Файзулла ходжаев семья

Explore historical records and family tree profiles about Файзулла Ходжаев on MyHeritage, the world's family history network.

Файзулла Ходжаев (1896-1938)

Семеновское — новый дом, построенный перед самой войной возле старой усадьбы с большими прудами, выкопанными еще крепостными, с обширным лесом. Соколовка, — мрачный, темный дом, куда мы все стали ездить этой осенью вместо нашего милого Зубалова…» Это все под Москвой, дальше: 6. Осенью 1941 года в Куйбышеве было подготовлено жилье и для отца. Ждали,что он сюда приедет. Отремонтировали несколько дач на берегу Волги,выстроили под землей колоссальные бомбоубежища….

Поехал он на машине. Огромная процессия потянулась по плохим тогда еще дорогам, —после этого и начали строить автомагистраль на Симферополь. Останавливались в городах, ночевали у секретарей обкомов, райкомов. Отцу хотелось посмотреть своими глазами, как живут люди, — а кругом была послевоенная разруха.

После этой поездки на юг там начали строить еще несколько дач, —теперь они назывались «госдачи». Формально считалось, что там могут отдыхать все члены Политбюро, но обычно, кроме отца, Жданова, Молотова, ими никто непользовался…» Бывает, расстроился Иосиф Виссарионович послевоенной разрухой, и решил подсластить пилюлю… 10…Построили дачу под Сухуми, 12…целый дачный комплекс на Рице, 13 …а также дачу на Валдае. Дача в Боржоми…» Итого 14. Ничего не скажешь, скромно.

И ведь не только сам так жил и родственников не забывал. Возьмем к примеру сына Василия: «…Жил он в своей огромной казенной даче, где развел колоссальное хозяйство, псарню, конюшню… Ему все давали, все разрешали — Власик стремился ему угодить, чтобы Василий смог в должную минуту выгородить его перед отцом…. Я не знаю, была ли у него сберегательная книжка, — наверное нет. Денег он сам не тратил, их некуда и не на что было ему тратить.

Greenwood Publishing Group, 2001. Cambridge University Press, 2000. ISBN 0521657040 Web links.

Организовывал антиправительственные демонстрации, выслан из Бухары в Ташкент. После окт. В 1918 пред. После поражения восстания в марте 1918 бежал к большевикам. С нояб.

С янв. Туркестанского центрального бюро партии младобухарцев-революционеров. С авг. В 1920 принят в РКП б. В сентябре 1920 - декабре 24 пред. С окт. С 1922 член Реввоенсовета РВС группы войск по борьбе с басмачеством, пред. В сент. В качестве обвиняемого привлечен к фальсифицированному процессу по делу "Антисоветского правотроцкистского блока".

В последнем слове заявил: "Я прошу о жизни, чтобы, может быть, остатком своей жизни снять хотя бы какую-либо частицу тех преступлений и той огромной вины, которая имеется за мной". В 1965 реабилитирован и восстановлен в партии.

Элементы феодализма он видел в мульке наделах за службу. На допросах подвергался пыткам и избиениям. В марте 1938 года оказался одним из обвиняемых на Третьем Московском процессе вместе с Н. Бухариным , А. Рыковым и другими видными советскими коммунистами. Был признан виновным в организации троцкистского заговора, направленного на свержение советской власти в Узбекистане, а также в шпионаже в пользу Германии , Японии , Польши и США и приговорен к высшей мере наказания 13 марта 1938 года. Расстрелян на полигоне «Коммунарка» 15 марта 1938 года.

В 1965 году полностью реабилитирован и восстановлен в партии как жертва сталинских репрессий. Награды[ ].

Файзулла Ходжаев (1896-1938)

Тургун Хасанов, он же Файзулла Ходжаев, он же Бендер. Название: Ходжаев, Файзулла Губайдуллаевич Раздел: Рефераты по истории Тип: реферат. Ходжаев, Файзулла Губайдуллаевич — статья из свободной большой энциклопедии.

Мемориальный дом-музей Файзуллы Ходжаева Бухара (Memorial House-Museum of Fayzulla Khodjaev)

В 1920-30-е годы Ходжаев являлся одним из руководителей Узбекской ССР и узбекских коммунистов, но не избирался в высшие партийные органы ВКП(б), а также не был членом ЦК. Файзулла Ходжаев с детства увлекался фотографией, ходил в фотокружок, даже получал приз из рук Макса Захаровича за активность и успехи. 15.3.1938), партийный и государственный деятель. Сын богатого купца. Тошкент вилояти Бекабод тумани Файзулла Хўжаев маҳалласи 25-уйда яшовчи фуқаро ночор аҳволда экани. Файзулла Губайдуллаевич Ходжаев. рождение: 1896, Бухара, Бухарский эмират, Российская империя смерть: 15 март 1938, Коммунарка, Московская область, РСФСР, СССР. Название: Ходжаев, Файзулла Губайдуллаевич Раздел: Рефераты по истории Тип: реферат.

Ходжаев, Файзулла Губайдуллаевич

Дом-музей Файзуллы Ходжаева, Бухара: просмотрите отзывы (48 шт.), статьи и 44 фотографий Дом-музей Файзуллы Ходжаева, с рейтингом 23 на сайте Tripadvisor среди 83. В Бухаре до сих пор почитают память Файзуллы Ходжаева. Об этом свидетельствует и то, что дом, принадлежащий его семье, стал музеем им. Файзуллы Ходжаева. Родился в семье крупного купца. Файзулла́ Губайдуллович Ходжа́ев — узбекский советский партийный и государственный деятель, председатель Совета Народных Комиссаров Узбекской ССР (1924—1937). Файзулла Губайдуллаевич Ходжаев. узб. Fayzullo Ubaydulloyevich Xojayev. Во многих комнатах можно увидеть дорогую посуду тех лет, предметы быта, одежду, расписные вазы и многие другие предметы роскоши. Файзулла Ходжаев (1896-1938).

Великий комбинатор из Коканда и громкое разоблачение в Гомеле

Туркестанского центрального бюро партии младобухарцев-революционеров. С авг. В 1920 принят в РКП б. В 1920-24 пред. С окт. С 1922 член Реввоенсовета РВС группы войск по борьбе с басмачеством, пред. В сент. В качестве обвиняемого привлечен к фальсифицированному процессу по делу "Антисоветского правотроцкистского блока". В последнем слове заявил: "Я прошу о жизни, чтобы, может быть, остатком своей жизни снять хотя бы какую-либо частицу тех преступлений и той огромной вины, которая имеется за мной".

В 1965 реабилитирован и восстановлен в партии. Использованы материалы из кн.

Поэтому весной 1936 г. Подготовке данных тем коллективом привлеченных историков предшествовало специальное постановление директивных органов Узбекистана по вопросу об учебнике истории. Файзулла Ходжаев посылает Акмалю Икрамову список закрепленных за авторами разделов. Он выглядел таким образам: древняя история - авторы А. Гуревич, Л. Позднее, на допросе 20 октября 1937 года, арестованный органами госбезопасности Узбекистана Зия Гимадиев показал, что 13 марта 1936 года Ф. Ходжаеву был вручен для редактирования материал учебника истории Узбекистана, который он, продержав более года, вернул 13 мая 1937 года без каких-либо редакционных поправок. Такая странная и необъяснимая внешне позиция, занятая лицом, наиболее ответственным за издание "Истории Узбекистана", становится понятной в свете недавно обнаруженных материалов.

Все началось с того, что накануне передачи ему материала учебника для редактирования, на совещании у Файзуллы Ходжаева 4 марта 1936 года Акмалем Икрамовым, были сделаны, очевидно под давлением высших партийных инстанций, около десятка замечаний к подготовленным к изданию "Истории Узбекистана" и "Истории Средней Азии" Архив Аппарата Президента Республики Узбекистан, ф. Внимательное прочтение даже опубликованного научного наследия Файзуллы Ходжаева дает понимание того, что он не мог принять, например, такой тезис из замечаний, что "вакуфы как форма эксплуатации здесь изложены очень наивно и неправильно... Или другой тезис: "Басмачество поставить как бандитизм, а басмачей как бандитов, главным образом созданных из кулаков... Обнаруженные документы свидетельствуют, что Файзулла Ходжаев тяжело переживал, как он сам считал, личную вину за потерю Узбекистаном независимости и обсуждал в кругу единомышленников самую важную для себя проблему о том, как, используя внешнеполитическую и внутреннюю ситуацию, начать движение республики к суверенитету. Кроме того, Атаходжа Ходжаев, в прошлом назир внутренних дел и заместитель председателя Совета назиров Бухарской республики, припомнил еще один характерный эпизод, который в вариациях вспоминали разные свидетели. Он дает более яркое представление о Файзулле Ходжаеве как об одном из первых борцов за независимость Узбекистана. Обратимся к свидетельству Атаходжи Ходжаева: "... Весною 1935 г. Беседуя с ними, я спросил о... По этому вопросу Фитрат дал следующую установку: "Перед нами сейчас задача бороться против советской власти за отторжение от СССР Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Татарии, Казахстана, Киргизии, Башкирии, Крымской республики и республик 3акавказья...

И это будет. Скоро придет время, когда мы добьемся независимости и такого объединения тюркских национальностей, которое гарантирует нам свободное развитие и процветание.

С помощью световых эффектов и фотопанно с кирпичной стеной, которое можно разглядеть сквозь решетку, обвитую колючей проволокой, воссоздан образ тюремной камеры. В пространстве этой тюремной камеры помещены фотопортреты матери, жены, дочери и других членов семьи. Там же, на полочке — фарфоровая статуэтка, ставшая символом мужества и воли.

Осмысление современниками тоталитарного прошлого — главная тема четвертой части экспозиции. Её выразительными средствами являются панно и турникет с уникальными фотографиями членов семьи Ходжаевых, выживших и дождавшихся реабилитации в годы оттепели. Особенностью выставки является её мобильность. Передвижные стенды, турникет в форме книжки — всё это позволит знакомить местное сообщество с неизвестными и трагическими страницами истории нашей страны не только в стенах музея, но и в учебных заведениях, домах культуры городов и сел. Меню сайта.

В итоге красноармейские командиры, не вникая в тонкости раскола среди бухарских лидеров, заняли жесткую линию к органам БНСР в Восточной Бухаре и временно арестовало их руководителей. Это был идеальный момент для начала действий Энвер-паши. К началу 1922 г. Ему удалось связаться с повстанцами Ферганы, Хивы и координировать свои действия с их лидерами Курширматом и Джунаид-ханом. Во второй половине декабря 1921 г. Энвер-паша осадил Душанбе. Гарнизон города выдержал двухмесячную осаду, но в феврале 1922 г.

К весне военная группировка Энвер-паши насчитывала около 20 тысяч человек [23], C. Важное значение имел статус Энвера как зятя турецкого султана — номинального главы мусульман, что делало его в глазах исламского населения Бухары культовой фигурой [34]. В марте 1922 г. Далее планировался поход на Ташкент. В числе главных организаторов антисоветского восстания на территории Западной Бухары был председатель «Национального союза Туркестана» А. Возникала опасность окуппации Восточной Бухары Афганистаном [36]. Ходжаевым дистанцировалось от действий У.

Пулатходжаева и Али-Ризы и обратилось в Реввоенсовет Туркфронта с просьбой о немедленной военной помощи [1]. Сокрушительные действия «турецкого льва» грозили уничтожить все завоевания большевиков в Средней Азии и Ленин поручил заняться «делом Энвера» Сталину и Орджоникидзе. Ходжаев срочно выехал в Москву для разъяснения положения и организации контрмер. Если Турккомиссия РСФСР обвинила в обострении ситуации бухарское правительство, не сумевшее «создать авторитетной местной власти, легкомысленно использовавшего старых амирских чиновников», то С. Орджоникидзе, прибыв в Среднюю Азию, тут же стал требовать «для успокоения края: прекратить чрезмерно революционные мероприятия, создать национально-демократическое правительство без выпячивания его коммунистической сущности». Для снятия напряжения С. Орджоникидзе предложил немедленно «провести выборы казиев и предоставить им право судить…, возвратить вакуфные земли духовенству…, строжайше соблюдать суверенитет БНСР..

Москва поддержала Файзуллу Ходжаева как непримиримого врага бухарского амира. Бухарская Компартия вошла в состав РКП б. В апреле 1922 г. В начале июня 1922 г. Ходжаева о мерах борьбы с басмачеством, приняла политическую резолюцию, дающую оценку действиям Энвер-паши как авантюре, нацеленной на то, чтобы «с помощью восточнобухарских басмачей … Бухару сделать игрушкой Английской политики». Это «с точки зрения мусульманина вообще, так и с точки зрения Бухарца, является преступлением». Сессия призвала бухарский народ «собраться под красное знамя и объединенными силами бороться с басмачеством Энвер-паши [11].

Учитывая напряженность противостояния с энверовцами, сессия ЦИК пересмотрел порядок управления Восточной Бухарой через институт Чрезвычайной диктаторской комиссии [10] и наделили её правами издавать декреты…, отменяющие, приостанавливающие или изменяющие действие Конституции БНСР, а также законов, издаваемых БухЦИКом», а также «неограниченного права ареста и административной высылки из пределов Восточной Бухары любого лица» [2]. Среди собственных решений Диккомиссии показателен указ, обязывающий местные органы власти Восточной Бухары благоустроить все мечети на основании священных законов, привлечь массы к молитве, а в случае саботажа привлекать виновных к ответственности вплоть до расстрела [37], C. Диккомиссии были срочно ассигнованы 13 миллионов рублей и переданы 10 процентов имеющихся запасов фабричных товаров [8]. В результате действий Бухарской группы войск в течение лета 1922 г. Свою роль сыграло и дистанцирование от Энвер-паши Великобритании, существенно уменьшившей возможный объем международной военной помощи [34] , а также конфликт между Энвер-пашой о Ибрагим-беком, который ориентировался на реставрацию власти бухарского амира и отправил амиру Афганистана о возвращении Алим-хана на территорию Бухары [4]. Поражение войск Энвер-паши под Байсуном в июне 1922 г. Гибель Энвер-паши ликвидировала саму угрозу образования Пантюркистского Амирата и деморализовала басмаческое движение.

Последний съезд «Национального союза», прошедший в сентябре 1922 г. Съезд уполномочил А. Валиди на выезд за рубеж и установление необходимых контактов с иностранными государствами [39]. В конце 1922 г. Арифов провели совещание о координации антисоветских действий с участием амира Алим-хана. Валиди, выехав за рубеж в начале 1923 г. Валиди был утвержден председателем внутренних и зарубежных организаций «союза», Арифов — председателем Кабульского отдела, а У,Пулатходжаев — представителем в Турции, М.

Чокаев — представителем в Европе [39]. Новым лидером антисоветского вооруженного сопротивления в Бухаре стал другой турецкий офицер — Салим-паша. Однако басмаческие операции уже не имели столь значительного масштаба, как при Энвере, и со второй половины 1923 г. Но о выводе российских войск с территории БНСР уже не могло быть речи. Ходжаев констатировал «Революционное правительство при выборе более тесного единения с той или иной группировкой чужеземных стран признало, что для Бухары должна быть единственная ориентация в сторону Советской России и контактная работа с ней» [16], C. Тогда Бухаре еще удавалось сохранять свою специфику. Ходжаев Аминов Муинджан [35], C.

Но когда в конце 1922 г. Шанс независимого развития был потерян. Узбекская ССР: надежды и разочарования 1920-1930-х гг. В августе 1922 г. Органы государственной власти БНСР были «укреплены» тремя сотнями работниками, специально направленными из России и Туркестана. Обращает на себя внимание решение Средазбюро ЦК РКП б , по которому все оружие сдающихся басмачей поступает в ведение военного ведомства РСФСР и только затем за исключением трехлинейных винтовок выделяется для вооружения милиции, самоохраны и Бухарской Красной армии [9]. Национально-демократические устремления руководства БНСР уже не «вписывались» в планы советской власти на Востоке и в июне 1923 г.

В итоге из состава бухарского правительства были удалены такие фигуры, как Фитрат, Аминов, Атаходжаев, Саттарходжаев, Якуб Заде. Файзулле Ходжаеву однако удалось сохранить доверии центра. Для закрепления успехов в борьбе с басмачеством и создания органов государственной власти он был направлен на три месяца в Восточную Бухару. Показательно, что в в 1923-1924 гг. В декабре 1923 г. Ходжаев Ф. Суверенитет был утрачен.

Для Ф. Наметившаяся тенденция советской экспансии привела к разработке концепции национально-государственного размежевания Средней Азии. Отметим, что еще в феврале 1924 г. ЦК Бухарской компартии одобрил тезисы Ф. Предусматривалось, что Бухарская и Хивинская Республики, практически утратившие к этому времени основные атрибуты государственной независимости, легитимно самоликвидируются и передают полномочия новым политическим структурам в составе СССР. В сентябре 1924 г. На основании этого в ноябре 1924 г.

Казалось, это было серьезное поражение всей младобухарской программы и уничтожение бухарской государственности. С другой стороны, благодаря созданию Узбекской ССР, Бухара не только возродилась в новом политическом качестве, но и обогатилась ресурсами российского Туркестана и Хивы. Причем управление Узбекской ССР в момент ее становления было доверено бухарской политической элите. Именно Ф. Итоги национально-государственного размежевания в Средней Азии позволяют предположить, что создание УзССР не было только «московским», но и «младобухарским» проектом. Прагматический курс Ф. Ходжаева позволил реально реализовать программу образования Тюркской Республики, соответствующую пантюркистским идеям 1920-х гг.

Масштаб этого политического проекта был точно охарактеризован М. Калининым на съезде Компартии в Бухаре в феврале 1925 г. С этих событий и берет начало развитие национальной узбекской государственности. Ходжаев с 1925 г. Как положительный момент он отмечал сам факт свержения бухарского амира, поглошавшего в личных целях огромные ресурсы страны, отныне используемые в интересах народа. Казалось это оправдывает советский путь развития бухарской, а затем узбекской государственности. Но по мере укрепления СССР и концентрации власти у партийно-чекистского центра во главе со Сталиным эта «дорога» для Ф.

Ходжаева и близких ему национал-патриотов стала представляться все более ошибочной. Уже во второй половине 1925 г. Ходжаевым, демонстративно подали в отставку в знак протеста против перегибов земельно-водной реформы. В те же годы в кругу джадидов, также близких к Ф. Ходжаеву, оформляется оппозиционный советской власти «Комитет национального освобождения» [38]. Современники отмечают, что, несмотря на уход с государственных постов, неофициальным идеологом и главным советником Ф. Ходжаева в сфере культуры и образования оставался его давний политический соратник Р.

Фитрат [24] , возвратившийся из ссылки в 1927 г. Именно Фитрат выступил инициатором реформы узбекского алфавита на основе арабской графики на первом Всеузбекском съезде по языку и орфографии. В архивах СНБ Республики Узбекистан сохранились свидетельства того, что в кругу близких соратников Файзуллы постоянно обсуждались идеи о возможных путях движения республики к суверенитету [22]. Самосознание политической элиты Узбекистана в 20-30-е гг. Отражением скрытого противостояния стали начавшиеся во второй половине 20-х г. За демонстративным осуждением «группы 18» последовала кампания обличений джадидизма. В 1929-1930 гг.

Тогда же столица Узбекистана переносится из Самарканда в Ташкент, а Таджикская автономная республика вместе с Ходжентом выделена в отдельную советскую Республику, что, безусловно, ослабляло возможности бухарской политической элиты Ф. В противовес им на политическую арену Узбекистана были выведены представители ташкентских политических сил — Акмаль Икрамов и Усман Юсупов. С начала 1930-х Р. Фитрат, несмотря на покровительство Ф. Ходжаева, стал регулярно подвергаться поношени в печати как «контрреволюционный писатель», и глава «пантюркистской группы чагатаистов». Все, что известно о Ф. Ходжаеве, дает основания предполагать, что в 30-е г.

Бухарская революция была? И это будет. Скоро придет время, когда мы добьемся независимости…» [22]. Как реальный политик Ходжаев должен был понимать, что независимость Узбекистана возможна только при политической реорганизации СССР и игре на амбициях альтернативных внешних сил, какими были Англия и Германия. В этой связи вполне вероятными видятся «разоблаченные» на суде 1938 г. Ходжаева, что он вместе со своими единомышленниками еще со времени создания БНСР преследовал задачу создания буржуазно-демократической республики «как буферного государства между Англией и Советской Россией». Той же стратегии придерживались младоафганцы, добившиеся в итоге создания независимого Королевства Афганистан.

Позднее Р. Фитрата обвинили в том, что по заданию Ф. Ходжаева он связался с германской разведкой [38]. Политическое напряжение внутри СССР достигло пика в 1936-1938 г. После того, как в 1936 г. Узбекская ССР, национально-патриотические силы которой имели такого признанного лидера как Ф. Ходжаев с его политическим опытом и связями, попала в число первоочередных территорий «зачистки».

Ходжаев был смещен со всех должностей и арестован. На суде 1938 г. Файзулла признал себя виновным в организации националистического заговора по свержению советской власти в Узбекистане и казнен по приговору суда 15 марта 1938 г. Ташкенте в октябре 1938 г. На десятилетия вперед был опорочен джадидизм. Как он сам оценивал в этот последний год своей жизни то, что удалось свершить? Безусловно, это было поражение, на десятилетия заморозившее возможности суверенного развития Узбекистана.

Но перечеркивало ли оно все сделанное джадидами, младобухарцами? Ведь инициированный ими политический проект образования Узбеской Республики был реализован и возможность национально-государственного самоопределения присутствовала в конституции СССР, что и позволило в 1991 году легитимно провозгласить независимость Республики Узбекистан. Последнее слово Файзуллы на суде звучит как покаяние, но он не мог говорить по-другому. Хорошо известно, что угрозы расправы с близкими заставляли подсудимых идти на сделку со следствием. Поэтому за покаянной лексикой может скрываться совсем иная позиция. С учетом логики последующих исторических событий сознательные акценты на отдельных фразах читаются с обратным смыслом: «Я опозорен. Националистические организации разгромлены… Я не могу сказать, что я не прошу пощады… Может быть кому-нибудь покажется, что такие слова: «не прошу пощады» — звучали бы гордо…, но не в моих устах, в устах человека, который пригвожден к позору, который сидит на этой скамье.

У такого человека словам гордости нет места. Гордости неоткуда взяться! Да это признание политической катастрофы дела своей жизни, но были у него основания для гордости. Допустимо предположить, что сознавая где и кому он это говорит, Файзулла вложил в свои последние слова собственное видение правды истории. Это было его прощание: «Я вынес тяжкий урок, но зато я понял и другое. Мне кажется, что я по-настоящему понял, как должен настоящий человек, настоящий гражданин … служить своему народу, своей стране» [13]. Литература Архивные материалы и официальные документы [1].

Из сообщения Туркестанского телеграфного агентства об успехах Красной Армии в борьбе с басмачеством в Западной Бухаре, 31 марта 1922 г. Информация Бухарского телеграфного агентства об успехах частей Красной Армии в борьбе с басмаческими отрядами Энвер-паши, 19 июня 1922 г. Меморандум эмира Алихана Лиге наций от 16 апреля. Париж: Изд. Восточная и Американской библиотека братьев Мезоннеф. Протокол заседания 2-й сессии ВсебухЦИКа от 18 ноября 1924 г. Тезисы по советскому строительству в Б.

Р-25, оп. Ходжаев Файзулла. Агзамходжаев и др. Научные и биографические материалы [17]. Абашин С. Азиз Ниалло. Бабаходжаев А.

Провал английской политики в Средней Азии и на Среднем Востоке: 1918-1924. Боевой путь войск Туркестанского военного округа. Ганковский Ю. Персонажи с «той стороны». Германов В. Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия, 1983.

Джумаев А. Заки Валиди Тоган. Борьба мусульман Туркестана и других восточных тюрок за национальное существование и культуру. Зевелев А. Басмачество: правда истории и вымысел фальсификаторов. Иностранная военная интервенция и гражданская война в Средней Азии и Казахстане сборник документов. Том 2 сентябрь 1919 г.

Иноятов Х. Народы Средней Азии в борьбе против интервентов и внутренней контрреволюции. Иркаев М. История гражданской войны в Таджикистане. История гражданской войны в Узбекистане. Ишанов А.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий