Может ли быть передовой педагогический опыт обобщен в форме публичного выступления

Передовой педагогический опыт • Заимствование опыта – творческий процесс • Поэтому освоение опыта нередко превращается в его модификацию, переработку и даже разработку на основе известного образца своего, авторского варианта. Устная форма представления опыта осуществляется путем организации выступлений перед педагогическим коллективом с рассказом об опыте. Это может сделать педагог дошкольного образования, руководитель ДОУ, опыт которого обобщен. Работа по изучению, обобщению и внедрению опыта планируется ежемесячно. С этой целью в планах заведующей и старшего воспитателя на месяц выделен раздел «Изучение, обобщение, внедрение передового педагогического опыта». Методические разработки для работы с педагогами и родителями воспитанников: педсоветы, семинары, консультации; Передовой педагогический опыт воспитателя; Передовой педагогический опыт в детском саду. целостная характеристика практики решения учителем педагогических задач и проблем, в которой отражаются устойчивые закономерности; способы, условия и личностные предпосылки получения тех или иных результатов.

Технология обобщения передового педагогического опыта в форме публичного выступления

это не временная кампания, не эпизодическое мероприятие, проводимое раз в году в виде научно-практической конференции или педагогических чтений, а обязательный элемент повседневной. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению. Приемы внедрения в практику передового опыта. Смысл и цель изучения и обобщения передового педагогического опыта заключается в том, чтобы достижения мастеров педагогического труда сделать достоянием всех учителей.

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Махмутова Л Г канд

Немного слов скажу о ФГОС ООО, качестве обучения и профессиональном стандарте педагога, кратко изложу уровни, виды и формы педагогического опыта, поделюсь собственной практикой на примере создания публикаций и в конце подведу итоги. Ø ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ – это реальный педагогический процесс, реальная педагогическая практика, в том числе и еѐ результаты, которые отражаются в качествах учащихся и воспитанников. Реферат по теме: Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта (практики) С точки зрения управления качеством образования, чтобы понять сущность инновационных процессов в образовании, необходимо решить такую важную проблему. Обобщение передового педагогического опыта (далее ППО) – неотъемлемая часть методической работы организации образования. Под понятием «передовой опыт» надо понимать новые или улучшенные приемы и методы работы, формы деятельности. Прежде чем приступить к изучению и обобщению передового педагогического опыта, необходимо четко обозначить тему, которая подлежит изучению, и цель, которая ставится при этом.

Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта

Учебное пособие по теме: Передовой педагогический опыт, его значение на современном этапе развития общества критерием передового педагогического опыта выступает его актуальность, которая выражается в соответствии опыта современным тенденциям. Оформите свою работу в соответствии с выбранной формой обобщения. Следует отметить, что педагогический опыт может быть обобщен и описан как в целом (системой), так и отдельными компонентами. Изучение и обобщение передового педагогического опыта – веление времени, целью которого является совершенствование содержания и повышение эффективности учебн. деятельность, в которую воплощены выводы научных исследований или успешное.

Методические рекомендации «Обобщение и распространение передового педагогического опыта»

Проводится в тех случаях, когда нет других способов убедиться в целесообразности внедрения проверяемого опыта. Задача того, кто обобщает передовой опыт, заключается не только в том, чтобы фиксировать чужие достижения, автоматически применяя их. Передовой педагогический опыт – это опыт, который отличается от массового положительного высокой результативностью и оптимальностью, т.е. достижением высоких результатов с приложением минимальных усилий педагога и учащихся. Работа по изучению, обобщению и внедрению опыта планируется ежемесячно. С этой целью в планах заведующей и старшего воспитателя на месяц выделен раздел «Изучение, обобщение, внедрение передового педагогического опыта». Массовый педагогический опыт – разновидность педагогического опыта, возникающая при достижении положительных результатов в обучении, воспитании и развитии подрастающего поколения на основе соблюдения нормативных требований. В основу продукции положен обобщенный личный опыт и материал, отобранный в процессе работы с педагогическими кадрами. Методическое пособие адресовано заместителям директора, методистам, педагогам учреждений дополнительного образования.

Виды педагогического опыта, их классификация

  • Виды педагогического опыта, их классификация
  • Обобщение передового педагогического опыта
  • Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта (практики)
  • Передовой педагогический опыт - это... Описание системы, особенности
  • Организация обобщения и трансляция эффективного педагогического опыта.

Передовой педагогический опыт - это... Описание системы, особенности

Остается то, что составляет область уникального и неповторимого в личности,создающей новый опыт. Альтшуллер, М. Монтессори, И. Иванов, Е. Ильин, В. Караковский, С. Лысенкова, М. Щетинин, П. Эрдниев, Е. Ямбург и другие, уже стали достоянием учительства всей страны. В этой связи возникает вопрос о том, кто может и должен быть распространителем и пропагандистом новых педагогических идей и технологий.

Но и трех-четырех переделок текста может оказаться мало. Многие авторы придерживаются следующего способа написания научной статьи. Сначала нужно записать все, что приходит в голову в данный момент. Пусть это будет написано плохо, здесь важнее свежесть впечатления. После этого черновик кладут в стол и на некоторое время забывают о нем. И только затем начинается авторское редактирование: переделывание, вычеркивание, вставление нового материала. И так несколько раз.

Эта работа заканчивается не тогда, когда в статью уже нечего добавить, а когда из нее уже нельзя ничего выбросить. Все испытывают трудности при изложении. Для того чтобы подчеркнуть направление вашей мысли при написании статьи и сделать более наглядной его логическую структуру, вы можете использовать различные вводные слова и фразы: Во-первых,... Кроме того... Более того... В добавление к вышесказанному... В уточнение к вышесказанному...

Также В то же время... Вместе с тем... Подобным образом...

V этап. Составление программы изучения опыта, которая включает определенные темы, цели обобщения, методики изучения опыта. Для накопления разнообразного и достаточно обширного фактического материала используются следующие методы работы: Наблюдение применяется как прямое осуществляется в процессе непосредственной работы , так и косвенное путем ознакомления с учебно-производственной документацией и др. Объектами наблюдения могут быть: отдельные стороны работы учащихся и деятельности педагога, качество выполнения планируемой работы, уровень усвоения знаний учащимися, сформированность определенных умений и навыков, проявление индивидуальных умений и навыков, проявление индивидуальных особенностей и их роль в формировании творческой личности; дидактические условия, способствующие развитию творческого мышления учащихся, организации их деятельности, наличие средств обучения. Метод наблюдения принесет определенные результаты, если изучение опыта будет всесторонним, объективным и обоснованным. Беседа ее ценность как метода исследования состоит в том, что она дает возможность непосредственного контакта с педагогами и учащимися, что позволяет глубже изучить все стороны учебно-воспитательного процесса в учебном заведении. Беседа, как и наблюдение, проводится в условиях учебно-воспитательного процесса. Ответы могут даваться в устной и письменной форме.

Второй признак ППО - высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. ППО должен давать "обильный урожай", высокое качество знаний, значительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии обучающихся. Причём результаты педагогов должны существенно отличаться по качеству при сравнении с результатами массового опыта деятельности педагогов и коллективов. Третий показатель ППО - оптимальное расходование сил и средств педагогов и студентов для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития. Четвёртый показатель ППО - стабильность результатов учебно-воспитательного процесса. Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени. Пятый показатель ППО - наличие в нём элементов новизны. Они проявляются в результате наблюдений педагогического процесса. Непосредственное наблюдение даёт возможность видеть реальный педагогический процесс в его движении и развитии, новизну педагогических идей, приёмов, средств и методов педагогического воздействия по сравнению с общепринятым в практике. Они могут проявляться на уровне научных открытий новое содержание, новые формы, методы обучения и воспитания, установление новых закономерностей, эффективного совершенствования педагогического труда и повышения его результатов. Затем как эффективное применение на практике известных научных положений и совершенствование на этой основе учебно-воспитательного процесса и как реализация отдельных сторон педагогического труда. Чувство нового всегда связано с широтой педагогического кругозора, с глубоким пониманием перспектив развития опыта педагога. Шестой показатель ППО - его актуальность и перспективность. Обоснование актуальности и перспективности опыта должно вытекать из двух основных позиций: - в какой мере данный опыт способствует решению основных задач воспитания и обучения, поставленных перед ОУ социальный заказ , для дальнейшего совершенствования практики учебно-воспитательной работы; - какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике успешно решаются данным опытом.

Лекция 1.7. Тема:Изучение, обобщение и использование передового педагогического опыта

Новизна в постановке целей, отборе содержания, выборе средств и форм организации педагогического процесса 3. Соответствие основополагающим положениям современных социальных наук Критерии эффективного педагогического опыта: 4. Устойчивость, стабильность положительных результатов 5. Возможность творческого применения опыта в сходных условиях, его переносимость на другие педагогические объекты ОУ, район, город и т. Оптимальное расходование сил, средств и времени 7. Оптимальность опыта в целостном педагогическом процессе Памятка педагогу, обобщающему свой опыт Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, по которой имеются накопленные материалы Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические материалы, тексты сочинений и контрольные работы учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за развитием детей. Отмечайте при этом ваши сомнения, неудачи Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографические списки по интересующим вас вопросам Памятка педагогу, обобщающему свой опыт Приведите в систему ваши методические материалы планы, карточки, схемы, виды самостоятельных заданий для учащихся и др.

В общем цикле научного исследования опыт стоит в его начале и в конце. Педагогический опыт, то есть практика, выступает как источник познания и как объект преобразования на основе научного обобщения образцов. Такова типичная логика познавательного процесса, основанного на законах гносеологии. Группируя педагогический опыт по разным основаниям, И. Журавлев предлагает следующую его классификацию1: — по качеству: передовой, положительный, эффективный, неэффективный, рациональный, нерациональный, отрицательный. Отрицательный, в свою очередь, имеет следующие разновидности — устаревший, негативный, отстающий, ошибочный; — по масштабу: единичный, типичный, индивидуальный, групповой, коллективный, массовый; — по новизне и значимости: новаторский и модифицирующий. Для примера рассмотрим содержание классификации передового опыта по критерию новизны и значимости. Новаторский опыт — это опыт разработки и реализации новых социально-педагогических систем, во всяком случае, систем, содержащих существенные элементы новизны.

Опыт модифицирующий содержит менее выраженные, менее оригинальные элементы нового. Он построен на серьезном усовершенствовании, развитии существующих форм и подходов, однако полезен и относительно легче распространяется. Одной из сложных задач исследователя всегда был и остается поиск образцов передового педагогического опыта. На этой ступени научной работы, во-первых, важно определить источники надежной информации о передовом опыте. Вслед за этим осуществляется отбор объектов изучения, оформляется определенный вид правовых связей исследователя с авторами опыта, разрабатывается программа, по которой далее действует исследователь. Во-вторых, необходимо выявить критерии отбора действительно передового опыта, то есть экспертный аппарат, позволяющий обоснованно зачислить те или иные образцы педагогического творчества в число передовых. Естественно, что, проводя эту работу, исследователь опирается на официальные оценки опыта со стороны ученых, руководства учебных заведений, административных органов народного образования и т. Однако нередко опыт успешного решения социально-педагогических задач, особенно в микромасштабе, не попадает в поле зрения названных лиц и организаций.

В этом случае исследователь, как лицо заинтересованное в выявлении передового опыта, ведет поиск самостоятельно. Обратимся к источникам изучения передового педагогического опыта и дадим их краткий обзор. Все их разновидности можно отнести к одной из трех групп: зафиксированный в письменной форме; зафиксированный в памяти лиц, способных устно освещать его содержание; наконец, незафиксированный живой опыт конкретной деятельности, поддающийся визуальному наблюдению, описанию. Значительный интерес для научного анализа представляют рукописные машинописные формы отражения передового педагогического опыта. В каждом городе, области, крае, республике и в стране систематически проводятся различные научные и методические конференции. Доклады ученых, педагогов, руководителей учебных заведений — неиссякаемый, непрерывно пополняющийся фонд педагогического творчества, мудрости, открытий, находок. С материалами или тезисами докладов этих конференций можно ознакомиться в библиотеках.

Для распространения и пропаганды опыта следует шире использовать возможности средств массовой информации. Внедрение передового педагогического опыта неправомерно отождествлять с распространением и педагогической пропагандой опыта. Использование опыта следует рассматривать как осуществление мер по включению передовых методов и приемов в практику работы педагогов. Внедрение предполагает разработку специальной системы, направленной на совершенствование учебно-воспитательной деятельности. Успешному внедрению передового опыта в практику работы будут способствовать следующие общие условия: социальные социальная направленность деятельности педагога, осознание им своих функций в воспитании и обучении учащихся ; морально-психологические формирование у педагогов-практиков потребности в освоении нового, развитие творческой инициативы, моральная поддержка педагогов, внедряющих передовой опыт ; научно-методические обеспеченность необходимыми информационно-методическими материалами, соответствие рекомендаций возможностям педагога, оказание методической помощи тем, кто внедряет передовой опыт ; правовые соответствие нормативным документам, регулирующим деятельность учреждений образования. Приступая к планированию внедрения, методист ставит перед собой задачу обеспечить использование на практике обобщенного передового опыта работы. С этой целью он намечает в плане и затем осуществляет: знакомство педагогов с сущностью предлагаемого для использования передового педагогического опыта, с теорией вопроса, целесообразностью включения данного опыта в свою работу; разработку дополнительных конкретных рекомендаций для педагогов по использованию предлагаемого опыта в случае необходимости ; проведение инструктивно-методического совещания или консультации; распределение функций между участниками внедрения если это коллектив педагогов ; оказание оперативной методической помощи в процессе внедрения передового опыта; выявление типичных затруднений и внесение соответствующих корректив; анализ результатов внедрения в конце учебного года и определение новых перспектив работы по теме опыта. Особенно сложным моментом внедрения является формирование потребности у педагогов в овладении соответствующими достижениями передового опыта. Обеспечить решение этой задачи возможно лишь при условии, когда пропаганда новой идеи, передового опыта будет осуществляться достаточно убедительно, аргументированно и доходчиво.

Особого внимания заслуживают две полярные разновидности: передовой педагогический опыт и отрицательный. Передовой педагогический опыт может быть результатом творчества отдельного педагога, группы, педагогического коллектива и др. Передовой опыт не следует понимать в буквальном смысле: опережающий массовую практику и только. Передовой — это одновременно и эффективный, позволяющий достигать хороших результатов в социально-педагогической работе при сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени. При изучении передового педагогического опыта исследователь имеет дело с содержанием, процессами, условиями, качеством и результатами работы конкретных людей. Во внимание принимаются следующие основные компоненты передового педагогического опыта: конкретные задачи социально-педагогической работы, которые успешно решаются авторами опыта; реальная деятельность, действия, операции педагогов, воспитанников и других участников социально-педагогического процесса — авторов передового педагогического опыта; новизна, преимущество их работы перед работой других; основные идеи опыта и условия его реализации; обусловленность опыта личностными качествами авторов, условиями, созданными в образовательных учреждениях; пути и средства передачи, освоения и внедрения данного передового педагогического опыта. Целостное рассмотрение социально-педагогической практики, как в статическом, так и особенно в динамическом состояниях, обязывает исследователя изучать не только передовое, эффективное, но и то, что ему противостоит. Фактически передовой опыт в своем развитии и массовом освоении дважды сталкивается с опытом, имеющим знак минус. Вначале он оказывается обязанным ему своим возникновением, ибо, как известно, новое приходит на смену старому, преодолевает его, чтобы занять место того, что перестало удовлетворять. Впоследствии после общественного признания передового педагогического опыта происходит его столкновение с опытом отрицательным, устаревшим. Таким образом, отражение социально-педагогической действительности будет более глубоким и разносторонним, если объектом специального научного анализа станет наряду с передовым и его антипод — отрицательный педагогический опыт. С гносеологической точки зрения такой подход не только правомерен, но и единственно правилен. Он отвечает известному требованию рассматривать исследуемое во всех его связях. В общем цикле научного исследования опыт стоит в его начале и в конце. Педагогический опыт, то есть практика, выступает как источник познания и как объект преобразования на основе научного обобщения образцов. Такова типичная логика познавательного процесса, основанного на законах гносеологии. Группируя педагогический опыт по разным основаниям, И. Журавлев предлагает следующую его классификацию1: — по качеству: передовой, положительный, эффективный, неэффективный, рациональный, нерациональный, отрицательный. Отрицательный, в свою очередь, имеет следующие разновидности — устаревший, негативный, отстающий, ошибочный; — по масштабу: единичный, типичный, индивидуальный, групповой, коллективный, массовый; — по новизне и значимости: новаторский и модифицирующий. Для примера рассмотрим содержание классификации передового опыта по критерию новизны и значимости. Новаторский опыт — это опыт разработки и реализации новых социально-педагогических систем, во всяком случае, систем, содержащих существенные элементы новизны. Опыт модифицирующий содержит менее выраженные, менее оригинальные элементы нового. Он построен на серьезном усовершенствовании, развитии существующих форм и подходов, однако полезен и относительно легче распространяется.

Обобщение, представление и распространение педагогического опыта

4. Определите форму обобщения. 5. Составьте план работы по обобщению, напишите тезисы выступления. 6. При описании опыта до предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно". Передовой педагогический опыт • Заимствование опыта – творческий процесс • Поэтому освоение опыта нередко превращается в его модификацию, переработку и даже разработку на основе известного образца своего, авторского варианта. Описание достаточно известного опыта, широко представленного в методической литературе, поэтому описание педагога не несёт новизны. Такой опыт является передовым для данного коллектива, но обобщать его целесообразнее в других формах. обобщение передового опыта. Данный этап предполагает определение главных идей опыта, вычленение составных элементов опыта, установление связи между ними.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий