Во сколько лет моцарт написал свой первый концерт для клавесина

В эти годы Моцарт достиг вершины мастерства и в инструментальной музыке. В течение одного лета 1788 года он написал три свои последние, лучшие симфонии. Различные по характеру, все три произведения гениальныпо своей музыке.

Детство моцарта: как формировался гений

Вольфганг Амадей Моцарт. С ранних лет ребёнок проявлял неодолимую тягу к музыке: в четыре года он пытался написать концерт для клавесина, а в возрасте шести лет удачно выступал с популярными концертами по Европе. По исчислению Кехеля, Моцарт написал 68 духовных произведений (мессы, оффертории, гимны и пр.), 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и клавесина, 32 струнных квартета, около 50 симфоний, 55 концертов и пр., в общей. Во время этой поездки Моцарт познакомился с итальянской симфонией и оперой в Лондоне. Также состоялась встреча с Иоганном Себастьяном Бахом, который стал его первым кумиром, образцом для подражания. В 1778 году Моцарт писал домой из Парижа.

30 фактов о великом композиторе, чувство юмора которого может сравниться только с его гениальностью

В 1783 году Моцарт знакомится с известнейшим композитором Йозефом Гайдном, вскоре между ними завязывается сердечная дружба. Моцарт даже посвящает Гайдну свой сборник из 6 квартетов, написанных в 1783-1785 годах. Франц Ксавер Моцарт - почти тридцать лет прожил во Львове. Он организовал в городе хоровое общество, учил детей игре на фортепиано, сам выступал с концертами и дирижировал оркестром. В возрасте 4 лет написал концерт для клавесина, в 7 лет – свою первую симфонию, а в 12 лет – первую оперу. Моцарт создавал легкие, гармоничные и прекрасные произведения, которые стали классикой для детей и взрослых. 1 факт. В четыре года Моцарт написал свой первый концерт для клавесина. Отец, бросив взгляд на ноты, поразился его сложности и сказал, что вряд ли хоть один из европейских виртуозов сможет его исполнить. Маленькому Моцарту было около трех лет, когда отец стал обучать игре на клавесине его сестру, которой тогда исполнилось семь. Моцарт сразу же проявил свои поразительные музыкальные задатки. МОЦАРТ, ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ (Mozart, Wolfgang Amadeus) (1756–1791), европейский композитор 18 в., один из величайших музыкальных гениев человечества.

ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ

В 1783—1785 годах созданы 6 знаменитых струнных квартетов, которые Моцарт посвятил Йозефу Гайдну, мастеру этого жанра, и которые тот принял с величайшим почтением. А 1 мая 1786 года состоялась премьера оперы «Свадьба Фигаро», которой сопутствовал огромный успех. Музыка из этой оперы стала народной. С 1786 года начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарта, которая была главной причиной расстройства его здоровья. Не успел соавтор Моцарта Лоренцо да Понте закончить либретто «Женитьбы Фигаро», как ему пришлось по требованию композитора спешить с либретто «Дон-Жуана». Это великое произведение, не имеющее аналогов в музыкальном искусстве, увидело свет в 1787 году в Праге и имело ещё больший успех, чем «Женитьба Фигаро». Несмотря на успех Моцарта, его финансовое положение было не блестящим.

Такой чести он удостоился за то, что всего за полчаса написал очень трудное многоголосное сочинение. В результате Моцарт стал самым юным членом академии за всю историю ее существования. Однако талант и слава Моцарта не могли ему помочь добыть средства к существованию: все попытки молодого человека, имя которого было у всех на устах, найти работу в Италии терпели поражение. Дело в том, что итальянцы, отдавая должное гению молодого композитора, все же оказались не способны оценить его по-настоящему, понять самобытность этого юного дарования, очень часто отступавшего от музыкальных традиций того времени.

И пришлось Моцарту возвращаться на родину, но и там будущее не предвещало ему ничего хорошего. Старый правитель Зальцбурга, снисходительно относившийся к долгим отлучкам Моцартов, умер, а занявший его место граф Колоредо оказался человеком властным и жестоким. В юном музыканте, которого он назначил дирижером своего оркестра, граф почувствовал независимость мыслей и решил поставить Моцарта на место, требуя от него полной покорности. Отец Вольфганга, понимая всю безысходность ситуации, советовал сыну смириться со своим положением, но тот, в силу своего гордого нрава и стремления к свободе, сделать этого не мог. С величайшим трудом получив отпуск, Вольфганг Моцарт, которому уже в то время исполнилось 22 года, едет вместе с матерью в Париж. Однако и в столице Франции для молодого гения места не нашлось. Несмотря на все усилия, ему не удалось устроить концерт или получить заказ на оперу. В результате Моцарт был вынужден жить в дешевом гостиничном номере, добывая себе на пропитание уроками музыки. Чаша его терпения переполнилась в тот момент, когда, не выдержав лишений, тяжело заболела и умерла его мать. Одинокому и никому не нужному композитору не оставалось ничего другого, как вернуться в Зальцбург, где его ждал хоть и скромный, но постоянный заработок.

Но поездка в Париж не прошла даром: именно в этом городе Моцарт написал 5 замечательных сонат для клавира, отразивших всю силу и зрелость таланта композитора.

Это еще не взлет, но верное, хотя и не быстрое, восхождение. Если в первой части эти четыре характера отчетливо экспонируются, то в финале они проявляются в обобщающем, расширенном звучании. Философия жизни устоялась, нашла подтверждение в жизненном и интеллектуальном опыте… 17-летнего композитора.

Поразительно, как искусствоведы любят выстраивать разного рода «арки», наводить мосты. Мы уже незаметно выстроили одну, благодаря краткому обзору жанровой переклички в раннем и позднем квартетном творчестве композитора. Но речь идет о создании по меньшей мере целой анфилады! Ведь раннее и позднее оркестровое творчество Моцарта также представляет собой своеобразную арку, где, с одной стороны, драматичная 25-я и парадоксальная 29-я, а с другой — по-настоящему, по-гайдновски классические 39-я, 40-я и 41-я Юпитер — величественный симфонический триптих Моцарта, начатый и завершенный в 1788 году.

Одна из самых популярных моцартовских симфоний, «Сороковая», — образец классической симфонии на все времена. Образец лаконичный и абстрактный, как формула, но при этом глубоко содержательный, каковой и должна быть симфония. Первая часть Molto allegro очень подвижно с необыкновенной ясностью и мастерством иллюстрирует принцип сонатного аллегро. Экспозиция открывается широкой темой главной партией , которая звучит взволнованно и романтично.

Связующая тема заряжает музыку деятельной энергией. Побочная партия дышит покоем. По этому кругу аффектов идет развитие первой части. В разработке «волнение» главной партии приобретает интонации, в которых проступают нотки отчаяния.

Ему противостоит группа контрастных по отношению к главной партии мотивов в характере мужественной силы. Драматические противопоставления осуществляются за счет использования всех известных композитору средств: тональная разработка искусно сменяется глубоким полифоническим развитием, а вслед за ним наступает черед мелодического варьирования — вплоть до разделения музыки на «молекулы», из которых сотканы все три разнообразные темы. Реприза — синтез мотивов поиска, преодоления и постижения, взаимно обогащенных контрапунктами друг друга. Кто-то из великих тонко подметил, что классика — это, в сущности, искусство повторений.

Можно было бы добавить — да, повторений, но без навязчивости, без дидактики, повторений, необходимых и неизбежных на пути от факта к Истине. Вторая часть Andante , как и полагается, исполнена так называемой «просветленной лирики» с некоторой долей моцартовского юмора, выраженного то ли изящным покачиванием, то ли кокетством покачивающих мелодию форшлагов, каждый раз будто нарочно падающих на слабую долю. Этот излюбленный моцартовский прием нашел столь же остроумное применение в первой Классической симфонии Сергея Прокофьева, написанной спустя 130 лет. Третья часть — Менуэт Allegretto в трехчастной форме — умеренно быстрый, с преобладающими драматическими интонациями, уравновешенными мягкой лирикой среднего раздела — трио.

Примечательно, что термин «трио» сохранился в классике по аналогии с контрастным эпизодом из барочных трехчастных танцев. Еще Жан Батист Люлли завел традицию записывать этот эпизод для трех деревянных духовых инструментов — двух гобоев и фагота. Энергичный финал — рондо-соната — выдержан композитором в подлинно моцартовском духе: на поверхности беззаботность, сменяемая глубокими размышлениями, а в технике — богатство формы и полифоническая насыщенность разработки. Такова эта музыка, рождение которой пришлось на рубеж двух эпох: Фридриха Великого — воплощения абсолютизма и Великой французской революции — вестницы кровавых перемен.

Но, с другой стороны, это было время, освещенное блеском научных изысканий Луиджи Гальвани, творчества Фридриха Шиллера и философских прозрений Иммануила Канта. Начнем, пожалуй, с того, что Сальери был человеком замечательным. Но в плане исторической памяти ему не повезло. Неизвестный художник.

Антонио Сальери. Общество друзей музыки, Вена Что вам припоминается при произнесении этих двух имен: Моцарт и Сальери? Разумеется, «гений и злодейство — две вещи несовместные». Давайте теперь представим их себе.

Итак, юный, подвижный и непосредственный Моцарт и Сальери — немолодой, угрюмый и подозрительный, словом, осторожный царедворец и, вне всякого сомнения, интриган. Сцены из фильма М. Формана «Амадеус» Такова сила печатного слова! Благодаря гению Пушкина Сальери оказался интриганом, злодеем и отравителем.

В новейшее время эту его репутацию подтвердил окончательно еще один гений — режиссер Милош Форман в своем фильме «Амадей». И лишь в конце прошедшего тысячелетия, в майские дни 1997 г. Рассматривалось преступление двухвековой давности. Слушалось дело Сальери об отравлении им великого Моцарта.

Антонио Сальери был оправдан. Через двести лет! Здание Миланской оперы Вот теперь-то мы вспомним, что Сальери был всего на шесть лет старше Моцарта. Это во-первых.

Во-вторых, хорошо бы еще припомнить и то, что Сальери был блестящим педагогом. Именно благодарных! Молодой Бетховен, например, посетив Вену, решил навестить старого учителя, но не застал того дома и оставил записку: «Заходил к Вам, но, увы, не застал. А затем, видимо, подумал и приписал снизу: «Ваш ученик», дабы Сальери не спутал его с каким-нибудь другим Бетховеном — молочником или бакалейщиком например.

Площадь перед Миланским собором. Библиотека музея декоративных искусств, Париж Сальери был свидетелем и вдохновителем симфонического дебюта 16-летнего Франца Шуберта. Он многое мог бы сказать своему воспитаннику о его первом симфоническом опыте. Но Сальери предпочел терпеливым одобрением поддерживать развивающийся талант и рвение юноши на избранном и желанном поприще.

Однако Моцарт фактически претендовал на место Сальери. Не Вольфганг Амадей, нет. Этого места страстно желал для своего сына Леопольд! И пусть Сальери прекрасно понимал, кто есть Моцарт, но отойти в сторону, уступив должность, не хотел и не мог.

Более того, нам придется согласиться и с тем, что у него, будь он даже страстным поклонником таланта Моцарта, были на это причины. И первая из них — гению при дворе не место! Но почему? Да потому, что у гения какие-то свои отношения с временем и пространством, и… с Истиной, если хотите.

И эти отношения совершенно невозможно вписать в рамки дворцового этикета. Хотите пример? В начале 1782 г. Играя на клавесине то вместе, то порознь, композиторы долго демонстрировали свое мастерство и способность к импровизации.

Клементи был в восторге от Моцарта: «До сего времени я еще никого не встречал, кто играл бы так душевно и красиво. Особенно меня поразило одно адажио и несколько сымпровизированных вариаций, темы для которых были выбраны императором и которые мы должны были, чередуясь и аккомпанируя друг другу, варьировать». Добавим, пожалуй, что Муцио Клементи сыграл весьма заметную роль в популяризации музыки Моцарта. В частности, в Англии.

Делла Кроче. Семья Моцартов: Наннерль, Вольфганг, Леопольд. Ок 1780—1781. Моцартеум, Зальцбург А Моцарт: «Клементи играет хорошо; что касается его игры правой рукой, его сила в терцетных пассажах, — а вообще, у него ни на грош ни чувства, ни вкуса.

Одним словом, настоящий механизм… Клементи шарлатан, как и все итальяшки.

Леопольд Моцарт был строг, ему нельзя было мешать во время занятий, и Анна Мария отправляла маленького Вольферля с шестилетней сестренкой Нанерлью гулять. Так было и на этот раз. Вольф играл в песке, как вдруг из окна отцовского кабинета донеслась музыка. Скрипка и альт в два голоса протяжно вели красивую мелодию. Малыш забыл о песке и стал тянуть Нанерль домой. Едва девочка дотащила его по лестнице до квартиры, Вольф бросился в кабинет отца. Отец рассердился и выставил малыша за дверь.

Мальчик заплакал. Рыдал он так горько и так долго, что Анна Мария унесла его из дома. Но вот чудо — как только малыш снова оказался во дворе под окном отцовского кабинета и опять услышал красивое пение двух голосов, слезы высохли на его щеках, он заулыбался и засиял от радости. Когда Нанерли исполнилось семь лет, отец начал с ней серьезно заниматься музыкой. Девочка проявила редкие музыкальные способности и очень быстро научилась играть на клавесине. Маленький Вольфганг, как только сестра садилась за инструмент, становился рядом и ни на минуту не отходил от нее до конца занятий. Однажды малышу посчастливилось: родители ушли в гости, и сестра позволила ему потрогать клавиши, а сама ушла играть с куклами. Когда она вернулась в комнату, мальчик все еще сидел за инструментом, осторожно пробуя извлекать мелодичные звуки.

Он сердился, если получалось некрасиво, и снова нажимал на клавиши. Сестра не могла его оттащить от инструмента. Вольфгангу Моцарту было тогда три года. А на четвертом отец понемногу стал учить его играть на клавесине нетрудные пьесы. С первых же занятий отец был потрясен способностями Вольфганга: мальчик разучивал новые вещи с быстротой, которая редко доступна и зрелому музыканту. Как-то Леопольд Моцарт позвал своих товарищей из зальцбургской капеллы послушать игру сына. Восхищению и удивлению не было границ. Скоро уже весь Зальцбург знал: в доме Моцарта растет «чудо-ребенок».

Музыкальная одаренность Вольфганга действительно была «чудом». Но во всем остальном он оставался обычным ребенком — веселым шалуном, приветливым, добрым и любознательным мальчиком, нежным и послушным сыном. Он любил детей, с которыми играл, и взрослых, которые его окружали, любил свою канарейку, собаку Пимперля, любил цветы, деревья, солнце. Лучистость, внутреннюю гармонию, жизнерадостность его ощущали все, кто знал маленького Моцарта, юного Моцарта и взрослого Моцарта, хотя юному и взрослому Моцарту пришлось столкнуться и с бедами, и с неудачами, и с жестокой несправедливостью в жизни. Ясность, жизнелюбие Моцарта открылись и нам, живущим много-много лет спустя после его смерти, открылись в его прекрасной музыке. Слава к Моцарту пришла очень рано. Шести лет он уже давал концерты. Отец показывал его искусство публике — сначала в Зальцбурге, потом в Мюнхене и, наконец, в Вене.

Пение Нанерли, у которой был прекрасный голос, и игра Вольфганга приводили в восторг знатных господ и дам. Увлекшись, Леопольд Моцарт решил предпринять длительную гастрольную поездку по городам Европы. Он надеялся, что успешные выступления детей принесут семье богатство, обеспечат ее будущее. Заняв у друзей денег, заручившись рекомендательными письмами и выпросив у архиепископа отпуск, Леопольд Моцарт с женой и детьми отправился в далекое утомительнее путешествие. Тряские кареты, незнакомые города, битком набитые душные залы и холодные роскошные покои дворцов, чужие лица, чужие комнаты и неудобные постели... Нанерль блестяще исполняет сложные пьесы. Вольфганг играет. Играет все, что хочет отец или всякий другой, играет, когда отец накрывает клавиши тканью, фантазирует на заданную тему, указывает с завязанными глазами любую ноту, которую кто-либо из зала захотел взять на клавесине, выбить на карманных часах, даже на рюмках, расставленных перед мальчиком.

Выступления перед публикой, занятия дома, сочинение музыки, посещение концертов, оперных театров, встречи и беседы с крупными музыкантами, возможность слушать самые лучшие музыкальные сочинения в самом лучшем исполнении.

Десять любопытных фактов о Моцарте

А он не мог не знать, что четырехручные сонаты существовали и до 1765 года, например, сонаты Иоганна Кристиана Баха. Как бы там ни было, но де Сен-Фуа недавно вновь разыскал эту сонату, изданную в Париже в последние годы жизни Моцарта. Оповещение о ней появилось в июне 1792 года в музыкальном еженедельнике Кунцена — Рейхардта среди объявлений о «совершенно новых музыкалиях. Маленький Моцарт уже здесь превзошел Иоганна Кристиана: тот в четырехручных сонатах довольствовался обычно Allegro и Менуэтом, оставаясь в плену у эхо и «нежного стиля», в то время как первая часть сонаты Моцарта явно свидетельствует о концертном замысле.

За Менуэтом здесь следует Рондо, в котором на месте каденции появляется короткое Adagio тема этого Рондо поразительно напоминает тему Рондо из большой серенады для духовых инструментов, К. Все в партиях обоих исполнителей — их общение и взаимодействие — трактовано на редкость примитивно и инфантильно. И все же лондонцы, вероятно, были поражены, когда в рондо левая рука сестры Primo «перемахнула» через правую руку мальчика Se-condo.

Две последующие четырехручные сонаты — D-dur К. Первая написана, вероятно, в 1772 году. Правильнее всего было бы охарактеризовать ее как переложение итальянской sinfonia для четырехручного исполнения — sinfonia, в которой во всяком случае группы духовых и струнных инструментов, tutti и soli уже резче отделены друг от друга.

Добавим, что в Andante своей сонаты Моцарт использует чисто оркестровый эффект: мелодия Primo как бы дублируется в Secondo «фаготом» или «виолончелью» двумя октавами ниже. Вторая соната, возникшая через два с лишним года 1774 испорчена, к сожалению, простоватой, почти ординарной заключительной частью, в которой не ощущаешь прогресса даже в технике, да и первая часть кажется простым переложением оркестровой пьесы. Разве что в Adagio изысканная мелодия и тонкость голосоведения в аккомпанементе заставляют вспомнить о том, что автор сонаты уже написал симфонии g-moll и A-dur.

Только в Вене, да и там относительно поздно, Моцарт подумал о новых четырехручных произведениях — до сих пор он удивительно долго довольствовался своими двумя зальцбургскими сонатами. Но теперь он выступает с произведением, которое является венцом этого жанра К. Взгляд композитора устремлен в нем и вперед, и назад.

Назад, потому что здесь вновь появляется скромный контрапунктический мотив, который Моцарт сходным образом уже использовал в первой части сонаты B-dur. Вперед, потому что возросшая тонкость работы сближает это произведение с «механическими» пьесами f-moll. Именно здесь Моцарт превратил, наконец, поочередное выдвижение обоих исполнителей или подчинение одного другому в настоящий диалог, а изящество мелодических линий в этом специфически клавирном произведении напоминает нам все же и о квартетном стиле.

Ведь Моцарт добивается здесь не большей объемности, удвоения или усиления звучания, а напротив — обогащения мелодики, слияния камерного начала с концертным. Только финалу присущи в какой-то мере черты концертного рондо. В остальном стиль произведения уже мало походит на «редукцию» симфонической модели.

Четырехручная соната превратилась для Моцарта в особую область свободной фантазии, где смешиваются и сменяют друг друга элементы концертного и контрапунктического, галантного и ученого стилей. Совсем иной характер носит соната C-dur К. Будьте столь добры передать сонату и мои приветы вашей сестре; только она должна сразу же за нее приняться, потому что соната довольно трудна.

Впрочем, позднее он посвятил его двум другим юным девушкам одна из них потом стала свояченицей Готфрида — Нанетте и Бабетте Натори, дочерям богатого негоцианта Франца Вильгельма Наторпа. В этой блистательной сонате Моцарт с одинаковым вниманием отнесся и к Нанетте, и к Бабетте. Примечательно, что в рукописи партии обозначены как «Cembalo primo» и «Cembalo secondo», ибо соната, конечно, выиграла бы при исполнении на двух клавирах.

Обе партии в ней — друзья-соперники. Блеск и великолепие крайних частей с их рыцарственной любезностью и любезным рыцарством уже предвосхищают Карла Мария Вебера, только без его показной виртуозности. И если б не другая соната Моцарта для двух клавиров, к которой мы еще вернемся, именно эта, C-dur, могла бы считаться воплощением идеала концертности.

Четырехручные вариации G-dur К. Чувства здесь не столь глубоки, как в Andante сонаты, и все же вариации полны очарования и прелестно звучат. Это увлекательная концертная пьеса.

К тому же времени относятся и два сильно продвинутых фрагмента-Allegro и Andante, тоже в G-dur К. Странно, но Моцарт почти полностью возвращается в них к принципу «ио-счередности», который он давно уже преодолел. Замысел не только не был закончен, но остался почти не разработанным, думается, в силу особых, неизвестных нам обстоятельств.

Если в сонате C-dur как бы предвосхищен стиль Карла Марии Вебера, то здесь, особенно в Allegretto с его средней частью C-dur, появляется как бы предвестие четырехручных сонат Франца Шуберта. Соблазну писать четырехручные произведения для двух клавиров, а не для одного, Моцарт уступил только дважды,-и жаль, что не больше, ибо оба раза он создал шедевры беспримерной красоты. Первый из этих шедевров — фугу C-dur — Моцарт закончил 29 декабря 1783 года К.

Перед нами строгая трехголосная фуга с серьезнейшей «дуалистической» темой, полуимперативной, полухроматической — фуга со всеми ухищрениями обращений и уменьшений. Только под конец она становится более пианистичной, но связь ее. Моцарт начал было писать к этому грандиозному произведению прелюдию К.

Однако позднее, 20 июня 1788 года, транспонировав фугу для струнного квартета или оркестра, он добавляет к ней вступление — «короткое Adagio для двух скрипок, альта п баса к фуге, которую я уже давно написал для двух клавиров». Вступление это обладает почти такой же силой и значительностью, как и сама фуга. Совсем иной характер, но не меньшую ценность имеет соната D-dur К.

Исполнять ее, по замыслу Моцарта, должны были фрейлейн фон Аурнхаммер и сам автор. Соната галантна от первой до последней ноты, и по форме п тематике приближается к идеальной sinfonia для оперы buffa; ни малейшая тень не омрачает ее веселости. Однако искусство, с которым Моцарт устанавливает равновесие между обеими партиями, шутливый диалог, изысканность фигурации, тончайшее чувство колорита в использовании регистров — во всем проявляется почти сверхъестественное мастерство, делающее и столь, казалось бы, «поверхностную» сонату одним из наиболее глубоких и зрелых созданий Моцарта.

Он, видимо, сам это сознавал, ибо одновременно возникли Grave и начало Presto для другой сонаты в таком же роде К. Правда, дальше разрабатывать ее Моцарт не стал. Время патетических концертов еще не приспело, и он, конечно, понимал, что рядом с подобной сонатой он никакой другой поставить не сможет.

Мы находимся теперь целиком в области концертной музыки, когда к соревнованию двух или более инструментов присоединяется оркестр и тоже становится участником блистательного состязания — участником, который обычно открывает турнир, но тут же пропускает борцов на передний план. Он скромно следит за развитием их действий, сопровождая, а иногда комментируя их, но сам вновь говорит полным голосом лишь тогда, когда они устают и не прочь немного передохнуть. Предшественником этих оркестровых концертных произведений XVIII века был старый concerto grosso Корелли и его подражателей, выделивший из «tutti», то есть участников «большого соревнования» «concerto grosso» , группу солистов — «concertino».

У Корелли солистами всегда выступали две скрипки и виолончель, у других мастеров состав их менялся. Моцарт резко отделяет такого рода произведения от симфонии, где он редко, куда реже, чем Гайдн, позволяет солировать тому или другому инструменту. В противоположность Гайдну, который еще в 1792 году исполнил в Лондоне свою sinfonia concertante для скрипки флейты , гобоя, виолончели, фагота и оркестра правда, сочинил он ее, конечно, до Лондона , Моцарт чем дальше, тем меньше обращался к этому жанру.

Отойдя от sinfonia concertante, он разделяет ее ингредиенты: в оркестровой симфонии все отчетливее подчеркивает симфоническое начало, а в сольном концерте — фортепианном прежде всего — концертное. Начал Моцарт с concertone начало мая 1773 , то есть с пышной и парадной концертной пьесы в C-dur для двух скрипок соло violini principali , гобоя соло и виолончели; в первой части виолончель почти не выступает, зато в медленной Andantino grazi-oso и в финале ускоренный Tempo di Menuetto расширяет группу concertino, превращая ее в квартет. Но все произведение целиком, как и оркестр с его удвоенными альтами, блещет чисто концертным задором, оживленными фигурациями, живой галантной имитацией, которую, конечно, не спутаешь с истинно полифоническим стилем.

Мы дивимся технической сноровке юного композитора Моцарту в ту пору едва исполнилось семнадцать лет , позволившей ему справиться с подобным произведением, и его профессиональному честолюбию, которое нашло здесь полное удовлетворение. Отец и сын еще долгое время высоко оценивали это произведение: «. Да и сам Моцарт пишет тремя днями позднее: «.

Я сыграл на клавесине мое concertone г-ну Вендлингу; он сказал, что для Парижа это годится. Если я перескажу это барону Баху [Багге], тот просто из себя выйдет». Барон Шарль Эрнест де Багге, один из известных меломанов, «музыкальных дураков» того времени, сам был дплетантствующим композитором.

И действительно, Париж и Лондон с их большими оркестрами, объединявшими настоящих виртуозов, вполне подходили для исполнения подобных произведений. Иоганн Кристиан Бах написал целый ряд таких concerti. В них в качестве obligati или principali выступают то скрипка и виолончель, то гобой и виолончель, то флейта и скрипка, то фагот, то гобой, а однажды даже чембало.

Мною опубликована одна из таких sinfonie concertanti, копия с которой была как раз собственностью барона Багге. Итак, через пять лет после concertone, в Париже, Моцарт создает произведение того же типа — sinfonia concertante для флейты, гобоя, валторны и фагота К. Я напишу sinfonia concertante для флейты — Вендлинга, гобоя — Рамма, Пунто — валторны и Риттера — фагота.

Сочинение предназначалось для «духовных концертов», но так и не было исполнено. Рукописный оригинал, с указанием состава исполнителей, пропал. Так что мы знаем его только в той редакции, где флейта и гобой заменены гобоем и кларнетом.

Впрочем, автор обработки явно не решался внести более глубокие изменения, которые могли бы затронуть самое существо вещи. В основном это «мангеймское» детище.

Оригинал транскрипции не сохранился. Но недавние исследования дают вполне понятные объяснения этому, казалось бы, необъяснимому достижению.

Написание облегчила повторяющаяся структура произведения [5]. Моцарт учился контрапункту у падре Джованни Баттиста Мартини в Болонье. После экзамена его приняли в Филармоническую академию Болоньи. Князь-архиепископ зальцбургский граф Иероним фон Коллоредо Концертмейстер в Зальцбурге 1772—1777 В 1772 году зальцбургский архиепископ Иероним назначил Моцарта оплачиваемым концертмейстером придворного оркестра Зальцбурга.

Тем не менее, это не положило конец его многочисленным поездкам с отцом. С 24 октября 1772 года по 13 марта 1773 года последовала третья поездка в Италию на премьеру « Луций Сулла », во время которой был написан мотет «Exsultate, Jubilate», а позднее — третья поездка в Вену [6]. В том же году был написан его первый фортепианный концерт. После длительного перерыва, 6 декабря 1774 года, композитор отправился в Мюнхен на премьеру оперы-буффа « Мнимая садовница » KV 196.

А 23 апреля 1775 года в Зальцбурге состоялась премьера музыкальной драмы «Пастор», но публика ее не приняла. После нескольких безуспешных просьб об отпуске в 1777 году Моцарт попросил освободить его из зальцбургского придворного оркестра. Поиск работы и возвращение в Зальцбург 1777—1781 23 сентября 1777 года Вольфганг с матерью отправился в путешествие по городам; он пытался найти новую работу. Сначала тщетно прослушивался в Баварском избирательном суде в Мюнхене, затем в Аугсбурге, потом при дворе мангеймского курфюрста Карла Теодора.

Но не получил ни работы, ни музыкальных заказов. Зато познакомился с семьей Веберов и их дочерью Алоизией, молодой певицей позднее — примадонной Мюнхена , в которую влюбился. После пяти месяцев в Мангейме Вольфганг с матерью по настоянию отца отправились в Париж. Моцарт смог исполнить там свой единственный балет « Безделушки », но больше никаких приглашений не получил.

Обратный путь в Зальцбург он с неохотой начал почти три месяца спустя, но добрался до родного города только в середине января 1779 года и 17 января был назначен придворным органистом. Там он создал Коронационную мессу KV 317. Отношения с зальцбургским архиепископом оставались натянутыми, поскольку он запретил Моцарту принимать участие в прибыльных концертах в Вене. После двух жарких споров с архиепископом и «пинков» со стороны эмиссара его графа, шеф-повара князя-архиепископа Карла Йозефа Марии Графа Арко [8] — о «пинках» графа сообщает сам Моцарт в своих письмах [3] — произошел окончательный разрыв.

Моцарт покинул Зальцбург 8 июня 1781 года, поселился в Вене и в течение следующих нескольких лет зарабатывал там на жизнь, давая концерты в частных и государственных академиях. Свободный композитор в Вене 1781—1791 В Вене независимый композитор и преподаватель музыки, постоянно искавший клиентов и учеников-фортепианистов, создал великие оперы и большое количество фортепианных концертов, которые он обычно исполнял сам. В последующие годы Моцарт занимался сочинением и исполнением фортепианных концертов, его труд хорошо оплачивался. Барон Готтфрид ван Свитен.

Портрет работы К. Клавиро Леопольд Моцарт. Портрет работы Пьетро Антонио Лоренцони Примерно в 1782-1783 году в Вене Моцарт встретил Готфрида ван Свитена , известного любителя музыки и префекта императорской библиотеки, ныне Австрийской национальной библиотеки. На регулярных воскресных концертах в комнатах ван Свитена в императорской библиотеке Готфрид познакомил Вольфганга с рукописями Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя , которые он собрал в Берлине.

Произведения этих композиторов эпохи барокко произвели глубокое впечатление на Моцарта и сразу же оказали большое влияние на его сочинения [9]. Моцарт и Констанция во время своего медового месяца. Моцарт встретил свою жену тремя годами ранее в Мангейме. Леопольд Моцарт, которого Вольфганг в последний раз посетил в Зальцбурге во время своего пребывания в Вене в 1783 году [10] и который переехал жить к нему в Вену в 1785 году, умер 28 мая 1787 года.

Первым издателем Моцарта был Генрих Филипп Босслер, один из самых важных музыкальных издателей своего времени. Еще в 1784 году Босслер, лично знавший Моцарта, сделал гравюру под названием «Синьор Моцарт» [11]. Спектаклем «Свадьба Фигаро» в 1786 году, одобренным Иосифом II, Моцарт так ошеломил венскую публику, что она от него отвернулась. Его экономическое положение ухудшилось.

Также платном накрывали и клавиатуру. Однако это не мешало одаренному ребенку развлекать музыкой великосветскую публику. На одном из концертов Моцарта-ребенка на сцену выбежала кошка. Когда мальчик увидел животное, он с восторгом бросился к нему, забыв о зрителях и о том, что он играет концерт. Рассерженный отец призывал сына вернуться к инструменту. На что мальчик отвечал, что клавесин никуда не денется, а вот кошка может убежать. Всем известно, что первую свою музыкальную композицию Моцарт написал в шесть лет.

А к семнадцати годам среди произведений уже известного музыканта насчитывались 4 оперы, несколько духовных сочинений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций. Однажды 17-летний Моцарт давал концерты во Франфкурте-на-Майне. После одного из выступлений к нему подошел 14-летний мальчик и сказал, как тот замечательно играет, и что ему самому так играть никогда не научиться. На это композитор ответил, что играть — это же так просто.

Директор оперной труппы Бондини заказал ему новую оперу. Можно предполагать, что Моцарт сам выбрал сюжет — старинную легенду о Дон Жуане; либретто должен был подготовить не кто иной, как да Понте. Опера Don Giovanni была впервые показана в Праге 29 октября 1787. В мае 1787 скончался отец композитора.

Этот год вообще стал рубежным в жизни Моцарта, что касается ее внешнего течения и душевного состояния композитора. Его размышления все чаще окрашивал глубокий пессимизм; навсегда в прошлое ушли блеск успеха и радости молодых лет. Вершиной пути композитора стал триумф Дон Жуана в Праге. После возвращения в Вену в конце 1787 Моцарта начали преследовать неудачи, а под конец жизни — нищета. Постановка Дон Жуана в Вене в мае 1788 закончилась провалом; на приеме после спектакля оперу защищал один Гайдн. Моцарт получил должность придворного композитора и капельмейстера императора Иосифа II, но со сравнительно небольшим для этой должности жалованьем 800 гульденов в год. Император мало что понимал в музыке как Гайдна, так и Моцарта; о сочинениях Моцарта он высказался, что они «не во вкусе венцев». Моцарту пришлось одолжить деньги у Михаэля Пухберга, своего собрата по масонской ложе.

Ввиду безнадежности ситуации, сложившейся в Вене сильное впечатление производят документы, подтверждающие, как скоро легкомысленные венцы забыли прежнего кумира , Моцарт решил предпринять концертную поездку в Берлин апрель — июнь 1789 , где надеялся найти себе место при дворе прусского короля Фридриха Вильгельма II. Результатом стали лишь новые долги, да еще заказ на шесть струнных квартетов для его величества, который был приличным виолончелистом-любителем, и на шесть клавирных сонат для принцессы Вильгельмины. Старое здание Бургтеатра справа , где шли премьеры всех опер Моцарта. Здание было снесено в 1888 году. Слева — Михайловское крыло Хофбурга. В 1799 пошатнулось здоровье Констанцы, потом самого Вольфганга, и материальное положение семьи стало просто угрожающим. В феврале 1790 умер Иосиф II, и Моцарт не был уверен, что сможет сохранить свой пост придворного композитора при новом императоре. Торжества коронации императора Леопольда проходили во Франкфурте осенью 1790, и Моцарт отправился туда за собственный счет, надеясь привлечь внимание публики.

Это выступление исполнялся «Коронационный» клавирный концерт, К. Вернувшись в Вену, Моцарт встретился с Гайдном; лондонский импресарио Заломон приехал пригласить Гайдна в Лондон, а Моцарт получил аналогичное приглашение в английскую столицу на следующий зимний сезон. Он горько плакал, провожая Гайдна и Заломона. Предыдущей зимой он приглашал на репетиции оперы Так поступают все Cos fan tutte всего двоих друзей — Гайдна и Пухберга. В 1791 Э. Шиканедер, писатель, актер и импресарио, давний знакомый Моцарта, заказал ему новую оперу на немецком языке для своего «Фрайхаустеатра» в венском предместье Виден нынешний театр «Ан-дер-Вин» , и весной Моцарт начал работать над Волшебной флейтой Die Zauberflte. Зюссмайер помог написать некоторые разговорные речитативы secco. Вместе с учеником и Констанцей Моцарт в августе отправился в Прагу для подготовки спектакля, который прошел без особого успеха 6 сентября позже эта опера пользовалась огромной популярностью.

Затем Моцарт спешно уехал в Вену, чтобы завершить Волшебную флейту. Опера была исполнена 30 сентября, и тогда же он закончил свое последнее инструментальное сочинение — концерт для кларнета с оркестром ля мажор К. Ныне там расположен музей композитора Моцарт был уже болен, когда при таинственных обстоятельствах к нему явился незнакомец и заказал реквием. Это был управляющий графа Вальзегг-Штуппаха. Граф заказал сочинение в память умершей жены, намереваясь исполнить его под своим именем. Моцарт, уверенный, что сочиняет реквием для себя, лихорадочно работал над партитурой, пока силы не оставили его. Констанца в это время лечилась в Бадене и спешно вернулась домой, когда поняла, сколь серьезна болезнь мужа. В ночь с 4 на 5 декабря он впал в бредовое состояние и в полусознательном состоянии воображал себя играющим на литаврах в Dies irae из собственного незаконченного реквиема.

Был почти час ночи, когда он отвернулся к стене и перестал дышать. Констанца, сломленная горем и не имевшая никаких средств, должна была согласиться на самое дешевое отпевание в часовне собора св. Она была слишком слаба, чтобы сопровождать тело мужа в далекий путь на кладбище св. Марка, где он был похоронен без всяких свидетелей, кроме могильщиков, в могиле для бедняков, местоположение которой было вскоре безнадежно забыто. Зюссмайер закончил реквием и оркестровал большие незавершенные фрагменты текста, оставленные автором. В настоящее время перенесена на гору Капуцинерберг Зальцбург Если при жизни Моцарта его творческая мощь осознавалась лишь сравнительно небольшим числом слушателей, то уже в первое десятилетие после кончины композитора признание его гения распространилось по всей Европе. Этому способствовал успех, который имела у широкой аудитории Волшебная флейта.

Как Теофил стал Амадеем и в чём виноват Сальери? 10 фактов из жизни Моцарта

Сто великих композиторов (18) Сам Моцарт много сочинял в Париже. В начале 1764 года вышли из печати его первые четыре сонаты для скрипки и клавесина. На титульном листе было обозначено, что они написаны семилетним мальчиком.
Моцарт, Вольфганг Амадей - ПЕРСОНА ТАСС В 1775—1780 годах Моцарт написал, среди прочего, 6 клавирных сонат, концерт для флейты и арфы, большую симфонию № 31 D-dur, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров. В 1779 году Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге.

Во сколько лет моцарт написал первое произведение для клавесина

Саммартини в Милане, с возглавлявшими неаполитанскую оперную школу Н. Иоммелли, Дж. Паизиелло в Неаполе. В Милане Вольфганг получил заказ на новую оперу-сериа для представления во время карнавала. В Риме он услышал знаменитое Miserere Г. Аллегри, которое потом записал по памяти. Занимаясь в Болонье контрапунктом со знаменитым педагогом падре Мартини, Моцарт начал работу над новой оперой Митридат, царь Понтийский Mitridate, re di Ponto. По настоянию Мартини он подвергся экзамену в известной Болонской филармонической академии и был принят в члены академии.

Опера была с успехом показана на Рождество в Милане. Весну и начало лета 1771 Вольфганг провел в Зальцбурге, но в августе отец и сын выехали в Милан для подготовки премьеры новой оперы Асканий в Альбе Ascanio in Alba , которая с успехом прошла 17 октября. Леопольд надеялся убедить эрцгерцога Фердинанда, к свадьбе которого в Милане было организовано празднество, взять Вольфганга к себе на службу; но по странному стечению обстоятельств императрица Мария Терезия прислала из Вены письмо, где в сильных выражениях заявляла о своем недовольстве Моцартами в частности, она назвала их "бесполезным семейством". Леопольд и Вольфганг были вынуждены вернуться в Зальцбург, не найдя для Вольфганга подходящего места службы в Италии. В самый день их возвращения, 16 декабря 1771, скончался князь-архиепископ Сигизмунд, который доброжелательно относился к Моцартам. Его преемником стал граф Иероним Коллоредо, и для его инаугурационных торжеств в апреле 1772 Моцарт сочинил "драматическую серенаду" Сон Сципиона Il sogno di Scipione. Коллоредо принял молодого композитора на службу с годовым жалованьем в 150 гульденов и дал разрешение на поездку в Милан Моцарт взялся написать для этого города новую оперу ; однако новый архиепископ, в отличие от своего предшественника, не терпел длительных отлучек Моцартов и не был склонен восхищаться их искусством.

Третье итальянское путешествие продолжалось с октября 1772 по март 1773. Новая опера Моцарта, Луций Сулла Lucio Silla , была исполнена на следующий день после Рождества 1772, и дальнейших оперных заказов композитор не получил. Леопольд напрасно пытался заручиться покровительством великого герцога флорентийского Леопольда. Предприняв еще несколько попыток устроить сына в Италии, Леопольд осознал свое поражение, и Моцарты уехали из этой страны, чтобы более туда не возвращаться. Уже в третий раз Леопольд и Вольфганг попытались обосноваться в австрийской столице; они оставались в Вене с середины июля по конец сентября 1773. Вольфганг получил возможность познакомиться с новыми симфоническими произведениями венской школы, особенно с драматичными симфониями в минорных тональностях Я. Ваньхаля и Й.

Гайдна; плоды этого знакомства очевидны в его симфонии соль минор К. Вынужденный оставаться в Зальцбурге, Моцарт целиком отдался композиции: в это время появляются симфонии, дивертисменты, сочинения церковных жанров, а также первый струнный квартет - эта музыка вскоре обеспечила автору репутацию одного из самых талантливых композиторов Австрии. Симфонии, созданные в конце 1773 - начале 1774 например, К. Короткий отдых от ненавистного ему зальцбургского провинциализма предоставил Моцарту пришедший из Мюнхена заказ на новую оперу для карнавала 1775: премьера Мнимой садовницы La finta giardiniera с успехом прошла в январе. Но музыкант почти не покидал Зальцбурга. Счастливая семейная жизнь до некоторой степени компенсировала скуку зальцбургской повседневности, однако Вольфганг, сравнивавший нынешнее свое положение с оживленной атмосферой иностранных столиц, постепенно терял терпение. Летом 1777 Моцарт был уволен со службы у архиепископа и решил поискать счастья за рубежом.

В сентябре Вольфганг с матерью отправился через Германию в Париж. В Мюнхене курфюрст отказался от его услуг; по дороге они остановились в Маннгейме, где Моцарт был дружески встречен местными оркестрантами и певцами. Хотя он и не получил места при дворе Карла Теодора, он задержался в Маннгейме: причиной стала его влюбленность в певицу Алоизию Вебер. Кроме того, Моцарт надеялся совершить с Алоизией, обладавшей великолепным колоратурным сопрано, концертное турне, он даже съездил с ней втайне ко двору принцессы Нассау-Вайльбургской в январе 1778. Леопольд первоначально полагал, что Вольфганг отправится в Париж с компанией маннгеймских музыкантов, отпустив мать обратно в Зальцбург, но прослышав о том, что Вольфганг без памяти влюблен, строго наказал немедленно ехать в Париж вместе с матерью. Пребывание в Париже, продолжавшееся с марта по сентябрь 1778, оказалось крайне неудачным: 3 июля скончалась мать Вольфганга, а парижские придворные круги утратили интерес к молодому композитору. Хотя в Париже Моцарт с успехом исполнил две новые симфонии и в Париж приехал Кристиан Бах, Леопольд приказал сыну возвращаться в Зальцбург.

Вольфганг оттягивал возвращение сколько мог и особенно задержался в Маннгейме. Здесь он понял, что Алоизия совершенно равнодушна к нему. Это был страшный удар, и лишь ужасные угрозы и мольбы отца заставили его уехать из Германии. Новые симфонии Моцарта например, соль мажор, К. В январе 1779 Моцарт вновь приступил к исполнению обязанностей органиста при архиепископском дворе с годовым жалованьем в 500 гульденов. Церковная музыка, которую он обязан был сочинять для воскресных служб, по глубине и разнообразию гораздо выше того, что была написано им раньше в этом жанре. Особенно выделяются Коронационная месса и Missa solemnis до мажор К.

Но Моцарт продолжал испытывать ненависть к Зальцбургу и к архиепископу, а потому с радостью принял предложение написать оперу для Мюнхена. Идоменей, царь Критский Idomeneo, re di Creta был поставлен при дворе курфюрста Карла Теодора в Мюнхене находилась его зимняя резиденция в январе 1781. Идоменей явился великолепным итогом опыта, приобретенного композитором в предшествующий период, главным образом в Париже и в Маннгейме. Особенно оригинально и драматургически выразительно хоровое письмо. В то время зальцбургский архиепископ находился в Вене и приказал Моцарту немедленно отправиться в столицу. Здесь личный конфликт Моцарта и Коллоредо постепенно приобрел угрожающие масштабы, и после громкого публичного успеха Вольфганга в концерте, данном в пользу вдов и сирот венских музыкантов 3 апреля 1781, его дни на службе у архиепископа были сочтены. В мае он подал прошение об отставке, а 8 июня был выставлен за дверь.

Против воли отца Моцарт женился на Констанце Вебер, сестре своей первой возлюбленной, причем мать невесты ухитрилась добиться от Вольфганга весьма выгодных условий брачного контракта к гневу и отчаянию Леопольда, который закидывал сына письмами, умоляя одуматься. Вольфганг и Констанца венчались в венском кафедральном соборе св. Стефана 4 августа 1782. И хотя Констанца была столь же беспомощна в денежных делах, как и ее муж, их брак, по-видимому, оказался счастливым. В июле 1782 опера Моцарта Похищение из сераля Die Entfhrung aus dem Serail была поставлена в венском "Бургтеатре"; она имела значительный успех, и Моцарт стал кумиром Вены, причем не только в придворных и аристократических кругах, но и среди посетителей концертов из третьего сословия. За несколько лет Моцарт достиг вершин славы; жизнь в Вене побуждала его к многообразной деятельности, композиторской и исполнительской. Он был нарасхват, билеты на его концерты т.

Для этого случая Моцарт сочинил серию блестящих фортепианных концертов. В 1784 Моцарт дал в течение шести недель 22 концерта. Летом 1783 Вольфганг и его невеста нанесли визит Леопольду и Наннерль в Зальцбурге. По этому поводу Моцарт написал свою последнюю и лучшую мессу до минор К. Месса исполнялась 26 октября в зальцбургской Петерскирхе, причем Констанца пела одну из сольных партий сопрано. Констанца, судя по всему, была неплохой профессиональной певицей, хотя ее голос во многом уступал голосу ее сестры Алоизии. Возвращаясь в Вену в октябре, супруги остановились в Линце, где появилась Линцская симфония К.

В феврале следующего года Леопольд нанес визит сыну и невестке в их большой венской квартире около кафедрального собора этот красивый дом сохранился до нашего времени , и хотя Леопольд так и не смог избавиться от неприязни к Констанце, он признал, что дела его сына как композитора и исполнителя идут весьма успешно. К этому времени относится начало многолетней искренней дружбы Моцарта и Й. На квартетном вечере у Моцарта в присутствии Леопольда Гайдн, обратившись к отцу, сказал: "Ваш сын - величайший композитор из всех, кого я знаю лично или о ком слышал". Гайдн и Моцарт оказали значительное влияние друг на друга; что касается Моцарта, то первые плоды такого влияния очевидны в цикле из шести квартетов, которые Моцарт посвятил другу в известном письме в сентябре 1785. В 1784 Моцарт стал масоном, что наложило глубокий отпечаток на его жизненную философию; масонские идеи прослеживаются в целом ряде поздних сочинений Моцарта, особенно в Волшебной флейте. В те годы немало известных в Вене ученых, поэтов, писателей, музыкантов входили в масонские ложи в их числе был и Гайдн , масонство культивировалось и в придворных кругах. В результате разных оперно-театральных интриг Л.

Сальери и соперника да Понте, либреттиста аббата Касти. Моцарт и да Понте начали с антиаристократической пьесы Бомарше Женитьба Фигаро, причем к тому времени с немецкого перевода пьесы еще не был снят запрет. С помощью разных хитростей они сумели получить необходимое дозволение цензуры, и 1 мая 1786 Свадьба Фигаро Le nozze di Figaro была впервые показана в "Бургтеатре". Хотя позже эта моцартовская опера имела огромный успех, при первой постановке она была вскоре вытеснена новой оперой В. Мартина-и-Солера 1754-1806 Редкая вещь Una cosa rara. Между тем в Праге Свадьба Фигаро завоевала исключительную популярность мелодии из оперы звучали на улицах, под арии из нее танцевали в бальных залах и в кофейнях. Моцарт был приглашен продирижировать несколькими спектаклями.

В 1784 году Моцарт присоединился к масонам и написал музыку для нескольких масонских ритуалов. Моцарт всю жизнь был католиком. Рост Моцарта был всего 160 сантиметров, что не мешало ему быть обожаемым женщинами. Российский посол Разумовский написал письмо князю Потёмкину с предложением принять музыканта, но тот на письмо никак не отреагировал.

Вдохновение и творчество Внушительные факты творчества композитора говорят многое: За свою жизнь Моцарт создал 626 произведений. Моцарт написал национальный гимн Австрии. Половину своих симфоний Моцарт написал в детстве. Композитор черпал вдохновение, слушая своего любимого ручного скворца.

Моцарт и деньги Несмотря на то, что официальным гением для публики был Сальери, Моцарт зарабатывал гораздо больше, потому что выступал чаще. Моцарт получал хорошие гонорары за свои выступления, но уже через пару недель снова оказывался на мели и занимал деньги. Дело в том, что композитор любил играть в бильярд, ставил большие суммы и часто проигрывал. Вольфганг Амадей Моцарт на купюре Моцарт часто давал щедрые пожертвования нищим.

Но однажды бедняк попросил у него денег, когда Моцарт был на мели. Тогда Моцарт быстро написал небольшое произведение, отдал его бедняку и сказал отправиться к издателю. Бедняк получил целых 5 золотых, а издатель просил приносить еще такие сочинения. Сальери, взглянув на ноты, ответил, что такое произведение не под силу никому.

Тогда Моцарт сел за клавесин и сыграл произведение, взяв сложные ноты носом. В ответ Моцарт переслал большой ящик с камнем и ответом, что камень свалился у него с сердца, когда он получил записку. Факты о музыке Моцарта Ученые уверяют, что музыка Моцарта увеличивает мозговую активность человека. Тесты показывают, что 10 минут прослушивания музыки Моцарта повышает IQ на 9 единиц.

Музыка Моцарта полезна для детей. Её включают новорождённым в клиниках Швеции — медики уверены, что она помогла уменьшить уровень детской смертности в стране. Если во время приёма пищи ежедневно слушать Моцарта, то можно избавиться от проблем с пищеварением. Вот некоторые сведения о ней: Певица Элоиза Вебер — первая возлюбленная Моцарта, от которой он достаточно настрадался.

Меркантильная девушка не увидела в композиторе гения и предпочла другого, разбив юноше сердце. Последний прижизненный портрет Вольфганга Моцарта Констанца Вебер, сестра первой музы юноши, стала следующей возлюбленной. Ему пришлось связать себя с ней узами брака по совету опекуна. Моцарт часто изменял жене, но она любила его преданно и не верила многочисленным слухам.

Вольфганг Моцарт с женой Когда жена тяжело заболела, Моцарт стал терпеливой сиделкой и преданным супругом. После выздоровления измены повторились. На это время он забыл о своей семье, написав потом домой сентиментальное письмо с просьбой о прощении. Смерть Моцарта Перед смертью Моцарт считал, что его отравили.

Смерть Моцарта до сих пор вызывает множество споров. Одни говорят, что он умер по естественным причинам тяжелое инфекционное заболевание , другие уверены, что Моцарта отравил Антонио Сальери, а третьи связывают смерть композитора с его связью с масонами. Смерть Моцарта Несмотря на славу и известность, гроб великого композитора положили в общую могилу. Умер он в бедности.

Моцарт становился всё более популярным после своей смерти и не забыт до сих пор. Моцарт был уникумом, чудом; он творил шутя, и все давалось ему необыкновенно легко. Безусловно, Моцарт был музыкальным гением, обладал феноменальными способностями. Но за его шедеврами стоит титанический труд с самого раннего детства.

Гениальность Моцарта проявилась лет с трех. Его отец, известный педагог и музыкант, служивший при дворе Зальцбургского князя, сразу занялся обучением сына. Маленький Моцарт легко повторял за своей сестрой небольшие пьесы и легко запоминал их. Уже в четыре года он сочинил свой первый концерт для клавесина, а в шесть — виртуозно играл на клавесине, скрипке и органе.

Моцарту не исполнилось и шести лет, когда началось его долгое концертное турне: вместе с сестрой Анной, тоже талантливой исполнительницей, и наставником отцом юный Вольфганг объездил пол-Европы. Обратите внимание Публика восхищалась мальчиком, который мог играть с завязанными глазами, виртуозно импровизировал, исполнял сложнейшие пассажи наравне со взрослыми музыкантами … Гению было всего семь лет, когда сочиненные им сонаты для фортепиано и скрипки издали в Париже. Конечно, детей изматывали эти поездки. В пути Вольфганг и Наннерль часто болели, не раз находились на краю гибели.

Оба они перенесли и воспаление легких, и оспу. Есть мнение, что причина ранней смерти Моцарта — в болезнях, которые он заработал в годы своего тяжелого детства. Во время своих путешествий Моцарт брал уроки, знакомился с огромным числом композиторов и музыкантов того времени, осваивал разные музыкальные стили и языки. Невозможно найти другого композитора, который бы с таким блеском, как Моцарт, владел самыми разнообразными жанрами и формами: это относится к симфонии и концерту, дивертисменту и квартету, опере и мессе, сонате и трио.

Всего перу Моцарта принадлежат более 600 произведений практически всех главных музыкальных жанров — симфонии, камерные ансамбли, концерты, песни, арии, мессы, кантаты. Миф второй. Моцарт жил в нищете; современники не ценили его таланта В 1782-м опера Моцарта «Похищение из сераля» имела огромный успех. За несколько лет он дал множество фортепианных концертов.

И хотя, случалось, он не получал платы за свой труд, очень часто ему платили огромные гонорары для сравнения: годовое жалованье отца Моцарта в Зальцбурге составляло 350 флоринов, а за один концерт его сын мог получить в три раза больше. По личной переписке видно, что степень бедности семьи в мифах заметно преувеличена. Однако экстравагантный образ жизни быстро съедал все деньги. Как-то, заработав за выступление баснословную сумму, Моцарт потратил ее за две недели.

Приятель, к которому гений пришел занять денег, спросил: — У тебя нет ни замка, ни конюшни, ни дорогостоящей любовницы, ни кучи детей… Куда же ты деваешь деньги? И Моцарт ответил: — Но у меня есть жена Констанца! Она — мой замок, мой табун породистых лошадей, моя любовница и моя куча детей… Детей в семье родилось шестеро, но четверо из них умерли во младенчестве. Род Моцартов прервался на сыновьях Карле Томасе и Франце Ксавере, которые так и не обзавелись потомством.

Брак Моцарта, в который он вступил без разрешения отца, оказался счастливым. Вольфганг и Констанца были похожи, оба отличались легким и радостным отношением к жизни. Есть легенда, что однажды зимой к ним пришел гость и застал их танцующими: Моцарты пытались согреться, не имея денег на дрова… Однако даже тогда, когда в Вене капризная публика перестала слушать оперы Моцарта и его творчество «вышло из моды», композитор продолжал получать неплохие гонорары из других стран Европы, а также придворную зарплату. Миф третий.

Моцарт писал реквием на свою смерть Важно Осенним вечером серый незнакомец постучался в дверь Моцарта… Он заказал реквием по заданию своего хозяина, графа Вальзегг-Штуппаха, недавно похоронившего жену. Предчувствуя свою скорую смерть, одержимый черными мыслями, Моцарт начал сочинять реквием — для себя. Так повествует легенда. Однако, если судить по моцартовской переписке последних месяцев жизни, он был в прекрасном расположении духа.

И его смерть стала шоком для семьи и друзей. Вот Сальери как раз писал реквием на свою смерть в 1804-м. Но умер гораздо позже, в 1825-м. Спорны и причины смерти Моцарта.

Болезнь его протекала очень быстро, и 5 декабря 1791 года Вольфганг Амадей скончался в ужасных страданиях от «сильной лихорадки». Что вызвало лихорадку, не ясно, и это неудивительно для того уровня развития медицины. Гения лечили лучшие венские врачи принятыми в то время методами. В результате прописанных ему кровопусканий, по подсчетам, Моцарт потерял около двух литров крови.

Вполне вероятно, что в тот год в Вене была эпидемия воспалительных инфекционных заболеваний — нечто вроде гриппа. Хотя теорий о болезни, убившей гения, десятки: от трихинеллеза до отравления. Миф четвертый. Похоронен в забвении Моцарт был похоронен в братской могиле бедняков… На кладбище его провожал один-единственный человек… Вдова отказалась прийти на похороны… Богатый друг семьи ван Свитен пожалел денег на погребение… Все это не совсем так.

В числе реформ австрийского императора Иосифа были новые погребальные правила. Согласно им, захоронения отныне выводились из черты города до этого в Европе процветал обычай хоронить мертвых в центре, у главного собора. Сама процедура похорон была предельно упрощена. Каждые 7-8 лет могилы перекапывали и использовали снова.

Вдова не отправилась за гробом на кладбище, и это тоже было в порядке вещей. Церемония памяти Моцарта прошла в его масонской ложе. Катафалк отправлялся на кладбище только после шести вечера. Идти за ним за городские ворота было не принято, никаких обрядов в месте захоронения тогда не устраивали, и присутствовали на нем только могильщики.

А «скупой» ван Свитен несколько лет щедро платил за обучение сыновей Моцарта, организовал первое исполнение его реквиема, устраивал концерты в пользу Констанцы и детей в разных городах Европы. Миф пятый. Принесен в жертву масонами Моцарт, как и многие его современники, увлекся идеями масонства и был членом масонской ложи вместе с другом Гайдном. Его последняя опера, «Волшебная флейта», содержит масонские темы и аллегории.

Совет Но… Дальше домыслы: руководителям ордена якобы показалось, что опера слишком карикатурна, к тому же им стало известно, что Моцарт собирался создать свое тайное общество. Вот и пал гений жертвой антихристианского масонского заговора: масоны отравили его ртутью, намеренно скрыли следы могилы и похитили из нее череп для своих обрядов. Этот миф культивировали нацисты; о нем вспомнили и позже. По теории 60-х годов XX века, смерть Моцарта стала жертвоприношением при освящении нового масонского храма.

Миф шестой. Моцарт и Сальери О том, что Моцарт был отравлен, начали говорить вскоре после его смерти: тема ядов и отравлений в то время была чрезвычайно популярна.

Старший сын Карл Томас 1784-1858 учился в миланской консерватории, но стал чиновником. Младший сын Франц Ксавер 1791-1844 — пианист и композитор. Впоследствии Констанца вышла замуж за датского дипломата Георга Ниссена, который с ее помощью написал биографию Моцарта. В 1842 году в Зальцбурге был открыт первый памятник композитору. В 1896 году в Вене на площади Альбертинаплац был установлен памятник Моцарту, в 1953 году он был перемещен в Дворцовый сад. Один из известных моцартовских монументов, размещенных по всему миру, — бронзовый памятник композитору в Севилье Испания.

В задачи учреждения входило как обучение музыкантов, так и изучение творческого наследия Моцарта. В 1881 году университет объединился с международным фондом "Моцартеум". В 1914 году эта организация получила статус консерватории. С 1998 года консерватория называется "Университет "Моцартеум" в Зальцбурге". Продолжающий действовать при университете международный фонд "Моцартеум" собирает Моцартовскую библиотеку и поддерживает сеть музеев в Зальцбурге, посвященную Моцарту. Музей Моцарта открыт в Зальцбурге в доме, где родился композитор. В 1996 году был открыт музей Моцарта в квартире, где композитор проживал в 1781-1787 годах. В Австрии 2006 год, год 250-летия со дня рождения композитора, был объявлен Годом Моцарта.

Чтобы вызвать аплодисменты, нужно писать материал настолько глупый, что кучер мог бы его спеть, или настолько непонятный, что он нравится именно потому, что ни один здравомыслящий человек не может этого понять. Этот отрывок указывает на важный принцип концертов Моцарта, что они были разработаны в основном для развлечения публики, а не исключительно для удовлетворения каких-то внутренних художественных побуждений. Все эти три концерта сильно отличаются друг от друга и представляют собой относительно интимные произведения, несмотря на притворное величие последнего: действительно, для них существуют аранжировки для фортепиано и струнного квартета, которые мало что теряют. Последний из этих трех, No. Как и K. Следующий концерт, Нет. С февраля 1784 г. Развитие техники и структуры с раннего Венские примеры отмечены с самого первого из этой зрелой серии.

Написанный для своей ученицы Барбары Плойер для игры, K. Следующее, Нет. Первая часть является в широком смысле «симфонической» по структуре и знаменует собой дальнейший прогресс во взаимодействии фортепиано и оркестра. Примечательно, что Моцарт отмечает, что он закончил его только через неделю после предыдущего К.

Жизненный и творческий путь

В Голландии, одной из стран, где они побывали, строго-настрого во время постов запрещалась музыка. Однако для Моцарта сделали исключение. Духовенство в его таланте увидело Божий дар. Опера для императора Иосиф II, римский император, заказал Моцарту оперу, когда мальчику было всего 12 лет.

Она называлась «Мнимая простушка» и была предназначена для итальянской труппы. Юный композитор сочинил произведение всего за несколько недель. Певцам, однако, оно не понравилось, поэтому примьера оперы так и не состоялась.

Композитор и масоны Интересные факты из жизни Моцарта связаны не только с его музыкальной карьерой. Этот человек, например, стал масоном и даже привел в ложу своего отца. Композитор сочинил музыку для ряда масонских ритуалов, даже в знаменитой опере под названием «Волшебная флейта» звучит тема этого движения.

Моцарт и Сальери Однажды герой нашего рассказа вздумал подшутить над Сальери. Он сообщил своему приятелю, что создал такую вещь для клавира, которую не способен исполнить ни один человек в мире, кроме самого Моцарта. Сальери, посмотрев ноты, воскликнул, что юный музыкант тоже не сможет этого сделать, поскольку обеими руками нужно будет выполнять труднейшие пассажи, да к тому же на противоположных концах клавиатуры.

Одновременно нужно взять посередине еще несколько нот. Если даже играть ногой, написанное исполнить все равно не удастся, так как темп произведения слишком быстрый. Весьма довольный, Моцарт рассмеялся.

Он уселся за клавир и исполнил это произведение именно так, как было указано в нотах. А сложные ноты были взяты носом! Констанция, жена Моцарта Зарабатывая своим творчеством приличные гонорары, тем не менее Моцарт, биография которого порой противоречива, часто был вынужден занимать у своих приятелей деньги.

Так, к примеру, получив тысячу гульденов баснословную по тем временам сумму за выступление на одном из концертов, он сидел без денег уже через две недели. Приятель Моцарта, у которого композитор попытался занять, заметил с удивлением, что у музыкального гения нет ни конюшни, ни замка, ни кучи детей, ни дорогостоящей любовницы. Моцарт ответил, что ведь у него есть Констанция, жена.

Сложный концерт Моцарт, биография которого, как и всех вундеркиндов, еще с детства была отмечена фактами, свидетельствующими об уникальном даровании, свой первый концерт написал в четыре года. Это было произведение для клавира. Оно было настолько сложным, что из европейских виртуозов его вряд ли смог бы когда-нибудь кто-нибудь исполнить.

Когда отец забрал у мальчика неоконченную еще запись, объяснив это тем, что такой, по его мнению, трудный концерт нельзя сыграть, Моцарт ответил, что все это глупости. Ведь даже ребенок сможет это сделать. Он, например.

Моцарт играет с кошкой Все детство этого юного гения было чередой музыкальных занятий и выступлений. В различных уголках Европы на многочисленных концертах вундеркинд развлекал публику из высшего света: играл с закрытыми глазами на клавире. Отец при этом закрывал ребенку лицо платком.

Им же закрывали и клавиатуру, но юный гений все равно справлялся с игрой. Творчество Моцарта у всех вызывало восхищение. На эстраду на одном из концертов этого композитора вышла кошка.

Тогда Моцарт перестал играть и помчался к ней со всех ног. Забыв о слушателях, он стал забавляться с этим животным. На окрик отца юный гений отвечал, что клавесин ведь все равно никуда не денется, а кошка сейчас уйдет.

История с Марией-Антуанеттой После того как маленький Моцарт композитор, о котором мы рассказываем выступил в императорском дворце, Мария-Антуанетта, юная герцогиня, решила ему показать свое роскошное жилище. Мальчик в одном из залов упал, поскользнувшись на паркете. Тогда герцогиня помогла Моцарту подняться.

Он заметил, что герцогиня добра к нему. Девушка рассказала об этом матери. Императрица с улыбкой спросила маленького «жениха», почему тот сказал так.

Моцарт ответил: «Из благодарности». К нему после выступления подошел 14-летний мальчик. Он похвалил его игру, сказав, что ему не научиться такому мастерству никогда, поскольку это очень сложно.

Юный Вольфганг удивился и спросил его, пробовал ли тот писать ноты. Собеседник ответил, что нет, так как ему в голову приходят лишь стихи. Тогда Моцарт парировал: «Наверное, очень трудно писать стихи?

Собеседником Моцарта оказался Гете. Причина смерти композитора До сих пор вызывают споры и вопросы причины смерти этого величайшего композитора. В медицинском заключении было указано, что умер Вольфганг от ревматической лихорадки, которую, возможно, осложнила острая почечная или сердечная недостаточность.

Однако некоторые искусствоведы полагают, что он был отравлен Антонио Сальери, его соперником. Но оснований полагать, что между этими двумя людьми была вражда, на самом деле не много. В 1997 году, несмотря на это, спустя 200 лет после смерти Вольфганга, в Милане прошел суд над Сальери.

Исследователи творчества двух этих музыкантов, а также врачи были выслушаны судьей, который впоследствии постановил, что Сальери не виновен в смерти известного композитора. Как был похоронен Моцарт?

Целью следующей задуманной Леопольдом поездки стала Италия — страна оперы и, конечно, страна музыки вообще. После 11 месяцев занятий и подготовки к поездке, проведенных в Зальцбурге, Леопольд и Вольфганг начали первое из трех путешествий через Альпы. Они отсутствовали более года с декабря 1769 по март 1771. Первое итальянское путешествие превратилось в цепь сплошных триумфов — у папы и герцога, у короля Фердинанда IV Неаполитанского и у кардинала и, самое главное, у музыкантов. Моцарт встретился с Н. Пиччини и Дж. Саммартини в Милане, с возглавлявшими неаполитанскую оперную школу Н.

Иоммелли, Дж. Паизиелло в Неаполе. В Милане Вольфганг получил заказ на новую оперу-сериа для представления во время карнавала. В Риме он услышал знаменитое Miserere Г. Аллегри, которое потом записал по памяти. Занимаясь в Болонье контрапунктом со знаменитым педагогом падре Мартини, Моцарт начал работу над новой оперой Митридат, царь Понтийский Mitridate, re di Ponto. По настоянию Мартини он подвергся экзамену в известной Болонской филармонической академии и был принят в члены академии. Опера была с успехом показана на Рождество в Милане. Весну и начало лета 1771 Вольфганг провел в Зальцбурге, но в августе отец и сын выехали в Милан для подготовки премьеры новой оперы Асканий в Альбе Ascanio in Alba , которая с успехом прошла 17 октября.

Леопольд надеялся убедить эрцгерцога Фердинанда, к свадьбе которого в Милане было организовано празднество, взять Вольфганга к себе на службу; но по странному стечению обстоятельств императрица Мария Терезия прислала из Вены письмо, где в сильных выражениях заявляла о своем недовольстве Моцартами в частности, она назвала их «бесполезным семейством». Леопольд и Вольфганг были вынуждены вернуться в Зальцбург, не найдя для Вольфганга подходящего места службы в Италии. В самый день их возвращения, 16 декабря 1771, скончался князь-архиепископ Сигизмунд, который доброжелательно относился к Моцартам. Его преемником стал граф Иероним Коллоредо, и для его инаугурационных торжеств в апреле 1772 Моцарт сочинил «драматическую серенаду» Сон Сципиона Il sogno di Scipione. Коллоредо принял молодого композитора на службу с годовым жалованьем в 150 гульденов и дал разрешение на поездку в Милан Моцарт взялся написать для этого города новую оперу ; однако новый архиепископ, в отличие от своего предшественника, не терпел длительных отлучек Моцартов и не был склонен восхищаться их искусством. Третье итальянское путешествие продолжалось с октября 1772 по март 1773. Новая опера Моцарта, Луций Сулла Lucio Silla , была исполнена на следующий день после Рождества 1772, и дальнейших оперных заказов композитор не получил. Леопольд напрасно пытался заручиться покровительством великого герцога флорентийского Леопольда. Предприняв еще несколько попыток устроить сына в Италии, Леопольд осознал свое поражение, и Моцарты уехали из этой страны, чтобы более туда не возвращаться.

Уже в третий раз Леопольд и Вольфганг попытались обосноваться в австрийской столице; они оставались в Вене с середины июля по конец сентября 1773. Вольфганг получил возможность познакомиться с новыми симфоническими произведениями венской школы, особенно с драматичными симфониями в минорных тональностях Я. Ваньхаля и Й. Гайдна; плоды этого знакомства очевидны в его симфонии соль минор К. Вынужденный оставаться в Зальцбурге, Моцарт целиком отдался композиции: в это время появляются симфонии, дивертисменты, сочинения церковных жанров, а также первый струнный квартет — эта музыка вскоре обеспечила автору репутацию одного из самых талантливых композиторов Австрии. Симфонии, созданные в конце 1773 — начале 1774 например, К. Короткий отдых от ненавистного ему зальцбургского провинциализма предоставил Моцарту пришедший из Мюнхена заказ на новую оперу для карнавала 1775: премьера Мнимой садовницы La finta giardiniera с успехом прошла в январе. Но музыкант почти не покидал Зальцбурга. Счастливая семейная жизнь до некоторой степени компенсировала скуку зальцбургской повседневности, однако Вольфганг, сравнивавший нынешнее свое положение с оживленной атмосферой иностранных столиц, постепенно терял терпение.

Летом 1777 Моцарт был уволен со службы у архиепископа и решил поискать счастья за рубежом. В сентябре Вольфганг с матерью отправился через Германию в Париж. В Мюнхене курфюрст отказался от его услуг; по дороге они остановились в Маннгейме, где Моцарт был дружески встречен местными оркестрантами и певцами. Хотя он и не получил места при дворе Карла Теодора, он задержался в Маннгейме: причиной стала его влюбленность в певицу Алоизию Вебер. Кроме того, Моцарт надеялся совершить с Алоизией, обладавшей великолепным колоратурным сопрано, концертное турне, он даже съездил с ней втайне ко двору принцессы Нассау-Вайльбургской в январе 1778. Леопольд первоначально полагал, что Вольфганг отправится в Париж с компанией маннгеймских музыкантов, отпустив мать обратно в Зальцбург, но прослышав о том, что Вольфганг без памяти влюблен, строго наказал немедленно ехать в Париж вместе с матерью. Пребывание в Париже, продолжавшееся с марта по сентябрь 1778, оказалось крайне неудачным: 3 июля скончалась мать Вольфганга, а парижские придворные круги утратили интерес к молодому композитору. Хотя в Париже Моцарт с успехом исполнил две новые симфонии и в Париж приехал Кристиан Бах, Леопольд приказал сыну возвращаться в Зальцбург. Вольфганг оттягивал возвращение сколько мог и особенно задержался в Маннгейме.

Здесь он понял, что Алоизия совершенно равнодушна к нему. Это был страшный удар, и лишь ужасные угрозы и мольбы отца заставили его уехать из Германии. Новые симфонии Моцарта например, соль мажор, К. В январе 1779 Моцарт вновь приступил к исполнению обязанностей органиста при архиепископском дворе с годовым жалованьем в 500 гульденов.

Одно из главных отличий состоит в том, что через 10 лет общие могилы подвергались раскопкам, а могил аристократов — нет. Исследователи выдвинули в качестве гипотезы по меньшей мере 118 причин смерти Моцарта, включая ревматическую лихорадку, грипп, трихинеллез, отравление ртутью, почечную недостаточность и стрептококковую инфекцию. По мнению нескольких биографов, Моцарт был маленьким человеком с сильными глазами. В детстве Вольфганг переболел оспой, которая оставила на лице шрамы. Он был худой и бледный с прекрасными волосами и любил элегантную одежду.

Согласно утверждениям жены Моцарта, Констанцы, в конце жизни Моцарт считал, что его отравили, и что он сочинял свой «Реквием» для себя. Считается, что в «Реквиеме» он успел написать только первые 7 частей, а остальное дописал его ученик Франц Ксавер Зюсмайр. Но есть версия, по которой Вольфганг мог завершить «Реквием» несколькими годами ранее. Ученые все еще спорят о том, какие части Моцарт действительно написал. У Моцарта и его жены было шестеро детей, из которых только двое пережили младенчество. Оба сына не имели семьи и детей. Моцарт становился все более популярным после смерти. На самом деле, как отмечает биограф 20-го века Мейнард Соломон, его музыку по-настоящему оценили посмертно. Композитор родился католиком и оставался им всю жизнь.

Моцарт был тенор. Во время камерных концертов в ансамбле он обычно играл на альте. А также был левшой. Известный физик Альберт Эйнштейн очень любил музыку. Он обучался игре на скрипке, но по-настоящему сумел проникнуться ею только после того, как «влюбился в сонаты Моцарта». Эйнштейн считал, что музыка Моцарта потребовала от него технического совершенства, и тогда стал усиленно заниматься. Констанца, супруга Моцарта, уничтожила многие его зарисовки и чертежи после смерти композитора. У Моцарта было несколько домашних животных, включая собаку, скворца, канарейку и лошадь. Письма Время сохранило множество портретов Моцарта, выполненных разными художниками, но все они между собой сильно различаются, трудно определить, были ли среди них наиболее близкие к оригиналу.

Зато прекрасно сохранились письма композитора, которые он писал всю свою жизнь, будучи в постоянных разъездах — письма матери, сестре, «дражайшему папа», кузине, супруге Констанце. Читая их, можно составить подлинный психологический образ гения, он словно живой предстает перед нами. Вот 9-летний мальчуган искренне радуется удобной бричке и тому, что извозчик мчит быстро. Вот он передает пламенный привет и низкий поклон всем, кого знает.

Так и должно быть" цит. Ульрих Ляйзингер не утверждает, что этот то ли ироничный, то ли сентиментальный анекдот имеет отношение к идентифицированным им фрагментам, но ему представляется, что с чуть более взрослым Моцартом могла произойти какая-то очень похожая история. Во всяком случае, новые фрагменты он склонен считать недостающим звеном между самыми первыми детскими сочинениями композитора и его более уверенными опытами середины 1760-х: сонатами и первой симфонией. Находку Ляйзингера никто не оспаривает.

Конечно, есть призывы относиться к его гипотезе с максимальной осторожностью, хотя бы потому, что Леопольд Моцарт не пометил эти отрывки именем сына, но в целом, судя, во всяком случае, по публикациям в англоязычной прессе, авторство двух фрагментов можно считать установленным. Часть клавесинного концерта уже оркестрована гарвардским музыковедом Робертом Левиным, и на январь 2010 года 27 января - день рождения Моцарта запланировано ее торжественное исполнение. Один из вновь найденных детских фрагментов Моцарта длится всего лишь минуту, а второй - пять минут. Можно представить себе медийную лавину, которая сойдет, если кто-нибудь отыщет неизвестное "взрослое" сочинение Вольфганга Амадея. А ведь было бы чудесно. Комментарии отключены.

Моцарт Вольфганг Амадей

Примерно в это же время Моцарт знакомится с Гайдном, у них начинается сердечная дружба. Моцарт даже посвящает Гайдну свой сборник из 6 квартетов (англ.)русск., написанных в 1783—1785 годах. Чем больше впитывал он в себя впечатлений, тем сильней росло в нем стремление сочинять музыку. Отец стал учить его композиции. В Париже были изданы в 1764 году первые его четыре сонаты для клавира и скрипки (Моцарту тогда было восемь лет). Из семерых детей Моцартов выжили двое: Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна. И брат, и сестра обладали блестящими музыкальными данными: Леопольд начал давать дочери уроки игры на клавесине, когда ей исполнилось восемь лет, и сочиненная отцом в 1759 для Наннерль. С заказом архиепископского двора связано также и появление первого вокально-симфонического сочинения Вольфганга — немецкой оратории «Долг первой заповеди». Моцарт написал лишь первую часть оратории. Жена Анна-Мария Моцарт, урожденная Пертль, из Санкт-Гильген-ам Вольфгангзее. Его старшая сестра Мария Анна, которую звали «Наннерль», родилась в 1751 году и умерла в возрасте 78 лет. Остальные пять братьев и сестер умерли в течение первого года жизни. Четырех лет он повторял за старшей сестрой Анной-Марией, тоже одаренной музыкантшей, маленькие пьесы, моментально их запоминая. В четыре года Вольфганг пытается сочинять концерт для клавесина!

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий