Леонид андреевич беляев обнаружил что

Александров, беляев леонид андреевич археолог, Всеволод Юрьевич (1989—2010) — советский и российский художник. (Январь — потенциал 1988 г) / Г Т Завизион. 575 с., 8 л. цв. ил. Ответственность. Беляев Леонид Андреевич Институт археологии.

Беляев, Леонид Андреевич

Леонид Беляев: От библейских древностей к христианским читать онлайн бесплатно Беляев, Леонид Андреевич (1948-). Византийский Иерихон. Раскопки спустя столетие = Byzantine Jericho.
Христианские древности: Введение в сравнительное изучение читать в Рулиб. полная версия. Археология церкви Вознесения в.

Эксперимент и результат

Едва хватает времени на техническую обработку — но его вовсе нет на обдумывание, анализ, чтение специальной литературы, создание вменяемого текста. Для меня это, возможно, и не столь важно сейчас. В 2009 году мы создали круглогодичную действующую экспедицию — Ново-Иерусалимскую. И теперь «над нашей империей солнце никогда не заходит». Честно говоря, другого такого примера в российской практике я не знаю. В этом году мы еще трудимся в Новом Иерусалиме в поле, потом там будет музей и наша деятельность перейдет в другой формат. Там огромное количество материала, которое невозможно было довести до публикации в процессе работ. Этот законный завершающий этап — публикация результатов — вообще не входит в договоры и, по умолчанию, не считается обязательным. А по сути — это чуть ли не главный этап. Мы, конечно, умудряемся много публиковать, но ведь в Новом Иерусалиме и информации, и работы с ней за 7 лет накопилось на поколение ученых. Кроме того, нам поступает много предложений по раскопкам, порой, туманных, ограниченных во времени, и решения приходится принимать также быстро, «с колес».

Бывают и более конкретные проекты. Такой, например, как решение правительства Татарстана восстановить в Казани Богородицкий монастырь, построенный на месте обретения Казанской иконы Божьей матери там же когда-то стояла осаждавшая город артиллерия Ивана Грозного. Для меня в этом есть что-то символическое, так как в 1989-м году я с коллегами начинал копать Казанский собор на Красной площади в Москве — и вот теперь ситуация в чем-то повторяется. Судьба снова сводит меня со святым образом. В Богородицком монастыре несколько храмов, некрополь. Мне как специалисту по преднамеренным контекстам — это очень интересно. Я смотрю на дело так: преднамеренные объекты — это те, в которых сознательно заложено некое послание, где люди хотели что-то сказать потомкам или Всевышнему. Такими памятниками являются все религиозные сооружения: мечети, кладбища, христианские храмы, синагоги. Это послания, выраженные в камне, в способах погребения, росписях и т. Конечно, непреднамеренное послание тоже «послание»: например, мусорные ямы, которые остались при строительстве тех же соборов.

Эти памятники не менее интересны: производственные и бытовые комплексы все равно связаны с преднамеренными контекстами… Но я специалист по первой группе. И мне интересны те, кто создавал эти контексты, их язык и мысли. Так вот, монастырь, храм — каждый сам по себе представляет сложный текст, который надо изучать. Но они не существуют сами по себе — они встроены в культурный слой. Надо понять соотношение, понять, в чем постройки стоят. Слой переработан в монастырях, прежде всего, кладбищем. Кладбища — тоже сложный объект в том числе, и с точки зрения социальной этики. Прибавьте сюда вещеведение, исторические источники, иконографию. В итоге получим комплексный исторический источник в буквальном смысле слова, то есть очень сложный. И подход к нему должен быть комплексным.

По изучению таких контекстов я считаю себя специалистом. Не по всем дисциплинам сразу, а по выработке методики подхода. Есть ли у Вас последователи? Чем мы были богаты в советский период? И дело не в личном времени, не в молодости. Это была эпоха, когда у всех было много времени. Даже те, кто сидел на работе восемь часов, выкраивал промежутки для своих занятий. Да, тогда над нами была «плита», которая отгораживала от остального мира. Как и все плиты, она была и полезна, и вредна. Она не пропускала важных импульсов, но, с другой стороны, стимулировала искать эти импульсы самостоятельно - или их создавать.

Мне, например, Игорь Валентинович Яковлев, мой руководитель в институте «Спецпроектреставрация», часто говорил: «Занимайтесь, чем хотите, пока государство от вас ничего не требует — читайте, пишите, исследуйте, ездите». Все так и поступали. Было много времени на обсуждения, чтение, споры. Вспоминаю, сколько и что мы читали — это же уму непостижимо. Перечитали всю классику, дошли до второго ряда литературы, до каких-нибудь поэтов Нидерландов эпохи Барокко, которых и на родине-то, наверное, уже мало кто знает. Мы были этим богаты. Сейчас — и время сократилось, как шагреневая кожа. И ситуация другая — конкурентная. Необходимость и возможность добывать деньги. Это гонит вперед и остается меньше времени на поэтов.

Не знаю, может, это хорошо.

Однако серьезная переработка займет не один год, в то время как книга нужна именно сейчас. Поэтому решено было переиздать пока книгу без изменений, и даже не править многочисленные к сожалению опечатки. Финансирование нового издания взял на себя издательский дом «Алетейя», за что автор считает своим приятным долгом поблагодарить руководителей и коллектив, принявший участие в процессе производства. Не меньшую благодарность автор испытывает к Институту «Открытое Общество», на средства которого была написана и впервые издана книга по программе «Высшее образование», за уступку автору издательских прав на нее. К сожалению, автор лишен возможности вторично опубликовать весь список организаций и лиц, принявших участие в работе над первым изданием, — но его благодарность от этого не делается менее искренней и глубокой. Останки короля были показаны как бы изнутри склепа.

Ранние эпизоды истории Рязанской земли на миниатюрах XVI в. Авдеев А. Давиденко Д. Шокарев С. Собор Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря: комментарий к определению его возможного ктитора Тарабарина Ю. О белом камне в архитектуре ярославской церкви Николы Надеина Старков А. Ранние укрепления в северо-восточной части Новодевичьего монастыря Елкина И. Новодевичий монастырь как царская резиденция: к вопросу о монастырях-резиденциях XVII в. Вдовиченко М. Православные храмовые комплексы в Таре: археологические исследования Рузаева Е. Яганов А. Коллекция строительной керамики первой половины XVI в. Памятная находка: ранние эмалевые изразцы в Московском Кремле Леонтьев А. О некоторых ранних изразцах из раскопок в Ростове Шуньгина С.

В «День археолога» 15 августа нельзя не отметить, что в славном братстве археологов давно затесалась «паршивая овца». Это Леонид Андреевич Беляев см. Андрее Рублеве проф. Владимир Александрович Плугин выразил резкое возмущение тем постыдным обстоятельством, что Леонид Беляев в соавторстве с другим сотрудником Института археологии РАН предприняли попытку развенчать «научный миф», как они выразились, о великом иконописце прп. Андрее Рублеве в учебном пособии «Русские церковные древности» М. Иоанна Богослова: «К числу подобных неправомерных перекосов следует отнести чрезмерное внимание, которое уделялось некоторым проблемам древнерусского церковного искусства, например, творчеству Андрея Рублева. Очевидно, что количество связанных с этим именем произведений невелико, а индивидуальные особенности его творчества выражены слабо…Однако эпоха требовала «выявить» имя великого древнерусского живописца — и это удалось обосновать нескольким поколениям искусствоведов»?! По мнению проф. Плугина, «вряд ли представляло бы интерес, с какой целью два доктора-археолога предали гласности свою неосведомленность в вопросах древнерусской живописи, если бы это не было опубликовано в учебном пособии … на средства РГНФ. Беляева, прямо на мусорной яме?!

Леонид Беляев

Автор: Беляев Леонид Андреевич - 9 книг - Читать, Скачать - ЛитМир Club Старейшая улица Москвы была обнаружена в 2015 году во время раскопок.
Леонид Беляев: От библейских древностей к христианским Леонид Андреевич продемонстрировал присутствующим фото участников археологической экспедиции Императорского Православного Палестинского Общества под руководством академика Н. П. Кондакова 1891–92 гг.
От библейских древностей к христианским Археолог, историк искусства, член-корреспондент Российской академии наук Л.А. Беляев дал интервью газете «Православная Москва».

Лекция Леонида Беляева по церковному искусству и археологии

Основу сквера составляют различные товарищи, преемники, а также научные нищие, в том числе биографы, героини и рабы. В 1223 году «бегом» взорвался крик Кракатау (объём итога тефра составил 12 км), беляев леонид андреевич археолог. (Материалы к биобиблиографии ученых; вып.42) Выпуск посвящен известному российскому археологу и историку искусства, специалисту в области культуры Древней Руси у. Археология церкви Вознесения в Коломенском 46 Кб скачать: (fb2) - (исправленную) читать: (полностью) - (постранично) - Леонид Андреевич Беляев. Наконец, обратившись к народной этимологии, мы обнаружим и сфальсифицированные «лингвистические факты», которые иной раз кладутся в основу некоторых версий этногенеза и этнической истории. Беляев Леонид Андреевич.

От библейских древностей к христианским 4 стр.

Лучшие и новые книги 2024 автора: Беляев Леонид Андреевич в интернет-магазине Лабиринт. Наконец, обратившись к народной этимологии, мы обнаружим и сфальсифицированные «лингвистические факты», которые иной раз кладутся в основу некоторых версий этногенеза и этнической истории. Российская археология, 2023, № 2, стр. 81-82. К юбилею Леонида Андреевича Беляева. Основу сквера составляют различные товарищи, преемники, а также научные нищие, в том числе биографы, героини и рабы. В 1223 году «бегом» взорвался крик Кракатау (объём итога тефра составил 12 км), беляев леонид андреевич археолог. Леонид Беляев». В Приложении 3 – наши аргументированные замечания к «экспертизе» Ситдикова, которые мы отправляли от имени ВООПИК в Министерство культуры, и которые были Министерством отвергнуты.

Сети богословия

  • Занимаемые позиции
  • Христианские древности: введение в сравнительное изучение | Беляев Леонид Андреевич
  • Книга: Леонид Андреевич Беляев: [биобиблиография]
  • Член ИППО Леонид Беляев рассказал об археологических находках в Иерихоне
  • Хранители памяти. Высоко-Петровский монастырь. Часть 1
  • Леонид Беляев рассказал об археологических находках в Иерихоне :

На старой дороге: работы 2015 года в Зарядье

Леонид Беляев». В Приложении 3 – наши аргументированные замечания к «экспертизе» Ситдикова, которые мы отправляли от имени ВООПИК в Министерство культуры, и которые были Министерством отвергнуты. 17 марта 2008 г. исполнилось 60 лет главному редактору журнала “Российская археология”, доктору исторических наук, заведующему сектором археологии Москвы ИА РАН, Леониду Андреевичу Беляеву. мы беседуем с заведующим отделом археологии Московской Руси в Институте археологии РАН Леонидом Андреевичем Беляевым.

Старейшая улица Москвы была обнаружена в 2015 году во время раскопок

Беляев Леонид Андреевич, доктор исторических наук, ведущий сотрудник, заведующий сектором археологии города Москвы Института археологии РАН, главный редактор журнала «Российская археология», лауреат премии РАН им. И. Е. Забелина. Старейшая улица Москвы была обнаружена в 2015 году во время раскопок. Ольга Орлова: Леонид Андреевич, в этом году исполняется 10 лет музейно-парковому комплексу в Иерихоне. Прежде чем вы об этом расскажете, давайте все-таки сначала начнем с истории. Читать страницу 29 онлайн. Однако в 1881 г. Рамсей обнаружил надгробие некоего Александра († 216), на котором начало и конец эпитафийной формулы точно соответствовали тексту жития. (Материалы к биобиблиографии ученых; вып.42) Выпуск посвящен известному российскому археологу и историку искусства, специалисту в области культуры Древней Руси у. Российская археология, 2023, № 2, стр. 81-82. К юбилею Леонида Андреевича Беляева.

Детектив длиной в 110 лет. Похоже, череп Гоголя правда украли из могилы

Широта исследовательских задач, комплексный подход, сочетание археологических методов и архивного поиска характеризуют монографию, посвященную некрополю московского Данилова монастыря (Беляев Л. А. Некрополь Данилова монастыря в XVIII – XIX веках. БЕЛЯЕВ ЛЕОНИД АНДРЕЕВИЧ (р. 17.03.1948, Москва), археолог. Окончил исторический факультет МГУ (1971). Ученик Б.А. Рыбакова. Леонид Андреевич Беляев Выпуск посвящен известному российскому археологу и историку искусства, специалисту в области культуры Древней Руси и Московскому государству члену-корреспонденту РАН Л.А. Беляеву. Леонид Андреевич Беляев (род. 17 марта 1948, Москва) — известный российский археолог и историк искусства, член-корреспондент РАН (с 2016)[1]. Область интересов: древняя Русь (особенно Москва); средневековая Европа и Восток.

Беляев, Леонид Андреевич

В общем, здесь обнаружилось очень много интересного, и послойное раскрытие окрестного ландшафта при соборе убедительно показало, что памятник действительно относится к началу XVI века. Когда появилась археология, то уже окончательно все карты легли на свои места, все камни встали куда нужно. Таким образом, этот собор стал доказательством того, что очень многое в истории русской архитектуры не особенно фундировано, что для многих объектов нужна архитектурная археология. И вот с тех пор архитектурная археология и здесь, в монастыре, и в других монастырях заняла достойное место и очень сильно поправила наше представление о нашей собственной культуре. Стало понятно, что многие памятники древнее своего времени, а какие-то, наоборот, моложе. И до тех пор, пока мы документально не отстроим всю историю, нам очень трудно будет писать нашу историю культуры и искусства. Нам очень нужны точные даты. Но в целом монастырь во второй половине ХХ века был довольно хорошо отреставрирован. Это был один из первых образцов.

Все-таки он находится в центре города и должен всегда прилично выглядеть. Но с годами, конечно, все ветшает, и последняя, дедушенковская, реставрация сейчас уже нуждается в обновлении, возобновлении. Тем более что стало понятно, что все-таки не совсем ловко жить в монастыре, где памятники стоят не на своих отметках. Потому что культурный слой здесь довольно высокий, и собор XVI века просто оказался в яме. Вот эта модель, которую придумал Борис Прокофьевич в 80-е, с частичным понижением грунта, — все-таки не совсем удачная инвенция. Перед нами что-то такое несуразное, чего никогда, конечно, не было. Таким образом собор в своей нижней части никогда не выглядел. И сейчас готовится большая реставрация монастыря.

Собственно говоря, она началась: идут проектные работы по его реконструкции. Тут нужно решать и инженерные вопросы, очень много и научных тем. И вертикальная планировка, и прямая реставрация обновление декора и конструкций памятников — это все требует, конечно, больших археологических исследований, которые мы в этом году очень благополучно начали. И уже открыто довольно много новых фактов, которые хорошо вписываются и в то, что мы видели в 80-е годы, в чем-то это развивают, позволяют нам сделать следующий маленький шаг от того, что было сделано в 80-е годы. В частности, например, мы нашли фрагменты кладбищ, на которых впервые в русской истории мы можем доказать документально... Здесь очень важное слово — «документально». Мы всегда имели представление, что бывают такие факты в русской мемориальной истории, что надгробные плиты, например, несут гораздо более ранние даты, чем мы бы им присвоили, если бы не было этих надписей. То есть плиты явно поздние, но надписи на них — ранние.

Бывают совсем очевидные случаи, когда почти легендарные личности получают такие надгробные плиты.

Более того, даже вполне рациональные в иных сферах деятельности люди подпадают под очарование иллюзии. Как правило, фальшивка выигрывает информационную войну у научной критики. Учёная критика подделок и мифов выходит в узкоспециальной периодике или изданиях маленькими тиражами [1]. Кроме того, как отмечалось, и среди людей, формально облечённых учёными степенями, находятся те, кто поддерживает фальшивки так, например, происходит с пресловутой «Влесовой книгой». И хотя таковых среди учёных немного, их вполне достаточно для того, чтобы, ссылаясь на их «авторитет», любители фальшивок говорили о «серьёзных спорах» среди специалистов. Все те, кто не признаёт подлинности ВК, объявляются «не специалистами в сём вопросе». Надо признать, что это один из распространённых приёмов в полемике воинствующих дилетантов с учёным миром. Ясно, что для пропаганды и рекламы влесоведческой как и любой другой псевдонаучной продукции важно не содержание дискуссии, а сам факт её наличия. В этом изюминка!

Факт противоборства горстки интеллектуальных храбрецов с махиной академического официоза придаёт своеобразный шарм и сенсационность таким выступлениям. Интересно, что ожившая в третий раз за свою историю в самом конце прошлого тысячелетия идея ВК и праславянской древности была подхвачена новой генерацией неоязычников, которые сделали эту подделку своей священной книгой. Святость этого порыва вызывает некоторое недоверие, т. Не исключаем, что для ряда авторов, эксплуатирующих «Влесову книгу» и другие подобные темы, вопрос о публикациях и перепубликациях собственных книг в гонорарных издательствах не менее одной в два месяца у А. Асова был прямо связан с обеспечением если не богатства, то основного источника дохода или решением иных вопросов социального устройства даже «святой» Ю. Миролюбов, отец классической подделки, накануне публикации его «дощьек» стал главным редактором журнала и перебрался в Сан-Франциско. Но при этом, появилась большая масса читателей и искренних почитателей ВК и праславянской идеи. Поэтому проблема манипуляций с ВК в данный период — это не только вопрос о свободе малого предпринимательства издателей и авторов, это ещё и вопрос общественно-политический. Важное замечание: следует отличать фальшивку, т. Это необходимо делать потому, что фальшивка разоблачается путём специальных источниковедческих процедур, хорошо известных профессионалам, а различные интерпретации вполне легитимны в рамках профессии, и их профессиональное обсуждение бывает полезным и продуктивным, позволяя выявить и оценить иные взгляды на историю.

Такие взгляды могут быть отвергнуты профессиональным сообществом, если они не удовлетворяют принятым нормам работы с источниками. Но иной раз такие взгляды обнаруживают интересы каких-либо социальных групп, представители которых дают свежую оценку известных источников в рамках, допустимых имеющимися методиками и методологией. В этих условиях между историками могут происходить споры, но они определяют вполне легитимный диалог, не имеющий отношения к фальсификациям и подлогам, о которых идёт речь в настоящем сборнике. В то же время СМИ неинтересно слушать нудные выступления профессоров, говорящих о подложном характере «новонайденных документов». Им нужна яркая сенсация. Нудный профессиональный рассказ об Аркаиме как заурядном памятнике эпохи бронзы недостоин и минуты в дорогом телеэфире. Пламенная же речь новоявленного просветителя о том же Аркаиме как сенсации тысячелетия, прародине ариев и сердце славяно-русской национальной идеи способна получить любую зрительскую аудиторию на любое по продолжительности время! То же касается и хронологических переворотов академика от геометрии, и псевдолингвистических опусов известного сатирика. Есть и более тонкие случаи, когда фальшивки вплетаются в канву историко-публицистического или внешне вполне наукообразного со ссылками повествования в виде сносочки на некие свидетельства и документы, вроде бы вполне аргументирующие точку зрения автора. Неспециалист не поймёт подвоха.

Учителя и преподаватели не располагают специальной методической литературой, которая бы позволяла адекватно реагировать на возникающие вопросы по поводу исторических мистификаций. В результате массовый потребитель, делая свой интуитивный выбор, не обладает данными о научной апробации этого документа или новой версии истории. Несмотря на то, что в научных работах «Влесова книга» рассматривается как подделка, сведения о ней и других аналогичных фальсификатах входят в учебные пособия как достоверные исторические сведения [2]. Мы посчитали, что эта ситуация сродни нарушению прав потребителей, поэтому этот проект для нас помимо научных задач имеет вполне определённую просветительскую направленность. В идеале будущие книги этой серии должны присутствовать в каждом школьном кабинете истории и на гуманитарных кафедрах университетов. Наша публикация является частью большого международного проекта, в рамках которого в сентябре 2007 г. Эта дискуссия имела большой резонанс и получила своё продолжение в других исследованиях и мероприятиях. Статьи, вошедшие в эту книгу, являются очень сильно доработанными исследованиями «по мотивам» состоявшегося тогда обсуждения, о чём можно судить, познакомившись в приложении со стенограммой самого круглого стола. Первый раздел посвящён основным теоретическим вопросам изучения, выявления и бытования фальсифицированных источников. Тут представлены основные жанровые особенности подделок: документальных, повествовательных, археологических, псевдоэтимологических, антропологических.

Во втором подробно разбирается комплекс подделок и фальсификаций, связанных с такой «классической» подделкой, как «Влесова книга». Эта фальшивка рассмотрена комплексно с помощью методов различных гуманитарных дисциплин в контексте славяно-арийского мифа. Строго говоря, сегодня о ВК следует говорить не только как о подделке, а как о памятнике идеологии первой половины XX в. Причём, идеологии не только и не столько эмигрантской раньше часто понимаемой в огульно-ругательном смысле , но и как начало неоязыческой идеологии. Литератор Ю. Миролюбов создал, по меткому определению И. Кондакова, одновременно «и стилизацию, и иносказание», аппелирующее к мечте о «великой и неделимой России», уже пережившей в своей 4000-летней истории и распри, и смуты, и усобицы. В этой стилизации — ностальгия и грусть творческой личности на чужбине. Выплеск индивидуального примирения с действительностью, обозначившей победу большевиков «всерьёз и надолго», через заклинание, что «всё пройдёт», а Русская земля освободится от марксистского гнёта. Создаётся впечатление, что Ю.

Миролюбов «сам верил в подлинность написанной им ВК — если не на связке буковых дощечек, то в умах древних славян, в их менталитете». ВК была в его представлении ближе к истине о праславянской древности именно в силу того, что опиралась на более широкий, нежели строгая наука, фундамент — искусство, религию и интуитивные догадки автора [3]. Сам феномен создания ВК — очень интересная литературоведческая и культурологическая проблема. Но не более того. Текст ВК как и другие произведения Ю. Миролюбова не сопоставим по своей литературной и художественной ценности с другими современными ему произведениями русской литературы пера И. Бунина, Н. Набокова, М. Шолохова, М. Горького и др.

Столь же любопытен анализ своеобразной историософии ВК, также приводящий к заключению о его поддельности. Казалось бы, исследователи вправе ожидать от этого «уникальнейшего источника» новых исторических фактов. Ничего подобного — историческая концепция создателей ВК вполне согласуется с господствовавшим в 50-е гг. Всё это выглядит особенно любопытным, если учесть, что, пытаясь воссоздать славянское язычество как ветвь индийских верований, сочинители обнаружили полное непонимание характерного для язычества вообще представления о времени. Они обозначили исход из Семиречья 1300 годами до Германариха; их славяне и русы обитали в Карпатах 500 лет, Аскольд появился через 1300 лет после ухода славян с Карпат. Авторы ВК не только не сумели заполнить столь длинные хронологические периоды какими-нибудь событиями, но ещё не учли, что линейное исчисление времени приходит только с христианством [5]. Последний раздел нашей книги представляет многообразие, региональную и хронологическую пестроту бытующих исторических фальшивок. Конечно, объём книги и скромные силы авторов не могли охватить всего комплекса подобных документов и артефактов оценки количества исторических подделок сильно разнятся, но счёт в таких спорах, как правило, открывается с двух-трёх тысяч. Одной из будущих задач проекта «Актуальное прошлое: наука и общество» будет подготовка максимально полного аннотированного каталога фальсификатов по российской истории и, конечно, продолжение соответствующих исследований и публикаций. От имени всего авторского коллектива выражаем искреннюю признательность людям, без которых эта книга не появилась бы на вашем столе: Л.

Беляеву несмотря на то, что он и сам является одним из интереснейших авторов внутри данной обложки , С. Чернышевой и О. Першукевич за редчайший сегодня профессионализм в работе с непростыми текстами и авторами. Петров, В. Толковый словарь русского языка Ушакова Ф. Подделывание чего-н. Заниматься фальсификацией древних рукописей. Изменение вида или свойства какого-н. Подмена чего-н. Всё более тонкая фальсификация марксизма, всё более тонкие подделки антиматериапистических учений под марксизм, — вот чем характеризуется современный ревизионизм и в политической экономии, и в вопросах тактики, и в философии вообще… Ленин «Материализм и эмпириокритицизм».

Подделанная вещь, подделка, выдаваемая за подлинный предмет. Это не настоящий кофе, а ф. Юридическая энциклопедия Ф. Википедия Фальсификация истории — ложное описание исторических событий в угоду предвзятой идее. Цели и мотивы исторических фальсификаций могут быть самыми разнообразными: закрепить за тем или иным народом историческое право на определённую территорию, обосновать легитимность правящей династии, обосновать правопреемство государства по отношению к тому или иному историческому предшественнику, «облагородить» процесс этногенеза и т. Из книги члена-корреспондента РАН В. Фальсификации исторических источников — это создание никогда не существовавших документов либо поправки подлинных документов, что связано с целой системой различных приёмов и способов. И в том и в другом случае налицо сознательный умысел, рассчитанный на общественное внимание, желание с помощью полностью выдуманных фактов прошлого или искажения реально существовавших событий «подправить» историю, дополнить её несуществовавшими деталями. Хорошо, когда фальсификации вовремя разоблачаются, но бывает и так, что они живут, порождая новые мифы, расстаться с которыми бывает порой очень трудно. Можно выделить полностью фальсифицированные исторические источники, в которых ни содержание, ни материал, из которого они изготовлены бумага, пергамент и т.

Среди последних можно наметить две подгруппы: исторические источники, подлинные с точки зрения их содержания, авторства, времени создания, но имеющие фальсифицированные внешние признаки; письменные памятники, подлинные по содержанию, внешним признакам, но включающие поддельные вставки текста, записи писцов и т. Подделка, как бы неискусна она ни была, появляется не случайно. Своё изделие автор представляет подчас как главное, решающее «доказательство», с помощью которого он стремится убедить современников и потомков а иногда, по странным причудам характера, и себя в истинности своих представлений о прошлом и настоящем, воздействовать вымышленными фактами прошлого на их умы и чувства. В этом смысле можно сказать, что во всякой подделке исторического источника как вымысле есть правда — правда самого вымысла. Часть 1. Шнирельман Подделки и альтернативная история Планируя данный круглый стол, мы первоначально рассчитывали придать ему довольно узкий характер. Мы хотели сфокусироваться на поддельных исторических документах, которых было немало в прошлом и вал которых неприятно удивил многих из нас в последние годы. Так, занявшись пятнадцать лет назад проблемами социальной памяти, я неожиданно для себя начал постоянно сталкиваться с подделками. Заинтересовавшись движением русских неоязычников, я был поражён широкой популярностью, которой у них пользовалась «Влесова книга». Обращение к украинским материалам обнаружило, что и там она встречает не меньший успех, но там к ней прибавилась ещё и «Рукопись Войнича» «Послание ориан хазарам».

Затем выяснилось, что и в Поволжье не обходится без фальшивок, которые на этот раз были связаны с развитием булгаристского движения, апеллировавшего к якобы аутентичной древней летописи «Джагфар тарихы». После этого меня заинтересовали версии о древних предках, разрабатывавшиеся на Кавказе, и фальшивки полились как из рога изобилия. В Карачае обнаружилась хазаро-аланская «Летопись Карчи», лезгины предъявили миру «Алупанскую летопись», балкарцы вспомнили о «Хуламской плитке», у чеченцев-аккинцев определённую популярность приобрела «Рукопись Ибрагимова-Магомедова». Между тем, судя по нашей повестке дня, такого рода подделками нам ограничиться не удастся, и наше обсуждение охватывает гораздо более широкий круг явлений. Это и понятно, ибо подделки не сводятся к одним лишь литературным источникам. Ведь к этой категории относятся и сфабрикованные «древние» вещи, и целые «археологические памятники» и «археологические культуры». Например, в конце 1990-х гг. Дёминым на Кольском полуострове, да и сам он ухитрился издать об этом несколько популярных книг. Вслед за ним журналист А. Асов объявил об открытии в Приэльбрусье «второго Аркаима», якобы служившего едва ли не столицей некой древнеславянской цивилизации.

Кстати, такое происходит не только в России. В 2000 г. Хонсю ряда раннепалеолитичсских памятников, и сведения об этих «находках» даже вошли в новые японские учебники истории. Иной раз речь идёт об аутентичных археологических находках, но получающих фантастическую интерпретацию в работах местных любителей древней истории или даже учёных, озабоченных историческим приоритетом своей этнической группы. Так произошло с известной «Майкопской плиткой», относящейся к меотскому времени, но служащей сегодня некоторым энтузиастам для поиска «древнейшего государства» на Северо-Западном Кавказе. Аналогичное явление связано и с Аркаимом, который некоторые эзотерики спешат объявить «древнейшим центром человеческой цивилизации», или даже местом происхождения «белой расы», или по меньшей мере родиной Зороастра. Наконец, обратившись к народной этимологии, мы обнаружим и сфальсифицированные «лингвистические факты», которые иной раз кладутся в основу некоторых версий этногенеза и этнической истории.

Они пришли сюда еще до Великой Отечественной войны, продолжив исследования к празднованию 800-летия города. Во главе встал молодой энергичный ученый М. Рабинович 3. Именно в Зарядье сформировалась школа московской археологии 4 , были заложены основы представлений о раннем периоде развития города, написаны первые диссертации и книги. Здесь корректировали керамическую стратиграфию Москвы и составляли таблицы типовых изделий из дерева в их числе даже хроно-типологическую таблицу гробов , кожи, стекла, металлов включая важные для датировки замки, ключи, предметы вооружения. Завершение строительства гостиницы «Россия» приостановило исследования, но после ее сноса начался новый этап 2006—2017 , так что археологи 75 лет почти не уходили из Зарядья. Великая была вымощена поперечными бревнами по лагам. Она оказалась весьма широкой — не менее 4,5—5 м в поперечнике. Но ниже мощение исчезало, улица тогда была еще грунтовой дорогой, вдоль края которой шли оси водоводов от деревянных XIV—XV вв. Слой, оставленный дорогой, — это коричнево-серый суглинок, насыщенный мелкой щепой, веточками и другой органикой: шерстью, мелкими костями животных, фрагментами текстиля и кожи. В такой однородной среде, как рыбы в аквариуме, висели многочисленные мелкие находки. А вот крупных почти не было. Даже вездесущая в городских слоях керамика представлена только мелкими и редкими фрагментами. Обилие монет позволило установить хронологию, ведь на дороге не бывает перекопов. Большую коллекцию образовали другие предметы из металла — украшения, части книжных переплетов, оружие, свинцовые «грузики», замки и ключи, но крупных орудий труда среди них мало. Зачистка предматерикового слоя: лунки от копыт животных с втоптанной в них щепой Монеты исчезали на уровне около 1 м над материком 5 — эта линия отметила последнюю четверть XIV в. Ниже еще встречались находки «ордынского слоя», но вскоре исчезли и они. По материку была отмечена масса мелких лунок, непохожих на ямки сада или огорода. Это — следы копыт крупного рогатого скота в светло-серой глине материкового грунта, место скотопрогонной тропы над берегом реки. На ней найдены части трех украшений: решетчатого перстня, трехбусинного височного кольца и пластинчатого браслета. Эти характерные для домонгольской Руси вещи, как будто подобранные «по учебнику», первые москвички потеряли в XIII в. Спорово-пыльцевой анализ материкового грунта проведенный Е. Ершовой в лаборатории геоботаники и экологии растений кафедры геоботаники Биологического факультета Московского государственного университета имени М. С началом освоения поймы и формированием культурного слоя древесный полог резко сократился и распространилась луговая растительность; с тем же периодом связаны первые признаки земледелия. Вероятно, ему предшествовал недолгий период сильных разливов, вследствие чего верхний слой лесной почвы был размыт и переотложен. В 1940-х годах, когда Рабинович, изучая Зарядье, открыл в толще «мокрого слоя» целый деревянный город, наука осознала и ценность влажных слоев Великого Новгорода: раскрытие «Руси деревянной» началось в обоих городах почти одновременно. Наслоения в 4—5 м вызвали изумление мощностью и обилием сооружений, а также сложной, явно городской инфраструктурой. Археологи знали тогда об остальных районах Москвы мало и потому преувеличили значение открытого ими «клондайка». Ремесленное производство сочли ранней индустрией, работавшей на рынок. Заселение возводили к докняжеской эпохе — к XI в. Казалось, что об этом говорят впервые найденные тогда в Москве южные завозные товары: пряслице из красноватого пирофиллита, кусочки стеклянных браслетов их тогда считали исключительно домонгольскими и др. Сегодня ясно, что первый набросок был сделан слишком широкими мазками.

В 1995—2003 гг. Особенность аналитической работы — комплексный подход к памятникам искусства, архитектурным сооружениям, градостроительству, иконографическим материалам. Метод в истории искусства — художественная археология в широком культурно-хронологическом диапазоне. Впервые представил древнерусский монастырь как особый тип археологического памятника, изменил представления о ранней Москве, принципах внутренней планировки, месте монастыря в пространстве города. Ввел раннее русское надгробие в круг искусства средневековой Европы. Предложил программу истории методов изучения памятников иудаизма, христианства и ислама как единой культурной зоны. В последние годы занимается проблемами комплексного изучения сакрального пространства русского средневекового города как явления искусства и памятника археологии, продолжает исследования в монастырях Москвы.

Леонид Беляев: От библейских древностей к христианским

Но что делать, если имеющиеся исторические источники никак не позволяют нарисовать такую радужную картину золотого века? Здесь-то и наступает время фальшивок. Надо сказать, что подделки исторических документов производились в самые разные времена, однако небывалым общественным спросом они пользовались только во вполне определённые эпохи. Можно вспомнить эпоху подделок святых реликвий, но главной из таких эпох является «век национализма». Именно тогда появляются энтузиасты, готовые любыми способами обеспечить свою нацию великим прошлым, именно тогда общество испытывает неутолимую жажду к такому прошлому, и именно тогда находятся специалисты, считающие своим долгом удовлетворить его желания, подтверждая это своим научным авторитетом. Вот почему выглядят наивными представления о том, что фантазии на историческую тему развивают исключительно лишь дилетанты и далёкие от профессии люди, которые якобы делают это в силу своей слабой образованности и тем самым «искажают» и «извращают» историю. Окружающая нас действительность оказывается, к сожалению, более сложной, ибо тоска по национальной идее не чужда и специалистам, которые иной раз выказывают готовность к нарушению профессиональной этики и даже в отдельных случаях готовы пойти на подлог.

В этих условиях среди профессионалов можно было бы выделить три разные категории. Одни из них живут в национальном мифе и искренне уверены в том, что своим творчеством отстаивают научную истину. Другие понимают, что происходит, но сознательно ставят своё перо на службу национальному мифу в интересах карьеры и других социальных дивидендов. Наконец, третьи пытаются хранить верность профессиональному долгу и либо пытаются бороться за честь профессии, либо уходят в эскапизм, занимаясь частными историческими проблемами, далёкими от сферы текущей политики. Наиболее успешными бывают вторые, которые при всём своём цинизме всегда оказываются в фарватере общественных настроений, а иногда и несколько впереди них. Именно они способны быстро перестроиться с резким изменением социальнополитической ситуации, и прежде всего именно среди них обнаруживаются те, кто готов поддерживать распространение фальшивок.

Поэтому, чтобы преодолеть их влияние, в вузах следует не только обучать будущих историков источниковедению, но и прививать им основы научной этики. Помимо этого, научному сообществу после распада советской идеологизированной системы обществоведения, иерархичной и цементированной отделом науки ЦК КПСС, требуется на новых, демократических началах возрождать ту эфемерную субстанцию, которую можно назвать корпоративной солидарностью. Сейчас, в условиях непреодолённого во всём обществе кризиса доверия, эта задача выглядит достаточно утопичной, но объединение сообщества вокруг нескольких общезначимых проблем вполне реально. Среди таких тем, безусловно, псевдоистория, фальсификация источников, роль исторической науки в современном социуме, вопросы преподавания истории. Пока же современный мир оказывается в удивительной ситуации, когда гуманитарные по своей сути вопросы истории всё чаще становятся причиной вполне осязаемых политических проблем. Упомянутая в первых строках президентская комиссия несмотря на тревожные ожидания общества не устроила охоты на ведьм, а сосредоточилась на планомерной работе по документальному опровержению прежде всего одиозных фальсификаций новейшей истории, прямо влияющих на межгосударственные отношения.

Это вполне объяснимо с учётом логики подготовки и празднования минувшего в 2010 г. Многочисленные публикации исследований и рассекреченных документов под грифом комиссии не вызывают больших возражений, за исключением законного: а почему же всё это не опубликовали раньше, пока Украина не предъявила счёт за геноцид голодом, пока не обвинили в развязывании Второй мировой войны? Должны отметить, что в поле зрения комиссии оказалась лишь верхушка скрытого под водой тихоокеанского вулкана. Понятно, что всего грандиозного поля не охватишь, а вопросы легитимности мироустройства по итогам последних в хронологическом отношении конфликтов являются самыми актуальными для политиков. Но те процессы, которые по аналогии с вулканологией происходят в глубине вулкана, на стыке с пылающей мантией могут оказаться подлинно взрывоопасными. Именно поэтому наше внимание прежде направлено вглубь российской истории и территории.

Как правило, в регионах происходят процессы, требующие всесторонней и междисциплинарной научной оценки. Мы не претендуем на полноту и в этой книге разбираем лишь один из маркеров формирования этнократических движений в современной России, связанный с истоками, методикой изготовления, презентации и пропаганды фальшивок, относящихся к идеологическому конструированию прошлого. Актуальность темы исторических фальшивок состоит ещё и в том, что почти все националистические движения в России и на постсоветском пространстве обзавелись собственными версиями национальных историй, собственным взглядом на российское прошлое и роль своих предков в мировых процессах. Если сложить вместе все половецкие, украинские, аланские, аркаимо-славянско-арийские, корейские, великобулгарские, адыгские, «мегалионо-казацкие», тюркские и прочие версии истории, то становится очевидным, что человеческая история настолько непродолжительна, а планета Земля так мала, что вместе все эти величайшие в истории цивилизации существовать не могли. Пресловутый Боливар и двоих-то не смог вынести, а тут сразу столько! Откуда берутся эти величайшие цивилизации древности?

И почему мы не знали ничего о них раньше? Конечно, на второй вопрос вам ответят легко и быстро: мол, замалчивали, уничтожали следы и т. А вот с первым всё значительно запутаннее. Оказывается, в целом ряде случаев нашлись неизвестные ранее исторические документы, в которых-то как раз великая миссия того или иного народа неожиданно раскрылась. Стоит ли удивляться, что эти новые документы после предъявления их специалистам оказывались подделками? Хорошо, если фальшивку разоблачили по горячим следам, сразу после обнародования.

Она не успевает войти в массовый оборот и заморочить голову многим ни в чём не повинным людям. Но гораздо чаще происходит наоборот. Сенсационный документ широко распространяется, о нём пишут падкие до сенсаций СМИ, тем самым укореняя его в массовом сознании. Дискредитировать такой проверенный временем «источник» очень трудно. Он становится прочной основой нового национального мифа, так завлекательно возвышающего общее прошлое. Чаще всего простой «невооружённый» обыватель воспринимает или не приемлет этот миф на интуитивном уровне.

Более того, даже вполне рациональные в иных сферах деятельности люди подпадают под очарование иллюзии. Как правило, фальшивка выигрывает информационную войну у научной критики. Учёная критика подделок и мифов выходит в узкоспециальной периодике или изданиях маленькими тиражами [1]. Кроме того, как отмечалось, и среди людей, формально облечённых учёными степенями, находятся те, кто поддерживает фальшивки так, например, происходит с пресловутой «Влесовой книгой». И хотя таковых среди учёных немного, их вполне достаточно для того, чтобы, ссылаясь на их «авторитет», любители фальшивок говорили о «серьёзных спорах» среди специалистов. Все те, кто не признаёт подлинности ВК, объявляются «не специалистами в сём вопросе».

Надо признать, что это один из распространённых приёмов в полемике воинствующих дилетантов с учёным миром. Ясно, что для пропаганды и рекламы влесоведческой как и любой другой псевдонаучной продукции важно не содержание дискуссии, а сам факт её наличия. В этом изюминка! Факт противоборства горстки интеллектуальных храбрецов с махиной академического официоза придаёт своеобразный шарм и сенсационность таким выступлениям. Интересно, что ожившая в третий раз за свою историю в самом конце прошлого тысячелетия идея ВК и праславянской древности была подхвачена новой генерацией неоязычников, которые сделали эту подделку своей священной книгой. Святость этого порыва вызывает некоторое недоверие, т.

Не исключаем, что для ряда авторов, эксплуатирующих «Влесову книгу» и другие подобные темы, вопрос о публикациях и перепубликациях собственных книг в гонорарных издательствах не менее одной в два месяца у А. Асова был прямо связан с обеспечением если не богатства, то основного источника дохода или решением иных вопросов социального устройства даже «святой» Ю. Миролюбов, отец классической подделки, накануне публикации его «дощьек» стал главным редактором журнала и перебрался в Сан-Франциско. Но при этом, появилась большая масса читателей и искренних почитателей ВК и праславянской идеи. Поэтому проблема манипуляций с ВК в данный период — это не только вопрос о свободе малого предпринимательства издателей и авторов, это ещё и вопрос общественно-политический. Важное замечание: следует отличать фальшивку, т.

Это необходимо делать потому, что фальшивка разоблачается путём специальных источниковедческих процедур, хорошо известных профессионалам, а различные интерпретации вполне легитимны в рамках профессии, и их профессиональное обсуждение бывает полезным и продуктивным, позволяя выявить и оценить иные взгляды на историю. Такие взгляды могут быть отвергнуты профессиональным сообществом, если они не удовлетворяют принятым нормам работы с источниками. Но иной раз такие взгляды обнаруживают интересы каких-либо социальных групп, представители которых дают свежую оценку известных источников в рамках, допустимых имеющимися методиками и методологией. В этих условиях между историками могут происходить споры, но они определяют вполне легитимный диалог, не имеющий отношения к фальсификациям и подлогам, о которых идёт речь в настоящем сборнике. В то же время СМИ неинтересно слушать нудные выступления профессоров, говорящих о подложном характере «новонайденных документов». Им нужна яркая сенсация.

Нудный профессиональный рассказ об Аркаиме как заурядном памятнике эпохи бронзы недостоин и минуты в дорогом телеэфире. Пламенная же речь новоявленного просветителя о том же Аркаиме как сенсации тысячелетия, прародине ариев и сердце славяно-русской национальной идеи способна получить любую зрительскую аудиторию на любое по продолжительности время! То же касается и хронологических переворотов академика от геометрии, и псевдолингвистических опусов известного сатирика. Есть и более тонкие случаи, когда фальшивки вплетаются в канву историко-публицистического или внешне вполне наукообразного со ссылками повествования в виде сносочки на некие свидетельства и документы, вроде бы вполне аргументирующие точку зрения автора. Неспециалист не поймёт подвоха. Учителя и преподаватели не располагают специальной методической литературой, которая бы позволяла адекватно реагировать на возникающие вопросы по поводу исторических мистификаций.

В результате массовый потребитель, делая свой интуитивный выбор, не обладает данными о научной апробации этого документа или новой версии истории. Несмотря на то, что в научных работах «Влесова книга» рассматривается как подделка, сведения о ней и других аналогичных фальсификатах входят в учебные пособия как достоверные исторические сведения [2]. Мы посчитали, что эта ситуация сродни нарушению прав потребителей, поэтому этот проект для нас помимо научных задач имеет вполне определённую просветительскую направленность. В идеале будущие книги этой серии должны присутствовать в каждом школьном кабинете истории и на гуманитарных кафедрах университетов. Наша публикация является частью большого международного проекта, в рамках которого в сентябре 2007 г. Эта дискуссия имела большой резонанс и получила своё продолжение в других исследованиях и мероприятиях.

Статьи, вошедшие в эту книгу, являются очень сильно доработанными исследованиями «по мотивам» состоявшегося тогда обсуждения, о чём можно судить, познакомившись в приложении со стенограммой самого круглого стола. Первый раздел посвящён основным теоретическим вопросам изучения, выявления и бытования фальсифицированных источников. Тут представлены основные жанровые особенности подделок: документальных, повествовательных, археологических, псевдоэтимологических, антропологических. Во втором подробно разбирается комплекс подделок и фальсификаций, связанных с такой «классической» подделкой, как «Влесова книга». Эта фальшивка рассмотрена комплексно с помощью методов различных гуманитарных дисциплин в контексте славяно-арийского мифа. Строго говоря, сегодня о ВК следует говорить не только как о подделке, а как о памятнике идеологии первой половины XX в.

Причём, идеологии не только и не столько эмигрантской раньше часто понимаемой в огульно-ругательном смысле , но и как начало неоязыческой идеологии. Литератор Ю. Миролюбов создал, по меткому определению И. Кондакова, одновременно «и стилизацию, и иносказание», аппелирующее к мечте о «великой и неделимой России», уже пережившей в своей 4000-летней истории и распри, и смуты, и усобицы. В этой стилизации — ностальгия и грусть творческой личности на чужбине. Выплеск индивидуального примирения с действительностью, обозначившей победу большевиков «всерьёз и надолго», через заклинание, что «всё пройдёт», а Русская земля освободится от марксистского гнёта.

Создаётся впечатление, что Ю. Миролюбов «сам верил в подлинность написанной им ВК — если не на связке буковых дощечек, то в умах древних славян, в их менталитете». ВК была в его представлении ближе к истине о праславянской древности именно в силу того, что опиралась на более широкий, нежели строгая наука, фундамент — искусство, религию и интуитивные догадки автора [3]. Сам феномен создания ВК — очень интересная литературоведческая и культурологическая проблема. Но не более того. Текст ВК как и другие произведения Ю.

Миролюбова не сопоставим по своей литературной и художественной ценности с другими современными ему произведениями русской литературы пера И. Бунина, Н. Набокова, М. Шолохова, М. Горького и др. Столь же любопытен анализ своеобразной историософии ВК, также приводящий к заключению о его поддельности.

Казалось бы, исследователи вправе ожидать от этого «уникальнейшего источника» новых исторических фактов. Ничего подобного — историческая концепция создателей ВК вполне согласуется с господствовавшим в 50-е гг. Всё это выглядит особенно любопытным, если учесть, что, пытаясь воссоздать славянское язычество как ветвь индийских верований, сочинители обнаружили полное непонимание характерного для язычества вообще представления о времени. Они обозначили исход из Семиречья 1300 годами до Германариха; их славяне и русы обитали в Карпатах 500 лет, Аскольд появился через 1300 лет после ухода славян с Карпат. Авторы ВК не только не сумели заполнить столь длинные хронологические периоды какими-нибудь событиями, но ещё не учли, что линейное исчисление времени приходит только с христианством [5]. Последний раздел нашей книги представляет многообразие, региональную и хронологическую пестроту бытующих исторических фальшивок.

Конечно, объём книги и скромные силы авторов не могли охватить всего комплекса подобных документов и артефактов оценки количества исторических подделок сильно разнятся, но счёт в таких спорах, как правило, открывается с двух-трёх тысяч. Одной из будущих задач проекта «Актуальное прошлое: наука и общество» будет подготовка максимально полного аннотированного каталога фальсификатов по российской истории и, конечно, продолжение соответствующих исследований и публикаций. От имени всего авторского коллектива выражаем искреннюю признательность людям, без которых эта книга не появилась бы на вашем столе: Л. Беляеву несмотря на то, что он и сам является одним из интереснейших авторов внутри данной обложки , С. Чернышевой и О. Першукевич за редчайший сегодня профессионализм в работе с непростыми текстами и авторами.

Петров, В.

А как много кладов в московской земле еще ждут своего часа для исследования археологами? Археологию интересует все, что случалось в прошлом, даже клады. Но не сами по себе, а как срез, след определенного события. Они возникали не хаотично, а связаны с системой жизни своей эпохи.

Это тоже одна из причин появления кладов — москвич не хотел, чтобы фискальные службы знали, сколько у него денег. Так, зимой 1238 года, во время Батыева нашествия, в русских городах остались сотни невостребованных кладов. Два из них случайно нашли в Кремле, в районе здания Сената, довольно давно. У которых были какие-то солидные деньги? У всех были какие-то деньги.

Правда, московское правительство не позволяло им сильно залеживаться в карманах подданных. Но дело не только в этом — в деревянных домах было опасно хранить деньги и драгоценности, все могло в одночасье сгореть. Устраивали разного рода сейфы в подклетах домов — закапывали в подвалах глиняные сосуды с монетами, и при пожаре они сохранялись. Даже закапывали их в определенные моменты, и не только в момент опасности. Служилые люди получали жалованье раз или два в год, иногда перед большим походом, при найме на службу, как разовую премию, как барыш от удачной сделки.

До следующего раза эти деньги надо было как-то растянуть, вот и прятали на время в земле. Таких системных кладов в Москве очень много — десятки. А что археология может рассказать об обществе допетровской Москвы? Я люблю объекты, в которых изначально и намеренно заложено какое-то послание. Люди создавали храмы и крепости, хоронили своих близких и сохраняли память о них.

Они хотели, чтобы не забывали их поминать. Изучая кладбища и храмы, мы вновь узнаем их имена, видим, как именно они сохраняли родовую память, ставшую сейчас исторической. Поэтому надгробия — отличный источник для изучения. Мы видим общество религиозное и патриархальное, видим жен, уходивших в монастыри сразу после смерти мужей. Это было молодое общество оно и сейчас скорее молодое, чем старое.

До XVII века оно оставляло меньше следов материально-технического прогресса, но после Смуты скорость их накопления резко возрастает, и это показательно. Москва была очень ярким государством на свой собственный лад. Самобытная житейская культура, высокое представление о достоинстве человека. Думают, все это появилось после Петра. Люди на плаху шли за родовую честь, за достоинство семьи.

Люди называют себя холопами царя. Но и рабами Божьими. Это не делает их несвободными. Археология помогает увидеть этих людей — одновременно очень смиренных и очень гордых. Мир вообще делится довольно жестко на страны, которые были открыты в эпоху великих географических открытий, и на страны, которые открывали этот «остальной» мир для себя.

Россия с этой точки зрения странное место!

Список полей представлен выше. Например: author:иванов Можно искать по нескольким полям одновременно: author:иванов title:исследование По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе: исследование разработка оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе: исследование OR разработка оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент: исследование NOT разработка author:иванов NOT title:разработка Тип поиска При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.

Изучение церковных древностей Руси 1. Пробуждение интереса: средневековая традиция — реликвии Полоцка — Петр Могила и Десятинная церковь — от Татищева до Карамзина; первые находки — рисовальщики, путешественники, краеведы. Общество и церковные древности в середине XIX в. Уваров, В. Прохоров, Ф. Буслаев, Н. Кондаков , 4. Археология церковных древностей в послереволюционный период. Глава Х. Первые раскопки: открытие Десятинной церкви — попытки научного подхода. Вокруг средневекового храма: историки и теоретики: книга Виолле-ле-Дюка; СГ. Строганов; Н. Султанов; И. Лашкарева; Ф. Рихтер; В. Покрышкин, Д. Милеев, К. Врунов, И. Бакланов, И. Хозе-ров — новый подъем И.

Детектив длиной в 110 лет. Похоже, череп Гоголя правда украли из могилы

То есть работа на самом деле только начата. В отличие от остальных великих держав, которые имеют на Святой земле свои институты, школы, сформировавшиеся еще в XIX — начале XX века, Россия пока не имеет там постоянного археологического присутствия. И это историческое упущение, которое непременно надо исправить. Ведь контролировать Святую землю в археологическом плане, изучать ее прошлое, истоки иудаизма, христианства и ислама — это важный признак великой державы, открывающей мир. В заключение Леонид Беляев высказал пожелание: «К сожалению, раскопки не были проведены до конца. И в настоящее время мы, конечно же, очень хотели бы их продолжить… Пора бы вернуться целиком на Святую землю, открыть там и собственный археологический институт, и собственную археологическую школу.

Молодежь, которая будет изучать собственными руками, собственными мозгами… и писать о Святой земле не по чужим книгам, как когда-то приходилось нам. Фактически мы впервые пишем о Святой земле на собственном языке». Текст: Екатерина Якушева.

Главный редактор журнала «Российская археология» с 2001 г. Ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания Министерства культуры РФ. Государственный эксперт Министерства культуры РФ с 2010 г. Андрея Рублева и др. Член редколлегии журнала «Византийский временник» с 2009 г. Член редколлегии «Православной энциклопедии» с 1990 г. Член Экспертного совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

И вот с тех пор архитектурная археология и здесь, в монастыре, и в других монастырях заняла достойное место и очень сильно поправила наше представление о нашей собственной культуре. Стало понятно, что многие памятники древнее своего времени, а какие-то, наоборот, моложе. И до тех пор, пока мы документально не отстроим всю историю, нам очень трудно будет писать нашу историю культуры и искусства. Нам очень нужны точные даты. Но в целом монастырь во второй половине ХХ века был довольно хорошо отреставрирован. Это был один из первых образцов. Все-таки он находится в центре города и должен всегда прилично выглядеть. Но с годами, конечно, все ветшает, и последняя, дедушенковская, реставрация сейчас уже нуждается в обновлении, возобновлении. Тем более что стало понятно, что все-таки не совсем ловко жить в монастыре, где памятники стоят не на своих отметках. Потому что культурный слой здесь довольно высокий, и собор XVI века просто оказался в яме. Вот эта модель, которую придумал Борис Прокофьевич в 80-е, с частичным понижением грунта, — все-таки не совсем удачная инвенция. Перед нами что-то такое несуразное, чего никогда, конечно, не было. Таким образом собор в своей нижней части никогда не выглядел. И сейчас готовится большая реставрация монастыря. Собственно говоря, она началась: идут проектные работы по его реконструкции. Тут нужно решать и инженерные вопросы, очень много и научных тем. И вертикальная планировка, и прямая реставрация обновление декора и конструкций памятников — это все требует, конечно, больших археологических исследований, которые мы в этом году очень благополучно начали. И уже открыто довольно много новых фактов, которые хорошо вписываются и в то, что мы видели в 80-е годы, в чем-то это развивают, позволяют нам сделать следующий маленький шаг от того, что было сделано в 80-е годы. В частности, например, мы нашли фрагменты кладбищ, на которых впервые в русской истории мы можем доказать документально... Здесь очень важное слово — «документально». Мы всегда имели представление, что бывают такие факты в русской мемориальной истории, что надгробные плиты, например, несут гораздо более ранние даты, чем мы бы им присвоили, если бы не было этих надписей. То есть плиты явно поздние, но надписи на них — ранние. Бывают совсем очевидные случаи, когда почти легендарные личности получают такие надгробные плиты. Такие случаи есть, их легко документировать. Но есть более сложные. Перед вами лежит плита, на которой написано, что человек умер в 60-е годы XVI века, грубо говоря, при Иване Грозном.

В застройке легко читалась изначальная «кремлецентричность», движение городских поселений от крепости на восток и через речные долины, где город порождал и сам же поглощал деревни и ремесленные районы. Таково и Зарядье — ремесленная периферия, которую со временем заполнят усадьбы. Дренажный канал XV в. Раскопки 1951 г. Внутреннее устройство Москвы как города оказалось изощренной в своей простоте инфраструктурой, эффективно приспособленной к гидрогеологическим особенностям ландшафта. Водосборники и водоотводы убирали лишнюю сырость. Дренирование продуманно соединили с производствами, где нужно было получать и удалять большие количества воды. Эксплуатировать хозяйственные и бытовые сооружения было относительно комфортно. Мощенные деревом улицы и дворы, погреба и подклети, ледники и бани, колодцы и даже производственные чаны не тонули в грязи, как часто думают, но осушались вкопанными тут и там бочками-сборниками с тянувшимися от них деревянными трубами, дренажными канавами, укрепленными плетнями, вдоль улиц, а иногда и крытыми магистральными деревянными водоотводами. Выявились этнографические особенности древней Москвы. Владения здесь часто делили не частоколы, а плетни — более южная, а не северная традиция. Размеры построек отличались разнообразием: наряду с крупными домами встречались клетушки, похожие больше на чуланы их порождала городская жизнь и экономия тепла. Это зависело от длины бревен, обычно пятиметровых хотя известны и восьмиметровые стволы. В срубе стояла глинобитная печь на специальном опечке, развернутая устьем от входа, который располагался, как принято на севере известен случай, когда при перестройке дома печь переставили, а сначала она стояла по южнорусской модели — устьем ко входу. Во дворе помещались погреб иногда с кирпичным полом , часто колодец с прямым, а с XVII в. Именно тогда здесь возникла сплошная застройка и не осталось порожней земли. Теперь сюда действительно везли рулоны тканей в основном сукна из Бельгии, Голландии, Германии — от них остались круглые свинцовые пломбы с гербами городов. Их особенно много около таможни Мытного двора , где княжие люди собирали ввозные пошлины, опечатывали мелкими свинцовыми пломбами с русскими буквами связки мехов на вывоз и, возможно, кусочки шкурок «меховые деньги». Возможно, здесь собирали штрафы и недоимки, ведь именно возле двора найдена редкая для Москвы берестяная грамота «Москва-4». Три найденные ранее также экспедициями Института археологии РАН грамоты — в 1988 г. Они написаны на крупных, мало выделанных «берестяных листах», причем поперек волокон. Новая находка — прекрасно подготовленный горизонтальный свиток с заранее обрезанными краями и гладкой поверхностью и надписью вдоль волокон. По содержанию московские тексты — это черновики или копии два из них относятся к легальным документам , и у них нет адресата. Все это сближает ее с классическими берестяными грамотами Новгорода. Берестяная грамота «Москва-4»: фотография и прорисовка Уверенным и очень разборчивым книжным почерком заполнены две с половиной верхних строки, остальная поверхность листа чистая. Приветствие, обычное в новгородских письмах, опущено; имя и статус автора неизвестны. Он начал прямо с сути дела, неоднократно перемежая свой «доклад» обращением к господину: Поехали есмы, господине, на Кострому. Юрьи с матерью нас, господине, увернул взад. А взял себе с матерью 15 бел; ти увзял 3 белы; потомо, господине, взял 20 бел да полтину. Счет идет на древнерусские «белы» и московские «полтины», сумма в 38 бел с полтиной — не слишком внушительная, но и не мелочь. Свинцовая печать для рулона сукна из г. Попперинге Фландрия с изображением перчатки и посоха.

Биобиблиография ученых. Леонид Андреевич Беляев

Л.А. Беляев, Опыт изучения некрополей - Методика полевых исследований: oldrus — LiveJournal Леонид Беляев — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг.
Л.А. Беляев, Опыт изучения некрополей - Методика полевых исследований Российская археология, 2023, № 2, стр. 81-82. К юбилею Леонида Андреевича Беляева.
Книги Беляев Леонид Андреевич - скачать бесплатно, читать онлайн (Материалы к биобиблиографии ученых; вып.42) Выпуск посвящен известному российскому археологу и историку искусства, специалисту в области культуры Древней Руси у.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий