Зал в котором 9 августа 1942 года состоялся концерт называется ленинградская

2. Зал, в котором 9 августа 1942 года состоялся, 1160021520230417, Можно выделить причины изменения климата; среди них: солнечная активность, которая влияет на состояние озонового слоя, или. "Управление по делам искусств исполкома Лен горсовета, Ленинградский комитет по радиовещанию, Большой зал Филармонии сообщают, что в воскресенье 9 августа 1942 года, состоится концерт симфонического оркестра. 9 августа 1942 года в Большом концертном зале Ленинградской филармонии была исполнена симфония №7. В тот день в блокадном Ленинграде прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — Ленинградская. Овации, как шорох осенней листвы. В Большом зале Ленинградской филармонии 9 августа 1942 года не было свободных мест. В городе появились воистину фантастические для блокадного времени афиши: «Управление по делам искусств исполкома Ленгорсовета и Ленинградский комитет по радиовещанию, Большой зал Филармонии. Воскресенье, 9 августа 1942 года.

Седьмая Ленинградская

Чтобы обеспечить концерт, артиллеристы, оборонявшие город, исполнили в тот день собственную симфонию — обстрел позиций противника был непрерывным; усиленный режим несли бойцы ПВО и истребительная авиация — ни один самолет в тот день не проник в воздушное пространство Ленинграда. Оркестром Радиокомитета дирижировал К.

Предлагаем вам посмотреть видео с записью концерта Петербургской Филармонии им. Шостаковича и лекцию Александра Малича о Ленинградской симфонии. Вы можете посмотреть эти видео дома или с нами, в зоне ожидания инсталляции "Пропавшие в кинохронике" 5-й павильон киностудии "Ленфильм" в 18:00 09. История ее создания и исполнения неотделима от истории Ленинграда — Санкт-Петербурга, филармонии и ее симфонических коллективов: ленинградскую премьеру сочинения уже почти восемьдесят лет назад осуществил Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета, ныне известный публике как Академический симфонический оркестр филармонии.

Красота — это не забава, не услада и не праздничные одежды, красота — это пересоздание и устроение дикой природы руками и гением человека.

Симфония как будто прикасается легкими дуновениями к великому наследию человеческого пути, и оно оживает. Средняя часть симфонии — это ренессанс, возрождение красоты из праха и пепла. Как будто перед глазами нового Данте силой сурового и лирического раздумья вызваны тени великого искусства, великого добра. Заключительная часть симфонии летит в будущее… вы подхвачены светом, вы словно в вихре его… С возрастающим напряжением вы ожидаете финала, завершения огромного музыкального переживания. Вас подхватывают скрипки, вам нечем дышать, как на горных высотах, и вместе с гармонической бурей оркестра, в немыслимом напряжении вы устремляетесь в прорыв, в будущее…» Так писал Алексей Толстой 75 лет назад в статье «На репетиции Седьмой симфонии Шостаковича», напечатанной в газете «Правда» 16 февраля 1942 года. Сквозь «пещерный рев войны» симфония пробивала дорогу «красоте, которая спасет мир».

Не смогут немцы пройти такой невероятно длинный путь — Красная Армия прежде разобьет их. Немцы были в Даугавпилсе на четвертый день войны — средняя скорость продвижения примерно 60 км в день. Немцы с ходу взяли Псков на семнадцатый день войны — средняя скорость продвижения примерно 20 км в день. После падения Пскова, наконец-то, всем стало ясно — еще через две недели фашисты будут под Ленинградом. Красная армия не просто отступала, она была окружена и разгромлена, а оставшиеся боеспособные части беспорядочно отходили вглубь страны. Восьмая армия Северо-Западного фронта была полностью дезорганизована, сдала Псков практически без боя и, потеряв связь с другими войсками, отходила на север к Ленинграду.

В начале первой части Ленинградской симфонии тема нашествия возникает отдаленно и поначалу лишь слегка тревожно. Вторжение врага-убийцы ещё не затмило свет иллюзорного, «безбурного, слепого и ограниченного счастьица», в котором «таится беда». Однако положение быстро меняется, и вот уже сапоги захватчиков грохочут у твоего дома. Беспощадный вал нашествия, в котором явно слышатся железные ритмы немецких бронетанковых дивизий, обрушивается на беззащитных людей, сокрушая и ломая их жизни. В середине первой части симфонии, после потрясающего столкновения гигантского вала вражеского нашествия с волной народного отпора, после беспощадного побоища наступает момент, болезненно точно воспроизводящий критическую ситуацию у стен Ленинграда в начале сентября 1941 года. Шостакович, находившийся в эпицентре смертельной схватки и еще не знавший, чем она закончится, увидел, тем не менее, надвигающийся на город панический хаос.

Страшное смятение возникает в трагических звуках симфонии, и кажется: вот-вот все рухнет, а вражеский железный шквал сметет город с лица земли… Пребывавший в состоянии буйного бешенства Гитлер требовал от Вильгельма фон Лееба — командующего Группой армий «Север» — немедленного захвата Ленинграда и соединения с финнами на севере. Генерал-фельдмаршал фон Лееб торопил свои войска, и те, озверев от бессмысленного, на их взгляд, упрямства, казалось бы, давно разгромленных советских войск, рвались к хорошо видимому в бинокль городу, круша все на своем пути. В руинах, объятые огнем пожаров, лежали всемирно известные царские дворцы и парки Ораниенбаума, Петергофа, Царского села и Гатчины. Профессору Ленинградской консерватории Дмитрию Шостаковичу власти неоднократно предлагали эвакуироваться. Он мог уехать ещё в июле вместе с консерваторией, которую отправили в Ташкент, или с Союзом композиторов. Шостакович, однако, упорно отказывался уехать и, более того, пытался записаться добровольцем в народное ополчение.

К счастью, у руководства штаба народного ополчения хватило ума отказать ему; в противном случае музыкальный гений ХХ века, в голове которого уже сложилась тема нашествия великой Седьмой симфонии, почти наверняка погиб бы в июле-августе 1941-го на Лужском рубеже под Ленинградом. В конце концов, 28 августа Шостакович согласился уехать вместе с киностудией «Ленфильм» — отправление было назначено через два дня. Но никто уже не уехал через два дня из Ленинграда, ибо 28 августа 1941 года немецкие войска перерезали последнюю железную дорогу, связывавшую город со страной, в районе станции Мга. Шостакович остался в блокированном фашистами Ленинграде ещё на месяц. В доме номер 29 по Большой Пушкарской он заканчивал первую часть Симфонии. Композитор позже вспоминал: «Я начал работать над Седьмой симфонией в самые первые дни войны… Но в это время я выполнял две обязанности: композитора и пожарника — дежурил на крыше консерватории.

Лишь в среднем разделе образы войны напоминают о себе страшной, гротескной темой в ритме вальса, переходящего в марш. Третья часть — адажио с его патетическими, величественными и одновременно проникновенными темами — воспринимается как воспевание родного города , которому посвящена Ленинградская симфония. Интонация реквиема звучит в хоральном вступлении.

Драматичностью, напряженностью чувств отличается средний раздел. Третья часть без перерыва переходит в четвертую. На фоне тремоло литавр собираются интонации, из которых возникает энергичная, стремительная главная партия финала.

Трагическим реквиемом звучит тема в ритме сарабанды, но тон финалу задает главная партия — ее развитие приводит к коде, где медные духовые торжественно провозглашают главную партию первой части. Но истинным примером героизма стала ленинградская премьера, состоявшаяся в августе. Партитуру доставили в город на военном самолете вместе с медикаментами, по радио объявили о регистрации оставшихся в живых музыкантов, дирижер искал исполнителей в госпиталях.

Некоторых музыкантов, находившихся в армии, отрядили воинские части. И вот эти люди собрались на репетицию — истощенные, с огрубевшими от оружия руками, флейтиста пришлось привезти на санях — у него отнялись ноги… Первая репетиция длилась всего четверть часа — больше исполнители не в состоянии были выдержать. До концерта, состоявшегося через два месяца, дожили не все оркестранты — некоторые умерли от истощения… Исполнить в таких условиях сложное симфоническое произведение казалось немыслимым — но музыканты с дирижером во главе сделали невозможное: концерт состоялся.

Еще до ленинградской премьеры — в июле — симфония прозвучала в Нью-Йорке под управлением. Широко известны слова американского критика, присутствовавшего на этом концерте: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой! Музыкальные Сезоны Д.

Шостакович «Ленинградская симфония» Седьмая симфония Шостаковича Ленинградская — это великое произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа. Музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории. Грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему Советскому народу.

Узнать, как сочинялось произведение и при каких обстоятельствах было впервые исполнено, а также содержание и множество интересных фактов можно на нашей странице. История создания «Ленинградской симфонии» Дмитрий Шостакович всегда был очень чувствительным человеком , он как будто предвосхитил начало сложного исторического события. Так еще в 1935 году композитор начинает сочинять вариации в жанре пассакалья.

Стоит отметить, что данный жанр представляет собой траурное шествие, распространенное на территории Испании. По замыслу сочинение должно было повторить принцип варьирования, используемый Морисом Равелем в «Болеро ». Наброски даже были показаны студентам консерватории, в которой преподавал гениальный музыкант.

Тема пассакальи была достаточно простой, но ее развитие создавалось благодаря сухому барабанному стуку. Постепенно динамика нарастала до огромной мощи, что демонстрировало символ страха и ужаса. Композитор был утомлен работой над произведением и отложил его.

Война пробудила в Шостаковиче желание закончить произведение и привести его к торжествующему и победному финалу. Композитор решил использовать ранее начатую пассакалью в симфонии, она стала большим эпизодом, который строился на вариациях, и заменял разработку. Летом 1941 года первая часть была полностью готова.

Тогда композитор начал работу над средними частями, которые были закончены композитором еще до эвакуации из Ленинграда. Автор вспоминал о собственной работе над произведением: «Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее.

Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу.

Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».

Четвертая часть давалась сложнее всего, так как должна была являться торжеством добра над злом. Композитор ощущал тревогу, война очень серьезно повлияла на его моральное состояние. Его мать и сестра не были эвакуированы из города, и Шостакович очень переживал за них.

Боль терзала его душу, он не мог ни о чем думать. Рядом не было никого, кто мог бы вдохновлять его на героический финал произведения, но, тем не менее, композитор собрался духом и завершил произведение в самом оптимистичном духе. За несколько дней до наступления 1942 года, произведение было полностью сочинено.

Дирижировал премьерой Самуил Самосуд. Примечательно, что на исполнение в небольшой город приехали корреспонденты из разных стран. Оценка слушателей была дана более чем высокая, сразу несколько стран захотели исполнить симфонию в известнейших филармониях мира, стали поступать просьбы об отправке партитуры.

Право первым исполнить сочинение за пределами страны, было поручено знаменитому дирижеру Тосканини. Летом 1942 года произведение было исполнено в Нью-Йорке и имело огромный успех. Музыка разлетелась по всему миру.

Но ни одно исполнение на западных сценах не могло сравниться с масштабами премьеры в блокадном Ленинграде. Все четыре части были проиграны в исполнении дирижера Карла Элиасберга. Произведение звучало в каждом доме, на улицах, так как трансляция велась по радио и через уличные громкоговорители.

Немцы были в изумлении — это был настоящий подвиг, показывающий силу Советского народа. Так, дата премьеры симфонического произведения в Ленинграде была выбрана не случайно. Полная расправа над городом, построенным Петром Великим, была по плану немцев назначена именно на девятое августа.

Главнокомандующим раздавались специальные пригласительные билеты в популярный в то время ресторан «Астория». Они хотели праздновать победу над осажденными в городе. Билеты на премьеру симфонии раздавались блокадникам бесплатно.

Немцы обо всем знали и стали невольными слушателями произведения. В день премьеры стало понятно, кто победит в битве за город. В день премьеры весь город наполнялся музыкой Шостаковича.

Симфония транслировалась по радио, а также из городских уличных громкоговорителей.

«Посвящается городу Ленинграду»

  • МУЗЫКАЛЬНЫЙ АККОРД ИСТОРИИ | МемоКлуб.ру
  • Рекомендованные материалы
  • 75 лет назад в блокадном Ленинграде прозвучала Седьмая симфония Шостаковича
  • Рекомендованные материалы
  • Main navigation
  • Другие статьи в литературном дневнике:

80 лет назад из блокадного Ленинграда мир слушал Шостаковича

Через несколько дней в городе появились афиши, расклеенные рядом с воззванием «Враг у ворот». Они извещали, что 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии состоится премьера Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Оборона и блокада Ленинграда: [цифровая коллекция]. Объявление приглашает жителей блокадного Ленинграда на необычный концерт: 9 августа 1942 года в Большом зале Филармонии будет исполнена Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. «Ленинградская симфония» Шостаковича: история создания, легендарное исполнение в Ленинграде, воспоминания современников. В 1941 году жизнь Дмитрия Шостаковича, как и всех людей страны, резко изменилась. В Ленинградская премьера Симфонии № 7 Шостаковича. состоялся 9 августа 1942 г. во время Вторая мировая война, а город Ленинград (ныне Санкт-Петербург) был в осаде к Нацистский немецкий силы. Она прозвучала в городе, измученном блокадой, ровно 80 лет назад в Большом зале филармонии. Оркестр Ленинградского радиокомитета, собранный из полуживых, голодных музыкантов под управлением Карла Элиасберга, дал надежду на жизнь. Ленинградская премьера симфонии № 7 Дмитрия Шостаковича состоялась 9 августа 1942 года во время Великой Отечественной войны. Концерт, посвящённый 79-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, состоялся сегодня в Исаакиевском соборе.

Откройте свой Мир!

«…И Шостакович в Ленинграде» «Ленинградская симфония» Шостаковича: история создания, легендарное исполнение в Ленинграде, воспоминания современников. В 1941 году жизнь Дмитрия Шостаковича, как и всех людей страны, резко изменилась.
"Седьмая симфония": Сцену легендарного концерта снимали там же, где он состоялся в 1942 году 9 августа 1942 года Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета впервые исполнил Седьмую, «Ленинградскую», симфонию Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

В том же составе, с теми же билетами... Два исполнения "Ленинградской" симфонии

9 августа 1942 года в осажденном Ленинграде впервые прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, посвященная борьбе блокадного города. 9 августа 1942 года в зале Ленинградской филармонии была исполнена Седьмая («Ленинградская») симфония Дмитрия Шостаковича. Информация о Федеральном портале Истории России. 5 марта 1942 года в Куйбышеве состоялась Премьера 7 симфонии Дмитрия Шостаковича Но с особым нетерпением свою Седьмую симфонию ждали в блокадном Ленинграде. Еще в августе 1941 года, 21 числа, когда было опубликовано воззвание Ленинградского горкома ВКП(б). В Ленинградская премьера Симфонии № 7 Шостаковича. состоялся 9 августа 1942 г. во время Вторая мировая война, а город Ленинград (ныне Санкт-Петербург) был в осаде к Нацистский немецкий силы. 9 августа 1942 года Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета впервые исполнил Седьмую, «Ленинградскую», симфонию Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

Седьмая симфония Шостаковича. Ленинградская.

Откройте свой Мир! Уже были напечатаны в типографии билеты на торжественный банкет в честь победы над осажденным городом в популярный в то время ресторан «Астория» на 9 августа 1942 года.
«Ленинградская симфония» Шостаковича прозвучала над Невой - Новости 9 августа 1942-го в истерзанном немецкой блокадой Ленинграде звучала Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича. Значительности этому факту придавало уже то, что великое произведение было написано в растерзанном голодном городе.
Седьмая симфония Шостаковича. Ленинградская. 2. Зал, в котором 9 августа 1942 года состоялся, 1160021520230417, Можно выделить причины изменения климата; среди них: солнечная активность, которая влияет на состояние озонового слоя, или.
Написана в доме Бенуа на Каменноостровском проспекте. Ленинградская симфония Шостаковича 9 августа состоялся их первый концерт в филармонии. «Вечером все было необыкновенно: переполненный зал, тревога, бурные аплодисменты при появлении артистов, – рассказывал оставшимся в Перми артистам Сергеев. – В зале замахали платками.

Дмитрий Шостакович. «Ленинградская» симфония

Афиша сообщала: «Управление по делам искусств Исполкома Ленгорсовета и Ленинградский комитет по радиовещанию, Большой зал Филармонии. Воскресенье, 9 августа 1942 года. Концерт симфонического оркестра. Дирижер К. И. Элиасберг. Оборона и блокада Ленинграда: [цифровая коллекция]. Объявление приглашает жителей блокадного Ленинграда на необычный концерт: 9 августа 1942 года в Большом зале Филармонии будет исполнена Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. Фамилия дирижера концерта, состоявшегося 9 августа 1942 года 9 букв. Болгарское судно, на котором в декабре 1941 года еврейские беженцы пытались эвакуироваться в Палестину, находившуюся в то время под британским управлением. Афиша сообщала: «Управление по делам искусств Исполкома Ленгорсовета и Ленинградский комитет по радиовещанию, Большой зал Филармонии. Воскресенье, 9 августа 1942 года. Концерт симфонического оркестра. Дирижер К. И. Элиасберг. Уже были напечатаны в типографии билеты на торжественный банкет в честь победы над осажденным городом в популярный в то время ресторан «Астория» на 9 августа 1942 года. Концерт, состоявшийся 27 января 2023 года, стал повторением той самой программы и порадовал исполнением той самой музыки, которая звучала в Большом зале 27 января 1944 года. Руководил оркестром легендарный дирижёр Карл Ильич Элиасберг.

«Музыка была достойна их самих»

  • Я не мог не сочинять ее
  • Ленинградская филармония
  • "Ленинградская симфония". Музыка как оружие
  • Request Rejected

Седьмая Ленинградская

9 августа 1942 года состоялась ленинградская премьера Седьмой симфонии Шостаковича. 9 августа 1942 года по планам фашистского командования Ленинград должен был пасть, на этот день был назначен парад немецких войск в городе. Но в этот день в Большом зале Ленинградской филармонии, на стене которой красовалась надпись: «Граждане! Зал был полон — очереди за билетами в Большой зал городской филармонии были длиннее, чем в булочные. Весь зал филармонии сиял электрическими огнями: электричество тогда включали раз в день совсем ненадолго. Они извещали, что 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии состоится премьера Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Играет Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. В номере газеты «Ленинградская правда» за 7 августа 1942 года, который можно изучить на портале Президентской библиотеки, рассказывается о подготовке к исполнению Седьмой симфонии в блокадном городе: «В беседе с корреспондентом ТАСС тов. Элиасберг рассказал. Один из символов зимы 1941-1942 года: Афишная тумба занесена снегом и не обновляется. Фото предоставлено Крюковым А. Н. Довоенный Ленинград был крупнейшим центром музыкальной культуры.

Написана в доме Бенуа на Каменноостровском проспекте. Ленинградская симфония Шостаковича

Шостакович считал его, наряду с первой частью, основным в симфонии. Он говорил, что эта часть соответствует его "восприятию хода истории, который неизбежно должен привести к торжеству свободы и человечности". В коде финала использованы 6 тромбонов, 6 труб, 8 валторн: на фоне могучего звучания всего оркестра они торжественно возглашают главную тему первой части. Само проведение напоминает колокольный перезвон. Наверное, мало в России людей, у которых словосочетание «Седьмая симфония Шостаковича» не вызвало бы сложного соединения эмоций: гордости и восторга, боли и восхищения. Кто-то мгновенно вспомнит ярчайшие моменты или же общее настроение , вызванное музыкой; кто-то — неразрывно связанные с симфонией события нашей истории. В этом удивительном произведении мы слышим и борьбу, и гнев народа, и плач о павших, и стойкую, ничем не сломленную веру в победу жизни, веру в человека. Эффект, произведённый Ленинградской симфонией, был поистине оглушителен. Однако немногие знают, с чего и где всё началось.

Впервые звуки симфонии, названной в честь города на Неве, раздались рядом с Волгой в городе Куйбышев ныне Самара. Дмитрий Шостакович. Работу над ним композитор начал в конце 1930-х годов, ещё не зная, что это будет Ленинградская симфония. Произведение задумывалось как одна из вариаций пассакальи, то есть музыкальной темы , лёгкой и непринужденной в начале и под конец мощной, внушающей трепет. В 1940 году сочинение было завершено, но публично не исполнялось. Судьбу произведения решила война. С началом её Шостакович погрузился в работу на нужды фронта и народа: дежурил на крышах северной столицы во время воздушных тревог, рыл окопы и перекладывал музыкальные сочинения для ансамблей, отправлявшихся выступать на передовую. Происходящее не могло не влиять на ход творческой мысли автора, и Шостакович решился на преобразование вышеупомянутой вариации в большое симфоническое произведение.

К началу осени 1941 года, уже в блокированном Ленинграде, композитор завершил работу над первыми двумя частями Седьмой симфонии и приступил к третьей. В октябре по специальному распоряжению Шостакович вместе с семьёй был эвакуирован в Москву. Предполагался переезд композитора на Урал, однако сам он выбрал Куйбышев: сюда был эвакуирован коллектив Большого театра. Таким образом, даже в годы войны куйбышевцы жили насыщенной культурной жизнью , слушали лучшие голоса страны и смотрели лучшие постановки. Кстати, улица, на которой проживал композитор в годы своего пребывания в Куйбышеве, к его 100-летию была переименована из Рабочей в улицу Шостаковича. Шостакович и дирижёр Ленинградской филармонии Евгений Мравинский в июне 1942 года Если три части симфонии писались буквально на одном дыхании «Я никогда не сочинял так быстро, как сейчас» , то работа над финалом продвигалась медленно. Композитора мучила тревога за мать и сестру, оставшихся в Ленинграде. Да и неясно, к чему приведёт ход войны, факты не предвещали победы.

Тем не менее, финал должен быть торжественным, знаменовать собой светлое будущее и грядущую радость. Оркестр Большого театра под управлением Самуила Самосуда исполнил произведение в присутствии автора, представителей других государств и, конечно, многочисленных советских слушателей. Трансляция велась по всем радиостанциям страны. Это событие можно назвать вершиной музыкальной жизни города в XX веке. Афиша премьеры Фото с премьеры в Куйбышеве Писатель, «красный граф» Алексей Толстой присутствовал на куйбышевских репетициях премьеры. В газете «Правда» он характеризовал творение Шостаковича такими словами: « Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке. Постараемся хотя бы отчасти проникнуть в путь музыкального мышления Шостаковича — в грозные тёмные ночи Ленинграда, под грохот разрывов, в зареве пожаров, оно привело его к написанию этого откровенного произведения. Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания смертный бой с чёрными силами.

Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний. Симфония прозрачна в своей огромной сложности, она и сурова, и по-мужски лирична, и вся летит в будущее, раскрывающееся за рубежом победы человека над зверем». Самуил Самосуд и Дмитрий Шостакович Самуил Самосуд, стоявший за дирижёрским пультом в вечер премьеры, так говорил об эпохальном значении произведения: « Седьмая симфония Шостаковича важна для нас не только как выдающееся музыкальное произведение полувека. Значение симфонии — в её глубоком политическом звучании. В тот момент, когда мир повержен в пучину небывалого катаклизма, — в этот момент именно в Советской стране появляется такой Эльбрус музыкального творчества , как Седьмая симфония». После куйбышевской премьеры симфония прозвучала в Москве и Новосибирске, в Великобритании и в США, но Шостакович мечтал, «…чтобы Седьмая симфония в недалёком будущем была исполнена в Ленинграде, в родном моём городе, который вдохновил меня на её создание». Ленинградская премьера состоялась 9 августа 1942 года и была сродни чуду. Симфонию исполнял Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга.

Некоторых музыкантов, особенно истощённых, перед началом репетиций пришлось положить в больницу. В день премьеры вся артиллерия была брошена на подавление вражеских огневых точек. По воспоминаниям очевидцев, Большой зал филармонии был полон, люди несли живые цветы. Красноармеец покупает билет на Седьмую симфонию в Ленинграде в 1942 году Участница премьеры в Ленинграде, гобоистка Ксения Матус вспоминала: « Это был великий праздник. Всё-таки мы сотворили чудо. Вот так наша жизнь и стала продолжаться. Мы воскресли». Ей вторила флейтистка Галина Лелюхина: « Были репродукторы, немцы все это слышали.

Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мёртвый». Дирижёр — Геннадий Рождественский. Седьмую симфонию Шостакович начал писать в осаждённом Ленинграде летом 1941 года. Работая над произведением, он жил в консерватории на казарменном положении, как боец пожарной команды. Неоднократно композитор подавал заявления с просьбой направить его в действующую армию, однако вместо этого получил приказ об эвакуации. Закончена симфония была уже в Куйбышеве. Там же 5 марта 1942 года состоялась её премьера.

У многих на глазах стояли слёзы. На следующий день после премьеры симфонии копия партитуры самолётом была доставлена в Москву. Первое исполнение в столице состоялось 29 марта, в Колонном зале Дома Союзов. Ольга Берггольц вспоминала: «…на сверхъестественные овации зала, вставшего перед симфонией, вышел Шостакович с лицом подростка, худенький, хрупкий, казалось, ничем не защищённый. А народ, стоя, всё рукоплескал и рукоплескал сыну и защитнику Ленинграда. Крупнейшие американские дирижёры - Леопольд Стоковский, Артуро Тосканини, Юджин Орманди - обратились во Всесоюзное общество культурной связи с заграницей с просьбой срочно выслать в США четыре экземпляра партитур и плёнку с записью исполнения симфонии в Советском Союзе. Фотокопии нот были отправлены в Соединённые Штаты военным самолётом, и 19 июля в Нью-Йорке состоялась американская премьера «Ленинградской» симфонии. Но с особым нетерпением ждали Седьмую симфонию на родине композитора - в Ленинграде.

На следующий день в «Ленинградской правде» появилась короткая заметка: «В Ленинград доставлена на самолёте партитура Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Публичное исполнение её состоится в Большом зале Филармонии ». Когда главный дирижёр Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Ильич Элиасберг раскрыл первую тетрадь партитуры, он помрачнел. Где взять такой огромный оркестр? Восемь валторн, шесть труб, шесть тромбонов!.. На партитуре рукой Шостаковича было написано: «Участие этих инструментов в исполнении симфонии обязательно». И «обязательно» жирно подчёркнуто. Чтобы исполнить симфонию, требовалось около восьмидесяти музыкантов, а в оркестре радиокомитета из ста пяти оркестрантов играть могли лишь пятнадцать.

Остальные либо эвакуировались, либо умерли от голода, либо стали дистрофиками, не способными даже передвигаться. Да и сам дирижёр был похож на собственную тень. Музыкантов искали по всему городу. Элиасберг, шатаясь от слабости, обходил госпитали. Но музыкантов всё равно не хватало. Тогда решено было просить помощи у военного командования: многие музыканты защищали город с оружием в руках. Просьбу удовлетворили. По распоряжению начальника Политического управления Ленинградского фронта генерал-майора Дмитрия Холостова музыканты, находившиеся в армии и на флоте, получили предписание прибыть в город, имея при себе музыкальные инструменты.

В документах у них значилось: «командируется в оркестр Элиасберга». Репетиции продолжались по пять-шесть часов утром и вечером, заканчиваясь иногда поздно ночью. Музыкантам были выданы специальные пропуски, разрешавшие хождение по ночному Ленинграду. В городе появились афиши, извещавшие о том, что 9 августа в Большом зале Филармонии состоится премьера Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Готовились к концерту и на передовой. Командующий Ленинградским фронтом генерал-лейтенант Леонид Александрович Говоров пригласил к себе командиров-артиллеристов. Задача была поставлена кратко: «Во время исполнения Седьмой симфонии композитора Шостаковича ни один вражеский снаряд не должен разорваться в Ленинграде! Сколько потребуется снарядов?

Каких калибров? Какие вражеские батареи следует подавить в первую очередь? Всё следовало рассчитать заранее. На карты были нанесены не только батареи врага, но и его наблюдательные пункты, штабы, узлы связи. Вражескую артиллерию следовало «ослепить», уничтожив её наблюдательные пункты, «оглушить», прервав линии связи, «обезглавить», разгромив штабы. Так и шли две репетиции, рядом. О первой гитлеровцы, разумеется, знали. И, несомненно, готовились сорвать концерт.

Но зато о второй репетиции им ничего не было известно. И вот настало 9 августа. Армия дала свой концерт - концерт артиллерии Ленинградского фронта, всей своей мощью ударившей по артиллерии и аэродромам противника. Ни один снаряд не упал на улицы города, ни один самолёт не сумел подняться в воздух с вражеских аэродромов за все восемьдесят минут, что звучала музыка Шостаковича. Симфония транслировалась по радио и громкоговорителям городской сети. Те, кто не смог попасть в Филармонию, слушали концерт на улицах у репродукторов, в квартирах, в землянках и блиндажах фронтовой полосы. Слушали концерт и осаждавшие город немецкие войска. Как потом говорили, немцы просто обезумели, когда услышали эту музыку.

Они-то считали, что город почти умер. Ведь ещё год назад Гитлер обещал, что 9 августа немецкие войска пройдут парадным маршем по Дворцовой площади , а в гостинице «Астория» состоится торжественный банкет. После войны двое туристов из ГДР, разыскав Элиасберга, признались ему: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть… » Поэт Николай Тихонов, вернувшись с концерта, записал в своём дневнике: «Симфонию Шостаковича… играли не так, может быть, грандиозно, как в Москве или Нью-Йорке, но в ленинградском исполнении было своё - ленинградское, то, что сливало музыкальную бурю с боевой бурей, носящейся над городом. Она родилась в этом городе, и, может быть, только в нём она и могла родиться. В этом её особая сила ». Карл Ильич Элиасберг вспоминал: «Не мне судить об успехе того памятного концерта. Скажу только, что с таким воодушевлением мы не играли ещё никогда.

Случались курьёзные, с сегодняшней точки зрения, случаи: из маракас был вынут, сварен и съеден горох, который заменили гвоздями. Дирижёр немедленно услышал неверное звучание инструмента и потребовал вернуть нужный продукт [4]. Элиасберг был строг, он требовал приходить на репетиции без опозданий и репетировать по 5-6 часов, чтобы добиться совершенного исполнения, чистого звучания и верного интонирования, и, хотя у некоторых музыкантов от истощения кружилась голова во время игры, он не отступал от принципов, что приводило исполнителей в нужное состояние.

Репетируя по шесть дней в неделю, музыканты сыграли симфонию после единственной генеральной репетиции. Для исполнения симфонии и проведения премьерного концерта в условиях военного времени требовались дополнительная помощь, в том числе, Ленинградского военного фронта. Мощная артподготовка велась накануне и в день премьеры, чтобы в освещённое здание Большого зала филармонии и на площадь Искусств не упал ни один снаряд.

Исполнение симфонии по словам дирижёра, прошло «при совершенно переполненном зале», транслировалось по радио и по громкоговорителям городской сети, чтобы немецкие войска слышали, что город жив, в нём проходят концерты, и люди слушают героическую музыку [1]. На премьере в Куйбышеве присутствовало много иностранных корреспондентов, передавших восторженные отклики в информационные агентства. Поступили запросы на исполнение симфонии за рубежом.

Ноты были скопированы на микрофильм и доставлены в США через Тегеран. Портрет Шостаковича появился на обложке Time [7].

Комиссаржевской Тамарой Константиновной Чистяковой.

Дружные были люди- утром все вместе — и артисты, и технические работники занимались ремонтом, а вечером шли репетиции. Если кто терял карточку — помогали. Работали и не думали о смерти.

В домах электроэнергии не было, а в театре давали. Мы, конечно, экономили. Декорации строил легкие, задники писались на материале, колонны легкие досок было мало.

Но декорации был очень красивые» И вот 18 октября 1942 года открылись двери театра, и на спектакль «Русские люди» в постановке Зоне и Горина пришли первые зрители-ленинградцы, горел свет, было праздничное и приподнятое настроение. Поднялся занавес. На сцене — русские люди.

Они же и переполненном зрительно зале — в шинелях и матросских бушлатах, в рабочих спецовках и ватниках. Ленинградцы восприняли пьесу 1942 года как живую быль, как повесть об их собственных мыслях и чувствах, об их славных делах. Газета «Извести» 18 октября 1942 года писала в короткой рецензии на этот спектакль: «Когда партизан Глоба уходит в тыл к врагу, широкая, вольная песня удаляется вместе с ним.

Презрение к смерти, непобедимая сила жизни звучит в этом напеве. Ленинградцы знают имена своих героев. Так шел на подвиг боец Суханов, прикрывший своим телом амбразуру вражеского дзота.

Так под гусеницами танка погиб пулеметчик Смирнов, до последней минуты расстреливая гитлеровцев. Театральный коллектив, поставивший этот патриотический спектакль, возник недавно. Его актеры связали свою работу с боевой работой города и ленинградского фронта.

Это обеспечило участникам коллектива широту и богатство наблюдений». Мало фотографий осталось с первого спектакля, трудно судить о художественной стороне — актеры разных школ, сегодняшние у критики говорили бы об отсутствии режиссуры и ансамблевости, о прямолинейности психологических трактовок, но тогда, в 1942 году - это был подвиг гражданский, человеческий, творческий! Спектакль «Русские люди» данные — декабрь 1943 года прошел 60 раз и его посмотрело свыше 56 000 зрителей.

Ну, хорошо, трудно сегодня установить каким был этот первый спектакль, но можно ли узнать, как вообще жил коллектив — как протекала ежедневная работа, о чем говорили, о чем спорили, были ли творческие, человеческие конфликты… сколько спектаклей в неделю? Какой режим работы? Получали ли дополнительное питание?

И многие другие вопросы, на которые хотелось бы получить ответ. Вряд ли силами актеров и технического персонала можно было привесит порядок запущенного помещения театра Комедии. Тут требовались более серьезные силы.

И они нашлись. Начальник Управления тыла Ленинградского фронта генерал Лагунов прикрепил для помощи театру строительную воинскую часть, которая принимала самое деятельное участие в расчистках помещения. Все необходимые материалы выделил Горисполком.

Днем актеры занимались уборкой, мытьем, чисткой, перебирали реквизит, костюмы, а вечером - репетиции, спектакли. Спектакли начинаюсь рано — в 17 часов 30 минут, чтобы успеть сыграть все представление до комендантского часа. Билеты продавались в кассе, у театра был свой штат уполномоченных, то есть распространителей билетов, желающих попасть в театр было очень много.

Утром шли шефские спектакли для воинов-фронтовиков, а также для рабочих оборонных заводов, иногда выезжали во Дворцы культуры и там показывали спектакли, который шел параллельно со стационаром. Шла обычная, нормальная работа, такая, в общем виде, как и сегодня. Вспоминают такой случай: на сцене театра Комедии идут «Русские люди».

Во время второго акта неожиданно в зале гаснет свет. Актеры на сцене растерялись. Двенадцатого, сотого… и вот под этим освещением продолжался спектакль.

Чтобы в будущем подобное не повторялось, администрация театра сделала аккумуляторное аварийное освещение. Ведущим работникам театра давали дополнительное питание. Из воспоминаний Александра Янкевского.

Второй год Великой отечественной войны. Голод, холод, отсутствие света, бомбежки, артиллерийские обстрелы.

И зал был переполнен. Организовал концерт и дирижировал оркестром Карл Элиасберг. А исполнял произведение Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета.

Тогда весь мир был потрясён стойкостью и мужеством ленинградцев-блокадников. Исполнение симфонии передавалось по радио и городским громкоговорителям. И в гитлеровских войсках это произведение тоже слушали.

Ленинградская симфония

Откройте свой Мир! В 1942 году 9 августа состоялось Знаменитое исполнение Седьмой ("Ленинградской") симфонии Дмитрия ШОСТАКОВИЧА и было это в осажденном Ленинграде. Музыкантов специально вызывали с фронта, чтобы сформировать оркестр.
Седьмая Ленинградская Этот день – 9 августа 1942 года – остался в летописи Великой Отечественной, в первую очередь, как свидетельство о несокрушимом ленинградском характере. В этот день состоялась Ленинградская, блокадная премьера Седьмой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
"Седьмая симфония": Сцену легендарного концерта снимали там же, где он состоялся в 1942 году Наконец 9 августа была назначена премьера Седьмой симфонии Шостаковича. Белоколонный зал Филармонии был освещен, и весь его праздничный, торжественный вид соответствовал возбужденному и приподнятому настроению ленинградцев. Зал быстро заполнялся.
Дмитрий Шостакович. «Ленинградская» симфония – Музей Фелицына В тот день в блокадном Ленинграде прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — Ленинградская. Овации, как шорох осенней листвы. В Большом зале Ленинградской филармонии 9 августа 1942 года не было свободных мест.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий