Операция концерт вов

В ходе Великой Отечественной войны 19 сентября 1943 года началась партизанская операция «Концерт». За полтора месяца партизаны осуществили комплекс диверсионных. Операция «Концерт». 19 сентября 1943 года во время Великой Отечественной войны началась партизанская операция «Концерт», продолжавшаяся полтора месяца. Статьи о российской истории. 19 сентября 1943 года началась операция «Концерт», ставшая вторым большим этапом рельсовой войны на оккупированной советской территории Понятие.

Что такое операция концерт. "Рельсовая война"

«Концерт» — это условное наименование операции, проведённой в ходе Великой Отечественной войны советскими партизанами с 19 сентября по конец октября 1943 года. За неделю до начала операции из-за погодных условий и сокращения количества авиарейсов, к 19 сентября партизаны получили чуть более половины необходимого объема взрывчатки. 15 сентября 1943 года) это первая крупная партизанская военная операция со стороны СССР времен Второй Мировой войны. Примером организации этого движения к середине войны стала операция "Концерт". Операция “ Концерт “ была проведена советскими партизанами в период с 19 сентября по конец октября 1943 года.

Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

«Концерт» – это условное наименование операции, проведённой в ходе Великой Отечественной войны советскими партизанами с 19 сентября по конец октября 1943 г. С 19 сентября по конец октября 1943 года силами партизан на оккупированных территориях СССР проводилась операция под кодовым названием «Концерт». Партизанское движение во время Великой Отечественной войны.

«Концерт» для неприятеля

Операция “ Концерт “ была проведена советскими партизанами в период с 19 сентября по конец октября 1943 года. Между тем первоначально "Рельсовой войной" именовалась конкретная партизанская операция, проведенная с начала августа по середину сентября 1943 года. В сентябре 1943 года стартовала операция с названием «Концерт».

Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

«Концерт» – это кодовое название операции, которую партизаны провели с 19 сентября по конец октября 1943 года, продолжение операции «Рельсовая война». операция «Рельсовая война», сентябрь-октябрь 1943 года – операция «Концерт». Лето 1941 г. – начало создания подпольных организаций в Донбассе. «Концерт» – это кодовое название операции, которую партизаны провели с 19 сентября по конец октября 1943 года, продолжение операции «Рельсовая война». Операция «Конце́рт» — кодовое наименование операции советских партизан, проводившейся с 19 сентября по конец октября 1943 года, продолжение операции «Рельсовая война». Операция «Рельсовая война» и «Концерт». 2. Основание для разработки. Участие в школьном конкурсе проектов посвященных Великой Отечественной войне». Операция «Концерт», кодовое наименование операции, проведённой в ходе Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. советскими партизанами с 19.

ОПЕРАЦИЯ «КОНЦЕРТ»

Центральный штаб партизанского движения предполагал забросить белорусским партизанам 120 т взрывчатки и других грузов, калининским и ленинградским партизанам — по 20 т. Ввиду резкого ухудшения метеоусловий к началу операции удалось перебросить партизанам лишь около половины запланированного количества грузов, поэтому было решено массовые диверсии начать 25 сентября. Однако часть отрядов, уже вышедших на исходные рубежи, не могла учесть изменения сроков операции и в ночь на 19 сентября, когда Красная Армия, освобождая Орловскую, Смоленскую области и Левобережную Украину, подходила к Днепру, приступила к её осуществлению. Только партизаны Белоруссии в ночь на 19 сентября подорвали 19 903 рельса. Партизаны отряда «Народный мститель» Темкинского района минируют железнодорожное полотно. Смоленская область.

Сентябрь 1943 г. Уже в 6 часов утра этого числа дирекция германских государственных железных дорог в Минске с тревогой сообщила: «Положение очень напряженное! Действия партизан невыносимо увеличиваются. Все узловые станции переполнены из-за невозможности использования линий…». Основная масса партизанских соединений начала боевые действия в ночь на 25 сентября.

Разгромив охрану противника и овладев железнодорожными перегонами, они приступили к массовому разрушению и минированию железнодорожного полотна. Были произведены одновременные действия по плану операции «Концерт» на фронте около 900 км исключая Карелию и Крым и в глубине свыше 400 км.

В ней участвовало 193 партизанских формирования Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей. Советским войскам предстояла битва за Днепр, наступление на смоленском и гомельском направлениях, и руководство страны понимало важность задачи партизанского движения. Основные массовые диверсии начались 25 сентября. Разгромив немецкую охрану, партизаны начали разрушать и минировать железные дороги противника. Часть отрядов приступила к операции еще раньше. Белорусские партизаны уже в ночь на 19 сентября подорвали порядка 20 тысяч рельсов. Партизаны действовали на фронте протяженностью около 900 км свыше 400 км в глубину.

С помощью радио командование приказывало партизанам, а те, в свою очередь, координировали авиаудары и давали сведения разведки. Среди партизан были и женщины — если для немцев, мысливших женщину только на кухне, это было неприемлемо, то Советы всячески агитировали слабый пол к участию в партизанской войне. Женщины-разведчики не попадали под подозрение врагов, женщины-врачи и радисты помогали при диверсиях, а некоторые отважные женщины даже участвовали в боевых действиях. Известно и о офицерских привилегиях — если в отряде была женщина, она часто становилась «походной женой» командиров.

Иногда все происходило наоборот и жены вместо мужей командовали и вмешивались в военные вопросы — такой беспорядок высшие органы пытались пресекать. Тактика партизан Основой тактики «длинной руки» так советское руководство называло партизан было осуществление разведки и диверсий — они уничтожали железные дороги, по которым немцы доставляли эшелоны с вооружением и продуктами, ломали высоковольтные линии, отравляли в тылу врага водопроводы или колодцы. Благодаря этим действиям удавалось дезорганизовать тыл противника и деморализовать его. Большим преимуществом партизан было также то, что все перечисленное не требовало больших человеческих ресурсов: реализовать подрывные планы порой мог даже небольшой отряд а иногда — один человек.

Когда Красная Армия наступала, партизаны ударяли с тыла, прорывая оборону, неожиданно срывали вражескую перегруппировку или отступление. До этого силы партизанских отрядов скрывались в лесах, горах и болотах - в степных районах деятельность партизан была малоэффективной. Особенно успешной партизанская война была в Белоруссии — леса и болота скрывали «второй фронт» и способствовали их успехам. Потому до сих пор в Белоруссии помнят подвиги партизан: стоит вспомнить хотя бы название одноименного минского футбольного клуба.

С помощью пропаганды на оккупированных территориях «народные мстители» могли проводить пополнения боевых рядов. Однако партизанские отряды набирались неравномерно — часть населения на оккупированных территориях держала нос по ветру и выжидала, другие же люди, знакомые с террором немецких оккупантов, охотнее шли в партизаны Рельсовая война «Второй фронт», как называли партизан немецкие захватчики, сыграл огромную роль в уничтожении врага. В Белоруссии в 1943 году было постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны» - партизаны должны были вести так называемую рельсовую войну, подрывая поезда, мосты и всячески портя вражеские пути. В ходе операций «Рельсовая война» и «Концерт» в Белоруссии было на 15-30 дней остановлено движение поездов, а также уничтожались армия и техника неприятеля.

Подрывая вражеские составы даже в условиях нехватки взрывчатки, партизаны уничтожили более 70 мостов и убили 30 тысяч немецких бойцов. Только в первую ночь операции «Рельсовая война» было разрушено 42 тысячи рельсов. Считается, что за все время войны партизаны уничтожили около 18 тысяч составов противника, что является поистине колоссальной цифрой. Во многом эти достижения стали реальностью благодаря изобретению партизанского умельца Т.

Шавгулидзе — в походных условиях он соорудил особый клин, пускающий поезда под откос: состав наезжал на клин, который за несколько минут крепился к путям, затем колесо переставлялось с внутренней на наружную сторону рельса, и поезд полностью разрушался, чего не происходило даже после взрывов мин. Партизанские оружейники Бригады партизан в основном были вооружены легкими автоматами, пулеметами и карабинами. Впрочем, были отряды и с минометами или артиллерией. Партизаны вооружались Советами и зачастую трофейным оружием, однако этого в условиях войны в тылу врага было недостаточно.

Партизанами было развернуто масштабное производство кустарного оружия и даже танков.

Было налажено массовое обучение партизан минно-подрывному делу. В связи с ухудшением метеоусловий советская авиация к 19 сентября доставила партизанам лишь 50 процентов запланированных грузов, поэтому срок начала операции был перенесён на 25 сентября. Ход операции Часть партизанских бригад вышла на исходные рубежи и в ночь на 19 сентября нанесла удар по железнодорожным коммуникациям. Основная масса партизанских формирований начала боевые действия в ночь на 25 сентября.

Фашистское командование предприняло усилия для восстановления движения по железной дороге: в Белоруссию были переброшены новые железнодорожные восстановительные батальоны , на ремонтные работы сгонялось местное население. Из Польши , Чехословакии , Германии доставлялись рельсы и шпалы , но партизаны вновь выводили из строя отремонтированные участки.

Пущено под откос 5 494 эшелона врага. Партизанская «рельсовая война»

Ей Богу? И они обе засмеялись. И Наташа побежала по коридору. Соня, отряхнув пух и спрятав стихи за пазуху, к шейке с выступавшими костями груди, легкими, веселыми шагами, с раскрасневшимся лицом, побежала вслед за Наташей по коридору в диванную. По просьбе гостей молодые люди спели квартет «Ключ», который всем очень понравился; потом Николай спел вновь выученную им песню. В приятну ночь, при лунном свете, Представить счастливо себе, Что некто есть еще на свете, Кто думает и о тебе! Что и она, рукой прекрасной, По арфе золотой бродя, Зовет к себе, зовет тебя!

Еще день, два, и рай настанет… Но ах! И он не допел еще последних слов, когда в зале молодежь приготовилась к танцам и на хорах застучали ногами и закашляли музыканты. О размахе партизанского движения свидетельствует ряд крупных операций, осуществленных совместно с войсками Красной Армии. Одна из них получила название «Рельсовая война». Она проводилась в августе-сентябре 1943 года на оккупированной врагом территории РСФСР, Белорусской и части Украинской ССР с целью вывода из строя железнодорожных коммуникаций немецко-фашистских войск. Эта операция была связана с планами Ставки по завершению разгрома гитлеровцев на Курской дуге, проведению Смоленской операции и наступления с целью освобождения Левобережной Украины.

К выполнению операции ЦШПД привлек также ленинградских, смоленских, орловских партизан. Приказ о проведении операции «Рельсовая война» был отдан 14 июня 1943 года. Местные партизанские штабы и их представители на фронтах определили участки и объекты действий каждому партизанскому формированию. Партизаны снабжались с «Большой земли» взрывчатыми веществами, взрывателями, активно проводилась разведка на железнодорожных коммуникациях противника. Операция началась в ночь на 3 августа и продолжалась до середины сентября. Боевые действия в тылу врага развернулись на местности протяженностью около 1000 км по фронту и 750 км в глубину, в них участвовало около 100 тысяч партизан при активной поддержке местного населения.

Мощный удар по железным дорогам на территории, занятой противником, оказался для него полной неожиданностью. Б течение долгого времени гитлеровцы не могли организованно противодействовать партизанам. В ходе операции «Рельсовая война» было подорвано свыше 215 тысяч железнодорожных рельсов, пущено под откос много эшелонов с личным составом и боевой техникой гитлеровцев, взорваны железнодорожные мосты и станционные сооружения. Тем же целям, но уже во время предстоящего наступления советских войск на смоленском, гомельском направлениях и битвы за Днепр, была подчинена операция партизан под кодовым названием «Концерт». Она проводилась 19 сентября — 1 ноября 1943 года на оккупированной фашистами территории Белоруссии Карелии, в Ленинградской и Калининской областях, на территории Латвии, Эстонии, Крыма, охватывая по фронту около 900 км и в глубину свыше 400 км. Являлась плановым продолжением операции «Рельсовая война», она была тесно связана с предстоящим наступлением советских войск на смоленском и гомельском направлениях и в ходе битвы за Днепр.

Но ремонтные бригады не успевали за действиями партизан. Всего за полтора месяца ими было подорвано свыше 148 500 рельсов. На одном только белорусском направлении партизаны пустили под откос более 1000 вражеских эшелонов, разрушили 72 железнодорожных моста. Всего же в ходе двух операций — «Рельсовая война» и «Концерт» — с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса. В дальнейшем историки произвели оценку и выявили, что в двух операциях по разрушению железнодорожного полотна противника действия партизан были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации за этот период.

Это с учетом того, что противник сбросил на железные дороги в советском тылу более 10 тысяч авиационных бомб. Действия партизан в 1943 году значительно затруднили перегруппировку фашистских войск и оказали большую помощь советским войскам.

Каждый партизанский отряд получил свою задачу, что включало подрыв рельсов, эшелонов, дорожных сооружений и других объектов тыловой инфраструктуры. К операции привлекли более 190 бригад и отрядов, около 120 тыс.

Операция была тесно связана с предстоящим наступлением советских армий на смоленском и гомельском направлениях и битвой за Днепр. Было налажено массовое обучение партизан подрывному делу, доставка военных грузов в расположение партизанских формирований. Начало операции назначили на 19 сентября 1943 года. Однако из-за неблагоприятных погодных условий к началу операции авиацией перебросили только половину военных грузов.

Поэтому старт масштабных мероприятий перенесли на 25 сентября. Но часть партизанских подразделений, которые уже вышли на рубежи атаки, начали операцию по первоначальному плану — 19 сентября. Так, партизаны в Белоруссии в ночь на 19 сентября взорвали около 20 тыс. Атака белорусских партизан была такой масштабной, что уже в 6 часов утра 19 сентября 1943 года руководство немецких железных дорог в Минске с тревогой извещало: «Положение очень напряженное!

Действия партизан невыносимо увеличиваются. Все узловые станции переполнены из-за невозможности использования линий».

И они не дали оккупантам жить спокойно. Бойцы партизанской бригады Заслонова парализовали работу железнодорожного узла Орша, вывели из строя более 200 паровозов. Они забрасывали в тендер паровозов бомбы, замаскированные под куски угля, — ещё довоенное изобретение.

Кто заметит такой «подарочек»? Да и «закладку» практически не видно, тем более ночью. А взрыв в топке паровоза ведёт или к тяжёлой аварии, или к полной катастрофе. Если даже «угольная мина» легла в топке неудачно, посередине, тогда от взрыва рухнет колосниковая решётка, чугунные колосники снесут зольник паровоза с почти гарантированным сходом всей головы состава. А если рванёт возле стенки топки, то это вызовет разрыв листового металла и неконтролируемое падение давления пара в котле, за этим последуют мгновенное закипание всей воды и взрыв многотонной паровой бомбы.

От паровоза в результате остаются одни ошмётки, да и всё вокруг выглядит так, как после бомбежки. Ходили партизаны и в атаки. Командир партизанской бригады имени Щорса Михаил Ромашин в марте 1943 года руководил операцией по взрыву «голубого» моста через реку Десна под Брянском. Более тысячи партизан в течение получаса уничтожили роту охраны и взорвали мост, имеющий стратегическое значение. Движение было прервано на 28 суток, и немцам в результате всех трудов удалось восстановить только одну ферму.

В разгар немецкого наступления на Курской дуге пропускная способность целого участка линии сократилась в три раза. И это помогло советским войскам нанести такой урон врагу, от которого он уже не смог оправиться до конца войны. Такие «концерты» в постановке партизанских «дирижёров» немцы запомнили навсегда. Правда, лишь те из них, кто успел унести ноги. Со стен музея на нас глядят очень простые, открытые лица партизан, вставших грудью на защиту родной земли.

В истории навсегда останутся их имена. А лица — в нашей памяти.

ОПЕРАЦИЯ «КОНЦЕРТ»

В дальнейшем, когда операция «рельсовая война» переросла в операцию «концерт» на территорию СССР рельсы перебрасывались из самой Германии, стран Бенилюкса и Польши. Взорванный партизанами поед в 1943 году Чтобы понять насколько опасной была ситуация на многих участках немецкого тыла в том числе и где не проводилась операция «рельсовая война» обратимся к историческим документам. Количество взрывов достигло такого числа, что ситуация становится угрожающей. Идет целенаправленный удар по эшелонам и тягловым паровозам. Если подобная картина сохранится в ближайшее время то под удар будет поставлено все железнодорожное сообщение. В частности речь идет об угрозе срыва снабжения всех фронтовых операций Командир 559-ой германской комендатуры Действий партизан становятся все активнее. Они постоянно нападают на железнодорожные пути. Эшелоны, идущие с фронта, приходится надолго задерживать. Многие поезда уничтожены или покалечены минами.

Докладная записка директора железных дорог Минска от 19 сентября 1943 года Итоги и результаты рельсовой войны С окончанием Второй мировой войны было официально объявлено, что рельсовую войну СССР начал для поддержки операции на Курской дуге. Ты не менее если сопоставить даты, то в этом можно усомниться. Напомним, что сражения на Курской дуге длились с 5 июля по 23 августа 1943 года. Рельсовая война началась 3 августа и длилась до 15 сентября 1943 года, а в дальнейшем плавно переросло в операцию «концерт» до ноября 1943 года. Сложно себе представить, что для поддержки Курской дуги была разработана партизанская военная компания, старт которой пришелся только на конец сражение. Одна из причин, почему рельсовую войну приписали к Курской дуге, заключается в том, что сама война и уничтожение рельс не имели той эффективности, как об этом часто говорят. В частности это связано еще и с тем, что в истории СССР часто принято акцентировать внимание только на положительных военных событиях, а о спорных или отрицательных либо не говорили вообще либо затрагивали вскользь. Рельсовая война стала однозначно положительным событием в советской историографии.

Однако если более детально разбираться с этим вопросом, там в этой операции были как плюсы так и минусы. Рельсовая война - партизаны устанавливают взрывчатку Очевидные минусы рельсовой войны: Уничтожение собственного имущества. Многие историки сегодня акцентируют внимание, что отступающая немецкая армия нанесла меньший урон железнодорожному полотну, чем партизаны.

Советским войскам предстояла битва за Днепр, наступление на смоленском и гомельском направлениях, и руководство понимало важность задачи партизанского движения. Основные массовые диверсии начались 25 сентября. Разгромив немецкую охрану, партизаны начали разрушать и минировать железные дороги противника. Часть отрядов приступила к операции еще раньше. Белорусские партизаны уже в ночь на 19 сентября подорвали порядка 20 тысяч рельсов. Партизаны действовали на фронте протяженностью около 900 км свыше 400 км в глубину.

Понимая отчаянность положения, Гитлер начал спешно перебрасывать из Германии и даже с линии фронта новые железнодорожные восстановительные батальоны.

Ход операции Часть партизанских бригад вышла на исходные рубежи и в ночь на 19 сентября нанесла удар по железнодорожным коммуникациям. Основная масса партизанских формирований начала боевые действия в ночь на 25 сентября. Фашистское командование предприняло усилия для восстановления движения по железной дороге: в Белоруссию были переброшены новые железнодорожные восстановительные батальоны, на ремонтные работы сгонялось местное население.

Из Польши, Чехословакии, Германии доставлялись рельсы и шпалы, но партизаны вновь выводили из строя отремонтированные участки. Операция была прекращена из-за отсутствия взрывчатки. Результаты операции В ходе операции подорвано около 150 тысяч рельсов. Только белорусские партизаны подорвали около 90 тысяч рельсов, 1041 эшелон, взорвали 72 железнодорожных моста, разгромили 58 гарнизонов.

В результате действия партизан пропускная способность железных дорог снизилась на 35—40 процентов, что значительно затруднило перегруппировки фашистских войск и оказало большую помощь наступающей Советской Армии.

Его удалось подавить новому республиканскому правительству товарища Хуана Негрина, но НКВД пришлось отзывать советских добровольцев на Родину для проверки. Так что вызов в Москву для Ильи Григорьевича был совсем не на повышение. Капитана Старинова «фильтровали» почти год, пока он занимал должность начальника учебного полигона НКПС. А всех его испанских однополчан, начиная с бригадного комиссара Христофора Интовича Салныня, которому Старинов, отбывая в Москву сдал дела, до и.

Илью Григорьевича крепко хранил для будущего «большого дела» Бог Войны. Он избежал подозрений, но партия оказала ему высокое доверие, позволив доказать преданность делу Ленина-Сталина кровью. От «белофинской» к «рельсовой» войне Капитана Старинова с командной должности отправляют простым командиром диверсионно-заградительной группы в Ленинградский военный округ, на «белофинскую» войну. А в 42-м назначен заместителем начальника штаба партизанского движения, генерала Пономаренко. Летом 1943 года, в преддверии Курской битвы, идеи Старинова, весь его опыт наконец оказался востребованным.

Однако были внесены некоторые коррективы, которые, как потом отмечал в своих воспоминаниях Илья Григорьевич, он воспринял негативно. Так, в ходе организации диверсий на железнодорожных путях было решено сделать акцент на уничтожении рельсов, в то время как сам Старинов считал, что в первую очередь следует пускать под откос поезда противника и взрывать мосты. В июне 1943 года ЦК Компартии Белоруссии принял постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны». В документе предлагалось нанести по врагу массированный диверсионный удар. К участию в операции было привлечено 167 партизанских бригад и отдельных отрядов общей численностью около 100 000 бойцов.

Тактический просчет В приказе 0042 от 14 июля 1943 года предписывалось уничтожать рельсы. Что-ж тут странного, если война рельсовая? Но дьявол крылся в мелочах. Штаб исходил из ошибочного убеждения, что немцы испытывают недостаток рельсов.

РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА - ОПЕРАЦИЯ «КОНЦЕРТ» / 1418 ШАГОВ ДО ПОБЕДЫ

150 000 рельсов. Операция "Концерт" была советской военной операцией во время Второй мировой войны, проведенной в рамках диверсионной кампании "Железнодорожная война". Она продлилась до конца октября 1943 года. За это время 193 партизанских формирования Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской, Калининской, 19.09.2021. Командование немецких войск, потрясенное масштабом партизанской операции "Концерт", предприняло колоссальные усилия, чтобы восстановить движение по железным дорогам.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий