В суровых условиях с 22 января по 15 апреля 1942 года из ленинграда по льду

Сегодня, 18 января, жители города на Неве отмечают одну из самых трагичных и одновременно радостных дат в истории города – День прорыва блокады Ленинграда. В ноябре – начале декабря 1942 года советские войска окружили, а в январе – начале февраля 1943 года разгромили главную группировку неприятеля, прорвали фронт немцев и перешли в наступление, отбросив врага на сотни километров на запад. Советские войска неоднократно предпринимали попытки прорвать кольцо блокады (Синявинские операции 1941 и 1942 годов, Любанская операция 1942 года), удалось сделать это в январе 1943 года. В феврале в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами.

Новости и события Российского исторического общества

Ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносила столь жестокого испытания... Гитлер решил стереть с лица земли Ленинград. Не вышло! Ведущий 1: Город подвергся страшнейшим лишениям и пыткам.

Враг рассчитывал, что пробудит в ленинградцах самые низменные животные инстинкты. Он был уверен, что голодающие, мерзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать, в конце концов, сами сдадут город. Но случилось так, что оборона Ленинграда сорвала все планы врага.

Как это было. Всего рассказать невозможно. Перелистаем всего лишь несколько блокадных страниц… Враг силой не мог нас осилить, Нас голодом хочет он взять, Отнять Ленинград у России, И в плен ленинградцев забрать.

Ведущий 2: Началась эвакуация жителей слайд 7. Люди укрывали памятники от бомбёжек, чтобы их сохранить слайд 8. С первых дней сентября в Ленинграде были введены продовольственные карточки слайд 9.

Ввиду блокады города с 20 ноября 1941 г. Кормовое фуражное зерно перевезли на мельницы с тем, чтобы перемолоть и использовать в качестве добавки к ржаной муке. Администрацию лечебных заведений обязали вырезать из карточек граждан, находящихся на лечении, талоны на продукты за время их пребывания в больницах.

Такой же порядок распространялся и на детей, находившихся в детских домах. Ведущий 1:Властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания. Размер продовольственного пайка составлял слайд 9 : Рабочим — 250 грамм хлеба в сутки; Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов; Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии — 300 граммов Войскам первой линии — 500 граммов.

Все остальные продукты почти перестали выдаваться. Начался голод!.. Зимой он усугублялся холодом… Люди умирали… слайд 10 Посмотрите на этот кусочек хлеба!

Он весит 125 грамм… кусок черного хлеба весом 125 г. Трудно представить, что это все что можно было съесть за сутки. А если падал у станка — Как падает солдат в сраженье.

Ведущий 1: А там, меж сугробов горбатых, Где трудно и взрослым шагать, На саночках узких ребята Везут свою мертвую мать… Ведущий 2: В декабре 1941 года иссякли запасы топлива. Прекратилось отопление зданий. Люди терпели нечеловеческие условия, в которых приходилось жить … и трудиться, следуя девизу «Все для фронта, все для победы!

Имевшееся электричество было необходимо для производства. Прекратилась подача электричества в квартиры. Ведь жизнь в городе продолжалась!

Вот строки из писем, изъятых военной цензурой того времени из архивных документов управления ФСБ по С. Люди начинают пухнуть, так как едят горчицу, из нее делают лепешки. Мучной пыли, которой раньше клеили обои, уже нигде не достанешь».

Ездим по полям и свалкам и собираем всякие коренья и грязные листья от кормовой свеклы и серой капусты, да и тех-то нет». Это ужасно. Люди имели вид палачей».

Нет воды на хлебозаводе. По той же причине весь день и вечер горит, как факел, дом на Ивановской улице — нечем тушить. Горит, и уже не один день, Гостиный двор.

В навигационные периоды перевозки осуществлялись по воде — на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-Западного речного пароходства. Что также было очень рискованным делом — Ладога отличалась суровым нравом, частой и быстрой сменой «настроения». Несмотря на все сложности и потери, 25 декабря произошло первое повышение норм выдачи хлеба.

С 24 января 1942 года рабочие стали получать 400 г, служащие — 300 г, иждивенцы и дети — по 250 г. Другой бедой, обрушившейся на ленинградцев, был холод. С наступлением зимы из строя вышли канализационные и водопроводные трубы.

К февралю 1942 года осталось лишь 80 жилых зданий, получавших воду от городского водопровода. Обессиленные люди вынуждены были ходить за водой на Неву. Перемены коснулись не только водоснабжения.

Уже упоминавшийся радиожурналист Маграчев констатировал их в ходе своей профессиональной деятельности: «Любопытна эволюция с оповещением об угрозе воздушного нападения. В августе сорок первого оно звучало так: «Граждане! Будьте готовы на случай воздушного налета врага.

Перед тем, как лечь спать, проверьте светомаскировку. Не включайте на ночь репродукторы. Одежду, обувь, противогаз положите рядом — так, чтобы в любую минуту можно было одеться и уйти в убежище.

Имейте под руками спички и свечи. Будьте бдительны! Сохраняйте спокойствие!

Не допускайте паники…» Постепенно текст этого оповещения сокращался. Сначала исчезло оповещение о светомаскировке — электричества не стало. Потом ушла фраза о необходимости иметь под руками спички и свечи — о них тоже остались лишь воспоминания.

И одежду уже не предлагали складывать рядом с кроватью — раздеваться приходилось редко. К ноябрю остались лишь две строчки: «Граждане! Не допускайте паники…» Зима и начало весны 1941 — 1942 гг.

Это страшное время отражено во многих документах. Вот запись из записной книжки блокадника: «Вчера, 21 января, скончался отец. Он бы еще жил и жил — крепкий рабочий человек.

Но голод измотал, уложил в постель и не дал подняться… Надо хоронить отца. Но как? Официальные церемонии не соблюдаются.

Гроб не достал. Завернули в белую простыню, уложили на саночки и потянули к кладбищу. Очень хотелось похоронить отца в отдельной могиле.

Плетемся туда. Санки помогают тянуть старший брат Владимир и боевой друг Моисей Блюмберг. Мама идти не могла.

Мороз тридцать градусов. Добрались до какой-то булочной. Оставили санки, а сами зашли туда погреться.

Отсутствовали минут пятнадцать. Санок нет. Кому-то они сильно понадобились… Завернутый в белый саван, лежал мой отец на панели.

Что делать? Стоим удрученные, с тоской оглядываясь по сторонам. И вдруг рядом тормозит грузовик.

Шофер заметил нас. Машина доверху полна закоченевшими трупами. Подняли отца и уложили рядом со всеми.

Шофер дал прощальный гудок.

Всего за время блокады ленинградцы сдали для фронтовиков 144 тысячи литра крови. Во время блокады хлеб жителям Ленинграда выдавали каждый день, и эти нормы постепенно менялись. В трагических ноябре и декабре 1941 года служащие, иждивенцы и дети получали по 125 граммов пайка, рабочие — 250 граммов хлеба, а состав военизированной охраны, пожарные команды и истребительные отряды — по 300 граммов. Однако помимо хлеба раз в десять дней жителям полагался и другой паек, в который входили 400 граммов соли, 200 граммов мыла, 4 коробки спичек и 2,5 литра керосина. Эти товары были необходимы для обогрева — водоснабжение и отопление в городе не работали, горожане грелись с помощью керосиновых ламп и печек-буржуек. На них же разогревали воду, чтобы пить кипяток и не замерзнуть. К апрелю 1942 года высота сугробов достигала 53 см. Снег расчищали своими силами. Ленинградцы как могли пытались согреться — сжигали все, что попадалось под руку, в том числе мебель, книги и любые старые вещи.

Сильный холод и отсутствие полноценного питания унесли много жизней. Умирали ленинградцы не только дома, но и по дороге на работу или в очереди за хлебом. Лежащие на снегу тела были привычной картиной. Однако роддом на Фурштатской не закрывался на протяжении всей войны, ведь вопреки обстоятельствам ленинградки не только создавали семьи, но и рожали детей. В 1942 году родились 12,5 тысячи младенцев, а в 1943 году — 7,5 тысячи. Причем акушерки за весь период блокады приняли и 21 двойню!

Немцы ответили шквальным огнем, но не смогли остановить продвижение красноармейцев и к обеду расстояние между шедшими навстречу друг другу 67-й армией Ленфронта и 2-й ударной Волховского фронта сократилось до 8 км. Долгожданное соединение произошло через 6 суток на окраине Рабочего поселка, а вечером 18 января стало известно о прорыве блокады Ленинграда. В результате операции был пробит коридор шириной 11 км. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву.

В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами. Окончательно снять блокаду города советским войскам удалось лишь через год - 27 января 1944 года. После прорыва положение города значительно улучшилось, но угроза городу оставалась. В конце 1943 года была разработана операция по освобождению Ленинградской области. Наступление советских войск началось 14 января 1944 года силами Ленинградского, Волховского, 2-го Прибалтийского фронтов. В результате операции советские войска вышли на границу Латвии и Эстонии. Память о блокадном Ленинграде и его героических защитниках увековечена в монументальных скульптурах и музеях. В нашем городе существует музей обороны и блокады Ленинграда, в котором хранятся сотни вещей блокадников и рассказывается о тех страшных днях и ночах. Также в городе существует Монумент героическим защитникам Ленинграда, обелиск "Городу-герою Ленинграду", мемориал "Разорванное кольцо", символизирующий Дорогу жизни, и многие другие. На Пискаревском мемориальном кладбище в Санкт-Петербурге захоронены сотни тысяч жертв блокады и воинов Ленинградского фронта, в 1960 году здесь зажжен вечный огонь.

Ежегодно в нашей стране отмечается дата освобождения Ленинграда от блокады.

Вражеское кольцо вокруг Ленинграда

Katri1921. 08.10.2020 12:01. История. Есть ответ. Опроведении чего говорится в отрывке из документа? в суровых условиях с 22 января по 15 апреля 1942 г. из ленинграда по льду ладожского озера было вывезено более полумиллиона человек и огромное количество. По решению ГКО от 25 апреля 1942 года для подачи в Ленинград нефтепродуктов в рекордные сроки через Ладожское озеро был проложен трубопровод длиной 35 км, из них 27 км под водой. Кукла на фотографии был подарена музею ее хозяйкой, эвакуированной из Ленинграда в 1942 году. На фотографии в первом ряду слева. "120-мм ампуломет на вертлюжном станке" (1941/1943)Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда. Во вторник, 6 января в помещении Малого оперного театра для малышей устроили праздник, казавшийся настоящим чудом в условиях блокады. Сотрудники нарядили ёлку, показали спектакль, поставленный по роману Э. Л. Войнич «Овод». с 20 ноября 41-го, когда по льду Ладожского озера в Ленинград отправился первый конно-санный обоз.

Проект на тему «Ленинградская блокада»

с 20 ноября 41-го, когда по льду Ладожского озера в Ленинград отправился первый конно-санный обоз. Кукла на фотографии был подарена музею ее хозяйкой, эвакуированной из Ленинграда в 1942 году. На фотографии в первом ряду слева. "120-мм ампуломет на вертлюжном станке" (1941/1943)Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда. Название "Дорога жизни" дали ленинградцы ледовой трассе через Ладожское озеро. Дорога жизни начала работу 22 ноября 1941 года и продолжала работать по 15 апреля 1942 года. Из терпящего бедствие города было вывезено более полумиллиона человек.

Блокада Ленинграда. Почему не эвакуировали всех ленинградцев?

ответ на: Опроведении чего говорится в отрывке из документа? в суровых условиях с 22 января по 15 апреля 1942 г. из ленинграда по, 5064297, ответ:Многими считается, что после распада СССР с конца XX века в мире осталась одна из двух сложившихся после Второй. «Фашистские людоеды, провалившиеся со своими планами захвата Ленинграда штурмом, — говорится в приказе Военного совета фронта от 26 апреля 1942 года, — поставили ставку на удушение героических защитников Ленинграда голодной блокадой. Викторина Летопись блокадного Ленинграда 2021 года создана на основании реального события — одно из самых трагических событий Великой Отечественной войны. Несмотря на все сложности и потери, 25 декабря произошло первое повышение норм выдачи хлеба. С 24 января 1942 года рабочие стали получать 400 г, служащие – 300 г, иждивенцы и дети – по 250 г.

Блокада Ленинграда. Почему не эвакуировали всех ленинградцев?

Таким образом, благодаря колоссальным усилиям партийных и советских организаций, эвакопунктов, железнодорожников и военно-транспортных батальонов с 22 января 1942 г. по 15 апреля 1942 г. эвакуировано в глубь страны 554 463 человека (39). "В суровых условиях с 22 января по 15 апреля 1942 года из Ленинграда по льду Ладожского озера было вывезенно более полумиллиона человек и огромное колличество промышленного оборудования и исторических ценностей." оккупации. эвакуации. Первая блокадная зима выдалась суровой — температура воздуха опускалась до −32 °С, а город буквально заносило снегом. К апрелю 1942 года высота сугробов достигала 53 см. Снег расчищали своими силами.

8 фактов о «Дороге жизни» — самой важной и одной из самых страшных трасс Второй мировой войны

Высшей советской награды - ордена Ленина - были удостоены начальник тыла Ленинградского фронта генерал-лейтенант Ф. Лагунов, его заместитель генерал-майор интендантской службы А. Шилов и комиссар дороги бригадный комиссар И. А защищала ораниенбаумский плацдарм специально созданная Приморская оперативная группа, состоявшая из частей морской пехоты, гарнизонов островов Выборгского залива, Гогландского сектора и полуострова Ханко. Нависая над левым флангом 18-й армии противника, плацдарм не только прикрывал подступы к Ленинграду с побережья Финского залива, но и отвлекал на себя немалые силы неприятеля, создавал благоприятные условия для действий Балтийского флота, а в 1944 году плацдарм стал исходным районом для наступления советской 2-й ударной армии. По этой тридцатикилометровой магистрали в Ораниенбаум в дни блокады доставлялись продовольствие и боеприпасы, благодаря чему уже в январе 1942 года паёк осаждённых пополнился первой прибавкой хлеба. Тем не менее в 1941-1942 годах от голода здесь погибли около 5 тыс.

Поэтому летом 1942 года большинство населения Ораниенбаума было эвакуировано через Ленинград и Ладогу вглубь страны, но сам легендарный «пятачок» продолжал сражаться. И тут же ГКО принял постановление о строительстве вдоль Ладожского озера железнодорожной линии Шлиссельбург - разъезд Поляны. Командир 11-й железнодорожной бригады полковник Г. Дебольский вспоминал: «18 января, в день завершения прорыва блокады, ГКО принял решение о постройке железной дороги нормальной колеи в полосе прорыва между станциями Поляна, перегон ст. Жихарево - Назия и ст. Зубков , куда входили две железнодорожные бригады и специальные восстановительные организации Наркомата путей сообщения.

Срок окончания работ был назначен 8 февраля 1943 года. За это время надо было построить линию протяжённостью 33 км, три железнодорожные станции с общим путевым развитием 6 км, мост через реку Неву длиной 1300 м, два средних моста через реку Назия и реку Чёрная, двадцать малых мостов и труб, линию связи, водоснабжение. Начальником работ по постройке моста через реку Неву и первых 10 км главного пути был назначен командир 9-й бригады генерал-майор В. Начальником остальной части строительства назначили меня». Уже 7 февраля по построенной дороге прошёл первый поезд. Его встречали на Финляндском вокзале представители Военного совета Ленинградского фронта, Ленгорисполкома и жители города.

Эту трассу ленинградцы назвали «Дорогой победы». Трасса была проложена по кромке Синявинских болот всего в 3-5 км от позиций противника, поэтому дорога нередко подвергалась артиллерийско-миномётному обстрелу. Отдельной проблемой стали неразорвавшиеся снаряды и мины. Только на пути трассы воины-железнодорожники обнаружили 1730 мин, 7 неразорвавшихся бомб и 52 артиллерийских снаряда. При этом из-за обстрелов дорогу называли ещё и «коридором смерти», а грузы старались перевозить под прикрытием бронепоездов. Помню налёт, в котором участвовало до 40 немецких бомбардировщиков и до 10 истребителей.

Начало блокады Ленинграда На начало блокады в Ленинграде находилось 2 млн 544 тыс. В пригородных районах, попавших в блокадное кольцо, проживало еще около 343 тысяч человек. Общая численность гражданского населения на момент установления блокады достигала, таким образом, 3 млн человек. Проведённый 11 сентября 1941 года переучёт продовольствия показал, что Ленинград обладает запасами зерна и муки на 35 дней, крупы и макарон — на 30, мяса — 33, жиров — на 45, сахара и кондитерских изделий — на 60 дней. Овощи и картофель практически отсутствовали. Перспективы подвоза продовольствия по Ладоге были неоднозначными.

С целью экономии существующих продовольственных запасов с первых дней сентября в Ленинграде вводятся карточки, нормы выдачи. С 1 октября рабочие и инженерно-технические работники ленинградских предприятий стали получать по 400 граммов, а все остальные — по 200 граммов хлеба в сутки. В целях сохранения норм выдачи хлеба населению при его выпечке стали добавлять всевозможные примеси, такие как солод, овес, жмых, целлюлоза. Резко сократились выдачи и других продуктов. В Ленинграде начался голод. Блокадная норма хлеба продолжала действовать до 25 декабря 1941 года.

В поисках продовольствия тысячи изможденных людей потянулись в окрестные пригороды, на поля. На территории сгоревших Бадаевских складов ленинградцы собирали пропитанную сахаром мерзлую землю и вываривая её, получали напиток, предназначенный в первую очередь детям. Чтобы заглушить невыносимое чувство голода, ленинградцы использовали в пищу столярный клей, глицерин. Наряду с резким увеличением случаев людоедства возросло также число фактов использования в пищу незахороненных человеческих трупов. Хронология Ленинградской эвакуации 27. В тот же день была создана комиссия по размещению и эвакуации граждан, прибывающих в Ленинград из районов, оказавшихся под угрозой оккупации Карелии, Прибалтики, позднее Ленинградской области.

Председателем назначена Е. До 5 июля из города уходили эшелоны с детьми, многие из которых попали под обстрелы немецкой авиации. Около 170 тыс. Боже, я до сих под слышу крики на перроне вокзала, когда детей сажали в вагоны, а их матери оставались» Э. Елина Из своих воспоминаний 27. Окончание первого этапа эвакуации.

По данным городской эвакокомиссии, в первый период из города вывезено около 488,7 тыс. С середины сентября темпы эвакуации резко снизились — водным и воздушным транспортом на Большую землю было перевезено 104,7 тыс. Борисова Грива. Январь — вывезено 11 тыс. Этот период эвакуации продолжался до 15 апреля, когда лед на Ладоге стал таять. До августа 1942 г.

Было вывезено около 432 тыс. На этом этапе эвакуация была принудительной. Ее основной задачей было превращение Ленинграда в военный город с необходимым минимумом несамодеятельного населения. В дальнейшем выезд разрешался лишь в исключительных случаях по особому указанию городской эвакуационной комиссии.

Ходом деблокирующей операции советских фронтов операция «Искра» руководил Г. На узкой полосе южного берега Ладожского озера, шириной 8-11 км, удалось восстановить сухопутную связь со страной. В течение последующих 17 суток по этому коридору была проложена железная и автомобильная дороги. Январь 1943 г.

Окончательное снятие блокады Ленинграда Положение Ленинграда значительно улучшилось, но непосредственная угроза городу продолжала оставаться. Чтобы окончательно ликвидировать блокаду необходимо было отбросить врага за пределы Ленинградской области. Замысел такой операции был выработан Ставкой ВГК в конце 1943 г. Силами Ленинградского генерал Л. Говоров , Волховского генерал К. Мерецков и 2-го Прибалтийского генерал М. Попов фронтов во взаимодействии с Балтийским флотом, Ладожской и Онежской флотилиями была проведена Ленинградско-Новгородская операция. Советские войска перешли в наступление 14 января 1944 г.

Группа армий «Север» потерпела тяжелое поражение. В результате Ленинградско-Новгородской советские войска вышли на границы Латвии и Эстонии. Значение обороны Ленинграда Оборона Ленинграда имела огромное военно-стратегическое, политическое и моральное значение. Гитлеровское командование лишилось возможности наиболее эффективного маневра стратегическими резервами, переброски войск на другие направления. Если бы город на Неве пал в 1941 г. Москва в этом случае могла не удержаться, а вся война пойти совершенно по другому сценарию. В смертельной мясорубке Синявинской операции 1942 году ленинградцы своим подвигом и несокрушимой стойкостью спасали не только себя. Сковав немецкие силы, они оказывали неоценимую помощь Сталинграду, всей стране!

Подвиг защитников Ленинграда, отстоявших свой город в условиях тяжелейших испытаний, вдохновлял всю армию и страну, заслужил глубокое уважение и признательность государств антигитлеровской коалиции. В 1942 г. Эта медаль и сегодня остается в памяти народа одной из самых почетных наград Великой Отечественной войны. Дополнительные материалы по теме «Блокада Ленинграда» Нацистские планы относительно будущего Ленинграда Уже на третий день войны против Советского Союза Германия информировала руководство Финляндии о своих планах уничтожить Ленинград. Геринг заявил финскому посланнику в Берлине, что финны получат «также Петербург, который, все-таки, как и Москву, лучше уничтожить». Согласно записи, сделанной М. Борманом на совещании 16 июля 1941 г. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса.

Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землёй. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения». Директива германского военно-морского штаба 29 сентября 1941 г. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого населенного пункта. Финляндия также заявила о своей незаинтересованности в дальнейшем существовании города непосредственно у новой границы». Еще 11 сентября 1941 года президент Финляндии Ристо Рюти заявил германскому посланнику в Хельсинки: «Если Петербург не будет больше существовать как крупный город, то Нева была бы лучшей границей на Карельском перешейке… Ленинград надо ликвидировать как крупный город». Из показаний А.

Йодля на Нюрнбергском процессе: Во время осады Ленинграда фельдмаршал фон Лееб, командующий группой армий «Север», сообщил ОКВ, что потоки гражданских беженцев из Ленинграда ищут убежища в германских окопах и что у него нет возможности их кормить и заботиться о них. Фюрер тотчас отдал приказ от 7 октября 1941 года не принимать беженцев и выталкивать их обратно на неприятельскую территорию. Жданов якобы объедался деликатесами, в роли которых фигурируют обычно персики или пирожные буше. Приводятся также дневники бывших партийных работников Ленинграда, в которых говориться о том, что партийные работники жили почти как в раю.

Была проложена блокадная Дорога жизни — единственный способ доставки продовольствия и материалов в город. Этот кровавый путь стал символом выносливости, героизма и силы духа Ленинградцев. Для ленинградцев эта Дорога жизни стала страшным путем через хаос и разрушение. Она простирается на десятки километров и ведет через Ладожское озеро — единственный путь, доступный для транспортировки людей и грузов. Первоначально, на берегоукрепительных работах были задействованы материалы из всех доступных источников, включая разваленные здания и памятники архитектуры. Специальные платформы и грузовики были приспособлены для передвижения по сплошному льду. Если бы не эта героическая попытка доставить продовольствие в город, жители Ленинграда обречены были бы на голод и смерть. Реальность на Дороге жизни была жестокой.

История. 10 класс

900 ДНЕЙ И НОЧЕЙ Для того, чтобы проанализировать ситуацию под Ленинградом в начале января 1942 года, нужно вновь вернуться к ноябрю 1941 года, когда в городе фактически началась зима. В этот период на складах Ленинграда почти не осталось продовольствия.
Начало массовой эвакуации из Ленинграда - 22 января 1942 года – Telegraph Трое мужчин хоронят жертв блокады Ленинграда в 1942 году. Две маленькие девочки собирают автоматы во время блокады Ленинграда в 1943 году. Мирное население города страдало от крайнего голода, особенно зимой 1941-42 годов.
21 апреля В 1942 году Ладожская ледовая трасса была официально закрыта Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя Ленинграду продукты, а из города на большую землю вывозили детей, раненных, ослабленных людей. Наконец наступила весна 1942 года.
Снятие блокады Ленинграда "В суровых условиях с 22 января по 15 апреля 1942 года из Ленинграда по льду Ладожского озера было вывезенно более полумиллиона человек и огромное колличество промышленного оборудования и исторических ценностей." оккупации. эвакуации.
ЛЕНИНГРА́ДА БЛОКА́ДА 1941–44 Кроме того, приближалась достаточно суровая зима. Уже с января столбики термометров будут редко подниматься выше –20 °С, а иногда и опускаться до –30 °С. При этом городские системы отопления были практически выведены из строя.

Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)

«В суровых условиях с 22 января по 15 апреля 1942 год из _____ по льду озера было вывезено более полумиллиона человек и огромное количество промышленно го оборудования и исторических ценностей». Массовая эвакуация началась во второй половине января 1942 г., после того как Государственный Комитет Обороны 22 января 1942г. принял постановление об эвакуации 500 тыс. жителей Ленинграда. Стационары функционировали с 01 января до 01 мая 1942 года и обслужили 60 тысяч человек. С конца апреля 1942 года по решению Ленгорисполкома сеть столовых усиленного питания была расширена.

Начало массовой эвакуации из Ленинграда - 22 января 1942 года

Узнать больше Наука о науке: как и зачем исследуют историю науки в России Узнать больше День российской науки: взгляд ученых на историю, открытия, вызовы и решения Узнать больше науки и технологий в России Российская наука стремительно развивается. Одна из задач Десятилетия — рассказать, какими научными именами и достижениями может гордиться наша страна.

К концу 1930-х годов «северная столица» насчитывала более 3 миллионов жителей, а расположенные здесь предприятия являлись существенной составляющей оборонно-промышленного потенциала СССР. Но наличие госграницы всего лишь в 30-35 километрах от Ленинграда представляло собой проблему безопасности стратегического значения.

Попытки обеспечить перенос советско-финляндской границы дальше от города путем переговоров были довольно активными, но не принесли успеха. По итогам военного конфликта с Финляндией в 1939-1940 гг. Нехватка транспорта, задействованного для обеспечения боевых действий, перебои с топливом и продовольственным снабжением имели место, но оказались преодолены и дали нужный опыт многим городским руководителям.

А даже частичные военно-мобилизационные мероприятия светомаскировка, передача части школ под военные госпитали сделали ленинградцев более подготовленными к грядущей большой войне. В составе Ленинградского военного округа после советско-финляндской войны оставались штабы трех армий 7-й, 14-й и 23-й. Но их численный состав и ударную мощь, основанную на современной военной технике, к тому времени уже существенно сократили в пользу западных приграничных округов.

Флот располагал внушительными силами авиации и противовоздушной обороны. Начало войны июнь-сентябрь 1941 года Германский план «Барбаросса», разработанный для войны с Советским Союзом, прямо указывал на Ленинград в качестве одного из трех главных направлений ударов. На этом направлении должна была действовать группа армий «Север» под командованием генерал-фельдмаршала В.

В ее составе с начала войны значились 16-я и 18-я армии, 4-я танковая группа, а в качестве поддержки этим силам отряжался 1-й воздушный флот. По итогам приграничного сражения группе армий «Север» удалось рассечь надвое советский Северо-Западный фронт и уже 9 июля взять Псков. Советское руководство, осознав непосредственную угрозу Ленинграду, еще с начала июля направило силы на возведение укрепленных линий на рубежах вокруг города, общая протяженность которых составила около 900 километров.

Возведение Лужского оборонительного рубежа Красная Армия, опираясь на Лужский оборонительный рубеж, смогла задержать немецкое наступление почти на месяц.

Гражданские добровольцы и военные большевики вместе поддерживали надежду на спасение, мотивируя друг друга сохранять веру в победу. Корабли и суда перевозили питание и лекарства, нередко рискуя жизнями. Многие из них погибли или были сбиты немецкой артиллерией, однако их самопожертвование продолжало давать надежду всем, кто голодал на блокадной земле. Челноки и лодки, которые служили для перехода через Ладожское озеро, стали надеждой для многих. Местные жители согласились выступить в роли гидов и помощников для переправы по древним знакомым маршрутам, их храбрость и знание суровых природных условий спасли множество жизней.

Больные, голодные и страдающие находили пристанище на этих ломаных лодках, молясь о том, чтобы достичь несгибаемого города и надежды на лучшую жизнь. Дорога жизни является доказательством неоспоримого героизма Ленинграда и его жителей. Сегодня она стала символом сопротивления и долголетия, напоминанием о стойкости людей в преодолении трудностей.

За это время на Ленинград обрушилось свыше 100 тыс. Слайд «Оборона Ленинграда». Ведущий 1: Изучая материалы блокадных лет, четко понимаешь, что все рассказанное о ней не может вместить даже ничтожной доли того, что испытали люди ее пережившие.

Читая воспоминания очевидцев, проникаясь их горем, осознаешь, что все рассказанное, лишь вершина огромного айсберга человеческого страдания. Ведущий 2: Слайд 8 Несмотря на все, Город продолжал жить — работали многие заводы и фабрики, ученые проводили исследования, писали научные труды, функционировали городские службы и торговые предприятия, не регулярно, но все же работали кинотеатры, давались представления, художники писали картины, поэты — стихи, а монотонный стук метронома, доносившийся из репродуктора, прерывался передачами ленинградского радио. Удары метронома С трудом укладывается в сознании, но это была обыденная человеческая жизнь — ужасно трудная, сопряженная с постоянными опасностями и лишениями, но все-таки жизнь.

Начало массовой эвакуации из Ленинграда - 22 января 1942 года

Кроме всего, нужно было позаботиться о том, чтобы в условиях суровой, рано наступившей зимы на всём протяжении ледовой трассы были обустроены пункты обогрева. Особое внимание уделялось и созданию системы ПВО, прикрывающей все направления на «Дороге жизни», так как суда, порты, причалы и проложенная по льду трасса подвергались постоянным налётам вражеской авиации. Именно на эти машины и ЗиС-5 легла основная тяжесть работ по снабжению блокадного Ленинграда продовольствием, а также эвакуация жителей из города. Протяженность участка дороги, проходившего по льду озера, составляла около 32 км. Только за первый ледовый период работы дороги с ноября 1941 года по апрель 1942 года было эвакуировано из Ленинграда около 550 тысяч жителей, а в город доставлено свыше 350 тысяч тонн грузов. С началом навигации перевозки продолжились по воде. Всего же за время работы «Дороги жизни» по ней было эвакуировано из Ленинграда свыше 1 370 000 жителей, а также перевезено более 1 600 000 тонн грузов. После освобождения Шлиссельбурга было восстановлено железнодорожное сообщение города со страной, и основной грузопоток пошёл по железной дороге. На протяжении всего пути «Дороги жизни» в послевоенные годы были установлены памятники, монументы и памятные столбы.

Наиболее известными из них являются мемориальные комплексы «Цветок жизни», «Румболовская гора», «Разорванное кольцо». Есть среди монументов памятники, посвящённые морякам, железнодорожникам, работавшим и сражавшимся на «Дороге жизни», а также технике: машинам ГАЗ-АА и ЗиС-5. Все эти мемориальные сооружения входят в комплекс «Зелёный пояс Славы».

В последней декаде июля противник вышел на рубеж рек Нарва, Луга, Мшага, где вынужден был перейти к обороне и произвести перегруппировку. На Карельском перешейке с 31 июля советские войска вели оборонительные бои с наступающими финскими войсками и к 1 сентября остановили их на рубеже государственной границы 1939 года. На олонецком, петрозаводском и свирском направлениях наземные войска при поддержке Ладожской военной флотилии командующий с августа капитан первого ранга, с сентября контр-адмирал Б. Хорошхин, с октября 1941 — капитан первого ранга В. Чероков , ведя с 10 июля упорные бои, к концу сентября остановили противника на рубеже реки Свирь.

В августе развернулись бои на ближних подступах к Ленинграду. С 8 августа противник перешел в наступление на красногвардейском направлении. С 22 августа по 7 сентября велись бои на ораниенбаумском направлении. Враг был остановлен северо-восточнее Копорья. Боевые действия наземных войск развивались во взаимодействии с Балтийским флотом командующий вице-адмирал В. Трибуц и Ладожской военной флотилией. Кроме поддержки сухопутных войск авиацией и артиллерией, флот решал самостоятельные задачи: защищал подступы к Ленинграду, нарушал коммуникации противника в Балтийском море, вел борьбу за Моонзундский архипелаг, главную базу флота — Таллин и за полуостров Ханко. В период обороны Ленинграда флот направил на сушу в бригады морской пехоты, отдельные стрелковые батальоны свыше 160 тысяч человек личного состава.

На новгородско-чудовском направлении советские войска пытались контратаковать противника, но успеха не добились. За счет освободившихся войск немецкое командование усилило группировку, наступавшую на Ленинград, и перенесло сюда основные усилия авиации группы армий «Север». Создалась опасность окружения Ленинграда. Фролов и Ленинградский фронт командующий генерал-лейтенант М. Попов, с 5 сентября К.

Тот, кто попытается представить себе эту дорогу как наезженный зимник, по которому взад и вперед снует транспорт, будет очень далек от истины.

За время существования трассы она много раз перекочевывала с места на место. Дорожникам пришлось проложить по льду 60 ниток пути. Общая протяженность этого пути превышала 1800 километров. Ледоход на Неве самым неожиданным образом отразился на положении наших войск, с осени сорок первого удерживающих Невский «пятачок»— небольшой плацдарм, отбитый у врага на северо-западной окраине Московской Дубровки. Расстояние между нашим и вражеским передним краем на «пятачке» было настолько близким, что местами бойцы из траншеи бросали гранаты в траншею противника. Они наловчились подхватывать немецкие гранаты и за несколько секунд до взрыва швырять их обратно в окопы гитлеровцев.

Прошлой осенью по Неве под обстрелом все же ходили лодки, доставлявшие защитникам «пятачка» боеприпасы и продовольствие. Имелась возможность подбрасывать подкрепления и увозить раненых. Зимой выручал лед. Каково же теперь на «пятачке», когда реку не пересечь ни в санях, ни пешком, ни на лодке! Тяжелым этот день оказался и для Ленинграда. Враг, снова пытаясь нанести удар по стоящим на Неве кораблям, бросил на город 72 бомбардировщика.

Они шли под прикрытием 20 истребителей. Многие из них были сбиты, иные повернули обратно. Но некоторые самолеты прорвались к Ленинграду. Однако из-за сильного заградительного огня зенитной артиллерии «юнкерсы» не смогли бомбить прицельно. Лишь на крейсер «Киров» упали две стокилограммовые бомбы. Самоотверженно действовавшие моряки погасили пожар, угрожавший кормовым артиллерийским погребам.

Мелкие осколочные пробоины, полученные крейсером «Максим Горький», не представляли для него угрозы. Куда более тяжелые повреждения получили обыкновенные ленинградские дома. Особенно на Васильевском острове. Бомбы рвались на 5-й, 7-й, 9-й, 10-й линиях, на Андреевском рынке. В районе от 8-й до 14-й линии, как о том сообщали разведчики МПВО, было «сплошное падение бомб». В 2 часа дня на углу 7-й линии и Большого проспекта две бомбы упали во двор детского сада.

Часть здания разрушена. Тяжело ранено 18 детей. Всего в этот день на город сброшено более 230 бомб. Одновременно с бомбежкой враг предпринял артиллерийский обстрел, во время которого по городу было выпущено 279 снарядов. Потери сегодня очень велики: 117 ленинградцев убито, 340 ранено. Впору подвести итог.

Что же дала Ленинграду ледовая дорога? За зиму по ней было перевезено в город 361 109 тонн груза. В том числе 262419 тонн продовольствия, 34 717 тонн горюче-смазочных материалов, 31 910 тонн боеприпасов и взрывчатых веществ, 22 818 тонн угля и другие грузы. Из Ленинграда по льду Ладоги эвакуировано более полумиллиона человек. Вывезено много заводского оборудования, которое не могло быть использовано в осажденном городе. Для усиления 54-й армии, действующей с внешней стороны блокадного кольца, переброшены четыре стрелковые дивизии и танковая бригада.

Войска перевозились на машинах, тяжелые танки КВ шли своим ходом. Правда, их пришлось «облегчить»— танки везли свои башни и орудия на санных прицепах. Да, многое повидала Ладога за эту зиму. Теперь остается ждать, когда по озеру смогут пойти суда. Уже составлен план предстоящей летней навигации. Намечено перевезти грузов в два с лишним раза больше, чем было перевезено по ледовой дороге.

Ежесуточно предстоит доставлять в Ленинград 4200 тонн грузов, в том числе 2500 тонн продовольствия. Идея перекачки горючего с одного берега озера на другой перестала быть просто идеей. В целях бесперебойного снабжения Ленинграда нефтепродуктами Государственный Комитет Обороны решил проложить по дну Ладожского озера сварной трубопровод. Одобрен детально разработанный план строительства. Предложено начать его немедленно. Сегодня к берегу Ладожского озера уже подвозятся трубы.

Противник предпринял новый воздушный налет на город. В сопровождении 15 истребителей к Ленинграду шли 63 вражеских бомбардировщика. Сквозь наш истребительный заслон и огонь зенитной артиллерии пробилось только 18. И опять, как и накануне, воздушный налет сопровождался жестоким артиллерийским обстрелом. Враг обрушил на город 46 бомб и 384 снаряда. После сегодняшнего воздушного налета гитлеровцы не сомневались, что потопили крейсер «Киров».

Они даже объявили об этом по радио. Враг разбомбил место его стоянки у правого берега Невы, около 19-й линии Васильевского острова. Но самого крейсера здесь уже не было. Ночью его успели отвести на другую стоянку, а чтобы сбить авиацию противника с толку, поставили вместо крейсера старый учебный корабль «Свирь». Так что затонул не крейсер, а его «дублер»— предназначенный на слом учебный корабль. Сегодня гороно объявило о весеннем приеме детей в школы.

Ребята будут учиться в тех же классах, в которые они перешли весной 1941 года. И еще по радио объявлено, что с 3 мая в школах будет организовано трехразовое питание. Горисполком сообщил, что с 25 апреля по пропускам, выдаваемым милицией, огородникам разрешен выезд за город. В этот же день началась выдача пропусков в пригороды, которые теперь не только прифронтовая зона, но и зона овощеводства. В этом списке крупа, животное масло, сахар и кондитерские изделия, мясо, чай, сухофрукты, клюква, крахмал, пиво, соленая рыба, сыр, какао с молоком, табак и даже на выбор — водка либо виноградное вино. Встреча завершилась большим концертом.

Клочок земли, занимаемый нашими бойцами на левом берегу Невы, весь день подвергался мощным ударам артиллерия и авиации противника. Ночью, несмотря на ледоход, сюда прибыли начальник штаба 86-й стрелковой дивизии майор Я. Козлов и начальник политотдела старший батальонный комиссар А. На одном из участков 55-й армии две группы гитлеровцев ранним утром пошли в атаку. Враги рассчитывали застать наших бойцов врасплох, но наткнулись на пулеметный огонь боевого охранения. Сержант Афонин, бойцы Сусанов и Томилов стойко сдерживали ожесточенный вражеский натиск.

Фашисты не выдержали пулеметного огня и, потеряв 17 солдат, отошли. Умело действовали в поиске разведчики под командованием старшины Шишина 268-я стрелковая дивизия. Они скрытно подползли к вражеской траншее и уничтожили пулеметный расчет противника. Забрав пулемет и документы, по которым можно было уточнить, что за часть действует на этом участке разведгруппа без потерь вернулась к себе. Казалось, что рекорд, установленный машинистом Н. Каминским, превзойти невозможно.

Продовольственный состав, который он привел 22 апреля в Ленинград, весил 3065 тонн. Но сегодня и этот рекорд перекрыт. Машинист И. Герасимов привел в Ленинград продовольственный поезд весом 3125 тонн. Но подвергнуть город бомбардировке врагу не удалось. Тогда он принялся обстреливать Ленинград из дальнобойных орудий.

Вечером, не прекращая артиллерийского огня, гитлеровцы опять бросили в бой авиацию. Многие, не выдержав сильного зенитного огня, повернули обратно. Из 69 участвовавших в налете машин к городу прорвалось только 10. Они сбросили 19 бомб. Снаряды ложились гуще. В Торговом порту, например, за 24 минуты разорвалось более 80 снарядов.

Возник большой пожар — горели цистерны с топочным мазутом. Огонь угрожал перекинуться на стоявшие неподалеку вагоны с боеприпасами. Возглавлявший тушение пожара воентехник 1-го ранга Сухомлин под прикрытием шести мощных струй воды кинулся по горящему на земле мазуту к цистернам и заделал пробоины. Огонь удалось укротить. На одном конце города шла борьба с огнем, охватившим цистерны и вагоны, на другом принимали состав небывалого еще веса. Машинист А.

Соловьев, перекрыв собственный рекорд, поставленный 21 апреля, и последующие рекорды своих товарищей, привел в Ленинград состав весом 3460 тонн. В промежутках между воздушными тревогами и объявлениями об артиллерийских обстрелах по ленинградской трансляционной сети ведутся обычные передачи. Сегодня передавалась, например, беседа о том, как высаживать рассаду капусты, брюквы, свеклы и помидоров, как за ней ухаживать, чтобы вырастить хороший урожай. С целью лишить партизан их баз свыше 800 карателей развернули 27 апреля наступление на деревни Дубье, Великая Нива, Бельково, Сосницы и Релки, расположенные километрах в тридцати юго-восточнее станции Дно. Но заранее предупрежденные о готовящемся наступлении партизаны встретили врага огнем. Сделав попытку загнать партизан в болота, гитлеровцы вынуждены были отступить и оставили на поле боя более 200 солдат и офицеров.

Несколько позже, ночью, отряды 2-й Ленинградской партизанской бригады совершили второй налет на железнодорожную станцию Плотовец первый был предпринят 30 октября 1941 года. Снова взорваны мост и склад боеприпасов. Путевое хозяйство приведено в такое состояние, что движение на дороге Дно — Новосокольники в течение нескольких дней будет невозможным. Рано утром враг начал буквально перепахивать снарядами землю крошечного плацдарма на левом берегу Невы. Под артиллерийским огнем оказались и переправы. Плывущие по реке льдины и губительный вражеский огонь исключали какую бы то ни было подмогу с правого берега.

Для штурма «пятачка» противник подтянул до 3000 солдат и офицеров. Защищали плацдарм около 400 наших бойцов и командиров. Весь день шел кровопролитный бой. Понесший большие потери 330-й стрелковый полк отбил 13 вражеских атак. Гитлеровцы многократно штурмовали командный пункт полка. Огонь по ним вели все, кто был способен держать оружие.

Вечером на командном пункте 86-й стрелковой дивизии, находившемся на правом берегу Невы, была принята радиограмма с Невского «пятачка». В ней говорилось, что бойцы и командиры до последней капли крови будут бить врага. Это была последняя радиограмма с левого берега Невы. Впрочем, ночью в штабе дивизии получили еще одно донесение о положении на плацдарме. Прибыло оно не совсем обычным путем. На невском берегу бойцы обнаружили медленно ползущего по снегу человека.

Это был начальник штаба 330-го полка майор А. Когда вышла из строя рация, когда не осталось ни одной целой лодки, начальник штаба дивизии майор Я. Козлов предложил Соколову переплыть с донесением Неву. Начштаба полка был спортсмен и хороший пловец. Правда, у него было в трех местах прострелено бедро. Но, спрятав понадежней донесение, он спустился к воде.

Освещая реку ракетами, гитлеровцы обнаружили пловца и открыли по нему огонь. В тот момент, когда погасла одна ракета и еще не вспыхнула другая, Соколов сбросил шапку-ушанку, а сам перевернулся на спину и отплыл в сторону. При свете новой ракеты фашисты дали несколько пулеметных очередей по ушанке и, решив, что с пловцом покончено, прекратили огонь. Холод сводил тело Соколова. Раненая нога не действовала. Сталкивающиеся льдины грозили раздавить его.

Доплыв до плота, застрявшего неподалеку от правого берега, он кое-как выбрался на него, но потерял сознание. Придя в себя, Соколов поплыл дальше. Человек, около двух часов плывший с донесением по Неве во время ледохода, был единственным из защитников Невского «пятачка», кому удалось вернуться 27 апреля на правый берег. Однако вражеские самолеты к городу не прорвались, и через час с четвертью был дан отбой. Артиллерийский обстрел начался в 22 часа. К счастью, он не принес ни разрушений, ни жертв.

Куда более тяжелым был этот день в Волхове. Во время бомбежки здесь погибло 23 человека. Пять дней 357 бойцов 330-го стрелкового полка 86-й стрелковой дивизии, отрезанные ледоходом от своих войск, мужественно отражали яростные атаки врага. И вот плацдарм пал. Вместе с бойцами здесь погибли начальник штаба дивизии майор В. Козлов, начальник политотдела дивизии старший батальонный комиссар А.

Щуров, комиссар полка старший политрук А. В Ленинграде новая мобилизация: 29 апреля горком партии решил отправить на торфоразработки еще 900 ленинградцев. В нем есть такие слова: «Дыхание великого города на Неве чувствует вся наша страна, весь советский народ.

Сочинение Дорога жизни.

Блокада Ленинграда Ответ нейросети: Дорога жизни. Блокада Ленинграда. На протяжении 872 долгих дней, сентября 1941 года по январь 1944 года, Ленинград был подвержен одной из самых длительных и смертоносных блокад в истории человечества. Окруженный немецкими войсками, город со своим населением встал на защиту и свято верил в свою способность пережить эти страшные испытания.

Была проложена блокадная Дорога жизни — единственный способ доставки продовольствия и материалов в город. Этот кровавый путь стал символом выносливости, героизма и силы духа Ленинградцев. Для ленинградцев эта Дорога жизни стала страшным путем через хаос и разрушение.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий