Идеология нацизма основывается на

в 1928 году у них было всего 12 мест из 500 в парламенте Германии. основное положение концепции Гитлера, которое он не забыл, придя к власти, а напротив, сразу стал приводить в жизнь. Исходя из этого, будет описан процесс эволюции нацизма на пути прихода его сторонников к власти и затем, после обретения господствующего положения, в качестве официальной государственной идеологии. О славянах Гобино отзывался уничижительно, считая их потомками арийцев, «выродившихся» и смешавшихся с «низшими» расами. Именно теорию Гобино в значительной степени в ХХ веке приняли на вооружение нацисты.

Национал-социализм

Целью идеологии объявлялось создание и утверждение так называемой «арийской расы» на обширной территории, для того чтобы эта раса могла существовать там благополучно очень долгое время. Среди основополагающих моментов: идея расизма: Гитлер пропагандировал избранность нордической расы, а также идеи антисемитизма и так называемую «расовую гигиену»; милитаристские методы решения внешнеполитических вопросов; противостояние марксизму, коммунистическим идеям, партиям и правительствам. Неонацизм В современном мире последователей нацистских идей называют неонацистами. От национал-социалистической идеологии гитлеровской Германии неонацистские течения взяли идеи шовинизма, превосходства одной нации над другими, гомофобию и антисемитизм. Преступления нацизма Адольф Гитлер и его нацистский режим совершили множество преступлений против человечества.

Более четко эта идея обозначена в лозунге, который Муссолини провозгласил в своей речи в Палате Депутатов 26 мая 1927 года: «Всё в государстве, ничего против государства и ничего вне государства». Отношение к государству национал-социалистов было принципиально иным. Для идеологов Третьего рейха государство — это «только средство для сохранения народа».

В отдаленной перспективе национал-социализм не ставил цель поддерживать структуру государства, а стремился реорганизовать его в общественные институты. Государство в национал-социализме рассматривалось как промежуточный этап, в построении идеального, чистого в расовом отношении общества. Здесь можно усмотреть некоторую аналогию с идеями Маркса и Ленина, которые считали государство переходной формой на пути строительства бесклассового общества. Второй камень преткновения между двумя системами — национальный и расовый вопрос. Для фашистов был крайне важен в этом отношении корпоративный подход в решении национальных проблем. Более того, Муссолини старался по возможности избегать этого слова, заменяя его понятием нация. Именно итальянская нация была для дуче предметом гордости и стимулом для её дальнейшего возвеличивания.

Гитлер называл понятие «нация» «устаревшим и пустым», несмотря на присутствие этого слова в названии его партии. Национальный вопрос германские лидеры решали через расовый подход, в буквальном смысле путем механической очистки расы и поддержанием расовой чистоты через отсеивание инородных элементов. Расовый вопрос — краеугольный камень нацизма. Фашистской идеологии в ее изначальном смысле были чужды расизм и антисемитизм. Хотя Муссолини и признавал, что стал расистом еще в 1921 году, но при этом подчеркивал, что здесь нет никакой имитации германского расизма.

Вера в законность господства высших рас над низшими. Вера в то, что есть «чистые» расы, и смешение неизбежно оказывает на них отрицательное влияние упадок, вырождение и т. После прихода к власти фашистов эти принципы стали осуществляться на практике. В 1933года генетик-расист Фишер заявил, что с научной точки зрения браки и половые отношения между живущими в Германии евреями и неевреями нежелательны, и потребовал принятия соответствующего закона.

Работой ведомства руководилоССи министерство юстиции. В «Нюрнбергских законах» 1935г.

При совпадении многих положений между двумя идеологиями есть существенные различия и даже противоречия. Тонкая грань Сегодня любые движения, имеющие крайне радикальный характер, декларирующие националистические лозунги, принято называть проявлением фашизма. Слово фашист, по сути, превратилось в штамп, потеряв свой исходный смысл. Это не удивительно, так как две наиболее опасные тоталитарные идеологии XX столетия — фашизм и национал-социализм — долгое время находились в тесном соприкосновении, оказывая друг на друга заметное влияние.

Действительно между ними много общего — шовинизм, тоталитаризм, вождизм, отсутствие демократии и плюрализма мнений, опора на однопартийную систему и карательные органы. Национал-социализм нередко называют одной из форм проявления фашизма. Германские нацисты охотно адаптировали на своей почве некоторые элементы фашизма, в частности, нацистское приветствие является калькой, так называемого римского салюта. При повсеместном смешении понятий и принципов, которыми руководствовались нацизм и фашизм между ними не так легко выявить различия. Но прежде чем это сделать, нужно остановиться на происхождении двух идеологий. Фашизм Слово фашизм имеет итальянские корни: «fascio» на русском звучит как «союз».

Это слово, к примеру, стояло в названии политической партии Бенито Муссолини — Fascio di combattimento Союз борьбы. Фасции — пучки вязовых или березовых прутьев, перетянутых красным шнуром или связанных ремнями — являлись своеобразным атрибутом власти древнеримских царей или магистров в эпоху Республики. Первоначально они символизировали право властей добиваться своих решений применением силы. По некоторым версиям, фасции действительно были инструментом телесных наказаний, а вместе с топором — смертной казни. Интеллектуальную основу фашизма во многом подготовили труды Чарльза Дарвина биология , Рихарда Вагнера эстетика , Артюра де Гобино социология , Гюстава Лебона психология и Фридриха Ницше философия.

В чем заключались основные положения идеологии нацизма

НАЦИОНА́Л-СОЦИАЛИ́ЗМ Нацизм — это политическая идеология, которая была официальной в Германии с 1933 по 1945 год. Другое название — национал-социализм. Отличительные черты нацизма. Нацизм является одной из форм фашизма и несет в себе черты расизма и антисемитизма.
1.3. Основные принципы расовой идеологии нацистов и их реализация политическое движение в Германии во главе с Адольфом Гитлером. Идея сочетания «национального» и «социального» подходов приобрела популярность в Германии перед Первой мировой войной.
ПРИНЦИПЫ НАЦИЗМА — Вожди, идеи и современность В данной статье вы рассмотрите сущность идеологии и государственно-политическую практику национал-социализма.

Что такое нацизм: отличия от фашизма и национализма

Истоки идеологии Н.-с. в лозунгах и мировоззренч. ценностях, которые с кон. это идеология, созданная Национал-социалистической немецкой рабочей партией в начале 1920-х годов. это теория превосходства одной нации над другой. В данной статье вы рассмотрите сущность идеологии и государственно-политическую практику национал-социализма.

Происхождение нацизма

После прихода к власти через парламент нацисты провели уничтожение прав и свобод, как таковых, была аннулирована даже конституция 1848 года. Были распущены и запрещены профсоюзы. Так же были запрещены все иные политические партии. Нацистская партия провозглашалась как единственно-возможная и центральная партия всех немцев. Подразумевалось и физическое уничтожение всех идеологических противников нацистов даже повесить римского папу. Если к примеру в центре фашистской идеологии в Италии лежало именно государство, то в основе немецкого нацизма лежит именно раса государство лишь орудие Фёлькиш. Стоит также упомянуть, что нацистская партия поддерживалась крупными дотациями от различных предпринимателей из США и Великобритании.

Когда же армия Третьего Рейха вероломно перешла границы СССР, советскому агитпропу необходимо было решить задачу по дискредитации политического строя Германии. Так и возникло сокращение — «нацизм» , к которому потом добавился термин «фашизм» в его неправильном понимании. И, таким образом, воевавшие бойцы Красной Армии уже бились с нацистами и фашистами, но никак не с социалистами. После окончания Второй Мировой Войны термин «нацизм» стал расхожим ярлыком, более того — синонимом таких слов, как «ксенофобия» , «национализм» , «шовинизм» , «фашизм».

В 1933 году, после прихода Гитлера к власти в Германии, нацистская идеология стала государственной идеологией страны. Она стала частью политики и законов, что привело к реализации нацистской пропаганды и приводила к ужасным преступлениям против человечности в период Второй мировой войны. Нацизм впервые был явлен миру, когда была опубликована книга Гитлера «Майн Кампф» Моя борьба в 1925 году. Главной целью этой книги было изложение идеологии и программы нацизма, а также обоснование необходимости применения насилия и экспансии ради достижения спасения и процветания немецкой нации. После окончания Второй мировой войны и падения нацистского режима в Германии, нацизм был осужден и запрещен в большинстве стран мира. Однако, идеология нацизма оставила глубокий след в истории и до сих пор вызывает отвращение и критику.

Основной принцип: расовая иерархия В основе идеологии нацизма лежит принцип расовой иерархии, согласно которому все народы и расы разделены на превосходящие и непревзойденные. Нацистская идеология утверждает, что немецкая раса, считавшаяся арийской, занимает высшую ступень в этой иерархии, в то время как евреи, цыгане и другие меньшинства считались неполноценными и угрозой для германской расы. Арийцы, согласно верованиям нацистов, представляют собой высшую расу, отличающуюся белым цветом кожи, синими глазами и блондинистыми волосами. Они считались наделенными не только физическими, но и духовными и моральными качествами, которые делали их превосходящими другие расы. Идеи превосходства арийцев помогли нацистам оправдать свои расовые политики и совершенные ими злодеяния. Идея расовой иерархии и превосходства одной расы над другой пронизывала все аспекты нацистской идеологии, от образования и культуры до экономики и политики. Нацисты стремились построить национальное государство, основанное на «чистоте расы» и историческом достижении арийцев. Это вело к геноциду и преследованию евреев, ромов, гомосексуалов и других групп, считавшихся несовместимыми с нацистской идеологией. Расовая иерархия нацизма сформировала основу для установления дискриминационных законов и политик, а также для практик эвгеники и «зачистки» неполноценных элементов из общества. Самоутверждение арийской расы и доминирование над другими расами является основной целью нацизма и привело к одной из наиболее печальных и трагических глав истории человечества — Холокосту.

Антисемитизм и еврейский вопрос Одной из ключевых составляющих идеологии нацизма был антисемитизм. Нацисты считали евреев врагами, приписывая им все общественные, политические и экономические проблемы Германии. Идеологи нацизма придавали особое значение рассовому вопросу и провозглашали арийскую расу вершителями исторической миссии. Главной целью нацистской политики по отношению к евреям было ликвидировать их как «внутреннего врага» и «главный корень разложения и разрушения».

Все эти слова получили абсолютно негативную коннотацию, что позволяло использовать их для очернения политических противников. Сегодня под нацизмом можно считать преступную идеологию, при которой представители одной нации считают вполне естественным паразитировать или захватывать ресурсы у представителей другой нации на основании только национальной принадлежности. В условиях российской действительности под нацизмом можно понимать создание этнических преступных группировок на территории проживания коренных народов, занимающихся террором мирных жителей, торговлей наркотиками, разбоем, изнасилованиями и другими преступлениями.

1.3. Основные принципы расовой идеологии нацистов и их реализация

Нацизм — это идеология, основанная на радикальном национализме и пропаганде расового превосходства. Основные принципы нацизма связаны с расизмом, антисемитизмом и фашизмом. О славянах Гобино отзывался уничижительно, считая их потомками арийцев, «выродившихся» и смешавшихся с «низшими» расами. Именно теорию Гобино в значительной степени в ХХ веке приняли на вооружение нацисты. Германский национал-социализм обычно его идеологические противники называют нацизмом и указывают, что он основан на теориях расовой иерархии и социального дарвинизма. ­Национал-социализм (нацизм) основан, в первую очередь, на шовинистических идеях пангерманизма, расизма и антисемитизма. В его самых основах лежит разделение людей на полноценных и неполноценных, что прямо противоречит фашистским идеям. это мировоззрение, которое основано на исключительности, (иногда избранности), превосходстве своей национальности одного народа над другим.

Национализм, нацизм, фашизм — что это такое?

Язычество, таким образом, устанавливает и оправдывает рабство в мире. Язычество - это крайний национализм и рабство. Язычество по-своему определяет все понятия. Например, языческий патриотизм есть стойкость и самопожертвование в смертельном бою, и вытекает из невозможности изменить своим богам, согласиться, что они - не боги, а значит, признать себя не человеком, признать себя рабом. Для языческого человека лучше погибнуть в бою, чем узнать, проиграв битву, что твои боги - не боги, а значит и ты - не человек, а бессловесный раб! А отдать жизнь в борьбе с врагами своего народа означает сразу же попасть в рай, созданный богами своего племени. Беспримерное мужество и героизм язычников в борьбе друг с другом создали героический эпос древних народов земли. Непримиримость языческих народов друг к другу преодолевалась столетиями, по мере развития товарно-денежных отношений, когда рабы стали постепенно откупаться от рабства, а представители собственного народа стали постепенно «на время» попадать в долговое рабство.

Товарно-денежные отношения разъедали языческие представления об уникальности происхождения каждого племени, но сохраняли строгое деление людей на свободных и рабов. Однако рабство, по мере роста численности населения, уже не могло обеспечить расширенное производство товаров народного потребления. Так, язычество с его жёстким делением людей на рабов и господ постепенно превращалось в тормоз дальнейшего развития человечества. Необходимость принципиального изменения в отношениях людей друг к другу отказ от рабства стала залогом дальнейшего благополучного развития земной цивилизации. Но рабство есть порождение языческих представлений и его невозможно отменить, не изменив представления человека о своём существовании в мире. Необходимо стало иное осмысление основ существования, и родился Христос. Многобожие и рабство не могут существовать друг без друга.

Единобожие Иисуса Христа исключает рабство сразу и навсегда из человеческого общения. Господу совершенно не важна национальность человека! Здесь национализм полностью отвергается, так как для Бога все люди равны. Крайний национализм в учении Христа полностью теряет смысл! Принявшие учение Христа теряют претензии на исключительность своей нации, своего народа. Все люди, а значит, все народы равны между собой. И отношения между людьми и между народами, принявшими Христа, должны строиться на основе абсолютного равенства и человечности, согласно учению Христа.

Таким образом, рабство между христианами отменяется раз и навсегда бесповоротно. Подлинное христианство, основанное на неискажённом учении Христа, отвергает рабство, угнетение и насилие между людьми. Конечно, национальные различия между людьми никуда не деваются, но они никак не должны отрицательно влиять на общение людей друг с другом. Бережное, по Христу, отношение людей друг к другу предполагает и уважение к национальным особенностям людей. Равенство людей перед Богом не означает, что национальные особенности людей должны искореняться, что ими следует пренебрегать. Пренебрежение национальными особенностями - это есть неуважение к людям, а это противоречит учению Христа. Истинный христианин - действительный последователь учения Христа, должен уважать национальные особенности людей, свои собственные национальные особенности - не забывать их.

Но ни в коей мере не выпячивать их, не требовать для себя, или для представителей своего народа, каких либо привилегий, по сравнению с другими людьми, принявшими Единого Бога. Национализм христианский действительно по Христу - это просто чувство принадлежности к данному народу, к данным традициям. Национализм народов, принявших Единого Бога, не разделяет эти народы по каким-либо основаниям, привилегиям, он призван лишь учитывать национальное своеобразие каждого народа в ряду равных друг другу народов единобожия. Патриотизм христианский - это патриотизм ко всем народам, принявшим Единого Бога. Он не разделяет народы, а объединяет их единобожием. Эпоха Возрождения вошла в историю человечества как эпоха возрождения веры человека в самого себя, в свои способности преодолевать трудности. Эпоха Возрождения провозглашала возможность человека строить свою успешную жизнь на земле без опоры на Бога, без религии.

Освобождённый от католических религиозно-нравственных пут европеец призван обеспечить прогрессивное развитие человечества, опираясь на принципы гуманизма - внерелигиозной общечеловеческой нравственности. Художественными образцами человека Нового времени стали служить античные произведения искусства, полные свободы жизненных страстей, что резко контрастировало с католическим самоуничижением средневекового европейца. А вместе с художественными образами античности в Европе были посеяны и семена язычества. Европейская цивилизация в Новое время шла по пути постепенного освобождения европейцев от регламентирующих поведение человека норм христианской нравственности. На первых порах, сразу после начала эпохи Возрождения, это достигалось путём всяческих извращений христианского вероучения католичеством и только что родившимся протестантизмом. А затем рационализм стал вообще исключать Бога из жизни людей, «больше не нуждаясь в данной гипотезе» Лаплас. И в XIX веке атеизм стал господином европейского общественного сознания.

Но за развитием атеистических представлений о мире неминуемо последовало возвращение разума к иррациональным способам объяснения действительности, что так убедительно показал в своей статье Бертран Рассел. К сожалению, Рассел не осознал закономерность появления иррационализма на либеральном пути развитии человечества. Надо было осознать, что иррационализм закономерно появляется на каком-то этапе освобождения людей от веры в Бога - как реакция человека на невозможность исключительно рациональными методами до конца познать мир. Человеческий разум изначально по природе иррационален. Следовательно, разум изначально не может обойтись без веры в сверхъестественное при объяснении действительности, без богов, без Бога. Отказ человека от религии в Новое время не приводит автоматически к изменению природы человеческого сознания, оставаясь лишь формальной мерой. И на каком-то этапе дальнейшего познания мира, иррационализм разума вновь пробивается через примитивные попытки атеизма объяснить мир чисто рационалистически.

Из-за невозможности атеизма честно объяснить мир, следует возврат к иррационализму. Так в атеистической Европе от Юма до Ницше иррационализм торит дорогу возрождению веры в Бога богов. Атеизм не может рационально до конца понять и объяснить мир, и честные научные поиски рационализма неизбежно приводят его к пониманию необходимости иррационализма. Однако, к сожалению, возвращение к разуму исковерканного атеизмом человеческого сознания происходит не с обращения человека к Единому Богу, а с возрождения языческих представлений, поскольку Единобожие - есть главная цель атеистической атаки эпохи Возрождения на сознание человека. Ни Будда, ни Христос, ни Мухаммед не проповедовали в своих учениях массовое избиение людей. Это стали делать различные религиозные спекулянты, лицемерные «последователи» - обманщики и шарлатаны, злые и эгоистичные, завистливые и жестокие. А уже их ученики стали проповедовать атеизм, полностью освобождая себя от какой бы то ни было узды в удовлетворении своего эгоизма.

Религиозные извращения учения Христа кроваво отозвались в судьбе миллионов людей земли в Средние века и в Новое время. Католическая интерпретация учения Иисуса Христа обернулась миллионами человеческих жертв по всей Европе, привела к религиозным войнам, к кострам инквизиции, к индейскому геноциду в Америке. Протестантское извращение учения Христа пошло ещё дальше католического и привело вообще к возрождению рабства в мире. Рабовладение на протяжении многих веков создавало могущество европейской либеральной цивилизации, которая теперь не желает признавать своей вины за вечную «отсталость» развивающихся стран. Высший уровень развития атеистических представлений о мире и человеке был изложен в работах маркиза де Сада и атеистический садизм, своим человеконенавистничеством, уже полностью соответствует языческим представлениям о «людях и рабах». Так язычество, возродившись в атеистическом обществе Нового времени, уже окончательно созрело к «выходу в свет» в конце XVIII веке. И это случилось во времена якобинской диктатуры во Франции, когда кровавый террор захлестнул всю страну.

Тогда прогрессивные и гуманные французские атеисты, исключительно из благих побуждений удовлетворить религиозные чувства «простого» народа, придумали новую, естественно, языческую, религию. Она вполне допускала и оправдывала зверское отношение человека к человеку, и ничуть не ужасалась реками крови, лившимися со ступеней гильотины. Страшно представить, какой ужас воцарился бы в Европе, если бы якобинская диктатура не была свергнута термидорианцами! Не церемонясь с собственным народом, якобинцы устроили бы в Европе настоящую кровавую баню. Но, опять же, ничему не может научить история невежественный народ, развращённый либерализмом. Рецидив якобинства повторился в Европе ХХ века в гораздо более крупных размерах, а сейчас грозит уничтожением всему человечеству. Для появления итальянского фашизма нужна была патриотичная итальянская интеллигенция, воспитанная на уважении общечеловеческих ценностей христианской нравственности, но отрицающая Бога и католическую церковь.

Итальянские атеисты, опираясь в душе на христианскую католическую нравственность, стремились к возрождению Италии через попытку вдохновить итальянской народ примерами из героического языческого прошлого своей страны. Однако, возврат в той или иной форме к язычеству, неизбежно приводит к дальнейшему росту национализма - так возникает в итальянском обществе фашизм. Атеизм, отрицая единство людей в Едином Боге, неизбежно возрождает языческие представления, а вместе с ними возрождает языческий национализм, и обостряет тем самым проблему взаимоотношений между народами. Двойственность итальянского фашизма в национальном вопросе вытекает из того, что атеизм фашистов, возрождая языческий национализм, разделяя народы по национальностям, в то же время формально не отказывается от общечеловеческой христианской католической нравственности. Но так как действительная реализация нравственных норм общечеловеческой христианской нравственности невозможна без веры в Единого Бога, то атеисты постоянно нарушают все нравственные нормы, которые сами себе устанавливают, исходя из практической необходимости. Так и итальянский фашизм постоянно колебался между нормами христианской общечеловеческой нравственности, не позволявшей человеку допускать бесчеловечность в отношении других людей, и национал-социалистическим языческим разделением людей на рабов и господ. Только приверженность итальянцев общечеловеческой нравственности христианства католицизма не допустила окончательное скатывание Италии в пропасть бесчеловечного нацизма.

Целью идеологии объявлялось создание и утверждение так называемой «арийской расы» на обширной территории, для того чтобы эта раса могла существовать там благополучно очень долгое время. Нацизм это: Признание интересов и прав одной группы выделяемой по этнорасовому признаку превыше всех остальных. Нация — превыше всего, причем нация понимается исключительно как биологическое понятие, где гражданские права принадлежат не всем жителям государства, а только тем, которые относятся к господствующей нации-расе. Все остальные нации воспринимаются как неполноценные и даже, возможно, не являющиеся в полной мере человеческими.

Средняя оценка: 4. Нацисты — краткое название национал-социалистов, которые правили в Германии в 1933-1945 годах. Их правление закончилось оккупацией страны Антигитлеровской коалицией. Несмотря на осуждение данной идеологии, ее последователи до сих пор попадаются в различных странах. Особенности идеологии Определение национал-социализма появилось в 1920-ые годы в ходе попытки создать в Германии идеологию, которая была бы альтернативна идеям марксистского социализма и рыночного капитализма.

Основные идеи нацистов были такие: Расизм. Они идеализировали нордическую расу, к которой относили немцев. На другом плюсе находились евреи, цыгане и почти все славяне. Ряд народов, по мнению нацистов, подлежали германизации.

Эти идеи, хотя и отвергнуты в наши дни, напоминают нам о важности борьбы с расовым и генетическим враждебностью, а также о необходимости справедливости и равных возможностей для всех людей. Авторитаризм и военная сила Одной из основных целей идеологии нацизма было установление авторитарного правления и создание сильного государства, способного противостоять другим нациям и превратить Германию в ведущую силу мира. Авторитаризм был неотъемлемой частью нацистской идеи, где верховенство мощного и авторитетного лидера было признано как единственно возможный вариант управления страной.

Основу военной политики нацистской Германии составлял принцип реализации жесткой агрессивной политики с использованием военной силы. Гитлер и его сторонники стремились восстановить потерянные территории Германии и создать «жизненное пространство» для арийской расы, что предусматривало завоевание новых земель за счет других народов. Нацисты активно проводили внешнеполитическую агрессию, переходя от мирного захвата территорий к открытой военной агрессии. Их политика включала аннексию Австрии и Чехословакии, а также начало Второй мировой войны с нападением на Польшу в 1939 году. Нацеливаясь на установление и поддержание завоеваний, нацисты разрабатывали и использовали новые военные технологии, основными столпами которых стали усиление военной промышленности и наращивание военного аппарата. Огромные ресурсы были направлены на разработку таких видов вооружений, как танки, самолеты, артиллерия, а также создание мощной вермахт — немецкой армии. Принцип «оружие дает власть» стал одним из основных положений нацистской идеологии, которое определяло их взгляды на военное превосходство и силу.

Индивидуальное и коллективное подчинение Наиболее ярким проявлением индивидуального подчинения было развитие культа личности, главным символом которого стал Адольф Гитлер. Лидер считался высшей властью и полностью контролировал государственные институты, а его приказы были обязательны для исполнения. Индивидуальное подчинение предполагало безусловное и преданное следование каждого гражданина нацистскому режиму. Коллективное подчинение означало поддержку и следование национальным целям и идеалам. В рамках нацизма любые формы неповиновения или сопротивления государственной власти карались жестко и немедленно. В качестве примера можно привести гонения на евреев, которые рассматривались как враги государства. Отклонение от нацистской идеологии или даже проявление недостаточной верности государству могло привести к тюремному заключению, пыткам или даже смертной казни.

Таким образом, идеология нацизма пропагандировала индивидуальное и коллективное подчинение государственной власти и идеологии. Сочетание культа личности лидера и репрессивных мер позволяло создать полностью контролируемое общество, лишенное независимых мыслей и действий. Оцените статью.

Идеология и политика национал-социализма в Германии

Сегодня под нацизмом можно считать преступную идеологию, при которой представители одной нации считают вполне естественным паразитировать или захватывать ресурсы у представителей другой нации на основании только национальной принадлежности. Национал-социализм, или нацизм, представляет собой форму общественного устройства, соединяющую социализм с ярко выраженным национализмом (расизмом). Национал-социализмом называется также идеология, обосновывающая такого рода социальный порядок. Однако немецкий нацизм как таковой родился лишь после поражения Германии в Первой мировой войне, в ходе которой новые ы пытались переразделить мир, погубившей Второй Германский Рейх, и, победив в Германии на пике Великой депрессии, включал три части. Основной идеей нацизма было установление идеала «арианской расы», которая считалась наиболее исконной, высокоразвитой и культурно значимой. В своей идеологии нацизм основывался на принципах национализма, расизма и социального дарвинизма. Нацизм породил систему подавления и преследования миллионов людей. Во время Второй мировой войны, нацисты активно осуществляли политику геноцида и практиковали дискриминацию на основе расового или национального признака. Фашизм (итал. fascismo, от fascio — союз, пучок, связка, объединение) – это общее определение для политических движений и идеологий крайне правого толка, как правило, стремящихся к установлению тоталитарных (диктаторских) режимов.

Национал-социализм

Нацисты и нацизм – что это такое, краткое определение Теоретическая разработка нацизма в XIX веке продолжена графом де Гобино (1816–1882 гг.), Рихардом Вагнером (1813–83 гг.) и Хьюстоном Стюартом Чемберленом (1855–1927 гг.). Их влияние основывается на заявлениях о расовом и культурном превосходстве «нордических».
Нацисты и нацизм – что это такое, краткое определение Ролики, которые вы посмотрите, могут быть добавлены в историю просмотра на телевизоре, что скажется на рекомендациях.
Домен припаркован в Timeweb 2. Нацизм и Искусство: Как нацизм повлиял на мир искусства? Проанализируем, как эта идеология сказалась на культуре и творчестве в то время, а также ее воздействие на искусство в современном контексте.
Нацизм — что это такое и кто такие нацисты Когда оскорбления в интернете стали обыденностью, стоит разбираться что такое фашизм, нацизм, национализм, шовинизм и ксенофобия, чем они похожи и отличаются.
ПРИНЦИПЫ НАЦИЗМА — Вожди, идеи и современность Ролики, которые вы посмотрите, могут быть добавлены в историю просмотра на телевизоре, что скажется на рекомендациях.

«Суть нацистского режима»: как Гитлер планировал создать «расу господ»

Современный фашизм стал многоликим и разноцветным. Его идеология объединила пестрый букет форм «национальной исключительности». Это не только «коричневая чума» и «белый апартеид» прошлого века, но и «черный расизм», а также «бандеровский нацизм» на Украине. Исходя из этого, будет описан процесс эволюции нацизма на пути прихода его сторонников к власти и затем, после обретения господствующего положения, в качестве официальной государственной идеологии. Нацизм является альтернативой международному социализму и очень удобен для подчинения определенной нации интересам «общего блага». Фактически, раса и государство для нацистов являются единым целым.

Урок истории на тему «Нацизм: прошлое и настоящее». 9–11-е классы

Фашистские же лидеры своими пламенными пропагандистскими речами раздувают этот уголек народной надежды, обещая скорый подъем, рассвет и процветание. Таким образом, национализм становится навязчивой и, по сути, единственной политической программой фашизма. Но обеспечение единства широких и во многом разобщенных социальных слоев — это долгий и тернистый путь. Основа же фашизма — популизм, обещание скорейших преобразований. Единение нужно здесь и сейчас, а для этого необходим стимул, необходим толчок, который поможет преодолеть разногласия. Для фашизма подобным стимулом становится образ врага, крайняя форма которого — расизм. Как раз в этом контексте отмечают разницу между итальянским и немецким фашизмом. Сходства и различия фашизма в Италии и Германии В Италии так и не случилось перехода ко второй стадии развития фашистской идеологии и установления тоталитаризма.

Во многом это было обусловлено незрелостью итальянской доктрины, включавшей в себя множество противоречивых положений и лозунгов, да так и не сложившейся в целостный политический проект. Ханна Арендт в «Истоках тоталитаризма» отмечает, что, по сути, цель итальянского фашизма «сводилась только к захвату власти и установлению в стране прочного правления фашистской "элиты"». Тоталитаризм же, по ее мнению, «…никогда не довольствуется правлением с помощью внешних средств, а именно государства и машины насилия. Благодаря своей необыкновенной идеологии и роли, назначенной ему в этом аппарате принуждения, тоталитаризм открыл способ господства над людьми и устрашения их внутри». Масса с ее верой в фашистскую идеологию и фашистского лидера, фигура которого становится практически сакральной, — вот реальный фундамент фашистского режима. Еще в 1930 году испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет опубликовал свой трактат «Восстание масс», в котором выражал серьезные опасения в отношении становления национальных государств, социальной основой которых является массовое общество. Он утверждал, что главную угрозу времени представляет «сокрушительный и свирепый бунт массовой морали, неотвратимый, неодолимый и темный, как сама судьба».

Восстание масс же ведет к «полностью огосударствленной жизни, экспансии власти, поглощении государством всякой социальной самостоятельности». Таким образом, Ортега-и-Гассет пророчески увидел в массе и массовом сознании главную опору набирающих силу тоталитарных режимов. Бенито Муссолини удалось прийти к власти в Италии, убедив народ в том, что единство может обеспечить только сила. Введенное им понятие фашизма в самом своем названии отражает эту идею. Эмблема Национальной фашистской партии Фашизм происходит от слова «фасции», что буквально означает «пучок прутьев» — единство во множестве. Но фасции — это также розги, которые в Риме за магистратами носили ликторы. Именно эти розги были помещены на эмблему Националистической фашистской партии, в чем можно увидеть особую символичность: цена единства — право власти на насилие.

Таковы основные сходства и различия фашизма в Италии и Германии. Итальянский национализм, к счастью, так и не достиг своей крайней формы — выражающегося в формуле «единство не с кем-то, а против кого-то» расизма, — идеи превосходства одной расы над другими, которая стала фундаментом идеологии гитлеризма. Следует также отметить, что при Муссолини в Италии сохранялась монархия и католическая церковь. Лидеры фашистской идеологии Бенито Муссолини 1883—1945 — лидер итальянского фашизма, политический и государственный деятель, диктатор, «дуче» как его называли в Италии. Отец будущего лидера фашистской идеологии, будучи активным борцом за права рабочих, назвал своего сына в честь мексиканского реформатора — президента Бенито Хуареса. Бенито Муссолини Муссолини начал принимать участие в политической жизни Италии еще юношей. В 1900 году он вступил в социалистическую партию, писал статьи в соответствующие данному направлению газеты, организовывал рабочие забастовки.

В 1919 году создал Итальянский союз борьбы, который в 1921 году был преобразован в Национальную фашистскую партию.

Формирование двух идеологий Оба политических направления в своем начале связаны с вкладами в философии Дарвина, Ницше, Лебона и Габина. Каждый принес свои знания в формирование идеологий, которые на сегодняшний день известны каждому. Дарвин привнес в мир теорию о естественном отборе, которая в обществе переменилась в социальный дарвинизм. Другими словами, это теория о выживании сильнейшего государства или нации.

Ницше — идея о сверхчеловеке и отрицании бога. Лебон объяснил, что народная толпа неразумна и нуждается в подчинении. Гобино стал основоположником расовой теории. Его концепция расового неравенства объясняет историческое развитие, отражающее оценку равенства в виде унизительной идеи для человечества. Фашизм образовался в 80-х годах 19 века в Италии, где благодаря научным агитациям в будущем появился тоталитарный режим.

Впервые мысль о доминантной позиции «организованного меньшинства» над «неорганизованным большинством» высказал Гаэтано Моска, основываясь на проведенных анализах социума. В итоге идейный образ показывал социально-экономическую систему, имеющую множество разных ячеек и организаций с собственными народными ценностями. Направление считается враждебным из-за жестокого угнетения проявлений диссидентства.

На этот раз собеседником издания стал известный историк-германист, исследователь эпохи Третьего рейха Олег Пленков, рассказавший о том, откуда и почему взялась идеология нацизма. В частности, он сказал передаю не дословно , что фашизм доводит до логического завершения либеральную идею конкуренции, в том числе политической. Вы согласны с этим мнением? Как большевизм нельзя свести к русской культуре и русской традиции, так и нацизм нельзя свести к немецкой культуре и немецкой традиции. Появление нацизма носило случайный характер, и причиной тут во многом была Первая мировая война.

А говорить о каких-то глубоких закономерностях западной мысли — это тоже искусственное построение. Скажите, почему в таком случае западная мысль не привела к нацизму, фашизму и другим уродствам где-то в Англии или в США? Это необъяснимо. Поэтому мысль упомянутого публициста абсолютно никакая. Тоталитаризм в таких его разновидностях, как нацизм, фашизм, большевизм, исламизм, является новшеством, которое в политическую историю внес XX век. По ряду признаков раньше подобного не было, поскольку не было массовых политических партий, не было массового общественного мнения, не было мощных и пропагандистских массмедиа. Конечно, были персидские, турецкие тирании, была эпоха Ивана Грозного, но по степени мобилизации, по степени контроля над обществом, по массовости и идеологической насыщенности такого явления никогда не было. В выплате неподъемных репараций Антанте и обнищании немецкого населения?

Что Гитлер, что Ленин, что Муссолини понимали, что для того, чтобы осуществить идейную мобилизацию общества, нужен прежде всего образ врага. В случае с большевизмом таковым был классовый враг — буржуазия, у фашистов Италии врагами были те, кто против объединения нации, а в случае с немецкими нацистами все сводилось к антисемитизму. У них возникло представление, что та же большевистская система была следствием реализации идеи мирового еврейского господства, и якобы мировое еврейство придумало и репарации, и ноябрьскую революцию 1918 года в Германии, которую, как известно, устроили левые силы, а евреи в левых партиях были представлены очень хорошо — все-таки их очень ограничивали и в России черта оседлости , и в Европе, поэтому они и примыкали к левым движениям. Но нацисты искусственную еврейскую тему почему-то поставили в центр своей идеологической доктрины и сделали евреев каким-то универсальными носителями зла. Что Гитлер, что Ленин, что Муссолини понимали, что для того, чтобы осуществить идейную мобилизацию общества, нужен прежде всего образ врага «До 1936—1937 года самый большой государственный антисемитизм был в Польше» — Довольно странно. Мировое еврейство не было настроено антигермански, и даже когда речь зашла о вступлении США в Первую мировую войну, очень многие еврейские сообщества были против этого намерения.

До войны с Германией нацизм считался главным злом, так как противопоставлялся коммунизму, который был в России с 1917 года главенствующей идеологией. А во время войны и особенно после неё нацизм стал непосредственно ассоциироваться с массовыми убийствами, человеконенавистническими концептами, сильным ущербом, который принесли немцы в Россию. После крушения советского государства и коммунистической идеологии идеи национал-социализма не приобрели ровным счётом никакой популярности, так как новые власти ещё только сильнее стали противодействовать идеям нацизма, национал-социализма и т. Национал-социалисты были немногочисленны и не взяли бразды правления в свои руки и не смогли осуществить желаемое. Последователи идей национал-социализма в основном оказались малочисленными сомнительными маргиналами, не имеющими никакой поддержки в обществе. В последние годы, несмотря на всё большее снижение актуальности как национал-социализма, так и войны с Германией российские власти продолжают принимать различные жёсткие законы, направленные на недопущение укоренения идей нацизма в России. Также в России традиционно очень высоки позиции коммунистов и социалистов, которые утратили власть более 30 лет назад. Не смешно?

Главные отличия фашизма от национал-социализм

Возникшее представление об интеллигентной расе со временем трансформировалось в расовые теории, в большинстве которых преобладал антисемитский характер, поскольку именно понятие "арийцы" отделяет евреев от остальных европейцев. Одной из таких теорий и был нацизм. Вполне закономерно, что поражение в войне способствует обострению пессимистических и националистических настроений в обществах побежденных стран, в чем мы уже имели возможность убедиться на примере того воздействия, которое оказали решения Венского Конгресса на немецкое общество, пангерманские идеи которого в очередной раз не были реализованы. Как мы уже убедились, для немцев такого рода обострения не в новизну. Но оглашение итогов войны для Германии послужило невероятно мощным катализатором обострения националистических настроений в немецком обществе. Немцы были готовы к худшему, но такого не ожидал никто.

Требуемые территориальные уступки превышали самые пессимистические ожидания. Установленный верхний предел численности немецкой армии в 100 тыс. Экономические и финансовые требования еще не были определены, но теперь не оставалось сомнений в том, что они будут крайне тяжелыми. Шейдеман официально отказался подписывать такой договор и подал в отставку. Но союзники настаивали на своих требованиях.

Под давлением продолжающейся морской блокады страны и угрозы Запада возобновить военные действия, если Германия безоговорочно не примет выдвигаемых условий, большинство членов Национального собрания в конце концов согласились на его подписание. Как тогда, так и теперь церемония стала символом триумфа победителя над униженным побежденным, который должен был не только платить, но и пресмыкаться. Население восприняло демократию как чужеземный порядок, навязанный победителями. Роковым стало то, что борьба против Версаля означала и борьбу против демократии. Политические деятели, которые призывали к сдержанности и компромиссу с Западом, немедленно объявлялись политическими капитулянтами, а то и предателями.

Все это и стало той почвой, на которой в итоге вырос тоталитарный и зловещий режим Гитлера". Очевидно, что итоги войны привели к окончательному закреплению национализма в немецком обществе. Масла в огонь добавляли еще такие факторы, как хронический пессимизм немецкого народа, разоренная экономика, свершившаяся революция, ставшая "стихийным выступлением уставших от войны масс". Все это отложило негативный отпечаток на национальном самосознании. В народных массах неумолимо росли идеи реваншизма.

Наиболее активные из этой недовольной массы трансформировали это общественную послевоенную реальность в какие-либо учения и теории. Одной из таких теорий и стал национал-социализм. Таким образом, есть прямая взаимосвязь между положениями нацистской идеологии и той обстановкой, в которой она зарождалась, и эта взаимосвязь является вполне закономерной. Ведь разве не закономерным было то, что "перенос" Германии европейскими державами в разряд "ограниченных" приведет к таким последствиям? Разве такое унизительное отношение сможет привести послевоенную измотавшуюся Европу к миру?

Разве возможно, чтобы угнетенный народ закрыл глаза на целенаправленное унижение по отношению к себе, и неужели представители победивших стран не могли оценить возможные последствия своих решений, или же при принятии решений они не ставили перед собой цель обеспечить в дальнейшем мирное сосуществование европейских народов? Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что появление нацизма для послевоенной Германии было вполне закономерным явлением. Национал-социализм был политической идеологией, и поэтому логично, что его основоположники стремились прийти к власти. Рассмотрим заключительный этап формирования идеологии — ее оформление именно как политической. В январе 1919 года в Мюнхене образовывается Немецкая рабочая партия, которая спустя чуть больше года была переименована в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию НСДАП , которую возглавил неудавшийся художник Адольф Гитлер.

Как и любая партия, она опубликовала свою политическую программу: "Программа Национал-социалистической рабочей партии Германии "25 пунктов". Утверждена 24 февраля 1920. В изложении. Объединение всех немцев в границах Великой Германии. Отказ от условий Версальского договора и подтверждение права Германии самостоятельно строить отношения с другими нациями.

Требование дополнительных территорий для производства продуктов питания и расселения увеличивающегося немецкого населения "Лебенсраум". Предоставление гражданства по расовому признаку; евреи не могут быть гражданами Германии. Не-немцы в Германии являются лишь гостями и субъектами соответствующих законов. Назначение на официальные посты не может происходить по принципу кумовства, а лишь в соответствии со способностями и квалификацией. Обеспечение условий существования граждан - первейшая обязанность государства.

При недостатке государственных ресурсов, не-граждане должны быть исключены из числа пользующихся льготами. Въезд в страну не-немцев должен быть прекращен. Участие в выборах - право и обязанность всех граждан. Каждый гражданин обязан трудиться на общее благо. Незаконно полученная прибыль подлежит конфискации.

Все прибыли, полученные за счет войны, подлежат конфискации. Все крупные предприятия должны быть национализированы. Участие рабочих и служащих в прибылях на всех крупных производствах. Достойная пенсия по старости. Необходимо поддерживать мелких производителей и торговцев; крупные магазины должны быть переданы им.

Реформа землевладения и прекращение спекуляции землей. Безжалостное уголовное наказание за преступления и введение смертной казни за спекуляцию. Обычное римское право должно быть заменено на "германское право". Полная реорганизация национальной образовательной системы. Государство обязано поддерживать материнство и поощрять развитие молодежи.

Замена наемной профессиональной армии на национальную армию; введение всеобщей воинской повинности. Средствами массовой информации могут владеть только немцы; не-немцам запрещается работать в них. Свобода вероисповедания, за исключением религий, опасных для германской расы; партия не связывает себя каким-либо исключительным вероучением, но борется с еврейским материализмом. Сильная центральная власть, способная эффективно осуществлять законодательство". В программе виден и националистический, и антисемитский, и социалистический характеры нацистской идеологии, присутствуют также и положения концепции "лебенсраума".

Вместе с тем под объявлением свободы вероисповедания прикрыта реальная антихристианская сущность нацизма. Для привлечения рабочего класса выдвигаются требования социалистического духа, которые отвечают нуждам низших слоев общества: в десятом пункте говорится о всеобщей трудовой повинности, в тринадцатом — о национализации крупных предприятий, в четырнадцатом — о непосредственном участии рабочих в прибылях крупного производства, в шестнадцатом — о поддержке мелкого предпринимательства. Требования такого толка вложили немалый вклад в дело прихода нацистов к власти, способствуя росту популярности партии в среде низших слоев. Но вместе с тем нацисты не спешили осуществлять свои требования и идеи социалистического толка, так как на то имелись свои объективные причины: "Именно эти идеи приводили Гитлера в замешательство, когда крупные промышленники и землевладельцы начали довольно основательно пополнять партийную кассу, в результате чего ни одно из этих требований, естественно, не было осуществлено". Последний пункт отображает видения нацистов по вопросу об устройстве государственного аппарата.

Одним из первых демаршей Гитлера после прихода к власти 30 января 1933 года явилась незамедлительная реализация вышеупомянутого положения программы партии, замеченного и всерьез воспринятого в свое время немногими. И никто уже не смог обвинить Гитлера в том, что он заранее не поставил об этом в известность общественность". Стоит заметить, что программа нацистской партии в сфере основ социальной жизни вполне отражала, за исключением религиозного аспекта, суть идеологии. Конечно же, до тех пор, пока нацизм не занял властвующее положение в государстве, агитационные лозунги его сторонников были менее радикальными, чем их идеи, но для предвыборных кампаний это вполне закономерное явление, к тому же впоследствии прослеживается ужесточение нацистской политики, которая становится такой, какой она и должна быть согласно основным положениям нацизма. Лично я считаю, что именно с момента оглашения политической программы формирование национал-социализма можно считать завершенным процессом, поскольку к этому времени нацизм приобрел все свои основные положения, а опубликовав программу партии, он "дал о себе знать" и стал уже действующей политической силой.

С этого момента начинается борьба за голоса граждан, и в процессе предвыборной гонки идеология, естественно, подвергалась изменениям. Об этих изменениях, которые двинули нацизм "на путь эволюции", мы и поговорим в следующей главе. Именно необходимость всеми возможными способами прийти к власти вносила свои коррективы в сущность нацистской идеологии. Вместе с тем стоит отметить, что свое влияние оказывала также и фашистская партия в Италии, и это признавал даже Гитлер. Рассмотрим же сам процесс прихода нацистов к власти.

На первых порах НСДАП удалось организовать в некоторых немецких землях местные группы, а в самой Баварии партия превратилась в довольно крепкую политическую силу. Нацисты были готовы к решительным действиям. Небезызвестный "поход на Рим" Муссолини вдохновил немецких фашистов. И они организовали 8-9 ноября 1923 года попытку государственного переворота — так называемый "пивной путч". Но эта акция провалилась, 16 человек погибло, НСДАП оказалась под запретом во всей Германии, некоторые из видных нацистов были осуждены, в том числе и Гитлер, получивший смехотворный срок заключения; все это способствовало росту его популярности, а НСДАП окончательно стала "гитлеровским движением".

Впоследствии нацизму нередко давали такие определения, как "гитлеровский фашизм" или же просто "гитлеризм". Пробыв в тюрьме чуть больше года, Гитлер выпустил под своим именем первую часть книги "Майн Кампф", которая, по его задумке, должна была стать своеобразным "евангелием" нацистского движения и демагогической доктриной, которая станет базисом для дальнейшей политики нацистской партии; но книга не принесла ожидаемого успеха, а приближенные к Гитлеру люди были ею разочарованы. Тем не менее, "Майн Кампф" оказала крайне существенное влияние на суть нацистской идеологии. Эта книга окончательно закрепила антимарксистскую и расистскую, с опорой на антисемитизм, сущность нацизма. Единственной причиной отмирания старых культур было смешение крови и вытекающее отсюда снижение уровня расы.

Люди гибнут не в результате проигранных войн, а в результате ослабления силы сопротивляемости, присущей только чистой крови". При чем для этого Гитлер прибегал к любым средствам, используя, например, религиозность немецкого общества: "любая религия, как она свойственна арийцам, требует именно известной веры в загробную жизнь. Посмотрите на талмуд. Нет, эта книга посвящена исключительно вопросу о том, как создать себе на практике жизнь получше в этом лучшем из миров". Также в его антисемитских высказываниях можно заметить намек на его мессианскую роль: "Ныне я уверен, что действую вполне в духе творца всемогущего: борясь за уничтожение еврейства, я борюсь за дело божие"; "Я знаю, что со мной ничего не случится, потому что я был выбран Богом для осуществления великой миссии".

Довольно четко в книге сформулировано отношение к марксизму. Вот что Гитлер пишет о своем первом споре со сторонниками марксизма: "То, что я слышал кругом, могло меня только раздражить до последней степени. Они отвергали и проклинали все: нацию как изобретение капиталистических "классов" — как часто приходилось мне слышать это слово; отечество как орудие буржуазии для эксплуатации рабочих; авторитет законов как средство угнетения пролетариата; школу как учреждение, воспитывающее рабов, а также и рабовладельцев; религию как средство обмана обреченного на эксплуатацию народа; мораль как символ глупого, овечьего терпения и т. Словом в их устах не оставалось ничего чистого и святого; все, буквально все они вываливали в ужасной грязи. Сначала я пытался молчать, но в конце концов молчать больше нельзя было.

Я начал высказываться, начал возражать. Тут мне прежде всего пришлось убедиться в том, что пока я сам не приобрел достаточных знаний и не овладел спорными вопросами, переубедить кого бы то ни было совершенно безнадежно. Тогда я начал рыться в тех источниках, откуда они черпали свою сомнительную мудрость. Я стал читать книгу за книгой брошюру за брошюрой. Но на постройке споры становились все горячей.

С каждым днем я выступал все лучше, ибо теперь имел уже больше сведений об их собственной науке, чем мои противники. Но очень скоро наступил день, когда мои противники применили то испытанное средство, которое конечно легче всего побеждает разум: террор насилия. Некоторые из руководителей моих противников поставили предо мной на выбор: либо немедленно покинуть постройку добровольно, либо они меня сбросят оттуда". Ознакомившись с марксистским учением, Гитлер не только определился со своим негативным отношением к нему, но, наблюдая за ростом движения его сторонников, решил начать борьбу с этой "чумой", поглощающей все больше и больше людей, купившихся на ее привлекательную внешнюю оболочку, которая завораживала своей силой, скрывая тем самым свою террористическую сущность. А сильной эта теория стала не только за счет своего привлекательного внешнего облика, но и потому, что "в лагерь социал-демократии загоняла этих людей, несмотря ни на что, нужда.

Опять же, эти взгляды он трансформировал на расовую теорию, которая была всегда в центре его внимания и образовывала некую призму, через которую он и смотрел на окружающие явления. Марксистское учение он считал продуктом стремления евреев установить свою власть в государстве и обществе: "В это именно время я понял, что это разрушительное учение тесно и неразрывно связано с национальными свойствами одного определенного народа, чего я до сих пор совершенно не подозревал. Только знакомство с еврейством дает в руки ключ к пониманию внутренних, то есть действительных намерений социал-демократии. Только когда познакомишься с этим народом, у тебя раскрываются глаза на подлинные цели этой партии, и из тумана неясных социальных фраз отчетливо вырисовывается оскалившаяся маска марксизма". Однако были в марксизме некоторые вещи, которые симпатизировали Гитлеру.

В частности, он восхищался советской системой, также ему нравился фанатизм коммунистов, который отличал их от слабой буржуазии. Таким образом, книга Гитлера еще больше закрепила антикоммунистическую сущность нацизма. Причем именно его идеи и стали официальной позицией нацистской идеологии по отношению к марксизму, мнения же других нацистов были им проигнорированы. К примеру, Пауль Йозеф Геббельс, "высокопоставленный лидер нацистской партии, главный пропагандист Третьего рейха, ближайший соратник и друг Гитлера", изначально вовсе не был антикоммунистом: "В дневниках Геббельса много говорилось о его тогдашних симпатиях к коммунизму. Где и когда мы сойдемся с руководителями коммунистов?

До написания книги религиозный аспект нацизма заключался в провозглашении свободы вероисповедания, о чем было сказано в программе "25 пунктов". Антихристианская сущность нацизма, проявившаяся уже после обретения им господствующего положения, не имела на первых порах широкой публичной огласки, поскольку всем понятно, в том числе и Гитлеру, что начинать путь к власти в христианской Германии с нескрываемым антихристианизмом — это значит тут же этот путь и закончить. Таким образом, нацисты, в силу требований политической выгоды, скрывали до поры до времени свои антихристианские настроения, объявив в своей предвыборной программе о свободе вероисповедания и о том, что их партия не связывает себя с какой-либо религией. После выхода книги "Майн Кампф" религиозный аспект нацизма кардинально изменился. Проявив политическую хитрость, Гитлер решил воспользоваться религиозностью немцев — на страницах "Майн Кампф" активно утверждалось о его непоколебимой вере во Всевышнего, а также о необходимости религии для духовного развития человека: "Светские школы недопустимы, поскольку в таких школах нет религиозного обучения, а общее обучение морали без религиозной подоплеки держится на пустоте; следовательно, воспитание личности и религия должны исходить из веры".

Умело используя положения христианского учения в совокупности с религиозностью немецкого народа, национал-социалисты активно внушали людям концепцию единства Бога и арийцев и говорили об их благословении Всевышним в их борьбе за выживание: "господь всевышний, благослови наше оружие, окажи ту справедливость, которую ты всегда оказывал! Суди сам, заслуживаем ли мы теперь свободы. Господь бог, ниспошли благословение нашей борьбе! Таким образом они использовали христианство для оправдания будущих жертв "борьбы немецкого народа за выживание", а если конкретнее, то борьбы с "еврейской чумой". Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что "Майн Кампф" способствовала смене "нейтрального" отношения нацизма к христианству на "положительное", то есть " официально прохристианское".

И эта смена произошла в силу требований политического прагматизма. Таким образом, в очередной раз можно убедиться, что политические цели поспособствовали кардинальному изменению основных положений нацизма. Стоит отметить, что на взаимоотношения нацистской идеологии и религии и, соответственно, нацистов и различных христианских институтов оказывал влияние такой важный фактор, как борьба за влияние. Ведь из истории известно, что на протяжении столетий церковь играла одну из ключевых ролей в государстве, и часто между руководством страны и духовенством возникали существенные разногласия в процессе распределения полномочий. И такая реалия политической жизни, как борьба за влияние, привнесла свою лепту во взаимодействие идеологии с религиозной сферой жизни общества, еще больше усиливая антирелигиозную и, соответственно, антихристианскую политику нацистов.

Как уже было сказано в заключительном параграфе прошлой главы, нацисты в ходе борьбы за власть выдвигали требования социалистического толка. Делалось это для привлечения рабочих, поддержка которых смогла бы сыграть решающую роль на выборах. Однако антикапиталистическая риторика не помешала нацистам обращаться за помощью к влиятельным капиталистам Германии. Возможно, что казна НСДАП пополнялась за счет вложений органов французских разведывательных служб и от американского промышленного магната Генри Форда, но эта информация официально не подтверждена, хотя некоторые нацистские деятели признавали, что эти данные имеют под собой основания. Но основную часть своих средств партия получала от крупных немецких промышленников: "к этому времени в Баварии сложилась стабильная группа промышленников, сделавших ставку на гитлеровскую партию.

Начиная с 1922 г. В 1926 г. Все это способствовало получению нацистами значительных средств. Возможно, решающую роль при привлечении крупных промышленников сыграла антикоммунистическая направленность партии, поскольку декларируемый господствующей социал-демократической партией марксистский сценарий развития государства с его общественной собственностью был для зажиточной буржуазии крайне невыгоден. Несмотря на активную поддержку со стороны, "период между 1925 годом и началом экономического кризиса 1929 года оказался неблагоприятным для нацистского движения".

В этот день произошел крах на Нью-йоркской бирже, и начался самый страшный в истории экономический кризис, охвативший весь мир. В Германии, экономическое положение которой было и без того трудным, кризис повлек за собой роковые последствия. Вначале казалось, что это временный спад конъюнктуры, но он перерос в невиданную доселе катастрофу, в которой экономический развал и политическая радикализация шагали нога в ногу. В этой ситуации парламент оказался совершенно беспомощным". Вполне возможно даже, что если бы не этот кризис, то нацизм так и остался бы "воспоминанием времен инфляции".

Общественное недовольство отразилось на итогах выборов, на которых все больше голосов получали радикальные партии. Но Гитлер, недовольный тем, что его партия не получила абсолютного большинства, отказался войти в правительство, и потребовал для себя пост рейхсканцлера и чрезвычайные полномочия. Эти события спровоцировали ухудшение политической ситуации, и, в конце концов, Гитлер добился своего — 30 января 1933 года президент Гинденбург провозгласил его канцлером — причем добился конституционным путем, как он и хотел. С этого момента начинается история Третьего Рейха — "официальное нацистское название режима правления, существовавшего в Германии с января 1933 по май 1945". Придя к власти, нацисты начали воплощать в жизнь свои видения относительно государственного устройства.

Практически сразу по приходу к власти нацисты активно начали претворять в жизнь свои расистские идеи, в основе которых лежал антисемитизм и концепция расового превосходства арийцев. Подобного рода заявления раскрывают их явный фанатический характер. Эта концепция превосходства арийцев, не имевшая никакой полноценной научной аргументации, преподносилась, таким образом, как незыблемое тождество, аксиома, не требующая доказательств. Конечно же, нацисты различными способами пытались доказать правоту своих идей, но даже невооруженным глазом видно, что это делалось для оправдания их агрессивной политики. Они приводили эти аргументы либо из своего слепого фанатизма, либо для легитимизации своей власти.

Таким образом, многие пункты концепции расового превосходства арийцев постоянно сопровождает такое явление, как фанатизм. В ходе антисемитской политики "евреи выводились из сферы действия Гражданского кодекса". Ни один другой народ не подвергался такой дискредитации со стороны нацистов, как этого удостоились евреи, которые "рассматривались и обличались не просто как национальное меньшинство — требовалось не только выселить проникших в Германию "восточных евреев", но и перевести немецких ассимилированных евреев, живших в Германии в течение столетий, в положение "иностранцев". Более того, все евреи вообще демонизировались и объявлялись подлинными виновниками поражения Германии, ответственными также за мнимую опасность марксизма и отрицательные стороны капитализма". В Третьем Рейхе антисемитизм был фактически узаконен после того, как были изданы Нюрнбергские законы о гражданстве и расе — "принятые рейхстагом 15 сентября 1935 два закона, определявшие статус евреев в Третьем рейхе с целью ограничения их прав в политической и общественной жизни Германии.

Первый из них, касавшийся гражданства в рейхе, вводил различие между "гражданами рейха" и "принадлежащими к государству". Граждане рейха должны были документально подтвердить, что в их жилах течет немецкая кровь, ибо только они могли пользоваться политическими правами в том объеме, в котором эти права существовали в Третьем рейхе. Второй закон об "охране немецкой крови и немецкой чести" запрещал браки между евреями и немцами, а также внебрачные сексуальные отношения между ними". Обретение нацистами власти дало им возможность постепенно осуществлять теорию необходимости расширения жизненного пространства, которая затем получила название "Lebensraum" рус. Оккупация польских, украинских и других земель на Востоке сопровождалась массовым истреблением местного населения и переселением на захваченные территории этнических немцев".

При всей своей бесчеловечности, эта концепция последовательно претворялась в жизнь, причем "ей предоставлялся абсолютный приоритет перед экономическими и военными интересами и целями промышленности и вермахта, даже и в то время, когда осуществление расово-идеологических целей было уже несовместимо со стремлением национал-социалистов сохранить свою политическую и военную власть". В процессе расширения жизненного пространства нацисты не останавливались даже перед открытым геноцидом, воспринимая его как естественное явление расовой борьбы. Вместе с тем усиленными темпами шло наращивание военной мощи германской армии, и предпринимались шаги по отмене действия Версальского договора. Соглашение показало, что западные державы готовы пойти на уступки, несмотря на то, что еще 16 марта Гитлер в нарушение Версальского договора заявил о введении всеобщей воинской повинности и принятии программы перевооружения армии. В том же году была создана "ось" Берлин-Рим и заключен "Антикоминтерновский пакт" с Японией.

Разработанный четырехлетний план был рассчитан на то, чтобы подготовить немецкую экономику и армию к ведению новой войны. Аншлюс Австрии вызвал неописуемое ликование немецкого и большинства австрийского населения. Великая Германия, о которой мечтали как либералы франкфуртского парламента в 1848 г. Столь триумфальный успех показал Гитлеру, что с западными державами можно не церемониться. Вермахт получил приказ о подготовке удара по этой стране, намеченного на 1 октября 1938 г.

Национал-социализм Это движение известное под термином «нацизм» стало официальной политической идеологией в Третьем рейхе. Его часто рассматривают как разновидность фашизма с элементами псевдонаучного расизма и антисемитизма, что выразилось в понятии «немецкий фашизм», по аналогии с итальянским или японским фашизмом. Немецкий политолог Мануэль Саркисянц пишет, что нацизм — это не германское изобретение. Философия нацизма и теория диктатуры были сформулированы в средине XIX века шотландским историком и публицистом Томасом Карлейлем. Главной целью для германского национал-социализма было построение и утверждение на максимально обширном географическом пространстве «чистого государства», в котором главная роль отводилась бы представителям арийской расы, имеющей все необходимое для благополучного существования.

Гитлер часто подчеркивал значение итальянского фашизма, который повлиял на формирование нацистской идеологии. Особое место он отводил Маршу на Рим шествие итальянских фашистов в 1922 году, способствовавшее возвышению Муссолини , который стал вдохновляющим примером для германских радикалов. В основу идеологии германского нацизма лег принцип объединения доктрин итальянского фашизма вокруг национал-социалистических идей, где абсолютное государство Муссолини преобразовывалось бы в общество с евгеническим учением о расе. Такие близкие, но разные Согласно Муссолини основное положения фашистской доктрины — это учение о государстве, его сущности, задачах и целях. Для идеологии фашизма государство является абсолютом — непререкаемым авторитетом и высшей инстанцией.

Все индивиды или социальные группы не мыслимы без государства. Более четко эта идея обозначена в лозунге, который Муссолини провозгласил в своей речи в Палате Депутатов 26 мая 1927 года: «Всё в государстве, ничего против государства и ничего вне государства». Отношение к государству национал-социалистов было принципиально иным. Для идеологов Третьего рейха государство — это «только средство для сохранения народа».

Цель нацизма состояла в том, чтобы объединить на обширной территории общность расово чистых, арийских людей, которые смогут привести страну к процветанию на протяжении веков. По мнению Гитлера, социализм являлся древнеарийской традицией. По мнению высокопоставленных лиц Третьего рейха, именно их предки впервые начали использовать земли сообща, старательно развивая идею о всеобщем благе. Коммунизм, по их словам, не являлся социализмом, а был лишь замаскированным марксизмом. Основными идеями национал-социализма являлись: Расизм. Таким образом, можно понять, что такое фашизм и нацизм, а также национализм. Это три совершенно разных понятия, которые, несмотря на некоторое сходство, не являются синонимами. Но, несмотря на факты, многие люди по сей день считают их одним целым.

Ideology and Practice of German National Socialism: when a Nation is defined by Race The article discusses the ideological and political features of German national socialism. It analyzes the political role of the biological concept of the nation, the social base of the Nazis and their perception of the role of the masses. Besides that the paper proposes a Historical, political, and psychological criticism of Nazism and other fascist-type ideologies. Анализируется политическая роль биологической концепции нации, социальная база нацистов и их восприятие народных масс. Особое внимание уделяется роли идеологии в политической и военной практике руководства Третьего рейха. Даётся историко-политическая и психологическая критика нацизма и идеологий фашистского типа. Abstract: The article discusses the ideological and political features of German national socialism. Страна с энтузиазмом меняла свободу на веру. Николай Устрялов Национал-социализм и другие режимы фашистского типа Италия Муссолини была живым эталоном для всех тоталитарных военизированных диктатур, противостоявших коммунистическому интернационализму, в том числе для Германии Гитлера и Испании Франко. В середине 1920-х гг. Однако этот замысел не удался. В ноябре 1923 г. После прихода Гитлера к власти европейские 1 Ридли Д. Рассматривая становление национал-социализма в Германии в более широком международном контексте, уместно отметить ряд фактов. Так, например, в Испании идеология именовалась национал-синдикализмом, который был очень близок итальянскому фашизму с его корпоративным государством. Так же близко и сопоставимо было положение диктаторов — итальянского дуче, немецкого фюрера и испанского каудильо. Как и в Италии, национализм испанских фалангистов был в значительной степени гражданско-правовым, государственно-патриотическим, а не биологическим, как это имело место в национал-социалистической Германии. Внешняя стилистика также похожа — римский салют в качестве приветствия, обращение друг к другу на «ты». Эти режимы, которые принято относить к политическим режимам фашистского типа, носили охранительный антикоммунистический, или, как часто говорили намекая на роль СССР в мировом социалистическом движении , антибольшевистский характер. Теоретическая база идеологии режимов фашистского типа была довольно примитивна. Везде упор делался на пропаганду, внешние образы, массовое восприятие. Режимы должны были сохранить традиционные ценности, пусть и в гипертрофированном, преувеличенном, подчас архаизированном виде. И, в силу этого, не предлагали масштабной программы социального переустройства мира. Все инструменты были стары — крепкая семья, работа, война, рассматривавшиеся в качестве высшего проявления силы нации, залога сохранения национальных традиций. В ситуации, когда режим скорее ориентирован на сохранение существующего, а не достижение будущего «коммунистического рая», можно было пожертвовать разработанной догматикой. Положения партийной программы национал-социализма были весьма условными, а черты присущего ей практического догматизма не были научно обоснованы. Это название объединило в себе большую часть тех ценностей и взглядов на жизнь, которые отстаивал Франко и которые разделяли буржуазные католические слои испанского общества, на которые он опирался2. В сокращённом варианте партию именовали Движением или Фалангой. Партию поддерживали многие монархисты, традиционалисты, церковные круги и антисоциалистические силы. В результате победы в гражданской войне и объединения всех правых партий Франко сосредоточил в своих руках власть, сопоставимую с властью Гитлера в Германии и намного превосходящую полномочия Муссолини в Италии. Национальная фашистская партия Италии, добившись власти, была вынуждена на практике, в режиме реальной политики, вырабатывать теоретические основания своей идеологии. Иначе сложилась судьба движения, которое начало именно с теории, — партии Гитлера. Основой её идеологии стал не просто фашизм, а фашизм с расовым компонентом, когда реальная 2 Ходжес Г. В Италии фашисты сначала захватили власть в октябре 1922 г. В Германии была обратная ситуация. Гитлер стал канцлером в 1933 г. Эта разновидность фашизма получила название «нацизм» и в целях более точного разделения этих двух во многом схожих, но в то же время и очень отличных друг от друга идеологий. Далее в тексте, говоря о национал-социалистическом режиме Третьего рейха, мы будем говорить о нацистах. Именно это определение лучше всего характеризует идеологию национал-социалистической Германии и отличает её от других авторитарных режимов, которые также могли проводить этнические чистки, но никогда не практиковали их в столь широких масштабах и не заявляли о своей социал-дарвинистской концепции государственности и гражданства так открыто, расчётливо и жестоко. Если Муссолини был человеком модерна, своеобразным носителем футуризма и идей развивающихся промышленных городов с их своеобразным творческим порывом, то Гитлер был скорее фанатичным человеком Средневековья, который ненавидел современные города и порождённый ими стиль жизни, включая и все модные в начале ХХ века «дегенеративные», по его мнению, направления искусства. По своему консерватизму, во многом имевшему корни в романтизме и консервативных эстетических предпочтениях, по своему мировоззрению Гитлер был радикальным выразителем негодования деревни по отношению к городу. После прихода к власти Национал-социалистическая немецкая рабочая партия НСДАП вобрала в себя целый ряд правых партий, в том числе «Стальной шлем» — националистическую организацию бывших фронтовиков Первой мировой войны, и Немецкую национальную народную партию Deutschnationale Volkspartei, DNVP. В отличие от Муссолини первых лет фашистского режима в Италии, много говорившего о национальном самосознании и чувстве общности исторической судьбы и определённо отрицавшего биологический подход к определению национальной общности, Гитлер был последователен в расовом понимании нации. В этом смысле теорию и практику его режима сложно обвинить в непостоянстве, зыбкости, изменчивости или неоформленности. Всё было предельно ясно. За тринадцать лет до того, как Гитлер добился поста канцлера, Готфрид Федер, на которого Гитлер полагался в экономических вопросах, набросал двадцать пять пунктов нацистской повестки дня. Однако они были объявлены программой Национал-социалистической рабочей партии Германии на партийном собрании в парадном зале мюнхенской пивной Хоф-бройхаус в феврале 1920 г. Четвёртый принцип звучал следующим образом: «Никто, кроме членов нации, не может быть граж- данином государства. Никто, кроме тех, у кого немецкая кровь, вне зависимости от их вероисповедания, не могут быть членами нации»3. А пятый пункт предполагал фактическое изгнание из Германии всех немцев: «Любой, кто не является гражданином государства, может жить в Германии только как гость и должен быть признан субъектом законов для иностранцев». Так расизм и антисемитизм заявлялись совершенно открыто и недвусмысленно. Программа партии была во многом революционна — прежде всего с точки зрения международных отношений, так как первым же пунктом утверждала пангерманистские стремления по объединению всех немцев в едином государстве, то есть в первую очередь объединение Австрии и Германии в единое государство. В программе НСДАП не было ничего откровенно нового и оригинального, кроме той степени демагогической силы, с которой проповедовались изложенные в ней принципы, и тех последствий, которые повлекла эта программа. Однако в середине 1920-х годов пункты национал-социалистической программы не вызывали впечатления чего-то большего, чем простой демагогии. Эта программа была создана для всех классов и слоёв общества, была результатом баланса самых разнообразных и противоречивших друг другу интересов: «Для всех немцев — Великая Германия. Для шовинистов — антисемитизм. Для баронов — чистота германской расы. В круговороте фашистской свастики. Энциклопедия символов Третьего Рейха. Для крестьян — принудительное безвозмездное отчуждение земель общего пользования, отмена арендной платы и т. Для рабочих — национализация трестов и разделение прибылей. Для всех трудящихся — уничтожение нетрудового дохода и задолженности... Для имущих классов — борьба с марксизмом и, в частности, коммунизмом. Наконец, всем женщинам Гитлер в речах своих обещает "вместо равноправия — мужей"»4. Так охарактеризовал пёструю национал-социалистическую программу в 1933 г. Как и Муссолини в Италии, Гитлер балансировал на грани противоречивых интересов и сумел использовать их таким образом, чтобы прийти к власти. Причём и в итальянском, и в немецком случае прихода к власти фашистов решающим фактором была «коммунистическая угроза», противоядие против которой судорожно искали представители привилегированных классов. Примечательно, что промышленники и буржуазия обнаруживали тенденцию не доверять радикальной риторике вождей обеих фашистских революций, так как видели в ней только популистские уловки, необходимые для того, чтобы завладеть душами масс. За будоражащими толпу выступлениями Гитлера представители крупного капитала не увидели свойственной ему веры в своё признание, посчитав его только хорошим артистом, оратором, готовым на компромисс политиканом без убеждений. На практике же оказалось, что имущие классы недооценили реальной подоплёки этой риторики, не поняли, что за ней скрываются не только демагогия и популизм, но и вера в свой мессианизм преобразователя общества и 4 Устрялов Н. Представители имущих классов Италии и Германии просто не могли представить образ мыслей поддерживаемых ими народных вождей, каждый из которых имел богатый жизненный опыт полуголодных блужданий по городским улицам. Однако у Гитлера мессианизм был истинно фанатичным, бешеным и непримиримым. Этой непримиримостью и фанатизмом он заметно отличался от Муссолини. Ведь это факт, что никто, пожалуй, не пользуется таким доверием немецкого народа, как я. В будущем, верно, никогда не будет другого такого человека, который имел бы авторитет больший, чем имею я. Следовательно, моё существование есть фактор огромного значения. Но я могу быть в любой момент уничтожен каким-нибудь преступником, каким-нибудь идиотом... Никто не знает, как долго я ещё проживу. Поэтому пусть лучше столкновение произойдёт сегодня. В сущности — только три великих государственных деятелей во всём мире: Сталин, я и Муссолини. Муссолини — слабейший. Сталин и я — единственные, кто видит будущее»5. Показательно, как откровенно, холодно, цинично и в то же время подробно останавливался Гитлер на вопросах управления сознанием масс. Гитлер выразил взгляды Густава Ле-бона языком практика, уличного агитатора, пропагандиста митингов и пивных. Если бы Гитлер не был осуждён 204 5 Цит. До горького конца. Записки заговорщика. Смоленск: Русич, 2002. Примечание на с. Подход Гитлера к управлению массами можно суммировать следующим образом. Масса не состоит из профессоров и дипломатов, она не видит нюансов и полутонов, она инстинктивна, косна и бездумна, а значит, нуждается в страсти, чувстве, фанатизме, вере, а не разуме, во впечатлении, а не в знании. Массы не нуждаются в объяснениях, но жаждут утверждений. Именно в силу этого свойства речи на митингах национал-социалистов сейчас кажутся такими плоскими и банальными, наполненными общими фразами и восклицаниями, без глубоких мыслей и сложных конструкций. Эти речи не ставили целью тронуть разум, а должны были пробудить эмоции, для чего и сопровождались факельными шествиями, соответствующей атрибутикой и особым стилем самого их произнесения. Вождь национал-социализма презирал массы, которым нужно было дать лучших вождей. Массовость партии по мысли Гитлера сама по себе давала право на власть. Парламент рассматривался идеологами национал-социализма как безответственный и аморальный институт, в силу чего национал-социалистическая партия не воспринималась своими членами как парламентская партия, и парламент был ей нужен только на первых порах. Как и итальянский фашизм, национал-социализм Германии был вызван к жизни реакцией на коммунистическую опасность со стороны буржуазных классов и стал одним из результатов Первой мировой войны. Победители итальянцы выиграли эту войну, но чувствовали себя обманутыми и проигравшими, немцы войну проиграли, но чувствовали, что могли победить. Крах империи Гогенцоллернов объяснялся в этих условиях не слабостью войск, не военным поражением, а революцией в тылу. Являясь представителем мелкобуржуазной среды, Гитлер умело сочетал эксплуатацию патриотических чувств с социалистической риторикой. Патриотическое чувство побеждённой и оскорблённой Германии было синтезировано с насущными потребностями масс. Как и Муссолини, Гитлер оказался правым политическим деятелем нового типа. Прежние юнкерские элиты не имели его мелкобуржуазного чутья и не умели так эксплуатировать социальные темы, как это удавалось ему6. Именно Гитлеру удалось соединить великодержавную риторику потомственного высшего чиновничества Пруссии с чаяниями народных масс, выходцем из которых он был. Средний класс: социальная база фашизма и реальная экономическая подоплёка победы нацизма Несмотря на мелкобуржуазную социальную базу, привели Гитлера к власти прежде всего промышленные круги — крупнейший военно-химический концерн «И. Фарбениндустри» и крупнейшая металлургическая монополия Германии «Стальной трест» «Ферайнигтештальверке» , возникшая в Германии в 1926 г. Консолидация «Стального треста» проходила с помощью американских банкиров, предоставивших организации долгосрочные займы более чем на 100 млн долларов. На момент прихода Гитлера к власти в 1933 г. Психология масс и фашизм. В годы Второй мировой войны «Стальной трест» был одной из наиболее мощных монополий нацистской Германии, тесно связанной с концернами «И. Фарбениндустри», «Сименс» и др. Интеллектуалы — Карл Хаусхофер, Готфрид Фе-дер и другие — были представителями тонкого слоя носителей идеологии, завесой идеологических смыслов поверх примитивного движения, скрывающими мощные рычаги грубой экономической силы и экономического интереса монополий. Причём далеко не всегда интеллектуалы, связываемые с нацизмом, ему симпатизировали или разделяли все идеологические установки гитлеризма, хоть он и пытался апеллировать к их авторитету. Потребности промышленного капитала и поддержанная массами идеология нацизма привели Гитлера к власти. Две эти мощные силы — промышленные магнаты и социальная база нацистов в лице представителей мелкой буржуазии — объединились, стали работать на Гитлера. Причём средние классы общества, массы электората не знали об этой второй силе, выдвигавшей Гитлера вперёд. Опираясь на эти силы, Гитлер стал канцлером, а затем и президентом, сосредоточив в своих руках беспрецедентную власть. Он пришёл к власти демократическим путём, но укреплял её, изменяя законы и прибегая к террору. Он не был общенациональным лидером в демократическом, неавторитарном понимании, как, например, Махатма Ганди. Его власть покоилась на штыках СС, концентрационных лагерях и поддержке со стороны отдельных, 205 пестуемых государством групп населения — членов партии, околопартийных организаций, чиновников, силового блока.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий