Какие требования 9 января 1905 года выдвигали рабочие содержащиеся в петиции

Ещё в 1904 году революционные партии начали продвигать свою идеологию в массы. Состояние советского общества становится неспокойным. За шесть дней до события, то есть 3 января 1905 года рабочие Путиловского завода начинают мятеж. расстрел мирной демонстрации рабочих царскими войсками, но кто спровоцировал это событие, с этом вопросом не все так очевидно. нельзя. Включая и содержащиеся в программах революционных партий положения о 8-часовом рабочем дне, о политических свободах. - Однако в петиции было требование созыва Учредительного собрания.

Глава 5. «Кровавые воскресенья» Условия жизни рабочих и 9 января 1905 года

Все о кровавом воскресенье 9 января 1905 года Петиция написана в стиле церковной проповеди, но содержит современные для того времени социальные и политические требования. Петиция в эмоциональных выражениях описывает тяжёлые условия жизни и труда рабочих.
ЦК ВКПБ - ПЕТИЦИЯ РАБОЧИХ И ЖИТЕЛЕЙ ПЕТЕРБУРГА ДЛЯ ПОДАЧИ НИКОЛАЮ II 9 ЯНВАРЯ ГОДА немедленно. 7) Непременное участие представителей рабочих классов в выработке законопроекта о государственном страховании рабочих - немедленно. () Начало первой русской революции. Январь-март 1905 года.

«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 года

Петиция рабочих и жителей Санкт-Петербурга 9 января 1905 года немедленно. 7) Непременное участие представителей рабочих классов в выработке законопроекта о государственном страховании рабочих - немедленно. () Начало первой русской революции. Январь-март 1905 года.
Кровавое воскресенье кратко Ситуацию усугублял экономический кризис, приводивший к массовому закрытию предприятий и увольнению рабочих, которые вливались в ряды бастующих. В Петрограде в начале января 1905 г. забастовка охватила около 150 тыс. человек, став, фактически, всеобщей.
Кровавое воскресенье 9 января года 22 января (9 января по старому стилю) 1905 года в Санкт-Петербурге состоялось многотысячное шествие рабочих к Зимнему дворцу. Его возглавил уроженец Полтавской губернии священник Георгий Гапон.
Кровавое воскресенье кратко Петиция рабочих и жителей Санкт-Петербурга для подачи царю Николаю II автор неизвестен Дата создания: 8 января 1905 г., опубл.
Кровавое воскресенье года: причины, ход событий, последствия Петиция рабочих и жителей Петербурга для подачи Николаю II 9 января 1905 г.

Таблица: Кровавое воскресенье 1905 причины, события и итоги

Текст научной работы на тему «О происхождении «Петиции петербургских рабочих» 9 22 января 1905 г. Серия «Исторические науки». Анализ обстоятельств публикации и вариантов текста петиции с использованием не привлекавшихся ранее газетных статей и мемуаров показывает, что текст «Петиции рабочих Петербурга 9 января 1905 г. История с якобы подачей рабочими петиции на царское имя была придумана корреспондентами английских газет в Петербурге и растиражирована революционными изданиями в пропагандистских целях. Это было частью кампании по дискредитации России и русского правительства, которую английская пресса вела во время Русско-японской войны. Другая цель заключалась в том, чтобы скрыть подлинный характер событий в Петербурге, которые были неудачной попыткой организации массовых беспорядков. Ключевые слова: петиция; Кровавое воскресенье; английская пресса; французские газеты; пропаганда; Русско-японская война; массовые беспорядки. When we analyze how the story was represented by contemporary media and compare different versions of "petition" we found that Russian text of petition has been translated from English. Роль средств массовой информации в формировании общественного мнения хорошо известна. До появления телевидения и Интернета главным источником и средством распространения информации были информационные агенства и газеты.

Газеты играли ключевую роль в восприятии текущих событий и в формировании того, каким образом эти события описывались историками. Ход событий в Петербурге в январе 1905 г. Возникшая по незначительному поводу забастовка на крупнейшем предприятии столицы - Путиловском заводе - быстро переросла во всеобщую стачку всех предприятий горо- да. В воскресенье 9 22 января 1905 г. Шествие было организовано Собранием фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга во главе со священником Георгием Га-поном. Демонстранты были расстреляны войсками, что стало началом первой русской революции 1905 г. Историография этих событий обширна. Подробный обзор можно найти в сборнике «Первая революция в России. Взгляд через столетие» [1].

День 9 22 января стал первым советским праздником. Кременецкий напечатала постановление Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов: «1 Предложить Совету Народных Комиссаров объявить день 9-го января национальным праздником Рабочей и Крестьянской России» [2]. После завершения гражданской войны была проведена работа по созданию советской версии истории событий 1905 г. Советская версия происхождения петиции петербургских рабочих восходит к статье А. Шилова, опубликованной в 1925 г. Шилов довольно откровенно писал, каким образом он восполнил отсутствие архивных данных о происхождении петиции. Шилову по интересующему его вопросу. Эти воспоминания воспроизводили сюжетную линию «Истории моей жизни» Гапо-на в русском переводе и других опубликованных к тому времени воспоминаний. В развитие положений А.

Шилова была напечатана статья Р. Ганелина [4]. Перрисом и Д. Соски-сом [5]. Анализ сообщений, современных событиям газет, позволяет пересмотреть существующие представления о появлении петиции. Впервые слово «петиция» при описании событий в Петербурге появилось в сообщении французского агентства Гавас из Петербурга от 4 17 января 1905 г. На следующий день корреспондент «Дейли Телеграф» Эмиль Диллон сообщил о намерении священника Гапона подать политическую петицию лично царю одновременно с массовым шествием к Зимнему дворцу в воскресенье 9 22 января, а не просто отправить письмо-прошение передать петицию директору завода [7]. В тот же день корреспондент Рейтер Ги Берингер в конспективной форме передал основное содержание петиции и сообщил, что она состоит из трех частей и включает полный набор политических требований либералов и социалистов [8]. В пятницу 7 20 января «Дейли Экспресс» напечатала, что под петицией с требованием экономических и политических реформ собрано семь тысяч подписей рабочих оборонных заводов [9].

Парижские газеты не написали ни кому петиция предназначена, ни как ее собираются вручать [10]. В субботу 8 21 января «Дейли Телеграф» и «Стандард» напечатали интервью с Гапоном, в котором опять идет речь о политической петиции с требованием конституции и созыва Учредительного собрания [11]. В тот же день агентство «Рейтер» передало расширенный текст петиции. Сообщение помечено пятницей, вечером, поясняется, что в субботу будут собирать подписи, а в воскресенье эту петицию подадут царю.

Мешетич, генерал, вечер 9 января 1905 До конца дня 7 января власти не рассматривали народный мятеж в качестве реальной угрозы. Вообще не предпринималось никаких шагов для наведения порядка.

Но 7 января стало понятно, с какой угрозой столкнулась Россия. Утром обсуждается вопрос введения в Санкт-Петербурге военного положения. Вечером проходит собрание всех действующих лиц и принимается решение о вводе войск в город, но не вводится военное положение. На этом же заседании поднимается вопрос об аресте Гапона, но от этой идеи отказались, не желая еще больше провоцировать народ. В дальнейшем Витте писал: «а заседании было решено, чтобы рабочих манифестантов не допускать далее известных пределов, находящихся на Дворцовой площади». К 6 часам утра 8 января в город было введен 26,5 пехотных рот порядка 2,5 тысяч человек , которые начали располагаться с целью «не допустить».

К вечеру был утвержден план расположения войск вокруг Дворцовой площади, но конкретного плана действий не было! Была только рекомендация — не допускать людей. Поэтому фактически все отводилось на откуп армейским генералам. Они и решили… Стихийный характер шествия Большинство учебников истории говорит, что восстание рабочих в Петрограде было стихийным: рабочие устали от произвола и увольнение 100 человек с Путиловского завода стало последней каплей, которая вынудила рабочих на активные действия. Говорится о том, что рабочих возглавил только священник Георгий Гапон, но никакой организации в этом движении не было. Единственное чего хотели простые люди — донести до царя тяжесть своего положения.

Это никак не связано с повседневными нуждами фабрикантов, и указывает, что за ними были люди, которые использовали недовольство людей для разжигания революции. Мятеж, который перерос в «кровавое воскресенье» случился за 5 дней. Была парализована работа всех фабрик Петербурга. В движении приняло участие более 200 тысяч человек. Разве может такое произойти стихийно и само собой?

Однако, петиция не принесла немедленных изменений. Режим отклонил требования подписавшихся, отказавшись от реформ и предложив только малозначительные изменения. В ответ на это, политические противники правительства организовали всеобщую забастовку, которая парализовала жизнь в городах и привела к хаосу в стране. Таким образом, подача петиции в 1905 году стала одним из первых шагов в направлении политических и социальных изменений в России. Несмотря на то, что петиция не привела к немедленным результатам, она вдохновила людей на борьбу за свои права и стала началом революционного процесса, который привел к созданию и провозглашению Большевистской партии и последующим событиям 1917 года. Подача петиции в 1905 году: итоги Подача петиции в 1905 году была важным событием в истории России. Она явилась проявлением несогласия и народного гнева по отношению к правительству и всей политической системе того времени. Петиция была представлена Николаем II, последним царем Российской империи, в ответ на массовые протесты и требования народа. В ней содержались основные требования реформирования государства, включая введение конституционной монархии, свободу слова и собраний, проведение всенародного участия в выборах и улучшение жизни трудящихся.

Инициатор петиции петерб. До октября 1905 в эмиграции. Пытался проникнуть в «боевую орг-цию» эсеров, разоблачён, повешен рабочими дружинниками. При поддержки охранного отделения Г. Гапон в 1904 организовал «Собрание рус. Настольный календарь колхозника. Эта стачка началась из-за увольнения с завода четырех рабочих. Стачка на Путиловском заводе быстро разрослась, к ней присоединились другие заводы и фабрики Петербурга. Стачка стала всеобщей. Движение быстро росло. Царское правительство решило в самом начале подавить движение. Еще в 1904 году, до путиловской стачки, полиция создала при помощи провокатора попа Гапона свою организацию среди рабочих — «Собрание русских фабрично-заводских рабочих». Эта организация имела свои отделения во всех районах Петербурга. Когда началась стачка, поп Гапон на собраниях своего общества предложил провокаторский план: 9 января пусть соберутся все рабочие и в мирном шествии с хоругвями и царскими портретами пойдут к Зимнему дворцу и подадут царю петицию просьбу о своих нуждах. Царь, дескать, выйдет к народу, выслушает и удовлетворит его требования. Гапон взялся помочь царской охранке: вызвать расстрел рабочих и в крови потопить рабочее движение. Но полицейский план повернулся против царского правительства. Петиция обсуждалась на рабочих собраниях, в нее поправки и изменения.

Кровавое воскресенье 1905 года: причины, ход событий, последствия

Участие в Русско-японской войне привело к ухудшению экономической ситуации в стране. Это отразилось и на положении рабочих некоторые промышленные предприятия закрывали, зарплату задерживали, штат сокращали. Вскоре она приняла массовый характер, к ней начали примыкать рабочие других предприятий. Автором документа был священник Григорий Гапон , который поддерживал рабочее движение в стране. Мы, рабочие и жители Санкт-Петербурга разных сословий, наши жёны, и дети, и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе, государь, искать правды и защиты.

И разве можно жить при таких законах? Не лучше ли умереть, — умереть всем нам, трудящимся людям всей России? Пусть живут и наслаждаются капиталисты — эксплуататоры рабочего класса и чиновники — казнокрады и грабители русского народа. Вот, что стоит перед нами, государь, и это-то нас и собрало к стенам твоего дворца. Тут мы ищем последнего спасения.

Не откажи в помощи твоему народу, выведи его из могилы бесправия, нищеты и невежества, дай ему возможность самому вершить свою судьбу, сбрось с него невыносимый гнет чиновников. Разрушь стену между тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой. Ведь ты поставлен на счастье народу, а это счастье чиновники вырывают у нас из рук, к нам оно не доходит, мы получаем только горе и унижение. Взгляни без гнева, внимательно на наши просьбы: они направлены не ко злу, а к добру, как для нас, так и для тебя, государь! Не дерзость в нас говорит, а сознание необходимости выхода из невыносимого для всех положения. Россия слишком велика, нужды ее слишком многообразны и многочисленны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. Ведь ему только и известны истинные его нужды. Не отталкивай его помощь, повели немедленно, сейчас же призвать представителей земли русской от всех классов, от всех сословий, представителей и от рабочих. Пусть тут будет и капиталист, и рабочий, и чиновник, и священник, и доктор, и учитель, — пусть все, кто бы они ни были, изберут своих представителей.

Пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания, — и для этого повели, чтобы выборы в Учредительное собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов.

Прибывающие с застав рабочие рассказывали, как их встретили солдаты. Говорили о стрельбе на заставах, о множестве убитых и раненых. У Нарвских ворот произошла форменная бойня, говорили, что Гапон убит. Напряжение в толпе нарастало. Около 2 часов дня толпу попытались оттеснить конные отряды, однако эти попытки оказались безуспешными. Рабочие, взявшись за руки, обступили кавалеристов плотной стеной, не давая им возможности повернуться. Со стороны демонстрантов раздавались дерзкие заявления, что они не разойдутся, хотя бы в них стреляли. Солдат упрекали, что они воюют не с японцами, а со своим народом. Численность собравшихся продолжала расти.

В 2 часа дня напротив толпы выстроилась рота Преображенского полка. Солдаты взяли ружья на изготовку. Офицер трижды предупредил собравшихся, что если они не разойдутся, в них будут стрелять. В ответ демонстранты махали шапками и кричали: «Стреляйте! Толпа продолжала стоять, старики сняли шапки и стали креститься. Раздался залп, и на землю повалились раненые. Затем рота повернулась вполоборота и дала второй залп. Толпа взвыла и бросилась бежать к Адмиралтейскому проспекту, а вслед за ней бросилась сотня казаков, избивая нагайками бегущих. Толпы отхлынули назад, количество раненых и убитых составило около 30 человек. Вскоре Дворцовая площадь и Адмиралтейский проспект были полностью очищены от демонстрантов.

На Невском проспекте С 11 часов дня на Невском проспекте стал собираться народ. Группы рабочих, шедших из разных районов города, двигались к Зимнему дворцу и сливались в единую массу. В этом упорном движении вперёд чувствовалась огромная непреодолимая сила». К 2 часам дня весь Невский был запружен толпами рабочих и случайной публики, количество которой постоянно росло. На выходе к Дворцовой площади толпу сдерживали отряды кавалерии, и весь участок Невского от Дворцовой площади до Мойки заполнился сплошной массой. Задние ряды напирали на передние, и кавалерия с трудом сдерживала их напор. В 2 часа дня на Дворцовой площади послышались залпы, и от Александровского сада на Невский стали выносить тела убитых и раненых. Мирное настроение толпы мгновенно переменилось. Спокойная до того толпа взорвалась яростью и негодованием. В адрес военных понеслись крики и угрозы.

Солдат ругали «палачами», «убийцами», «хунхузами» и «кровопийцами». В конные отряды со всех сторон полетели камни, палки и куски льда. Толпа набрасывалась на отдельных военных и полицейских, отнимала у них шашки и подвергала жестоким побоям. На Невском спонтанно образовалось несколько митингов. На них звучали призывы «К оружию! В проезжавший по Морской улице конный разъезд были произведены два выстрела из револьвера. Для усмирения бушующей толпы на Невский и в прилегающие районы было выслано несколько воинских подразделений. Отряды конницы пытались разрезать и оттеснить толпу, но толпа каждый раз снова смыкалась. Около 4 часов дня со стороны Морской на Невский вышла рота Семёновского полка. Продвигаясь по проспекту, пехота оттесняла демонстрантов, но толпа не отступала, а сгущалась, бросая в солдат камни и палки и осыпая их проклятиями.

Некоторые демонстранты, приближаясь к военным, произносили речи и пытались агитировать солдат. Командовавший отрядом полковник Н. Риман попытался прекратить агитацию, но был встречен градом оскорблений. Тогда полковник Риман со словами: «Вас, бунтовщиков, перестрелять надо! Кто-то упал раненым, но толпа продолжала бушевать. Тогда Риман выстроил роту на Полицейском мосту и, разделив её на две части, приказал открыть стрельбу[58]. Заиграл рожок, и один взвод произвёл два залпа вдоль набережной Мойки. На снегу остались тела убитых и раненых. Спасаясь от выстрелов, люди прыгали на лёд, но и там их настигали пули. Затем рота повернулась, и два взвода произвели по два залпа по Невскому.

После первого залпа толпа не расходилась, а некоторые рабочие подставлялись под пули и кричали: «Стреляйте, подлецы! По свидетельству капитана Генштаба Е. Никольского, полковник Риман отдал приказ о начале стрельбы, не сделав никакого предупреждения, как это было установлено уставом. Другим свидетелем действий войск у Полицейского моста стал русский поэт, художник и критик М. Волошин, вернувшийся утром 9 22 января из Москвы: Сани пропускали везде. И меня пропустили через Полицейский мост между шеренгами солдат. Они, в этот момент, заряжали ружья. Офицер крикнул извозчику: «Сворачивай направо». Извозчик отъехал на несколько шагов и остановился. Но не было рабочих.

Была обычная воскресная публика. Ну, стреляйте же! Рожок заиграл сигнал атаки. Я приказал извозчику двигаться дальше… Едва мы свернули за угол, послышался выстрел, сухой, несильный звук. Потом ещё и ещё. Итоги дня Всего за 9 января войсками были произведены залпы на Шлиссельбургском тракте, у Нарвских ворот, близ Троицкого моста, на 4-й линии и Малом проспекте Васильевского острова, у Александровского сада, на углу Невского проспекта и улицы Гоголя, у Полицейского моста и на Казанской площади. По данным полицейских докладов и военных рапортов, стрельба во всех случаях была вызвана нежеланием толпы подчиниться требованию остановиться или разойтись. Наэлектризованные агитацией, рабочие не слушали предупреждений и продолжали надвигаться на пехотные ряды даже после атак кавалерии. Военные действовали согласно уставам, позволявшим открывать стрельбу в случае, если толпа не слушает предупреждений и подходит ближе известного расстояния. В большинстве случаев военные делали предупреждения о стрельбе, однако в одних местах демонстранты их не слышали, в других не понимали их смысла, а в третьих не обращали внимания.

В течение дня в разных районах города было произведено несколько выстрелов в военных, однако эти выстрелы производились уже после нападения военных на толпу. За день несколько военных были избиты, однако ни один военный не погиб. Два полицейских, убитых у Нарвской заставы — Жолткевич и Шорников — были убиты залпами 93-го пехотного Иркутского полка, что подтверждается свидетельствами очевидцев, данными полицейских докладов и результатами вскрытия. Вечером 9 января После разгона шествия у Нарвской заставы священник Гапон был уведён с площади группой рабочих и эсером П. Во дворе ему остригли волосы и переодели в штатскую одежду, а затем спрятали на квартире Максима Горького. По свидетельству очевидцев, Гапон был шокирован расстрелом манифестации. Он сидел, глядя в одну точку, нервно сжимал кулак и повторял: «Клянусь… Клянусь…» Придя в себя, он попросил бумагу и написал послание к рабочим. В послании говорилось: «Товарищи русские рабочие! У нас нет больше царя. Река крови протекла сегодня между ним и русским народом.

Пора русским рабочим без него начать борьбу за народную свободу. Благословляю вас на сегодня. Завтра я буду среди вас». Около 3 часов в квартиру вернулся Горький и сел писать обращение к обществу. В обращении говорилось о депутации, ходившей 8 января к министру внутренних дел, и о событиях 9 января, свидетелем которых стал писатель. В заключение Горький обвинял министра внутренних дел П. Святополк-Мирского и царя Николая II в предумышленном убийстве мирных людей и призывал всех граждан России «к немедленной, упорной и дружной борьбе с самодержавием». Вечером в здании Вольно-экономического общества собралась демократическая интеллигенция. Обсуждались события дня и вопрос о роли интеллигенции. Произносились шумные речи о необходимости присоединиться к рабочим в их борьбе.

Кем-то было выдвинуто предложение собирать деньги на вооружение рабочих; для обсуждения этого вопроса было избрано бюро из 4 человек. Затем собранием было принято «Обращение к офицерам русского войска, не принимавшим участия в бойне 9 января». Офицеров призывали отказаться от поддержки самодержавного режима и перейти на сторону восставшего народа. Обсуждались также вопросы о денежных сборах в пользу забастовщиков и семей пострадавших, организации публичных митингов и составлении воззваний. Вечером на собрание прибыли Максим Горький и переодетый рабочим Гапон. Горький сообщил собравшимся, что Гапон жив, и зачитал его послание к рабочим. Затем на трибуну взошёл Гапон. В короткой речи он призвал собравшихся добыть оружие для рабочих и с оружием в руках продолжать начатую борьбу. После отъезда Гапона и Горького собрание продолжалось, а в 12 часу ночи было разогнано ротой солдат. Количество жертв Вопрос о количестве жертв «Кровавого воскресенья» всегда был предметом разногласий.

По официальным правительственным данным, опубликованным 10 января, всего 9 января в больницы Петербурга было доставлено 76 убитых и 233 ранены. Впоследствии эта цифра была уточнена: 96 убитых и 333 раненых, из которых в дальнейшем умерло ещё 34 человека, итого 130 убитых и 299 раненых. Эти цифры были приведены в докладе директора Департамента полиции министру внутренних дел, который предназначался для императора. Список включал 119 фамилий погибших с указанием их возраста, звания и занятий и 11 неопознанных лиц, всего 130 человек. Официальные цифры с самого начала были поставлены под сомнение общественностью. Говорили, что правительство сознательно скрывает количество жертв, чтобы уменьшить масштабы своего преступления. Недоверие к официальным источникам информации порождало множество слухов. В первые дни появились сообщения о сотнях, тысячах и даже десятках тысяч жертв. Эти слухи проникали в иностранные газеты, а оттуда в российскую нелегальную печать. Так, в статье В.

Ленина «Революционные дни», опубликованной в газете «Вперёд» 18 января, со ссылкой на иностранные газеты говорилось о 4600 убитых и раненых. Такое количество жертв будто бы значилось в списке, поданном журналистами министру внутренних дел. В советское время цифра 4600 жертв стала официальной и вошла в Большую советскую энциклопедию. Доктор исторических наук А. Зашихин утверждал, что эта цифра позаимствована из неподтверждённого сообщения агентства «Рейтер» от 26 января, которое в свою очередь ссылалось на сообщение петербургского корреспондента Le Journal «во время приема, данного министром внутренних дел редакторам газет, последние вручили этому чиновнику список лиц,…, который был составлен их репортерами». При этом ранее корреспондент Рейтер в телеграмме от 9 22 января сообщал о распространяемых слухах про 20 000 убитых, подвергая их достоверность сомнению. Подобные завышенные цифры сообщали и другие иностранные агентства. Так, британское агентство «Лаффан» сообщало о 2000 убитых и 5000 раненых, газета «Дейли мейл» — о более 2000 убитых и 5000 раненых, а газета «Стандард» — о 2000—3000 убитых и 7000—8000 раненых. В ряде случаев корреспонденты оговаривали, что по всей видимости дело идет об «абсурдных преувеличениях» из сообщений очевидцев. Впоследствии все эти сведения не подтвердились.

Журнал «Освобождение» сообщал, что некий «организационный комитет Технологического института» опубликовал «тайные полицейские сведения», определявшие число убитых в 1216 человек. Никаких подтверждений этого сообщения не найдено. В дальнейшем попытки определить количество жертв предпринимались разными авторами. Так, по мнению священника Гапона, убитых было от 600 до 900 человек, а раненых не менее 5000. Французский журналист Э. Авенар, автор книги «Кровавое воскресенье», определял число убитых в 200—300 человек, а раненых в 1000—2000 человек. Журналист опирался на сообщения о том, что часть убитых была скрыта от публики. По некоторым рассказам, в Обуховской больнице все подвалы были завалены телами убитых, тогда как публике предъявили всего 26 тел. Тайные подвалы с трупами видели также в Мариинской и других больницах города. Наконец, ходили упорные слухи об убитых, которые не поступили в больницы, а хранились в полицейских участках, а затем были тайно захоронены в общих могилах.

В пользу этих слухов говорил тот факт, что некоторые родственники убитых не нашли тела своих близких ни в одной больнице. В 1929 году в советском журнале «Красная летопись» были опубликованы воспоминания бывшего врача Обуховской больницы А.

Чиновннчье правительство довело страну до полного разорения, навлекло на нее позорную войну и все дальше и дальше ведет Россию к гибели. Мы, рабочие и народ, не имеем никакого голоса в расходовании взимаемых с нас огромных поборов. Мы даже не знаем, куда и на что деньги, собираемые с обнищавшего народа, уходят. Народ лишен возможности выражать евпи желания, требования, участвовать в установлении налогов и расходовании их. Рабочие лишены возможности организоваться в союзы для защиты своих интересов. Разве это согласно с божескими законами, милостью которых гы царствуешь? И разве можно жить при таких законах? Не лучше ли умереть — умереть всем нам, трудящимся людям всей России?

Пусть живут и наслаждаются капиталисты — эксплуататоры рабочего класса и чиновники — казнокрады и грабители русского народа. Вот что стоит перед нами, государь, и это-то нас собрало к стонам твоего дворца. Тут мы ищем последнего спасения. Не откажи в помощи твоему народу, выведи его из могилы бесправия, нищеты и невежества, дай ему возможность самому вершить свою судьбу, сбрось с него невыносимый гнет чиновников. Разрушь стену между тобой и твоим народом, и пусть он правит страной имеете с тобой. Ведь ты поставлен на счастье народу, а это счастье чиновники вырывают у нас из рук, к нам оно не доходит, мы получаем только горе и унижение.

9 января 1905 — провокация, ставшая историей

Хронологически события начала января 1905 года можно расположить в следующем порядке: 3 января 1905 года – начало волнений на Путиловском заводе вследствие увольнения рабочих. Однако Гапон, ознакомившись с предложенными проектами, отверг их все и в ночь с 6 на 7 января собственноручно написал свой вариант рабочей петиции, который и вошёл в историю под именем Петиции 9 января 1905 года. Для того, чтобы снять с этого исторического события нагромождения грязной и преднамеренной лжи, необходимо зафиксировать несколько основных моментов, связанных с датой «9 января 1905 года»: 1. Это не было стихийным событием. В 1905 году подача петиции стала одним из ключевых событий для России. В это время страна переживала политические и социальные потрясения, которые проявились в массовых протестах, забастовках и столкновениях с властями. Статья анализирует петицию рабочих к Николаю II от 9 января 1905 года, требование конституции, гражданских свобод и социальных изменений в контексте развития России к 2024 году.

Кровавая провокация 9 января 1905 года

События 9 (22) января 1905 года в Санкт-Петербурге, известные также как «Кровавое воскресенье», или «Красное воскресенье» — разгон шествия петербургских рабочих к Зимнему дворцу, имевшего целью вручить императору Николаю II коллективную Петицию о рабочих. 9 января 1905 года в Санкт-Петербурге произошло событие известное в истории как «Кровавое Воскресенье». Это событие являлось хорошо спланированной и продуманной провокацией. 9-е января является «бабушкой» всех «цветных» революций. 7 января стачка стала всеобщей, охватив 150 тыс. удержать рабочих от революционной борьбы, поп Гапон выдвинул провокационный план — составить петицию царю от имени петербургских рабочих и для подачи её отправиться всем вместе к царскому дворцу.

On origins of “Petition of Petersburg’s workers” on January 9 (22) 1905

  • «Кровавое воскресение»
  • Кровавое воскресенье 1905
  • Кровавое Воскресение: 115 лет одной из самых страшных провокаций в России...
  • Забастовки в Петербурге
  • решение вопроса
  • Чем завершилась историческая подача петиции в 1905 году?

Кровавое воскресенье: предпосылки, ход событий и итоги

Резолюция рабочих об их насущных нуждах — Викитека Петиция рабочих и жителей Петербурга для подачи Николаю II 9 января 1905 г.
«Кровавое воскресенье» — урок. История, 9 класс. Петиция рабочих и жителей Санкт-Петербурга 9 января 1905 года — исторический документ, петиция или челобитная[1][2], с которой петербургские рабочие во главе со священником Георгием Гапоном шли к царю Николаю II в день Кровавого воскресенья, 9 (22) января 1905.
Кровавая провокация 9 января года Гапон предложил рабочим составить петицию для императора. Он известил власти, что планируется массовое шествие к Зимнему дворцу с целью вручить эту петицию. В ней предлагалось создать Учредительное собрание путём проведения всеобщих выборов.
Главная | Институт российской истории РАН При этом, указывая на мирный характер демонстрации, утверждается, что в петиции, которые демонстранты несли для предъявления Государю, были требования только экономического порядка.
Великая провокация 9 января года — Журнальный зал Статья анализирует петицию рабочих к Николаю II от 9 января 1905 года, требование конституции, гражданских свобод и социальных изменений в контексте развития России к 2024 году.

«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 года

Требования невозможно было осуществить так, как это бы подорвало экономику страны. Государь не взял во внимание данный документ. Его уверили, что ничего опасного не должно произойти, поэтому правитель не поехал в столицу. Гапон к этому времени убедил рабочих, что они борются за правду и свободу. К моменту шествия вся толпа была полна боевого настроя и веры в свою правоту.

Как развивались события 3 января — забастовка рабочих, связанная с сокращением рабочего штаба на Путиловском заводе; 4-5 января — забастовка обретает более широкие обороты. Работа фабрик и заводов прекращается; 6 января — православные праздновали Крещение, в стране было спокойно; 7 января — почти все заводы и фабрики Петербурга остановили свою работу. Поп Гапон предлагает прийти к правителю с требованиями; 8 января — царю отправлена копия требования. Центр города перекрыт, правительство опасается революции; 9 января воскресенье кровавое — толпы рабочих отправляются к Зимнему дворцу.

Шествие было расстреляно. Если обратить внимание на хронологию события кровавого воскресенья, можно прийти к заключению — событие было провокацией обеих сторон. Полиция собиралась решить эту конфликтную ситуацию и запугать народ во избежание повторения. Революционные партии искали повода, чтобы всё перевернуть в сторону революции.

Так они хотели добиться свержения самодержавия. Провокация имела большой успех. С обеих сторон прогремели выстрелы. Началась перестрелка, унёсшая с собой жизни многих людей.

Люди шли с иконами и царскими портретами. Полицейские отряды пытались мирным путём, а затем с использованием огнестрельного оружия разогнать толпу. Полностью успокоить народные массы удалось к одиннадцати вечера.

Это был не мой план, но Рутенберга. Власти вплоть до 8 января не знали, что за спиной рабочих заготовлена другая петиция, с экстремистскими требованиями. А когда узнали — пришли в ужас.

В Петербург спешно были введены батальоны пехотных и кавалерийских полков Гвардии и армии. Однако войск и полиции было явно недостаточно для сдерживания толп таких масштабов. Что сообщать Государю, как объяснить ему своё бездействие? Как остановить шествие многотысячной толпы? Никакого приказа стрелять в рабочих не было. Стремясь предотвратить столкновения, власти выпустили объявление, запрещающее шествие 9 января и предупреждающее об опасности.

Однако накануне вся пресса, словно по сговору, забастовала, и объявление так и осталось недоступным для большинства жителей столицы. Вечером 8 января Рутенберг изложил план действий: строить баррикады, громить оружейные магазины и пытаться прорваться к Зимнему дворцу. Были сформированы отряды эсеровских боевиков, которым было роздано оружие. Поздно вечером 8 января в Царское Село прибыл Святополк-Мирский. В докладе Государю он пытался представить ситуацию в Петербурге как не стоящую внимания. После отъезда министра, Государь занёс в дневник: «Со вчерашнего дня в Петербурге забастовали все заводы и фабрики.

Из окрестностей вызваны войска для усиления гарнизона. Рабочие до сих пор вели себя спокойно. Количество их определяется в 120. Во главе рабочего союза какой-то священник-социалист Гапон. Мирский приезжал вечером для доклада о принятых мерах».

Первая наша просьба была, чтобы наши хозяева вместе с нами обсудили наши нужды. Нo в этом нам отказали — нам отказали в праве говорить о наших нуждах, находя, что такого права за нами не признает закон. Незаконны также оказались наши просьбы: уменьшить число рабочих часов до 8 в день; устанавливать цену на нашу работу вместе с нами и с нашего согласия, рассматривать наши недоразумения с низшей администрацией заводов; увеличить чернорабочим и женщинам плату за их труд до 1 руб. Все оказалось, по мнению наших хозяев и фабрично-заводской администрации, противозаконно, всякая наша просьба — преступление, а наше желание улучшить наше положение — дерзость, оскорбительная для них. Государь, нас здесь многие тысячи, и все это люди только по виду, только по наружности,— в действительности же за нами, равно как и за всем русским народом, не признают ни одного человеческого права, ьи даже права юворить, думать, собираться, обсуждать нужды, принимать меры к улучшению нашего положения. Нас поработили, и поработили под покровительством твоих чиновников, с их помощью, при их содействии. Карают, как за преступление, за доброе сердце, за отзывчивую душу. Пожалеть забитого, бесправного, измученного человека — значит совершить тяжкое преступление. Весь народ рабочий и крестьяне отданы на произвол чиновничьего правительства, состоящего из казнокрадов и грабителей, совершенло не только не заботящегося об интересах народа, но попирающего эти интересы. Чиновннчье правительство довело страну до полного разорения, навлекло на нее позорную войну и все дальше и дальше ведет Россию к гибели. Мы, рабочие и народ, не имеем никакого голоса в расходовании взимаемых с нас огромных поборов. Мы даже не знаем, куда и на что деньги, собираемые с обнищавшего народа, уходят. Народ лишен возможности выражать евпи желания, требования, участвовать в установлении налогов и расходовании их. Рабочие лишены возможности организоваться в союзы для защиты своих интересов.

К 8 января, когда в мятеж было вовлечено боле 200 тысяч человек, было решено идти к царю, чтобы доставить ему «требования народа». Часть рабочих, вышедших в тот день на улицы, все еще сохраняла веру в царя. Демонстрация, шедшая к Зимнему дворцу, была вполне мирной. Люди несли портреты царя, хоругви. Среди демонстрантов были женщины и дети. В Москву были стянуты серьезные силы — около 40 тыс. Демонстрация была расстреляна, а ее зачинщик поп Гапон бежал из России Он вернулся в Россию в 1906 году.

ПЕТИЦИЯ РАБОЧИХ И ЖИТЕЛЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 9 (22) ЯНВАРЯ 1905 ГОДА («КРОВАВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ»)

Недовольство существующими порядками с каждым годом охватывало всё более широкие слои населения. Ситуацию усугублял экономический кризис, приводивший к массовому закрытию предприятий и увольнению рабочих, которые вливались в ряды бастующих. В Петрограде в начале января 1905 г. В этих условиях любое неверное действие со стороны властей могло привести к взрыву. И 9 22 января 1905 г. В этот день войска и полиция столицы применили оружие для разгона мирного шествия рабочих, направлявшихся с петицией к царю. Инициатором демонстрации явилась официально разрешённая организация — «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга», действовавшая с начала 1904 г.

Царя призывали немедленно созвать народных представителей от всех классов и всех сословий — рабочих, капиталистов, чиновников, духовенства, интеллигенции — и избрать Учредительное собрание на основе всеобщего , прямого, тайного и равного голосования. Это требование объявлялось главной просьбой рабочих, «в которой и на которой зиждется всё», и главным лекарством от их больных ран [35]. Далее к требованию народного представительства присоединялся список дополнительных требований, необходимых «для излечения народных ран». Этот список представлял собой изложение мартовской «Программы пяти», вошедшей в первую редакцию петиции без изменений [3]. Список состоял из трёх параграфов: I. Меры против невежества и бесправия русского народа, II. Меры против нищеты народа и III. Меры против гнёта капитала над трудом. Первый параграф — Меры против невежества и бесправия русского народа — состоял из таких пунктов: свобода и неприкосновенность личности , свобода слова , свобода печати , свобода собраний , свобода совести в деле религии ; общее и обязательное народное образование за государственный счёт; ответственность министров пред народом и гарантия законности управления; равенство перед законом всех без исключения; немедленное возвращение всех пострадавших за убеждения. Второй параграф — Меры против нищеты народа — включал следующие пункты: отмена косвенных налогов и замена их прямым , прогрессивным и подоходным налогом ; отмена выкупных платежей, дешёвый кредит и постепенная передача земель народу. Наконец, в третий параграф — Меры против гнёта капитала над трудом — вошли такие пункты: охрана труда законом; свобода потребительно-производительных и профессиональных рабочих союзов ; восьмичасовой рабочий день и нормирование сверхурочных работ ; свобода борьбы труда с капиталом; участие представителей рабочего класса в выработке законопроекта о государственном страховании рабочих; нормальная заработная плата [35]. Во второй, последней редакции петиции, с которой рабочие шли к царю 9 января, к этим требованиям были добавлены ещё несколько пунктов, в частности: отделение церкви от государства ; исполнение заказов военного и морского ведомства в России, а не за границей; прекращение войны по воле народа; отмена института фабричных инспекторов. В результате общее количество требований увеличилось до 17 пунктов, причём некоторые из требований были усилены добавлением слова «немедленно» [4]. За списком требований следовала последняя, заключительная часть петиции. В ней содержалось очередное обращение к царю с призывом принять петицию и исполнить её требования, причём от царя требовали не только принять, но и поклясться в их исполнении. Рабочие выражали готовность умереть у стен царского дворца , если царь не выполнит их требований. Нам некуда больше идти и незачем! У нас только два пути — или к свободе и счастью, или в могилу». Эта часть заканчивалась выражением готовности принести свою жизнь в жертву для исстрадавшейся России и утверждением, что рабочим не жаль этой жертвы и они охотно приносят её [35]. Чтение и сбор подписей под петицией[ править править код ] «Гапон читает петицию в собрании рабочих». Рисунок неизвестного художника. Начиная с 7 января «гапоновская» петиция читалась во всех отделах рабочего «Собрания». В некоторых отделах петицию читал сам Гапон, в других местах — председатели отделов, их помощники и рядовые активисты «Собрания». В эти дни гапоновские отделы стали местом массового паломничества петербургских рабочих. Люди шли изо всех районов, чтобы послушать речи, в которых им впервые в жизни в простых словах открывалась политическая мудрость [7]. В эти дни из рабочей среды выдвинулось множество ораторов , умевших говорить понятным народным массам языком. Люди вереницей приходили в отделы, слушали петицию, ставили под ней свои подписи, а затем уходили, уступая место другим. Отделы сделались центрами рабочей жизни Петербурга. По словам очевидцев, город напоминал один массовый митинг , на котором царила такая широкая свобода слова, какой никогда не видел Петербург [36]. Обычно чтение петиции проходило следующим образом. В помещение отдела впускалась очередная партия людей, после чего один из ораторов произносил вступительную речь, а другой начинал чтение петиции. Когда чтение доходило до конкретных пунктов петиции, оратор давал каждому пункту подробное толкование, а затем обращался к аудитории с вопросом: «Верно, товарищи? В тех случаях, когда толпа не давала единого ответа, спорный пункт толковался снова и снова, пока аудитория не приводилась к согласию. После этого толковался следующий пункт, потом третий и так до конца [7] [38]. Добившись согласия со всеми пунктами, оратор читал заключительную часть петиции, в которой говорилось о готовности рабочих умереть у стен царского дворца, если их требования не будут исполнены. Затем он обращался к аудитории с вопросом: «Готовы ли вы стоять за эти требования до конца? Готовы ли вы умереть за них? Клянётесь ли вы в этом? Умрём все, как один!.. По многочисленным свидетельствам, в отделах царила атмосфера религиозной экзальтации : люди плакали, бились кулаками о стены и клялись явиться на площадь и умереть за правду и свободу [7]. Наибольшее возбуждение царило там, где выступал сам Гапон. Он разъезжал по всем отделам «Собрания», овладевал аудиторией, читал и толковал петицию. Заканчивая чтение петиции, он говорил, что если царь не выйдет к рабочим и не примет петицию, то он больше не царь: «Тогда я первый скажу, что у нас нет царя» [39]. Выступлений Гапона ожидали на жестоком морозе по много часов. В Невском отделе, куда он приехал вечером 7 января, собралась многотысячная толпа, которая не могла вместиться в помещение отдела. Гапон вместе с председателем отдела вышел во двор, встал на бак с водой и при свете факелов стал толковать петицию [19]. Многотысячная толпа рабочих слушала в могильной тишине, боясь пропустить хотя бы одно слово оратора. Когда Гапон закончил чтение словами: «Пусть наша жизнь будет жертвой для исстрадавшейся России. Нам не жаль этой жертвы, мы охотно приносим её! Не жаль!.. Не надо!.. В Василеостровском отделе один пожилой оратор говорил: «Товарищи, помните ли вы Минина, который обратился к народу, чтобы спасти Русь! Но от кого? От поляков. Теперь мы должны спасти Русь от чиновников… Я первый пойду, в первых рядах, и когда мы падём, вторые ряды за нами. Но не может быть, чтобы он велел в нас стрелять…» [7] Накануне 9 января во всех отделах уже говорилось о том, что царь может не принять рабочих и выслать против них солдат. Однако это не остановило рабочих, а придало всему движению характер какого-то религиозного экстаза [37]. Во всех отделах «Собрания» до самого 9 января продолжался сбор подписей под петицией. Рабочие настолько верили в силу своей подписи, что придавали ей магическое значение. К столу, где собирались подписи, на руках приносили больных, стариков и инвалидов для совершения этого «святого акта» [36]. Общее количество собранных подписей неизвестно, но оно исчислялось десятками тысяч. Только в одном отделе журналист Н. Симбирский насчитал около 40 тысяч подписей [41]. Листки с подписями рабочих хранились у историка Н. Павлова-Сильванского, а после его смерти в 1908 году были изъяты полицией. Их дальнейшая судьба неизвестна [30]. В этот день Гапон явился на приём к министру юстиции Н. Муравьёву и вручил ему один из списков петиции. Министр удивил Гапона сообщением, что у него уже есть такой текст [9]. По воспоминаниям Гапона, министр обратился к нему с вопросом: «Скажите мне откровенно, что все это значит? В своей речи он рисовал бедственное положение рабочего класса и говорил о неизбежности политических реформ в России. Он убеждал министра пасть в ноги царю и умолять его принять петицию, обещая, что его имя будет записано в анналы истории. Однако Муравьёв не поддержал Гапона, ответив, что у него есть свой долг, которому он останется верен [9]. Тогда Гапон попросил связать его по телефону с министром внутренних дел П. Однако последний вообще отказался говорить со священником. Впоследствии Святополк-Мирский объяснял свой отказ беседовать с Гапоном тем, что не знал его лично [44]. На другой день, 8 января, состоялось заседание правительства, на котором собрались высшие чиновники государства. К этому времени все члены правительства ознакомились с текстом «гапоновской» петиции. В канцелярию министерства внутренних дел было доставлено несколько экземпляров [45]. На заседании министр юстиции Муравьёв сообщил собравшимся о своей встрече с Гапоном. Министр охарактеризовал Гапона как ярого революционера [46] и убеждённого до фанатизма социалиста [47]. Муравьёв предложил арестовать Гапона и тем обезглавить возникшее движение. Муравьёва поддержал министр финансов В. Коковцов [48]. Министр внутренних дел Святополк-Мирский и градоначальник И. Фуллон слабо возражали [45]. На заседании было решено арестовать Гапона и выставить заграждения из войск, чтобы не допустить рабочих к царскому дворцу. Со слов Муравьёва министр характеризовал Гапона как «социалиста» и доложил о принятых мерах. Николай записал об этом в своём дневнике. Судя по записям царя, сообщения министра носили успокоительный характер [45]. Согласно многочисленным свидетельствам очевидцев, никто в правительстве не предполагал, что в рабочих придётся стрелять [49]. Все были уверены, что толпу удастся разогнать полицейскими мерами. Вопрос о принятии петиции даже не ставился. Содержание петиции, требовавшей ограничения самодержавия , делало её неприемлемой для властей. В правительственном докладе политические требования петиции характеризовались как «дерзкие» [5]. Само появление петиции было для правительства неожиданным и застало его врасплох. Заместитель министра финансов В.

This interpretation has never been seriously challenged. The whole story of petition was made up be few correspondents of British newspapers in St. Petersburg and then broadcast by revolutionary newspapers for propaganda purposes. That was a part of propaganda efforts of British media during the Russo-Japanese War. Another reason was to hide the real nature of January events in St. Petersburg, which were a failed attempt of a rebellion. Текст научной работы на тему «О происхождении «Петиции петербургских рабочих» 9 22 января 1905 г. Серия «Исторические науки». Анализ обстоятельств публикации и вариантов текста петиции с использованием не привлекавшихся ранее газетных статей и мемуаров показывает, что текст «Петиции рабочих Петербурга 9 января 1905 г. История с якобы подачей рабочими петиции на царское имя была придумана корреспондентами английских газет в Петербурге и растиражирована революционными изданиями в пропагандистских целях. Это было частью кампании по дискредитации России и русского правительства, которую английская пресса вела во время Русско-японской войны. Другая цель заключалась в том, чтобы скрыть подлинный характер событий в Петербурге, которые были неудачной попыткой организации массовых беспорядков. Ключевые слова: петиция; Кровавое воскресенье; английская пресса; французские газеты; пропаганда; Русско-японская война; массовые беспорядки. When we analyze how the story was represented by contemporary media and compare different versions of "petition" we found that Russian text of petition has been translated from English. Роль средств массовой информации в формировании общественного мнения хорошо известна. До появления телевидения и Интернета главным источником и средством распространения информации были информационные агенства и газеты. Газеты играли ключевую роль в восприятии текущих событий и в формировании того, каким образом эти события описывались историками. Ход событий в Петербурге в январе 1905 г. Возникшая по незначительному поводу забастовка на крупнейшем предприятии столицы - Путиловском заводе - быстро переросла во всеобщую стачку всех предприятий горо- да. В воскресенье 9 22 января 1905 г. Шествие было организовано Собранием фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга во главе со священником Георгием Га-поном. Демонстранты были расстреляны войсками, что стало началом первой русской революции 1905 г. Историография этих событий обширна. Подробный обзор можно найти в сборнике «Первая революция в России. Взгляд через столетие» [1]. День 9 22 января стал первым советским праздником. Кременецкий напечатала постановление Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов: «1 Предложить Совету Народных Комиссаров объявить день 9-го января национальным праздником Рабочей и Крестьянской России» [2]. После завершения гражданской войны была проведена работа по созданию советской версии истории событий 1905 г. Советская версия происхождения петиции петербургских рабочих восходит к статье А. Шилова, опубликованной в 1925 г. Шилов довольно откровенно писал, каким образом он восполнил отсутствие архивных данных о происхождении петиции. Шилову по интересующему его вопросу. Эти воспоминания воспроизводили сюжетную линию «Истории моей жизни» Гапо-на в русском переводе и других опубликованных к тому времени воспоминаний. В развитие положений А. Шилова была напечатана статья Р. Ганелина [4]. Перрисом и Д. Соски-сом [5]. Анализ сообщений, современных событиям газет, позволяет пересмотреть существующие представления о появлении петиции. Впервые слово «петиция» при описании событий в Петербурге появилось в сообщении французского агентства Гавас из Петербурга от 4 17 января 1905 г. На следующий день корреспондент «Дейли Телеграф» Эмиль Диллон сообщил о намерении священника Гапона подать политическую петицию лично царю одновременно с массовым шествием к Зимнему дворцу в воскресенье 9 22 января, а не просто отправить письмо-прошение передать петицию директору завода [7].

Гапон у Нарвских ворот призывал толпу к столкновению с войсками: «Свобода или смерть! Крестные ходы вступили на площадь перед Зимним Дворцом. Выстроенные для порядка казаки сняли шапки перед святыми иконами. Люди собрались в назначенном месте в назначенный час и ждали, когда на встречу к ним выйдет Царь. Пели молитвы, всех переполняла радость. Всё говорило о том, что «народ пришёл поклониться своему Царю». Но проходило время и Государь не появлялся. В толпе стала расти напряжённость и волнение, — провокаторы ликовали. Неожиданно мятежники из чердаков домов и подворотен и других укрытий начали стрелять по жандармам. Жандармы открыли ответный огонь. Среди толпы возникла паника и давка. Идущие на «взятие Зимнего» толпы были разогнаны. Немедленно на весь мир был поднят крик о многотысячных жертвах «кровавого царского режима», раздались призывы к его немедленному свержению, и эти призывы имели успех. Враги Царя и русского государства, выдававшие себя за его «доброжелателей», извлекли из трагедии 9 января 1905 года максимальный пропагандистский эффект. Отец Георгий Гапон верил в свою миссию вопрос:какую? Рутенберг, приставленный к нему «комиссаром» от революционеров. Ясно, что Рутенберг и его друзья знали о связях Гапона с Департаментом полиции. Будь его репутация безупречна, его, очевидно, тогда пристрелили бы под залпами, чтобы понести в толпу его образ в ореоле героя и мученика. Возникает вполне закономерный вопрос: почему же царь Николай II, власти тогдашней России не смогли предугадать развитие событий? Ответ таков:была несогласованность во властных кругах и неинформированность Царя. Чем она была вызвана — предательством, недоработкой, — так и осталось белым пятном в российской истории. Есть версия, что Николай Второй не отдавал приказа расстреливать демонстрацию рабочих, что означает, что в кругу его придворных были те, кто работал на революцию, что в дальнейшем показала история февральской революции 1917 года. Государя глубоко потрясла весть о «кровавом воскресенье». Своё отношение к событиям он выразил в таких словах: «Знаю, что нелегка жизнь рабочего! Многое надо улучшить и упорядочить… Но мятежною толпою заявлять Мне о своих нуждах — преступно». Он распорядился выделить 50 000 рублей на пособия семьям пострадавших 9 января 1905 года, а также созвать комиссию для выяснения нужд рабочих. Как подавлялись протестные выступления Первыми жертвами Кровавого воскресенья стали представители правоохранительных органов: один полицейский убит, один — тяжело ранен. Стреляли из толпы мирных демонстрантов, идущих с хоругвями и иконами, эсеровские боевики, взявшие на себя охранные функции манифестантов. Даже после этого войска и полиция медлят, не стреляют, надеясь разрешить ситуацию мирно. Организаторы демонстрантов использовали это в свою пользу, распаляя толпу и распуская слухи, что патроны у солдат холостые. Лишь после того, как митингующие, невзирая на предупреждения представителей власти, приблизились на опасно близкое расстояние, командовавший двумя ротами 93-го Иркутского пехотного полка капитан фон Гейн отдал приказ открыть огонь на поражение. Провокация века удалась. Толпа, не знавшая всю правду, с подачи левой прессы и агитаторов, мгновенно разнесших новость, уяснила, что царь расстрелял мирную демонстрацию рабочих. Скрывшийся при первых выстрелах Гапон, ликвидированный впоследствии эсерами, стоявшими за спиной этого незадачливого самозванца, витийствовал уже на следующий день: «У нас больше нет царя! Неповинная кровь легла между ним и народом. Да здравствует же начало очередной борьбы за свободу! Солдатам и офицерам, убивавшим своих невинных братьев, их жен и детей, и всем угнетателям народа моё пастырское проклятие…» Историк Петр Валентинович Мультатули так оценивает эти события: «9 января продемонстрировало отсутствие должного чувства ответственности у высших государственных лиц… Они вели себя не как верноподданные, а как боящиеся ответственности чиновники. Отсутствие единой воли у власти придало революционерам дополнительные силы, ещё более убедило их в возможности успешной борьбы». После этого революционные выступления прокатились по всей стране. Бесчинства и дальнейшее кровопролитие в столице были вскоре прекращены. Этого добился человек, принявший непопулярное, но единственно верное решение. Им стал назначенный царём на должность генерал-губернатора Петербурга генерал Дмитрий Федорович Трепов, который издал знаменитый приказ: «Патронов не жалеть! Холостыми не стрелять». Понимая, что не только рискует головой, но и обрекает своё имя на бесславие, он прокомментировал своё решение генералу Александру Александровичу Мосолову так: «Иначе поступить по совести не могу. Войск перестали бояться, и они стали киснуть. Завтра же, вероятно, придётся стрелять. А до сих пор я крови не проливал…» Почувствовав, что нерешительность и игра в либерализм во власти закончились, организаторы восстания начали сворачивать активные действия. Революция в Петрограде захлебнулась не в крови, а в решимости сильной личности, готовой, не считаясь ни с чем, исполнять свой долг перед Родиной и государем. Удивительно, но в действительности «кровавый Трепов» навёл порядок без единого выстрела, руководствуясь лишь своими широкими полномочиями. Вот как, например, действовал командир батальона гвардейского Семёновского полка полковник Николай Карлович Риман. Захватив на территории подмосковного люберецкого тормозного завода 25 человек с оружием, он не стал передавать их в руки судей, которые чаще всего оправдывали революционеров «за недостаточностью улик». Опросив местных жителей, которые подтвердили, что задержанные терроризировали их, отбирая имущество, а также стреляли в войска, полковник провёл импровизированный суд из выборных крестьян. В результате 13 наиболее активных и жестоких боевиков были приговорены к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение на месте. Эта новость буквально парализовала не получавших до этого симметричного и организованного отпора революционеров. Бунт быстро пошёл на спад, дружинники-боевики начали разбегаться и прятаться. В 1910 году присяжный поверенный Лисицын возбудил в отношении Римана уголовное дело за незаконную расправу. Оно получило ход и грозило обернуться для верного государева слуги тяжёлыми последствиями. Прекратил его своей властью лично император, написавший на материалах дела резолюцию: «Если бы все военные начальники действовали по примеру Римана, то Россия не пережила бы тяжкой и постыдной годины шесть лет тому назад». Были ли сделаны выводы из данных событий? Именно из его уст прозвучали слова о свержении монархии и провозглашении Временного правительства», — говорит доктор исторических наук Александр Островский. И тогда после этих событий было принято решение, чтобы царь лично принял депутацию рабочих, выступил перед ними с краткой речью и обозначил свою позицию. Понятно, что формирование депутации происходило под руководством полиции. Николай Второй принял эту специально подобранную депутацию 19 января 1 февраля и заявил ей: «Вы дали себя вовлечь в заблуждение и обман изменниками и врагами нашей Родины.

История России. Кровавое воскресенье. 9 января 1905 г.

Почему затея с вручением рабочей петиции Николаю II была обречена на трагический финал. В январе 1905 года рабочие под предводительством священника Гапона подписали петицию с требованиями для царя; При попытке передать петицию, рабочие попали под обстрел солдат, охранявших Зимний Дворец. Расстрел мирного шествия к царю 9 января 1905 года вошёл в историю как Кровавое воскресенье. 6) Нормальная заработная плата – немедленно. 7) Непременное участие представителей рабочих классов в выработке законопроекта о государственном страховании рабочих – немедленно.

Кровавое воскресенье: предпосылки, ход событий и итоги

И вот мы бросили работу и заявили нашим хозяевам, что не начнем работать, пока они не исполнят наших требований. Мы не многого просили, мы желали только того, без чего не жизнь, а каторга, вечная мука. Таковы те требования, которые могли бы быть удовлетворены теперь же, при существовании капиталистического производства. Но для этого необходимо, чтобы страной правили не чиновники, которые держат руку капиталистов и угнетают рабочий класс, а сам народ. Забастовщики в ответ выдвинули более широкие требования, включая 8-часовой рабочий день, отмену сверхурочных работ, повышение платы чернорабочим, улучшение санитарного обеспечения и др.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий