Узеир гаджибеков биография национальность родители

Вскоре после его рождения семья Гаджибековых переехала в город Шуша, который был одним из крупнейших центров азербайджанской культуры[22], где и вырос Узеир. В 1908 г. Узеир Гаджибеков написал свое первое произведение на основе творчества поэта XVI в. Физули – оперу «Лейли и Меджнун», которая стала первой оперой не только в истории Азейбарджана, но и во всем мусульманском мире. Узеир Гаджибеков: биография. Родился Узеир 18 сентября 1885 года в небольшом азербайджанском поселке Агджабеди.

128 лет великому лезгину Узеиру Гаджибекову

Это мое собственное творение, поэтому она всегда в моей голове». Халилов сказал, что Гаджибеков 27 лет спустя использовал ту же великолепную музыку для создания Короглу , опера, которую многие называют его лучшей оперой. Афиша спектакля "Аршин мал алан" в театре Фемина им. Париж в 1925 г. Одним из величайших достижений Гаджибекова было продвижение идеи создания профессиональной музыкальной школы. Следовательно Бакинская Музыкальная Академия известная тогда как Азербайджанская государственная консерватория , была основана в 1920 году и названа в честь Гаджибекова после его смерти. Его статуя «сидит» перед этим грандиозным зданием, которое до сих пор посвящено синтезу восточных и западных музыкальных традиций. В 1931 году Гаджибеков участвовал в создании Оркестра азербайджанских народных инструментов при Радиокомитете.

Таким образом, Гаджибеков был первым музыкантом, который адаптировал систему нот к традиционным азербайджанским музыкальным инструментам. В 1936 году Гаджибеков содействовал созданию Азербайджанского государственного хора в рамках Азербайджанская Филармония. Одной из самых серьезных проблем, с которыми он столкнулся, был моноголосый репертуар азербайджанских народных песен, который позволял гармонизировать искаженный стиль песни и, в некоторых случаях, даже изменять линию мелодии при смене режима. Гаджибеков решил эту проблему, используя контрапункт полифония и унисон -дублирование, а не четырехголосное пение в проблемных разделах. Гаджибеков посвятил много энергии идее интеграции роли и статуса женщины в мир, в котором доминируют мужчины. Концепция женской эмансипации проходит через многие его работы, часто в форме комедии или сатирики, как в случае, когда он высмеивает процесс выбора брачных партнеров, процесс, которому мешал тот факт, что женщины все еще носили чадру до 1920-х годов. Публикации С 1919 по 1920 гг.

Гаджибеков был главным редактором газеты. В 1927 году Гаджибеков опубликовал Сборник азербайджанских народных песен вместе с композитором Муслим Магомаев. Впервые нотной грамотой задокументировано более 300 произведений азербайджанской народной музыки. В 1945 году он опубликовал книгу под названием Основы народной музыки в Азербайджане, который был переведен на несколько языков, включая английский. Оперы «Лейли и Меджнун» Оперное искусство стало искусством не только в Азербайджане, но и на всем мусульманском Востоке посредством оперы Гаджибекова. Гаджи Зейналабдин Тагиев. Это либретто оперы Гаджибеков написал на основе одноименной поэмы А.

Физули Первый спектакль поставил актер и режиссер Хусейн Араблински. Руководил оркестром писатель-драматург Абдуррахим бек Хагвердиев. В следующих спектаклях в качестве дирижера выступали сам Гаджибеков и его близкий друг и коллега, композитор Муслим Магомаев. Это первая в Азербайджане классическая опера, основанная на мотивах героического эпоса. В этой опере Гаджибеков создал арии, массовые хоровые сцены, различные ансамбли, балетные номера и речитативы.

Первой музыкальной комедией композитора, состоявшей из трех актов, была комедия «Муж и жена». Это произведение стало первым образцом музыкальной комедии в Азербайджане. В 1913 году У. Гаджибеков получил образование в Петербургской консерватории. Петербургский период сыграл важную роль в творчестве композитора.

Именно в эти годы была создана музыкальная комедия «Аршин мал алан». В 1921 году У. Гаджибеков основал в Баку первую музыкальную школу для азербайджанских студентов - Азербайджанское государственное тюркское музыкальное училище. С 1926 года преподавал теорию, гармонию и основы азербайджанской музыки в Азербайджанской государственной консерватории, при котором также создал первый многоголосый хор. В 1927 году он совместно с Муслимом Магомаевым издал первый сборник «Тюркские народные песни Азербайджана».

Лучшим же произведением этого периода Узеира, как композитора, считается его опера «Кероглы» 1936. Также он являлся автором либретто ко многим своим произведениям. В годы Великой Отечественной войны композитор создал ряд патриотических произведений: песни, кантату «Родина и фронт», а также романсы-газеллы «Без тебя» и «Возлюбленная», а к Дню Победу написал «Гимн победы». Всю свою жизнь Гаджибеков посвятил развитию музыкальной культуры. В его творчестве соединились западные и восточные музыкальные стили, элементы азербайджанской народной музыки были приспособлены им к классическим европейским традициям. Хотя основной вклад композитора — в области развития национального музыкального театра, но в то же время им создано немало произведений и в других жанрах, в частности, он автор музыки к кинофильмам, музыки государственного гимна Азербайджана. Также его перу принадлежит большое число научных, сатирических и газетных статей. Он автор книг — «Русско-тюркский и тюрко-русский словарь политических, юридических, экономических и военных терминов», «Вопросы арифметики», «Основы азербайджанской народной музыки». Скончался Узеир Гаджибеков 23 ноября 1948 года в Баку, где и был похоронен в Аллее почетного захоронения.

Большое внимание в учебном заведении уделялось музыкальным занятиям. Каждый семинарист присутствовал на уроках пения, учился играть на музыкальных инструментах, обязательно участвовал в хоре и оркестре. В годы обучения Узеир познакомился с произведениями Глинки, Моцарта, Верди, Чайковского, Бизе, оказавшими значительное влияние на творчество будущего композитора. Во время каникул часто ездил в Тифлис, где посещал концерты симфонического оркестра и оперные спектакли. Просветительская работа Гаджибекова По окончании в 1904 году семинарии Гаджибеков занялся преподавательской деятельностью в школах Баку и Гадрута. Он обучал детей азербайджанскому и русскому языку, географии, математике, составил первый учебник по арифметике, организовал музыкальные кружки. В это же время начал свою просветительскую деятельность, публикуя в газетах и журналах статьи и фельетоны. Его произведения выражали протест против уродливых патриархально-феодальных устоев и жестокой эксплуатации трудящихся. Узеир Гаджибеков: творчество В 1908 году на сцене драматического театра г. Баку была поставлена дебютная опера Гаджибекова «Лейла и Меджун», давшая начало зарождению азербайджанской оперы. Далее композитор написал "Асли и Керем», «Рустам и Зохраб», «Шейх Санан», «Гарун и Лейла», в которых прославлял труд, добро, верность, любовь, мужество и справедливость. В эти же годы из-под пера Гаджибекова выходят музыкальные комедии «Не та, так эта», «Муж и жена».

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

Узеир Гаджибеков являлся депутатом Верховного Совета СССР. Был награждён множеством орденов и медалий. Ему было присвоено звание народного артиста. это символ сегодняшней азербайджанской музыки. Он не только создатель гимна Азербайджана, а основатель музыкального театра страны, первой оперы и оперетты, камерной, хоровой и вокальной музыки. В статье показано, что корифей азербайджанской культуры и музыкального искусства Узеир Абдул Гусейн оглы Гаджибеков, 130-летие которого отмечается в этом году, являлся, прежде всего, прогрессивным мыслителем своего времени. ССР (1944), Памяти Г. посвящена поэма для унисона скрипок, виолончели и 2 фп. — "Посвящение Узеиру Гадшибекову" Амирова (1949). В г. Шуше в доме, где провел детские и юношеские годы композитор, открыт Дом-музей У. Гаджибекова (1959). Узеир Гаджибеков родился 18 сентября 1885 года в посёлке Агджабеди Шушинского уезда Елизаветпольской губернии в лезгинской семье сельского писаря Абдул-Гусейна Гаджибекова и Ширин-ханум из рода Аливердибековых.

Лезгинский масон Джейхун Гаджибеков

Гаджибеков Узеир Абдул-Гусейн оглы родился 18 сентября 1885 года в селении Агджабеди близ города Шуша Нагорного Карабаха. "18 сентября в Азербайджане отмечали день рождения гениального азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова. Этот же день у нас в стране отмечается как День национальной музыки. Родился 6 (18) сентября 1885 года (согласно БСЭ — 17 сентября) в посёлке Агджабеди Шушинского уезда, (ныне в Азербайджане), в семье сельского писаря Абдул-Гусейна Гаджибекова и Ширинбейим-ханум из рода Аливердибековых. 17 сентября)в посёлке Агджабеди Шушинского уезда, (ныне в Азербайджане), в семье сельского писаря Абдул-Гусейна Гаджибекова и Ширинбейим-ханум из рода Аливердибековых. Узеир Абдул Гусейн-оглы Гаджибеков родился 17 сентября (нов. ст.) 1885 года в селении Агджабеды близ города Шуши в семье сельского писаря.

О происхождении Узеира и Джехуна Гаджибековых

В 1909 году Узеир Гаджибеков женился на Малейке-ханум Терегуловой — представительнице знатного рода Терегуловых, известного как в Азербайджане, так и в Грузии. Другая из шести сестёр Терегуловых была замужем за Муслимом Магомаевым-старшим. Выдающийся азербайджанский композитор и публицист Узеир Гаджибеков на некоторых сетевых ресурсах Дагестана называется аварским и лезгинским. Узеир Гаджибеков родился в азербайджанской Агджабади-Шуше. Его отец, Абдул Гусейн Гаджибеков, много лет был секретарем Хуршидбану Натаван, а его мать, Ширин, выросла в семье Натаван.[4] В детстве Гаджибеков находился под сильным влиянием работ Натаван.[5]. "18 сентября в Азербайджане отмечали день рождения гениального азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова. Этот же день у нас в стране отмечается как День национальной музыки. В 1909 году Узеир Гаджибеков женился на Малейке-ханум Терегуловой — представительнице знатного рода Терегуловых, известного как в Азербайджане, так и в Грузии. Другая из шести сестёр Терегуловых была замужем за Муслимом Магомаевым-старшим.

Узеир Гаджибеков: биография и творчество

Гаджибеков в последующем и преподавал [2]. В период с 1928 по 1929 год и с 1939 по 1948 год Узеир Гаджибеков занимал должность ректора Азербайджанской Государственной Консерватории. 18 сентября в Азербайджане отмечали день рождения гениального азербайджанского композитора. Этот же день у нас в стране отмечается как День национальной музыки. Великий Азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков родился в семье сельского писаря. это символ сегодняшней азербайджанской музыки. Он не только создатель гимна Азербайджана, а основатель музыкального театра страны, первой оперы и оперетты, камерной, хоровой и вокальной музыки. Узеир Гаджибеков родился 5 (18) сентября 1885 года Узеир Гаджибеков родился 18 сентября 1885 — Узеир Гаджибеков умер 23 ноября 1948 (согласно БСЭ — 17 сентября) в селении Агджабеди, где его мать Ширин-ханум Алекпер-бек кызы гостила у своих родственников. Узеир Абдул Гусейн оглы Гаджибеков родился 18 сентября 1885 года в селении Агджабеди в семье сельского писаря Абдуллы Гусейн Гаджибекова. Вскоре после рождения Узеира семья переселилась в город Шушу, где и прошло все детство композитора.

128 лет великому лезгину Узеиру Гаджибекову

В 1911 году Гаджибеков выехал в Москву с целью получения систематического музыкального образования. В течение года он учился на музыкальных курсах Александра Ильинского сольфеджио — у Николая Ладухина , гармония — у профессора Н. Соколовского , после чего переехал в Санкт-Петербург , где год учился в консерватории. Материальное обеспечение Гаджибекова его друг Муслим Магомаев полностью взял на себя. Гаджибеков Дир.

Далее композитор написал "Асли и Керем», «Рустам и Зохраб», «Шейх Санан», «Гарун и Лейла», в которых прославлял труд, добро, верность, любовь, мужество и справедливость. В эти же годы из-под пера Гаджибекова выходят музыкальные комедии «Не та, так эта», «Муж и жена». В них автор осуждает негативные стороны жизни и борется за раскрепощение женщины. В 1909 году Гаджибеков женился на представительнице известного рода Терегуловых — Малейке-ханум.

Детей у семейной пары не было, и Узеир опекал пятерых племянников. С целью продолжения своего образования в 1911 году азербайджанец переехал в Москву, где поступил на частные музыкальные курсы. В 1913 году, не доучившись, стал студентом Петербургской консерватории. В период обучения написал свое лучшее музыкальное произведение - «Аршин мал алан», что в переводе обозначает «Рецепт удачной женитьбы». Впервые эта комедия была поставлена в 1913 году в Баку. Видео: Шуша-достопримечательности музыка "Узундере"-"Длинное ущелье" Узеир Гаджибеков Достижения Гаджибекова Много сил и внимания Узеир Гаджибеков уделял музыкальному образованию подрастающего поколения. Первая музыкальная школа, в которой преподавание велось на азербайджанском языке, музыкальный техникум, ректорство в Азербайджанской государственной консерватории, создание нотного оркестра народных инструментов - список достижений композитора далеко не полон. Все эти годы автор активно продолжал писать- из-под его пера вышло внушительное количество статей по самым разным вопросам азербайджанской музыкальной культуры.

Нужно создавать новые, современные спектакли советских композиторов, — говорил он.

И, показывая на меня, сказал: «Вот надо этому молодому человеку поручить, чтобы он занялся этим». Худсовет поддержал его. Я слышал о новом спектакле по опере Прокофьева «Обручение в монастыре», который шел в Москве и пользовался успехом. Сказал тогдашнему директору театра Саре Дадашевне Сеидовой и она, не откладывая, позвонила в Москву и поговорила с режиссером-постановщиком этого спектакля Петром Златогоровым. Он согласился приехать в Баку. И вот втроем — режиссер, художник и дирижер — мы обговорили все вопросы, связанные с будущим спектаклем, в том числе и связанные с солистами. В отличие от московского, мы решили внести новшества, чтобы облегчить восприятие спектакля, не затягивая его во времени, и сделали спектакль в двух актах. Знающие люди оценили наше новшество. Спектакль, поставленный в Баку, выгодно отличался от московского.

Он чуть не подрался со мной из-за этого: «За кого ты меня принимаешь, я ведь всегда исполняю героические партии, а тут Простак?! Он ни в какую не соглашался, сказал, что даже смотреть не хочет. Через дирекцию мы все-таки заставили его согласиться на эту роль. Я ему сказал: «Посмотрите, и вы увидите, что не каждый простак сможет спеть эту партию». А он ведь был также и хорошим пианистом. Через несколько дней он позвонил мне и сказал: «Кязим, я хочу с тобой повидаться». Словом, он согласился, сказал, что я прав и он берется за это дело. Честно говоря, если бы не он, спектакля бы не было. Рауф Атакишиев отлично справился с партией.

Этот спектакль в 1978 году мы повезли на гастроли в Киев, где он пользовался большим успехом. Это был единственный спектакль, который показали по Интервидению. Ведь он выступал на сцене нашего оперного театра в те годы, когда вы там работали. Что вы можете вспомнить? Я помню, что Гейдар Алиевич приходил на все его спектакли. И еще помню, как Муслим Магомаев обращался ко мне с просьбой, которую я ни от одного гастролера не слышал: «Вы, пожалуйста, попросите оркестрантов прийти на полчаса раньше, я хочу еще раз спеть свою арию перед спектаклем». Так было перед каждым спектаклем. Он был очень ответственным человеком, требовательным к себе. Со всеми солистами он был в очень добрых отношениях, вел себя скромно, просто.

Как я уже сказал, мы почти каждый год выезжали на гастроли в различные города Союза. Выезжал с концертами и Муслим Магомаев. Я помню тот день, когда мы приехали в Киев. Все наши солисты, естественно, хотели жить в самых лучших гостиницах, несмотря на то, что это дорого. Оркестранты, хористы, солисты, уйма народу, почти сто с лишним человек. И за всех надо платить. Директор Азер Рзаев говорит мне: «Не знаю что делать — мы горим! Муслим приехал с малой эстрадной группой и выступал на стадионе. Билеты на его концерты невозможно было приобрести.

Нас просили оказать содействие и достать хотя бы входные билеты. Я своими глазами видел, как по окончании последнего концерта в Киеве, Муслим вместе со Светланой Моргуновой, которая вела его концерты, сели в белую «Волгу», и вдруг ожидавшие его поклонницы подняли машину над землей примерно на 10—15 сантиметров, не давая ехать. Моргунова, испугавшись, просила: «Опустите машину, опустите! Его так вот встречали. И еще вспоминаю, как дважды он закрывал ресторан для того, чтобы собрать в нем приглашенных им солистов, режиссеров, дирижеров. Он был щедрым человеком, и ему хотелось организовать для людей маленький праздник с угощением. Гейдар Алиевич приходил на все его спектакли. Спустя годы во время одной из встреч с Муслимом он сказал ему: «Тебе удается все. Я помню, когда в нашем Оперном театре на тебя ставили «Севильский цирюльник», а на Тамару — «Кармен».

И, обращаясь к присутствующим, спросил: «А кто тогда был дирижером? Гейдар Алиевич поправил: «Нет, не Рауф, тогда дирижировал Кязим». Муслим подтвердил. Гейдар Алиевич очень любил Муслима. Синявская как всегда была на высоте. Синявская есть Синявская!

Она была и первой на всем Востоке. Вслед за «Лейли и Меджнун» композитор написал и ряд других опер — «Шейх Санан» 1909 г.

Во всех этих операх Гаджибейли прославляются любовь, верность, труд, добро, справедливость, мужество. В эти же годы Гаджибейли пишет свои музыкальные комедии: в 1909 году — комедию «Муж и жена», в 1910 году — «Не та, так эта». В музыкальных комедиях композитор осуждает уродливые стороны жизни, высмеивает фанатизм, мракобесие, борется за раскрепощение женщины. Решив в 1911 году продолжить свое музыкальное образование, Гаджибейли едет в Москву и поступает на частные музыкальные курсы, но вскоре прерывает учебу. В 1913 году он едет в Петербург и поступает в консерваторию. В период обучения в Петербурге он написал свою лучшую музыкальную комедию «Аршин мал алан» «Рецепт удачной женитьбы». В 1918-20 гг. В 1927 году, совместно с М.

Магомаевым, Гаджибейли создает первый в Азербайджане сборник народных песен. В 1937 году Гаджибейли завершил свою оперу «Кёр-оглы», которая была поставлена на сцене Азербайджанского государственного театра оперы и балета имени М.

Биография великого музыковеда Узеира Гаджибекова

Узеир Гаджибеков 17 сентября)в посёлке Агджабеди Шушинского уезда, (ныне в Азербайджане), в семье сельского писаря Абдул-Гусейна Гаджибекова и Ширинбейим-ханум из рода Аливердибековых.
Гаджибеков Узеир Абдул-Гусейн оглу (1885-1948) Гаджибеков в последующем и преподавал [2]. В период с 1928 по 1929 год и с 1939 по 1948 год Узеир Гаджибеков занимал должность ректора Азербайджанской Государственной Консерватории.
Биография великого музыковеда Узеира Гаджибекова :: Узеир Абдул Гусейн оглы Гаджибеков родился 18 сентября 1885 года в селении Агджабеди в семье сельского писаря Абдуллы Гусейн Гаджибекова. Вскоре после рождения Узеира семья переселилась в город Шушу, где и прошло все детство композитора.

Биография великого музыковеда Узеира Гаджибекова

«Азербайджанцы» в поисках самоидентификации Узеир Гаджибеков – выдающийся лезгинский композитор, семья которого перехала из Дагестана в Шушинский уезд Бакинской Губернии в начале XX века. Родовое же село Узеира Гаджибекова это село Мацар Ахтынского района. Узеир Гаджибеков родился 18 сентября 1885 года в посёлке Агджабеди Шушинского уезда в семье сельского писаря Абдул-Гусейна Гаджибекова и Ширинбейим-ханум из рода Аливердибековых. medium Узеир Абдул Гусейн оглы Гаджибеков родился 18 сентября 1885 года в селении Агджабеди близ города Шуша (Нагорный Карабах). Гаджибеков Узеир Абдул Гусейн оглы В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией см Гаджибеков В Википедии ест. великий композитор, классик азербайджанской музыкальной культуры, творчество которого сыграло основополагающую роль в истории национального музыкального искусства.

Узеир Гаджибеков (Uzeyir Hacibeyov)

К 12 годам талантливый мальчик с уникальными музыкальными способностями прекрасно пел народные песни—мугамы, играл на таре. Окончив двухлетнюю русско-татарскую школу в Шуше, Гаджибеков в 1899 году продолжил обучение в Горийской учительской семинарии. Здесь он приобщился к русской и мировой культуре, познакомился с произведениями Моцарта, Глинки, Чайковского, Бизе, Верди, оказавшими на него огромное влияние. В Гори Узеир освоил игру на скрипке, виолончели и духовых инструментах, впервые сделал записи народных песен, обрабатывал их для хора. Окончив в 1904 году семинарию, Гаджибеков последующих несколько лет работал учителем в школах Гадрута и Баку. Одновременно он увлекся журналистикой — работал в различных газетах. В 1908 году Узеир написал свое первое произведение — оперу «Лейли и Меджнун», которая стала первой оперой на всем Востоке и открыла новую страницу в истории азербайджанской музыки. Премьера состоялась на сцене Бакинского драматического театра и прошла с большим успехом.

Решив получить систематическое музыкальное образование, Узеир в 1911 году уехал в Москву и поступил на частные музыкальные курсы к А.

Здесь представлены ценные сувениры из серебра, мрамора, подаренные композитору. Рассматривая экспонаты, невозможно не обратить внимание на дружеский шарж М. Алексича в подражание картине Репина! Бурлаки на Волге". Называется шарж "На оперном тракте"". Узеир бек как будто "заковал" их, околдовав своей музыкой, и ведет их за собой. В столовой, где обедала семья Гаджибейли, было всегда множество гостей.

Великий композитор не любил обедать в одиночестве и мог запросто пригласить к себе в дом нуждающегося и накормить его. Супруги редко садились за стол одни - об их хлебосольности до сих пор ходят легенды", рассказывает Гюльнара ханум. Просторная по тем временам столовая, с расставленными на столе приборами, продуманно расположенная мебель, открытый патефон - здесь каждая составляющая интерьера хранит память о своих хозяевах, наполнявших этот дом особой теплотой, светом, радушием. Напротив стола висит фото, еще раз подтверждающее, что все в музее осталось в неизменном виде. На фото за столом у Гаджибековых много гостей, та же самая посуда, что на фото, экспонируется на столе. Один из уникальных сохранившихся экспонатов - рефрижератор фирмы "Leonardо" - был привезен в 1939 году. Холодильник работал без электричества, охлаждение происходило за счет льда, который держали в верхнем отсеке. Глядя на эту уютную комнатку, легко можно представить себе гостеприимную хозяйку дома Малику ханым.

В углу можно также увидеть кофеварку, самовар, а также медную утварь членов семьи композитора. В комнате стоит статуя поэта XVI в. Физули, творчество которого высоко ценил Узеир бек. В 1908 г. Узеир Гаджибейли написал свое первое произведение на основе творчества Физули - оперу "Лейли и Меджнун". Напротив на комоде расположились патефон, граммофон и радиоприемник. Над ними мы видим яркий пейзаж "Джыдыр Дюзю", написанный Саттаром Бахлулзаде. В этой комнате представлены также эскизы, по которым наносили грим героям опер Узеир бека.

Последние годы Узеир Гаджибейли жил в квартире в "Монолите". Он скончался в 1948 году. Прощание с ним проходило в здании Академии наук Азербайджана. На стенде демонстрируются фотоснимки с похорон композитора, и видно, что на церемонии прощания присутствовал и первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана Мир Джафар Багиров. Композитор похоронен в Аллее почетного захоронения, но мало кто знает, что в столице Австрии Вене есть символическая могила нашего знаменитого соотечественника. Ее установили на почетном кладбище Вены, рядом с могилами таких великих композиторов, как Моцарт, Бах, Бетховен и т. В городе Нови-сад на Севере Сербии тоже есть символическое захоронение Гаджибейли. Подобные могилы имеются во многих странах.

Это сделано для того, чтобы зарубежные любители его творчества могли поклониться великому композитору.

Похоронен на Аллее почётного захоронения в Баку. Сталинская премия второй степени 1946 — за музыку к фильму «Аршин мал алан» 1945. Орден Ленина 1938. Орден Трудового Красного Знамени 1945. Будем очень признательны за помощь.

В Дагестане всегда жило много азербайджанцев.

Печатный ее вариант, подписанный автором, был передан им в начале 1990-х гг. В ней он рассказывает об истории семьи Гаджибековых, которые дали Азербайджану двух выдающихся деятелей культуры — Узеира и Джехуна Гаджибековых. Узеир Гаджибеков 1885—1948 — композитор, драматург, общественный деятель, народный артист СССР 1938 , основоположник современного профессионального музыкального искусства Азербайджана, действительный член АН Азербайджанской ССР 1945 , профессор 1940 , ректор Азербайджанской государственной консерватории 1928—1929, 1939—1948 , председатель Союза композиторов Азербайджанской ССР 1938—1948 , депутат ВС СССР 1-го и 2-го созывов 1937, 1941 , член ВКП б с 1938 года, автор гимнов Азербайджанской ССР и гимна Азербайджана, первый мусульманин — автор оперы. Джейхун Гаджибеков 1891—1962 — публицист и общественный деятель, выпускник парижской Сорбонны. До революции под псевдонимом Д. Дагестани публиковался в газетах «Каспий», «Иршад» и «Тарагги».

После образования Азербайджанской Демократической Республики Гаджибекова назначают редактором газеты «Азербайджан» — официального печатного органа правительства. В 1919 году в составе азербайджанской делегации, руководимой Алимардан-беком Топчибашевым, Джейхун Гаджибейли уехал во Францию для участия в Версальской мирной конференции. В 1920 году, когда Азербайджанская Демократическая Республика прекратила существование, он не вернулся в Азербайджан и до конца жизни жил в Париже. Князь Уцмиев, служивший генералом при закавказском наместнике, был родом из Дагестана, кумык по национальности, магометанского вероисповедания суннитского толка. Натаван одним из условий своего бракосочетания поставила обязательный вопрос о том, что она в Дагестан не переедет, свой любимый родной Карабах не может оставить, и поэтому договорились о переезде в Карабах Уцмиева. Он часто бывал по служебным делам в Тифлисе и, естественно, у своего начальника и друга, наместника князя Воронцова. Однажды князь Воронцов спросил: «Ну, как ты там, обжился? Только одно терплю неудобство: шушинцы, абсолютное большинство, — магометане шиитского толка, а я, как верующий, привык совершать пятничный намаз в мечети.

Но в Шуше я это делать не могу, потому что там мусульмане-шииты, а у нас, у суннитов, есть разница в этих двух направлениях. Все это создает мне неудобства. Ведь настоятель мечети, мулла, — шиит». Князь Воронцов сказал ему: «Подумаешь, какая проблема.

Узеир Гаджибеков — выдающийся лезгинский композитор

Одним из величайших достижений Гаджибекова было продвижение идеи создания профессиональной музыкальной школы. Таким образом, Бакинская Музыкальная Академия известная тогда как Азербайджанская Государственная Консерватория была основана в 1920 году и названа в честь Гаджибекова после его смерти. Его статуя «сидит» перед этим грандиозным зданием, которое до сих пор посвящено синтезу восточных и западных музыкальных традиций. В 1931 году Гаджибеков помог создать оркестр азербайджанских народных инструментов при Радиокомитете. Таким образом, Гаджибеков был первым музыкантом, который адаптировал систему нот к традиционным азербайджанским музыкальным инструментам.

В 1936 году Гаджибеков содействовал созданию Азербайджанского государственного хора при Азербайджанской филармонии. Одной из самых серьезных проблем, с которыми он столкнулся, был моноголосый репертуар азербайджанских народных песен, который позволял гармонизировать искаженный стиль песни и, в некоторых случаях, даже изменять линию мелодии при смене режима. Гаджибеков решил эту проблему, используя контрапунктную полифонию и унисон- удвоение, а не четырехголосное пение в проблемных частях. Гаджибеков посвятил много энергии идее интеграции роли и статуса женщины в мир, в котором доминируют мужчины.

Концепция женской эмансипации проходит через многие его работы, часто в форме комедии или сатиры, как в случае, когда он высмеивает процесс выбора брачных партнеров, процесс, которому препятствовал тот факт, что женщины все еще носили чадру до 1920-х годов. Публикации С 1919 по 1920 годы Гаджибеков работал главным редактором газеты « Азербайджан», главного государственного органа СМИ Азербайджанской Демократической Республики. В 1927 году Гаджибеков издал « Сборник азербайджанских народных песен» вместе с композитором Муслимом Магомаевым. Впервые нотной грамотой задокументировано более 300 произведений азербайджанской народной музыки.

В 1945 году он издал книгу « Основы азербайджанской народной музыки», которая была переведена на несколько языков, в том числе на английский в 1985 году, посвященную столетию со дня его рождения. Оперы «Лейли и Меджнун» Оперное искусство стало искусством не только в Азербайджане, но и на всем мусульманском Востоке благодаря опере Гаджибекова «Лейли и Меджнун», премьера которой состоялась 12 января 1908 года в театре Гаджи Зейналабдина Тагиева. Это либретто оперы Гаджибеков написал по одноименной поэме Физули. Первое исполнение поставил актер и режиссер Хусейн Араблинский.

Руководил оркестром писатель-драматург Абдуррахим бек Хагвердиев. В следующих спектаклях в качестве дирижёра выступал сам Гаджибеков и его близкий друг и коллега, композитор Муслим Магомаев. Эту роль впервые исполнил Хусейнгулу Сараблински. Это первая в Азербайджане классическая опера, основанная на мотивах героического эпоса.

В этой опере Гаджибеков создал арии, массовые хоровые сцены, различные ансамбли, балетные номера и речитативы. В последующие годы жизни работал над оперой «Фируза». Музыкальные комедии "Муж и жена" Первая музыкальная комедия Гаджибекова - «Муж и жена», состоящая из трех сцен. Это первый образец азербайджанской музыкальной комедии.

Его первая премьера состоялась в 1910 году. Сарабский и А. Агдамский исполнили роли Марджана и Миннат. Эскиз комедии Гаджибеков написал сам.

Первая ее премьера состоялась в театре братьев Маиловых в Баку в 1911 году.

В Гори семинарист Гаджибеков также освоил игру на скрипке, виолончели и духовых инструментах, там же он познакомился с будущим композитором Муслимом Магомаевым дед певца Муслима Магомаева. В течение последующих четырёх лет он занимался преподавательской деятельностью в школах Гадрута и Баку. В 1911 году Гаджибеков выехал в Москву с целью получения систематического музыкального образования. В течение года он учился на музыкальных курсах при Московском филармоническом обществе у А. Ильинского сольфеджио — у Н. Ладухина, гармония — у профессора Н. Соколовского , после чего переехал в Санкт-Петербург, где год учился в консерватории у В.

В юном возрасте Узеир Гаджибеков брал уроки мугамного пения и обучался игре на азербайджанских народных инструментах. Окончив медресе и двухлетнюю русско-татарскую школу, Гаджибеков в период с 1899 по 1904 годы обучался в учительской семинарии в городе Гори. В Гори семинарист Гаджибеков также освоил игру на скрипке, виолончели и духовых инструментах, там же он познакомился с будущим композитором Муслимом Магомаевым дед певца Муслима Магомаева. В течение последующих четырёх лет он занимался преподавательской деятельностью в школах Гадрута и Баку. В 1911 году Гаджибеков выехал в Москву с целью получения систематического музыкального образования. В течение года он учился на музыкальных курсах при Московском филармоническом обществе у А. Ильинского сольфеджио - у Н. Ладухина, гармония - у профессора Н. Соколовского , после чего переехал в Санкт-Петербург, где год учился в консерватории у В. Калафатти 1914. Материальное обеспечение Гаджибекова его друг Муслим Магомаев полностью взял на себя. Будучи в Железноводске в 1912 году, Гаджибеков писал М. С 21 июня мы уже в Железноводске.

Следовательно Бакинская Музыкальная Академия известная тогда как Азербайджанская государственная консерватория , была основана в 1920 году и названа в честь Гаджибекова после его смерти. Его статуя «сидит» перед этим грандиозным зданием, которое до сих пор посвящено синтезу восточных и западных музыкальных традиций. В 1931 году Гаджибеков участвовал в создании Оркестра азербайджанских народных инструментов при Радиокомитете. Таким образом, Гаджибеков был первым музыкантом, который адаптировал систему нот к традиционным азербайджанским музыкальным инструментам. В 1936 году Гаджибеков содействовал созданию Азербайджанского государственного хора в рамках Азербайджанская Филармония. Одной из самых серьезных проблем, с которыми он столкнулся, был моноголосый репертуар азербайджанских народных песен, который позволял гармонизировать искаженный стиль песни и, в некоторых случаях, даже изменять линию мелодии при смене режима. Гаджибеков решил эту проблему, используя контрапункт полифония и унисон -дублирование, а не четырехголосное пение в проблемных разделах. Гаджибеков посвятил много энергии идее интеграции роли и статуса женщины в мир, в котором доминируют мужчины. Концепция женской эмансипации проходит через многие его работы, часто в форме комедии или сатирики, как в случае, когда он высмеивает процесс выбора брачных партнеров, процесс, которому мешал тот факт, что женщины все еще носили чадру до 1920-х годов. Оперы «Лейли и Меджнун» Оперное искусство стало искусством не только в Азербайджане, но и на всем мусульманском Востоке посредством оперы Гаджибекова. Гаджи Зейналабдин Тагиев. Это либретто оперы Гаджибеков написал на основе одноименной поэмы А. Физули Первый спектакль поставил актер и режиссер Хусейн Араблински. Руководил оркестром писатель-драматург Абдуррахим бек Хагвердиев. В следующих спектаклях в качестве дирижера выступали сам Гаджибеков и его близкий друг и коллега, композитор Муслим Магомаев. Эту роль впервые исполнил Хусейнгулу Сараблински. Это первая в Азербайджане классическая опера, основанная на мотивах героического эпоса. В этой опере Гаджибеков создал арии, массовые хоровые сцены, различные ансамбли, балетные номера и речитативы. В последующие годы жизни работал над оперой «Фируза». Узеир Гаджибеков родился 6 18 сентября 1885 года в селе Агджибеди Шушинского велаята в семье сельского писаря Абдулгусейна Гаджибекова и Ширинбейим-ханум из семьи Аливердибековых. Вскоре после его рождения семья Гаджибековых переехала в Шушу, один из крупнейших центров азербайджанской культуры, где композитор вырос. Отец будущего композитора долгое время был личным секретарем азербайджанского поэта и общественного деятеля, дочери хана Карабаха — Хуршудбану Натаван, что оказало существенное влияние на ее образование. Эти отношения открыли перед молодым Узеиром путь в лучшие музыкальные союзы — «меджлис» Шуши. В подростковом возрасте Узейр Гаджибеков брал уроки пения мугама и научился играть на некоторых традиционных музыкальных инструментах. В спектакле 1897 года «Маджнун на могиле Лейли» эпизод легенды «Лейли и Маджнун» , авторами которого являются Абдурагим Ахвердиев и Джаббар Карьягдиоклу, Узейр пел в сопровождении хора. Окончив медресе и двухгодичную русско-татарскую школу, Гаджибеков с по 1904 год учился в учительской семинарии в Кори. В семинарии Гаджибеков играл на скрипке, виолончели и духовых инструментах. Там он познакомился с Муслимом Магомаевым дедушкой певца. Следующие четыре года он был учителем в школах Гадрута и Баку. В 1905 году Узейр Гаджибеков преподавал в Баку в школе Биби-Эйбат, а затем в школе «Саадат», где преподавал несколько предметов. Параллельно работал переводчиком в газете «Хаят», позже — в «Иршаде». В году Гаджибеков уехал в Москву для продолжения музыкального образования. Его учителем музыки был Александр Ильинский Николай Ладухин был профессором сольфеджио, профессор гармонии — Н. Затем переехал в Санкт-Петербург, чтобы учиться в Музыкальной консерватории. Его друг Муслим Магомаев оказал ему финансовую помощь.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий