Сравнительный анализ директивного и индикативного планирования в систематизированном виде

Директивное планирование. Скачать презентацию Индикативное и директивное планирование 15 -ГУ-7 А Скачать презентацию Индикативное и директивное. Формы планирования: директивное, индикативное, стратегическое Индикативное планирование — это процесс. Государственное индикативное планирование в качестве метода управления экономикой представляет собой систему мероприятий по составлению прогнозов и планов, расчету макроэкономических показателей за конкретный временной период.

Директивное и индикативное планирование. П

3.Индикативное и директивное планирование Сущность директивного планирования заключается в том, что до хозяйствующих субъектов из единого планового центра доводятся планы работы, утверждаются цены, прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт.
Директивное и индикативное планирование в экономике Директивное и индикативное планирование в идеале используются в течение относительно непродолжительного времени.
В системе государственного регулирования экономики Различия директивного и индикативного планирования. реферат. по дисциплине: «Планирование и прогнозирование».

Директивное экономическое планирование

В ситуациях, когда рыночная экономика находится в состоянии глубокого экономического кризиса, выход из него, как показывает практика, невозможен без использования элементов директивного планирования. Это подтверждает опыт многих государств, экономика которых находилась в кризисном состоянии и выводилась из него с применением элементов директивного планирования. Правовой основой индикативного планирования в Украине является принятый 23. Процесс планирования представляет собою расчет, позволяющий максимально точно, а, следовательно, научно-обоснованно предугадать целесообразность социально-экономического развития на предстоящий будущий период. Результатом такого расчета является документ, именуемый индикативным планом. В указанном выше законе отмечается,что программа экономического и социального развития Украины — это документ, в котором определяются цели и приоритеты экономического и социального развития, средства и пути их достижения, формируется взаимосогласованная и комплексная система мер органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, направленных на эффективное решение проблем экономического и социального развития, достижение стабильного экономического роста, а также характеризуются ожидаемые изменения в состоянии экономики и социальной сферы [3, с. Задачи индикативного плана: определение основных ориентиров, характеризующих масштабы, пропорции и конечные цели развития общественного производства; направление и координирование решений, которые будут приниматься самостоятельно на предприятиях и предпринимателями. Не сковывая инициативы предпринимательства, индикативные планы помогают наметить общий курс управления предприятиями, информируя их о потенциальном спросе, положении дел в смежных отраслях, состоянии рынка.

Показатели индикативного плана носят рекомендательно-ориентирующий характер. Они не являются адресными а тем более принудительными , они лишь информируют общественность и деловые круги о предполагаемой общей картине состояния экономики в предстоящем периоде. В Украине опыт разработки индикативных планов на государственном уровне не столь велик, как в других странах с рыночной экономикой. Известно, например, что во Франции и в Японии общенациональные индикативные планы экономического развития составляются в течение всего послевоенного периода и им придается большое значение в процессе управления экономикой.

Прогнозирование — деятельность участников стратегического планирования по разработке научно-обоснованных представлений о рисках социально-экономического развития, об угрозах национальной безопасности страны, о направлениях, результатах и показателях социально-экономического развития России, субъектов и муниципальных образований. Планирование предполагает разработку и реализацию основных направлений деятельности Правительства РФ, планов деятельности федеральных органов власти и иных планов в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности. Под программированием понимается деятельность по разработке и реализации государственных и муниципальных программ. Стратегическое планирование определяет главные приоритеты развития экономической системы страны, путь, по которому будет двигаться общество, ведущая роль в достижении цели отводится государству. Программирование определяет комплекс целевых ориентиров социально-экономического развития, прогнозирование на основе научных предпосылок выявляет проблемы и служит начальным этапом для разработки документов планирования: программ, основных направлений деятельности, планов и т.

Прогнозы разрабатываются в нескольких вариантах с учетом влияния внутренних и внешних факторов например, оптимистический, базовый, пессимистический. На правительственном уровне прогнозы разрабатывает Минэкономразвития, в научной сфере — Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук. При контроле реализации документов стратегического планирования должна проводиться оценка результативности и эффективности принятых решений; оценка достижения целей социально-экономического развития; оценка влияния внутренних и внешних условий на плановый и фактический уровни достижения целей социально-экономического развития, а также предложения по повышению эффективности функционирования системы стратегического планирования. Важность стратегического планирования была отмечена в послании Президента Федеральному Собранию в декабре 2012 года. Ранее уже были приняты Федеральный закон о государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ 1995 г. Российские ученые предлагают различные подходы к организации планирования. Так, например, Бузгалин А. Условие — рыночно-капиталистическая экономика. Ученые так определяют масштаб селективного планирования: меньше, чем «советский» план, и принципиально больше, чем индикативный план.

Координатором этого процесса видится специальная структура — Госплан XXI века. Академик Полтерович А. Предлагается создание нового органа — Федерального агентства по интерактивному планированию. Результативно применяется такая прогнозная практика как форсайт в переводе с английского — «видение, будущее». Форсайт, по определению Б. Мартина, — это систематические попытки оценить долгосрочные перспективы в социально-экономической сфере для определения стратегического направления исследования и новые технологии, которые способны принести наибольшие социально-экономические блага [6].

Индикативное планирование. Индикативное планирование — «механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее госрегулирование с рыночным и нерыночным регулированием, основанный на разработке системы показателей индикаторов социально-экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо-, и микроуровне, налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана под негосударственными носителями экономического управления понимаются институты местного самоуправления, управленческие органы корпораций, финансово- промышленных групп и других хозяйствующих единиц, саморегулируемые организации участников рынков, и т. Индикативное планирование является основным методом воздействия на функционирование рыночной экономики. Оно призвано обеспечить решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых только рыночными методами невозможно или затруднено. Это форма взаимодействия всех звеньев системы федеральных органов управления как между собой, так и с региональными органами. Индикативные планы органично и взаимосвязанно соединяют в едином документе концепции социально-экономического развития; прогнозы функционирования экономики; государственные программы; экономические регуляторы. Индикативное планирование является продолжением и развитием прогнозирования. Являясь наиболее распространенной во всем мире формой государственного планирования макроэкономического развития, индикативное планирование представляет собой совокупность процессов формирования системы параметров индикаторов , характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, а также разработку системы мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленного уровня индикаторов. Основная функция индикативного плана — координация действий равноправных хозяйствующих субъектов. Информирование, ориентация, стимулирование хозяйствующих субъектов на выполнение заданий плана в тех или иных формах составляет основу и директивного планирования. Главное содержание индикативного планирования заключается в обосновании целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально- экономической политики и является действенной формой организации взаимодействия всех звеньев системы федеральных органов управления как между собой, так и с региональными органами управления. Индикативные планы позволяют органично соединить в едином документе концепции социально-экономической политики государства, прогнозы функционирования экономики, государственные программы, систему экономических регуляторов, поставки для государственных нужд, объемы государственных капитальных вложений и др. Индикативный план содержит ограниченное число обязательных заданий, он носит в значительной мере направляющий, рекомендательный характер и позволяет обеспечить решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых чисто рыночными методами без мер государственного воздействия затруднительно, а иногда и невозможно. В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики; состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения; состояние рынка товаров и ценных бумаг, валютного рынка; движение цен; занятость, уровень жизни населения внешнеэкономические связи и т. Взаимоувязанная и сбалансированная система показателей дополняется мерами государственного воздействия, в числе которых используются бюджетные средства, нормы амортизации, процент за кредит, налоги, таможенные пошлины, лицензии и квоты, государственные заказы и др. В систему индикативного планирования вписывается и деятельность предприятий, так как индикативные планы составляются с целью помочь различным хозяйствующим субъектам ориентироваться при разработке собственных планов, исходя из показателей государственного индикативного плана. Индикативное планирование позволяет хозяйствующим субъектам, принимать самостоятельные решения, действовать наилучшим образом в своих и общественных интересах. Отсюда вытекает одна из главных задач — создание организационных и экономических условий для формирования и свободного функционирования рынка товаров, капиталов, рабочей силы в стране, а также выгодных внешних экономических связей. В их числе — централизованные финансовые и валютные средства и кредиты, налоговые рычаги, система амортизации, таможенные пошлины, лицензии и квоты, объемы поставок продукции для государственных нужд, определение условий функционирования государственных предприятий. Таким образом, непосредственная вовлеченность в плановый процесс всех хозяйствующих субъектов на основе равноправного взаимодействия государственных органов управления и всех хозяйствующих субъектов отличает индикативное планирование от директивного. Индикативное планирование выступает одновременно и средством государственного регулирования экономики, и средством ее саморегулирования, корректируя как дефекты рыночного механизма, так и изъяны прямого государственного вмешательства в воспроизводственные процессы. В своем развитии индикативное планирование прошло через формы соответствующие различным этапам государственного регулирования экономики. Исторически первой формой индикативного планирования является конъюнктурная, предполагающая усиление влияния бюджета на темпы и пропорции экономического роста. Как было рассмотрено, народнохозяйственный прогноз и бюджет образуют единую систему, состоящую из прогнозных и бюджетных показателей, причем исполнение последних обязательно. Процедурой разработки бюджетно-прогнозных документов обеспечивается их взаимоувязанность и адекватность реальным экономическим процессам, они и составляют макроплан, в котором бюджетные показатели имеют директивный, а остальные — прогнозно-информационный характер. Таким образом, индикативное и директивное планирование не антиподы и только их научно обоснованное сочетание позволяет повысить эффективность макроэкономического регулирования. Планирование бюджета нормативным методом. Нормативный метод — один из способов обоснования и разработки прогнозных и плановых решений. Он основан на разработке и использовании системы норм и нормативов.

Оно используется тогда, когда только рыночных механизмов без государственного вмешательства крайне недостаточно. Особенности схемы Рекомендательное индикативное планирование представляет собой процесс формирования комплекса показателей, посредством которых характеризуется развитие и общее состояние народнохозяйственного сектора. Эти параметры соответствуют государственной политике и предполагают определенные меры правительственного воздействия на процессы. Индикаторами развития являются показатели, отражающие эффективность, структуру и динамику хозяйственной сферы, состояние и характер обращения финансов, рынка ценных бумаг и товаров, качество жизни граждан, уровень взаимодействия с зарубежными торговыми партнерами и пр. Внутренне сбалансированный комплекс этих параметров позволяет получить количественную оценку государственной деятельности в социально-хозяйственной сфере, на реализацию которой ориентируются меры госрегулирования. Суть индикативного планирования заключается в обосновании задач, целей, методов и направлений политики государства. Оно выступает в качестве эффективной формы взаимодействия всех федеральных институтов управления как друг с другом, так и с региональными представительствами в интересах развития хозяйственного сектора и отдельных его компонентов. Роль индикативного планирования состоит в непосредственном указании участков, в которые необходимо вмешаться государству в строго определенных случаях. Власть не воздействует прямо на предприятия, однако крупные компании заинтересованы в сотрудничестве с правительством, поскольку нуждаются в поддержке при привлечении зарубежных инвестиций, продвижении своей продукции на мировые рынки и пр. Индикативные планы не сковывают инициативу бизнеса. Вместе с этим они позволяют наметить единый курс управления фирмами, проинформировать предприятия о потенциальном спросе, ситуации в смежных отраслях, положении дел на рынке труда и так далее. Без планирования невозможно обосновать инвестиции. Разработанные программы оказывают влияние на государственные расходы. Планирование позволяет органично соединять социально-экономические концепции, прогнозы состояния хозяйственной сферы, комплекс регуляторов, объемы федеральных капвложений, поставки для госнужд, вопросы управления госпредприятиями. Эффективность Индикативное планирование базируется на приоритетах, под которые формируются стимулирующие механизмы. На этапе перехода к рыночным отношениям оно выступает как объективное и закономерное продолжение и развитие прогнозного процесса. Это обуславливается тем, что в последний входит достаточно много компонентов. Кроме, собственно, самого прогноза, в процесс анализа включены госпрограммы, комплекс регуляторов, поставки для госнужд, объемы федеральных капвложений и пр. То есть, процедура анализа выходит за рамки обычного предвидения ситуаций. Эффективность индикативных планов доказана международной практикой. В особенности результативными стали схемы в Японии и Франции. Опираясь на правительственный сектор, они придают ускорение темпам развития национальной экономики. Долгосрочные перспективы Директивное и индикативное планирование в идеале используются в течение относительно непродолжительного времени. На долгосрочную перспективу направлены стратегические программы. Этот вид планирования предполагает установление конкретных целей, формирование и выделение средств, которые необходимы для их достижения. В данном случае в качестве основной задачи выступает установление правильного соотношения между элементами. Стратегические цели касаются удовлетворения нужд людей. На формирование потребностей влияние оказывают как внешние, так и внутренние факторы. При ограниченности ресурсов, что характерно для любой страны, выбор ключевых целей сопровождается расстановкой приоритетов. Специфика стратегических программ В качестве отличительных черт данной формы планирования следует выделить: Формирование целей, обладающих определяющим значением для народнохозяйственного комплекса. Ресурсное обеспечение реализации задач. Учет воздействия внутренних и внешних условий. Цель стратегических программ заключается в формировании достаточного потенциала для предстоящего успешного развития народнохозяйственного комплекса. Реализация программ осуществляется в течение разного времени. В зависимости от периода действия выделяют долгосрочные рассчитанные на 10 и более лет , среднесрочные 5 лет и текущие годовые схемы. На практике применяются все указанные разновидности планов. Это обеспечивает преемственность программ и достижение разноудаленных по времени целей. Особенности программирования В процессе перехода к рыночным отношениям процесс планирования претерпевает различные изменения. Его разновидностью является программирование, в задачи которого включается обеспечение решений ключевых вопросов , касающихся экологических, социальных, научно-технических, отраслевых, региональных и прочих проблем. Этот процесс необходим для формирования комплексного подхода и целенаправленного распределения ресурсов.

Директивное и индикативное планирование. П

Форсайт ориентирован на человеческий фактор, на экспертные оценки. В японских форсайт проектах участвуют до 2 тыс. Этот инструмент может использоваться как органами власти, наукой, так и бизнесом. Примером форсайт-метода является построение «дорожных карт», в последнее время они широко вошли в российскую практику. Теоретический анализ и исследования отечественного и мирового опыта показывает высокую результативность такого инструмента государственного воздействия, как индикативное планирование [3, 4, 5]. Индикативные планы стали масштабно применяться в 1960-е годы во многих странах Скандинавские страны, Франция, Индия, Южная Корея, Япония, а также в некоторых странах Латинской Америки, а уже в новом веке — в Китае. Основным понятием индикативного планирования является «индикатор» — параметр, который определяет границы, в пределах которых система, включающая в себя технологические связи, организационные механизмы, а также материальные и финансовые потоки, будет работать и развиваться для претворения в жизнь общенациональной цели [9]. Примером такого индикатора может служить поставленная в 2003 году задача по удвоению ВВП за 10 лет. Индикатор задает вектор развития системы и сигнализирует о достижении критических показателей или не достижении целевого значения.

В этом случае необходимо принимать управленческие решения и корректировать стратегию. Индикаторами могут быть показатели динамики, эффективности экономики и структуры, состояния уровня жизни населения и другие. Возможность концентрации ресурсов для достижения стратегических планов и обеспечение сбалансированности экономики являются главными функциями индикативного планирования. Можно привести индикативные показатели, предусмотренные «майскими» указами президента или в концепции долгосрочного социально-экономического развития. В концепции, например, предложено около 100 индикаторов. В настоящее время имеется около 350 нормативных документов стратегического планирования разных уровней власти и отраслей. В 2014-2015 годах были приняты 16 государственных и федеральных целевых программ о развитии образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, обеспечении жильем, развитие культуры и туризма и другие. Для России использование опыта индикативного планирования и активной промышленной политики актуально в той мере, в какой мы собираемся решать задачи структурной перестройки экономики в пользу высокотехнологического производства, образования, науки, здравоохранения, культуры [2].

Из инструментов индикативного планирования в российской практике применяются программирование, бюджетирование, ориентированное на результат БОР , и государственные закупки контрактная система. Программно-целевой метод формирования бюджетов в 2013 году приняты поправки в Бюджетный кодекс о формировании бюджетов на основе государственных программ превращает государственные и муниципальные программы в ключевой инструмент бюджетирования. Внедрение программно-целевых методов в бюджетный процесс осуществляется посредством принятия государственных муниципальных программ.

Но пока она не работает. На практике реализуются только три региональные программы — по Дальнему Востоку, Северному Кавказу и Калининградской области. Федеральная власть тем самым демонстрирует всему миру, что Россия не забыла про эти регионы. За все федеральные программы отвечает Министерство экономического развития. Количество российских федеральных целевых программ в период с 1995 по 2000 г.

Из них в 2000 г. На 2010 год реализуется 53 федеральных целевых программ. Из федерального бюджета на эти цели выделено 762,7 млрд. Остальные средства были привлечены за счет бюджетов регионов, привлечения инвестиций и кредитов. Необходимо отметить, что значительная часть общенациональных целевых программ оказалась не слишком успешной. Под российские целевые программы средства обозначаются, а не выделяются. В результате многие программы остаются только на бумаге. Отчасти по этой причине наблюдается переориентация с целевых программ внедрения тех или иных технологий на программы, ориентированные на спрос и предложение, а также на показательные проекты как национального, так и международного уровня.

Селективная поддержка науки и технологий в форме долгосрочных целевых программ требует создания отлаженного экономического механизма, которого пока нет. Федеральные целевые программы реализуются через государственные заказы и контракты. Госзаказы обычно достаются крупным предприятиям, преимущественно оборонного комплекса. Их также получают крупные предприятия для производства новых изделий, осуществления программ НИОКР и инженерно-строительных работ. Мелкие фирмы такие привилегии не получают. В России госзаказы выделяются ежегодно и финансируются преимущественно из федерального бюджета. Но ассигнования обозначаются, а выделяются не всегда и не полностью, что порождает цепную реакцию неплатежей в народном хозяйстве. Один рубль, невыплаченный из федерального бюджета исполнителям госзаказа, автоматически вызывает 6—7 рублей неплатежей.

В ходе индикативного планирования разрабатывается концепция, которая включает стратегию развития и основные направления развития предприятия. В процессе анализа оценивают производственный и финансовый потенциал предприятия, выявляют положительные и отрицательные стороны развития. Факторы их определяющие с целью получения максимально возможных производственных результатов.

Основой данного вида планирования ожидаемо является индикатор. Это доступная к наблюдению и измерению экономическая характеристика объекта изучения, которая позволяет делать выводы относительно других его свойств, которые недоступны исследованию об индексах экономических изменений, налоговых ставках, уровне прибыльности и так далее.

Для индуктивного планирования характерны два главных признака: Планирование может рассматриваться в качестве особой формы общественной деятельности или... Таким образом, системы директивного и индикативного планирования противоположны по своей сути. Индикативная система имеет исключительно рекомендательный, а не указательный характер, с целью информирования систем управления субъектами экономики о возможностях экономического потенциала. Опыт планирования индикаторами в развитых странах Вариант планирования посредством индикаторов - наиболее распространенный способ регулирования развития социально-экономического комплекса рыночной экономики. Индикативное планирование развития в областях экономики и социума представляет собой комплексный механизм координации деятельности и интересов таких субъектов рынка, как домохозяйства, предприятия и государство.

Подходы к планированию с точки зрения индикаторов В экономической науке выделяются разнообразные подходы к изучению процесса планирования индикаторами. Выделяют четыре основных формы индикативного планирования, которые активно применяются на практике в регулировании уже существующих и прогнозировании будущих рыночных процессов социально-экономического характера. Первый подход основан на соотнесении с макроэкономическим планированием при самостоятельности субъектов хозяйствования - предприятий. В условиях данной формы директивное и индуктивное планирование тесно переплетены. Например, деятельность китайских государственных предприятий осуществляется на основе абсолютной экономической самостоятельности и представляет собой макроэкономический вариант планирования, в основе которого наблюдается сочетание частного и государственного секторов при доминировании последнего.

Экономисты Китая утверждают, что, несмотря на схожесть по многим параметрам, планирование в Китае носит не директивный, а индикативный характер, при этом государственный сектор в ней преобладает. Второй подход сформирован исходя из того, что планирование индикаторами отвечает за мотивационные и информационно-ориентирующие функции. Индикативное планирование применяется государством в интересах всего общества. Происходит это при учитывании потребностей региональных экономик и активных рыночных субъектов. Разрабатываются планы развития экономики всего народного хозяйства страны, в него входит и частный сектор, устанавливаются совершенно точно определенные ориентиры хозяйствования.

Тем самым сущность индикативного планирования заключается в мотивированности заинтересованного участия отдельных предпринимателей и целых регионов в реализации планов, обладающих общественной ценностью. Этот подход к планированию распространен преимущественно развитых странах. К числу таких государств относится Япония. Характерно индикативное планирование для социально-экономического развития.

Директивное и индикативное планирование в экономике

Кроме разграничения директивного и индикативного планирования, широко применяется классификация планов по следующим критериям: 1) по временному горизонту планирования: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные (текущие); 2) по кругу решаемых проблем. Таким образом, государство с помощью индикативного планирования мотивирует заинтересованное участие, как предпринимателей всех форм собственности, так и регионов страны в реализации планов, важных для общества. Виды планирования можно классифицировать по следующим признакам. Индикативное и директивное планирование, планирование бюджета нормативным методом (стр. 1 из 3).

Индикативное планирование как метод государственного регулирования экономики

Глава 2. Анализ механизма реализации индикативного плана. Индикативное планирование является основным рабочим инструментом по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации. Причем при составлении перспективных планов используется индикативное планирование, а в текущем планировании – директивное. Индикативное планирование, является основным рабочим инструментом по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития страны с учетом конкретно складывающейся экономической и социально-политической ситуации. Глава 2. Анализ механизма реализации индикативного плана.

Различия директивного и индикативного планирования. Планирование деятельности

Индикативное планирование является основным рабочим инструментом по реализации, мониторингу и корректировке целей, поставленных в документах стратегического планирования с учетом конкретно складывающейся ситуации. Сравнительная характеристика директивного и индикативного планирования. Директивное и индикативное планирование. Таблица 1 Характеристика применяемых форм планирования Формы планирования Директивное Индикативное Стратегическое Характер Обязательный Рекомендательный База для директивного и индикативного планирования Преимущества. Индикативное и директивное планирование, планирование бюджета нормативным методом (стр. 1 из 3).

Индикативное планирование

Индикативное и директивное планирование, планирование бюджета нормативным методом (стр. 1 из 3) Скачать презентацию Индикативное и директивное планирование 15 -ГУ-7 А Скачать презентацию Индикативное и директивное.
Характеристика моделей планирования: индикативное и директивное 2 Имеются различные признаки классификации планирования по видам, срокам, формам и другим признакам. С точки зрения обязательности принятия и выполнения плановых заданий оно подразделяется на директивное и индикативное планирование.
В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ И хотя индикативное планирование, в отличие от директивного, не предполагает преимущества государства перед частным сектором в обработке и сборе информации, оно позволяет прогнозировать количественные параметры макроэкономической среды совместно с.

🗊Презентация Индикативное и директивное планирование

Надо различать сходные, но не тождественные понятия: «индикативное планирование» и «инструменты государственного регулирования экономики». Такие инструменты государственного регулирования, как прогнозирование, бюджетирование, программирование и контрактация, хотя и связаны существенно с индикативным планированием, но не тождественны ему ни по отдельности, ни в своей совокупности. Это объясняется прежде всего тем, что специфика индикативного планирования предполагает процедуры непосредственные, а не через политико-государственные институты, как в государственном регулировании согласования и координации действий интересов государства и бизнеса. Индикативное планирование реализуется на разных уровнях управления4: а на макроэкономическом уровне — в виде разрабатываемых государственными органами хозяйственного управления прогнозов, бюджетных планов и программ; б на региональном или территориальном уровне — в виде разрабатываемых властными структурами субъектов Федерации региональных прогнозов, программ и бюджетных планов; в на мезоэкономическом уровне — в виде разрабатываемых метакорпорациями межотраслевыми, межрегиональными и международными финансово-промышленными группами планов, прогнозов и программ развития отраслей и подотраслей, территориально- производственных комплексов и промышленных узлов; г на микроэкономическом уровне — в виде стратегических планов развития предприятий как юридических лиц. Основные формы индикативного планирования и его роль в современной экономике В послевоенный период индикативное планирование прошло в своем развитии через различные формы. Переход от одной формы индикативного планирования к другой предполагает повышение степени его зрелости, усиление отлаженности взаимодействия всех соответствующих институтов регулирования. Исторически первой формой индикативного планирования является конъюнктурная форма. В данном случае под термином «конъюнктура» подразумевается совокупность условий и факторов, определяющих социально-экономическую ситуацию.

Для реализации на практике данной упрощенной формы индикативного планирования первоочередным требованием является относительно сбалансированное развитие экономики. Основная функция данной формы планирования заключается в улучшении экономической конъюнктуры путем комплексного использования бюджетно-финансовых, денежно-кредитных и прочих макрорегуляторов. В общем случае появление конъюнктурной формы индикативного планирования определялось рядом обстоятельств. Обеспечение ускоренного развития национальной экономики и ее структурная перестройка оказались возможными лишь при главенствующем участии государства, что, в свою очередь, требует увеличения государственных расходов в ВВП и неизбежно означает усиление роли бюджетной политики государства в формировании макроэкономических пропорций и поддержании достаточных темпов экономического роста. На практике на макроэкономическом уровне это находит отражение в четкой процедуре согласования бюджета в части налоговых поступлений с показателями макроэкономических прогнозов и программ, в которых намечаются возможные и необходимые изменения в национальной экономике5. На первоначальном этапе такого рода увязки организационно осуществлялись финансовыми органами, а в дальнейшем по мере совершенствования механизма индикативного планирования прогностическая деятельность и организационно, и методически отделилась от процесса разработки бюджета.

Основное теоретическое положение модели Артур Д. Литл состоит в том, что отдельно взятый вид бизнеса любой корпорации может находиться на одной из описанных выше стадий жизненного цикла, и, следовательно, его нужно анализировать в соответствии именно с этой стадией. Поскольку анализ с помощью данной матрицы проводится по двум показателям: стадия жизненного цикла продукта и относительное положение на рынке, то, помимо последовательных смен стадий жизненного цикла отрасли, может меняться и конкурентное положение одних видов бизнеса относительно других. Вид бизнеса, при этом, может занимать одну из пяти конкурентных позиций: доминирующую, сильную, благоприятную, прочную или слабую. Каждый вид бизнеса в данном случае анализируется отдельно для того, чтобы определить стадию развития соответствующей отрасли и его конкурентное положение внутри нее. Положение конкретного вида бизнеса указывается на матрице наряду с другими видами бизнеса корпорации. В зависимости от положения вида бизнеса на матрице предлагается тщательно продуманный набор стратегических решений. Процесс стратегического планирования выполняется в три этапа. Область «простого выбора» охватывает несколько ячеек. На втором этапе в рамках каждого «простого выбора» сама точечная позиция вида бизнеса подсказывает характер «специфического выбора». Однако «специфический выбор» также является скорее общим стратегическим руководством. Если выполнить все необходимые аналитические стадии, то выгода, которую получит аналитик, очевидна: Хорошее определение функции, рынка, положения и вклада каждого вида бизнеса в корпоративный бизнес-портфель. Полная картина бизнес-портфеля, в которой не упускается из вида ни одна из конкретных стратегий, выработанных для каждого вида бизнеса. Однако если по результатам анализа вид бизнеса помещают на определенную стадию жизненного цикла, то рекомендации будут пригодны именно для этой конкретной стадии. Модель ADL может применяться как для изучения фактического конкурентного положения каждого вида бизнеса и стадии жизненного цикла его отрасли, так и для того, чтобы сбалансировать корпоративный бизнес-портфель, а также и для того, чтобы выбрать конкретные стратегии организации для балансировки своего бизнес-портфеля. Помимо отображения конкретного положения вида бизнеса модель ADL может продемонстрировать его финансовый вклад в корпоративный портфель. Матрица ADL может также использоваться для демонстрации распределения продаж, чистого дохода, активов и RONA в зависимости от стадий жизненного цикла и конкурентного положения бизнеса. Цифра в соответствующей ячейке матрицы показывает вклад данной ячейки в конкретный финансовый показатель; объем продаж и активы выражаются в процентах по отношению к продажам и активам организации. Например, относительный вклад ячейки "объем продаж" организации будет вычислен следующем образом: суммарные значения различных конкурентных позиций по столбцам матрицы и суммарные значения для различных стадий жизненного цикла по строкам матрицы указываются на полях. О сбалансированности портфеля можно судить по относительному распределению финансовых индикаторов по оси жизненного цикла суммарное значение каждого ряда. Перечислите основные этапы разработки прогнозного сценария Метод прогнозных сценариев - один из наиболее перспективных способов реализации процессного и ситуационного подходов к принятию решений в социально - экономической системе организации. Метод базируется на СЦеП - методологии и представляет собой определенным образом организованную итеративную исследовательскую процедуру построения сценариев возможного развития социально - экономической системы СЭС и исследование этих сценариев с целью выбора наиболее подходящей альтернативы управления. Основное назначение метода прогнозных сценариев - обеспечить практическую реализацию принципа последовательного снятия неопределенности. Он включает способы и приемы последовательного шаг за шагом развертывания во времени и в пространстве факторов внешней и внутренней среды организации. Эффективная реализация метода прогнозных сценариев возможна лишь в условиях использования интеллектуальных информационных систем в рамках нейросетевых технологий. Применение сценарного метода позволяет ответить на три основные группы вопросов: 1. Каковы тенденции развития исследуемой социально - экономической системы в будущем и какими факторами эти тенденции определяются? С какими угрозами и слабыми сторонами может встретиться развитие данной социально - экономической системы в будущем и как это повлияет на ее прогнозируемое состояние? Какие управленческие решения и в какой степени будут влиять на траекторию развития прогнозируемой социально - экономической системы, какова область допустимых альтернатив этих решений и их последствия? В сценарии в явном виде фиксируются причинно - следственные связи, определяющие возможную в будущем динамику изменения состояния системы, и условия, под воздействием которых они будут происходить. Прогнозный сценарий является некоторой относительной оценкой возможного развития системы, так как всегда строится в рамках предположений о будущих условиях развития, которые часто носят непредсказуемый характер. Формально сценарий может быть представлен некоторой траекторией в пространстве и во времени параметров состояния социально - экономической системы и условий ее существования. Какие требования предъявляет контроллинг к показателям Контроллинг - ориентированная на достижение целей интегрированная система информационно - аналитической и методической поддержки руководителей в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности предприятия. Контроллинг ориентирован на оценку показателей деятельности предприятия, а также он важен для выработки стратегического плана. Целевая задача контроллинга заключается в системно - интегрированной информационной, аналитической, инструментальной и методической поддержке руководства для обеспечения долгосрочного существования и развития предприятия. В системе управления контроллинг осуществляется на двух уровнях: 1. Из-за того, что эти цели утверждаются руководством всего предприятия, то они чаще всего рассматриваются как внешние по отношению к службе маркетинга; 2. Уровни этих параметров задаются в самой системе маркетинга. Контроллинг включает: 1.

Первая форма предполагает составление условного прогноза на будущее без всяких мероприятий по реализации этого прогноза; вторая форма есть своего рода модель, на которой отрабатывается взаимозависимость между целями и средствами экономической политики; третья форма представляет собой подобие общенационального документа, принятого благодаря компромиссу между всеми субъектами экономики, в том числе и государства. Именно последняя форма представляет особый интерес, так как является новым и перспективным для России направлением в системе планирования и прогнозирования. Понятие индикативного планирования относится к той категории понятий, которые довольно сложно раскрыть одним-двумя предложениями, не упустив чего-то важного и легко уйти в сложные экономические термины, попытавшись более четко и основательно сформулировать его суть. В самом общем виде индикативное планирование можно представить как совокупность процедур координации процессов макропланирования, мезопланирования и микропланирования. Макропланирование осуществляется на уровне государства, мезопланирование — на уровне региональных и местных властей, а микропланирование присуще предприятиям. Рассмотрим несколько подходов к определению данного понятия. Согласно подходу ХХ века, индикативное планирование — это сочетание макропланирования и самостоятельности предприятий. В этом случае основной функцией индикативного планирования является информационно-ориентирующая. И в соответствии с самым новым подходом, такое планирование представляет собой механизм, заключающийся в координации действий и интересов как государства, так и других субъектов экономики. Какую формулировку мы бы не выбрали в качестве базовой, суть останется одна: индикативное планирование является институтом государственного регулирования рыночного хозяйства. Его исключительными особенностями являются вариантность и рекомендательность. Ядро индикативного планирования — комплексный документ, который принято называть индикативным планом, призван отражать цели социально-экономического развития, средства достижения намеченных целей, необходимые ресурсы в виде конкретных показателей. Важнейшими составляющими индикативного плана являются первостепенные ориентиры социального и экономического развития страны, рычаги воздействия государства на экономику и социальную сферу, объемы необходимых ресурсов финансовых и производственных. Индикативное планирование получило признание сразу после своего рождения. Сформулировав основные принципы этого планирования, К. Ландауэр не думал, что оно столь быстро найдет своих сторонников.

Важность стратегического планирования была отмечена в послании Президента Федеральному Собранию в декабре 2012 года. Ранее уже были приняты Федеральный закон о государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ 1995 г. Объектом исследования в курсовой работе является применяемые в Российской Федерации методы планирования при разработке государственных программ. Предмет исследования — особенности индикативного планирования в России. Целью исследования является выявление основных тенденций применения индикативного планирования в государственном регулировании развитием регионов и отраслей экономики в России. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи: изучить теоретические аспекты индикативного планирования как инструмента государственного регулирования; проанализировать применение индикативного планирования в регионах России и в отдельных отраслях экономики. Методологическую основу исследования составляют учебная и методическая литература, в которой рассматриваются вопросы планирования, статьи в периодической печати, посвященные индикативному планированию, и Интернет-ресурсы. Теоретические аспекты индикативного планирования как инструмента государственного регулирования 1. Индикативное планирование это выстраивание системы целей, или индикаторов, на основании которых выстраивается дальнейшая деятельность субъекта. Индикативное планирование можно определить как механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой. На региональном уровне это относительно новый процесс, поэтому механизм реализации данной идеи на уровне субъектов страны требует доработки. В крупных регионах страны используются индикаторы и элементы планирования для реализации стратегических целей. Большая дифференциация показателей социально-экономического развития и территориальных особенностей регионов, говорит о том, что при разработке методики и инструментов планирования и прогнозирования следует учитывать специфику каждого субъекта. Также следует отметить, что инструменты индикативного планирования достаточно разнообразны. Использование данных инструментов возможно при детальной адаптации в каждом регионе [1]. Метод индикативного планирования на региональном уровне подразумевает сотрудничество между органами власти, частным сектором и общественностью. Основной характеристикой индикативного планирования является определение и достижение целей социально-экономического развития, осуществляющееся на основе рыночных стимулов и регуляторов, за счет корректировки реализуемых процессов. Начальным этапом индикативного плана является прогнозирование, как обязательная аналитическая часть, после которой следует планирование, которое является закономерным продолжением прогнозирования. По осуществлению данной стадии индикативного плана, следует определить желаемое значение показателей индикаторов объектов индикативного плана и определение способов достижения заявленных показателей. Основная функция индикативного планирования — координация деятельности хозяйствующих субъектов разного уровня, повышающая сбалансированность экономики, и ведущая к снижению неопределенности ее будущего. Индикаторы являются инструментом для измерения, визуализации и обсуждения важных проблем развития. Они формируют количественную и качественную характеристику проблемы и позволяют дать оценку ситуации, отметить ее изменение в положительную либо отрицательную сторону. Индикаторы помогают понять комплексность подходов устойчивого развития и взаимозависимость его составляющих. Они дают возможность осуществлять измерение, мониторингу, оценку и анализ темпов и эффективности движения по направлению к достижению целей устойчивого развития и, в случае необходимости, корректировать общую политику, обеспечивая устойчивость развития. В зависимости от степени экономической значимости объекта индикативного планирования, изменяется система регулирования процесса. Если регулятор является бюджетнообразующим, жизнеобеспечивающим, то предусмотрена система жесткого регулирования, в ином случае, система индикаторов и регуляторов функционирует в режиме мониторинга [2]. При разработке стратегии индикативного планирования следует провести анализ региональных особенностей для обеспечения большей эффективности реализуемого комплекса мероприятий, который состоит из краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных индикативных планов. Принципиальная схема процесса индикативного управления представлена на рис. Процесс индикативного планирования [3] На объекты плана осуществляют влияние экономические рычаги регуляторы , которые поддерживают функционирование реализуемого процесса. Регулятором по большей части является механизм реакции на размер индикатора. Индикатор - это показатель, определяющий качественно-количественное состояние реализуемого процесса [4].

Доклад: Индикативное и директивное планирование, планирование бюджета нормативным методом

Нормативы льгот различных категорий населения и организаций — включают нормы и нормативы, влияющие на их налоговые обязательства, на их потребности в бюджетном финансировании в пособиях или на цены потребляемых ими благ перекрестное субсидирование и ценовые дотации и др. Нормативы обеспечения военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов — включают нормы и нормативы обеспечения помещениями, амуницией, военной техникой и вооружением и др. Нормативные методы являются основой обеспечения соответствующего международным стандартам уровня социального развития, достижения сбалансированности производства, потребления, поиска резервов эффективного использования ресурсов, рационального управления производством, научной организации труда и др. Использование в планировании и регулировании нормативных методов госрегулирования порождает меньшую, чем при административных методах коррупцию и волюнтаризм, но при некомпетентном использовании они способны парализовать экономическую жизнь. Например, во второй половине 90-х годов применение ставки рефинансирования в качестве стабилизатора обменного курса рубля привело к почти полному прекращению долгосрочного кредитования производства и оттоку капитала из реального сектора в «пирамиду» госдолга. Завышенная доходность гособлигаций стала фактором не только неконкурентности инвестиций в реальный сектор по сравнению со спекулятивными вложениями средств , но и стремительного нарастания госдолга. При подготовке и практическом использовании системы норм и нормативов должны учитываться следующие требования: соблюдения методического единства формирования норм и нормативов каждой группы по уровням управления и периодам планирования; обеспечение прогрессивности норм и нормативов; обоснованности норм и нормативов - технической, экономической и социальной; систематического обновления норм и нормативов на основе отражения в них изменений технологий, повышения качества продукции, совершенствования организации производства и труда, улучшения социально-экономических условий и развития рыночных методов хозяйствования и др. В общем виде нормы и нормативы являются инструментом управления общественными отношениями в процессе воспроизводства. При таком подходе объектом управления, осуществляемого при помощи норм и нормативов, является воспроизводство, включающее четыре фазы: производство, распределение, обмен, потребление. Одна из перспективных задач реформирования экономики состоит в том, чтобы при помощи научно обоснованных норм и нормативов обеспечить эффективное управление всеми фазами процесса воспроизводства. Основные принципы, на которых должна использоваться система норм и нормативов для целей индикативного планирования: Принцип прогрессивности предполагает необходимость учета в процессе разработки норм и нормативов достижений научно-технического прогресса, мероприятий по экономии и рациональному использованию всех видов ресурсов, повышению эффективности общественного производства и др.

Принцип децентрализованности предполагает самостоятельность хозяйствующих субъектов при определении конкретных объемов затрат ресурсов, выпуска продукции, услуг на основе норм и нормативов задающих распределение чистого дохода, и другими нормативами, связывающими затраты и результаты хозяйственной деятельности. Прогнозы и планы своей деятельности хозяйствующие субъекты разрабатывают и реализуют самостоятельно, без вмешательства «сверху». При этом микропланы, по отношению к макроплану, выполняют информационную функцию. Получая от хозяйствующих субъектов их планы, плановые органы расширяют свои информационно- аналитические возможности, повышая степень обоснованности прогнозов и планов на макроуровне. Принцип равновесности предполагает, что произвольное установление нормативов не позволяет обеспечить сбалансированное и эффективное развитие экономики. Необоснованное установление жестких нормативов заставляет хозяйствующие субъекты соответствующим образом строить свое поведение - при сильном государстве субъекты, подчиняясь давлению «сверху», отвечают пассивным поведением, то есть снижают предпринимательскую активность, вывозят капитал за рубеж и т. В результате страна без видимых причин отстает в соревновании с другими странами по показателям эффективности производства. При слабом государстве, хозяйствующие субъекты «уходя в тень» - не платят налоги, расцветают неплатежи и другие формы невыполнения договорных обязательств. Таким образом, в каждом конкретном случае необходимо установить некие равновесные значения нормативов, отклонения от которых ухудшают значение «целевой функции» государственного регулирования. Например, при повышении налоговых ставок выше равновесного состояния государство теряет налоговые поступления, увеличение ставок рефинансирования — отпугивает инвесторов, не верящих в способность государства обслуживать свои долги по высоким процентам.

При этом следует знать, что не существует методов точного установления значений экономических нормативов, однако существуют некоторые рациональные пределы, в которых они должны находиться. Принцип системности предполагает, что равновесные значения одних нормативов зависят от значений других. В соответствии с этим принципом существует множество равновесных траекторий развития экономики, соответствующих различным системам норм и нормативов. При этом их выбор и обоснование — сложная задача, так как улучшение одних норм и нормативов нередко сопряжено с ухудшением других. Например, увеличение темпов экономического роста может достигаться наращиванием госдолга и Выбор и обоснование системы норм и нормативов должен строиться на согласовании интересов государственных, экономических и других субъектов. Это согласование должно строиться на принципе соблюдения паритета «сверху вниз» и «снизу вверх». Такой принцип согласования интересов исключает стихийный лоббистский характер и исключает произвол и коррупцию при их установлении. Принцип обусловленности. В соответствии с этим принципом нормы и нормативы можно разделить на безусловные и обусловленные. Безусловные — это нормы и нормативы, действующие для всех случаев и субъектов данной группы, и формализовано отраженные в законодательстве.

Обусловленные — это нормы и нормативы, обусловливаемые предварительным выполнением хозяйствующими субъектами ряда критериальных требований. Например, при создании новых рабочих мест снижается ставка налога на прибыль и др. Система норм и нормативов не есть раз навсегда созданное и застывшее образование. Развитие хозяйственного механизма, обусловливают ее постоянное развитие, то есть расширение состава норм и нормативов, совершенствование методики нормирования. Таким образом, нормативный метод разработки планов хорошо сочетается с индикативным планированием, а также выступает базовым инструментом бюджетно- налогового макропланирования, внутрифирменного планирования и расширяет возможности координации действий государственных органов и хозяйствующих субъектов. Чиненов, В. Семибратов, Бюджетное планирование и прогнозирование, 2008. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. Морозовой, А. Ковалева, Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации , 2009.

Романовского, О. Экономическая теория и математическое моделирование При формировании рыночных отношений в Республике Беларусь необходимо видение перспектив ее экономического и социального развития. Планирование это процесс принятия управленческого решения основанный на обработке исходной информации и включающий в себя определение и научную постановку целей средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития. Суть планирования состоит не в разработке и доведении многочисленных показателей до... Директивное, индикативное, стратегическое планирование, их характеристика Планирование можно рассматривать как специфическую форму общественной практики людей и как функцию управления. Оно является действенным инструментом реализации экономической и социальной политики государства. В бывших социалистических странах планирование - централизованное директивное - было основной формой управления народным хозяйством. Социалистический строй стал историей, однако значение планирования в социально-экономическом развитии стран постоянно возрастает.

Характеризуется объемом продаж, при котором выручка от реализации продукции совпадает с издержками производства. Норма прибыли на вложенный капитал - показывает связь между доходами предприятия и его капталом. Дисконтирование - учитывает изменение стоимости денежных доходов и затрат в течение периода реализации планируемого мероприятия. Анализ чувствительности. Данный метод позволяет оценить, насколько сильно измениться эффективность планируемого мероприятия при изменении условий его реализации 8. Проверка устойчивости.

Директивное планированиеявляется атрибутом централизовано-плановой экономики с ее административно-командной системой управления. Директива, как известно, есть указание, которое поступает от вышестоящего должностного лица или органа, и которое должно быть неукоснительно выполнено. Исходя из этого, суть директивного планирования заключается в детальной разработке большинства показателей деятельности предприятий и организаций на государственном уровне и обязательном их выполнении теми структурами, до которых они доведены. Такой подход к планированию, несомненно, несет в себе ряд недостатков, главными из которых являются отсутствие инициативы предпринимательства и неэффективное использование имеющихся ресурсов. Такой подход к планированию, несомненно, не может быть характерным в условиях рыночных отношений, то есть в рыночной экономике. Для рыночной системы, сохраняющей государственный сектор, но базирующейся на отношениях частной собственности характерен и применяется другой тип планирования, получивший название индикативного. Именно он является атрибутом рыночной экономики. Индикативное планирование от лат. Индикативное планирование — это советующее, ориентирующее планирование на государственном уровне. Это способ регулирования экономических процессов с помощью определения рекомендуемых целей развития производства и создания государственных финансовых и других стимулов для тех коммерческих фирм, которые соглашаются действовать в соответствии с государственными рекомендациями [33, с. Органы государственной власти и управления конкретизируют в плане свою стратегию и приоритеты. Индикативный план содержит основные показатели объемов, структуры, темпов роста производства и потребления, динамики цен, экспорта и импорта, инвестиций и др.

Заключение Одним из основных достижений человеческой цивилизации является планомерное развитие общества. Именно планирование позволяет четко организовать, всесторонне обосновать и согласовать деятельность всех звеньев хозяйственной системы общества для достижения поставленной цели. Планирование можно рассматривать как специфическую форму общественной практики людей и как функцию управления. Оно является действенным инструментом реализации экономической и социальной политики государства. В бывших социалистических странах планирование - централизованное директивное - было основной формой управления народным хозяйством. Социалистический строй стал историей, не выдержала испытания временем наука о социалистическом планировании. Однако значение планирования в социально-экономическом развитии стран, направленном на достижение и поддержание высоких темпов экономического роста в целях обеспечения высокого уровня жизни населения, постоянно и закономерно возрастает. В середине XX века одновременно сформировались система директивного планирования в СССР и система индикативного планирования в развитых стран ах Запада. При этом следует отметить, что первоначально планирование на Западе, особенно в ряде стран, восстанавливающих послевоенную экономику, содержало в себе директивные элементы. В то же время можно говорить, что, начиная с 1960-х гг. При директивном централизованном планировании Центр выполняет лишь заключительные функции планирования: сведение и агрегирование показателей, составление обобщающих балансов, утверждение плана и доведение директивных показателей до ответственных исполнителей. Директивное планирование не отрицает тысячелетний опыт индивидуального планирования самостоятельных производителей продукции и услуг. В теории и практике социалистического планирования была разработана процедура согласования индивидуальных планов «снизу» с общественными потребностями и ресурсами, определяемыми «сверху». На практике не все получалось так, как это предусматривалось в теории. Но можно со всей определенностью сказать, что Центр не в состоянии был игнорировать планирование «снизу». Индикативное планирование является основным рабочим инструментом по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации. Индикативный план-прогноз наполняет стратегический и выступает в качестве практического инструмента в развитии экономики па краткий и среднесрочный периоды. Индикативный план включает в себя концептуальную концепция социально-экономического развития ; прогнозную прогноз социально-экономического развития ; планово-регулирующую часть система экономических регуляторов и государственные целевые комплексные программы. Индикативное планирование в регулируемой рыночной экономике осуществляет государство с целью формирования представлений о будущем развитии и структуре национальной экономики посредством решения таких задач. Список использованных источников и литературы 1. Капканщиков, С. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие, Ульяновск, 2010. Система индикативного планирования. Межотраслевые балансы капиталистических стран. Проблемы применения макроэкономических моделей в планировании. Материалы советско-французского симпозиума. Хрестоматия по вопросам развития ЧГП. Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, М. Партнерские отношения государства, бизнеса и общества в условиях смешанной экономики. Кузык, В. Кушлин, Ю. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. Учебник, второе издание. Модернизация и реформа экономики. Петров и др. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования. Общество «Знание», Санкт-Петербург, 2010. Размещено на Allbest. Подобные документы Сущность прогнозирования и планирования. Формы сочетания прогноза и плана. Обоснование принятия и практическая реализация управляющих решений. Логика разработки комплексных прогнозов экономического и социального развития в условиях переходной экономики. Статистические и экспертные методы прогнозирования. Проблемы применения методов прогнозирования в условиях риска. Современные компьютерные технологии прогнозирования. Виды рисков и управление ими. Рассмотрение основ рынка труда и формирования доходов населения, управления рисками. Изучение методов социально-экономического прогнозирования. Оценка основных экономических показателей региона. Разработка приёмов статистического наблюдения и анализа данных. Практическое применение методов прогнозирования на примере метода наименьших квадратов. Особенности разработки прогнозных моделей на 2004, 2006 и 2009 гг. Использование Оптимизационной межотраслевой межрегиональной модели для оценки важнейших условий развития экономики страны. Согласование решений в многоуровневых системах. Разработка финансовых решений по срокам и объемам выплат денежных средств. Выполнение двух лабораторных работ с помощью электронных таблиц Excel. Подбор самого экономичного варианта обучения. Анализ ООО "У Каравая"; прогнозирование и планирование его развития и обеспечения конкурентоспособности на основе информационных моделей.

Директивное планирование - это... Определение понятия, особенности, применение на практике

Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых заданий. Сущность директивного планирования заключается в том, что до хозяйствующих субъектов из единого планового центра доводятся планы работы, утверждаются цены, прикрепляются поставщики и регламентируется сбыт.

Индикативное планирование является продолжением и развитием прогнозирования. Являясь наиболее распространенной во всем мире формой государственного планирования макроэкономического развития, индикативное планирование представляет собой совокупность процессов формирования системы параметров индикаторов , характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, а также разработку системы мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью Основная функция индикативного плана — координация действий равноправных хозяйствующих субъектов. Информирование, ориентация, стимулирование хозяйствующих субъектов на выполнение заданий плана в тех или иных формах составляет основу и директивного планирования. Индикативные планы позволяют органично соединить в едином документе концепции социально-экономической политики государства, прогнозы функционирования экономики, государственные программы, систему экономических регуляторов, поставки для государственных нужд, объемы государственных капитальных вложений и др. Индикативный план содержит ограниченное число обязательных заданий, он носит обеспечить решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых чисто рыночными методами без мер государственного воздействия затруднительно, а иногда и невозможно.

В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики; состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения; состояние рынка товаров и ценных бумаг, валютного рынка; движение цен; занятость, уровень жизни населения внешнеэкономические связи и т. Взаимоувязанная и сбалансированная система показателей дополняется мерами государственного воздействия, в числе которых используются бюджетные средства, нормы амортизации, процент за кредит, налоги, таможенные пошлины, лицензии и квоты, государственные заказы и др. В систему индикативного планирования вписывается и деятельность предприятий, так как индикативные планы составляются с целью помочь различным хозяйствующим субъектам ориентироваться при разработке собственных планов, исходя из показателей государственного индикативного плана. Индикативное планирование позволяет наилучшим образом в своих и общественных интересах. Отсюда вытекает одна из главных задач - создание организационных и экономических условий для формирования и свободного функционирования рынка товаров, капиталов, рабочей силы в стране, а также выгодных внешних экономических связей. В их числе — централизованные финансовые и валютные средства и кредиты, налоговые рычаги, система амортизации, таможенные пошлины, лицензии и квоты, объемы поставок продукции для государственных нужд, определение условий функционирования государственных предприятий.

Таким образом, непосредственная вовлеченность в плановый процесс всех хозяйствующих субъектов на основе равноправного взаимодействия государственных органов управления и всех хозяйствующих субъектов отличает индикативное планирование от директивного. Индикативное планирование выступает одновременно и средством государственного регулирования экономики, и средством ее саморегулирования, корректируя как дефекты рыночного механизма, так и изъяны прямого государственного вмешательства в воспроизводственные процессы. В своем развитии индикативное планирование прошло через формы соответствующие различным этапам государственного регулирования экономики. Исторически первой формой индикативного планирования является конъюнктурная, предполагающая усиление влияния бюджета на темпы и пропорции экономического Как было рассмотрено, народнохозяйственный прогноз и бюджет образуют единую систему, состоящую из прогнозных и бюджетных показателей, причем исполнение последних обязательно. Процедурой разработки бюджетно-прогнозных документов обеспечивается их взаимоувязанность и адекватность реальным экономическим процессам, они и составляют макроплан, в котором бюджетные показатели имеют директивный, а остальные — прогнозно-информационный характер. Таким образом, индикативное и директивное планирование не антиподы и только их научно обоснованное сочетание позволяет повысить эффективность макроэкономического регулирования.

Планирование бюджета нормативным методом. Нормативный метод - один из способов обоснования и разработки прогнозных и плановых решений. Он основан на разработке и использовании системы норм и нормативов. Основное преимуществ нормативного метода состоит в том, что посредством его устанавливается связь между ресурсами, а также конечными результатами производства, в улучшении которых заинтересовано общество в целом. Слово «норма» происходит от латинского norma, что означает «руководящее начало, правило, образец». Под ней понимается некоторая величина, обозначающая предельно допустимое или средне-допустимое количество чего-либо.

В самом общем виде норма - научно обоснованная мера общественно необходимых затрат ресурса на изготовление единицы продукции выполнение работы или оказание услуги заданного качества в условиях планируемого периода. Норма - количественная мера затрат живого или овеществленного труда на единицу продукции, в которой в конечном счете находит отражение уровень развития производства. Норма не только отражает этот уровень развития производства, она активно влияет на него. Нормативы - это показатели, характеризующие относительную величину или степень использования орудий и предметов труда, их расходования на единицу площади, веса, объема и т. Экономические нормативы отражают общественные требования к результатам деятельности и характеризуют необходимый уровень использования ресурса его удельный расход на конечный результат или регламентируют отношения в ходе распределения результатов деятельности. Комплекс норм и нормативов, используемых для разработки прогнозов и планов, оценки их выполнения называется нормативной базой.

В зависимости от уровня планового регулирования народное хозяйство, отрасль, регион, предприятие изменяются состав и содержание нормативной базы. Система норм и нормативов - комплекс научно обоснованных материальных, трудовых и финансовых норм и нормативов, порядок и методы их формирования, обновления и использования при разработке прогнозов и планов, а также организация подготовки и контроля норм и нормативов на всех уровнях прогнозно-плановой работы. Цель разработки системы норм и нормативов - обеспечение научного фундамента прогнозов и планов, их пропорциональности и сбалансированности, в выявлении и учете резервов производства, способствующих повышению эффективности функционирования экономического объекта. Нормы и нормативы формируются в нормативные базы в отраслях народного хозяйства, ведомствах, объединениях и на предприятиях. Они включают в себя конкретные значения нормативных показателей , которые устанавливают соотношения между затратами ресурсов и производством продукции, выполнением работ и услуг и др. В системе норм и нормативов важнейшими подсистемами являются Социальные нормы и нормативы - определяют размеры и структуру социальных расходов, а также процедуры их корректировки индексации в зависимости от темпов инфляции и роста заработной платы.

Они включают в себя следующие основные нормы и нормативы: уровень жизни; потребления населением отдельных материальных благ и услуг; обеспеченность населения жильем, коммунально-бытовыми и транспортны услугами; уровень развития здравоохранения, науки, культуры, образования, торговли и общественного питания и др. Финансово-экономические нормы и нормативы - определяют размеры: налоговых ставок шкалы подоходного налога ; ставок налогов на добавленную стоимость; норм амортизационных отчислений; норм обязательных резервов; норм и нормативов отчислений от прибыли; ставки рефинансирования; нормы обязательных резервов; нормативы резервов по ссудам; акцизов и др. Нормы и нормативы капитальных вложений и продолжительности инвестиционного цикла - нормативы удельных капитальных вложений, эффективности капитальных вложений; нормы и нормативы продолжительности строительства, строительного задела, технологической структуры капитальных вложений, продолжительности проектирования и др. Нормы и нормативы расхода сырья, материалов, топлива и энергии - это нормы и нормативы расхода материальных ресурсов на основное производство, ремонтно- эксплуатационные нужды, запасов материальных ресурсов, расхода материальных ресурсов на капитальное строительство и др. Нормы и нормативы труда и заработной платы - включают: норматив минимального размера заработной платы; нормативы заработной платы в бюджетных организациях; нормы времени, выработки, численности, обслуживания; использования трудовых ресурсов и др. Нормы и нормативы охраны окружающей среды - включают нормы и нормативы охраны воздушного бассейна, охраны и рационального использования флоры и фауны, водных ресурсов , земель; запасов природных ресурсов и др.

Нормативы льгот различных категорий населения и организаций — включают нормы и нормативы, влияющие на их налоговые обязательства, на их потребности в бюджетном финансировании в пособиях или на цены потребляемых ими благ перекрестное субсидирование и ценовые дотации и др. Нормативы обеспечения военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов — включают нормы и нормативы обеспечения помещениями, амуницией, военной техникой и вооружением и др. Нормативные методы являются основой обеспечения соответствующего международным стандартам уровня социального развития, достижения сбалансированности производства, потребления, поиска резервов эффективного использования ресурсов, рационального управления производством, научной организации труда и др. Использование в планировании и регулировании нормативных методов госрегулирования порождает меньшую, чем при административных методах коррупцию и волюнтаризм, но при некомпетентном использовании они способны парализовать экономическую жизнь. Например, во второй половине 90-х годов применение ставки рефинансирования в качестве стабилизатора обменного курса рубля привело к почти полному прекращению долгосрочного кредитования производства и оттоку капитала из реального сектора в «пирамиду» госдолга. Завышенная доходность гособлигаций стала фактором не только неконкурентности инвестиций в реальный сектор по сравнению со спекулятивными вложениями средств , но и стремительного нарастания госдолга.

При подготовке и практическом использовании системы норм и нормативов должны учитываться следующие требования: соблюдения методического единства формирования норм и нормативов каждой группы по уровням управления и периодам планирования; обеспечение прогрессивности норм и нормативов; обоснованности норм и нормативов - технической, экономической и социальной; систематического обновления норм и нормативов на основе отражения в них изменений технологий, повышения качества продукции, совершенствования организации производства и труда, улучшения социально-экономических условий и развития рыночных методов хозяйствования и др. В общем виде нормы и нормативы являются инструментом управления общественными отношениями в процессе воспроизводства.

План выражает наиболее оптимальный вариант развития, ориентирует на получение заранее известного результата, он - руководство к действию и обязателен для выполнения, но не любой ценой, а при наличии всех необходимых ресурсов. При этом самим планом решается, какие риски невыполнения принимать во внимание, а от каких абстрагироваться. Различают планы стратегические, перспективные, текущие, оперативные. Главной задачей стратегического планирования является обеспечение высокой эффективности, конкурентоспособности в будущем на основе реализации долгосрочных программ. Стратегический план направлен на предвидение перспективы, поддержание соответствия между целями и возможностями, адаптацию к внешней среде, оптимальное распределение ресурсов. Перспективные планы включают технико-экономические расчеты возможностей, направления развития с учетом внедрения новых технологий, рационального использования ресурсов. Текущее планирование предусматривает определение и обоснование конкретных направлений деятельности, источников финансирования, ожидаемых результатов на период до 1 года. Процесс планирования состоит из ряда звеньев, образующих единую цепь.

Наличие всех звеньев, начиная от замысла, повышает реалистичность плана, сводит к минимуму непредвиденные обстоятельства. На каждом этапе, в каждом звене различны степень детализации замысла, увязка его с конкретными условиями объекта планирования, набор параметров, характеризующих количественно и качественно показатели плана. Некоторые звенья могут быть самостоятельными решениями, отражающими представление о будущем. Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Следует подчеркнуть, что вся система социалистического народнохозяйственного планирования имела исключительно директивный характер, силу закона. Поэтому за невыполнение плановых заданий руководители субъектов хозяйствования несли дисциплинарную, а иногда уголовную ответственность. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией. Многие недостатки социалистического планирования порождены его директивностью. Однако из этого не следует вывод о нецелесообразности применения такого планирования в рыночных условиях. Директивное планирование может служить эффективным средством решения многих народнохозяйственных задач, имеющих общенациональное значение, например, в области охраны окружающей среды, обороны, социальной политики, структурной перестройки экономики и т.

Специалисты в области планирования отмечают, что директивное планирование, будучи альтернативой рыночной самонастройке, не является тем не менее антиподом рынку. Это продукт и важных конституирующией его элемент, практикуемый не только государством, но и самим бизнесом. Сущность Директивное планирование — это процесс разработки и принятия планов, имеющих силу закона, и комплекса мер, обеспечивающих их выполнение. Под директивным планированием понимается разработка обязательных для осуществления показателей по производству, распределению, обмену и потреблению. Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательный для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за их выполнение. В бывшем СССР и ряде социалистических стран они использовались для прямого воздействия центра на все звенья народного хозяйства. Кроме того, директивные планы отличались чрезмерной детализацией, что делало их трудновыполнимыми. Директивные планы разрабатываются как государственными органами управления, так и внутри фирм, концернов. Директивность планирования проявляется в наделении планов силой обязательного для всех исполнителей документа.

Из директивности планирования вытекает требование строгого соблюдения плановой дисциплины, ответственности предприятий, хозяйственных органов, должностных лиц за невыполнение заданий. Директивное планирование обеспечивает контроль за производством и распределением ресурсов из единого экономического центра. Каждый поставщик привязывается к своему потребителю, и каждый потребитель знает, кто ему поставит сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия. Хозяйствующий субъект не может самостоятельно решать, что, как и когда производить, кому и по какой цене продавать. Директивное планирование осуществляется посредством установления адресных заданий и распределения необходимых для их выполнения ресурсов среди исполнителей плана. В условиях монополии государственной собственности на основные средства производства планирование распространяется на все стороны жизнедеятельности общества. Основными рычагами директивного планирования являются бюджетное финансирование, лимиты капитальных вложений, фонды материально-технических ресурсов, государственные заказы. В разработке показателей директивного плана его исполнители играют не главную роль. Основные разработчики плана берут на себя обязательства по материально-техническому обеспечению выполнения плановых показателей. Это положение оказывается уязвимым местом в директивном планировании, доведение планов часто не подкрепляется выделением под них необходимых ресурсов, что превращает в таком случае, план в бремя, разновидность налога.

Директивное планирование полностью исключает воздействие рынка на экономику и выносит на макроуровень почти все микроэкономические решения. Отсутствует автономия предприятия и исключается анализ микроэкономических точек при принятии решения. На месте рынка находится план, на месте цены — объем, на месте кредитов — финансирование, на месте товарного обмена — агрегирование и дезагрегирование, на месте спроса и предложения — баланс.

Сущность макроэкономического планирования 4 2. Характеристика модели директивного управления 7 3.

Основы индикативного планирования 8 3. Сравнительный анализ моделей директивного и индикативного планирования 10 4. Практика использования моделей планирования в разных странах мираВ экономически высокоразвитых странах мира для формирования и реализации политики государственного регулирования экономики и социальной сферы общества, в том числе с использованием индикативного стратегического планирования, созданы специальные органы на уровне высшей государственной власти. Например, в США это специальные экономические службы и организации при президенте и конгрессе, во Франции — Комиссариат по планированию, в Японии — Плановое управление правительства[9]. Для обеспечения деятельности по государственному планированию в этих странах разработана необходимая правовая база, действует система подготовки кадров высшей квалификации, налажена система информационного обеспечения деятельности государственных органов, занимающихся вопросами макроэкономического планирования.

В странах с рыночной экономикой используются как методы директивного централизованного , так и индикативного планирования. По мере накопления опыта и изменения объективных условий наблюдается переход от одного к другому. К примеру, Франция, первая использовавшая в послевоенные годы индикативное планирование, в последующем перешла к разработке и реализации стратегических государственных планов. С помощью системы плановых ориентиров государство имеет возможность скорректировать структурные сдвиги, которые, как правило, порождают такие кризисные явления. Совершенная государственная координация во многих случаях действует более эффективно, чем ценовой механизм рынка.

На этом основывается государственная промышленная политика Японии, которую проводит Министерство внешней торговли и промышленности. Согласованное планирование в этой стране — одно из средств успешного перехода к быстрорастущему производству. В 60-х гг. ХХ века органы государственного планирования были созданы во Франции — Генеральныйкомиссариат по планированию, в Канаде — Экономический совет, в Голландии — Центральное плановое бюро. Эти планирующие органы анализируют социальные, демографические, экологические проблемы и разрабатывают систему регулирующих мер по их разрешению.

В их функционированиитакже заинтересованы предприниматели, подвергающиеся инвестиционному риску при вложении капитала в те или иные отрасли экономики[9, c. В практике государственного управления экономикой России в 90-е гг. ХХ века подход стратегического планирования был полностью отвергнут. В современной России руководство страны признало необходимость стратегического планирования социально-экономического развития, элементы которого стали использоваться вновь. В зависимости от модели национальной экономической системы, а соответственно и обязательности выполнения плановых заданий, целесообразно применять индикативное или директивное макропланирование.

Планирование и контроллинг

Проведен анализ моделей индикативного планирования и их развитие в постиндустриальных экономиках. Стратегическое планирование и индикативное планирование. Прогнозы нужны государственным органам прежде всего для обоснования стратегии и приоритетов развития на долгосрочный и среднесрочный периоды, т.е. для стратегического планирования. Директивное и индикативное планирование в идеале используются в течение относительно непродолжительного времени. Индикативное планирование – это государственное планирование деятельностью предприятий на основе стимулов в виде льгот, нормативов – индикаторов, мотивирующих деятельность в той или иной отрасли (Пуряев).

Индикативное и директивное планирование, планирование бюджета нормативным методом (стр. 1 из 3)

ВВЕДЕНИЕ 3 1. Сущность макроэкономического планирования 4 2. Характеристика модели директивного управления 7 3. Основы индикативного планирования 8 3. Сравнительный анализ моделей директивного и индикативного планирования 10 4. В мировой практике известны два вида макроэкономического планирования: директивное и индикативное. Директивное планирование является атрибутом централизовано-плановой экономики с ее административно-командной системой управления. Индикативное планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В целом индикативное планирование носит направляющий, рекомендательный характер. Проведен анализ моделей индикативного планирования и их развитие в постиндустриальных экономиках. Директивное планирование представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и обеспечения их выполнения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий