Для основной части публичного выступления не характерно

Для успешного публичного выступления нужно подумать, как расположить собранный материал, в какой последовательности его излагать, какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь – одним словом, какую выбрать композицию речи. В публичном выступлении самый главный вопрос, который выступающий должен задать себе – «Какой цели я хочу достичь этим выступлением?». Причем ответ должен состоять не из общих рассуждений, а быть четким и ясным. Основная часть публичного выступления является наиболее важным его элементом, так как именно в рамках нее оратор излагает свои основные мысли и идеи, приводит аргументы в защиту своей позиции по рассматриваемому вопросу, а также оценивает иные точки зрения. В пособии рассматриваются основные признаки современного публичного выступления. В каждом разделе приведены основные требования и определения, а также дается набор правил и рекомендаций, указываются типичные ошибки. один из важнейших начальных этапов подготовки публичного выступления.

Методика публичного выступления

В толковом словаре С. Ожегова содержится следующее определение рассматриваемого термина: «публичное выступление - это выступление, осуществляемое в присутствии публики, открытое». При этом такое выступление подразумевает установление двухстороннего контакта и без такового теряет свою сущность и смысл. Основными признаками публичного выступления как особого вида речевой коммуникации помимо свойства публичности являются: а оперативность; б возможность использования различных способностей слушателей; в принципиально творческий характер устного выступления; г непосредственное живое общение оратора и аудитории; д эмоциональное воздействие выступающего на слушателей. Каждый из указанных выше признаков придает рассматриваемому нами виду выступления специфичность, и выражает его сущность. В этом отношении следует сказать, что общее понимание термина публичного выступления непосредственно связано с его основными задачами, к которым, в частности, относятся: развитие познавательной деятельности людей; стимулирование положительных или критических установок слушателей по определенным вопросам; формирование познавательных и иных интересов; формирование творческого стиля работы и жизни; стимулирование общественной и профессиональной активности; ознакомление с достижениями практики, науки, техники, а также текущим положением дел в стране, регионе, коллективе и так далее в зависимости от содержания конкретного выступления.

Помимо ряда общих задач публичное выступление всегда преследует какие-либо цели, и, в зависимости от этого, дифференцируется на различные виды. В зависимости от общих речевых целей публичного выступления, выделяют три его вида:. Информирующая речь. Целью такой речи является информирование аудитории о какой-либо проблеме или событии, а также их обсуждение с целью поиска истины. Также целью такого выступления может быть выражение оратором понимания и оценки какого-либо факта.

Аргументирующая убеждающая речь. Основной целью данного вида речи является непосредственно убеждение аудитории в истинности точки зрения оратора, а также прямая агитация, имеющая своей целью побудить слушателей к действию. Эмоциональная речь. Основными целями данного публичного выступления, как правило, выступают создание определенной психологической атмосферы, выплеск собственных эмоций оратора, а также непосредственно само публичное общение, приносящее удовольствие как оратору, так и его аудитории. Все представленные выше виды публичного выступления обладают определенными специфичными чертами относительно их структуры и порядка построения, что необходимо учитывать при разработке конкретного варианта соответствующей речи.

В заключение настоящего пункта хотелось бы отметить, что общее понимание публичного выступления, его основных признаков, задач и целей является необходимым для оратора при подготовке к публичному выступлению в части его структурирования, так как позволяет правильно расставить акценты в речи и удачно расположить специальные риторические средства в элементах ее структуры, соответствующих целям и особенностям конкретного публичного выступления. Введем определение данного понятия. Муштук в «Основах общей риторики» представляет следующую трактовку рассматриваемого термина: структурирование публичного выступления - это разделение его на части, каждая из которых выполняет определенную функцию в достижении речевой цели выступления. Данное определение представляется нам наиболее удачным. Исходя из него, можно вывести собственное понимание термина «структура публичного выступления».

Итак, структура публичного выступления представляет собой взаимосвязанную систему элементов публичной речи, расположенных в определенной последовательности, соответствующей выполняемым каждой структурной единицей выступления целям. Надо сказать, что структурирование и подготовка речи является одним из важнейших процессов в ораторском искусстве. Так, С. Халин отмечает, что осуществление рассматриваемого процесса позволяет оратору провести через весь процесс работы над выступлением определенное организационное начало, которое, в свою очередь, «облегчает слушателям усвоение материала, придает материалу композиционное единство, обеспечивает согласование и даже известную гармонию частей выступления». Рассмотрим существующие в теории представления о структуре публичного выступления.

Как правило, большинство ученых сходятся в понимании публичного выступления как триединой структуры, основными элементами которой выступают вступление, основная часть выступления и заключение. Однако некоторые исследователи также рассматривают подготовительный и резюмирующий этапы как часть публичной речи. Выступление, таким образом, является единым процессом, и его публичная часть выступает всего лишь одним из этапов. Мы считаем данную позицию нелогичной, так как само теоретическое понимание термина «публичного выступления», рассмотренное нами в первом пункте настоящей курсовой работы, позволяет сделать вывод о том, что оно начинается только с момента вербального воздействия оратора на конкретную аудиторию и заканчивается, соответственно, прекращением такого контакта. Подготовка публичной речи, сбор материалов, резюмирование и оценка результатов выступления при этом не должны включаться в общую структуру рассматриваемого нами понятия.

Итак, прежде чем кратко охарактеризовать элементы структуры публичного выступления, отметим, что трехчастная модель речи как устной, так и письменной не является достижением современной науки. Подобное трехчастное деление существует достаточно длительное время. Зародилась она еще во времена древнегреческих и древнеримских ораторов. Яркими представителями классической ораторской школы и последователями трехчастной структуры публичного выступления являлись такие известные ораторы, как Сократ, Демосфен, Цицерон и другие. Какие же основные композиционно-логические части выделяются в структуре публичного выступления?

Прежде всего, это вступление, или введение, которое выступает своеобразным подготовительным этапом к основной части выступления. В рамках данного этапа особую важность представляют психологические приемы и, прежде всего, способы захвата внимания аудитории. Главная, или основная часть выступления, представляющая собой изложение основного материала по теме. Представленный элемент структуры публичного выступления является наиболее обширным и, в связи с этим, как правило, также делится на внутренние подэлементы, такие как характеристика темы выступления и собственной позиции по данному вопросу, рассуждение аргументация, контраргументация, анализ различных позиций и так далее. Заключение, или выводы.

В рамках данной структурной части публичного выступления, оратор обозначает окончательные тезисы своего выступления и его общие итоги, а также завершает свое выступление при помощи использования каких-либо риторических средств или приемов. В отношении структурных частей публичного выступления стоит также отметить, что их объем и соотношение друг между другом различно. При этом, на наш взгляд, невозможно выработать единое процентное соотношение этих частей, так как каждое конкретное выступление, в силу не только собственных специфических черт, но и преследования какой-либо цели, всегда будет обладать определенными структурными особенностями. Однако, все же некоторые исследователи выделяют общее «идеальное» соотношение элементов структуры публичного выступления. Так, П.

Указанное процентное соотношение, на наш взгляд, является достаточно условным, но все же может использоваться на практике, особенно начинающими ораторами. В заключение данного пункта стоит сказать, что структурирование публичного выступления и выделение в его составе определенных элементов является важнейшим процессом в ораторском искусстве. При этом наиболее распространенным является трехчастная структура речи, основными элементами которой являются введение, основная часть и заключение, процентное соотношение которых неоднозначно и различается в зависимости от цели и специфики каждого конкретного выступления. Задача этой части - привлечь внимание слушателя, заинтересовать его, найдя, по выражению адвоката А. Кони, «зацепляющие крючки».

Эта операция реализуется путем последовательного осуществления двух основных процессов: очистки сознания слушателя от предшествующих мыслей, посторонних для данной темы, и фокусировки внимания слушателя на данной теме. В работе А. Филиппова и Н. Романова, указано следующая его характеристика: «вступление - это начальная часть ораторской речи, в которой оратор объясняет мотивы, побудившие его к выступлению, стремится привлечь внимание слушателей к дальнейшему содержанию речи и снискать их расположение к себе». В представленном определении четко определяются цели вступления.

При этом надо сказать, что оно может быть различных видов, которые мы рассмотрим несколько позже. Рассмотрим основные особенности вступления к публичной речи.

К торжественным ситуациям можно отнести дни рождения; вручение получение наград, званий, премий; презентации; официальные встречи почетных гостей и т. Наиболее распространенными жанрами эпидейктических речей этой разновидности являются поздравление, торжественное слово о…, надгробное слово, речь на презентации, приветственное слово, благодарственное слово. В качестве адресата такой эпидейктической речи может выступать лицо или группа лиц, являющиеся виновниками торжества например, напутственное слово, приветственное слово , или многолюдное собрание, где конкретный виновник не предполагается, а в центре находится само событие, его смысл и значение для аудитории, его положительная оценка например, вступительное слово, речь на презентации. Таким образом, содержание эпидейктической речи — это информация особого рода, которая формирует в слушателях не столько новое знание о предмете речи, сколько определенное чаще всего положительное отношение к нему через его оценку. Поэтому тезис эпидейктической речи — это оценочное суждение, отражающее личностное отношение говорящего к предмету речи, а также ценности общающихся оратора и аудитории. Структуре эпидейктической речи так же, как и содержанию, присущи определенные особенности.

В начале эпидейктической речи по случаю принято сообщать об этом случае о поводе. При этом совершенно не нужно прибегать к пространным описаниям, достаточно сказать: "поздравляя сегодня нашего юбиляра…" или "открывая конференцию молодых ученых…. Во вступлении также должна быть сформулирована задача речи. Далее, в основной части, тезис развивается и обосновывается с помощью разнообразных аргументов. Существует несколько способов развития содержания, например, описание предмета, повествование о жизни и деятельности юбиляра, доказательное рассуждение — обоснование тезиса. Наиболее продуктивным для эпидейктической речи является построение доказательного рассуждения, при котором речь делится на части микротемы , представляющие собой единство подтезиса и аргументов. Специфика структуры эпидейктической речи особенно проявляется в ее заключительной части, т. Пожеланиями адресату всяческих благ, вытекающих из содержания речи, завершаются речь-поздравление, похвальное слово, торжественное слово, благодарственная речь, речь по поводу знаменательного события.

В этом случае слова обращены к аудитории и связаны с событием, о котором шла речь. В пожеланиях заложено побуждение быть достойным похвалы, соответствовать созданному образу, стремиться к совершенству и достижениям.

Теория сочинения музыкальных произведений. Материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов спец. В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Наряду со словом «композиция» употребляются также близкие по смыслу слова «построение, структура». Необходимо правильно строить свою речь. Например, на сообщение «Зимние Олимпийские игры» автор затратил 10 минут — из них 8 говорил об истории Олимпийских игр и только 2 минуты непосредственно по теме. Слушатели остались недовольны. План — основа композиции.

Назначение планов и их виды Приступая к работе над композицией речи, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план. План — это модель проектируемого выступления. На разных этапах подготовки речи составляются разные по цели и назначению планы. После выбора темы выступления рекомендуется составить предварительный план будущей речи. После того как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план. Он помогает продумать структуру выступления. На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Он пишется не столько для оратора, сколько для слушателей. Хотя план речи не всегда оглашается оратором. Чаще всего план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях.

В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих речах сообщение плана неуместно. По структуре планы бывают простыми и сложными. Простой план состоит из 3-6 пунктов, относящихся к основной части изложения темы. Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты. В сложном плане выделяют также вступление, главную часть, заключение. Микротемный план — предельная детализация отдельных вопросов. Иногда говорят, что план сковывает оратора, снижает его творческое начало и не дает простора для импровизации. Возможно, что в такой критике есть доля истины. Импровизация — Божий дар, и ею владеет не каждый. Многие ораторы, составив план речи, полного текста не составляют, импровизируют его, и в этих случаях план помогает им: он как ведет оратора, не дает ему сбиться с намеченного пути или пропустить что-либо важное.

Составные элементы композиции. Начало, развертывание и завершение речи После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своей речи. Наиболее распространённой структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть, заключение.

Чтобы «сердце аудитории» билось, нужна сила и энергия. Вы сможете заразить, зацепить, взволновать аудиторию только в одном случае, когда вы сами проникнуты темой, и она будоражит вашу душу. Когда у вас есть жгучее желание выступить и донести до людей что-то очень важное. Представьте себе молодого влюбленного человека. Ему очень хочется доставить удовольствие своей избраннице. Он покупает ей цветы, конфеты, дарит подарки и через это выражает свое отношение. Загляните в историю. Раньше молодые люди, могли неделями ждать ответа на предложение руки и сердца. Что происходило с ними в этот момент — они засыпали с мыслями о любимой и просыпались с мыслями о ней. Они проводили это время в мечтах и практически доводили себя до «голодного» состояния. Представляете, когда наступал долгожданный момент, как говорил такой мужчина. Да и говорить, как правило, было уже не нужно. От этого человека шла такая сила, что достаточно было пары жестов, а все остальное чувствовалось. Так ведь это же любовь скажете вы, а как быть в остальных случаях? В остальных случаях ничего не меняется. Люди, стремящиеся к успеху, голодны до своих желаний, голодны до свободы, голодны до счастья. Именно в таком состоянии с ними пребывает сила, и они проливают ее на окружающих. Им есть, что сказать этому миру. Они «созрели» и способны выразить свое отношение, свои убеждения. И они говорят проникновенно, и совершают «подвиги». Чтобы «сердце аудитории» билось, подберите для выступления тему, значимую для слушателей, значимую для вас. Выразите свое отношение, проявите всю силу своих чувств! Постройте основной образ выступления Однажды преподаватель курсов по ландшафтному дизайну проводил занятие. Как обычно, он ходил по аудитории и объяснял очередную тему. Случайно его взгляд упал на тетрадь одного из студентов. Посередине листа красовалась надпись: «Ландшафтный дизайн — это скучно». Эти слова попали в самое сердце. Он бегал по аудитории из одного конца в другой и вел беседу, то от лица заказчика, то от лица дизайнера, торговался, уточнял детали. Он сомневался как клиент и тут же работал с возражениями как продавец услуг. Его речь была эмоциональной, насыщенной, яркой, увлеченной… Звонок, прозвенел, как гром среди ясного неба. В аудитории стояла гробовая тишина.

Публичное выступление

Риторика. Тест с ответами — 2020 год Это следующий этап публичного выступления. Он предполагает установление психологического контакта оратора с аудиторией до начала произнесения речи. Данный период длится не долго, однако от его успешности зависит вся речь выступающего.
Структура публичного выступления. Курсовая работа (т). Английский. 2014-10-03 Полный перевод на русский вы можете прочесть на сайте «Настоящее время». Этапы подготовки публичной речи. Чтобы составить успешное публичное выступление необходимы 3 основных этапа подготовки.

Логика мышления и языка

Самой распространенной структурой речи является структура, состоящая из вступления, основной части и заключения. Композиция выступления меняется в зависимости от темы, цели, состава аудитории. Существуют общие принципы построения выступления. Этапы публичного выступления должны быть последовательными (вступление, основная часть и заключение). Должны присутствовать веские аргументы, речь должна быть интересной. Чтобы публичное выступление стало успешным, стоит соблюдать следующие требования. Основная часть – главная композиционная часть публичного выступления, в которой излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, приводятся необходимые промежуточные выводы. Часть 1. Публичные выступления и подготовка к ним. Практические рекомендации. Стремитесь к достижению цели. Прежде всего, вам нужно четко сформулировать для себя конкретную цель вашего сегодняшнего выступления. Основная часть: Сообщить информацию, аргументировать, развлечь и т. д. Функции основной части сильно зависят от вида речи и её целевой установки. Например, при выступлении с научным докладом функция основной части — проинформировать, возможно, ещё и убедить. В публичном выступлении самый главный вопрос, который выступающий должен задать себе – «Какой цели я хочу достичь этим выступлением?». Причем ответ должен состоять не из общих рассуждений, а быть четким и ясным.

Особенности публичного выступления. Ораторская речь

Для каждой из них готовят свою презентацию. Коллеги, партнеры, инвесторы должны увидеть выгоду от производства и реализации продукта. Потребитель — выгоды от его приобретения и использования. Специфика аудитории. Определяет стиль изложения информации, поведение оратора перед публикой, количество задач, которые можно рассмотреть в ходе выступления. При подготовке изучают и учитывают психологические особенности группы людей, перед которой предстоит выступать. Взрослая публика. Люди зрелого возраста с большим жизненным и профессиональным опытом хорошо реагируют на цифры и факты, но не терпят нотаций и поучений. Речь подкрепляется графиками, диаграммами, простыми таблицами, чертежами и пр. Поведение оратора и его лексика должны полностью соответствовать нормам, принятым в данном кругу людей. Нельзя показывать свое превосходство и заискивать перед аудиторией.

Такая публика вполне способна воспринять до 5 задач за 1 семинар. Старшеклассники, студенты, выпускники. Внимание молодежи легко захватить короткими историями с яркими эпизодами, примерами из личной жизни или жизни известных публике людей. Полезная информация должна звучать уже в первом предложении, вызывать эмоции. Предложения простые. Речь подкрепляется обилием картинок, инфографикой, короткими видео. Прямые нотации и снисходительный тон недопустимы. Оратор должен держать себя на сцене свободно, но без высокомерия, обращаться к присутствующим как к равным. Лексикон — понятный для аудитории. Оптимальное количество задач — 3.

Заинтересованность слушателей в данном выступлении. Необходимо оценить, насколько информация, которую собирается донести спикер, интересна и актуальна для ЦА. Время выступления. Определяет сценарий выступления. Также влияет на количество вопросов, которые предстоит рассмотреть во время речи. При малом лимите времени рекомендуется полностью раскрыть 1 вопрос. Это лучше, чем поверхностно затронуть 4-5 вопросов, оставив нераскрытые моменты. Структура плана План любой публичной речи подчиняется классическим законам композиции. Состоит из 3-х основных частей. Вступительное слово.

Делается это во время интригующих моментов, смысловых переходов, неожиданных поворотов в повествовании. Желательно изредка прохаживаться по сцене — так, чтобы зрители успевали следить за всеми движениями. Реакция на непредвиденность. Оратор не застрахован от конфузов. Ситуации, когда во время выступления сильно скрипел микрофон или не включалась презентация, — многочисленны. Спикеры роняли листы с текстом речи, подскальзывались, смешно оговаривались. Даже неожиданные аплодисменты порой здорово сбивали с настроя. Рассказчики при этом начинали запинаться, глупо улыбаться или пытаться перекричать поднявшийся шум.

И это был провал. В любой ситуации важно сохранять спокойствие. Только с ним можно быстро придумать, как выкрутиться из неприятности. Если неловкость все же произошла, есть несколько способов достойно из нее выйти: деликатно пошутить — только юмор , никаких насмешек или сарказма; извиниться за происшествие, продолжить как ни в чем не бывало если не зацикливаться на проблеме, зрители тоже забудут о ней ; перенаправить внимание публики на что-то другое; попросить помочь людей из первых рядов; преподнести произошедшее как запланированных ход по возможности, иначе все будет выглядеть жалким оправданием. Завершение речи. Речь закончена. Зрители аплодируют. Камеры выключены.

Что дальше? Спуститься в зал? Поблагодарить за внимание — первая необходимость. Если выступление было творческим, юмористическим, можно слегка поклониться. Но и после этого нельзя спешить сразу же покидать сцену. У участников встречи могут остаться вопросы. Ответив на них, выступающий еще лучше зарекомендует себя. Только после этого можно будет сойти со сцены.

Когда же присутствующие полностью отвлекутся на свои дела, ритор получит право покинуть помещение.

Как вы к этому пришли? Иногда можно неплохо заработать даже на горстке земли — например, если доставить ее из Ирландии стремящимся к корням американцам.

Насколько ваше решение лучше, чем все то, что предлагалось до него? Чем конкретно крута ваша команда, почему в вас нужно поверить? Это может быть внушительный предыдущий опыт или текущие результаты проекта.

Идей и рынков в мире много, главное — реализация». После питча должен остаться wow-эффект и желание разобраться в проекте подробнее. Экстра-короткие выступления Такие выступления длятся обычно от 3 до 5 минут и чаще всего подходят для выражения экспертного мнения.

Ключевая цель такой речи — донести идею, сделать это можно с помощью запоминающихся метафор и акценте на проблематике. Приведем фрагмент выступления-реплики Игоря Манна, известного маркетолога и основателя издательства «Манн, Иванов и Фербер», бизнес-тренера, о двух методах чтения книг: «Первый — «по Манну»: вы читаете книги и делаете пометки и используете два типа закладок: первая символизирует очень интересную информацию, вторая — деньги. И когда ты видишь, что из книжки торчат денежные закладки ты реально начинаешь ее прорабатывать.

Короткие речи Второй способ — так, как читает мой знакомый. Он обычно берет книжку и, найдя хорошую идею, кладет ее в раскрытом виде обложкой вверх и не читает до тех пор, пока эту идею не внедряет. Мы с ним сравнили его обороты бизнеса и мои.

Оказалось, что у него в 15 раз больше, чем все мои бизнесы вместе взятые. Получается, что этот метод более эффективный. Самое главное — читать книжки, чтобы что-то внедрять, просто чтение автоматически не делает вас богатым и счастливым».

После выступления, созданного в таком временном формате, должно остаться ощущение важности вопроса и понимание сути. Такая речь может занимать от 5 до 15 минут, основная цель чаще всего — убедить в конкретной точке зрения, поэтому важно аргументировать свою позицию и продумать структуру текста. Однажды президента США Вудро Вильсона спросили, как долго он готовит свои речи: «Это зависит от продолжительности речи.

Речь на 10 минут я готовлю не меньше двух недель. На получасовую речь уходит неделя. Если можно выступать сколько угодно, то можно вообще не готовиться.

К этому я готов хоть сейчас». Средние выступления Проанализируем выступление бизнес-тренера Грег Маккеон на конференции Стэнфордской школы бизнеса: «Что сдерживает способных, целеустремленных людей от реализации новых целей? Ответом на этот вопрос, к моему большому удивлению, является успех.

Я убедился в этом, работая в Кремниевой долине: концентрируясь на достижении нескольких важных задач, команды стартапов успешно и стремительно развивали свой бизнес. Но как только перед ними открывалось множество новых возможностей, предпринимателям было крайне сложно определять наиболее значимые из них, и темпы роста их компаний значительно снижались. Выступление длится 15-30 минут, основная цель заключается в продвижении своих собственных интересов, у слушателей должно быть воодушевление от прослушанных кейсов и общее позитивное впечатление.

Такой формат можно часто встретить на разного рода конференциях. Длинные речи Американская певица Аманда Палмер так рассказывает о своей подготовке: «Я оказалась в ловушке собственного эго. Если мое выступление будет доступно многим людям, то я хочу, чтобы они знали, какой я хороший пианист.

А еще я умею рисовать! И пишу фантастические стихи! И обладаю еще массой других талантов!

Это мой шанс!

Требования: должна присутствовать логика и аргументы изложения; должна быть ориентация на мотив познания нового; тема должна быть актуальной и соответствовать интересам аудитории. Целью убеждающей речи является трансформация аттитюдов аудитории. Иными словами, воздействие на когнитивную, эмоциональную, поведенческую стороны речи. Такое часто встречается в период выборов президента.

Риторика. Тест с ответами — 2020 год

Этапы публичного выступления должны быть последовательными (вступление, основная часть и заключение). Должны присутствовать веские аргументы, речь должна быть интересной. Чтобы публичное выступление стало успешным, стоит соблюдать следующие требования. Публичное выступление– это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. По цели высказывания монологическую речь делят на три основных типа: информационная, убеждающая и побуждающая. Публичное выступление– это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. По цели высказывания монологическую речь делят на три основных типа: информационная, убеждающая и побуждающая. Часть 1. Публичные выступления и подготовка к ним. Практические рекомендации. Стремитесь к достижению цели. Прежде всего, вам нужно четко сформулировать для себя конкретную цель вашего сегодняшнего выступления. Правила и приемы публичного выступления Сегодня поговорим про ораторское искусство. Основные элементы публичной речи и ее особенности. Этапы подготовки и композиция текста, используемые приемы. Виды выступлений и рекомендации начинающим ораторам.

Структура и особенности публичной речи.

Сегодня предлагаю поговорить о проблемах инвестиций в российскую экономику. В тексте выступления необходимо использовать более простые синтаксические конструкции. Целесообразно избегать длинных сложноподчиненных предложений, развернутых причастных оборотов — все эти конструкции очень плохо воспринимаются на слух. Текст надо строить с применением более простых и коротких предложений, используя хорошо воспринимающиеся на слух вопросы и ответы последнее отвечает и требованию диалогичности публичного выступления. Следует избегать многословия. Из каждого длинного предложения в процессе подготовки текста лучше сделать несколько коротких. Использование цифровых данных значительно повышает убедительность выступления. Необходимо соблюдать ряд правил приведения цифровых данных в устном выступлении: 1. Цифр должно быть немного, только тогда они выглядят убедительными для слушателей. Цифры лучше округлять. Статистические данные надо давать в сравнении или в пропорции.

Например: В 1940 году на доллар можно было купить вдвое больше, чем в 1920году. Не следует указывать точные цифры квадратных километров, кубометров и населения, а подавать эти данные в наглядном сравнении, например: по площади, как Москва, население в 10 раз больше, чем в Воронеже, такого количества газа нм хватит, чтобы обогревать наш дом 2,5 года. Надо точно указывать источник приводимых статистических данных. Конкретность лексики. Необходимо избегать использования в речи слишком обобщенных наименований, их следует заменять на более конкретные и наиболее известные и понятные всем слова прием конкретизации. Вместо того, чтобы сказать Это нужно прежде всего работникам бюджетной сферы, лучше конкретизировать Это нужно врачам и учителям, пенсионерам и воспитателям детских садов, инвалидам и медицинским сестрам, работникам музеев и актерам театров. Во многих случаях конкретизация может способствовать возникновению наглядных образов в сознании слушателей. Такая конкретизация называется образной: В этом году заметно возросло поголовье птицы — В этом году заметно больше стали выращивать кур, уток, гусей, индюшек. Говорите не шел, а бежал, ковылял, плелся, тащился -это вызовет образ. Поставьте вопрос так: Как зародыш из почти незаметного и видимого только в микроскоп оплодотворенного яйца развивается в футболиста весом в в двести фунтов?

Именно не в человека, а в футболиста; говорите не собака, а пятнистый бульдог. Вместо существительных, где можно, употребляйте глаголы: вскрытие- вскрыть, обеспечение — обеспечить, достижение- достичь, улучшение — улучшить, что делает восприятие более образным. Для повышения внимания слушателей, придания речи наглядности и образности, большей достоверности и убедительности целесообразно, проводя идею, указывать конкретные подробности, касающиеся появления этой идей у автора: вместо Недавно я встретил своего старого знакомого, который рассказал мне... Естественно, стали расспрашивать друг друга, как дела, какие новости. И он а , представляете, рассказал а мне... Эти кажущиеся на первый взгляд излишними конкретные подробности на самом деле являются «упаковочным материалом» ваших идей и придают этим идеям достоверность и правдивость, наглядно представляют соответствующую ситуацию, а обратив внимание на ситуацию, слушатели обратят внимание на «упакованную» в нее идею и запомнят ее. Риторические фигуры. Риторические фигуры — особые приемы речи, повышающие ее убедительность и силу воздействия.

Завязка должна ясно обозначить тему и заинтересовать публику. Здесь уместны неожиданный, интригующий вопрос, короткая история, притча. Старайтесь придумать неформальную, яркую завязку, ведь от нее зависит, будут ли вас слушать дальше. Совет: вступление — важнейшая часть, новичкам его лучше записать и выучить целиком. Основная часть В основной части раскрывается заявленная тема. Это не просто рассказ о своем опыте или изложение информации. Содержание выступления должно учитывать интересы слушателей и решать их проблему. Повествование складывается из логической последовательности тезисов, каждый из которых дополняет и раскрывает предыдущие. Все, что вы утверждаете, не должно быть голословным. Каждый тезис нуждается в убедительной аргументации. Доказательства должны быть правдивыми, подтвержденными авторитетными источниками и лаконичными. Для того, чтобы аудитория поверила в правомерность высказанного тезиса, достаточно 3-х аргументов. Кроме классических тезисов и аргументов включайте в основную часть риторические приемы, оживляющие вашу речь и удерживающие внимание. Составляя речь по законам драматургии, увеличивайте градус интереса и подводите публику к кульминации. Кульминация — ваш козырь, самый сильный аргумент, который должен убедить даже непробиваемых скептиков. После высшей точки выступления следует развязка. Финал Смазанная концовка убивает впечатление обо всем публичном выступлении в целом, поэтому обязательно включайте краткий итоговый анализ сказанного и выводы в свой план. Хорошая концовка: лаконично обобщает идеи выступления; четко формулирует основную мысль; снимает напряжение и формирует положительный эмоциональный отклик аудитории. Никогда не заканчивайте на минорной ноте. Даже если ваш доклад не располагает к безудержной радости, оставьте людям надежду.

Такая конкретизация называется образной: В этом году заметно возросло поголовье птицы — В этом году заметно больше стали выращивать кур, уток, гусей, индюшек. Говорите не шел, а бежал, ковылял, плелся, тащился -это вызовет образ. Поставьте вопрос так: Как зародыш из почти незаметного и видимого только в микроскоп оплодотворенного яйца развивается в футболиста весом в в двести фунтов? Именно не в человека, а в футболиста; говорите не собака, а пятнистый бульдог. Вместо существительных, где можно, употребляйте глаголы: вскрытие- вскрыть, обеспечение — обеспечить, достижение- достичь, улучшение — улучшить, что делает восприятие более образным. Для повышения внимания слушателей, придания речи наглядности и образности, большей достоверности и убедительности целесообразно, проводя идею, указывать конкретные подробности, касающиеся появления этой идей у автора: вместо Недавно я встретил своего старого знакомого, который рассказал мне... Естественно, стали расспрашивать друг друга, как дела, какие новости. И он а , представляете, рассказал а мне... Эти кажущиеся на первый взгляд излишними конкретные подробности на самом деле являются «упаковочным материалом» ваших идей и придают этим идеям достоверность и правдивость, наглядно представляют соответствующую ситуацию, а обратив внимание на ситуацию, слушатели обратят внимание на «упакованную» в нее идею и запомнят ее. Риторические фигуры. Риторические фигуры — особые приемы речи, повышающие ее убедительность и силу воздействия. Самой сильной и эффективной риторической фигурой считается риторический вопрос. Это вопрос, не требующий ответа, типа: «Сколько может продолжаться это безобразие? Риторический вопрос «ненавязчиво навязывает» нужную идею, хорошо воспринимается на слух, поэтому это эффективное средство в устной речи. Есть и другие риторические фигуры. Анафора — одинаковое начало ряда фраз: нам надо выяснить... Сильный риторический прием, который эффективен в публицистической, митинговой речи, в рекламных текстах, в эмоциональны выступлениях всех типов. Эпифора — повторение слова или словосочетания в конце каждой части высказывания или группы высказываний: У немцев везде чисто — в офисах чисто, в коридорах чисто, на улицах чисто, в туалетах и в тех чисто. Градация — расположение слов так, чтобы каждое последующее было выразительнее, сильнее предыдущего: он не догадывался, не знал, не ведал, ему и в голову не могло это прийти. Антитеза — противопоставление внутри одной и той же фразы: Государство пухнет — народ хиреет; граждане воруют — страна богатеет М. Перечислительный ряд — группа слов, представляющих собой перечисление и приводимых через запятую либо с помощью слов во-первых, во-вторых и т. Перечислительный ряд должен быть достаточно длинным — 4,5,6 членов и более; представление «много» у слушателей начинается обычно после трех. Гипербола — преувеличение заведомое , например: Нет таких сил, которые заставили бы его свернуть с избранного им в жизни пути. Литота — нарочитое преуменьшение значения. Инверсия — изменение привычного порядка слов обратный порядок слов : Никогда больше не будет раздаваться в коридорах этого здания детский крик. Слишком большое число риторических фигур или их однообразное применение способны дать обратный эффект, вызвать раздражение слушателей, в силу чего применять риторические фигуры следует с осторожностью. Выразительность речи. Выразительность касается интонации речи и связана с эмоциональностью, разнообразием интонационного оформления, отсутствием монотонности, точностью интонационной передачи оратором своей мысли, правильной расстановкой логических ударений и пауз, точностью передачи подтекста. Выразительность речи надо тренировать.

Сложными называются такие, которые распадаются на составляющие части, на простые утверждения. Простыми называются тезисы, содержащие в себе единичные утверждения о признаках предметов, явления и т. В отношении тезиса тезисов любого выступления нужно соблюдать ряд правил и избегать соответствующих ошибок. Четкое и краткое изложение тезисов старайся давать в начале выступления, тем самым, вводя слушателей в основную проблематику выступления. Выступления, в которых дается оценка конкретных событий, фактов, старайся заканчивать формулировкой тезиса, содержащего окончательную оценку. Если возникает необходимость изменить или уточнить тезис, то делать это нужно с ведома слушателей. Тезис должен формулироваться с максимально возможной ясностью, точно и определенно. Тезисы оппонента, если в этом возникает нужда, передавай его собственными словами и с учетом контекста, в котором эти тезисы были сформулированы. Две принципиальные ошибки в связи с приведенными правилами: 1. Отход от своего тезиса, который совершается в форме полной или частичной его подмены. Изменение подмена тезиса оппонента, например, в результате усиления или расширения его утверждений, что нередко происходит в силу психологических особенностей спора, а иногда и сознательно. Выступающий наверняка должен знать, что все, что им привлекается в качестве аргументов, действительно истинно, соответствует реальному положению дел, о которых идет речь. Выступающий никогда не должен успокаиваться на своей субъективной уверенности в истинности чего-либо. Тем более что некоторая неуверенность, скепсис, сомнение еще не свидетельствует об ошибочности того или иного положения. Правила для аргументов: 1. Аргументами могут быть только достоверные, истинные, не вызывающие никаких сомнений положения. Достоверность аргументов должна устанавливаться независимо от тезиса. Аргументы не должны противоречить друг другу и, конечно же, тезису. Не следует, однако, смешивать действительную и мнимую, кажущуюся противоречивость аргументов. В совокупности аргументов должно быть достаточно для того, чтобы тезис вытекал, выводился из них как истинное суждение. Отбирай всегда меньше доводов, аргументов, но лучшего качества. Уточняй или вовсе не используй сомнительные аргументы. Объединяй доводы в стройную, непротиворечивую систему положений, всесторонне обосновывающую тезис выступления. Выделяй основные, базисные аргументы с целью сопоставления с ними основных доводов оппонента. Характерные ошибки при подборе аргументов: Ошибка: основное заблуждение, или ложное основание Использование в качестве аргумента ложного утверждения, например, ссылки на событие, которое не имело места, или на несуществующих очевидцев чего-либо. Ошибка: предвосхищение основания Использование в качестве довода положения, истинность которого еще не установлена. Ошибка: чрезмерное доказательство Использование в качестве доводов противоречащих друг другу, взаимно исключающих положений. Согласно законам логики, из противоречивых доводов формально вытекает все, что угодно. Ошибка: самоубийственный аргумент Использование в качестве довода положения, противоречащего самому исходному тезису выступления. Ошибка: аргумент к личности Переход от обсуждения конкретного положения дел, например, конкретных действий людей, их высказываний, к обсуждению действительных или мнимых персональных качеств этих людей, не имеющих прямого отношения к обсуждаемому предмету. Существует ряд других погрешностей в отношении аргументов, с которыми можно ознакомиться в учебных пособиях по логике. Что касается правил и ошибок в отношении третьего компонента доказательства или опровержения — демонстрации, то есть логической связи тезиса и аргументов, ее развертывания, то привести их в настоящем пособии сколько-нибудь полно не представляется возможным. Дело в том, что демонстрация представляет собой тот или иной способ логического выведения тезиса из соответствующих аргументов. Этот процесс включает в себя, как правило, весьма протяженную, нередко разветвленную цепь, отдельными звеньями которой выступают умозаключения различных видов, то есть такие формы мышления, в которых из одних положений — посылок умозаключения — по определенным логическим правилам получают новые положения — заключение умозаключения. Охарактеризовать демонстрацию более подробно — это значило бы рассмотреть все основные, по крайней мере, виды умозаключений и их модусы разновидности , а также соответствующие правила и ошибки. Видов же и модусов умозаключений огромное множество. Это, прежде всего, предполагает различение умозаключений необходимых дедуктивных и правдоподобных вероятностных или индуктивных , которые в свою очередь распадаются на многочисленные виды и подвиды. С целью систематического ознакомления с теорией умозаключения рекомендуется обратиться к различным, в том числе достаточно популярным пособиям по формальной логике. Под первой — логической стратегией — имеется в виду совокупность основных законов принципов логики: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания. Под логической тактикой выступления понимается совокупность всех конкретных логических приемов, с помощью которых отбираются наиболее убедительные доводы, способы их применения, а также приемы реагирования на контраргументы оппонентов. Известно также, что современная аудитория требует от выступающего особого умения владеть языком. Язык в целом, речь, отдельные слова и выражения — все это важнейшие элементы формы публичного выступления, без которых, вне которых выступление просто неосуществимо. И именно эта форма, и, прежде всего ее языковые элементы, ярче всего представляют, выражают индивидуальность выступающего, его стиль. Выступающий обязан постоянно повышать культуру своей речи, под которой следует понимать такое использование языкового материала, которое обеспечивает наилучшее воздействие на аудиторию в конкретной обстановке и в соответствии с поставленной задачей. Чем богаче словарный запас, лексикон выступающего, чем больше слов, ярких выражений, образных средств использует выступающий, тем лучше, разнообразнее, убедительнее ему удается формулировать свои мысли. Выступающий должен заботиться о пополнении своего словарного запаса, для чего можно использовать чтение хороших книг, пособий по языку, обращение к различным словарям, общение с людьми, хорошо владеющими словом. Кстати, те же словари — это не сухие справочные пособия, а ценнейшие и интереснейшие книги, особенно словари толковые. Различают активный запас и пассивный запас слов всякого человека. Под активным запасом понимается совокупность слов, используемых человеком постоянно в устной и письменной речи. Под пассивным — слова, которые самим человеком употребляются редко, или не употребляются вообще, но понятные ему при чтении и прослушивании. У эрудированного, начитанного человека активный словарь составляет не менее 6—7 тысяч слов. Крупные писатели активно владеют 18—20-ю тысячами слов. В словаре Даля содержится более 200 тысяч слов, в словаре современного русского языка — более 250 тысяч. Кроме того, существуют иностранные слова. В отношении словарных средств выступления, в том числе иностранных, необходимо соблюдать правила: 1. Записывай и запоминай новые слова, вводи их в свои устные и письменные выступления. Записывай пословицы, поговорки, афоризмы. Продумывай заранее целесообразность введения в изложение тех или иных слов, особенно иностранных. Применяй иностранные слова тогда, когда нет подходящего русского заменителя эквивалента , а также для экономии речи в подготовленной аудитории, и тогда, когда они прочно вошли в обиход русскоговорящих. Всячески избегай неправильного употребления слов, особенно иностранного происхождения. Обязательно разъясняй слушателям малопонятные, малоизвестные слова термины , в том числе иностранные, если чувствуешь, что они не известны данной аудитории. Образная речь дает пищу воображению слушателей, побуждает их думать, вызывая связи по аналогии, по контрасту, по сложности. Образность помогает выступающему передавать свои мысли ярче, точнее, глубже, убедительнее. Два правила: 1. Предваряй интеллектуально нагруженные части выступления эмоционально-образными фрагментами. Используй яркий чувственный материал в качестве мостика к рассудочной деятельности слушателей. Не говори готовой фразой. Отказывайся от штампов, то есть выражений, которые из-за частого и неразборчивого употребления практически потеряли свои исходные выразительные качества. Толстой говорил, что язык готовых выражений плох тем, что в нем утрачено ощущение движения, жеста, образа. Следует, однако, помнить, что повторение и даже штамп не всегда убивают мысль. Устойчивые словосочетания — термины — служат целям строгой передачи информации. В аудитории специалистов такие средства являются обязательными, к тому же они экономят время. Краткость может отличать также и отдельные элементы, части выступления. Соблюдение требования краткости предполагает: Отказ от общих фраз, плодящих и поощряющих бюрократизм. Отказ от избытка торжественных слов, вызывающих у слушателей чувство неловкости. Оставление времени для ответов на вопросы после выступления. Доработку выступления, если в нем оказалось слишком много длиннот. Более подробно о некоторых из этих элементов будет сказано ниже как о средствах привлечения внимания слушателей см. Здесь же приводится перечень некоторых общих правил и рекомендаций в связи с ними: 1. Выбирай заранее тональность для слов с целью подчеркивания выражаемых ими мыслей. Используй интонирование для подчеркивания переходов от одних мыслей к другим, от одного раздела выступления к другому. Решительно избегай диалектного произношения, расходящегося с общепринятыми нормами литературного языка. Не искажай их звучание. Начинай выступление негромко, в среднем темпе, с целью облегчить варьирование голоса в дальнейшем. Помни: чем важнее содержание — тем медленнее речь. Замедляй речь, если видишь, что значительная часть слушателей записывает излагаемое. Умеренный темп изложения способствует осмысленности, быстрый — недостаточной осмысленности, замедленный — монотонности, механическому восприятию. Старайся, чтобы средняя скорость изложения примерно равнялась скорости обычной разговорной речи. Слова-архаизмы употребляй только к месту. Стремись разнообразить слова-связки. Не увлекайся образами из мифологии, в частности древнегреческой. Используй их к месту и с обязательными пояснениями. Ни в коем случае не усиливай громкости голоса из-за шума в аудитории. Пережидай шум, затем продолжай обычным голосом. Береги свой голос, не перенапрягай его без надобности. Следи за состоянием голоса, консультируйся с врачом, если возникает необходимость. Техническими средствами являются: проекционная аппаратура, звуковая аппаратура, телевидение, кино, диафильмы, в последние годы — видео и т. Используя эти и другие средства, стоит поступать следующим образом: 1. Подбирай средства наглядности заранее. Продумывай технологию их применения. Отмечай в плане тезисах, конспекте, тексте моменты обращения к тем или иным средствам наглядности. Используй средства наглядности для иллюстрации основных, наиболее важных вопросов. Обращайся к схеме диаграмме, чертежу и т. Соблюдай меру в применении наглядных пособий. Пособия должны быть достаточных размеров, чтобы было видно, или слышно во всех концах помещения. Соблюдай порядок использования пособий — прямой или обратный. Максимально используй пособия с местным, близким слушателям материалом. Они дают, как правило, очень высокий эффект воздействия. Демонстрируй пособия равномерно по ходу выступления. Ищи сам новые возможности использования наглядных средств. Помни, что в методике применения этих средств еще очень и очень много пробелов. Широко применяй кино и видео, особенно в молодежной аудитории. Пиши конспект-сценарий для использования кино и видео. Намечай заранее все перерывы речи и нужные сюжеты. Не забывай проверить организационные моменты накануне выступления: исправность аппаратуры, готовность помощников и т. Избегай ошибок: 1. Преждевременное вывешивание наглядных пособий, преждевременный показ кино или видео. Избыток наглядности, что приводит к преобладанию у слушателей описательных знаний. Чрезмерно быстрая смена пособий или сюжетов видео, кино. Это мешает слушателям разобраться в сути обсуждаемого вопроса. Определенного эффекта по привлечению внимания можно добиться, например, простым отходом от трибуны или стола, приближением к слушателям, если это возможно, разного рода иными простейшими действиями. К числу способов привлечения внимания относятся разного рода подчеркивания определенных мест выступления: повторение, замедление речи, паузы, ускорение речи, в частности, когда делаются некоторые отступления. Грубой, однако, ошибкой, как отмечалось выше, является повторение конца почти каждой фразы. При этом следует соблюдать правила: Не стучи по кафедре, столу. Не делай выговоров, обращенных ко всем слушателям. Если необходимо, сделай персональное замечание. Используй любую возможность для графического изображения материала. Там, где есть доска Следи за доской, на ней не должно быть ничего лишнего, отвлекающего. Используй паузы для наблюдения за слушателями. Не бойся оценки со стороны аудитории, оценивай ее сам. С целью привлечения внимания, усиления различных моментов изложения используй жесты и мимику. Скучное, равнодушное лицо рождает скуку и равнодушие у слушателей. Воздерживайся, однако, от бурной жестикуляции. Не перенимай жестов у других, ищи соответствие жестов излагаемым мыслям. Данный прием состоит в том, что выступающий задает вопросы самому себе и, рассуждая на глазах у слушателей, намечает и рассматривает возможные варианты ответов на эти вопросы, дает им обоснование: анализирует ответы, ищет и находит убедительные решения. Активизирующие вопросы. Выступающий задает вопросы самим слушателям, если это, конечно, возможно. Вопросы при этом должны содержать элементы проблемности. Они должны требовать обоснования, сравнения, сопоставления, выводов, которые в целом вполне доступны слушателям. Устный фронтальный опрос. Прием используется тогда, когда это возможно, но не обязательно только в учебной аудитории, например, там, где выступление делается не впервые. При этом опрос увязывается с ранее рассмотренным материалом, но с акцентом на новой теме. Опрос может производиться в начале выступления или поэтапно, по ходу выступления. Элементы дискуссии и полемики. Выступающий инициирует формулирование самими слушателями различных вариантов решения некоторого вопроса, высказывание различных точек зрения, оценок, используя заранее заготовленные примеры. Затем эти ответы используются при окончательной формулировке ответов и оценок в рамках обсуждаемого материала. Этот прием предполагает сопоставление различных точек зрения, демонстрирование борьбы мнений, различных интересов. Даже если слушатель при этом сначала присоединяется к неверной точке зрения или предлагает свое собственное неточное решение, все равно этот прием активизирует интерес, все познавательные процессы со стороны слушателей вообще. О самой полемике и различных ее видах более подробно будет сказано в следующем 10-м разделе пособия. Последний предполагает подачу материала в готовом виде: выступающий приводит факты, выводы как уже установленные и осуществленные. При этом приводятся все необходимые объяснения и обоснования. Материал подается в логически-доказательном, нейтрально-эмоциональном, либо, наоборот, 41 эмоционально-образном виде. Но само доказательство, повторимся, и в том и в другом случае приводится как уже сделанное, готовое, законченное. Информационно-иллюстративный подход по-своему очень экономичен, дает образцы логики изложения и образного описания, развивает понимание, память, репродуктивное, или воспроизводящее мышление; затрагивает эмоциональную сферу слушателей. Однако этот метод слабо развивает активность слушателей, их инициативу, творческие способности. Этот-то недостаток и призван преодолеть проблемнопоисковый метод выступления. Проблемный метод направлен на активизацию познавательной деятельности слушателей уже по ходу выступления. Он в большей степени возбуждает интерес к предмету обсуждения, способствует развитию самостоятельности, творческого отношения к предмету путем постоянного диалога выступающего и слушателей, полемики с самим собой и слушателями. Проблемное выступление должно отвечать своему названию, как в отношении содержания, так и в отношении методического исполнения. В таком выступлении серьезные проблемы, ведущие идеи, актуальные задачи рассматриваются и подаются с использованием различных поисковых средств и на основе воспроизведения самой логики поиска, в частности, научного поиска. Проблемное выступление должно воспроизводить все основные уровни проблемного поиска в той области, к которой относится тема выступления. Оно должно учитывать: 1. Уже решенные проблемы данной области. Проблемы, решенные лишь частично. Только что поставленные, новые проблемы, подлежащие решению в некотором будущем. Логика проблемного выступления может носить сквозной либо поэтапный характер. В первом случае проблема, поиск решения которой осуществляется, формулируется уже в самом начале выступления. Затем проблема постепенно разворачивается, обогащается привлекаемым материалом, обосновывается все новыми данными и промежуточными выводами, которые выступающий пытается строить вместе со слушателями Сравни: концентрический способ изложения, о котором речь шла в разделе 5. Проблемное выступление возможно и полезно не всегда, а лишь при наличии ряда необходимых условий: 1. Материал должен носить отчетливо выраженный логически доказательный характер, почти все основные компоненты решения соответствующей проблемы, связанных с нею подпроблем должен быть налицо. В содержании темы явно вычленяются сквозные и локальные, а также тематические проблемы. Слушатели должны обладать достаточным начальным уровнем знаний и поэтому быть способными принять активное участие в анализе материала. Весьма важное условие Должен иметь место достаточный объем времени. Начинать подготовку проблемного выступления, как и всякого иного, нужно с определения его темы и целей, с учетом того, какие из этих целей должны быть поставлены и в какой мере достигнуты по ходу данного выступления. Решение этих задач, в свою очередь, должно давать возможность сформировать достаточно полное решение исходной проблемы в целом. Выступающий должен своевременно предлагать слушателям необходимые методические и методологические средства, а еще лучше — как бы находить их вместе со слушателями. Если все необходимые условия соблюдены, то выступление становится диалогом выступающего со слушателями и слушателями между собой, совместным поиском, нередко с элементами спора, дискуссии, и даже полемики. В ходе проблемного выступления слушатели постоянно озадачиваются: им нужно уяснить суть поставленных вопросов, усвоить необходимую информацию для формулирования ответов на них, вспомнить то, что им уже 43 известно в связи с обсуждаемой проблемой. Они участвуют в совместном поиске на основании некоторого предположения, корректируют собственные позиции и действия, а также позиции и действия других участников совместного поиска, в том числе самого выступающего. Некоторые правила проблемного изложения: Сочетай знакомое слушателям с незнакомым, увязывай незнакомое со знакомым. Создавай по ходу выступления обстановку, в которой у слушателей возникают естественные интеллектуальные затруднения и естественное желание преодолеть их в виде поиска недостающей информации, новых знаний, новых способов действия. Активно используй вопросы, создавай быстротечные локальные проблемные ситуации. Систему основных вопросов готовь заранее с целью управления поисковой активностью слушателей. Продумывай в связи с ними формулировки проблем, возможных гипотез, которые могут быть выдвинуты слушателями по ходу обсуждения. Не старайся организовать всеобъемлющую поисковую деятельность слушателей при изложении достаточно нового для них материала. Не противопоставляй проблемно-поисковый метод другим, традиционным методам изложения, тем более что сам проблемный метод имеет своих довольно почтенных по возрасту предшественников беседы Сократа. Не пресекай ошибочных суждений слушателей. С помощью дополнительных вопросов подводи их к тому, чтобы они самостоятельно обнаруживали ошибки в своих рассуждениях, сами приходили бы к необходимым выводам. При этом умелое владение приемами образного выступления предполагает следующее: 1. Используй художественные образы, прежде всего для раскрытия наиболее трудных вопросов. Органично включай художественные образы в ткань изложения, их присутствие в выступлении должно быть оправданным. Соблюдай меру в использовании образов: в одном выступлении достаточно использовать 2-3 коротких, но выразительных художественных фрагментов. Используй художественный материал как средство интеллектуальной разрядки, отдыха слушателей. Овладевай навыками художественного чтения. Кроме того, нужно уметь: 1. Создавать и использовать свое собственное нужное настроение, поскольку оно является проводником воздействия на слушателей. Соблюдать меру в проявлении эмоциональности. Нельзя доводить себя до состояния экзальтации. Остроты нацеливать на поддержание главной иди выступления. Излагать шутки соответствующим тоном: чем серьезнее излагается шутка, тем эффектнее и эффективнее она срабатывает. Помнить, что не всякая шутка уместна в публичном выступлении. Нужно остерегаться устаревших, банальных шуток, вызывающих у слушателей чувство неловкости и досады. Выступающему не следует избегать проявления своего остроумия, умения неожиданно подать, соединить мысли, которые до этого, казалось бы, не находились ни в какой связи. Однако не следует допускать превращения смеха в самоцель, в игривость. Писарев утверждал, что когда юмор делается самоцелью — тогда начинается умственное распутство. Трудно переоценить юмор, смех, смешное как средство активизации слушателей, особенно в полемическом выступлении. Гоголь говорил, что насмешки боится даже тот, кто ничего на свете не боится. Под полемикой чаще всего понимается особо острый спор. Хорошее знание предмета спора. Широкий кругозор. Эмоциональная приподнятость. Умелое владение словом. Формирование принципиальной позиции и ее последовательное отстаивание. Единство критической и конструктивной функций. Принципиальное отношение к собственным ошибкам. Дифференцированный подход к различным категориям оппонентов. Реализация указанных принципов полемики требует большого объема работы выступающего над собой. Из принципов полемики вытекает требование последовательного осуществления ее главной цели, а именно — выявление заблуждений, разоблачение лжи и обмана. Из принципов полемики вытекает и ряд общих правил, в том числе в отношении использования полемических элементов в составе любого публичного выступления, не обязательно откровенно полемического: 1. В полемике руководствуйся потребностями момента, интересами своих слушателей. Однако, вступив в спор, стремись подняться выше непосредственной задачи данной минуты. Учитывай степень социальной, профессиональной и личностной зрелости своих слушателей. Начинай сразу с сути дела. Это самое лучшее объяснение предмета спора. В полемике занимай активную позицию, для чего самостоятельно выдвигай свои вопросы, не дожидаясь, когда это сделает оппонент. Активно используй возможности для выгодных сопоставлений с реалиями жизни, предоставленные самим оппонентом. Оценивай настроения различных групп слушателей по серьезности их идей и серьезности корней этих идей среди других категорий людей. Выбрав предмет полемики, не примешивай без необходимости другие вопросы. Не отвлекай свое внимание и внимание слушателей на опровержение третьестепенных идей и мнений. Постоянно и всесторонне изучай своих оппонентов. Точно определяй спорные пункты. Правильно выбирай объект, предмет и форму своей полемической активности. Дорожи общением, разговорами с коллегами на темы своих полемических выступлений. Среди характерных ошибок полемики можно указать следующие: Ошибка: уступка оппоненту Разбор чужих взглядов вместо развития своих. Претензия судить и рядить о любых предметах. Простая, хотя, может быть, и настойчивая формулировка положений и требований без их обоснования, доказательства. Ошибка: плохая манера Подмена делового спора популистскими лозунгами. Различай полемику с действительно принципиальным противником и полемику с добросовестными, но заблуждающимися людьми. Спорь с наиболее влиятельными оппонентами: победа над ними — победа над всеми, кто близок к ним по убеждениям. Соразмеряй силу нападения с объектом атаки. Не допускай несоответствия тона, объема выступления, характера своих доводов тому, что составляет существо и значение выступления оппонента. Выбирай оппонента в соответствии с конкретной обстановкой. Учти, что его популярность и влияние могут возрастать благодаря поддержке тех, чьи интересы он наиболее последовательно выражает. Учитывай все сказанное и написанное оппонентом, как бы много времени это не потребовало. Помни, что не все написанное и сказанное оппонентом может доставить тебе удовольствие, в том числе в отношении твоей собственной персоны. Точно оценивай выступление оппонента: к кому обращается? Используй знание личных качеств оппонента, но только честно, порядочно и исключительно в интересах дела. Не подсовывай оппоненту взглядов, которые он и не думал отстаивать. Не стремись заработать себе авторитет на осуждении того, что и так всеми осуждается. Под тактикой полемики имеется в виду вся совокупность средств, обеспечивающих решение стратегической задачи. Это достигается благодаря соблюдению многих правил и рекомендаций, часть которых уже приводилась.

Разновидности публичных речей

План лекции: 1. Виды и методы публичного выступления. 2. Особенности публичной речи. 3. Требования и технологии публичного выступления. 4. Основные ошибки начинающего оратора. Основная часть: Сообщить информацию, аргументировать, развлечь и т. д. Функции основной части сильно зависят от вида речи и её целевой установки. Например, при выступлении с научным докладом функция основной части — проинформировать, возможно, ещё и убедить. Первая часть публичного выступления — основная. Она занимает больше всего выделенного времени. В основной части выступления полностью раскрывается тема, которой оно посвящено. Разбираем особенности каждой части в структуре публичного выступления: вступления, основной части и заключения. А также фиксируем слагаемые успеха выступающего. Основная часть – главная композиционная часть публичного выступления, в которой излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, приводятся необходимые промежуточные выводы. Из нашего материала вы узнаете — что такое публичное выступление, его виды и формы, и, как успешно выступить перед публикой. Особенности публичного выступления Публичное выступление и его особенности.

Этапы подготовки публичного выступления

Урок русского языка "Подготовка публичного выступления" - Уроки Совы Филиновны Структура каждого публичного выступления индивидуальна и зависит от многих вещей. В данном уроке показаны основные правила составления плана речи.
Как подготовиться к публичному выступлению Установите, кому из теоретиков риторики принадлежит следующая классификация речевых сообщений: развлекательная речь воодушевляющая речь убеждающая речь призывающая речь П. Сопер. Фрагмент публичного выступления: «Перейдем к следующему качеству ума.
Русский язык и культура речи - ответы на тесты 2023 Самой распространенной структурой речи является структура, состоящая из вступления, основной части и заключения. Композиция выступления меняется в зависимости от темы, цели, состава аудитории. Существуют общие принципы построения выступления.
ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ 5. Как готовиться к публичному выступлению. Общие рекомендации. Как произносить речь. Мимика и жестикуляция. 1. Структура публичного выступления. Части (этапы) речи, их функции и задачи оратора. Переходы между частями.

Публичная речь

Как повысить уверенность в себе и снизить страхи перед публичным выступлением. Публичные выступления – это неотъемлемая часть профессиональной жизни практически всех руководителей и людей, ведущих активную общественную деятельность. Общие принципы построения основной части публичного выступления. 1. Принцип краткости – аудитория не любит длинных выступлений, краткое выступление при сходстве содержания всегда оценивается выше, как выступление "по делу". Публичные выступления также изучались в Древней Греции и Риме, где они анализировались выдающимися мыслителями как центральная часть риторики. Древнегреческий философ Аристотель выделял 3 цели речи: совещательную (политическая речь), судебную (речь в зале. Этим вы улучшите восприятие информации и облегчите ее запоминание. Например, вы меняете позицию при переходе от введения к основной части выступления, при выделении его ключевых частей, а потом при переходе к заключению. Характерные особенности видов публичной речи. Специфика видов речей по специальному поводу. Эти проблемы и станут каркасом выступления на данную тему. Структура публичного выступления. Публичное выступление обязательно должно иметь продуманную структуру, в нем должна быть определенная последовательность частей.

Словесное оформление публичного выступления

Как повысить уверенность в себе и снизить страхи перед публичным выступлением. Публичные выступления – это неотъемлемая часть профессиональной жизни практически всех руководителей и людей, ведущих активную общественную деятельность. Поэтому наиболее ответственной является главная часть публичного выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. Каковы общие требования к публичному выступлению? В чем заключается работа над речевой формой публичного выступления? Расскажите о четырех основных способах подготовки к публичному выступлению. Основным содержанием стилистики являются теория функциональных стилей речи, синонимия (фонетическая, лексическая, морфологическая, синтаксическая), оценка образно-выразительных потенций различных средств языка. Эти правила не являются обязательным условием выступления оратора. Построение публичной речи зависит от вида, состава аудитории, ее деятельности и самого оратора. Приемы и правила выступлений определяются во время подготовки речи.

Русский язык и культура речи

Первый из них — это общественно политические речи. Примерами могут служить выступление кандидата в депутаты; доклад на партийном собрании и тому подобное. Выступление на научную тему: лекция в институте; выступление на научной конференции и т. Торжественные речи — это речи, которые произносят на различных праздниках, юбилеях. Сюда можно отнести поздравительные высказывания, тосты и вообще все речи, связанные с какими-то особенными датами и посвящённые им. Жанр определяется в соответствии с коммуникативной целью. Если цель докладчика — сообщить научную информацию, то он выбирает один из научных жанров. Если он хочет убедить в чём-то аудиторию, то ему стоит выбрать общественно-политическую речь. И, наконец, если его цель всего лишь создать праздничную, торжественную обстановку, докладчик выбирает жанр торжественной речи. Принципы построения публичной речи Как правило, публичное выступление имеет классическую трехчастную структуру: вступление, основная часть, включающая аргументацию, и вывод или заключение. Вступительная часть очень важна: она мотивирует слушателей обратить внимание на высказывание докладчика.

И, если вводная часть построена занимательно, с привлечением доказательств актуальности темы, то слушатели с большим интересом относятся к дальнейшему выступлению.

Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Кони писал, что первые слова лектора должны быть просты, доступны, понятны и интересны должны привлечь, зацепить внимание. Этих зацепляющих «крючков» - вступлений может быть очень много.

Существует ряд приемов проблемный вопрос, прием апелляции к непосредственным интересам аудитории, обращение к личности оратора, апелляция к авторитетам, к официальным источникам информации; игровая ситуация, юмористическое замечание, исторический анекдот. Когда лектор ощутил, что контакт с аудиторией налажен и её внимание устремлено на него предмет речи , он должен перейти к центральному этапу своего выступления — к основной части. Главная часть — самая большая по длительности часть публичного выступления. Перед выступающим стоит очень важная задача — не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи.

Главная часть — наиболее ответственная в ораторском выступлении. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. В качестве элементов основной части выступают изложение и аргументация. В главной части формулируется основная мысль речи.

Она может быть дана в начале главной части или в конце выступления. Такое расположение главной мысли диктуется психологическим законом памяти — «фактором края» или «законом первого и последнего места»: лучше запоминается то, что в начале или в конце последовательности событий. Основная мысль пронизывает все выступление. Выступающий должен сохранять устойчивое внимание аудитории на протяжении всей лекции.

Надо тщательно продумать переходы от одной части к другой. Внешне они могут выглядеть контрастными и даже неожиданными, но все части выступления должны раскрывать единство замысла и логику изложения материала. Существует ряд методов, используя которые порознь или сочетая их между собой, лектор может наиболее осмысленно, а значит, и успешно выстроить основную часть своего публичного выступления. Это хронологический или исторический метод, метод концентрического или ступенчатого построения материала, метод аналогий, дедуктивный и индуктивный способы интересующей темы.

При изложении системного материала чаще всего применяют ступенчатый метод, когда тема развертывается последовательно пример — вузовские лекции. Хронологический исторический метод уместен в выступлениях, где надо показать динамику событий, последовательность технологических процессов. При концентрическом методе говорящий систематически возвращается к исходному пункту, рассматривая его каждый раз под новым углом зрения. К методу аналогии аналогия — это параллель, уподобление различных явлений, процессов, идей целесообразно прибегать в тех случаях, когда неизвестное становится постижимым, понятным, будучи поставленным в параллель известным, знакомым, удобопонятным.

Дедуктивный и индуктивный методы относятся к построению лекции опосредованно. Каким бы методом ни пользовался оратор в своем выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными. При работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию. Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические — к чувствам.

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, обобщение. Анализ — мысленное расчленение объектов, предметов на составные части. Синтез — соединение в целое частей объекта. Сравнение — это мысленное установление сходства или различия предметов.

Для большей убедительности необходимо использовать в доказательстве не менее трех аргументов. Важно учитывать основные принципы построения основной части публичной речи: - принцип экономии простой, рациональный способ, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств ; - принцип усиления значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают к концу рассуждения. Заключение— важная композиционная часть публичного выступления, где подводятся итоги, формулируются выводы по основному вопросу, проблеме выступления, намечаются пути дальнейшей деятельности. Задачи заключения: - повысить интерес к предмету речи; - подчеркнуть значение сказанного; - поставить задачи; - призвать к непосредственным действиям в митинговой речи.

В конце речи могут кратко повторяться её основные тезисы, ещё раз подчеркиваться главная мысль и важность для слушателей разработанной темы, могут использоваться дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность речи и оставить хорошее впечатление об ораторе.

Например, свадебные тосты и поздравления с днем рождения. Судебное выступление. Сюда относятся речи, которые произносят адвокаты, прокуроры, юристы.

Религиозное выступление. Сюда относятся выступления проповедников и миссионеров, видных деятелей церкви. Особенности публичного выступления Публичное выступление — это всегда диалог оратора и публики. Выступающий человек должен взаимодействовать с публикой, которая его слушает, обращать внимание на ее реакцию, задействовать не только вербальный канал общения слова , но и невербальный мимика, жесты, внешний вид.

Именно из-за этого взаимодействия у публичной речи есть ряд отличительных особенностей. Устная речь. Публика должна легко воспринимать то, что вы говорите оратору следует обратить внимание на произношение, дикцию, тембр своего голоса. Обратная связь с аудиторией.

Выступающий должен поддерживать обратную связь с аудиторией, отвечать на реплики, вопросы, задавать их сам, следить за реакцией зала, поддерживать интерес к выступлению, вовремя корректировать свое выступление. Средство общения. Следите за своей мимикой, жестами, перед выступлением выберите форму одежды, соответствующую тематике вашей речи. Люди хорошо считывают невербальную информацию, часто интуитивно, неосознанно.

Лексическое наполнение. Речь должна быть яркой, насыщенной и грамотной.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий