Определение темы и цели выступления

Но основная и самая сложная работа происходит на стадии подготовки к выступлению: это выбор темы, определение цели выступления, подбор и анализ материалов доклада, написание текста доклада, подготовка, репетиции и т. д. Поговорим о том.

Тема 6. Определение цели и темы речи, создание модели речевого имиджа

Например, преподаватель, обучающий будущих лекторов, в своей лекции о взаимоотношении оратора и аудитории сказал: "Вообразите себе состояние взрослых людей, которых принудительно кормят незнакомой и невкусной пищей. Эти люди будут не в лучшем положении, если их заставить слушать то, что им вовсе не нужно". К каждому выступлению можно подобрать множество примеров. Отбирая их для выступления, следует придерживаться следующих критериев: а насколько этот пример нужен; б типичен ли он; в уместен ли в данной аудитории; г какие чувства вызывает у слушателей. Не следует пояснять слушателям, для чего мы приводим тот или иной пример. Но он должен попадать в цель, чтобы они это понимали сами.

Пример часто оказывается полезным для "разрядки" уставшей аудитории. Сразу обостряется внимание. Но неопытные ораторы, вдохновленные повышенным интересом слушателей, нередко начинают увлекаться, приводят пример с такими подробностями, что у кого-то из присутствующих обязательно возникает попутный вопрос. Выступающий с удовольствием отвечает, к обсуждению подключаются остальные, разговор уходит в сторону от темы, и спустя некоторое время все спохватываются: "О чём это мы говорим? Отступать от него можно лишь тогда, когда этого требует ситуация 1.

Использование наглядного материала. Диаграммы, рисунки, иллюстрации, фотографии, плакаты, различные предметы также предъявляются для подтверждения или пояснения основных положений выступления. Важно выбрать нужный размер наглядного пособия и исполнить его как можно красочней. Не следует уподобляться горе-ораторам, которые, показав аудитории рисунок или схему размером с листовку, горячо поясняют изображение, время от времени дразня слушателей словами: "Как видно на схеме... Наглядный материал предъявляется лишь тогда, когда он нужен.

Нельзя развешивать плакаты заранее, как на защите диссертации, и следует тотчас убирать то, о чём уже сказано. Только тогда наглядные пособия будут вызывать нужный интерес. Высказывания авторитетных людей цитаты. Цитаты служат той же цели, что и прочий вспомогательный материал: подтверждают мысль, делают изложение более ярким и впечатляющим. Их тоже не должно быть слишком много, они нужны не для красного словца, а по "поводу".

Меткие высказывания, удачные и уместные, оживляют выступление, вызывают симпатию к оратору. Основы искусства речи. Как уже отмечалось, подготовка к выступлению - дело не одного дня. Выписки на листочках удобно делать везде: на совещании, в ожидании встречи, в дороге... Сразу не запишешь - потом не вспомнить.

Поэтому "пригвоздим" мысль или пример к бумаге, сверху листа напишем название вопроса, к которому нужно отнести запись, затем пронумеруем листок - через некоторое время сами будем удивляться тому, как много набралось материала, и встанет проблема его отбора, Начнутся муки творчества, но как же без них? Итак, после первого этапа подготовки к выступлению мы примерно представляем, что будем говорить. Построение выступления Мы должны ответить себе на вопрос: как построить выступление, если хотим облегчить слушателям восприятие материала. Это можно сделать, выбрав занимательный ход повествования или, если тема этого не позволяет, интересную последовательность изложения. Следует продумать композицию выступления - расположение материала и соотношение его отдельных частей.

Психологически и логически оправдана трехкомпонентная структура выступления: вступление, основная часть и заключение. Вступление необходимо для установления контакта с аудиторией и подготовки слушателей к восприятию темы. Основное содержание вступления - введение в тему. В нем говорится о проблеме, которой посвящена тема, может прозвучать задача выступления, даются определения понятий, иногда сообщается план предстоящего разговора и т. Вот как начал свое выступление после небольшого зачина бывший посол Республики Беларусь в Иране: "Посол может покинуть страну в одном из трех случаев: первый - когда его отзывает правительство пославшей страны; второй - когда его высылает страна пребывания; третий - когда его убивают.

За десять лет своей службы в Иране я мог оказаться во всех этих ситуациях и сейчас вам об этом расскажу". Естественно, слушатели с интересом ждали продолжения рассказа. При этом они усвоили главную мысль выступающего: профессия посла сложна и опасна. В основной части излагается сама тема. Композиция основной части должна отвечать логическому требованию последовательности см.

Второй принцип композиции - усиление воздействия. Материал должен располагаться так, чтобы интерес слушателей постоянно нарастал. Третье требование к композиции - экономия средств: достичь цели выступления за минимальное время, привлекая лишь самый необходимый материал. Способ изложения темы зависит от ее содержания, цели выступления, вкуса оратора, специфики аудитории и других факторов. Здесь все дело в фантазии, вкусе, общей культуре оратора, который должен руководствоваться двумя принципами: 1.

Минимальными средствами донести до слушателей основную идею выступления. Держать всё время слушателей в напряжении. Существуют следующие основные способы изложения: 1 ступенчатый - материал очередного вопроса базируется на предыдущем; 2 концентрический - рассмотрение данного явления со всех сторон; 3 спиральный - переход от общего, относительно поверхностного изложения вопроса к повторному, более детальному и глубокому анализу; 4 хронологический - рассмотрение процесса или явления в становлении; 5 логический - системно-структурный подход к явлению, без обращения к его истории; 6 дедуктивный - переход от общих положений к конкретной ситуации и вывод на основе этого; 7 индуктивный - переход от анализа фактов, явлений к обобщениям; 8 сравнение, сопоставление явлений, процессов или событий; 9 анализ проблемы. На практике эти способы изложения материала переплетаются, определяя композицию конкретного выступления. Монолог оратора легче воспринимается, если в нём используются различные приемы ведения речи: обзор, описание, информация, пересказ, повествование, характеристика, размышление, пример, цитирование, обоснование и т.

Эти композиционные приемы различаются манерой и темпом речи, ее стилистической и эмоциональной окраской, глубиной изложения, характером связи с аудиторией. Особенно ценны те приемы изложения, которые способствуют непосредственному взаимодействию со слушателями: прямые и риторические вопросы; обращение к собравшимся; вопросно-ответный ход, когда оратор задает вопросы, на которые сам же отвечает. Интересен прием диалогизации, при котором выступающий имитирует диалог с воображаемым оппонентом: "Мне могут возразить... Хотя композиция выступления и приемы изложения материала продумываются заранее, надо быть готовым к тому, что в реальной ситуации, возможно, придется отказаться от домашних заготовок и ориентироваться на состояние слушателей: задать вопрос, привести пример и т. Один из показателей удачного построения выступления - сам характер материала.

Если, к примеру, оратор говорит о чем-то совершенно новом для слушателей, такую речь будет трудно воспринимать и осмыслить. Сплошные теоретические выкладки утомляют слушателей, а выступление, перегруженное фактами, по словам Д. Менделеева который был замечательным лектором, много размышлял и даже экспериментировал в области ораторского искусства , напоминает костер, до того заваленный дровами, что он начинает затухать. Бывает, что выступающий все время "бьет по чувствам" собравшихся и в конце концов начинает их раздражать. Тот же, кто вовсе забывает, что перед ним живые люди и демонстрирует строго рациональный подход к проблеме, может вызвать неприязнь и скуку.

Следует иметь чувство меры и при подборе фактов, примеров, направленности выводов. Негативная информация вызывает пессимистическое настроение, а одна лишь позитивная - недоверие слушателей. Гнеденко "Научно-технический процесс и математика". Ораторское искусство лектора. Одним словом, важно соблюдать композиционную соразмерность материала: разумно сочетать старое и новое, теоретический и практический материал, позитивную и негативную информацию, рациональное и эмоциональное в выступлении.

Заключение придает завершенность повествованию. В нём делается обобщение сказанного, формулируются частные и общие выводы. Самые распространенные композиционные недочеты выступления: 1 нет вступления или оно слишком затянуто; 2 изложение не подчинено главной идее; 3 непоследовательно или неинтересно построено изложение; 4 используется всего один-два приема изложения; 5 несоразмерность материала выступления; 6 нет заключения или, наоборот, оратор никак не может остановиться, время от времени обнадеживая слушателей словами: "Заканчивая свое выступление... Окончательный план отражает внутреннюю структуру выступления, а композиция - его воплощение в написанной или прозвучавшей речи. Работа над текстом выступления Известный русский судебный оратор П.

Речь — это последовательность единиц языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями передаваемой информации. Речь — визитная карточка юриста, так как это не только средство выражения мыслей и чувств, но и показатель интеллекта, постоянная реклама умственных способностей, работы над собой. По тому, как мы говорим, наши собеседники делают вывод, кто мы такие, так как речь независимо от воли говорящего создает его портрет, раскрывает его личность. При подготовке публичной речи необходимо обратить внимание на следующие этапы. Проблема — это заслуживающая обсуждения мысль, идея, имеющая общественную значимость или значимая для той или иной группы людей. Тема — это сторона, аспект избранной для обсуждения проблемы. Например, проблема: «Как улучшить благосостояние нашего народа? Тема должна быть не только интересной, но и актуальной, конкретной и точно сформулированной. Обычно тема — это то немногое, что известно до выступления. Тема не должна быть широкой.

Согласно правилам создания публичной речи количество обсуждаемых вопросов должно быть от трех до семи. Включая в выступление более семи вопросов, оратор совершает ошибку, рискуя утомить слушателей, и лишается возможности подробного рассмотрения проблемы. Выделяя меньше трех вопросов, докладчик обедняет свое выступление. Формулировка темы должна отвечать целому ряду требований: — тему необходимо формулировать четко и кратко, так как длинные формулировки, включающие незнакомые слова и выражения, могут вызывать отрицательное отношение к предстоящему выступлению; — выбранная формулировка должна отражать содержание выступления; — формулировка также должна привлечь внимание слушателей, заинтересовать их. Цель — это то, к чему стремится выступающий, какого результата он хочет достичь: поставить ли новую проблему, опровергнуть чужую точку зрения, настроить людей на определенную линию поведения и т. Так, в теме выступления «Может ли частное предпринимательство улучшить благосостояние народа? Текст речи составляется на основе собранных и осмысленных материалов: найденных цифр и фактов, прочитанных текстов, связанных с темой выступления, и личного опыта. Материал должен быть интересным и полезным для аудитории. Если оратор опытный, то он обращается к собственным знаниям и опыту, к своему архиву. Новые же идеи, сведения, факты, примеры для своей речи можно найти, обратившись к библиотечному каталогу, просмотреть периодические издания, обратившись к официальным документам, справочной литературе, научной и научно-популярной литературе, статьям из газет и журналов, материалам, помещенным в Интернете; передачам радио и телевидения, результатам социологических опросов, художественной литературе, личным контактам, беседам, интервью, размышлениям и наблюдениям.

Следует обратиться к окружающим, соотнести предложенные мысли и факты с целью готовящегося выступления. План выступления — это его краткая программа, в которой определяется порядок изложения материала. На разных этапах подготовки составляются различные по цели и назначению планы: предварительный, рабочий, основной. Опытному оратору для произнесения речи достаточно составить развернутый или краткий план. Начинающему докладчику лучше написать полный текст, заранее отрепетировав его перед родственниками, друзьями, доброжелательно настроенными слушателями. Промежуточным решением является составление конспекта краткое, последовательное, обзорное изложение констатирующих и аргументирующих положений речи или текста и тезисов.

Оратор может поставить задачу информировать слушателей, дать определенные сведения. Или он рассчитывает взволновать аудиторию, сформировать у людей убеждения, представления, которые станут мотивами их поведения, то есть призывает к каким — либо действиям. Часто эти цели перекрещиваются, совмещаются в одном выступлении. Свои цели и задачи следует сообщить слушателям. Важно оценить состав будущей аудитории. Хайнц Леммерман — автор «Учебника риторики» — призывает заранее настроиться на своих слушателей, поставить себя на их место, «увидеть вещи их глазами». Всегда легче говорить, обращаясь к однородному составу. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция на выступление. В неоднородной аудитории произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой-то фрагмент каждой группе. Следует заранее подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они придут. Необходимо также выяснить численность аудитории. Большим количеством слушателей сложнее управлять.

Поэтому риторике учили в школе специально, как чтению и письму. Приведите примеры таких тем Экология, образование, здоровье…. Темы фиксируются на доске. Где в жизни может пригодиться данное умение? Как вы думаете, какие проблемы волнуют вас и ваших сверстников? Примерные ответы учеников: Проблем много: отношения со сверстниками, с родителями, проблемы экологические, подготовки к Олимпийским играм в Сочи, потому что в городе «пробки» все смеются , проблема свободного времени. Надо построить свое выступление так, чтобы тем, кто слушает, было интересно, а еще выступление не должно быть длинным, «краткость — сестра таланта».

Построение и виды публичной речи, ее особенности

Публичное выступление– это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. Елена ЛевтееваПодпишитесь на телеграм-канал Академии бизнеса Б1: https. Особенности публичных выступлений. Типы и виды выступлений по цели. Современная риторика рассматривает следующие этапы подготовки к конкретному выступлению: выбор темы, определение цели речи, подбор материала, развертывание, завершение речи, овладение материалом. Определение цели и основной идеи выступления В зависимости от отношения слушателей к вопросу определяем цель выступления. В данной статье вы рассмотрите сущность, цели и значение публичного выступления, а также технологию подготовки текста для публичного выступления.

Как подготовиться к публичному выступлению

тему выступления и сформулировать её цель. Также до выступления нужно проанализировать. Определение темы и цели выступления. Тему выступления следует тщательно выбирать. Публичные выступления различаются не только по цели, но и по форме подачи материала. Определите тему урока? А) Определение темы выступления.

Как подготовиться к публичному выступлению

Самый первый пункт – это цель выступления. Такие выступления как правило ставят своей целью внушить слушателю определенные идеи, взгляды, заставить его изменить свою точку зрения или мировоззрение. Процесс определения основной идеи выступления в зависимости от характера аудитории можно условно изобразить с помощью рисунка 3. Старайтесь сформулировать цель публичного выступления в одном предложении и стремитесь при этом ответить на вопросы. 2) Определение цели выступления. Цель – это то, к чему стремится выступающий, какого результата он хочет достичь: поставить ли новую проблему, опровергнуть чужую точку зрения, настроить людей на определенную линию поведения и т.п. Так, в теме выступления «Может.

Психология публичного выступления

Цели публичного выступления могут быть различными в зависимости от контекста и ситуации. Вот несколько наиболее распространенных целей публичного выступления. 2) Определение цели выступления. Цель – это то, к чему стремится выступающий, какого результата он хочет достичь: поставить ли новую проблему, опровергнуть чужую точку зрения, настроить людей на определенную линию поведения и т.п. Так, в теме выступления «Может. ДЕЙСТВИЯ со стороны аудитории. Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления.

Выбор темы и определение целевой установки.

Итак, работая над содержанием речи, ее составитель должен ответить для себя на два вопроса: зачем делается сообщение цель , и о чем делается сообщение цель. Тему обычно формулируют словом или фразой, которые указывают на характер вопросов, намеченных оратором для обсуждения. Осознание оратором цели своего выступления и точное оформление ее в слове -- важное условие успеха. Психологи считают, что четко сформулированная цель «запускает» возможности человека для выполнения любого дела. Для создания хорошей речи нужно научиться определять общую и конкретную цель.

Надо построить план так, чтобы вторая мысль вытекали из первой, третья - из второй и т. Составление плана выступления - это начальный этап работы над композицией речи, над ее логической структурой, определение порядка, в котором будет излагаться материал. На разных этапах подготовки устного выступления составляются различные по цели и назначению планы: предварительный; рабочий; основной. По своей структуре планы бывают простые и сложные развернутые или тезисные , содержащие подпункты. Главное требование к плану выступления - логичность и последовательность, соответствие теме выступления и поставленным целям. Традиционная структура и плана, и текста выступления - трехчастная, включающая в себя вступление, главную часть и заключение. Подготовка написание текста выступления, формулирование вступления и заключения Начинать подготовку текста речи надо с главной, наиболее ответственной части, так как введение и заключение определяются содержанием главной части и могут меняться в процессе подготовки выступления. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения "закон края" , поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями , а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, "чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего" А. Вопрос о том, надо ли полностью писать текст выступления или достаточно одного плана или конспекта речи сжатого или развернутого , остается открытым. Это определяется индивидуальными особенностями оратора, уровнем его ораторского мастерства, степенью владения языком, конкретной ситуацией, связанной с произнесением речи. Но написанная речь лучше запоминается и дольше удерживается в памяти, ее можно проверять, исправлять и дополнять, улучшая форму и содержание. Написание речи ведет к оттачиванию языка, стиля, к лаконизму, точности, ясности, выразительности, образности. Подготовка к произнесению речи мысленное и риторическое освоение , отработка хорошей техники речи и поведения, репетиция выступления Даже если текст выступления готов, это еще не значит, что вы готовы произнести его перед слушателями. Необходимо тренироваться в его произнесении до тех пор, пока вы не почувствуете себя свободно и уверенно.

Предварительный план на данном этапе уточняется, конкретизируется. Чтение-изучение — это полная проработка основополагающих источников по теме выступления, итогом которой являются выписки из книг по вопросам предварительного плана. Выписывается то, что относится к изучаемому вопросу, а также материалы, которые могут оказаться нужными впоследствии. Выписки рекомендуется делать на карточках. Их можно расположить в любом порядке, перегруппировать, классифицировать. Этот вид фиксированной информации предполагает соблюдение некоторых правил: - используются карточки одинакового размера; - записи ведутся только на одной стороне листа; - на карточке делается не более одной записи; - в верхней части карточки указывается тема, к которой относится выписка, в нижней — выходные данные источника: фамилия и инициалы автора, название книги, статьи, название издательства, год издания, страница, откуда берется цитируемый материал; - если фиксируется телерадиоинформация, указываются сведения о выступавшем, названии сообщения, организация, заказавшая программу, дата, время передачи, радио или телевизионный канал. После выбора темы составляется план.

Слушатели второй группы сидят с установкой «не слушать», а заниматься «своими» делами читать, разгадывать кроссворды и т. Но ведь оратору необходимо завоевать внимание всей аудитории, заставить работать всех слушателей. Это трудное и ответственное дело. Поэтому во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину. Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы, поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Эффективный прием — вопросы к аудитории. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в активную умственную деятельность. Прием парадоксального цитирования используется для создания определенного эмоционального настроя слушателей. Чтобы найти интересное, оригинальное начало, необходимо много работать, думать, искать. Это процесс творческий, он требует немало усилий. Каждая тема требует своего, особого начала. При этом необходимо учитывать и состав аудитории, и степень ее подготовленности. Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь. Некоторые ораторы в конце речи начинают многократно извиняться перед слушателями за то, что у них не было достаточно времени на подготовку речи, поэтому им не удалось хорошо выступить. Этого не следует делать. Плохо, если оратор заканчивает выступление шуткой, не относящейся к теме выступления. Такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи. В заключении повторите основную мысль, ради которой произносится речь, суммируйте наиболее важные положения, подведите итоги сказанного. Особенно тщательно поработайте над последними словами выступления. Если первые слова привлекают внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления. Хорошо продуманное вступление и необычное заключение еще не обеспечивают успеха выступления. Перед выступающим стоит задача — не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. Если в выступлении нет логики, последовательности развития мысли, трудно воспринимать содержание речи, следить за ходом рассуждений оратора, запомнить прослушанное. В главной части выступления важно соблюдать основное правило композиции — логическая последовательность и стройность изложения материала. Важно расположить материал таким образом, чтобы он работал на главную идею речи. Причем выполнить свою задачу оратор должен наиболее простым, рациональным способом. Это принцип экономии. Задача оратора — умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию. Также при подготовке речи оратору рекомендуется использовать различные методы изложения материала: 1 индуктивный метод — изложение материала от частного к общему. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях; 2 дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера; 3 метод аналогии — сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию; 4 концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу; 5 ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней; 6 исторический метод — изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени. Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной. Оратор не должен забывать о таком важном принципе композиции, как принцип усиления. Суть его заключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения. Классический образец речи-рассуждения хрия. Это — фундамент искусства полемики, дискуссии, спора, интересной и содержательной беседы. Научная лекция и статья также строятся по классической риторической схеме речи-рассуждения. Умение правильно строить рассуждение древние считали настолько важным, что назвали его «потребностью», «необходимостью» греч. Хрия русская риторика — рассуждение. Хрия может быть строгая прямая или искусственная обратная. Будем называть их так, как они названы у Ломоносова. Часть I. Часть II. Парафразис греч. Он сравнивает учение с плодовым деревом, разумея под корнем начало учения, а под плодами приобретенное знание или искусство. Итак, кто стремится к знанию, должен, по словам Исократа, перенести горечь труда и тягость утомления; превозмогши все это, он приобретает желанные выгоды и преимущества». Часть III. Причин может указываться несколько. Они должны использоваться для доказательства тезиса-темы. Часть IV. Противное: «что предложенному в теме противно» Ломоносов. Эта часть как бы продолжает слова: «Если это не так тезис неверен , то... Часть V. Они приобретаются лишь после того, когда рядом непрерывных усилий сознание приводится к убеждению, что честным трудом и неусыпным прилежанием побеждены все повстречавшиеся препятствия». Часть VI. Вот косноязычный, безвестный грек Демосфен, учением приобретший высокий дар ораторского искусства и бессмертную славу; а вот и наш гениальный преобразователь Великий Петр, предварительно сам прошедший ту дорогу, по которой потом повел своих подданных! Свидетельство: используем «мнение или учение древних Авторов» Ломоносов , но также и любые другие свидетельства во всем их многообразии. Пример: «То же самое, что Исократ, говорит и Гесиод, утверждая, что дорога к добродетели вначале утесиста и крута, но когда достигнешь вершины, идти по ней приятно».

Подготовка речи

Иногда рекомендуют задать себе еще и проверочный вопрос: "Как я пойму, что они это сделают? Другими словами, как вы поймете, что у вас купили кастрюли? Например, у вас появятся наличные деньги или деньги на вашем расчетном счете и т. И, наконец, после того, как определена цель, есть четкое понимание, кто будет в зале, пора переходить к действиям. Ответ на первый вопрос позволит вам правильно подобрать содержание презентации, включая примеры, истории, соответствующий юмор, возможные ответы на вопросы и т. Второй вопрос поможет вам правильно подобрать форму выступления: какие жесты и базы для рук использовать, а от каких лучше воздержаться, где начать свое выступление и как перемещаться, как смотреть в аудиторию, какую позу использовать в время выступления, какой темп речи выбрать и как громко говорить и т.

Теперь вы готовы для блестящего выступления.

Принципы композиции Нарастание воздействия. Материал нужно располагать таким образом, чтобы интерес аудитории усиливался. Экономия средств.

Следует стараться достичь цели выступления за небольшое время, с привлечением только самой нужной информации. Работа над текстом, усвоение материала Записанный текст помогает поработать над выразительностью речи, упорядочить материал, способствует его лучшему усвоению.

На этом этапе следует познакомиться с аннотациями книг, которые размещаются на обороте титульного листа или в конце книги. В них кратко излагается содержание, указывается классификационная характеристика книг учебник, учебное пособие, справочник и т. Следует прочитать вступление и заключение, в котором как правило, содержится резюме. Следует посмотреть оглавление, посмотреть схемы, таблицы, рисунки. Чтение-отбор позволяет определить, какие из отобранных книг больше всего подходят для разрабатываемой темы и для детального изучения. Чтение-ознакомление — это внимательное чтение выбранных книг с целью выяснения того, в каком источнике, на каких страницах можно найти нужный материал. С помощью закладок проводится разметка материала.

Речь о школе будет интересна либо учащимся, либо родителям школьников. Тема смертной казни вряд ли покажется актуальной и интересной большинству людей, однако если в ходе рассуждений предположить, что каждый из аудитории может стать жертвой судебной ошибки, это заставит слушателей отнестись к информации с большим вниманием. Не следует выбирать слишком сложную тему, если регламент не позволяет вам раскрыть ее в полной мере, соответственно, есть вероятность, что ваш доклад останется непонятным и неубедительным для слушателей.

Кроме того, многие начинающие ораторы, выбирая сложную тему, не умеют доступно изложить материал. Когда тема выбрана, необходимо продумать название выступления. Оно должно быть ярким, ясным, четким, кратким, а самое главное, интригующим.

Сравните формулировки: «Публичное выступление» или «15 секретов успешных ораторов»; «Коррупция и политика» или «Когда посадят нечестных политиков? Определение цели выступления — важная составляющая подготовки любого оратора. Вы должны ясно и четко представлять, с какой целью вы выступаете, какой реакции ждете от аудитории.

Когда определена цель выступления, сформулируйте задачи: например, привлечь внимание слушателей к какой-либо проблеме, проинформировать аудиторию о чем-либо, призвать слушателей к действию или удержать внимание публики на протяжении всей речи. Как вы хотите донести информацию до аудитории? Как построите свою речь?

Как будете себя вести во время выступления? Важно подумать над композиционно-логическим оформлением речи, поработать над языком и стилем выступления. Конечно, ваш доклад на симпозиуме пушкиноведов будет заметно отличаться от речи на политической акции протеста не только содержанием, но и стилистикой.

Конкретная ситуация предполагает определенный стиль изложения академично-научный или художественный, публицистический или телеграфный , неодинаковую эмоциональность, различные приемы композиционного построения речи. Ведь композиция — это логическое развитие содержания выступления: важно составить тезисный план или ход рассуждений, определить последовательность тезисов и главный тезис, который будет кульминацией выступления. Даже одну и ту же тренинговую программу нужно читать по-разному в зависимости от контекста, аудитории, целей выступления.

Кто будет вас слушать? Какова будет аудитория?

Как подготовиться к публичному выступлению

В риторике рассматриваются следующие этапы подготовки к выступлению: 1) выбор темы; 2) конкретизация целей высказывания. Не стоит заранее изучать состав слушателей, их интересы, уровень осведомленности о теме и т.д. Готовьте свое выступление так, чтобы было комфортно ВАМ. Второй выступающий, скорее всего, не определил цель своей речи, поэтому и выступление оказалось слишком размытым, не «целенаправленным» и в результате имеем следующее: «практически ничего не запомнила». Но основная и самая сложная работа происходит на стадии подготовки к выступлению: это выбор темы, определение цели выступления, подбор и анализ материалов доклада, написание текста доклада, подготовка, репетиции и т. д. Поговорим о том. 1. Определение темы и цели выступления.

Докоммуникативный этап.

Следующим этапом, помогающим перейти к коммуникативной фазе, становится подготовка текста сообщения. На этом этапе оратор реализует следующие задачи: Анализ источников и поиск материалов по теме. Продумывание композиции выступления. Отбор средств выражения, их стилистическая правка и редактирование. Текст выступления должен соответствовать классической композиционной схеме: вступление — основная часть — заключение. Во вступлении необходимо обосновать актуальность темы, заинтересовав ею слушателей и мотивировав их воспринимать текст сообщения. Здесь говорящий использует различные средства привлечения внимания аудитории: необычные факты, яркие иллюстрации, запоминающиеся примеры из жизни или художественных произведений, проблемные ситуации и проч.

Необходимо конкретизировать цель как для себя, так и для всей аудитории. Важно, чтобы тема соответствовала уровню подготовки и образованности конкретной аудитории.

Важно не только и не столько изложить материал, но и показать свое отношение к проблеме, сформулировать собственные выводы и доводы, попытаться вызвать ответную реакцию слушателей, возможно, еще не в виде выступления или диалога на собрании, но, как минимум, в виде готовности и стремления проявить активность и самостоятельность. Сбор и изучение материала — следующий этап в подготовке к речи. Научная и художественная литература, справочники и энциклопедии, газеты и журналы могут являться источниками материала.

Речи, написанные без предварительно составленного плана, как показывает практика, обычно имеют существенные композиционные недостатки. Оратор, не продумавший план выступления, нередко отклоняется от темы, не укладывается в отведённое для выступления время. Планы делятся на простые и сложные, а оба этих вида планов могут быть предварительными, рабочими и основными. Предварительный план освещает все возможные проблемы выступления, он затрагивает тему широко, позволяя оратору найти конкретный вариант. Рабочий план составляется, когда подобраны необходимые материалы и определена цель выступления и тема. Указываются тезисы речи, формулировки, примеры.

Основной план пишется для слушателей и объявляется в начале выступления или иного вида информационного сообщения. Начало, развёртывание и завершение речи. Для успешного публичного выступления нужно подумать, как расположить собранный материал, в какой последовательности его излагать, какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь — одним словом, какую выбрать композицию речи. Слово «композиция» восходит к латинскому composition, означающему «составление, сочинение». В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Когда говорят только о последовательности компонентов речи, пользуются термином архитектоника. В отличие от композиции, архитектоника статична, не связана со временем, а динамичность реализуется в композиции речи, в логике развития темы, в течении мысли оратора. Композиции придают большое значение, называя её искусством. Искусство композиции проявляется как в продуманном расположении частей текста выступления, так и в приёмах перевода аудитории на чужую точку зрения.

Не существует универсальных правил построения публичного выступления. Тема, цель, задачи, стоящие перед оратором, и состав аудитории определяют общие принципы композиции: 1 принцип последовательности последующее должно вытекать из предшествующего и быть с ним соотносимо ; 2 принцип усиления значимость, вес, убедительность аргументов должны постепенно нарастать, самые сильные в конце рассуждения ; 3 принцип органического единства изложение должно вытекать из самого материала и намерений оратора ; 4 принцип экономии достижение поставленной цели рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств. Представления о композиции речи сводятся к наличию в ней начала, развёртывания и завершения, или вступления, основной части и заключения. Успех публичного выступления во многом зависит от того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию. Во вступлении подчёркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, кратко излагается история вопроса, формулируется цель выступления.

Сочинение рассуждение строится по следующему плану: тезис — главная мысль, доказательства — аргументы и вывод. Работа в паре. На партах — карточки с набором предложений. Задание: определить последовательность предложений для получения связного текста. Экология языка — поиск путей устранения негативного влияния косноязычия, прикольных словечек, ненормативной лексики и так далее. Несоблюдение законов экологии убивает человека биологически, несоблюдение законов культуры может убить человека нравственно. Человек живёт в определённой окружающей среде, загрязнение которой делает его больным, угрожает его жизни.

Подготовка публичного выступления и факторы, определяющие его успех (стр. 1 из 2)

Поэтому на данном этапе необходимо размышлять над материалом, критически его оценивать, пытаясь понять, как соотнести его с современными событиями, как использовать то или иное положение во время выступления. Настоящая подготовка к выступлению, по мнению специалистов, заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли к рассматриваемому вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории. Разработка плана выступления. В процессе подготовки речи необходимо определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план.

Речи, написанные без предварительно составленного плана, как показывает практика, обычно имеют существенные композиционные недостатки. Оратор, не продумавший план выступления, нередко отклоняется от темы, не укладывается в отведённое для выступления время. Планы делятся на простые и сложные, а оба этих вида планов могут быть предварительными, рабочими и основными.

Предварительный план освещает все возможные проблемы выступления, он затрагивает тему широко, позволяя оратору найти конкретный вариант. Рабочий план составляется, когда подобраны необходимые материалы и определена цель выступления и тема. Указываются тезисы речи, формулировки, примеры.

Основной план пишется для слушателей и объявляется в начале выступления или иного вида информационного сообщения. Начало, развёртывание и завершение речи. Для успешного публичного выступления нужно подумать, как расположить собранный материал, в какой последовательности его излагать, какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь — одним словом, какую выбрать композицию речи.

Слово «композиция» восходит к латинскому composition, означающему «составление, сочинение». В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Когда говорят только о последовательности компонентов речи, пользуются термином архитектоника.

В отличие от композиции, архитектоника статична, не связана со временем, а динамичность реализуется в композиции речи, в логике развития темы, в течении мысли оратора. Композиции придают большое значение, называя её искусством. Искусство композиции проявляется как в продуманном расположении частей текста выступления, так и в приёмах перевода аудитории на чужую точку зрения.

Не существует универсальных правил построения публичного выступления.

Такое выступление называется информационным. Информационный жанр используется в научном докладе, лекции, в рассказе о случае из жизни или при описании какого-либо явления. Инструктажи и объявления о предстоящем событии тоже относятся к информационным выступлениям. Этой цели служит протокольно-этикетное выступление: приветствие официальной делегации, официальное поздравление юбиляра, вступительное слово перед открытием какого-либо официального мероприятия, выступление с оценкой заслуг человека или организации похвальное слово , речь на траурном митинге или торжественном собрании, официальный тост и др. Для этого используется развлекательное выступление например, тосты, речи на банкетах и др.

Убеждающая речь призвана показать правильность занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по какому-либо вопросу. Примеры убеждающих выступлений — полемика в научных и политических дискуссиях, предвыборные, агитационные, рекламные речи, презентации.

Специалисты советуют придерживаться полезного правила — брать круг вопросов, подготовка по которым может дать больше знаний, чем обладают слушатели, — Выбирать необходимо уместную тему. Известно, что восприятие речи зависит от многих обстоятельств, в том числе и от конкретной обстановки, в которой произносится речь. Например, люди, собравшиеся на банкете, даже физически не способны слушать солидные выступления на серьезные темы. Наоборот, за дружеским столом легко примут то, что в аудитории может показаться некорректным, смутить, озадачить или обидеть слушателей.

Поэтому при выборе темы важно учитывать конкретные обстоятельства, в которых будет произнесена речь. По определению психологов, интерес — это форма проявления познавательной потребности, которая помогает личности осознать цели деятельности и способствует ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Интересы бывают общественные, профессиональные, партийные, личные и т. Зная, перед кем придется выступать, оратор должен учитывать, какие проблемы волнуют его слушателей в данный момент, какие проблемы для них являются приоритетными. Когда тема выбрана, следует подумать о формулировке ее. Нельзя забывать, что удачная формулировка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи.

Название речи должно отвечать целому ряду требований. Прежде всего тему необходимо формулировать ясно, четко и по возможности кратко. Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова и выражения, отталкивают слушателей, порой даже вызывают отрицательное отношение к предстоящему выступлению. Следует избегать и слишком общих названий, так как они требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий. Поэтому среди слушателей всегда найдутся недовольные, так как не получат ответа на интересующие их вопросы. Для конкретизации общей формулировки часто прибегают к подзаголовкам.

Выбранная формулировка непременно должна отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Особого внимания требует разработка повестки дня совещаний, заседаний, программ семинаров, конференций, симпозиумов. Формулировки пунктов повестки дня, темы докладов, сообщений должны ориентировать людей на участие в обсуждении конкретных проблем. Необходимым условием успешной подготовки считается определение цели выступления. По мнению ученых, эффективность речи — это степень реализации ее целевой установки, отношение достигнутого результата к поставленной цели. А цель — это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть.

Поэтому говорящий должен ясно представлять, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не достигнет успеха в ее подготовке и произнесении. Примечательные слова произнес, выступая на одном из собраний в 1929 г.

Объяснение: Как роятся пчелы. Игра в хоккей. Что вдохновляет политика. Смысл буддизма. Изложение мероприятий, которые отдают преступника во власть правосудия, приобретет оживленный характер, если ему придать форму повествования под названием «Последние дни убийцы». Информационная речь должна отвечать следующим требованиям. Он не может вызывать спора: верить или не верить и что делать.

Но интересы могут возникать и в связи с практическими запросами, поскольку они имеют непосредственное отношение к занятиям слушателя, его домашнему быту, религии, отдыху, к политическим взглядам или его общественной жизни. Пример: волнующая новая повесть. В той же аудитории беседа о полиомиэлите уже содержит в себе призыв к решению жизненно важного вопроса для семьи. Иногда беседа, по всей видимости преследующая познавательные цели, в действительности будет иметь агитационное значение. Доклад о том, как орудовали разбойники в XVI столетии, будет весьма занимательным и только. Но такой же доклад для фермеров, хотя бы совершенно объективный с партийной точки зрения, будет ими принят как довод в спорах по вопросу, быть или не быть кооперативам или тем или иным формам кооперативного сотрудничества. На деле эти три вида общих целевых установок нередко перекрывают частично друг друга. Большинство речей с целью убедить вызывают действенные порывы, как и речи, склоняющие к действию. Сплошь и рядом бывает трудно сказать, где кончается ясное постижение вопроса и возникают изменившееся убеждение и потребность действия. Более, чем какая-либо другая, к ней относится Геттисбургская речь Линкольна.

Такие речи, как и информационные, в значительной мере развиты на основе примеров и соответствующих данных, однако материал должен быть подобран и подан так, чтобы вызвать не только любознательность, но и обострить в сознании значение традиций, личности, правил поведения, веры. Поэтому такие речи содержат в себе прямой призыв к чувствам. Затрагивая чувства, они напоминают слушателю об уже известном, но не полностью осознанном. Для таких речей характерны следующие темы: Добрый друг. Памяти военных героев нашего края. Мысли в связи со столетним юбилеем нашей школы. Этикет — безобидная причуда. Человек, который любил малышей. Обычная опасность для оратора, избравшего данный вид речи, — впасть в сентиментальность, неискренний тон и чрезмерную эмоциональность. Этим чаще всего грешат в речах на следующие темы: Права или неправа моя страна.

Дорогой старый отец. Вернется ли к нам былая доблесть. Отцы — основатели. Доброе старое время. Самая удивительная на свете мать. Как и всякая речь, она должна быть интересной. Но ее интересный характер — в самом вопросе или в его спорности. Как избежать таких ошибок? Если в данное время Конгресс рассматривает законопроект, вызывающий большие дебаты, у вас появится тема, интерес к которой уже сложился у большинства слушателей. Выбирая одну из указанных тем, можно быть уверенным, что удастся внести в нее нечто конструктивное и новое, о чем уже Давно не слышала аудитория.

Скучно было бы слушать шутливые споры на тему, кто умнее — мужчина или женщина и что появилось раньше—яйцо или курица. Многие вопросы настолько далеки от слушателя, что представляют чисто академический интерес. Для группы шекспироведов всегда интересен спор, написан ли «Макбет» именно в 1605 году или нет. Но для большинства слушателей такой вопрос был бы лишен всякого значения. Но вы должны что-нибудь сделать для возможного решения. Следовательно, его убедили. Призыв к действию бывает прямым и косвенным; действие может наступить когда-нибудь или немедленно. Ежедневно мы просим других сделать что-либо. Один студент обращается к другому: «Пойдем в кино». Это краткий призыв к действию.

Продавец спрашивает покупателя: «Не угодно ли еще что-нибудь».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий