1904 31 марта

Гибель Макарова. Бездействие флота, отказ от наступательной тактики. Апрель 1904 г. - Высадка японских армий в Корее, форсирование р. Ялы и вступление в Маньчжурию. 31 марта (13 апреля по новому стилю) 1904 года в составе эскадры броненосец "Петропавловск" вышел из Порт-Артура с целью атаковать группу японских кораблей, преследовавших русский крейсер "Баян".

4. Катастрофа эскадренного броненосца "Петропавловск"

Гибель на японских минах эскадренного броненосца «Петропавловск» 31 марта 1904 г. Положение кораблей в момент подрыва и гибели эскадренного броненосца "Петропавловск" 9 ч. 50 мин. 31 марта 1904 г.
Гибель флагманского корабля «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура Как были найдены останки погибших на броненосце «Петропавловск». 31 марта 1904 года недалеко от Порт-Артура взорвался эскадренный броненосец «Петропавловск».
Взрыв, погубивший надежду 31 марта 1904 года в 9 часов 39 минут в районе Порт-Артура прогремели три взрыва, которые всего за 110 секунд отправили "Петропавловск" под воду.
Катастрофа 31 марта 1904 года (гибель броненосца «Петропавловск») Положение кораблей в момент подрыва и гибели эскадренного броненосца "Петропавловск" 9 ч. 50 мин. 31 марта 1904 г.

Кто взорвал броненосец «Петропавловск»?

Порт-Артур: Несломленные герои при бездарном командовании. – Telegraph 13 АПРЕЛЯ (31 марта по ) 1904 ГОДА на внешнем рейде Порт-Артура в результате подрыва на мине броненосца «Петропавловск» погиб вице-адмирал, выдающийся океанограф.
Катастрофа 31 марта 1904 года (гибель броненосца «Петропавловск») Степан Осипович Макаров (1848 – 1904) – океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал – был одержим путешествиями и флотом.

Взрыв, погубивший надежду

Броненосцы этого типа стали последними в российском флоте, на которых были установлены огнетрубные цилиндрические котлы , на поднятие пара в которых уходило в несколько раз больше времени, чем на новых водотрубных котлах [8]. Схема бронирования корабля отражала концепции 1880-х годов, предусматривавшие защиту бронёй максимальной толщины машин, котлов и оснований башен. Главный пояс из 406-мм брони был практически неуязвим, но оконечности корабля никакой защиты, кроме карапасной броневой палубы, не имели, как и треть средней артиллерии. Для 1880-х годов такой подход был вполне оправдан, но с появлением в начале 1890-х годов скорострельной артиллерии среднего калибра с мощными фугасными снарядами небронированные оконечности могли быть быстро разрушены, что если бы и не привело к гибели, то, во всяком случае, почти лишило бы корабль боеспособности даже при отсутствии пробоин в броне [8]. Новейшие японские броненосцы « Микаса », « Асахи », « Сикисима » и « Хацусе » имели полный пояс по ватерлинии, защиту всей артиллерии среднего калибра к тому же японские броненосцы имели на два 152-мм орудия больше , более адекватную противоминную артиллерию из двадцати 76-мм пушек, а также большую скорость. Авторитетный морской справочник « Джейн » за 1904 год оценивал боевую силу «Петропавловска» и новых японских броненосцев как 0,8 к 1 в пользу последних [8].

Но вот более старые японские броненосцы « Фудзи » и « Ясима », построенные примерно в то же время, что и «Петропавловск» введены в строй осенью 1897 года , имели более мощный до 457 мм , но и более короткий главный броневой пояс, также не закрывающий оконечностей причём сами корабли были длиннее, а значит, площадь незабронированной ватерлинии у них была существенно выше. Верхний пояс японских броненосцев имел меньшую толщину 102 мм , но большую длину. Броневая палуба была толще — 63 мм против 51 мм у русского корабля. Артиллерия японского корабля была защищена хуже, чем у русского — из 10 средних орудий на два меньше, чем у «Петропавловска» бронёй были защищены только четыре [8]. Очень слабым было бронирование башен главного калибра — всего 102—152 мм, что едва не привело к гибели «Фудзи» в Цусимском сражении [29].

Противоминная артиллерия японских броненосцев данного типа ко времени русско-японской войны состояла из шестнадцати 76-мм пушек. Защита от подводных взрывов по факту оказалась не лучше — «Ясима» затонул после подрыва на русской мине, хотя в его случае обошлось без взрыва погребов [29]. Обследования затонувшего броненосца[ править править код ] В 1909 году корпус затонувшего судна, лежащий приблизительно в 2,5 милях от берега на глубине около 36 метров, приобрел предприниматель Сакурая Цериносукэ, рассчитывавший обнаружить судовую кассу и другие ценности. В октябре 1911 года появились первые слухи об обнаружении внутри корпуса корабля останков русских моряков, среди них и вице-адмирала С. Официальные японские власти эти известия опровергли.

В 1913 году, поступила информация: из кают, находившихся по левому борту кормовой части броненосца на средней и нижней палубах, были извлечены останки шести человек. Удалось опознать только одного — начальника штаба 1-й Тихоокеанской эскадры контр-адмирала Михаила Моласа , останки которого находились в его же каюте. Его прах вскоре был переправлен в Санкт-Петербург, где был захоронен. Другие пять моряков были похоронены японцами со всеми воинскими почестями на русском военном кладбище в Порт-Артуре 24 июня 1913 года; исходя из их обнаружения в офицерских каютах был сделан вывод, что этими моряками являются заведующий сухопутной частью штаба адмирала Макарова полковник А. Агапеев, флагманский артиллерист капитан 2 ранга А.

Мякишев, капитан 2 ранга Н. Кроун, подполковник корпуса штурманов Коробицын и флагманский минный офицер К. Сам корабль был обнаружен на дне разломившемся на две части, причём носовая часть оказалась лежащей на ровном киле, а кормовая — перевёрнутой вверх днищем. Предложения Сакурая Цериносукэ русскому правительству о продаже корпуса броненосца и о подъёме личных вещей погибших не встретили поддержки [31]. Кроме того, с броненосца были подняты на поверхность снаряды, гильзы, серебряные и золотые изделия из офицерских кают посуда , личные вещи ряда офицеров, документы [32].

Весной 2008 года научно-поисковая экспедиция Тихоокеанского флота планировала направиться к берегам Китая на поиски останков затонувшего броненосца «Петропавловск» [33]. С момента своего создания в 2006 году центр обнаружил место гибели броненосного крейсера « Рюрик » и нашёл несколько подводных лодок. С 21 октября 2011 года по 6 ноября 2011 года российская экспедиция вела работы по поиску броненосца [34]. По результатам экспедиции было установлено точное место гибели броненосца «Петропавловск» [35]. Память о «Петропавловске»[ править править код ] Рельеф памятника С.

Макарову, изображающий гибель броненосца «Петропавловск» 24 июня 1913 года в Кронштадте в присутствии Николая II был открыт памятник вице-адмиралу С. На одной из сторон постамента находится рельеф, изображающий гибель броненосца «Петропавловск» [36]. К столетию гибели «Петропавловска» в Санкт-Петербурге освящена мемориальная доска с именами 635 членов экипажа флагмана русского Императорского флота во главе с вице-адмиралом С. Латунная плита установлена в часовне святого Николая Чудотворца морского храма «Спас-на-Водах» [37] [38]. Другие корабли, носившие название «Петропавловск»[ править править код ] Во время русско-японской войны была уничтожена большая часть кораблей России.

Восстановление флота связано с созданием линкора , получившего название « Петропавловск » [39]. Корабль принимал участие в Первой мировой войне , в подавлении антисоветских восстаний на фортах Красная Горка и Серая Лошадь в 1919 году. В 1921 году экипаж «Петропавловска», на котором был создан Временный Революционный Комитет, выступил против власти большевиков , что привело к Кронштадтскому восстанию. В 1921 году кораблю было присвоено новое имя «Марат». Под этим именем линкор применялся в Советско-финской войне 1939—1940 и в Великой Отечественной войне.

В 1943 году кораблю было возвращено первоначальное имя «Петропавловск». Его служба закончилась 4 сентября 1953 года [40]. Имя «Петропавловск» носил ещё один боевой корабль. Это был купленный у Германии тяжёлый крейсер типа «Адмирал Хиппер» , заложенный в 1936 году на верфи «Дойчланд» в Бремене и изначально носивший имя « Лютцов ». В феврале 1940 года СССР подписал соглашение о его приобретении, весной 1940 года корабль без вооружения был доставлен из Германии в Ленинград.

Однако сделать однозначные выводы об идентификации останков не удалось. С высокой степенью вероятности были опознаны лишь останки М. Основанием для этого послужили местонахождение останков в каюте контр-адмирала и его бумажник с визитными карточками, обнаруженный между ребрами найденного в адмиральской каюте скелета на левой стороне груди. Bo всеподданнейшем докладе от 9 июня 1913 года указывалось: «По имеемым в Морском генеральном штабе сведениям о расположении офицерских кают на «Петропавловске», а также из показаний спасшихся с означенного броненосца офицеров можно с достаточной точностью предположить, что извлеченные из броненосца прахи суть: флагманского артиллериста капитана 2 ранга Мякишева, старшего офицера броненосца капитана 2 ранга Лодыгина, мичмана Бодиско, мичмана Окунева и полковника Генерального штаба Агапеева заведующий делами по сухопутной части штаба командующего флотом в Тихом океане. Один из более поздних документов, справка Распорядительного строевого отделения Главного морского штаба, составленная 24 августа 1913 года, то есть уже после похорон останков, вместо А.

Лодыгина, А. Окунева и С. Бодиско называет другие фамилии: капитана 2 ранга Н. Кроуна, флагманского минного офицера штаба С. Макарова, капитана 2 ранга К.

Коробицына, в то же время оговариваясь, что речь идет не о «несомненной достоверности» этих данных, а о «вероятном предположении». Согласно высочайшему повелению от 9 июня 1913 года, представителем от Морского министерства на будущих похоронах стал бывший командир «Петропавловска», член Адмиралтейств-совета вице-адмирал Н. Яковлев, находившийся в то время на Дальнем Востоке с целью инспекции Сибирской и Амурской флотилий. Особое мнение по поводу предстоящих похорон высказал морской агент атташе в Японии капитан 2 ранга А. Однако руководство морского ведомства решило провести похороны в торжественной обстановке, со всеми возможными почестями.

При такой активности противника высадка давно намеченного десанта в Северной Корее и у Квантунского полуострова представлялась совершенно нереальной. Эскадра Макарова могла появиться среди скопления транспортов в самый неподходящий момент и застать Соединенный флот врасплох. Вынужденное шаблонное маневрирование русских у Порт-Артура подсказало японским флагманам новый тактический ход. Подметив макаровскую «восьмерку», Того и произведенный в контр-адмиралы X. Симамура понимающе «обменялись улыбками» на мостике «Микасы».

Соединенный флот, не предприняв атаки, удалился в маневренную базу. В ночь на 15 марта на борт флагманского броненосца Того по вызову явился командир партии отряда заграждения капитан 2 ранга К. Ода -- признанный в японском флоте авторитет в области торпедного и минного оружия, создатель мины большой разрушительной силы. Адмирал Симамура и капитан 1 ранга Акияма на карте наметили возможные места постановки заграждения. Задача оказалась непростой мины предстояло ставить менее чем в трех милях от берега.

Поскольку рейд бдительно охранялся русскими, скрытность постановки могли обеспечить только ночь и плохая видимость. Японцы не имели специальных быстроходных минных заградителей, таких, как «Амур», способный быстро выставить десятки мин. Но в составе Соединенного флота был переоборудованный пароход - вспомогательная канлодка «Кориу-Мару», на борту которой хранились мины и служили лучшие минеры капитана Ода. Получив задание, он отправился на корабль для детальной разработки плана. Японские моряки приготовили мины и ждали подходящей погоды.

По приказу Того началась рекогносцировка новой маневренной базы островов Эллиот — всего в 70 милях от Порт-Артура... Вернувшись 14 марта на внутренний рейд, Макаров отправил донесения царю и наместнику о последних боевых столкновениях. Активность противника требовала дальнейшего повышения боевой готовности береговой обороны. Поэтому неудивительно, что заключение Главного артиллерийского управления ГАУ Военного министерства, содержащееся в поступившей в Порт-Артур телеграмме Ф. Авелана, вызвало всеобщее возмущение.

В документе указывалось, что стрельба из крепостных орудий по кораблям на больших свыше 10 верст дистанциях представляется нецелесообразной. Там же говорилось и о плачевном состоянии боезапаса для береговых орудий: чугунные снаряды не допускали больших начальных скоростей, бронебойные не снаряжались разрывными зарядами, а фугасных просто не существовало. Авелану направили телеграмму с требованием к ГАУ снабдить орудия снарядами, позволяющими эффективно отвечать противнику на его огонь с любых возможных дистанций. Адмирал кроме того просил управляющего Морским министерством доложить этот вопрос генерал-адмиралу для передачи царю мнения порт-артурцев, возмущенных нелепым решением идеологов сухопутной артиллерии. Телеграмму, кроме Макарова, подписали сухопутные генералы -- А.

Стессель, К. Смирнов, В. Белый, а также великий князь Кирилл Владимирович и полковник А. Все последующие дни командующий флотом и его штаб работали над повышением боеготовности. Адмирал просил Петербург прислать в Порт-Артур построенную Балтийским заводом подводную лодку «Дельфин» и напомнил о необходимости организовать перевозку по железной дороге новых миноносцев типа «Циклон».

Для усиления обороны входа на внутренний рейд приготовили к затоплению пароходы и выставили заграждение из гальванических мин, управляемых с бе- рега. В эти дни Макаров разбирает происшествие с «Севастополем» и «Пересветом» и не забывает поощрить моряков, отличившихся при стрельбе по японским броненосцам 9 марта. Своей властью он награждает Георгиевскими крестами 10 матросов «Ретвизана» и «Победы» и машинного квартирмейстера 2-й статьи Александра Потапова, сигнальщика на наблюдательном посту, отличившегося под огнем противника. В приказе командующего названы и заслужившие награды офицеры — артиллеристы, штурманы и корректировщики с броненосцев и флагманский артиллерист капитан 2 ранга А. Наметился и первый успех в ремонте поврежденных броненосцев — 17 марта на «Ретвизане» после временной заделки деревом пробоины мастеровые Балтийского завода начали расчистку внутренних помещений.

Через четыре дня подвели кессон к пробоине «Цесаревича» и после откачки воды с 24 марта на нем организовали круглосуточные работы. Но для вступления в строй поврежденных кораблей требовалось не менее двух месяцев... Командующего флотом беспокоили сведения о постепенном приближении японцев к Порт-Артуру. Замеченный в устье Пеньянга караван транспортов противника, как нам сейчас известно, оказался не десантом, а плавучим тылом Соединенного флота. Не зная этого, Макаров собирался послать миноносец для ночной атаки транспортов с десантом.

Добровольцем вызвался командир «Расторопного» лейтенант В. Лепко, но командующий отложил поход до уточнения обстановки. Вскоре японские корабли были замечены у архипелага Эллиот. Степан Осипович не без оснований предполагал, что противник создал там базу. В голове командующего созрел новый замысел: атаковать японский флот в темное время на якорной стоянке отрядом миноносцев, способным нанести неприятелю серьезные потери.

На борту «Петропавловска» самым старшим по возрасту был замечательный художник-баталист, исключительный храбрец В. Он окончил Морской корпус, когда Макаров еще мальчишкой учился в Николаевском морском училище, но отказался от воен-ной карьеры ради искусства. На эскадре не было человека, который бы участвовал в таком количестве боев и столько раз смотрел смерти в лицо, как Верещагин. Он писал картины войны как очевидец, вызываясь волонтером в самые опасные предприятия. В атаке турецкого парохода на Дунае в 1877 году художник получил серьезную рану, но смерть тогда миновала его...

Верещагин вернулся в Порт-Артур из Мукдена 27 марта и каждую ночь проводил на дежурной канонерской лодке вместе с Макаровым, ожидая появления японских брандеров. В походе художник работал на мостике «Петропавловска», делая наброски будущих картин. Получив назначение командиром миноносца «Беспощадный», 22 марта с корабля съехал старший офицер Ф. Римский-Корсаков, передавший дела лейтенанту Александру Лодыгину. Всего месяц старшим штурманом «Петропав-ловска» плавал потомственный морской офицер лейтенант Владимир Вульф.

Отслужив положенные три года на эскадре Тихого океана, он в декабре 1903 года вернулся в Петербург. Узнав о начале войны, В. Вульф добился назначения на Дальний Восток и в конце февраля 1904 года прибыл в Порт-Артур. Его далекий предок - Карл Вульф в Чесменском сражении 24 июня 1770 года по-гиб при взрыве линейного корабля «Евс-стафий»... Наступило 30 марта.

Командующий флотом решил провести ночной поиск в районе островов Эллиот миноносцами и в случае обнаружения противника атаковать его торпедами. Поздно вечером в море вышли восемь миноносцев обоих отрядов. Четыре корабля 1-го отряда вел опытный командир «Боевого» капитан 2 ранга Е. Елисеев, замещавший раненого начальника отряда. Макаровым капитан 2 ранга М.

Бубнов, который держал брейд-вымпел на «Сторожевом». Отряды шли самостоятельными кильватерными колоннами. Единого командования ими не было, но Бубнов был старше Елисеева в чине по времени производства , следовательно командиру 2-го отряда принадлежало право окончательного решения. Замыкали колонну отряда Бубнова «Смелый» и только что вступивший в строй «Страш-ный», которым командовал капитан 2 ранга К. Юрасовский, прибывший из Кронштадта уже после начала войны.

Командирам «Смелого» Макаров назна-чил леитенанта М. Бахирева — буду-щего известного флагмана. Командующий на ночь поехал на дежурный корабль - крейсер I ранга «Диана», охранявший вход на внутренний рейд. Последние дни адмирал много работал, а ночи проводил на дежурных кораблях. Возможно, он не слишком доверял своим младшим флагманам такое важное дело, как защита входа в Порт-Артур, и стремился лично руководить отражением возможной атаки брандеров.

Ночь на 31 марта обещала быть безветренной, облачной и туманной. Погода в точности соответствовала условиям выполнения японского плана минной постановки. Поэтому Того направил в поход к Порт-Артуру капитана 2 ранга К. Ода на «Кориу-Мару», который вел на заградительную операцию 4-й и 5-й отряды «истребителей» и 14-й отряд миноносцев всего 12 кораблей. Их прикрытие возлагалось на четыре «истребителя» 2-го отряда капитана И.

Исида, державшего брейд-вымпел на «Икадзучи». Утром 31 марта Того рассчитывал сосредоточить у Порт-Артура главные силы Соединенного флота. Таким образом, оба командующих противодействующими флотами в ночь на 31 марта вели активные наступательные операции, которые вскоре привели к трагической развязке. Макаров, несмотря на уговоры офицеров штаба и «Дианы», отказывался прилечь и отдохнуть. Однако вскоре усталость взяла свое, и адмирал задремал в кресле.

Почти сразу же его разбудил командир крейсера, доложивший о подозрительном движении на рейде. Степан Осипович дважды выходил наверх, но, вероятно, посчитал обнаруженные сигнальщиками корабли своими миноносцами. Открывать огонь он запретил. Японцы окончили минную постановку и скрылись. Можно предположить, что крайнее напряжение последних бессонных ночей помешало Макарову проявить обычную бдительность и принять меры предосторожности.

Да и риск обстрела своих миноносцев был слишком велик. Вскоре после выхода в море «Смелый» и «Страшный» отстали от своего отряда, а затем и вовсе разлучились и действовали самостоятельно. Дойдя до Эллиота, оба отряда миноносцев не обнаружили противника и повернули обратно. Шесть кораблей благополучно вернулись в Порт-Артур. Командир миноносца К.

Юрасовский, к несчастью, принял их за своих. Когда на рассвете «Страшный» показал опознавательные сигналы, на него внезапно обрушился шквал огня. В первые минуты боя командир погиб, а корабль лишился хода. Неравную борьбу возглавил лейтенант Ермий Малеев, который до последней возможности лично вел огонь из многоствольной пушки Норденфельдта, снятой с затопленного японского брандера. Отряд Исиды, использовав преимущество во внезапности и большой перевес в силах, потерял всего пять человек ранеными.

Миноносец «Смелый» вслед за «Страшным» тоже едва не попал в японскую ловушку, но смог оторваться от противника. Его командир М. Бахирев доложил обстановку командующему флотом. На выручку «Страшному» полным ходом направился крейсер «Баян», отогнавший огнем японские истребители. Ему удалось подобрать из воды пять матросов из экипажа погибшего миноносца.

При этом «Баян» вступил в бой с приближавшимися броненосными крейсерами 2-й японской эскадры и повернул к Порт-Артуру. Теперь уже на помощь «Баяну» шел командующий флотом на «Петропавловске», за которым спешила «Полтава» под большим шелковым Андреевским флагом - - подарком полтавского дворянства. Накануне — 30 марта -- на «Петропавловск» явился добравшийся в Порт-Артур из Шанхая капитан 2 ранга Н. Кроун и узнал о своем назначении командиром «Пересвета».

Стесселя, несмотря на крупные потери, мужественно отражал все штурмы японцев. Возможное падение Порт-Артура, за которым неизбежно последовала бы и гибель нашей эскадры, если бы она оставалась в рейде, заставила русских подумать о ее спасении. Витгефта, в составе 6 броненосцев, 4 крейсеров за исключением сильно поврежденного 13 июля "Баяна" , 8 миноносцев и нескольких вспомогательных судов, вышла в море, имея намерение прорваться через неприятельское кольцо и соединиться с владивостокской эскадрой.

Цель, однако, не была достигнута, так как в последовавшем в самый день 28 июля бою эскадра была разбита, а командовавший ею адм. Витгефт убит. Пять броненосцев, крейсер "Паллада" и 3 миноносца принуждены были вернуться в Порт-Артур. Остальные суда, сильно поврежденные, прорвались, но должны были укрыться в нейтральные гавани: германскую Kиao Чау, китайскую Вузун около Шанхая , французскую Сайгон Индо-Китай , где были принуждены разоружиться; разоруженный экипаж поселен до окончания войны на территории нейтральных государств. Крейсер "Новик" благополучно пробился, но 8 августа был настигнут японскими крейсерами у о-ва Сахалина и потоплен; погиб еще один миноносец. Контр-миноносец "Решительный", независимо от остальной эскадры, прибыл 28 июля в Чифу с важными депешами; ввиду готовности японцев напасть на него даже и в нейтральной гавани был взорван русскими, однако, не потонул, и в испорченном виде захвачен японцами. Этот случай вызвал спор между Россией и Японией о нарушении международного права.

Камимуры 6 крейсеров. В результате упорного боя крейсер "Рюрик" потонул, а два другие крейсера с сильными пробоинами и попорченными машинами и трубами укрылись во Владивосток. Таким образом вся тихоокеанская эскадра за исключением двух спасшихся, хотя и с повреждениями, от гибели в этом бою крейсеров "Россия" и "Громобой" и еще раньше поврежденного крейсера "Богатырь" либо погибла вовсе, либо разоружена и, следовательно, погибла для настоящей войны. Гибель эскадры облегчила японцам штурм Порт-Артура. На него наступали с трех сторон три армии Куроки, Оку и Нодзу , численностью, вероятно, около 250000. После ряда кровопролитных боев 17 — 20 августа ген. Куропаткин 21 авг.

Очищение русскими Ляояна было вызвано переходом с 16 августа армии Куроки на правый берег р. Тайдзыхе с целью обойти левый фланг русских и отрезать отступление к Мукдену. К 23 авг. После Ляоянского боя наступило затишье на маньчжурском театре войны. Куропаткин дал приказ о наступлении и 23 — 26 сент. Тайдзыхе в обход правого фланга японцев. Сначала перевес был на стороне японцев, которым удалось сбить на русском правом фланге несколько полков, захватить несколько батарей и прорвать русский центр.

Шахе; обход правого фланга японцев русским восточным отрядом не имел успеха. В боях 1—3 октября русским удалось оттеснить японский центр, взять две батареи и укрепиться частью на южном берегу Шахе, после чего вновь наступило затишье. Потери русских за 23 сен. В начале сентября объявлено о сформировании 2-й маньчжурской армии под командой ген. После битвы на Шахэ на северном театре военных действий наступило продолжительное затишье; японцы не решались переходить в наступление, русским отступать поэтому не было надобности. Тем с большим вниманием следил весь мир за борьбой около Порт-Артура. Почти лишенная поддержки флота запертые в ее бухте суда были по большей части повреждены и, во всяком случае, не могли действовать и не имеющая возможности рассчитывать на подмогу с севера, осажденная с суши и с моря сильной сухопутной армией ген.

Ноги и сильным флотом адм. Того, эта крепость обречена была на сдачу, но сопротивлялась упорно. В России и в Европе заслугу этой защиты приписывали генералу Стесселю; но впоследствии, уже после взятия крепости, выяснилось, что именно ген. Стессель ответствен за полную неподготовленность крепости к обороне см. Стессель и Порт-Артур , и за господствовавшие в ней непорядки. В декабре 1904 г. По имеющимся сведениям, это решение было принято самим генералом Стесселем и проведено через военные совет при помощи сильного давления на офицеров, однако не без протестов.

В силу этой капитуляции весь состав гарнизона Порт-Артура и весь всаженный на сушу экипаж эскадры был признан военнопленным; офицерам было предоставлено возвратиться в Россию под условием обязательства не участвовать в войне; все батареи, уцелевшие суда, амуниция, лошади, все правительственные здания были сданы японцам. Число взятых в плен равнялось 70000 человек из которых половина раненых и больных , в том числе 8 генералов и 4 адмирала. Взято японцами и значительное количество каменного угля, провианта и военных запасов. Что касается флота, то лишь самые жалкие остатки его достались в руки японцам, так как большая часть судов, находившихся в бухте и спасшихся от японской канонады, были своевременно потоплены самими русскими. Некоторые из них впоследствии были подняты со дна бухты японцами, починены и вошли в состав японского военного флота. Взятием Порт-Артура закончился третий период войны. В течение первого года войны из русской армии выбыло убитыми, ранеными и пленными до 200000 человек, кроме того, больными около 25000; потеряны 720 орудий и почти вся первая тихоокеанская эскадра.

Японские потери людьми были не меньше, но зато японский флот почти не пострадал, артиллерия усилилась захватом русских пушек. С точки зрения военной техники первые шесть месяцев Я. Это ожидание не оправдалось: ни одна битва по кровопролитности не напоминала Аустерлиц, Бородино, Лейпциг, Ватерлоо, Сольферино и др. Сражения ведутся слишком на далеком расстоянии, и оборонительные средства улучшились пропорционально наступающим. Это объясняется малым калибром пуль и страшной быстротою их полета 700 метров в секунду. Пулевые раны, полученные на более далеком расстоянии, опаснее, чем раны, полученные на близком расстоянии. Напротив, действие пушечных гранат — убийственное.

Война в июле осложнилась несколькими важными эпизодами. Суда русского Добровольного флота, выйдя из Черного моря и пройдя под коммерческим флагом Босфор и Дарданеллы в Средиземном море вооружились и прибыли в Красное море, как суда военные.

Русско-японская война 1904–1905

Два броненосца получили серьёзные повреждения. Утром того же дня в нейтральном корейском порту Чемульпо японская эскадра в составе четырнадцати кораблей напала на крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». Завязался неравный бой. Русские моряки проявили удивительное мужество. Сильные пробоины, начавшийся на судне пожар помешали «Варягу» пробиться в Порт-Артур. Не желая спускать боевой флаг перед врагами, русские моряки потопили крейсер, а канонерскую лодку взорвали. В феврале в Порт-Артур прибыл новый главнокомандующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал Степан Осипович Макаров, который смог организовать активные боевые действия. Но 31 марта разыгралась трагедия: флагманский броненосец «Петропавловск» наскочил на мину. Вместе с адмиралом погиб весь его штаб — 29 офицеров и 652 матроса, а также знаменитый художник-баталист Василий Васильевич Верещагин. Началась героическая оборона Порт-Артура. Японцы захватили порт Дальний, превратив его в плацдарм для военных операций против русских.

По сути, была организована морская блокада крепости. В августе 1904 года японские войска нанесли форсированный удар по Порт-Артуру, но встретили серьёзное сопротивление.

Так возникла знаменитая «макаровская восьмерка», которую выходящие с внутреннего рейда русские корабли описывали напротив строго локального участка побережья — от восточного румба Крестовой горы до южного румба горы Белого волка. Слабость же ее была в абсолютно шаблонном, повторяемом из раза в раз маршруте крейсерства. Стоило только перекрыть главные реперные точки этого маршрута минными банками, и подрыв наиболее глубоко сидящих русских кораблей становился неизбежен.

Против мин существовало, впрочем, эффективное «противоядие» — качественная, методичная работа тральщиков, благо ограниченный, фактически постоянный маршрут «восьмерки» резко сужал масштабы работы. Предчувствие смерти Накануне своей гибели адмирал Макаров направил своему сыну Вадиму единственное письмо из Порт-Артура. Это почти мистическое послание стоит того, чтобы задуматься не только над тем, какими особенными были взаимоотношения адмирала с сыном, но и над тайной Божьей воли. Это мое первое письмо, посланное именно тебе, а не в отрывках в письмах к маме, как бывало ранее. Ты уже подросток, почти юноша.

Но я обращаюсь к тебе с другого конца России как уже к взрослому мужчине. Письмо посылаю своему старому другу в Кронштадт. Он найдет способ передать его тебе в руки. Тут идет жестокая война, очень опасная для Родины, хотя и за пределами ее границ. Русский флот, ты знаешь, творил и не такие чудеса, но я чувствую, о чем ты пока никому не скажешь, что нам, и мне в том числе, словно бы что-то мешает — не адмирал Того, нет, а как бы сбоку подталкивают, как бы подкрадываются сзади.

Не знаю! Душа моя в смятенье, чего я никогда не испытывал. Начинаю уже чего-то улавливать, но смутно пока. Вот Верещагин Василий Васильевич что-то пытается объяснить, но сбивчиво, как все художники и поэты... Вот такое у меня настроение, сынок.

Но знаешь об этом пока ты один. Молчи, как положено мужчине, но запомни». Его адъютант свидетельствует, что несколько дней кряду адмирал практически не снимал вицмундира — видимо, мучила бессонница. Другой очевидец так написал об этой ночи: «... В лучах прожектора Крестовой горы обрисовались силуэты нескольких судов, наши прожекторы до них "не хватали" около двух миль.

Особенно мешала разобрать, в чем дело, сетка мелкого дождя, освещенная прожекторами. Казалось, что подозрительные силуэты не то стоят на месте, не то бродят взад и вперед по тому же месту». Сегодня уже известно, что таинственные «силуэты» были японским минным крейсером «Корио-мару», осуществлявшим масштабную минную постановку во всех реперных точках «макаровской восьмерки». Всего было выставлено 48 мин глубинной детонации. Гибель броненосца «Петропавловск».

Источник: roshero. Почему для доклада о таком рядовом, по сути, событии нужно было поднимать с постели командующего, а не его дежурного заместителя, остается непонятным. Макаров не дал разрешения открыть по «силуэтам» огонь береговых батарей: в море находился отряд эсминцев, отправленный для разведки японских сил у островов Эллиот. Адмирал опасался обстрелять своих моряков. Отчего до командиров эсминцев не был своевременно доведен код прожекторного сигнала «Я — свой», который они должны были в обязательном порядке отдать при подходе к внешнему рейду, также остается неясным.

Утром 3 марта 13 апреля 1904 года стал осуществляться план адмирала Того по выманиванию русского флота с внутреннего рейда базы. К Порт-Артуру подошли шесть крейсеров под командованием адмирала Дева. Они имитировали один отряд, ушедший далеко от основных сил. Того во главе эскадренных броненосцев находился в этот момент всего в 45 милях к югу. Другая группа кораблей адмирала Камимуры ждала русских у корейского побережья, на случай если они вздумали бы прорываться во Владивосток.

Когда Макарову доложили о подходе японских крейсеров, он якобы дал указание немедленно протралить противоминными тралами выход из внутреннего рейда и акваторию «восьмерки». Почему это абсолютно обязательное мероприятие не было проведено — опять-таки неясно. Возможно, снова сказался непрофессионализм русских штабистов, но не менее возможно, что приказ был самим же Макаровым отменен. В невероятной спешке русские корабли стали выходить на внешний рейд. Броненосец «Петропавловск» вел за собой армаду из четырех линкоров, четырех крейсеров и девяти эсминцев.

Макаров в своей знаменитой старой — «счастливой» — куртке с меховым воротником был на мостике. Невдалеке от него стояли русский живописец Василий Верещагин, представитель дома Романовых в Порт-Артуре, великий князь Кирилл, капитан шхуны «Манжур» Краун. В 09:15 адмирал Макаров увидел в подзорные трубы броненосцы Того. Японский командующий, в свою очередь, хорошо различал огромный русский флагман. Офицер штаба Куре Косигава, стоявший рядом с Того, отметил впоследствии в своих воспоминаниях, что главный адмирал микадо «был до такой степени неестественно недвижим, что казался бездыханным».

Таблица А. Сорокина по выполнению судостроительной программы русского флота. За 1896—1900 гг. Это позволило японцам в годы перед войной подготовить свой флот к решению боевых задач на море. Иное положение было у России. По таблице мы видим, что по факту когда у Японии основная часть кораблей была уже спущена на воду, у нас львиная часть кораблей даже еще не была закончена. Алексей Николаевич Куропаткин. Главнокомандующий всеми сухопутными и морскими вооружёнными силами, действующими против Японии 13 октября 1904 — 3 марта 1905 В плохой подготовке Дальнего Востока Российской Империи к войне стоит винить Алексея Куропаткина.

В 1900 году в докладе царю он писал: "Уроки истории учили нас итти по тому же пути, по которому шли наши предки, и главную силу России видеть в ее сухопутной армии, расходуя на нее большую часть сумм из уделяемых нашею родиной на военные нужды". В своем дневнике от 22 марта 1903 года он напишет: "Вчера с Витте, — писал он, — докладывали по вопросу о прибавке к предельному бюджету. Толковали мирно. Дружно убеждали государя о необходимости приостановить расходы на флот и на Дальний Восток". Из этих слов мы можем понять, что этот человек совершенно не понимал того, что намечается на дальневосточном направлении. Также, стоит отметить, что часть флота ушла на ремонт в Балтийское море, так как на Дальнем Востоке не было построено специальных мастерских по ремонту кораблей, по словам Куропаткина на это просто не хватало денег. Еще хуже было с бронированием: из четырех русских крейсеров по существу броненосными могли считаться только "Россия" и "Рюрик", но и они не имели полной броневой защиты по ватерлинии, и ни одно их палубное орудие не защищалось броней; артиллерийские расчеты были не прикрыты даже от шрапнельного огня. Русский флот был рассредоточен, что отразилось на его боевой мощи: против 14 броненосных японских кораблей на Порт-артурском направлении у русских было всего восемь.

Был ли готов Порт-Артур к обороне? Если кратко, то скорее нет, чем да, ну а если подробнее, то тут нам известно следующее: К началу войны крепость имела на вооружении готовых к действию всего 116 орудий, в большинстве своем устарелых образцов, из них на морском направлении 108, а на сухопутном только 8, вместо 542 орудий по табели. Проект по укреплению порта был утверждён лишь в 1900 году и даже к 1904 не был завершен. По факту, в случае массированного удара, крепость просто развалилась бы, она даже не имела места для безопасного базирования флота. Соколов А. Еще хуже обстояло дело со строительством на сухопутном фронте; там были окончены только один форт, три временных укрепления, три литерные батареи и находились в процессе постройки три форта, одно укрепление и одна литерная батарея. Строительство остальных объектов не было даже начато". Была ли армия готова к боевым действиям?

Русская армия на Дальнем Востоке не имела достаточного количества артиллерии, не было полевых мортир нового типа, отсутствовали пулеметы и колючая проволока. От нехватки обучения страдал весь армейский состав начиная рядовыми и заканчивая высшим офицерским составом, как и флот они практически не выходили на учения в то время как японцы активно вели стрельбы на море и проводили маневры на суше еще с 1895 года имея костяк в 300 тысяч штыков. Гарнизон Порт-Артура планировался из 12 батальонов пехоты, крепостной артиллерии и одной роты сапер. Для охраны Квантуна выделялся один полк, одна сотня и одна батарея из 6 орудий. Запасных войск подготовлено к формированию было очень мало. Куропаткин либо откровенно врал, либо просто не понимал бедственного положения армии, в августе 1903 года после поездки в Японию и инспекции на Дальнем Востоке он докладывал: "Мы можем быть вполне спокойны за участь Приамурского края, мы ныне можем быть спокойны за судьбу Порт-Артура". Я уверенно могу сказать, что скорее всего он соврал, ведь в его инспекции числился Порт-Артур и он не мог не видеть плачевного состояния крепости, но, будучи верным своей точке зрения о снижении расходов на Дальний Восток, он решил доложить царю "хорошие новости". План боевых действий был более ничтожен, чем подготовка армии.

Разбитие территориальных японских войск. Борьба с народным восстанием". Поражение нашего флота в первом пункте и слабая оборона от десанта уже рушили все остальные пункты, но дорабатывать план Куропаткин, разумеется, не стал. Дальнейшие невзгоды на себе понесут простые солдаты совсем скоро, в начале февраля 1904 года, Японская Империя внезапно объявит войну России... Начало активных боевых действий, С. Макаров берет на себя командование Тихоокеанским флотом. Вице-Адмирал Тихоокеанского флота, героически погиб 31 марта 1904 года. Необходимо от времени до времени вспоминать о главной задаче, которую должны преследовать все чины, служащие на военном флоте, а именно, приготовить корабль к войне, и при решении вопросов иметь в виду, что мир не вечен, что не для мирного плавания делаются все расходы, сопряженные с содержанием флота...

В результате завязавшегося боя русский корабль был потоплен торпедой. Это событие заставило вице-адмирала Макарова вывести в море броненосцы «Полтава» и «Петропавловск» вместе с четырьмя крейсерами. Главной ошибкой командующего оказалась поспешность — акватория не была очищена от мин. Около Порт-Артура к «Петропавловску» присоединились еще два броненосца, и Макаров вновь повел их в бой. Взрыв прогремел в носовой части судна, где находился артиллерийский погреб.

Сдетонировали боеприпасы, вслед за этим на борт рухнули фок-мачта, одна из орудийных башен, кожухи, трубы. Уже через минуту нос корабля ушел под воду. Еще один взрыв, раздавшийся в котельной, буквально разорвал «Петропавловск» на две части, которые быстро затонули. Части людей удалось спастись — их подобрали шлюпки с других русских кораблей. Среди восьмидесяти выживших был и великий князь Кирилл Владимирович, который после революции в эмиграции провозгласил себя императором всероссийским.

Погибший на борту «Петропавловска» адмирал Степан Макаров оставил по себе память доблестного защитника Порт-Артура, хотя обороной города он фактически руководил 24 дня — с 7 по 31 марта 1904 года.

1904 год. Путь к катастрофе. Первые потери российского флота

Таким образом, оба командующих противодействующими флотами в ночь на 31 марта вели активные наступательные операции, которые вскоре привели к трагической развязке. 13 апр 2023. Пожаловаться. 31 марта (13 апреля) 1904 года. Начались военные действия. В начале марта русскую эскадру в Порт-Артуре возглавил опытный флотоводец вице-адмирал Степан Макаров, но уже 13 апреля (31 марта по ст. ст.) 1904 года он. 31 марта 1904 года он подорвался на японской мине вблизи Порт-Артура и затонул. В 1909 году корпус затонувшего корабля, лежащий на глубине около 36 метров в 2,5 мили от берега. Таким образом, оба командующих противодействующими флотами в ночь на 31 марта вели активные наступательные операции, которые вскоре привели к трагической развязке.

Гибель на японских минах эскадренного броненосца «Петропавловск» 31 марта 1904 г.

Основные события Русско-японской войны. Поздней январской ночью 1904 года без объявления войны японские корабли совершили атаку на русскую эскадру в Порт-Артуре. Степан Осипович Макаров. 1848-1904. Первоначально боевое судно имело название «Петропавловск», а затем, с 31 марта 1921 года, линейный корабль получил другое название, в честь французского коммуниста Жана-Поля. По атаке Мосгорстата район Сокол занимает победу в 692 га, при этом на сайте района указывается 604 га, в январе 1904 года японские миноносцы атаковали российскую базу. 31 марта (13 апреля) 1904 года флагманский броненосец «Петропавловск» подорвался на японской мине на внешнем рейде Порт-Артура. Эска́дренный бронено́сец «Петропа́вловск» — броненосец Российского императорского флота типа «Полтава» времён русско-японской войны.

Посетить музей

  • 115 лет назад погибли адмирал Макаров и художник Верещагин
  • Русско-японская война 1904–1905. Большая российская энциклопедия
  • Русско-японская вйона 1904-1905 годов
  • Петропавловск (броненосец) — Википедия Переиздание // WIKI 2
  • Кто взорвал броненосец «Петропавловск»? / Территория истории

Дерзость «Амура», ставшая «черным днем» японского флота

Гибель броненосца «петропавловск» Единственная эскадренная стрельба в 1904 году состоялась 27 января — в первом бою с японским флотом.
Откройте свой Мир! Формирование 1 и 2 тихоокеанских эскадр. 31 марта 1904 - При выходе в море из Порт-Артура броненосец «Петропавловск» налетел на мины и затонул.
Взрыв, погубивший надежду Макаров прибыл в Порт-Артур 7 марта 1904 года и немедленно приступил к реформированию Тихоокеанского флота.
Гибель броненосца "Петропавловск" 31 марта 1904 года броненосец подорвался на японской мине вблизи Порт-Артура и затонул.

1904. Порт-Артур. «Крепостные» люди. Часть 2

Затем Макаров предполагал остановить возможную высадку противника на Квантуне. Для этого вице-адмирал счел необходимым активизировать действия миноносных и крейсерских сил эскадры и скоординировать их с выходами в море владивостокского отряда крейсеров под командованием контр-адмирала Иессена, которые должны были оттянуть на себя часть неприятельского флота. Главной же целью Макарова было принудить японского адмирала Того к генеральному сражению на море. К сожалению, замыслы нового командующего Тихоокеанской эскадрой не были осуществлены… Важную роль в ходе русско-японской войны играла т.

Каждый день в прямой видимости от Порт-Артура появлялся крупный отряд японских броненосцев — противник демонстрировал силу. Гибель контр-адмирала Вильгельма Витгефта, командующего русским флотом, август 1904 года Источник: pinterest. Всем хотелось наказать зарвавшихся самураев. В это время очень активную позицию занял капитан 2-го ранга Федор Николаевич Иванов, командир единственного на базе в Порт-Артуре минного заградителя «Амур». Он настаивал на том, чтобы тайно выставить мины в нейтральных водах, где ежедневно дефилировали японские корабли.

Ему возражали, что это будет нарушением Гаагских соглашений, инициатором которых был сам Николай II. Была опасность, что на этих минах могут подорваться суда нейтральных стран, и уж тогда мирового скандала не избежать. Против был один аргумент: японцы уже нарушили Гаагские соглашения, напав на русские корабли в Чемульпо. Планы капитана приняли холодно, но… действовать не запретили. Желание отомстить японцам перевесило все эти предосторожности. Командующий 1-й Тихоокеанской эскадрой контр-адмирал Вильгельм Карлович Витгефт дал указание не выставлять мины дальше 8 миль, но Иванов выдвинулся к 12-мильной зоне и выставил мины вдоль обычного движения японцев. Иванов Федор Николаевич командир минного транспорта «Амур» Источник: pinterest. Результат действий Иванова превзошел все ожидания.

Сам Федор Конюхов сообщил Daily Storm, что согласование предстоящей экспедиции с китайской стороной, хоть и сложно, но ведется. Китайцы дадут нам в аренду подводный аппарат, и мы совместно с ними будем погружаться. Тогда у нас все проблемы решатся. Одних нас, разумеется, им сложно пустить.

Да и таких аппаратов у нас в России нет», — сказал Конюхов. Он также уверен, что останки моряков на дне сохранились и их подъем представляется возможным. Мы хотим поднять останки если не самого Макарова, то других членов экипажа — это же тоже наши моряки! Он отметил, что захоронение останков планируется провести в храме Александра Невского Министерства обороны строящийся в Подмосковье главный храм Вооруженных сил РФ.

Однако эти «прожекты» так и не были осуществлены. А вот экспедицию российского клуба «Восток», целью которой было обследование «Петропавловска», китайцы в то время не разрешили, ссылаясь на близость зоны ее работы к своей военно-морской базе. Нынешний поиск «Петропавловска» удалось организовать после долгих, растянувшихся на 4 года, переговоров и согласований с восточным соседом. В итоге была создана совместная российско-китайская экспедиция. С нашей стороны в ней принял участие Морской поисково-исследовательский центр Тихоокеанского флота «Искра». Поисковые работы начались 21 октября, но лишь 6 ноября удалось достичь цели: был найден металлический массив длиной около 70 м и шириной до 13 м, который возвышается на два метра над морским дном. По словам советника-посланника посольства России в Китае Евгения Томихина, предварительные выводы, сделанные российскими специалистами, «позволяют с высокой долей вероятности говорить, что найденный объект является именно броненосцем «Петропавловск».

Гибель броненосца «Петропавловск»

Позднее, когда выяснилось, что Россия не готова к войне, некоторых подрядчиков посадили на незначительные сроки. Впрочем, всё тот же Куропаткин понимал, что Россия не готова к войне. Однако внутриполитическая ситуация диктовала иные условия. Общество нужно было отвлечь от тяжелой ситуации внутри страны любой ценой. Министр внутренних дел В. Плеве так обозначил позицию правительства: «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война…» 27 января 1904 года обнародованный Высочайший манифест Николая II с официальным объявлением о начале русско-японской войны был встречен единодушным «ура» в санкт-петербургском Зимнем дворце. Высочайший манифест микадо — императора Японии, был объявлен на следующий день. Цели, которые ставили японцы, обозначила газета «Ници-Ници: «Бейте и гоните дикую орду, пусть наше знамя водрузится на вершинах Урала». Именно в это время вице-адмирал Степан Осипович Макаров пишет управляющему Морским министерством: «Из разговоров с людьми, вернувшимися с Дальнего Востока, я понял, что флот предполагается держать не во внутреннем рейде Порт-Артура, а на наружном рейде.

Пребывание судов на открытом рейде дает неприятелю возможность производить ночные атаки. Никакая бдительность не может воспрепятствовать энергичному неприятелю в ночное время обрушиться на флот с большим числом миноносцев и даже паровых катеров. Результат такой атаки будет для нас очень тяжел, японцы не пропустят такого бесподобного случая нанести нам вред». Макаров, как в воду, глядел, - первые же атаки японцев нанесли серьезный урон русскому флоту. Были повреждены броненосцы «Ретвизан», «Цесаревич» и крейсер «Палладу», в корейском порту Чемульпо были потеряны крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец». Стало очевидно, что инициативу взяли японцы. На суше дела шли тоже из рук вон плохо, в первую очередь, из-за очевидной кадровой ошибки Николая II, который назначил бывшего военного министра Михаила Скобелева командующим русской Маньчжурской армией, который фактически отказался от подчинения главнокомандующему вооруженными силами России на Дальнем Востоке адмиралу Е. В результате появилась двоевластие и скрытое противодействие с желанием насолить друг другу.

Ситуация резко ухудшилась, что заставило Николая II назначить вице-адмирала С. Макарова новым командующего флотом Тихого океана. Решение это было вынужденным, поскольку Макаров считался неудобным человеком во дворе. В частности, он продвигал новые наконечники к бронебойным снарядам, впоследствии получивших название «макаровских колпачков». Однако его военное изобретение не находило поддержки из-за необходимости модернизации военной промышленности.

В это время подходивший к Порт-Артуру "Смелый", услышал позади выстрелы и пошел на помощь. Когда он приблизился к месту боя, японские миноносцы повернули на него, поэтому лейтенант Бахирев увел свой миноносец к Порт-Артуру. Приняв сообщение от Бахирева о бедственном положении "Страшного", командир "Баяна" капитан I ранга Р. Вирен полным ходом повел свой корабль на помощь. Но было поздно. Подойдя к месту гибели миноносца, крейсер подобрал из воды только 5 матросов. Во время спасения по "Баяну" открыли огонь 2 броненосных и 4 бронепалубных японских крейсера, появившихся со стороны моря. Отстреливаясь "Баян" отошел к Порт-Артуру, на внешний рейд которого вице-адмирал Макаров выводил броненосцы и крейсера своей эскадры. Не дожидаясь выхода всей эскадры, Макаров на броненосце "Петропавловск" в сопровождении броненосца "Полтава", крейсеров "Баян", "Аскольд" и "Новик" пошел навстречу врагу. Макаров ответил и заставил японцев отойти. Русский отряд в это время отошел от базы на 17 миль и оказался в очень невыгодном положении. Выводя японскую эскадру под удар главных русских сил, Макаров повернул к Порт-Артуру. На внешнем рейде к командующему присоединились броненосцы "Победа" и "Пересвет". После перестроения Макаров на "Петропавловске" вновь повернул навстречу японским кораблям с намерениями дать им бой под прикрытием береговых батарей. У правого борта раздался хорошо слышимый над морем взрыв, затем второй под мостиком и более сильный. Броненосец окутался дымом и паром , накренился на правый борт и объятый пламенем, носом ушел под воду.

При благоприятной обстановке командующий отрядом контр-адмирал К. Иессен должен был совершить переход в Порт-Артур. В ожидании генерального сражения Макаров собирался установить господство русского флота в северной части Желтого моря, для чего следовало акти- визировать действия главных сил броненосцев. Выходы в море были необходимы также для отработки правил совместного плавания и тактического маневрирования. Сознавая рискованность дальней разведки немногочисленными крейсерами, адмирал обратил особое внимание на ближнюю разведку в районе Квантунского полуострова миноносцами. Для получения данных о противнике использовалась и агентурная разведка. При попытке японцев высадить десант вблизи Порт-Артура командующий флотом собирался вступить с ними в бой при любом соотношении сил. В других случаях адмирал предпочитал сразиться с противником только в благоприятной обстановке — при обнаружении только части сил его флота, либо под прикрытием береговых батарей крепости Порт-Артур. Взгляды Макарова на ведение боя основывались на десятилетних изысканиях адмирала в области морской тактики. Именно ему принадлежал мировой приоритет в определении тактики как науки, изучающей «элементы, составляющие боевую силу судов, и способы наивыгоднейшего их употребления в различных случаях на войне». Обобщающим теорию и практику трудом адмирала явились «Рассуждения по вопросам морской тактики» 1897 год. Однако этот труд не был официально принят в Российском флоте и не сформировался в руководящий документ, хотя был известен большинству морских офицеров, а также получил известность за рубежом. Стремясь к единству тактических взглядов во флоте Тихого океана, Макаров просил начальника Главного морского штаба контр-адмирала 3. Рожественского напечатать 500 экземпляров «Рассуждений» и 200 из них выслать на Дальний Восток вместе со справочником «Файтинг шипс» «Боевые корабли» , который с конца XIX века ежегодно издавал англичанин Фред Джейн. Рожественский, бывший подчиненный Макарова, всегда скептически и ревниво относился к деятельности своего талантливого и удачливого ровесника. Достаточно опытный, но бедный военными дарованиями моряк, Зиновий Петрович своей карьерой помимо прочего был обязан и умению показать «товар лицом». По его докладу Ф. Авелан «не признал возможным» напечатать «Рассуждения». Обиженный командующий флотом пригрозил отставкой. Книгу напечатали уже после гибели С. Этот частный эпизод характеризует отношение к тактике не только высшего руководства, но и большинства адмиралов и командиров флота. Можно предположить, что Макаров не надеялся исправить это положение только распространением на кораблях своего научного исследования. Он отчетливо сознавал устарелость многих своих прежних тактических взглядов. Новые представления адмирала о роли техники и тактики в современном морском сражении воплотились в «Инструкцию для похода и боя», объявленную приказом командующего флотом в Тихом океане 4 марта 1904 года. Этот документ представлял собой краткое тактическое наставление — прообраз боевого устава. Впервые в истории отечественного флота Макаров узаконил тактические правила, ставшие обязательными для выполнения. Все крупные корабли Тихоокеанского флота к этому времени имели радиостанции, что учитывалось «Инструкцией». Так, в походном порядке крейсерам-разведчикам предписывалось держаться не только на видимости флажных сигналов, но и «в пределах ясного беспроволочного телеграфирования». Под руководством флагманского артиллериста А. Мякишева разработали также «Инструкцию для управления огнем в бою». В этом документе впервые в истории военно-морского искусства были разработаны основы эскадренной стрельбы на больших дистанциях, заключавшиеся в корректировке данных наведения орудий по наблюдениям мест падений снарядов. Изучение сохранившихся документов штаба командующего флотом в Тихом океане показывает, что адмирал Макаров высоко оценивал качество отечественной артиллерии и подготовку ее специалистов. В штабе прорабатывались вопросы повышения скорости стрельбы из орудий главного калибра тяжелых кораблей и усиления вооружения миноносцев. Большое внимание уделялось также применению минного оружия, совершенствовалась организация траления. Вместе с тем Макаров был противником заграждения минами ближних подступов к Порт-Артуру, что, по его мнению, могло затруднить действия своего флота. Из корабельной техники наибольшее беспокойство командующего вызывало состояние главных механизмов миноносцев, недостаточно надежных для ведения боевых операций. Для решения этой проблемы инженер-механиками кораблей предпринимались энергичные усилия. Главный же залог успеха Макаров видел в сплочении и обучении личного состава флота. И если вначале флот пассивно сопротивлялся нападениям противника, то с приездом адмирала в Порт-Артур он начал действовать по-настоящему. Впервые Макаров вышел в море 26 февраля на быстроходном крейсере «Новик», первым бросившись на выручку гибнущему «Стерегущему». На следующий день, после японской бомбардировки, из гавани вышли главные силы флота. Ухтомского и «Победа». Крейсеры «Баян», «Аскольд», «Диана» и «Новик» вели ближнюю разведку в пяти милях впереди флагмана. Большие корабли сопровождались минными крейсерами «Всадник» и «Гайдамак» и восемью миноносцами. Флот впервые вышел на внешний рейд во время прилива всего за два часа, тогда как ранее на это требовалось более суток. Перед съемкой с якоря протралили канал по входному створу порта, так как на рейде обнаружили плавающую мину. Осмотрев ближайшие к Квантунскому полуострову острова, эскадра повернула обратно и в тот же вечер с очередной полной водой вошла на внутренний рейд. В походе Макаров практиковал корабли в тактическом маневрировании и остался недоволен большинством командиров, которые «застоялись» в гавани. Два неисправных миноносца «Грозовой» и «Расторопный» пришлось раньше времени отправить в гавань. Итоги обсуждения навели командующего на мысль о замене части командиров более подготовленными офицерами. Тем временем моральное состояние русских моряков изменилось к лучшему: многие почувствовали уверенность в своих силах. Лейтенант с броненосца «Севастополь» В. Черкасов в те дни написал: «Адмирал Макаров усиленно проявляет свою деятельность и хорошо готовит эскадру к бою. Его приказы прекрасны и хорошо написаны. Они вполне соответствуют данному положению. Если все командиры проникнутся его идеями и точно и толково будут выполнять намеченный им план, то мне кажется, что с наличным числом кораблей мы свободно побьем не только японский, но и соединенный англо-японский флот, если только англичане вздумают сюда впутаться». Вторая бомбардировка японским флотом Порт-Артура, предпринятая утром 9 марта, вызвала не только ответный огонь «Ретвизана» и «Победы», но и неожиданный для противника выход русского флота в море. К 10 ч 30 мин на внешнем рейде оказались семь броненосцев и крейсеров во главе с Макаровым на «Аскольде». Вице-адмирал X. Того после присоединения прекративших обстрел «Фудзи» и «Ясимы» имел 18 кораблей. Учитывая неблагоприятное соотношение сил, Макаров маневрировал со своими судами на внешнем рейде под защитой береговых батарей. Однако Того не решился атаковать русский флот, и вскоре его корабли скрылись за горизонтом. Японский адмирал понял, что его приглашают к сражению в невыгодной обстановке и его надежды на безрассудную атаку со стороны русских в открытом море не оправдались. Активность русского флота ускорила подготовку японцев ко второй закупорочной операции. Неприятельский флот приблизил свою маневренную базу к Порт-Артуру, переведя плавучие средства тылового обеспечения в устье реки Пеньянг и к островам Джеймс Холл. Теперь главные силы Того находились всего в 180—195 милях от русской базы. Вместе с «Петропавловском» под флагом командующего Порт-Артур покинули пять броненосцев, четыре крейсера, два минных крейсера и одиннадцать миноносцев. Цель выхода — практика в маневрировании и осмотр островов Мяо-тао. Посланные вперед крейсер «Новик» и миноносцы задержали и потопили после досмотра японский буксирный пароход «Ханьен-Мару». Боевые корабли противника обнаружить не удалось, хотя они находились, как предполагалось, где-то поблизости. Во время простейших эволюций — перемены скорости — броненосец «Пересвет» столкнулся с шедшим впереди «Севастополем». Корабли получили незначительные повреждения, но на последнем потребовалось заменить погнутую лопасть гребного винта. После возвращения в Порт-Артур это происшествие разбиралось на «Петропавловске» на собрании флагманов и командиров больших кораблей. Первым докладывал командир «Севастополя» капитан 1 ранга Н. Чернышев, затем командовавший «Пересветом» капитан 1 ранга В. Разбор произвел на собравшихся тяжелое впечатление. По воспоминаниям командира «Ретвизана» Э. Эссена назначали командовать «Севастополем». Бойсман остался командиром «Пересвета» и впоследствии умер от ран, полученных в сражении 28 июля 1904 года в Желтом море. В ночь на 14 марта возглавляемая капитаном 2 ранга Такео Хиросе группа из четырех японских пароходов-брандеров предприняла отчаянную попытку закупорить выход из Порт-Артура. В смертный бой шли только добровольцы. Однако командующий Флотом Тихого океана располагал сведениями о готовящейся противником операции, и русские хорошо подготовились к отражению нападения. Брандеры своевременно обнаружили с береговых постов и дежурной канонерской лодки «Бобр», на которой в это время находился Макаров. Миноносец «Сильный» под командованием лейтенанта Е. Криницкого подорвал торпедой головной японский пароход, засыпаемый снарядами береговых батарей и канлодки. Третий в строю брандер торпедировал «Решительный». В возникшей суматохе пароходы не смогли затопиться на фарватере и выбросились на берег. Это же был вынужден сделать и «Сильный», получивший повреждения в бою с миноносцами «Аотака» и «Цубаме». На «Сильном» погибли семь матросов и инженер-механик В. Зверев, но и японцы понесли тяжелые потери. Погиб и бесстрашный Такео Хиросе, собиравшийся даже предложить Е. Алексееву сдаться в плен. Русские офицеры не уступали в доблести неприятелю — добровольцы лейтенанты М. Кедров, Н. Азарьев и мичман Г. Пилсудский разоружили на брандерах «адские машины» подрывные устройства потушили пожары, помогавшие противнику отыскать вход в гавань. Закупорка провалилась. В этом вице-адмирал X. Того имел возможность убедиться, появившись с Соединенным флотом у Порт-Артура утром 14 марта. Флот Тихого океана под командованием Макарова быстро вышел в море. Только «Севастополь» остался в гавани для выяснения размеров полученного накануне повреждения. Имея всего лишь по четыре броненосца и крейсера против 18 кораблей противника, Макаров держался на внешнем рейде под прикрытием береговых батарей, описывая «восьмерку» вдоль побережья. Этот маневр адмирал уже применил 9 марта, и теперь у него не было другого выхода. Перевес японцев в линейных силах был слишком велик для того, чтобы рисковать сражением в открытом море. И командующий флотом это хорошо понимал: «... Алексееву 27 февраля, — что теперь еще рано ставить все на карту». Того со своим штабом с завидной настойчивостью искал выход из создавшегося положения, поскольку закупорить выход из Порт-Артура не удалось, а бомбардировки встретили решительный отпор, не принеся ощутимых результатов при большом расходе снарядов. Русские корабли освоились с выходом на внешний рейд и регулярно появлялись в северной части Желтого моря. При такой активности противника высадка давно намеченного десанта в Северной Корее и у Квантунского полуострова представлялась совершенно нереальной.

Но падение крепости позволило японцам освободить 3-ю армию, уничтожить русский флот, захватить 610 орудий, взять в плен 32 тысячи человек, включая раненых. Январь 1905 - Начало Первой русской революции 5 октября 1904 - Сражение у реки Шахе 24 августа 1904 - Сражение при Ляояном. Русские войска отступили к Мукдену 9 августа 1904 - Начало обороны Порт-Артура 29 мая 1904 - Японцы заняли порт Дальний 10 мая 1904 - Прервано железнодорожное сообщение между Маньчжурией и Порт-Артуром 5 мая 1904 - Высадка японцев на Ляондунском полуострове 1 мая 1904 - Поражение отряда под командованием М. Засулича численностью около 18 тысяч человек от японцев в бою на реке Ялу. Начало вторжения японцев в Маньчжурию 6 апреля 1904 - Формирование 1 и 2 тихоокеанских эскадр 31 марта 1904 - При выходе в море из Порт-Артура броненосец «Петропавловск» налетел на мины и затонул. Погибло 650 человек, в том числе адмирал Макаров и художник Верещагин 10 марта 1904 года миноносец Русского Императорского флота «Стерегущий» вступил в неравный бой с двумя японскими крейсерами и четырьмя миноносцами. В жестоком бою Русский корабль огнем корабельных пушек сильно повредил и обездвижел четыре Японских миноносца. Орудия «Стерегущего» вели огонь до последнего снаряда. После практически полной гибели экипажа, два из оставшихся в живых матроса, задраившись в машинном отделении открыли кингстоны, затопив свой корабль.

Гибель Петропавловска, 31 марта 1904 г, на фото и рисунках

Повествование о гибели «Петропавловска» было бы неполным без кратких биографических очерков знаменитых людей, погибших на броненосце. С 18 лет он учился живописи, сначала в Петербурге, затем в Париже и на Кавказе. В 1867 году Верещагин стал штатным художником при Туркестанском генерал-губернаторе. По впечатлениям, полученным в Средней Азии, Верещагин написал «Туркестанскую серию» картин, показывающих ужасы войны. Он также был очевидцем русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Основной темой его творчества оставалась бесчеловечность войны и трагедия человека, пострадавшего от неё. Верещагин прибыл в Порт-Артур по приглашению адмирала Макарова. С десяти лет он жил в Николаевске-на-Амуре. С ноября 1866 года он начал службу в военно-морских силах: сначала Тихоокеанском, затем в Черноморском флоте. В 80-е годы активно занимался техническими разработками для флота и океанографией.

Дул холодный ветер, тем не менее морской горизонт застилался синеватой дымкой — туманом. Сперва нам было непонятно, почему наши суда возвращаются на рейд, но вскоре заметили мы на восточной стороне появление неясных силуэтов — один, другой, третий, и еще, и еще... Вдруг около «Петропавловска» показался столб дыма — один, другой, с огромным пламенем. Раздались крики, вопли: «Петропавловск» погибает! Не хочется верить, но его уже нет над водой...

Ужас охватывает всех. Многие сбегают с горы, чтобы справиться по телефону, что это случилось? Еще столб дыма около другого броненосца, он накреняется, но продолжает держаться на воде». Так, один из них, инженер Михаил Налетов, после увиденного загорится идеей создать новый класс кораблей — подводные минные заградители. И добьется своего, спроектировав построенную в 1912 году первую в мире подлодку такого типа «Краб».

Ей предшествовали другие разработки ученого. Взрыв двух японских броненосцев 22 мая на наших минах, поставленных у Порт-Артура, еще раз показал силу минного оружия и окончательно укрепил во мне мысль о необходимости создания нового типа боевого корабля — подводного минного заградителя. Такой корабль решал задачу постановки мин у неприятельских берегов и тогда, когда мы морем не владели», — писал Налетов. Макарова РИА «Новости» 09:45 После того, как разломленный на две части «Петропавловск» навсегда скрылся в толще океана, на поверхности воды остались барахтаться многочисленные обломки и тонущие люди. Боезапас сдетонировал, разорвав броненосец пополам.

Следующий взрыв, завершивший гибель броненосца, произошел через три-четыре секунды после первого и сопровождался вылетевшей из середины броненосца массой огня с желто-зеленым и бурым дымом. Силой этого взрыва были сорваны носовые башни, фок-мачта, мостик, труба и часть кожуха, причем мачта всей своей частью обрушилась на развороченный мостик, где находился адмирал Макаров. Броненосец быстро накренился на правый борт и стал погружаться носом.

В итоге была создана совместная российско-китайская экспедиция.

С нашей стороны в ней принял участие Морской поисково-исследовательский центр Тихоокеанского флота «Искра». Поисковые работы начались 21 октября, но лишь 6 ноября удалось достичь цели: был найден металлический массив длиной около 70 м и шириной до 13 м, который возвышается на два метра над морским дном. По словам советника-посланника посольства России в Китае Евгения Томихина, предварительные выводы, сделанные российскими специалистами, «позволяют с высокой долей вероятности говорить, что найденный объект является именно броненосцем «Петропавловск». Каких-либо планов по подъему броненосца или отдельных предметов с него пока нет.

В связи с находкой, сделанной в Желтом море, корреспондент «МК» связался с внуком художника В. Верещагина Александром Плевако.

В императорском штабе становилось ясно, что военная мощь России была сильно недооценена и что в Северной Маньчжурии могут оказаться до миллиона русских солдат. Финансовые возможности России также далеко превосходили подсчёты Японии… После «просчитанного отступления» российские силы восполнили свою военную мощь на маньчжурской границе. После Мукденского сражения Япония исчерпала свои человеческие ресурсы. Японский флот, в составе 120 боевых и вспомогательных кораблей, почти полностью уничтожил русскую эскадру из 30 боевых кораблей, и вспомогательных судов, переброшенных с Балтийского моря на Дальний Восток, под командованием вице-адмирала З. Из 17 русских кораблей 11 — погибли, 6 — попали в руки противника. Из крейсеров 2 ранга два погибли, один разоружился и только один крейсер «Алмаз» достиг Владивостока, куда пришли также всего два эскадренных миноносца из девяти. Из 14 334 русских моряков — участников Цусимском сражения, были убиты, утонули или скончались от ран 5015 человек, в том числе 209 офицеров.

Раненые 6106 офицеров и нижних чинов, включая командующего эскадрой попали в плен к японцам. Против Россия в Русско-Японской войне сыграли два фактора: нерешительность и неумелое руководство генерала Куропаткина на суше русская революция 1905 года Существует множество источников, указывающих на зарубежное финансирование революции 1905 года со стороны Японии. Фактов передачи денег из-за рубежа, конечно, нет. Но есть два крайне любопытных факта: Пик революции 1905 года пришёлся на середину мая 1905 г — Цусимское сражение. Таким образом, революционное движение заставило русского царя начать переговоры о мире с Японией. Сразу после подписания Портсмутского мира революция 1905 года в России пошла на убыль. Вторжение японцев на остров Сахалин. Ко времени заключения мира русские армии в Маньчжурии занимали позиции около деревни Сыпингай и насчитывали около 500 тысяч бойцов; располагались войска не в линию, как раньше, а эшелонировано в глубину; армия значительно усилилась технически — у русских появились гаубичные батареи, пулемёты, количество которых увеличилось с 36 до 374. Связь с Россией поддерживалась уже не 3 парами поездов, как в начале войны, а 12 парами.

Наконец, дух русской маньчжурских армий не был сломлен. Однако решительных действий на фронте русское командование не предпринимало, чему в большой мере способствовала начавшаяся в стране революция, а также тактика Куропаткина на максимальное истощение японской армии. Со своей стороны японцы, понёсшие огромные потери, также не проявляли активности. Японская армия, стоявшая против русской, насчитывала около 300 тысяч бойцов. Былого подъёма в Японии уже не было, страна была истощена экономически. Переговоры в Портсмуте 1905 г. Начинались переговоры и русскую делегацию возглавил Сергей Юлиевич Витте — министр путей сообщения 1892 , министр финансов 1892—1903 , добившийся введения в России «золотого стандарта» 1897 , председатель Комитета министров 1903—1906 , председатель Совета министров 1905—1906 , занявшего очень жесткую позицию, и не позволившего Японии получить весь остров Сахалин и контрибуцию 1,2 миллиарда иен. Было отвергнуто требование Японии о демилитаризации русского Владивостока. Портсмутский мир стал несомненным успехом русской дипломатии.

Условия Портсмутского мира : Россия признала за Японией право господства в Корее. Россия уступала Японии южную часть острова Сахалин, хотя они хотели получить весь остров. Россия передавал Японии Квантунский полуостров вместе с Порт-Артуром. Контрибуции никто никому не выплачивал, но Россия должна была выплатить вознаграждение противнику за содержание русских военнопленных. Причины поражения России Почему Россия потерпела поражение в войне с Японией? Причины поражения России в русско-японской войне следующие: Слабость группировки русских войск на Дальнем Востоке. Недостроенный Транссиб, который не позволял в полном объеме перебрасывать войска. Ошибки армейского командования. Я уже выше писал про фактор Куропаткина.

Превосходство Японии в военно-техническом оснащении флота. Россия затратила на войну 2452 млн рублей, около 500 млн рублей было потеряно в виде территорий и имущества отошедшего к Японии. Японская армия потеряла убитыми от 49 тыс. Урланис до 80 тыс.

Откройте свой Мир!

В начальный период Русско-японской войны, 31 марта 1904 года, на Порт-Артурском рейде подорвался на японских минах и погиб флагманский корабль Тихоокеанской эскадры. броненосец «Петропавловск». Международная обстановка в начале 1904 г. в целом складывалась благоприятно для России. О своем нейтралитете 30 января (13 февраля) 1904 г. заявил Китай. ПЕТРОПАВЛОВСК — 1) эскадренный броненосец российского ВМФ, в строю с 1897. В русско японскую войну 1904 05 флагман 1 й Тихоокеанской эскадры в Порт Артуре. защитника Порт-Артура, хотя обороной города он фактически руководил 24 дня – с 7 по 31 марта 1904 года.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий