Изложение основных идей положений без их аргументации составляются при подготовке к выступлению

ответы > Изложение основных идей, положений без их аргументации; составляются при подготовке к выступлению: Выберите один ответ: a. конспекты b. рефераты c. эссе d. тезисы / ответ на: Изложение основных идей, положений без их аргументации; составляются при подготовке к выступлению: Выберите один ответ: 520858808, Повествовательное,невосклицательное,простое. если предложение простое вот что нужно. В ходе изложения более подробно останавливаетесь на тех или иных положениях, которые на ваш взгляд интересны для аудитории. В заключение необходимо резюмировать речь, повторить основные выводы и положения, призвать к действию.

Акція для всіх передплатників кейс-уроків 7W!

В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. В качестве элементов основной части выступают изложение и аргументация. В главной части формулируется основная мысль речи. Она может быть дана в начале главной части или в конце выступления.

Такое расположение главной мысли диктуется психологическим законом памяти — «фактором края» или «законом первого и последнего места»: лучше запоминается то, что в начале или в конце последовательности событий. Основная мысль пронизывает все выступление. Выступающий должен сохранять устойчивое внимание аудитории на протяжении всей лекции.

Надо тщательно продумать переходы от одной части к другой. Внешне они могут выглядеть контрастными и даже неожиданными, но все части выступления должны раскрывать единство замысла и логику изложения материала. Существует ряд методов, используя которые порознь или сочетая их между собой, лектор может наиболее осмысленно, а значит, и успешно выстроить основную часть своего публичного выступления.

Это хронологический или исторический метод, метод концентрического или ступенчатого построения материала, метод аналогий, дедуктивный и индуктивный способы интересующей темы. При изложении системного материала чаще всего применяют ступенчатый метод, когда тема развертывается последовательно пример — вузовские лекции. Хронологический исторический метод уместен в выступлениях, где надо показать динамику событий, последовательность технологических процессов.

При концентрическом методе говорящий систематически возвращается к исходному пункту, рассматривая его каждый раз под новым углом зрения. К методу аналогии аналогия — это параллель, уподобление различных явлений, процессов, идей целесообразно прибегать в тех случаях, когда неизвестное становится постижимым, понятным, будучи поставленным в параллель известным, знакомым, удобопонятным. Дедуктивный и индуктивный методы относятся к построению лекции опосредованно.

Каким бы методом ни пользовался оратор в своем выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными. При работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию. Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические — к чувствам.

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, обобщение. Анализ — мысленное расчленение объектов, предметов на составные части. Синтез — соединение в целое частей объекта.

Сравнение — это мысленное установление сходства или различия предметов. Обобщение — это объединение отдельных предметов в некотором понятии. Важное значение при подготовке речей имеет соблюдение законов логики.

Перечислим основные законы логики: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Закон тождества формулируется следующим образом: «Любая мысль в процессе данного рассуждения должна сохранять одно и то же содержание или смысл, сколько бы раз она ни повторялась, то есть в данном рассуждении споре, дискуссии каждое понятие должно употребляться в одном и том же смысле. Закон противоречия непротиворечия гласит: «Два противоположных высказывания об одном и том же предмете в одно и то же время, в одном и том же отношении не могут быть одновременно истинными».

Закон исключенного третьего формулируется так: «Из двух противоречащих суждений одно должно быть истинным, другое ложным, а третьего не дано. Закон достаточного основания опирается на аргументированность речи: «Любая мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана ранее». В ораторской речи для убеждения слушателей используются аргументы-доводы в обоснование каких-либо положений.

Краткие положения работы можно излагать в номинативном или глагольном строе. Первые практически исключают глагольные конструкции и отличаются четкостью и лаконичностью изложения, вторые представляют собой краткие научные описания с преобладанием глагольных сказуемых. Вне зависимости от того, какой тип тезисов будет выбран, при их составлении необходимо придерживаться принципов логичности и научности. Правила написания тезисов При подготовке доклада на конференцию нужно следовать установленным правилам.

Структура тезисов зависит от того, какой их тип был выбран. Требования к оформлению тезисов для доклада на конференции Чтобы не допустить ошибок, рекомендуется обратиться к научному руководителю. Он предоставит образцы тезисов на конференцию и объяснит, как их написать. Оформлению основных положений нужно уделить особое внимание, так как ошибки могут стать причиной недопуска к выступлению.

Рекомендаций необходимо придерживаться, чтобы тезисы были своевременно сверстаны и размещены в изданиях журналы по материалам конференции, сборники. Заголовок работы должен включать такие элементы: 1. ФИО автора. Страна и город написания тезисов.

В некоторых вузах требуют составлять аннотацию тезисов, но это скорее исключение, чем правило. Инструкция по подготовке тезисов Представленный алгоритм поможет без особых усилий создать качественный материал. Определитесь с типом тезисов и их структурой. Четко очертите цель работы и результаты, которых хотите добиться благодаря выступлению.

Продумайте название работы с учетом направления исследования и темы, которой посвящена конференция. Составьте тезисы, руководствуясь структурой для каждого типа.

Пороховщиков П. Сергеич считал, что "не исписав... Работа над текстом необходима, если оратор неопытен или ему предстоит сложное выступление. Письменный текст позволяет упорядочить материал и лучше усвоить его, поработать над выразительностью речи. Это третий этап подготовки выступления. К написанию текста следует приступать, когда собран весь материал и составлен окончательный план выступления. При этом план и рассыпной конспект выполняют ту же роль, что для строителя чертеж дома и его блоки.

Работая над текстом выступления, используйте слова и обороты устной речи. Да-да, устной, так как в аудитории вам предстоит говорить, а не читать. Вот и нужно писать текст так, чтобы каждая фраза отлично воспринималась на слух. Начинайте писать текст с введения в тему. Зная будущих слушателей, нетрудно представить, как их лучше подвести к теме. Далее следует продумать и записать фразы, позволяющие перейти к основной части выступления. Проявите изобретательность в использовании различных приемов ведения речи! При этом обращайтесь мысленно к своей аудитории, старайтесь выбрать такое изложение, которое ее заинтересует, и тот стиль речи, который наилучшим образом соответствует теме выступления и характеру аудитории. Еще раз продумайте, какие цифры, примеры, цитаты следует привести для яркого и убедительного раскрытия основной идеи выступления, как их подать.

Обратите внимание на связки - продумывайте переходы от одной части к другой, к заключительной части выступления. В заключении информационного выступления обычно подводят итог сказанному, делают выводы или кратко повторяют материал. А в агитационных речах перед слушателями ставятся конкретные задачи или обращаются к ним с призывом; Завершить выступление помогает концовка - пожелание слушателям, яркая цитата, в которой звучит основная мысль выступления, афористичное высказывание и т. Хорошо воспринимаются и запоминаются выступления, в которых зачин первые фразы связан с концовкой - это так называемая рамочная структура выступления.. Возможно и юмористическое окончание выступления. Вот пример, который приводит П. Доклад на тему "День в Конгрессе" был завершен такой шуткой: "Невзирая на всю сложность и несовершенства, Конгресс вполне доступен для непосредственного наблюдения, и в конце концов он таков, каким его создал народ. Не следует приходить в отчаяние от одного высказывания бывшего капеллана сената США Хэйла. Кто-то спросил его: "Доктор Хэйл, а вы молитесь за сенат?

Юмористическая концовка хороша в том случае, если она подготовлена общей тональностью выступления и приводится не "для юмора", а для того, чтобы лучше донести "соль" всей речи. Пример неудачного заключения - банальные общие фразы, ради которых не стоило бы и собирать аудиторию, так как это и так всем известно. Как выступать без текста Подготовку выступления завершит усвоение материала. На этом этапе окончательно отработанный текст следует прочитать несколько раз, чтобы запомнить логику развития темы и подобрать верную интонацию. Не надо стараться выучить текст наизусть, иначе возникнет соблазн воспроизвести его дословно, и выступающий будет выглядеть неестественно. Достаточно лишь помнить, что за чем предполагается говорить. Напомнить о последовательности изложения может развернутый план выступления. Он строится по образцу планов школьных сочинений вопросы, подвопросы и т. Эту "бумажку" слушатели всегда простят оратору.

На листки того же формата выписывается необходимый вспомогательный материал: цитаты, примеры, цифры. Все это аккуратно складывается в планшет для выступления. Развернутый план должен все время быть перед глазами, а вспомогательный материал - появляться в подходящий момент. Соответствующие пометки в развернутом плане напомнят выступающему, когда следует показать слайд или таблицу, привести цифру или прочитать цитату. Можно написать тезисный план, состоящий из утверждений по каждому вопросу, которые записываются на карточках. Этими карточками можно воспользоваться во время выступления. Не затруднит контакт с аудиторией и конспект из ключевых слов и фраз. Для того чтобы лучше запомнить материал и спокойно выступать без текста, Р. Хофф советует выписать основные положения в нужной последовательности, затем на другом листе каждое положение проиллюстрировать, соединив их в карту-схему речи.

Хорошая идея для наделенных воображением людей! Лист с "маршрутом" речи с картинками может быть перед глазами во время выступления, давая дорогу импровизации и не позволяя при этом сбиться с пути. Проговаривая текст, не забывайте делать паузы. Самые большие паузы отделяют вступление от основной части и основную часть от заключения. Должны быть паузы и между пунктами. Интонационные паузы обычно получаются естественно, если оратор переживает то, о чем он говорит. А вот логическим паузам между смысловыми частями выступления нередко не придают значения, хотя они значительно облегчают слушателям восприятие материала. Завершает подготовку прогон материала, то есть воспроизведение выступления мысленно или вслух. Полезно будет составить по памяти конспект выступления.

Не следует пренебрегать любым видом прогона, так как он позволяет обнаружить слабо усвоенные фрагменты. Ответственное выступление советуем прорепетировать - рассказать какому-нибудь слушателю-добровольцу. Это позволяет устранить недочеты до того, как их обнаружит аудитория, и снижает волнение перед выступлением. Тщательно следует отработать использование вспомогательного материала: проверьте, не забываете ли вы привести цифру или цитату в нужный момент, удобно ли вам пользоваться листками и карточками. Проконтролируйте качество наглядных пособий и работу технических средств диапроектора, кодоскопа, магнитофона , если собираетесь их применять. Если предполагаете пользоваться доской, подготовьте хороший мел. Желательно побывать заранее в той аудитории, в которой предстоит выступать. Закончить подготовку к выступлению рекомендуется за несколько дней до выступления, чтобы материал успел отложиться в памяти и было время для обдумывания и обсуждения его фрагментов. Итак, повторим основные этапы подготовки выступления: 1.

Подбор материала по предварительному плану. Отвечает на вопрос: "Что говорить? Составление окончательного плана с учетом композиции выступления. Отвечает на вопрос: "В каком порядке говорить? Работа над текстом. Отвечает на вопрос: "Как лучше сказать? Усвоение и прогон материала. Оперативная подготовка к выступлению Нередко деловые люди вынуждены оперативно подготовить небольшое сообщение, чтобы выступить на совещании или собрании. Можно рекомендовать такую схему подготовки.

Сначала ответить на вопросы: 1.

Однако не перегружайте слайды информацией и используйте их только для поддержки вашего выступления. Использование риторических приемов Риторические приемы помогут сделать вашу речь более убедительной и запоминающейся. Используйте повторение, риторические вопросы, аналогии и примеры, чтобы усилить свои аргументы и удержать внимание аудитории.

Также обратите внимание на свою речь и используйте паузы и акценты, чтобы подчеркнуть важные моменты. Управление временем Важно уметь управлять временем своего выступления. Подготовьте свою речь так, чтобы она укладывалась в отведенное время. Используйте таймер или часы, чтобы контролировать время.

Если вы замечаете, что вы отстаете или у вас осталось мало времени, сократите свою речь и сосредоточьтесь на самых важных моментах. Реакция на вопросы и комментарии Подготовьтесь к возможным вопросам и комментариям из аудитории. Будьте готовы к ним и отвечайте четко и уверенно. Если вы не знаете ответа на вопрос, не стесняйтесь признать это, но обещайте найти ответ и сообщить позже.

Следуя этим техникам и приемам, вы сможете провести успешное публичное выступление и убедить аудиторию в своих идеях и сообщениях. Ошибки, которые следует избегать при публичном выступлении Недостаточная подготовка Одна из наиболее распространенных ошибок при публичном выступлении — недостаточная подготовка. Необходимо тщательно изучить тему, собрать достоверные и актуальные данные, подготовить структуру выступления и продумать основные аргументы и примеры. Недостаточная подготовка может привести к неуверенности и неполноценному представлению материала.

Неправильная структура выступления Еще одна распространенная ошибка — неправильная структура выступления. Выступление должно иметь четкую и логическую структуру, состоящую из вступления, основной части и заключения. Во вступлении следует привлечь внимание аудитории, в основной части развить основные идеи и аргументы, а в заключении подвести итоги и оставить запоминающееся впечатление. Неумение управлять голосом и жестами Ошибкой является также неумение управлять голосом и жестами.

Голос должен быть четким, громким и разборчивым. Необходимо уметь подчеркивать важные моменты, изменять темп речи и использовать паузы для эмоциональной выразительности. Жесты должны быть естественными и подчеркивать слова и идеи, а не отвлекать внимание аудитории. Отсутствие контакта с аудиторией Еще одна ошибка — отсутствие контакта с аудиторией.

Важно установить эмоциональную связь с аудиторией, поддерживать глазной контакт, обращаться к ней непосредственно и использовать примеры и аналогии, которые понятны и актуальны для слушателей. Использование сложного и непонятного языка Использование сложного и непонятного языка также является ошибкой. Выступление должно быть понятным и доступным для аудитории. Избегайте специфических терминов и сложных конструкций, используйте простой и ясный язык, чтобы ваше сообщение было понятно и запоминающимся.

Недостаточная уверенность Недостаточная уверенность — еще одна распространенная ошибка. Важно проявлять уверенность в себе и своих знаниях. Говорите четко и уверенно, не сомневайтесь в своих словах. Подготовка и практика помогут вам повысить уверенность и убедительность во время выступления.

Неумение реагировать на вопросы и комментарии Неумение реагировать на вопросы и комментарии также является ошибкой. Подготовьтесь к возможным вопросам и комментариям из аудитории. Неумение оценивать и самооценивать выступление Неумение оценивать и самооценивать выступление также является ошибкой. Важно уметь анализировать свои выступления, выявлять сильные и слабые стороны, и работать над их улучшением.

Постоянное самосовершенствование поможет вам стать более успешным и уверенным оратором. Избегая этих ошибок, вы сможете провести успешное публичное выступление и достичь своих целей. Оценка и самооценка публичного выступления Оценка и самооценка публичного выступления являются важными инструментами для развития навыков ораторского искусства. Они позволяют оценить качество выступления, выявить сильные и слабые стороны, а также определить области для улучшения.

Оценка публичного выступления Оценка публичного выступления может быть проведена как самим оратором, так и аудиторией. Важно учитывать следующие аспекты: Ясность и структура выступления: оценка понятности и логической последовательности выступления.

Этапы подготовки к выступлению

Публичное выступление — это общение с аудиторией. В публичном выступлении — будь то доклад, лекция или выступление — перед выступающим всегда стоит задача изложить свой материал таким образом, чтобы вызвать интерес у слушателей, облегчить им. 4)Разработка плана выступления. План выступле-ния – это его краткая программа, в которой определяется порядок изложения материала. На разных этапах подготовки составляются различные по цели и назначению планы: предварительный, рабочий, основной. План-конспект выступления – заранее готовится подробный план, где каждый пункт плана сопровождается кратким указанием основных идей, которые должны быть изложены. Текст выступления – готовится полный текст выступления, который затем полностью зачитывается.

Риторика: Практикум

Тезисы — сжатое изложение основных идей выступления. Тезисы представляют собой программу выступления. Тезисные формулировки служат отправным пунктом для словесного развертывания мыслей. Изложение основных идей, положений без их аргументации; составляются при подготовке к выступлению: Выберите один ответ: a. конспекты b. рефераты c. эссе d. тези. Изложение основных идей, положений без их аргументации; составляются при подготовке к выступлению: Выберите один ответ: 520858808, Г Объяснение:там две грамматические основы. Изложение основных идей, положений без их аргументации; составляются при подготовке к выступлению: Выберите один ответ: a. конспекты b. рефераты c. эссе d. тезисы. Публичное выступление — официальное выступление оратора (в основном монолог) перед непосредственно присутствующей в зале достаточно большой и организованной аудиторией.

Как подготовить публичное выступление

1) экспромт – выступление без подготовки; 2) опора на план-конспект – заранее подготовленный подробный план выступления, где каждый пункт сопровождается перечнем основных идей, которые должны быть изложены. В современных риториках рассматриваются следующие этапы подготовки к конкретному выступлению: Выбор темы и определение целевой установки. Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. заранее спланируйте выступление в соответствие с регламентом. · если сомневаетесь в своем чувстве времени, попросите кого-л. из зала подать условный знак, когда время подойдет к концу. Содержательная подготовка к выступлению. Оценка эксперта: 4.8 из 5. Изложение основных идей положений без их аргументации называется презентацией. Презентация представляет собой краткое изложение основных точек зрения или фактов. При работе над планом при подготовке публичного выступления придумайте несколько ясных формулировок главной мысли и раскидайте их по тексту. Используйте легкий, разговорный стиль, говорите проще. в «московском Кремле«Каждый абзац (4 абзаца).Оставить главную мысль. Переписать. Слов 70-80 (не больше) Цифры не писать.

Тема 6. Определение цели и темы речи, создание модели речевого имиджа

Рабочий план составляется, когда подобраны нужные материалы и определена цель выступления и тема. Указываются тезисы речи, формулировки, примеры. Основной план пишется для слушателей и объявляется после начала выступления. В современных риториках рассматриваются следующие этапы подготовки к конкретному выступлению: Выбор темы и определение целевой установки. Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. 4) Разработка плана выступления. План выступления – это его краткая программа, в которой определяется порядок изложения материала. На разных этапах подготовки составляются различные по цели и назначению планы: предварительный, рабочий, основной. 4)Разработка плана выступления. План выступле-ния – это его краткая программа, в которой определяется порядок изложения материала. На разных этапах подготовки составляются различные по цели и назначению планы: предварительный, рабочий, основной.

18. Публичное выступление

При этом важно завоевать внимание слушателей и удержать его до конца. Речи, написанные без предварительно составленного плана, как показывает практика, обычно «уходят» от основной темы, не укладываются в отведенное для выступления время. Рассказывают, что когда одного лоцмана спросили, как он может помнить все изгибы береговой линии, мели и рифы, то он ответил: «Мне нет дела до них, я иду по фарватеру». Так и для оратора фарватером его выступления, основой речи должен быть план. План — модель, прообраз проектируемого произведения, основа композиции, взаимное расположение частей, краткая программа какого-либо изложения.

План предусматривает полноту и ясность содержания. Кони, - важно течение мысли лектора оратора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать». На разных этапах подготовки речи составляются различные по цели и назначению планы.

Так, после выбора темы выступления рекомендуется составить предварительный план будущей речи. Важно сразу определить, какие конкретно вопросы вы предлагаете осветить в своей речи. Из перечисленных вопросов и состоит предварительный план, который помогает более целенаправленно подбирать литературу, отбирать фактический материал для выступления. Предварительный план отражает личный подход оратора к данной проблеме.

По мере изучения литературы, продумывания темы, отбора материала составляется рабочий план, помогающий лучше продумать структуру выступления. Легче таким образом определить, какие разделы оказались перегружены материалом, какие, наоборот, не имеют достаточно фактического материала, какие вопросы следует включить, какие можно опустить как несущественные для плана и т. В процессе работы над темой рабочий план уточняется, сокращается или увеличивается. Рабочий план, как и предварительный, представляет ценность для самого оратора, его не сообщают слушателям.

На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Именно эти вопросы оратор и сообщает слушателям, чтобы облегчить им процесс восприятия речи. План речи не всегда оглашается оратором. Это зависит от вида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора.

Чаще всего план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях и т. Слушатели обычно во время таких выступлений ведут записи, план помогает им следить за ходом изложения материала. В приветственных, убеждающих речах сообщение плана неуместно. По структуре планы бывают простыми и сложными.

Простой состоит из нескольких пунктов, относящихся к основной части изложения темы. Простой план можно превратить в сложный, разбив пункты простого плана на подпункты. В сложном плане выделяют также вступление, основную часть и заключение. Каждая часть речи имеет свое значение, свои задачи, которые необходимо учитывать при подготовке к ораторской речи.

Основное требование, предъявляемое к плану: он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому. Стандартных, одинаковых планов даже по одной и той же теме не существует. Каждый выступающий по-разному подходит к освещению темы и составляет свой план речи. Больше того, у одного и того же оратора могут быть различные варианты плана по теме выступления.

Планы могут быть построены в соответствии со следующими способами рассуждения: Дедуктивном, когда с самого начала дается основная идея, тезис речи, который потом раскрывается в ходе выступления; Индуктивный: от примеров, отдельных наблюдений идем к общему выводу, тезису речи; План на основе аналогии: сопоставление высказанных идей и как они могут быть реализованы, что при этом получиться; Часто практикуется смешанный образец, соединяющий выше приведенные; План может быть построен на основании сопоставления теории и практики если ваше предложение не проверено еще на практике, сравните его с известными, проверенными явлениями, покажите, что предлагаемое вами не противоречит традициям и практике ; План на основе выводов о причинной связи используется тогда, когда вы хотели бы показать, что данное положение вещей является причиной или следствием другого положения; В агитационных речах часто используются планы по схеме: зло потребности, проблемы и преодоление его. Такой план используется в тех случаях, когда приходится отстаивать те или иные изменения или, наоборот, противостоять им: следует доказать, что существует или отсутствует потребность в переменах, или в том, чтобы недостатки были упразднены, или в том, чтобы проблема была решена; такой план используется, когда к слушателям обращаются с просьбой принять участие в преодолении недостатков или в решение какого-либо вопроса; План может быть построен и по схеме: долг и выгода — используется обращение к чувству долга ответственности с одной стороны, и к соображениям личной выгоды чувствам гордости, преданности делу — с другой. Для информационных речей характерны следующие планы: по хронологическому порядку; развитие от частей к целому; на основе сопоставлений и противопоставлений двух предметов, явлений. После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своей речи.

Композиция, опираясь на план, допускает перестановку частей, введение дополнительных эпизодов, лирических отступлений и т. Что такое композиция речи? Слово «композиция» восходит к латинскому «compositio», которое означает «составление», «сочинение». В современном литературном языке это слово имеет несколько значений: сложное по своему составу произведение; теория сочинения музыкальных произведений; материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов и др.

В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Наряду со словом композиция используются и другие, близкие по смыслу слова: построение, структура. Это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления. Следует учитывать, как соотносятся между собой части выступления, какое место занимает каждая часть по отношению ко всему выступлению.

Организация материала в речи, расположение всех частей выступления определяется замыслом оратора, содержанием его речи. Если соотношение частей рассуждения нарушается, то эффективность речи снижается, иногда даже сводится к нулю. В любом случае, нельзя основное время сообщения отдать вступлению, а основную часть речи только обозначить отдельными предложениями. Из-за неправильного построения речи, нарушения соотношения между частями речи оратору не удается реализовать целевую установку, выполнить поставленную перед ним задачу.

Наиболее распространенной структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, основную часть и заключение. Каждая часть имеет свои особенности, о которых мы расскажем позднее. По способам тематического развертывания основной части ораторской речи можно выделить несколько типов композиции: транзитивный, экстенсивный, параллельный, интегральный. При транзитивном развертывании речи изложение идет последовательно, от одной микротемы к другой, одна микротема переходит в другую, ее развивающую.

Каждая из них, будучи самостоятельной, служит исходным пунктом для разъяснения последующего, в итоге раскрывается основная идея, которая определяет цель данной речи. Способ расположения материала, таким образом, чаще всего связан с хронологическим планом или историческим описанием. Такова, например, речь, произнесенная А. Луначарским на открытии памятника Радищеву в Петрограде в 1918 году: детство Радищева, его юность и учеба, вольномыслие и служба, книга «Путешествие из Петербурга в Москву», арест, ссылка, возвращение , смерть и памятник вольнодумцу Радищеву.

Речь развивается по восходящей линии, последующее связано с предыдущим, зависит от предыдущего. Экстенсивный тип развертывания речи основан на том, что основная идея речи формулируется в ее начале, но весьма приблизительно, в общей форме. В дальнейшем она всесторонне обосновывается, обогащается, конкретизируется новыми характеристиками, обнаруживает различные свои стороны. В конце речи оратор вновь возвращается к основной идее речи, но уже уточняя, конкретизируя обогащенную первичную идею.

Именно такой была речь П. Столыпина о земельном законопроекте и землеустройстве крестьян, произнесенная им в Государственной думе 5 декабря 1908 года. В начале речи он сформулировал свою идею о необходимости наделения крестьян землей и выходе из общины, затем эта идея проходит через всю речь: закон должен учитывать различные ситуации в общинах; альтернативой общине является личная собственность на землю еще более широкое понимание вопроса ; государство дает землю не отдельным людям, а наделяет ею определенную большую социальную группу лиц с определенными правами и обязанностями; еще один блок — обширная критика взглядов на земельную проблему и личную собственность справа и слева. Все положения речи подробно аргументируются оратором.

В конце речи основная идея формулируется в уточненном виде: «Поэтому все силы и законодателя, и правительства должны быть обращены к тому, чтобы поднять производительные силы единственного источника нашего благосостояния — земли. Применением к ней личного труда, личной собственности, приложением к ней всех, всех решительно народных сил необходимо поднять нашу обнищавшую, нашу слабую, нашу истощенную землю, так как земля — это залог нашей силы в будущем, земля — это Россия». При параллельном типе композиции темы разграничены, наблюдается резкое их размежевание, неожиданный переход от одной темы к другой, можно видеть наличие тем с большим смысловым разбросом вопросов. При этом все темы объединены одной отчетливой идеей или общей темой ; переходы от одной темы к другой заранее не готовятся, просто — заканчивается одна тема и начинается другая.

Такую композицию мы наблюдаем, например, в речи И. Тургенева на обеде в «Эрмитаже» в марте 1879 г. Основное содержание речи делится на самостоятельные части, которые можно произвольно переставлять в любой последовательности: смысл приема, сочувствие аудитории, относящейся к оратору как к человеку, не изменившему своим убеждениям и либеральному направлению; значение понятия «либерал»; отношение молодого поколения к старым либералам; необходимо продумать, насколько серьезно молодежь относится к своим задачам. Эти отдельные части объединяет короткое вступление: «Я предпочитаю осветить значение и смысл приема, которым меня удостоила молодежь».

Интегральный тип композиции объединяет различные типы композиции, образуя систему смешанного типа. К качестве примера можно рассмотреть речь В. Брюсова на собрании, посвященном 5-летию Всероссийского союза поэтов 20 ноября 1923 года. Основная часть речи четко делится на 5 частей первые две части объединены общей мыслью — развитие мыслей идет транзитивно, следующие три части отражают параллельное развитие мыслей : « Союз поэтов — это объединение, построенное не на общности той или иной общественно-политической платформы, как группируются партии или иные классовые объединения, а по признаку производства, т.

В этом — и слабая сторона Союза поэтов, но в этом — и его сила ». Первые две части 1 «В члены Союза входят лица из различных классов общества, примыкающие, сознательно или бессознательно, к самым различным политическим программам.. Вторая вытекает из первой — объединены общей мыслью — слабая сторона Союза поэтов. Развитие мысли идет, как мы уже отмечали — последовательно, транзитивно.

Следующие три части самостоятельны, параллельны и объединены также одной мыслью — сильная сторона Союза поэтов… Похвальные и надгробные слова имеют свободную композицию, также как приветственные и застольные речи, определяемые ситуацией и адресатом. Есть и другая классификация композиции речи: Хронологически-последовательный исторический тип композиции; Тематический тип — группируются идеи согласно основным подразделениям выступления, отвечая на вопросы: кто, что, где, когда, как и почему; Концентрический тип — расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором, который при этом переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более углубленному его анализу; Системно-последовательная композиция ступенчатого типа — последовательное изложение одного вопроса за другим без повторения; Способ выделения решающей проблемы — определите природу проблемы, обозначьте ее причины и затем предложите ее решение. Удовольствие будет от речи, в которой все части гармонично соединены, все компоненты должны быть связаны между собой переходами. Содержание всей речи представляет систему отдельных частей, размещенных оратором в определенном отношении друг к другу.

Переходы нужны между утверждениями главных тезисов и вспомогательными данными, между одним доводом и другим. Они необходимы не только для связности, но и для того, чтобы создать впечатление движения, В значительной мере они заставляют слушателя как бы ощущать взаимоотношение мыслей оратора. Переходы отмечаются изменением тона, словами «следовательно», «ибо», «в конце концов», «а поэтому» и др. Работа над композицией — творческий процесс.

Результат большой предварительной работы, отражающий особенности, интересы и склонности самого выступающего. Речь только тогда воздействует желаемым образом на слушателей, когда она эстетически ими воспринимается, доставляет удовольствие. Один из современных специалистов по риторике Н. Кохтев, анализируя ораторскую речь, выделяет пять частей в ее композиции: 1 зачин; 2 вступление; 3 главная часть содержание речи ; 4 заключение; 5 концовка.

Зачин - это часть ораторской речи, которая имеет следующие функции: контактоустанавливающую установление контакта со слушателями ; проспективную создание первоначального представления о направлении и теме речи. В качестве зачина современные речи используют этикетные формулы приветствия: «Уважаемые коллеги… Дамы и господа… Дорогие друзья… Я рад вас приветствовать… Разрешите представиться… Я рад счастливой возможности выступить перед вами» и т. Кроме того, используются шутки; вопросы к аудитории; цитаты, связанные с темой выступления; приветствие; обращение; иронические замечания; ссылки на авторитеты. Первый, самый ответственный момент в речи — привлечь внимание слушателей, первые три-четыре минуты решают: будут вас слушать или нет.

Кони считает: «Внимание всех вообще ребенка, невежды, интеллигента и даже ученого возбуждается простым, интересным интересующим и близким к тому, что, наверное, переживал и испытывал каждый. Значит, первые слова… должны быть просты, доступны, понятны и интересны должны отвлечь, зацепить внимание ». Затем известный оратор приводит такой пример. Если…начнете с того, что Калигула был сыном Германика и Агриппины, что родился в таком-то году, унаследовал такие-то черты характера, так-то и там-то жил и воспитывался, то… внимание вряд ли будет зацеплено.

Потому что в этих сведениях нет ничего необычного т интересного для того, чтобы завоевать внимание. Давать этот материал придется, но…только тогда, когда привлечено уже внимание присутствующих… ». Кони предлагает такое начало: «В детстве я любил читать сказки. Из всех сказок на меня особенно сильно влияла одна пауза : сказка о людоеде, пожирателе детей.

Мне, маленькому, было крайне жалко тех ребят, которых великан-людоед резал, как поросят, огромным ножом и бросал в большой дымящийся котел. Я боялся этого людоеда и, когда темнело в комнате, думал, как бы не попасться к нему на обед. Когда же я вырос и кое-что узнал, то… Далее следуют переходные слова очень важные к Калигуле и затем речь по существу. Скажут: причем тут людоед?

А при том, что людоед — в сказке и Калигула — в жизни — братья по жестокости. Далее Кони отмечает, что такое начало возможно, если вы будете говорить о жестокости Калигулы. Если нет — то надо будет взять другое для завоевания внимания. При этом следует знать свою аудиторию.

Вышеприведенное начало не подходило бы к интеллигентной аудитории, с первых же слов се догадались бы о чем вы говорите и оригинальность превратилась бы в жалкую искусственность. После интригующего начала следует вступление. Оно может быть не в каждом виде речи, учитывается и время выступления. Вступление при подготовке к речи надо обдумать в последнюю очередь, когда оратор уже хорошо представляет себе все свое выступление.

Всё, что говорится, должно быть прямо связано с речью. От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Значение вступления трудно переоценить, поскольку оно имеет в речи огромную психологическую роль. Дело в том, что, по мнению психологов, основная мысль речи лучше и полнее воспринимается тогда, когда она четко сформулирована оратором в начале или в конце изложения.

Это связано с психологическим законом памяти — «фактором края» или «законом первого и последнего места» : лучше запоминается то, что находится в начале или в конце последовательности событий. Мы уже отмечали, что первые слова оратора должны быть просты, понятны и интересны должны зацепить внимание.

В ораторском искусстве традиционно используются следующие методы изложения материала: — индуктивный от конкретных фактов к обобщенным выводам ; — дедуктивный от общих положений к конкретным фактам ; — аналогии проведение параллелей с тем, что хорошо известно слушателям ; — концентрический расположение материала вокруг главной проблемы ; — ступенчатый последовательное изложение одного вопроса за другим ; — исторический изложение материала в хронологической последовательности. Выбор метода определяется коммуникативной ситуацией. Рекомендуется использовать в одном выступлении разные методы. Какими бы методами ни пользовался оратор, его речь должна быть аргументированной, доказательной. Рассмотрим подробнее, что представляет собой аргументация. Под аргументацией понимается процесс приведения доказательств для обоснования какой-либо мысли.

Задача оратора — не только предложить некую систему аргументов в защиту некоторой идеи, но и обеспечить ее понятность, доступность для аудитории. Аргументы подразделяются на аргументы «за» и «против». Аргументы «за» должны убедить аудиторию в том, что они правдивы, опираются на авторитетные источники, близки установившимся в аудитории мнениям. Аргументы «против» должны убедить аудиторию в том, что критикуемые оратором позиции не обладают теми признаками, которые выделены для аргументов «за». Сила аргумента — понятие относительное, так как зависит от ситуации, эмоционально-психологического состояния слушателей и многих других факторов — пола, возраста, профессиональной подготовки аудитории. Однако можно выделить несколько типовых аргументов, которые считаются сильными в большинстве аудиторий. К таким аргументам обычно относят: научные аксиомы, положения законов и официальных документов, законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально, заключения экспертов, ссылки на признанные авторитеты, цитаты из авторитетных источников, показания очевидцев, статистические данные. По способам воздействия на сознание и чувства слушателей аргументы делятся на две группы: 1 аргументы рациональные, или аргументы «по делу»; 2 аргументы иррациональные психологические , или аргументы к человеку.

К аргументам рациональным относятся факты, обращения к авторитетам, законы, теории, аксиомы, принятые в данном обществе. К иррациональным аргументам относится обращение к чувствам, желаниям, интересам адресата. В качестве способов аргументации называют нисходящую и восходящую, одностороннююидвустороннюю аргументацию. Нисходящаяивосходящая аргументация. Нисходящаяаргументация заключается в том, что вначале оратор приводит наиболее сильные аргументы, затем — менее сильные, а завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом. Достоинства нисходящей аргументации в том, что она позволяет легче привлечь и удержать внимание аудитории, заставляет активно работать мысль вначале и чувства в конце, первые аргументы лучше запоминаются. Нисходящая аргументация наиболее эффективна в слабо подготовленной и малозаинтересованной аудитории. Слабые аргументы при нисходящей аргументации выглядят лучше, чем при других способах аргументации.

Восходящая аргументация предполагает, что аргументация и накал чувств усиливаются к концу выступления. Данный способ эффективен в подготовленной, высокозаинтересованной аудитории. Он эффективен, если: атмосфера в аудитории спокойная и оратора готовы выслушать; мысль, которую надо обосновать, сложна; проблема для данной аудитории не является полностью решенной; аудитория может сделать самостоятельный вывод. Односторонняяидвусторонняя аргументация. Односторонняяаргументация предполагает, что: — либо излагаются только аргументы «за» чистый позитив ; — либо излагаются только аргументы «против» чистый негатив. При двусторонней аргументации слушателю дают возможность сопоставить точки зрения, выбрать одну из двух альтернатив, излагая противоположные точки зрения. Разновидностью способа двусторонней аргументации является так называемый способ контраргументации, когда оратор приводит свои доводы как опровержение доводов оппонента, предварительно их изложив. Подбирая аргументы для доказательства выдвигаемого положения, оратору необходимо помнить отребованиях к аргументам.

Аргументы должны быть истинными, непротиворечивыми, доказательными независимо от тезиса, достаточными. Оптимальным числом аргументов при доказательстве тезиса считается число «три»: один аргумент — это еще просто факт; на два аргумента — можно возразить, а на три аргумента это сделать сложнее. Третий аргумент имеет решающее воздействие: начиная с четвертого аргумента аудитория воспринимает аргумент уже не как систему, а как много аргументов. При этом возникает впечатление, что на аудиторию оратор пытается давить, «уговаривает». Есть старая поговорка: кто много доказывает, тот ничего не доказывает. Завершающая часть выступления — заключение — в значительной мере определяет эффективность речи. Известно, что в процессе восприятия речи действует «закон края», то есть запоминается то, что излагается в начале и в конце сообщения. Поэтому в заключении рекомендуется повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммируются наиболее важные положения, делаются выводы.

Написание и овладение текстом выступления. Короткую речь можно просто заучить, а длинный доклад, лекцию заучить трудно. В этом случае необходимо так подготовить текст, чтобы можно было произносить речь, не читая текста, а только с «опорой на него». Процесс овладения текстом для такого выступления предполагает работу с ним по следующим стадиям: 1 составить полный текст; 2 осмыслить и пересказать его своими словами; 3 разметить текст, подчеркнуть основные положения речи; 4 пронумеровать основные вопросы; 5 выделить фамилии, названия, статистические данные, начало и конец цитат, обозначить примеры. Центральную роль при произнесении речи играет установление контакта, овладение вниманием аудитории. Каковы же факторы, обусловливающие контакт оратора с аудиторией? На первое место можно поставить содержательную сторону выступления: актуальность темы, новизну в ее освещении, характер аргументации. Не менее важное значение имеет коммуникативное состояние оратора, то есть те характеристики оратора, которые оказывают влияние на его способности установить контакт с аудиторией и поддерживать его.

Специалисты по ораторскому искусству выделяют следующие действия, необходимые для успешного взаимодействия с аудиторией: — запретить думать о посторонних вещах; — сосредоточить свое внимание на слушателях; — внимательно следить за их реакцией; — вкладывать в речевое действие все физические и моральные силы; — иметь наступательный волевой настрой; — стремиться всеми силами достичь цели своего выступления. Контакт с аудиторией зависит от характера общения с аудиторией. Существуют специальные речевые действия, назначение которых — установление и поддержание контакта. К ним относятся: обращение, приветствие, комплимент, прощание. Эффективным ораторским приемом является диалогизация выступления: построение речи в виде вопросов и ответов. Испытанным средством разрядки, отвлечения внимания аудитории является юмор. Опытные ораторы вводят в серьезное содержание речи шутки, каламбуры, анекдоты. Важную роль в управлении аудиторией играют голосовые приемы, то есть повышение или понижение тона голоса, изменение его громкости, темп речи.

Действенным средством может служить и пауза, которая придает значимость сказанному или тому, что будет сказано. Важнейшую роль для установления и поддержания контакта играет учет особенностей аудитории, которые диктуют оратору и само содержание речи, и форму ее преподнесения. Рассмотрим, какие возможны особенности аудитории. Аудитория — это сложная социально-психологическая общность, в которой действуют механизмы заражения, конформизма, подражания. Для аудитории характерно чувство общности, которое проявляется в определенном настрое слушателей. Одни слушатели бессознательно повторяют действия окружающих механизм заражения , другие осознанно воспроизводят образцы поведения соседей механизм подражания , на третьих оказывает влияние мнение и поведение большинства присутствующих механизм конформизма.

Используя цитаты, следует помнить о том, что нельзя их искажать, необходимо стремиться к их точному пониманию, так как неправильное разъяснение чужих высказываний, искажение их подрывает авторитет оратора. В каких случаях следует прибегать к цитатам? Чаще всего это делают для подтверждения каких-либо своих мыслей или положений; используют как объект критики для опровержения высказываний оппонентов; для заключения, делая вывод из речи и т.

Пользоваться цитатами следует умеренно; обилие цитат часто свидетельствует о бессилии собственной мысли. Спрятался человек за «цитатный забор» и спокоен, но на «цитатных ходулях» далеко не уйдешь. Недопустим догматический подход к цитатам, когда их рассматривают в отрыве от контекста, от исторических условий, в которых та или иная мысль была высказана. Используя цитаты, оратор не должен забывать об их понятности и доступности. Если в них есть иностранные слова, их следует перевести, объяснить. Приводя цитаты, полезно разнообразить форму введения их в речь, пользуясь разными синонимичными выражениями. Например, Платон сказал, говорил, заметил, упомянул, подчеркнул, высказался по вопросу, Аристотель считает, так рассуждает, полагает; послушаем Цицерона; Ломоносова не перескажешь, предоставим слово ему и т. Даже, если вы помните цитату наизусть, лучше брать листок и прочитывать ее по записи, тогда она приобретает необходимую весомость. Сила цитат не в их количестве, а в умении правильно и к месту применять их в публичном выступлении, наиболее целесообразно и эффективно использовать в речи.

Конечно, не всегда и не везде цитаты уместны. Кони отмечал, что «лучшие речи просты, ясны, понятны и полны глубокого смысла. При недостатке собственной «глубокой мысли» дозволительно пользоваться мудростью мудрых, соблюдая меру и в этом, чтобы не потерять своего лица между Лермонтовыми, Толстыми, Диккенсами…». Заготавливать следует значительно больше материала, чем требуется для конкретного выступления. Это связано с тем, что иногда у оратора оказывается дополнительное время и ему может понадобиться запасной материал. Бывают случаи, когда в процессе речи приходится исключать какой-то фрагмент речи и заменять его запасным. Чтение литературы по теме выступления, накопление карточек с интересными цитатами, примерами, статистическими данными и т. Но именно этот этап во многом определяет успех будущего выступления. Когда вы увидели, что собрали достаточное количество материала, переходите к следующему этапу работы — этапу отбора и оформления материалов.

Следует разложить на столе или на полу все выписки и провести их классификацию разложить по отдельным папкам. Затем вы берете каждую папку и просматриваете материал: достаточно его по тому или иному вопросу или нет. Если необходимо, то следует — добрать материал по тому или иному вопросу. Итак, материалы к выступлению собраны, отобраны. Возникает вопрос: писать или нет полный текст речи? Некоторые ораторы на этот вопрос отвечают однозначно — писать. Цицерон, например, утверждал, что нужно как можно больше писать: «Ибо как внезапная речь наудачу не выдерживает сравнения с подготовленной и обдуманной, так и эта последняя будет уступать прилежной и тщательной письменной работе. Сверх того, кто вступает на ораторское поприще с привычкой к письменным работам, тот приносит с собой способность даже без подготовки говорить, как по писанному, а если ему случится и впрямь захватить с собой какие-нибудь письменные заметки, то он и отступить от них сможет, не меняя характера речи. Как движущийся корабль даже по прекращении гребли продолжает плыть прежним ходом, хотя напора весел уже нет, так и речь в своем течении, получив толчок от письменных заметок, продолжает идти тем же ходом, даже когда заметки уже иссякли».

Пороховщиков П. Сергеич П. Знайте, читатель, что, не исписав несколько сажен или аршин бумаги, вы не скажете сильной речи по сложному делу. Если только вы не гений, примите это за аксиому и готовьтесь к речи с пером в руках. Он приводит такую аналогию: «…Вы идете в бой. Заглянем с вами в Московскую окружную палату или в арсеналы Петербургского Эрмитажа: мечи, копья, ружья, пистолеты. К вам подошел кто-то и говорит: всё это в вашем распоряжении, выбирайте что хотите, сколько хотите; но времени у вас одна минута; противник уже вышел в поле… Как разобраться в бесчисленном множестве оружия? Все хорошо на вид, но ведь немало негодного, заржавленного, притупившегося… Ваше слово. Остерегайтесь импровизации.

Можете выставить неверное положение и дать козырь противнику. У вас не будет надлежащей уверенности в себе. Импровизаторы, говорит Квинтиллиан, хотят казаться умными перед дураками, но вместо того оказываются дураками перед умными людьми. Наконец, имейте в виду, что и крылатый конь может изменить». Кони в «Советах лекторам» писал: необходимо « составить сжатый, по возможности полный план и пройтись по нему несколько раз. Еще лучше — написать речь и, тщательно отделав ее в стилистическом отношении, прочитать вслух…Письменное изложение предстоящей речи очень полезно начинающим лекторам и не обладающим резко выраженной способностью к свободной и спокойной речи». Однако, как уже отмечалось, есть и другая точка зрения: писать речь не нужно, ибо это только трата времени, причем непроизводительная трата, так как во всех руководствах читать записанную речь не следует. Кони в рецензии на книгу Сергеича «Искусство речи на суде» дает следующий совет, вопреки более поздней рекомендации: «Не пишите речей заранее, не тратьте времени, не полагайтесь на помощь этих сочиненных в тиши кабинета строк, медленно ложившихся на бумагу, а изучайте внимательно материал, запоминайте его, вдумайтесь в него — и затем следуйте совету Фауста:»Говори с убеждением, слова и влияние на слушателей придут сами собой»». А может быть, здесь нет противоречия?

Может, он говорит здесь о несколько разных ораторах? О разных проблемах? Подготовка письменного текста имеет ряд преимуществ. Написанную речь можно проверять, исправлять. Ее можно показать товарищам, дать на просмотр специалистам, добиваясь таким образом улучшения содержания и формы изложения, а этого не достигнешь, если держать речь только в уме. Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти. Кроме того, написанный текст дисциплинирует оратора, дает ему возможность избежать повторений, неряшливых формулировок, оговорок, делает речь более уверенной. Сначала можно писать начерно, не обращая внимания на стилистические шероховатости, а затем переписывать, исключая все лишнее, исправляя неправильные и неточные выражения. Писать следует на отдельных листах и на одной стороне листа.

Альтернативой полному тексту речи являются конспекты, тезисы или план речи. При достаточном навыке выступлений и хорошем знании темы этого бывает достаточно для убедительного выступления. Лекция 10. Планы и композиции речи. Композиция и план речи. Вступление, основная часть, заключение и приемы возбуждения внимания. Способы произнесения речи. Для успешного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные факты, цифры, примеры, то есть собрать необходимый материал. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности его излагать.

Перед оратором неизбежно возникает ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь. При этом важно завоевать внимание слушателей и удержать его до конца. Речи, написанные без предварительно составленного плана, как показывает практика, обычно «уходят» от основной темы, не укладываются в отведенное для выступления время. Рассказывают, что когда одного лоцмана спросили, как он может помнить все изгибы береговой линии, мели и рифы, то он ответил: «Мне нет дела до них, я иду по фарватеру». Так и для оратора фарватером его выступления, основой речи должен быть план. План — модель, прообраз проектируемого произведения, основа композиции, взаимное расположение частей, краткая программа какого-либо изложения. План предусматривает полноту и ясность содержания. Кони, - важно течение мысли лектора оратора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать».

На разных этапах подготовки речи составляются различные по цели и назначению планы. Так, после выбора темы выступления рекомендуется составить предварительный план будущей речи. Важно сразу определить, какие конкретно вопросы вы предлагаете осветить в своей речи. Из перечисленных вопросов и состоит предварительный план, который помогает более целенаправленно подбирать литературу, отбирать фактический материал для выступления. Предварительный план отражает личный подход оратора к данной проблеме. По мере изучения литературы, продумывания темы, отбора материала составляется рабочий план, помогающий лучше продумать структуру выступления. Легче таким образом определить, какие разделы оказались перегружены материалом, какие, наоборот, не имеют достаточно фактического материала, какие вопросы следует включить, какие можно опустить как несущественные для плана и т. В процессе работы над темой рабочий план уточняется, сокращается или увеличивается. Рабочий план, как и предварительный, представляет ценность для самого оратора, его не сообщают слушателям.

На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Именно эти вопросы оратор и сообщает слушателям, чтобы облегчить им процесс восприятия речи. План речи не всегда оглашается оратором. Это зависит от вида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора. Чаще всего план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях и т. Слушатели обычно во время таких выступлений ведут записи, план помогает им следить за ходом изложения материала. В приветственных, убеждающих речах сообщение плана неуместно. По структуре планы бывают простыми и сложными. Простой состоит из нескольких пунктов, относящихся к основной части изложения темы.

Простой план можно превратить в сложный, разбив пункты простого плана на подпункты. В сложном плане выделяют также вступление, основную часть и заключение. Каждая часть речи имеет свое значение, свои задачи, которые необходимо учитывать при подготовке к ораторской речи. Основное требование, предъявляемое к плану: он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому. Стандартных, одинаковых планов даже по одной и той же теме не существует. Каждый выступающий по-разному подходит к освещению темы и составляет свой план речи. Больше того, у одного и того же оратора могут быть различные варианты плана по теме выступления. Планы могут быть построены в соответствии со следующими способами рассуждения: Дедуктивном, когда с самого начала дается основная идея, тезис речи, который потом раскрывается в ходе выступления; Индуктивный: от примеров, отдельных наблюдений идем к общему выводу, тезису речи; План на основе аналогии: сопоставление высказанных идей и как они могут быть реализованы, что при этом получиться; Часто практикуется смешанный образец, соединяющий выше приведенные; План может быть построен на основании сопоставления теории и практики если ваше предложение не проверено еще на практике, сравните его с известными, проверенными явлениями, покажите, что предлагаемое вами не противоречит традициям и практике ; План на основе выводов о причинной связи используется тогда, когда вы хотели бы показать, что данное положение вещей является причиной или следствием другого положения; В агитационных речах часто используются планы по схеме: зло потребности, проблемы и преодоление его. Такой план используется в тех случаях, когда приходится отстаивать те или иные изменения или, наоборот, противостоять им: следует доказать, что существует или отсутствует потребность в переменах, или в том, чтобы недостатки были упразднены, или в том, чтобы проблема была решена; такой план используется, когда к слушателям обращаются с просьбой принять участие в преодолении недостатков или в решение какого-либо вопроса; План может быть построен и по схеме: долг и выгода — используется обращение к чувству долга ответственности с одной стороны, и к соображениям личной выгоды чувствам гордости, преданности делу — с другой.

Для информационных речей характерны следующие планы: по хронологическому порядку; развитие от частей к целому; на основе сопоставлений и противопоставлений двух предметов, явлений. После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своей речи. Композиция, опираясь на план, допускает перестановку частей, введение дополнительных эпизодов, лирических отступлений и т. Что такое композиция речи? Слово «композиция» восходит к латинскому «compositio», которое означает «составление», «сочинение». В современном литературном языке это слово имеет несколько значений: сложное по своему составу произведение; теория сочинения музыкальных произведений; материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов и др. В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Наряду со словом композиция используются и другие, близкие по смыслу слова: построение, структура. Это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления.

Следует учитывать, как соотносятся между собой части выступления, какое место занимает каждая часть по отношению ко всему выступлению. Организация материала в речи, расположение всех частей выступления определяется замыслом оратора, содержанием его речи. Если соотношение частей рассуждения нарушается, то эффективность речи снижается, иногда даже сводится к нулю. В любом случае, нельзя основное время сообщения отдать вступлению, а основную часть речи только обозначить отдельными предложениями. Из-за неправильного построения речи, нарушения соотношения между частями речи оратору не удается реализовать целевую установку, выполнить поставленную перед ним задачу. Наиболее распространенной структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, основную часть и заключение. Каждая часть имеет свои особенности, о которых мы расскажем позднее. По способам тематического развертывания основной части ораторской речи можно выделить несколько типов композиции: транзитивный, экстенсивный, параллельный, интегральный. При транзитивном развертывании речи изложение идет последовательно, от одной микротемы к другой, одна микротема переходит в другую, ее развивающую.

Каждая из них, будучи самостоятельной, служит исходным пунктом для разъяснения последующего, в итоге раскрывается основная идея, которая определяет цель данной речи. Способ расположения материала, таким образом, чаще всего связан с хронологическим планом или историческим описанием. Такова, например, речь, произнесенная А.

Так как в начале выступления напряжение всегда особенно велико, то даже знания того, что первое предложение полностью записано в вашем конспекте, как правило, бывает достаточно, чтобы произнести его, не подглядывая.

В крайнем случае можно прочитать первое предложение, это поможет преодолеть начальный барьер и почувствовать себя уверенней. Текст выступления — готовится полный текст, который в процессе выступления полностью зачитывается. Некоторым ораторам кажется, что имея перед глазами весь текст выступления, говорящий чувствует себя уверенней. Но полный текст сильно ограничивает.

В этом случае фактически невозможны отклонения от того, что написано в тексте, без нарушения целостности и последовательности речи. Многие ораторы чувствуют себя увереннее, если сначала пишут полный текст выступления. В таком случае есть два варианта: во-первых, из полного текста делается сокращенная версия в виде списка кратких тезисов, во-вторых, в полном тексте выступления выделяются самые существенные положения, на основе которых затем спонтанно произносится речь. Правила для оформления текста выступления.

Использовать бумагу формата А4, без бликов. Межстрочный интервал должен быть достаточно большим, чтобы можно было быстро найти нужное место, не прерывая надолго зрительный контакт с аудиторией. Длину строки следует выбирать в соответствии со смысловым членением. Писать следует только на одной стороне листа только те слова, которые взаимосвязаны и произносятся в речи как одно целое; писать на одной стороне листа, крупно и разборчиво.

Нумеровать листы по порядку. Применять режиссерские указания. Воспроизведение наизусть — выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи. Выученных наизусть выступлений вообще быть не должно.

Они производят впечатление искусственности, а говорящий постоянно испытывает нехватку в спонтанности и убедительности. Вдобавок ко всему, заученный наизусть текст обычно произносится монотонно. Тот, кто выступает, заранее выучив текст, целиком привязывает себя к тексту. В этом случае сбои проявляются гораздо сильнее.

К тому же включается страх сбиться и замолчать. Естественно, возможны и комбинации различных способов. Какой из способов наилучший? Это, конечно, зависит от подготовленности лектора и степени ответственности выступления.

Менее опытные лекторы, менее уверенные в себе, предпочитают подготовить текст выступления; те, кто боится публики, нередко пытаются заучивать выступления наизусть путем многократных репетиций наедине; опытные лекторы обычно пользуются различными видами планов-конспектов. Сопер, американский теоретик, считал, что план-конспект — это тот идеал, к которому должны стремиться все ораторы [71]. Структура публичного выступления Непременным условием успеха любого выступления является четкая структура. Она помогает привести мысли в порядок и обеспечивает логичность изложения.

Выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: введение, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет такой композиции, и ее ожидания не следует обманывать. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления. Введение служит для того, чтобы установить контакт со слушателями и привлечь их внимание.

Оно должно вести к теме, не затрагивая содержания. Введение может включать приветствие и обращение к слушателям это первый шанс установить контакт с аудиторией , оригинальный зачин, тематически связанный переход к основной части. Основная часть выступления должна быть соответствующим образом структурирована. При этом возможны два подхода: с точки зрения логики и с точки зрения психологии.

При логическом подразделении большее внимание уделяется материальным аспектам, в то время как психологическое подразделение определяется скорее степенью концентрации внимания. Однако эти принципы не взаимоисключающие. То, что завершает речь, дольше всего остается в памяти. Поэтому заключение обычно формулируется в виде краткого и легко запоминающегося обращения, побуждения или призыва к действию.

Наиболее распространенные варианты заключения: 1 подводится итог, 2 кратко формулируются основные положения, 3 приводятся варианты дальнейшего развития темы, 4 подчеркивается значимость сделанных выводов, 5 ставятся новые задачи, 6 выражаются пожелания или надежды, 7 формулируется призыв. Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его.

Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи. Композиция от лат. Композиция — это: 1. Строение, соотношение и взаимное расположение частей.

Произведение скульптурное, живописное, музыкальное, литературное , сложное или неоднородное по своему составу. Теория сочинения музыкальных произведений. Материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов спец. Ожегов С.

Толковый словарь русского языка. Композиция речи в теории ораторского искусства — построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом «композиция» употребляются также близкие по смыслу слова «построение», «структура». Композиция материала в речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора, содержанием выступления.

Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю. Из-за неправильного построения речи, нарушения соотношения между частями выступления оратору не удается реализовать целевую установку, выполнить поставленную задачу. Приступая к работе над композицией речи, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план. Важно сразу определить, какие конкретно вопросы вы предполагаете осветить в своей речи.

В процессе изучения литературы, анализа подобранного материала план может измениться, однако он в любом случае будет способствовать вашей работе. Предварительный план отражает собственное решение оратором темы выступления, его личный подход к данной проблеме. После того как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план. Выделите вопросы выбранной темы, отберите существенные и основные, определите, в какой последовательности их излагать.

В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые вы хотите использовать.

Публичное выступление: теория и практика

[на 100% верно] Тест 1 по русскому языку (ОСЭК) — скачать пример готового теста №207071 Сочинение – вид письменной учебной работы, содержащий рассуждение на заданную тему, изложение своих знаний и мыслей с их обязательной аргументацией. Тезисы – изложение основных идей, положений без их аргументации.
18. Публичное выступление 1. Выступление не должно содержать более семи основных идей, так как больше никто не запомнит. Важна краткость выступления, так как способность к запоминанию информации очень ограничена. 2. Экспериментируйте с голосом.

Учебное пособие для студента

Нейросеть может помочь вам делать конспекты лекций, придумывать идеи в классе и многое другое! Существует четыре основных способа подготовки к публичному выступлению: мт – выступление без подготовки. -конспект – заранее подготовить план, где каждый пункт плана сопровождается кратким указанием идей. изложение основных идей, положений без их аргументации. Они фиксируют в краткой форме основное содержание излагаемой преподавателем темы урока или составляются при подготовке к выступлению (по литературным источникам). Изложение основных идей, положений без их аргументации; составляются при подготовке к выступлению: Выберите один ответ: 520858808, ответ:5б,6б,7б,8в.9в,10аб,11ав,12а,13вОбъяснение.

Подготовка устного публичного выступления

Установление контакта с аудиторией Важно установить контакт с аудиторией с самого начала выступления. Вы можете начать с интересного факта, цитаты или риторического вопроса, чтобы привлечь внимание слушателей. Также важно поддерживать глазной контакт с аудиторией и использовать жесты и мимику для установления эмоциональной связи. Четкость и ясность речи Говорите четко и ясно, чтобы аудитория могла легко понять вас. Используйте разнообразие интонации и громкости, чтобы подчеркнуть важные моменты и создать эмоциональную окраску. Избегайте использования сложных терминов и технической специфики, если они не являются необходимыми для понимания темы. Использование визуальных средств Для более наглядного и запоминающегося выступления используйте визуальные средства, такие как слайды, диаграммы, фотографии и видео. Они помогут визуализировать информацию и поддержать вашу речь. Однако не перегружайте слайды информацией и используйте их только для поддержки вашего выступления. Использование риторических приемов Риторические приемы помогут сделать вашу речь более убедительной и запоминающейся.

Используйте повторение, риторические вопросы, аналогии и примеры, чтобы усилить свои аргументы и удержать внимание аудитории. Также обратите внимание на свою речь и используйте паузы и акценты, чтобы подчеркнуть важные моменты. Управление временем Важно уметь управлять временем своего выступления. Подготовьте свою речь так, чтобы она укладывалась в отведенное время. Используйте таймер или часы, чтобы контролировать время. Если вы замечаете, что вы отстаете или у вас осталось мало времени, сократите свою речь и сосредоточьтесь на самых важных моментах. Реакция на вопросы и комментарии Подготовьтесь к возможным вопросам и комментариям из аудитории. Будьте готовы к ним и отвечайте четко и уверенно. Если вы не знаете ответа на вопрос, не стесняйтесь признать это, но обещайте найти ответ и сообщить позже.

Следуя этим техникам и приемам, вы сможете провести успешное публичное выступление и убедить аудиторию в своих идеях и сообщениях. Ошибки, которые следует избегать при публичном выступлении Недостаточная подготовка Одна из наиболее распространенных ошибок при публичном выступлении — недостаточная подготовка. Необходимо тщательно изучить тему, собрать достоверные и актуальные данные, подготовить структуру выступления и продумать основные аргументы и примеры. Недостаточная подготовка может привести к неуверенности и неполноценному представлению материала. Неправильная структура выступления Еще одна распространенная ошибка — неправильная структура выступления. Выступление должно иметь четкую и логическую структуру, состоящую из вступления, основной части и заключения. Во вступлении следует привлечь внимание аудитории, в основной части развить основные идеи и аргументы, а в заключении подвести итоги и оставить запоминающееся впечатление. Неумение управлять голосом и жестами Ошибкой является также неумение управлять голосом и жестами. Голос должен быть четким, громким и разборчивым.

Необходимо уметь подчеркивать важные моменты, изменять темп речи и использовать паузы для эмоциональной выразительности. Жесты должны быть естественными и подчеркивать слова и идеи, а не отвлекать внимание аудитории. Отсутствие контакта с аудиторией Еще одна ошибка — отсутствие контакта с аудиторией. Важно установить эмоциональную связь с аудиторией, поддерживать глазной контакт, обращаться к ней непосредственно и использовать примеры и аналогии, которые понятны и актуальны для слушателей. Использование сложного и непонятного языка Использование сложного и непонятного языка также является ошибкой. Выступление должно быть понятным и доступным для аудитории. Избегайте специфических терминов и сложных конструкций, используйте простой и ясный язык, чтобы ваше сообщение было понятно и запоминающимся. Недостаточная уверенность Недостаточная уверенность — еще одна распространенная ошибка. Важно проявлять уверенность в себе и своих знаниях.

Говорите четко и уверенно, не сомневайтесь в своих словах. Подготовка и практика помогут вам повысить уверенность и убедительность во время выступления. Неумение реагировать на вопросы и комментарии Неумение реагировать на вопросы и комментарии также является ошибкой. Подготовьтесь к возможным вопросам и комментариям из аудитории.

А сколько из них работают? От силы половина. Вот поэтому у нас такие проблемы зимой на улицах!

Работа с текстом. Трудно понять тех взрослых, которые говорят Что молодёжь ленива, что в её среде одни наркоманы и пьяницы. Это говорится лишь для того, чтобы снять с себя ответственность за воспитание детей. Нам нужна демократия. Демократия нам необходима. Без демократии наше общество невозможно. Наше общество нуждается в демократии.

Демократия — это то, в чём нуждается наше общество. Образец: Исходный текст Текст для устного выступления В Воронеже в центре творчества детей и юношества «радуга» прошла областная научно-техническая выставка, собравшая представителей 12 сельских и городских районов. Я могу вам рассказать об интересном событии, которое недавно прошло в нашем городе. В Воронеже есть центр творчества детей и юношества. Называется он «Радуга».

Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи.

Композиция от лат. Композиция — это: 1. Строение, соотношение и взаимное расположение частей. Произведение скульптурное, живописное, музыкальное, литературное , сложное или неоднородное по своему составу. Теория сочинения музыкальных произведений. Материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов спец. Ожегов С.

Толковый словарь русского языка. Композиция речи в теории ораторского искусства — построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом «композиция» употребляются также близкие по смыслу слова «построение», «структура». Композиция материала в речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора, содержанием выступления. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю. Из-за неправильного построения речи, нарушения соотношения между частями выступления оратору не удается реализовать целевую установку, выполнить поставленную задачу. Приступая к работе над композицией речи, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план.

Важно сразу определить, какие конкретно вопросы вы предполагаете осветить в своей речи. В процессе изучения литературы, анализа подобранного материала план может измениться, однако он в любом случае будет способствовать вашей работе. Предварительный план отражает собственное решение оратором темы выступления, его личный подход к данной проблеме. После того как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план. Выделите вопросы выбранной темы, отберите существенные и основные, определите, в какой последовательности их излагать. В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые вы хотите использовать. Рабочий план помогает лучше продумать структуру выступления, определить, какие разделы оказались перегруженными фактическим материалом, какие, напротив, не имеют примеров, какие вопросы следует опустить, какие включить и т.

Рабочий план может иметь несколько вариантов, так как он постоянно уточняется, сокращается или расширяется. Характерная особенность рабочего плана заключается в том, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами бывают не только законченные предложения, но и незаконченные, а также словосочетания и даже отдельные слова. Основной план составляется на основе рабочего плана. Это план не столько для оратора, сколько для слушателей. Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. Этот план сообщается слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи. План речи не всегда оглашается оратором.

Это зависит от вида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора. Чаще всего план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях и т. Слушатели во время таких выступлений ведут записи, и план помогает им следить за ходом изложения материала. В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих речах сообщение плана неуместно. Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты. Сложный план состоит из вступления, главной части и заключения. Он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому.

Структура устного выступления включает вступление, главную часть, заключение. Каждая часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки к ораторской речи. Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Поэтому начало и конец речи, то есть вступление и заключение, должны быть в центре внимания. Успех выступления во многом зависит от заинтересованности аудитории. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением стоит важная психологическая задача — подготовить слушателей к восприятию данной темы.

Слушатели бывают по-разному настроены перед началом речи, так как руководствуются разными мотивами. Одни приходят, потому что их интересует тема выступления, они хотят расширить и углубить свои знания по данной теме, надеются получить ответы на интересующие их вопросы. Другие присутствуют в силу необходимости: являясь членами данного коллектива, они обязаны быть на этом мероприятии. Первая группа слушателей с самого начала готова слушать оратора. Слушатели второй группы сидят с установкой «не слушать», а заниматься «своими» делами читать, разгадывать кроссворды и т. Но ведь оратору необходимо завоевать внимание всей аудитории, заставить работать всех слушателей. Это трудное и ответственное дело.

Поэтому во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину. Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы, поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Эффективный прием — вопросы к аудитории. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в активную умственную деятельность. Прием парадоксального цитирования используется для создания определенного эмоционального настроя слушателей. Чтобы найти интересное, оригинальное начало, необходимо много работать, думать, искать. Это процесс творческий, он требует немало усилий.

Каждая тема требует своего, особого начала. При этом необходимо учитывать и состав аудитории, и степень ее подготовленности. Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь. Некоторые ораторы в конце речи начинают многократно извиняться перед слушателями за то, что у них не было достаточно времени на подготовку речи, поэтому им не удалось хорошо выступить. Этого не следует делать.

Плохо, если оратор заканчивает выступление шуткой, не относящейся к теме выступления.

Цель — доказательство тезиса при помощи аргументов. Принцип усиления — речевое воздействие на слушателей должно увеличиваться к концу выступления за счет — расположения материала по значимости; — усиления эмоционального накала изложения; — усиления интенсивности изложения.

Принцип результативности — публичное выступление обязательно должно содержать предлагаемый слушателям вывод, призыв к действию, рекомендации по дальнейшему поведению, сформулированные словами. Способы подготовки к выступлению. Выбор способа подготовки зависит от подготовленности оратора и ответственности выступления: 1.

Экспромт — выступление без подготовки. План-конспект выступления — используют опытные лекторы. Сопер говорил, что это «идеал, к которому должны стремиться все».

Текст выступления, который читается — используют менее подготовленные и менее уверенные в себе ораторы. Воспроизведение наизусть по памяти — используют ораторы, которые боятся аудитории. Возможны комбинированные способы подготовки.

Подготовка выступления начинается с обдумывания. Советы по обдумыванию выступления: — не советоваться сразу с кем-либо, сначала обдумать выступление самостоятельно, советоваться по целому выступлению; — не начинать с поиска и чтения литературы по темы, а делать это на завершающей стадии. Карнеги: «Не начинайте читать по теме, пока не исчерпаете собственных мыслей»; — выбрать 1—2 аспекта или вопроса удобно для восприятия ; — всегда иметь "резервные знания" термин Д.

Карнеги: заранее дайте свою оценку содержанию и своей мысли очень важно иметь в виду…; самое главное в том, что я хочу вам сказать…; я глубоко убежден в правильности мысли о том, что… ; — проговорите основные мысли, то, что хотите лучше запомнить и подчеркнуть в выступлении, до выступления друзьям, родственникам, чаще упоминайте это в разговорах; — не готовьтесь к выступлению за один раз, лучше несколько дней, делайте перерывы, готовьтесь блоками, так лучше запомните. Подготовка конспекта выступления: — совет Д. Карнеги: записывайте чужие и свои мысли на клочках бумаги разного формата, так легче их будет собрать и расклассифицировать.

В верхней части листа написать тему. В тетрадях и блокнотах трудно найти то, что нужно; — разбейте текст на вступление, основную часть и заключение, так как вступление и заключение нужно записать полностью; — проследите, чтобы в основной части были логические переходы от одной мысли к другой, для этого используйте нумерацию вопросов сейчас переходим ко второму вопросу , вопросы аудитории что является причиной этого? Как пользоваться конспектом.

Чаплин боялся микрофона и полностью записывал свои речи. Мечников тщательно готовился к лекции, но записей и конспектов никогда не делал, на лекции импровизировал. Химик Л.

Реформатский писал полный текст лекции, дома читал ее семье, держал перед собой, но не заглядывал. Историк В. Ключевский читал полностью написанный текст с листа, но при этом как бы рассказывал.

Физиолог М. Сеченов сначала вышептывал лекции, потом читал без конспекта.

Подготовка выступления

Как подготовить публичное выступление ответ в этом году в нашей школе школьники решили приукрасить школу и сделали там маленький садик. они посадили маленькие деревья и цветы. им теперь наша школа стала красивой! Изложение основных иде.
Изложение основных идей, ⚡ положений без их аргументации; составляются при подготовке - armine8 Изложение основных идей, положений без их аргументации; составляются при подготовке к выступлению: Выберите один ответ: ответ520858808: КонспектыОбъяснение.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий