Духовный концерт автор

Во время Духовного концерта было еще две серии подписных концертов: французские концерты (1727–1733) и итальянские концерты. Разговор шел о духовной музыке рубежа 17 и 18 веков, об особенностях русского знаменного пения и о том, как эта певческая традиция изучается и возрождается сегодня. Духовный концерт №1 "Слава в вышних Богу" — Бортнянский. Марина Григорьевна Рыцарева в книге «Духовный концерт в России второй половины XVIII.

6 класс. Урок "Народное искусство Древней Руси. Русская духовная музыка. Духовный концерт" РЭШ

Большую роль играет полное аккордовое звучание и движение по аккордовым звукам, а также устремленность вверх, к кульминации Она же. От элементарной частицы до «большой формы». В каждом из классов произведений выработались устойчивые ритмо-интонационные формулы и последования, связанные как с конкретным словом, так и в еще большей мере с определенной эмоцией, к-рые можно назвать «постоянными эпитетами» подробнее об этом см. В мажорных концертах - восходящее движение по типу золотого хода валторны начало К. Титова «Златокованную трубу». Велико значение тембра и фактурной организации как основных средств, к-рыми располагает многоголосие.

Именно игра их возможностями и составляет сущность жанра К. Это может найти выражение в наиболее крупном контрасте - tutti и сопоставляемых с ним разнообразнейших по тембровому составу ансамблей, преимущественно 3-голосных, или же однотембровых групп голосов, как, напр. В выборе тембров для ансамблей авторы руководствуются эмоциональным эффектом, который будет производить то или иное сочетание голосов. Так, тембр дисканта в наиболее высоком регистре на распевах - сильное средство в покаянных К. Для полномасштабного звучания более всего показательна аккордовая фактура, в то время как в ансамблях широко используется кантовое трехголосие.

Имитационная полифония встречается довольно редко и характеризуется краткостью начального мотива. Уникальным примером является 3-я песнь из «Воскресенского канона» Дилецкого «Приидите, пиво пием новое» , представляющая собой 8-голосный бесконечный канон, где в постоянном кружении участвуют все голоса. Дилецкий организует целое по нескольким параметрам: 1-й - развитие всего материала из простейшей 2-звучной интонации начальный оборот «Воскресения день» с помощью разнообразнейших средств ее варьирования и трансформации; 2-й, символический,- соотношение мирского и Божественного, проявляющееся в противопоставлении 2-дольного быстрого и 3-дольного метра появляющегося с 4-й песни, его значение усиливается к концу сочинения , причем сфера 3-дольного Божественного выражена с помощью мензуры перфектного темпуса «Воскрес Исус от гроба» ; 3-й - организация всей структуры сочинения как воссоздания идеи восхождения: от 1-й песни: «От смерти убо ко жизни, и от земли на небо Христос Бог нас приведе» - к 9-й песни: «И нам дарова живот вечный» и соответственно от нисходящего движения муз. От элементарной частицы. В 70-80-х гг.

Об активности процесса развития жанра свидетельствует количество сохранившихся рукописных памятников, относящихся к данному и последующему периодам. Новый стиль вызвал к жизни необходимость теоретического осмысления творческой и исполнительской практики. В это время появляется 1-й музыкально-теоретический трактат по партесному пению - «Мусикийская граматика» Дилецкого самый ранний список относится к 1677, наиболее полный вариант был написан в Москве для подношения Г. Строганову в 1679; подробнее о классификации списков трактата см. Это муз.

Нек-рые из этих стихир встречаются в рукописях до сер. Дальнейшее развитие К. Возможно, наиболее значительным образцом является К. Другим примером может служить триумфальный К. Это произведение исполнялось, очевидно, во время триумфа по случаю возвращения Петра I из Персидского похода 1722.

К этой же группе можно отнести панегирические К. Тредиаковским во время короткого царствования Петра II, и нек-рые др. В нач. В это время возрастает значение панегирической сферы, но такие произведения создавались по устойчивой модели и отличались стереотипностью. В то же время покаянная область творчества становится более яркой и приобретает лирико-драматические черты.

Из авторов партесных К. Об известной замедленности развития жанра может свидетельствовать возникновение такого важного явления в истории культуры, как пародия. Это бытовая сценка из жизни подвыпивших бурсаков и певчих, написанная по всем правилам церковного партесного произведения подробнее см. Эпоха партесного К. Благодаря особенностям жанра переход от средневек.

Остаются основные богослужебные жанры, язык и самое главное - участие человека как исполнителя. При всей новизне интонационного наполнения, метрической организации и проч. Новое муз. Вплоть до наст. Благодаря этому сохранилась значимость партесного К.

XVII - 1-й пол. Александрийский патриарх Мелетий Пигас и его участие в делах Рус. О хоровой многоголосной композиции XVII - нач. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. Русская музыка XVII в.

Пародия в русско-укр. Острог, 2011; Плотникова Н. XVII - сер. Витоки, музична теорiя та виконавська практика партесного багатоголосся: Канд. Герасимова-Персидская Духовный К.

Многие черты, присущие русской хоровой музыке этого периода в целом, присутствовали в духовном К. Период, охватывающий творчество композиторов от М. Березовского до С. Дегтярёва , стал «золотым веком» рус. Его историю можно условно разделить на 3 этапа.

Первый этап 60-70-е гг. Галуппи ; 2-й этап кон. Бортнянского , хотя в этом жанре вместе с ним работали и многие второстепенные авторы, напр. Диц, воспитанники АХ П. Скоков, С.

Осипов, Е. Фомин и др. Бортнянского; его творчество оказало огромное влияние на современников, особенно на молодое поколение - Л. Гурилёва , Дегтярёва, А. Веделя , С.

Давыдова , Д. Кашина и др. Наряду с молодыми композиторами в те же годы хоровые К. Козловский , Дж. Хоровой К.

В истории музыки К. Наибольшее влияние на рус. Впервые это определение появилось в трудах историков рус. XIX в. Разумовский , В.

В наст. Концерт «Пособивый Господи». Партия дисканта. Фрагмент рукописи нач. Рахманинова и композиторов Нового направления.

Она позволила найти иные пути развития русской певческой традиции и, по словам М. Глинки , связала узами законного брака «фугу западную с условиями нашей музыки» Письма М. Глинки к К. В начале царствования Екатерины II церковная музыка была под властью барокко. Елизавета Петровна в певческом искусстве придерживалась вкусов юности: в 50-х гг.

В это время немногие композиторы обращались к церковной музыке: основное внимание сочинители уделяли старым формам с новыми звуковыми эффектами. В конце елизаветинского царствования появился гипертрофированный барочный вариант партесного К. Такой музыкой приветствовали имп. Екатерину II в Ярославле в 1767 г. XVII - нач.

Смоленский ; реконструкция этих К. Можно предположить, что Екатерина II, стремившаяся навести в России во всех сферах жизни и деятельности европ. Для обновления стиля она привлекла итал. Галуппи было поручено сочинить музыку на богослужебные тексты в правосл. Ранее в Венеции Галуппи написал много католич.

Марка и жен. Тем не менее именно Галуппи стал родоначальником рус. В католических соборах Венеции и Болоньи того времени церковная музыка звучала не только в сопровождении органа или оркестра, но и в хоровом исполнении a cappella. Многочастные хоровые композиции встречаются в творчестве венецианцев - А. Лотти учитель Галуппи и его последователей, современников Галуппи: А.

Бернаскони, Г. Латиллы, Б. Считается, что творчество Лотти в западноевропейской церковной музыке служит «мостом» между барочным и классицистским стилями. Подобным образом в рус. Галуппи сочинил для правосл.

Церкви неск. Не зная церковнослав. Однако вряд ли справедливо упрекать капельмейстера собора св. Марка в плохом знании текстов псалмов Давида, лежащих в основе хоровых К. Творчество Галуппи и др.

Для написания хорового К. Этот жанр сформировался как многочастное произведение 2, 3 и более частей праздничного характера на церковный лат. Позднее возникла его разновидность для солистов-певцов с инструментальным сопровождением. Таковы мотеты Галуппи «A rupe alpestri» для альта и оркестра Venez.

Белгородской губ. Курской губ. Сын шорника, эмигрировавшего в сер.

Дошедшие до нас сведения о … Музыкальная энциклопедия Германия — лат. Germania, от Германцы, нем. Deutschland, буквально страна немцев, от Deutsche немец и Land страна государство в Европе со столицей в г.

Архангельского, А. Гречанинова, М. Кастальского, А. Никольского, Ю. Сахновского, П.

Не случайно А. Гречанинов заявил в ноябре 1917 года: «Да позволено будет и нам, сынам восточной церкви, следуя св. Последовавший после 1917 года долгий период насильственного замалчивания русской духовной музыки приостановил на время творческие поиски отечественных композиторов. Однако с первыми же проблесками возрождения религиозной жизни эти поиски возобновились. И тогда обнаружилось, что немалая часть того, что было найдено и опробовано предыдущими поколениями авторов, не потеряла своей жизнеспособности и в наши дни. В то же время особенности современного развития национальной и мировой музыкальной культуры неизбежно оказывают своё влияние на характер российской духовной музыки. Красностовского «Господи, Господь наш»: общая характеристика Красностовский Алексей Иванович родился 15 марта 1880 г. Проходил обучение в Регентских классах Придворной певческой капеллы.

Окончил СПб. С 1900 г. Служил церковным регентом и учителем пения в приюте Синего Креста, а затем в женской Покровской общине. Некоторое время регентовал в Орле. В 1908 г. После 1917 г. В 1938 г. Позже жил в Хельсинки и писал труды по композиции.

Автор духовных и светских музыкальных произведений, пьес для фортепиано, романсов. Скончался 7 февраля 1967 г. Концерт Красностовского написан на текст восьмого псалма из «Псалтири». Панегирического характера, близок «хвалебным» концертам, славящим Господа. Но не менее важным является прославление человека как высшего творения Создателя: Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, Яко взятся великолепие Твое превыше небес. Из уст младенец и сущих совершил еси хвалу, Враг Твоих ради, еже разрушити врата и местника. Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси. Что есть человек, яко помниши его; или сын человеч, яко посещаеши его; Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его: И поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его: Овцы и волы вся, еще же и скоты польския.

Птицы небесныя и рыбы морския, преходящия стези морския. Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли. Композитор свободно использует старославянский текст псалма: исключает вторую строфу, выделяет отдельные фразы, словосочетания, неоднократно повторяя их. Начальная строфа определяет общий характер хорового концерта: возвышенный, хвалебный гимн. Здесь композитор следует традиции барочных мастеров, связывая эту тональность с аффектом, как у Бортнянского — радости, ликования. Тональный план концерта весьма консервативен. В нём представлены тональности диатонического родства. Крайние части выгодно обрамляют произведение.

Форма концерта строится как непрерывный многочастный цикл, развёртывающий галерею гимнических образов; то контрастирующих между собой, то сходных. Характерной чертой этой цикличности является непрестанное обновление тематического материала. В конце произведения повторяются все начальные слова. При этом повторяется и музыка, но варьированно. Анализ произведения Открывается концерт торжественной ликующей темой гимнического характера. Вторая фраза «яко чудно имя Твое по всей земли» представляет собой так называемое «ломаное» нисходящее движение в мелодической линии верхнего голоса. Фактура гармоническая с полной ритмической тождественностью голосов. Завершается первое предложение унисонным звучанием октавный унисон на V ступени — на доминанте.

Во втором предложении происходит развитие, «раскручивание» музыкального материала: восходящее секвенцирование модулирующая секвенция по тональностям I степени родства , ритмическое развитие, приводящее к некоторой самостоятельности отдельно взятых голосов. Новый тематический материал не контрастирует, а дополняет предыдущий. Это сфера гимнических образов. Композитор использует те же приёмы: гармонический склад, классические гармонии, неторопливо сменяющие друг друга, статичная мелодия, представляющая непрестанное кульминирование на одной и той же высоте. Дальнейшее развитие музыкального материала построено на варьировании начальных двух тем: двойные вариации.

Основные идеи и представители: С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. Сартр, А.

РОМАНТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПРЕТВОРЕНИИ ЖАНРА ДУХОВНОГО КОНЦЕРТА НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ

  • Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship
  • Русский духовный концерт: история, особенности и значение в культуре
  • Videos Сергей Рахманинов: Духовный концерт / Воронежский камерный хор, дирижер Олег Шепель |
  • Электронная библиотека музея музыки
  • Русский духовный концерт
  • ДУХО́ВНЫЙ КОНЦЕ́РТ

Духовный концерт Капеллы 7 ноября [1907]

Русский хоровой духовный концерт, исторически сложившийся к концу XVII века, и. Духовный концерт появился в XVIII веке. Самые известные создатели русских хоровых концертов – Максим Созонтович Березовский и Дмитрий Степанович Бортнянский. Уже стало доброй традицией в конце года в рамках международных общеобразовательных Рождественских чтений проводить концерт Духовной Музыки в городе Советская Гавань. Духовный концерт №28 Блажен муж, бояйся Господа (Adagio и другие музыкальные треки в хорошем качестве (128-320kbps). это особая музыкальная форма, в которой сочетаются христианские ценности, традиционные русские мелодии и великое мастерство исполнителей. Уже стало доброй традицией в конце года в рамках международных общеобразовательных Рождественских чтений проводить концерт Духовной Музыки в городе Советская Гавань.

Жанр хорового концерта в русской духовной музыке рубежа XIX в. Духовный концерт

Большое количество сочинений оставлено композиторами не первой величины, а авторами. Русская духовная музыка. Духовный концерт" РЭШ. Духовный концерт -это многоголосное вокальное, полифоническое произведение.

Топ вопросов за вчера в категории Музыка

  • Статья: Жанр хорового концерта в русской духовной музыке рубежа XIX в.
  • Обсерватория культуры
  • №2. Кто является основателем русского духовного концерта? Варианты ответа: Березовский;
  • Также рекомендуем
  • «Сей день, егоже сотвори Господь» - Бортнянский Дмитрий Степанович
  • Духовный концерт

Презентация, доклад к уроку музыки 6 класс Духовный концерт

С 1895 по 1904 год Павел Григорьевич был помощником регента Синодального хора, но славу выдающегося дирижера — «и виртуоза замечательного, и тончайшего художника» — принесло ему управление хором любителей пения при церкви Святой Троицы на Грязех у Покровских ворот 1902—1914. Хор был «скромный по размерам и по качеству голосового материала его участников», но исполнение его называли «превосходным», оно отличалось «первоклассными достоинствами»; современник считал, что «трудно и вообразить больше власти управления и мудрой меры в сопоставлении звучности не только отдельных групп, но и единичных голосов хора» [6]. До революции авторитет Чеснокова как замечательного регента утверждался еще деятельностью его в 1911—1916 годах на летних курсах при Регентском училище, основанном Смоленским. Павел Григорьевич неоднократно выезжал из Москвы по приглашению с мест для дирижирования духовными концертами Харьков, 1911; Нижний Новгород, 1914; Кинешма, 1925. В советские годы Чесноков пять лет 1922—1927 возглавлял Государственную академическую хоровую капеллу, единственный в Москве большой профессиональный хоровой коллектив, и всегда хор пел, «как один человек, как настоящий коллектив-художник» [8]. Он руководил также хором Московского Пролеткульта 1928—1932 , вокально-хоровым ансамблем 1933—1938. Наследие Чеснокова в области духовной музыки огромно: оно включает в себя 38 опусов и 17 произведений без опуса, в целом более трехсот песнопений. До революции все произведения Чеснокова печатались в издательстве П. Во второй половине 1920-х годов 17 песнопений были размножены на гектографе благодаря П. Кирееву, ранее владельцу издательства. В 1990-е годы в Москве было предпринято несколько попыток издания.

В 1992 году Российское музыкальное издательство выпустило репринт Литургии ор. В 1994—1995 годах планировалось «Собрание духовно-музыкальных сочинений» Чеснокова, были изданы три тетради с опусами 6, 33, 30, 19, 9 редакторы и авторы вступительной статьи в первой тетради — А. Муратов, Д. В наши дни публикацию всех неизданных сочинений осуществило издательство «Живоносный источник» в четырех выпусках «Духовных произведений для хора a cappella» [9]. Подготовка нотной публикации с точными источниковедческими комментариями выполнена А. Наумовым, большим знатоком жизни и творчества композитора; им же составлен подробный «Перечень духовно-музыкальных сочинений П. Чеснокова», дающий ясное и четкое представление о хронологии его творчества с 1895 по 1927 год [10]. К числу наиболее крупных опусов Чеснокова относятся: ор. Отметим, что долгое время Чесноков не создавал законченные циклы Литургии. Так, ор.

Опусы 15 и 16 1907 называются «Песнопения из Литургии», они содержат подборку сочинений, в том числе из предыдущих опусов 7, 8, 9, 10. И лишь в Литургии св. Иоанна Златоуста ор. Насколько я достиг этой цели — покажет будущее». Два последних цикла — Всенощное бдение и Литургия св. Иоанна Златоуста обычного напева ор. Композитор создавал моножанровые циклы: ор. В начале Первой мировой войны, откликаясь на рост религиозных и патриотических настроений в обществе, Чесноков написал несколько циклов: ор. Прочие опусы П. Чеснокова имеют составной характер, содержат различные литургические песнопения.

Один из них, безусловно, выделяется — ор. Неждановой, в котором «чистый и нежный голос певицы звенит, заливаясь буквально как жаворонок на фоне роскошной звучности хора» [13] , «Совет превечный» альт соло и мужской хор , «Разбойника благоразумнаго» тенор соло и мужской хор , «Ныне отпущаеши» бас соло , «С нами Бог» тенор соло , наконец, «Не отвержи мене во время старости» с уникальным соло самого низкого мужского голоса — октависта, или баса-профундо, достигающего соль контроктавы. Заключительные точки творческой деятельности Павла Григорьевича в области духовной музыки приходятся на 1927—1928 годы. Борьба с «церковщиной» набирала обороты, композиторов обязывали не распространять свои культовые сочинения, регентская деятельность стала считаться несовместимой со званием советского профессора. Но даже в эти годы музыка Чеснокова постоянно звучала на богослужениях. Что в первую очередь привлекало слушателей в музыке Чеснокова? Ее красота — красота мелодии, гармонии, хорового звучания. Сладкопение — приятное, нежное, красивое пение, идущее от души, от сердца. Чесноков обладал удивительным мелодическим даром, способностью сочинять рельефные, запоминающиеся мелодии, особенно в песнопениях в честь Божией Матери. Как передать в звуках слова Пресвятой Владычицы «Величит душа моя Господа»?

Всестороннее дарование позволяло М. Березовскому не только петь, но и играть на различных инструментах в том числе и народных , сочинять музыку. Здание Придворной певческой капеллы в Петербурге Талантливого молодого придворного композитора отправляют за государственный счёт на учёбу в Италию, в Болонскую филармоническую академию. Титул члена Академии был почётным: он давал право быть капельмейстером — руководителем хорового коллектива или оркестра.

Болонскую академию прославили русские композиторы — Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский, Евстиг-ней Фомин, а также зарубежные — австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт, чешский — Йозеф Мысливичек. Музыку Березовского, незаслуженно забытого композитора, — его духовные хоровые концерты, а также оперные и инструментальные сочинения — открыли слушатели новых поколений спустя много лет после его кончины. Юные певчие Духовный концерт М. Березовского «Не отвержи мене во время старости» — одно из самых значительных произведений этого жанра.

Примечателен тот факт, что немногочисленные биографические сведение, дошедшие до нашего времени, говорят о том, что это произведение было сочинено музыкантом в возрасте 16—18 лет, в то время, когда ему сопутствовал успех: его произведения исполнялись, а самому композитору оказывали внимание при царском дворе.

Особенности русского духовного концерта Русский духовный концерт является важной частью русской культуры и имеет свои характерные особенности: Духовное содержание: Основным отличием русского духовного концерта является его глубокая душевность и насыщенность духовным содержанием. В музыкальных произведениях русских композиторов часто звучат религиозные темы и мотивы, отражающие духовность русского народа. Хоровое исполнение: Русский духовный концерт часто представляет собой хоровое исполнение, где многочисленные голоса объединяются в гармонии. Хоры могут быть как церковными, так и профессиональными, но в любом случае хоровое исполнение придает музыке особую мощь и выразительность. Использование русских народных мотивов: В русском духовном концерте часто звучат элементы русской народной музыки.

Это может быть использование народных мелодий, танцевальных ритмов или характерных инструментов. Эти элементы придают музыке русский колорит и делают ее ближе к сердцу слушателей. Таким образом, русский духовный концерт является уникальным явлением в музыкальной культуре, сочетая в себе духовную глубину, хоровое исполнение и использование русских народных мотивов. Он отражает особенности русского художественного мышления и имеет важное значение в сохранении и передаче русской культурной традиции.

Поэтому особым качеством является хоровая виртуозность. Изучение хорового концерта во всём многообразии его компонентов и в связях со структурными типами, сложившимися в течение веков, позволяет глубже познать феномен жанра и историю музыкального искусства в целом. Формирование хорового концертного жанра в русской духовной музыке II. Хоровой концерт А. Анализ произведения Заключение Литература Приложение Введение Хоровой концерт — один из важнейших жанров профессионального музыкального искусства, занимающий особое место и в современной культуре. Цель и задачи исследования Целью настоящей исследовательской работы является выявление жанровой специфики хорового концерта в русской духовной музыке рубежа XIX — XX столетий.

Объект и предмет исследования Объектом исследования является духовный хоровой концерт рубежа XIX — XX столетий на примере хорового концерта a cappella А. Красностовского «Господи, Господь наш». Предмет исследования — стиль, жанр, особенности фактуры и формы данного хорового концерта. Формирование хорового концертного жанра в русской духовной музыке Жанр хорового концерта начал развиваться в русской духовной музыке еще в начале XVIII века в связи с введением в певческую практику партесного пения, завезенного в Москву киевскими певцами в середине XVII столетия. Партесное пение, в отличие от бытующего в то время одноголосия, предполагало пение по партиям дискант, альт, тенор и бас. Новый стиль быстро подхватили и освоили многие русские и украинские композиторы, в числе лучших из них — Николай Дилецкий, Николай Бавыкин и Василий Титов. Партесный концерт всегда был исключительно вокальным жанром a cappella. Ему свойственно колористическое богатство хорового звучания. Композиторы эпохи барокко научились средствами хора a cappella достигать большой полноты и яркости красок. Зрелый период развития нового многоголосного стиля связан с концертами и "Службами Божиими" неизменяемыми песнопениями литургии Н.

Дилецкого, предложившего систематический свод правил для создания многоголосной композиции партесного стиля в трактате "Идея грамматики мусикийской". Дилецкий в своем трактате изложил следующие правила написания концерта: «Стих кий любо вземше ко творению, имаши разсуждати и разлагати — где будут концерта, сиречь глас за гласом борение, такожде где все вкупе. Во образ да буди, вземше речь сию ко творению — «Единородный Сын», тако разлагаю: Единородный Сын да будет ти концерт. Изволивый — все вкупе, воплотитися — концерт, и Приснодевы Марии — все. Распятся — концерт, смертию смерть — все, Един сый — концерт, Спрославляемый Отцу — все, един по другим или все вкупе, что будет по твоему изволению. Аз же поясняю образ в поучение твое осмогласный, кий ти будет в трехгласных и прочиих. Се же есть в концертах, его же зриши». Термин "концерт" Дилецкий понимает как "борение", соревнование голосов ансамбля и как противопоставление эпизодов, исполняемых выделенной группой солистов "концерт" и всем хором — tutti. Поэтому в партесных концертах количество частей не регламентировано. Есть концерты единого, слитного строения, но есть и такие, в которых количество частей и размер их меняется чрезвычайно часто — до 12 и даже до 22 раз, как, например, в концерте "Кая житейская сладость".

Партесные концерты, основанные на сочетании контрастных эпизодов, представляют собой, по выражению В. Наиболее стабильная форма партесных концертов с нечетным количеством контрастных разделов: 3, 5, 7, трёхчастность среди них преобладает. В концертах трехчастной формы обычно бывает репризность, но здесь она проявляется в общих чертах: в соотношениях крайних разделов по тональным и метроритмическим признакам, протяженности и фактуре. В партесных концертах еще нет достаточной оформленности темы, поэтому нет и репризности в настоящем ее понимании. В то же время в них чувствуется глубокая цельность, основанная на интонационной общности первичного порядка. Реприза — явление довольно редкое в эту эпоху, музыка в репризе повторяется лишь в тех случаях, когда повторяется текст, т. Широкое распространение получила форма цикла «Службы Божьей», пронизанная тональным, интонационным и гармоническим единством. Она стала предвестником будущих богослужебных циклов: всенощной и литургии. Хоровой концерт — жанр полифункциональный: это и кульминационная часть литургии, и украшение государственной церемонии, и жанр светского музицирования. Текст концерта представляет собой свободную комбинацию строф из псалмов Давида.

Начальные части создавались под впечатлением текста. Первые фразы концертов — самые яркие по интонационной выразительности. Новая тенденция наметилась в творчестве Максима Березовского и, особенно, Дмитрия Бортнянского, совершенствовавших композиторское мастерство в Италии. Акцент в композиции концертов сместился в сторону большей стройности формы, применения полифонических приемов, усиления контрастности между разделами. Хоровой концерт — жанр барочный, предполагавший патетику, контрастность структуры с преобладанием богато развитой полифонии. В творчестве Бортнянского этот идеал сменяется стилем, сочетающим строгую красоту классицизма с интонационной мягкостью национальной лирики. Исторически сложилось так, что наиболее известной частью его хорового наследия стали именно концерты. Многочастные концерты характеризуются контрастом частей по темпу, метру чётному — нечётному , фактуре аккордовой — полифонической , тональным соотношением обычным доминантовым или медиантовым. Став в 1796 г. Наряду с Бортнянским в кон.

XIX в. Несмотря на указ Святейшего Синода 1797 г. В церковных сочинениях той поры возросло влияние оперной, инструментальной и романсовой музыки, проявилось стремление к целостности и разнообразию композиционных решений. Очередной этап в истории жанра духовного хорового концерта был неразрывно связан с расцветом блистательного искусства Синодального хора и возникновением на рубеже XIX и XX веков новой российской школы композиторов церковной музыки.

РОМАНТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПРЕТВОРЕНИИ ЖАНРА ДУХОВНОГО КОНЦЕРТА НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ

  • Понятия «мотет» и «концерт» в записках Якоба фон Штелина
  • Что такое русский духовный концерт: история, особенности, характеристики
  • Узнаем, кто стоит за музыкальным произведением
  • Ответ на сканворд
  • Роль духовного концерта в церковной практике | Свято-Троицкий собор

Что такое Духовный концерт?

В это время Ал. Эти колебания, внутренний разлад, концерты Петербургских хоров, которые Ал. По природе своей чрезвычайно застенчивый и скромный, Ал. При содействии тогдашнего министра путей сообщения, Ф.

Неронова уроженца Пензенской губ. Это последнее давало не только жалованье, но и небольшую казенную квартиру на Малой Конюшенной. Немного наладив материальную сторону своей жизни, Ал.

Заннети и, как одержимый, посещает концерты Петербургских хоров гл. В 1883 г. Особенное внимание Ал.

В этом хоре Ал. Вначале эта весьма сильная по тому времени реформа вызвала явное неудовольствие церковных кругов; первое впечатление, однако, скоро сгладилось и потом постепенно целый ряд Петербургских смешанных хоров — вместо детских голосов — предпочитает иметь женские голоса. Уступая настойчивым просьбам своих друзей выступить с самостоятельным концертом, Ал.

Первое выступление состоялось в Озерках, по Финляндской железной дороге, второе — в «Аквариуме» Каменноостровский проспект. Оба эти выступления были чрезвычайно неудачны; реклама была поставлена слабо, само имя Архангельского было широкой публике еще совсем неизвестно, и ко всему этому — оба раза — проливной дождь. В результате — полный дефицит.

И с удвоенной энергией Ал. Полонского, посещает собрания Думского Кружка, не пропускает собраний у Бородина, сближается с известными собирателями народной песни Палечеком, Истоминым, Некратовым, В. Орловым, проф.

Малоземовой, Ирецкой. Вместе с этим Ал. Рабочий день начинается обычно в 7 часов утра и заканчивается в 7—8 ч.

Летом Ал. С этого же времени начинается и участие хора А. Хор регулярно выступает в домашних концертах Великой Княгини Екатерины Михайловны и, наконец, дает первый большой концерт исторической музыки.

Концертом этим заинтересовались широкие музыкальные круги. Выступления следуют за выступлениями. Рубинштейн, организовавший ряд общедоступных концертов в цирке Чиннизелли, приглашает к участию в этих концертах хор Ал.

К этому периоду относится начало и собственно композиторской деятельности Ал. Материальные итоги первых издательских опытов оказались чрезвычайно неблагоприятны, ко всему этому А. Весьма кстати в этот момент явилось получение 3.

Едва оправившись от болезни. Хор при Георгиевской общине сестер милосердия, руководить работой которого Ал. Дирижировал хором один из помощников Ал.

В результате внутренних несогласий и интриг, Ал. Пережил это Ал. Через три года после этого, в 1889 г.

Шереметьев вновь приглашает Ал. Частые домашние концерты у графа — с непременным участием хора — приводят в восторг многочисленных и требовательных слушателей. В следующем 1890 г.

Концерты эти были организованы, с рекламной стороны, весьма неудачно: предварительная продажа почти ничего не дала, наличного капитала не было; вечером, перед первым концертом, администрация зала требует уплатить за помещение вперед, денег нет — администрация отказывается освещать зал и Ал. Случайно на лестнице большой Московской гостиницы, где остановился с хором Ал. Чайковского — рассказывает ему о своих злоключениях, и Чайковский делает на свое имя заем у управляющего гостиницей.

Деньги получены, зал освещен — и перед небольшой горсточкой любителей пения, пришедших на концерт, — впервые в Москве зазвучал хор А. Все пять концертов прошли с большим подъемом и, хотя в материальном отношении оказались дефицитными, но за то в Москве заговорили о хоре Архангельского. Смоленский директор Синодального училища , С.

Орлов дирижер Синодального хора , П. Сахаров дирижер Чудовского хора — одни из первых признали заслуги А. Чудовский хор вводит даже в свой репертуар сочинения А.

А-чу диплом почётного члена своего О-ва. Вернувшись в Петербург, Ал. Соколова по изучению фуги.

Естественно, что такая «нагрузка» не могла быть под силу Ал. Анд-чу по той простой причине, что на все это физически не хватало времени. В результате занятий А.

А-ча с проф. Соколовым, происходит знакомство последнего с графом А. Соколов убеждает гр.

Шереметьева расширить сферу музыкального меценатства: организовать оркестр и устраивать общедоступные концерты со строго подобранной программой. Граф, сам музыкально одаренный человек, увлечен новой идеей: разрабатываются новые положения для хора и оркестра, намечаются программы. В этом периоде организационно-подготовительной работы принимает участие и Ал.

Главные мотивы такого решения Ал. Андр-ча, выраженные в письме его к графу, сводятся к тому, что никогда, за свою продолжительную работу с хорами Ал. От всех этих огорчений Ал.

Здесь же, как завершение невысказанных огорчений, он пишет музыку на псалом «Боже, во имя Твое, спаси мя: яко чуждии возсташа на мя и крепцыи взыскаша душу мою». Возвратившись в августе в Петербург, Ал. Два месяца Ал.

В истории русской хоровой жизни это турне хора Архангельского, по своему охвату, по программам и, главное, по художественности исполнения было едва ли не первым. С 4-го концерта в Варшаве хор поет все программы уже наизусть, без нот. Естественно, что поездка по России в то время, с хором в 30 человек, была делом очень сложным и тяжелым.

Целый ряд неожиданных препятствий и неприятностей пришлось преодолевать и переживать Ал. А-чу и хору. Дорожные непорядки, полицейские формальности и т.

Возвратившись в Петербург, в январе хор едет в Финляндию, в Гельсингфорс. Предварительная продажа билетов на первый концерт почти ничего не дала. Первый концерт проходит при пустом зале; на утро, однако, хозяин отеля, в котором остановился Ал.

Остальные три концерта прошли с аншлагом — Гельсингфорс был покорен. Через год Ал. В следующую свою поездку с хором в Финляндию Ал.

Ко времени концертной поездки в Прибалтику, в Риге происходит знакомство Ал. А-ча с Ю. Блейхманом, молодым музыкантом.

Знакомство это переходит в дружбу и Ю. Блейхман неоднократно оказывал Ал. А-чу существенную помощь в урегулировании денежных дел Ал.

После турне Ал. Управляли этими хорами регента по назначению Ал. А-ча, репертуар же и обработку вещей проходил со всеми регентами сам Ал.

С наступлением весны Ал. С осени Ал. Хор в 30 чел.

Шереметьева и на концертах. Собственный хор в 50 человек Ал. На этот раз турне было рассчитано на полгода с тем, чтобы через каждые два месяца устраивать небольшой отдых с возвращением в Петербург.

Маршрут по России был такой же, как и в первом турне, со специальным заездом во Владикавказ, Ригу и Киев. Как и в первую поездку, художественный успех превзошел все ожидания. Почти во всех университетских городах устраивались, кроме объявленных концертов, специальные концерты по удешевленным ценам для учащейся молодежи.

В Варшаве, в Харькове — эти концерты неизменно кончались бурными овациями по адресу Ал.

Саратова под управлением регента С. Хахалиной записал третий музыкальный диск под названием «Услыши, Боже, моление мое», который в настоящее время выходит в свет. На этот раз в музыкальный диск вошли песнопения композиторов А. Третьякова, Д. Бортнянского, А. Никольского, Г.

Рютова, В. В числе песнопений — известные хоровые концерты. Большинству любителей церковной музыки хорошо знакомо выражение «концерт». Это песнопение, которое звучит на Божественной литургии перед Причастием. Что такое «концертность» для духовной музыки и можно ли исполнять концертные произведения в стенах храмов? На месте концерта должен находиться причастный стих, то есть какой-либо стих или строка из Псалтири, взятые сообразно значению праздника. Причастный стих поётся после завершения Евхаристического канона, во время причащения священнослужителей в алтаре.

В это время прихожане также готовятся приступить к Причастию и должны максимально сохранить внимание и благоговейный настрой. Раньше причастен распевался на знаменные напевы, это занимало довольно большое количество времени: в зависимости от того, сколько священников принимают Причастие.

Такая состязательность пришла из церковных песнопений, звучащих под гулкими сводами европейских соборов. Постепенно утрачивалось понимание не только знаменного пения, но и вообще смысла богослужения. Не Литургия, не важнейшие моменты всенощного бдения, а духовные концерты имели неимоверную популярность во всех уголках России. Порой они даже служили своего рода «эстетической приманкой» для привлечения в храмы любителей церковного пения: многие и крестьяне, и купцы, и сам губернатор являлись в церковь лишь «к концерту»! Композиторы-классики церковной музыки конца 18 в. Березовский, А.

Ведель, С. Дегтярёв — зачастую находились под сильным влиянием европейских стандартов. Причем влияние оказывала не только церковная, но и светская музыка западных композиторов. В эти же годы концерты начали звучать во внебогослужебное время, то есть вышли за стены храмов. Например, в честь побед русского оружия на площадях исполнялись торжественные песнопения концертного плана, сопровождаемые колокольным звоном, пушечной пальбой и фейерверком. Или на богатых свадьбах, в ожидании молодых, церковный хор пел соответствующие радостному событию концертные произведения. Своего расцвета хоровой концерт достиг в творчестве композиторов Московского Синодального училища на рубеже 19 и 20 вв. В сочинениях А.

Архангельского, А.

Ильин И. Том 1. Ипполитов-Иванов М.

История отечественной музыки XX века: Учеб. СПб: Композитор, 2005. История полифонии. История русской музыки.

Древняя Русь. Келдыш, О. История русской музыки в 10 томах. XVIII век.

От древнейших времён до середины XIX века. Левашёва, Ю. Келдыш, А. Кайль К.

Работа РИСМа. Брежнева, Г. Малинина, М. Кандинский А.

Каневский М. История гармонического пения в русской церкви. Коневский М. Элементарный курс теории партесного церковного пения.

Кац Б. К соотношению музыки и текста в концерте М. Вюник МАУ. Кшв, 1999.

Келдыш Ю. История русской музыки: Учебное пособие в 2-х частях-Ч. Рахманинов и его время. Кикнадзе В.

Труды ГМПИ им. Выпуск XXI. Компанейский Н. Духовно-музыкальные сочинения; священника.

Забытое обязательство. Краткий очерк истории церковного пения в России. Кузнецов И. Купреянова Е.

Национальное своеобразие русской литературы. Очерки и характеристики. Кусаков Н. Кутузов В.

Рахманова: Послесловие -С. Львов А. Мазелъ Л. О неизданных музыкально-теоретических работах A.

Малацай Л. Проблема духовности в богослужебном пении и духовной музыке на рубежах веков. Мёнъ А. Магизм и единобожие:.

Религиозный: путь человечества до эпохи великих Учителей? История религии. Мень А: Культура и духовное возрождение. Менъ А: Православное богослужение.

Таинство, слово и образ. Слово, 1991. Морозов А. Музыкальная культура православного мира: традиция, теория, практика: Материалы науч.

Музыкальная культура Средневековья: Теория. Крацовник; ЛТК. Рахманинова, 2001. Мясоедов А.

О гармонии русской музыки: корни национальной специфики : Исследование. Назайкинский Е. Стиль и жанр в музыке: Учеб. Немкова О.

Ave Maria: Образ Богоматери в европейском музыкальном искусстве. Лики Богородицы в хоровом творчестве C. Тамбов-Ивановка, 1998. Никишин Ф.

Архангельский и А. Никольский А. Вступительная речь о задачах съезда: Труды I Всероссийского съезда регентов церковных хоров и деятелей по церковному пению. Каталог-указатель духовно-музыкальных сочинений распределённых в порядке следования их в церковных службах и разделённых по степени трудности.

Никольский Н. История русской церкви. Б-ка атеист, лит. Никольский С.

Духовно-музыкальные сочинения А. Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников 1861-1918. Нонакк Д. Оболенский П.

Летопись одной музыкальной жизни: Жизненный и творческий путь хормейстера и композитора А. Овсянникова И. Овсянкина Г. Орлова Е.

Лада М. Паисов Ю. Александр Гречанинов. Жизнь и творчество.

Современная русская хоровая музыка 1945 -1980 : Исследование. Хоровое творчество Георгия Дмитриева. Протопопова М. Плотникова Н.

Полякова Л. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917 -1918 гг. Поспелов Г. Теория литературы М.

Потулов Н. Преображенский А. Культовая музыка в России. Очерк истории церковного пения в России 2-е изд.

Словарь русского церковного пения. Указатель по церковному пению. Протопопов Вл. Русское церковное пение: Опыт библиографического указателя от середины XVI века по 1917 год.

Раабен JI. О духовном ренессансе в русской музыке 1950-80-х годов. Разумовский Д. Патриаршие певчие дьяки и поддьяки и государевы певчие дьяки СПб.

Церковное пение в России. Рапацкая Л. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века». Рахманова М.

Весенние чтения. Памяти Н. Россия в период реформ Петра I. Рубцова В.

Русская духовная музыка в документах и материалах. Синодальный хор и училище церковного пения: Воспоминания. Синодальный хор и училище церковного пения: Исследования. Синодальный хор и училище церковного пения: Концерты.

Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников 1861- 1918 -М. Степан Васильевич Смоленский: Воспоминания. Статьи, материалы, воспоминания. Рыцарева М.

Из творческого наследия Д. Композитор Д. Ръщарева М. Композитор М.

Жизнь и творчество- Л. Рыцерева М. Сборник статей. Рьщарева М.

Рьщарева Л. Сеян А. Светозарова Е. Бортнянского: Метод, разработка по курсу русской хоровой литературы.

Свиридов Г. Гвардия, 2002. Скворцова И. Скотникова Г.

Скребков С. Скребков: Избранные статьи. Статьи и воспоминания. Художественные принципы музыкальных стилей.

Скребкова-Фгигатова М. Фактура в музыке М. Смирнов Д. Духовная хоровая музыка СПб: Композитор, 2006.

Смоленский С. О собрании русских древне-певческих рукописей в Московском Синодальном училище церковного пения. Памяти Д. Соколов О.

Морфологическая система музыки и её художественные жанры. Теория стиля М. Сорокин П. Сохор А.

Теория музыкальных жанров. Старчеус М. М: Сов. Степанова И.

Слово и музыка. Диалектика семантических связей. Тевосян А. Искренно преданный Вам А.

Сван» письма Альфреда 207. Свана к П. Ткачев Д. Архангельский 1846-1924.

Очерк жизни и деятельности. Толстокулакова А. Томпакова О. Певец русской темы Александр Тихонович Гречанинов.

Сергей Рахманинов: Духовный концерт / Воронежский камерный хор, дирижер Олег Шепель

Термин «духовный концерт» – европейского происхождения, в отечественной церковной практике появился в. Жанр духовного хорового концерта прошёл именно такой путь. Дмитрий Бортнянский: духовные концерты (35 четырехголосных концертов), Государственная академическая симфоническая капелла России под управлением Валерия Полянс. Русский духовный хоровой концерт. Русский хоровой духовный концерт, исторически сложившийся к концу XVII века, и сегодня. В XVIII веке духовные концерты писались композиторами по преимуществу на слова псалмов. Автор обычно брал не весь псалом, а лишь некоторые фразы-стихи из псалма, исходя из.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий