Зайцев илья владимирович востоковед

Письмо Исмаила Гаспринского Василию Смирнову (1889 г.) Илья Зайцев (Институт востоковедения РАН).

ЦНТБ СиА для Музея Востока

Была необходимость все это учитывать. Я занимался московскими метрическими книгами мусульман. Меня интересовал формуляр этих книг, детали составления записей. Музей планирует издать метрическую книгу мусульман Москвы. Это очень интересно. В вашем архиве формуляр уже типографской печатью выполнен, а записи — рукописные. Даже в заглавии книги типографским способом написано: метрическая тетрадь.

Защищена 6 декабря 2011 г. Супруга Зайцева Елизавета Павловна, психолог. Две дочери Александра и Василиса, сын Платон. Научная деятельность В 1998 г. С 2005-2009 гг. Рыбакова 2009-2011 гг. С 2007 г. Рудомино ; 2012-2016 гг. Работал под руководством Е. Гениевой С 9 июня - по декабрь 2014 г. Астраханское ханство. Арабские, персидские и тюркские рукописи Отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки Московского государственного университета. Арабские, персидские и тюркские рукописи и документы в Архиве Российской академии наук. Пути развития. Рукописи, тексты и источники. Весна 2003. Сборник статей в честь 100-летия профессора А. Сборник статей в честь Сергея Михайловича Каштанова. Zaytsev I. Proceedings of the 48th Permanent International Altaistic Conference. Edited by Elena V. Boikova and Rostislav B. Wiesbaden, 2006. Сборник статей, посвященный 60-летию Д. Под общей редакцией Ю. Лето 2009. Опыт историографической антологии. Казань, 2010. Крымское ханство: вассалитет или независимость? Сборник статей к 100-летию со дня рождения А. Тверитиновой 1910-1973. Zaytsev Ilya. Southeastern Europe between Karlowitz and the Peace of Adrianople, 1699-1829. Mitev, M. Baramova, V. Racheva eds. Зайцев И. Али Кефеви. Компиляция или подделка? Ocak 2011. Профессор РАН 2018. XV - первая пол. XVI вв. Основные работы Монографии Зайцев И. Рудомино, Ин-т востоковедения РАН. Арабские, персидские и тюркские рукописи Отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки Московского государственного университета: Каталог.

Как известно, коллектив института до последнего времени очень ревностно относился к каждому новому назначенцу сверху. Что касается предыдущего Мирзеханова, за то короткое время, что ему было отведено, ему все-таки удалось найти отклик в душах подчиненных. Однако как только это произошло, его тут же отстранили, чтобы найти нового. Контракт с молодым врио подписан до конца года. Кто знает, останется ли он в свете последних событий в этой должности хотя бы до осени? Историк Илья Зайцев - о прозаических причинах веротерпимости в Золотой Орде и актуальности евразийских идей в современной России На в конце прошлой недели в Казани международную конференцию, посвященную 200-летию Шигабутдина Марджани, был приглашен и известный российский востоковед, доктор исторических наук, профессор РАН Илья Зайцев. Вниманию читателей - первая часть интервью с историком. В Татарстане есть расхожее мнение, что Золотая Орда была очень веротерпимым государством. Во-первых, согласны ли вы с этим, и во-вторых, как с веротерпимостью обстояло дело в государствах-наследниках Золотой Орды? Действительно, есть смысл разделить этот вопрос на два, потому что правовой статус христиан в Золотой Орде и в государствах-наследниках отличался. Прежде всего потому, что Золотая Орда на протяжении долгого времени не была мусульманским государством. Она стала таковым только в XIV веке, именно тогда в качестве источника права начал использоваться шариат, и то вплоть до XV века это было не повсеместно. Там по-прежнему использовалось обычное право - адат, ну и, кроме того, в Золотой Орде была масса людей, не исповедовавших ислам. Что касается государств-наследников, то здесь ситуация тоже разная. Мы не очень хорошо представляем себе ситуацию в Казанском и Астраханском ханствах, просто потому что для этого нет необходимого массива источников, а те, что есть, не настолько репрезентативны в этом смысле. А вот по Крыму источников очень много. У нас сохранились казыаскерские книги регесты шариатского суда , где очень много моментов, связанных с судебной практикой мусульман и немусульман в Крымском ханстве. Сохранились хроники, в которых этот вопрос так или иначе отражен, документы, выходившие непосредственно из-под пера крымских христиан, русские документы, которые описывали эту ситуацию. Сохранились межгосударственные договоры Российской империи и Крымского ханства, в которых были специальные статьи, где обговаривались права христиан. И, кроме того, в Крыму, в отличие от Золотой Орды, исламское право было уже основой законодательства. При этом из немусульман там жили не только христиане. Да и христиане были разные, что тоже очень важно. Там испокон веков жило достаточно большое количество армян. Там были греки, которые исповедовали православие, тождественное тому, что сейчас исповедуют православные в России. Было большое количество разного рода иноверцев, допустим, были караимы. Правовое положение этих людей определялось шариатскими нормами, то есть выплатой подушной подати и поземельного налога. Да и христиане были разные, что тоже очень важно». Фото russian7. Например, это отчасти подтверждают армянские хроники. Но сказать, что иноверцев в этом государстве сильно притесняли, все же нельзя. Наоборот, мы всегда можем найти примеры достаточно мирного сосуществования в этом государстве, иначе эти христиане не сохранились бы там на протяжении очень долгого времени. Я хотел бы напомнить, что христиане греки-урумы были выведены из Крыма Суворовым по указанию российской имперской власти в конце 70-х годов XVIII века. То есть они не сами покинули Крым, их, в общем-то, заставили это сделать почти насильно. Да, греческое духовенство поспособствовало выводу, но нельзя сказать, что это было поголовное желание всего народа. Вывели их в Приазовье, на территорию современной Украины. Сейчас их практически не осталось, но когда-то было довольно много. Это вообще трагическая страница в истории православного населения Крыма, потому что многие тогда просто погибли. Выселение было организовано не совсем правильно, у Суворова не было соответствующего опыта, и люди умирали от голода и от того, что им негде было селиться, они были выведены фактически в голую степь. Но самое главное, что это выселение не нашло понимания у хана. Когда постоянный представитель Российской империи при ханском дворе Никифоров объявил Шахин Гирею о желании Петербурга вывести христиан, тот, по донесению Никифорова, плакал. Вполне возможно, что у него был и какой-то корыстный интерес, все-таки он терял подданных, а это денежный ресурс. Но и у мусульман в целом это выселение не вызвало восторга. Для них была привычна жизнь в рамках сосуществования - когда есть мусульмане и другие «люди писания», которым дозволяется выполнять обряды своей религии. Пусть не так, может быть, открыто, как это делают мусульмане, но тем не менее. Ханская власть и церкви разрешала чинить хотя новые не дозволяла строить. И благодаря этому мы сейчас можем видеть средневековые православные церкви и монастыри, скажем, в окрестностях Бахчисарая. А для язычника проблемы веротерпимости не существует» - Значит, вывод христиан оправдывался соображениями их же безопасности? С точки зрения имперской власти - да. Нельзя сказать «отвоеван», там боевых действий не велось. Просто это был манифест Екатерины. Императрица, понимая, что ханская власть настолько ослабела, что противостоять в военном отношении уже не может, расквартировала там русские войска. Это был фактически акт ее волеизъявления, она просто взяла и присоединила Крым одним движением руки. Екатерина II, путешествующая в своем государстве в 1787 году. Рисунок Ф.

В Татарстане есть расхожее мнение, что Золотая Орда была очень веротерпимым государством. Во-первых, согласны ли вы с этим, и во-вторых, как с веротерпимостью обстояло дело в государствах-наследниках Золотой Орды? Действительно, есть смысл разделить этот вопрос на два, потому что правовой статус христиан в Золотой Орде и в государствах-наследниках отличался. Прежде всего потому, что Золотая Орда на протяжении долгого времени не была мусульманским государством. Она стала таковым только в XIV веке, именно тогда в качестве источника права начал использоваться шариат, и то вплоть до XV века это было не повсеместно. Там по-прежнему использовалось обычное право - адат, ну и, кроме того, в Золотой Орде была масса людей, не исповедовавших ислам. Что касается государств-наследников, то здесь ситуация тоже разная. Мы не очень хорошо представляем себе ситуацию в Казанском и Астраханском ханствах, просто потому что для этого нет необходимого массива источников, а те, что есть, не настолько репрезентативны в этом смысле. А вот по Крыму источников очень много. У нас сохранились казыаскерские книги регесты шариатского суда , где очень много моментов, связанных с судебной практикой мусульман и немусульман в Крымском ханстве. Сохранились хроники, в которых этот вопрос так или иначе отражен, документы, выходившие непосредственно из-под пера крымских христиан, русские документы, которые описывали эту ситуацию. Сохранились межгосударственные договоры Российской империи и Крымского ханства, в которых были специальные статьи, где обговаривались права христиан. И, кроме того, в Крыму, в отличие от Золотой Орды, исламское право было уже основой законодательства. При этом из немусульман там жили не только христиане. Да и христиане были разные, что тоже очень важно. Там испокон веков жило достаточно большое количество армян. Там были греки, которые исповедовали православие, тождественное тому, что сейчас исповедуют православные в России. Было большое количество разного рода иноверцев, допустим, были караимы. Правовое положение этих людей определялось шариатскими нормами, то есть выплатой подушной подати и поземельного налога. Да и христиане были разные, что тоже очень важно». Фото russian7. Например, это отчасти подтверждают армянские хроники. Но сказать, что иноверцев в этом государстве сильно притесняли, все же нельзя. Наоборот, мы всегда можем найти примеры достаточно мирного сосуществования в этом государстве, иначе эти христиане не сохранились бы там на протяжении очень долгого времени. Я хотел бы напомнить, что христиане греки-урумы были выведены из Крыма Суворовым по указанию российской имперской власти в конце 70-х годов XVIII века. То есть они не сами покинули Крым, их, в общем-то, заставили это сделать почти насильно. Да, греческое духовенство поспособствовало выводу, но нельзя сказать, что это было поголовное желание всего народа. Вывели их в Приазовье, на территорию современной Украины. Сейчас их практически не осталось, но когда-то было довольно много. Это вообще трагическая страница в истории православного населения Крыма, потому что многие тогда просто погибли. Выселение было организовано не совсем правильно, у Суворова не было соответствующего опыта, и люди умирали от голода и от того, что им негде было селиться, они были выведены фактически в голую степь. Но самое главное, что это выселение не нашло понимания у хана. Когда постоянный представитель Российской империи при ханском дворе Никифоров объявил Шахин Гирею о желании Петербурга вывести христиан, тот, по донесению Никифорова, плакал. Вполне возможно, что у него был и какой-то корыстный интерес, все-таки он терял подданных, а это денежный ресурс. Но и у мусульман в целом это выселение не вызвало восторга. Для них была привычна жизнь в рамках сосуществования - когда есть мусульмане и другие «люди писания», которым дозволяется выполнять обряды своей религии. Пусть не так, может быть, открыто, как это делают мусульмане, но тем не менее. Ханская власть и церкви разрешала чинить хотя новые не дозволяла строить. И благодаря этому мы сейчас можем видеть средневековые православные церкви и монастыри, скажем, в окрестностях Бахчисарая. А для язычника проблемы веротерпимости не существует» - Значит, вывод христиан оправдывался соображениями их же безопасности? С точки зрения имперской власти - да. Нельзя сказать «отвоеван», там боевых действий не велось. Просто это был манифест Екатерины. Императрица, понимая, что ханская власть настолько ослабела, что противостоять в военном отношении уже не может, расквартировала там русские войска. Это был фактически акт ее волеизъявления, она просто взяла и присоединила Крым одним движением руки. Екатерина II, путешествующая в своем государстве в 1787 году.

Илья Зайцев Первый

доктор исторических наук, профессор Российской академии наук. Сфера научных интересов — тюркология, восточная археография, история ислама, Золотой Орды и татарских государств. Предлагаем вам посмотреть интервью с Ильей Зайцевым, доктором исторических наук, профессором, заместителем генерального директора Государственного музея Востока. Зайцев Илья Владимирович. Доктор исторических наук, профессор РАН, руководитель Центрасравнительного изучения цивилизаций ИНИОН РАН. Илья Владимирович Зайцев is the author of Между Москвой и Стамбулом (4.00 avg rating, 1 rating, 0 reviews, published 2004). Зайцев Илья Владимирович КРЫМС1САЯ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ХУ-Х1Х. Зайцев Илья Владимирович (12.08.1973, Москва). Российский историк-востоковед, доктор исторических наук (2013), с 2016 по 2018 год и.о. директора ИНИОН РАН, профессор РАН. Научная сфера − тюркология, восточная археография, методы исторического исследования.

«Крымский хан заплакал, когда узнал о желании Екатерины переселить его подданных-христиан в Россию»

Илья Зайцев — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. Обеспечивать лекарствами взрослых с редкими болезнями предложили за госсчет. Зайцев Илья Владимирович, родился 20 сентября 1974 года в г. Шелехов, Иркутской области. Подданство: гражданин России. российский историк-востоковед, доктор исторических наук, с 2016 года и. о. директора ИНИОН РАН. Биография. Родился в Москве в семье Зайцева Владимира Сергеевича (г.р.1942). Очередной, уже третий по счету врио за последние два года — 43-летний доктор исторических наук из Института востоковедения РАН Илья Зайцев назначен ФАНО в начале этой недели. В четверг его представили сотрудникам института на ученом совете. Мансур Абдрахманов Лекция Зайцева Ильи Владимировича Тюркские государства Поволжья в XIV – первой половине XVI вв.

Зайцев И. В.

Илья Владимирович Зайцев, заместитель генерального директора Государственного музея Востока, доктор исторических наук, профессор. Зайцев Илья Владимирович. профессор РАН. Печать страницы. Зайцев, Илья Владимирович — статья из Интернет-энциклопедии для Зайцев Илья Владимирович КРЫМС1САЯ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ХУ-Х1Х.

Зайцев Илья Владимирович - 3 книг. Главная страница.

Proceedings of the 48th Permanent International Altaistic Conference. Edited by Elena V. Boikova and Rostislav B. Wiesbaden, 2006. Сборник статей, посвященный 60-летию Д.

Под общей редакцией Ю. Лето 2009. Опыт историографической антологии. Казань, 2010.

Крымское ханство: вассалитет или независимость? Сборник статей к 100-летию со дня рождения А. Тверитиновой 1910-1973. Zaytsev Ilya.

А Наджми был сыном муллы. Отсюда и сохранившаяся отрыжка: животная ненависть отпрысков духовенства к С. Извините, Владимир Александрович, что я утомил Вас столь длинным письмом. Я написал об этом лишь потому, что знаю Ваш интерес к истории ваисовцев.

Желаю Вам здоровья и долгой жизни. Хотелось бы увидется с Вами еще не один раз. С искренним уважением Мидхад Ваиси»10. Следует немного подробнее сказать об авторе этих писем Мидхате Сарда-ровиче Ваисове 1918-1986 , внуке Ба-гаутдина и сыне Гайнана Ваисовых.

К моменту знакомства М. Ваисова с Гордлевским за плечами первого были годы скитаний и преследований со стороны властей, участие в Великой Отечественной войне, учеба в университете. Стремление М. Ваисова заняться научной деятельностью увенчалось лишь частичным успехом: в конце концов, он поступил в аспирантуру и защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук.

Правда, тема исследования была не востоковедение, но «актуально-современная», связанная с рабочим движением. В 1980 г. Впоследствии до выхода на пенсию М. Ваисов трудился в Институте международного рабочего движения.

В период перестройки он был одним из активнейших сторонников идеи возвращения татарам «исконного» этнонима «булгары» болгары 12. К критике сатирической поэмы Габдуллы Тукая "Сенной базар, или Новый Кисекбаш" в татарской литературе», имевшей очевидный апологетический характер13. В то время она не имела шансов быть изданной, а потому несколько экземпляров рукописи в машинописном виде были распространены среди родственников и узкого круга ученых. Машинописная рукопись преследовала цель «очистить» имя Ваисовых, реабилитировать и защитить их доброе имя.

Автор брошюры демонстрирует, с одной стороны, начитанность и осведомленность в обширной литературе по теме правда, применительно к позднему периоду истории движения , а с другой стороны — допускает массу фактологических ошибок и неточностей. Но самое главное заключается в стремлении доказать революционность и идейность ваисовцев, объяснить критику и нападки на Гайнана происками реакционеров, панисламистов А. Сайдашева и др. Одновременно М.

Ваисов стремится обелить Гайнана от обвинений в религиозности например, отрицая законность именовать Гайнана ишаном из-за опасения негативного отношения атеистического советского общества к ишанам и суфиям. Те качества исторического персонажа, которые считались правильными в 1970-х гг. И наоборот, все компрометирующее в рамках советской идеологии тщательно затушевывалось и сглаживалось. Таким образом, если и предпринимались робкие попытки использовать более светлые тона при описании истории движения, все они укладывались в рамки господствующей в стране идеологии.

Это деление довольно условно, так как оно было проведено при формировании фонда ученого в Архиве РАН и не отражает возможное первоначальное деление документов. Архив РАН, ф. В этом деле содержатся следующие печатные материалы по истории ваисовского движения: Брошюра «Ваисов-цы» 24х33 см, 24 с. Два обращения на русском: сердара «Ходзя Мухамед Ги-нанутдина Ваисова» 9.

Родзянко из Усть-Ишима с. Керенскому с. Брошюра «Спасающаяся община» Казан, 1919; 11х18 см; 16 с. Вырезка из газеты «Яца вакыт» Новое время Оренбург, январь 1918 г.

В этом деле хранятся две части поэтической книги Ба-гаутдина и Гайнана Ва-исовых «Джевахир-и хекмат-и дервишан» Драгоценности дерви-шеской мудрости на татарском языке16. Первая часть Казань: электро-ти-пография «Шараф», 1907; 15,5х23 см; 30 с. На авантитуле два синих оттиска круглой владельческой печати Гайнану- Первая часть поэтической книги Багаутдина и Гайнана Ваисовых «Джевахир-и хекмат-и дервишан» Казань, 1907.

Президент — Зайцев Илья Владимирович. Сведения об учредителях отсутствуют. На 9 февраля 2024 года юридическое лицо является действующим. Смотрите также.

Baramova, V. Racheva eds. Зайцев И. Али Кефеви. Компиляция или подделка? Ocak 2011. Документальное кино Видеолекции Образование и учёные степени: Окончил Московский государственный историко-архивный институт Российского государственного гуманитарного университета 1995. Кандидат исторических наук. Тема диссертации: «Документальные источники по истории дипломатических связей пост-золотоордынских государств с Россией и Османской империей XV - пер. XVI в. Доктор исторических наук. Рукописи, тексты и источники». Трудовая деятельность : 1998-2000 гг. В 2013 г. В 2014 г. Область научных интересов: тюркология, восточная археография, история Золотой Орды, Крымского и Казанского ханств, Россия и Восток. Избранные публикации Зайцев И. PDF, 63,4 Мбайт. PDF, 9,8 Мбайт. XV - пер. XVI вв. PDF, 6,87 Мбайт. Избранные видеозаписи Семинар И. Зайцева «Методика описания арабографичных рукописей и старопечатных книг» И.

Зайцев, Илья Владимирович

семинар «Методика описания арабографичных рукописей и старопечатных книг», который провел доктор исторических наук, один из крупнейших современных востоковедов, архивист, исследователь арабских, персидских, тюркских рукописей Илья Владимирович Зайцев. Точки соприкосновения ЦНТБ СиА и Музея нашлись около трёх лет назад, когда нашу библиотеку посетил с визитом сотрудник Музея – востоковед, доктор исторических наук, профессор РАН Илья Владимирович Зайцев. Зайцев, Илья Владимирович — статья из Интернет-энциклопедии для Предлагаем вам запись интервью с историком, востоковедом, доктором исторических наук, профессором РАН, главным научным сотрудником ИКВИА НИУ ВШЭ и преподавателем новой магистерской программы «Мусульманские миры в России (история и культура)» Ильей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий