Какой части ораторского выступления характерны следующие приемы обращение обзор главных моментов

Приемы обращения, обзора главных моментов, парадоксальности ситуации, юмористического замечания характерны для следующих частей ораторского выступления. Баллов: 1,00 из 1,00. 9. Основные этапы разработки ораторской речи. как искусство слова. 9. Основные этапы разработки ораторской речи. как искусство слова. это передача основных идей и содержания доклада. Проблемы, которые освещает оратор, должны быть актуальными, увлекательными и понятными для аудитории.

12 простых приёмов ораторского искусства, которые из обычной речи делают речь великого оратора

Преувеличение (гипербола). Данный прием ораторского мастерства резонно использовать только в том случае, если вы уверены, что сказанное не будет восприниматься слушателями как выдумка, а также не будет звучать слишком эмоционально, чересчур пафосно. оставить слушателей с правильной эмоцией по окончании выступления. Достичь этого помогут структурные приёмы удержания внимания слушателей для заключения. Как готовится к выступлению. Ораторское искусство – это высокая степень мастерства публичного выступления качественная характеристика ораторской речи искусное владение живым словом. Полезно использовать специальные ораторские приемы, которые направлены на улучшение восприятия информации слушателями. Приемов ораторской речи существует очень много. В данном уроке описаны основные и наиболее популярные из них. Стилистика ораторской речи должна учитывать ситуацию, вид риторического выступления и характер публики. Стиль должен быть уместным и не вызывать недоумения у аудитории. Ораторские приемы. Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. В главной части излагается основной материал, доказываются выдвинутые положения, слушатели подводятся к необходимым выводам.

Вопросы и ответы из теста по Риторике -

Третье занятие серии посвящено структуре публичного выступления. Традиционно структура выступления делится на три блока: вступление, основная часть и заключение. Если же выступление по какой-то причине получилось неуверенным и запутанным, оратору необходимо сохранять настойчивость, собрать свои мысли и вновь кратко повторить главные идеи и основной вывод выступления. оставить слушателей с правильной эмоцией по окончании выступления. Достичь этого помогут структурные приёмы удержания внимания слушателей для заключения. Границы актов – перемена установок оратора. Последовательность микрожанров выступления, связь его составных частей, приём построения текста – композиция речи. Композиция представляет собой форму, в которой текст доносится до слушателя.

Вступление

Начать вступление можно с интересного примера подходят, в том числе, и примеры из жизни. Эффективно использовать во вступлении средства выразительности тропы и фигуры. Уместно прибегать к прецедентным текстам пословицам, поговоркам, крылатым выражениям , т. Иногда с целью привлечения внимания, создания доброжелательной атмосферы ораторы прибегают к юмористическим замечаниям, шуткам.

Привлекает внимание и необычно построенные синтаксические конструкции риторический вопрос, вопросно-ответный ход, инверсия. Цитаты эффективны как для вступления, так и для основной части. Их роль значима и в плане аргументации своих суждений, и в плане эстетического оформления речи, удачно подобранные цитаты способствуют активизации умственной деятельности аудитории.

Для привлечения внимания успешно могут быть использованы вопросы к аудитории, сравнения. Практика показывает, что побуждение слушателей к активной мыслительной деятельности через прямые вопросы и развёрнутые сравнения способствует пробуждению и поддержке интереса. Эффективны и уместные паузы.

Каждая тема требует своего начала, здесь следует избегать штампов и тривиальности. При работе над началом речи важно учитывать состав аудитории и степень её подготовленности. Начало речи — это тот момент, когда весьма важно для дальнейшего общения установить эмоциональный и интеллектуальный контакт с аудиторией.

Произнося вступительное слово, рекомендуется установить визуальный контакт с аудиторией. Поговорим о видах вступления. Волков указывает на то, что обычно в риторике выделяются три рода вступлений: обычное, с ораторской предосторожностью и внезапное ex abruptо [Волков 2001: 171-173].

Филиппов и Н. Романова помимо указанных А. Волковым выделяют ещё такие виды вступлений, как тонкий подход и полемическое вступление [Филлипов, Романова 2002: 42-43].

Прямое начало — вид вступления, при котором оратор готовит слушателей к дальнейшей речи, обращаясь к ним прямо и непосредственно, добиваясь при этом их внимания, расположения, сочувствия, эмоционального отклика. Весьма признателен за приглашение на столь представительную конференцию, собравшую политиков, военных, предпринимателей, экспертов из более чем 40 стран мира. Формат конференции даёт мне возможность избежать «излишнего политеса» и необходимости говорить округлыми, приятными, но пустыми дипломатическими штампами.

Заключение и его задачи Задачи: 1 дать возможность слушателям припомнить, о чем и что оратор говорил. Здесь надо еще раз сказать главную мысль, причем с усилением. Заключение должно завершиться бодро, оптимистично. Оно должно быть подготовлено всем предыдущим изложением, в его частях не должно быть противоречий. Заключение и концовка могут иметь различную структуру. Форма заключения зависит от цели речи. Понятие спора, виды спора в зависимости от цели Под спором понимается всякое столкновение мнений, разногласия в точках зрения по какому либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту. В русском языке есть и другие слова для обозначения данного явления: диспут, дискуссия, полемика, дебаты, прения. Довольно часто они употребляются как синонимы к слову спор.

Сор из-за выяснения истины; спор для убеждения кого-либо; спор для победы; спор ради спора. Виды спора:.

Никогда не удавалось сразу найти необходимые фразы. Бродишь будто наощупь, с завязанными глазами, тыкаешься в одно, в другое, пока вдруг не натолкнешься на то, что нужно. Мучительнейшее время. Начальные фразы должны дать жизнь вещи. Это как первый вздох ребенка.

А до первого вздоха — муки темноты, немоты. В начальных фразах ищу музыкальный строй вещи. Следует иметь в виду, что каждая тема требует своего, особого начала. При этом необходимо учитывать и состав аудитории, и степень ее подготовленности. Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Народная мудрость утверждает: «Конец венчает дело». Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь. Этого не следует делать.

Каким же должно быть заключение? По мнению , конец речи должен закруглить ее, т. Он приводит пример, как можно было бы закончить речь о Ломоносове: Итак, мы видели Ломоносова мальчиком-рыбаком и академиком. Где причина такой чудесной судьбы? Причина — только в жажде знаний, в богатырском труде и умноженном таланте, отпущенном ему природой. Все это вознесло бедного сына рыбака и прославило его имя. Мы уже говорили, что в процессе восприятия ораторской речи действует «закон края» и лучше запоминается то, что дается в начале и конце сообщения. Продумывая заключение, особенно тщательно поработайте над последними словами выступления.

Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевлять их, призывать к активной деятельности. Если речь заканчивается лозунгом, призывом, то слова лозунга произносятся высоким тоном, эмоционально. Хорошо продуманное вступление и необычное заключение еще не обеспечивают успеха выступления. Бывает, что оратор оригинально начал свое выступление, заинтересовал слушателей, но постепенно их внимание ослабевает, а затем и пропадает. Федин, определяя сущность композиции художественного произведения, подчеркивал: «Композиция есть логика развития темы». Другое правило в расположении мыслей, по его мнению, состоит в том, чтобы все они были подчинены одной главной: Во всяком сочинении есть известная царствующая мысль, к сей-то мысли должно все относиться. Каждое понятие, каждое слово, каждая буква должны идти к сему концу, иначе они будут введены без причины, они будут излишни, а все излишнее несносно... Этого требует еще один принцип построения публичной речи, названный в методической литературе принципом экономии.

Риторика беседы и делового общения. Беседа так толкуется в словаре : «Беседа взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей на словах». Явление беседы, разговора многолико, разнообразно и активнейшее изучается неориторией и современной лингвистикой. И мы уже обсуждали в сентябре основные понятия дискурс , законы, коммуникативные стратегии и стили… Теперь остановимся конкретнее на видах беседы и соответствующих им правилам. Сперва зададимся вопросом: в каких беседах мы с вами участвуем или, вероятно, будем делать это настолько часто, что нам полезно было бы узнать, как лучше себя вести при этом? Попробуем выделить типы таких важных для нас «разговоров» с окружающими. Вероятно, мы не ошибёмся, если предположим, что на первое место вы поставите беседу с друзьями. Затем назовете беседу… с родителями.

Потом вспомните о том, что возникают трудности, когда нужно начать и вести разговор с незнакомым человеком. Время от времени каждый из вас беседует… с преподавателями; иногда — и с незнакомыми людьми — по делу во взрослой жизни частота, важность и продолжительность таких бесед заметно возрастает. Наконец, бывает, что вас приглашают к общему столу в разноликой компании по торжественному случаю или вы участвуете в застолье в компании ровесников. Вот тот круг ситуаций, который приблизительно очерчивает ваши потребности в области риторики беседы. Перечисленные нами ситуации беседы можно объединить в несколько типов: 1 Непринужденная беседа с близкими или хорошо знакомыми людьми. К ней близка — «беседа-игра», или «светская» беседа. У нас в XXI веке подрастеряна, обмелела культура беседы. Поэтому уместно поначалу обсудить эталоны, образцы, обратиться к знаменитым мастерам искусства беседы.

Тем более, что русская культура светской и дружественной беседы впитала в себя традиции французской couqerie козери и английского small talk, table-talk. Афористичность, изящество, легкость составляющие блеск французского красноречия; великолепие отточенного мастерства парадокса, теплота юмора, тонкость намека — лучшие черты красноречия английского, - а вместе с ними — глубина и свобода, , точность и смысловая ёмкость, неисчерпаемое богатство и образность, красочность и блёсткость русского слова — все это образовало тот уникальный сплав, которым некогда отличалась речь культурного русского собеседника чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно прочитать «Table - talk» Пушкина.

Форма проведения зачета: устная ответы на вопросы , письменная тестирование. Преподавателю предоставляется право аттестовать студентов без итогового опроса при условии активного участия их в семинарских занятиях. Итоговый тест по курсу «Риторика» 1. В каком из древних государств риторика считалась царицей всех наук?

Вопросы и ответы из теста по Риторике -

Об этом и пойдет речь в ближайших выпусках рассылки. Сегодня мы познакомимся с самым простым и универсальным способом построения выступления. Он не требует особой подготовки — а значит, хорош, если вас застали врасплох. Он весьма эффективен для выступления с рассказом, презентацией, интересной историей — и если вы не профессиональный оратор, это, пожалуй, большая часть ваших речей. Его очень легко запомнить и ему практически не нужно учиться. Ваше выступление будет состоять из трех частей. Все как в школьных сочинениях — вступление, основная часть, заключение. В первой части — расскажите зрителям, о чем вы им будете сейчас рассказывать. Во второй части — расскажите им об этом.

Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, явлений или состояний, имеющих общий признак: 134. Под композицией в риторике понимается: В этих типах речевых сообщений используется кодифицированная речь б телефонный разговор в разговор в семье 136 Определение речевого жанра как «относительно устойчивой и нормативной формы высказывания, в которой каждое высказывание подчиняется законам целостной композиции и типам связи между предложениями-высказываниями» принадлежит а В. В следующем фрагменте речи: «И вы называете это законом? Нет, нет!

Структура межполовых отношений Даже самые примитивные народы живут в условиях культуры, отличной от первичной, во временном отношении такой же старой, как и наша, и также соответствующей более поздней, Редкий начинающий оратор уделяет достаточно внимания правилам ораторского мастерства, построения речи и ее структуре. А ведь ораторская речь способна повлиять на поведение слушателя. Только контролируя множество самых разных вещей голос, жесты, взгляды, отсутствие слов-паразитов , можно в достаточной степени овладеть ораторским искусством. Без этого довольно сложно привлекать и постоянно удерживать внимание аудитории, воздействуя на ее эмоции. Проблема в том, что неопытный оратор сбивается с правильной последовательностью изложения, нарушая, таким образом, структуру выступления, а значит, рассчитывать на ожидаемый эффект от выступления ему не приходится. Даже школьное сочинение, которое приходилось писать каждому, содержало вступление, основную часть и заключение. Так нас всех учили в школе. По законам композиции построено и ораторское выступление, чтобы его можно было назвать убедительным, и оно оказывало влияние на аудиторию. Потребности выступающего изменить поведение слушателя могут быть связаны с необходимостью убедить голосовать за конкретного депутата, склонить к определенному решению в коммерческих целях, побудить к конкретным действиям. Даже обычное обучение языку заключается в том, чтобы каждого члена общества научить облекать всякую информацию в определенную речевую форму. Структура и правила построения речи оратора Итак, сначала обобщим сказанное. Ораторская речь — воздействующее, убеждающее выступление профессионала оратора , обращенное к группе слушателей, произносимое и имеющее целью изменить взгляды, настроение, поведение аудитории, даже ее убеждения. Правила построения ораторской речи продиктованы, как раз, необходимостью полного достижения целей, стоящих перед выступлением. Всякий, кому предстоит выступить перед аудиторией, заинтересован в том, чтобы речь его была уверенной и весомой, чтобы внимание и расположение аудитории было завоевано непременно. Поможет в этом знание правил ораторского искусства. Логические законы построения выступления Логические законы, их несколько, и учитывать их необходимо: Закон тождества. Он предполагает, что мысль о некотором предмете или событии в словах выступающего должна иметь определенное неизменное содержание, независимо от того, как часто ему приходится возвращаться к ней и в какой форме. Закон непротиворечия. Противоречивые суждения одновременно быть истинными не могут. Закон исключенного третьего. В случае, когда некое положение в речи сначала сформулировано в форме высказывания, а затем отрицается, то очевидным становится, что из этих высказываний какое-то — верно, а другое — ложно. Закон достаточного основания. Оратор может высказать любую мысль, но ему придется ее достаточно обосновать. Логика в любом выступлении — всего лишь составная часть целой системы приемов — возможно, вы слышали о ней, как о системе аргументации. А она, в свою очередь, в себя включает: способы, какими обосновываются убеждения или опровергаются; зависимость их от аудитории и вопроса, что обсуждается; отличия в обоснованиях, относящихся к разным сферам мышления и деятельности. Выразительность речи Хорошая, воздействующая на умы и сердца слушателей речь, должна выдерживаться в конкретной стилевой манере от начала и до самого конца. Знания одних только правил ораторской речи недостаточно. Увеличить выразительность речи и ее воздействующую силу можно, используя всевозможные изобразительно-выразительные средства: метафора — перенос наименования на основе сходства; эпитет — образное определение в форме прилагательного; олицетворение — метафорический перенос, при котором явление или событие уподобляют живому существу; гипербола — усиление интенсивности; сравнение — сопоставление одного события, лица, предмета с другим на основе общего признака; антитеза — противопоставление; подхват — повторение слов с конца конструкции в начале новой конструкции; градация — слова в интонационно-синтаксическом ряду, увеличивающие постепенно смыслы, нужные автору; каламбур — игра слов; риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа; вопросо-ответное единство — изложение текста в форме диалога с собой; многосоюзие — многократное повторение союза; синтаксический параллелизм — выражения, стоящие рядом, имеющие тождественное синтаксическое строение. Полезные советы опытных ораторов Не желаете учиться на своих же ошибках, — совсем не будет лишним помнить рекомендации знающих людей, когда идет работа над ораторской речью. Основные правила построения ораторской речи, вкупе с нижеперечисленными полезными советами, помогут сделать речь живой, убедительной, интересной и содержательной. Очевидно, что в ходе подготовки к встрече с аудиторией оратор должен позаботиться, чтобы тема, которую он собирается поднять, была тщательно и содержательно проработана, хорошо обеспечена информационно. Мало того, ему придется сначала заинтересовать своего слушателя, а потом постоянно поддерживать установленный контакт с аудиторией. И без знания основных правил ораторского искусства тут не обойтись. Говорящему недопустимо нарушить нормы этики, принятые для разговорного поведения в данном конкретном коллективе. Но ничто не мешает ему использовать в своем обращении к слушателю любые средства выражения, чтобы усилить влияние на слушателей, гораздо точнее и ярче выразить свою мысль и собственное отношение к обсуждаемой проблеме. Классическая структура речи состоит из: вступления, доказательства и заключения. У каждой из этих частей - свои функции. У вступления - привлечь внимание публики, дать аудитории почувствовать всю серьезность, важность и сенсационность дальнейшего изложения. У доказательства - обосновать идеи, сжато высказанные во вступлении, подогнать под них факты, статистические данные, логические построения и хорошо проработанные эмоционально насыщенные фразы. У заключения — закрепить в сознание слушателей основные уже высказанные идеи оратора, подвести итог выступлению, оставить в сознании аудитории нужное впечатление. Теперь поговорим конкретно о частях нашей публичной речи, что они из себя представляют. Самое распространенное.

Зато мы все знаем, как выглядит поезд, и примерно представляем себе длину окружности Земли, а значит, знаем, что это - очень много нефти. Такое сравнение, использованное оратором, помогает слушателям вообразить числовые данные и мысленно соотнести их со знакомыми им величинами, сделать абстрактные цифры осязаемыми. Кроме обычного сравнения существуют также его отдельные формы, такие как образ и метафора. В отличие от привычного сопоставления двух вещей в речи, эти ораторские приемы имеют творческий оттенок. Как правило, образы не создаются нами искусственно. Они приходят, когда мы наблюдаем за окружающим миром и строим ассоциации. Если же вы хотите украсить свою речь образами, но испытываете определенные трудности в продуцировании нужной образности, рекомендуем вам ознакомиться со специальным уроком на нашем сайте, направленным на развитие ассоциативного мышления , а также потренироваться разгадывать друдлы. В отдельных случаях для создания образов и аналогий можно прибегать даже к небольшим рассказам, если вам, конечно, позволяет время выступления. Однако не стоит затягивать момент иллюстрации, важно создать меткий и яркий образ, который останется в памяти людей, не перегружая их внимание абстрактными рассуждениями. Схожим приемом сравнения, в основании которого лежит отношение части к целому, является синекдоха переименование. Это способ выражения мыслей, при котором слово употребляется в переносном значении, а именно — понятие известного предмета или группы предметов заменяется понятием, обозначающим часть названного предмета или единичный предмет. Например, когда мы слышим фразу «У Белого дома и у Кремля разные мнения», мы понимаем, что речь идет не об архитектурных сооружениях, а о представителях определенных политических сил США и России, которые не сошлись во мнениях по какому-то вопросу. Синекдоха дает оратору возможность коротко и выразительно донести свою мысль до слушателей, оставив в их памяти определенный образ сказанного. Повтор В одном из уроков по развитию памяти на нашем сайте, есть целый раздел, посвященный повторению, потому что повторение — это важнейший принцип запоминания информации. В ораторском мастерстве используется повтор, который глубже закрепляет в сознании аудитории основную мысль выступления, повышает убедительность речи оратора, вызывает у слушателей воспоминание, помогает правильно организовать речь, представить новую информацию как уже знакомую. Так что если вы хотите, чтобы ваши слушатели хорошо запомнили необходимую информацию, повторяйте ее и получите нужный эффект. Однако следует учитывать, что обыкновенное дословное повторение материала эффективно только в определенных обстоятельствах, в большинстве случаев повторы становятся действенным приемом оратора исключительно при умелом их оформлении в речи. Этот вид используется достаточно редко: только при дословном цитировании, или для намеренного акцента на конкретной фразе, особенно на восклицании. Кроме того, как в прозаической, так и в поэтической речи часто используется прием, близкий к дословному повтору, анафора. Суть анафоры заключается в повторении сходных звуков, слов или групп слов в начале отдельных фраз. Анафора также играет большую роль в формировании четкого устоявшегося образа высказанной идеи в сознании слушателей. Чаще для повторения важных мыслей в ораторской речи используется варьируемый повтор, то есть возвращение к уже сказанному ранее в ином словесном оформлении, выражение одной и той же мысли другими словами. Смысловое содержание повтора в этом случае будет преподноситься слушателям с разными оттенками, что сделает идею более яркой и выразительной. Если выражение мысли, выбранное вами первоначально, не кажется вам достаточно убедительным, к нему стоит вернуться по ходу выступления и дополнить его, пояснить. Однако лучше не злоупотреблять этим приемом, так как излишне часто повторяемые ваши слова и идеи могут показаться слушателям навязчивыми, утомительными вспомните знаменитое шутливое стихотворение « Дом, который построил Джек » в переводе Самуила Маршака или песню Александра Пушного «Ночной дозор» с бесконечным количеством расширенных повторов. Постарайтесь использовать больше емких и кратких образов вместо частых повторений с подробными разъяснениями. Однако весь арсенал этими приемами не исчерпывается.

Вопросы и ответы из теста по Риторике -

8 обязательных элементов в выступлении выдающегося оратора Пришла пора глубже разобраться в еще одном из трех китов ораторского мастерства, а именно – в содержании речи.
Тесты по риторике 3 Вкаком из древних государств риторика считалась царицей всех наук? Учёным выделены три основные части подготовки письменной речи: изобретение (подго-товка), расположение (композиция) и украшение (ораторские приёмы).
Композиция речи: начало, развертывание и завершение Задание 2. Вопрос 1. Назовите автора «Трех трактатов об ораторском искусстве».
Риторическое построение речи: с чего начать Под вступлением понимается та часть речи, которая предшествует раскрытию основного содержания. Роль вступления в ораторской речи значительно повышается, несет психологическую нагрузку. Во вступлении оратор стремится достичь следующих целей.
12 простых приёмов ораторского искусства Существуют устойчивые, типовые приемы речевой разработки текста выступлений. Совокупность этих приемов можно изложить в виде набора следующих рекомендаций: к выступлению обязательно нужно подготовиться.

«Риторический канон»

Повторы могут быть дословными, варьируемыми, расширенными и частичными. Дословные повторы применяются относительно редко — в основном для цитирования и акцентирования внимания на какой-либо фразе. Чаще встречаются варьируемые повторы, когда сказанное ранее повторяется другими словами, а также расширенные — когда при повторении мысль развивается. Противоположность расширенного повтора — частичный повтор, или обобщение, позволяющий подытожить сказанное ранее. Очень часто в результате использования не дословных повторов психологически кажется, что оратор смог в подтверждение своего тезиса привести несколько аргументов хотя с логической точки зрения — аргумент был один:.

Риторический вопрос Риторический вопрос — это вопрос, ответ на который известен заранее или же дается самим спросившим. Использовать данный оборот следует только тогда, когда аудитория полностью разделяет мнение выступающего, иначе эффект будет лишь негативным. Помимо риторического вопроса, также существует риторическое восклицание и риторическое обращение. Существуют и так называемые цепляющие вопросы, когда оратор задает какой-нибудь вопрос аудитории или конкретному слушателю и затем ждет — ответят ему или нет.

Здесь важно не давить на слушателей, не обижаться на то, что, по мнению оратора, слушатели какие-то не активные. Ответят на вопрос — хорошо. Не ответят — ничего страшного к такому варианту развития событий оратор готов и не испытывает каких-либо недобрых чувств или эмоций к своим слушателям. В этом случае оратор сам на него спокойно, без тени смущения отвечает.

Так завязывается общение со слушателями, которое намного лучше, чем простое озвучивание текста выступления. Аллегория Представляет собой выражение отвлеченного понятия через конкретный образ. Например, в животном эпосе ягненок служит олицетворением кротости, муравей — трудолюбия, осел — упрямства и т. В риторике аллегория — это довольно сложный прием, требующий от оратора мастерства и хорошей подготовки.

Призыв — это весьма распространенный риторический прием, заключающийся в обращении к аудитории с воззванием к чему-либо. Призыв хорошо работает в том случае, если слушатели положительно относятся к личности оратора и его идеям, однако использовать такой прием слишком часто не рекомендуется. Облик руководителя компании, его лидерские качества и навыки продажи определяют успех предприятия. Собрав необходимый материал и поняв, о чем вы хотите говорить в публичном выступлении, а также составив план, можно переходить к содержательному оформлению речи.

Для этого полезно использовать , которые направлены на улучшение восприятия информации слушателями. Приемов ораторской речи существует очень много. В данном уроке описаны основные и наиболее популярные из них. Кроме того, здесь вы найдете примеры и рекомендации к применению этих приемов для развития вашего ораторского мастерства.

Еще Аристотель замечал, что оратор вещает не истину, а защищает и обосновывает свою позицию, а также мотивирует людей. Это доказывает, что само содержание речи и ее смысл не будут раскрыты полностью без учета особенностей зрительского восприятия. Чтобы , сделать ее более понятной и хорошо организованной, используйте следующие приемы и правила риторики. Пример, подобность и сравнение Сравнение, наверное, является основным, самым базовым.

Важнейшее правило риторики гласит, что все абстрактное необходимо представлять наглядно с помощью сравнений и примеров, образов или даже коротких рассказов-иллюстраций, включаемых в речь. Такой прием звучит особенно выигрышно в тех случаях, когда вы хотите донести до слушателя числовую информацию. Например, всем известный Михаил Ходорковский, комментируя обвинительный приговор суда, в котором говорилось, что он украл 347 млн. Обычному человеку сложно себе представить, сколько это 347 миллионов тонн нефти.

Зато мы все знаем, как выглядит поезд, и примерно представляем себе длину окружности Земли, а значит, знаем, что это - очень много нефти. Такое сравнение, использованное оратором, помогает слушателям вообразить числовые данные и мысленно соотнести их со знакомыми им величинами, сделать абстрактные цифры осязаемыми. В отдельных случаях для создания образов и аналогий можно прибегать даже к небольшим рассказам, если вам, конечно, позволяет время выступления. Однако не стоит затягивать момент иллюстрации, важно создать меткий и яркий образ, который останется в памяти людей, не перегружая их внимание абстрактными рассуждениями.

Схожим приемом сравнения, в основании которого лежит отношение части к целому, является синекдоха переименование. Это способ выражения мыслей, при котором слово употребляется в переносном значении, а именно — понятие известного предмета или группы предметов заменяется понятием, обозначающим часть названного предмета или единичный предмет. Например, когда мы слышим фразу «У Белого дома и у Кремля разные мнения», мы понимаем, что речь идет не об архитектурных сооружениях, а о представителях определенных политических сил США и России, которые не сошлись во мнениях по какому-то вопросу. Синекдоха дает оратору возможность коротко и выразительно донести свою мысль до слушателей, оставив в их памяти определенный образ сказанного.

Повтор Призыв также является распространенным ораторским приемом и заключается в обращении к слушателям напрямую с воззванием к какому-либо действию. Использования призыва в выступлении оправданно, если вы хотите, чтобы слушатели смогли у себя в голове создать яркий образ вашей идеи с их непосредственным участием в ее реализации. Этим ораторским приемом стоит пользоваться осторожно и не слишком часто. Прием обязательно сработает в аудитории, где публика достаточно благосклонна и внимательна к оратору.

Мы, например, призываем вас, наших читателей, которые тратят по несколько часов в день на работу за компьютером, попробовать, хотя бы 20 минут ежедневно уделять саморазвитию, изучая материалы на сайте , и тогда уже через месяц вы сможете почувствовать прогресс. Перекрещивание хиазм - это прием, помогающий емко и красиво выразить вашу мысль крестообразным изменением последовательности элементов в двух параллельных рядах слов. Наверное, самый знаменитый хиазм был сказан Джоном Ф. Кеннеди на инаугурации: «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, — спроси себя, что ты можешь сделать для страны».

Также известен хиазм в стихотворении Лермонтова «Одиночество»: Делить веселье — все готовы: Никто не хочет грусть делить. Перекрещивание повышает убедительность и выразительность вашей речи. Именно хиазмы часто используют в качестве цитат высказываний знаменитых ораторов. Цепь - часто применяемое средство удержания внимания слушателей.

В речевой цепи полный смысл первого звена идеи становится ясным и законченным только в связи с другими звеньями, вплоть до последнего звена в цепи. Приведем в пример один очень интересный тост, который построен на данном приеме: «Я хочу, чтобы ты умер… Чтобы ты умер в 100 лет… Чтобы ты умер в 100 лет от руки ревнивца… И чтобы твоя смерть была заслуженной». Такой прием цепи позволяет оратору не только в течение всего выступления оставаться источником неподдельного внимания аудитории, но и при помощи эффекта неожиданности, заключенного в конечных звеньях последовательности, оставить у слушателей неизгладимое впечатление от сказанного. Антитеза противопоставление - это стилистическая фигура контраста, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Иногда, чтобы усилить восприятие свойства какого-то предмета или явления, достаточно привести какой-то контрастный, полярный пример, такой как «Для одних людей саморазвитие ничто, а для других - все». Использование этого риторического приема оправдано, если у вас достаточно искушенные слушатели, которые, несомненно, смогут понять, на что вы намекаете. Также намек удобно применять, если вы по тем или иным причинам не можете или не хотите напрямую выразить свою мысль.

Подготовка докладов или рефератов. На примере первой речи Цицерона против Катилины.

В то же время он представляет существенные трудности для студента, определяющиеся рядом факторов, главными из которых являются: 1 отсутствие курса риторики в большинстве школьных программ; 2 сложность овладения этапами подготовки устного выступления; 3 излишняя скованность в ситуации непосредственного общения со слушателями; 4 неумение отвечать на вопросы и вести дискуссию, 5 отсутствие опыта анализа риторических текстов. Преподаватель должен помочь студентам овладеть умением выступать публично, для этого познакомить с основными требованиями, предъявляемыми к устному публичному выступлению, познакомить с текстами речей, считающимися в риторике образцовыми. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций Текущий контроль предназначен для проверки достижения студентом отдельных учебных целей и выполнения части учебных задач программы учебной дисциплины.

Техника произнесения речи Звучание речи, которую хочется слушать, зависит от таких составляющих: Дыхание. Темп должен быть размеренным, при этом вдох короче выдоха. Вдыхайте не «до упора», чтобы была возможность довздохнуть. То же самое и с выдохом. Совершенствованию речи способствуют специальные упражнения. Например, развитие навыка дышать нижней частью легких обеспечит силу вашему голосу и плавность речи.

Управляя своим голосом, оратор влияет на восприятие публикой того, что говорит. Если ваш голос тихий от природы, можно сделать его громче. Для этого читайте выразительно вслух, считайте на выдохе до десяти, постепенно увеличивая громкость голоса. Говорить понятно, четко выговаривая звуки, помогут скороговорки, если не лениться и не забывать загружать ими свой артикуляционный аппарат. Надо постараться излагать мысли в среднем темпе, не частить словами и не растягивать их. Так как здесь важную роль играет темперамент и внутреннее состояние человека на момент выступления, то важно успокоиться и настроиться на плодотворный диалог с залом. С ее помощью ваша речь запомнится слушателю, потому что будет живой. Тренируйтесь, как в школе, читать вслух с выражением художественные произведения. Подготовка к выступлению На этом этапе готовится текст речи.

Каким должно быть правильно составленное публичное выступление, мы уже знаем. Чтобы не читать по написанному, следует прежде всего выучить текст, а для встречи со слушателями составить план и основные тезисы. Чтобы быть готовым к импровизации, необходимо иметь развитое логическое и образное мышление, владеть богатым словарным запасом и широким кругозором. Читайте разную литературу, будьте в курсе общественных событий. Для поддержания должного настроя у публики, запаситесь некоторым количеством интересных фактов, легких шуток, занимательных коротких рассказов. Чтобы вас не застала врасплох техническая сторона вашего выступления, будьте в курсе организационных вопросов: зал, аудиоаппаратура, видеоматериалы. Не забудьте, что «по одежке встречают». Позаботьтесь о том, чтобы выглядеть достойно и соответствовать моменту. Взаимодействие с аудиторией Хороший оратор умеет с первых минут встречи со слушателями понравиться им своим внешним видом, доброжелательной манерой общения.

Такими качествами, как честность, открытость, вежливость, выступающий завоевывает доверие слушателя. Он чувствует аудиторию, предугадывает ее реакции, управляет ходом своего выступления и виртуозно достигает его цели. Советы начинающему оратору Здесь мы ответим на самые часто возникающие вопросы. Как научиться выступать перед публикой? Только многократно выступая, можно наработать опыт публичных выступлений. На работе, дома, встречах с друзьями, участвуя в различных мероприятиях надо стараться развивать этот навык. Для этого понадобится расширять свой кругозор, чтобы было, что рассказывать; тренировать память, чтобы запоминать необычные факты, сюжеты. Как интересно подать информацию? Учиться владеть ораторскими инструментами.

Мимика, жесты, язык телодвижений, интонация, тембр голоса вызовут неподдельный интерес у слушателей. Создайте видеоролик со своим выступлением. Оцените его уровень. Похвалите себя. Как преодолеть страх перед аудиторией? Такое необходимое для этого качество, как уверенность в себе, приобретается с ораторским опытом. Легкое волнение может даже помочь вам сделать речь запоминающейся и воодушевить зал. Развивайте в себе лидерские качества, настраивайтесь на позитивное общение со слушателем. Это поможет преодолеть возникающее на первых порах сильное волнение.

Ораторское искусство для детей Сегодня риторика, как научная дисциплина об ораторском искусстве, востребована и для гармоничного развития детей. Она развивает личностные качества ребенка, учит умению общаться, грамотно и уверенно выражать свои мысли, вести диалог, используя интонацию и мимику, приобретать первые навыки публичных выступлений. Задачами преподавания риторики являются: Заниматься с детьми можно и дома: работать над техникой речи, проговаривая скороговорки; учиться вежливому общению; много читать и разговаривать на разные темы, чтобы увеличивать словарный запас; организовывать театрализованные представления для развития актерских навыков; разучивать и читать стихи с выражением; тренироваться выступать перед близкими и друзьями. Эти занятия помогут вашему ребенку стать увереннее и не стесняться на публичных мероприятиях, научат устанавливать контакты с людьми, раскроют творческий потенциал. Сила слова Успех овладения ораторским мастерством обеспечит труд. Над постановкой голоса, содержательностью речи, личностными качествами. Пробуйте себя, осваивайте новые навыки для того, чтобы осуществить задуманное, совершенствуйтесь. Помните, слово — это посыл. Неся в себе энергию автора, оно имеет большую силу.

Зажигайте в своих слушателях любознательность. Мотивируйте их на благие поступки. Это процесс, при котором умелый оратор передает людям сообщение, необходимое для убеждения общественности в каком-либо аспекте, изменения определенной точки зрения или побуждения к конкретному действию. Структура убеждающей речи всегда подразумевает соблюдение нескольких простых, но важных принципов: конкретика, ориентировка на слушателя, наличие доказательств, контроль реакции людей, мотивация, открытость. Принцип 1. Выражаем мысли конкретно и четко Слушатели должны понимать, чего именно вы от них хотите. Простым языком, вы должны декларировать свою точку зрения. Задайте себе вопрос: чего вы хотите от слушателей? Какой эффект должна произвести ваша речь?

Что должны сделать люди, над чем задуматься, какие свои мысли в результате убеждения поменять? Не стоит говорить много лишних слов. Убеждающая речь не должна содержать косвенных фраз или предложений, не относящихся к делу.

Противоречивые суждения одновременно быть истинными не могут. Закон исключенного третьего. В случае, когда некое положение в речи сначала сформулировано в форме высказывания, а затем отрицается, то очевидным становится, что из этих высказываний какое-то — верно, а другое — ложно. Закон достаточного основания. Оратор может высказать любую мысль, но ему придется ее достаточно обосновать.

Логика в любом выступлении — всего лишь составная часть целой системы приемов — возможно, вы слышали о ней, как о системе аргументации. А она, в свою очередь, в себя включает: способы, какими обосновываются убеждения или опровергаются; зависимость их от аудитории и вопроса, что обсуждается; отличия в обоснованиях, относящихся к разным сферам мышления и деятельности. Выразительность речи Хорошая, воздействующая на умы и сердца слушателей речь, должна выдерживаться в конкретной стилевой манере от начала и до самого конца. Знания одних только правил ораторской речи недостаточно. Увеличить выразительность речи и ее воздействующую силу можно, используя всевозможные изобразительно-выразительные средства: метафора — перенос наименования на основе сходства; эпитет — образное определение в форме прилагательного; олицетворение — метафорический перенос, при котором явление или событие уподобляют живому существу; гипербола — усиление интенсивности; сравнение — сопоставление одного события, лица, предмета с другим на основе общего признака; антитеза — противопоставление; подхват — повторение слов с конца конструкции в начале новой конструкции; градация — слова в интонационно-синтаксическом ряду, увеличивающие постепенно смыслы, нужные автору; каламбур — игра слов; риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа; вопросо-ответное единство — изложение текста в форме диалога с собой; многосоюзие — многократное повторение союза; синтаксический параллелизм — выражения, стоящие рядом, имеющие тождественное синтаксическое строение. Полезные советы опытных ораторов Не желаете учиться на своих же ошибках, — совсем не будет лишним помнить рекомендации знающих людей, когда идет работа над ораторской речью. Основные правила построения ораторской речи, вкупе с нижеперечисленными полезными советами, помогут сделать речь живой, убедительной, интересной и содержательной. Очевидно, что в ходе подготовки к встрече с аудиторией оратор должен позаботиться, чтобы тема, которую он собирается поднять, была тщательно и содержательно проработана, хорошо обеспечена информационно.

Мало того, ему придется сначала заинтересовать своего слушателя, а потом постоянно поддерживать установленный контакт с аудиторией. И без знания основных правил ораторского искусства тут не обойтись. Говорящему недопустимо нарушить нормы этики, принятые для разговорного поведения в данном конкретном коллективе. Но ничто не мешает ему использовать в своем обращении к слушателю любые средства выражения, чтобы усилить влияние на слушателей, гораздо точнее и ярче выразить свою мысль и собственное отношение к обсуждаемой проблеме. Классическая структура речи состоит из: вступления, доказательства и заключения. У каждой из этих частей - свои функции. У вступления - привлечь внимание публики, дать аудитории почувствовать всю серьезность, важность и сенсационность дальнейшего изложения. У доказательства - обосновать идеи, сжато высказанные во вступлении, подогнать под них факты, статистические данные, логические построения и хорошо проработанные эмоционально насыщенные фразы.

У заключения — закрепить в сознание слушателей основные уже высказанные идеи оратора, подвести итог выступлению, оставить в сознании аудитории нужное впечатление. Теперь поговорим конкретно о частях нашей публичной речи, что они из себя представляют. Самое распространенное. В нем сразу же дается главная концепция в доходчивом, но весьма декларативном можно сказать плакатном виде. Опровергает какую-либо мысль, идею или концепцию безальтернативно 3. Не навязывает слушателям, какую-то конкретную позицию, а предлагает вместе исследовать факты или обдумать суть происходящих собы-тий. Но материал подобран так, что уже с самого начала у аудитории возникает определенное и нужное, выступающему, мнение 4. Озадачивает аудиторию.

Сбивает со стандартного, стерео-типного пути мышления и готовит к восприятию чего-то необычного. Строится, как и негативное, как бы в остросюжетном жанре, и слушателя до конца выступления держат в неведенье о позитивном предложении оратора. Самое аморфное, зачастую включающее в себя остальные части выступления или вообще обходящееся без них. По форме похоже на пози-тивное та же декларативность , но в содержании отсутствует оформленный призыв, на него нет даже намека. Опирается на рациональное мышление, подводит аудиторию к правильность идеи 2. Приводится справочный материал, статистические данные, факты. Иногда правильность идеи удобно подтверждать путем ссылки на авторитеты Мысль оратора высказывается императивно. По классической схеме ораторского искусства: 1.

Оратор подводит итог выступлению, объясняя, ради чего оно затеяно. Кратко повторяет основные мысли своей речи. Призывает публику к конкретным действиям по реализации своей идеи. Еще раз на наивысшем эмоциональном накале кратко возможно использовать шутку цитату афоризм излагает главную идею выступления. Структура речи и ее цель должны быть ясны не только оратору, но и слушателям.

Тема 3. Стадии риторической деятельности

Связь выразительности с выдвижением. Изобразительность речи - ее наглядность. Средства усиления изобразительности специальные: сравнения, фигуры и тропы речи, и неспециальные — атрибутизация - развертывание предложения, распространение его прилагательными и наречиями, и гипонимизация — использование слов более частного значения. Воззвание — обращение к чувствам, в котором сосредоточены доводы «к человеку». Заключение — содержит резюме речи, при этом финальная часть заключения - концовка - является мотивацией прекращения речи.

Иван, помощь с обучением 1 день назад Сергей, здравствуйте!

Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения? Иван, помощь с обучением 1 день назад Инна, здравствуйте! Сможете помочь?

И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс. Иван, помощь с обучением 2 дня назад Здравствуйте! Управление соц. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.

Управление производительностью труда- Фаизова Э.

Автомобиль «Запорожец» в Финляндии не продавался, потому что его название оказалось созвучным выражению «свиной хвостик», название машины «Жигули» во французском языке похож на жиголо — сутенер, в арабском означает фальшивый. Поэтому автомобиль в экспортном варианте назвали «Лада». Известный русский ученый Д.

Лихачев писал: «Язык не только лучший показатель культуры, но и воспитатель человека. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности... Если человек точно может назвать ошибку, допущенную им в работе, значит, он определил ее суть». Что же представляет собой язык?

Язык — это система знаков и способов их соединения, он служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявления и является средством общения. С помощью языка мы узнаем мир, определяем свое место в нем.

Содержание и структура защитительной речи 118. Содержание и структура защитительной речи Строгих требований к построению защитительной речи нет. Каждый адвокат строит свою речь, исходя из материалов дела и личных пристрастий. В то же время любая речь содержит следующие части: изложение позиции по делу, Структура речи Структура речи В развитии структуры детской речиотправным пунктом является слово-предложение, выполняющее на ранних стадиях ту функцию, которая в речи взрослых выражается целым предложением: "стул" — значит "посади на стул", "придвинь стул" и т. Харизма — умение убеждать и вести за собой. Удалось ли мне привлечь внимание аудитории? Удалось ли мне удержать внимание аудитории на протяжении всего выступления? Уложился ли 1.

Структура иерархии и набор стадных инстинктов. Структура межполовых отношений 1. Структура межполовых отношений Женщины говорят о любви и молчат о любовниках. Мужчины — наоборот. Марина Цветаева Пока наши предки были еще относительно низкоразвиты, не обладали эффективными 1. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений Даже самые примитивные народы живут в условиях культуры, отличной от первичной, во временном отношении такой же старой, как и наша, и также соответствующей более поздней, Структура политической речи Главная задача оратора Главная задача оратора Главная задача оратора — завладеть вниманием аудитории и его удержать. И чтобы успешно ее осуществить, нужно осознать следующее:? Структура межполовых отношений Даже самые примитивные народы живут в условиях культуры, отличной от первичной, во временном отношении такой же старой, как и наша, и также соответствующей более поздней, Редкий начинающий оратор уделяет достаточно внимания правилам ораторского мастерства, построения речи и ее структуре.

А ведь ораторская речь способна повлиять на поведение слушателя. Только контролируя множество самых разных вещей голос, жесты, взгляды, отсутствие слов-паразитов , можно в достаточной степени овладеть ораторским искусством. Без этого довольно сложно привлекать и постоянно удерживать внимание аудитории, воздействуя на ее эмоции. Проблема в том, что неопытный оратор сбивается с правильной последовательностью изложения, нарушая, таким образом, структуру выступления, а значит, рассчитывать на ожидаемый эффект от выступления ему не приходится. Даже школьное сочинение, которое приходилось писать каждому, содержало вступление, основную часть и заключение. Так нас всех учили в школе. По законам композиции построено и ораторское выступление, чтобы его можно было назвать убедительным, и оно оказывало влияние на аудиторию. Потребности выступающего изменить поведение слушателя могут быть связаны с необходимостью убедить голосовать за конкретного депутата, склонить к определенному решению в коммерческих целях, побудить к конкретным действиям. Даже обычное обучение языку заключается в том, чтобы каждого члена общества научить облекать всякую информацию в определенную речевую форму. Структура и правила построения речи оратора Итак, сначала обобщим сказанное.

Ораторская речь — воздействующее, убеждающее выступление профессионала оратора , обращенное к группе слушателей, произносимое и имеющее целью изменить взгляды, настроение, поведение аудитории, даже ее убеждения. Правила построения ораторской речи продиктованы, как раз, необходимостью полного достижения целей, стоящих перед выступлением. Всякий, кому предстоит выступить перед аудиторией, заинтересован в том, чтобы речь его была уверенной и весомой, чтобы внимание и расположение аудитории было завоевано непременно. Поможет в этом знание правил ораторского искусства. Логические законы построения выступления Логические законы, их несколько, и учитывать их необходимо: Закон тождества. Он предполагает, что мысль о некотором предмете или событии в словах выступающего должна иметь определенное неизменное содержание, независимо от того, как часто ему приходится возвращаться к ней и в какой форме. Закон непротиворечия. Противоречивые суждения одновременно быть истинными не могут. Закон исключенного третьего. В случае, когда некое положение в речи сначала сформулировано в форме высказывания, а затем отрицается, то очевидным становится, что из этих высказываний какое-то — верно, а другое — ложно.

Закон достаточного основания. Оратор может высказать любую мысль, но ему придется ее достаточно обосновать. Логика в любом выступлении — всего лишь составная часть целой системы приемов — возможно, вы слышали о ней, как о системе аргументации. А она, в свою очередь, в себя включает: способы, какими обосновываются убеждения или опровергаются; зависимость их от аудитории и вопроса, что обсуждается; отличия в обоснованиях, относящихся к разным сферам мышления и деятельности.

Результат поиска

проба речи. Кроме первого, подготовительного этапа, следующий этап – это подготовка к конкретному выступлению. Она определяется видом ораторской речи, зависит от темы, целей, состава аудитории. Так как ораторское искусство направлено на мастерство устных выступлений, то любые рекомендации и законы риторики нацелены на устное восприятие речи слушателем. Ваш вопрос звучал следующим образом: Приемы обращения, обзора главных моментов, парадоксальности ситуации, юмористического замечания характерны для следующих частей ораторского выступления. Ораторское искусство неоднородно. В зависимости от содержания, цели и условий высказывания в современной практике публичного выступления выделяют следующие виды красноречия: 1. социально-политическое.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий