Чайковский апрель анализ

Нажми, чтобы увидеть ответ на свой вопрос: мини сочинение Чайковский времена года Апрель. С помощью угловатых ритмических фигур Чайковский создает картину с шумными и радостными возгласами толпы, притоптыванием пляшущих ряженых. Анализ произведения Чайковский, времена года, апрель.

Композиция «Времена года»

Детям о произведенни П.И. Чайковского «Времена года» Анализ произведения Чайковский, времена года, апрель.
Сочинение на тему времена года чайковского Пьеса Чайковского «Апрель» – это произведение искусства, которое одновременно глубоко трогает и захватывает.
Анализ произведения Чайковский, времена года, апрель Апрель, Подснежник.
Времена года в творчестве Чайковского (Ольга Левадная) / Стихи.ру Анализ произведения Чайковский, времена года, апрель.
Интервальный анализ романсов Чайковского | Музыкальные ступеньки Анализ произведения Чайковский, времена года, апрель.

Слушание и анализ музыкального произведения П.И.Чайковского «Подснежник» (Апрель).

Возможно, в рукописи ошибка, которую Чайковский впоследствии поправил в гранках. Без них жизнь ваша превратится в тоскливое существование.

Земля им досталась ужасная-голый песок,заработка никакого.

Школы нет. На деньги Чайковского в майданово была построена школа. Вся деревня была благодарнп композитору за доброту и щедрость.

Она ежегодно выплачивала ему пособие в размере 3-х миллионов рублей,чтобы он ни в чём не нуждался,имел возможность не работать и сочинять музыку. Одним из любимых мест на Украине было село Каменка,где жила его сестра с семьёй. Любимым временем года Чайковского была весна,любимым цветком-ландыш.

Он увлекался цветоводством и возле домика в Клину посадил множество чудесных цветов.

Любимые места прогулок Чайковского Такое же ниспадающее движение, но уже оформившееся в определенную мелодическую тему, мы встречаем в средней части «Жатвы»: и в «Осенней песне»: Чайковский выбирает эпиграфом к «Баркароле» стихи Плещеева, где говорится о «таинственной грусти» звезд, и в. Мы не встретим тут трагизма, горького отчаяния, идеи борьбы с судьбой. Чайковский, любуясь природой, наслаждаясь прелестью каждого дня, каждого времени года, как бы отдыхает от тяжелых, дум, порою омрачающих его сознание. В общении с природой он находит успокоение, черпает веру в жизнь, в возможность счастья. В цикле «Времена года» встречаются самые разнообразные черты, свойственные фортепианному стилю Чайковского. Здесь и народно-песенные, фольклорные элементы, и характерные для плясовых народных сцен особенности, и черты, типичные для «фортепианного романса». В собственно фортепианном отношении здесь, несомненно, есть сходство с фактурой Шумана с его манерой полифонического строения музыкальной ткани, мозаичностью рисунка, разнообразием тембровых красок, богатством динамических оттенков. Все эти черты выявляются в зависимости от характера и содержания каждой пьесы, но главную роль почти всюду играет «пение на фортепиано». Широко льющиеся, русского песенного склада, мелодии лежат в основе каждого лирического пейзажа.

Неповторимы в своем мелодическом обаянии такие пьесы, как «Песнь жаворонка», «Баркарола», «Песнь косаря», «Осенняя песня», «На тройке». В их мелодиях улавливаются интонации народных песен, и, вслушиваясь в эти звуки, вникая в эту гибкую выразительную музыкальную речь, мы воспринимаем ее, как то что близкое, знакомое нам с колыбели, такое же родное и «свое», как и те пейзажи, которые рисует нам Чайковский. Контрастом служат совсем иные по ритмам и инструментальному звучанию, но тоже русские, народные по своему характеру игривые, задорные темы. Здесь слышатся звуки народных инструментов. И вместе с этими жанровыми чертами появляется и некоторая угловатость, характерная для такого рода образов. Здесь снова на первом месте аккордовая техника, стаккатная сухая звучность, блестящая игра тембровых красок. Такова средняя часть в «Песне косаря», середина пьесы «На тройке»; в этом же стиле выдержана почти целиком и вся «Масленица». Совсем по-иному звучат такие пьесы, как «Подснежник» и «Святки». В них нет крестьянского песенного элемента. Это скорее дань городскому романсному стилю.

Отсюда чувствительность интонаций в мелодии «Подснежника», отсюда вальсовость ясно ощутимая и в «Подснежнике», и в некоторых других пьесах цикла. В «Подснежнике» с удивительной тонкостью передано весенние настроение, какое-то радостное и трепетное ожидание счастья, которое охватывает человека, когда он вдыхает запах весеннего воздуха. Любовь к природе выражена здесь средствами «городской» музыки, с тем, чтобы передать чувства людей, живущих в городе, лишенных постоянного общения с природой. Несколько иное место занимают в этом цикле такие пьесы, как «У камелька» и «Белые ночи». Это романтические произведения, близкие к лирическим пьесам Шумана. И не случайно самый тип фортепианного изложения в них наиболее напоминает приемы шумановского стиля вспомним хотя бы о средней части пьесы «Белые ночи», с типично шумановской фортепианной четырехголосной фактурой. Но среди этих произведений есть сложные по психологическому содержанию картины, раскрывающие чувства человека с такой силой и динамичностью симфонического развития, что они как бы выходят за рамки миниатюры.

Если ничто не помешает, то дело пойдёт скоро: я очень расположен теперь заняться фортепианными пьесками. Ваш Чайковский. Все Ваши заглавия я сохраняю». Следовательно, названия пьес, то есть сюжетов-картинок, были предложены композитору издателем. В декабре того же года в журнале «Нувеллист» появляется объявление об издании в следующем году нового цикла пьес Чайковского. О работе над циклом почти ничего не известно, кроме того, что автор приступил к ней в Москве. Бернарду: «Сегодня утром, а может быть и вчера ещё Вам высланы по почте две первые пьесы. Я не без некоторого страха препроводил их к Вам: боюсь, что Вам покажется длинно и скверно.

П.И.Чайковский - Времена года

Учебник музыки П. И. Чайковский. Времена года Пьеса П. Чайковского написана в сложной трехчастной форме.
ЧАЙКОВСКИЙ, «ВРЕМЕНА ГОДА» «Времена года» — известный фортепианный цикл П. И. Чайковского, состоящий из 12 характеристических картин.
Откройте свой Мир! 2.1 Анализ уровня сформированности ценностных отношений к музыкальным произведениям.
П.И.Чайковский «Времена года» март, апрель | композитор иван соколов. онлайн которое загрузил Иван СОКОЛОВ.
"Времена года" АПРЕЛЬ. Подснежник. П.И.Чайковский Март, Апрель | Композитор Иван Соколов о музыке., Урок online Tchaikovsky Seasons op.37bis April Чайковский Времена года Апрель.

Учебник музыки П. И. Чайковский. Времена года

Чайковского "Апрель" есть подзаголовок: "Подснежник". В итоге, пьеса Чайковского «Апрель» вызывает самые разнообразные чувства у слушателей. От радости и энтузиазма, когда она звучит, до тоски и меланхолии, пронизывающей сердце. Целью настоящей работы является подробный анализ музыкальной формы избранных романсов одного из величайших композиторов русской музыки XIX века Петра Ильича Чайковского.

ЧАЙКОВСКИЙ, «ВРЕМЕНА ГОДА»

В этот день, по воззрению крестьян, прилетают из теплых стран сорок птиц, и первая из них — жаворонок. Сорок с полным основанием можно назвать детским праздником: еще накануне женщины месят из ржаной муки тесто и пекут «жаворонков в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками , а утром, в день праздника, раздают их детям… Дети начинают, что есть мочи, кричать: «Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела! Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники. Весна — не только пробуждение природы, это человеческие надежды, чувства и ожидания чего-то нового и радостного. Картина весеннего пейзажа в произведении Чайковского «Песня жаворонка» из цикла фортепианных пьес «Времена года» передается простыми, но выразительными средствами. Звучит «Песня жаворонка.

Март» из цикла фортепианных пьес Чайковского «Времена года» Чайковский, Времена года. Песня жаворонка" Видеоклип А. Якимова на музыку П. Чайковского об Удмуртии, о природе г. Исполнители - группа "Зодиаки". Затем первая тема повторяется, образуя простую 3-хчастную форму, типичную для пьес цикла "Времена года".

Концертино - март песня жаворонка П. Чайковский «Песня жаворонка». Звенит и льется песня жаворонка — Гонца заветного Весны. Тебя так закликали звонко, - И вот, ты в небе, друг Весны. Теплом желанным согревает - Уже проталины в полях. Вновь в небе переливы тают.

И солнцу радостно в ручьях. Встречая песней утро года, Нежданно- празднично вздохнет Опять от снежных снов природа, Встречая бурно твой прилет. Вся музыка построена на звукоподражании птичьему щебету — т ема, весьма распространенная в музыке всех эпох.

Если Вы пожелаете пересочинения «Масленицы», то, пожалуйста, не церемоньтесь и будьте уверены, что к сроку, то есть к 15-му января, я Вам напишу другую. Вы платите мне такую страшную цену, что имеете полнейшее право требовать всяких изменений, дополнений, сокращений и пересочинений». Журнал выходил первого числа каждого месяца, Чайковский должен был представить пьесу к очередному номеру не позднее 15-го предыдущего месяца. Когда дело дошло до публикации, Н. Бернард предложил еще одно «усовершенствование»: снабдить каждую пьесу поэтическим эпиграфом. И против этой идеи Чайковский не возражал.

Следует признать, что по прошествии уже большого исторического периода мы естественно воспринимаем эти стихотворные строки как органичную поэтическую составляющую всего цикла. Более того, эти стихотворные «ключики» к каждой пьесе хорошо подходят ко многим другим произведениям композитора. Свое название -- «Времена года» -- этот цикл пьес получил уже после первой публикации каждой пьесы в номере журнала за соответствующий месяц, то есть когда Н. Бернард решил опубликовать весь сборник целиком. Сборнику присвоен, как принято в музыке, номер опуса -- 37 bis. Во-вторых, что «Времена года» получили свое обозначение как опус позднее, когда следующие номера по списку сочинений композитора уже были присвоены другим сочинениям: 38 -- Шесть романсов в том числе такие знаменитые, как «Серенада Дон Жуана», «То было раннею весной», «Средь шумного бала» ; 39 -- «Детский альбом» 1878. Строго говоря, название «Времена года» в данном случае не совсем точное, поскольку временами года являются весна, лето, осень и зима. Именно так называются четыре концерта знаменитого одноименного цикла скрипичных концертов Антонио Вивальди; так же называет четыре части своей оратории «Времена года» Йозеф Гайдн. Как бы то ни было, Чайковский по-своему нарисовал годичный круг состояния природы и чувств человека.

Чайковский ведет свое повествование с первого месяца года. Поэтические предпосылки каждой пьесы Январь. Эпиграфом являются четыре строки из второй строфы из стихотворения А. Пушкина «Мечтатель» 1816. Камелек - это специфически русское название камина в дворянском доме или какого-либо очага в крестьянском жилище. Пьеса "У камелька" рисует картинку с элегически - мечтательным настроением. Первый раздел ее построен на выразительной теме, напоминающей интонации человеческого голоса. Это коротенькие фразы, произносимые медленно, с расстановкой, в состоянии глубокой задумчивости. Некоторые уверяют, что стихотворение посвящено осени.

Вся пьеса состоит как бы из калейдоскопа маленьких картинок, сменяющих одна другую, с постоянным возвращением первой темы. С помощью угловатых ритмических фигур Чайковский создает картину с шумными и радостными возгласами толпы, притоптыванием пляшущих ряженых. Взрывы смеха и таинственный шепот сливаются в одну яркую и Март. Эпиграфом служит первая строфа стихотворения А. Майкова, никак не озаглавленного и идентифицируемого по его первой строке. Литературная программа пьесы, вероятно больше подходит для более позднего времени: в марте, поле еще не «зыблется цветами». Чайковский передает настроение ожидания весны. Слушая эту пьесу, мы представляем себе картину ранней весны: еще не ощущается радость пробуждения природы и в настроении преобладает скорее меланхолия, краски звучания еще тусклые, неяркие. Два такта вступления только аккомпанемент создают именно такое настроение.

Новое привносит мелодия: от жаворонка в ней, быть может, мелодический узор из мелких нот в самом начале мелодии. Основная мелодия пьесы первый раз, естественно, звучит в верхнем голосе, но тут же имитируется в нижнем, словно некий отзвук из леса, и затем опять в верхнем - на сей раз уже с развитием, заключающим в себе не только вопрос первой фразы, но и ответ. Это стихотворение называется «Весна», и написано оно было в 1857 году. Эпиграф заключает в себе стихотворение полностью - обе его строфы. Если попытаться одним словом определить характер этой пьесы, то, вероятно, самое точное определение - трепетность. Ее передают - каждый по-своему - оба главнейших элемента музыки Чайковского, во всяком случае : мелодия и аккомпанемент. В мелодии - короткие фразы, устремляющиеся вверх, причем каждый раз все выше и выше, как бы навстречу пробуждающейся жизни, солнцу. У Чайковского это - переживания цветка, хотя, конечно, в этой аллегории «просвечивают» человеческие чувства, иначе эта музыка вряд ли бы нас так волновала. Важный элемент, создающий это настроение трепетности - ритмическая фигура аккомпанемента.

По складу он аккордовый, и самое характерное в нем - короткая пауза на сильной доле каждого такта, передающая взволнованное прерывистое дыхание. Эпиграфом к этой пьесе является первая строфа стихотворная А. Фета «Еще майская ночь…». Спокойный темп Andantino , удобное для рук расположение аккордов на клавиатуре, их мягкое арпеджирование взятие звуков аккорда не одновременно, а одного за другим, словно на арфе , тихое звучание piano - все это передает умиротворенный мечтательный характер. Некоторые улавливают в таком изложении и в такой фактуре нечто рапсодическое. Мелодии, из которых соткана пьеса - и это тоже черта стиля Чайковского - очень легко можно напеть: нигде их длина не входит в конфликт с природой вокальных возможностей обычного человека. Эта пьеса построена точно так же, как многие романсы Чайковского. Средний раздел «Белых ночей» легко можно представить себе как романс, в котором фортепиано вторит многим фразам голоса. Настроения и чувства, выражаемые этой пьесой очень ясны.

Это вообще характерная особенность музыки П. Чайковского, и вероятно, именно благодаря этому она столь любима. Название пьесы происходит от итальянского слова barcarola. В итальянском языке это слово образовано от двух слов - barca, что значит «лодка» и даже еще ближе - «барка», и rolla - буквально «бортовая качка». Таким образом, музыкальные пьесы в жанре баркаролы всегда навеяны образами водной стихии, но не бурной или разбушевавшейся , а спокойной, с мерным, убаюкивающим и располагающим к мечтательности покачиванием. Прислушаемся к звучанию июньской пьесы П. Мы сразу заметим, что она не вписывается в ряд традиционных баркарол. В этом стихотворении нас приглашают «выйти на берег», то есть подойти ближе к воде; мы слышим, как «тополь к себе нас зовет», и мы можем «внимать шуму ветвей» - тоже, надо полагать, на берегу, а не на воде. Словом, напрашивается вывод, что название пьесы несколько случайное.

Как музыкальное произведение эта пьеса замечательна, но совсем не баркарола. Чайковского стала очень популярным произведением. Это строки из стихотворения А. Кольцова «Косарь» 1836. Современники отмечали связь стихов Кольцова с народными песнями. Его стихи совершенно особым образом сочетали в себе литературные и фольклорные размеры. В этом, вероятно, кроется причина выбора его стихов в качестве эпиграфов к обеим пьесам в цикле П. Чайковского, воспевающем сельский труд, - «Песне косаря» и следующей за нею «Жатве». Музыка пьесы замечательно создает образ русского человека в труде и общении с природой.

В характере музыки ощущается радость жизни и уверенная сила. Гармония строго аккордовая, стройная - это подчеркивает ее мужественный характер. При этом в музыке слышится какая-то простоватость, безусловно, преднамеренная. Жаркой поре жатвы, уборки полей посвящены многие страницы русской литературы - и прозы, и поэзии. Прислушаемся внимательнее к тому, о чем повествует пьеса. Удивительным образом Чайковский, вообще-то далекий от звукоизобразительности, выражающий большей частью в своей музыке не столько зрительный образ, сколько настроение, душевное переживание, в данном случае очень точно передал именно движение, характерное для этого вида работы: мотив начинается со слабой доли, что может ассоциироваться с захватом левой рукой копны колосьев; на сильную долю так и слышится свист острого серпа, срезающего эту копну. Эта ритмическая и мелодическая фигура господствует во всей первой части пьесы. Изначально музыкальные охотничьи сигналы издавна применялись в самой музыке, их культивировали и разрабатывали как художественное средство. Так выработался характерный язык и стиль охотничьей музыки.

Его приемы связаны и с ритмической, и с гармонической «составляющими» музыки. Что касается ритма, то такие произведения насыщены всевозможными пунктирными ритмическими фигурами, причем ритм становится самоцелью, и порой многие страницы таких произведений «обыгрывают» ту или иную фигуру, и мы наблюдаем демонстрацию удивительного мастерства и фантазии композитора. Композитор проявил исключительную чуткость и вкус. Пьеса начинается фанфарным сигналом, напоминающим охотничий рог. Эти фанфарные интонации, звучащие то в одном, то в другом регистре, создают впечатление перемещения образов в пространстве, ощущение далей, наполненных воздухом. Музыка пьесы весьма изобразительная: она вполне - будь это известно во времена Чайковского - «синематографична». Ее мелодия, пожалуй, самая прихотливая и проникновенная. Эту пьесу с полным правом можно назвать исповедью души, вдохновленной увядающей красотой осенней русской природы. Песня звучит спокойно, задумчиво, повествуя о чем-то сокровенном.

Название пьесы не следует понимать буквально - это не песня в смысле музыкального жанра, имеющего свои определенные законы. Это, скорее, песня души. Она сродни тому, что мы имеем в виду, когда говорим «душа поет». В русской поэзии можно найти чудесные примеры, описывающие подобное состояние души, все его оттенки. Чайковский лучше, чем кто бы то ни было другой в музыке, выразил это состояние грусти и меланхолии. Если сделать так, как требует последовательность изложения материала на первой странице этой пьесы, то есть прочесть эпиграф и затем сыграть пьесу, то мы поймем, что в точности исполнили призыв поэта - заглушили «тоскливую в сердце тревогу»: музыка выражает настроение удалой езды и веселья. Между тем стихотворение в целом печальное. Наверное, оттого, что это стихотворение очень ярко отображает состояние русской жизни, вскоре после публикации в 1846 году в журнале «Современник» оно вызвало невероятно горячий отклик у читателей и так быстро распространилось, что впоследствии стало считаться народной песней, о чем свидетельствуют многочисленные сборники песен. Ощущение русских просторов, широкого зимнего пейзажа создается еще и благодаря тому, что при втором проведении этой мелодии, она изложена не просто в октаву, а полными аккордами, более «материально».

Этот прием, позволяющий создать впечатление приближения, окажется очень кстати, поскольку в репризе, нужно будет создать эффект удаления. Баллада «Светлана» - одна из лучших в литературном наследии В.

Это весёлый праздник, в котором христианство переплетено с языческими верованиями: на Святки ходили ряженые, пели святочные песни, их угощали и одаривали подарками. Девушки гадали, ждали своих суженых. Этой пьесе композитор дал подзаголовок «Вальс». Вальс был самым популярным танцем в салонах и на домашних танцевальных вечерах.

Заканчивается пьеса вальсом, который все танцуют вокруг рождественской ёлки.

Лицензия на образовательную деятельность Рег. Выдана Комитетом по образованию Санкт-Петербурга, дата выдачи 19. В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011—2015 гг.

Подписка Получайте новости и уведомления о новых публикациях на нашем портале.

Ответ учителя по предмету Музыка

  • Содержание
  • Подпишитесь на новости «МО»
  • П. И. Чайковский. Времена года Анализ пьес цикла
  • Поиск по этому блогу
  • Лучший ответ:

П. И. Чайковский. Времена года Анализ пьес цикла

Детские (кукольные) марши. В жанре кукольного марша написаны пьесы из «Детского альбома» Чайковского. В них все, как в настоящем военном марше, но только маленькое, игрушечное. Апрель: в пьесе глубоко и проникно-венно передаётся то волнующее чувство, которое возникает при взгляде на светлую весеннюю природу, чувство радостное и скрытое, как робкая надежда. Анализ пьесы П.И. Чайковского "Баркаролла" из фортепианного цикла "Времена года" соответствует представленному в начале работы плану. Анализ пьесы П.И. Чайковского "Баркаролла" из фортепианного цикла "Времена года" соответствует представленному в начале работы плану. В Подмосковье Чайковский жил в деревнях Майданово,Фроловское,в городке Клин.В Клину сейчас находится дом-музей день после обеда композитор совершал.

Весеннее настроение ~ Фредерик Шопен, Ференц Лист, П.И. Чайковский

Фортепьянный цикл Чайковского Времена года состоит из 12 небольших музыкальных зарисовок, соответствующих 12 месяцам. Это одно из самых популярных сочинений. В средней части Чайковский очень тонко усиливает «вальсовую составляющую» этого музыкального образа — в конце концов он не может устоять перед стихией танца, суть которого. © 2024, Rutube. Чайковский Времена года Апрель. 12+. Дело в том, что я пишу курсовую на тему гармонический анализ пьесы "Май" из времен года Чайковского, и мне оч нужна как минимум история создания этого цикла, а на самом деле оч много чего.

МУЗЫКА И ВРЕМЕНА ГОДА.

Цель: Продолжение знакомства с творчеством русского композитора П. И. Чайковского. Музыкальная пьеса «Подснежник» («Апрель» — из цикла «Времена года»). Задачи. Закройте глаза и погрузитесь в радостную и трепетную мелодию "Подснежника" в исполнении Михаила Плетнева. #Чайковский #Апрель @soradenie_cultura. К созданию цикла в 1875 году Чайковского подтолкнул нотоиздатель Н.М. Бернард, который фактически и стал автором всех заглавий, а также лично подбирал стихи для эпиграфов.

Изучение творчества Чайковского

Показать особенности музыки П. Чайковского; 3. Изучить, как произведение «Времена года» П. Чайковского является передачей цвета; 4. Раскрыть значение музыки в воображение цвета у детей; Гипотеза исследования: Мы предположим, что учащиеся младшего школьного возраста способны воспринимать музыку и соотносить ее с определенным временем года через восприятие цвета. В соответствии с поставленными задачами в исследовании были использованы следующие методы: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ интернет источников; педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент.

И именно музыка Петра Ильича Чайковского для детей может внести настоящую гармонию в нашу современную бурную жизнь, потому что она живая, в ней есть музыкальные образы, разные настроения и чувства человека. Музыка П. Чайковского является выдающейся школой художественного мастерства 1. Чайковского Петр Ильич Чайковский — один из самых выдающихся в мировом искусстве композиторов — мелодистов. Его музыка отличается большой напевностью.

По - вокальному звучат мелодии не только его опер и романсов, но и его инструментальных произведений. Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года на Урале в небольшом городе Воткинске. Детство Чайковского прошло в большой и дружной семье. В семье царила атмосфера всеобщей любви и доброты. Среди братьев и сестёр маленький Петя выделялся своей одарённостью и чуткой эмоциональностью.

Он был застенчив и очень отзывчив. Француженка-гувернантка семьи Чайковских вспоминала, что маленький Петя был самым старательным и понятливым среди других детей, придумывал всякие забавы, умел рассказывать и фантазировать, как никто другой. Его любили все, потому что чувствовали, как он любил всех. Впечатлительности его не было пределов, а потому обходиться с ним надо было очень осторожно. Обидеть его, и задеть его мог каждый пустяк.

Это был «стекляный» ребёнок. Отец называл маленького Петю «Жемчужина моей семьи». Чайковский в детстве был очень впечатлительным ребёнком, очень любил природу, играл с друзьями. Бегая по саду, он, вдруг, как бы невзначай, оставлял их, замерев, глядел на неожиданно открывшиеся перед ним живописные виды: то его поражала широкая панорама искрящегося в отблесках яркого солнца озера: то завораживали своей таинственностью тенистые уголки большого сада. Особое настроение испытывал маленький Петя, когда вечером, в окружении родных, он любовался картиной заката, слушал доносившиеся издалека народные песни.

Да и сам деревянный дом звучал постоянно, словно мальчик жил внутри огромной скрипки, изготовленной мастером из многослойной музыкальной ели: скрипели и звенели на разные лады половицы, ступени, оконные стёкла, пол и потолок отзывались на шаги и голоса людей, на топку печей. В сознании мальчика музыка жила всегда, даже тогда, когда её не слышали другие. Как-то ночью гувернантка-француженка Фанни Дюрбах застала мальчика в слезах и спросила, отчего он не спит. Сейчас тихо. Все спят.

Она у меня здесь, здесь! Благодаря детским впечатлениям, природным данным, творческой среде, окружающей маленького, а потом юного музыканта, сформировался великий русский композитор — Пётр Ильич Чайковский. Среди русских композиторов-классиков имя П. Чайковского особенно выделяется. Оно дорого любителям музыки всего мира.

Все своё творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к родине и русской природе, его стремлениям к счастью и мужественной борьбе с темными силами зла. Часами гуляя, он любовался всем, что видел вокруг себя: и могучими деревьями, и маленькими белыми ландышами, и голубым небом, и яркими бабочками. В каждом времени года находил свою прелесть. Он любил ясные зимние дни, когда белый снег переливался на солнце тысячами искринок. Весной он радовался солнцу и теплу, и первой зеленой травке.

Летом любовался цветными лугами и слушал пение жаворонка. Ему нравилась холодная осенняя пора, когда подолгу моросил мелкий частый дождь, а в печной трубе воет ветер. Настроения и чувства, навеянные картинами природы, Чайковский выразил в своих произведениях. В музыке Петра Ильича — вся жизнь человека, с ее радостью, скорбью, надеждами, борьбой, отчаянием. И о чем бы не говорил Чайковский — он везде правдив и искренен.

Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека от лирической задушевности до глубочайшей трагедии , создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Детская тема проходит сквозной линией через все творчество Чайковского. Рукописи Чайковского, сохранившиеся до нашего времени, дают исчерпывающее представление о личности композитора, методе его творческой работы, особенностях творческого процесса, об истоках замысла произведений великого мастера. Его работа над каждым произведением проходила в несколько этапов: запись отдельных набросков, полное изложение текста в эскизах, окончательное детальное оформление текста, создание новых вариантов произведения либо отдельных его фрагментов. Последовательность этапов не всегда соблюдалась, некоторые из них иногда совмещались.

Наиболее часто совмещались наброски и эскизы. Пётр Ильич Чайковский создал 10 опер, 6 симфоний, 3 балета, большое количество фортепианных и камерных произведений. Из фортепианных произведений широко известны и популярны такие произведения, как Первый фортепианный концерт, фортепианные циклы: «Детский альбом», «Времена года».

Звучит музыка. Теперь можно открыть глаза.

Вам понравилось произведения Петра Ильича Чайковского, «Подснежник»? Какие чувства вызвало у вас прослушанная музыка? Как вы думаете, о чём хотел рассказать автор в этой музыке? Как звучало музыка в этом произведении? Давайте еще раз внимательно послушаем произведения Петра Ильича Чайковского слушают музыку.

Ребята, как вы думаете, какие ещё эмоции вызвало это музыкальное произведение?

Хочу, чтобы мои ученики так же любили сольфеджио и музыкальную литературу как и я, и, на мой взгляд, это получается.

Мелодия третьей пьесы из цикла «Времена года» напевная, светлая, мечтательная и немного грустная. В ней мы слышим весенние трели жаворонка. Весна — не только пробуждение природы, это человеческие надежды, чувства и ожидания чего-то нового и радостного. Картина весеннего пейзажа в произведении Чайковского «Песня жаворонка» из цикла фортепианных пьес «Времена года» передается простыми, но выразительными средствами. Звучит «Песня жаворонка. Музыка пьесы «Апрель. Подснежник» настолько правдива, что мы зрительно представляем таяние снега, щебет птиц и появление маленького цветочка — подснежника.

Наша душа поет вместе с замечательной музыкой Чайковского и наполняется мечтами и надеждами вместе с пробуждающейся и ликующей природой. Звучит «Апрель. Белые ночи» Спокойный темп, волнообразное движение, мелодия пленительная, невесомая, загадочная. В среднем разделе появляется стремление, взволнованность, непрерывное движение.

Остались вопросы?

В полном смысле слова как ghostwriter. Разве что позволяешь себе не оставаться анонимным. Уровень контакта со звуковым миром композитора — он и отвечает за музыкальность и достоверность результата. МО То, о чем Вы рассказываете — это и не композиция, и не аранжировка, и не оркестровка, а нечто иное, вообще из другого ряда работы с исходным материалом. Как можно определить этот вид творчества?

СА Это можно квалифицировать как «интерпретация», в данном случае «симфоническая интерпретация». Но такого жанра композиции, пожалуй, не существует. МО Расскажите немного конкретнее о принципах Вашей работы. СА Я исповедаю два принципа работы, и не только по отношению к этому циклу.

Первый: обнаружить логику экспонирования и развития уже готового произведения. Второй принцип — это дописать те детали музыкальной ткани, которых недостает для полномасштабного претворения этой самой логики. Ты до тех пор блуждаешь среди, образно говоря, лексем, фонем и морфем Чайковского, пока то ли ты их, то ли они тебя не приручат, и не зазвучит сам композитор. Например, в двух случаях потребовалось ввести по одному вступительному такту «Март» и «Август» , чтобы помочь слушателю легче войти в характер движения.

И в одном случае дописано краткое вступление «Декабрь» , основанное на интонациях средней части. Есть и моменты, когда потребовалось дописать заключение. Но не как самоцель, а как результат высокой плотности музыкальных событий или высокого уровня событийности. А также инерцией движения, определенной большим составом, которому нужно время, чтобы остановиться.

У него другой «тормозной путь». В оркестровом прочтении Чайковский не пошел бы тем же путем, как и в окончаниях сочинений для фортепиано. За спиной у интерпретатора МО Ну а конкретно? Начнем прямо с «Января».

СА «Январь» не планировался мной как произведение, которое будет флагманом всего проекта. А вышло так, что он именно таким получился. В нем удалось найти такие намеки, в которых скрывается некий ключик, пароль, открывающие дверь в новый, искомый масштаб музыкальных событий. Выражаясь современным языком, потребовалось «раззипировать» материал высочайшей плотности информации, определить новые регистровые рамки для всех прогнозируемых элементов фактуры.

У Чайковского мелодия располагается только в сопрановом регистре — от начала и до конца пьесы. Чтобы возбудить ее дремлющую экспрессию, нужно было позволить мелодии свободно перемещаться в вертикальном направлении: на октаву выше, октаву ниже, во благо самой мелодии, высокой музыкальной ценности ее текста и с великой пользой для формообразования. От такого перемещения музыка не только не теряет, а, напротив, обретает ряд новых свойств, ради которых мы взялись за дело. Главное это не уронить идею произведения.

МО А «Июнь. В фортепианном оригинале это незатейливая пьеса. Но в оркестровке как бы не вправе оставаться такой же. Как избежать скуки и провала?

СА «Июнь», конечно крепкий орешек, одна из сложнейших пьес для оркестровки. Казалось бы, совершенно беспроблемное место: кульминационный эпизод перед репризой, завершающийся необычно коротким речитативом в басовом регистре и следующим за ним аккордом. Техническое решение инструментовки этого эпизода может быть не одно, но любое из них может быть крайне простым. Начиная планирование оркестровки, я и выбрал одно из простейших, закончив этот эпизод аккордом духовых, но услышал нечто на удивление холодное, безучастное ко всему, что было дои после.

Заметьте, однако: это впечатление возникло именно при конвертировании фортепианного текста в оркестровый. И тут я задумался… В поисках другого, более логичного плана оркестровки, и все же пытаясь оживить этот аккорд, я начал движение в обратном направлении. И по мере приближения к началу пьесы, я почувствовал, что одновременно я приближаюсь и к логичному решению проблемы аккорда. У меня сложилось и постоянно усиливалось впечатление, что Чайковский подразумевал в этой пьесе некий сюжет.

Как известно, пьеса, названная «Баркаролой», вполне могла быть названа и «Песней гондольера» по аналогии с другими «песнями» этого цикла: жаворонка, косаря, осенней песнью. Если допустить, что мелодический голос — это сольный голос, то едва ли таковой может быть поручен скрипке, все же наш герой мужчина. Скорее всего, мы выберем виолончель. Но тогда придется опустить мелодию октавой ниже, иначе виолончельный голос прозвучит как голос сопраниста.

И тут-то нам придется выбирать: либо довериться авторской октаве — значит скрипка, или рискнуть и взять виолончель. Выбрав одно, мы выполним прямое указания автора, выбрав другое — мы вступаем на зыбкую почву собственных решений, поддерживаемых интуицией музыканта и многочисленных примеров из произведений автора. Виолончели требуется аккомпанемент крайне скромный: например, только арфа, текст которой Чайковский тщательно выписал, может быть гитара или мандолина. Но вот, после первого построения аккордно возрастает уровень динамики, и тогда вступает полный хор виолончелей, к которым присоединяется унисон альтов «группа гондольеров».

Вслед за этим хором возвращается «певец-виолончелист» — одинокий и сокрушенный гондольер, завершающий свое драматическое повествование. И эта драма приходит к логическому своему концу — стремительно кульминирующему эпизоду. Он завершается обрывом, который открывает супер-короткую каденцию и только для заключительного откровения, «последнего слова» нашего героя. Мы его и получаем в виде того самого результирующего аккорда, с которого начались мои сомнения.

Аккорд всего из четырех звуков, но сколько силы и смысла! Какой глубины драма заключена в нем! Кажется, что теперь вся пьеса выглядит супер-логично и в оркестре. Изобретенный мной виолончелист — он и есть тот гондольер, протагонист невидимого сюжета.

Судьба героя определила весь план оркестровки. Он основан на персонификации инструмента — носителя романтического мироощущения: вспомним «Гарольд в Италии» Берлиоза или «Дон Кихота» Р. МО Как бы Вы хотели, чтобы Ваша версия исполнялась? СА Учитывая то, что перед нами не строго точное название произведения, «Времена года», хотя на самом деле единица здесь месяц, а не сезон, то пьесы хорошо группируются в небольшие сюиты.

Я очень благодарен обоим им за открытость в отношении моей интерпретации. Появился еще вариант. Другой оркестр планировал исполнить «Декабрь» на новогоднем балу. Можно хоть каждый месяц исполнять по пьесе, что-то хорошо для биса.

Все гибко.

Девятнадцатое столетие приносит известность баркароле и в русской музыке. Мелодия пьесы Чайковского «Баркарола» — широкая, плавная, звучит выразительно и тепло. Аккомпанемент напоминает гитарные переборы. В средней части музыка подвижная и воодушевленная, но постепенно все успокаивается, и вновь звучит созерцательная и мечтательная мелодия. Вдохновенная музыка пьесы и словно раскачивающаяся мелодия погружают нас в раздумья и мечты. Звучит «Июнь. Косари рано утром шли в поле и косили траву.

Мелодия пьесы напоминает народную песню, напевая которую, работает косарь. Мелодия ритмически четкая, размеренная. В среднем разделе темп более подвижный, звучит калейдоскоп аккордов, быстро меняющихся в аккомпанементе. В окончании мы вновь слышим жизнеутверждающую, широкую мелодию песни косаря.

Незамысловатые, но трогательные музыкальные картинки покоряют сердца слушателей и исполнителей искренностью, чёткостью музыкального рисунка, неповторимым лиризмом, которым отличается любое произведение П. История создания цикла Удивительно, что сочинение, созданное по заказу, получилось таким лиричным. А создано оно было действительно по заказу издателя журнала «Нувеллист» и основателя нотоиздательской фирмы М.

Журнал был основан в 1842 г. В нём ежемесячно печатались новые сочинения русских и зарубежных композиторов, а также сообщались сведения о новинках музыкальной жизни в России и за рубежом. С этим журналом П.

Создаются марши для симфонических, духовых и народных оркестров.

Они включаются в сюиты, сонаты, симфонии, оперы, балеты. Урок 25. Сказочные марши. Иногда композиторы используют жанр марша для создания сказочных образов.

В музыке сказочного марша должно быть много неожиданного, волшебного. Но при этом сохраняются черты марша. Марш Черномора. Черномор - злой карлик из сказки Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила», на сюжет которой написана опера.

Сказка начинается со свадьбы Руслана и Людмилы. Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла.

Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок. Отважный Руслан отправляется на её поиски. Вот как рисует сам Пушкин облик страшного Черномора. Мгновенно дверь отворена;.

Учебник музыки П. И. Чайковский. Времена года

Это весёлый праздник, в котором христианство переплетено с языческими верованиями: на Святки ходили ряженые, пели святочные песни, их угощали и одаривали подарками. Девушки гадали, ждали своих суженых. Этой пьесе композитор дал подзаголовок «Вальс». Вальс был самым популярным танцем в салонах и на домашних танцевальных вечерах. Заканчивается пьеса вальсом, который все танцуют вокруг рождественской ёлки.

Сугубо практические причины использования музыки в виде сигналов на охоте - охотничьей музыки.

Особый эффект так называемого "золотого хода" валторн. Устойчивые музыкальные образы. Очень тонкое использование "наработанных" музыкальных приемов, рисующих охоту, П. Чайковским в этой пьесе. Трехчастная форма пьесы. Одна из самых популярных пьес не только "Времен года", но и во всем наследии П.

Много поэтических описаний осени в русской поэзии и изображений в русской живописи Левитан. Мелодический строй пьесы имеет общее с другими творениями композитора обсуждаются другие примеры. Анализ тех композиторских приемов, которые позволили Чайковскому создать этот шедевр. Значение стихотворения Н. Некрасова, его популярность в XIX веке. Стихотворение Некрасова - о женской доле; сравнение с другой "Тройкой" неизвестного автора - о мужской доле.

Идея музыкальными звуками выразить звучание бубенцов занимала многих композиторов. В пьесе П. Чайковского отражена лишь одна грань образа тройки - настроение радости и праздника. Особенности композиторских приемов для передачи воздуха, перспективы, пространства. Трехчастная форма пьесы, в которой в крайних частях превалирует песенный характер, тогда как в средней - танцевальный. Описание святок у С.

Классическая музыка для современного общества — это основа основ, фундамент, на котором строится культура человечества. Она активно втягивается в пространство современной массовой культуры. К ней обращаются для создания имиджа, как отдельного человека, так и социальных групп и сообществ; она звучит в разнообразных ситуациях работы и досуга. Тем самым классическая музыка автоматически попадает в контекст ритмов жизни современного общества, в контекст современного дизайна, моды. Все вышесказанное и определило актуальность нашего исследования влияние произведения П. Чайковского « Времена года» на восприятие цвета у детей младшего школьного возраста. Объектом исследования является восприятие цвета через произведение П.

Чайковского «Времена года» у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования цикл произведений П. Чайковского «Времена года» Цель данной работы состоит в изучении особенностей восприятия детьми, музыкального произведения и умения отображать впечатления и видения цветовой гаммы. Задачи: 1. Изучить основные этапы жизненного и творческого пути П. Чайковского; 2. Показать особенности музыки П.

Чайковского; 3. Изучить, как произведение «Времена года» П. Чайковского является передачей цвета; 4. Раскрыть значение музыки в воображение цвета у детей; Гипотеза исследования: Мы предположим, что учащиеся младшего школьного возраста способны воспринимать музыку и соотносить ее с определенным временем года через восприятие цвета. В соответствии с поставленными задачами в исследовании были использованы следующие методы: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ интернет источников; педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент. И именно музыка Петра Ильича Чайковского для детей может внести настоящую гармонию в нашу современную бурную жизнь, потому что она живая, в ней есть музыкальные образы, разные настроения и чувства человека. Музыка П.

Чайковского является выдающейся школой художественного мастерства 1. Чайковского Петр Ильич Чайковский — один из самых выдающихся в мировом искусстве композиторов — мелодистов. Его музыка отличается большой напевностью. По - вокальному звучат мелодии не только его опер и романсов, но и его инструментальных произведений. Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года на Урале в небольшом городе Воткинске. Детство Чайковского прошло в большой и дружной семье. В семье царила атмосфера всеобщей любви и доброты.

Среди братьев и сестёр маленький Петя выделялся своей одарённостью и чуткой эмоциональностью. Он был застенчив и очень отзывчив. Француженка-гувернантка семьи Чайковских вспоминала, что маленький Петя был самым старательным и понятливым среди других детей, придумывал всякие забавы, умел рассказывать и фантазировать, как никто другой. Его любили все, потому что чувствовали, как он любил всех. Впечатлительности его не было пределов, а потому обходиться с ним надо было очень осторожно. Обидеть его, и задеть его мог каждый пустяк. Это был «стекляный» ребёнок.

Отец называл маленького Петю «Жемчужина моей семьи». Чайковский в детстве был очень впечатлительным ребёнком, очень любил природу, играл с друзьями. Бегая по саду, он, вдруг, как бы невзначай, оставлял их, замерев, глядел на неожиданно открывшиеся перед ним живописные виды: то его поражала широкая панорама искрящегося в отблесках яркого солнца озера: то завораживали своей таинственностью тенистые уголки большого сада. Особое настроение испытывал маленький Петя, когда вечером, в окружении родных, он любовался картиной заката, слушал доносившиеся издалека народные песни. Да и сам деревянный дом звучал постоянно, словно мальчик жил внутри огромной скрипки, изготовленной мастером из многослойной музыкальной ели: скрипели и звенели на разные лады половицы, ступени, оконные стёкла, пол и потолок отзывались на шаги и голоса людей, на топку печей. В сознании мальчика музыка жила всегда, даже тогда, когда её не слышали другие. Как-то ночью гувернантка-француженка Фанни Дюрбах застала мальчика в слезах и спросила, отчего он не спит.

Сейчас тихо. Все спят. Она у меня здесь, здесь! Благодаря детским впечатлениям, природным данным, творческой среде, окружающей маленького, а потом юного музыканта, сформировался великий русский композитор — Пётр Ильич Чайковский. Среди русских композиторов-классиков имя П. Чайковского особенно выделяется. Оно дорого любителям музыки всего мира.

Все своё творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к родине и русской природе, его стремлениям к счастью и мужественной борьбе с темными силами зла. Часами гуляя, он любовался всем, что видел вокруг себя: и могучими деревьями, и маленькими белыми ландышами, и голубым небом, и яркими бабочками. В каждом времени года находил свою прелесть. Он любил ясные зимние дни, когда белый снег переливался на солнце тысячами искринок. Весной он радовался солнцу и теплу, и первой зеленой травке.

Из теплых стран возвращаются перелётные птицы, и ещё голый лес заполняется их мелодично - звонким пением. На проталинах появляются посланники весны - нежные подснежники.

Именно этот прелестный первоцвет был выбран на роль главного героя композиции, которая в цикле «Времена года» посвящена прекрасному весеннему месяцу апрелю. Историю создания пьесы «Апрель. Подснежник», содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице. Краткая история В начале 1875 года моральный недуг, охвативший Петра Ильича Чайковского в прошлом сезоне, начал потихоньку сходить на нет. Душа композитора теперь стремилась к вольной жизни, жаждала новых горизонтов, а вместе с ними и свежих впечатлений. Профессорская работа в Московской консерватории и музыкально-критическая деятельность в газете «Русские ведомости» стали его всё более тяготить. У Петра Ильича возникали порывы вырваться из окружающей его обстановки, чтобы приобрести большую свободу для занятия творчеством.

Он горел желанием полностью посвятить себя любимому композиторскому делу, однако материальная составляющая не позволяла этого сделать. Тем не менее каждую свободную минуту Чайковский все свои музыкальные мысли старался запечатлеть на листе нотной бумаги. Так в январе он написал «Меланхолическую серенаду» для скрипки в сопровождении оркестра, а сочинённый в последние месяцы прошлого 1874 года «Фортепианный концерт» к началу февраля был окончательно доработан и оркестрован. Далее Пётр Ильич, весело проведя Пасху в кругу близких людей, сразу после праздников отправил издателю Юргенсону шесть восхитительных романсов. К тому же в скором времени, а точнее в конце мая после окончания учебного года в консерватории и перед тем как отправиться в поместье к одному из своих друзей, Чайковский, получил весьма заманчивое предложение: московская дирекция театров сделала ему заказ на сочинение музыки к балету «Лебединое озеро».

«ЯНВАРЬ. У КАМЕЛЬКА»

  • Интервальный анализ романсов Чайковского | Музыкальные ступеньки
  • Лекция 102. Чайковский "Времена года" - Март, Апрель | Композитор Иван Соколов.
  • Содержание цикла
  • Интервальный анализ романсов Чайковского

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий