Концерт рахманинова в блокадном ленинграде

Прозвучат номера из программ блокадных концертов Ленинградской консерватории. Камерные сочинения композиторов XIX-XX вв., а также композиторов, работавших в блокадном Ленинграде, исполнят студенты и преподаватели Консерватории. Первый концерт, первая опера, первое выступление возрожденного оркестра – так начиналась огромная работа музыкального вещания ленинградского радио после первой блокадной зимы. Весной 1942 года музыка вернулась в Ленинград.  Уникальная по масштабу и жанровому разнообразию экспозиция включает в себя более 200 произведений живописи, графики, скульптуры из собрания Русского музея, созданных в Ленинграде в годы войны, многие из которых будут показаны впервые.

Программы блокадных концертов, музыка, посвященная блокаде и написанная в годы войны

Символ ужаса и триумфа: История седьмой симфонии в блокадном Ленинграде По словам скрипача и дирижёра Давида Ойстраха, во время войны эта симфония действительно звучала как «пророческое утверждение победы над фашизмом». Как произведение стало музыкальным символом блокады Ленинграда — в материале RT.
История Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде | Видео Наступили самые тяжелые дни первой блокадной зимы Ленинграда. Конец января — первая декада февраля во всех дневниках и письмах отмечены как11 кульминация тех испытаний, что выпали ленинградцам.

Надежда, вера и победа в Симфонии № 7 Шостаковича

Играл Рахманинова под бомбёжкой в День памяти жертв блокады.
Музыка против нацизма. Как в блокадном Ленинграде впервые сыграли 7-ю симфонию Шостаковича - ТАСС В июне 1941 года фашистская Германия вторглась в Советский Союз и, вскоре Ленинград оказался в блокаде, которая длилась 18 месяцев и повлекла за собой бесчисленные лишения и смерти.
Вахта памяти. Симфония № 7 (Ленинградская). Российская национальная библиотека в годы блокады В июне 1941 года фашистская Германия вторглась в Советский Союз и, вскоре Ленинград оказался в блокаде, которая длилась 18 месяцев и повлекла за собой бесчисленные лишения и смерти.

Ровно 80 лет назад в блокадном Ленинграде впервые исполнили Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича

Этот коллектив известен публике европейских столиц, Москвы, городов России — от Калининграда до Новосибирска. В репертуаре хора, регулярно принимающего участие в престижных международных фестивалях, — музыка разных стилей и эпох. Скорбь и торжество" и Второй фортепианный концерт Листа прозвучат под управлением Олега Солдатова, солист — известный пианист Вадим Монастырский. Кульминацией цикла станет концерт 27 января, в день 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Легендарная Седьмая "Ленинградская" симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в исполнении одного из лучших отечественных коллективов — Заслуженного коллектива России — под управлением народного артиста России, главного дирижера Николая Алексеева. Выбор программы концерта символичен: вошедшая в историю блокадная премьера Седьмой симфонии Шостаковича состоялась 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии.

Ценой невероятных усилий то историческое исполнение осуществили изможденные блокадой и войной, частично специально возвращенные с фронта музыканты Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета, ныне известного публике как Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии, дирижировал Карл Элиасберг. Тот далекий концерт стал символом подлинного мужества и силы духа. Несмотря на опасность авиаударов, в Большом зале филармонии был включен свет, хрусталь люстр сверкал пронзительно и торжественно, выступление транслировалось из переполненного зала на улицы Ленинграда и за его пределы, безопасность музыкантов и слушателей обеспечивал огонь артиллерии Ленинградского военного округа. Концерт пройдет при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках программы "Всероссийские филармонические сезоны". В этот вечер прозвучат знаменитое Адажио Сэмюэля Барбера, Камерная симфония Шостаковича — оркестровое переложение его знаменитого Восьмого квартета, официально посвященного "Памяти жертв фашизма и войны", а также Концерт для оркестра "Желтые звезды" Исаака Шварца.

Композитор рассказывал: "Идея написать это сочинение возникла под впечатлением от документальных записок одной из узниц Каунасского гетто.

Зрители, среди которых были и представители интеллигенции, и военные, и рабочие, выглядели не лучше. Однако атмосфера в концертном зале царила торжественная: там, несмотря на опасность авиаудара, даже горели люстры.

А пока музыканты играли, артиллеристы по приказу командующего Ленинградским фронтом Леонида Говорова подавляли огонь с немецкой стороны. Эта операция получила название «Шквал». В Ленинграде симфония транслировалась по громкоговорителям и по радио.

Её слышал и неприятель. Немцев шокировал тот факт, что блокадники живы и воодушевлены. Торжество гуманизма Воодушевление действительно в тот и последующие дни передавалось от одного жителя города к другому и возрождало в людях силу духа и веру в победу.

Не зря посетивший мартовскую премьеру скрипач, дирижёр Давид Ойстрах назвал музыку Шостаковича «пророческим утверждением победы над фашизмом», «поэтическим обобщением патриотических чувств народа, его веры в торжество гуманизма и света». Весной 1942 года впервые услышала Седьмую симфонию поэтесса Ольга Берггольц. Но, убив облегчающие душу слёзы, горе не убило в нас жизни.

Ровно 75 лет назад состоялась так называемая ленинградская премьера Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Увы, оригинальной записи того блокадного концерта нет. На бобинах — тот самый оркестр Ленинградского радиокомитета, седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, только запись, сделанная позже. Впрочем, в сердцах блокадников фрагменты Ленинградской симфонии всегда одинаково отзываются, для них это музыка, которая помогла выжить. Ленинград в блокаде.

Молодой композитор Дмитрий Шостакович, написав большую часть симфонии в осажденном городе, заканчивает ее уже в эвакуации.

По замыслу сочинение должно было повторить принцип варьирования, используемый Морисом Равелем в «Болеро». Наброски даже были показаны студентам консерватории, в которой преподавал гениальный музыкант. Тема пассакальи была достаточно простой, но ее развитие создавалось благодаря сухому барабанному стуку. Постепенно динамика нарастала до огромной мощи, что демонстрировало символ страха и ужаса. Композитор был утомлен работой над произведением и отложил его.

Война пробудила в Шостаковиче желание закончить произведение и привести его к торжествующему и победному финалу. Композитор решил использовать ранее начатую пассакалью в симфонии, она стала большим эпизодом, который строился на вариациях, и заменял разработку. Летом 1941 года первая часть была полностью готова. Тогда композитор начал работу над средними частями, которые были закончены композитором еще до эвакуации из Ленинграда. Автор вспоминал о собственной работе над произведением: «Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее.

Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».

В это время город бомбили фашистские самолёты, и композитор говорил под гул зенитных орудий и разрывы бомб: «Час тому назад я закончил партитуру из двух частей большого симфонического сочинения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, удастся закончить третью и четвёртую части, то тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией. Для чего я сообщаю об этом? Все мы сейчас несём свою боевую вахту… Советские музыканты, мои дорогие и многочисленные соратники по оружию, мои друзья! Помните, что нашему искусству грозит великая опасность. Будем же защищать нашу музыку, будем же честно и самоотверженно работать…» [2] Седьмая «Ленинградская» симфония— одно из значительных произведений Дмитрия Шостаковича.

Симфония написана в 1941 году, когда вокруг города на Неве замкнулось кольцо блокады. И большая её часть сочинена в осаждённом Ленинграде. Полностью симфонию композитор завершил в Куйбышеве Самара , куда по приказу был эвакуирован в 1942 году. Много лет спустя кинодраматург Алексей Каплер рассказывал, как Шостакович исполнял эту симфонию на пианино по только что завершенной партитуре: «Он играл, сидя на краешке стула, - худенький, с острыми плечами, в подтяжках, с хохолком, торчащим на голове, удивительно похожий на примерного ученика, на гимназиста с первой парты. За окном медленно опускался снег... А рядом...

Музыка Шостаковича настолько потрясла всех присутствующих, что Самосуд решает немедленно начать оркестровые репетиции. Легко сказать — начать. А как, если не было даже нотной бумаги? Пришлось ждать, пока ее пришлют специальным рейсом из Москвы. Музыканты оркестра Большого театра сами расписывали свои партии. На репетиции шли, как на праздник, вспоминала Вера Дулова, арфистка оркестра.

Присутствовавший на них писатель Алексей Толстой так описывал свои впечатления: «В большом фойе между колонн расположился оркестр московского Большого театра, один из самых совершенных музыкальных коллективов в мире. За пультом - Самосуд, по-рабочему, в жилетке. Позади него на стуле - Шостакович, похожий на злого мальчика… Сейчас - после корректур - будут проиграны все четыре части. Взмахивает мокрыми волосами Самосуд, пронзает палочкой пространство, скрипки запевают о безудержной жизни счастливого человека. Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке». Премьера симфонии состоялось 5 марта 1942 года в зале Дворца культуры на площади Куйбышева.

Прием нового музыкального произведения публикой был ошеломляющим. Музыка воспринималась не только слухом, ощущалась всеми нервами, казалось, даже зрением. Во время исполнения первой части всех била дрожь. Очевидцы вспоминают, что после заключительных аккордов в зале в течение десяти-пятнадцати секунд стояла гробовая тишина, а потом на музыкантов и автора обрушился настоящий шквал аплодисментов. Присутствовавший на премьере кинодраматург Алексей Каплер вспоминал об этом так: «Слова «овация», «успех» ни в какой мере не передают того, что творилось в зале. У многих на глазах стояли слезы.

Вновь и вновь выходил на сцену создатель этого творения, и не верилось, что это именно он, 35-летний худощавый интеллигент-очкарик, выглядевший совсем юным, мог вызвать такую бурю эмоций». Из воспоминаний поэтессы Ольги Берггольц: «Мне выпало счастье быть на исполнении Седьмой симфонии. Не буду подробно рассказывать о том потрясении, которое я, как и все присутствовавшие больше половины из них было Фронтовиков , испытала, слушая эту симфонию, нет, не слушая, а всей душой переживая ее как гениальное повествование о подвиге родного города, о подвиге всей нашей страны. Помню, как на сверхъестественные овации зала, вставшего перед симфонией, вышел Шостакович с лицом подростка, худенький, хрупкий. А народ, стоя, всё рукоплескал и рукоплескал сыну и защитнику Ленинграда. И я глядела на него, мальчика, хрупкого человека в больших очках, который, взволнованный и невероятно смущенный, неловко кланялся, кивал головой слушателям, и я думала: «Этот человек сильнее Гитлера, мы обязательно победим немцев»… На другой день после премьеры копия партитуры Седьмой симфонии самолетом была отправлена в Москву.

Крупнейшие американские дирижеры - Леопольд Стоковский и Артуро Тосканини Симфонический оркестр Нью-Йоркского радио , Сергей Кусевицкий Бостонский симфонический оркестр , Юджин Орманди Филадельфийский симфонический оркестр , Артур Родзинский Кливлендский симфонический оркестр обратились в Всесоюзное общество культурной связи с заграницей с просьбой срочно самолетом выслать в Соединенные штаты четыре экземпляра фотокопий нот «Седьмой симфонии» Шостаковича и запись на пленку исполнения симфонии в Советском Союзе. Они сообщили, что «Седьмая симфония» будет готовиться ими одновременно и первые концерты состоятся в один и тот же день - случай беспрецедентный в музыкальной жизни США. Такой же запрос пришел из Англии. Ее услышали около 20 миллионов человек. Теперь, когда она прозвучала в Куйбышеве, Москве, Ташкенте, Новосибирске, Нью-Йорке, Лондоне, Стокгольме, ленинградцы ждали ее в свой город, город, где она родилась... Второго июля 1942 года двадцатилетний летчик лейтенант Литвинов под сплошным огнем немецких зениток, прорвав огненное кольцо, доставил в блокадный город медикаменты и четыре объемистые нотные тетради с партитурой Седьмой симфонии.

На аэродроме их уже ждали и увезли, как величайшую драгоценность. Но когда главный дирижер Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Элиасберг раскрыл первую из четырех тетрадей партитуры, он помрачнел: вместо обычных трех труб, трех тромбонов и четырех валторн у Шостаковича было вдвое больше. Да еще добавлены ударные! Мало того, на партитуре рукою Шостаковича написано: «Участие этих инструментов в исполнении симфонии обязательно». И «обязательно» жирно подчеркнуто. Стало понятно, что с теми немногими музыкантами, кто еще остался в оркестре, симфонию не сыграть.

Да и они свой последний концерт играли 7 декабря 1941 года. Морозы тогда стояли лютые. Зал филармонии не отапливался - нечем. Но люди все равно пришли. Пришли слушать музыку. Голодные, измученные, замотанные кто во что горазд, так что не разобрать было, где женщины, где мужчины - только одно лицо торчит.

И оркестр играл, хотя к медным валторнам, трубам, тромбонам было страшно прикоснуться - они обжигали пальцы, мундштуки примерзали к губам. И после этого концерта репетиций больше не было. Музыка в Ленинграде замерла, будто замёрзла. Даже радио ее не транслировало. И это в Ленинграде, одной из музыкальных столиц мира! Да и некому было играть.

Из ста пяти оркестрантов несколько человек эвакуировалось, двадцать семь умерло от голода, остальные стали дистрофиками, не способными даже передвигаться.

Седьмая симфония Шостаковича помогла преодолеть голод, страх и даже смерть

Поэтесса Ольга Берггольц писала стихи и читала их на радио, становясь для истощённых и измученных ленинградцев другом, утешением, подтверждением, что надо держаться. Артисты театра Музкомедии показывали самые яркие постановки своего репертуара. Спортсмены провели легендарный блокадный футбольный матч. И всё это для того, чтобы ленинградцы, а главное — противники, надеющиеся сломить дух нашего народа, знали: город живёт! Своим творчеством они помогали и себе самим, это был смысл, стимул не сдаваться, ступенька в завтра. Весной 1942 года по радио объявили призыв ко всем музыкантам, находящимся в городе, явиться в оркестр Радиокомитета для подготовки премьеры Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича под управлением Карла Элиасберга.

Кто знает, состоялся бы этот концерт, если бы, например, дирижёра симфонии Элиасберга, ослабевшего физически, на первые репетиции на саночках не привозила бы супруга, пианистка Надежда Бронникова. Он ослабел физически, но не духом, смог остаться неравнодушным. Так, незадолго до премьеры Элиасберг не досчитался на репетиции одного музыканта. На вопрос, что с ним, ему ответили — умер. Элиасберг потребовал отвезти его туда, куда доставили тело музыканта.

В августе 1942-го, когда гитлеровцы готовили решающий штурм города, больше тысячи ленинградцев собрались в филармонии. Музыка Шостаковича внушила веру в победу и дала силы выстоять. Подробности в репортаже Алексея Корепанова.

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде.

Подготовительные группы. See more Шостакович Ленинградская симфония документальные кадры блокады Ленинграда фильма Ленинград в борьбе See more "Седьмая симфония Д.

Многие плакали от переполнения чувством гордости за страну. Музыка первой части симфонии стала основой балета под названием «Ленинградская симфония». Знаменитый писатель Алексей Толстой написал статью о «Ленинградской» симфонии, в которой не только обозначил сочинение, как торжество мысли о человеческом в человеке, но и разобрал произведение с музыкальной точки зрения. Большинство музыкантов вывезли из города еще вначале блокады, поэтому возникли сложности в том, чтобы собрать целый оркестр. Но все-таки он был собран, и произведение разучено буквально за несколько недель. Дирижировал ленинградской премьерой известный дирижер немецкого происхождения Элиасберг. Таким образом, подчеркивалось, что вне зависимости от национальной принадлежности каждый человек стремится к миру.

Симфонию можно услышать в знаменитой компьютерной игре под названием «Антанта». В 2015 году произведение было исполнено в филармонии города Донецк. Премьера состоялась в рамках специального проекта. Поэт и друг Александр Петрович Межиров посвятил данному произведению стихи. Один из немцев после победы СССР над нацисткой Германией признался: «Именно в день премьеры «Ленинградской» симфонии, мы поняли, что проиграем не только битву, но и всю войну. Тогда мы почувствовали силу русского народа, которая могла преодолеть все, и голод и смерть. Сам Шостакович хотел, чтобы симфония в Ленинграде была исполнена его любимым оркестром Ленинградской филармонии, которым управлял гениальный Мравинский. Но подобного не могло произойти, так как оркестр находился в Новосибирске, перевоз музыкантов стал бы слишком затруднителен и мог привести к трагедии, так как город находился в блокаде, поэтому оркестр пришлось сформировать из людей, находившихся в городе. Многие были музыкантами военных оркестров, многие были приглашены из соседних городов, но в итоге оркестр был собран и исполнил произведение.

Подвиг блокадного Ленинграда почтят стихами, музыкой и тегом #900дней

Концерт пройдет под открытым небом, на стрелке Васильевского острова. Почетные гости — ветераны и блокадники. Концерт приурочен к 80-годовщине первого исполнения симфонии в блокадном Ленинграде. Музыка и театр. Продажа билетов на исполнение Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича в блокадном Ленинграде. Один из символов зимы 1941-1942 года: Афишная тумба занесена снегом и не обновляется.

К 80-летию возобновления концертов Филармонии в блокадном Ленинграде

Ленинградцы истосковались по музыке, по филармоническим премьерам. А тут — еще и музыка, рожденная в блокадном городе. В дни блокады в Большом зале Ленинградской филармонии была исполнена Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, написанная в осажденном городе. Наряду с Третьим фортепианным концертом Рахманинова в этот вечер прозвучит Третья «Героическая» симфония Гавриила Попова – одного из ярчайших представителей советского авангарда. Композитор пережил в Ленинграде первую блокадную зиму, он писал, что это. Седьмая симфония в блокадном Ленинграде. После подписания капитуляции в одном из новостных выпусков в Европе репортер сказал: «Разве можно победить страну, в которой во время столь ужасных военных действий, блокад и смерти, разрушений и голода люди.

комментарии

  • Правила комментирования
  • Что это за симфония
  • Реальный "утопизм": Музыка и театр в блокадном Ленинграде
  • ПОБЕДА МУЗЫКИ
  • Играл Рахманинова под бомбёжкой | Москва. Северо-Запад

Седьмая симфония в блокадном Ленинграде.

Гимн блокадного Ленинграда и его автор 27 января 2023 года в Доме Композиторов Санкт-Петербурга состоялось торжественное мероприятие, посвященное Дню полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады. Организаторами выступили Союз композиторов Санкт-Петербурга и АУИПИК.
Подвиг блокадного Ленинграда почтят стихами, музыкой и тегом #900дней Но и музыку в блокадном городе писал не только Шостакович. Первый концерт цикла представил публике незаслуженно забытую Третью (Героическую) симфонию Гавриила Попова. Композитор провел в Ленинграде первую блокадную зиму.

Седьмая симфония Шостаковича помогла преодолеть голод, страх и даже смерть

Свою седьмую симфонию ленинградец Дмитрий Шостакович начал писать в первые дни войны в промежутках между дежурствами на крыше консерватории, где он гасил зажигательные бомбы. Зловещую поступь фашизма, рев самолетов и свист падающих бомб, потери родных и близких, и ,вместе с тем, уверенность в грядущей Победе- все это Дмитрий Шостакович видел, слышал, прочувствовал и пережил сам и воплотил свой опыт в музыке. Концерт 9 августа в концертном зале Ленинградской филармонии показал всему миру: окруженный врагами город жив, он не сдался и не сдастся. Лучше всего значение того концерта отразилось в мемуарах.

Ленинградка Ольга Кваде, которой в 1942 году было всего 18 лет, позже рассказывала : «С одной стороны, мне хотелось плакать, но в то же время было чувство гордости: «Черт побери, у нас есть оркестр! Мы в зале филармонии!

Похоже, вы используете устаревший браузер, для корректной работы скачайте свежую версию Используя сайт tass. Как в блокадном Ленинграде впервые сыграли 7-ю симфонию Шостаковича В конце декабря 1941 года в Куйбышеве ныне Самара произошло событие, которого ждал музыкальный мир. Дмитрий Шостакович дописал 7-ю симфонию, которую Ахматова потом назовет Ленинградской.

Премьера состоялась там же в начале марта 1942-го, потом ее исполняли в Москве, за рубежом, и казалось, что ее не слышали только жители города, которому она посвящалась. Тогда руководство Ленинградского фронта приняло решение исполнить 7-ю симфонию в блокадном Ленинграде. Произведение в блокадном городе исполнил оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга, единственный оставшийся тогда в городе крупный музыкальный коллектив. Письмо Шостаковича В 1942 году советские войска все еще несли страшные потери. Обстановка на фронтах была тяжелейшей.

В осажденном Ленинграде после первой и самой страшной блокадной зимы оставался дирижер Карл Элиасберг. Вместе со своим оркестром он с первого дня блокады не прекращал давать концерты, но с середины декабря пришлось прекратить: в живых из всего оркестра осталось около 20 человек. Находясь в госпитале, Элиасберг принял тогда посетителя — одного из своих оркестрантов, а также исполняющего обязанности директора Ленинградской консерватории Григория Фесечко. А Элиасберг лежал в тот момент на стационаре, куда попал с женой, — у обоих был диагноз дистрофия. Наверное, это предписание и подняло его тогда с блокадной койки", — вспоминает обозреватель ТАСС Олег Сердобольский беседы с дирижером.

Партитуру симфонии на военном самолете доставили в Ленинград летом 1942 года. Когда четыре тетрадки оказались в руках дирижера, он понял, что подтвердились его и лучшие, и худшие подозрения. К партитуре прилагалось письмо Шостаковича с почти невыполнимой просьбой-требованием. Из воспоминаний Элиасберга: "Я читал партитуру и одновременно с восхищением, которое вызывала у меня симфония, испытывал острое чувство тревоги. Передо мной было грандиозное произведение, написанное для увеличенного состава оркестра.

Сумеем ли мы осилить, поднять его? Дирижерская философия Элиасберга вообще была строга: рассказывают, что, даже когда он выступал с оркестром на улице в холодное время года, скидывал пальто и дирижировал во фраке. Я перед ним был, конечно, мальчишка. Тон нашего разговора был очень спокойный, сосредоточенный, Элиасберг запомнился мне дисциплиной рассказа — он был очень четок в том, что он говорил. А говорил он как раз о блокадном исполнении 7-й симфонии.

В 1942 году в телеграмме Карлу Элиасбергу композитор был более краток, но не менее красноречив: «Дорогой друг. Большое спасибо. Передай горячую благодарность всем артистам оркестра. Желаю здоровья, счастья. Грозные контрбатарейные орудия прикрывали собой не менее грозное оружие — музыку Шостаковича. Ни один снаряд не упал на Площадь Искусств, но зато на головы врага из радиоприемников, репродукторов потрясающим всепобеждающим потоком обрушилась лавина звуков, доказав, что дух — первичен. Это были первые залпы по Рейхстагу! Линд, создатель музея Седьмой симфонии, о дне блокадной премьеры. Так, дата премьеры симфонического произведения в Ленинграде была выбрана не случайно.

Полная расправа над городом, построенным Петром Великим, была по плану немцев назначена именно на девятое августа. Главнокомандующим раздавались специальные пригласительные билеты в популярный в то время ресторан «Астория». Они хотели праздновать победу над осаждёнными в городе. Билеты на премьеру симфонии раздавались блокадникам бесплатно. Немцы обо всём знали и стали невольными слушателями произведения. В день премьеры стало понятно, кто победит в битве за город. Знаменитый писатель Алексей Толстой написал статью о «Ленинградской» симфонии, в которой не только обозначил сочинение как торжество мысли о человеческом в человеке, но и разобрал произведение с музыкальной точки зрения. Тогда мы почувствовали силу русского народа, которая могла преодолеть всё, и голод, и смерть».

Это те самые тетради, которые под артиллерийским огнем вместе с продуктами и медикаментами военным летчиком были доставлены в осажденный город. В подготовке к тому легендарному концерту приняли участие не только музыканты, но и военные. Не только те, что были призваны с фронта для восполнения недостатка музыкантов. Перед премьерой командующий Ленинградским фронтом генерал-лейтенант Леонид Говоров поставил четкую задачу: ни один вражеский снаряд не должен разорваться в Ленинграде во время исполнения Седьмой симфонии Шостаковича. И это было выполнено. Симфония прозвучала, не прерываясь, как в мирное время. Позднее Карл Элиасберг вспоминал: «Не мне судить об успехе того памятного концерта. Скажу только, что с таким воодушевлением мы не играли еще никогда. И в этом нет ничего удивительного: величественная тема Родины, на которую находит зловещая тень нашествия, патетический реквием в честь павших героев — всё это было близко, дорого каждому оркестранту, каждому, кто слушал нас в тот вечер. И когда переполненный зал взорвался аплодисментами, мне показалось, что я снова в мирном Ленинграде, что самая жестокая из всех войн, когда-либо бушевавших на планете, уже позади, что силы разума, добра и человечности победили». Пресс-служба Президентской библиотеки.

Седьмая симфония в блокадном Ленинграде.

Просто кто-то не дожил совсем немного, а Козлова заявили в последний момент. Люди уходили очень быстро, а тем, кто оставался, предстояло каждый день работать на пределе своих возможностей. Скрипачам нужно было заново обучить свои закостенелые холодные пальцы быстроте и ловкости, трубачам — запастись силами, чтобы выдерживать темп с хорошим звуком, а Элиасбергу предстояло быть безжалостным. Просто держать ее? А самое главное — держать столько времени на весу правую руку, — удивляется скрипач, второй концертмейстер Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра филармонии имени Шостаковича Павел Попов.

Это выматывает нас, здоровых и крепких мужчин, а как это смогли сыграть в блокадном Ленинграде, я просто не представляю". По его словам, навыки и скорость моторики восстановить со временем можно, однако это процесс долгий, в котором даже один день пропуска имеет неподдельный вес для профессионального музыканта. Нужно было ежедневно тратить много сил, а где их было взять? По словам Ерофеева, людям все равно было неимоверно тяжело.

Он рассказал про один известный эпизод, связанный с ударником оркестра Жавгетом Айдаровым. Как-то тот не дошел до репетиции, и Элиасберг нашел его уже в мертвецкой. Элиасберг наклонился к нему, и то ли Айдаров чуть шевельнулся, то ли тончайший музыкальный слух дирижера услышал слабое биение сердца, но Элиасберг понял, что Айдаров жив. Его перенесли в госпиталь, который располагался в гостинице "Астория", вернули к жизни, и 9 августа он принимал участие в концерте.

Участники того коллектива были дружны до самого конца и не раз собирались вместе, чтобы в юбилейную годовщину блокадной премьеры Седьмой вновь, уже с молодыми музыкантами, исполнить симфонию в Большом зале филармонии. Покровительство и помощь маршала Маршал Советского Союза Леонид Говоров помогал Элиасбергу не только с отзывом музыкантов с фронта, но и с дополнительными пайками для них, а также выдал дирижеру разрешение передвигаться на велосипеде. Когда Говоров только прибыл в Ленинград в апреле 1942 года, первое, что он сделал, — перевел борьбу с вражеской артиллерией на системную основу. Суточная норма снарядов тогда составляла три единицы на орудие, поэтому ни о какой эффективной борьбе с артиллерией противника речи быть не могло.

По словам его внука, это был человек твердых принципов, несгибаемый, педантичный и пунктуальный. При этом за внешней его суровостью скрывалась личность глубоко интеллигентная — маршал никогда не повышал голоса на подчиненных, все вопросы старался решать лично, неплохо разбирался в искусстве, любил ходить в театр, а также дружил с писателем Алексеем Толстым. Маршал Говоров, как считает его внук, к весне 1942-го уже наверняка слышал какие-то фрагменты симфонии и потому, скорее всего, понимал ее силу и важность для жителей и защитников Ленинграда. Поэтому, когда руководство города обратилось к нему с просьбой сделать так, чтобы вражеские снаряды не взрывались вблизи филармонии во время концерта, он разработал целую военную операцию.

Ему удалось добиться увеличения поставок боеприпасов с Большой земли, чтобы в его распоряжении была разведывательная корректировочная авиация", — подчеркивает Алексей Говоров. Операция "Шквал" Примерно за месяц до премьеры Говоров начал разрабатывать операцию, которая получила кодовое название "Шквал".

Вот так наша жизнь и стала продолжаться.

Мы воскресли», — вспоминала участница премьеры Ксения Матус. В августе 1942 года оркестр исполнил симфонию 6 раз, четырежды — в Большом зале филармонии. В 1942 году в телеграмме Карлу Элиасбергу композитор был более краток, но не менее красноречив: «Дорогой друг.

Большое спасибо. Передай горячую благодарность всем артистам оркестра. Желаю здоровья, счастья.

Грозные контрбатарейные орудия прикрывали собой не менее грозное оружие — музыку Шостаковича. Ни один снаряд не упал на Площадь Искусств, но зато на головы врага из радиоприемников, репродукторов потрясающим всепобеждающим потоком обрушилась лавина звуков, доказав, что дух — первичен. Это были первые залпы по Рейхстагу!

Линд, создатель музея Седьмой симфонии, о дне блокадной премьеры. Так, дата премьеры симфонического произведения в Ленинграде была выбрана не случайно. Полная расправа над городом, построенным Петром Великим, была по плану немцев назначена именно на девятое августа.

Главнокомандующим раздавались специальные пригласительные билеты в популярный в то время ресторан «Астория». Они хотели праздновать победу над осаждёнными в городе. Билеты на премьеру симфонии раздавались блокадникам бесплатно.

Немцы обо всём знали и стали невольными слушателями произведения.

Оно состоялось 9 августа 1942 года — в день, который немецкое командование запланировало как день взятия Ленинграда. Партитуру доставили из Куйбышева над вражескими позициями специальным самолётом. Концерт готовился и проходил в невероятно тяжёлых условиях.

К концу первого года блокады в оркестре осталось только 15 человек — остальные погибли, умерли от голода, ушли на фронт, были эвакуированы. Для исполнения же симфонии требовался расширенный состав оркестра — 100 человек. Музыкантов вызывали с фронта — из роты пулемётчиков, из зенитного полка. Ударника Жаудата Айдарова он нашёл уже в мертвецкой, но вдруг заметил, что у того шевелятся пальцы — он был жив.

Спасённый музыкант потом выбивал барабанную дробь в «теме нашествия» в первой части симфонии. Другой музыкант, трубач, в любую погоду ходил в валенках — ноги распухли от голода и не влезали в другую обувь.

Этот коллектив известен публике европейских столиц, Москвы, городов России — от Калининграда до Новосибирска. В репертуаре хора, регулярно принимающего участие в престижных международных фестивалях, — музыка разных стилей и эпох. Скорбь и торжество» и Второй фортепианный концерт Листа прозвучат под управлением Олега Солдатова, солист — известный пианист Вадим Монастырский. Кульминацией цикла станет концерт 27 января , в день 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Легендарная Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в исполнении одного из лучших отечественных коллективов — Заслуженного коллектива России — под управлением народного артиста России, главного дирижера Николая Алексеева. Выбор программы концерта символичен: вошедшая в историю блокадная премьера Седьмой симфонии Шостаковича состоялась 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии. Ценой невероятных усилий то историческое исполнение осуществили изможденные блокадой и войной, частично специально возвращенные с фронта музыканты Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета, ныне известного публике как Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии, дирижировал Карл Элиасберг. Тот далекий концерт стал символом подлинного мужества и силы духа.

Несмотря на опасность авиаударов, в Большом зале филармонии был включен свет, хрусталь люстр сверкал пронзительно и торжественно, выступление транслировалось из переполненного зала на улицы Ленинграда и за его пределы, безопасность музыкантов и слушателей обеспечивал огонь артиллерии Ленинградского военного округа. Концерт пройдет при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны».

Играл Рахманинова под бомбёжкой

В Финляндии, которая воевала на стороне Германии, симфонию из Ленинграда слушали подпольно, ведь и там нашлись люди, понимавшие, на чьей стороне правда. Вот так музыка и искусство в целом могут виртуозно сыграть дипломатическую роль… Телеграмма американского исполнителя Поля Робсона Поль Робсон выразил композитору благодарность и передал привет русскому народу, назвав его «авангардом нового свободного мира». Постараемся проникнуть в путь музыкального мышления Шостаковича — в грозные темные ночи Ленинграда, под грохот разрывов, в зареве пожаров, оно привело его к написанию этого откровенного произведения», — Алексей Толстой. Дирижёр Карл Ильич Элиасберг сумел создать в блокадном Ленинграде оркестр мирового уровня — беспрецедентный случай в истории. Карл Элиасберг и его музыканты Оркестр радиокомитета оставили в осаждённом городе, чтобы музыканты поддерживали ленинградцев своим искусством, поднимали дух. Но многие музыканты сами умирали голодной смертью.

Срабиан мертв. Петров болен. Боришев мертв. Оркестр не работает», — однажды записал Карл Элиасберг. На самую первую репетицию удалось собрать всего 15 человек, хотя для работы оркестра требовалось 80.

Минут через 15 она уже завершилась: у музыкантов не было сил держать инструменты. Если бы не характер дирижёра, исполнение симфонии вряд ли бы вообще состоялось в Ленинграде. А ведь Карл Ильич тоже был дистрофиком, на репетиции его привозили на саночках, а когда он поднимал руки, чтобы взмахнуть дирижёрской палочкой, оркестранты видели, как они дрожат от жуткой слабости и истощения. При этом руководитель оркестра был невероятно строг, не терпел опозданий и пропусков репетиций даже в условиях блокады.

Город находился в блокаде уже почти год, профессиональных музыкантов в нем осталось очень мало. Многие погибли или умерли от голода, кто-то ушел на фронт или был эвакуирован. Остальные были заняты в мероприятиях по защите и обороне Ленинграда, их здоровье оставляло желать много лучшего. Дирижерскую палочку доверили Карлу Элиасбергу. Дирижер Карл Элиасберг. Фото: архив Пятого канала «По радио объявляли, что приглашаются все музыканты.

Было тяжело ходить. У меня была цинга, и очень болели ноги. Сначала нас было девять, но потом пришло больше. Дирижера Элиасберга привезли на санях, потому что от голода он совсем ослабел.

Своё произведение он начал писать в первые недели Великой Отечественной войны. Композитор принимал участие в обороне города: работал на строительстве противотанковых укреплений, был бойцом противопожарной команды, по ночам дежурил на чердаках и крышах домов, тушил зажигательные бомбы, отмечается в статье на сайте Президентской библиотеки имени Б. В середине октября 1941 года вместе с двумя малолетними детьми он был эвакуирован в Куйбышев. Там работа над симфонией была продолжена. Её исполнил оркестр Большого театра под управлением С. Инициатором и организатором исполнения Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде был главный дирижёр Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета К. В июле специальным самолётом партитура была доставлена в осаждённый город, начались репетиции. Музыкантов искали как в самом Ленинграде, так и на ближайшей передовой.

Фото: Ирина Иванова. В избранное Поделиться Петербургская филармония отмечает одну из важнейших дат в истории Ленинграда — Петербурга: 80-летие со Дня полного освобождения города от фашистской блокады. Цикл из восьми программ, связанных с блокадной историей филармонии, откроется 18 января, в годовщину прорыва блокады , его кульминацией станет концерт 27 января, в День полного освобождения Ленинграда , на котором в исполнении Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Петербургской филармонии под управлением главного дирижера, народного артиста России Николая Алексеева прозвучит знаменитая Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича. Завершится цикл 28 января выступлением Владимира Спивакова и Национального филармонического оркестра России. Этот концерт пройдет при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны». Самый известный эпизод блокадной истории Ленинградской филармонии — это блокадная премьера Седьмой «Ленинградской» симфонии Шостаковича 9 августа 1942 года. Тот далекий концерт стал символом мужества и силы духа жителей осажденного города. Однако этой легендарной премьерой деятельность Ленинградской филармонии в годы блокады не исчерпывается: все четыре военных сезона филармония не прекращала работу. Единственный перерыв настал в декабре 1941 года, в первую суровую блокадную зиму, но 1 мая 1942 года выступления возобновились. Цикл концертов к 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады станет одновременно посвящением мужеству музыкантов, продолжавших концертировать в осажденном городе: в рамках цикла прозвучат сочинения, созданные в годы войны, музыка, посвященная блокаде, а также программы, звучавшие в блокадные годы на сцене филармонии.

Символ ужаса и триумфа: История седьмой симфонии в блокадном Ленинграде

Симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета исполнил в блокадном городе Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича (или Симфонию № 7 «Ленинградская» до мажор соч. 60, где 60 — порядковый номер в полном собрании сочинений). Жертвам блокадного Ленинграда посвящается. Верди — Реквием. Трансляция завершилась 27 января 2019. В блокадном Ленинграде исполнена 7-я («Ленинградская») симфония Дмитрия Шостаковича.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий