Стих лермонтова первое января

Когда ж, опомнившись, обман узнаю я, И шум толпы людской спугнет мечту мою, На праздник незванную гостью, О, как мне хочется смутить веселье их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью. Первое января. Лермонтов Михаил Юрьевич. Михаил Лермонтов. Все стихи по алфавиту.

Как часто, пестрою толпою окружен…

Так царства дивного всесильный господин — Я долгие часы просиживал один, И память их жива поныне Под бурей тягостных сомнений и страстей, Как свежий островок безвредно средь морей Цветет на влажной их пустыне. Когда ж, опомнившись, обман я узнаю, И шум толпы людской спугнет мечту мою, На праздник незванную гостью, О, как мне хочется смутить веселость их, И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!..

Москва, Библиотека "Огонек", Издательство "Правда", 1969 г. Другие стихи Михаила Лермонтова.

У окна ты пьёшь чай, согреваясь. Вспоминая, как в детстве гурьбой На ледянках вы с горок катались, Не спеша возвращаться домой. В чашке стынет твой чай не допитый. Пёс притихший лежит у дверей. В доме пряничном окна закрыты, А за окнами кружит метель.

Как часто пёстрою толпою окружен, Когда передо мной, как будто бы сквозь сон, При шуме музыки и пляски, При диком шопоте затверженных речей, Мелькают образы бездушные людей, Когда касаются холодных рук моих С небрежной смелостью красавиц городских Давно бестрепетные руки,- Наружно погружась в их блеск и суету, Ласкаю я в душе старинную мечту, Погибших лет святые звуки. И если как-нибудь намиг удастся мне Забыться, - памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей; И вижу я себя ребёнком; и кругом Родные все места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей; Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд, А за прудом село дымится, и встают Вдали туманы над полями. В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты Глядит вечерний луч, и желтые листы Шумят под робкими шагами.

КАК ЧАСТО, ПЕСТРОЮ ТОЛПОЮ ОКРУЖЕН

И если как-нибудь намиг удастся мне Забыться, - памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей; И вижу я себя ребёнком; и кругом Родные все места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей; Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд, А за прудом село дымится, и встают Вдали туманы над полями. В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты Глядит вечерний луч, и желтые листы Шумят под робкими шагами. И странная тоска теснит уж грудь мою: Я думаю о ней, я плачу и люблю, Люблю мечты моей созданье С глазами, полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье.

Далее наш герой в своих мечтах отправляется в отчий дом, где его взор ласкают, в отличие от светского антуража, вполне естественные, дорогие сердцу ценности. В этом стихе поэт поднимает тему бездуховности высшего общества, фальши и обмана.

Композиция «Как часто, пестрою толпою окружен…» по смыслу делится на три части, в первой из которых Лермонтов выражает свое отвращение к пустому миру светских утех. С третьей строфы начинается вторая часть композиции, где лирический герой раскрывает свои мысли, фантазии, которые и являются истинными ценностями. В третьей части композиции он окончательно обличает высший свет, и бросает ему вызов своим стихом. Используемые Лермонтовым средства выразительности усиливают ощущение холода исходящего от светского общества, и придают яркости и теплоты воспоминаниям лирического героя.

Погибших лет святые звуки. И если как-нибудь на миг удастся мне Забыться,- памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей; И вижу я себя ребенком, и кругом Родные всё места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей; Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, А за прудом село дымится - и встают Вдали туманы над полями. В аллею темную вхожу я; сквозь кусты Глядит вечерний луч, и желтые листы Шумят под робкими шагами.

Общепризнанные красавицы давно утратили свежесть и очарование, их чувства притупились от бесконечных романов. Единственное спасение Лермонтова во время бала — унестись воспоминаниями в далекое детство с его наивными мечтами и надеждами.

Поэт только ребенком мог всей душой отдаваться красоте окружающего пейзажа. Он еще не был знаком с порочным и лживым человеческим обществом. Эти воспоминания будят в сердце автора давно забытое чувство чистой любви к жизни. Они позволяют ему вновь ощутить себя молодым и полным сил. В таком приятном забытьи Лермонтов может находиться долгое время, оградив себя от внешнего мира.

Именно за это полное погружение в себя за поэтом закрепилось недобрая слава замкнутого и нелюдимого человека. Чем дольше поэт пребывает в таком состоянии, тем мучительнее и трагичнее его расставание с ним. Лермонтов, как после глубокого сна, с ужасом оглядывается вокруг и вновь видит ненавистную картину омерзительного веселья.

Стихи Лермонтова

Первое января. Лермонтов Михаил. 1-е января. Как часто, пестрою толпою окружен, Когда передо мной, как будто бы сквозь сон, При шуме музыки и пляски, При диком шепоте затверженных речей, Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски. Когда ж, опомнившись, обман я узнаю И шум толпы людской спугнет мечту мою, ‎На праздник незванную гостью, О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, ‎Облитый горечью и злостью. Первое января. Лермонтов Михаил. 1-е января. Как часто, пестрою толпою окружен, Когда передо мной, как будто бы сквозь сон, При шуме музыки и пляски, При диком шепоте затверженных речей, Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски. Автор М.Ю. Лермонтов «Как часто, пестрою толпою окружен» стихи. Читать стихотворение полный текст произведения на сайте Classia Онлайн. Дата написания: год, когда написано.

Михаил Лермонтов - Первое января

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю И шум толпы людской спугнет мечту мою, На праздник незванную гостью, О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!. Михаил Лермонтов, 1840. Другие стихи поэта. 1-е января Как часто, пестрою толпою окружен, Когда передо мной, как будто бы сквозь сон, При шуме музыки и пляски, При диком шепоте затверженных речей, Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски читать стихотворение Михаила Лермонтова. * * * 1-е января Как часто, пестрою толпою окружен, Когда передо мной, как будто бы сквозь сон, При шуме музыки и пляски, При диком шепоте затверженных. Читайте стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова ~ Первое января, а также другие произведения поэта. Текст опубликован полностью, комментируйте и голосуйте за стихи автора онлайн. Как часто, пестрою толпою окружен. Лучшие стихотворения русских и зарубежных поэтов-классиков. Подробный анализ стихотворения в 2024 году! 1-е января Как часто, пестрою толпою окружен, Когда передо мной, как будто бы сквозь сон, При шуме музыки и пляски, При диком шепоте затверженных речей, Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стян.

Как часто, пестрою толпою окружен...

это гордая одинокая личность, противопоставленная обществу. Одиночество - центральная тема его поэзии и, в первую очередь, стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен». Одним из самых знаменитых творений Лермонтова стало стихотворение «Как часто пёстрою толпой окружён», анализ которого позволяет ощутить грусть и тоску автора. Стих проникнут чувствами одиночества, непонимания и грусти. Когда ж, опомнившись, обман я узнаю И шум толпы людской спугнет мечту мою, ‎На праздник незванную гостью, О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, ‎Облитый горечью и злостью. 1831-го января. Редеют бледные туманы Над бездной смерти роковой, И вновь стоят передо мной Веков протекших великаны.

КАК ЧАСТО, ПЕСТРОЮ ТОЛПОЮ ОКРУЖЕН

Лирический герой желает вспорхнуть, подобно «вольной птице», чтобы умчаться в уютный мир детства, где рядом всегда была любимая бабушка, окружали любовь и красота; образ лирического героя — это герой с романтическим мироощущением. Он резко противопоставляет себя обществу, контрастируя с ним. Герой одинок, но по собственному выбору: он не может найти человека, полностью соответствующего созданному им идеалу. Вся жизнь для романтического героя представляется горьким обманом.

Произведение построено на контрасте антитезе двух изобразительных рядов: образы великосветского бала противопоставляются образам старинной мечты. Темы и настроение В произведении автор поднимает две важные темы: Тема фальши светского общества — центральная. Общество высшего света петербургской знати интересуют только самые низменные развлечения.

Они погрязли в роскоши и вседозволенности, абсолютно позабыв о реальной жизни. Тема поэта и толпы — данная тема, как лейтмотив, проходит через всё произведение. Читатели знакомятся с бездушным, холодным светским обществом, не способным понять переживания лирического героя.

Автор часто поднимает данную тему в своих произведениях. Стихотворные строки насквозь пропитаны пафосом борьбы лирического героя с человеческим бездушием и лицемерием.

Композиция, построение стиха Композиционно стихотворение состоит из трех частей: Первая часть — лирический герой в светском обществе — занимает 10 строк; Вторая часть — воспоминания о детстве, мечты; Третья часть можно назвать пробуждением от грез воспоминаний.

Она занимает последние 6 строф. Стихотворение написано шестистрочными строфами, в которых чередуются шестистопные и четырехстопные ямбы. Рифмовка параллельная и перекрестная.

Между собой зарифмованы 1 и 2, 4 и 5 строки мужскими рифмами, 3-я и 6 — женскими рифмами. По мнению исследователей, жанр стихотворения близок к сатирам и ямбам, характерным для французской поэзии. Лирическая вторая часть стихотворения близка к элегии.

Средства художественной выразительности В этом произведении Лермонтов не поскупился на средства художественной выразительности. В нем присутствуют: Эпитеты — холодные руки , городские красавицы старинная мечта , святые звуки , вольная птица , высокий дом заброшенная теплица , темная аллея , желтые листы робкие шаги , первое сиянье, долгие часы, толпа людская; Метафоры — пестрая толпа.

В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты Глядит вечерний луч, и жёлтые листы Шумят под робкими шагами. И странная тоска теснит уж грудь мою; Я думаю об ней, я плачу и люблю, Люблю мечты моей созданье С глазами, полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье.

И если как-нибудь на миг удастся мне Забыться,- памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей; И вижу я себя ребенком, и кругом Родные всё места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей; Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, А за прудом село дымится — и встают Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты Глядит вечерний луч, и желтые листы Шумят под робкими шагами.

Слушать аудио-стихотворение:

  • Лермонтов М. Ю. - «1-е января»
  • «Первое января» М. Лермонтов
  • Самое читаемое на сайте:
  • Первое января - Лермонтов Михаил Юрьевич
  • 1 января стих лермонтова

Лермонтов Михаил - Первое января

Стихотворение написано под впечатлением новогодних празднеств накануне 1840 г. На одном из них, в Дворянском собрании, Лермонтова видел И. С. Тургенев, о чем он рассказывает в своих «Литературных и житейских воспоминаниях». Также в нём используется композиционная антитеза, которая помогает понять мироощущение Лермонтова и его отношение к поэтическому творчеству. Рецензия на стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен» Лермонтова. Стихи Лермонтова. Все произведения автора. 1-е января. Как часто, пестрою толпою окружен, Когда передо мной, как будто бы свкозь сон, При шуме музыки и пляски, При диком шепоте затверженных речей, Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски. Читайте стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова ~ Первое января, а также другие произведения поэта. стройность, соразмерность) — созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Рифма подчёркивает границу между стихами и объединяет стихи в строфы. Михаил Лермонтов. Все стихи по алфавиту.

«Как часто, пёстрою толпою окружён…» М. Лермонтов

Всё сначала… Можно набело смело писать. Белый снег… Так его не хватало, Чтобы заново что-то начать. Снегом покрыты поля и проселки, Дорога уходит извилисто вдаль. Стужа на улице, месяц январь. Как хорошо сидя дома у печки, Когда за окном завывает метель, Теплые летние вспомнить денёчки, Вспомнить весну и с крыши капель.

И если как-нибудь на миг удастся мне Забыться,- памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей; И вижу я себя ребенком, и кругом Родные всё места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей; Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, А за прудом село дымится — и встают Вдали туманы над полями. В аллею темную вхожу я; сквозь кусты Глядит вечерний луч, и желтые листы Шумят под робкими шагами. И странная тоска теснит уж грудь мою; Я думаю об ней, я плачу и люблю, Люблю мечты моей созданье С глазами, полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты Глядит вечерний луч, и желтые листы Шумят под робкими шагами. И странная тоска теснит уж грудь мою; Я думаю об ней, я плачу и люблю, Люблю мечты моей созданье С глазами, полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье. Так царства дивного всесильный господин - Я долгие часы просиживал один, И память их жива поныне Под бурей тягостных сомнений и страстей, Как свежий островок безвредно средь морей Цветет на влажной их пустыне.

Я памятью живу с увядшими мечтами, Виденья прежних лет толпятся предо мной, И образ твой меж них, как месяц в час ночной Между бродящими блистает облаками. Мне тягостно твое владычество порой; Твоей улыбкою, волшебными глазами Порабощен мой дух и скован, как цепями, Что ж пользы для меня, — я не любим тобой.

Я знаю, ты любовь мою не презираешь, Но холодно ее молениям внимаешь; Так мраморный кумир на берегу морском Стоит, — у ног его волна кипит, клокочет, А он, бесчувственным исполнен божеством, Не внемлет, хоть ее отталкивать не хочет. Как сына ты его благослови И осени вершиной белоснежной; От юных лет к тебе мечты мои Прикованы судьбою неизбежной, На севере, в стране тебе чужой, Я сердцем твой — всегда и всюду твой.

Стихи. М. Ю. Лермонтова. Первое января

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю И шум толпы людской спугнет мечту мою, На праздник незванную гостью, О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!.. Пожалуйста, оцените стихотворение «Первое января» Текущий рейтинг: 0.

Разговоры людей не имеют смысла и не касаются хоть сколько-нибудь значимых тем. Взаимная ненависть и злоба скрывается под масками. Причем под масками Лермонтов подразумевает не столько бумажные украшения, сколько ненатуральные лица людей. Общепризнанные красавицы давно утратили свежесть и очарование, их чувства притупились от бесконечных романов. Единственное спасение Лермонтова во время бала — унестись воспоминаниями в далекое детство с его наивными мечтами и надеждами. Поэт только ребенком мог всей душой отдаваться красоте окружающего пейзажа. Он еще не был знаком с порочным и лживым человеческим обществом.

Эти воспоминания будят в сердце автора давно забытое чувство чистой любви к жизни. Они позволяют ему вновь ощутить себя молодым и полным сил. В таком приятном забытьи Лермонтов может находиться долгое время, оградив себя от внешнего мира. Именно за это полное погружение в себя за поэтом закрепилось недобрая слава замкнутого и нелюдимого человека. Чем дольше поэт пребывает в таком состоянии, тем мучительнее и трагичнее его расставание с ним. Лермонтов, как после глубокого сна, с ужасом оглядывается вокруг и вновь видит ненавистную картину омерзительного веселья. Это приводит его в бешенство.

И странная тоска теснит уж грудь мою; Я думаю об ней, я плачу и люблю, Люблю мечты моей созданье С глазами, полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье. Так царства дивного всесильный господин — Я долгие часы просиживал один, И память их жива поныне Под бурей тягостных сомнений и страстей, Как свежий островок безвредно средь морей Цветет на влажной их пустыне.

Оказывается, стихотворение направлено против самого Николая I — с ненавистью и презрением. Николай I очень любил маскарады вообще, и в частности маскарады, которые устраивались в петербургском Большом театре. Лишний раз ему хотелось покрасоваться перед раболепной толпой, еще раз продемонстрировать все свое величие. Но дело было не только в этом. В одной из своих статей Н. Добролюбов писал: «Великий царь могущественной и обширной державы нередко также являлся в маскарадах и без зазрения совести волочился за масками». На новогоднем маскараде в Большом театре, который состоялся первого января 1840 года, присутствовал сам Николай I. Самодержец предстал здесь в своей обычной роли искателя легких знакомств. Когда Лермонтов говорит в своем стихотворении о желании «смутить веселость их», «дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью», он имеет в виду прежде всего самого Николая I. Царь прекрасно понял, в кого метил Лермонтов. Это и явилось причиной его ярости. Как и во многих других стихах поэта, здесь сатирические мотивы находятся в соседстве с элегическими. Вначале несколькими точными штрихами поэт рисует надменных, духовно нищих людей «большого света». В «пестрой толпе» звучат «затверженные речи», «мелькают образы бездушных людей». Поэту духовно чужды эти «приличьем стянутые маски». Отвратительные Лермонтову и лживые и неискренние отношения между мужчиной и женщиной в свете. Здесь нет настоящей любви, все решают деньги и чины: Когда касаются холодных рук моих С небрежной смелостью красавиц городских Давно бестрепетные руки… Чтобы забыться, отдохнуть от «блеска и суеты», поэт погружается в воспоминания о близкой сердцу поре детства и юности: И вижу я себя ребенком, и кругом Родные все места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей… Здесь сатира уступает место элегии. Лермонтову дороги родные тарханские места. Когда-то здесь поэт мечтал о встрече с прекрасной девушкой, о сильной и чистой любви, которую он сможет пронести через всю жизнь. Поэт думал «о ней», плакал и любил юное «созданье с глазами, полными лазурного огня…» Прием «погружения» в воспоминания о далеком прошлом, о прекрасных былых днях — тема в поэзии не новая. К ней обращались поэты-романтики 20-х годов XIX столетия. В отличие от тех поэтов, которые идеализировали прошлое, Лермонтов убежден в том, что невозможно жить одной привязанностью «к недавней старине». Приятные мечты о прошлом являются обманом, вернее самообманом. Вот почему Лермонтов восклицает: «… опомнившись, обман я узнаю …» Заканчивается стихотворение гневным вызовом миру ханжества и зла, протестом против бездушного «света»: О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злость. Композиция стихотворения делится на 2 части. В первой — острые и точные характеристики высшего общества, во второй — безмятежный мир юности. Произведение состоит из семи строф, представляющих собой шестистишие, которое четко делится на двустишие с последовательной смежной рифмой, и на четверостишие, где поэт использует опоясывающую рифму. Тем самым автор как бы «затворяет», замыкает четверостишие в себе, делая его более законченным, мысль — завершенной. Строфа — одно предложение. Используются яркие художественные изобразительные средства: эпитеты «пестрая толпа», «затверженные речи», «бездушные образы», «лазурный огонь» , метафоры «железный стих», «облитый горечью и злостью» ; сравнения «лечу я вольной птицей» ; олицетворения «листы шумят», «луч глядит», «встают вдали туманы».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий