Что такое межполушарный конфликт

По мнению Т. Г. Визель, в некоторых случаях причина заикания заключается в ненормативном характере взаимодействий полушарий мозга, возникает межполушарный конфликт. В борьбу за приоритет вступают правополушарный способ говорения — ритмизированная речь. Различные участки мозга объединяются (взаимодействуют) для решения конкретной задачи и их соотношение и взаимовлияние (в том числе и межполушарные) могут при необходимости меняться. Синонимы: логоневроз, логоклония, lalone. Представляется, однако, что такое определение не исчерпывает природу данного нарушения речи. В клинике локальных поражений головного мозга нарушения межполушарного взаимодействия возникают при различных поражениях мозолистого тела (вследствие опухоли, кровоизлияния и т. д.), а также других спаечных структур, объединяющих оба полушария.

НАРУШЕНИЯ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка. Функции между полушариями мозга разделены, но только их взаимосвязанная работа формирует полноценную работу психики человека. В 1981 году американский нейропсихолог, профессор психобиологии Роджер Сперри получил Нобелевскую премию за исследования в области межполушарной специализации мозга. Благодаря его работам ученые пришли к выводам, что когда человек в своем обучении. Строго говоря, именно трактат психиатра А. Вигана (1844) «О природе двойственности мозга» можно считать началом теоретических размышлений в области межполушарного обеспечения психической деятельности человека. Межполушарный конфликт, в свою очередь, осложняет нормативную иннервацию мышц речевого аппарата. Качество межполушарного взаимодействия как совокупности сложных (многозвенных и многоуровневых) процессов, обеспечивающих согласованную работу полушарий мозга, зависит от функционирования и структур, соединяющих полушария, и каждого полушария в отдельности.

Ассиметричные сигналы к речевым мышцам

«Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка». Цель: познакомить родителей с приемами нейрогимнастики, рассказать о важности двигательной активности в дошкольном возрасте. Исследованием межполушарного взаимодействия у детей дошкольного воз-раста, несомненно, должны заниматься специалисты. Однако для первичной и приблизительной оценки можно использовать пробу на реципрокную коорди-нацию рук Н.Н. Озерецкого. Дается характеристика синдрома «расщепленного» мозга, приводится симптоматика нарушений высших психических функций у больных с различной патологией МТ. Описывается первичная симптоматика нарушения межполушарного взаимодействия, вызванного патологией комиссуры. Анатомический субстрат межполушарного взаимодействия. Координация многообразных эффектов, вносимых правым и левым. Онтогенез функциональной межполушарной асимметрии. Дошкольный и младший школьный возраст — наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, а следовательно, и интеллекта, межполушарных связей и психических процессов. Для детей с нарушениями речи характерно выраженное нарушением межполушарного взаимодействия. Предлагаемые задания направлены на развитие интегрированного межполушарного взаимодействия у детей.

Нарушения межполушарного взаимодействия

Таким образом, при оценке только элементарных моторных и сенсорных процессов может быть выделено множество вариантов нормальной функциональной асимметрии больших полушарий. Еще большее разнообразие вариантов асимметрии можно выявить, если учесть особенности всех высших психических функций. Представление о правшах с ведущей правой рукой как об однородной группе населения неправомерно. Сложными и неоднородными являются также группы левшей с ведущей левой рукой и амбидекстров с ведущими обеими руками «Нейропсихологический анализ... Хомская и др.

Реальная картина асимметрий и их комбинаций в норме, по-видимому, очень сложна. Безусловно, что «профили асимметрий» то есть определенные сочетания, паттерны асимметрий разных функций весьма разнообразны. Их изучение — одна из важнейших задач современного естествознания, в том числе и нейропсихологии. Каждая конкретная форма межполушарной асимметрии характеризуется определенной степенью, мерой.

Учитывая количественные показатели, можно говорить о сильной или слабой асимметрии моторной или сенсорной. Для точной характеристики степени выраженности той или иной асимметрии некоторые авторы пользуются такими показателями, как коэффициент асимметрии. Поэтому парциальные характеристики асимметрии должны быть дополнены количественными данными Т. Брагина, 1994; Е.

Межполушарная асимметрия мозга у взрослого человека — продукт действия биосоциальных механизмов. Как показали исследования, проведенные на детях Э. Симерницкая, 1985 и др. Это подтверждается показателями биоэлектрической активности мозга, а также экспериментально-психологическими данными, в частности, полученными с помощью методики дихотического прослушивания.

Раньше других проявляется асимметрия биоэлектрических показателей в моторных и сенсорных, позже — в ассоциативных префронтальных и задне-теменно-височных зонах коры головного мозга. Имеются данные о снижении ЭЭГ-показателей асимметрии в старческом возрасте. Таким образом, существует возрастной фактор, определяющий характер межполушарной асимметрии мозга. В целом проблема межполушарной асимметрии мозга, восходящая к работам неврологов конца XIX—начала XX веков, в настоящее время разрабатывается с новых теоретических позиций и новыми методами.

Важное место среди научных дисциплин, исследующих эту проблему, занимает нейропсихология. В современной нейропсихологии наметились два основных направления в изучении проблемы межполушарной асимметрии мозга. Первое направление — это экспериментальное изучение специфики нарушений отдельных вербальных и невербальных психических функций при поражении симметричных отделов левого и правого полушарий мозга. Сопоставление конкретных форм нарушений высших психических функций при левосторонних и правосторонних патологических очагах позволяет выявить нейропсихологические симптомы, характерные для поражения только левого или только правого полушария.

Подобное сопоставление показало, в частности, что различные звенья мнестической деятельности связаны с работой разных полушарий. Так, звено отсроченного воспроизведения запоминаемого материала преимущественно связано с работой левого полушария, а непосредственного воспроизведения — с работой правого полушария. Нейро-психологическое изучение нарушений различных психических функций памяти, интеллектуальной деятельности, произвольных движений и действий и др. Описаны также латеральные особенности нарушений и других познавательных и эмоциональных процессов Л.

Балонов, В. Деглин, 1976; «Нейропсихологический анализ... Хомская, Н. Батова, 1992; «I Международная конференция...

Вторым направлением изучения проблемы межполушарной асимметрии мозга является сопоставление целостных нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении симметрично расположенных структур левого и правого полушарий. Этот путь исследования является традиционным для нейропсихологии. Как известно, нейропсихологическая синдромология первоначально развивалась на материале анализа особенностей нейропсихологических синдромов, возникающих при локальных поражениях различных структур преимущественно коры левого полушария. Основные нейропсихологические синдромы и их варианты, описанные в широко известных монографиях А.

Лурия «Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга» 1962, 1969, 2000 , «Мозг человека и психические процессы» 1963, 1970 , «Потерянный и возвращенный мир» 1971 и в ряде других, — это преимущественно синдромы поражения левого полушария головного мозга. Систематическое изучение нейропсихологических синдромов правого полушария началось сравнительно недавно. Различие левополушарных и правополушарных нейропсихологических синдромов очевидно, однако точная качественная квалификация и точная количественная оценка нарушений психических функций, возникающих при поражении тех или иных структур правого полушария, встречаются еще с рядом трудностей, что связано с недостаточной разработкой новых теоретических представлений и новых методов, адекватных поставленной проблеме функциональной специфичности правого полушария. Разработанные в нейропсихологии методы нейропсихологической диагностики адресуются главным образом к произвольным, осознанным и в значительной мере «оречевленным» то есть опосредованным речью системой уровням реализации высших психических функций.

Однако при анализе правополушарных симптомов и синдромов в ряде случаев требуются новые методические приемы, выявляющие характер реализации функций на непроизвольном или автоматизированном уровнях. Требуют дальнейшей разработки и методы изучения различных звеньев этапов психической деятельности, поскольку они по-разному связаны со структурами левого и правого полушарий. Подобный подход показал свою эффективность при изучении мозговой организации мнестической деятельности Н. Киященко и др.

Симерницкая, 1978; Ю. Микадзе, 1979; Н. Корсакова, Ю. Микадзе, 1982 и др.

В настоящее время он распространяется на изучение и других видов психических процессов. Однако в целом для определения специфики правополушарных синдромов необходима дальнейшая разработка проблемы специфики нейропсихологических факторов, обусловливающих правополушарные нейропсихологические синдромы, что входит в общие теоретические задачи современной нейропсихологии. Изучение межполушарной асимметрии, или межполушарных различий мозговой организации психических функций, составляет лишь одну сторону проблемы функциональной специализации полушарий. Второй, не менее важный, но менее изученный аспект этой проблемы связан с изучением процессов межполушарного взаимодействия как основы осуществления разных и прежде всего высших психических функций.

Однако, если проблема функциональной специфичности больших полушарий, или межполушарной асимметрии мозга, привлекает внимание большого числа исследователей, то разработка проблемы межполушарного взаимодействия еще только начинается. Для дальнейшего обсуждения данной проблемы вспомним некоторые анатомические особенности межполушарного взаимодействия. Взаимодействие полушарий головного мозга обеспечивается ко-миссурными спаечными нервными волокнами см. Левое и правое полушария объединяются тремя комиссурами, из которых самая большая — мозолистое тело corpus callosum.

Волокна мозолистого тела соединяют все гомотипические области коры левого и правого полушарий за исключением первичных проекционных полей. В мозолистом теле выделяют клюв, колено, или ствол, валик, а также передние малые и задние большие щипцы. В белом веществе полушарий волокна мозолистого тела расходятся веерообразно, образуя лучистость мозолистого тела radiatio corpus callosi. Комиссуральные волокна, идущие в клюве и частично в колене мозолистого тела, соединяют аналогичные участки коры левой и правой лобных долей.

Ствол колено мозолистого тела содержит волокна, соединяющие аналогичные участки коры центральных извилин, теменной и височной долей обоих полушарий. Валик мозолистого тела состоит из комиссуральных волокон, соединяющих кору затылочных и заднетеменных отделов левого и правого полушарий. Кроме мозолистого тела, комиссуры проходят в составе передней спайки и спайки свода. Передняя спайка соединяет передние медиальные участки коры височных долей и супраростральные участки лобной коры обоих полушарий, а спайка свода гиппокампова комиссура — гиппокампальные образования, ножки свода, а также височную кору левого и правого полушарий.

Изучение механизмов межполушарного взаимодействия значительно продвинулось после публикаций Р. Сперри, М. Газзаниги и их сотрудников R. Gazzaniga, 1970, 1987; М.

Газзанига, 1974; M. Gazzaniga, J. Le Doux, 1978; J.

Сначала в одном порядке, затем в обратном. Делать сразу двумя руками. Если ребенку трудно сразу двумя, то можно сначала правой, потом левой, а потом соединить. Кажется, что легко и просто, но выполнив несколько раз, пальцы начинают сбиваться. Когда выполняете это упражнение, то не руки смотреть не надо.

Три положения руки на плоскости стола. По команде «ладонь» кладем ладонь на стол. Команда «ребро» — ставим ладонь на стол на ребро, как заборчик. Команда «кулак» — сжимаем ладонь в кулак и ставим на стол. Меняем по очереди. Выполняем сначала одной рукой, затем второй, а после — двумя вместе. Удобно сначала сделать медленно, а затем ускорять. Делаем сидя за столом.

Правая рука в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. Затем положение рук меняется. Добиваемся большой скорости и точности выполнения. Для удобства, можно считать. Например: «раз» — левая рука в кулак, «два» — правая рука в кулак.

Согласно одному из центральных положений нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций мозг при реализации любой психической функции работает как парный орган: в осуществлении любой психической функции всегда задействованы оба полушария, каждое из которых выполняет свою роль. Лурия А. Мозг представляет собой сложную, иерархически организованную систему, состоящую из отдельных компонентов мозговых структур , объединенных жесткими и гибкими звеньями. Удельный вес последних существенно нарастает в ходе индивидуального развития Бехтерева Н. Развитие мозга идет в направлении дифференциации и специализации его элементов с их последующей пластичной функциональной интеграцией Дубровинская Н.

Они характеризуют системные интегративные свойства работы мозга как единой системы, единого мозгового субстрата психических процессов» Выготский Л. Значительная доля в исследованиях функциональной межполушарной асимметрии головного мозга отводится выявлению межполушарных дихотомий. Дихотомия - разделение или классификация на две, не обязательно равные части Бехтерева Н. Левое полушарие - вербальное, логическое, «рассудочное», пользуется механизмами последовательного анализа информации как об одном, так и о нескольких стимулах, обработка информации происходит аналитически, последовательно. Левое полушарие у праворуких служит для смыслового восприятия и воспроизведения речи, письма, тонкого двигательного контроля пальцев обеих рук, самосознания, арифметического счета, логического, аналитического, абстрактного мышления, музыкальной композиции, пространства цветов, положительных эмоций, оно хорошо понимает время, глаголы. С этим полушарием связаны речевой слух, чтение, письмо, положительные эмоции, восприятие приятного, смешного. Выключение левого полушария приводит к депрессии. Правое полушарие - невербальное, образное, ассоциативное, оно воспринимает действительность целиком, обработка информации происходит глобально холистически Фишман М. Правое полушарие предназначено для пространственно-зрительных функций, интуиции, музыки, интонационных особенностей речи, грубых движений всей руки, эмоционально-целостного восприятия, синтетического, ситуационного мышления, отрицательных эмоций. Правое полушарие способно геометрически воспринимать мир.

Однако при специальном исследовании обнаруживаются характерныные симптомы нарушений психических функций. К ним относятся сенсорные, речевые, двигательные и конструктивно-пространственные феномены, которые не встречаются ни при какой либо другой патологии мозга. Сенсорные феномены состоят в том, что зрительные стимулы, предъявленные в левое поле зрения то есть проецируемые в правое полушарие Больные правши как бы не замечают и не могут их назвать. Однако вспышка света в левом поле зрения ими замечается, то есть передача зрительной информации через зрительную хиазму сохранна. Тот же эффект наблюдается и при ощупывании предметов левой рукой. Этот феномен получил название аномия это невозможность называния предметов, «воспринимаемых» правым полушарием у правшей. Речевые феномены проявляются в невозможности прочесть слово, предъявленное в левое поле зрения или написать его.

Те же слова, предъявленные в правое поле зрения Больной может прочесть и написать правильно. Если Больному предлагается найти предмет, который обозначает предъявленное слово, среди прочих предметов, то он или находит его, или выбирает предмет из того же семантического поля ручка — карандаш. Отмечается значительная вариабельность лингвистических способностей у разных Больных. Двигательные феномены весьма демонстративны. Они выражаются в нарушении реципрокных совместных движений рук или ног, совершаемых по разным программам печатание на машинке. Авторы указывают также на отключение внимания Больного от левой руки и в обыденных движениях. При изучении письма и рисунка правой и левой руками у Больного с «расщепленным мозгом» был выявлен симптом дископии — дизграфии.

Поражение одного из полушарий мозга ведет к нарушению межполушарного взаимодействия

Дошкольный и младший школьный возраст — наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, а следовательно, и интеллекта, межполушарных связей и психических процессов. Таким образом, в развитии заикания определяющим является межполушарный конфликт. Поскольку время его возникновения относится к раннему возрасту, благодаря пластичности детского мозга, оно имеет тенденцию к спонтанному нивелированию. Дошкольный и младший школьный возраст — наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, а следовательно, и интеллекта, межполушарных связей и психических процессов.

Межполушарное взаимодействие, отвечаем на вопросы.

Авторы этих исследований сразу столкнулись с проблемой сравнения выявленных ими нарушений психических функций с синдромом «расщепленного мозга». Как правило, такие исследования проводятся в формате case-study и их результаты весьма противоречивы, что приводит к многочисленным дискуссиям о функциональной роли МТ и о специфике синдромов при его патологии. Специфика синдромов может быть связана, во-первых, с различными индивидуальными проявлениями компенсаторных механизмов, которые детерминируют выявляемые нарушения; во-вторых, с достаточным разнообразием исследуемых пациентов чаще всего испытуемые, описанные разными исследователями, различаются по возрасту, уровню развития и сопутствующим патологиям ; в-третьих, с тем фактом, что, как и любые другие нарушения психической деятельности, нарушения, наблюдаемые при патологии МТ, носят вероятностный характер. Однако именно эти исследования открывают дорогу более тщательному и внимательному лонгитюдному наблюдению таких испытуемых, поскольку, именно рассматривая ход развития психической деятельности при патологии МТ, можно обнаружить закономерности, недоступные для изучения посредством анализа групп испытуемых. Большинство исследователей приходят к выводу, что синдромы патологии МТ должны отличаться от синдрома «расщепленного мозга» при комиссуротомиях, так как необходимо учитывать компенсаторные механизмы, действующие либо с рождения, либо на протяжении заболевания. Тем не менее результаты выполнения заданий, требующих межполушарного переноса, показывают, что, какие бы компенсаторные альтернативные пути межполушарного взаимодействия ни были доступны мозгу, испытуемые с патологиями МТ все-таки отличаются от здоровых испытуемых и имеют общие симптомы но разной степени выраженнсти с комиссуротомированными больными.

Это доказывает, что у компенсации есть свой предел. Например, ряд авторов считают, что выполнение сложных заданий на бимануальную координацию осо- 18 бенно без зрительного контроля остается дефицитарным у больных как с комиссуротомией, так и с агенезией МТ Geffen et al. Описываемая этими исследователями диссоциация включает в себя симптомы, связанные с дисфункцией передних фронтальных отделов что проявляется в нарушении выполнения особых моторных проб, требующих координации рук , а также задних теменнозатылочных областей в этих исследованиях отчетливо выявляются конструктивно-пространственные трудности Lassonde, 1994. На сегодняшний день можно уже говорить не о латерализованном, а о диссоциативном характере симптомов, входящих в синдром «межполушарного невзаимодействия». Выявить эту диссоциацию нам позволили результаты нашего исследования.

Было обследовано 30 взрослых больных с различной патологией МТ в возрасте от 24 до 70 лет. Среди них были больные с полной и частичной агенезией МТ, с гипоплазией МТ, с кистой МТ в других отделах мозга кист не было. В неврологическом статусе обследованных не отмечалось отчетливых знаков очагового поражения ЦНС, однако выявлялась негрубая неврологическая симптоматика: мышечная гипотония, признаки гидроцефального синдрома в стадии субкомпенсации, отсутствие или снижение конвергенции. При комплексном клинико-нейропсихологическом обследовании у всех больных обнаруживались негрубые нарушения высших психических функций ВПФ. Интересно отметить, что, в отличие от ко-миссуротомированных больных, у наших испытуемых не было выявлено никакой разницы при копировании и рисовании правой и левой рукой.

У всех больных отмечались негрубые, но отчетливые нарушения памяти по модально-неспецифическому типу. Они возникали из-за патологически повышенной тормозимости следов в условиях интерференции. В слухоречевой модальности встречались ошибки удержания порядка элементов стимульного ряда, а в зрительной модальности у некоторых испытуемых отмечалось зеркальное воспроизведение исходного стимуль-ного ряда или отдельных стимулов. В пробах на тактильный гнозис доска Сегена испытуемый должен был без зрительного контроля ощупать фигурку одной рукой, а соответствующую ей ячейку найти другой рукой. В этом задании у некоторых испытуемых отмечалось своеобразное называние фигурок например, «половина солнышка» , ощупываемых 19 левой рукой, и ошибочное отыскивание ячеек тоже чаще левой рукой.

Праксис, речь и мышление у большинства испытуемых были сохранны. Интересно, что при составлении рассказов по сюжетным картинкам некоторые больные не сразу улавливали ситуационный контекст. Таким образом, выявленная симптоматика может свидетельствовать о дисфункции глубинных структур мозга с вовлечением в патологический процесс задних отделов правого полушария. Все испытуемые прошли через экспериментальную процедуру фиксированной установки Д. Их результаты сравнивались с результатами 38 больных с патологией левого 19 и правого 19 полушарий головного мозга Ковязина, Кузнецова, 2011.

При обработке результатов использовалось распределение количества иллюзий среди испытуемых. Были выделены следующие группы: 0—6 — «мало» иллюзий, 7—14 — «среднее количество» и 15—20 — «много» иллюзий. При патологии головного мозга правого или левого полушария и МТ разница между руками нивелируется за счет увеличения количества иллюзий в правой руке; процент испытуемых со «средним» количеством иллюзий резко уменьшается особенно при патологии МТ и возрастает процент больных, демонстрирующих «много» иллюзий.

Вместе с тем сравнение между собой результатов здоровых детей 4—6 лет показывает, что функциональная организация межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия находится в этом возрастном диапазоне в состоянии постоянного поступательного развития. У детей с ЗПР отличия от нормы носят прежде всего количественный характер. Формирование различных видов праксиса, стабилизация полушарной специализации в движениях, складывание сложной, иерархически организованной функциональной системы межполушарных отношений проходят у детей с ЗПР те же этапы, что и в норме, но только в более медленном и неравномерном темпе. Для большинства из них не характерны выраженные нарушения мышечного тонуса, глазодвигательных реакций, тактильной чувствительности, кинестетических проприоцептивных компонентов праксиса, сенсомоторной сферы. Отмечающееся в группе ЗПР отставание в темпе формирования полушарных звеньев праксиса и, следовательно, межполушарного взаимодействия на уровне мозолистого тела может быть связано с тем, что максимум нагрузки по обеспечению парной работы полушарий мозга падает на подкорковые образования, а они не всегда могут справиться с такой ролью. Свидетельством этого являются столь часто наблюдающиеся у детей с ЗПР трудности вхождения в задания, симптомы общей и парциальной истощаемости, проявления инертности, иногда достигающие степени персевераций. Именно поэтому отличия от нормы становятся заметными в тех заданиях, где значима роль динамической кинетической организации движений и их произвольной речевой регуляции по сравнению с пробами, выполнение которых опирается преимущественно на интеро- и экстероцептивную полисенсорную информацию.

При синдроме Дауна мы сталкиваемся не столько с задержкой функциогенеза латеральных полушарных факторов, сколько с их недоразвитием в силу искаженного формирования мозговых структур под влиянием генетической патологии. Как следствие, грубо нарушается формирование комиссурального уровня межполушарного взаимодействия. Но необходимо подчеркнуть, что при синдроме Дауна сбои межполушарного взаимодействия отмечаются на всех уровнях парной работы полушарий. Об этом свидетельствуют наблюдающиеся у всех без исключения детей с синдромом Дауна многочисленные и многообразные синкинезии, нарушения мышечного тонуса, недостаточность конвергенции и другие глазодвигательные нарушения например, косоглазие , первичные нарушения кинестетического праксиса как мануального, так и орального , очень плохая графическая деятельность в частности, тенденции к макрографиям в рисунке и письме , дизартричная речь. У этих детей отмечаются накопление левосторонних сенсорных и моторных знаков, грубые дефекты выполнения реципрокной координации и других проб динамического праксиса. Все это указывает на значительную дефицитарность стволовых, подкорковых образований и транскортикальных связей, то есть на несформированность вертикальной и горизонтальной организации мозга. Еще один аспект полученных результатов, который важно не оставить без внимания, касается особенностей становления межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия у детей с леворукостью. Хорошо известно, что наличие фактора левшества в большинстве случаев предполагает атипичное, с точки зрения мозговой организации, протекание психического онтогенеза [18]. Обычно у левшей наблюдаются искажения, своеобразные задержки и диспропорции формирования разных психических функций: речи устной и письменной , чтения, счета, конструктивных процессов, пространственных представлений, эмоциональной сферы и т. Однако полученные данные указывают на значительную мозаичность, вариативность в темпе и качестве формирования различных аспектов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия в двигательной сфере у амбидекстров и леворуких детей в 178 норме и при ЗПР.

Например, нельзя сказать, что амбидекстры и леворукие дети с ЗПР во всех двигательных пробах демонстрируют более низкие результаты, чем их здоровые сверстники. Вместе с тем они более успешно, чем здоровые дети, справляются с пробами праксиса позы по кинестетическому образцу, с реципрокной координацией, с пробами Хэда. У них лучше, чем у здоровых амбидекстров и леворуких детей, сформированы координатные представления о латерализации собственного телесного пространства, однако по степени сформированности представлений о латерализации внешнего пространства они отстают от здоровых сверстников. Можно предположить, что при ЗПР медленнее, чем в норме, складывается четкая специализация полушарий мозга в обеспечении различных видов психической деятельности, в частности праксиса. Вероятно, здесь играет роль и относительная функциональная разобщенность мозговых полушарий при левшестве [19]. На это, например, указывает тот факт, что среди амбидекстров и леворуких детей с ЗПР больше детей умеют рисовать неведущей рукой. Следует отметить и то, что правое полушарие мозга, формирующееся и функционирующее в двигательной сфере у леворуких детей как доминантное, далеко не всегда может справиться с успешным осуществлением этой роли. Анализ наших данных показывает, что амбидекстры и леворукие дети в большинстве случаев хуже выполняют многие двигательные пробы именно левой рукой, причем эта тенденция отчетливее выражена у детей с ЗПР. Аналогичная закономерность отмечается и у леворуких детей с синдромом Дауна. Изучение проблемы межполушарного взаимодействия при нормальном развитии и при различных вариантах дизонтогенеза, безусловно, является очень значимой для многих научных дисциплин, исследующих ранний онтогенез.

Она представляет несомненный интерес и для сегодняшней нейропсихологии детского возраста. Без понимания закономерностей интегративной работы мозга, в обеспечении которой межполушарные связи играют принципиальную роль, представления о мозговой организации психики будут оставаться фрагментарными и неточными. Анализ отечественных и зарубежных публикаций последних десятилетий, посвященных данной проблематике, прежде всего, демонстрирует гетерохронность как в созревании различных комиссуральных систем мозга, так и в формировании обеспечиваемых ими аспектов межполушарного взаимодействия. Исследования особенностей межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия на модели произвольных движений у здоровых детей также показывают существование определенных индивидуальных различий в характере и скорости складывания сложных и многоуровневых отношений между мозговыми гемисферами. Следующий факт, реально подтвержденный многообразными клиническими наблюдениями и психологическими исследованиями, — это обязательное присутствие симптомов отклонений в формировании межполушарного взаимодействия при различных типах дизонтогенеза. Такие отклонения могут выражаться преимущественно в замедлении складывания функциональной специализации и межполушарного взаимодействия, в недоразвитии или искажении иерархической структуры разных паттернов межполушарных отношений. Наконец, крайне важным является и констатация того, что отклонения в складывании межполушарного взаимодействия при рассмотренных вариантах мозговой патологии и дизонтогенеза не всегда приводят к остановке психического развития или к явлениям необратимого регресса. Даже в случаях полной АМТ исследователи отмечают наличие многообразных функ- циональных компенсаторных перестроек, позволяющих решать различные когнитивные и поведенческие задачи. Однако накопление клинических и психологических данных приводит к возникновению новых вопросов. Можно ли говорить в этой связи о приоритетной роли правой гемисферы?

Каковы отличия между компенсаторными и дефицитарными симптомами при патологии МТ? Ответы на эти непростые вопросы могут быть получены в дальнейших исследованиях. Ковязина М. Балашова, М. Семенович А. Лебединский В. Корсакова Н.

Поэтому, получив от левого полушария предупреждающий сигнал, мы с готовностью отбрасываем революционные идеи и отказываемся от рискованных предприятий. Левое полушарие, как нам известно, является доминирующим у большинства людей. Это удобно, так как обеспечивает наше выживание. Но вместе с тем мы не даем правому полушарию работать в полную силу, не задействуем в полной мере его потенциал. Следовательно, мы не реализуем полностью свои таланты и способности, не достигаем максимально возможного успеха. Я имею в виду вовсе не тот успех, который приносит наибольший доход, хотя очень часто именно любимое дело становится самым выгодным в финансовом отношении. Занявшись любимым делом, не рассчитывайте на мгновенные результаты. К примеру, если вы решили стать комедийным артистом, то наберитесь терпения. Пройдет не один год, прежде чем это ремесло начнет приносить постоянный доход. Если вы выбрали карьеру художника, будьте готовы, что жить только на доходы от рисования получится не сразу. Интересное наблюдение Распространенное выражение «я передумал» может относиться к мысли, возникшей в правом полушарии и затем попавшей в левое для проверки на безопасность и одобрения. Процесс перемещения мысли из одного полушария в другое воспринимается нами как повторное обдумывание.

Сперри и М. Газзанигой характерны явления аномии, игнорирование левой половины тела, левой половины зрительного пространства, явления дископии-дизграфии. Особенностью последствий частичной перерезки мозолистого тела являются нарушения межполушарного взаимодействия лишь в одной модальности зрительной, тактильной или слуховой. Модально-специфический характер этих нарушений зависит от места и объема перерезки волокон мозолистого тела передние, средние, задние отделы. Так, при перерезке средне-задних отделов мозолистого тела возникает тактильная аномия в виде нарушения называния стимулов при тактильном восприятии их левой рукой при сохранности называния тех же объектов при ощупывании их правой рукой , что объясняется разобщением задних отделов больших полушарий. При более каудальной перерезке мозолистого тела нарушения межполушарного взаимодействия проявляются только в зрительной сфере, что иногда сочетается с гомонимной гемианопсией — выпадением полей зрения слева чаще или справа. Называние объектов, информация о которых поступает в правое полушарие, также невозможно. Больные могут писать только правой, а рисовать — только левой рукой, хотя до операции они могли выполнять эти действия обеими руками. Нарушение взаимодействия слуховых систем проявляется в виде невозможности воспроизведения слов, подаваемых в левое ухо по методике дихотического прослушивания , и наблюдается при повреждении передних и средних отделов мозолистого тела. При частичном поражении только передних отделов мозолистого тела нарушается реципрокная координация движений и запаздывает время переноса кожно-кинестетической информации слева направо и наоборот. Таким образом, результаты нейропсихологических исследований показали, что мозолистое тело представляет собой дифференцированную систему, различные участки которой выполняют разные роли в механизмах межполушарного взаимодействия. Другой особенностью синдрома частичной перерезки мозолистого тела является нестойкость появляющихся симптомов, т. Скорость восстановления различных функций неодинакова: сначала восстанавливается вербальная оценка тактильных стимулов, наносимых на левую половину тела, позже исчезают игнорирование левой половины зрительного поля и явления дископии-дизграфии. Специальным направлением исследований проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия являются исследования закономерностей формирования парной работы полушарий в онтогенезе, начатые в нашей стране Э. Симерницкой и ее сотрудниками. Теперь их продолжают Т.

Межполушарное взаимодействие как основа интеллекта

Контрольные вопросы 1. Назовите типы поврежденного психического развития. Каковы критерии первичной диагностики нарушений речи, чтения, письма? Почему необходимо динамическое наблюдение и раннее выявление детей с этим заболеванием? Какие психологические механизмы лежат в основе раннего детского аутизма? В чем значимость работы с семьей ребенка с РДА? Вася А. В последнее время учится в обычной школе и посещает музыкальные занятия.

При патопсихологическом обследовании испытуемый охотно вступает в контакт, стремится к достижениям. Работоспособность низкая, выражена истощаемость по гипостеническому типу. Объём внимания — низкая норма, переключае-мость и распределение недостаточны. Уровень интеллекта соответствует возрастной норме, нарушений мышления не обнаружено. Самооценка адекватная. Уровень притязаний несколько занижен, однако реакция на успех и неудачу адекватная. Какой тип нарушений в развитии ребенка отмечается?

Какие необходимо предпринять меры? Задача 2. Оля П. Обратилась учительница с жалобой на неуспеваемость и нарушение поведения на уроках. Из беседы с матерью удалось выяснить, что девочка родилась, росла и развивалась нормально до 5 лет. В 5 лет перенесла тяжелую форму кори с явлениями менингита. Интеллект — нижняя граница возрастной нормы.

При указании на ошибки возможна их самостоятельная коррекция. Эмоции лабильны. Самооценка несколько завышена, однако имеются точные представления об отношении к себе со стороны окружающих. Решение конструктивных заданий — в медленном темпе. Фонематический слух не нарушен. Импрессив-ная речь нарушена, особенно понимание сложных лексико-грамма-тических конструкций. Слуховая память недостаточна.

Какова причина нарушений в поведении и неуспеваемости? Как может быть решен вопрос об обучении?

Заикание является следствием динамических нарушений стриопаллидарного регулятора речи, вызванных сильными, резкими эмоциями или анатомо-патологическими повреждениями мозга. Если этот регулятор блокируется, то в результате нарушается равновесие мышечного тонуса артикуляционных, голосовых и дыхательных мышц, что выражается в форме клонических повторений по типу тика или тонического спазма. При нарушениях стриопаллидарной системы возникает расстройство речевого автоматизма и повышается тонус мускулатуры речевого аппарата. Постепенно патологический рефлекс закрепляется в качестве условного рефлекса.

По мнению Т. Визель, в некоторых случаях причина заикания заключается в ненормативном характере взаимодействий полушарий мозга, возникает межполушарный конфликт.

Еще большее разнообразие вариантов асимметрии можно выявить, если учесть особенности всех ВПФ. Представление о правшах как об однородной группе населения неправомерно.

Существуют «чистые» правши с ведущими правой рукой, ухом и глазом и праворукие. Сложными и неоднородными являются также группы левшей и амбидекстров. Каждая конкретная форма межполушарной асимметрии характеризуется определенной степенью, мерой. Учитывая количественные показатели, можно говорить о сильной или слабой асимметрии моторной или сенсорной.

Межполушарная асимметрия мозга у взрослого человека — продукт действия биосоциальных механизмов. Как показали исследования, проведенные на детях , основы функциональной специализации полушарий являются врожденными, однако по мере развития ребенка происходит усовершенствование и усложнение механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Таким образом, существует возрастной фактор, определяющий характер межполушарной асимметрии мозга. Клинические наблюдения за больными с локальными поражениями левого и правого полушарий мозга дают богатый фактический материал о функциональной неравноценности полушарий.

Начиная с открытия П. Брока «моторного» центра речи в левой нижнелобной области и до настоящего времени, клиника локальных поражений головного мозга предоставляет все новые разнообразные доказательства функциональной асимметрии полушарий. К ним относятся прежде всего многочисленные данные о появлении речевых нарушений афазий при поражении левого полушария, факты о ведущей роли левого полушария в осуществлении не только речевых, но и др. Специальному анализу подвергались клинические материалы о связи между доминантностью полушария по речи и ведущей рукой.

Эти ритмы реализуются при участии определенных участков коры мозга правого полушария. Ритм стихотворной речи прямо связан с чувством музыкального ритма. Поэтому маленький ребенок любит стихи, ритм которых идентичен основным музыкальным ритмам К. Чуковский, А. Барто и др.

Определенная степень владения музыкальным и стихотворным ритмом служит базой для перехода к усвоению ритма прозаической речи, который носит гораздо более сложный характер. При условии активности полушарий, приближенной к функциональной эквипотенциальности условно амбидекстрия , вероятно ускоренное интегрирование правополушарного ритма в смысловой механизм левого полушария. В этом случае правополушарный ритм речи речевой такт «вписывается» в смысловую программу недостаточно сформированным, и, следовательно, его слияние со смысловым левополушарным параметром не вполне полноценно. В связи с этим даже незначительные провокации могут привести к дезавтоматизации образовавшегося навыка речевого синтагмирования. В основе речевого дефекта при этой форме нарушения плавности речи лежит неспособность к совмещению слогового состава слова и его ритмического ударного центра, а следовательно трудности овладения кинетической мелодией слова, стихотворным размером и заучиванием стихотворений наизусть.

Запинки в этом случае обусловлены несоблюдением речевого такта, то есть неспособностью к укладыванию в одинаковые промежутки времени разных по звуковой структуре и длине слов, составляющих строку. Наибольшая вероятность запинки наблюдается здесь при произнесении ударных слогов. О значении соблюдения временных параметров смены одного слога другим в разноритмичных словах указывал Н. Жинкин 1959. Ослабление этой способности, в свою очередь, служит препятствием для перехода к более сложным видам речевой деятельности, а именно фразовой прозаической речи.

У детей с данной особенностью речевого развития нередко имеет место плохой музыкальный слух и ритм, они несостоятельны в попытках ритмического движения под музыку. Условно данный подвид нарушения ритма речи можно обозначить как дизритмическую диспросодию речевую "амузию" Группа 3. Она составлена детьми с нарушениями плавности речи, аналогичеными тем, которые имеет место в рамках артикуляционной апраксии. Асинхрония артикуляционной и ритмической составляющей речевой деятельности, даже при условии, что сама артикулема освоена, проявляется в специфических артикуляционных поисках и персеверациях. Они напоминают те, которые имеют место при обоих видах артикуляционной апраксии - афферентной и эфферентной.

Мозговыми мехвнизмами такого сбоя в плавности речи является недостоточность функционирования премоторных речедвигательных зон мозга левого полушария, обеспечивающих реализацию серийной организации артикуляционных актов «кинетических мелодий», поформулировке А. Условно такие расстройства речи можно обозначить как дизритмическая артикуляционная апраксия или «апраксическое нарушение плавности речи». Группа 4. В нее собраны дети, у которых встречаются запинки, нарушающие плавность речи, которые более всего они связаны с трудностями формулирования мысли в речи. Они выступают на фоне общей бедности высказывания, нечеткости его смысловой программы, несформированности способов использования различных средств языка для вербального воплощения мысли.

Размытость структуры слова и фразы не позволяет поборать соответствующие артикуляционные программы. Причины таких затруднений, которые также могут проявляться в специфических запинках, более всего лингвистические и с точки зрения мозговых механизмов обусловлены незрелостью наиболее сложно организованных, высоких по иерархии третичных полей коры, ответственных за символическую языковую способность. Поскольку лингвистическая языковая компетенция обеспечивается преимущественно левым полушарием мозга, такое закание условно можно обозначить как лингвистическое левополушарное. Группа 5. Эту группу составили дети со специфическим нарушением плавности речи, которое характеризовалось наличием у них специфических запинок, создающих в целом картину заикания, которое в литературе некоторыми авторами обозначается как невротическое Н.

Ассатиани, 1978; Л. Белякова, 1978 и др. Его отличительными особенностями являются: - отсутствие значительных дискоординаций в общей двигательной сфере, нарушений музыкального и других видов невербального ритма; - тесная зависимость запинок от особенностей лингвистической структуры фразы, флуктуация в степени их выраженности; - жесткая обусловленность качества говорения содержанием высказывания и ситуацией речевой деятельности; - выраженная невротическая реакция на речевой дефект, включающая значительные расстройства вегетативной нервной системы. Для изложения нашей точки зрения по поводу мозговых механизмов описанных выше дискоординатрных явлений в реализации речевых актов у детей этой группы представляется необходимым обратиться к следующему. Каждый из трех отделов речевого аппарата — дыхательный, голосовой и артикуляционный представлен органами, выполняющими специфические функции.

Дыхательный отдел составлен диафрагмой, легкими, бронхами, трахеей. Голосовой отдел — гортанью, в которой расположены голосовые связки.

Межполушарное взаимодействие; межполушарные связи; синдром «расщепленного мозга».

В различных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков. Как известно, выделяют моторные, сенсорные и «психические» асимметрии, причем каждая из них подразделяется на множество видов. Таким образом, при оценке только элементарных моторных и сенсорных процессов может быть выделено множество вариантов нормальной функциональной асимметрии больших полушарий. Еще большее разнообразие вариантов асимметрии можно выявить, если учесть особенности всех ВПФ. Представление о правшах как об однородной группе населения неправомерно.

Существуют «чистые» правши с ведущими правой рукой, ухом и глазом и праворукие. Сложными и неоднородными являются также группы левшей и амбидекстров. Каждая конкретная форма межполушарной асимметрии характеризуется определенной степенью, мерой. Учитывая количественные показатели, можно говорить о сильной или слабой асимметрии моторной или сенсорной.

Межполушарная асимметрия мозга у взрослого человека — продукт действия биосоциальных механизмов. Как показали исследования, проведенные на детях , основы функциональной специализации полушарий являются врожденными, однако по мере развития ребенка происходит усовершенствование и усложнение механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Таким образом, существует возрастной фактор, определяющий характер межполушарной асимметрии мозга. Клинические наблюдения за больными с локальными поражениями левого и правого полушарий мозга дают богатый фактический материал о функциональной неравноценности полушарий.

Начиная с открытия П.

Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов. Если межполушарное взаимодействие не сформировано: происходит неправильная обработка информации и, как следствие, у ребенка возникают сложности в обучении, как в дошкольный, так и школьный периоды: проблемы в письме счете как в письменном, так и в устном, а так же в целом восприятии учебной информации Причины несформированности межполушарного взаимодействия: Причин может быть много, а именно: болезни матери, стресс примерно с 12 недель беременности ; болезни ребёнка в первый год; Признаки несформированности межполушарного взаимодействия: зеркальное написание букв и цифр; отсутствие познавательной мотивации; И здесь ответ будет утвердительным. ШАГ 2: коррекционно-развивающая работа с нейропсихологом, которая выстраивается на основе полученных данных именно о Вашем ребенке. ШАГ 3: специалист подбирает упражнения для развития межполушарного взаимодействия, которые выполняются не только на занятиях, но и в качестве домашних заданий.

Ваша задача заключается в том, чтобы одновременно менять положение пальцев на обеих руках.

Старайтесь выполнить упражнение не менее 10-15 раз. Алфавит Это упражнение развивает также внимание, мышление и улучшает работоспособность, помогает снять эмоциональное напряжение. Для выполнения упражнения распечатайте или напишите обычный русский алфавит. Под каждой буквой произвольно поставить пометки: Л, П, О. Л означает, что надо поднять левую руку, П — правую, О — обе руки. Глядя на алфавит, ребёнку нужно одновременно называть букву и выполнить движение, отмеченное под буквой.

Попробуйте повторить 10-15 раз. Упражнение «Колечко» И. Кончики больших пальцев соединить с указательными, образуя колечки. Остальные три пальца остаются выпрямленными. И далее поочередно с каждым пальцем. Колечки обеих рук приближать на расстояние 1,5—2 см, но не касаться друг друга.

Затем всё в обратном порядке.

К примеру, я ушел с высокооплачиваемой работы и нисколько об этом не жалею. Да, мои доходы снизились, но зато теперь я могу посвятить время тому, что мне интересно, и заняться тем, что долгие годы откладывал на потом. Среди моих знакомых есть женщина, успешный банковский работник высшего звена, которая всю жизнь хотела быть адвокатом. Она понимает, что занимается не своим делом, но предпочитает скрывать разочарование. В свое оправдание она говорит, что в тридцать семь лет уже поздно переучиваться и менять профессию.

Еще один мой знакомый мечтал быть журналистом. Но в молодости он почему-то решил, что хорошего журналиста из него не выйдет, да к тому же банкиры больше зарабатывают. Он выбрал более высокий доход и сделал успешную карьеру, но не может избавиться от терзающих его сомнений: а что было бы, если бы он все-таки нашел в себе силы последовать за мечтой? Левое полушарие стремится сохранить статус-кво и поэтому противится всяческим попыткам радикально изменить привычный уклад. Мы считаемся с ним, потому что именно это полушарие отвечает за наше физическое выживание в этом мире. Поэтому, получив от левого полушария предупреждающий сигнал, мы с готовностью отбрасываем революционные идеи и отказываемся от рискованных предприятий.

Левое полушарие, как нам известно, является доминирующим у большинства людей.

МЕЖПОЛУШАРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССАХ РЕЧИ

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП (левого полушария) и ПП (правого полушария) в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Таким образом, межполушарное взаимодействие мозга обеспечивает ребенку быстрое формирование универсальных общеучебных навыков и высокие результаты в самых разных видах практической деятельности. В результате реализации упражнений на улучшение межполушарного взаимодействия, у детей появляется уверенность в себе, они становятся более спокойными, лучше усваивают знания, обобщают и систематизируют усвоенный материал. В современных зарубежных и отечественных исследованиях изучение нарушений межполушарного взаимодействия проводится не только на модели «расщепленного мозга», но и на моделях различных патологий комиссур мозга, в первую очередь МТ. Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка. Функции между полушариями мозга разделены, но только их взаимосвязанная работа формирует полноценную работу психики человека. МЕЖПОЛУШАРНЫЕ СВЯЗИ РЕШАЮТ ВСЁ. Нарушение межполушарного взаимодействия напрямую влияет на нарушения развития речи, чтения, письма. Так что такое межполушарное взаимодействие и как его развить.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий