХХ века более заскорузлый и более лживый миф, чем миф о «кровавом «воскресении». Дескать, собрался мирный простой русский народ к своему царю-батюшке, чтобы поведать тому правду о тяжкой.

Кровавое воскресенье: кто виноват в массовом расстреле митингующих

В исследовании предпринят источниковедческий анализ работы В.И. Ленина «Число убитых и раненых», в которой приводилась цифра 4 600, получившая впоследствии широкое хождение в советской историографии Кровавого воскресенья 9 января 1905 г. Что касается Кровавого воскресенья, то именно 9 января 1905 года стоит считать той точкой невозврата, после которой гибель Российской империи была предрешена. Утром 22 (9) января рабочие и члены их семей (около 140 тысяч человек) двинулись с иконами, хоругвями и портретами императора из различных отделов «Собрания», находящихся на окраинах, к центру города – Дворцовой площади.

Таблица: Кровавое воскресенье 1905 причины, события и итоги

Утром 22 (9) января рабочие и члены их семей (около 140 тысяч человек) двинулись с иконами, хоругвями и портретами императора из различных отделов «Собрания», находящихся на окраинах, к центру города – Дворцовой площади. Общее число жертв «Кровавого воскресенья» 1905 года: 129 погибших (умерших от ран) и около 300 раненых (это официальные данные того времени). "Кровавое воскресенье" 9 января 1905 г. было спланированной провокацией и стало началом "первой русской революции", на разжигание которой, пользуясь русско-японской войной, міровая закулиса бросила огромные деньги. Кровавое воскресенье 1905 года — это столкновение рабочих и военных в ходе шествия 9 (22) января 1905 года в Санкт-Петербурге. С 1870-х годов Россия переживала быстрое промышленное развитие. женщинами, детьми, стариками - двинулись к Зимнему дворцу для вручению коллективной Петиции о рабочих нуждах царю Николаю II. Кровавое воскресенье 1905 года (иное название «Красное воскресенье») — это расстрел мирной демонастрации в Санкт-Петербурге, организованной рабочими города из-за стачек на Путиловском заводе, и имевшее целью подать петицию царю Николаю II.

Как прошло "Кровавое воскресенье" и почему стало переломным моментом в истории

Повод — увольнение некоторых работников Путиловского завода. События кровавого воскресенья Стачка за несколько дней охватила всю столицу, парализовав ее работу. Мятеж получил массовость во многом благодаря «Собранию русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга». К 8 января, когда в мятеж было вовлечено боле 200 тысяч человек, было решено идти к царю, чтобы доставить ему «требования народа». Часть рабочих, вышедших в тот день на улицы, все еще сохраняла веру в царя. Демонстрация, шедшая к Зимнему дворцу, была вполне мирной. Люди несли портреты царя, хоругви.

В результате, по разным данным, в это воскресенье, получившее в народе название «кровавого», было убито, ранено и задавлено в толпе около 4,6 тыс. Один из высших начальников войсковых частей гвардии так комментировал сложившуюся ситуацию: «…Дворцовая площадь есть тактический ключ Петербурга. Если бы толпа ею завладела и оказалась вооружённой, то неизвестно, чем бы всё закончилось. А потому на совещании 8 21 января под председательством Его Императорского Высочества [петербургского генерал-губернатора великого князя Владимира Александровича] и было решено оказать сопротивление силою, чтобы не допустить скопления народных масс на Дворцовой площади и посоветовать императору не оставаться 9 22 января в Петербурге. Конечно, если бы мы могли быть уверены, что народ пойдёт на площадь безоружным, то наше решение было бы иное … но что сделано, того не изменишь». Трагические события 9 22 января 1905 г. По характеру революция 1905—1907 гг. Основные задачи революции: 1 свержение самодержавия и установление конституционной монархии; 2 решение аграрного и национального вопросов; 3 ликвидация феодально-крепостнических пережитков. Основные движущие силы революции: рабочие, крестьяне, мелкая буржуазия. Активную позицию в ходе революции занимал рабочий класс, который использовал различные средства в своей борьбе — демонстрации, стачки, вооруженное восстание. Ход революционных событий. Восходящий этап, январь — октябрь 1905 г. Началом революции стали события в Петербурге: всеобщая стачка и Кровавое воскресенье. Петиция была составлена членами «Собрания русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга» под руководством Г. Кровавое воскресенье всколыхнуло всю страну. В разных областях страны начались массовые беспорядки. Постепенно стачки и демонстрации приобретали политический характер. Основным лозунгом стал: «Долой самодержавие! В июне 1905 г. Крестьянство участвовало в революционных волнениях. Восставшие крестьяне крушили помещичьи имения, захватывали склады и хлебные амбары. Кульминация, наивысший подъем революции, октябрь — декабрь 1905 г.

Оно произошло в 9 января в Санкт-Петербурге на 10-й год царствования императора Николая II на фоне начавшейся годом ранее русско-японской войны. Основным событием того дня стало шествие столичных рабочих к Зимнему дворцу. Они планировали вручить Николаю II коллективную Петицию о рабочих нуждах, которая была подготовлена легальной организацией. Шествие возглавил священник Георгий Гапон.

Их движение к Зимнему дворцу было остановлено войсками. Стреляли боевыми патронами и были жертвы. С этим трагическим событием ничего общего не имеет в тот же день родившийся миф о «Кровавом воскресенье», миф, «убойная сила» которого многократно превзошла огневую мощь стрелявшей в тот день императорской гвардии. Этот миф, насквозь лживый, стал для русской истории одним из самых разрушительных. В отличие от иностранцев и инородцев мы, русские, не привыкли слушать о себе красивые сказки. Наш патриотизм с детства закаляется под назойливый галдёж о «татарском иге», «русском варварстве», «российской отсталости», «вековечном русском рабстве» и «тюрьме народов». Сфабрикованная из всей этой лжи и пошлости антирусская мифология в годы царствования императора Николая Второго прочно утвердилась в качестве идейного оружия буржуазно-масонского мирового порядка. Это тормозило построение в России развитого гражданского общества, которое отнюдь не было несовместимо с православно-монархической государственностью, претендующей на самодержавие, как самостоятельность власти от глобальной концептуальной власти. Однако именно она, эта государственность, была для «образованных классов» России предметом ненависти — ведь идеалом для них была повсюду утвердившаяся на Западе парламентская демократия, и принципиальная «невписываемость» России в «новый мировой порядок» была для них лишь следствием пресловутой «российской отсталости». Кто они — внутренние «бесы» Российской империи При внешнем могуществе Российской Империи её положение было трагично. Силы антигосударственные, антиправославные и антинародные осаждали её извне и изнутри. В тело России вошли бесы. Призраки революции стремились воплотиться, ради чего им нужна была живая плоть и кровь, нужна толпа, которую можно использовать, как таран, в борьбе за власть. С незапамятных времён в истории демагог шёл перед толпой к своим целям как правило, толпе неведомым. В России эту тактику «диалога с властью с позиции силы» впервые пытались применить декабристы, используя в качестве «массовки» обманутых ими солдат. В 1862 году явилась на свет сочинённая Чернышевским прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», грубая и примитивная провокация. Тогда никто не мог бы поверить, что этот бред станет для России предвестием исторической катастрофы. Автор прокламации вскоре был обезврежен, но «доброжелатели» к народу пришли и с тех пор в покое народ не оставляли. Первые попытки их «хождения в народ» не имели успеха: крестьяне их вязали и сдавали в полицию. Но тем временем шло раскрестьянивание деревенской бедноты, и это было «доброжелателям» на руку. Быстро росла армия российского пролетариата, и для «доброжелателей» она стала желанной добычей. Достоевский зорко подметил, по какому сценарию станет оно развиваться. В его романе «Бесы» «бунтуют шпигулинские» аналогично было и на Путиловском заводе , т. Но за их спинами шныряют бесовские тени «доброжелателей». А уж они-то знают, что выигрыш им обеспечен при любом исходе. Пойдёт власть трудящимся навстречу — проявит слабость, а значит, уронит свой авторитет. Не остановимся на достигнутом, ужесточайте требования! Позор и проклятье палачам! Экономическая борьба рабочих и государственное развитие фабрично-заводского законодательства вели совместное наступление на произвол работодателей. Контролируя этот процесс, государство пыталось сдерживать опасный для страны процесс радикализации растущего рабочего движения. Но в борьбе с революцией за толпу оно потерпело сокрушительное поражение. В первую очередь, потому, что власть отвернулась от народа, ещё при царе Александре III, подписавшем «указ о кухаркиных детях», который отсекал огромные массы талантливых людей от возможности реализовать свой потенциал, став грамотными. Это главная трагедия Российской Империи, проигравшей войну «за учебной партой» Японии, давшей во время Реставрации Мейдзи в 1863 году возможность получать образованию любому желающему. Роль же главной провокации здесь принадлежит событию, которое навсегда осталось в истории как «Кровавое воскресенье». Как готовилась провокация В январе 1904 года началась война России с Японией. На первых порах эта война, идущая на далёкой периферии Империи, на внутреннее положение России никак не влияла, тем более что экономика сохраняла обычную стабильность. Но едва лишь Россия начала терпеть неудачи, в обществе обнаружился к войне живейший интерес. Жадно ждали либералы новых поражений и посылали японскому императору поздравительные телеграммы. Радостно было вместе с «прогрессивным человечество» ненавидеть Россию! Ненависть к Отечеству приобрела такой размах, что в Японии стали относиться к российским либералам и революционерам как к своей «пятой колонне». В источниках их финансирования появился «японский след». На всё более дерзкие и кровавые дела шли эсеры-террористы, к концу 1904 года в столице развернулось забастовочное движение. Тогда же в столице революционерами готовилась акция, которой суждено было стать «Кровавым воскресеньем». Акция была задумана лишь на том основании, что в столице был человек, способный её организовать и возглавить — священник Георгий Гапон! Кто мог бы повести за собой невиданную дотоле толпу питерских рабочих, в большинстве вчерашних крестьян, как не любимый ими священник? И женщины, и старики готовы были идти за «батюшкой», умножая собою массовость шествия. Священник Гапон и «Собрание русских фабричных рабочих Санкт-Петербурга» Открытие Коломенского отдела «Собрания фабрично-заводских рабочих». Зубатов предложил создать рабочие союзы, тайно контролируемые полицией и властью. Эти союзы должны были организовывать забастовки и стачки, тем самым выяснять нужды рабочих, являться выразителями интересов рабочих, вместе с ними разрешать все законные требования и отсекать от рабочего движения подстрекателей и революционеров. Во главе союза рабочих был поставлен священник Г. К 1905 году «Собрание» насчитывало в столице и её окрестностях 11 отделов и около 20 тыс. Факт живейшего участия властей в учреждении этой рабочей организации выявляет ещё одну ложь — о бесправном положении рабочих. Именно из рук царской России получили рабочие долгожданную свободу собраний и взаимопомощи, возможность организации досуга и самообразования. При отделениях «Собрания» организовывались библиотеки и бесплатные лектории. Руководство «Собрания» успешно защищало права своих членов, отменяло незаконные штрафы и решения об увольнении. Осенью 1904 года у «Собрания» появился запасной капитал, при его отделениях были открыты потребительские лавки и чайные. Возникла мысль о широкой системе кооперации и дешёвых рабочих мастерских. Был выдвинут проект специального рабочего банка. Рабочие-члены «Собрания» ответили властям полной лояльностью. Это обстоятельство и решили использовать революционные провокаторы. Заверяя полицейских чиновников в преданности Царю, лидер «Собрания», священник церкви петербургской пересыльной тюрьмы Г. Гапон, возмечтавший стать народным вождём, начал в сотрудничестве с революционерами исподволь вести противоправительственную пропаганду и агитацию. В «Собрании» руководство было фактически захвачено революционерами, о чём не ведали рядовые участники «Собрания». Гапон был вынужден лавировать между противоборствующими силами, пытаясь «стоять над схваткой».

Гапон и его роль

  • Провокация "Кровавое воскресенье" – "первая русская революция"
  • «Кровавое воскресенье» 1905 года: как власть сделала революцию неизбежной
  • В январе 1905 года народ тоже жаждал диалога с властью
  • Символ Победы
  • Кратко про кровавое воскресенье 1905 года

Кровавое воскресенье

События 9 (22) января 1905 года в Санкт-Петербурге, известные также как «Кровавое воскресенье», или «Красное воскресенье»[6][7] — разгон шествия петербургских рабочих к Зимнему дворцу. Диспозиция войсковых частей в г. С.-Петербурге на 9 января 1905 год. У Нарвских ворот. Утром 9 января у Нарвского отдела «Собрания» на Петергофском шоссе собралось от 3 до 50 тысяч рабочих. Кровавое воскресенье многие историки называют реальным началом революции 1905-1907 годов. Предшествовавшие этому событию митинги рабочих обычно проходили довольно мирно.

9 января 1905 — провокация, ставшая историей

Основным событием того дня стало шествие столичных рабочих к Зимнему дворцу. Они планировали вручить Николаю II коллективную Петицию о рабочих нуждах, которая была подготовлена легальной организацией. Шествие возглавил священник Георгий Гапон. Причиной шествия стала забастовка, которая началась 3 января на Путиловском заводе и вскоре охватила ещё ряд предприятий.

Пусть живут и наслаждаются капиталисты — эксплуататоры рабочего класса и чиновники — казнокрады и грабители русского народа. Вот, что стоит перед нами, государь, и это-то нас и собрало к стенам твоего дворца. Тут мы ищем последнего спасения. Не откажи в помощи твоему народу, выведи его из могилы бесправия, нищеты и невежества, дай ему возможность самому вершить свою судьбу, сбрось с него невыносимый гнет чиновников.

Разрушь стену между тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой. Ведь ты поставлен на счастье народу, а это счастье чиновники вырывают у нас из рук, к нам оно не доходит, мы получаем только горе и унижение. Взгляни без гнева, внимательно на наши просьбы: они направлены не ко злу, а к добру, как для нас, так и для тебя, государь! Не дерзость в нас говорит, а сознание необходимости выхода из невыносимого для всех положения. Россия слишком велика, нужды ее слишком многообразны и многочисленны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. Необходимо народное представительство, необходимо, чтобы сам народ помогал себе и управлял собой. Ведь ему только и известны истинные его нужды.

Не отталкивай его помощь, повели немедленно, сейчас же призвать представителей земли русской от всех классов, от всех сословий, представителей и от рабочих. Пусть тут будет и капиталист, и рабочий, и чиновник, и священник, и доктор, и учитель, — пусть все, кто бы они ни были, изберут своих представителей. Пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания — и для этого повели, чтобы выборы в Учредительное собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов. Это самая главная наша просьба, в ней и на ней зиждется все, это главный и единственный пластырь для наших больных ран, без которого эти раны сильно будут сочиться и быстро двигать нас к смерти. Но одна мера все же не может залечить наших ран. Необходимы еще и другие, и мы прямо и открыто, как отцу, говорим тебе, Государь, о них от лица всего трудящегося класса России. Необходимы: 1.

Меры против невежества и бесправия русского народа. Меры против нищеты народной. Меры против гнета капитала над трудом. Увольнение рабочего не может состояться иначе, как с постановления этой комиссии. Вот, Государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к тебе; лишь при удовлетворении их возможно освобождение нашей Родины от рабства и нищеты, возможно ее процветание, возможно рабочим организоваться для защиты своих интересов от наглой эксплуатации капиталистов и грабящего и душащего народ правительства. Повели и поклянись исполнить их, и ты сделаешь Россию и счастливой и славной, а имя твое запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена, а не повелишь, не отзовешься на нашу мольбу, — мы умрем здесь, на этой площади, перед твоим дворцом. Нам некуда больше идти и незачем.

У нас только два пути: или к свободе и счастью, или в могилу...

Несмотря на имевшуюся информацию о мирном характере шествия, правительство не считало возможным позволить демонстрантам приблизиться к царской резиденции и объявило город на военном положении, выставив на пути рабочих вооружённые части полиции и регулярной армии. Группы манифестантов были слишком многочисленны и, натолкнувшись на заградительные кордоны, не смогли сразу прервать движение. По напиравшим демонстрантам был открыт огонь, началась паника. В результате, по разным данным, в это воскресенье, получившее в народе название «кровавого», было убито, ранено и задавлено в толпе около 4,6 тыс.

Один из высших начальников войсковых частей гвардии так комментировал сложившуюся ситуацию: «…Дворцовая площадь есть тактический ключ Петербурга. Если бы толпа ею завладела и оказалась вооружённой, то неизвестно, чем бы всё закончилось. А потому на совещании 8 21 января под председательством Его Императорского Высочества [петербургского генерал-губернатора великого князя Владимира Александровича] и было решено оказать сопротивление силою, чтобы не допустить скопления народных масс на Дворцовой площади и посоветовать императору не оставаться 9 22 января в Петербурге.

Провокатор Гапон: дальнейшая судьба священника В свете произошедших 9 января событий особого внимания заслуживает личность попа Гапона. В исторической литературе его принято называть провокатором, который тесно сотрудничал с царской охранкой. Священнику вменяют то, что он намеренно повел людей к Зимнему дворцу, чтобы спровоцировать расстрел и тем самым дать возможность царским войскам потопить в крови стремительно разрастающееся рабочее движение. При содействии эсера П.

Рутенберга, тоже принимавшего участие в демонстрации, он спрятался в доме писателя Максима Горького. В феврале 1905 г. Гапон в эмиграции После того как в октябре 1905 г. Николай II объявил амнистию всем, кто принимал участие в революционных выступлениях, Гапон вернулся в Россию, чтобы возобновить деятельность «Собрания». Параллельно он начал сотрудничать с полицией в качестве тайного информатора. Решение вести двойную игру стало для Гапона роковой ошибкой. Весной 1906 г.

Рутенберг готов за деньги сдать властям боевое ядро своей партии. Это было ложью, поскольку Рутенберг не владел такой информацией. Когда эсеры узнали о готовящейся провокации, они выманили священника якобы на деловую встречу и убили. В середине 1906 г. Полиция возбудила уголовное дело по факту убийства, но обвинение никому так и не предъявила.

Провокация "Кровавое воскресенье"

  • ПРАВДА О "КРОВАВОМ ВОСКРЕСЕНЬЕ"
  • Провокация "Кровавое воскресенье" – "первая русская революция"
  • По тысяче за год: в Госдуму внесли законопроект о выплатах за долгий брак
  • Кровавое воскресенье: предпосылки, ход событий и итоги
  • Лента новостей
  • Кровавое воскресенье – глупость и социальный расизм самодержавия

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий