Когда выносят вертеп в храме

Любовь эта и подвигнула людей, «верующих Рождеству Христову» и составляющих Церковь Божию на земле, собраться в храм для прославления Божией Матери. Собором (греч. «синаксис») называется «собрание верных в честь и память того или иного святого лица». Слово «вертеп» в церковнославянском языке имеет значение "пещера". Во многих христианских странах на Рождество существует традиция делать Рождественскую пещеру, и в ней изображать события Рождества Господа Иисуса Христа. Вертеп является древнерусским словом, которое обозначает пещеру согласно священному писанию, Сын Божий — младенец Иисус Христос — родился в вертепе, где остановились на ночлег Дева Мария и праведный Иосиф. Слово «вертеп» в церковнославянском языке имеет значение "пещера". Во многих христианских странах на Рождество существует традиция делать Рождественскую пещеру, и в ней изображать события Рождества Господа Иисуса Христа. Рождественский вертеп — воспроизведение сцены Рождества Христова средствами различных искусств (скульптура, театр и др.) Вертеп в переводе со старославянского — пещера. Как правило, так называют ту единственную пещеру, в которой родился Христос.

Рождество в Челябинской области: живописные вертепы и первые гуляния

Если же родители решат разыграть сцену Рождества, то следует знать о том, что озвучивать можно только земных существ. Реплики Иосифа, Девы Марии и Христа озвучивать запрещено! Требования Церкви неизменны на протяжении столетий! Отличным времяпровождением станет чтение добрых рождественских сказок и рассказов у домашнего вертепа. Хорошо, если будет возможность оживлять читаемое действие.

Рождественский вертеп. Храм свт. Мартина Исповедника в Алексеевской слободе Сценарии Обычно школьные театральные коллективы, прихожане храмов и артисты театров устраивают представления, разыгрывая события рождественской ночи. Это есть способ прикоснуться к чуду!

На сцену устанавливается вертеп, в него помещаются ясли, фигурки Пресвятой Богоматери, Ее супруга Иосифа. Рядом располагаются фигурки животных, которые согревали новорожденного Богомладенца своим дыханием. Здесь же ставятся фигуры пастухов и волхвов, пришедших к Нему с Дарами. Верх вертепа увенчивает Вифлеемская звезда - символ рождения Спасителя.

Вариант Рождественской сказки Ведущий: Друзья! Каждый из нас знает о существовании праздника Рождества. Об истории его появления мы сейчас вам расскажем! Перенесемся более чем на 2000 лет назад и окажемся в Иудее, которой управляет император Август.

Однажды он захотел узнать точную численность своего государства. Он указал слугам организовать перепись горожан, в том числе и младенцев. Для этого каждый человек должен был вернуться в тот город, где он родился… А в это время будущие родители Иисуса отправлялись в Вифлеем. Август: Мне, великому императору, никто не смеет возражать!

Я интересуюсь, сколько же в моем царстве подданных! Иосиф: Мария, наш ребенок уже совсем скоро родится и тебе сейчас наверно очень тяжело его носить? Мария: Не переживай, муж мой. Все хорошо.

Иосиф: Садись верхом на осла, я его поведу, тебе так будет легче. По приезде в Вифлеем Иосиф не смог найти пристанище, поэтому пара пошла искать укромное место. Они его нашли только к ночи - это была пещера, куда пастухи загоняли скот в непогоду. В эту ночь Мария произвела на свет младенца.

Родители запеленали малыша, а колыбель они соорудили из кормушки для животных, которая называется ясли. Дно яслей они застелили слоем соломы и уложили новорожденное чадо спать. Мальчика нарекли Иисусом. Вскоре пастухи узнали от спустившегося к ним ангела радостную новость.

А в момент Его рождения на небосводе загорелась новая звезда , которую назвали Вифлеемской. Пастухи отыскали Ребенка, поклонились Ему и рассказали о видении Ангела. Пастухи: Случилось нам видение от Бога, Он указал нам сообщить всем вокруг о рождении Богомладенца. Волхвы тоже заметили на небе новую звезду и поняли, что она есть символ рождения Мессии.

Они отправились к Августу, чтобы узнать место рождения Богоносного чада. Волхвы: Приветствуем тебя, император! Подскажи нам, не знаешь ли ты, где родился Спаситель всех людей? Ведь сегодня на небосклоне зажглась новая звезда, означающая Его рождение!

Август: Согласно пророчеству, Он должен был родиться в Вифлееме. Отправляйтесь в путь и найдите Его, дабы я тоже принес свои дары. В пути Вифлеемская звезда указывала верный путь волхвам, как бы ведя за собой. Когда путники дошли до пещеры, то звезда остановилась.

Волхвы вошли в пещеру, поклонились Малышу, преподнесли Ему золото, смирну и ладан. Волхвы: Приветствуем тебя, Спаситель! Мария и Иосиф увидели, что путники очень сильно устали, поэтому им было предложено заночевать в вертепе, а с утра вновь пуститься в дорогу. Волхвы согласились, но ночью к ним вновь явился Ангел Божий.

Ангел: Не вздумайте вернуться к императору, идите домой иной дорогой. Ангел: Иосиф, твое семейство в страшной опасности, срочно бери Марию и Иисуса, все вместе отправляйтесь в Египет. Молодая семья той же ночью отправилась в Египет, дабы уберечь своего новорожденного Ребенка. Пришедший в Русскую землю из Западной Европы , вертеп сроднился с русскими традициями.

Именно в нем соединились культурные традиции разных стран, святочные домашние спектакли и народные представления. В настоящее время присутствует добрая традиция: в ночь перед Рождеством люди ставят на окне возженную свечу, чтобы Святая Семья знала, что в этом жилище она может найти пристанище. Посмотрите видео о Рождественском вертепе Рождество Иисуса Христа - это один из главных праздников в христианской религии , его празднуют христиане всего мира. С празднованием связано множество разных традиций, и в их число входят вертепы рождественские.

История рождественского вертепа в европейских странах В 1223 году святой Франциск Ассизский создал первую рождественскую композицию. Так, он поместил людей и животных в пещеру, и они разыгрывали там сцены из Рождества. Зрителям это зрелище очень понравились, и они решили, что его нужно повторять каждый год. Первоначально вертепы рождественские давали представления только в храмах, но со временем они появились на городских площадях и рынках.

Над созданием и оформлением вертепа и его персонажей работали лучшие скульпторы и художники, а сценарии для вертепа создавались поэтами и музыкантами. Истинное признание им удалось получить в шестнадцатом веке нашей эры. Именно тогда в Европе развивается кукольный театр-вертеп. Такой театр представлял собой небольшой ящик, сделанный из дерева или картона.

Он состоял из двух этажей, верхний этаж ящика обычно был предназначен для религиозных представлений, посвященных Рождению Христа, а на нижнем этаже разыгрывались бытовые рождественские сцены. История рождественского вертепа в России На территории Российской Империи вертепы рождественские появились в конце шестнадцатого века. Расцветом для российского вертепа становится восемнадцатый век. Тогда обычного театра в России как такового не было, поэтому был популярен театр-вертеп.

Он был главным развлечением на святках и часто заменял собой театр в богатых купеческих домах. Но увидеть представление вертепа можно было не только в чьем-то доме. Все чаще представления проходили на ярмарках, на них можно было купить билет. Но с развитием театра в России вертепы рождественские начали терять свою популярность.

После Октябрьской революции 1917 года они вообще были запрещены. В Советскую эпоху такие представления на территории России не проводились. С 1980-х годов начинается возрождение народных традиций , и рождественский вертеп, сценарий которого известен всему миру, снова начинает вызывать интерес у обычных людей. Рождественские традиции, связанные с вертепом Рождественский вертеп в России являлся частью праздника Рождество.

В этом праздновании соединились языческие и христианские традиции. В канун Рождества, сочельник, в домах варили кашу, это был ритуал, призванный принести в семью богатство и благополучие. Каша называлась кутья. Считалось, что в этом занятии хозяевам дома помогают Воды и Земли.

Кашу надо было варить на огне, разожженном с помощью трения. Это считалось священным огнем пращуров. Священный огонь служил для того, чтобы разжигать полена. Обрядовое полено называлось «бодняк», с его помощью огонь переносили из одного очага в другой.

Огонь в языческой традиции считался божеством, которому поклонялись. А на ужин в праздник приходили духи предков, и считалось, что после ужина им нужно что-нибудь оставить. Важную роль в этом празднике играл Коляда. Это существо не имеет точного определения - божество или колдун, эльф или леший.

Коляда стоял в углу дома, на него надевали венки и украшения. С именем Коляды связаны колядки. Это песни, которые дети пели во время празднования Рождества. Собиралась шумная компания , ходила по селу, пела песни, просила угощение у хозяев домов.

Многие колядующие наряжались козами и коровами. Их появление в сельских дворах символизировало богатство и приплод скота.

Глиняных потом обжигали. Художники расписывали статуэтки. Были даже портные, готовившие для них одежду с украшениями и вышивкой. Именно с тех пор возникла традиция одевать фигурки в праздничное облачение. Тогда же возникли "живые" вертепы. Богачи и аристократы, надевая особые костюмы, разыгрывали сцены Рождества. До сих пор в Неаполе в лавках антиквариавта продают фигурки для домашнего вертепа. Здесь есть традиционные статуэтки ручной работы всех размеров и всех видов.

Эти магазинчики открыты круглый год. Современные мастера, занимающиеся созданием вертепов, старательно бьют рекорд за рекордом! Миниатюрные вертепы они каким-то образом помещают в старые лампочки, раковины мидий... Неаполитанский художник Альдо Карило, изготовил, пожалуй, самый маленький вертеп в мире: размером с булавочную головку. Традиция рождественских вертепов в Болонье восходит к XVI веку. Здесь сохранился вертеп 1560 года, где фигурки высотой 60 см. На рождественских ярмарках в этом городе и сегодня продают множество всевозможных статуэток для вертепов. Но они отличаются от роскошно одетых неополитанских. Их делают из подручных материалов: глины, гипса, папье-марше, однако при этом искусно расписывают. Антон Мариа Маральяно - один из самых знаменитых мастеров вертепов того времени.

Он создал до сих пор сохранившийся презепио, который можно увидеть в храме Santuario di Nostra Signora di Carbonara. На Сицилии искусство рождественских вертепов испытало сильное влияние неаполитанской школы. Первые презепио появились в XV веке. Всем местным жителям известно имя мастера Андреа Манчино. В этот период появляются вертепы и за пределами церкви их персонажи становятся более реалистичными и богаче украшенными. Художники стали использовать для них такие драгоценные материалы, как золото, серебро, перламутр, слоновую кость и коралл. Фото О. Поповой На севере Италии в городке Лутаго провинция Больцано в музее Maranatha хранится самая большая в Европе коллекция вертепов. Здесь есть вертепы старинные и ультрасовременные, например, вертеп Swarovski. Есть вертеп, присланный из России.

Есть зал с выставкой миниатюрных вертепов, рассказывающих о жизни Иисуса. Есть вертепы с деревянными фигурами в натуральную величину. Сейчас они хранятся в Музеях Ватикана. А вот на площади Св. Петра первый вертеп был установлен при папе Павле VI. Любопытно, что что полномасштабные деревянные фигуры для него были сделаны из того же дерева, что и скрипки Страдивари. Живые вертепы В наши дни сохранились и традиции "живых вертепов". Со времен Франциска Ассизского в больших городах и маленьких деревушках прихожане церквей, монахи, местные жители или профессиональные актеры разыгрывали небольшие сценки или представления на евангелтскую тематику в период с Рождества и до Богоявления. Живые вертепы можно увидеть по всей Италии. Самый крупный в мире во Фрасасси.

Несколько лет назад в его сценах участвовали 160 человек. С 1336 года рождествественское действо разыгрывают в Милане. Служители церкви Санта-Мария-делле-Грацие на лошадях следуют от одной церкви к другой, изображая волхвов, и приносят дары и подарки к импровизированному месту рождения Иисуса. С 1972 года возобновилась традиция живых вертепов в Греччо. Все сцены и диалоги взяты из текстов Томмазо да Челлано, который занимался изучением биографии Святого Франческо. Здесь представляют шесть живых картин, живых сцен - получается великолепный исторический спектакль. Невозможно рассказать о всех вертепах в итальянских городах. В каждом из них - свои традиции, свои изюминки. Римская выставка - вертепы из сахара, пробок и кукурузных листьев... Два года назад накануне Рождества в Риме на площади Народа Piazza del Popolo проходила международная выставка "100 вертепов".

Там можно было увидеть вертеп, сделанный из 890 пробок, вертепы из сахара, кукурузных листьев, гипса, зубочисток, ткани, риса, сухого хлеба и даже страусиного яйца. В экспозиции представлены вертепы, выполненные из традиционных материалов профессиональными художниками из 14 регионов Италии и 16 зарубежных стран. Выставка "100 вертепов" проводится с 1976 года, а ее инициатором был журналист Манлио Меналья. Оратория Сен-Жозеф в Монреале - музей вертепов со всего мира Теперь мне хочется перенестись в Монреаль. Думаю, мало кто в Италии, на родине вертепов, знает, что за океаном, во французской Канаде, в Монреале, в крупнейшей базилике города Оратории Сен-Жозеф Св. Иосифа есть великолепный музей, где хранятся вертепы из многих стран мира. Каждый год в дни Рождества я посещаю ее с огромным удовольствием. Несколько лет назад была рада вдвойне: перуанцы прислали не только свой вертеп, но и прекрасные ярко раскрашенные колокольчики-вертепы.

Сделать это нужно до полуночи 24 декабря, когда семья собирается вокруг яслей или Рождества Христова. Где оставить елку 2021? При переноске твое дерево они подарят вам растение.

Фольклорист изучил белорусский, украинский и русский вертепы, тщательно исследовал вертепные ящики в Театре имени Сергея Образцова, в Бахрушинском музее. Собирая по крупицам элементы вертепной традиции, выявляя характерные особенности отдельных вертепов, Новацкий отреставрировал текст представления и «оживил» рождественских кукол. Его вариант действа стал образцом. Как устроен вертеп? Устройство вертепа очень интересно. В ящике-домике, живописно украшенном изнутри, есть специальные прорези для вождения кукол. Переходить с одного этажа на другой куклам нельзя. В верхнем ярусе разыгрывались сцены, связанные со Святым Семейством, а нижний изображал дворец царя Ирода. Однако вертеп — это не просто волшебный ящик, это маленькая модель мироздания: мир горний верхний этаж , дольний нижний этаж , и ад — дырка, куда проваливается Ирод. Зимой вертеп возили на санях, переносили из избы в избу, показывали представления на постоялых дворах. Вокруг вертепа расставлялись лавки, зажигались свечи, и сказка начиналась. Классическая «труппа» вертепа — Богоматерь, Иосиф, Ангел, Пастух, три Царя-волхва, Ирод, Рахиль, Солдат, Черт, Смерть и Пономарь, в обязанность которого входило зажигать свечи на вертепе перед представлением. Каждая кукла крепилась на штыре, за который снизу, как за ручку, может взяться кукловод и передвигать ее по специальным щелям в полу сцены. Младенец в вертепе, как правило, — туго скрученный жгутик из белой материи; овечки, с которыми приходит поклониться Христу пастух, — кудрявый комочек пряжи. Как правило, герои в вертепе деревянные или тряпичные, из простого дешевого материала — их легко смастерить, легко переносить. Однако среди вертепщиков существовало неписаное правило: кукла, изображающая Богородицу, должна быть сделана иначе, нежели все остальные, как будто ее мастерил другой художник. Поэтому образы Богородицы и Спасителя создавались мастерами-вертепщиками с особой тщательностью. Иногда вместо куклы Божьей Матери ставили икону. Как происходит действо? В основе вертепного представления лежит сюжет о приходе на землю Спасителя. Ангел возвещает о рождении Бога. Новорожденному Младенцу приходят поклониться Пастух, три Волхва.

Когда ставят роды, а когда снимают?

  • Войти в систему
  • Рождественский вертеп - это символ Рождества Христова
  • Значение слова «вертеп»
  • Что такое рождественский вертеп?
  • Что означает Рождественская сцена? Значение символа и знака

Как сходить в вертеп по-культурному?

Рождественский вертеп — это часть традиционной культуры нашей страны. Вертепы бывают каноническими, и тогда разыгрываются в храмах и церквях, а бывают светскими. Тогда местом проведения может служить как театр, так и жилое помещение. При хождении с таким вертепом дети распевали духовные песни. Бывало, что вертепы никто не носил, а ставили их в середине храма, украшали цветами и хвойными ветками, внутри ставили икону Рождества Христова. Вертеп В. Часто представление устраивают на различных ярмарках. Такие вертепы можно увидеть на Украине. Вертеп в Киево-Печерской Лавре vk fb tw ok @ g+ lj. Вертеп в Киево-Печерской Лавре. Этот вертеп выставляется у Крестовоздвиженского храма на территории Ближних пещер. На вопрос, что такое вертеп, в Википедии можно получить несколько ответов: В прямом переводе со старославянского языка это слово означает «пещера». Чаще всего имеется в виду Святой Вертеп, то есть пещера, в которой родился младенец Иисус.

Рождественский вертеп в православной традиции

Накануне в храмах устанавливают ели, украшают подсвечники и иконы Рождества Христова, на улице, на прихрамовой территории появляются вертепы, где красочно отражена библейская история рождения Богомладенца. Прихожане Свято-Троицкого кафедрального собора с нетерпением ждут, когда в гости пожалуют уже ставшие друзьями ослик Фридрих и овечки. Уже несколько лет они на время селятся в «живом» вертепе на соборной площади, чем радуют взрослых и детей. Совсем скоро перед собором для животных начнут устанавливать сосновый вертеп. А на некоторых приходах уже завершают этот этап подготовки. В строящемся Казанском храме Покровска на Рождество прихожан впервые будет радовать вертеп.

Слово это имеет несколько значений. Но сейчас мы будем говорить о вертепе как о пещере, в которой родился Спаситель. Серебряной звездой отмечено место на полу, где родился Христос. Рядом находятся ясли, место, куда Дева Мария положила Богомладенца, и которые стали Его колыбелькой, хотя до этого они были кормушкой для скота. Рождественский вертеп в России В России до революции вертепы были очень популярны, и теперь идет возрождение старых русских традиций. В вертепе мы видим младенца Христа, Деву Марию, праведного Иосифа, волхвов и пастухов, поклоняющихся Иисусу, фигурки разных животных. Вертепы делают самые различные — из картона, глины, гипса, фарфора, вырезают из дерева. Рождественский вертеп в Неаполе Самыми искусными и роскошными вертепами считаются неаполитанские.

Кроме того, П. Морозов отмечает, что во времена императора Маврикия 561 г. К наиболее же древним из известных текстов Рождественских действ можно отнести опубликованные в середине прошлого века П. Содержание этих служб очень близко к содержанию вертепных пьес, однако, указывается, что они тесно связаны с ходом основного богослужения, и в нескольких местах прерываются молитвами. Приблизительно с пятнадцатого века вертепные пьесы в Европе перешли в разряд так называемого школьного театра, то есть театра существовавшего при духовных училищах, где спектакли духовного содержания разыгрывались в качестве упражнений в риторике. Кроме того, Рождественские мистерии стали разыгрываться на улицах бродячими актерами. В церквях же на Рождество стали выставлять неподвижные вертепы с яслями и скульптурными изображениями Пречистой Девы и Праведного Иосифа. Российские вертепные представления отличались от европейских большей сохранностью древней духовной части. Необходимо отметить, что различия по структуре и по силлабическим особенностям между Российскими великорусскими, малорусскими и белорусскими и Европейскими вертепами позволяют сделать предположения о различной истории их развития, причем наиболее подверженными западному влиянию оказались белорусские батлейки. Первые достоверные сведения о существовании вертепов на территории Российской Империи, относятся к концу шестнадцатого века.

Вертеп безопасен: у него надежный железный остов, летом он остается на территории, просто сдвигается в сторону. Вертеп будет стоять, пока на улице морозы. Как только начнется потепление, вход перекроют из соображений безопасности, а потом мы будем разбирать его», — говорит Светлана Назарова. Снежную пещеру изнутри и снаружи украшают еловые лапы, вокруг вертепа — снежные фигуры животных и библейских персонажей, а у входа указатель «Вифлеем». Внутри — настоящий хлев: много сена и снежный скот, а также снежные фигуры Марии и Иосифа. В колыбели — кукла, символизирующая новорожденного Христа. По словам местного священника, отца Моисея, в основе вертепа — металлический каркас, который летом хранится в ангаре. Снег разводится с водой, и полученной смесью каркас «обмуровывается» изнутри, снаружи его просто заваливают снегом и украшают еловыми и пихтовыми лапами. Строительством занимаются наши прихожане. Внутри у нас иллюминация — «сосульки», создается впечатление падающего снега, в вертепе и по периметру — снежные фигуры: Иосиф, Мария, телята, овечки, ослики, разные сюжетные элементы, теленочек сено жует. Люди очень любят вертеп, особенно дети, они садятся на животных, чаще всего на ишака», — рассказывает отец Моисей. Пещера открыта до весеннего потепления, как только фигуры начинают терять свой вид, пещеру закрывают. Воскресенская церковь Октябрьский взвоз, 10 Вертеп здесь тоже строится по каркасному типу, но летом этот «каркас» — обычная беседка на территории церкви, она зарастает цветами и служит местом отдыха для томичей. Беседка построена из дерева и покрашена лаком, крыша обшита фанерой. Зимой на беседку натягивают пластиковую садовую сетку и плотно привязывают по кругу еловые и пихтовые ветки, создавая из них стены будущего вертепа. Изнутри натягивают черную ткань, которую тоже украшают ветками. Снег ложится и закрывают крышу вертепа. Внутри здесь, конечно, сено и снежные фигуры Марии и Иосифа, скот и ясли с Младенцем. Подсвечник традиционно снежный — облепленный снегом металлический каркас, в который насыпается песок. Также внутри вертеп украшен светящейся иллюминацией и новогодними шарами. Основное — каркас и части иллюминации, проводку делают нанятые мастера, которые в этом разбираются. Вертеп будет стоять, пока потепление не начнется. Когда снежные фигуры начинают таять, вертеп закрывается, мы откручиваем ветки и готовим беседку к теплому времени года: здесь появляются лавочки, а летом она снова зарастет цветами».

Рождественский вертеп для детей

Сам вертеп, довольно длинный и узкий, находится под амвоном храма. Место рождения Спасителя отмечено серебряной звездой, позолоченной и украшенной драгоценными камнями. Что такое Рождественский вертеп? В переводе со старославянского языка это «пещера». Именно в ней и появился на Свет Иисус Христос. Пещера Рождества Христова расположена под амвоном Рождественской церкви в Вифлееме. Домашний вертеп. Один из таких обычаев – это представление вертепного театра. А именно – сцена рождения Христа, разыгранная куклами. В Европе перед Рождеством вертепы устраивают на каждом шагу: на площадях, в витринах магазинов, в домах. Вертеп в переводе со старославянского — пещера. Обычно, так именуют ту единственную пещеру, в какой родился Христос. Пещера Рождества, либо Святой Вертеп, находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме. Первым, кто организовал живой вертеп, был Франциск Ассизский (Святой Франциск) (1182 — 1226), который в 1223 году за две недели до 25-го декабря прибыл в городок Греччо, чтобы отпраздновать там Рождество.

Назад в Вифлеем: как строятся рождественские вертепы у томских храмов

Фигуры младенца Иисуса, Девы Марии и Иосифа были выполнены из дерева в натуральную величину. В неаполитанских композициях всегда есть грот, который считается границей между светом и тьмой. Мост это переход, река — символ рождения, крещения и смерти. Рождественский вертеп Франциска Ассизского Живую картинку-вертеп впервые создал в Италии святой Франциск Ассизский в 1223 году и назвал презепе, то есть ясли. С тех в Италии устанавливают презепе и в храмах, и в жилых домах.

В Храме Христа Спасителя в Москве в 2005 году проходила выставка итальянских презепе. Совершенно уникальная выставка! А в Неаполе до сих пор есть улица, на которой размещаются вертепные мастерские.

В некоторых вертепах был еще ярус, на самом верху, куда выходил ангел и возвещал зрителям о Рождестве.

В иных устраивали преисподню, в самом низу короба. Туда в конце спектакля отправлялся жестокий царь Ирод. Что представляло собой рождественское представление? Само представление разделялось на две части.

В первой рассказывали евангельскую историю рождения Христа, а во второй разыгрывали написанные самими актерами сценки. Следуя православной народной традиции, которая запрещает вносить актерскую игру в вертепное представление, тексты либо пели, либо произносили без всякой интонации. Как правило, в начале представления ангел возвещал присутствующим благую весть о Рождении в Вифлееме Спасителя мира, которому идут поклониться волхвы. После этого действие переносилось в нижний ярус, и появлялась фигурка царя Ирода, приказывающего воинам убить всех младенцев до года.

Те уходят, а когда возвращаются, то ведут с собой Рахиль, умоляющую Ирода пощадить ее ребенка, но он неумолим — и младенца убивают. После того, как фигурка Рахиль уходит со сцены, Ирод остается один и начинает размышлять о смерти, которая появляется в виде зловещего скелета. Жестокий мучитель вдруг превращается в жалкого трепещущего труса. Он просит смерть пощадить его, но та неумолима и вскоре Ирод отправляется туда, где ему и надлежит быть — в преисподню.

Этим заканчивалось библейское повествование и начинались сценки из народной жизни, сводившиеся зачастую к пляскам и дракам. С каждым годом первая часть становилась все более короткой, а вторая — расширялась с привлечением все новых героев. Роль рождественского вертепа в христианском воспитании детей Такой театр поможет родителям организовать Рождество для детей.

В том же нижнем этаже могут разыгрываться и вставные комические интермедии, не связанные с рождественским сюжетом впрямую. История российского вертепа поистине драматична. После Октябрьской революции, когда начались гонения на церковь и религию, основной удар пришелся на ритуалы и обряды, связанные с Рождеством.

Социальные потрясения 1920—1930-х привели к тому, что народный кукольный театр, — в том числе и вертеп, — в России был не просто прочно забыт, но практически утрачен. Отдельные виды народного театра сохранились только на окраинах советской империи — в некоторых деревнях Молдавии Маланка и Белоруссии батлейка. Кое-где на Западной Украине сохранились, скорее, не вертепы, а некоторые вертепные традиции: в Рождество дети ходили колядовать с крошечными бумажными самодельными вертепчиками, скрываясь от бдительного присмотра властей. В России были забыты тексты вертепных представлений с 1917 до 1980 не было опубликовано ни одного текста , практические принципы вождения кукол. Казалось, что живой народный вертеп потерян навсегда, и только в музеях Москвы, Ленинграда и Киева сохранились его следы — ящики и комплекты кукол. Задача была тем сложнее, что нужно было, ничего не придумывая заново, реконструировать подлинный вертеп, возвращаясь к истокам народного театра.

Верхний ярус, мир горний, был обиталищем Святого Семейства. Нижний — дольний — показывал дворец царя Ирода и события, сопровождавшие рождение Иисуса. Там же был и вход в ад, в который проваливался поверженный Смертью царь. Под полом каждого яруса был сделан еще отсек, закрытый от зрителя. Там находились руки вертепщика, он держал кукол за специальные штырьки и двигал их по прорезям в полу. Озвучивал персонажей, как правило, сам кукловод, меняя голос и манеру говорить. В действе часто принимали участие музыканты, которые исполняли духовные песнопения. Музыка давала героям очень точные характеристики и насыщала представление праздником. Традиционный состав действующих лиц был неизменным: Святое семейство: Дева Мария, Иосиф, младенец Иисус, лежащий в яслях, рядом вол и ослик, которые, согласно преданию, согревали новорожденного своим дыханием — чаще всего были статичной группой и не имели слов. Вместо фигур иногда ставили икону Рождества.

Вифлеемская Звезда — одно из главных действующих лиц. Нужно было, чтобы она была заметной и красивой. Обычно, звезду делали сквозной и подсвечивали сзади свечой, чтобы она загадочно мерцала. Ангел, который возвестил о рождении Бога. В православной традиции это был архангел Гавриил. Пастухи со стадом овец. Один из них держит на плечах или в руках ягненка как символ Агнца Божьего. Волхвы — триединый персонаж, закрепленный на одном постаменте. Они приходят поклониться Христу и приносят ему дары: золото, ладан и смирну. Царь Ирод.

В ярко украшенном «дворце» в нижнем ярусе разыгрывались его злодеяния в городе Вифлееме и последовавшее за ними наказание. Рахиль — женщина с младенцем, которая приходит к царю с тщетной мольбой не убивать ее сына. Смерть в черных одеждах, с черепом вместо головы и с косой, которой отсекает Ироду голову. По приказанию Смерти он утаскивал злодея в ад. Согласно религиозным канонам, нельзя было создавать эмоциональное, зрелищное, рождественское представление. В нем была недопустима актерская игра.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Вертеп – это особая традиция в православии, связанная с рождественской тематикой. Он представляет собой специально построенное сооружение, внутри которого изображены сцены из жизни Христа и события, связанные с Рождеством. Так выглядит рождественский вертеп. Вертеп — это слово древнегреческое, означает оно «пещеру». Иисус Христос — Сын Божий, родился в вертепе, где остановились на ночлег Богородица и Иосиф. В этот день установлен особенно строгий пост. Если соблюдать его по всем правилам, то принимать пищу можно только раз – после Вечерни, когда на середину храма будет вынесена зажженная свеча, которая символизирует Вифлеемскую звезду.

Вертепы на подставке

  • Рождественский вертеп. История его появления в России
  • Рождественский вертеп – пещера для молитвы | Православный журнал "Нескучный сад"
  • ВЕРТЕП | это... Что такое ВЕРТЕП?
  • Рождественский вертеп
  • Откуда пришёл в Россию вертеп, который было принято показывать на Рождество?
  • Рождественский вертеп для детей | Активная мама

Пещера веры или место разврата: что означает слово «вертеп»

Вертеп является древнерусским словом, которое обозначает пещеру согласно священному писанию, Сын Божий — младенец Иисус Христос — родился в вертепе, где остановились на ночлег Дева Мария и праведный Иосиф. Вот уже второй год, творчеством прихожан, на территории Храма Рождества Христова устанавливается инсталляция Рождественского вертепа. Слово «вертеп» имеет старославянское происхождение, и означает – пещера. На сцену устанавливается вертеп, в него помещаются ясли, фигурки Пресвятой Богоматери, Ее супруга Иосифа. Рядом располагаются фигурки животных, которые согревали новорожденного Богомладенца своим дыханием.

Рождественский вертеп – пещера для молитвы

Сам вертеп, довольно длинный и узкий, находится под амвоном храма. Место рождения Спасителя отмечено серебряной звездой, позолоченной и украшенной драгоценными камнями. Пещера Рождества, или Святой Вертеп, находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме. Место рождения Спасителя отмечено на полу серебряной звездой и надписью на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». Слово «вертеп» в церковнославянском языке имеет значение "пещера". Во многих христианских странах на Рождество существует традиция делать Рождественскую пещеру, и в ней изображать события Рождества Господа Иисуса Христа.

Вертеп рождественский в православии: краткое описание

Это значение слова "вертеп" используют для названия единственной пещеры — ту, где родился Христос. Также у этого слова существуют дополнительные значения, о которых речь пойдет позже — они уже не связаны с Рождеством. Рукотворный вертеп Иногда появление рукотворных вертепов приписывают Франциску Ассизскому, создавшему такую живую панораму как напоминание об исконном празднике. Это маловероятно, но в любом случае с XII-XIII века в Европе стали появляться статичные композиции из разнообразных материалов, которые изображали Святое Семейство, ангелов, пастухов и других участников сцены Рождества. Нередко их представляли в условиях, которые соответствовали современности, а не древнеиудейскому быту. Популярны были и мистерии, в которых Рождение Спасителя изображалось в лицах. Вертеп в России В России же больший интерес проявляли к театральным вертепам в Европе они, конечно, существовали, но не были столь популярны. Этим словом назывались как короткие представления на сюжеты Рождества, так и двух- или трехэтажные домики, в которых происходило действо.

Особенно вертепное искусство расцвело к XIX веку. В Петербурге к этому времени даже сложилась династия вертепщиков, семья Колосовых, которые хранили и передавали по наследству секреты рождественских спектаклей подобные явления встречаются в Европе и сейчас — так, в современном Неаполе есть улица, полная вертепных мастерских. К концу столетия мастера-вертепщики путешествовали по стране — всей России уже было известно, что такое вертеп. Он стал гораздо более светским искусством, нежели прежде, и рождественскую мистерию заканчивала вполне мирская комедия с местным колоритным юмором. Артисты ходили с ящиками не только в канун Рождества, но и дальше, вплоть до самой Масленицы, а то и до лета. Революция 1917 года оборвала эту традицию, и достаточно скоро устройство вертепов, тексты спектаклей, секреты изготовления кукол забылись вплоть до конца XX века. Восстановлением вертепных ящиков фольклористы под руководством Д.

Он сделал небольшую пещеру, в которой рассадил животных и людей. Так он показывал вертепное представление для всех верующих. Именно с этого самого момента, традиция таких представлений стала ежегодной. Фигурки стали делаться из дерева. В 18 веке, в Италии богатые люди заказывали у портных специальные костюмы и в них разыгрывали рождественские сценки.

Иногда на такие мероприятия, приглашали живых животных. В некоторых странах, были распространены целые «Рождественские деревни». Здесь были задействованы несколько сотен актеров, которые все занимались своими бытовыми делами и ремеслами. Временами они показывали сцену из рождения Иисуса Христа и приход волхвов к Нему. Зрители могли свободно ходить и перемещаться по всей деревне.

Они могли спокойно видеть все, что происходило. Персонажи рождественского вертепа - Дева Мария, младенец Иисус Христос, Иосиф, ангелы, пастухи и животные Персонажи на представления с рождественским вертепом были одни и те же - Дева Мария, младенец Иисус Христос, Иосиф, а также могли быть ангелы, пастухи, животные. Существует 3 вида вертепов: механический - это такой вертеп, в котором отдельные фигуры анимированы с помощью скрытого для всех механизма; вертепный театр - это рождественское представление кукольного театра, бывает с участием реальный людей. Такой вид был распространен на территории Польши, Белоруссии; живой - это когда роль персонажей из вертепа исполняют только живые люди. Как же выглядел рождественский вертеп?

Самый первый вертеп был сделан из дерева известным скульптором Арнольдом ди Камбьо. Некоторые из его фигурок сохранились и до наших дней. Многие вертепы изготавливались специально для церквей, но затем со временем стали делаться и для домов богатых граждан. Известно, что сам король Карл третий Бурбон своими руками вырезал вертепные фигурки из дерева. А затем дамы украшали и наряжали эти фигурки.

Затем вертепы делались из глины. Ее сначала обжигали, а затем отдавали художникам для росписи. Были и специальные портные, которые шили одежду для фигурок на рождественский вертеп. Они украшали одежды драгоценными камнями из золота, серебра и камней. В настоящее время вертеп выглядел простым деревянным ящиком с небольшими прорезями.

Внешне он похож на маленький домик с двумя этажами. На верхнем ярусе была сама пещера. В ней размещали маленькие рождественские ясли, в которых лежит Иисус, рядом с ними фигурки Девы Марии и Иосифа. На крышу домика обычно вырезали рождественскую Вифлеемскую звезду , которая возвещали всем о рождении Спасителя мира. Ярусы делили на 2 пространства, то есть верхнее означало небесное пространство, а нижние - земное.

На нижнем ярусе и происходило обычно представление. Самый маленький вертеп - размером с булавочную головку сделал Альдо Карило из Неаполя. А самый большой вертеп попал даже в Книгу Рекордов Гиннеса, находится сейчас в Колумбии. Его площадь равна - 18000 квадратных метров. Можно найти схемы, картинки, фотографии как самому сделать рождественский вертеп.

На сайте «Страна Мастеров» - можно увидеть детальное создание Рождественского вертепа. Иногда вместе фигурок на верхний ярус рождественского вертепа ставили икону праздника Рождества Христова. Вертеп был, есть и будет самой любимой святочной забавой всех людей, он нравился самым разным зрителям независимо от их возраста. Представление рождественского вертепа - было показано по специальному сценарию Представление перед зрителями было показано по специальному сценарию. На данном видео можно увидеть одно из представлений рождественского вертепа: Представление показано для взрослых и детей.

Как мы видим, в данном представлении участвуют не только маленькие дети, но и взрослые актеры. Актеры поют рождественские колядки, а также показывают с помощью фигурок как происходили события на Рождество Христово. Еще одно представление можно увидеть на данном видео: В данном представлении мы видим, как участвуют только школьники. Это представление осуществляется с помощью актеров и фигурок. Приближается волшебная рождественская пора.

Ожидание чудесной елки, исполнения желаний, ощущение особого, неповторимого праздника... В нашей Детской - мастер рождественских чудес Александр Греф, художественный руководитель бродячего кукольного театра "Вертеп". Подарите ребенку на Рождество то, что лучше всего на свете - театр! И не простой театр, а самый красивый, самый таинственный и самый древний - кукольный вертеп! Представьте себе, что мы заглядываем в окошко маленького домика: в глубине сцены люлька, склонившиеся Пресвятая Богородица и Святой Иосиф, ослик и вол согревают младенца дыханием...

Плавно, словно чудесным образом, на авансцену выплывает ангел и возглашает Радостную Весть!.. Пастухи и волхвы кланяются младенцу... Огонек свечи, колеблемый замирающим дыханием зрителей; в неровной тени простенькие куклы оживают - и свершается чудо! Никто уже не скажет, что это сказка. Так было, именно так все и было!

Чудесное это действо живет в России более двухсот лет.

Верхний ярус вертепного ящика назывался "небом", "пещерой" или "хлевом"; изнутри он оклеивался голубой бумагой со звездочками из фольги; на задней стене изображалась сцена Рождества, либо рядом с ней устраивалось подобие пещеры или хлева с яслями, а также неподвижные фигурки Марии, Иосифа, младенца Иисуса Христа, домашних животных. Нижний ярус назывался "землей" или "дворцом"; здесь разыгрывались эпизоды злодеяний и наказания царя Ирода, а также бытовые сценки комического и сатирического характера. Около трона с обеих сторон иногда закреплялись неподвижно по три воина, вооруженных пиками и мечами. Остальные куклы "входили" и "выходили" через две двери в боковых стенках ящика. Во второй части представления показываются бытовые сценки, затем герои «прощаются» со зрителями. По свидетельству современников, вертеп был любимой святочной забавой и нравился самым разным зрителям, вне зависимости от возраста, происхождения и социального положения. Со временем вертеп превращался в привычный для нас кукольный театр, ведь с годами куклы обрастали различными механизмами, позволяющими двигать конечностями.

Хотя украшение церквей рождественскими сценками сейчас плотно ассоциируется в нашем сознании с католической традицией, но в XVIII—XIX веках на Украине, в Белоруссии, на Псковщине и в Сибири в рождественские дни можно было встретить детей и взрослых, ходящих с вертепом и дающих незамысловатые представления. Это были предвестники кукольных театров — их более назидательный, но не менее красочный и любимый народом вариант. Обычная картина для деревенского предрождественнского пейзажа: ребятишки в высоких самодельных коронах с палками в руках представляют «персидских царей», которые пришли поклониться маленькому ребенку. С ними путешествует украшенный позолоченной бумагой и неприглядными рисунками маленький деревянный ящик, рукотворный вертеп или праздничный театр для кукол с крышей из двух досок. Обычно дети в костюмах возили свой рождественский короб на санках, а поднявшись на крылечко, просили у хозяев домов разрешения колядовать. Если они были согласны принять колядки, малыши вносили свой театр в домишко, клали его на два стула либо стол, и сказка начиналась. Уже к концу века балаганные сценки, игравшиеся в нижнем этаже, оказались более значимы, чем события «горнего яруса». Вертепщики же стали носить чудесный ящик по ярмаркам не только на Святки, но ходили с ним вплоть до Масленицы.

Известно, что некоторые артисты ездили с вертепами даже на Нижегородскую ярмарку. К слову, «уставщица всей российской торговли» открывалась 15 июля! Октябрьская революция 1917 года и последовавшая вслед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений. Они, как и традиционная Елка, оказались под строгим запретом. Вскоре были утрачены тексты вертепных спектаклей и забыты секреты вождения кукол. Только в 1980 году началось возрождение традиционного вертепа. Главные зрители и посетители рождественских вертепов — дети. И не нужно долго объяснять, почему: глядя на таинственные вертепы, они словно переносятся умом и сердцем в Вифлеем, к яслям Младенца Христа.

Екатерининский собор в Царском Селе Вертеп с настоящими животными в Пятигорске.

Есть зал с выставкой миниатюрных вертепов, рассказывающих о жизни Иисуса. Есть вертепы с деревянными фигурами в натуральную величину.

Сейчас они хранятся в Музеях Ватикана. А вот на площади Св. Петра первый вертеп был установлен при папе Павле VI.

Любопытно, что что полномасштабные деревянные фигуры для него были сделаны из того же дерева, что и скрипки Страдивари. Живые вертепы В наши дни сохранились и традиции "живых вертепов". Со времен Франциска Ассизского в больших городах и маленьких деревушках прихожане церквей, монахи, местные жители или профессиональные актеры разыгрывали небольшие сценки или представления на евангелтскую тематику в период с Рождества и до Богоявления.

Живые вертепы можно увидеть по всей Италии. Самый крупный в мире во Фрасасси. Несколько лет назад в его сценах участвовали 160 человек.

С 1336 года рождествественское действо разыгрывают в Милане. Служители церкви Санта-Мария-делле-Грацие на лошадях следуют от одной церкви к другой, изображая волхвов, и приносят дары и подарки к импровизированному месту рождения Иисуса. С 1972 года возобновилась традиция живых вертепов в Греччо.

Все сцены и диалоги взяты из текстов Томмазо да Челлано, который занимался изучением биографии Святого Франческо. Здесь представляют шесть живых картин, живых сцен — получается великолепный исторический спектакль. Невозможно рассказать о всех вертепах в итальянских городах.

В каждом из них — свои традиции, свои изюминки. Римская выставка — вертепы из сахара, пробок и кукурузных листьев... Два года назад накануне Рождества в Риме на площади Народа Piazza del Popolo проходила международная выставка "100 вертепов".

Там можно было увидеть вертеп, сделанный из 890 пробок, вертепы из сахара, кукурузных листьев, гипса, зубочисток, ткани, риса, сухого хлеба и даже страусиного яйца. В экспозиции представлены вертепы, выполненные из традиционных материалов профессиональными художниками из 14 регионов Италии и 16 зарубежных стран.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий