Константин арцеулов вклад

внук Айвазовского, военный лётчик, покоритель штопора, учитель Чкалова и Водопьянова. 22 фото. В 1910 году в Коктебеле гуляли Константин Арцеулов и Максимилиан Волошин. И вот когда они оказались на краю обрыва, поэт картинным жестом чуть подбросил шляпу в воздух. Арцеулов Константин Константинович (17 (29) мая 1891, Ялта — 18 марта 1980, Москва) — известный русский летчик и художник-иллюстратор, внук великого российского художника. Заметный след в истории отечественной авиации оставил внук известного художника Ивана Айвазовского Константин Арцеулов.

Константин Арцеулов. Авиатор, укротивший штопор

Константин Константинович Арцеулов (17(29) мая 1891, Ялта — 18 марта 1980, Москва) — русский лётчик, художник-иллюстратор. Родился в семье моряка Константина Арцеулова и. Константин Константинович Арцеулов — выдающаяся личность, чей вклад оставил неизгладимый след в истории авиации и искусства. Высший пилотаж по-русски. Константин Арцеулов родился 17 мая 1891 года в Ялте, в семье потомственного моряка. Учился в Морском корпусе. В 1980 окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская В. Ильина). Константин Арцеулов (на фото слева) во время практики на киностудии МОСФИЛЬМ. 1976 год. Его мать — Жанна — младшая дочь художника вышла замуж за известного кораблестроителя и конструктора Константина Арцеулова. В 1891 году у них родился Константин. Русские умельцы восстановили трофейную машину, на ней Константин Арцеулов, как «свой», летал на разведку, добыл ценнейшие сведения перед началом Брусиловского прорыва.

Удивительная судьба летчика Арцеулова: как сошлись небо, море и живопись

По предложению Арцеулова в ноябре 1923 года на горе Узун-Сырт близ Коктебеля состоялся первый всесоюзный слет планеристов. Узун-Сырт она же гора Клементьева - второе имя дано в память о погибшем здесь в 1924 году планеристе оказалась идеальным местом для безмоторных полетов из-за мощных и ровных восходящих потоков. Объясняя своему другу поэту Максимилиану Волошину суть явления, он предложил швырнуть с горы шляпу - и та взмыла ввысь... Через планерные слеты, душой которых был Арцеулов он получил удостоверение пилота-парителя N1 , прошли знаменитые впоследствии летчики и конструкторы, включая Антонова, Яковлева, Ильюшина, Мясищева. В 1929 году на очередном слете Арцеулов испытал паритель "Коктебель", построенный Сергеем Королевым - будущим главным конструктором космических систем - и Сергеем Люшиным, впоследствии работавшим в конструкторских бюро Лавочкина и Микояна. Королёв увлекался планерами не меньше, чем Арцеулов. В 1930 году именно на королёвском планере "Красная звезда" летчик Василий Степанчонок выполнил три мертвые петли подряд, заложив основы высшего пилотажа на безмоторных аппаратах. Это был не только спорт. В годы Второй мировой войны с успехом применялись десантные планеры. Выдающийся летчик-испытатель Герой Советского Союза Сергей Анохин летал к партизанам ночью именно на планере - для обеспечения скрытности. Моторист дядя Костя С 1927 года Арцеулов - в гражданской авиации.

Он занимается аэрофотосъемкой и ледовой разведкой, исследует трассу будущего Турксиба. В 1930 году журнал "Вестник Воздушного флота" отметил 20-летие летной работы Константина Константиновича. В 1933-м ему вручили знак "За налет 500 тысяч километров" и представили к званию заслуженного летчика СССР. Казалось, он набирает все большую высоту, - но триумфальный полет был прерван. По ложному обвинению Арцеулова на четыре года отправили в ссылку - в Архангельск. Он работал мотористом на катере Архангельского пивзавода, где его уважительно звали "дядя Костя". Оформлял набережную Северной Двины, руководил модельным кружком, построил балансирный тренажер для местного аэроклуба... Российская Газета Лишь в 1947 году Арцеулов смог вернуться в Москву. Его биограф Галлай пишет: "Не исключено, что эта ссылка оказалась для Арцеулова спасительной - кто мог бы поручиться за его судьбу, окажись он... В 1956 году Арцеулова реабилитировали.

Иллюстратор, эстет, интеллигент Еще в Архангельске Арцеулова приняли в Союз художников. К летной работе он так и не вернулся и стал профессиональным иллюстратором. Он создавал морские и небесные обложки для журналов "Техника - молодежи" и "Знание - сила".

Испытатель первого советского истребителя. Дал путевку в небо будущим Генеральным конструкторам С. Королеву, А.

Яковлеву, О. Был репрессирован, после чего перестал летать на самолетах и стал планеристом и художником-оформителем. Блестящий и техничный акварелист.

Особенно ценные разведывательные данные он доставил летом 1916 г.

К трём орденам, которые Константин Константинович заслужил, воюя в кавалерии, прибавились ещё два: святой Анны 4-й степени и святого Владимира 4-й степени. И в это время он находил возможность рисовать. Сохранился альбом с его фронтовыми зарисовками и акварелями. Между тем, обстановка в воздухе менялась.

В начале войны основной функцией авиаторов была разведка, но после тарана Нестерова на борту самолётов появились пулемёты, зародилась и стала быстро развиваться истребительная авиация, а значит, потребовались пилоты особой квалификации — лётчики-истребители. После двух месяцев тренировок Арцеулов вновь возвращается на фронт и за следующие два неполных месяца проводит 18 успешных воздушных боев. В сентябре 1916 г. Штопор 73 Севастопольская школа, называемая также Качинской, по имени протекающей невдалеке речушки, в то время была главным центром практической авиации, лабораторией техники полёта.

Программа в отделении истребителей была насыщенной: высший пилотаж, стрельба по воздушным и наземным целям — словом, все, без чего уже тогда не мог успешно воевать истребитель. Сюда назначались лучшие ученики, уже прошедшие курс школы и отделение высшего пилотажа. Истребительное отделение, которым руководил Арцеулов, давало курс углублённый. Полёты становились всё сложнее, а значит, росла вероятность аварий.

На заре авиации множество машин гибло, попадая в штопор. Лётчик, а затем авиаконструктор В. Невдачин вспоминал известные ему случаи: «В 1911 году поручик Краховецкий на Мокотовском поле в Варшавской школе авиации перешёл в штопор на самолёте «Фарман 4». Самолёт был разбит вдребезги.

Лётчик отделался царапинами. На том же аэродроме в 1912 году лётчик Супневский со штопора разбил свой «Блерио», отделавшись небольшими ушибами. В Петербургском аэроклубе было несколько аналогичных случаев с лётчиками Раевским, Агафоновым и другими. Пока самолёты имели незначительную скорость 55—65 километров в час , штопоры кончались для лётчиков относительно благополучно… и эти случаи не вызывали большого беспокойства.

Тревожным было лишь то, что из штопора никому не удавалось выйти. Этот режим неминуемо приводил к аварии самолёта, а лётчики не могли отдать себе отчёта, как это произошло, почему самолёт вдруг потерял управляемость и стал, крутясь, падать. В Качинской школе за несколько месяцев существования истребительного отделения разбилось шесть! Казалось, на пути развития лётного искусства стоит непреодолимое препятствие.

При таких потерях впору было вообще отказываться от высшего пилотажа. Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель Новости популярной науки12 марта 2022 Был, однако, случай, когда лётчик унтер-офицер Червинский, проштопорив с высоты 1500 метров до земли, чудом остался жив. При этом он сделал важное наблюдение. По его словам, «рули не действовали… самолёт вращался носом вниз, и попытки вытянуть его только усиливали вращение».

Это была хоть какая-то информация к размышлению. Арцеулов вспоминал: «Эти случаи вызвали среди инструкторов Севастопольской школы горячие споры о сущности штопора… Как начальник отделения лётчиков высшей квалификации — истребителей, я считал своим долгом сделать все возможное для выяснения сущности явления и найти средства выхода из него». Размышляя о возможной физике штопора, Константин Константинович пришёл к некоторым предположениям, о том, как его победить. Надо сказать, что в большинстве режимов управление самолётом находится в полном соответствии с нормальными человеческими рефлексами.

Машина клюёт носом - надо вытягивать руль на себя, кренится влево — руль давят вправо. Однако, как выяснилось, когда машина попадает в штопор, всё это не работает. Арцеулов предположил, что если самолёт падает носом вниз, вращаясь вокруг своей оси, действовать надо как раз вопреки естественным рефлексам: давить руль от себя и по направлению вращения. Это было не более чем гипотеза.

Когда в 1912 г. Пётр Николаевич Нестеров впервые выполнил свою «мёртвую петлю» в его распоряжении были подробные расчёты профессора Жуковского, у Арцеулова таких расчётов не было, хотя работы отца аэродинамики он, размышляя над этой проблемой, читал очень внимательно. Константин Константинович руководствовался самыми общими соображениями плюс интуицией. Конечно же, он мог попытаться всё досконально рассчитать, привлечь к этой работе светил физики, но это заняло бы немало времени.

А тем временем пилоты продолжали бы летать и падать, в авиашколах и на фронтах. Но был ещё один путь проверить свои догадки — экспериментальный. Но закалка нервов в недавних боях помогла быть твёрдым в своём решении». Биографы Константина Константиновича так и не установил точно, в какой день 1916 г.

Но Константина манила возможность свободных полетов, и он возвращается в родной Крым, где становится пилотом-инструктором Севастопольского аэроклуба. Летать приходилось на единственном аэроплане «Блерио» с двигателем мощностью всего 25 лошадиных сил, зато он почти всегда был к услугам молодого инструктора. Впрочем, недолго: в сентябре Константина Арцеулова как военнообязанного призывают на службу и направляют в… Крымский конный полк. Из кавалеристов в пилоты Это был выбор самого Арцеулова: на службу он отправился вольноопределяющимся, всего на год, да и место службы выбрал себе сам, воспользовавшись предусмотренной льготой. К тому же никаких авиационных частей в Русской армии того времени просто-напросто не было, и даже обучение в офицерских авиашколах зачастую было организовано в свободное от службы время самих офицеров. А пребывание в статусе вольноопределяющегося давало возможность перед выходом в запас получить офицерское звание прапорщика и время от времени бывать в Севастополе в аэроклубе. Мирная жизнь продлилась недолго: в июле 1914 года Арцеулова вновь призывают в армию и отправляют в 12-й уланский Белгородский полк. Первые восемь месяцев войны прапорщик Арцеулов, по его собственным воспоминаниям, провел в рейдах на передовой линии.

Провел не впустую, успел заслужить офицерскую «клюкву», то есть орден Святой Анны IV степени, знак которого с надписью «За храбрость» крепился на шашку. И только после ранения, полученного в очередном рейде, у 23-летнего офицера появилась возможность перевестись в военную авиацию. Направленное им прошение удовлетворили, и в марте 1915 года Константина Константиновича отправили на учебу в Севастопольскую офицерскую школу авиации. Стоит заметить, что, хотя его летный опыт едва ли не превосходил опыт его преподавателей, Арцеулов во время учебы в школе отличался строгой дисциплиной и уважением к инструкторам. Чуть позже, когда он сам станет инструктором Севастопольской школы, такое же уважение будут демонстрировать ему его ученики. А в 1915 году, окончив семимесячные курсы военных летчиков, прапорщик Арцеулов попал в 8-й корпусной авиаотряд на Юго-Западный фронт. Здесь он и продемонстрировал, на что способен талантливый пилот. Всего за год фронтовых полетов Арцеулов совершил свыше 200 вылетов и провел 18 воздушных боев, заслужив два боевых ордена — Святого Владимира IV степени и Святого Станислава III степени, оба с мечами и бантом.

А незадолго до того, как его вернули в Севастополь передавать свой опыт другим молодым пилотам, получил еще и Георгиевское оружие за храбрость — одну из самых уважаемых офицерских наград. Поводом к награждению стало мужество, с которым летчик Арцеулов совершал разведывательные полеты перед началом и во время знаменитого Брусиловского прорыва.

24 сентября 1916 года русский летчик Константин Арцеулов, первым в мире исполнил "штопор"

Константин Константинович Арцеулов родился 17 мая 1891 года в Ялте, в семье потомственного моряка. Учился в Морском корпусе. Выдающийся летчик, талантливый конструктор, одаренный художник, внук мариниста Ивана Айвазовского Константин Арцеулов вошел в историю как покоритель одной из ключевых. Приз этот с большим отрывом выиграл Константин Арцеулов — сконструированный им планер провел в воздухе 1 час 2 минуты и 30 секунд. Константин Константинович Арцеулов (17(29) мая 1891, Ялта — 18 марта 1980, Москва) — русский лётчик, художник-иллюстратор. Родился в семье моряка Константина Арцеулова и.

Арцеулов Константин Константинович

Константин Константинович Арцеулов родился 29 мая 1891 года в Ялте. Внук знаменитого мариниста Ивана Айвазовского. Родился в семье моряка Константина Арцеулова и Жанны Арцеуловой, дочери Ивана Айвазовского. Учился в Морском кадетском корпусе (1906—1908). 24 сентября 1916 г. лётчик Константин Арцеулов решился на рискованный эксперимент: он первым в мире намеренно ввёл самолёт в штопор и вышел из него. Из-за штопора погибли. Смог это сделать 24 сентября 1916 года российский летчик Константин Константинович Арцеулов (1891-1980). Был это, без сомнения, подвиг. Арцеулов Константин Константинович (17 (29) мая 1891, Ялта — 18 марта 1980, Москва) — известный русский летчик и художник-иллюстратор, внук великого российского художника. Арцеулов дважды выполнил опасный маневр, сделав в общей сложности восемь витков.

Смотрите также

  • Штурвал и краски. Как внук Айвазовского стал летчиком-испытателем №1
  • Арцеулов Константин Константинович » Испытатели
  • Краткая биография
  • Жизнь авиатора и художника Константина Константиновича Арцеулова. Часть 1
  • Арцеулов Константин Константинович — Кирсановский краеведческий музей
  • Николай Константинович Арцеулов

Константин Арцеулов

Арцеулов г. Ялта , советский летчик-испытатель, один из основателей советского планеризма, художник, внук художника Ивана Константиновича Айвазовского. Окончил лётную школу Первого российского товарищества воздухоплавания 1911. Участник Первой мировой войны. Первым в России выполнил на самолёте «Ньюпор-21» преднамеренный штопор 1916. В 1923 году испытывал первый советский истребитель И-1 конструкции Н. В 1923 году получил диплом пилота-парителя. Создал 5 планёров собственной конструкции.

Участник первых полётов с целью аэрофотосъёмки и ледовой разведки конец 20-х-начало 30-х годов. В 40-х годы отошёл от лётной работы и занимался графикой и живописью. Умер 18. Одна из последних картин работы Константина АрцеуловаИсточник: forums. И может быть, это было бы вернее. Ведь художник Айвазовский никогда не поднимался в небо, зато его потомок прославился покорением именно воздушного океана. В историю отечественной авиации Константин Арцеулов навсегда вошел как талантливый летчик — победитель «штопора» и пионер советского планеризма.

Мечта о небе Жизненный путь внука великого художника-мариниста, сына генерал-майора Корпуса корабельных инженеров, Константина Арцеулова казался совершенно очевидным. Родившийся в Ялте, он окончил реальное училище в Севастополе и поступил в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. То, что кадет Арцеулов увлекался живописью, никого не удивляло: наследственность. Но он тратил драгоценное свободное время на то, чтобы… проектировать летательные аппараты! Среди дошедших до нас набросков разных планеров первые относятся к 1904 году. Меньше года назад, в декабре 1903-го, первый самолет братьев Райт взлетел над землей на несколько секунд, а мечтательный юноша-крымчанин уже создает собственный проект летательного аппарата.

Учился в Морском корпусе в Санкт-Петербурге 1906—1908. Работал на петербургском авиационном заводе С. Щетинина 1910—1911 , параллельно учился в авиационной школе Первого Всероссийского товарищества воздухоплавания «Гамаюн» при заводе, которую окончил в 1911 г. Свой первый полёт совершил 12 25 августа 1910 г. Евгений Мациевский. Константин Арцеулов, первый в истории авиации вывел свой самолёт из штопора. В 1912 г. Первую мировую войну встретил прапорщиком кавалерии, служил в 12-м уланском Белгородском полку, затем командовал взводом. Исполнял поручения по разведке и уточнению артиллерийской стрельбы, летая на «Фармане», затем на «Альбатросе», захваченном у противника. Весной 1916 г. В начале июня 1916 г. Крутенем на московском заводе «Дукс» провёл испытания нового истребителя «Моска». В августе 1916 г. На самолёте «Ньюпор-11» участвовал в 18 удачных воздушных боях. Осенью 1916 г. За годы войны награждён Аннинским оружием орден Святой Анны 4-й степени; 1915 , орденами Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом 1916 и Станислава 3-й степени с мечами и бантом 1917 , Георгиевским оружием 1916. В период Февральской революции 1917 г. В 1918 г. В декабре 1920 г. Среди знаменитых учеников К. Арцеулова больше всех известен В.

С 20 июля 1916 года — лётчик 8-го истребительного авиационного отряда, базировавшегося в Белоруссии, под Луцком. Успешно провёл 18 воздушных боёв. Награжден орденом святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом. Осенью 1916 был назначен начальником отделения по подготовке лётчиков-истребителей в Севастопольской школе авиации. Здесь 24 сентября 1916 года Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно ввёл самолёт «Ньюпор-21» в штопор и вывел его из штопора. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило манёвренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации. Февральскую и Октябрьскую революции встретил в Крыму. В 1918 году, выполняя поручение солдатского комитета истребительного отделения, формировал на базе школы 1-й Красный социалистический авиационный отряд. При занятии Крыма Врангелем, как бывший офицер, не явившийся добровольно, был формально мобилизован Врангелем, фактически оставаясь на должности инструктора Качинской авиашколы, числившейся в резерве армии и фактически не действовавшей. Поддерживал отношения с большевистским подпольем. Когда в ноябре 1920 года Красная Армия подошла к Перекопу и начались бои на перешейке, общим собранием солдат был избран начальником лётной части школы, летал для связи с наступающими частями Красной Армии. С приездом командования был официально зачислен в ряды в РККА, оставшись на той же должности. В декабре 1920 года получил назначение в 1-ю Московскую высшую школу красвоенлётов на Ходынке , сначала лётчиком-инструктором, а с середины 1921 года — начальником лётной части. Среди его учеников был В. В 1922 году стал председателем планерного кружка при Академии воздушного флота «Парящий полет». На 1-х Всесоюзных планерных испытаниях 1923 года планер А-5 был удостоен главного приза, а летчик Л.

А пребывание в статусе вольноопределяющегося давало возможность перед выходом в запас получить офицерское звание прапорщика и время от времени бывать в Севастополе в аэроклубе. Мирная жизнь продлилась недолго: в июле 1914 года Арцеулова вновь призывают в армию и отправляют в 12-й уланский Белгородский полк. Первые восемь месяцев войны прапорщик Арцеулов, по его собственным воспоминаниям, провел в рейдах на передовой линии. Провел не впустую, успел заслужить офицерскую «клюкву», то есть орден Святой Анны IV степени, знак которого с надписью «За храбрость» крепился на шашку. И только после ранения, полученного в очередном рейде, у 23-летнего офицера появилась возможность перевестись в военную авиацию. Направленное им прошение удовлетворили, и в марте 1915 года Константина Константиновича отправили на учебу в Севастопольскую офицерскую школу авиации. Стоит заметить, что, хотя его летный опыт едва ли не превосходил опыт его преподавателей, Арцеулов во время учебы в школе отличался строгой дисциплиной и уважением к инструкторам. Чуть позже, когда он сам станет инструктором Севастопольской школы, такое же уважение будут демонстрировать ему его ученики. А в 1915 году, окончив семимесячные курсы военных летчиков, прапорщик Арцеулов попал в 8-й корпусной авиаотряд на Юго-Западный фронт. Здесь он и продемонстрировал, на что способен талантливый пилот. Всего за год фронтовых полетов Арцеулов совершил свыше 200 вылетов и провел 18 воздушных боев, заслужив два боевых ордена — Святого Владимира IV степени и Святого Станислава III степени, оба с мечами и бантом. А незадолго до того, как его вернули в Севастополь передавать свой опыт другим молодым пилотам, получил еще и Георгиевское оружие за храбрость — одну из самых уважаемых офицерских наград. Поводом к награждению стало мужество, с которым летчик Арцеулов совершал разведывательные полеты перед началом и во время знаменитого Брусиловского прорыва. Победивший смерть Отчаянная храбрость молодого летчика послужила причиной трагикомической истории. В конце августа 1916 года, за несколько дней до того, как отправиться в Севастополь, прапорщик Арцеулов узнал о собственной гибели в воздушном бою. О ней успели написать несколько русских и даже зарубежных газет, а кто-то успел даже смастерить надгробную табличку летчик потом взял ее себе на память. В действительности же погиб один из товарищей Константина Арцеулова, летавший на таком же самолете «Ньюпор», и кто-то из военных журналистов, не разобравшись, дал ошибочную телеграмму. У военных подобные истории трактуются однозначно: «Долго жить будешь!

Арцеулов Константин Константинович (1891-1980)

Фото из открытых источников. Арцеулов К. Николай пошел по стопам отца, стал строить корабли.

В декабре 1920 г. Среди знаменитых учеников К.

Арцеулова больше всех известен В. В 1923 г. В 1925 г. С 1927 г.

Проводил ледовую разведку, аэрофотосъёмку малоизученных и труднодоступных окраин страны, был привлечён к работе над определением трассы будущего Турксиба. В 1923—1932 гг. Королёвым и С. В феврале 1933 г.

Из автобиографии К. Арцеулова: «В период ссылки в Северный край я работал мотористом на катере, конструктором судостроительного бюро Севкрай ОСВОДа, художником-проектировщиком архитектурной конторы Госзеленстроя, оформлял набережную Северной Двины. По общественной работе: построил балансирный тренажёр для тренировки лётчиков Архангельского аэроклуба, руководил модельным кружком юношеской водной станции, оформлял выставку Истории завоевания Арктики…» цит. Жизнь авиатора и художника Константина Константиновича Арцеулова.

Часть 3. После окончания срока ссылки остался поражённым в правах. В 1942 г. В 1956 г.

На протяжении всей жизни увлекался живописью и графикой. В 1906—1908 гг. Павлинова в Морском корпусе.

В 1915 году сдал экзамен на военного лётчика. Затем служил в 18-м корпусном авиационном отряде, совершил около 200 разведывательных полётов. С 1916 года лётчик 8-го истребительного авиационного отряда, успешно провёл 18 воздушных боёв. В том же году был назначен начальником отделения по подготовке лётчиков-истребителей в Севастопольской школе авиации.

Здесь осенью 1916 года Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно ввёл самолёт в штопор и вывел его из штопора. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило манёвренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации. Награждён орденами Святого Владимира 4-й степени с мечами, Святой Анны 4-й степени и тремя другими орденами. Февральскую и Октябрьскую революции встретил в Крыму. В 1918 году, выполняя поручение солдатского комитета истребительного отделения, формировал на базе школы 1-й Красный социалистический авиационный отряд. При занятии Крыма Врангелем, как бывший офицер, не явившийся добровольно, был формально мобилизован Врангелем, фактически оставаясь на должности инструктора Качинской авиашколы, числившейся в резерве армии и фактически не действовавшей.

In any case, upon request of their respective owners, the inappropriate content will be removed immediately.

Крымчанин, покоривший «штопор»

ВП от 31. Был ранен. Находясь в госпитале, обратился к командованию о переводе его, как имеющего диплом пилота-авиатора, в авиационную часть. В марте 1915 года командирован на учёбу в Севастопольскую военную авиационную школу , 04. За время службы в 18-м КАО совершил 21 разведывательный полёт общей продолжительностью 42 часа 4 минуты. Летал на аэроплане « Фарман ». В воздушном бою подбил немецкий самолёт-разведчик «Альбатрос С. Немецкий лётчик был пленён, трофейный самолёт отремонтирован и на нём Арцеулов совершал разведывательные полёты с фотографированием военных объектов противника. Был награждён двумя орденами: Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом утв. ВП от 24. ВП от 01.

Летал на истребителе «Ньюпор-11». В условиях подавляющего численного превосходства авиации противника совершил в районе Луцка и Ковеля , во время второго этапа Брусиловского наступления , 17 полётов общей продолжительностью 17 часов и 5 минут и провёл 7 воздушных боёв с аэропланами противника. В конце июля 1916 года был представлен командованием 8-й Армии к награждению Георгиевским оружием [3]. Фактически 24. С 30 августа 1916 года прапорщик Арцеулов переведён из авиационного отряда Действующей армии в постоянный состав Севастопольской военной авиационной школы на должность обучающего офицера. Вскоре был назначен заведующим истребительным отделением. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило манёвренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации. В августе 1917 года произведён в корнеты со старшинством с 19. После революции 1917 года [ править править код ] Февральскую и Октябрьскую революции встретил в Крыму, в постоянном составе Севастопольской военной авиационной школы. Во время гражданской войны 1918—1922 годов участия в боевых действиях не принимал.

В 1918 году, выполняя поручение солдатского комитета, формировал на базе расформированной Севастопольской военной школы авиации «царской» армии «1-й Красный социалистический авиационный отряд». При занятии Крыма белогвардейцами , как бывший офицер, не явившийся добровольно, был мобилизован в «белую» армию, фактически оставаясь на должности лётчика-инструктора Севастопольской Качинской авиашколы , числившейся в резерве армии и фактически не действовавшей [5]. Поддерживал отношения с большевистским подпольем. Когда в ноябре 1920 года Красная Армия подошла к Перекопу и начались бои на перешейке , общим собранием солдат был избран начальником лётной части школы, летал для связи с наступающими частями Красной Армии.

Арцеулов Автобиография «... Самолет послушно поднял нос к верху. Но… мотор уже был выключен, и машина, потеряв скорость на мгновение повисает в воздухе.

Тот же час левая нога пилота нажимает на педаль, и машина, сваливаясь на левое крыло, падает, вращаясь сначала медленно, затем все быстрее и быстрее. Виток, другой, третий… От вращения самолета в глазах у летчика все смешалось. Слившаяся поверхность земли летела навстречу. Машина, сделав еще один виток, прекратила вращение и стала пикировать. Движение ручки на себя и машина вышла в горизонтальный полет. Арцелуев взглянул на альтиметр: высота 800 м! Он снова набрал высоту и сделал еще 5 витков штопора…».

Арцеулов К. Арцеулов «Его высший пилотаж на «ньюпоре» отличался не только чистотой исполнения, но и той композиционной индивидуальностью, которая была воспринята всеми как выдающееся явление нашей авиации». Громов Мысли об авиации «По моему мнению, профессии художника и летчика близки друг другу, потому что во многом требуют от человека одних и тех же врожденных или приобретенных черт и качеств: чувства пространства, движения в нем, темпа и ритма его, глазомера и тонкого чувства цвета ,наблюдательности, аналитического отношения к обстоятельствам в работе, романтизма и предприимчивости, эмоциональности и глубокого знания своего ремесла». Арцеулов «Любовь эта у меня была как детская болезнь, которая потом, с возрастом, перешла просто в страсть. Я настолько увлекался полетами, что уже подозревал, нормален ли я. Потому что тогда, в то время, когда авиации еще не было, считали, что тот, кто думает летать - не говоря уж о том, кто пытается,-человек, без сомнения, ненормальный. Настолько велико было недоверие к возможности человека полететь...

Так вот в такой атмосфере мне и приходилось заниматься этим делом.

Участвовал в боях во время Первой мировой войны, летал на истребителе во время Брусиловского прорыва, совершал разведывательные полёты с фотографированием военных объектов противника, был награждён орденами, получил ранение. В августе 1916 года ведущие газеты Петрограда, Москвы, Одессы и даже Парижа напечатали новость о гибели в воздушном бою «Арцеулова — внука знаменитого художника Айвазовского». Тогда все, кто был причастен к авиации, погрузились в траур - фигура Арцеулова тогда была уже достаточно известной информация о смерти была опровергнута впоследствии. С сентябре 1916 года Арцеулов первым в Российской империи разработал и совершил свой знаменитый эксперимент - ввёл самолёт «Ньюпор-21» в штопор и вывел его обратно, потом эта фигура высшего пилотажа вошла в курс обучения лётчиков-истребителей.

После Октябрьской революции был избран начальником лётной части школы в Крыму у белых, с приходом красных был зачислен в РККА и оставлен на прежней должности как асс. С 1920 года в Московской высшей школе красвоенлётов, где одним из его учеников был Валерий Чкалов. Поликарпова, однако ввиду ошибки в конструкции, пилотируемый Арцеуловым самолёт разбился при первом вылете.

В октябре 1913 года, в унтер-офицерском звании, уволен в запас с производством в офицерский чин прапорщика кавалерии. После увольнения продолжал работать пилотом-инструктором в Севастопольском аэроклубе. Имел право на ношение юбилейной медали «В память 300-летия царствования дома Романовых», учреждённой в феврале 1913 года. В июле 1914 года по всеобщей мобилизации Константин Арцеулов был призван из запаса на действительную службу и назначен в 12-й уланский Белгородский полк на должность младшего офицера эскадрона. В составе полка принимал участие в Галицийской битве, затем в наступлении в Карпатах, командовал взводом. За отличия в боях награждён орденом Святой Анны 4-й степени «Аннинским оружием» с надписью: «За храбрость» Был ранен.

Находясь в госпитале, обратился к командованию о переводе его, как имеющего диплом пилота-авиатора, в авиационную часть. В марте 1915 года командирован на учёбу в Севастопольскую военную авиационную школу. В июле 1915 года получил квалификацию «военный лётчик» и был прикомандирован к 18-му корпусному авиационному отряду 11-й Армии Юго-Западного фронта. За время службы в 18-м КАО совершил 21 разведывательный полёт. Летал на аэроплане «Фарман». В воздушном бою подбил немецкий самолёт-разведчик «Альбатрос С. Немецкий лётчик был пленён, трофейный самолёт отремонтирован и на нём Арцеулов совершал разведывательные полёты с фотографированием военных объектов противника. Был награждён двумя орденами: Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом утв. ВП от 24.

ВП от 01. С мая 1916 по июль 1916 года был в командировке на московском авиазаводе «Дукс», на испытании самолётов-истребителей отечественной сборки; одновременно обучался в авиационной школе «Парасоль» управлению истребителем «Ньюпор-11». Летал на истребителе «Ньюпор-11». В условиях подавляющего численного превосходства авиации противника совершил в районе Луцка и Ковеля, во время второго этапа Брусиловского наступления, 17 полётов общей продолжительностью 17 часов и 5 минут и провёл 7 воздушных боёв с аэропланами противника. В конце июля 1916 года был представлен командованием 8-й Армии к награждению Георгиевским оружием. Фактически 24. С 30 августа 1916 года прапорщик Арцеулов переведён из авиационного отряда Действующей армии в постоянный состав Севастопольской военной авиационной школы на должность обучающего офицера. Вскоре был назначен заведующим истребительным отделением. Осенью 1916 года Арцеулов продумал и испытал на практике метод вывода самолёта из штопора — особого критического режима полёта самолёта, заключающегося в его неуправляемом снижении по крутой нисходящей спирали малого радиуса.

В начале ХХ века подавляющее большинство происшествий со сваливанием самолёта в штопор заканчивалось катастрофой. Первый случайный выход из штопора осуществил британский авиатор Уилфред Парк в августе 1912 года. Впервые в истории преднамеренный ввод самолёта в штопор осуществил 24 сентября 1916 года на аэроплане «Ньюпор-21» российский военный лётчик Константин Арцеулов. На высоте 2000 метров он два раза подряд водил машину в штопор и благополучно выводил её из этого режима полёта, что стало революционным достижением в практической авиации. Февральскую и Октябрьскую революции Арцеулов встретил в Крыму, в постоянном составе Севастопольской военной авиационной школы. Во время гражданской войны 1918—1922 годах участия в боевых действиях не принимал. В 1918 году, выполняя поручение солдатского комитета, формировал на базе расформированной Севастопольской военной школы авиации царской армии 1-й Красный социалистический авиационный отряд. При занятии Крыма белогвардейцами, как бывший офицер, был мобилизован в Белую армию, оставаясь на должности лётчика-инструктора Севастопольской Качинской авиашколы, числившейся в резерве армии и фактически не действовавшей. Поддерживал отношения с большевистским подпольем.

Когда в ноябре 1920 года. Красная Армия подошла к Перекопу и начались бои на перешейке, общим собранием солдат был избран начальником лётной части школы, летал для связи с наступающими частями Красной Армии. С прибытием командования был официально зачислен в РККА и оставлен на прежней должности. В декабре 1920 года Арцеулов получил назначение в 1-ю Московскую высшую школу красвоенлётов на Ходынке. Его учениками по школе военлётов были Михаил Водопьянов и Валерий Чкалов.

Удивительная судьба летчика Арцеулова: как сошлись небо, море и живопись

биография художника и его самые известные работы. Подробную информацию о художнике и его произведениях читайте в Артхиве. 24 сентября 1916 г. лётчик Константин Арцеулов решился на рискованный эксперимент: он первым в мире намеренно ввёл самолёт в штопор и вышел из него. Из-за штопора погибли. В 1980 окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская В. Ильина). Константин Арцеулов (на фото слева) во время практики на киностудии МОСФИЛЬМ. 1976 год. Арцеулов дважды выполнил опасный маневр, сделав в общей сложности восемь витков. 130 лет назад, 29 (17) мая 1891 года, в Ялте родился знаменитый крымчанин, отечественный авиатор-перволёт—Константин Константинович Арцеулов (1891-1980). Заметный след в истории отечественной авиации оставил внук известного художника Ивана Айвазовского Константин Арцеулов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий