В какой части выступления оратор вводит слушателей в курс дела

установить доброжелательную атмосферу. Можно выделить два типа вступительной части: 1. Естественное начало, когда оратор без предварительной подготовки вводит слушателей в суть дела. Содержание данного вступления тесно связано с содержанием речи. Официальное выступление — выступление, которое заранее объявлено, оратор представлен аудитории или известен ей из объявления, заранее известна тема, о выступающем известны определенные сведения — кто он по профессии, должности, откуда и т.д.

Урок 2. План выступления

В состоянии стресса нужно дышать иначе. Профессиональный оратор набирает в легкие совсем немного воздуха вдохом и не делает нового вдоха, пока не возникнет надобности. Начинающий же заглатывает воздух постоянно: не успев завершить один вдох, он уже делает следующий. Нужно стараться сохранять дыхание спокойным, и со временем это войдет в привычку. Успешные ораторы долго и целенаправленно развивают правильное дыхание. Обычно восприятие времени у публики и оратора, особенно начинающего, не совпадает, и поэтому он говорит слишком быстро. Во время выступления все процессы в организме спикера ускоряются, и быстрая речь ему кажется приемлемой, но публике кажется, что спикер тараторит и она едва ли успевает схватывать сказанное. Можно и нужно замедлить речь, однако и этого бывает недостаточно. Чтобы удерживать внимание аудитории, необходима контрастная подача.

Спикер должен постоянно менять темп: в важных частях выступления говорить медленнее и значительнее, чем в других. Играть темпом речи Уолтер Стивенс в книге «Линкольн глазами репортера» рассказывает об особом приеме, которым пользовался президент США: «Он произносил несколько слов очень быстро, а когда подходил к слову или фразе, которые хотел подчеркнуть, то замедлял свою речь и сильно напирал на это слово, а потом с быстротой молнии заканчивал фразу. Он так долго задерживался на одном или двух словах, что на них уходило столько же времени, сколько на десяток последующих, менее важных слов». Основой для выстраивания доверительных отношений с аудиторией является эмпатия и общение с ней в формате диалога. Если посмотреть первые несколько минут выступления психолога и профессора Стэнфордского университета Келли Макгонигал о проблеме стресса на конференции TED, то можно увидеть, что такие отношения выстраиваются простыми способами: «Хочу сразу кое в чем признаться. Но сначала я хочу, чтобы в чем-то признались вы. В прошлом году кто-то из вас наверняка испытывал легкий стресс. Поднимите руку, если это так.

Есть такие? Поддерживать диалог с аудиторией Вопросы позволяют включить внимание слушателей, увлечь их и заставить задуматься. Задавая вопрос, важно искренне ждать ответ от слушателей и быть готовым к любой, даже неожиданной реакции. Джек Уэлч, бывший генеральный директор General Electric, на конференции Стэнфордской школы бизнеса рассказал о таком случае: «Сегодня утром я выступал в Сан-Хосе перед аудиторией из 500 руководителей малых бизнесов и больших корпораций. Я спросил у слушателей, считают ли они свои отношения с коллегами и партнерами искренними? С этим согласилось меньше 4 человек. Факт того, что люди не до конца честны друг с другом, в какой-то степени даже пугает. Но в конце концов мы получаем то, что заслуживаем: если мы заслуживаем по отношению к себе искренности, открытости и доверия, — это мы и получим».

Значимо и психологическое равенство оратора: он не должен ставить себя выше или ниже аудитории. В данном аспекте важно подчеркнуть важность применение повседневных слов и выражений, а не сложной терминологии, тогда речь будет звучать естественно, привлекательно и, самое главное, будет понятной для слушателей. Журналисты газеты Boston Globe провели по специальной методике исследование речи 19 кандидатов, в которой они объявляют о вступлении в борьбу за кресло президента США. Результаты показали, что, например, лидер от республиканцев Дональд Трамп выстраивает свои выступления на уровне четвертого класса средней школы, Бен Карсон, Рик Санторум и Линдси Грэм — на уровне шестиклассников, а Джеб Буш — восьмиклассников. И в данном случае простота изложение — это плюс, а не минус, так как подобные речи должен понимать и интеллектуал, и фермер. Перед началом выступления следует установить зрительный контакт: занять исходную позицию и не спешить переходить к выступлению, сначала лучше продемонстрировать доброжелательное выражение, с легкой полуулыбкой медленно осмотреть зал, посмотреть на лица, задержаться на мгновение на каждом или почти на каждом. Так можно протянуть невидимые ниточки от глаз зрителей к своим глазам. Они останутся натянутыми все время, пока оратор будет говорить.

Только установив такой зрительный контакт с каждым из сидящих, можно начинать выступление. Поддерживать визуальный контакт Лучше встать так, чтобы между выступающим и зрителями первого ряда образовался равносторонний треугольник. Начать выступление можно в этой точке, затем поперемещаться: подходить то ближе, то дальше, то к левому, то к правому краю сцены.

Но есть в риторике общие правила подготовки публичного выступления — правила, применимые для подготовки практически любого выступления, в любом жанре[28, с. Оратора, который начинает запинаться в первой же фразе, аудитория сразу сочтет неуверенным, некомпетентным.

Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей. Как говорил Дейл Карнеги, «мир любит слушать о борьбе»[13]. Слушатели должны ощущать ваше небезразличное отношение к тому, что вы говорите. Монотонность выступления недопустима. Однако эмоциональность не должна перехлестывать через край, как у гоголевского учителя, который, рассказывая об А.

Македонском, в избытке чувств хватил стулом об пол: «Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? Краткие выступления рассматриваются большинством аудиторий как более компетентные. Хороший совет на эту тему дал своему сыну американский президент Ф. Рузвельт, объясняя ему, как надо выступать публично: «Будь искренен, будь краток, садись». Оратору не следует все время говорить самому, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ответы и реагировать на ее поведение.

Любое выступление должно содержать элементы беседы. В этом и заключается разговорность стиля. Говорите с аудиторией так же, как с одним собеседником. Разговорность стиля выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит и к содержанию его речи. Не надо злоупотреблять терминологией, книжной лексикой, иностранными словами.

Надо говорить проще — это тоже требование разговорности. Можно в меру использовать разговорные слова, юмор и шутку. Установить контакт с аудиторией — значит смотреть на слушателей во время выступления, отслеживать их реакцию и соответственно с ней менять свое выступление, демонстрировать дружелюбие, готовность ответить на вопросы и вести диалог. Заключительную фразу надо заранее сформулировать и заучить, чтобы произнести без запинки. Эту фразу нужно произносить эмоционально, несколько замедленно и громче, чтобы аудитория хорошо вникла в ее смысл и поняла, что она означает завершение выступления.

Убеждайте аргументами и фактами, а не силой голоса. Будьте краткими, но убедительными и логичными. Если не уверены, что правильно делаете ударение в слове или неточно знаете его значение, замените его другим. Самомаркетинг… Ключи к тестам и ответы к упражнениям приведены в Приложении. Упражнение Преобразуйте в разговорный стиль приведенные ниже выражения.

Здесь целесообразно пояснить… 3. Позвольте мне выразить мнение… 4.

Это слово, произносимое на официальных, в особенности дипломатических, приемах. Исполненная известной приподнятости, а нередко и дружеских чувств, такая речь носит деловой и политический характер и редко отличается от социально-политического красноречия. Тост — часть фольклора, многовековое народное творение. В нем вполне допустимы даже некоторые похвальные преувеличения в оценках, уместны славословия, но тосту противопоказана какая бы то ни было критическая нота. Сердечные чувства, пожелания здоровья, добра и успехов во всем неизменно определяют интонацию такой застольной речи, являются ее атрибутом. Опытный тамада — мастер такой речи. Он всегда знает, что и когда, о ком и как сказать.

Его слово может быть подхвачено и продолжено другими. Бывают, конечно, и говоруны, колоритный тип которых вылепил А. Чехов в рассказе «Оратор» 1886 в образе Запойкина. Этот выпивоха обладал «редким талантом произносить экспромтом свадебные, юбилейные и похоронные речи». Но таких типов приличное общество своим тамадой не выберет, дан вряд ли захочет допустить к столу. Надгробная, или поминальная речь, посвященная ушедшему из жизни, всегда носит оценочный характер. Исполненная печали, а порою трагедийной интонации, такая речь всегда впечатляюща. В слове об ушедшем, как говорится в народе, принято «добром поминать». В старину у многих народов существовал обычай нанимать плакальщиц, чтобы как можно ярче выразить скорбь.

Этот древний обычай затем уступил во многих странах место слову, речи об усопшем. Всякое надгробное слово не только выражает печаль, но и содержит краткую характеристику скончавшегося человека, его свершений. Такие речи обязательно произносятся в тех случаях, когда скончавшийся оставил заметный след в общественной жизни, в науке, технике, искусстве своим трудолюбием и талантом. Слово, сказанное над гробом гениального человека, причем сказанное его верным другом факт. Причем сила эмоционального воздействия публичного слова нередко определяется как его объектом н конкретной ситуацией, так и тем, кто и как говорит. Богословско-церковные выступления Богословско-церковное красноречие также одно из древних, имеющее немалый опыт воздействия на массы. Мы говорим по преимуществу о христианской религии и особенно таких се наиболее влиятельных разновидностях, как православие и католицизм. Основным видом богословско-церковного красноречия является проповедь, неизменно исполненная веры, что она воплощает «абсолютную истину», хотя и не исключает раздумий слушателей над «смыслом жизни».

Само название правила имеет переносный смысл. Такое терминологическое наименование было дано знаменитым гением Возрождения Леонардо да Винчи, однако сущность данного правила известна еще со времен античности и прилагалась к творениям разных видов искусств, в первую очередь, пластических. Важно обратить внимание на то, что если оратор способен организовать внимание слушателей и подвести итоги выступления за более короткое время, нежели треть высказывания, его следует за это только поощрить. Данное правило устанавливает исключительно верхнюю черту, критический рубеж продолжительности вступления и заключения. Функциональная оправданность характеризуемой закономерности заключается в том, что на меньшем текстовом промежутке основной части, нежели две трети выступления, оратору сложно раскрыть содержание речи, которое окажется обедненным и недостаточно убедительным. В то же время излишне растянутое вступление или заключение вызывает усталость и нетерпение слушателей. Еще одной фундаментальной закономерностью построения речи является "фактор края" "эффект границы". Его сущность касается психологии восприятия и памяти в целом, сводясь к следующему: начало и конец любой последовательности запоминаются ярче, чем ее середина. В отношении ораторской речи это значит, что подготовка композиционного обрамления вступления и заключения требует особого внимания и тщательности. В теории и практике ораторского искусства на отмеченное обстоятельство обращалось внимание издавна. Неслучайно в черновиках Демосфена после его вынужденного самоубийства обнаружилось около 50 вариантов возможных вступлений к ораторским произведениям на различные темы. Эти предварительные заготовки составляли важнейший, драгоценный риторический фонд, предмет заботливого обдумывания, и должны были позволить найти такое начало даже импровизированной речи, которое бы захватило внимание слушателей и обеспечило нужную тональность их восприятия.

Урок 2. План выступления

Иная ситуация — выступление перед большой аудиторией. К выступающему в этом случае предъявляется требование хорошей дикции. Дикция — это четкое и ясное произношение слов. Если человек от природы не обладает хорошей дикцией, то, систематически работая над ней, можно добиться эффективных результатов. Один из приемов работы над дикцией — скороговорки. Благодаря им достигаются точность, чистота, ясность произношения в случаях трудных сочетаний согласных при любом темпе произношения. Пространство, место, в котором выступает оратор, также играют большую роль в эффективности речи. Если помещение большое, то речь должна быть медленнее, иначе аудитория может не все услышать. Нужно дать время для распространения звуковых волн в большом помещении.

Гимнастика для глаз. Практическая работа. Работа с тестами. Подведение итогов занятия. Закончи предложение: Мне ещё нужно поработать над… На занятии мне было… Тема. Процесс подготовки публичной речи: риторическая деятельность на этапе изобретения речи. Цели урока: создать условия для ознакомления учащихся с этапами подготовки публичной речи, с особенностями этапа выбора темы речи, для формирования орфографической зоркости, для воспитания интереса к теории языка. Словарный диктант правописание н и нн.

Объяснение новой темы Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства, и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственной сферы человека, она не способна производить сильное впечатление. Подготовка речи: выбор темы, цель речи Довольно часто перед публичными выступлениями люди испытывают чувство неуверенности, сильно волнуются, боятся встречи со слушателями. Это сказывается и на их физическом состоянии: одних охватывает нервная дрожь, другие краснеют или бледнеют, у третьих начинает дрожать голос и т. Известный русский издатель И. Сытин, к примеру, стеснялся даже самой маленькой аудитории. Как рассказывают современники, выступая с ответным словом на своем юбилее, он от волнения говорил сбивчиво и непоследовательно. А ведь он был образованнейшим человеком своего времени, гордостью русской культуры, прекрасным знатоком русского языка.

Не случайно появилось даже такое понятие, как "ораторская лихорадка". Единых рецептов избавления от нее не существует, хотя в методической литературе можно найти немало интересных советов и рекомендаций. Немецкий исследователь Отто Эрнст в книге "Слово предоставлено вам" называет причины возникновения скованности и страха перед публичным выступлением и предлагает пути их преодоления. Такой причиной, по его мнению, бывает чрезмерное погружение в собственные переживания. В этом случае автор рекомендует думать о деле, сконцентрировать внимание на содержании речи. Нередко ораторы просто недооценивают собственные возможности, поэтому им следует заставить себя поверить, что они хорошо подготовились к выступлению и могут сообщить слушателям нечто важное и полезное. Некоторые ораторы волнуются из-за недостатка опыта. Им Отто Эрнст адресует следующий совет: Наберитесь смелости и при удобном случае попросите слова; широко используйте возможности участия в различных дискуссиях: в кругу семьи после телепередач, в рабочем коллективе, на мероприятиях повышения профессиональной и политической подготовки и т.

Иногда ораторов смущает воспоминание о провале. Поскольку неудачи бывают и у опытных ораторов, следует смириться с мыслью, что какое-то из выступлений действительно может оказаться неудачным, и реагировать на это спокойно и рассудительно. Одним словом, оратору нужна хорошая психологическая подготовка. Он должен уметь определенным образом настроить себя перед выступлением, научиться управлять своими чувствами и настроением. Причиной тревожного состояния может стать и недостаточная подготовленность оратора к выступлению. Известный судебный деятель XIX века А. Кони писал по этому поводу: «Чтобы меньше волноваться перед выступлениями, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции.

Эффектный выход на публику Стиль, в котором Хеттиарахчи открывает свои выступления, чем-то похож на театральную постановку. Уже в начале его речей у сидящих в зале захватывает дыхание. На чемпионате мира по публичным выступлениям в 2014 году он выдержал время, чтобы вытащить красную розу из кармана своего пиджака, затем он использовал ее в качестве аналогии в своей речи. Оратор даже обратился к аудитории как к «цветку», подчеркивая ее положительное начало. Этот подход сразу вызвал симпатию у людей и привлек их внимание. Вовлечение аудитории с помощью вопросов и движения рук Хеттиарахчи дважды просит аудиторию поднять руки, чтобы ответить на его вопросы: «Поднимите руки, если …». Это один из простых, но эффективных способов заставить людей согласиться с вами или как-то отреагировать на обращение. Мотивируя аудиторию действовать, вы тем самым не даете ей скучать. Интересно, что спикер не использовал этот метод в начале своего выступления как и некоторые другие ораторы , чтобы привлечь внимание. Потому что это уже знак доверия. Упоминание родителей для установления эмоциональной связи У каждого человека есть родители. Оратор вспоминает их для того, чтобы установить опорные точки и затем поделиться с залом своей историей. Такая связь позволяет легче общаться со зрителями. Время для юмора Он не прибегает к дешевому фарсу, чтобы привлечь к себе внимание или заставить аудиторию рассмеяться.

Учитывайте, насколько публика расположена к вам. Это благодарные слушатели, которые хотят узнать больше о том, чем интересуются? Или людей нужно сначала убедить в важности темы? Сбор и анализ информации по теме. Вам всегда нужно знать больше, чем вы скажете. Так вы будете готовы к вопросам, почувствуете себя уверенно. Чем лучше вы владеете фактами, тем более полезным будет ваше публичное выступление и более интересной — дискуссия. Определение собственного образа. Какое впечатление вы хотите произвести? Каждый оратор — немного актер, продумайте собственный образ хотя бы на уровне общения. Если вы хотите произвести впечатление сверхкомпетентного знатока, одежда и стиль изложения должны быть соответствующие. Основной этап работы над публичным выступлением Для начала набросайте тезисы: информацию, которая обязательно должна быть в вашем публичном выступлении. Затем составьте план и распределите тезисы по пунктам плана. Заново просмотрите информацию, если это нужно. Не спешите, на подготовку хорошей речи нужно около 8 дней, поэтому не старайтесь сделать все за сутки. Конечно, бывает, что время поджимает, и 8 дней в запасе нет, но таких ситуаций следует избегать. Придерживаясь плана, напишите текст публичного выступления. Не редактируйте его сразу, отложите на время и займитесь другими делами. На следующий день возвращайтесь к речи и прочитайте ее вслух, желательно — перед кем-нибудь из близких. Безжалостно редактируйте все, что вам сложно прочесть на одном дыхании и то, что плохо воспринимается на слух. Проверьте все изложенные факты. В идеале перечитайте речь спустя некоторое время и отредактируйте ее еще раз. Прочитайте текст несколько раз, но не пытайтесь заучить свое публичное выступление наизусть. У вас в руках будет «шпаргалка», куда вы сможете подсматривать. Заученное наизусть звучит неестественно, лишает вас возможности живого диалога с публикой. Секреты публичных выступлений известных спикеров Учитесь у лучших, слушайте речи выдающихся людей, читайте их публицистику и делайте пометки, что можно взять на вооружение. Например, Наполеон перед началом каждого публичного выступления выдерживал долгую паузу. Хороший прием, чтобы заставить аудиторию ждать ваших слов с нетерпением, но работает не всегда. Джордж Вашингтон был внимательным к своему внешнему виду, и особенно тогда, когда выходил к публике. Ваша внешность действительно имеет не последнее значение, берите пример с Вашингтона. Дейл Карнеги любил начинать публичные выступления с истории — беспроигрышный способ заинтересовать слушателей. Найдите знаменитостей, которые вам нравятся, и проанализируйте их стиль. У каждого есть свои небольшие хитрости. Они не универсальные, но могут пригодиться. Если вы не профессиональный актер, окончивший школу художественного чтения, не читайте свое публичное выступление. В 99 случаях из 100 это звучит скучно и монотонно, складывается впечатление, что вы сами не знаете, о чем хотите говорить.

Диаграммы, рисунки, иллюстрации, фотографии, плакаты, различные предметы также предъявляются для подтверждения или пояснения основных положений выступления. Важно выбрать нужный размер наглядного пособия и исполнить его как можно красочней. Не следует уподобляться горе-ораторам, которые, показав аудитории рисунок или схему размером с листовку, горячо поясняют изображение, время от времени дразня слушателей словами: "Как видно на схеме... Наглядный материал предъявляется лишь тогда, когда он нужен. Нельзя развешивать плакаты заранее, как на защите диссертации, и следует тотчас убирать то, о чём уже сказано. Только тогда наглядные пособия будут вызывать нужный интерес. Высказывания авторитетных людей цитаты. Цитаты служат той же цели, что и прочий вспомогательный материал: подтверждают мысль, делают изложение более ярким и впечатляющим. Их тоже не должно быть слишком много, они нужны не для красного словца, а по "поводу". Меткие высказывания, удачные и уместные, оживляют выступление, вызывают симпатию к оратору. Основы искусства речи. Как уже отмечалось, подготовка к выступлению - дело не одного дня. Выписки на листочках удобно делать везде: на совещании, в ожидании встречи, в дороге... Сразу не запишешь - потом не вспомнить. Поэтому "пригвоздим" мысль или пример к бумаге, сверху листа напишем название вопроса, к которому нужно отнести запись, затем пронумеруем листок - через некоторое время сами будем удивляться тому, как много набралось материала, и встанет проблема его отбора, Начнутся муки творчества, но как же без них? Итак, после первого этапа подготовки к выступлению мы примерно представляем, что будем говорить. Построение выступления Мы должны ответить себе на вопрос: как построить выступление, если хотим облегчить слушателям восприятие материала. Это можно сделать, выбрав занимательный ход повествования или, если тема этого не позволяет, интересную последовательность изложения. Следует продумать композицию выступления - расположение материала и соотношение его отдельных частей. Психологически и логически оправдана трехкомпонентная структура выступления: вступление, основная часть и заключение. Вступление необходимо для установления контакта с аудиторией и подготовки слушателей к восприятию темы. Основное содержание вступления - введение в тему. В нем говорится о проблеме, которой посвящена тема, может прозвучать задача выступления, даются определения понятий, иногда сообщается план предстоящего разговора и т. Вот как начал свое выступление после небольшого зачина бывший посол Республики Беларусь в Иране: "Посол может покинуть страну в одном из трех случаев: первый - когда его отзывает правительство пославшей страны; второй - когда его высылает страна пребывания; третий - когда его убивают. За десять лет своей службы в Иране я мог оказаться во всех этих ситуациях и сейчас вам об этом расскажу". Естественно, слушатели с интересом ждали продолжения рассказа. При этом они усвоили главную мысль выступающего: профессия посла сложна и опасна. В основной части излагается сама тема. Композиция основной части должна отвечать логическому требованию последовательности см. Второй принцип композиции - усиление воздействия. Материал должен располагаться так, чтобы интерес слушателей постоянно нарастал. Третье требование к композиции - экономия средств: достичь цели выступления за минимальное время, привлекая лишь самый необходимый материал. Способ изложения темы зависит от ее содержания, цели выступления, вкуса оратора, специфики аудитории и других факторов. Здесь все дело в фантазии, вкусе, общей культуре оратора, который должен руководствоваться двумя принципами: 1. Минимальными средствами донести до слушателей основную идею выступления. Держать всё время слушателей в напряжении. Существуют следующие основные способы изложения: 1 ступенчатый - материал очередного вопроса базируется на предыдущем; 2 концентрический - рассмотрение данного явления со всех сторон; 3 спиральный - переход от общего, относительно поверхностного изложения вопроса к повторному, более детальному и глубокому анализу; 4 хронологический - рассмотрение процесса или явления в становлении; 5 логический - системно-структурный подход к явлению, без обращения к его истории; 6 дедуктивный - переход от общих положений к конкретной ситуации и вывод на основе этого; 7 индуктивный - переход от анализа фактов, явлений к обобщениям; 8 сравнение, сопоставление явлений, процессов или событий; 9 анализ проблемы. На практике эти способы изложения материала переплетаются, определяя композицию конкретного выступления. Монолог оратора легче воспринимается, если в нём используются различные приемы ведения речи: обзор, описание, информация, пересказ, повествование, характеристика, размышление, пример, цитирование, обоснование и т. Эти композиционные приемы различаются манерой и темпом речи, ее стилистической и эмоциональной окраской, глубиной изложения, характером связи с аудиторией. Особенно ценны те приемы изложения, которые способствуют непосредственному взаимодействию со слушателями: прямые и риторические вопросы; обращение к собравшимся; вопросно-ответный ход, когда оратор задает вопросы, на которые сам же отвечает. Интересен прием диалогизации, при котором выступающий имитирует диалог с воображаемым оппонентом: "Мне могут возразить... Хотя композиция выступления и приемы изложения материала продумываются заранее, надо быть готовым к тому, что в реальной ситуации, возможно, придется отказаться от домашних заготовок и ориентироваться на состояние слушателей: задать вопрос, привести пример и т. Один из показателей удачного построения выступления - сам характер материала. Если, к примеру, оратор говорит о чем-то совершенно новом для слушателей, такую речь будет трудно воспринимать и осмыслить. Сплошные теоретические выкладки утомляют слушателей, а выступление, перегруженное фактами, по словам Д. Менделеева который был замечательным лектором, много размышлял и даже экспериментировал в области ораторского искусства , напоминает костер, до того заваленный дровами, что он начинает затухать. Бывает, что выступающий все время "бьет по чувствам" собравшихся и в конце концов начинает их раздражать. Тот же, кто вовсе забывает, что перед ним живые люди и демонстрирует строго рациональный подход к проблеме, может вызвать неприязнь и скуку. Следует иметь чувство меры и при подборе фактов, примеров, направленности выводов. Негативная информация вызывает пессимистическое настроение, а одна лишь позитивная - недоверие слушателей. Гнеденко "Научно-технический процесс и математика". Ораторское искусство лектора. Одним словом, важно соблюдать композиционную соразмерность материала: разумно сочетать старое и новое, теоретический и практический материал, позитивную и негативную информацию, рациональное и эмоциональное в выступлении. Заключение придает завершенность повествованию. В нём делается обобщение сказанного, формулируются частные и общие выводы. Самые распространенные композиционные недочеты выступления: 1 нет вступления или оно слишком затянуто; 2 изложение не подчинено главной идее; 3 непоследовательно или неинтересно построено изложение; 4 используется всего один-два приема изложения; 5 несоразмерность материала выступления; 6 нет заключения или, наоборот, оратор никак не может остановиться, время от времени обнадеживая слушателей словами: "Заканчивая свое выступление... Окончательный план отражает внутреннюю структуру выступления, а композиция - его воплощение в написанной или прозвучавшей речи. Работа над текстом выступления Известный русский судебный оратор П. Пороховщиков П. Сергеич считал, что "не исписав... Работа над текстом необходима, если оратор неопытен или ему предстоит сложное выступление. Письменный текст позволяет упорядочить материал и лучше усвоить его, поработать над выразительностью речи. Это третий этап подготовки выступления. К написанию текста следует приступать, когда собран весь материал и составлен окончательный план выступления. При этом план и рассыпной конспект выполняют ту же роль, что для строителя чертеж дома и его блоки. Работая над текстом выступления, используйте слова и обороты устной речи. Да-да, устной, так как в аудитории вам предстоит говорить, а не читать. Вот и нужно писать текст так, чтобы каждая фраза отлично воспринималась на слух. Начинайте писать текст с введения в тему. Зная будущих слушателей, нетрудно представить, как их лучше подвести к теме.

интернет-магазин

Структура ораторской речи состоит из трёх частей: вступление, средняя часть (рассуждение) и заключение [6]. Во вступлении нужно постараться привлечь внимание слушателей, расположить к себе. В самом начале выступления следует поприветствовать аудиторию. Начав свою речь, во вступлении вы должны ввести слушателей в курс дела и обязательно представить тему сообщения или доклада. Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи (оратором) и имеет своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения, настроения и т.п.

Правила построения ораторской речи

В завершении речи он концентрирует пафос, поскольку решение требует волевого усилия. Независимо от того, что станет говорить ритор в начале речи, слова его будут восприниматься сквозь призму этической оценки; затем аудитория перейдет к оценке содержания и, наконец, свяжет завершение речи с побуждением к решению. Существуют различные способы построения речи или высказывания: как развитие сюжета экспозиция, завязка, кульминация, развязка ; как последовательное развитие мысли положение, причина, подобное, противоположное, пример, свидетельство ; как последовательность мотивов внимание, интерес, визуализация, действие ; как состав и последовательность речевых форм, уместных в начале, середине и конце высказывания. В каноническом представлении высказывание развертывается в следующих составе и последовательности частей: начало речи: вступление, предложение пропозиция , перечисление; середина речи: изложение, подтверждение, опровержение; завершение речи: рекапитуляция обобщение, вывод , побуждение. Высказывание, таким образом, представляет собой сложную конструкцию повторяющихся элементов, строение которых, в свою очередь, модифицируется в зависимости от их назначения, соседства и смысловой связи. Однако эта сложная конструкция сохраняет смысловое единство и соподчиненность элементов.

Чем сложнее высказывание, тем труднее сделать расположение ясным и прозрачным по смыслу, сохраняя единство его смыслового образа. Будучи относительно краткой, ораторская речь отличается особенно четким расположением. Этого требуют условия произнесения речи, когда высказывание нужно построить так, чтобы оно сохраняло качества импровизации, но допускало анализ и критику аргументации. Начало речи: вступление, пропозиция, разделение В начале речи представлены три части — вступление, предложение и разделение: Во вступлении предлагается основание обращения оратора к аудитории в данных обстоятельствах с данной речью. Предложение является началом речи, поскольку предложение — речь, свернутая до одной фразы, а при развертывании предложения раскрывается и содержание авторского замысла.

Разделение указывает содержание аргументации, которая будет развернута в дальнейшем, а также последовательность рассмотрения вопроса. Тем самым начало речи приобретает значение как словесная конструкция: оратор ориентирует аудиторию, указывая свою позицию, отношение к аудитории и ход предлагаемой аргументации. По правилам ведения диалога говорящий отвечает за ценность информации и уместность речи. Слушающий при этом отвечает за внимание к словам говорящего. Поэтому начало речи строится так, чтобы привлечь внимание слушателей к содержанию высказывания и тем самым облегчить им задачу: по началу речи можно судить о значимости ее содержания.

Характер вступления зависит от состава аудитории, ее настроения, обстановки, замысла речи и от состояния ритора, в особенности если речь устная. Интуиция, опыт, чувство такта играют здесь определяющую роль. Вступление часто импровизируется, и неудачная импровизация может испортить всю речь, но ритору помогает знание правил построения вступления. Во-первых, даже при неудавшемся вступлении, если оно кратко, интерес публики к оратору сохранится и ошибку можно исправить — впереди целая речь, в содержании которой обнаружатся качества ритора. Во-вторых, вступление должно быть умеренно энергичным: яркое вступление привлекает внимание и вызывает симпатию к оратору.

Однако если речь, в особенности устная, начинается слишком эмоционально, оратору может не хватить сил продолжать на том же эмоциональном уровне. От сильной эмоции аудитория быстро устает, а ритору нужно приберечь пафос к концу речи.

Например, широкой аудитории малопонятны или непонятны совсем цифровые данные об урожайности, надоях, количестве выработанных или затраченных энергоресурсов, спортивных рекордах и т. Поскольку редко кто может знать, какова урожайность, скажем, ржи или ячменя в средней полосе России и т. В аудитории, составленной из специалистов, цифрового материала может быть больше. Фоновые знания специалиста позволяют ему усваивать этот материал более быстро и легко. В некоторых случаях цифры следует округлять; так они лучше воспринимаются и запоминаются население Н.

Но округление нежелательно в сообщении о числе жертв, размере нанесенного ущерба; здесь округление может вызвать у слушателей чувство недоверия. При подготовке текста выступления отдельное, самостоятельное направление работы составляет работа с цитатами. Назначение цитаты может быть различным. Одни цитаты рассчитаны па эмоции; другие апеллируют к сознанию, убеждают приведенным фактическим материалом, третьи опираются на авторитет источника. Контакт с аудиторией Постоянный контакт с аудиторией — ключевая проблема ораторского выступления.

Сбивает со стандартного, стереотипного пути мышления и готовит к восприятию чего-то необычного. Строится, как и негативное, как бы в остросюжетном жанре, и слушателя до конца выступления держат в неведении о позитивном предложении оратора. Самое аморфное, зачастую включающее в себя остальные части выступления или вообще обходящееся без них. По форме похоже на позитивное та же декларативность , но в содержании отсутствует оформленный призыв, на него нет даже намека. Виды доказательства. Опирается на рациональное мышление, подводит аудиторию к правильность идеи 2. Приводится справочный материал, статистические данные, факты. Иногда правильность идеи удобно подтверждать путем ссылки на авторитеты Мысль оратора высказывается императивно. Опытный оратор при публичном выступлении, как правило, опирается на заранее заготовленные тезисы, в качестве подтверждения ценности и правильности своей позиции использует ссылки на мнение авторитетных личностей или организаций Заключение. Завершить свою речь оратор может как угодно и чем угодно, но важно помнить, что хорошее заключение может спасти положение даже при некоторых недостатках аргументации а, плохим заключением можно непоправимо испортить все впечатление от речи.

Это следствие отношения самого оратора к предмету речи. Эмоциональный ответ аудитории будет присутствовать, если говорящий: искренне заинтересован предметом повествования; убежден в достоверности, важности излагаемой информации; уважает слушателей, признает в них партнеров. Можно легко установить степень контакта — насколько оратор и его аудитория взаимодействуют. Обычно во время выступления в зале тихо. Однако эта тишина является вежливой или рабочей. В одной аудитории люди реагирует на слова оратора, выражают свое отношение к словам говорящего, боятся пропустить каждое слово. Об этом говорят их эмоциональные ответы на шутки, обращения, а также поза обычно она бывает сосредоточенной. В другом зале люди могут не слушать оратора, даже если внешне там также тихо. В такой общности слушатели не хотят мешать оратору, думая о своих заботах и делах. Поэтому тишина не является критерием оценки степени контакта выступающего с залом. Как добиться взаимопонимания со слушателями К основным факторам взаимопонимания относят: реакция слушателей на речь оратора смех, возгласы, аплодисменты ; уверенность оратора в собственной речи умеющий построить контакт со слушателями человек говорят четко, уверенно ; актуальность преподносимой информации ее новизна, понятность, важность, интерес ; личность говорящего имеет значение репутация оратора, степень его эрудированности и привлекательности, важно также, принципиальный ли он. Часто говорящему удается установить контакт только с долей зала. Данное внимание людей становится постоянным или переменным, устойчивым или неустойчивым. Всё зависит от специфики обсуждаемого вопроса, степени его актуальности и уровня подготовки публики. Для установки взаимопонимания с залом когда оратор и аудитория едины говорящий должен учитывать социальный статус и уровень развития аудитории. Аудитория Слушатели занимают ключевое положение в построении ораторского искусства и речи. При этом выступающий человек должен учитывать, что в самом начале его выступления слушатели не становятся аудиторией. Чтобы это произошло, он должен создать особую атмосферу, которая будет поддерживать людей в одном эмоциональном состоянии.

Руководство по подготовке и проведению успешного выступления

Структура ораторской речи состоит из трёх частей: вступление, средняя часть (рассуждение) и заключение [6]. Во вступлении нужно постараться привлечь внимание слушателей, расположить к себе. В самом начале выступления следует поприветствовать аудиторию. Начав свою речь, во вступлении вы должны ввести слушателей в курс дела и обязательно представить тему сообщения или доклада. Вступление – одна из композиционных частей публичного выступления, в которой подчеркиваются актуальность и значение темы для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Важнейшая особенность внезапного вступления — кризис: оратор, подхватывая и развивая эмоцию аудитории, добивается ее кульминации, после которой аудитория, расплескав значительную часть возбуждения, становится более пластичной и направляется в нужное русло. Основная часть включает в себя изложение, аргументацию и опровержение. В изложении более подробно, чем в завязке, рассматривается основной тезис речи, а в аргументации обосновывается точка зрения выступающего с последующим убеждением слушателей. Ораторское искусство – вид словесного творчества, подобно поэзии или драматургии; высокая эмоциональность, передающаяся от оратора к аудитории, способность воздействовать как на одного, так и на множество слушателей; красота речи, выступления.

интернет-магазин

Тема, цель, задачи, стоящие перед оратором, и состав аудитории определяют общие принципы композиции: 1 принцип последовательности последующее должно вытекать из предшествующего и быть с ним соотносимо ; 2 принцип усиления значимость, вес, убедительность аргументов должны постепенно нарастать, самые сильные в конце рассуждения ; 3 принцип органического единства изложение должно вытекать из самого материала и намерений оратора ; 4 принцип экономии достижение поставленной цели рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств. Представления о композиции речи сводятся к наличию в ней начала, развёртывания и завершения, или вступления, основной части и заключения. Успех публичного выступления во многом зависит от того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию. Во вступлении подчёркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, кратко излагается история вопроса, формулируется цель выступления. Во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину. К распространённым приёмам привлечения внимания аудитории относятся интересные примеры, пословицы и поговорки, крылатые выражения, юмористические замечания, цитаты допускается и парадоксальное цитирование , рассказ о каких-либо значительных событиях, риторические вопросы и др. Каждое выступление требует своего, особого, начала в зависимости от темы, вида речи, состава аудитории, степени подготовленности и эмоционального настроя самого оратора. Наиболее ответственной является основная часть ораторской речи, в которой излагается суть вопроса, последовательно разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность.

В этой части выступления необходимо соблюдать логическую последовательность и стройность изложения материала, используя соответствующий метод преподнесения материала. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в риторических пособиях, активно используются ораторами. Укажем на часто используемые методы изложения материала в тексте. При индуктивном методе выступающий начинает речь с конкретного случая, затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Применяется в агитационных выступлениях. Дедуктивный метод изложение материала от общего к частному : оратор сначала выдвигает какие-то положения, затем разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Используется в выступлениях пропагандистского характера.

Сопоставление различных явлений, событий, фактов, хорошо известных слушателям, проводится методом аналогии, который помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию. Концентрический метод предусматривает расположение материала вокруг главной проблемы и переход от общего рассмотрения к более конкретному и углублённому его анализу. Последовательное изложение одного вопроса за другим достигается при использовании ступенчатого метода. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней. При историческом методе оратор излагает материал в хронологической последовательности, описывает и анализирует изменения, которые произошли в определённый исторический период.

Это также сфокусирует все внимание на докладчике. Правила подготовки публичного выступления должны предусмотреть все особенности любого рассказа или доклада. Устный рассказ должен быть заучен и, при этом, легко восприниматься слушателями. Именно поэтому требуется знать тему доклада досконально.

Также это важно при ответах на вопросы, которые могут возникнуть у зрителей при открытом докладе. Наиболее важным этапом является голосовое оформление. Именно от манеры говорить и голоса будет зависеть восприятие доклада. Если у рассказчика голос не отработан, то стоит пройти специальную подготовку в домашних условиях. Она включает в себя поэтапные действия: включение телевизора, магнитофона и радио; установка большой громкости; начать рассказывать, добиваясь того, что голос слышен; голос отрабатывается таким способом до тех пор, пока он не станет четким и перекрывающим шум. Манера отработки голоса должна привести к тому, что не обязательно будет повышать голос, так как твердость станет достаточной для привлечения внимания. Большой ошибкой является ставка при публичном выступлении на тему и качество доклада. Самым главным будет заставить себя слушать, так как в противоположном случае доклад любого качества является бессмысленным, это ораторское искусство. Монотонный рассказ — главный враг рассказчика.

Стоит учесть, что первые этапы подготовки любого типа должны быть разработаны и первоначально пройдены еще за пару недель до момента выступления. Даже экспромт должен быть заранее подготовлен. Только люди с огромным опытом могут избежать недочетов даже без подготовки. По каким принципам составляется план публичного выступления При составлении речи для выступления перед широкой публикой нужно придерживаться некоторых принципов: введение должно сразу же ввести в курс дела людей, сидящих в аудитории. Оно должно их заинтересовать и заставить слушать; основная часть должна быть самой информативной.

По форме похоже на позитивное та же декларативность , но в содержании отсутствует оформленный призыв, на него нет даже намека. Виды доказательства: 1.

Опирается на рациональное мышление, подводит аудиторию к правильность идеи 2. Приводится справочный материал, статистические данные, факты. Иногда правильность идеи удобно подтверждать путем ссылки на авторитеты Мысль оратора высказывается императивно. Опытный оратор при публичном выступлении, как правило, опирается на заранее заготовленные тезисы, в качестве подтверждения ценности и правильности своей позиции использует ссылки на мнение авторитетных личностей или организаций Вывод: Завершить свою речь оратор может как угодно и чем угодно, но важно помнить, что хорошее заключение может спасти положение даже при некоторых недостатках аргументации а, плохим заключением можно непоправимо испортить все впечатление от речи. По классической схеме ораторского искусства: 1.

Чтобы выступать перед публикой, им первым делом необходимо научиться произносить тексты в различных стилях. Для каждой публики нужен индивидуальный подход, поэтому выступающий должен уметь подстраиваться под настроение граждан и тематику выступления. Ораторское искусство имеет общие приемы и требования для чтения речей: начало монолога должно быть продуманным и четким. Публичные выступления должны начинаться ярко, броско и эффектно.

Это основа самопрезентации автора. Именно в самом начале речи закладывается внимание аудитории. Если вступление будет пресным и растянутым, то оратор рискует потерять большую часть внимания публики; наличие драмы. Присутствие драматичных моментов в речи — обязательное условие для любого выступления. Этот речевой элемент поможет заинтересовать аудиторию, привлечь ее внимания, пробудить интерес; эмоциональность. Публичные выступления непрерывно связаны с эмоциональностью. Оратор не должен читать речь пресно, сухо, невыразительно. Так публика быстро потеряет к нему интерес, а сам выступающий не почувствует обратной связи. Чтобы завоевать внимание слушателей, оратору нужно показать свое переживание.

Эмоциональность автора — это его самопрезентация и авторитет перед публикой; краткость. Краткая речь лучше воспринимается аудиторией. Люди не задерживают свое внимание на долгих и размытых речах. Чтобы выступать перед публикой, оратор должен уметь составлять четкие и грамотные речи, наполненные смыслом и лишенные лишней информации. Выступающим нужно помнить о таком выражении, как «Краткость — сестра таланта»; разговорная речь. Для лучшего восприятия представленной информации и создания эффектной самопрезентации необходимо не забывать об элементах разговорной речи. Они помогают создать беседу между автором и слушающими людьми во время публичного выступления. Разговорная речь дает возможность публике лучше воспринять представленные данные. Оратору не рекомендовано считывать текст с листка, наполнять речь непонятными и малознакомыми терминами, а также использовать большое количество иностранных слов.

Публичные выступления должны завершаться четкой и броской концовкой. Ее также нужно тщательно продумать. Завершающая часть программы должна также быть яркой, краткой и лаконичной как и вступление , чтобы слушатели сделали для себя определенные выводы. Для произношения концовки речи необходимо подбирать правильную интонацию голоса. Правила выступлений перед публикой Публичные выступления включают в себя ряд определенных правил, помогающих ораторам достичь продуктивного результата и улучшить свои речевые навыки.

Ораторские выступления — история, приемы и маленькие секреты

Завершающая часть выступления – заключение – в значительной мере определяет эффективность речи. Известно, что в процессе восприятия речи действует «закон края», т.е. запоминается то, что излагается в начале и в конце сообщения. Частичный повтор и рафинирование (обобщение) используется для краткой ориентации слушателя в ранее изложенном материале, например, перед переходом к новой части выступления. Это обобщающий повтор, в виде нескольких точных кратких высказываний. Главные советы из книги Джеймса Хьюмса «Секреты великих ораторов» для тех, кто хочет постичь ораторское искусство и завораживать своими речами. Необходимо соблюдать регламент выступления, ценить время аудитории и спикеров, выступающих после вас. Если для выступления вам выделили 40 минут, то постарайтесь уложиться в 30-35 минут, придерживайтесь расписания, уважайте своих слушателей и коллег.

интернет-магазин

Подготовка речи | Учебные материалы Целостность ораторской речи заключается в единстве ее темы — главной мысли выступления, основной проблемы, поставленной в нем, — и смысловых частей разной структуры и протяженности.
Структура ораторской речи Если вы достаточно опытный оратор, можете во вступлении к основной речи поиграть на чувствах аудитории, начав с рассказа о том, какие эмоции у вас вызывает событие, которое недавно всколыхнуло все человечество, страну или, на худой конец, город.
Убеждающая речь: 6 особенностей ораторского искусства - Саморазвитие Задача вступительной части заключается в том, чтобы привлечь внимание слушателей, установить контакт с аудиторией, создать благоприятные условия для восприятия речи, подготовить слушателей к принятию основных положений и выводов оратора.
Риторика. Искусство публичного выступления Публичное выступление – это общественное мероприятие, в ходе которого выступающий (оратор) доносит до слушателей некую информацию.
Мастерство публичной речи (основы оратории) Целостность ораторской речи заключается в единстве ее темы — главной мысли выступления, основной проблемы, поставленной в нем, — и смысловых частей разной структуры и протяженности.

Структура публичного выступления: готовый план этапов успешного спича

Не вдаваясь в детали, идеальный план публичного выступления является идеальным, потому что учитывает основные смысловые акценты, которые слушатели делают во время речи. Именно слушатели, а не сам оратор. Тезисная форма – скелет выступления, его краткий сюжет, в котором фиксируются основные мысли оратора, подлежащие в дальнейшем более полному раскрытию уже во время произнесения речи. Тезисная форма – скелет выступления, его краткий сюжет, в котором фиксируются основные мысли оратора, подлежащие в дальнейшем более полному раскрытию уже во время произнесения речи. Не вдаваясь в детали, идеальный план публичного выступления является идеальным, потому что учитывает основные смысловые акценты, которые слушатели делают во время речи. Именно слушатели, а не сам оратор.

Роль вступления и заключения публичного выступления. Вспомогательный материал.

Не вдаваясь в детали, идеальный план публичного выступления является идеальным, потому что учитывает основные смысловые акценты, которые слушатели делают во время речи. Именно слушатели, а не сам оратор. Основная часть. В основной части оратор поднимает актуальность темы и раскрывает ее. На этом этапе составления плана прописывается последовательность изложения информации, которая помогает сделать речь логичной и понятной. 3. Способ побуждения к размышлению. Выгодным началом выступления также может стать прием, позволяющий оратору сразу придать импульс мыслительной активности слушателей, задав им интересную задачку для размышления.

Композиция публичного выступления

Опровергает какую-либо мысль, идею или концепцию безальтернативно 3. Не навязывает слушателям, какую-то конкретную позицию, а предлагает вместе исследовать факты или обдумать суть происходящих собы-тий. Но материал подобран так, что уже с самого начала у аудитории возникает определенное и нужное, выступающему, мнение 4. Озадачивает аудиторию.

Сбивает со стандартного, стерео-типного пути мышления и готовит к восприятию чего-то необычного. Строится, как и негативное, как бы в остросюжетном жанре, и слушателя до конца выступления держат в неведенье о позитивном предложении оратора. Самое аморфное, зачастую включающее в себя остальные части выступления или вообще обходящееся без них.

Истории нравятся всем. К примеру, спикер делает доклад по техникам продаж. Начать стоит, например, так: «Недавно произошел забавный случай. Я зашел в магазин электроники присмотреть новый видеорегистратор. Ко мне подошел продавец-консультант и удивил меня таким вопросом…». Привязать историю можно к любой теме.

Желательно, чтобы она была реальная, но и полет фантазии не возбраняется. Другой инструмент опытного оратора — юмор. Шутка или анекдот по теме — способ разрядить обстановку, заставить зрителя улыбнуться. Это повышает доверие к выступающему, вызывает симпатию. У меня есть примерный ответ, и он вас удивит». Пресловутая тема экологии, да и любая другая, может быть поднята именно таким способом — риторическим вопросом к аудитории.

После вопроса выдержите краткую паузу, чтобы зритель его осознал и с интересом ждал продолжения. Столкновения точек зрения Приведение разных точек зрения на проблему — хороший способ заставить слушателей задуматься. Многие вопросы нельзя трактовать однозначно, их рассматривают с разных позиций. Скажем, идет доклад на тему смертной казни. Приведите аргументы сначала с точки зрения закона и правопорядка, затем обратиться к морально-этической стороне вопроса. Факты и статистика «Знаете ли вы, что в среднем пять лет своей жизни вы тратите на прием пищи?

Таким способом можно начать выступление на тему питания, диет, ЗОЖ. Людям нравятся интересные факты и точные данные.

У вас в руках будет «шпаргалка», куда вы сможете подсматривать. Заученное наизусть звучит неестественно, лишает вас возможности живого диалога с публикой. Секреты публичных выступлений известных спикеров Учитесь у лучших, слушайте речи выдающихся людей, читайте их публицистику и делайте пометки, что можно взять на вооружение. Например, Наполеон перед началом каждого публичного выступления выдерживал долгую паузу. Хороший прием, чтобы заставить аудиторию ждать ваших слов с нетерпением, но работает не всегда. Джордж Вашингтон был внимательным к своему внешнему виду, и особенно тогда, когда выходил к публике. Ваша внешность действительно имеет не последнее значение, берите пример с Вашингтона.

Дейл Карнеги любил начинать публичные выступления с истории — беспроигрышный способ заинтересовать слушателей. Найдите знаменитостей, которые вам нравятся, и проанализируйте их стиль. У каждого есть свои небольшие хитрости. Они не универсальные, но могут пригодиться. Если вы не профессиональный актер, окончивший школу художественного чтения, не читайте свое публичное выступление. В 99 случаях из 100 это звучит скучно и монотонно, складывается впечатление, что вы сами не знаете, о чем хотите говорить. Заглядывайте в записи, сверяйтесь с ними, но не бубните написанный текст как школьник. Это касается интонации и общего стиля изложения. Разбавляйте публичное выступление юмором, паузами, выделяйте главное при помощи интонаций.

Это проблема не только самоуверенных, но и неуверенных в себе людей, старающихся спрятать свой страх публичного выступления за маской снисходительности. Всегда держитесь с аудиторией на равных! Неподвижность или, наоборот, слишком много суетливых движений. Держитесь естественно, не зажимайтесь и не проявляйте нервозность жестами. Извинения и оправдания. Новичкам дискомфортно, многие постоянно извиняются за себя, свою дикцию, неопытность и сотни других вещей. Не оправдывайтесь: вы не обязаны этого делать, даже если шепелявите и потеряли пару страниц из подготовленного публичного выступления. Неумение импровизировать. Многие начинающие ораторы, как роботы, произносят заранее заготовленный текст.

Даже если реакция публики негативная, их поправляют или задают вопросы. Из-за этого создается впечатление, будто выступающему наплевать на слушателей. Непроверенные факты. Не употребляйте не до конца понятных слов, не приводите непроверенные факты. Ошибки в произношении. Если не уверены, как правильно произносится слово, проверьте в словаре и расставьте ударения прямо в тексте публичного выступления. Отсутствие пауз. Не частите, давайте слушателям время переварить информацию, выделяйте важные тезисы паузами. Шутки на грани фола.

Некоторые ораторы слишком близко к сердцу принимают совет разбавлять публичное выступление юмором. Не шутите на потенциально опасные темы, юмор не должен задевать чувства слушателей.

Главная » Справочник » Педагогическая риторика » Особенности ораторской речи Особенности ораторской речи Любая публичная речь произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия убеждения, внушения, призыва к действию. Обычно она представляет собой монологическую речь, рассчитанную на пассивное восприятие и не предполагающую ответной словесной реакции. Оратор всегда стремится преодолеть пассивность восприятия адресата и вовлечь его в активную мыслительную деятельность. В идеале ораторская речь — двусторонний процесс, это всегда диалог на уровне мышления. В учительской речи убеждающая речь, объяснительный монолог — это особый процесс взаимодействия между учителем и учеником. Признаки ораторской речи: наличие «обратной связи». Учитель должен наблюдать за поведением аудитории, улавливать ее настроение по реакции на свои слова, корректировать речь, то есть устанавливать контакт со слушателями; устная форма общения. Для учителя-оратора важно так построить публичное выступление, чтобы содержание его речи было понятно слушателям; сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением.

Учительская речь тщательно готовится. Подготовленная речь — это, по сути, книжная речь. Но, стоя перед классом, учитель должен не просто прочитать текст рукописи, но и произнести его — в этот момент и появляются элементы разговорной речи. Чем опытнее учитель, тем искуснее он переходит от книжно-письменной формы речи к живой; использование различных средств общения лингвистических и паралингвистических. В современной литературе по ораторскому искусству выделяются два типа ораторов: те, для кого основное средство ораторского искусства — логика рассуждений, и те, которые воздействуют на слушателей эмоционально. Речь каждого оратора должна быть логичной и эмоциональной.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий