Кто является основателем русского духовного концерта

В вундт является основателем одного из направлений психологии какая это психология 17 букв. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ XIX-начала XX веков. Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка (1804 –1857 гᴦ.) явился основоположником нового исторического периода русской музыки. Духовные концерты[1][2] (фр. concerts spirituels) — публичные концерты, проводившиеся в парижском дворце Тюильри с 1725 по 1790 год. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ XIX-начала XX веков. Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка (1804 –1857 гᴦ.) явился основоположником нового исторического периода русской музыки.

Русский духовный концерт

Жанр хорового концерта начал развиваться в русской духовной музыке еще в начале XVIII века в связи с введением в певческую практику партесного пения, завезенного в Москву киевскими певцами в середине XVII столетия. Новый стиль быстро подхватили и освоили многие русские и украинские композиторы, в числе лучших из них - Николай Дилецкий, Николай Бавыкин и Василий Титов. Им принадлежит большое количество партесной музыки, в том числе так называемых партесных концертов, отличающихся огромным количеством голосов достигающем 24-х и даже 48-ми , сопоставлением tutti общего пения и групп голосов, всевозможным имитированием коротких мелодий» [11 ,168]. Партесный концерт всегда был исключительно вокальным жанром a cappella. Ему свойственно колористическое богатство хорового звучания. Композиторы эпохи барокко научились средствами хора a cappella достигать большой полноты и яркости красок. Зрелый период развития нового многоголосного стиля связан с концертами и «Службами Божиими» неизменяемыми песнопениями литургии Н. Дилецкого, предложившего систематический свод правил для создания многоголосной композиции партесного стиля в трактате «Идея грамматики мусикийской» Н. Дилецкий в своем трактате изложил следующие правила написания концерта: «Стих кий любо вземше ко творению, имаши разсуждати и разлагати - где будут концерта, сиречь глас за гласом борение, такожде где все вкупе. Во образ да буди, вземше речь сию ко творению - «Единородный Сын», тако разлагаю: Единородный Сын да будет ти концерт. Изволивый - все вкупе, воплотитися - концерт, и Приснодевы Марии - все.

Распятся - концерт, смертию смерть - все, Един сый - концерт, Спрославляемый Отцу все, един по другим или все вкупе, что будет по твоему изволению. Аз же поясняю образ в поучение твое осмогласный, кий ти будет в трехгласных и прочиих. Се же есть в концертах, его же зриши» [11,168 ]. Термин «концерт» Дилецкий понимает как «борение», соревнование голосов ансамбля и как противопоставление эпизодов, исполняемых выделенной группой солистов «концерт» и всем хором tutti. Поэтому в партесных концертах количество частей не регламентировано. Есть концерты единого, слитного строения, но есть и такие, в которых количество частей и размер их меняется чрезвычайно часто до 12 и даже до 22 раз, как, например, в концерте «Ка я житейская сладость». Партесные концерты, основанные на сочетании контрастных эпизодов, представляют собой, по выражению В.

Березовский и Д. Бортнянский , создатели камерной «российской песни» О. Козловский и Ф. Дубянский и другие. По традиции предшествующих веков наиболее широко в век Просвещения развивались вокальные жанры , как светские, так и храмовые. Среди них выделяются духовный хоровой концерт, комическая опера и камерная песня. Как и в фольклористике, в этих жанрах сохраняется отношение к слову как к приоритетной основе музыки. Автором оперы считается либреттист, а автором песни — поэт. Имя композитора нередко оставалось в тени, а со временем забывалось. Русская комическая опера Рождение национальной композиторской школы XVIII столетия было тесно связано с развитием русской оперы. Оно началось с музыкальной комедии, которая опиралась на комедийные произведения русских писателей и поэтов: Я. Княжнина, И. Крылова, М. Попова, А. Аблесимова, М. Поэты указывали в либретто, на какой «голос» популярную песню следовало петь ту или иную арию. Аблесимова с музыкой М. Так называли произведения для голоса с инструментальным сопровождением, написанные на русские поэтические тексты. В это время русские музыканты осваивают сложные формы инструментальной музыки, разрабатывают жанры сольной сонаты, вариаций, камерного ансамбля. Первые русские инструментальные ансамбли принадлежат Дмитрию Бортнянскому. Это фортепианный квинтет и «Камерная симфония», фактически представляющая собою септет для фортепиано, арфы, двух скрипок, виолы да гамба, фагота и виолончели.

Сергеева Г. Сергеева, Е. Дополнительная литература: 1. Первое издание. Публикуется в авторской редакции 2014 года. Большая советская энциклопедия: [в 30 т. Прохоров — 3-е изд. Теоретический материал для самостоятельного изучения Древние славяне до Крещения Руси были язычниками. Они думали, что природные явления: дождь, грозу, засуху, жару и холод, вызывают на земле боги. В честь этих богов они совершали обряды: пели песни, танцевали, играли на музыкальных инструментах. Чтобы поклоняться этим богам, славяне изготавливали идолов. Идол — это статуя, изваяние, которой поклоняются язычники как божеству. До сих пор популярностью пользуется языческий праздник — день Ивана Купалы. В ночь накануне праздника было принято купаться или мыться в бане, прыгать через костёр, плести венки, искать папоротник. День этот отмечается летом и посвящён летнему солнцестоянию. В древности люди по большей части были неграмотными, не умели писать и читать, песни и сказания передавались из «уст в уста». Старшее поколение передавало младшему, а младшее — дальше, своим детям. Такое устное народное творчество называется фольклор. Существовало два типа артистов: певцы-сказители и скоморохи. Певцы-сказители аккомпанировали себе на гуслях. Образы самых известных гусляров, Баяна и Садко, встречаются в творчестве русских композиторов: Баян в опере Глинки «Руслан и Людмила», «Садко» в одноимённой опере Н.

Их исполнение часто сопровождалось звучанием труб и колокольным звоном. На петровскую эпоху приходится кульминация в развитии хорового партесного пения. Блестящий мастер партесного концерта В. Титов занял место первого музыканта при дворе царя Петра. Именно ему было поручено написать торжественный концерт по случаю Полтавской победы, одержанной русскими войсками в 1709 году «Рцы нам ныне» — за сочинением утвердилось название «Полтавскому торжеству». В середине XVIII века стремление к хоровым эффектам в партесных концертах достигло гипертрофированных форм: появились сочинения, партитуры которых насчитывали до 48 голосов. Таким образом, в течение всего XVIII века русское хоровое пение прошло большой путь эволюции — от монументального партесного стиля, вызывающего ассоциации с архитектурным стилем барокко, к высоким образцам классицизма в творчестве М. Березовского и Д. Бортнянского, создавших классический тип русского духовного концерта. Возникли хоровые обработки народных песен, хоровая оперная музыка, танцевальная музыка с хором самый знаменитый образец — полонез Козловского «Гром победы раздавайся» на слова Державина, который в конце XVIII приобрел значение государственного гимна Российской империи. Ведущим хоровым жанром становится русский духовный концерт, служивший своеобразным символом древней отечественной традиции. Своего наивысшего расцвета духовный концерт достиг в екатерининскую эпоху 1762- 1796. Это было благоприятное время для российской культуры. Попытка возродить дух петровских преобразований во многом увенчалась успехом. Политика, экономика, наука и культура вновь получили импульс к развитию. Возобновилась практика обучения наиболее талантливых представителей науки и искусства за границей. Тесные культурные контакты России с просвещенной Европой не могли не повлиять на появление первых опытов профессионального композиторского творчества. В этот период было создано более 500 произведений концертного жанра. Рожденный в недрах партесного многоголосия, духовный концерт на протяжении своего развития интегрировал два начала — церковную певческую традицию и новое светское музыкальное мышление. Концерт получил распространение и как кульминационная часть церковной службы, и как украшение придворных церемониалов. Он был средоточием тем и образов, затрагивавших глубокие нравственные и философские проблемы. Если «партесный концерт можно до известной степени сопоставить с concerto grosso, то структура классического хорового концерта имеет общие черты с сонатно-симфоническим циклом. Она обычно состояла из трех или четырех разнохарактерных частей с контрастными приёмами изложения. В заключительной части, как правило, преобладали приемы полифонического развития. Большой вклад в становление русского классического хорового концерта внесли выдающиеся иностранные композиторы, жившие в Петербурге Д. Сарти, Б. Вершинные достижения русской хоровой музыки эпохи Просвещения связаны с именами М. Максим Созонтович Березовский 1745-1777 М. Березовский — выдающийся мастер русской хоровой музыки XVIII века, один из первых представителей национальной композиторской школы. Сохранившееся творчество композитора невелико по объему [6] , однако весьма значительно по своей исторической и художественной сути. В музыкальной культуре 60-70-х годов XVIII столетия оно открывает новый этап — эпоху русского классицизма. Имя Березовского называется в числе родоначальников классического хорового концерта a capрella: его произведения, наряду с творчеством итальянского композитора Галуппи, представляют первый этап в развитии этого жанра. Вершиной творческих исканий М. Березовского стал концерт «Не отвержи мене во время старости». Это общепризнанный шедевр русской музыки XVIII века, стоящий в одном ряду с высочайшими достижениями современного ему европейского искусства. Небольшой по масштабам, концерт воспринимается как произведение эпически монументальное. Его музыка, раскрывающая многообразный духовный мир человека, поражает глубиной эмоций и жизненной достоверностью. И в тексте, и в музыке концерта отчетливо звучит личная интонация. Это речь от первого лица. Просьба-мольба, взывающая ко Всевышнему I часть , сменяется картиной преследований человека злобствующими недругами II часть — «Пожените и имите его». Затем следует новая тема — молитва надежды «Боже мой, не удалися» — III часть , и наконец, финал, полный протестующего пафоса, направленного против зла и несправедливости «Да постыдятся и исчезнут оклеветающии душу мою». Уже тот факт, что всем темам концерта свойственны определенные, конкретные эмоциональные черты, говорит о принципиальной новизне стиля, преодолевающего абстрактную нейтральность тематизма партесного пения. Четыре части произведения связаны не только единым драматургическим замыслом и тональной логикой, но и интонационными нитями: певучая тема, звучащая в первых тактах концерта, становится интонационной основой всех прочих образов. Особенно существенно то, что начальное интонационное зерно трансформируется в динамичную и напористую тему заключительной фуги «Да постыдятся и исчезнут... Дмитрий Степанович Бортнянский 1751-1825 Д. Бортнянский развил основной тип русского классического хорового концерта, соединив в музыке элементы светского музыкального инструментализма и вокальной церковной музыки. Как правило, его концерты имеют три части, чередующиеся по принципу быстро — медленно — быстро. Нередко первая часть, самая весомая в цикле, содержит признаки сонатности, выраженные в сопоставлении двух контрастных тем, изложенных в тонико-доминантовом соотношении. Возвращение в основную тональность происходит в конце части, но без тематических повторов. Бортнянскому принадлежат 35 концертов для 4-голосного смешанного хора, 10 концертов для 2 хоров, ряд других церковных песнопений, а также светские хоры, в том числе патриотическая хоровая песня «Певец во стане русских воинов» на сл. Жуковского 1812. Чайковским [7] как «лучший из всех тридцати пяти». Его текст взят из 38-го псалма Библии, где есть такие строки: «Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, дабы я знал, какой век мой... Услышь, Господи, молитву мою, и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим... В концерте три части, но между ними нет контраста. Музыка отличается единством скорбно-элегического настроения и цельностью тематизма.

Презентация, доклад к уроку музыки 6 класс Духовный концерт

Так как звучание нескольких звуков одной высоты – это не многоголосие. Ксилофон – это музыкальный инструмент, аккомпанемент – это музыкальное сопровождение к сольной партии голоса или инструмента. №2. Кто является основателем русского духовного концерта? Биологические открытия периода войны. Основоположники российского маньджуроведения. Кто является основателем русского духовного концерта. Дмитрия Степановича Бортнянского (1751—1825). ответил 05 Июнь, 20 от doggie24_zn (46 баллов). Основатель русского духовного концерта является Березовский. На ваш вопрос, находится ответ у нас, Ответило 2 человека на вопрос: Основателем русского духовного концерта является.

ДУХОВНЫЙ КОНЦЕРТ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ

№2. Кто является основателем русского духовного концерта? Варианты ответа: Березовский; Чайковский; Глинка; Мусоргский. alt. Дан 1 ответ. Основатель русского духовного концерта является Березовский. Именно с жанром духовного концерта связаны имена знаменитых русских композиторов XVIII века — Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского, А.Л. Веделя и других. Излюбленной книгой молитв на Руси, как известно, всегда была Псалтирь. Подробный ответ на вопрос: Основателем русского духовного концерта является, 17024930. Духовный концерт. Появился в XVIII веке. Создателем жанра был Максим Созонтович Березовский (1745 – 1777) – с детства отличался удивительной музыкальностью, владел игрой на разных инструментах.

Возникновение и развитие русской духовной музыки

Подробный ответ на вопрос: Основателем русского духовного концерта является, 17024930. Ответ: Максим Созонтович Березовский и Дмитрий Степанович Бортнянский. Считается, что основателем русского духовного концерта является русский композитор Максим Созонтович Березовский, имеющийся в списке предложенных вариантов ответов. Другой личностью является Дмитрий Степанович Бортнянский, но в списке ответов его нет. это музыкальное произведение духовного содержания, полифонического склада, для хора, солистов, состоящее из нескольких частей. Максим Созонтович Березовский (1745 - 1777). Дан 1 ответ. Основатель русского духовного концерта является Березовский. ответил 05 Июнь, 20 от doggie24_zn (46 баллов). Основатель русского духовного концерта является Березовский.

Кто является основателем русского духовного концерта - 86 фото

Величественные хоровые композиции, возвышенные мелодии и гармонии — все это характеризует русский духовный концерт. Особенностью русского духовного концерта является его духовная направленность. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах. Урок музыки 6 класс. Тема: Образы русской духовной музыки. Духовный концерт. Найдите правильный ответ на вопрос«Создатель русского духовного хорового концерта » по предмету Музыка, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы. Русский духовный концерт – это особый жанр музыкального искусства, который имеет древние истоки. Он объединяет элементы русской православной церковной музыки с элементами классической и народной музыки. Русский духовный концерт – это особый жанр музыкального искусства, который имеет древние истоки. Он объединяет элементы русской православной церковной музыки с элементами классической и народной музыки.

Чуток к музыкальной красоте, к движениям душевным

Откуда на Руси появилась музыкальная культура? После Крещения Руси 988 год и укрепления связей с Византией появились и первые церковные песни — духовная музыка. Музыкальный канон того времени был заимствован древнерусскими священниками прямиком из Византии. Кто является основателем русского духовного концерта в каком веке появился этот жанр? Оба они учились композиторскому мастерству в Италии. Кто написал духовный концерт не отвержи мене во время старости?

Из произведений Березовского 12 концертов, полный цикл богослужебных песнопений и других произведений сохранились лишь немногие. Концерт «Не отвержи мене во время старости» ре минор стихи 9, 10, 11, 12 и 13 из псалма 70 до 1769 является признанной вершиной творчества этого замечательного русского композитора. Кто исполняет духовную музыку? Бах, Вивальди, Гендель, Монтеверди, Скарлатти - это создатели духовной музыки. Сейчас многие исполнители изучают в библиотеках произведения композиторов эпохи барокко и популяризируют эту музыку.

Сам же концерт, по большей части, не связан по смыслу с богослужебной темой данного дня, не имел литургического, богослужебного значения, а получил только значение музыкальное» [1, с. Подход к воплощению текста, свойственный светским композиторам, проявил себя также и в принципах обращения с каноническим Словом в целом. Таким образом, ранее недопустимые способы обращения с каноническим текстом стали возможными благодаря самим композиционным особенностям полифонической хоровой партитуры, а также принципу подчинения текста законам организации музыкальной формы, требующей повтора слов для сохранения структуры фраз. На особенности использования канонического текста повлиял и диалогический принцип драматургии духовного концерта, а также привлечение солистов, неизбежно приводящее к необходимости распределения фраз текста между солистом и хором. Среди таких не желательных с точки зрения богослужебного процесса приёмов обращения с каноническим текстом следует выделить: повтор фраз и отдельных слов, не предусмотренный и не содержащийся изначально в богослужебном тексте при этом имеется в виду как непосредственно после их первого появления, так и на расстоянии с целью создания завершенности формы ; пропуск или замена отдельных слов и фраз, составляющих неразрывное целое с остальным текстом канонического источника; введение дополнительных слов, не содержащихся в первоисточнике; компоновка различных духовных текстов не имеющих прямой взаимосвязи в канонической богослужебной традиции в рамках одного духовного музыкального сочинения. В качестве текстовой основы для создания духовных концертов использовались различные источники, относящиеся к разным пластам канонической богослужебной культуры, а именно: стихиры, кондаки, ирмосы, тропари, псалмы. При этом значение последних значительно выше всех остальных. Именно псалмовая поэзия в большей мере привлекала авторов духовных концертов по многим причинам, среди которых можно отметить следующие: достаточная протяжённость большинства псалмов, необходимая для длительного звучания запричастного пения; эмоциональная наполненность, глубоко личный характер духовного высказывания, характерная для многих псалмов; «музыкальность», заложенная в основе жанра псалма практика псалмодирования предполагала чтение нараспев, изначально была связана с музыкальным началом, стоящим за поэтическим языком Псалтири ; сложность и многомерность образного строя псалмов, отражённая в их форме, что позволяет воплотить её в развитой музыкальной драматургии развёрнутой композиции с присутствием нескольких контрастных разделов и ярко очерченным диалогом различных образных начал так, «немало псалмов состоят из нескольких полиаффектных разделов; но встречаются и одноаффектные псалмы-миниатюры» [3, с. Подход к отбору и комбинированию духовных текстов существенно различается у композиторов — авторов духовных концертов.

Отличительной особенностью классицистского духовного концерта является то, что «часто авторы выбирают стихи из различных псалмов и свободно их комбинируют. В результате возникают новые тексты разной протяжённости» [3, с. Таким образом, наряду с внутренним разнообразием самих псалмов возникают ещё большие возможности для реализации композиторского замысла, в котором может преобладать как моноаффектный, так и полиаффектный принцип. Большинство образцов жанра классицистского духовного концерта являются полиаффектными и построены по принципу ярких контрастов, что соответствует музыкальному мышлению эпохи и активно применяемому в драматургии светских произведениях, противопоставлению контрастных разделов и воплощенных в них образных планов. В связи с этим и подход к отбору канонических первоисточников и способу их комбинирования исходит в данном случае из приоритета сочетания различных аффектов и эмоциональных оттенков. При этом, как правило, единство канонического первоисточника выдерживается на протяжении одной части музыкального сочинения; в разных же частях соседствуют друг с другом тексты, взятые из Псалтири и других богослужебных книг. Последовательность воссоздания различных аффектов соответствует трёх- либо четырёхчастной логике построения духовного концерта, в котором прослеживается единый вектор движения «от мрака к свету», от тягот сомнений человеческой души — к динамической кульминации, которой становится «торжественный, искромётный финал, воплощающий радость познания высших духовных ценностей и приобщения к ним, воспевающий и славословящий Творца» [3, с. Интересно заметить, что уже в классический период становления и расцвета жанра духовного концерта намечается тенденция к сокращению числа используемых для одного музыкального произведения псалмов. Это проявляется в творчестве Д.

В творчестве каждого из композиторов принципы работы с каноническим текстом проявляются по-разному, что характеризует, в первую очередь, особенности их мировоззренческих позиций и глубоко личное отношение к соответствующим текстам. Так, по мнению Л. Гервер: «Чем больше стихов собраны вместе, тем яснее принцип их отбора. Мы много можем понять о концертах и в какой-то мере об их авторе , вчитываясь в избранные псалмы и стихи, а также — добавим применительно к концертам Бортнянского — в то, что осталось невостребованным в псалмах, к которым обращался композитор» [2, с. Наметившаяся тенденция к сокращению случаев комбинирования различных текстов в рамках одной композиции говорит о том, что необходимость в сохранении единства духовного пространства отдельно взятого образца канонического текста чаще всего — псалма была осознана, равно как и возможность к вычленению различных образов-состояний из него. Данный факт свидетельствует о формировании более вдумчивого, глубокого отношения к духовным первоисточникам. В совокупности они составляют классицистскую модель духовного концерта. К их числу можно отнести такие особенности, как: Многочастность выраженную в преобладании трех- и четырехчастных концертов. Переменность музыкального склада чередование полифонизированных и гомофонных разделов.

Принцип контраста.

Песня — это наиболее распространенный жанр вокальной музыки, а также обозначение поэтического произведения, предназначенного для пения. Домашнее задание: читать в учебнике Тема урока: Народное искусство Древне Руси. Русская духовная музыка 17. Скоморохи — это странствующие актёры, бывшие одновременно певцами, танцорами, музыкантами, акробатами и авторами большинства исполнявшихся ими драматических сценок.

Унисон — это одновременное звучание двух или нескольких звуков одной высоты или одинаковых звуков в разных октавах. Многоголосие — это склад музыки, основанный на одновременном сочетании в музыкальном произведении нескольких мелодических голосов. Как называется одновременное звучание двух или нескольких звуков одной высоты или одинаковых звуков в разных октавах? Варианты ответа: унисон; ксилофон; многоголосие; аккомпанемент. Кто является основателем русского духовного концерта?

Варианты ответа: Березовский; Чайковский; Глинка; Мусоргский. Тема урока Духовный концерт 24. Русская духовная музыка. Духовный концерт Перечень вопросов, рассматриваемых по теме: - народное искусство Древней Руси; - противопоставление фольклора и церковной музыки; - древнее музыкальное искусство после Крещения Руси; - духовная музыка М. Тезаурус Идол — статуя, изваяние, которым язычники поклоняются как божеству.

Теоретический материал для самостоятельного изучения Древние славяне до Крещения Руси были язычниками. Они думали, что природные явления: дождь, грозу, засуху, жару и холод, вызывают на земле боги. В честь этих богов они совершали обряды: пели песни, танцевали, играли на музыкальных инструментах. Чтобы поклоняться этим богам, славяне изготавливали идолов. Идол — это статуя, изваяние, которой поклоняются язычники как божеству.

До сих пор популярностью пользуется языческий праздник — день Ивана Купалы. В ночь накануне праздника было принято купаться или мыться в бане, прыгать через костёр, плести венки, искать папоротник. День этот отмечается летом и посвящён летнему солнцестоянию. В древности люди по большей части были неграмотными, не умели писать и читать, песни и сказания передавались из «уст в уста». Старшее поколение передавало младшему, а младшее — дальше, своим детям.

Такое устное народное творчество называется фольклор. Существовало два типа артистов: певцы-сказители и скоморохи. Певцы-сказители аккомпанировали себе на гуслях. Образы самых известных гусляров, Баяна и Садко, встречаются в творчестве русских композиторов: Баян в опере Глинки «Руслан и Людмила», «Садко» в одноимённой опере Н. В противовес серьёзным сказителям выступали скоморохи.

Это странствующие актёры, бывшие одновременно певцами, танцорами, музыкантами, акробатами и авторами большинства исполнявшихся ими драматических сценок. Их выступления были связаны с праздниками, гуляниями, часто они поднимали острые темы в своих выступлениях.

Для восприятия высокого музыкального искусства российское общество того времени обладало достаточно богатым интеллектуальным и эмоциональным опытом.

Но оно не имело национальной традиции светской профессиональной музыки. При дворе отсутствие собственной профессиональной светской музыки с легкостью компенсировалось итальянскими и немецкими музыкантами. В итоге музыкальная сфера придворного быта внешне не отличалась от большинства европейских дворов, где преимущественно работали итальянские мастера.

Однако за пределами дворцов профессиональное светское музицирование практически не было развито по той причине, что собственных образованных музыкантов было мало. Среди придворных инструменталистов мы найдем мало русских фамилий. В результате пострадали обе сферы: светская не имела стимула к возникновению, а духовная тормозилась в своем развитии.

Русская музыка понесла очень значительные потери в результате елизаветинских ограничений о них еще будет сказано далее. Тем сильнее и ярче пошел процесс ее роста, когда были сняты искусственные преграды. Примером для подражания были петербургский и западноевропейские дворы.

Мода предписывала иметь собственные, иначе говоря, крепостные хоровые капеллы, оркестры, театры. Скачок в развитии русской профессиональной музыки в эти годы произошел в первую очередь в том жанре, который был наиболее распространен и имел сложившиеся традиции, то есть в хоровом. К этому времени высшие достижения хоровой музыки в России были сконцентрированы и обобщены в партесном концерте.

Результатом пути, который про- [17] шел партесный концерт — как в развитии своего стиля, так и в утверждении своей общественной роли он стал одновременно и торжественным светским жанром , — оказалось высоко развитое музыкальное сознание слушателя, воспитанного в течение столетия, с середины XVII века, на сложном многоголосии, на пусть далеко не полном для своего времени, но достаточно широком круге интонационно-жанровых истоков, впитанных партесным концертом. Именно эта подготовленность, развитое восприятие слушателя сделали в России середины века адаптацию западноевропейского музыкального языка того времени не только быстрой и легкой, но глубоко творческой, своеобразной. Только так жанр может функционировать в обществе, а следовательно, и получать новые творческие импульсы.

Ответ на сканворд

  • Возникновение и развитие русской духовной музыки
  • ТРАДИЦИОННЫЕ ЧЕРТЫ РУССКОГО КЛАССИЦИСТСКОГО КОНЦЕРТА
  • Возникновение и развитие русской духовной музыки
  • Чуток к музыкальной красоте, к движениям душевным /
  • Похожие презентации

История церковного пения: основные вехи развития храмовой музыки в России

Русский духовный концерт. Духовная музыка. Духовная музыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. В калейдоскопе современной концертной жизни двух последних десятилетий немалое место занима-ют концерты, в названии которых фигурирует опре-деление «духовный» – духовный концерт, концерт духовной музыки. или многочастную композицию, главной спецификой к-рой является т. н. переменное многоголосие. Русские духовные концерты — это замечательное проявление русской культуры, которое сочетает в себе великолепие и мистику. Эти концерты — настоящая сокровищница духовных ценностей, раскрывающая перед слушателями богатство русского наследия. Биологические открытия периода войны. Основоположники российского маньджуроведения. Кто является основателем русского духовного концерта. Дмитрия Степановича Бортнянского (1751—1825). Ответило 2 человека на вопрос: Основателем русского духовного концерта является.

Русский духовный концерт

Пашкевича, И. Хандошкина, Д. Спас Подгорье Ростовского у. Ярославской губ. Николая Васильевича Зиновьева. Бачой Кишинёвского у. Бессарабской губ.

Во время поездки в Вену композитор отказывается возвращаться в Зальцбург. Он создает в 1782 году оперу «Похищение из сераля», которая стала его композиторским дебютом в Вене. Однако, жителям австрийской столицы он еще был мало известен — даже «Идоменея», которому расточали хвалебные отзывы в Мюнхене, здесь никто не знал. Моцарт надеялся, что покровительство эрцгерцога Максимилиана ему стать учителем пения принцессы Вюртембергской, но эту должность получил Антонио Сальери. Моцарт в отчаянии писал отцу, что для императора «никого не существует, кроме Сальери». Моцарт пытается покорить Вену, организовывая «академии» концерты по подписке. Он создает концерты для клавира с оркестром, сонаты. Струнные квартеты, написанные в это время, композитор посвятил Йозефу Гайдну, с которым Моцарт подружился в Вене. Здесь же Моцарт познакомится с придворным поэтом Лоренцо да Понте, который создает либретто для его оперного шедевра — «Свадьбы Фигаро» по комедии Пьера Огюстена Бомарше. Это была нелегкая задача — произведение французского драматурга с его острой сатирой не могло не вызывать недовольство цензуры, либретто следовало составить так, чтобы, с одной стороны, оперу не запретили, с другой — сохранить дух литературного источника. Да Понте это удалось, и одна из лучших опер Моцарта увидела свет.

Александр Архангельский Родился Александр Архангельский 11 октября 1846 года в семье священника села Старое Тезиково Наровчатского уезда Пензенской губернии. Кроме младшего Александра в семье было еще двое детей. Крестьянский быт и внезапная потеря отца Саше было 7 лет с раннего детства приучили будущего регента и композитора к постоянной упорной работе. В детстве проявился и главный интерес Александра — к пению и музыке, а музыкальный слух сына воспитывала мать, Елизавета Федоровна дочь священника села Старое Тезиково , сама любившая пение и музыку. После окончания сельской церковно-приходской школы Саша поступает в ближайшее Краснослободское духовное училище, где его музыкальные способности и прекрасный голос альт были сразу замечены и одаренного мальчика включили в число певчих училища. Надо сказать, что хоры духовных училищ и семинарий России были лучшими среди хоров других учебных заведений. В 1859 году голос Саши Архангельского был замечен объезжавшим епархию пензенским епископом Варлаамом. И осенью 1859 года талантливого юношу перевели сразу во II класс Пензенского губернского духовного училища и зачислили его певцом-солистом в архиерейский хор. А после успешного окончания училища в 1862 году Архангельского перевели в Пензенскую духовную семинарию. И здесь 16-летнему семинаристу представилась возможность «стать» регентом хора возникла неожиданная необходимость замены регента. Успех, уважение и авторитет заслужил юный регент в пензенских музыкальных кругах. Но это не вскружило ему голову, Архангельский хорошо понимал, что самообразование необходимо дополнить более глубокими знаниями. Александр все свое свободное время и скромные заработки тратит на уроки музыки: в течение 7 лет он обучается игре на скрипке у концертмейстера оперного театра Рубиновича. Берет уроки теории музыки и гармонии у известного пензенского музыканта Н. Расширяет свой кругозор в области истории музыки. А пензенский дирижер-любитель и певец П. Федотов, оценивший дирижерские способности Архангельского, охотно руководит его занятиями, посвящая в «тайны» дирижерского искусства. После окончания духовной семинарии Архангельский продолжает работать вторым, а затем и первым регентом архиерейского хора в Пензе. Но заветной его мечтой остается получение высшего образования. Летом 1870 года, на 24-м году жизни, молодой регент отправляется в Петербург и становится вольнослушателем хирургического отделения Военно-медицинской академии. Параллельно же накапливает и углубляет свои музыкально-профессиональные знания: берет частные уроки по фортепиано и сольному пению. Архангельский считал, что регент-дирижер должен сам петь профессионально, знать правила постановки голоса, дабы «не портить» голоса певчих. А вскоре Александр Архангельский понимает, что специальность хирурга, к которой он стремится, не соответствует его духовным интересам и физическим возможностям. И тогда 26-летний студент Технологического института подает прошение директору Певческой капеллы Н. Бахметеву о сдаче экстерном экзамена на звание регента. После получения аттестата повышенного разряда Архангельский получает должность регента Саперного батальона, потом — Конногвардейского полка и наконец — Придворно-конюшенной церкви. В связи со сложными материальными условиями регентство приходилось сочетать с государственной службой. Благодаря министру путей сообщения Ф. Неронову Архангельский получает место письмоводителя юридической части министерства. Неронов помогает «увлеченному регенту» получить и собственный хор в Почтамтской церкви. Каким же надо было обладать энтузиазмом, какой огромной силой воли, чтобы уже в 1880 году осуществить давнишнюю свою мечту — создать свой хор! Уже через три года после создания хор Архангельского начал интенсивную концертную деятельность в Петербурге и других городах России, одновременно участвуя в богослужениях церквей. Вплоть до 1918 года хор распределялся на группы по 14-20 человек и «закреплялся» за церквами: этими «малыми» хорами руководили регенты-помощники Архангельского. Свой первый концерт хор в составе 75 певцов дал в 1883 году в Петербурге. И сразу получил высокую оценку видных современных композиторов и музыкантов: А. Рубинштейна, П.

После Крещения Руси 988 год и укрепления связей с Византией появились и первые церковные песни — духовная музыка. Кто написал духовный концерт не отвержи мене во время старости? Вершина творчества Березовского в области духовной музыки — хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости» на отдельные стихи псалма 70. Вместе с тем, значительное влияние на творчество композитора оказала музыка западноевропейского барокко. Где появилась духовная музыка? Что такое русская духовная музыка? Церковное пение являлось единственной формой профессионального письменного музыкального искусства на Руси со времен принятия христианства и до конца 17 в. Что такое духовная и светская музыка? Светская музыка в своих истоках опиралась на народно-песенную, танцевальную культуру.

Русский духовный концерт

В настоящее время, русский духовный концерт продолжает привлекать внимание как профессиональных музыкантов, так и публики. Основным событием в мире русского духовного концерта является проведение фестивалей и конкурсов, на которых выступают лучшие исполнители и коллективы. Такие мероприятия позволяют продвигать русскую духовную музыку, а также предоставляют возможность новым талантам проявить себя. Современные исполнители русского духовного концерта акцентируют внимание на интерпретации произведений и передаче их глубинного смысла. Во многих случаях, исполнение духовной музыки значительно отличается от исполнения других жанров. Музыканты стремятся передать свое восприятие духовного произведения и вызвать у слушателя эмоциональное отклик.

Создание современных произведений русского духовного концерта также активно развивается. Современные композиторы используют традиционные мелодические и гармонические элементы, но в то же время вносят новые идеи и звуковые решения. Важным аспектом современного состояния русского духовного концерта является его признание за рубежом. Исполнители и композиторы русской духовной музыки регулярно выступают на международных фестивалях и концертах, привлекая внимание зарубежной аудитории. Современное состояние русского духовного концерта продолжает положительно развиваться и привлекать внимание как музыкантов, так и слушателей.

Он остается важной и ценной частью русской музыкальной культуры и сохраняет свое место в современном мире. Вопрос-ответ Какова история русского духовного концерта? Русский духовный концерт имеет богатую историю, начиная с конца XIX века. Он возник как реакция на запрет церковной музыки и стал популярным во время войны и революции. Большой вклад в развитие русского духовного концерта внесли композиторы, такие как Рахманинов, Чайковский и Глаузунов.

Основными чертами русского духовного концерта являются глубокая эмоциональность, мелодичность и сложные гармонии. Какие особенности русского духовного концерта?

Былинное сказание предстаёт перед нашими глазами, герои древней старины оживают, бьют копытами кони на площади, звонят колокола Киевской Софии. На другого современного композитора, Валерия Александровича Гаврилина, оказали влияние произведения русского писателя Василия Макаровича Шукшина. Симфония-действо для солистов, хора и ударных «Перезвоны» Гаврилина даже имеет подзаголовок: «По прочтении Шукшина». Бесконечной любовью к Родине, русскому человеку, проникнуты произведения этих двух творцов: Шукшина и Гаврилина. Само название «перезвоны» говорит нам о том, что композитор обратился к древнерусской традиции звонить в колокола. Затрагивают общечеловеческие вопросы: жизни и смерти, любви и разлуки, человека и природы, семейных ценностей и религии. Молитва — это слова, произносимые верующими при обращении к Богу, к святым, а также при совершении религиозных обрядов. Молитва — очень личное обращение к Богу с благодарностью, просьбой о помощи, покаянием.

Гаврилин включил в «Перезвоны» молитву, когда умирающий разбойник обращается к Богу с раскаянием и благодарностью. К молитве, как к музыкальному жанру, обращались многие композиторы. Петр Ильич Чайковский включил пьесу «Утренняя молитва» в сборник «Детский альбом».

Именно в это время русский духовный концерт стал популярным как у церковных кор и хоров, так и у аудитории в целом. Сегодня русский духовный концерт считается важной частью русской музыкальной культуры. Он олицетворяет духовные ценности, традиции и историю русского народа. Русский духовный концерт — это прекрасная возможность почувствовать глубину русской душевности и окунуться в богатое музыкальное наследие нашей страны. Особенности русского духовного концерта Основные особенности русского духовного концерта: Широкий спектр жанров: в рамках концерта могут звучать сочинения разных стилей и эпох. В нем могут присутствовать не только хоровые произведения, но и сольные инструментальные и вокальные композиции.

Уникальность хрестоматийного репертуара: русский духовный концерт формируется на основе хоровых произведений, написанных известными композиторами. На концерте исполняются классические произведения, такие как русские духовные хоры, а также современные сочинения. Высокая профессионализация исполнителей: на русском духовном концерте выступают как профессиональные солисты и ансамбли, так и любители, имеющие хорошие навыки в области музицирования. Это создает особую атмосферу, в которой каждый исполнитель может проявить свои таланты и эмоции. Содействие духовному развитию: русский духовный концерт, помимо своего искусствоведческого значения, имеет и духовную составляющую. Музыкальные композиции, исполняемые на концерте, позволяют слушателям окунуться в атмосферу русской культуры и религиозных традиций.

Постепенно утрачивалось понимание не только знаменного пения, но и вообще смысла богослужения. Не Литургия, не важнейшие моменты всенощного бдения, а духовные концерты имели неимоверную популярность во всех уголках России. Порой они даже служили своего рода «эстетической приманкой» для привлечения в храмы любителей церковного пения: многие и крестьяне, и купцы, и сам губернатор являлись в церковь лишь «к концерту»! Композиторы-классики церковной музыки конца 18 в. Березовский, А. Ведель, С. Дегтярёв — зачастую находились под сильным влиянием европейских стандартов. Причем влияние оказывала не только церковная, но и светская музыка западных композиторов. В эти же годы концерты начали звучать во внебогослужебное время, то есть вышли за стены храмов. Например, в честь побед русского оружия на площадях исполнялись торжественные песнопения концертного плана, сопровождаемые колокольным звоном, пушечной пальбой и фейерверком. Или на богатых свадьбах, в ожидании молодых, церковный хор пел соответствующие радостному событию концертные произведения. Своего расцвета хоровой концерт достиг в творчестве композиторов Московского Синодального училища на рубеже 19 и 20 вв. В сочинениях А. Архангельского, А. Гречанинова, А. Кастальского, П. Чеснокова выразилось стремление к традициям русского духовно-музыкального творчества и использованию знаменных мелодий, взятых за основу развития. Авторы начинают обращаться к ушедшим в историю древним распевам, использовать отдельные элементы старинных напевов в мелодии своих песнопений. Внешняя контрастность уступила место звукоподражательным моментам, многочастность формы сменилась сквозным развитием. Сократилось также время звучания концертов. Воздействие текстов становилось более глубоким, усиливалось выразительной и талантливой концертной музыкой. На музыкальном диске «Услыши, Боже…» представлены концертные песнопения разных стилей и направлений, ставших частью церковно-певческой традиции нашего народа. Диск призван познакомить слушателей с лучшими образцами концертов, а также способствовать выбору певческими коллективами в своем творчестве поистине глубоких и духовных произведений. Благодаря реформам Петра I Россия активно включилась в этот процесс, приобщаясь кдостижениям европейской цивилизации. Ее поворот в сторону Европы, породивший феномен «русской европейскости», произошел типично по-русски - круто и решительно. Взаимодействие с более устоявшимися художественными школами Западной Европы позволило русскому искусству пройти путь «ускоренного развития», освоив в исторически сжатые сроки европейские эстетические теории, светские жанры иформы. Главное достижение русского Просвещения - расцвет личностного творчества, которое приходит на смену безымянному труду художников Древней Руси. Реализуется ломоносовская формула: «будет собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов Российская земля рождать». Наступает время активного становления светского мировоззрения. Храмовое искусство продолжает свое развитие, однако постепенно отходит на второй план в культурной жизни России. Светская же традиция всемерно укрепляется. В музыке XVIII века, как в литературе и живописи, утверждается новый стиль , близкий европейскому классицизму. Новые формы великосветского быта-гуляния в парках, катания по Неве, иллюминации, балыи «маскерады», ассамблеи и дипломатические приемы- способствовали широкому развитию инструментальной музыки. По указу Петрав каждом полку появились военные духовые оркестры. Официальные торжества, балы и празднества обслуживались двумя придворными оркестрами и придворным хором. Примеру двора следовала петербургская и московская знать, котораязаводила у себя домашние оркестры. Крепостные оркестры и музыкальные театры создавались и в дворянских усадьбах. Распространяется любительское музицирование, обучение музыке становится обязательной частью дворянского воспитания. В конце столетия многообразная музыкальная жизнь характеризовала быт не только Москвы и Петербурга, но и других русских городов. Среди музыкальных новшеств, неизвестных Европе, был роговой оркестр , созданный российским императорским камер-музыкантом И. Марешом по поручению С. Мареш создал слаженный ансамбль, состоящий из 36 рогов 3 октавы. Участвовали в нем крепостные музыканты, которые играли роль живых «клавиш»,поскольку каждый рог мог издавать только один звук. В репертуар входила классическая европейская музыка, в том числе сложные сочинения Гайдна и Моцарта. В 30-х годах XVIII века в России была создана придворная итальянская опера, спектакли которой давались в праздничные дни для «избранной» публики. В это время Петербург привлекает многих крупнейших европейских музыкантов,преимущественно итальянцев, среди которыхкомпозиторы Ф. Арайя, Б. Галуппи, Дж. Паизиелло, Дж. Сарти, Д. Франческо Арайя в 1755 году написал музыку к первой опере с русским текстом. Это было либретто А. Сумарокова на сюжет из «Метаморфоз» Овидия. Опера, созданная в итальянском жанре seria , называлась «Цефал и Прокрис». В петровскую эпоху продолжали развиваться такие национальные музыкальные жанры , как партесный концерт и кант. Канты петровского времени нередко назывались «виватами» , поскольку они изобилуют прославлениями военных побед и преобразований «Радуйся, Росско земле». Для музыки «приветственных» кантов характерны фанфарные обороты, торжественные ритмы полонеза. Их исполнение часто сопровождалось звучанием труб и колокольным звоном. На петровскую эпоху приходится кульминация в развитии хорового партесного пения. Блестящий мастер партесного концерта В. Титов занял место первого музыканта при дворе царя Петра. Именно ему было поручено написать торжественный концерт по случаю Полтавской победы, одержанной русскими войсками в 1709 году «Рцы нам ныне» - за сочинением утвердилось название «Полтавскому торжеству». В середине XVIII века стремление к хоровым эффектам в партесных концертах достигло гипертрофированных форм: появились сочинения, партитуры которых насчитывали до 48 голосов. Во второй половине столетия на смену торжественному пар-тесному концерту приходит новое художественное явление - ду-ховный концерт. Таким образом, в течение всего XVIII века русское хоровое пение прошло большой путь эволюции - от монументального партесного стиля, вызывающего ассоциации с архитектурным стилем барокко, к высоким образцам классицизма в творчестве М. Березовского и Д. Бортнянского, создавших классический тип русского духовного концерта. Возникли хоровые обработки народных песен , хоровая оперная музыка, танцевальная музыка с хором самый знаменитый образец - полонез Козловского «Гром победы раздавайся» на слова Державина, который в конце XVIII приобрел значение государственного гимна Российской империи. Ведущим хоровым жанром становится русский духовный концерт, служивший своеобразным символом древней отечественной традиции. Своего наивысшего расцвета духовный концерт достиг в екатерининскую эпоху 1762- 1796. Это было благоприятное время для российской культуры.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий