Выступление лютера

Сегодня этот документ известен как «95 тезисов», хотя его оригинальное название — «Диспут доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций». С некоторого времени практика отпущений вызывала у Лютера сомнения. Из практики Исповеди он знал, что отпущение понимается и проявляет себя как освобождение от любого греха.

500 лет победе и поражению Мартина Лютера

Епископам и священникам вменяется в обязанность принимать комиссаров папских отпущений со всяческим благоговением. Но еще более им вменяется в обязанность смотреть во все глаза, слушать во все уши, дабы вместо папского поручения они не проповедовали собственные выдумки. Кто говорит против истины папских отпущений — да будет тот предан анафеме и проклят. Но кто стоит на страже против разнузданной и наглой речи проповедника — да будет тот благословен. Как по справедливости папа поражает отлучением тех, кто во вред торговле отпущениями замышляет всяческие уловки. Так гораздо страшнее он намерен поразить отлучением тех, кто под предлогом отпущений замышляет нанести урон святой благодати и истине. Надеяться, что папские отпущения таковы, что могут простить грех человеку, даже если он, — предполагая невозможное — обесчестит Матерь Божию — значит лишиться разума. Мы говорим против этого, что папские отпущения не могут устранить ни малейшего простительного греха, что касается вины. Утверждать, что св. Петр, если бы был папой, не мог бы даровать больше благодеяний — есть хула на св.

Петра и папу. Мы говорим против этого, что этот и вообще всякий папа дарует больше благодеяний, а именно: Евангелие, силы чудодейственные, дары исцелений и прочее — как сказано в Первом послании к Коринфянам, 12 глава. Утверждать, что пышно водруженный крест с папским гербом равномочен кресту Христову, значит богохульствовать. Епископы, священники и богословы, дозволяющие вести такие речи перед народом, ответят за это. Это дерзкое проповедование отпущений приводит к тому, что почтение к папе даже ученым людям нелегко защищать от клевет и, более того, коварных вопросов мирян. Например: Почему папа не освободит Чистилище ради пресвятой любви к ближнему и крайне бедственного положения душ, — то есть по причине наиглавнейшей, — если он в то же время неисчислимое количество душ спасает ради презренных денег на постройку храма — то есть по причине наиничтожнейшей? Или: Почему панихиды и ежегодные поминовения умерших продолжают совершаться и почему папа не возвращает или не позволяет изъять пожертвованные на них средства, в то время как грешно молиться за уже искупленных их Чистилища? Или: В чем состоит эта новая благодать Бога и папы, что за деньги безбожнику и врагу Божию они позволяют приобрести душу благочестивую и Богу любезную, однако за страдание такую же благочестивую и любимую душу они не спасают бескорыстно, из милосердия? Или: Почему церковные правила покаяния, на самом деле уже давно от неупотребления себя отменившие и мертвые, до сих пор еще оплачиваются деньгами за предоставленные индульгенции, словно они еще в силе и живы?

Или: Почему папа, который ныне богаче, чем богатейший Крез, возводит этот единственный храм св. Петра охотнее не на свои деньги, но на деньги нищих верующих? Или: Что папа прощает или отпускает тем, кто посредством истинного покаяния имеет право на полное прощение и отпущение? Или: Что могло добавить Церкви больше блага, если папа то, что он делает теперь единожды, совершал сто раз в день, наделяя всякого верующего этим прощением и отпущением? Если папа стремится спасти души скорее отпущениями, нежели деньгами, почему он отменяет дарованные прежде буллы и отпущения, меж тем как они одинаково действенны? Подавлять только силой эти весьма лукавые доводы мирян, а не разрешать на разумном основании — значит выставлять Церковь и папу на осмеяние врагам и делать несчастными христиан. Итак, если индульгенции проповедуются в духе и по мысли папы, все эти доводы легко уничтожаются, более того — просто не существуют. Надлежит призывать христиан, чтобы они с радостью стремились следовать за своим главой Христом через наказания, смерть и ад. И более уповали многими скорбями войти на небо, нежели безмятежным спокойствием.

Диспут доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций. Martino Luther, artium et sanctae theologiae magistro eiusdemque ibidem lectore ordinario. Во имя любви к истине и стремления разъяснить ее, нижеследующее будет предложено на обсуждение в Виттенберге под председательством достопочтенного отца Мартина Лютера, монаха из ордена Святого Августина, магистра свободных искусств и святого богословия, а также профессора в этом городе. Посему он просит, дабы те, которые не могут присутствовать и лично вступить с нами в дискуссию, сделали это ввиду отсутствия письменно. I dominus et magister noster Iesus Christus dicendo «poenitentiam agite etc. II quod verbum de poenitentia sacramentali id est confessionis et satisfactionis, quae sacerdotum ministerio celebratur non potest intelligi. III non tamen solam intendit interiorem, immo interior nulla est, nisi foris operetur varias carnis mortificationes. IV manet itaque poena, donec manet odium sui id est poenitentia vera intus , scilicet usque ad introitum regni caelorum. Поэтому наказание остается до тех пор, пока остается ненависть человека к себе, это и есть истинное внутреннее покаяние, иными словами — вплоть до вхождения в Царствие Небесное.

V papa non vult nec potest ullas poenas remittere praeter eas, quas arbitrio vel suo vel canonum imposuit. VI papa non potest remittere ullam culpam nisi declarando, et approbando remissam a deo, aut certe remittendo casus reservatos sibi, quibus contemptis culpa prorsus remaneret. Папа не имеет власти отпустить ни одного греха, не объявляя и не подтверждая отпущение, произведенное Господом; кроме того, он дает отпущение только в определенных ему случаях. VII nulli prorsus remittit deus culpam, quin simul eum subiciat humiliatum in omnibus sacerdoti suo vicario. Никому Бог не прощает греха, не заставив в то же время его смириться покориться во всем священнику, Своему наместнику. VIII canones poenitentiales solum viventibus sunt impositi nihilque morituris secundum eosdem debet imponi. IX inde bene nobis facit spiritus sanctus in papa excipiendo in suis decretis semper articulum mortis et necessitatis. X indocte et male faciunt sacerdotes ii, qui morituris poenitentias canonicas in purgatorium reservant. Невежественно и нечестиво поступают re священники, которые и в Чистилище оставляют на умерших церковные наказания.

XI zizania illa de mutanda poena Canonica in poenam purgatorii videntur certe dormientibus episcopis seminata. XII olim poenae canonicae non post, sed ante absolutionem imponebantur tanquam tentamenta verae contritionis. Прежде церковные наказания налагались не после, но перед отпущением грехов, как испытания истинного покаяния. XIII morituri per mortem omnia solvunt et legibus canonum mortui iam sunt, habentes iure earum relaxationem. XIV imperfecta sanitas seu caritas morituri necessario secum fert magnum timorem, tantoque maiorem, quanto minor fuerit ipsa. XV hic timor et horror satis est se solo ut alia taceam facere poenam purgatorii, cum sit proximus desperationis horrori. Этот страх и ужас уже сами по себе достаточны, ибо о других вешах я умолчу, чтобы приуготовить к страданию в Чистилище, ведь они — ближайшие к ужасу отчаяния. XVI videntur infernus, purgatorium, caelum differre, sicut desperatio, prope desperatio, securitas differunt. Представляется, что Ад, Чистилище и Небеса — различны меж собой, как различны отчаяние, близость отчаяния и безмятежность.

XVII necessarium videtur animabus in purgatorio sicut minui horrorem ita augeri caritatem. XVIII nec probatum videtur ullis aut rationibus aut scripturis, quod sint extra statum meriti seu augendae caritatis. Представляется, что не доказано ни разумными основаниями, ни Священным Писанием, что они пребывают вне состояния заслуг или приращения благодати. XIX nec hoc probatum esse videtur, quod sint de sua beatitudine certe et secure, saltem omnes, licet nos certissimi simus. XX igitur papa per remissionem plenariam omnium poenarum non simpliciter omnium intelligit, sed a seipso tantummodo impositarum.

Посему он просит, дабы те, которые не могут присутствовать и лично вступить с нами в дискуссию, сделали это ввиду отсутствия, письменно. Во имя Господа нашего Иисуса Христа. Господь и Учитель наш Иисус Христос, говоря: «Покайтесь…», заповедовал, чтобы вся жизнь верующих была покаянием. Это слово ["покайтесь"] не может быть понято как относящееся к таинству покаяния то есть к исповеди и отпущению грехов, что совершается служением священника. Однако относится оно не только к внутреннему покаянию; напротив, внутреннее покаяние — ничто, если во внешней жизни не влечёт всецелого умерщвления плоти. Поэтому наказание остаётся до тех пор, пока остаётся ненависть человека к нему это и есть истинное внутреннее покаяние , иными словами — вплоть до вхождения в Царствие Небесное. Папа не хочет и не может прощать какие-либо наказания, кроме тех, что он наложил либо своей властью, либо по церковному праву. Папа не имеет власти отпустить ни одного греха, не объявляя и не подтверждая отпущение именем Господа; кроме того, он даёт отпущение только в определённых ему случаях. Если он пренебрегает этим, то грех пребывает и далее. Никому Бог не прощает греха, не заставив в то же время покориться во всём священнику, Своему наместнику. Церковные правила покаяния налагались только на живых и, в соответствии с ними, не должны налагаться на умерших. Посему во благо нам Святой Дух, действующий в папе, в декретах коего всегда исключён пункт о смерти и крайних обстоятельствах. Невежественно и нечестиво поступают те священники, которые и в Чистилище оставляют на умерших церковные наказания. Плевелы этого учения — об изменении наказания церковного в наказание Чистилищем — определённо посеяны тогда, когда спали епископы. Прежде, церковные наказания налагались не после, но перед отпущением грехов, как испытания истинного покаяния. Умершие всё искупают смертью, и они, будучи уже мертвы согласно церковным канонам, по закону имеют от них освобождение. Несовершенное сознание, или благодать умершего, неизбежно несёт с собой большой страх; и он тем больше, чем меньше сама благодать. Этот страх и ужас уже сами по себе достаточны ибо о других вещах я умолчу , чтобы приуготовить к страданию в Чистилище, ведь они — ближайшие к ужасу отчаяния. Представляется что Ад, Чистилище и Небеса — различны меж собой, как различны отчаяние, близость отчаяния и безмятежность. Представляется, что как неизбежно в душах умаляется страх в Чистилище, так прирастает благодать. Представляется, что не доказано ни разумными основаниями, ни Священным Писанием, что они пребывают вне состояния [приобретения] заслуг или причащения благодати. Представляется также недоказанным и то, что все они уверенны и спокойны о своём блаженстве, хотя мы в этом совершенно убеждены. Итак, папа, давая «полное прощение всех наказаний», не подразумевает исключительно все, но единственно им самим наложенные. Поэтому ошибаются те проповедники индульгенций, которые объявляют, что посредством папских индульгенций человек избавляется от всякого наказания и спасается. И даже души, пребывающие в Чистилище, он не освобождает от того наказания, которое им надлежало, согласно церковному праву, искупить в земной жизни. Если кому-либо может быть дано полное прощение всех наказаний, несомненно, что оно даётся наиправеднейшим, то есть немногим. Следовательно, большую часть народа обманывают этим равным для всех и напыщенным обещанием освобождения от наказания. Какую власть папа имеет над Чистилищем вообще, такую всякий епископ или священник имеет в своём диоцезе или приходе в частности.

Роза Лютера - эмблема Евангелической церкви Германии В итоге рейхстаг принял компромиссный вариант реформы - иерархия не упразднялась, однако священники теряли статус отдельного сословия. Ликвидировались монастыри, а все церковные земли становились собственностью императора. Богослужение переводилось на немецкий язык, из 7 таинств оставлялись только 3, выборность пасторов вводилась, однако ограниченно. Для руководства Евангелической церковью Германии ЕЦГ вводились 2 органа - совещательный Синод из пасторов и прихожан и административный Совет из епископов. Компромиссом остались недовольны все - католики отказывались повиноваться императору-вероотступнику, радикалы считали реформу уступкой папству, буржуазия и рыцарство было недовольно всевластием князей в церкви, а князья опасались усиления власти императора. Это предопределило дальнейшие дискуссии и раскол внутри евангелистов. Раскол среди евангелистов К концу жизни Мартин Лютер все больше склонялся к компромиссу с католиками. После его смерти в 1546 году этот курс продолжил Филипп Меланхтон, который в 1548 году заявил, что для спасения помимо веры нужны еще и добрые дела. Это вызвало критику со стороны ортодоксальных евангелистов, лидером которых стал Маттиас Флациус. Две партии - умеренная и радикальная - получили названия филиппистов и гнесиолютеран. Император Карл V в годы Турецкой войны и Войны семи королевств поддерживал филиппистов, т. Однако в 1550-е годы влияние католицизма в Германии пошло на спад, зато усилилось влияние радикальных протестантов - кальвинистов или реформатов. В этих условиях император сделал ставку на гнесиолютеран, которые заняли большинство мест в Синоде. Однако непримиримость Флациуса быстро настроила против него как католиков, так и реформатов, а также умеренных евангелистов. В то же время Меланхтон, поддержав кальвинистское учение о причастии, вернул себе расположение императора и вскоре филипписты вернули утраченные позиции. Он инициировал составление "Формулы согласия", которая должна была примирить враждующие фракции внутри евангелизма. Закончена она была уже в годы правления Иоанна I, покровительствовавшего реформатам, и носила противоречивый характер. Восторжествовала позиция филиппистов - как уступки католицизму, так и уступки кальвинизму пополнили доктрину учения Лютера. Тем не менее, это не привело к примирению враждующих сторон - гнесиолютеране не признали "Формулу согласия", многие из них порвали с ЕЦГ и основали собственную Истинно-евангелическую церковь, число сторонников которой было, впрочем, незначительно. Другим последствием раскола стало принятие значительным числом князей Германии реформатства в пику императору, что обострило ситуацию внутри страны. Реформация в Швеции В 1517 году два брата - Олаф и Ларс Петри - стали свидетелями выступления Мартина Лютера и вернулись в Швецию с идеями евангелизма. Однако первоначально проповедь их услышана не была - не только клир, но и миряне зачастую избивали проповедников нового учения, а король Густав I Ваза, завоевавший для Швеции независимость в 1523 году, под угрозой смерти запретил проповедь евангелизма. Тем не менее, вскоре Густав I в поисках опоры для своей власти обратился к идее церковной реформы. Поводом послужил конфликт с папой Адрианом VI в 1524 году вокруг назначения архиепископа - отношения с Римом были прерваны и более не возобновлялись. Церковный собор в Швеции В 1525 году богослужение было переведено на шведский язык, на следующий год вышел перевод Нового Завета на шведском, в 1527 году главой церкви был провозглашен король, имущество монастырей было конфисковано в пользу короны. А в 1531 году Ларс Петри стал архиепископом Швеции. Под его руководством был принят церковный устав, который ввел выборность епископов. В целом Реформация в Швеции прошла мирно и без потрясений. В то же время каких-то значительных изменений в богослужении не произошло, что было в целом характерно для Скандинавии. Он пользовался покровительством короля Фредерика I и в 1530 году на Копенгагенском синоде успешно защитил евангелическое вероучение в споре с иерархами церкви. Однако процессы Реформации в Дании серьезно замедлились в 1532 году, когда в ходе военной интервенции Англия и Священная Римская империя посадили на трон католика Кристиана II. В молодости друг Эразма Роттердамского и Альбрехта Дюрера, после вторичного прихода к власти Кристиан превратился во врага всяких изменений. Тем не менее, при нем много было сделано по повышению образовательного уровня и морального облика духовенства, что в дальнейшем позволило провести в Дании реформы по совершенно особому пути. После смерти Кристиана II в 1559 году к власти пришел его сын Иоганн II, которому к этому моменту уже исполнилось 49 лет. Находясь в окружении протестантских Швеции и Германии, он инициировал проведение церковной реформы, однако в Дании она резко отличалась от сопредельных стран. Прежде всего, король проводил ее, чтобы укрепить собственную власть и ликвидировать угрозу мятежа со стороны церковной аристократии, каковой уже имел место в 1523 году. Кроме этого, поскольку Иоганн II умер в самый разгар реформы в 1566 году, ее ход замедлился и фактически она то разгоралась, то вновь затихала вплоть до конца XVI века, когда король Иоганн III на синоде в Сконе утвердил устав датской церкви, постановив, что отныне никакие изменения в него вноситься не должны. Она привезла с собой в Копенгаген большое количество русских богослужебных книг, которые в дальнейшем легли в основу датского богослужения. В ходе богословских дискуссий 1560-1590-х годов был официально отвергнут католический догмат о чистилище и исхождении Святого Духа от Отца и Сына - таким образом произошел разрыв с Римом, главой церкви был признан монарх. Отменялось так же безбрачие духовенства, практика продажи индульгенций, закрылись монастыри, церковные земли были секуляризированы. Однако в то же время сохранилось почитание святых, икон, а также иерархия духовенства. Таким образом, Датская церковь заняла промежуточное положение между евангелизмом и католицизмом - не примыкая ни к радикально-протестантскому, ни к католическому лагерю, она определила основы обособленной деноминации христианства. Реформация в Ливонии В 1494 году магистром Ливонского ордена стал Вальтер фон Плеттенберг, лелеявший планы по созданию сильного централизованного государства с собой во главе. К этому времени в Ливонскую конфедерацию, помимо ордена, входили Рижское архиепископство, Дерптское, Эзель-Викское и Курляндское епископства, а так же вольный город Рига. Объединить их могла только какая-то по настоящему революционная идея, которую магистр увидел в начавшейся Реформации. Вальтер фон Плеттенберг В 1525 году магистр Тевтонского ордена Альбрехт Гогенцоллерн объявил о секуляризации владений ордена и образования из них герцогства Пруссия, первым монархом которого стал он сам. Его пример, а так же принятие евангелизма многими немецкими князьями, вдохновил Плеттенберга объявить церковную реформу в Ливонии. Рыцарство с энтузиазмом восприняло реформу Плеттенберга - из монашества оно получило шанс стать наследственной земельной аристократией и обзавестись семьями.

И при чём тут булочки с вареньем? В пяти землях из шестнадцати это государственный праздник, входящий в церковный календарь, так же как Рождество и Пасха. Что же это за день? Кто-то вспомнит школьные уроки, на которых что-то там рассказывали о зарождении протестантизма — ох и скучно же было слушать! Но представьте: почти полтысячелетия тому назад, в 1517 году, произошло событие, изменившее ход мировой истории. И произошло оно благодаря одному человеку, о котором мир тогда ещё ничего не знал. Кто такой Мартин Лютер Для начала вернёмся ещё дальше во времени — в июль 1505 года. Жарким летним днём студент Эрфуртского университета возвращался от своих родителей в Айслебене назад в Эрфурт. В дороге его застигла гроза, от которой негде было укрыться. Он остался жив и сдержал обещание. Отец, мечтавший о карьере юриста для сына, был в бешенстве, мать плакала, друзья отговаривали, но ничего не смогло заставить его изменить своё намерение. Этого человека звали Мартин Лютер. Сколько в легенде правды, биографы спорят, но сходятся на том, что его решение не было таким уж внезапным. Говорят, примерный студент не очень-то хотел следовать воле родителей и мучился постоянными сомнениями в поисках своего пути. Как бы там ни было, уже через две недели он принял постриг в монастыре Святого Августина в Эрфурте. Брат Мартин, как его стали называть, вначале пытался стать образцовым монахом. Вёл аскетический до фанатизма образ жизни, молился ночи напролёт, пытаясь избыть мирские страсти мыслями о высоком. Не получилось. В какой-то момент он понял, что все эти церковные обряды не приближают его к Богу. Снова посмотрим на год и вспомним: дело происходило в Средние века, когда основой религии был страх. Тех, кто смел сомневаться в догматах великой и могущественной католической церкви, ждала геенна огненная. После очищающих пыток инквизиции, разумеется.

14 самых ярких цитат из тезисов Мартина Лютера

Когда пришло время выступать с подъемом движения против католической церкви, то Мартин Лютер выступил первый. В 1521 г. Карл V вызвал Лютера на императорский суд. Выступление на суде стало «звездным часом» Лютера. С некоторого времени практика отпущений вызывала у Лютера сомнения. Из практики Исповеди он знал, что отпущение понимается и проявляет себя как освобождение от любого греха. Выступление Мартина Лютера и основы лютеранства. В этом году исполняется 500 лет начала Реформации. В 1517 году 95 тезисов немецкого богослова Мартина Лютера положили конец. 4. Мартин Лютер родился в семье бывшего крестьянина, ставшего преуспевающим горным мастером и зажиточным бюргером. Стараясь сделать Писание доступным «даже для верующей дочери мельника», Лютер черпал слова из народного языка, взяв за основу один из саксонских диалектов.

Первые выступления Мартина Лютера

Историческая точка зрения на личность и роль Лютера. – Общее объяснение его деятельности. – Его воспитание и поступление в монашество. – Теологическое развитие Лютера. (Что в тот день Лютер направил послание с тезисами относительно доктрины индульгенций Альбрехту Бранденбургскому, архиепископу Майнцскому,— это более достоверно. Лютер отрицает базовый принцип отношения Бога и человека – принцип синергии (взаимодействия) абсолютно свободной воли Творца и относительно свободной воли человека. Дата и место выступления Мартин Лютера. Выступление Мартина Лютера с 95 тезисами состоялось 31 октября 1517 года.

Как протест Мартина Лютера в Виттенберге изменил Европу

Народное возмущение вылилось в большую крестьянскую войну, которая с начала 1525 г. В марте 1525 г. Они приняли программу требований — «12 статей». Это была умеренная программа. Она содержала предложение сократить барщину и оброки, отменить крепостную зависимость, дать право охоты и рыбной ловли крестьянам, возвратить отнятые господами общинные угодья. Но Лютер ответил, что крепостное право вовсе не противоречит «священному писанию», так как в Библии говорится, что еще праотец Авраам имел рабов. Мюнцер призывал превратить реформацию в народную революцию. Призывая к решительной борьбе с этими безбожниками, Мюнцер объявлял себя глашатаем божьей воли. Мюнцер стремился объединить под знаменем народной реформации крестьянскую бедноту, ткачей, рудокопов, подмастерьев.

Несмотря на общий численный перевес восставших, они оказывались в меньшинстве на полях сражений.

В основе начатого 31 октября 1517 г. Программа движения, вопреки учению католической церкви, объявляла ненужность духовенства и всей церкви как социального института в качестве посредников между Человеком и Богом. Эта программа таила в себе заряд невиданной взрывной силы, направленной на разрушение основ средневековой идеологии и политики. Возрождение противопоставило Человека посторонним силам, Лютер освятил и узаконил земной мир человека.

Диспут доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций. Martino Luther, artium et sanctae theologiae magistro eiusdemque ibidem lectore ordinario. Во имя любви к истине и стремления разъяснить ее, нижеследующее будет предложено на обсуждение в Виттенберге под председательством достопочтенного отца Мартина Лютера, монаха из ордена Святого Августина, магистра свободных искусств и святого богословия, а также профессора в этом городе. Посему он просит, дабы те, которые не могут присутствовать и лично вступить с нами в дискуссию, сделали это ввиду отсутствия письменно. I dominus et magister noster Iesus Christus dicendo «poenitentiam agite etc. II quod verbum de poenitentia sacramentali id est confessionis et satisfactionis, quae sacerdotum ministerio celebratur non potest intelligi. III non tamen solam intendit interiorem, immo interior nulla est, nisi foris operetur varias carnis mortificationes. IV manet itaque poena, donec manet odium sui id est poenitentia vera intus , scilicet usque ad introitum regni caelorum. Поэтому наказание остается до тех пор, пока остается ненависть человека к себе, это и есть истинное внутреннее покаяние, иными словами — вплоть до вхождения в Царствие Небесное. V papa non vult nec potest ullas poenas remittere praeter eas, quas arbitrio vel suo vel canonum imposuit. VI papa non potest remittere ullam culpam nisi declarando, et approbando remissam a deo, aut certe remittendo casus reservatos sibi, quibus contemptis culpa prorsus remaneret. Папа не имеет власти отпустить ни одного греха, не объявляя и не подтверждая отпущение, произведенное Господом; кроме того, он дает отпущение только в определенных ему случаях. VII nulli prorsus remittit deus culpam, quin simul eum subiciat humiliatum in omnibus sacerdoti suo vicario. Никому Бог не прощает греха, не заставив в то же время его смириться покориться во всем священнику, Своему наместнику. VIII canones poenitentiales solum viventibus sunt impositi nihilque morituris secundum eosdem debet imponi. IX inde bene nobis facit spiritus sanctus in papa excipiendo in suis decretis semper articulum mortis et necessitatis. X indocte et male faciunt sacerdotes ii, qui morituris poenitentias canonicas in purgatorium reservant. Невежественно и нечестиво поступают re священники, которые и в Чистилище оставляют на умерших церковные наказания. XI zizania illa de mutanda poena Canonica in poenam purgatorii videntur certe dormientibus episcopis seminata. XII olim poenae canonicae non post, sed ante absolutionem imponebantur tanquam tentamenta verae contritionis. Прежде церковные наказания налагались не после, но перед отпущением грехов, как испытания истинного покаяния. XIII morituri per mortem omnia solvunt et legibus canonum mortui iam sunt, habentes iure earum relaxationem. XIV imperfecta sanitas seu caritas morituri necessario secum fert magnum timorem, tantoque maiorem, quanto minor fuerit ipsa. XV hic timor et horror satis est se solo ut alia taceam facere poenam purgatorii, cum sit proximus desperationis horrori. Этот страх и ужас уже сами по себе достаточны, ибо о других вешах я умолчу, чтобы приуготовить к страданию в Чистилище, ведь они — ближайшие к ужасу отчаяния. XVI videntur infernus, purgatorium, caelum differre, sicut desperatio, prope desperatio, securitas differunt. Представляется, что Ад, Чистилище и Небеса — различны меж собой, как различны отчаяние, близость отчаяния и безмятежность. XVII necessarium videtur animabus in purgatorio sicut minui horrorem ita augeri caritatem. XVIII nec probatum videtur ullis aut rationibus aut scripturis, quod sint extra statum meriti seu augendae caritatis. Представляется, что не доказано ни разумными основаниями, ни Священным Писанием, что они пребывают вне состояния заслуг или приращения благодати. XIX nec hoc probatum esse videtur, quod sint de sua beatitudine certe et secure, saltem omnes, licet nos certissimi simus. XX igitur papa per remissionem plenariam omnium poenarum non simpliciter omnium intelligit, sed a seipso tantummodo impositarum. XXI errant itaque indulgentiarum praedicatores ii, qui dicunt per papae indulgentias hominem ab omni poena solvi et salvari. XXII quin nullam remittit animabus in purgatorio, quam in hac vita debuissent secundum canones solvere. XXIII si remissio ulla omnium omnino poenarum potest alicui dari, certum est eam non nisi perfectissimis, id est paucissimis, dari. XIV falli ob id necesse est maiorem partem populi per indifferentem illam et magnificam poenae solutae promissionem. Следовательно, большую часть народа обманывают этим равным для всех и напыщенным обещанием освобождения от наказания. XXV qualem potestatem habet papa in purgatorium generaliter, talem habet quilibet episcopus et curatus in sua dioecesi et parochia specialiter. Какую власть папа имеет над Чистилищем вообще, такую всякий епископ или священник имеет в своей епархии или приходе в частности. XXVI optime facit papa, quod non potestate clavis quam nullam habet sed per modum suffragii dat animabus remissionem. Папа очень хорошо поступает, что не властью ключей каковой он вовсе не имеет , но заступничеством дает душам прощение. XXVII hominem praedicant, qui statim ut iactus nummus in cistam tinnierit evolare dicunt animam. XXVIII certum est, nummo in cistam tinniente augeri quaestum et avaritiam posse: suffragium autem ecclesiae est in arbitrio dei solius. XXIX quis scit, si omnes animae in purgatorio velint redimi, sicut de sancto Severino et paschali factum narratur. Кто знает, все ли души, пребывающие в Чистилище, желают быть выкупленными, как случилось, рассказывают, со Св. XXX nullus securus est de veritate suae contritionis, multominus de consecutione plenariae remissionis. XXXI quam rarus est vere poenitens, tam rarus est vere indulgentias redimens, id est rarissimus. XXXII damnabuntur in aeternum cum suis magistris, qui per litteras veniarum securos sese credunt de sua salute. XXXIII cavendi sunt nimis, qui dicunt venias illas papae donum esse illud dei inaestimabile, quo reconciliatur homo deo. XXXIV gratiae enim illae veniales tantum respiciunt poenas satisfactionis sacramentalis ab homine constitutas. XXXV non Christiana praedicant, qui docent, quod redempturis animas vel confessionalia non sit necessaria contritio. Не по-христиански проповедуют те, которые учат, что для ныкупа душ из Чистилища или для получения исповедальной грамоты не требуется раскаяния. XXXVI quilibet Christianus vere compunctus habet remissionem plenariam a poena et culpa etiam sine litteris veniarum sibi debitam. XXXVII quilibet verus Christianus, sive vivus sive mortuus, habet participationem omnium bonorum Christi et ecclesiae etiam sine litteris veniarum a deo sibi datam. XXXVIII remissio tamen et participatio papae nullo modo est contemnenda, quia ut dixi est declaratio remissionis divinae. XXXIX difficillimum est etiam doctissimis Theologis simul extollere veniarum largitatem et contritionis veritatem coram populo. Непосильным трудом стало даже для наиболее ученых богословов одновременно восхвалять перед народом и щедрость индульгенций, и истинность раскаяния. XL contritionis veritas poenas quaerit et amat, veniarum autem largitas relaxat et odisse facit, saltem occasione. Истинное раскаяние ищет и любит наказания, щедрость же индульгенций ослабляет это стремление и внушает ненависть к ним или, по крайней мере, дает повод к этому. XLI cautae sunt veniae apostolicae praedicandae, ne populus false intelligat eas praeferri ceteris bonis operibus caritatis.

Искренне верил в слова, которые говорил. Аудитория чувствовала, искренность оратора и то, что его как никого другого волнует тема выступления. Мартин делал в речи отсылки к Библии и распевал слова как церковную проповедь. А также эта фраза намекала на личную историю, на употребление не просто правильных слов, а на раскрытие глубоких переживаний и желаний оратора; Мартин выдерживал паузы, не тараторил и не бубнил, поэтому каждое слово отчетливо отпечатывается в голове слушателей; Оратор использовал жестикуляцию, ведь он не статуя, а живой человек, который рассказывает живым языком насущные проблемы и волнующие мысли. У меня есть мечта Выступление Мартина Лютера Кинга помогло прославить оратора и его речь на весь мир благодаря искренности, эмоциональности и раскрытию личной проблемы оратора. Возможно, сегодня США наконец-то достигло заветной мечты спикера. В Америке больше нет повсеместной дискриминации, расизма и расовых стереотипов, жаль только, что сам оратор не дожил до этого времени.

Выступление Мартина Лютера и основы лютеранства;

Наверное, сказывается историческая атмосфера. Преемник и последователь Не мог пропустить шествия и ближайший сподвижник Лютера — Филипп Меланхтон Philipp Melanchthon в сопровождении преподавателей гимназии, носящей его имя. Меланхтон — гуманист, теолог, филолог, систематизатор лютеранского учения, ставший во главе протестантов после смерти Лютера. Перед городской ратушей в Виттенберге стоят два симметричных памятника — Лютеру и ему.

После падения Берлинской стены По сравнению с некоторыми другими массовыми историческими фестивалями в Виттенберге не возникает ощущения китча и излишней коммерциализации. Чувствуется опыт и приверженность традициям. Идея праздника родилась в этом восточногерманском городе уже через пару лет после воссоединения страны.

Картины сделать былью В городе в эти дни — смешение средневековых и ренессансных костюмов, буйство красок, шуты, ремесленники, рыцари, стражники, нищие, уличные музыканты, монахи в разных образах — нередко с сатирическим подтекстом… Особый восторг вызывают костюмированные группы, демонстрирующие исторические танцы, словно сошедшие с картин старых мастеров. Дама с горностаем Вполне удачно вписывается в картину ренессансного праздника эта дама с горностаем, без Леонардо да Винчи, но вместе с целой танцевальной группой. Позже участники шествия разойдутся по площадям, паркам и дворикам Старого города, в которых разбиты их стоянки — с шатрами, харчевнями, каруселями, кузнецами, но пока шествие продолжается… и не без сатирических отступлений.

Оппоненты Праздник в колыбели лютеранства, понятно, не может обойтись без пародий на католическую церковь, вполне исторически подкрепленных, иллюстрирующих суть дискуссий Лютера с ее представителями и отраженных на картинах того времени, которые можно увидеть в городских музеях и храмах. Многие гости, несмотря на суету праздника, успевают заглянуть в них хотя бы на пару минут — прямо в своих костюмах. Старые образы, вечные темы Некоторые темы не утратили своей актуальности и через пять столетий, получив новые аспекты.

Персонификация католической церкви в образе монашки, диктующей законы в супружеском ложе, получилась весьма убедительной. Святые братья Справедливости ради следует отметить, что монахи на празднике попадаются и весьма чинные — без насмешек, как эти святые братья, ведь и сам Лютер когда-то вошел в город в монашеской рясе. Одна из школьных групп, например, изобразила представителей Мальтийского ордера рыцарей-госпитальеров, выносящих раненого с поля боя.

Букет полевых Сравнение напрашивается, но лишь очень поверхностное… Шествие в Виттенберге чем-то напоминает рейнский карнавал где-нибудь в Кельне или Дюссельдорфе, но только летом, без изрядно подвыпивших зрителей, орущих песни, гор мусора и музыкальной какофонии ударной и духовой самодеятельности. Конфеты здесь не разбрасывают, поцелуями обмениваются в меру, но раздают цветы… Восторги Какое шествие без праздничного приветствия? Для уха, привыкшего к кельнскому карнавальному «Alaaf!

Спектакль под открытым небом Некоторые группы, участвующие в шествии, демонстрируют сцены из городской жизни, например, способы наказаний в стародавние времена или большую стирку в огромных деревянных корытах… За веру Хватает и персонажей в военных доспехах — солдат, рыцарей, стражников, обмундирование и снаряжение которых не кажется бутафорским даже при ближайшем рассмотрении. При всей праздничности события не стоит забывать, что Европе еще предстоит Тридцатилетняя война между католиками и протестантами, да и множество других конфликтов. Но начнется она в 1618 году, а на дворе пока 1525-й… Пропуск Программа трехдневного праздника в Виттенберге насыщена самыми разными мероприятиями, на все не поспеешь.

Многие из них проходят на разных площадках под открытым небом, вход на которые осуществляется по специальному опознавательному знаку — керамическому медальону ручной работы, своего рода входному билету. Карусель За катание на такой средневековой карусели, установленной в парке перед замком, надо платить отдельно. Вполне экологический вид досуга, работающий на возобновляемых источниках энергии.

Подвешенное на канатах колесо вместе с седоками вручную закручивают дюжие молодцы, а затем отпускают. Веревки начинают раскручиваться… Календарь событий «Свадьбу Лютера» отмечают в Виттенберге в начале июня. Кто не хочет ждать так долго, может посетить город в праздник Реформации 31 октября Reformationstag — в день, когда Лютер прибил к дверям Замковой церкви свои 95 тезисов.

Автор: Максим Нелюбин После этого Карл V подверг его имперской опале и запретил распространение трудов, издав специальный Вормсский эдикт. Однако уже вскоре Лютер получил поддержку со стороны одного из немецких князей, вставшего первым из них на его сторону. За это время он не только написал множество трактатов и других трудов, посвященных идеями Реформации, но и перевел на немецкий язык одну из частей Библии — Новый Завет.

За основу им впервые был взят текст на древнегреческом языке. Все существовавшие ранее немецкие переводы, число которых достигало семидесяти, были сделаны с латыни — то есть с переводов, содержавших большое число неточностей. Многие слова и понятия Лютеру пришлось придумывать самому, так как в немецком их вообще не было.

Первое печатное издание Нового Завета в переводе Лютера вышло в 1522 году и стало настоящим бестселлером, хотя каждый экземпляр стоил огромных денег, на которые можно было купить половину откормленного быка. Несмотря на имперскую опалу, в марте 1522 года Лютер, пользуясь покровительством курфюрста, покинул Вартбург и вернулся домой в Виттенберг, где начал бурную деятельность. При этом ему постоянно удавалось удивлять современников.

Оставаясь еще несколько лет католическим монахом, он продолжал соблюдать целибат, но в 1525 году женился на беглой монашке Катарине фон Бора Katharina von Bora. В этом браке на свет появится шестеро детей. Дом Лютера в Виттенберге станет первым в истории пасторским домом евангелического священника в Германии и будет много веков служить образцом для пасторских домов — центров общинной и духовной жизни протестантских приходов.

В канун Пасхи 1523 года Лютер послал Леонарда Коппе, торговца, который регулярно доставлял сельдь в монастырь, чтобы помочь монахиням бежать. Они сделали это, спрятавшись среди бочек с рыбой в его крытом фургоне. В течение двух лет Мартин устраивал дома, браки или работу для всех сбежавших монахинь, кроме Катарины, которая настаивала на том, чтобы выйти замуж за самого Мартина. Это вызвало огромный скандал среди католиков и в то же время позволило другим священнослужителям в лютеранских церквях жениться. У пары родилось шестеро детей. Катарина считается влиятельным членом протестантского движения, поскольку она помогла определить протестантскую семейную жизнь и установить тон для браков духовенства. Антисемитские взгляды Антисемитские взгляды Мартина Лютера. Одними из наиболее тревожных аспектов учения Мартина Лютера являются его глубоко антисемитские взгляды.

В своё время он был более мягким и даже критиковал Католическую Церковь за её жестокое обращение с евреями. Со временем, однако, он стал гораздо более агрессивным и резким по отношению к евреям. Мартин утверждал, что иудаизм был ложной религией, и он также известен тем, что сказал: «еврейское сердце так же твердо, как палка, камень, железо, как дьявол». Его жестокие фантазии и оскорбительная риторика с каждым годом становились всё более опасными. Обе эти работы были опубликованы в 1543 году, всего за три года до его смерти. В этих работах Лютер утверждал, что евреи больше не были избранными, а были «народом дьявола». Более того, он даже использовал жестокие, оскорбительные выражения, чтобы ссылаться на евреев в этих текстах. Святой Мартин Турский был солдатом в римской армии в IV веке, который отказался убивать людей, потому что он сказал, что это противоречит христианству.

Он сделал это как раз перед битвой в галльских провинциях при Борбетомаге ныне Вормс, Германия. Впоследствии его обвинили в трусости и посадили в тюрьму. В конце концов, он был освобождён и решил стать монахом. Святой Мартин стал одним из самых известных христианских святых в западной традиции. Сходство между Мартином Турским и святым Мартином поразительно, поскольку оба оставили другой путь, чтобы стать монахами. В 1934 году Майкл Дж. Кинг, пастор из Атланты в американском штате Джорджия, отправился в Германию. Посещая места, связанные с Мартином Лютером, он был настолько вдохновлён Лютером и историей Реформации, что решил изменить своё имя на Мартин Лютер Кинг.

Следовательно, он также изменил имя своего пятилетнего сына на Мартина Лютера Кинга младшего. Он боролся против дискриминации афроамериканцев в Соединенных Штатах и был самым видным лидером американского движения «За гражданские права».

Это мнение разделяется и в советской историографии. Толчком к массовому движению за Реформацию послужило выступление Лютера против индульгенций. Мартин Лютер 1483—1546 родился в городе Эйслебене Саксония в семье состоятельного горнодобытчика.

В 1508 г. Лютер окончил Эр-фуртский университет и получил степень магистра, а затем доктора богословия. Не оправдались надежды его отца, желавшего видеть Мартина на юридическом поприще. Сын избрал духовную карьеру и стал монахом августинского монастыря. Выступление Лютера против индульгенций в 1517 г.

В ходе развернувшейся антипапской борьбы Лютер провозгласил тезис об «оправдании верой», который нанес сокрушительный удар по папству и католической ортодоксии. Католическая церковь учила, что человек может спастись от грехов и избежать ада по милости божьей и заступничеству святых. Но для этого он должен выполнять обряды, приобщаться к священным таинствам и творить богоугодные дела. Одним из таких дел была купля индульгенций. Лютер объявил отпущение грехов за деньги кощунством и отверг внешнекультовые атрибуты католической церкви, провозгласив единственным путем к спасению истинную веру в искупительную жертву Христа.

Вместо католического учения о «воздаянии за заслуги» Лютер утверждал, что спасение можно получить только благодаря божественной милости, дарованной людям через Христа. При этом он рассматривал веру как внутреннее состояние человека, а «благодать» чудодейственная спасительная сила, исходящая от бога — как силу, постоянно пребывающую в живущем праведно человеке, помогающую ему одолевать грехи и достигать «спасения». Тезис о том, что «спасение» даруется человеку непосредственно от бога, подрывал устои католической церкви и духовной иерархии, так как из него логически следовало, что получить «благодать» и «прийти к богу» можно и без посредничества церкви и духовенства. Место священников в лютеранской церкви заняли пастыри — наставники верующих в «слове божьем», которые ничем иным не выделялись из толпы верующих, как только знанием Евангелия. По учению Лютера, «слово божье» заключено только в священном писании, которое он признавал единственным источником веры, отвергая священное предание — сочинения отцов церкви, папские буллы и постановления соборов как творения людей, которым присущи человеческие заблуждения.

Тем самым низвергался весь внешний католический культ — почитание святых, иконы, алтари, осенение крестным знамением, коленопреклонение, учение о Чистилище. Но Лютер не пошел до конца в утверждении религиозного индивидуализма, он не допускал свободного толкования священного писания самими верующими и оставлял некоторые из таинств крещение, причащение и покаяние. Причем в толковании таинства евхаристии причащения он недалеко ушел от католического догмата о «преосуществлении», утверждая, что хотя хлеб и вино не превращаются в «тело и кровь» Христа, но Христос якобы присутствует в таинстве причащения. Выражая интересы консервативно-бюргерских кругов, Лютер не допускал никаких социально-политических изменений. Больше того, он требовал укрепления существующего социально-политического строя и призывал верующих безропотно подчиняться светской княжеской власти, так как она одна могла, по его мнению, охранять порядок и защищать церковь и верующих.

Таким образом, провозглашенная Лютером внутренняя религиозность не в меньшей, а в значительно большей степени, чем внешняя католическая набожность, порабощала человека, лишала его духовной свободы. По словам К. Маркса, «... Лютер победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению. Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры.

Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов.

Отец, узнав о намерении Лютера принять монашеский постриг, пришел в бешенство и отказал ему в благословении. Другие родственники заявили, что вообще не хотят его больше знать. Мартин был в затруднении, хотя и не был обязан спрашивать разрешения отца. Однако летом 1505 года в Тюрингии свирепствовала чума. Два младших брата Мартина заболели и умерли. Затем из Эрфурта родителям Лютера сообщили, что и Мартин стал добычей чумы. Когда выяснилось, что, к счастью, это не так, друзья и родственники стали убеждать Ганса, что он должен позволить своему сыну стать монахом, и отец в итоге дал согласие. Охота была неудачной: кабан ушел виноградниками. Когда расстроенный папа взял в руки грозный документ, то прочел его первые слова, которые звучали так: Восстань, Господь, и Петр, и Павел...

Папа тем не менее подписал буллу. На Вормсском рейхстаге 1521 года, где в присутствии германского императора слушалось дело Лютера и от него требовали отречения, он произносит свою знаменитую фразу «Я здесь стою и не могу иначе». Вот его более полные слова: «Если я не буду убежден свидетельствами Писания и ясными доводами разума — ибо я не верю ни папе, ни соборам, поскольку очевидно, что зачастую они ошибались и противоречили самим себе, — то, говоря словами Писания, я восхищен в моей совести и уловлен в слово божье... Поэтому я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, ибо неправомерно и неправедно делать что-либо против совести. На том стою и не могу иначе. Помоги мне бог! Лютер в семейном кругу 10. Реформация расколола западный мир на католиков и протестантов и породила эпоху религиозных войн — как гражданских, так и международных. Они длились более 100 лет до Вестфальского мира 1648 года. Эти войны принесли много горя и несчастий, в них погибли сотни тысяч людей.

Во время немецкой Крестьянской войны 1524—1526 годов Лютер выступил с резкой критикой восставших, написав «Против убийственных и грабящих орд крестьян», где назвал расправу с зачинщиками беспорядков богоугодным делом. Впрочем, во многом восстания были вызваны реформационным брожением умов, порожденным Лютером. На пике восстания весной-летом 1525 года в событиях участвовало до 300 000 человек.

Выступление М. Лютера с 95 тезисами, начало Реформации в Германии-1517 год.

Дата и место выступления Мартин Лютера. Выступление Мартина Лютера с 95 тезисами состоялось 31 октября 1517 года. Мартин Лютер – выдающийся немецкий духовный лидер XVI века, чье выступление с 95 тезисами 31 октября 1517 года в Виттенберге случилось стать историческим. В 1517 году 95 тезисов немецкого богослова Мартина Лютера положили конец Средним векам и привели к образованию новой конфессии. Диспут Мартина Лютера об индульгенциях. Девяносто пять тезисов. Нюрнбергская типография Девяноста пяти тезисов 1517 года, ныне хранящаяся в Берлинской государственной библиотеке. В 1521 г. Карл V вызвал Лютера на императорский суд. Выступление на суде стало «звездным часом» Лютера.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий