Зеленые святки 2024

1 июня 2023 года проходит народный праздник Семик или Зелёные Святки и церковный день памяти благоверного великого князя Димитрия Донского. Цикл Зеленых святок состоял из нескольких обрядов: внесения в село березки, завивания венков, кумленья, похорон кукушки (Костромы или русалки). Семик (Зеленые святки) в 2024 году: история и традиции праздника. Немало православных календарных дат приходится на время пробуждения природы, в весенне-летний период.

Зеленые святки в 2022 году традиции: семик, обряды на Троицу

все традиции, обряды и гадания, что можно делать, а что нельзя? Время, когда существа с невероятной женской красотой и рыбьим хвостом устраивали гуляния на земле, называли Русалиями, или Зелеными святками. Приметы на Зеленые святки: Если во время Зеленых святок (Семик) погода ясная и солнечная, то на лето можно ждать хороших урожаев и благоприятных условий для жизни. XIX Всероссийский фестиваль фольклорно-этнографических коллективов "Зелёные Святки" собрал. Зелёные святки (по-другому Русальная неделя) – особые 7 дней в славянской культуре, знаменующие начало полноценного лета. Поверье гласит, что будто на срубе его в зеленую неделю на самом рассвете являются прекрасные русоволосые девицы и расчесывают себе волосы.

Зеленые святки: что строго запрещается делать 1 июня

зелёный цвет молодой травы и листвы отражает солнечные лучи и буквально освещает все. Замечали это первое покрытие Земли и деревьев? Католики в Зеленые святки торжественно объезжали поля и села верхом на конях, в состязательных играх выбирали «короля» («Краля») и «королеву» («Кралицу»). Зеленые святки. Зелёные святки (по-другому Русальная неделя) – особые 7 дней в славянской культуре, знаменующие начало полноценного лета.

Святки: что это за праздник, традиции и обычаи

Кстати, считалось, что Зеленые святки — это хорошее время для общения с умершими людьми. Поэтому девушки часто устраивали так называемые спиритические сеансы. Все это также связано с язычеством, ведь церковь таких действий не одобряет. В народе считалось, что на Зеленые святки у берегов появляются русалки — умершие девушки и дети. И несмотря на то, что многие обряды связаны с купаниями в водоеме, все же считалось опасным купаться в озерах и реках, потому что русалки могли утянуть на дно за собой. Защищали на Зеленые святки скот. Пастух приносил в дом два венка. Хозяйка вешала один венок на коровьи рога, а вторым она украшала свою голову. Затем совершались обрядные действия, которые, по поверью, должны были защитить здоровье скота. После обрядов венки прятали в хлеву до следующего года. Венок является неотъемлемым атрибутом данного праздника, поэтому обязательно девушки кидали свои венки на воду, гадая тем самым на суженого.

Очень много времени в этот день проводят девушки с парнями, давая им возможность и шанс сделать предложение руки и сердца. Многие обряды схожи с праздником Ивана Купала, ведь на Зеленые святки молодежь также прыгает через костер, купается ночью в водоемах, бьет друг друга ветками крапивы. Также молодежь устраивала импровизированные свадьбы. Парень и девушка называли друг друга «жених» и «невеста». Пара проходила все обряды, которые проходит пара, когда действительно женится. Кроме того, из соломы создавали чучела мужчины и женщины и оставляли их на ночь в хлеву, а на утро было принято спрашивать как прошла их ночь. Еще одной интересной традицией является приготовление пшеничных пирогов, которые как бы укутывали в свекольные и капустные листья. А еще была традиции, когда молодые девушки должны были собственными руками приготовить маленькие пирожки с мясной начинкой и бросить их в водоем, чтобы задобрить водяных духов. Считалось, что тогда русалки станут добрее и разрешат купаться в воде и не заберут на дно. Гадания на Зеленые святки На Зеленые святки большинство гаданий традиционно были связаны с любовной тематикой.

Девушки гадали десятками способов чтобы узнать, когда же встретится суженый и насколько хороший будет будущий муж. Гадания на суженого Девчата гадали на суженого, чтобы узнать когда именно он им встретится, каким будет по характеру.

У древних славян в широком смысле Зелёные святки объединяли период с Вознесения в некоторых местах с Преполовения до окончания проводов русалок перед Петровским постом. Однако пик празднования Зеленых святок всегда приходился с четверга-пятницы перед Троицей по четверг-пятницу после Троицы, поэтому в более узком смысле комплекс называют Троицко-семицкой неделей. Традиционно в представлениях наших предков Семик, так же как и Троица считался девичьим праздником. В это время девочек-подростков 12-13 лет; ибо 13 лет считался традиционным возрастом согласно нормам византийского права, когда на Руси девушка могла была быть выдана замуж принимали в компанию девушек и они могли «невеститься», гадать о суженом и принимать участие в осенне-зимних посиделках.

Молодые крестьянские девушки на Руси. Фото из интернета Молодые крестьянские девушки на Руси. Фото из интернета Так же в это время праздновали славянские Русалии - праздник в память умерших у древних славян, так называемые поминальные дни русальные дни или сам поминальный обряд праздновался за неделю до Троицы. О древности праздника свидетельствуют данные древнейшей из дошедшей до нас Лаврентьевской летописи около 1068 г. Во многих местах с этого дня в сёлах ставили берёзки и второе название праздника было «Троицкое дерево», по аналогии с праздником Майского дерева празднуемого издревле в западноевропейских странах, подробно описываемого мною в статье про исторические корни вальпургиевой ночи Мороженые песни30 апреля 2023 Девушки на семик традиционно девушки «кумились». Кумление представляло собой отголоски обряда инициации девушек в цикле весенне-летних праздников восточных и южных славян, а также форма молодёжного союза.

Кумились в подавляющем большинстве случаев именно девушки, достигшие совершеннолетия половой зрелости 13 лет ; чаще они кумились парами очень редко — по четверо ; изредка кумились все вместе, в том числе надевая поочередно один венок. Береза традиционно являлась Троицким деревом, украшаемым и связанным с множеством обрядов. Фото из интернета Береза традиционно являлась Троицким деревом, украшаемым и связанным с множеством обрядов. Фото из интернета Кумление обычно было срединным и знаковым эпизодом сложного троицкого праздника, начинавшегося с установления выбора в лесу, внесения в дом, украшения, наряжания троицкого деревца любого листопадного дерева кроме осины, но чаще всего березы — по аналогии с современной новогодней елкой или с обряжения «кукушки» в южно-русских областях, кумление входило в состав обряда «похорон кукушки». Завершался этот сложный обряд совместной трапезой девушек иногда вместе с парнями, присоединявшимися к девушкам уже после совершения кумления , а также очень часто с красивым обрядом гадания на реке или озере с венками.

Зеленые Святки приходились, по старому стилю, на период с конца мая по конец июня. Их продолжительность зависела от Пасхи: если Пасха, а значит, и Троица, была ранней, то зеленые Святки могли длиться почти месяц, а если поздней — то около двух недель. В народе, например, считали, что в Иванов день солнце такое горячее, что его лучи могут даже обжечь человека. Верили, что на восходе солнце переливается разными цветами, танцует, купается, радуется.

Существовали легенды, что в зеленые Святки можно было найти растения, которые обладали необычными свойствами: способностью превращать человека в невидимку, излечивать от всех болезней, резать металл, открывать клады под землей, понимать язык птиц и животных. На бытовом уровне период зеленых Святок использовали, чтобы приобщиться к природе, получить от нее и силы, и красоту, и здоровье. В связи с этим существуют разнообразные приметы, обряды и поверья, правила относительно того, что и как нужно делать.

Эта традиция повелась еще со времен язычества. Это делалось, чтобы защитить дом от злых духов и всякой нечисти. Береза считалась ритуальным деревом, ее ветви обвязывали цветными лентами, а под ее кронами девушки обменивались символическими подарками, которые укрепляли их дружбу. А потом водили хороводы вокруг наряженного дерева. Так как считалось, если провести этот обряд, то тем самым можно скрепить дружбу на всю жизнь. Как говориться, не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Обряды и ритуалы на зеленые святки Был еще один очень популярный ритуал, который представлял собой подношения духам, так как считалось, что они живут на березе, девушки пекли пироги и оставляли их под деревом, потому что верили, что после этого духи им будут помогать в течении всего года.

Чтобы задобрить полевых духов домохозяйки брали белые семечки от тыквы или зеленый горошек из стручков и разбрасывали их по полю, это считалось угощением и подаянием духам, которые там обитали и при этом надо было промолвить слова заговора: «Духи поля, вы здесь обитаете и колосистые нивы оберегаете, да будет так. Примите сие подаяние в знак благодарности и пусть будет и у вас, и у нас много радости. Обычно после проделанного обряда женщины низко кланялись и шли домой. После этого за урожай можно было не переживать. Эта неделя в простонародье считалось мистической, ее связывают с русалками, навками, духами поля, леса и другой нечистью.

Зеленые святки: обряды, обычаи и традиции празднования

Вероятно, вызывание ярости животного, которое считается символом мужской силы и мощи, и являлось главной целью данного обряда [92]. В Мазовии бык — центральный персонаж троицких обрядов. Его покрывали старой сетью и обряжали цветами и ветками, вешали на рога венок из берёзы и гнали впереди стада, либо на быка сажали чучело «рыцаря» из ольховой коры и затем сбрасывали его наземь, называя этот обряд — «воловьей свадьбой» польск. В Куявии бык, покрытый попоной, с цветами на рогах участвовал в торжественном шествии в сопровождении дюжины пастухов, дюжины девушек с цветами и музыкантов, которых встречала вся деревня [93]. В Словакии ряженье Туронем было наиболее популярным. Туроня изображали двое мужчин, стоявшие друг за другом. При этом задний, слегка наклонившись, держался руками за плечи переднего, который держал в руках палку, на верхнем конце которой была прикреплена голова Туроня с подвижной нижней челюстью. Голова изготавливалась так же, как и у поляков. Ко рту пришивался язык из твёрдой материи или кожи. Глаза делались из круглых блестящих кусочков жести. К длинным рогам также привешивались бубенцы.

На обоих актёров была накинута плахта из мешковины или иной материи так, что вместе с головой это составляло одно целое. В некоторых местах Туроня изображал один человек, так же, как и в польском варианте [94]. В его честь Троица по-словацки называется «турица» словацк. Обходы с туронем первоначально исполнялись только на Троицкие праздники [94]. Проводы русалок и Ярилы[ править править код ] Обряд представлял собой шествие по селу или выход за пределы села группы участников, которые сопровождают ряженого, именуемого русалкой. В некоторых местах русалок провожали в Клечальную субботу тул. В восточном Полесье ритуал приурочен к первому понедельнику Петрова поста [95].

Читайте также: День Святой Троицы: традиции летнего христианского праздника Поминовение Еще одной значимой особенностью Семика был обычай поминовения усопших. Но он отличался от подобного, принятого на Троицу. В Семицкую неделю вспоминают тех, кто стал жертвой убийцы, совершил суицид, утонул, замерз, скончался во время эпидемий, столь частых в те годы. Тела таких покойников свозили в дома, называемые скудельниками или гноищами, и хранили их в холодных подвалах. В Семик непогребенные отпевались и предавались земле. Чтобы достойно похоронить тех, кого постигла неестественная смерть, собирались всем миром и каждый старался помочь в меру своих возможностей: деньгами или трудом, роя могилы, обряжая покойников. А потом устраивались поминки для всех присутствующих. Многие сказания и легенды того времени посвящены русалкам, имеющим крепкую связь с духами воды и растений. Предки современных славян верили, что в эти дни жительницы рек выходят в мир людей и блуждают в поисках жертвы. Встретят девушку — защекочут до смерти. Встретят парня — доведут до беспамятства, очнется молодец, а вырваться из плена водяной нимфы уже не в силах.

В этот день прощались с весной и встречали лето. Народ дни Семицкой недели называл особенными именами: вторник — задушевными поминками; субботу — печальным днем. Ночи на этой неделе называли воробьиными. На Руси Семик почитался одним из трех главных летних праздников. Этот факт подтверждают слова древней костромской песни: Как у нас в году три праздника: Первый праздник — Семик честной; А третий праздник — Купальница. Обычаи, традиции и обряды Во время Зелёных святок селения буквально преображались. Дома и улицы украшали срезанными березками, ветвями деревьев и цветами. Возле украшенных деревьев обязательно проводили совместную трапезу. Девушки плели венки из цветов, а ещё отправлялись в березовую рощу, где, нагибая молодые плакучие березки, свивали из них венки и проводили обряд кумления, то есть попарно проходили сквозь венки из берез, целовались, приговаривая: «Покумимся, кума, покумимся, Нам с тобою не браниться, Вечно дружиться». В обряде кумления принимали участия все девушки, пришедшие в рощу. Девушек-подростков обычно приветствовали так: «Ещё тебе подрасти да побольше расцвести». Девушкам, засидевшимся в невестах, желали поскорее выйти замуж. После завивания венков и кумовства девушки веселым хороводом возвращались в село, где продолжали праздновать. В березовую рощу снова приходили в Троицын день, чтобы развить свои венки. Каждая пара внимательно рассматривала сплетенный ею венок. По тому, насколько он свеж, судили о том, что ждет их в будущем. Кроме того, девушки свивали венки не только для себя, но и для своих родных, чтобы погадать и на их судьбу. Конечно, каждую молодую незамужнюю особу интересовал вопрос, когда же она выйдет замуж.

Накануне Троицы, в четверг незамужние девки гурьбой шли в лес, выбирали молодую берёзку с длинными ветками или с двумя вершинами, да в таком месте, чтобы вокруг нее хороводы водить хорошо было. Затем ее украшали лентами, бусами, платками, нитками, лоскутками, венками из трав и цветов. Сами вершины деревьев пригибали к траве и делали «косы», связывая эти вершины с травой, и стараясь передать полям ее живительную силу, или же верхушки двух рядом стоящих берез переплетали между собой, подобно арке. Нарядив плакучую березу, девушки разбивались по парам: каждая выбирала себе подругу, с кем будет кумиться. На дереве в центр венков вешали свои крестики, трижды целовали друг друга через венки, целовали и крест с обеих сторон, а после обменивались крестами — становясь кумушками. Покумившиеся девушки дарили друг другу бусы, серьги, передники, головные уборы и считались теперь подругами навеки на всю жизнь или до следующего кумления с другой девушкой на один год. Конечно, этим Семик не заканчивался. Под украшенные березы на трапезу приглашались парни, которые приносили с собой гостинцы и хмельные напитки.

Традиции Семицкой недели перед Троицей

  • Зелёные святки в 2023 году
  • «Зеленые святки»
  • Русалии или Зеленые Святки
  • Зеленые святки

Рекомендуемые видео

  • Навигация по записям
  • Зеленые святки когда празднуют?
  • Какого числа отмечают и сколько длится Семик
  • Какого числа святки в 2024 году? | Рождественские святки
  • Зелёные святки: в какие дни проходят, традиции, ритуалы

Какого числа отмечают и сколько длится Семик

  • Девичье кумовство в древней Руси
  • Зелёные святки
  • Что празднуют в неделю перед Троицей?
  • XIX Всероссийский фестиваль фольклорно-этнографических коллективов «ЗЕЛЕНЫЕ СВЯТКИ»
  • Зеленые святки: обряды, обычаи и традиции празднования
  • Зеленые святки в 2022 году начинаются 9 июня, Семик 9 июня

Русальная неделя (зеленые святки): традиции, обряды и приметы наших предков

Зеленые Святки — это период времени между Троицей и Петровым днем. Согласно представлениям древних славян, период зеленых Святок был связан с появлением русалок. Такие подарки будут напоминать вам о визите в музей Фелицына, а также украсят повседневные будни и подарят хорошее настроение. Приглашаем вас посетить выставку «Зелёные святки». Зеленые Святки. 05 июня 2023. Зелёные святки — славянский народный праздничный комплекс весенне-летнего календарного периода, называемый также по главному дню — Семиком. Зелёные святки (по-другому Русальная неделя) – особые 7 дней в славянской культуре, знаменующие начало полноценного лета.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий