Манифест 18 февраля 1905

Опубликован Манифест императора Николая II "Об усовершенствовании государственного порядка", провозгласивший неприкосновенность личности, свободу слова, собраний, союзов и объявивший о созыве Государственной Думы с законодательными правами.

Первая русская революция 1905-1907 гг. и модернизация России

Либеральная «Наша жизнь» была более решительна: «Молчание нередко является лучшим ответом на иные события, но бывают случаи, когда хотя бы слабое слово, но все же искреннее, должно быть сказано». Газета свидетельствовала — до расстрелов люди не нарушали порядка, а жертв было гораздо больше, чем это указывали официальные источники. Расстрел привел к новым политическим реалиям в стране: «Страшные дни 9, 10 и 11 января, когда на улицах столицы пролилась кровь наших братьев не от руки внешних врагов, несомненно дни исторические, к голосу самых различных слоев общества, громко раздававшемуся из многих, многих городов русских, присоединился мощный голос народа». Через восемь дней она была принята, князь был уволен согласно прошению, «по расстроенному здоровью». Эта отставка убедила либералов — более верхи не намерены считаться с ними и прислушиваться к ним. Шипов, — как будто не осознавали, что политика государственной власти играет в руку самых оппозиционных элементов, с убедительностью подтверждая мнение последних, что никакое доброжелательное соглашение с властью не может иметь место и что осуществление справедливых общественных требований возможно лишь путем политической борьбы и ниспровержения государственного строя». На следующий день А. Суворин задал в своей газете вопрос: «Революция кончилась или нет? И была ли это революция?

Пути эти не столько в людях, сколько в самой системе». Менять систему все еще никто не собирался. Ответ вполне соответствовал распространяемым официальным версиям — это провокатор, сектант и растлитель. Вопрос о том, каким образом он добился таких результатов, кем был рукоположен и поставлен на приход, подвисал в воздухе, хотя, как признавалась та же газета: «Роль Гапона не для кого уже не была тайной давно». Пока светские и церковные власти стремились уйти от вопроса «Кто виноват? Он был сторонником того, чтобы император лично вмешался в рабочий вопрос и продемонстрировал рабочим, что он защищает их интересы. Начался отбор кандидатов в члены рабочей делегации. Сами рабочие никакого интереса к выборам своих «представителей» не проявили и они были назначены фабричной инспекцией под контролем полиции.

Сам император упомянул о случившемся следующими словами: «…Принял депутацию рабочих от больших фабрик и заводов Петербурга, которым сказал несколько слов по поводу последних беспорядков». Смысл этих слов сводился к призывам прекратить бунты, выйти на работу, не предъявлять недопустимых требований. Среди прочего было обещано: «В попечениях Моих о рабочих людях озабочусь, чтобы все возможное к улучшению быта их было сделано и чтобы обеспечить им впредь законные пути для выяснения назревших их нужд. Я верю в честные чувства рабочих людей и в непоколебимую преданность их Мне, а потому прощаю им вину их».

Целью Столыпина было создание крепкого класса крестьян-собственников, которые стали бы опорой власти в деревне. Программа Столыпина была принципиально новым шагом в истории царской России. Если на убийство Александра II в 1881 году власть ответила контрреформами, то на революцию 1905-1907 года ответом было обращение к реальным нуждам большинства населения страны. Мало того, став в том же 1906 году премьер-министром, Столыпин предупреждал свое правительство, что реакционная партия может «склонить императора объявить военную диктатуру и даже уничтожить Манифест [17 октября] 1905 года и вернуться к старому режиму самодержавной власти», но он готов скорее покинуть свой пост, чем отказаться от конституционного пути развития. Не менее жестко Столыпин отвечал сторонникам углубления революции: «Им нужны великие потрясения — нам нужна великая Россия». Столыпин видел свой политический идеал в сильной власти, действовавшей в сотрудничестве со здоровыми общественными силами на основе манифеста 17 октября 1905 года.

Распределение хуторов между владельцами в Гродненской губернии. Спустя 45 лет после отмены крепостного права были отменены выкупные платежи, значительная часть которых до сих пор не была выплачена, а крестьяне добились права получить у общины свои наделы в частную собственность. Был создан специальный земельный фонд, в который вошли бывшие личные владения императорской семьи. Теперь на эти земли переселяли крестьян. В общей сложности около 2,5 млн крестьян стали собственниками земельных участков. Кроме того, более 3,1 млн крестьян переселились за Урал при поддержке правительства. Реформы Столыпина были рассчитаны на долгосрочную перспективу. Поэтому ближайшие результаты его реформ были неоднозначными: класс крепких крестьян не успел сформироваться, а переселенцы сталкивались с большими проблемами при обустройстве на новом месте, и нередко возвращались обратно. Прочие реформы буксовали. С большим трудом в 1911 году Столыпин продавил создание земств в западных губерниях.

Введение обязательного начального образования тормозилось из-за нехватки средств, которые требовались для восстановления армии и флота после Русско-японской войны 1904-1905 годов. В 1912 году в стране насчитывалось 1,2 учителя на 1000 жителей В Италии этот показатель был 2,2 учителя на 1000 человек. Стране не хватало решительного шага для достижения всеобщего начального образования. Сами учителя были одной из причин, почему правительство не решалось на этот шаг: полиция знала, что многие из них симпатизируют эсерам.

Сапожникову, М. Соболеву и Технологического института E. Зубашеву, Вл. Обручеву и прис. Ответом на это выступление было телеграфное сообщение от начальника Главного управления по делам печати: «Новый закон о печати будет обнародован на днях». Отдельный материал «Сибирского вестника» был посвящен разъяснению понятия «свобода собраний и союзов» — для чего они служат, чьи интересы защищают, что значит «явочным порядком» А.

Однако уже в конце декабря в «Местной хронике» появилась информация о том, что «Г. Из этого сообщения становилось ясно, что полностью от цензурного гнета «Сибирскому вестнику» избавиться не удалось; а 31 декабря 1905 года газета была закрыта «по телеграфному распоряжению командующего войсками Сибирского военного округа Сухотина, в силу военного положения». Путь, который прошла провинциальная периодика в 1905 году, позволил преодолеть «отставание» ее от столичной периодики, «синхронизироваться» с общероссийской журналистикой. Существование двух ежедневных газет в Томске — «Сибирского вестника» и «Сибирской жизни» — позволило дифференцировать информационное поле на принципах взаимодополнения. Краткая энциклопедия города. Томск: Изд-во HTЛ, 2004. Библиография Дмитриенко Н. Локально-историческое исследование на материалах Томска: автореф. Томск, 2000. Махонина С.

История русской журналистики начала XX века. История города от основания до наших дней. Томск: Изд-во Томск. Поступила в редакцию 08.

Так, за 72 дня занятий первой Думы император утвердил 222 законодательных акта, из которых только один был предварительно рассмотрен и одобрен Думой.

Вторая Дума за 102 дня работы разработала совместно с Госсоветом два законопроекта, а царь за это время утвердил 390 законов. Роспуск второй Думы сопровождался назначением выборов в третью Думу и новым избирательным законом, в корне менявшего принципы и систему выборов. Крестьяне получили право посылать по 1 депутату от каждой из 53 губерний. В целом число крестьянских выборщиков уменьшилось вдвое. Сократилось представительство от национальных окраин.

Таким образом, по закону 3 июня 1907 г. Поэтому в III и IV Государственных думах большинство принадлежало партии октябристов и они действовали полный срок — по 5 лет. III Государственная дума работала с 1 ноября 1907 г. Заседания IV Государственной думы продолжались с 15 нояб ря 1912 г. Государственный закон 3 июня 1907 г.

Возникает вопрос, какие кардинальные изменения с появлением Манифеста 17 октября 1905 г. Мнения современных российских исследователей расходятся. Одни считают, что Россия стала конституционной монархией , другие настаивают, что сохранялся самодержавный строй. Утверждают даже, что Россия превратилась в конституционное государство. Однако отсутствие в империи и после 1905 г.

Были только некоторые вынужденные меры, предпринятые царизмом. Даже юристы того времени были невысокого мнения о государственных преобразованиях начала XX в. Видный дореволюционный правовед, профессор права Московского университета А. Алексеев отмечал, что «призыв избранных от населения людей к предварительной разработке и обсуждению законодательных предположений не знаменовал собой коренной политической реформы». Неудачи на фронтах привели к нарастанию в стране экономического и политического кризиса.

Он выражался в нехватке продовольствия и боеприпасов, частой смене правительств. За войну сменились 4 председателей Совета министров, 6 министров внутренних дел, 4 министра военных, юстиции, земледелия. Для преодоления экономического кризиса в 1915 г. В Государственном совете 29 августа 1915 г. Буржуазия стремилась использовать войну, трудности и промахи правительства для обретения политической власти.

С этой целью в 1914 г. В августе 1915 г. ВПК формально были общественными организациями, но по сути являлись средством давления на царизм для привлечения буржуазии к власти и извлечения из военных заказов огромных прибылей. Происходила политическая консолидация оппозиции. Таким образом в Думе образовался оппозиционный буржуазный центр, стремившийся к власти.

Но самодержавие не было склонно делиться властью и становиться на путь государственно-политических реформ. Развитие права в начале ХХ в. Уголовное право. В начале ХХ в. В 1903 г.

Николай II утвердил новое Уголовное уложение. Оно состояло из Общей и Особенной частей соответственно 72 ст. В общей части уложения вводился принцип буржуазного права — «нет наказания без преступления », предусматривались умысел и неосторожности, стадии преступления, рецидив и др. Обстоятельствами, исключавшими ответственность, были малолетство до 10 лет , психическое расстройство, давность, необходимая оборона и непреодолимая сила. Уложение не распространялось на деяния, подлежащие рассмотрению по уставам церковным, воинским, морским.

Преступные деяния квалифицировались по предметам посягательства по 37 направлениям в соответствующем количестве глав и делились на три вида — «тяжкие преступления», «преступления» и «проступки». Тяжкие преступления карались смертной казнью , ссылкой на каторгу и поселение, преступления предусматривали заключение в крепость, исправительный дом или тюрьму, а проступки влекли арест или штраф. Наказания делились на три вида: «основные» — смертная казнь, каторга, ссылка на поселение, заключение в крепость, «дополнительные» — лишение всех прав состояния и преимуществ утрата титулов, званий, орденов и др. Уложение вводилось в действие в 1904—1906 гг. Всего были введены главы 2—5 и отдельные статьи других глав.

В России уложение действовало до Октябрьской революции. В уголовном праве после революции 1905—1907 гг. Административное законодательство. Однако был предусмотрен ряд условий, несоблюдение которых влекло суровые санкции — это необходимость ставить в известность губернатора или градоначальника о целях и политической программе издания, запрет на любые высказывания в адрес властей и др. Союз мог быть организован только с разрешения властей.

Профсоюзам разрешалась только экономическая деятельность — улучшение условий и оплаты труда и др. Запрещалось организовывать собрания в институтах и университетах, гостиницах, столовых и трактирах, они должны были проходить под надзором полиции и с ее разрешения. Начальник полиции мог закрыть собрание при его отклонении от повестки дня, присутствии лиц, не имеющих на это право учащихся низших и средних учебных заведений , сборе денежных средств , «мятежных возгласах» и др. В губернии на военном положении посылались уполномоченные с чрезвычайными правами, которым подчинялись войска, военные и гражданские власти. Широко применялась административная высылка.

В феврале 1906 г. В марте 1906 г. В августе 1906 г. Они состояли из офицеров, заседания их проходили втайне в порядке упрощенного производства и исключали предварительное следствие и институты обвинения и защиты. Приговоры подобных «судов» предусматривали, как правило, только смертную казнь, приводились в исполнение немедленно и обжалованию не подлежали.

Гражданское право. Продолжала действовать часть 1-я тома Х Свода законов и Свод законов гражданских, составленных еще в первой трети ХIХ в. Мировыми судьями применялось обычное право. Гражданское право России отставало от буржуазных норм и стандартов. В конце ХIХ в.

Пробелы пытались компенсировать актами Сената по конкретным делам, являвшимися прецедентами для нижестоящих судов. Сословный характер общества обуславливал правовое неравенство граждан. На крестьян не распространялись все нормы гражданского права , особенно в сфере землевладения, только с 1910—1911 гг. Ограничения в виде черты оседлости, прав приобретения недвижимости и др. Сохранялось неравенство в правоспособности мужчин и женщин, что проявлялось в области наследования по закону.

Феодальный характер права проявлялся в ограничении прав собственника в распоряжении заповедными и родовыми имениями. Их запрещалось дарить, в течение трех лет проданное родовое имение разрешалось выкупить родственникам продавца. С 1903 г. В сфере вещного права вещи делились на оборотоспособные и изъятые из оборота не могущие стать частной собственностью — дороги, межи, реки, водные пути и др. На ряд имуществ — иконы, казачьи земли и др.

Дальнейшее развитие находят договоры мены , купли-продажи, дарения, имущественного найма, займа, подряда, безвозмездного пользования ссуды. Развивалось законодательство торговое, биржевое, об акционерных обществах упрощалась процедура их образования и ликвидации, изменения уставов и др. В целом, несмотря на настоятельную потребность коренных изменений в праве, царизм оказался не в состоянии их осуществить. Боевые действия выявили неподготовленность страны к войне. Русские войска оставили Галицию, Польшу, Литву и часть Латвии.

Война стоила России огромных человеческих жертв, к 1917 г. Война оказалась непосильным испытанием для экономики России. Неразвитость железных дорог вызвала транспортный, топливный и продовольственный кризисы. Государственный долг России вырос в четыре раза, росла инфляция. К началу 1917 г.

Крестьяне припрятывали в условиях инфляции хлеб, развивалась спекуляция. В ноябре 1916 г. Неспособность управлять страной, неумение использовать ее богатейшие ресурсы, решить насущные экономические и политические проблемы привели царизм к потере авторитета в обществе , вызвали недовольство всех классов и слоев населения России. В стране к концу 1916 г. В Петрограде из 2,3 млн населения пролетариат насчитывал около 400 тыс.

Массовые забастовки , демонстрации и митинги в столице, давшие толчок революционным выступлениям по всей стране, начались 23 февраля 8 марта по н. Они переросли в столкновения с полицией. Царизм оказался не способен оценить масштабы и характер событий. Царица писала Николаю II в ставку: «Это хулиганское движение, мальчишки и девчонки бегают и кричат, что у них нет хлеба.

Февральская революция 1917 г. и изменения в государственном строе

  • «Манифест 1905 года»
  • Начало революции. Революция весной — летом 1905г.
  • Все при деле
  • Разместите свой сайт в Timeweb
  • Вы точно человек?

После «Кровавого Воскресенья»

Революция 1905 – 1907 гг. Революционные выступления Парламентская борьба Действия верховной власти Июль 1906 г. – восстание моряков Балтийского флота в Свеаборге, Кронштадте, Ревеле. Опубликован Манифест императора Николая II "Об усовершенствовании государственного порядка", провозгласивший неприкосновенность личности, свободу слова, собраний, союзов и объявивший о созыве Государственной Думы с законодательными правами. Государственной думы. 18 февраля 1905. Выходит рескрипт Николая II на имя министра внутренних дел А.Г. Булыгина с предписанием разработать закон о создании выборного представительного учреждения (Думы). 18 февраля 1905. Выходит рескрипт Николая II на имя министра внутренних дел А.Г. Булыгина с предписанием разработать закон о создании выборного представительного учреждения (Думы). Обрывок газеты из серебра представляет собой «Ведомости Санкт-Петербургского градоначальства» от 18 октября 1905 года с текстом Высочайшего Манифеста Об усовершенствовании государственного порядка, подписанного 17 октября Николаем II.

Из Википедии — свободной энциклопедии

  • А. Холманских, Серебренникова М. Манифест 1905 год (Сергей Юрьевич Радченко) / Проза.ру
  • Революция 1905-1907 годов в России презентация, доклад
  • Манифест 17 октября 1905 года — Википедия с видео // WIKI 2
  • 100 лет Первой Государственной Думе
  • С.Ю. Витте и события 1905 года: манифест 17 октября.
  • 5 императорских манифестов, которые изменили Россию

Первая российская революция. Изменения в политической системе Российской империи

Поводом для начала революции послужили события 9 января 1905 г., названные Кровавым воскресеньем. Bыcoчaйший мaнифecт 17 oктябpя 1905 гoдa, кoтopый paзpaбoтaл миниcтp Cepгeй Bиттe пo пpикaзy Hикoлaя II, oтмeнил Эмccкий yкaз в cвязи c нeпpeкpaщaющeйcя «cмyтoю» в мaлopoccийcкoм peгиoнe[4]. Подписанный Николаем II 18 февраля 1905 года Высочайший Манифест «О призыве властей и населения к содействию самодержавной власти в одолении врага внешнего, в искоренении крамолы и в противодействии смуте внутренней» был первой официальной реакцией власти на. Революция 1905—1907 годов в России Первая русская революция Демонстрация в Якобштаде. Осень 1905 Страна: Российская империя Дата: 9 января 1905 — 3 июня 1907 Причина: Абсолютная власть императора, отсутствие представительных органов и конституции.

ВЕЛ И К IЕ АКТЫ 18 ФЕВРАЛЯ 1905

Манифест 17 октября даровал «населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов», а самое главное, в ближайшее время в России должна была быть созвана Государственная Дума, которая, в отличие от «булыгинской», обладала всеми законодательными полномочиями и была полноценным русским парламентом. Отход от прежних консервативных начал проявился и в других шагах, например, в отставке Победоносцева, который управлял Синодом в течение 25 лет и олицетворял собой самодержавные принципы. Реформы Столыпина[ ] Манифест 17 октября вызвал скорее растерянность местных властей, чем удовлетворение революционеров. Тем не менее, часть противников режима, прежде всего, из среды интеллигенции, получили легальный способ отстаивать свои интересы. Решающую роль в усмирении революции сыграло назначение в апреле 1906 года на пост министра внутренних дел молодого и энергичного Петра Столыпина. Столыпин стал проводить политику, выраженную словами «сначала успокоение, потом реформы». Военно-полевые суды были поданы как ответ власти на террор революционеров. Всего по приговорам военно-полевых судов и регулярных судебных органов было казнено 3741 человек, а еще несколько десятков тысяч человек отправились на каторгу. Жесткие меры подействовали, и к лету 1907 года революция в России завершилась.

О реформах Столыпина было заявлено уже 24 августа 1906 года. Предполагалось провести целый комплекс мер, включавший расширение земств и их прав, судебную реформу, введение всеобщего начального образования, улучшение положения рабочих и проч. Однако министр хорошо понимал, что ключевой проблемой оставался аграрный вопрос. Чтобы улучшить положение крестьян, Столыпин предложил дать им все возможности для выхода из общины и организовать их переселение из центральной России в Сибирь, на Кубань и в Среднюю Азию, где еще оставалось много неосвоенных земель. Целью Столыпина было создание крепкого класса крестьян-собственников, которые стали бы опорой власти в деревне. Программа Столыпина была принципиально новым шагом в истории царской России. Если на убийство Александра II в 1881 году власть ответила контрреформами, то на революцию 1905-1907 года ответом было обращение к реальным нуждам большинства населения страны. Мало того, став в том же 1906 году премьер-министром, Столыпин предупреждал свое правительство, что реакционная партия может «склонить императора объявить военную диктатуру и даже уничтожить Манифест [17 октября] 1905 года и вернуться к старому режиму самодержавной власти», но он готов скорее покинуть свой пост, чем отказаться от конституционного пути развития.

Не менее жестко Столыпин отвечал сторонникам углубления революции: «Им нужны великие потрясения — нам нужна великая Россия». Столыпин видел свой политический идеал в сильной власти, действовавшей в сотрудничестве со здоровыми общественными силами на основе манифеста 17 октября 1905 года. Распределение хуторов между владельцами в Гродненской губернии.

В тот же день было опубликовано «Положение о выборах в Государственную Думу ». Все избиратели делились на три курии: землевладельческую, городскую и крестьянскую. Выборы по первым двум куриям основывались на избирательном имущественном цензе и были двухстепенными, по крестьянской - четырехстепенными. Большинство населения, согласно проекту, не имело избирательных прав рабочие, женщины, военнослужащие, учащиеся.

Александр Григорьевич Булыгин — министр внутренних дел с января по октябрь 1905 г. Однако созыв Булыгинской думы был сорван революционными событиями в октябре 1905 г. Митинг рабочих и студентов во дворе Московского университета Демонстрация в Вильнюсе в дни стачки Изображение слайда Слайд 14: Манифест 17 октября 1905 г 17 октября 1905 г. Введение демократических прав и свобод. Создание Государственной думы с законодательными функциями. Расширение круга избирателей. Илья Репин.

Изображение слайда Слайд 15: Совет министров 19 октября 1905 г. Министры перестали быть отдельными чиновниками, ответственными перед императором каждый лишь за свои действия и распоряжения. Изображение слайда Слайд 16 Витте Сергей Юльевич - 19 октября 1905 г. Горемыкин Иван Логгинович - 22 апреля — 8 июля 1906 г. Столыпин Пётр Аркадьевич - 8 июля 1906 г. Коковцов Владимир Николаевич - 11 сентября 1911 г. Горемыкин Иван Логгинович - 30 января 1914 г.

Штюрмер Борис Владимирович - 20 января — 10 ноября 1916 г. Трепов Александр Фёдорович - 10 ноября — 27 декабря 1916 г. Голицын Николай Дмитриевич - 27 декабря 1916 г.

Еврмолова состояла в том, чтобы путем вовлечения в политический процесс путем созыва земского собора «безмолвного большинства» русского народа, изолировать революционную интеллигенцию. Если этого не сделать, предупреждал он Николая II, Россия окажется разрушенной крестьянским бунтом, «невиданным со времен Пугачева». Настроенный резко против интеллигенции Николай II согласился с доводами А. Ермолова и на следующий же день сообщил А. Булыгину, назначенному в феврале 1905 года вместо П. Святополк-Мирского министром внутренних дел, что он готов рассмотреть идею создания выборного представительного органа, участвующего в обсуждении законодательных предложений. Это обстоятельство по многим версиям объясняется отказ царя рационально анализировать состояние в стране и упорное нежелание каких-либо уступок, которое будет определять его политику практически доя октября 1905 года.

Второй документ представлял собой приглашение всем подданным в подаче «предложений» в сфере «усовершенствования государственного благоустройства»». Третьим документом стал «рескрипт» А. Булыгину как министру внутренних дел о решении царя «привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предложений». Размах революционных выступлений достиг вершины в мае —июне 1905 года, когда современникам казалось, что Россия уже действительно находится в состоянии гражданской войны. Крестьянские бунты стали повсеместными, усилились рабочие выступления. Поражение русского флота в сражении при Цусиме 14-15 мая стало потрясением самых преданных сторонников самодержавия. В армии и флоте как главной опоре царской власти началась вооруженные восстания. Съезд казачьих офицеров обратился к царю с просьбой о даровании конституции. Вершиной политических протестов, показавших бессилие правительства силой восстановить свою власть, стала Всероссийская октябрьская политическая стачка, полностью парализовавшая экономику и систему государственного управления. В состоянии общей растерянности правительства 6 октября в разгар политической стачки С.

Витте пришел на прием к Николаю II, на котором прямо заявил, что у него сейчас есть два варианта действий: назначение военного диктатора с неограниченными полномочиями или системные политические уступки. Содержание доклада сводилось к отражению критического характера ситуации, вызванного тем, что общество поддерживает самые радикальные проекты смены власти, поскольку доверие к правительству утрачено. Витте подчеркивал, что идеи гражданской свободы восторжествуют в любом случае, то есть если этот процесс не возглавит царь, то это произойдет путем революции, которая, учитывая состояние русского общества примет характер все сметающего «русского бунта». Для предотвращения катастрофы, Витте предлагал царю удовлетворить требования либералов и тем самым отделить их достаточно мощное движение от революционеров, подрывающих позиции правительства путем кровавого террора. Достигнутый путем уступок либералам-конституционалистам раскол оппозиции позволит изолировать революционных радикалов. Единственный путь правительства — «стать во главе освободительного движения» путем признания конституционного принципа и демократизации ограниченного избирательного закона от 6 августа 1905 года. Витте уверял сомневающегося Николая II, что появление в России парламента и конституции усилят власть царя относительно настоящего состояния, а не ослабят ее. Дополнительными мерами по прекращению социальных волнений по его предложению должно было стать улучшение положения крестьян, рабочих и национальных меньшинств, а также гарантирование свобод слова, печати и собраний. Для Николая II это была в высшей степени враждебная революционная программа, но ее содержание было порождено общим для двух политиков отчаянием, вызванным пониманием того, что у правительства недостаточно военных сил для силового подавления беспорядков. Николай II не мог решиться на предложенные коренные перемены, но согласился на учреждение кабинета министров.

Витте был назначен Председателем Совета министров «для объединения деятельности всех министров». На повторной встрече С. Витте снова подчеркнул, что не видит возможности служить государю на предложенном посту, если не будет принята вся его программа. Уже 14 октября он получил приглашение на следующую встречу с Николаем II уже проектом Манифеста об усовершенствовании государственного порядка, предусматривавшего учреждение Государственной думы с максимально широким народным представительством. Историческое значение утверждения самодержцем Манифеста об усовершенствовании государственного порядка как вершины социально-политической деятельности Николая II состоит в том, что впервые в русской истории в нормативном акте высшей для самодержавия юридической силы за подданными Российской империи закреплялись «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». В день опубликования Манифеста 17 октября Николай II оставил запись в своем дневнике: «После такого дня голова стала тяжелой и мысли стали путаться. Господи, помоги мне, умири Россию». Манифест от 17 октября вызвал много надежд и иллюзий, поскольку никто в России не ожидал таких уступок по причине отсутствия исторической традиции компромисса между государством и обществом. В Москве толпа в 50 тыс. Многотысячные толпы с пением и криками «ура» стихийно стали собираться в Москве и других городах.

Для понимания событий последнего десятилетия правления дома Романовых необходимо уточнить два важнейших следствия принятия Октябрьского манифеста. Первым из них является то, что Манифест 17 октября был вырван у царя под сильнейшим за всю его жизнь давлением. Пайпс, подчеркивая личную неприемлемость для императора самого факта подписания Манифеста, пишет, что это было сделано «чуть ли не под дулом пистолета» И отсюда следует вывод о том, что «Николай никогда не считал себя морально обязанным соблюдать его». Вторым следствием является отсутствие в тексте документа слова «конституция». Это не является случайным упущением. В письме матери от 19 октября 1905 года он писал, что дарование Думе законодательных прав «это, в сущности, и есть конституция». Очевидно, что, взяв на себя в эти месяцы непривычные для него функции контроля над законотворческим процессом со стороны С. Витте и других авторов текстов издаваемых в этот период нормативных актов, он стремился избежать ненавистного слова для сохранения хотя бы иллюзии самодержавия. Витте убеждал его, что при устанавливаемом конституционном строе он останется единственным источником законов и всегда сможет по своему решению отменить все то, что прежде даровал. По мнению Р.

Пайпса, он решил поддаться этим уговорам потому, что они помогли ему примириться с совестью, терзаемой сомнениями, не нарушает ли он своей коронационной клятвы. То, что сама абсурдная концепция конституционного самодержавия являлась самообманом он, как и окружающие его сановники, старался не замечать. Но это противоречие станет главной предпосылкой бесконечных конфликтов правительством Николая II и Государственной Думой в последующие годы. О том, что царь не придавал факту существования в России Государственной думы говорит тот факт, что Николай II впервые самолично появился в Думе в феврале 1916 года, то есть через десять лет после ее учреждения, во время серьезного политического кризиса, вызванного поражениями России в ходе первой мировой войны В этих чрезвычайных и непривычных для него условиях Николаю II нужно принимать ответственные, в первую очередь, кадровые решения, к которым он совершенно не готов. Биографы Николая II неоднократно отмечали, что поиск достойных кандидатов на высшие государственные должности, за который он вынужден был отвечать в качестве неограниченного монарха, всегда крайне озадачивал царя и лишал его равновесия. Он считал, что на ответственные государственные посты нужно назначать знающих и преданных людей, способных видеть перспективы своих действий, принимать самостоятельные и ответственные решения и «не прятаться за спину царя». Но сама обстановка царствования последнего представителя династии Романовых делала эту задачу практически невыполнимой, поскольку выдвиженцы царя самим фактом назначения на высшую должность в раздираемой противоречиями Российской империи были поставлены в сложнейшее, часто угрожающее их жизни положение. Боханов отмечал, что при решении кадровых вопросов, если Николай II не имел достаточно сведений о кандидате на ответственный пост, то выяснял мнение о нем своих высокопоставленных родственников. Но и здесь он сталкивался с задачей принятия самостоятельного решения в условиях крайней противоречивости отзывов. Одни родственники доказывали, что указанное лицо является достойной кандидатурой, другие с аналогичной настойчивостью доказывали недопустимость ее назначения.

В результате после первых лет правления Николай II стал избегать советов родни, убедившись в пристрастности суждений великих князей. Авторитетным для него советчиком являлась вдовствующая императрица Мария Федоровна. В одном из писем к ней осенью 1897 года она пожаловался, что для него «несносно думать все время о замене старых людей новыми».

Так и произошло. В июне 1905 г. Экипаж корабля поднял красный флаг, однако не был поддержан другими кораблями черноморского флота. Он был вынужден уйти в Румынию, где сдался местным властям.

Согласно этому проекту Государственная Дума приобретала лишь законосовещательные функции; избирательные права получались согласно имущественному высокому цензу, а для многих слоев населения просто не предусматривались. Такой проект не удовлетворял никого, особенно он возмущал социал-демократов. В октябре развернулась Всеобщая Октябрьская политическая стачка, которая охватила множество городов. Участники стачечного движения выдвигали политические и экономические требования. Она приобрела такой размах, что электростанции, транспорт, телеграф, почта и прочие организации частично прекратили свою работу. В этом случае правительство был вынуждено пойти на уступки.

«Реформаторская политика» Николая II после социальных потрясений 1905-1907 гг

В этот же день 18 февраля 1905 г. Император Николай II издал рескрипт на имя министра внутренних дел А.Г. Булыгина, в котором поручалось созвать Особое совещание для разработки основ «думской» избирательной системы. Рескрипт Николая II от 18 февраля 1905 г. возложил на А. Г. Булыгина, министра внутренних дел, «предварительные распоряжения по. Император Николай II манифестом от 18 февраля (3 марта) 1905 года приказал министру внутренних дел Александру Булыгину привлечь «достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении. Несостоявшийся спектакль. Назначенный на 18 января в театре Королева бенефис г. Аржанникова (“Иванов” Чехова) был отменен в виду известных событий, имевших место в городе в этот день» (СВ, № 15, 20 января). Либеральная буржуазия раскачалась только к лету 1905 г., и пик ее «покраснения» пришелся на первую половину октября 1905 г., когда в стране началась Всероссийская октябрьская политическая стачка, завершившаяся изданием царского Манифеста 17 октября. Именной Высочайший указ (18 февраля 1905) Правительствующему сенату В неустанном попечении об усовершенствовании государственного благоустройства и улучшении народного благосостояния благо облегчить всем нашим верноподданным.

Описание документа

  • Виртуальный хостинг
  • После «Кровавого Воскресенья»
  • Вы точно человек?
  • Первый слайд презентации: Революция 1905 – 1907 гг

Изменения в политической системе Российской империи

Высочайшій Манифестъ о призывѣ властей и населенія къ содѣйствію Самодержавной Власти въ одолѣніи врага внѣшняго, въ искорененіи крамолы и въ противодѣйствіи смутѣ внутренней (1905 г., Февраля 18). Рескрипт министру внутренних дел А. Г. Булыгину был подписан императором в один день с Манифестом, 18 февраля (3 марта) 1905 года, но опубликован на следующий день. В войсках на Дальнем Востоке о нем узнали на финальном этапе сражения под Мукденом. Публикация манифеста также привела к наиболее массовым еврейским погромам в истории Российской империи — 690 погромов в 660 населенных пунктах. В период с 18 по 29 октября 1905 года было убито около 4 тысяч человек, ранено около 10 тысяч. Высочайший Манифест об учреждении Государственной Думы. Картина, написанная Ильей Ефимовичем Репиным в 1907 году, явилась откликом на манифест Николая II от 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка», опубликованный в дни революционного подъема в стране. 19 октября 1905 г. Комитет министров был преобразован в Совет министров, и его председателем стал С.Ю. Витте. На Витте были возложены задачи: обеспечить провозглашенные Манифестом свободы, подготовить выборы в Думу и навести порядок.

После «Кровавого Воскресенья»

В январе 1905 г. в них участвовало 440 тыс. человек, в ряде мест имелись случаи баррикадных боев. В мае 1905 г. началась всеобщая стачка иваново-вознесенских текстильщиков, в ходе которой возник Совет уполномоченных (151 человек). Революция 1905 года, или Первая русская революция, — исторические события, происходившие в период с января 1905 по июнь 1907 года в Российской империи. После расстрела рабочих в январе 1905 г. революционный взрыв стал неизбежен. Для разобщения оппозиционных и революционных сил 18 февраля 1905 г. был издан рескрипт на имя нового министра внутренних дел А. Г. Булыгина о намерении "привлекать достойнейших. Николай II подписывает Манифест о даровании либеральных свобод и придании Государственной Думе законодательных полномочий. Это событие явилось закономерным решением власти на революцию 1905 года и «Кровавое воскресенье».

§ 4. ДУМСКАЯ МОНАРХИЯ

Бастовали не только рабочие, но и студенты, аптекари, чиновники и. На улицах бушевали митинги с требованием политических свобод и созыва Учредительного собрания. В этих условиях Николай II, наконец, осознал, что полумеры не спасут ситуацию, а только разожгут гнев народа. Он обратился за помощью к председателю Комитета министров, графу С. Царь не любил Витте, но не мог не учитывать его успех на тяжелейших русско-японских переговорах в Портсмуте и то, что среди высших сановников председатель Комитета министров был на тот момент практически единственным, кто разделял либеральные взгляды. Витте подал императору меморандум с программой реформ, называя меры от 18 февраля и 6 августа недостаточными и устаревшими и предлагая установить настоящий конституционный порядок.

Император колебался, но масштабы всероссийской политической стачки заставили его 17 октября 1905 г. Манифест 17 октября давал населению «незыблемые основы гражданской свободы» — неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов. К выборам в Думу привлекались «те классы населения, которые ныне по избирательному закону 6 августа совсем лишены избирательных прав». Государственная Дума получала законодательные полномочия — «никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы» и право осуществлять надзор за закономерностью действий властей.

Ему поручили подавить сопротивление восставших, которые устроили баррикады на Васильевском острове. По столице прокатились массовые аресты.

Император искренне считал, что этого достаточно, чтобы беспорядки прекратились. Баррикады на Васильевском острове. Рисунок Фрэнка Дадда. В комиссию позвали и самих рабочих, но те сразу потребовали амнистию для политических заключённых, а также базовые права и свободы. Диалог зашёл в тупик, поэтому в середине февраля комиссию распустили. Могилы жертв Кровавого воскресенья на Преображенском кладбище под Санкт-Петербургом По всей стране вспыхивали забастовки.

Известно, что в первой половине 1905 г. На забастовках звучали политические требования. Волнения охватили западные и южные окраины страны: Польшу, Прибалтику, Грузию. В них участвовали крестьяне, которые силой отбирали у помещиков землю, инвентарь и скот. К протестам подключились студенты. Волнения происходили и в армии, но пока не массовые.

Потрясением для консерваторов стало 4 февраля 1905 г. Ситуацию нагнетали поражения русской армии в войне с Японией. Экономическое положение страны стремительно ухудшалось. Правительство обратилось к владельцам крупных предприятий с предложением улучшить условия труда рабочих, чтобы те успокоились. Заводчики отказались и в ответ призвали правительство с той же целью провести социальные реформы. В тот же день вышел ещё один рескрипт, в котором император объявил о желании «привлекать достойнейших… людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений при непременном сохранении незыблемости основных законов империи».

Участники «Союза освобождения» восприняли этот документ как белый флаг. Социал-демократы решили разработать свою программу, чтобы успеть принять участие в революционных событиях. Ленин начал готовиться к партийному съезду. Ленина исключили из руководства партией. По их мнению, результатом революции должно было стать свержение самодержавия, после которого власть перейдёт в руки Учредительного собрания. Затем капитализм продолжит развиваться и дойдёт до высшей точки — вот тогда и произойдёт социалистическая революция.

Власть после этого перейдёт в руки пролетариата. Большевики во главе с Лениным считали, что рабочие должны объединиться с крестьянами и взять революционную инициативу в свои руки. Метод борьбы — вооружённое восстание, цели — изоляция буржуазии от власти, ликвидация помещичьего землевладения и, конечно, самодержавия. Предполагалось, что власть должна перейти в руки временного правительства, а ведущую роль в нём будет играть партия рабочих. Таким образом, большевики рассчитывали сразу перейти от буржуазной революции к социалистической. Свой взгляд на революцию был и у партии эсеров.

Большую её часть составляли крестьяне и рабочие. В марте 1905 г. Руководители Боевой организации Б. Савинков и Е. Азеф восстановили её, но им не удалось совершить ни один крупный теракт. Тем не менее за 1905 г.

Эсеры пропагандировали среди крестьян аграрный террор: призывали захватывать земли и убивать помещиков. Помимо терактов, они предпочитали вооружённое восстание в качестве метода революционной борьбы. Масловский 12 мая началась забастовка в Иваново-Вознесенске. В ней приняли участие более 70 тыс. Они создали первый общегородской Совет рабочих депутатов, половина из которых была большевиками. Советы рабочих депутатов — выборные политические организации, одна из форм демократии в период революции.

Совет координировал действия забастовщиков и вскоре стал ещё одним органом власти. Он добился от фабрикантов значительных уступок: сокращения рабочего дня и повышения зарплаты. После этого во второй половине июля стачка прекратилась. Счёт крестьянским выступлениям шёл на сотни. В мае 1905 г. К осени в него вступили более 200 тыс.

В его руководство входили эсеры во главе с В. В мае также был создан Союз союзов, в который вошли представители интеллигенции. Его возглавил историк Павел Николаевич Милюков 1856—1943. Поводом послужил обед, приготовленный из тухлого мяса, но причиной стало жестокое обращение офицеров с матросами. Большинство офицеров перебили, а оставшихся в живых арестовали. В июне крейсер подошёл к Одессе, но мятежная команда не решилась высадиться.

Матросы надеялись, что к ним присоединятся другие корабли, но этого не произошло. В итоге «Потёмкин» ушёл в Румынию.

Представительство от 4 курий: землевладельцы, городское население, крестьяне, рабочие было неравным. Закон, в надежде на монархические настроения крестьян, дал преимущество деревне.

Госсовет стал верхней палатой Думы, получив равные с ней законодательные права. Количество его членов удваивалось, при этом половина, как и раньше, назначалась императором, а вторая половина — избиралась рисунок 41. Дума избиралась на 5 лет, но могла быть распущена досрочно императором рисунок 42. Ему принадлежало право окончательного утверждения законопроектов, созыва, роспуска, определения сроков сессий Думы.

Император мог в междумский период принимать указы законодательного характера ст. Только ему принадлежала законодательная инициатива по пересмотру Основных законов. Государственная дума, будучи законодательным органом, не могла контролировать часть бюджета и получила лишь ограниченный контроль над деятельностью правительства путем запросов. Совет министров был подотчетен только ему, имел право издания постановлений между сессиями Думы рисунки 43, 44.

Одни, вслед за В. Лениным, называли их «псевдоконституцией». Другие усматривали в этом документе ряд признаков конституционного акта, в котором: - закреплен принцип разделения властей; - определено устройство высших государственных учреждений и порядок их деятельности, дано конституционное понятие закона; - определена разница между основными и обыкновенными законами, установлен порядок их изменения; - гарантированы публичные политические права граждан. ИМПЕРАТОР верховная самодержавная власть - Судебная власть осуществляется от имени государя императора установленными законами судами; - Государю императору принадлежит помилование осужденных.

Думой; - имеет почин по всем предметам законодательства. Единственно по его почину Основные государственные законы могут подлежать пересмотру; - утверждает законы, и без его утверждения никакой закон не может иметь своего свершения; - принимает указы законодательного характера, в случаях роспуска Думы и в перерывах между сессиями. Однако указы эти не должны касаться основ государственного строя и в течении двух месяцев должны были вноситься на одобрение Думы. Государственный совет и Государственная дума: - пользуются равными в делах законодательства правами; - никакой новый закон не может последовать без их одобрения; - право законодательной инициативы; - право запросов к министрам; - законопроекты рассматриваются в Государственной думе и, по одобрении ею, поступают в Государственный совет.

Совет министров: направляет и объединяет действия министров и главноуправляющих по предметам как законодательным, так и высшего государственного управления.

Московский совет рабочих депутатов с 21 ноября по 15 декабря 1905 года. Dec 9, 1905 Декабрьское восстание 9-17. Dec 11, 1905 Закон о выборах в Первую Государственную думу Согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 г. Для первых двух Дум выборы были двухстепенные, для третьей — трехстепенные, для четвертой — четырехстепенные.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий