В какой части выступления оратор вводит слушателей в курс дела

Целостность ораторской речи заключается в единстве ее темы – главной мысли выступления, основной проблемы, поставленной в нем, – и смысловых частей разной структуры и протяженности. Основная часть ораторского выступления — это изложение самого материала, аргументация, использование фактов и логических доказательств. Заключение призвано подытожить и обобщить сказанное, подчеркнуть главную мысль, сделать выводы, воодушевить слушателей.

Задачи главной части речи. Методы изложения материала

Образовательный портал ТГУ Затем определяют цель выступления, так как в одном случае цель – информировать слушателя, в другом – заставить слушателя переживать, в третьем – принять позицию автора. Так, задача информационной речи – дать слушателям новые знания.
Общие правила ораторской речи Не вдаваясь в детали, идеальный план публичного выступления является идеальным, потому что учитывает основные смысловые акценты, которые слушатели делают во время речи. Именно слушатели, а не сам оратор.

Задачи главной части речи. Методы изложения материала

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что вступление как важнейшая часть публичного выступления направлена на установление контакта с аудиторией и захвата ее внимания, для чего в свою очередь используются различные прием и виды вступлений. Суть подготовки данного структурного элемента публичной речи во многом заключается в выявлении главной идеи и соответствующей организации материала в расчете на определенный состав слушателей. Главная часть выступления представляет собой процесс выявления характеристик явлений, относящихся к теме, рассмотрение наиболее важных, сложных и нередко дискуссионных моментов темы, установление необходимых связей между явлениями и фактами. Такой подход ведет к действительному раскрытию темы в целом.

Основная часть всякого выступления должна быть связана с изложением основного содержания темы, его анализом, обобщением, обоснованием выдвинутых при этом положений, тезисов. При этом каждая конкретная основная часть может различаться по стилю и порядку расположения в зависимости от той общей модели внутреннего построения, которой придерживался оратор. Надо сказать, что в таком построении особая роль принадлежит плану и композиции выступления.

Реализация того и другого предполагает наличие материала, знание аудитории, а также осознание ясной цели выступления. План выступления представляет собой результат решения задачи по разбивке, членению темы выступления на определенные части. Композиция выступления представляет собой способ расположения материала, его частей, реальную последовательность их изложения.

Основная часть в свою очередь также имеет две основные части: изложение материала и рассуждение оратора. Изложение - это часть ораторской речи, представляющая факты к теме высказывания. Рассуждение представляет собой наиболее важную часть публичного выступления и выражается в «полемической связи мыслей».

Главный фактор данного элемента основной части речи - это логика. Средства речевой выразительности при этом имеют второстепенное значение. В ходе рассуждения высказывается основная мысль, которая дается в виде четко сформулированного тезиса.

В дальнейшем тезис подкрепляется различного рода доказательствами, в качестве которых могут выступать, с одной стороны, логические построения, аналогии или подобия - косвенные примеры, а с другой - прямые примеры, то есть конкретные факты: иллюстрации, свидетельства, ссылки на чьи-либо наблюдения или мнения, обычно в виде цитат. Таким образом, рассуждение всегда делится на провозглашение тезиса и представление положительной или отрицательной аргументации к нему. Рассмотрим основные типы рассуждения оратора:.

Данный вид должен быть непосредственно связан с соответствующе выполненным изложением, в рамках которого должны быть представлены основные точки зрения по рассматриваемому оратором вопросу. Тогда в рассуждении выступающий опровергает эти точки зрения одну за одной и, таким образом, в результате приходит к истинному, на его взгляд, утверждению, как правило, совпадающему с его мнением. Данный способ построения рассуждения является сходным с предыдущим, однако в рамках него берется не множество различных точек зрения, а одна общая теория, сочетающая в себе все недостатки, которые считает таковыми оратор.

В дальнейшем указанная теория последовательно критикуется, в результате чего один за одним устраняются ложные положения. В завершении процесса рассуждении оратор также приходит к наиболее приемлемому для себя варианту решения проблемы. Указанный тип более характерен для долгих моновыступлений таких, например, как лекции или публичные доклады, и характеризуется масштабными сравнениями и отступлениями в том числе и в другие области знаний , а не только представлением конкретных аргументов.

Это схема построения риторической аргументации с обстоятельным анализом каждого из представленных аргументов. Такой вариант более характерен при раскрытии темы, не являющейся широко обсуждаемой или очень популярной. В целом стоит отметить, что при построении основной части публичной речи в обеих ее частях используются различные методы, среди которых можно выделить следующие: анализ - мысленное расчленение объекта на составные части, выделение отдельных признаков, смысловых элементов; синтез - мысленное соединение в целое смысловых элементов, в том числе и полученных при помощи анализа; дедукция - переход от общего к частному, от закона - к конкретному случаю; индукция - обобщение, формулирование закона на основе наблюдения ряда однородных фактов; аналогия - умозаключение о принадлежности предмету определенного признака на основе его сходства с другим предметом.

Указанные общие способы научного исследования незаменимы при построении грамотного публичного выступления, так как помогают расположить материал в правильной логической последовательности, что, в свою очередь, облегчит его восприятие у аудитории. Заключение также должно планироваться заранее. Его основное назначение состоит в том, чтобы помочь осмыслению услышанного.

Достигается это выделением идеи, ядра выступления, необходимым завершающим обобщением материала, формулировкой теоретических и практических выводов. Заключение также должно закреплять и усиливать впечатление от изложенного, ставить перед слушателями задачи, вызывать у них предрасположенность к определенным действиям и поступкам. Введем определение рассматриваемого термина: заключение - это «завершающая часть ораторской речи, в котором содержится краткое истолкование смысла всей речи, с повторением главных мыслей, с возможным обобщением и побуждением».

Стоит отметить, что данный элемент структуры публичного выступления неоднозначно понимается в теории ораторского искусства. Так, некоторые ученые утверждают о необходимости краткого повторения тезисов, высказанных и доказанных в процессе рассуждения, другие же утверждают, что должны быть подведены общие итоги. На наш взгляд, общей конструкции, которая бы удовлетворяла всем видам публичного выступления, не существует.

Можно лишь выделить общие правила, используемые при построении заключения:. Заключение должно соответствовать общему стилю всего публичного выступления и в зависимости от этого реализовываться в виде одного из видов заключений, которые будут рассматриваться нами ниже. Заключение не должно завершаться шуткой, так как это вызовет у аудитории впечатление несерьезности оратора и его речи.

Заключение не должно быть слишком большим по объему. При этом размер будет варьироваться в зависимости от величины основной части: чем она больше, тем меньше должно быть заключение. Это необходимо для сохранения внимания аудитории до конца выступления.

При этом заключение не должно быть смазанным, так как это, в свою очередь, может испортить общее впечатление аудитории от речи. Одной из наиболее распространенных грубых ошибок в этом отношении выступает высказывание оратора, что он не успел уложиться по времени и поэтому вынужден заканчивать свое выступление. Основными видами заключения являются:.

Полемическое заключение. Как и полемическое вступление данный вид заключения основан на представление тезисов и антитезисов и оспаривании оратором своих собственных утверждений, однако, в более сжатом и конкретном варианте. Данный тип заключения характеризуется подведением итогов всему вышесказанному путем логического связанного повторения как информации изложения, так и мыслей, высказанных в ходе рассуждения.

Это наиболее краткий вид заключения, который используется, главным образом, в речах с объемной основной частью, обладающей высокой информационной плотностью. В рамках общего вывода кратко указывается на выведенные в ходе рассуждения тезисы и формулируются предложения оратора по решению рассмотренной в рамках выступления проблемы. Данный вид заключения направлен непосредственно на провоцирование какой-либо реакции у аудитории.

Сверхзадачей оратора в данном отношении является побуждение действовать или думать сообразно его мнению. Однако наличие любой положительной реакции аудитории уже достаточно важно и свидетельствует о наличии определенной популярности оратора у этой аудитории. Клаузула, или эффектная концовка речи.

Такой вид заключения используется, как правило, в речах не научной направленности и может быть использован в публичных выступлениях, которые должны вызывать непрерывающийся в течение выступления интерес аудитории. В этом случае такое заключение способствует окончательному закреплению у аудитории общего впечатления от оратора и его речи, а также от высказанных в ходе нее утверждений. Искусство построения заключения состоит в том, чтобы создать у аудитории четкое впечатление, что дальше говорить уже нечего.

В главной части реализуется логическая последовательность и стройность изложения материала. Задача оратора — умело расположить все композиционные компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию. Важно, чтобы материал работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Для большей убедительности необходимо использовать в доказательстве не менее трех аргументов. Заключение — важная композиционная часть публичного выступления, где подводятся итоги, формулируются выводы по основному вопросу, проблеме выступления, намечаются пути дальнейшей деятельности. Задачи заключения: 1 суммировать сказанное; 2 повысить интерес к предмету речи; 3 подчеркнуть значение сказанного; 4 поставить задачи; 5 призвать к непосредственным действиям в митинговой речи. В конце речи могут кратко повторяться её основные тезисы, ещё раз подчеркиваться главная мысль и важность для слушателей разработанной темы, могут использоваться дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность речи и оставить хорошее впечатление об ораторе. Недопустимо в конце выступления: 1 извиняться перед слушателями за то, что не сообщил ничего нового и интересного; 2 обрывать речь без заключения и уходить; 3 заканчивать речь шуткой, не относящейся к теме выступления, так как такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи. Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевить и призвать их к активной деятельности.

Аргументация публичного выступления Аргументация — логико-коммуникативный процесс, направленный на обоснование позиции выступающего с целью последующего понимания этой позиции и принятия её другим человеком. Структура аргументации: Тезис — главное положение, которое подлежит обоснованию. Аргументы — доводы комплекс доводов , необходимые для обоснования тезиса. Демонстрация способ доказательства — логическая форма связи совокупности умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из аргументов. Виды аргументов Логические аргументы — доводы, отвечающие научному методу дедукции, методу движения от общего к частному. Логические аргументы обращены к разуму слушателей. Психологические аргументы — доводы, которые апеллируют к чувствам обещания, угрозы , эмоциям и потребностям человека, к нравственным и морально-этическим нормам сопереживанию, отвержению и др. Способы аргументации Аргументация нисходящая — аргументация, в которой оратор вначале приводит наиболее сильные аргументы, затем менее сильные, а завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом. Аргументация восходящая — аргументация, в которой оратор вначале приводит менее сильные аргументы, затем наиболее сильные и завершает выступление самым сильным аргументом.

Аргументация односторонняя — аргументация, в которой используют либо только аргументы «за», либо только аргументы «против». Аргументация двусторонняя — аргументация, в которой используют аргументы и «за», и «против». Аргументация дедуктивная — аргументация, в которой оратор приводит суждения по принципу «от общего к частному» от вывода к аргументам. Аргументация индуктивная — аргументация, в которой оратор приводит суждения по принципу «от частного к общему» от аргументов к выводу. Способы изложения материала исторический, ступенчатый, дедуктивный, индуктивный, концентрический, аналогический Способ изложения материала — методы словесного изложения, разъяснения и подтверждения мысли. Исторический способ — изложение материала в хронологической последовательности. Ступенчатый способ стадиальный — последовательное изложение одной темы за другой без возврата к предыдущей. Данный способ очень напоминает исторический. Главное отличие в том, что ступенчатый способ отвечает не логике событий, а логике движения мысли.

Дедуктивный способ — изложение материала от общего к частному от тезиса к его доказательствам. Это способ поиска подтверждений высказанному ранее обобщению. Индуктивный способ — изложение материала от частного к общему, от фактов к некоторой гипотезе, способ предвосхищения основания. Концентрический способ — расположение материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному. При концентрическом способе основная идея речи формулируется в её начале, хотя и в общей форме. В процессе речи она обосновывается, обогащается, новыми фактами, мнениями. В конце речи оратор возвращается к формулировке основной идеи, уточняя её. Аналогический способ метод аналогии — изложение от частного к частному переход известного к новому на основе сопоставления различных явлений, событий, фактов , то есть это умозаключение о принадлежности предмету определенного признака на основе сходства в существенных признаках с другим предметом. Приемы привлечения внимания аудитории 1.

Изложение цели и задачи выступления.

Речь подготовленного оратора обладает особыми свойствами: содержит языковые и невербальные методы воздействия на слушателя; ориентирована на получение обратной связи от аудитории; эффективность воздействия на публику достигается за счет взаимодействия психологического состояния оратора и его авторитета у аудитории. Композиция ораторской речи Композиция ораторской речи —это структура выступления, где каждая часть работает на наиболее убедительное представление идеи спикера. Продуманная композиция держит аудиторию в постоянном напряжении. Любая речь должна иметь вступление, основную смысловую часть и заключение.

Один из секретов ораторского искусства — удачное начало и концовка способны «вытянуть» слабую середину. Цель вступления — расположить аудиторию, вызвать интерес, наладить необходимую форму взаимодействия с публикой. Яркое начало привлекает внимание к оратору. Хороший тон — в самом начале обозначить тему и проблематику выступления. Чтобы зацепить публику, расскажите уместную историю из жизни, любопытный факт, парадокс, задайте неожиданный вопрос по теме.

Цель основной части ораторской речи — убедить слушателей в правомерности изложенного тезиса с помощью аргументов, примеров, опровержений. Здесь работают факты, логика и приемы ораторского искусства, удерживающие внимание. Заключение — это не просто обобщение сказанного и подведение итогов. В заключении важен пафос, так как здесь формируется эмоциональное впечатление, нужная спикеру реакция на все вышесказанное. Слушатель может не запомнить всех тезисов и аргументов, но сильная эмоция в конце оставляет сильное впечатление о выступлении в целом.

Главное, не заканчивать на минорной ноте. Независимо от темы финал должен внушать оптимизм. Как выстроить речь по правилам ораторского искусства Чтобы зацепить и удержать внимание аудитории, грамотная речь должна подчиняться правилам ораторского искусства вне зависимости от целей, композиции и условий выступления. Кратко основы ораторского искусства можно сформулировать как базовые правила, которым подчиняется любое направление риторики. Ясная структура выступления.

Структура и цель произносимой речи должны быть понятны не только спикеру, но и аудитории. Повествование строится в логической последовательности, когда каждая последующая мысль вытекает из предыдущей. При этом соблюдается закон усиления, когда каждый следующий аргумент весомее и убедительнее предыдущего. Грамотный и выразительный язык. Ничто не убивает выступление так, как речь с грамматическими и орфоэпическими ошибками.

Еще одна болезнь ораторов — слова-паразиты, которые способны довести слушателей до белого каления. Основа ораторской речи — ее чистота и грамотность. Объективная и полезная информация. Спикер имеет право на собственную точку зрения, которую он аргументированно доносит до аудитории, но информация должна быть проверенной, правдивой и объективной. Баланс между эмоциями и фактами.

Голые эмоции никому не внушают доверия, в то же время сухие факты и цифры слушать скучно даже подготовленной публике. Разбавляйте цифры эмоциями и интересными историями, это сделает выступление сбалансированным. Лаконичная речь. Длинный, путаный монолог с массой отклонений от темы в лучшем случае вызывает у слушателей скуку, а в худшем раздражение. Высший пилотаж, когда лаконичность сочетается с информационной емкостью.

Про такие выступления говорят «каждое слово на вес золота». Научитесь жестко укладываться в регламент, так вы проявляете уважение к аудитории и тренируетесь говорить строго по делу. Уместные паузы.

Завершить свою речь оратор может как угодно и чем угодно, но важно помнить, что хорошее заключение может спасти положение даже при некоторых недостатках аргументации а, плохим заключением можно непоправимо испортить все впечатление от речи.

По классической схеме ораторского искусства: 1. Оратор подводит итог выступлению, объясняя, ради чего оно затеяно. Кратко повторяет основные мысли своей речи. Призывает публику к конкретным действиям по реализации своей идеи.

Еще раз на наивысшем эмоциональном накале кратко возможно использовать шутку цитату афоризм излагает главную идею выступления. Структура речи и ее цель должны быть ясны не только оратору, но и слушателям. Но в принципе возможно даже, спеть с оркестром, сказав перед этим пару слов и подведя этим итог, по крайней мере, эту речь не так, то просто будет забыть. Тезисная форма и план выступления.

Тезисная форма — скелет выступления, его краткий сюжет, в котором фиксируются основные мысли оратора, подлежащие в дальнейшем более полному раскрытию уже во время произнесения речи.

Убеждающая речь: 6 особенностей ораторского искусства

И чтобы не отказаться от этой мечты, он обрил пол головы и упражнялся до тех пор, пока волосы не отрасли. Он набивал рот прибрежной галькой и громко читал стихи, поднимаясь в гору. Стараясь перекричать рёв волн, он оттачивал красоту устной речи до совершенства. И к тому же, сила убеждения его была столь велика, что он мог своими речами поднять народ на войну, свергнуть тирана с престола, выиграть безнадежное дело в суде. Его слушали не то что часами — днями. Его слова были настолько убедительными, что не оставляли ни тени сомнения в том, что он прав. Но это не было случайностью или чем-то, само собой разумеющимся.

Ораторы античности использовали в своих выступлениях определённые риторические приёмы и техники речи. У каждого оратора они были свои. Демосфен тоже имел целый арсенал приёмов, присущих его собственному стилю. Вот некоторые из них: Прямое обращение к аудитории — обращение «граждане афинские», на которое Демосфен был щедр и употреблял его после каждых 3-4 предложений, всякий раз усиливало внимание толпы. Вопрос-ответ — Демосфен этим приёмом всякий раз вызывал ощущение диалога, сопричастности, обращал скучающего слушателя в пламенного единомышленника: «К чему я это говорю? Да к тому, что…».

Риторические вопросы — излюбленный приём Демосфена. Риторический вопрос — это вопрос, на который заранее известен ответ, и его задача заключается в том, чтобы повлиять на аудиторию, привлечь её внимание и вызвать эмоциональную реакцию. Всплеск эмоций в неожиданных возгласах — «Хорошо! Оратор Демосфен — образчик того, как добиваться вершин с помощью усердных тренировок и тщательной подготовки к выступлениям. Но вернёмся в сегодняшний день и посмотрим, какие ещё несколько приёмов ораторского искусства можно взять себе на заметку. Приём «Король говорит» Этот приём является основным приёмом риторической стратегии и означает, что оратор ставит себя в положение непререкаемого авторитета, ведущего обсуждение предлагаемой темы.

Это подразумевает, что оратор владеет знаниями и опытом в данной области, и его мнение заслуживает доверия.

Вы тщательно продумали свое выступление? Уверены, что все учли? Предлагаем еще раз все продумать, опираясь на изложенное далее. Ведь даже использование новейших научных достижений, о которых ораторы прошлого могли только мечтать, не может компенсировать погрешности выступления, известные с давних пор. Не хотим вас пугать, но известно довольно много случаев, когда, по сути, блестящий доклад интересная тема, логичное содержание, убойные аргументы, прекрасные слайды в итоге никому не запомнился из-за того, что оратор не умел держать себя на публике, плохо владел голосом, выглядел странно и неуверенно — одним словом, акция как искусство произнесения речи была ему недоступна. Давайте поговорим об основных правилах, которые помогут нам не ударить в грязь лицом перед слушателями! Будем откровенны — внешний вид оратора, его манера держаться и говорить «делают» половину успеха доклада.

Даже если выступающий в чем-то незначительно ошибся, допустил пару помарок в речи или перепутал пару слайдов — аудитория простит его, если он уверенно держится, владеет материалом, обладает красивым поставленным голосом, выразительно говорит, к месту шутит и приводит примеры из практики. Думаем, вы согласитесь: чрезмерно визгливый или, наоборот, слишком тихий голос, «проглатывание» слогов и слов, слишком быстрый или слишком медленный темп речи — все это может оттолкнуть слушателей и, следовательно, погубить ваш доклад на корню. Рассмотрим основные технические особенности речи, а также наиболее распространенные погрешности в этой области и способы их устранения. Никогда не следует стараться «вопить» в аудитории. Используйте среднюю громкость. Да, бывают помещения с плохой акустикой и в них иногда требуется наращивать громкость голоса, но мы сейчас говорим о «среднестатистических условиях». Артикуляция от лат. В фонетике науке, изучающей звуковое строение языка так принято называть деятельность органов речевого аппарата в то время, когда они образуют звук.

И это очень важно! Наверняка вам доводилось видеть ораторов, которые произносили слова, едва разжимая губы. Или говорили так, как будто их рот набит горячей кашей, а им внезапно пришлось выступать. Все это — неправильная артикуляция. И если мы хотим, чтобы нас понимали и чтобы нас было приятно слушать, нужно, во-первых, овладеть искусством правильной артикуляции пособий — как печатных, так и видео — сейчас очень много , а во-вторых, иметь в своем арсенале несколько упражнений, которые позволят расслабить или, наоборот, привести в тонус речевой аппарат. С артикуляцией связана дикция — четкость произношения звуков. К ним можно отнести, например, скороговорки. СОВЕТ: постарайтесь послушать себя «со стороны».

Запишите произносимую вами речь на диктофон и прослушайте. Многие ошибки и погрешности будут видны как на ладони... Темп речи. Одинаково плохо воспринимается как тягучая, монотонная речь, так и чрезмерно быстрая, «скачущая». Открыть вам секрет, почему многие начинающие ораторы торопятся и создают впечатление, будто они опаздывают на самолет? Нет, не только от страха, хотя он тоже подчас заставляет докладчика ускорять темп. Основная причина в том, что выступающие часто забывают о необходимости соблюдать регламент, вспоминают о нем в последний момент и в итоге думают: «А, да ладно! Просто буду говорить чуть-чуть быстрее».

В итоге—тараторящий докладчик, недоумевающие слушатели, перепутанные слайды, убитое время. Это довольно сложное понятие, в которое укладываются такие компоненты, как паузы, тембр, ударения, мелодика. Монотонная, «нудная» речь не украсит ни один доклад. Интонационная выразительность складывается из следующих моментов: выразительность логическая, когда мы интонационно выделяем начало и конец предложения, смысловые акценты, важные термины и понятия; выразительность эмоциональная. Имеются в виду не заламывание рук и не пафосные восклицания, а демонстрация того, что предмет доклада вам не безразличен и вы хотите поделиться важной информацией со слушателями. Помните наш совет относительно того, что желательно сделать свое отношение к теме доклада «чуть-чуть личным»? А теперь вложите эти чувства в интонацию, сделайте тон чуть более доверительным, не спешите, обращайтесь к аудитории — и ваше выступление будет гораздо более богатым интонационно; выразительность образная, когда вы помогаете публике представить предмет вашего выступления: «Подумайте о том, как упростят жизнь рядового фермера эти приспособления для полива! Какую реакцию слушателей можно назвать положительной?

Одобрение высказанных оратором идей и положений Переход «в стан» оратора недавних критиков Корректно выраженное несогласие — оно порождает полемику, весьма полезную для дальнейшего раскрытия вопроса Интересная гимнастика Артикуляционная гимнастика — довольно популярная практика для детей, имеющих какие-либо проблемы дикции, произношения или речевого развития в целом. Впрочем, взрослым, которые хотят улучшить дикцию и научиться владеть своим речевым аппаратом, она тоже может оказаться весьма полезной. Такие нужные паузы Как вы думаете, без чего немыслима любая речь? Без пауз. Во время паузы слушатели усваивают, переваривают материал, формулируют в голове возможные вопросы к вам. Если же выступающий тараторит беспрерывно и безостановочно, это очень утомляет аудиторию и никакой полезной информации слушатели для себя не почерпнут. Хитрости самопрезентации Многое зависит и от того, каким оратор показался публике. Конечно же, важен контакт с аудиторией.

Как его установить? Начнем с того, что внешний вид человека, работающего со слушателями и призванного доносить до них какую-либо информацию, должен быть достойным. Н и кто не требует от вас надевать фрак и белые перчатки на презентацию молочных продуктов, но опрятность, чистая отглаженная одежда, аккуратная прическа — это необходимый минимум, отсутствие которого будет говорить о вашем неуважении к публике. Если лектор достает из затрапезного полиэтиленового пакета видавший виды проектор, а лацканы его пиджака украшены пятнами от сгущенки и кетчупа — никакого положительного контакта с аудиторией не будет. Совершенно недопустимы опоздания. Да, мы все передвигаемся по городским магистралям и знаем, что такое пробки. Но «пробки» не являются оправданием. Опоздание — синоним неуважения.

Выйдя к микрофону или просто заняв место у экрана, у доски с объявлениями, на кафедре , возьмите небольшую паузу. Осмотрите беглым взглядом аудиторию. Не сверлите присутствующих свирепым взором из-под нахмуренных бровей, а именно обведите взглядом — с открытым, приглашающим к сотрудничеству выражением лица. Этим вы уже привлечете к себе внимание. Никогда не начинайте доклад с фраз наподобие: «Извините, опыта у меня маловато, но я попробую... Универсальное начало — не самоуничижение, а приветствие и улыбка. Желательно искренняя. Не нужно с места в карьер начинать гнать текст своего доклада.

Зацепите внимание слушателей. Придумайте какую-нибудь «завлекалочку», которая заинтересует их, а потом уже от этой «завлекалочки» начинайте повествование. Например: «Вот я сегодня ехал сюда и по пути считал красные трамваи. Насчитал восемнадцать штук. Мне стало интересно: от чего зависит выбор цвета в окраске общественного транспорта? Я сделал несколько звонков и узнал очень интересную вещь. Очень внимательно следите за своими жестами. Старайтесь не принимать «закрытых» поз: скрещенные ноги, сцепленные на груди руки.

Этим вы вызываете недоверие слушателей. Обязательно старайтесь победить свою стеснительность, не сверлите взглядом собственные ботинки! Если вы имеете склонность, когда нервничаете, вертеть в руках какой-либо предмет, непрерывно кашлять, почесываться, потирать руки — избавляйтесь от этой привычки во что бы то ни стало. Выглядит такой оратор угнетающе. Наверняка вы знаете, что психологи выделяют два характерных для докладчика типа жестов — «к себе» и «от себя». Старайтесь делать жесты «от себя», подчеркивая, что вы делитесь с аудиторией своей информацией: это направленные кверху ладони, легкий жест ими в сторону слушателей. Вы как будто «направляете» им что-то от себя. Не забывайте использовать жесты, если ваш доклад сопровождается презентацией, графиком или слайдами.

Преподнесли слушателям какую-то информацию? Жестом укажите на соответствующий ей слайд. Акцентируйте на нем внимание: «Вот на этой таблице вы видите... Не должно быть чрезмерности, преувеличенности. Если лектор время от времени расхаживает по кафедре или аудитории, это неплохо. Но метаться из угла в угол, заставляя слушателей следить глазами за своими молниеносными перемещениями, — не стоит. Не нужно наваливаться на трибуну, не нужно шарить руками по столу, если вы выступаете сидя. Так, одного бизнес-консультанта, когда он выходил из машины перед университетом, в котором должно было состояться выступление, окатил водой из лужи проезжавший мимо автомобиль.

На штанине расплылось огромное мокрое пятно, переодеваться было некогда и не во что. Но мужчина не растерялся и, выйдя к микрофону, с широкой улыбкой произнес: «Так торопился встретиться с вами, что ничего не замечал! В том числе и луж, и чужих машин! Все жесты, все слова должны быть искренними, не производить впечатления наигранности, отрепетированности. Аудитория сразу чувствует фальшь. Как удержать внимание аудитории? Речь должна быть логична. В речи должны быть «проблемные ситуации», приглашение к размышлению.

Выше уже приводились примеры таких небольших «провокаций», когда оратор задает аудитории вопрос и как бы предлагает порассуждать вместе с ним. Должно удовлетворяться условие новизны и содержательности. Должна присутствовать выразительность и доступность изложения. Важны доверительность, увлеченность, непринужденность речи. Очень выручает юмор — расскажите слушателям одну-две коротенькие забавные истории, связанные с темой. Но помните, что нет ничего хуже неуместных баек и анекдотов. Обязателен зрительный контакт с аудиторией. Но помните: это возможно только в том случае, если вам не нужно поминутно сверяться со шпаргалкой.

Держите текст в голове! Обязательно нужно подвести итог сказанному, сделать выводы. Непременно поблагодарите за внимание. Как реагировать на вопросы, тем более если они высказаны, например, в негативном ключе? Ни для кого не секрет, что на свете есть люди, которым нравится ставить других в неловкое положение. Могут они оказаться и в числе ваших слушателей. Мы представим вам несколько важных правил. Обязательно нужно отвечать на вопросы, причем тон ответа должен быть неизменно доброжелателен.

Ситуация, когда докладчик в ответ на вопрос кривит лицо и недовольно цедит: «Ну я же только что об этом говорил! Ответ должен быть предельно кратким. Помните, что у выступления существует регламент.

Лихачев писал: «Язык не только лучший показатель культуры, но и воспитатель человека. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности... Если человек точно может назвать ошибку, допущенную им в работе, значит, он определил ее суть». Что же представляет собой язык? Язык — это система знаков и способов их соединения, он служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявления и является средством общения. С помощью языка мы узнаем мир, определяем свое место в нем.

Люди, получая и перерабатывая информацию о предметах или явлениях, оперируют с помощью языка уже не ими, а их знаками, обозначениями понятий. Колумбийский писатель Габриель Гарсия Маркес в романе «Сто лет одиночества» рассказал о том, как люди в результате болезни теряли память, не могли назвать предмет и не понимали, что это и зачем нужно. Когда один из героев заметил, что с трудом вспоминает названия привычных вещей, он прикрепил к ним наклейки, например «часы, стол, дверь, стена, кровать».

Варианты этих речевых действий хорошо разработаны и приводятся в пособиях по речевому этикету. Следует выбрать для себя несколько вариантов каждого из этих действий и хорошо освоить их в интонационном отношении, в отношении стиля. Начинать выступление без приветствия и обращения можно лишь на сугубо деловом совещании в узком кругу специалистов, встречи с которыми в происходят достаточно часто. Обращения могут и должны употребляться и в центральной части выступления, они активизируют внимание слушателей. Очень важную роль при поддержании контакта играют метатекстовые конструкции.

Метатекст — это те слова и предложения вашей речи, в которых вы говорите о том, как она построена, о чем и в какой последовательности вы собираетесь говорить или писать, то есть метатекст — это текст о тексте. Метатекстовое оформление выступления можно уподобить разметке проезжей части дороги и расстановке вдоль дороги знаков, обозначающих повороты, уклоны, трудные места. Хороший оратор всегда обозначает метатекстовыми конструкциями части своего выступления: в начале своего выступления я бы хотел обратить ваше внимание на... Синтаксические особенности Поскольку устная речь необратима, говорящий должен постоянно заботиться о том, чтобы его речь легко, с первого раза воспринималась слушателями. Обязанность выступающего — свести к минимуму затруднения при восприятии речи.

Логико-композиционное построение ораторской речи

Важнейшая особенность внезапного вступления — кризис: оратор, подхватывая и развивая эмоцию аудитории, добивается ее кульминации, после которой аудитория, расплескав значительную часть возбуждения, становится более пластичной и направляется в нужное русло. Завершающая часть выступления – заключение – в значительной мере определяет эффективность речи. Известно, что в процессе восприятия речи действует «закон края», т.е. запоминается то, что излагается в начале и в конце сообщения. дело творческое, поэтому универсальных правил здесь не существует. Все зависит от самого оратора.

Вы точно человек?

Аудитория. Слушатели занимают ключевое положение в построении ораторского искусства и речи. При этом выступающий человек должен учитывать, что в самом начале его выступления слушатели не становятся аудиторией. Передвижения по сцене с определенной целью. Оратор использует разные части сцены, чтобы проиллюстрировать разные моменты своей истории. В левой части сцены он рассказывает о себе и своей матери. 6. Формулирование вступления и заключения. Вступление необходимо для того, чтобы установить связь между оратором и слушателями и ввести слушателей в курс дела. Заключение, как правило, содержит общий вывод по теме выступления. Основная часть ораторского выступления — это изложение самого материала, аргументация, использование фактов и логических доказательств. Заключение призвано подытожить и обобщить сказанное, подчеркнуть главную мысль, сделать выводы, воодушевить слушателей.

Вы точно человек?

Правило 1. Оратор должен ставить аудиторию в центр внимания. Это правило каждого мастера ораторского искусства. Составляя выступление, встройте принцип «аудитория в центре внимания» в его ДНК. В этой статье мы рассмотрим 12 простых приёмов ораторского искусства из множества других приёмов, которые из обычной речи делают речь великого оратора. В какой последовательности рекомендуется работать над речью? С чего начинать, создавая текст публичного выступления? Ответ на эти вопросы дает античный рито-рический канон (рис.1), определяющий порядок работы оратора над текстом выступления и с ним.

Ораторские выступления — история, приемы и маленькие секреты

Работа на тему "Ораторское искусство" Затем определяют цель выступления, так как в одном случае цель – информировать слушателя, в другом – заставить слушателя переживать, в третьем – принять позицию автора. Так, задача информационной речи – дать слушателям новые знания.
Правила построения ораторской речи Правило 1. Оратор должен ставить аудиторию в центр внимания. Это правило каждого мастера ораторского искусства. Составляя выступление, встройте принцип «аудитория в центре внимания» в его ДНК.
Конспект: Ораторское искусство. Ораторская речь Публичное выступление – это общественное мероприятие, в ходе которого выступающий (оратор) доносит до слушателей некую информацию.
Конспект - Ораторское искусство. Ораторская речь - Культура Цель речи – это представление о том общем результате, который должен быть достигнут в процессе выступления. Выступающий может поставить задачу – информировать слушателей, научить их, дать определенные сведения.
Учебное пособие для студента Цель речи – это представление о том общем результате, который должен быть достигнут в процессе выступления. Выступающий может поставить задачу – информировать слушателей, научить их, дать определенные сведения.

Структура публичного выступления: готовый план этапов успешного спича

8 обязательных элементов в выступлении выдающегося оратора В курсе ораторское мастерство основной акцент делается на раскрытии Вашего красноречия, уверенности в себе и в том, что Вы делаете. Базой для этой уверенности станет практика, основанная на теории, отобранной из лучших источников об ораторском искусстве.
Общие правила ораторской речи Для результативности устного выступления непреходящее значение имеет его правильно оформленная структура. Структурирование речи – это разделение ее на части, каждая из которых выполняет определенную функцию в достижении речевой цели выступления.
8 обязательных элементов в выступлении выдающегося оратора Некоторые выступающие по старинной традиции начинают свое выступление с длинного вступления и предисловия, обстоятельно «вводя слушателя в курс дела» и употребляя множество важных и серьезных, но достаточно общих слов.
ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ Особенности публичных выступлений, их виды и секреты успешных выступлений. Ошибки ораторов при публичном выступлении. В данной статье вы узнаете какие навыки нужны и какие приемы можно использовать.
Риторика: Практикум Затем определяют цель выступления, так как в одном случае цель – информировать слушателя, в другом – заставить слушателя переживать, в третьем – принять позицию автора. Так, задача информационной речи – дать слушателям новые знания.

Структура ораторской речи. Подготовка речи и выступление

Самое аморфное, зачастую включающее в себя остальные части выступления или вообще обходящееся без них. По форме похоже на позитивное та же декларативность , но в содержании отсутствует оформленный призыв, на него нет даже намека. Виды доказательства. Опирается на рациональное мышление, подводит аудиторию к правильность идеи 2. Приводится справочный материал, статистические данные, факты. Иногда правильность идеи удобно подтверждать путем ссылки на авторитеты Мысль оратора высказывается императивно. Опытный оратор при публичном выступлении, как правило, опирается на заранее заготовленные тезисы, в качестве подтверждения ценности и правильности своей позиции использует ссылки на мнение авторитетных личностей или организаций Заключение. Завершить свою речь оратор может как угодно и чем угодно, но важно помнить, что хорошее заключение может спасти положение даже при некоторых недостатках аргументации а, плохим заключением можно непоправимо испортить все впечатление от речи.

По классической схеме ораторского искусства: 1. Оратор подводит итог выступлению, объясняя, ради чего оно затеяно.

Есть такие? Поддерживать диалог с аудиторией Вопросы позволяют включить внимание слушателей, увлечь их и заставить задуматься. Задавая вопрос, важно искренне ждать ответ от слушателей и быть готовым к любой, даже неожиданной реакции. Джек Уэлч, бывший генеральный директор General Electric, на конференции Стэнфордской школы бизнеса рассказал о таком случае: «Сегодня утром я выступал в Сан-Хосе перед аудиторией из 500 руководителей малых бизнесов и больших корпораций.

Я спросил у слушателей, считают ли они свои отношения с коллегами и партнерами искренними? С этим согласилось меньше 4 человек. Факт того, что люди не до конца честны друг с другом, в какой-то степени даже пугает. Но в конце концов мы получаем то, что заслуживаем: если мы заслуживаем по отношению к себе искренности, открытости и доверия, — это мы и получим». Значимо и психологическое равенство оратора: он не должен ставить себя выше или ниже аудитории. В данном аспекте важно подчеркнуть важность применение повседневных слов и выражений, а не сложной терминологии, тогда речь будет звучать естественно, привлекательно и, самое главное, будет понятной для слушателей.

Журналисты газеты Boston Globe провели по специальной методике исследование речи 19 кандидатов, в которой они объявляют о вступлении в борьбу за кресло президента США. Результаты показали, что, например, лидер от республиканцев Дональд Трамп выстраивает свои выступления на уровне четвертого класса средней школы, Бен Карсон, Рик Санторум и Линдси Грэм — на уровне шестиклассников, а Джеб Буш — восьмиклассников. И в данном случае простота изложение — это плюс, а не минус, так как подобные речи должен понимать и интеллектуал, и фермер. Перед началом выступления следует установить зрительный контакт: занять исходную позицию и не спешить переходить к выступлению, сначала лучше продемонстрировать доброжелательное выражение, с легкой полуулыбкой медленно осмотреть зал, посмотреть на лица, задержаться на мгновение на каждом или почти на каждом. Так можно протянуть невидимые ниточки от глаз зрителей к своим глазам. Они останутся натянутыми все время, пока оратор будет говорить.

Только установив такой зрительный контакт с каждым из сидящих, можно начинать выступление. Поддерживать визуальный контакт Лучше встать так, чтобы между выступающим и зрителями первого ряда образовался равносторонний треугольник. Начать выступление можно в этой точке, затем поперемещаться: подходить то ближе, то дальше, то к левому, то к правому краю сцены. Особое внимание следует уделить тем местам, откуда доносятся разного рода звуки: шевеление, шелест, шепот. В жестикуляции самым главным является «правило частоты» — любой жест становится негативным или объектом для насмешек, если применяется слишком часто. Например, типичный жест канцлера Германии Ангелы Меркель — соприкосновение кистей рук на уровне живота так, что пальцы образуют треугольник.

Этот жест является одним из самых узнаваемых в мире и нередко становится объектом пародии. Многие ораторы избегают использование классического жеста указательного пальца, так как его могут воспринимать как признак агрессии. Например, президент США Барак Обама использовал жест кулака, прикрытого большим пальцем, в качестве замены этого жеста. Для удачной презентации хорошей речи недостаточно. Нужно ещё уделить внимание элементам невербального общения Как мимика и жесты помогут увлечь аудиторию Посмотреть Во время выступления спикеру необходимо удерживать на себе внимание аудитории. Сделать это непросто: перед началом выступления слушатели обычно общаются друг с другом, смотрят в телефоны или мечтают, глядя в окно.

Многие спикеры совершают ошибку и сразу начинают выступать как ни в чем не бывало. Но гораздо лучше подождать, пока зрители сами заметят выступающего и сфокусируют свое внимание. Специалисты по ораторскому мастерству советуют задержаться на несколько секунд. В момент ожидания лучше сохранять расслабленное выражение лица с легкой улыбкой, осматривать аудиторию и задерживать взгляд тех слушателях, которые уже сфокусировались. Необходимо внимательно следить за тем, как публика слушает — это ценнейшая информация для спикера. Приемы управления аудиторией Не нужно боятся взять паузу, если аудитория начинает отвлекаться.

Этим приемом в совершенстве владеют актеры, талантливые педагоги и политики. Внимание слушателей способно удерживаться на одном объекте без потерь в течение 15-20 минут, поэтому после этого времени лучше перевести внимание на другую тему, объект или формат работы, спросить о необходимости провести перерыв.

Эмоциональность автора — это его самопрезентация и авторитет перед публикой; краткость. Краткая речь лучше воспринимается аудиторией. Люди не задерживают свое внимание на долгих и размытых речах. Чтобы выступать перед публикой, оратор должен уметь составлять четкие и грамотные речи, наполненные смыслом и лишенные лишней информации. Выступающим нужно помнить о таком выражении, как «Краткость — сестра таланта»; разговорная речь. Для лучшего восприятия представленной информации и создания эффектной самопрезентации необходимо не забывать об элементах разговорной речи. Они помогают создать беседу между автором и слушающими людьми во время публичного выступления.

Разговорная речь дает возможность публике лучше воспринять представленные данные. Оратору не рекомендовано считывать текст с листка, наполнять речь непонятными и малознакомыми терминами, а также использовать большое количество иностранных слов. Публичные выступления должны завершаться четкой и броской концовкой. Ее также нужно тщательно продумать. Завершающая часть программы должна также быть яркой, краткой и лаконичной как и вступление , чтобы слушатели сделали для себя определенные выводы. Для произношения концовки речи необходимо подбирать правильную интонацию голоса. Правила выступлений перед публикой Публичные выступления включают в себя ряд определенных правил, помогающих ораторам достичь продуктивного результата и улучшить свои речевые навыки. Чтобы выступать перед публикой, нужно помнить о следующих моментах: определение целей, которые будут донесены слушателям из представленного текста в ходе публичного выступления; изучение особенностей аудитории; создание профессионального образа для выступления перед слушателями; определение роли оратора для публичного выступления кумир, покровитель, хозяин. Самопрезентация— немаловажная часть в ораторском искусстве.

Чтобы выступать перед публикой и завоевать ее доверие, необходимо заранее обозначить свою роль после полноценного анализа аудитории; составление грамотной речи с использованием научной и художественной литературы; проверка составленного текста на наличие соответствия к моральным требованиям публики; корректировка текста в соответствии с правилами визуального и аудиального восприятия; правильный настрой к мероприятию. Чтобы выступать перед публикой, необходимо забыть про страх публичных вступлений, неуверенность в своих силах. Слушатели чувствуют малейшие сомнения со стороны оратора, за счет чего их восприятие услышанной речи искажается, а доверие к автору пропадает. Уверенность в себе — решающий фактор в завоевании авторитета у публики и организации грамотной самопрезентации. Публичные выступления также подразумевают анализ реакции публики. Чтобы выступать перед публикой и внушить ей доверие, автору необходимо внимательно следить за настроением слушателей, их восприятием представленной информации. Оратор должен быть готов к тому, что ему придется на ходу корректировать некоторые фрагменты текста, чтобы привлечь внимание аудитории. Публичные выступления подразумевают анализ поведения слушающих речь граждан после окончания программы. Оратору необходимо проследить за их настроением, наличием дополнительных вопросов, мимикой.

Анализ происходящего поможет провести работу над ошибками и улучшить свои навыки ораторского искусства. Типичные ошибки начинающего оратора Грамотные публичные выступления — это не только четкое следование представленным правилам, но и анализ распространенных ошибок.

Это не так...

Не забываем о регламенте! А также не забываем о том, что длинные, мудреные предложения красиво смотрятся только на бумаге. На слух они воспринимаются плохо.

Неправильное, неточное употребление слов. Вот прямо за старичка? Они мяса не едят».

Старый и не очень смешной анекдот, но хорошо иллюстрирует рассматриваемую нами проблему. Если не знаете точного значения слова — не произносите. Не знаете, как ставить ударение,—тоже не произносите конечно, эти рекомендации касаются тех, кому пришлось произносить речь спонтанно.

Если вы готовили ее заранее — то, что вы должны выверить текст и исключить все «непонятки», даже не обсуждается! Хорошая речь всегда уместна и соответствует ситуации. Имеется в виду не только то, что на похоронах не нужно рассказывать анекдоты, а на детском празднике не стоит описывать опыты по ядерной физике.

Ситуации должна соответствовать и стилистика речи. К основным стилям мы относим: научный — для него характерны логика, структурность речи, насыщенность ее специальными терминами, минимум экспрессии; публицистический — наиболее нацеленный на воздействие, образный и достаточно живой; официально-деловой — пожалуй, самый формальный и насыщенный штампами; разговорный — наиболее совпадающий с языком повседневного общения. Тем не менее он должен подчиняться правилам и нормам литературного языка; язык художественной литературы, но в рассматриваемой нами области он встречается достаточно редко.

Выразительно, очень выразительно! В хорошей речи присутствуют различные выразительные средства, служащие ее оживлению и украшению. К примеру, это тропы и фигуры.

Троп от греч. К основным видам тропов относятся: метафора, когда слово употребляется в переносном значении: «Мама, ваш сын прекрасно болен! Мама, у него пожар сердца!

Маяковский ; эпитет — красочное определение, слово, подчеркивающее какие-то особые качества описываемого предмета «Братских народов союз вековой» ; сравнение, когда какое-либо слово или явление представлено нам на основе его сопоставления с другим: «Он сражался, как лев»; гипербола — это троп, основанный на явном художественном преувеличении свойств предмета или явления: «Выплакать море слез»; литота — в отличие от гиперболы, это преуменьшение, способствующее выразительности описания или характеристики: «Мужичок с ноготок»; олицетворение — это перенесение признаков или способностей одушевленных предметов на неодушевленные: «Долго на заре туманной плакала метель... Примеры гипербол в русской литературе: «Редкая птица долетит до середины Днепра» Николай Гоголь «В сто сорок солнц закат пылал. Вы же не хотите превратить свое выступление в подобие древней былины или жития?

Во всем нужно знать меру! К стилистическим фигурам речи принято относить специальные обороты, которые выходят за стандартные рамки речевых норм, служа, так же как и тропы, целям выразительности. Например, это: риторический вопрос, который не требует ответа, а призван просто усилить эмоциональность высказывания: «Сколько еще можно терпеть такие неприемлемые условия?

Так же как и в случае с тропами, нужно соблюдать меру — чрезмерная цветистость речи не способствует ее лучшему усвоению слушателями, а вызывает лишь смех и создает впечатление ненужной напыщенности. Особое место в языке и, соответственно, в риторическом искусстве занимают фразеологизмы — устойчивые сочетания слов, которые имеют смысл только в своей целостности и не определяются отдельными значениями слов, которые в это сочетание входят. Фразеологизмы, или устойчивые речевые обороты, также называют идиомами от греч.

Их зачастую трудно перевести на другой язык в силу невозможности сделать это буквально, «по частям». Давайте приведем примеры: бабушка надвое сказала; бить баклуши; белая ворона; в подметки не годится; вилами по воде; брать быка за рога; сухим из воды; ежовые рукавицы; два сапога пара; изобретать велосипед; метод кнута и пряника. Крылов ; «А все-таки она вертится!

Юлий Цезарь. Согласно легенде, фразу «Жребий брошен! Слова были сказаны перед началом переправы через пограничную реку Рубикон на севере Апеннинского полуострова Джон Вандерлин.

Гай Марий на руинах Карфагена. Крылатую фразу «Карфаген должен быть разрушен», которой часто сопровождают какой-либо настойчивый призыв, приписывают римскому полководцу Марку Порцию Катону Старшему Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы.

На картине в живописной форме представлены нидерландские пословицы, в основном высмеивающие человеческие пороки и недостатки: «вешать колокольчик на кота» заниматься глупым, бессмысленным делом , «сидеть между табуретками» быть нерешительным Все эти средства украшения и усиления образности речи помогают углубить сказанное, сделать материал более доступным и наглядным. Крылатые выражения из басен и. Крылова: «А ларчик просто открывался» «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь» «Воз и ныне там» «Попрыгунья Стрекоза» Немыслима риторика без цитат.

Их сложно отнести к чисто выразительным средствам, они играют также роль доказательной базы. Если доклад или любой другой текст перенасыщен цитатами, то у слушателей или читателей неизбежно возникнет вопрос: «А где же ваша собственная точка зрения? Антуан-Жан Гро.

Битва у пирамид. По легенде, весомым аргументом для наполеоновских солдат стали слова полководца о том, что «сорок веков смотрят на них с высоты пирамид» Обращаемся к памяти Когда речь уже практически готова осталось только отредактировать ее окончательно, добавить парочку историй «от себя» для общего оживления и предусмотреть возможные вопросы аудитории , перед нами возникает еще одна серьезная задача. Речь нужно запомнить!

Обратите внимание, мы не говорим о том, что ее нужно заучить. Есть два важных момента, которые на первый взгляд могут показаться взаимоисключающими: Очень непрезентабельно выглядит доклад, зачитываемый автором по бумажке, с бесконечными сбоями, повторами, поиском нужной строки или определения. Если оратор демонстрирует, что в буквальном смысле «без бумажки он букашка», — никакого успеха быть не может.

Непривлекательно выглядит и такое выступление, когда оратор наизусть отбарабанивает нужный текст, не останавливаясь даже для того, чтобы перевести дух, никак не контактируя с аудиторией, не используя риторических вопросов, «умолчаний» и других риторических украшений, требующих осознанного отношения к речи. Как же быть? Должна быть золотая середина.

Нет ничего зазорного в том, чтобы время от времени обращаться к своим записям, цитатам, графикам. Но оратор, уткнувший нос в конспект и ни разу не взглянувший на аудиторию, не вызывает интереса у слушателей. Очень хорошо, если вы блестяще владеете материалом и вообще не нуждаетесь в шпаргалках.

Но не нужно превращаться в робота, произносящего заученный текст. Оставайтесь живым человеком! Серьезная проблема заключается в том, что, увы, не все наделены от природы хорошей памятью и при необходимости выступать на публике испытывают страх: «А что, если я все забуду?

Но, как говорится, нет на свете ничего невозможного. Терпение и труд все перетрут — можно и с боязнью аудитории справиться об этом мы поговорим ниже , и память свою развить и натренировать до такой степени, чтобы не бояться внезапного приступа забывчивости. В этом нам и поможет мемория от лат.

Или, в практическом применении, мнемотехника. Для того чтобы рассматривать разные способы запоминания информации, нужно сначала выяснить — а КАК мы ее запоминаем в принципе? К основным процессам памяти относят запоминание, хранение, а также воспроизведение и узнавание.

Существует много классификаций типов памяти. В частности: слуховая память, она же эхоическая или аудиальная. Например, мы узнаем по голосу друга, который позвонил нам по телефону, или можем напеть песню, недавно услышанную по радио; зрительная память — это способность сохранять в памяти визуальную информацию.

Например, мы запоминаем картину, увиденную в музее, или облик человека, с которым познакомились; моторная память — скажем, возможность через несколько лет воспроизвести танец, который когда-то изучали. У каждого из нас обычно более развит какой-то определенный тип памяти и, соответственно, лучше запоминаются какие-то определенные объекты. Кто-то хорошо запоминает лица, кто-то — цифры, кто-то тексты, кто-то — запахи выделяют даже «обонятельный» тип памяти , кто-то — тактильные ощущения.

По «времени хранения» можно выделить кратковременную например, когда вы за одну ночь перед экзаменом выучиваете 25 билетов, но, выйдя из аудитории, благополучно все забываете и долговременную память название говорит само за себя. По «способу запоминания» обычно выделяют память непроизвольную, когда мы запоминаем что-то как бы случайно, не ставя перед собой конкретной цели. Например, вернувшись домой после вечеринки, на которой было много народу, мы вспоминаем, кто и во что был одет и что сказал, хотя специально не заостряли на этом внимание.

Просто мозг «записал» эту информацию. Что именно он запишет — будет зависеть от того, какой тип памяти у нас наиболее развит: зрительная, слуховая, кратковременная... Есть также память произвольная, когда мы специально что-то запоминаем.

И, конечно, при подготовке доклада или выступления нужно обратиться именно к ней. Невероятные цифры Кубинский лидер Фидель Кастро славился своим красноречием и способностью удерживать внимание слушателей на протяжении невероятно долгого времени. В сентябре 1960 года он выступал с трибуны ООН на протяжении четырех с половиной часов, а самая продолжительная его речь на третьем съезде Кубинской коммунистической партии в 1986 году составила семь часов десять минут.

Фидель Кастро Как все это запомнить?! Ну а теперь обратимся конкретно к мнемоническим приемам, то есть к тем хитростям, которые помогут нам запомнить текст нашего выступления и произвести неизгладимое впечатление на слушателей. Дайте себе установку на запоминание текста.

Помните, о чем говорилось в начале этой главы? Полностью зачитывать текст по бумажке — попросту некрасиво. Поэтому не нужно успокаивать себя: «Да ладно, все равно, даже если ничего не запомню — буду читать по бумаге.

Теперь выделяем в тексте своего доклада главные мысли, так сказать, «скелет» повествования. Можно выписать их на отдельный листочек. У вас получится нечто вроде последовательного плана — постарайтесь запомнить сначала его.

А потом уже на него последовательно нанизывайте всю остальную информацию. Постарайтесь выделить в своем сообщении наиболее интересные, наиболее яркие моменты. Приводите какую-то интересную цифру?

Например, хотите поразить публику экономическими достижениями некоего государства? Сделайте акцент именно на этой цифре. Прокрутите ее в своей голове.

Найдите еще несколько столь же заслуживающих внимания деталей и опирайтесь на них. Можете эти интересные детали «прикрепить» к плану, который вы только что написали. Следующий прием хорошо помогает тем, кто наделен в первую очередь зрительной памятью: попробуйте мысленно «снять кино» на тему своего доклада.

Например, вы рассказываете о каком-то историческом событии. Представьте в красках, как все это было. Что говорили участники событий?

Как они были одеты? Какие действия совершали? Помните: мы тем лучше запоминаем материал, чем более личное значение он для нас имеет.

Попробуйте связать себя с теми сведениями, о которых вы собираетесь повествовать. Рассказываете об особенностях экономики Греции? А может быть, вы недавно отдыхали в этой стране или мечтаете там побывать?

Сделайте Грецию ближе к себе — и вам станут ближе ее экономические достижения! Замечательные шпаргалки Почему многие опытные ораторы или университетские преподаватели говорят о том, что писать шпаргалки — полезно? Потому что при их написании вы, во-первых, непроизвольно запоминаете часть необходимого материала, а во-вторых, стараясь максимально экономить место, выписываете только самое необходимое.

Поэтому—пишите шпаргалки, но старайтесь ими не пользоваться! Учеными доказано, что недосып и стресс отрицательно влияют на способности к запоминанию.

Роль вступления и заключения публичного выступления. Вспомогательный материал.

Однако ораторское искусство — дело творческое, поэтому универсальных правил здесь не существует. Все зависит от самого оратора. Приемы управления аудиторией. Контакт —это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателями. Аудитория ораторской речи представляет собой сложную социально-психологическую общность людей, характеризующуюся рядом признаков степень однородности, количественный состав, основной мотив действия, чувство общности и др. Кроме того, каждый член аудитории — это личность со своими особенностями характера, темперамента, состояния нервной системы.

Перед оратором стоит очень трудная задача — заинтересовать слушателей, настроить их на восприятие речи, установить с ними контакт, удержать внимание аудитории до конца выступления. Следует иметь в виду, что только интересные, содержательные речи слушаются с большим вниманием. Эти слова в полной мере можно отнести и к публичному выступлению. Однако как бы ни интересна была речь, внимание со временем притупляется, и человек перестает слушать. В зале начинается шум, движения, разговоры и т.

Поэтому выступающему необходимо знать приемы управления аудиторией и умело пользоваться ими в процессе речи. Эти приемы описаны теоретиками ораторского искусства, учеными-методистами, опытными практиками красноречия. Например, известный судебный деятель XIX в. Пороховщиков П. Сергеич в своей книге «Искусство речи на суде» такими приемами считает прямое требование внимания от слушателей, обращение к слушателям с неожиданным вопросом.

Одним из интересных ораторских приемов является так называемая тайна занимательности. Для того чтобы заинтриговать слушателей, предмет речи сразу не обозначается. Вот что пишет об этом приеме П. Сергеич: «…Внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, — и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее». К специальным ораторским приемам привлечения внимания аудитории относят вопросно-ответный ход.

Оратор вслух раздумывает над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Это очень удачный прием, так как он обостряет внимание слушателей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы.

Обращения могут и должны употребляться и в центральной части выступления, они активизируют внимание слушателей. Очень важную роль при поддержании контакта играют метатекстовые конструкции. Метатекст — это те слова и предложения вашей речи, в которых вы говорите о том, как она построена, о чем и в какой последовательности вы собираетесь говорить или писать, то есть метатекст — это текст о тексте. Метатекстовое оформление выступления можно уподобить разметке проезжей части дороги и расстановке вдоль дороги знаков, обозначающих повороты, уклоны, трудные места. Хороший оратор всегда обозначает метатекстовыми конструкциями части своего выступления: в начале своего выступления я бы хотел обратить ваше внимание на...

Синтаксические особенности Поскольку устная речь необратима, говорящий должен постоянно заботиться о том, чтобы его речь легко, с первого раза воспринималась слушателями. Обязанность выступающего — свести к минимуму затруднения при восприятии речи. При этом прежде всего следует иметь в виду некоторые синтаксические параметры текста. Простые предложения и части сложных предложений не должны быть чрезмерно.

Чтобы оживить выступление, опытные спикеры делают «домашние заготовки», которые помогают разрядить обстановку, найти ключ к сложной аудитории, заполнить вынужденную паузу из-за технического сбоя.

Это может быть забавная история, парадоксальный факт, шутка или анекдот в тему. Украшают речь цитаты признанных лидеров. Шутки не стоит зачитывать с листа, но чтение цитат вполне уместно. Чтобы усилить эффект от яркого изречения, выпишите его на карточку, в процессе выступления сделайте паузу, достаньте карточку и зачитайте цитату. Чувство юмора. Хорошая шутка снимает напряжение, располагает аудиторию к оратору, сглаживает шероховатости речи.

Остроумные выступления запоминаются лучше. Но юмор должен быть уместен и перекликаться с ситуацией. Стиль повествования. Стилистика ораторской речи должна учитывать ситуацию, вид риторического выступления и характер публики. Стиль должен быть уместным и не вызывать недоумения у аудитории. Ораторские приемы Особенности ораторского искусства связаны с механизмами воздействия речи спикера на аудиторию здесь и сейчас.

Риторика — это устное выступление, а большинство людей плохо воспринимает информацию на слух. Ораторские приемы стимулируют внимание, образное мышление слушателей, помогают усвоить материал. При подаче сложного материала или сухих цифровых данных используйте наглядные сравнения, примеры, вызывающие образные ассоциации. Объясняйте сложное понятие несколько раз, придумывая новые образы и сравнения. Используйте разные формы повторения для закрепления материала. Используйте средства художественной выразительности, которые делают речь образной и помогают восприятию информации: аллегория — объяснение абстрактного понятия через конкретный образ, все басни строятся на аллегориях; антитеза — резкое противопоставление понятий, контрастность образов делает речь яркой и эмоциональной; гипербола — нарочитое преувеличение помогает расставить акценты, но здесь главное не перегнуть палку.

Риторический вопрос — эффектный, эмоционально заряженный прием, но применять его нужно, будучи уверенным в лояльности аудитории. Риторический вопрос не предполагает ответа, в нем самом уже заложен ответ. Но если публика не согласна с точкой зрения оратора, то есть риск вызвать негативную реакцию. Для защиты от колкостей из зала опытные ораторы применяют «метод бумеранга», как бы отражая реплику в стилистике оппонента. Самые удачные «бумеранги» становятся анекдотами. Например, как-то Уильям Черчилль нелицеприятно высказался против лейбористов в английском парламенте.

Разгневанная лейбористка выкрикнула: «Мистер Черчилль, вы так противны, что, если бы я была вашей женой, то подлила бы вам в кофе яд! Черчилль выдержал паузу и ответил даме в том же духе: «Если бы вы были моей женой, то я бы сам с наслаждением выпил яду! Чтобы заострить внимание или подчеркнуть свою общность с аудиторией, текст дополняют вставками — короткими замечаниями, сделанными как бы невзначай, но несущими сильный эмоциональный заряд. Например, фраза «отремонтированное в прошлом году шоссе после зимы снова нуждается в капитальном ремонте», дополненная вставкой «никогда такого не было и вот опять» повысит лояльность зала к выступающему. Неожиданные слова или действия надолго запоминаются публике. Недаром эксцентричные ораторы остаются в истории.

Но злоупотреблять этим приемом не стоит: главное здесь знать меру и чувствовать уместность. Например, специалист по поэзии серебряного века Владимир Николаевич Альфонсов, уже будучи в преклонном возрасте, декламируя стихи Маяковского на своих лекциях, в запале вскакивал на парты или швырял очки в конец аудитории. Его лекции стали легендой, а студенты обожали своего гениального преподавателя. Два пути развития ораторских способностей Каждый человек без серьезных речевых патологий способен научиться риторике, нужно только время и упорство. Пожалуй, единственное качество, которое не способствует овладению ораторским искусством, это лень. Отточенные навыки красноречия играют нам на руку в разных сферах жизни и ситуациях: на собеседовании, презентации проекта, ответе на экзамене, при произнесении торжественных речей, докладов и т.

Тема, цель, задачи, стоящие перед оратором, и состав аудитории определяют общие принципы композиции: 1 принцип последовательности последующее должно вытекать из предшествующего и быть с ним соотносимо ; 2 принцип усиления значимость, вес, убедительность аргументов должны постепенно нарастать, самые сильные в конце рассуждения ; 3 принцип органического единства изложение должно вытекать из самого материала и намерений оратора ; 4 принцип экономии достижение поставленной цели рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств. Представления о композиции речи сводятся к наличию в ней начала, развёртывания и завершения, или вступления, основной части и заключения. Успех публичного выступления во многом зависит от того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию. Во вступлении подчёркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, кратко излагается история вопроса, формулируется цель выступления. Во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину. К распространённым приёмам привлечения внимания аудитории относятся интересные примеры, пословицы и поговорки, крылатые выражения, юмористические замечания, цитаты допускается и парадоксальное цитирование , рассказ о каких-либо значительных событиях, риторические вопросы и др. Каждое выступление требует своего, особого, начала в зависимости от темы, вида речи, состава аудитории, степени подготовленности и эмоционального настроя самого оратора. Наиболее ответственной является основная часть ораторской речи, в которой излагается суть вопроса, последовательно разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность. В этой части выступления необходимо соблюдать логическую последовательность и стройность изложения материала, используя соответствующий метод преподнесения материала.

Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в риторических пособиях, активно используются ораторами. Укажем на часто используемые методы изложения материала в тексте. При индуктивном методе выступающий начинает речь с конкретного случая, затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Применяется в агитационных выступлениях. Дедуктивный метод изложение материала от общего к частному : оратор сначала выдвигает какие-то положения, затем разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Используется в выступлениях пропагандистского характера. Сопоставление различных явлений, событий, фактов, хорошо известных слушателям, проводится методом аналогии, который помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию. Концентрический метод предусматривает расположение материала вокруг главной проблемы и переход от общего рассмотрения к более конкретному и углублённому его анализу. Последовательное изложение одного вопроса за другим достигается при использовании ступенчатого метода.

Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней. При историческом методе оратор излагает материал в хронологической последовательности, описывает и анализирует изменения, которые произошли в определённый исторический период.

Конспект: Ораторское искусство. Ораторская речь

Особенности публичных выступлений, их виды и секреты успешных выступлений. Ошибки ораторов при публичном выступлении. В данной статье вы узнаете какие навыки нужны и какие приемы можно использовать. Для результативности устного выступления непреходящее значение имеет его правильно оформленная структура. Структурирование речи – это разделение ее на части, каждая из которых выполняет определенную функцию в достижении речевой цели выступления. Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей он добивается. И обыденная, бесконтрольная речь, «говорение» превращается в публичное, общественное выступление. Основной задачей любого публичного выступления является убеждение слушателей в значимости и правильности высказываемого.

Учебное пособие для студента

1. Вступление – одна из композиционных частей публичного выступления, в которой подчеркиваются актуальность и значение темы для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. В обучении ораторскому искусству можно выделить три этапа (по Цицерону): на первом оратор читает текст, не отрываясь от него, («как свинья»). И не следует стесняться этого. Если в тексте дело – будут слушать. На втором этапе уже накоплен опыт публичных выступлений. Тема 1. Структура публичного выступления.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий