Того же года апреля в 27 день преставился государь царь и великий князь

«И апреля ж в 24 день по указу великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича (титул) таковы статьи списаны в лист александрейские бумаги по тетратному на оборот и отданы галанцов и анбурцов стряпчему иноземцу Григорью Николаеву.

Привет! Нравится сидеть в Тик-Токе?

Ответ: В10. Расположите события в хронологической последовательности. Суворова B Итальянский поход А. Того же часу избрали на Московское государство царем брата его, государева Меньшова царевича и великого князя Петра Алексеевича... И крест ему государю целовали бояре и окольничие, и думные, и стольники, и стряпчие и т. Того же года мая в 15-й день на Московском государстве было смятение. Стрельцы всех приказов, и выборный полк, и солдаты пришли в город Кремль во 11-м часу с знаменами и с барабанами, с мушкетами, с копьями, с бердышом, а сами на бегу в город кричали, будто Иван и Афонасий Кирилловичи Нарышкины удушили царевича Иоанна Алексеевича. А начальных людей с ними никого не было. И прибежав в Кремль, стрельцы и солдаты вбежали на Красное и Постельное крыльцо в царских хоромах и насильно с верху, из государевых хоромов, от самого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, бояр и окольничих, и думных, и стольников сбросили с крыльца на землю, а на земле рубили бердышами и кололи ко-пьями... В каком году происходили описанные в тексте события?

Какой город был местом действия?

Назовите государя, который следующим после этого царя венчался на царство. Какие обстоятельства, указанные автором, способствовали тому, что деятель, о котором идёт речь в отрывке, стал царём? Назовите любые три обстоятельства. Укажите три любых мероприятия, связанных с деятельностью исторической личности, о которой идёт речь в тексте до его вступления на престол.

Укажите, под каким именем в историю вошел царь, объявленный самозванцем и убитый. Укажите название периода русской истории, когда происходили данные события. Слайд 6 Задание 5 «Главным представителем этой партии была... Она тесной сердечной связью сблизилась с замечательнейшей личностью того времени, князем В. Голицыным, и вмешивалась в общественную жизнь. Кровными узами привязанная к дворцовой партии Милославских...

Как сильная и страстная натура, она лучше и сильнее всех чувствовала эти интересы и стала руководительницей этой партии». Укажите имя и отчество исторической личности, которой дается характеристика в источнике. Укажите век, к которому относится ее активная политическая деятельность. Слайд 7 Задание 6 «Бояре отправились к царю. Свояк царя, Иван Михайлович Воротынский сказал ему: "Вся земля бьёт тебе челом; оставь своё государство ради междуусобной брани, затем, что тебя не любят и служить тебе не хотят". Царю ничего не оставалось, как повиноваться.

Он положил свой царский посох и переехал из царских палат в свой княжий дом. Верховное правление на время перешло к боярскому совету под председательством князя Фёдора Мстиславского». Укажите имя и фамилию царя, о котором идет речь в источнике. Укажите название, под которым вошел в историю боярский совет под председательством Фёдора Мстиславского.

Государь ясно понимал значение железнодорожных путей для укрепления связи коренной России с дальними окраинами… По его повелению была построена Закаспийская железная дорога, соединившая наши среднеазиатские владения, в том числе и Мерв, с берегом Каспийского моря. Другой чрезвычайно важный железнодорожный путь , задуманный императором и начатый при нём, - великая Сибирская железная дорога — соединил европейскую Россию с дальним востоком…» Какое отношение к внутренней и внешней политике названного императора выразил автор? Приведите одно положение.

Приведите не менее трёх объяснений автором такого отношения. Из официальных указов. По наибольшей части помещичьих имений крестьяне уже перешли в разряд крестьян-собственников, а временнообязанных крестьян числится ныне сравнительно немного. Дворянство некоторых губерний в последнее время само ходатайствовало о переводе всех временнообязанных крестьян на выкуп в виде общей правительственной меры. Считая, по завету и примеру незабвенного родителя нашего, священным долгом своим заботиться о благосостоянии наших верноподданных... На основании содержания текста приведите причины, обусловившие решение названного вами императора утвердить данные указы. Укажите не менее трех приведенных в тексте причин.

Могут быть указаны следующие названные в тексте причины, обусловившие решение Александра III утвердить приведенные указы: Положения Крестьянской реформы 1861 г. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1—С3. Прочтите отрывок из челобитной. Да им же дворянам и детям боярским указано на патриарших и на епископских управителей и на монастыри в обидах подавать иски в суд на три сроки: на Троицын да на Семёнов день, да на рождество Христово, а им в те сроки в Москву приезжать невозможно, потому что они в то время находятся на службе. А на местах, в городах на патриарших и на епископских слуг подавать иски не разрешают, а те у них крестьян вывозят и землей их завладевают насильно и крестьянам их всякие обиды делают, а от суда уходят, потому что иски надо подавать только в указанные сроки». Из мемуаров. С этими словами он ушёл и прислал ко мне целую ватагу чиновников […] тогда мне предъявили к подписи пресловутую подписку, причём они мне сказали, чтобы я сохранила с неё копию, дабы хорошенько её запомнить.

Когда они вышли, мой человек, прочитавший её, сказал мне со слезами на глазах: "Княгиня, что Вы сделали, прочтите же, что они от Вас требуют! Вот эта подписка: "Жена, следуя за своим мужем и продолжая с ним супружескую связь, делается естественно причастной его судьбе и потеряет прежнее звание, то есть будет уже признаваема не иначе как женою ссыльнокаторжного, и с тем вместе принимает на себя переносить всё, что такое состояние может иметь тягостного, ибо даже начальство не в состоянии будет защищать её от ежечасных могущих быть оскорблений от людей самого… презрительного класса, которые найдут в том как будто некоторое право считать жену государственного преступника, несущую равную с ним участь, себе подобною; оскорбления сии могут быть даже насильственные. Закоренелым злодеям не страшны наказания […] Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в казённые заводские крестьяне […] Ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собой взять не дозволено; это запрещается существующими правилами и нужно для собственной их безопасности по причине, что сии места населены людьми, готовыми на всякого рода преступления. Отъездом в Нерчинский край уничтожается право на крепостных людей, с ними прибывших"». Какие общественные и психологические факторы поддерживали решимость женщин, подобных автору мемуаров, в их действиях? Укажите не менее двух факторов. Могут быть указаны следующие факторы: 1 представление о нерушимости брака; 2 моральная поддержка просвещённого дворянства; 3 осознание угрозы жизни мужей, создававшейся тяжёлыми условиями ссылки и административным произволом властей.

Прочитайте отрывок из челобитной. Убегают от них старинные их крестьяне в разные города в большие поместья и в вотчины в патриаршие, и в митрополичьи, и в архиепископские, и в разных монастырей, и в государевы дворцовые села, и в чёрные волости, и поселяются у бояр, и у окольничих, и у других столичных чинов людей на льготных условиях. И те помещики и вотчинники и монастыри тем их беглым крестьянам на пустых местах новые слободы строят, а их поместья и вотчины от того пустеют. И те их беглые крестьяне, прожив за теми людьми урочные годы и надеясь на этих "сильных" людей, приходя них в прежние места , и оставшихся крестьян подговаривают уходить и даже дома их поджигают и разоряют; да новые владельцы с тех их беглых крестьян берут записи о ссудах и займах, чтобы надёжнее их закрепить за собой. Используя текст, укажите, куда и почему уходили беглые крестьяне. Каково было последствие дворянских требований? В ответе должно быть указаны: 1 крестьяне уходили из поместий провинциальных дворян во владения « сильных людей » московской знати и церковных землевладельцев ; 2 крупные землевладельцы предоставляли беглецам различные льготы; 3 последствие: в 1649 г.

На основе текста и знаний по истории укажите итог войны для России. Каковы были причины такого исхода войны? Приведите не менее трёх причин.

Дмитрий Донской 13 страница

Сентября в 25 день Ковгоршад царевна, и Булат князь, и вся земля Казанская великому князю Иоанну Васильевичу изменили, а Яналея царя убили, которого им князь великий Василий Иоаннович дал царем на Казань, а взяли себе на Казань царем из Крыма Сафа-Гирея царевича. Б) «В том же году июня в 8 день великий князь всея Руси Василий Иванович пошёл с Москвы в третий раз ратью к городу Смоленску, а с ним братья его. «И апреля ж в 24 день по указу великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича (титул) таковы статьи списаны в лист александрейские бумаги по тетратному на оборот и отданы галанцов и анбурцов стряпчему иноземцу Григорью Николаеву. В лето 7156, Июня в 16 день, Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Руссии Самодержец в двадесятое лето возраста Своего, в третие лето Богом. Владислав Жигимонтович (более известен как Владислав IV) (27 августа 1610 — 26 октября 1612) — номинально Государь, Царь и Великий князь всея Руси, с его именем чеканили монеты, но в Москву не прибыл, православие не принял, венчан на царство не был. «Отец мой служил прежним государям по Кошире и убит при государе царе и великом князе Василии Ивановиче всея Руси на Гремячем злою позорною смертью, скинут с башни в ту пору, как государь царь и великий князь Василий Иванович стоял под Тулою.

Остались вопросы?

Назовите не менее трёх положений. Из исторического документа. «Того же года апреля в 27-й день преставился государь царь и великий князь Фёдор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец. напоминает тепловую по форме механизма, однако «второй» вес более верный и вытянутый, скорее удлинённо-инерционный. Того же года апреля в 27 день преставился государь царь и великий князь Федор Алексеевич все Великия и Малыя и Белыя России самодержец. 26 октября1612 года в Москве, лишённый поддержки со стороны основных сил гетмана Ходкевича, капитулировал гарнизон.

Причины стрелецкого бунта 1682 егэ

3. унификация делопроизводства в целях централизации управления. Из исторического документа. «Того же года апреля в 27-й день преставился государь царь и великий князь Фёдор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец. Фрагмент исторического документа, рассказывающего о событиях второй половины XVII в. «Того же года апреля в 27-й день преставился государь царь и великий князь Федор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец. 1. Укажите год, пропущенный в тексте. Назовите царя, о венчании на царство которого идёт речь. Назовите государя, который следующим после этого царя венчался на царство. «Того же года апреля в 27 день преставился государь царь и великий князь Фёдор Алексеевич всеа Великия и Малыя и Вел Рос То. часу избрали на Московское государство царём брата его, государева меньшова царевича и великого князя Петра Алексеевича. Лета 7044 сентября в день казанская князи Булат с товарищи царю и Великому князю Ивану Васильевичу изменили, подвели на Казань царевича крымского Асафакирея, а Великого князя посланного царя Еналея убили. 1. Укажите год, пропущенный в тексте. Назовите царя, о венчании на царство которого идёт речь. Назовите государя, который следующим после этого царя венчался на царство.

Новый летописец (XVIII)

А января в третий день прислал царь и великий князь из Слободы список, а в нем писаны измены боярские и воеводские и всяких приказных людей. 6 апреля (27 марта) была издана жалованная грамота о принятии Области войска Запорожского в российское подданство. Территория Украины, присоединенная к России во второй половине XVII века. "1 января прибыл в Переяславль гетман. «Того же года апреля в 27-й день преставился государь царь и великий князь Фёдор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец. В год 6707 (1199) месяца апреля в 30, на память святого апостола Иакова, ходил благоверный и христолюбивый князь великий Всеволод Юрьевич, внук Владимиров, Мономаха, на половцев с сыном своим Константином. Челобитье же государь царь и великий князь архиепископов и епископов принял на том, чтобы на изменников, опалу свою класть, а иных казнить, а учинить ему на своем государстве себе двор особый и на весь свой обиход учинить особый». Лета 7044 сентября в день казанская князи Булат с товарищи царю и Великому князю Ивану Васильевичу изменили, подвели на Казань царевича крымского Асафакирея, а Великого князя посланного царя Еналея убили.

В начале славных дел был дворцовый переворот

Горский А. Русь от славянского Расселения до Московского царства. Возвышение Владимира в качестве альтернативного Киеву общерусского центра началось с середины XII века с правления Андрея Юрьевича Боголюбского , но стало окончательным только после Монгольского нашествия , когда великие князья Владимирские Ярослав Всеволодович 1243 и Александр Ярославич Невский 1249 были признаны в Орде старейшими среди всех русских князей. Они получили Киев, но предпочли оставить своей резиденцией Владимир. С нач. XIV века великие князья Владимирские носили титул « всея Руси ».

Владимирский стол с санкции Орды получал один из удельных князей Северо-Восточной Руси , с 1363 года его занимали только московские князья, с 1389 года он стал их наследственным владением. Территория объединённого Владимирского и Московского княжества стала ядром современного Российского государства.

Бороды у них длинны. Одна половина человеческая, а другая лошадиная.

У женщин их на головах нет волос, а живут в воде. Много же и иных разных чудных порождений, как во Фрицких, в Индийских и в Сирийских землях: у иных собачьи головы, а иные без голов, на груди зубы, на локтях глаза, у иных два лица, иные с четырьмя глазами, иные по шести рогов на голове носят, у иных по шести пальцев на руках и на ногах, и все те люди в мире произошли от одного человека, то есть Адама, и за умножение грехов стали такими. Тогда во всем его царстве благочестие твердо соблюдалось и все православные христиане безмятежно и в спокойствии пребывали, друг подле друга в светлом и радостном ликовании. Была же у него честнейшая и достойнейшая супруга, царица и великая княгиня Ирина, дочь одного из вельмож, великого боярина по имени Федора Годунова, которая всеми благонравными достоинствами подобна была и равна царице Евдокии, супруге Феодосия Юного, царя греческого.

Благородный же и боговенчанный государь царь и великий князь Федор Иванович, всея Руси самодержец, не только красотой телесною сиял, но и душой отличался мужественной и всяческими достоинствами сияющей, справедливостью и целомудрием, чистотой душевной и смиренномудрием всегда украшен был, обман же и коварство и всякое зло, напротив, всячески ненавидел, и от всего этого держался как можно дальше, и не хранил в сердце зла, и раздражению или гневу в сердце своем не давал места, но со всеми был всегда тих, милостив и кроток. Поистине, если кто скажет так, то не погрешит: был он сад бесчисленных добродетелей, водами Божественными напояемый, и рай одушевленный, хранящий сады благодатные. И так пребывал он и царство державы своей хранил в постоянном покое, ибо соседние народы без кровопролития все повиновались и служить ему соглашались, и дары любочестия приносили ему. Преждереченный же благоверный боярин Никита Романович в скором времени отошел к Господу, и после него ближайшим соратником государю царю и великому князю всея Руси Федору Ивановичу и правителем державы его стал конюший Борис Федорович Годунов, брат царицы и великой княгини Ирины Федоровны, приходившийся государю царю и великому князю Федору Ивановичу шурином.

Но не бывает никто из рожденных на земле беспорочен в жизни своей: хотя и чрезвычайно мудро и рассудительно правил он народом, но при этом исполнился зависти к почету царскому. И из-за этого не только добился изгнания из царствующего града Москвы близких и родственников царских, но и всю честь царскую на себя возложил и во всем держал себя подобно царствующему. В году 7093-м 1585 государь царь и великий князь Федор Иванович, всея Руси самодержец, передал во владение брату своему, царевичу князю Дмитрию Ивановичу, город Углич с пригородами и с уездом его и повелел ему жить там с матерью его царицей Марфой. Говорят же некие, что так повелел сделать государь царь и великий князь всея Руси Федор Иванович по совету шурина своего Бориса Федоровича Годунова.

В году 7094-м 1586 премудрый грамматик Дионисий, митрополит Московский и всея Руси, да князь Иван Петрович Шуйский, и прочие от больших бояр и от вельмож царских, и купцы московские, и все торговые люди порешили и связали себя письменной клятвою в том, что будут бить челом государю царю и великому князю всея Руси Федору Ивановичу, чтобы он, государь всей земли державы царской, согласился бы вступить во второй брак, а царицу свою по первому браку Ирину Федоровну пожаловал — отпустил бы в иноческий чин. И брак сотворил бы для рождения наследника царского. И, узнав об этом сговоре, шурин царев, Борис Годунов, богатыми дарами сплотил вокруг себя злых советников на змиеобразное коварство и, словно зверь лютый, растерзал этот союз: Дионисия митрополита с престола Московской митрополии согнал и приказал ему находиться в монастыре Спаса-на-Хутыне, а на его место возведен был на престол московский митрополит Иов смиренномудрый. Тогда же и князя Ивана Петровича Шуйского в далекие края сослал вместе с братьями его и там приказал его жестоким образом умертвить.

Так и других чиновных людей, митрополичьих и княжеских советников разметал, словно буря страшная. В году 7094-м 1586 государь царь и великий князь Федор Иванович, всея Руси самодержец, приказал возвести в Москве стену каменную вокруг Большого посада, вдоль земляного вала, а строили ее 7 лет и нарекли название ей Царев град, а строитель был из русских людей по имени Конь Федоров. В году 7096-м 1588 приехал в Москву Иеремия, патриарх Константинопольский, и с ним митрополит и два епископа, и благословил и поставил в Москве митрополита Иова первым патриархом в Московском государстве, а в Великом Новгороде поставил архиепископа Александра первым митрополитом Великому Новгороду, а в Ростове — Варлаама, третьего митрополита — в Казань, а четвертого — на Крутицы. В том же году государь царь и великий князь Федор Иванович, всея Руси самодержец, ходил войной на немцев ливонских, и немцы заключили мир с государем и отдали ему московские города: Ивангород, и Ямь, и Копорье.

Тогда же под Ругодивом во время приступа убили немцы воеводу государева, князя Ивана, сына Юрьева Токмакова. В году 7099-м 1591 , июля 20, приходил под Москву крымский царь с большим войском и стоял у Котла два дня. Государь царь и великий князь Федор Иванович всея Руси послал воеводой своего шурина Бориса Федоровича Годунова и с ним воевод и людей многих. И крымский царь на бой с московскими людьми не выступил и бежал из-под Москвы со срамом.

В том же году, 15 мая, в день памяти преподобного и богоносного отца нашего Пахомия Великого убит был благоверный царевич, князь Дмитрий Иванович Угличский, Никиткой Качаловым, да Данилкой Битяговским. Многие же говорили, что убит был благоверный царевич князь Дмитрий Иванович Угличский по приказанию московского боярина Бориса Годунова. О злое сластолюбие власти! О зверь страшный, все пожирающий и обгладывающий и остатки ногами попирающий, ни голоса милосердия не слушающий, не думающий о будущем возмездии!

Не щадит родственников, не страшится великородных, не жалеет старых, не умиляется, глядя на юных, но словно злой ворон, который от злобы своей черен, доброцветущую ветвь благоплодного дерева сломил и совершил великое злое преступление! В году 7106-м 1598 , января в 7 день, угасла свеча страны Русской, померк свет православия: государь царь и великий князь Федор Иванович, всея Руси самодержец, восприял приход облака смертного, оставил царство временное и отошел в жизнь вечную. Был он на царстве 13 лет и 7 месяцев и 10 дней. Отрасли же наследной не оставил по себе, и так русских царей род на нем прервался.

Благословил же и повелел быть после себя на престоле Московского государства Русской земли двоюродному брату своему по матери Федору Никитичу Романову, родному племяннику благоверной царицы и великой княгини Анастасии, матери своей. Но по козням и препонам, расставленным московским боярином и конюшим Борисом Годуновым, не сподобился получить этого дара, а при том еще в злых страданиях жестоко пострадал, а о том дальше будет рассказано. Тот от рода своего именовался Годунов, лукавыми кознями своими добыл престол царский великой державы Русской и самодержцем назвался. Этот государь царь и великий князь Борис Федорович во время царствования своего в Русском государстве много построил городов и монастырей и совершил много других хвалы достойных деяний, и взяточничество люто ненавидел, и всячески стремился во время царствования своего искоренить такие дела неблаговидные, как разбойничество и воровство и пьянство в корчмах, но не смог, однако, этого осуществить.

В делах воинских не отличался искусством: не пришло тому время. Не слишком хорошо владел он и оружием, но душу имел светлую и нрав милостивый, а особенно, можем сказать, нищелюбив. Многие приняли от него потоки вод сладких и насытились из дланей его щедрых, любящих одаривать. Всех ведь он щедрыми дарами осыпал, не только ближних своих и сынов русских, но и далеких чужестранцев и иноплеменников, словно море даров и озеро питья разливалось повсюду, так что и каменья, и деревья, и нивы ублаготворены были дарами его.

И так красовался, словно финиковая пальма, листвой добродетелей. Если бы не тернии злой зависти, отчего красота добродетели его померкла, то мог бы во всем уподобиться древним царям, процветавшим всяческим благочестием. Но никто пусть не похвалится, что свободен он от сетей злых и от враждебных козней дьявола; также и он страдал от плоти тленной и жизнь суетного мира сего возлюбил чрезмерно и к себе все собирал, словно арканом подтягивал. Того же ради в ярости беспричинной вслушивался в наветы нечестивого сборища клеветников на людей неповинных.

И этим вызвал негодование всех людей чиновных Русской земли, и обрушили на него злобурные ветры много тяжелых волн и доброцветущую красоту царства его внезапно сокрушили. В году 7107-м 1599 повелением государя царя и великого князя всея Руси Бориса Федоровича был сооружен город в степи, недалеко от Крыма на татарской границе, а построил его Богдан Бельский. И назвали его Новый царев град Борисов. В 7109-м 1601 году преставился в Великом Новгороде митрополит Варлаам, и на его место поставили в Великом Новгороде митрополита Исидора, бывшего игумена Соловецкого монастыря святых чудотворцев Зосимы и Савватия.

В это время в Москве наплели некие мужи злохитрую клевету на ни в чем не повинного, скажу, Федора Никитича, великого московского боярина. Говорят, что родилась клевета эта по желанию и по воле царя и великого князя Бориса, так как издавна царь Борис таил в душе язвы коварства, и если являлся к тому как бы с чистым сердцем и с любовью, то в глубине души скрывал великий огонь ненависти. Была ведь у него мысль кого-либо от рода своего возвести на престол царства Русского и поэтому задумал изничтожить ветвь царского рода и возымел умысел злой, как рождение ехиднино. Осудил того Федора и сослал в Поморский край и там постричь его повелел в обители преподобного отца нашего Антония Сийского.

Туда же отправил и братьев его, с ним же и сына его Михаила, бывшего тогда еще совсем юным. Федор же эти напасти великие перенес как подвижник, со всяческим благодарением, и не пришел в отчаяние от случившегося с ним, но во всем уповал на всесильного Бога и одеяние образа иноческого возлюбил больше багряницы царской. В том же году за грехи наши начался страшный голод во всей земле Русской. А начался голодтот с августа месяца и разразился с сентября 7110 1602 года, и бесчисленное множество людей умерло от того голода.

Многие ели тогда псину и мертвечину и иную мерзость, о которой и писать нельзя. А ржи четверть покупали тогда за три рубля и более. И с этого времени начали в Москве и во всех городах русских всякое зерно четвериками покупать, а четвериком называется восьмая доля четверти, а четвертая доля осьмины. Этими-то четвериками взяли в обычай измерять товары.

А прежняя мера, которая называлась четвертью, то была четвертая часть бочки или кадки, ее же оковом называли: оковывали поверху ту кадку железным обручем, чтобы нельзя ее было укоротить, а осьминой называли восьмую часть бочки. А бочку или оков покупали за три алтына и за гривну, а если подороже — то и за пять алтын. В 7111-м 1603 году был за грехи наши мор сильнейший в городе Смоленске и в области его. И такое множество людей умерло, что и погребать их не успевали.

Тогда же и другая великая беда обрушилась на землю Русскую, и словно темная туча пришла, зло сулящая, от области, именуемой Северской, и на глазах у всех хлынула дождем, и, став над головой Бориса царя, прогремела ему громом, смерть предвещающим. О том же, что это было, расскажу так. Он намеревался сначала стать монахом и дослужился до чина дьяконского. И потом предстал перед ним темномудрый дух и заронил некими бесовскими чарами в сердце его крамольный замысел — назваться отраслью корня царского, царевичем Дмитрием Ивановичем Угличским.

И под таким именем ложным отправился он сначала в Литву и там, благодаря хитрому уму своему, всех обманул. И потом простодушных людей русских прельстил и царя московского Бориса сверг, и царство у него отнял. Ушел же из Москвы в землю Польскую и Литовскую под видом пилигрима, то есть калики, и там сбросил с себя монашескую рясу и дьяконский сан свой попрал. И научился языку польскому и гаданию цыганскому и всякому чародейству бесовскому.

Кому был адресован документ, который изложен в статейном списке российских послов? В какое десятилетие он был написан? От кого направлена челобитная? Какую главную причину бедствий, притеснений называют авторы документа?

Поступление на службу по призывам решается жребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого ими жребия не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жребию определяется в 15 лет, из коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе... Указанные в... Применяя знания по курсу истории, укажите, как называлась война, поражение России в которой способствовало осознанию необходимости проведения этой реформы.

Назовите даты этой войны. Война, поражение России в которой способствовало осознанию Александром II необходимости проведения этой реформы, - Крымская война Даты войны - 1853-1856 гг. И в ответ на это 29 апреля с высоты трона раздалось твёрдое слово…. В высочайшем манифесте говорилось о роли самодержавной власти, которую необходимо «утверждать и охранять для блага народного от всяких на неё поползновений». Последствием работ этого совещания явилось чрезвычайно важное для крестьян высочайшее повеление о повсеместном понижении выкупных платежей. Государь… горячо любил всё своё родное: русскую речь, песню, одежду… Твёрдое управление императора… повысило благосостояние русского народа. Государь ясно понимал значение железнодорожных путей для укрепления связи коренной России с дальними окраинами… По его повелению была построена Закаспийская железная дорога, соединившая наши среднеазиатские владения, в том числе и Мерв, с берегом Каспийского моря. Другой чрезвычайно важный железнодорожный путь , задуманный императором и начатый при нём, - великая Сибирская железная дорога — соединил европейскую Россию с дальним востоком…» Какое отношение к внутренней и внешней политике названного императора выразил автор? Приведите одно положение.

Приведите не менее трёх объяснений автором такого отношения. Из официальных указов. По наибольшей части помещичьих имений крестьяне уже перешли в разряд крестьян-собственников, а временнообязанных крестьян числится ныне сравнительно немного. Дворянство некоторых губерний в последнее время само ходатайствовало о переводе всех временнообязанных крестьян на выкуп в виде общей правительственной меры. Считая, по завету и примеру незабвенного родителя нашего, священным долгом своим заботиться о благосостоянии наших верноподданных... На основании содержания текста приведите причины, обусловившие решение названного вами императора утвердить данные указы. Укажите не менее трех приведенных в тексте причин. Могут быть указаны следующие названные в тексте причины, обусловившие решение Александра III утвердить приведенные указы: Положения Крестьянской реформы 1861 г. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1—С3.

Прочтите отрывок из челобитной. Да им же дворянам и детям боярским указано на патриарших и на епископских управителей и на монастыри в обидах подавать иски в суд на три сроки: на Троицын да на Семёнов день, да на рождество Христово, а им в те сроки в Москву приезжать невозможно, потому что они в то время находятся на службе. А на местах, в городах на патриарших и на епископских слуг подавать иски не разрешают, а те у них крестьян вывозят и землей их завладевают насильно и крестьянам их всякие обиды делают, а от суда уходят, потому что иски надо подавать только в указанные сроки». Из мемуаров. С этими словами он ушёл и прислал ко мне целую ватагу чиновников […] тогда мне предъявили к подписи пресловутую подписку, причём они мне сказали, чтобы я сохранила с неё копию, дабы хорошенько её запомнить. Когда они вышли, мой человек, прочитавший её, сказал мне со слезами на глазах: "Княгиня, что Вы сделали, прочтите же, что они от Вас требуют! Вот эта подписка: "Жена, следуя за своим мужем и продолжая с ним супружескую связь, делается естественно причастной его судьбе и потеряет прежнее звание, то есть будет уже признаваема не иначе как женою ссыльнокаторжного, и с тем вместе принимает на себя переносить всё, что такое состояние может иметь тягостного, ибо даже начальство не в состоянии будет защищать её от ежечасных могущих быть оскорблений от людей самого… презрительного класса, которые найдут в том как будто некоторое право считать жену государственного преступника, несущую равную с ним участь, себе подобною; оскорбления сии могут быть даже насильственные. Закоренелым злодеям не страшны наказания […] Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в казённые заводские крестьяне […] Ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собой взять не дозволено; это запрещается существующими правилами и нужно для собственной их безопасности по причине, что сии места населены людьми, готовыми на всякого рода преступления. Отъездом в Нерчинский край уничтожается право на крепостных людей, с ними прибывших"».

Какие общественные и психологические факторы поддерживали решимость женщин, подобных автору мемуаров, в их действиях? Укажите не менее двух факторов.

Проекты по теме:

  • История универсальный справочник - подготовка к ЕГЭ
  • В начале славных дел был дворцовый переворот
  • В начале славных дел был дворцовый переворот
  • Тренировочный тест к разделу 2 «История России XVII—XVIII вв. - История России XVII-XVIII в.
  • Задача по теме: "Задание на анализ исторического источника (множественный выбор) "
  • Библиотека

Читать книгу: «Стрельцы»

Задание №2568. Фрагмент исторического документа, рассказывающего о событиях второй половины XVII в. «Того же года апреля в 27 день преставился государь царь и вели кий князь Фёдор Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец. Владислав Жигимонтович (более известен как Владислав IV) (27 августа 1610 — 26 октября 1612) — номинально Государь, Царь и Великий князь всея Руси, с его именем чеканили монеты, но в Москву не прибыл, православие не принял, венчан на царство не был. В 7712-м (1604) году государь царь и великий князь Борис Федорович, всея Руси самодержец, преставился 13 мая, постригшись под именем Боголепа. Был он на престоле Московского государства 7 лет и 6 месяцев, а всего прожил 53 года. Вслед за сообщением о смерти царевны, Пискаревский летописец рассказывает о больших вкладах, сделанных повелением государя в сентябре того же года: был позлащен куполу собора Успения Богородицы и слит колокол «Лебедь», весом в 2 200 пудов.

Прочтите отрывок из документа и укажите годы, в которые происходили описываемые события

И крест ему государю целовали бояре и окольничие, и думные, и стольники, и стряпчие. Того же году мая в 15 день на Московском государстве было смя тение. Стрельцы всех приказов, и выборный полк, и солдаты при шли в город Кремль во 11 часу с знамёнами и с барабанами, с муш кетами, с копьями, с бердышом, а сами на бегу в город кричали, будто Иван и Афонаси Кирилловичи Нарышкины удушили царевича Иоанна Алексеевича.

Многие же говорили, что убит был благоверный царевич князь Дмитрий Иванович Угличский по приказанию московского боярина Бориса Годунова. О злое сластолюбие власти! О зверь страшный, все пожирающий и обгладывающий и остатки ногами попирающий, ни голоса милосердия не слушающий, не думающий о будущем возмездии! Не щадит родственников, не страшится великородных, не жалеет старых, не умиляется, глядя на юных, но словно злой ворон, который от злобы своей черен, доброцветущую ветвь благоплодного дерева сломил и совершил великое злое преступление! В году 7106-м 1598 , января в 7 день, угасла свеча страны Русской, померк свет православия: государь царь и великий князь Федор Иванович, всея Руси самодержец, восприял приход облака смертного, оставил царство временное и отошел в жизнь вечную.

Был он на царстве 13 лет и 7 месяцев и 10 дней. Отрасли же наследной не оставил по себе, и так русских царей род на нем прервался. Благословил же и повелел быть после себя на престоле Московского государства Русской земли двоюродному брату своему по матери Федору Никитичу Романову, родному племяннику благоверной царицы и великой княгини Анастасии, матери своей. Но по козням и препонам, расставленным московским боярином и конюшим Борисом Годуновым, не сподобился получить этого дара, а при том еще в злых страданиях жестоко пострадал, а о том дальше будет рассказано. Тот от рода своего именовался Годунов, лукавыми кознями своими добыл престол царский великой державы Русской и самодержцем назвался. Этот государь царь и великий князь Борис Федорович во время царствования своего в Русском государстве много построил городов и монастырей и совершил много других хвалы достойных деяний, и взяточничество люто ненавидел, и всячески стремился во время царствования своего искоренить такие дела неблаговидные, как разбойничество и воровство и пьянство в корчмах, но не смог, однако, этого осуществить. В делах воинских не отличался искусством: не пришло тому время.

Не слишком хорошо владел он и оружием, но душу имел светлую и нрав милостивый, а особенно, можем сказать, нищелюбив. Многие приняли от него потоки вод сладких и насытились из дланей его щедрых, любящих одаривать. Всех ведь он щедрыми дарами осыпал, не только ближних своих и сынов русских, но и далеких чужестранцев и иноплеменников, словно море даров и озеро питья разливалось повсюду, так что и каменья, и деревья, и нивы ублаготворены были дарами его. И так красовался, словно финиковая пальма, листвой добродетелей. Если бы не тернии злой зависти, отчего красота добродетели его померкла, то мог бы во всем уподобиться древним царям, процветавшим всяческим благочестием. Но никто пусть не похвалится, что свободен он от сетей злых и от враждебных козней дьявола; также и он страдал от плоти тленной и жизнь суетного мира сего возлюбил чрезмерно и к себе все собирал, словно арканом подтягивал. Того же ради в ярости беспричинной вслушивался в наветы нечестивого сборища клеветников на людей неповинных.

И этим вызвал негодование всех людей чиновных Русской земли, и обрушили на него злобурные ветры много тяжелых волн и доброцветущую красоту царства его внезапно сокрушили. В году 7107-м 1599 повелением государя царя и великого князя всея Руси Бориса Федоровича был сооружен город в степи, недалеко от Крыма на татарской границе, а построил его Богдан Бельский. И назвали его Новый царев град Борисов. В 7109-м 1601 году преставился в Великом Новгороде митрополит Варлаам, и на его место поставили в Великом Новгороде митрополита Исидора, бывшего игумена Соловецкого монастыря святых чудотворцев Зосимы и Савватия. В это время в Москве наплели некие мужи злохитрую клевету на ни в чем не повинного, скажу, Федора Никитича, великого московского боярина. Говорят, что родилась клевета эта по желанию и по воле царя и великого князя Бориса, так как издавна царь Борис таил в душе язвы коварства, и если являлся к тому как бы с чистым сердцем и с любовью, то в глубине души скрывал великий огонь ненависти. Была ведь у него мысль кого-либо от рода своего возвести на престол царства Русского и поэтому задумал изничтожить ветвь царского рода и возымел умысел злой, как рождение ехиднино.

Осудил того Федора и сослал в Поморский край и там постричь его повелел в обители преподобного отца нашего Антония Сийского. Туда же отправил и братьев его, с ним же и сына его Михаила, бывшего тогда еще совсем юным. Федор же эти напасти великие перенес как подвижник, со всяческим благодарением, и не пришел в отчаяние от случившегося с ним, но во всем уповал на всесильного Бога и одеяние образа иноческого возлюбил больше багряницы царской. В том же году за грехи наши начался страшный голод во всей земле Русской. А начался голодтот с августа месяца и разразился с сентября 7110 1602 года, и бесчисленное множество людей умерло от того голода. Многие ели тогда псину и мертвечину и иную мерзость, о которой и писать нельзя. А ржи четверть покупали тогда за три рубля и более.

И с этого времени начали в Москве и во всех городах русских всякое зерно четвериками покупать, а четвериком называется восьмая доля четверти, а четвертая доля осьмины. Этими-то четвериками взяли в обычай измерять товары. А прежняя мера, которая называлась четвертью, то была четвертая часть бочки или кадки, ее же оковом называли: оковывали поверху ту кадку железным обручем, чтобы нельзя ее было укоротить, а осьминой называли восьмую часть бочки. А бочку или оков покупали за три алтына и за гривну, а если подороже — то и за пять алтын. В 7111-м 1603 году был за грехи наши мор сильнейший в городе Смоленске и в области его. И такое множество людей умерло, что и погребать их не успевали. Тогда же и другая великая беда обрушилась на землю Русскую, и словно темная туча пришла, зло сулящая, от области, именуемой Северской, и на глазах у всех хлынула дождем, и, став над головой Бориса царя, прогремела ему громом, смерть предвещающим.

О том же, что это было, расскажу так. Он намеревался сначала стать монахом и дослужился до чина дьяконского. И потом предстал перед ним темномудрый дух и заронил некими бесовскими чарами в сердце его крамольный замысел — назваться отраслью корня царского, царевичем Дмитрием Ивановичем Угличским. И под таким именем ложным отправился он сначала в Литву и там, благодаря хитрому уму своему, всех обманул. И потом простодушных людей русских прельстил и царя московского Бориса сверг, и царство у него отнял. Ушел же из Москвы в землю Польскую и Литовскую под видом пилигрима, то есть калики, и там сбросил с себя монашескую рясу и дьяконский сан свой попрал. И научился языку польскому и гаданию цыганскому и всякому чародейству бесовскому.

И потом притворился, будто бы смертельно болен, и призвал к себе попа латинского вероисповедания, сделав вид, что хочет исповедоваться. И тогда сказал ему так: «Отец! Если, — сказал, — суждено будет мне здесь умереть, в земле вашей, прошу тебя, похорони меня по-царски, ибо я сын московского царя Ивана Васильевича, всея Руси самодержца». Услышав это, латинянин поведал обо всем знатному пану Юрию Сардаминскому. Тот же — Сигизмунду, королю польскому. И приняли все это за правду. И поэтому пан заботился о нем со всей сердечностью и пообещал ему в жены дочь свою, именем Марину, когда будет он на престоле Московского государства.

И передал ему немало сокровищ, чтобы было чем платить ратникам и можно было бы двинуться на Московское государство. И так Отрепьев, собрав множество людей польских и литовских, пришел в Киев и захватил города пограничные: Чернигов, и Путивль, и Стародуб. И овладел областью Московской земли, именуемой Сиверою, и обманул многих людей русских. Многие же и из Москвы, и дворяне, и бояре, и всяких чинов, вздыхали о нем, ибо думали, что он и есть тот, за кого себя выдавал. Царь же Борис, услышав об этой великой беде и увидев происходящее, пришел в немалый ужас и опечалился, ибо уразумел, что фиал гнева и ярости Господней излился на него. И поэтому весьма закручинился, а потом разболелся и умер. В 7712-м 1604 году государь царь и великий князь Борис Федорович, всея Руси самодержец, преставился 13 мая, постригшись под именем Боголепа.

Был он на престоле Московского государства 7 лет и 6 месяцев, а всего прожил 53 года. И после него сел на престол Московского государства сын его Федор Борисович. Но хотя и юн был летами, но умом и знаниями превосходил многих, украшенных сединами: в совершенстве освоил он науки и обучен был всякому философскому естествословию и благочестием всегда отличался, а зло и мерзость и нечестие всякое особенно ненавидел. Статностью же тела своего и лица благородной красотою выделялся среди всех, словно лилия между сорняков. Если бы холод адов не смял цветок благородства его, то, я думаю, были бы плоды на всякое благо потребные. Но уже многие тогда примкнули к мятежу, обманутые кровоядным щенком льва Расстригою, его же я упоминал прежде как Григория Отрепьева, который, словно сильная буря, разметал на Руси тихую жизнь, и этого непорочного царя и блаженного, говорю я, и достойнейшего отрока Федора Борисовича, словно молодой побег прекрасно цветущего финика, вырвали руками немилосердными, и, словно лютый зверь, спавший в горах, не только престола царского его лишил, но и самой жизни. Обуреваемый неукротимыми желаниями Расстрига этот дохнул пламенем ярости и, поспешая, словно вепрь из густой дубравы, вторгся в Московское государство со многими людьми польскими и литовскими и с клятвопреступниками русскими и все города и села Русской земли подчинил — одни обманом, другие — жестокой силой.

Благородного же и благоверного московского государя царя Федора Борисовича предал злолютой смерти, повелел его удушить вместе с матерью. Только два месяца был на престоле Московского государства после отца своего Бориса, недолго царской властью наслаждался. И так скончался блаженный, словно агнец тихий, никому зла не причинивший. Его же многие люди тайно в душе своей оплакивали за непорочную его жизнь, но не нашлось у него ни одного защитника: «В день ярости, — говорится, — и богатство не помогает». Был он не из славного рода, не из знатного, но из последних людей служивых, из числа детей боярских. Был же он человеком злоумным, в беседах многословным, но быстро схватывал все, что прочел в книгах, однако не на благо все это, ибо нравом он был коварен и к дурному склонен, а с виду очень невзрачен и малорослый, а сердцем лют и свиреп душой, и полон всякой хитрости, и коварства, и беснования, а ядом злобы подобен скорпиону, дышащему смертью, который взглядом убивает многих. Многие говорили о нем, что уподобился он во всем — и нравом, и делами — скверному законопреступнику, нечестивому мучителю царю Юлиану, с бесами колдовавшему и прославлявшему все проклятые веры, а православных христиан страшным мукам подвергавшего и хвалившегося, что во всех землях греческих угасит христианское благочестие и святыни Христовы изничтожит.

Но не допустила сила Христова, чтобы так свершилось. Так же и этот мерзоядный вепрь, оставив свет благочестивой веры и поправ великий чин дьяконский, сверг с себя светлое одеяние иноческое и веру православную, которую утвердили на семи вселенских соборах богоносные отцы, ту веру — поносил. Говорил же: «А что за соборы, соборы? Разве лишь те соборы? Можно, — говорил, — быть и восьмому, и девятому собору». Также и о латинянах говорил, что нет порока в них и все одинаково: какова вера латинская, такова же и вера греческая. Взял же и жену себе некрещеную, латинской веры, из Литвы, дочь Юрия, пана Сардаминского, и привел с собой из Литвы в Московское государство множество людей польских и литовских.

И было тогда от них всем русским людям много притеснений, и насилий, и поношений всяких, так как обещал он своим, что будет он в Русском государстве во всем их волю исполнять и вероисповедание их введет и всячески укрепит. И поэтому против правоверных возжигал пламя ярости и хвалился, вздымаясь как злодышащая буря, что изничтожит в земле Русской Христово благочестие, подобно Юлиану. Но не допустила этого всемогущего Бога Христова сила и неистовые его желания вскоре угасила и в небытие низвергла. Недолгое время он властью наслаждался, восшумели внезапно волны многолюдного моря людского, и все вельможи, князья и бояре и властители земли, разъярившись на мерзость его, ворвались в палату, мечами зарубили его, и единомышленников его — множество польских и литовских людей — перебили, а остальных — немногих уцелевших — отпустили восвояси, то есть в Литву и в Польшу. Расстрига же, гнусный делами своими, руки убийством осквернил и крови христианской много пролил, но недолго властью наслаждался — царствовал всего 11 месяцев. И после него сел на престол Московского государства князь Василий Иванович Шуйский. Во время царствования мерзостного расстриги истощились многими годами собиравшиеся бесчисленные царские сокровища государства Московского, так как он польских и литовских ратников одарил немалым богатством.

Раздавал ведь всем им богатейшие дары, в руки им сыпал золото и серебро и различные вещи дорогие, к тому же и на участников игр своих и на всяких скоморохов и жен развратных и отроков истощил казну. При его же царствовании много благородных и благочестивых мужей удостоились мученических венцов, за то, что обличали его, говоря, что он не царевич князь Дмитрий, а расстрига, бывший чернец и дьякон Гриша Отрепьев, так как многие знали семью его и жизнь. И за это многих замучил, а других приговорил к изгнанию и заточению. Блаженного же и смиренномудрого Иова патриарха, подобного источнику медовой сладости, оскорбив, приказал свести с престола великой церкви и изгнать, а на его место возвел на престол патриаршеский единомышленника своего Игнатия, родом из страны Италийской, а вероисповедания — не знаю, то ли греческого, то ли латинского, одно знаю, что православные обряды исполнял и творил не ревностно.

И воеводы великого князя на них напустили, да Божиим милосердием великого князя воеводы смоленского воеводу, и князей, и панов прогнали и многих людей побили, а иных князей, и бояр, и жолнеров многих взяли и к великому князю их в Боровск привели; а сами воеводы великого князя град Смоленск обступили и землю воевали. Сентября в 11 день князь великий пошел из Боровска к Смоленску, и граду Смоленску великие скорби и бои пушками и пищалями многие дни сотворяли; град же имел твердость, стремнинами гор и холмов вкосых и стенами великими укрепление; и князь великий, всю землю пленив, возвратился на Москву.

Посол цесаря Максимилиана. Союз с цесарем. Посол к цесарю. Посол к датскому. Посол датский. Посол турецкий.

Той же зимой февраля в 2 день к великому князю Василию Иоанновичу всея Руси пришел на Москву от избранного цесаря Максимилиана и наивысшего короля римского его посол, именем Юрий Снитцем Помер, цесарского величества советник, о любви, и о братстве, и о дружбе. Князь же великий Василий, Божиею милостию царь государь всея Руси, с избранным цесарем Максимилианом и наивысшим королем римским братство, и любовь, и вечное докончание взял, да и грамоты докончанные промеж себя написали, и печать свою золотую к ней приложил; и почтив посла цесарева Юрия, отпустил его с Москвы марта в 7 день; да с ним вместе послал князь великий к Максимилиану цесарю своего посла, именем Дмитрий сын Федора Ласкарева грека, да дьяка своего Елизара Сукова. Апреля в 9 день князь великий отпустил с Москвы датского короля посла Давыда; да с ним вместе князь великий послал к датскому королю Кристерну своего посла Ивана сына Микулы Ярого да дьяка своего Василия Белого. Августа в 14 день пришли на Москву послы русские из Датской земли, а с ними вместе пришел посол от датского короля Кристерна тот же Давыд. Мая в 28 день к великому князю Василию Иоанновичу всея Руси пришел на Москву из Цареграда от турецкого султана Салим-Шага-Хандикера посол, именем Кебална, князь мингунский, о братстве и о любви. Война на Смоленск.

Смоленск осажен. Смоленчан просьба. Смоленск взят. Смоленчане к присяге. Князь Шуйский. В тот же год июня в 8 день князь великий Василий Иоаннович всея Руси пошел с Москвы третий раз ратью к граду Смоленску; а с ним братья его князь Юрий и князь Семен Иоанновичи; а на Москве оставил брата своего князь Андрея Иоанновича.

А наперед себя послал к граду Смоленску воевод своих князя Бориса Ивановича Горбатова, да князя Михаила Васильевича Горбатого-Киселку, да боярина и конюшего своего Ивана Андреевича, и иных своих воевод многих со многими людьми; и те воеводы пришли и город обступили. Был же тогда во граде Смоленске королевский воевода и наместник пан Юрий Салагубович. И в месяце июле пришел князь великий сам и со своею братиею под город Смоленск со многими силами и с великим нарядом пушечным. И пушки и пищали большие около города установив, повелел град бить со всех сторон, и приступы великие чинить без отдыха, и огненными пушками во град бить, что от пушечного и пищального стуку и людского кричания и вопля, а также и от градских людей супротивного бою пушек и пищалей земля колебалась и друг друга не видели, и весь град в пламени и курении дыма, что думали, что загорелся он. И страх великий напал на горожан, и тотчас начали из града вопить и окликать, чтоб великий государь пожалел, меч свой унял, а бою перестать повелел, а они хотят государю бить челом, а град подать. И великий государь вскоре повелел бою перестать; и владыка смоленский Варсонофий, и князи и бояре смоленские, и мещане, и все граждане выслали из града бить челом, чтобы великий государь свою вотчину и дедину пожалел, опалу свою и гнев отдал им, и очами своими велел их видеть, и служить себе велел.

И великий государь вотчину свою и дедину пожалел, владыке смоленскому Варсонофию, и князям, и боярам, и мещанам, и всем людям градским свою опалу и гнев им отдал, и очами своими велел их видеть, и служить им велел. Июля в 13 день князи и бояре смоленские град отворили, а сами пошли к шатрам к великому государю челом ударить, да тут и отдались великому государю и крест целовали. И князь великий их пожалел, слово свое о прощении им молвил и есть их звал. А во град Смоленск послал боярина своего и воеводу князя Даниила Васильевича Щеня и иных многих своих воевод со многими людьми, а велел им прочих людей, и князей, и бояр, и мещан, и всех людей града Смоленска к целованию привести и речь им государскую о прощении говорить. Августа в 1 день, на Происхождение честного креста, князь великий Василий Иоаннович всея Руси со своею братиею, и с боярами, и со всеми воеводами и разными чинами вошел с великою славою во град Смоленск. Епископ же смоленский Варсонофий с архимандритами, и игуменами, и со всем собором, со священниками и дьяконами, взяв чудотворную икону пренепорочной и пречистой Богоматери, и с честными крестами, и иными многими святыми образами, а за ними силы различные, для встречи их вышли, князи и вельможи благородные, старцы со юношами, матери, девицы, и иноки, и инокини, и весь народ града Смоленска, малые и великие, мужи, и жены, и дети светлыми очами и чистыми душами со многою любовью и усердием встретили великого князя государя за градом на посаде.

Благоверный ж великий государь со своею братиею и со всеми боярами и воеводами знаменовался у честных и святых икон и благословился у епископа Варсонофия, пошел за крестами к соборной церкви пречистой Богоматери честного и славного ее Успения, и тут немедленно начали молебны петь. После совершении ж молебна, войдя на амвон, протодьякон начал велегласно многолетствовать великому князю, а потом епископ со всем священным собором, затем дьяконы на оба клироса пели многолетие великому князю. Епископ же благословил честным и животворящим крестом великого князя и сказал: «Божиею милостию радуйся и здравствуй, православный царь Василий, великий князь всея Руси самодержец, на своей вотчине и дедине граде Смоленске на многие годы». После сего братия великого князя, затем бояре и все воеводы, каждый своим чином приходя, здравствовали великому государю на его вотчине и дедине граде Смоленске; также и смоленские князи, и бояре, и мещане, и все граждане великому государю здравствовали, а меж собой с великого князя боярами, и воеводами, и со всеми людьми начали здравствовать и целоваться, радуясь, с великою любовью, как единоверные братия, друг к другу ликуя. А также и жены и дети меж собой обрадовались и победоносному кресту и благоверному православному великому государю благодарственные испускали возгласы, избавившись и освободившись от злой литовской прелести и насилия, возрадовались своему истинному пастырю и учителю православному великому государю, целовали друг друга. И было тогда видна пречистой Богоматери милостию и благодатию животворящего креста во всем граде Смоленске промеж всех людей радость и веселие несказанное.

Когда же приспело время божественной литургии, великий государь, отслушав святую службу, пошел со своею братиею, и боярами, и со всеми воеводы на свой двор и сидел на своем месте; а братия его, и бояре, и воеводы, и князи смоленские и бояре по чину здравствовали ему; а князь великий им в ответ слово свое о здравии молвил да велел им сесть. И князь великий позвал к себе гостей и бояр смоленских и мещан, и говорил им уставную свою речь и совершенное свое прощение, и дал им воеводу и наместника боярина своего и воеводу князя Василия Васильевича Шуйского, и звал их к себе есть; и ели у великого князя. А после того начал их жаловать шкурами собольими, и бархатами, и аксамитами, и камками, и атласами золотыми, денежным жалованием, каждому по его достоянию; а также и детей боярских, и служивых людей, и мещан, каждому по его пригожеству; также и гетманов жолнерских и жолнеров жаловал; а королевского наместника пана Юрия Салагубовича отпустил к его государю королю и проводить его велел до Орши. Война к Мстиславлю.

В тот же год месяца декабря во 2-й день Дмитр Иворович захватил вежи половецкие у Дона. В год 6618 1110. По весне ходили на половцев Святополк, и Владимир, и Давыд. И, дойдя до Воиня, воротились. В тот же год было знаменье в Печерском монастыре в 11-й день февраля месяца: явился столп огненный от земли до неба, а молния осветила всю землю, и в небе прогремело в первый час ночи, и все люди видели это. Этот же столп сперва стал над трапезницей каменной, так что не видно было креста, и, постояв немного, перешел на церковь, и стал над гробом Феодосиевым, и потом перешел на верх церкви, как бы к востоку лицом, а потом стал невидим.

Но то был не огненный столп, а явление ангельское: ибо ангел так является — иногда столпом огненным, иногда пламенем. Ангел же приходит туда, где есть благие места и молитвенные дома, и тут лишь едва являет свой вид, чтобы можно было людям увидеть его; ибо людям невозможно видеть естество ангельское, как и Моисей великий не смог видеть ангельского естества: ибо водил его днем столп облачный, а ночью столп огненный, но это не столп водил их, но ангел шел перед ними ночью и днем. Игумен Сильвестр святого Михаила написал книгу эту, летописец, надеясь от Бога милость получить, при князе Владимире, когда княжил он в Киеве, а я в то время игуменствовал у святого Михаила в 6624 1116 году, индикта в 9-й год. А кто читает книги эти — помолись за меня. Ко всем тварям ангелы приставлены; также ангел приставлен к каждой стране, чтобы хранил каждую страну, даже если она и языческая. Если Божий гнев обратится на какую-либо страну и Бог повелит ангелу тому пойти войной на ту страну, то ангел той страны не воспротивится повеленью Божию. Так вот и теперь было, и на нас навел Бог, грех наших ради, язычников иноплеменников, и побеждали они нас по повелению Божию: ибо были они водимы ангелом, по повелению Божию. Если же кто скажет, что нет у поганых ангела, пусть знает, что Александр Македонский, ополчившись на Дария и двинувшись на него в поход и победив землю всю от востока и до запада, побил землю Египетскую, и убил Арама, и пришел на острова морские, затем повернул на Иерусалим, чтобы взять его и победить евреев, потому что они были в мире с Дарием. И пошел он со всеми воинами своими, и расположился станом, и отдыхал. И приспела ночь, и лежал на ложе своем среди шатра, открыл глаза и увидел мужа, стоящего над ним, и меч обнаженный в руке его, и вид меча его был точно молния.

И замахнулся он мечом своим на голову цареву. А теперь знай, что умрешь, потому что замыслил войти в Иерусалим, зло причинить иереям Божиим и людям его». Если не угодно тебе, я вернусь домой». Не ослушайся приказаний его.

Библиотека

  • Остались вопросы?
  • АНОНИМНАЯ ЛЕТОПИСЬ 1584-1632 ГГ.->ТЕКСТ
  • Информация
  • 401. О размене из Литвы митрополита Филарета Никитича и бояр.
  • Дмитрий Донской 8 страница

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий