Советская власть 20 января 1918 г своей политикой в отношениях государства и церкви провозглашала

1918— 1931 годы Советская власть открыто провозглашала в качестве своей задачи содействовать «отмиранию религиозных предрассудков». Советское государство и Церковь. Одной из важный "кампаний" гражданской войны в России был конфликт Советской власти с Церковью. Этот конфликт вплоть до стабилизации государства в середине 20-х годов носил исключительно острый, сложный и тяжелый характер. Послание Патриарха Тихона было одобрено Поместным Собором на первом же заседании второй сессии Собора, открывшейся на следующий день 20 января 1918 г. Заседание было посвящено выработке мер противоборства действиям властей и защиты Церкви. Смелость Тихона поубавилась, когда он уже понял, что советская власть — всерьёз и надолго. Буквально через несколько месяцев он уже меняет позицию: «Церковь признаёт и поддерживает Советскую власть, ибо нет власти не от Бога.

Гонения на Русскую Православную Церковь в 1917 году и в годы Гражданской войны

Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви — Википедия В конце декабря 1917 г. — январе 1918 г. по стране прокатилась серия антирелигиозных акций, явно предвосхищавшая готовившийся закон об отделении Церкви от государства.
Советская власть и церковь 1920-1930гг 13. Отделение церкви от государства и школы от церкви».
Православная церковь во времена становления Советской власти Он провозгласил наиболее общие принципы организации Советского государства, положил начало слому старого и созданию нового государственного аппарата, т.е. решил важнейшие конституционные вопросы. Акты съезда стали базой для различных отраслей советского права.

Первые мероприятия советской власти (октябрь 1917 - июль 1918 г.)

Солдаты толпами бежали с фронта, убивая офицеров, учиняя беспорядки и грабежи, наводя страх на мирных жителей, в то время как кайзеровские войска стремительно двигались вглубь России» [1]. К тому же и общественные настроения были далеко не в пользу Собора. Авторитетная в то время газета «Русские ведомости» констатировала «упадок веры», отсутствие интереса в обществе к Церковному собору, падение авторитета Русской церкви, в которой преобладали «мертвая обрядность и полицейские репрессии». Тому причиной, утверждалось в прессе, был тот факт, что: «православное духовенство занимало привилегированное положение, но его нравственный авторитет среди населения пал до чрезвычайно низкой степени.

Наверху стояли бесконечно далекие от мирян епископы, на которых бросила свою тень распутинщина, а внизу — «попы», к которым народ относился с явной враждебностью» [2].

То же самое можно сказать и о книгопечатании, так как с 1918 года любое издание православной литературы оказалось практически невозможным. Все основное имущество Православной Церкви уже к лету 1920 года было национализировано большевиками. Как указывает В. Романовская в работе «Свобода совести в советской России и репрессии против Русской Православной Церкви в 20-е годы», только в Москве у Церкви было изъято: 551 жилой дом, 100 торговых помещений, 52 школьных здания, 71 богадельня, 6 детских приютов, 31 больница.

Физическое уничтожение представителей православного духовенства и мирян Практически сразу после совершившегося Октябрьского переворота в стране началась целая череда арестов и убийств представителей православного духовенства. Обвинив его в нарушении тайны исповеди арестованных матросов крейсера «Очаков», а также в том, что он причащал Святыми Дарами и исповедовал человека, приговоренного к смерти, отца Афанасия расстреляли прямо на церковной паперти. Жуткое убийство произошло пасхальной ночью 1918 года. В станице Незамаевской был закопан живьем в навозной яме иерей Иоанн Пригоровский. Предварительно священнику выкололи глаза, отрезали язык и уши.

На станции Синара под Екатеринбургом 10 июня 1918 года был зарублен протоиерей Василий Победоносцев. Через три дня, 13 июня того же года, был расстрелян в Шадринском уезде священник Александр Архангельский. В селе Верх-Язьва Чердынского уезда Пермской губернии в начале сентября 1918 г. Черепанова на паперти церкви был убит священник Алексей Ромодин. Местные крестьяне собирались его похоронить, но были разогнаны.

Примерно в это же время был расстрелян священник села Пятигоры отец Михаил Денисов. По постановлению уездного ЧК 19 сентября были расстреляны монахини Вырубова и Калерина, которые пробирались, как указывалось тогда в официальных светских сообщениях, «для восстановления темных масс против власти советов»… Особо жутким гонениям подверглись архиереи Православной Церкви. Так, 25 января 1918 года по старому стилю в Киеве был зверски замучен митрополит Киевский и Галицкий Владимир Богоявленский. Владыку вывели из Киево-Печерской Лавры через Всехсвятские ворота и зверски убили между валов Старой Печерской крепости, неподалеку от Никольской впоследствии Лаврской улицы. На теле митрополита было найдено шесть пулевых отверстий и несколько колотых ран.

Ряд других архиереев Православной Церкви также претерпели мученическую кончину. Многие монастыри также подверглись жестоким большевистским гонениям. Так, в октябре 1918 года большевики разграбили Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь. Архимандрит Варлаам, настоятель обители, в наволочке из грубого полотна был утоплен изуверами в реке. Осквернив престол храма, гонители увезли с собой святыни, подвергли разграблению библиотеку, а также монастырские мастерские.

Часть насельников обители была расстреляна, другая часть брошена в ямы и залита нечистотами. Некоторых монахов под конвоем доставили в Пермь для принудительных работ. Как свидетельствуют материалы Особой комиссии при Верховном Главнокомандующем Вооруженными Силами Юга России, «при разграблении близ Екатеринослава Тихвинского женского монастыря красноармейцы приставали к монахиням с гнусными предложениями и даже делали попытки к изнасилованию. Все ими было разгромлено и разорвано, алтарь и престол были исколоты кинжалом. У игуменьи в келье штыками был проколот образ Спасителя и Божьей Матери, причем сделаны отверстия на месте уст и в них вложены зажженные папиросы.

То же кощунство было осуществлено в одной из сельских церквей Бахмутского уезда Екатеринославской губернии, причем под оскверненной иконой Спасателя была сделана надпись: «Кури, товарищ, пока мы туте: уйдем — не покуришь»». Репрессии в отношении духовенства продолжались и в последующие годы. Так, 5 августа 1919 г. Обитель была разграблена и осквернена, подверглась разорению. Многие монастыри официально ликвидировались новыми властями.

Так, по данным на конец 1920 г. Правда, некоторым обителям удавалось временно приспособиться к новым условиям. Многие монастыри официально регистрировались к качестве сельскохозяйственных артелей, что давало им возможность продолжать существование еще несколько лет. Однако уже к концу 1920-х гг. Огромное число монахов и монахинь оказалось на улице и были вынуждены влачить жалкое существование.

Всего за несколько лет в России, а затем в СССР был фактически ликвидирован институт монашества, создававшийся в течение многих веков усилиями тысяч русских подвижников. По данным публициста Д. Соколова, «до сих пор остается невыясненным или, по меньшей мере, спорным вопрос об общем числе священнослужителей, убитых большевиками в годы Гражданской войны». По некоторым данным, в 1918 году было расстреляно 827 священников и монахов, в 1919 году — 19 и заключено в тюрьмы 69. По иным данным, однако, только лишь в 1918 году было расстреляно 3000 священнослужителей, а к 1500 были применены другие виды репрессий.

Вначале «революционные настроения преобладали, и многие сопротивлялись… восстановлению патриаршества — на том основании, что это было реакционной, монархической мерой. Парадоксально, но лишь когда в октябре к власти пришли большевики, на Соборе стал преобладать иной дух»[38]. Вот что пишет об этом один из участников Собора митрополит Евлогий: «Отсутствие единства, разброд, недовольство, даже взаимное недоверие… — вот состояние Собора в начале. Люди становились мирными,… начинали по-иному чувствовать, по-иному смотреть на вещи.

Этот процесс… был очевиден для всякого соборного деятеля. Дух мира… и единодушия поднимал всех нас…»[39]. И на волне этого подъёма делегаты Собора решили 5 18 ноября 1917 г. По результатам этого жребия патриархом стал митрополит Московский и Коломенский Тихон Белавин.

С избранием патриарха 217-летний Синодальный период в истории Русской Православной Церкви закончился. Отныне вся власть в Русской Православной Церкви принадлежала Поместному Собору, состоявшему из епископов, клириков и мирян и созываемому периодически, в установленные сроки. В перерыве между Соборами должны были действовать два органа — Священный Синод и Высший Церковный Совет, в состав которого входили не только епископы, но и представители белого духовенства и мирян. Избрав Патриарха и определив органы церковного управления, Поместный Собор вернулся к обсуждению насущных вопросов.

Собор приступил к обсуждению доклада профессора С. Булгакова «О правовом положении Церкви в государстве», где требование об отделении Церкви от государства сравнивалось с желанием, «чтобы солнце не светило, а огонь не согревал»[41]. В итоге, окончательное определение Собора по этому вопросу было вынесено 2 декабря 1917 г. Православная Российская Церковь… занимает в Российском государстве первенствующее среди других исповеданий… положение… как великая историческая сила, созидавшая Российское государство...

Православная Церковь в России в учении веры и нравственности, богослужении, внутренней церковной дисциплине и сношениях с другими автокефальными Церквами независима от государственной власти. Постановления и узаконения, издаваемые для себя православной Церковью... Государственные законы, касающиеся православной Церкви, издаются не иначе, как по соглашению с церковной властью... Церковная иерархия и церковные установления признаются Государством в силе и значении, какие им приданы церковными постановлениями.

Действия органов Православной Церкви подлежат наблюдению государственной власти лишь со стороны соответствия их государственным законам... Глава Российского государства, министр исповеданий и министр народного просвещения и товарищи их должны быть православными. Во всех случаях государственной жизни, в которых государство обращается к религии, преимуществом пользуется Православная Церковь»[42]. Важным пунктом был также последний пункт, в котором говорилось, что всё принадлежащее Церкви имущество «…не подлежит конфискации и отобранию»[43].

Собор продолжил обсуждать вопрос об организации высшего церковного управления. И опять же вокруг него разгорелись споры: некоторые члены Собора пытались «…оттеснить Патриарха на последнее место среди высших церковных органов»[44], — писал по этому поводу протоиерей Владислав Цыпин. В итоге, было принято решение о необходимости разграничения полномочий Священного Синода, Высшего Церковного Совета и патриарха. В ведение Священного Синода решено было отнести все дела, которые касаются богослужения, вероучения, церковной дисциплины и т.

В компетенцию Высшего Церковного Совета были отнесены хозяйственные и административные дела, ему также предписывалось осуществлять ревизию и контроль. Особо важные дела должны были рассматриваться обоими органами совместно. На заключительном этапе своей работы в рамках первой сессии, 8 декабря 1917 г. В нём говорилось: «1.

Патриарх а имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Российской Церкви… и является представителем Церкви пред государственною властию; б созывает Церковные Соборы… и председательствует на Соборах; в председательствует в Священном Синоде, Высшем Церковном Совете и соединённом присутствии обоих учреждений…»[45]. В права и обязанности патриарха также входило право посещения всех епархий Русской Православной Церкви, контакты с автокефальными православными Церквами и т. Патриарх давал «…архиереям братские советы, принимал жалобы на архиереев…, имел высшее начальственное наблюдение за всеми центральными учреждениями при Священном Синоде и Высшем Церковном Совете»[46]. Кроме того, во время богослужений во всех храмах России прихожане должны были молиться за здравие патриарха.

Было также определено, что, когда патриарх умирает, его место в Священном Синоде и Высшем Церковном Совете должен занять старейший из присутствующих в Синоде иерархов, а единственным наследником имущества патриарха должен быть только лишь патриарший престол. Итак, вопрос о высшем церковном управлении был окончательно решён. Это управление отныне осуществлялось тремя ветвями церковной власти — патриархом, Священным Синодом и Высшим Церковным Советом. На завершающем этапе своей работы в рамках первой сессии Собор выбрал состав последних двух церковных органов управления, а 9 декабря 1917 г.

Работа второй сессии Собора 20 января — 7 апреля 1918 г. Антирелигиозный курс советского правительства Вторая сессия Собора открылась уже после Нового года и Рождества Христова — 20 января 1918 г. Первым постановлением второй сессии Собора было постановление от 25 января, которое, учитывая происходящие в стране события, предписывало патриарху Тихону назначить себе «…преемников, которые в порядке старшинства будут блюсти власть Патриарха в чрезвычайных обстоятельствах»[47], под которыми подразумевались смерть, болезнь и т. После принятия этого постановления Собор перешёл к обсуждению насущных вопросов, ключевым из которых стал вопрос об устройстве епархиального управления.

После долгих прений и обсуждений было принято решение, что «…соборные акты законодательного характера подлежали утверждению на совещании епископов …при соборном содействии клира и мирян»[48]. Обсуждался также вопрос об избрании епархиальных архиереев. Было утверждено, что кандидаты в епархиальные архиереи должны быть «…в возрасте не моложе 35 лет из монашествующих или не обязанных браком лиц белого духовенства и мирян»[49]. После избрания должно было пройти утверждение в органах высшего церковного управления.

После этого делегаты Собора обсудили вопрос о браке. Работа второй сессии Собора закончилась 7 апреля 1918 г. Стоит также остановиться на том моменте, что время работы второй сессии Собора омрачилось противостоянием между ним и новой властью, оказывавшей активное давление сверху на Собор ввиду своих установок, направленных на борьбу с религией. Советская власть в отношении всех религиозных конфессий установила две приоритетные задачи.

Главного врага видели в мощной Русской Православной Церкви, которую рассматривали как составную часть имперской «машины угнетения», подлежащей уничтожению. Во-вторых, нужно было заменить религиозное мировоззрение народа на материалистическое»[52]. Основы антирелигиозной и антицерковной политики большевиков формировали три фактора по Б. Здесь известную роль сыграли брошюры Августа Бебеля «Христианство и социализм», используя которые советские публицисты внедряли в сознание населения представление о религии как о порождении невежества, о том, что её роль в обществе — быть орудием классового господства.

Особенно популярен в советской пропаганде был тезис Бебеля о том, что так называемое доброе зерно в христианстве есть зерно не христианское, а общечеловеческое. То же, что принадлежит собственно христианству — его учение и догмы — враждебно человечеству. Нарком просвещения А. Луначарский в статье «Политика и религия» сравнивал религию с гвоздём: если бить её по шляпке, то она входит всё глубже, и можно так забить её в стену, что потом нельзя будет даже схватить её клещами, чтобы выдернуть.

Большевики хотели построить принципиально новое социалистическое общество. Согласно Марксу, религия должна отмереть лишь в случае его построения. Поэтому «успехи» на пути «отмирания» религии и Церкви рассматривались большевиками как важнейший показатель успешности построения нового общества. Необходимость этой борьбы была аксиомой для европейских революционеров.

В их глазах любая Церковь была опорой монархии и препятствием на пути прогресса человечества. Православная Церковь представлялась большевикам организованной силой, противодействующей социалистическому строительству. Формирование «нового человека» предполагало воспитание, не связанное с традицией, которую символизировали религия и Церковь. Отсюда советский лозунг, помещённый в эпиграф: «Борьба с религией — это борьба за социализм».

Какими же средствами должно было осуществляться «формирование нового человека»? Французская революция заявила о насилии как о действенном средстве борьбы не только с политическими противниками, но и с человеческим сознанием. Террор постепенно превратился в основной метод борьбы большевиков с религией и Церковью. Конкретный опыт антирелигиозной борьбы был заимствован лидерами большевиков из «Политической истории Французской революции» историка А.

Любопытно отметить, что эта книга была в библиотеке ссыльных большевиков в Туруханском крае, где её прочли будущие руководители государства — И. Сталин и Я. По мнению А. Олара, наиболее действенными средствами антирелигиозной борьбы были: провозглашение свободы вероисповеданий, вскрытие мощей, попытка раскола Церкви и введение нового революционного календаря.

Следуя этим соображениям, большевики проводили в отношении Церкви разрушающую политику. Ещё в 1905 г. Позднее он писал А. Горькому, что «…всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке… есть невыразимейшая мерзость,...

А Троцкий, например, в своей статье в «Правде», озаглавленной как «Водка, церковь и кинематограф», сравнивал Церковь с водкой и предлагал отвлечь от них народ с помощью кинематографа: «Кинематограф — великий конкурент не только кабака, но и церкви. Вот орудие, которым нам нужно овладеть во что бы то ни стало! Подобной политикой партия руководствовались на протяжении всей истории советской власти, за редким исключением делая некоторые уступки Церкви, например, во время Великой Отечественной войны. Уже с первых дней своего существования советская власть стала предпринимать различные меры в отношении Церкви, постепенно усиливая нажим на неё.

Ещё во время работы первой сессии Собора, в ночь с 26 на 27 октября 1917 г. IIВсероссийский Съезд советов рабочих и солдатских депутатов принял «Декрет о земле», по которому церковные земли со всеми постройками, находящимися на них, и инвентарём передавались в собственность земельным комитетам. Собор, обращаясь «Ко всем чадам Православной Российской Церкви», призвал весь православный народ покаяться за грех братоубийства, оставить мечту «лжеучителей» о возможности осуществления всемирного братства и вернуться на истинно христианский путь[57]. Собор говорил о том, что держава погибнет от внутренних распрей и партийных раздоров, и подчёркивал, что никакое земное царство не может держаться на безбожии.

Подобными заявлениями руководство Церкви только обостряло конфронтацию с новой революционной властью. В результате, Церковь лишилась церковно-приходских школ, духовных училищ, женских епархиальных училищ, учительских семинарий и духовных академий с их зданиями, библиотеками, учебными пособиями. Таким образом, система образования, которая создавалась столетиями, была разрушена за один день. Через три дня, 14 декабря 1917 г.

После окончания гражданской войны была начата организованная кампания против Церкви в частности, ликвидация по всей стране мощей православных святых и закрытие монастырей. Главный удар был приурочен к страшному голоду в Поволжье 1921 года в виде кампании по изъятию церковных ценностей для помощи голодающим. Это прикрытие атаки на Церковь обезоруживало её защитников и усиливало раскол в среде священников часть их поддерживала акцию. В то же время грубость акции провоцировала Церковь на активное противодействие, которое как бы оправдывало последующие репрессии. Акция по изъятию ценностей проходила трудно, с кровавыми столкновениями их зафиксировано 1414.

Начало было положено столкновением в городе Шуе 17 марта 1922 года, где набатным звоном было собрано около 3 тысяч верующих и в ходе стычки с красноармейцами погибли 6 человек. Возник неявный раскол и в среде большевиков, включая руководство. Часть коммунистов вышла из партии и даже активно участвовала на стороне верующих. Калинин, осторожную позицию занимал В. Большинство членов Политбюро поддерживали Л.

Примечательно, что большую и опасную работу по спасению ценностей проделали сотрудники Главмузея под руководством жены Л. Антицерковная кампания 1922-23 годов была именно целенаправленной «военной» операцией, а не выражением каких-то прирожденных нутряных установок. Пока эта операция не началась, в обыденных ситуациях установки были вполне терпимыми. Например, 21 января в Петрограде прихожане написали прошение в Наркомат юстиции с просьбой отменить ликвидацию их церкви и ее превращение в клуб. На чистой половине прошения Ленин 27 января написал резолюцию: «Т.

Эту просьбу передал мне А. Удобно ли, даже при особых условиях, превращать церковь в клуб? Есть ли налицо какие-либо особые условия? Не лучше ли отменить и вернуть церковь? Разберитесь, пожалуйста, и разузнайте повнимательнее, а мне пришлите краткое сообщение об итоге.

Троцкому было поручено реализовать собранные церковные драгоценности за рубежом кстати, собрано было намного меньше, чем предполагалось. Папа Римский предлагал выкупить все ценности разом, выплатив всю требуемую сумму. Ему было отказано. В ходе этой кампании патриарх Тихон многократно и безуспешно пытался найти компромисс с властью. Так, он осудил резолюции собранного духовенством в эмиграции Карловацкого Собора, который обратился к Генуэзской конференции с призывом объявить крестовый поход против Советского государства.

Имеющиеся в архивах протоколы допросов и записи бесед, в том числе сделанные собственноручно патриархом, говорят именно о драматическом переосмыслении важного периода в жизни страны и Церкви. Именно о драматическом переосмыслении, а не об банальной смене политической позиции или даже простом компромиссе. В ходе допросов и бесед патриарх Тихон изменил свое толкования ряда вопросов и признал ошибочными ряд своих действий например, благословение осенью 1921 года на созыв Карловацкого собор, который принял резолюцию о восстановлении монархии в России, признание Скоропадского гетманом Украины и благословение ему. Деникиным и другими белыми организациями в их борьбе с Советской властью... Готовился суд над Тихоном, он был заключен во внутреннюю тюрьму ГПУ.

Патриарх Тихон пошел на компромисс с Советской властью, написав 16 июня 1923 года «покаянное» заявление: «Я отныне Советской Власти не враг». Судебное дело против него было закрыто, выехать за границу он не захотел. Я понял всю неправду и клевету, которой подвергается Советская власть со стороны ее соотечественных и иностранных врагов». В январе 1924 года патриарх Тихон издал указ «О стране Российской и властях ея» — о молитвенном поминовении государственной власти в богослужениях. Примирение Церкви с Советской власти было официально закреплено на уровне богослужений, доведено как закон до каждого священника.

По мере достижения, шаг за шагом, соглашений с патриархом на «переговорах», в которых одна сторона находилась под домашним арестом или даже в тюрьме , менялась и позиция государства. Пленум ЦК РКП б 4 июля постановил: «Считая, что в некоторых организациях антирелигиозная пропаганда приняла нежелательный характер массовое закрытие церквей и т.

АНАФЕМАТИЗАЦИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В 1918 ГОДУ.

Ф. Козлов. Декрет «О свободе совести…» или «Об отделении церкви…» (1918 г.) В отличие от франц. закона «Об разделении церквей и государства» 1905 г. советский декрет не предусматривал никакого переходного периода или гос. пенсий для священнослужителей или преподавателей духовных учебных заведений.
Анафема Патриарха Тихона революционерам Причем при упоминании отношений Церкви и большевиков в 20-х годах у большинства непременно будут вставать перед глазами картины сносимых храмов, расстреливаемых священников и прочих ужасов, творимых проклятыми жидобольшевиками.
Власть и церковь в годы гражданской войны кратко Тем более, что в недрах новоявленного советского правительства, получившего дикое для русского слуха наименование "Совнарком", уже родилась идея своей, богоборческой "анафемы" — отделения Церкви от государства.
Принят декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви «Красногвардейская атака» на религию и церковь первого года советской власти сменилась в конце 1918-1919 гг. целой программой мер общегосударственного уровня, направленной на выполнение установки VIII съезда РКП(б) о «полном отмирании церкви».

Привет! Нравится сидеть в Тик-Токе?

12 (25) января 1918 г. — принятие III Всероссийским съездом Советов Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа: Россия провозглашена советской федеративной социалистической республикой — РСФСР. Уже 23 января (5 февраля) в официальном правительственном органе «Газете рабочего и крестьянского правительства» он назывался «Декретом Народных Комиссаров РСФСР об отделении церкви от государства и школы от церкви»[40]. Русская церковь пережила множество потрясений, множество потерь, в 20-е годы она почти полностью потеряла свою власть, благодаря мощной дискредитации со стороны большевиков. Так, уже в начале января 1918 г. у Церкви была изъята Синодальная типография, вслед за придворными храмами были закрыты многие домовые церкви. Несколько позже, 13 января 1918 г., большевиками был издан декрет о конфискации Александро-Невской Лавры в Петрограде.

Формирование советской государственно-политической системы в конце 1917–1918 гг. Брестский мир

Отменены все религиозные привилегии и ограничения. Церковь теряла возможность проводить религиозно-нравственное воспитание и готовить образованное духовенство. Регистрация рождений, смертей, браков и разводов осуществлялась только государственными органами. Религиозный брак стал «частным делом супругов». Получи помощь с рефератом от ИИ-шки Помочь с рефератом С этого времени советские люди могли выбирать любую религию или отказаться от нее в целом. Люди больше не могли, ссылаясь на свои религиозные убеждения, уклоняться от выполнения своих гражданских обязанностей включая военную службу. Школа была отделена от церкви, преподавание религиозных дисциплин в государственных и частных учебных заведениях, где преподавались общие предметы, было запрещено. Преподавать и изучать религию можно было только в частном порядке. Все религиозные общества стали рассматривать как частные компании и союзы.

Замечание 1 10 июля 1918 года была принята первая советская Конституция, объявившая духовенство и монахов лишенными права голоса. При этом ограничивались права детей священнослужителей.

Организовывались массовые крестные ходы и богослужения на площадях и в общественных местах в поддержку Церкви. В адрес правительства направлялись коллективные петиции с угрозами народного сопротивления при реализации Декрета. В марте 1918 г.

Большевики ответили усилением репрессий против верующих. Расстреляна толпа верующих при реквизиции имущества Белогорского подворья Пермская епархия. Поместный Собор установил позже на этот воскресный день или следующий за ним воскресный день ежегодное молитвенное поминовение "всех усопших в нынешнюю лютую годину исповедников и мучеников", что ныне отмечается как день памяти Новомучеников и Исповедников Российских. В конце сентября церковный Собор был распущен. Епархиальный дом, где в течение года он заседал, — опечатан.

Хранившиеся там документы и материалы изъяты. Аресты, обыски, конфискация, тюремные заключения, убийства духовенства и активных мiрян стали в стране повсеместными; репрессии были распространены даже на Патриарха и близких его помощников… Однако вследствие широкого народного сопротивления провести декрет в жизнь немедленно оказалось невозможным, к тому же положение большевицкой власти было ослаблено созданием Белой армии на Дону, восстаниями в разных городах.

Собор принял документ «О правовом положении Православной российской церкви», который явно шел вразрез с принципами советской власти. Например, Православная церковь объявлялась первенствующей в государстве, главой государства и министром просвещения могли быть только лица православной веры, преподавание Закона Божьего в государственных школах для детей православных родителей обязательно и т. На это ответили «Декретом об отделении церкви от государства», целесообразность которого до этого вызывала сомнения в партии хотя тезисы декрета были опубликованы ранее.

Часть клира, включая некоторых иерархов, попала под репрессии, особенно во время «красного террора». По архивным данным, в 1918 г. После окончания гражданской войны была начата организованная кампания против Церкви в частности, ликвидация по всей стране мощей православных святых и закрытие монастырей. Главный удар был приурочен к страшному голоду в Поволжье 1921 г. Это прикрытие атаки на Церковь обезоруживало ее защитников и усиливало раскол в среде священников часть их поддерживала акцию.

В то же время грубость акции провоцировала Церковь на активное противодействие, которое как бы оправдывало последующие репрессии. Акция по изъятию ценностей проходила трудно, с кровавыми столкновениями их зафиксировано 1414. Начало было положено столкновением в г. Шуе 17 марта 1922 г. Возник неявный раскол и в среде большевиков, включая руководство.

Часть коммунистов вышла из партии и даже активно участвовала на стороне верующих. Калинин, осторожную позицию занимал В. Большинство членов Политбюро поддерживали Л. Примечательно, что большую и опасную работу по спасению ценностей проделали сотрудники Главмузея под руководством жены Л. Пока эта операция не началась, в обыденных ситуациях установки были вполне терпимыми.

Например, 21 января В Петрограде прихожане написали прошение в Наркомат юстиции с просьбой отменить ликвидацию их церкви и ее превращение в клуб. На чистой половине прошения Ленин 27 января написал резолюцию: "Т. Эту просьбу передал мне А. Удобно ли, даже при особых условиях, превращать церковь в клуб? Не лучше ли отменить и вернуть церковь?

Разберитесь, пожалуйста, и разузнайте повнимательнее, а мне пришлите краткое сообщение об итоге. Троцкому было поручено реализовать собранные церковные драгоценности за рубежом кстати, собрано было намного меньше, чем предполагалось. Папа Римский предлагал выкупить все ценности разом, выплатив всю требуемую сумму. Ему было отказано. В ходе этой кампании патриарх Тихон многократно и безуспешно пытался найти компромисс с властью.

Так, он осудил резолюции собранного духовенством в эмиграции Карловацкого Собора, который обратился к Генуэзской конференции с призывом объявить крестовый поход против Советского государства. Имеющиеся в архивах протоколы допросов и записи бесед, в том числе сделанные собственноручно патриархом говорят именно о драматическом переосмыслении важного периода в жизни страны и Церкви. Именно о драматическом переосмыслении, а не об банальной смене политической позиции или даже простом компромиссе. В ходе допросов и бесед патриарх Тихон изменил свое толкование ряда вопросов и признал ошибочными ряд своих действий например, благословение осенью 1921 г.

И эти гонения не заставили себя ждать. Практически через неделю после Октябрьского переворота произошло первое убийство православного священника. Антицерковные декреты советской власти Первыми шагами новой власти явились декреты, прямо или косвенно направленные против позиций Православной Церкви. Так, уже 4 декабря 1917 г. Вскоре, 11 декабря, был принят декрет, по которому были закрыты все духовные учебные заведения, а их здания, имущество и капиталы конфисковывались. Этот декрет фактически ликвидировал всю систему духовного образования в России.

Чуть позже, 18 декабря 1917 г. Регистрация актов гражданского состояния, все бракоразводные дела передавались по этим документам от духовно-административных в гражданские учреждения. В новом 1918 году антицерковная политика новой власти имела свое логическое продолжение. Так, уже в начале января 1918 г. Несколько позже, 13 января 1918 г. Для того, чтобы исполнить этот декрет, боевики Красной гвардии осуществили вооруженное нападение на святую обитель. В ходе вооруженного конфликта был смертельно ранен настоятель Скорбященской церкви протоиерей Петр Скипетров ныне прославлен Русской Православной Церковью в сонме священномучеников , пытавшийся устыдить распоясавшихся революционных головорезов. Наконец, 23 января 1918 г. Как отмечает в этой связи публицист Д. Соколов, Церковь в соответствии с этим законом «фактически была лишена права юридического лица».

Ей запрещалось иметь какую-либо собственность. Все имущество существовавших в России религиозных обществ было объявлено народным достоянием, то есть национализировалось государством. Новая власть поспешила воспользоваться данным декретом. Практически сразу же было конфисковано около шести тысяч храмов и монастырей, а также закрыты все банковские счета церковных приходов и монастырей. Большевистская власть запретила преподавание Закона Божия в школах. Кроме того, в стране запрещалось преподавание религиозных учений в храмах и на дому. Следует отметить, что фактически, под предлогом отделения Церкви от государства, большевики пытались поставить вне закона само понятие русского Православия. Как отмечает в своей уже ставшей знаменитой работе «Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период» игумен Дамаскин Орловский , первым практическим результатом претворения нового декрета в жизнь стало закрытие в 1918 году духовных учебных заведений, включая епархиальные училища и храмы при них. Исключение составила только Казанская Духовная академия. Она, благодаря стараниям ее ректора епископа Чистопольского Анатолия Грисюка , продолжала свою работу до 1921 года, когда епископ Анатолий и преподаватели академии были арестованы по обвинению в нарушении декрета.

В стране фактически с 1918 года были прекращены духовное образование и научная церковная деятельность. То же самое можно сказать и о книгопечатании, так как с 1918 года любое издание православной литературы оказалось практически невозможным. Все основное имущество Православной Церкви уже к лету 1920 года было национализировано большевиками. Как указывает В. Романовская в работе «Свобода совести в советской России и репрессии против Русской Православной Церкви в 20-е годы», только в Москве у Церкви было изъято: 551 жилой дом, 100 торговых помещений, 52 школьных здания, 71 богадельня, 6 детских приютов, 31 больница. Физическое уничтожение представителей православного духовенства и мирян Практически сразу после совершившегося Октябрьского переворота в стране началась целая череда арестов и убийств представителей православного духовенства. Обвинив его в нарушении тайны исповеди арестованных матросов крейсера «Очаков», а также в том, что он причащал Святыми Дарами и исповедовал человека, приговоренного к смерти, отца Афанасия расстреляли прямо на церковной паперти. Жуткое убийство произошло пасхальной ночью 1918 года. В станице Незамаевской был закопан живьем в навозной яме иерей Иоанн Пригоровский. Предварительно священнику выкололи глаза, отрезали язык и уши.

На станции Синара под Екатеринбургом 10 июня 1918 года был зарублен протоиерей Василий Победоносцев. Через три дня, 13 июня того же года, был расстрелян в Шадринском уезде священник Александр Архангельский. В селе Верх-Язьва Чердынского уезда Пермской губернии в начале сентября 1918 г. Черепанова на паперти церкви был убит священник Алексей Ромодин. Местные крестьяне собирались его похоронить, но были разогнаны. Примерно в это же время был расстрелян священник села Пятигоры отец Михаил Денисов. По постановлению уездного ЧК 19 сентября были расстреляны монахини Вырубова и Калерина, которые пробирались, как указывалось тогда в официальных светских сообщениях, «для восстановления темных масс против власти советов»… Особо жутким гонениям подверглись архиереи Православной Церкви. Так, 25 января 1918 года по старому стилю в Киеве был зверски замучен митрополит Киевский и Галицкий Владимир Богоявленский.

Ирина Осокина

  • Государство и церковь в первые годы советской власти
  • Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви
  • Большевики и церковь. Почему большевики боролись с христианством?
  • Русская православная церковь в 1917-18 г.г. Поместный собор

Формирование советской государственно-политической системы в конце 1917–1918 гг. Брестский мир

Так, уже в начале января 1918 г. у Церкви была изъята Синодальная типография, вслед за придворными храмами были закрыты многие домовые церкви. Несколько позже, 13 января 1918 г., большевиками был издан декрет о конфискации Александро-Невской Лавры в Петрограде. 25 января (7 февраля) 1918 г. В переживаемые Россией дни скорби и смуты народной со всех концов земли Русской приходят вести о неслыханных насилиях, причиняемых Церкви отдельными общественными организациями и лицами, ныне стоящими у власти. В истории взаимоотношений государства и церкви есть много «белых пятен» и одно из них – 20-30-е годы ХХ века. Отношения новой власти в первые десятилетия ее существования с традиционным институтом церкви складывались неоднозначно.

Изъ «Церковныхъ Вѣдомостей» отъ 7(20) февраля 1918 года.

Русская церковь пережила множество потрясений, множество потерь, в 20-е годы она почти полностью потеряла свою власть, благодаря мощной дискредитации со стороны большевиков. «1. Изданный советом народных комиссаров декрет об отделении Церкви от государства представляет собою, под видом закона о свободе совести, злостное покушение на весь строй жизни православной Церкви и акт открытого против неё гонения. Открылся Киевский Собор 7 января 1918 г., и среди его членов сразу выявились три группы: поборники единства Русской Церкви – в основном из приходских советов Киева, автокефалисты из церковной рады во главе с архиепископом Алексием и сторонники компромисса.

Декрет Совета Народных Комиссаров "Об отделении церкви от государства и школы от церкви"

В конце декабря 1917 г. — январе 1918 г. по стране прокатилась серия антирелигиозных акций, явно предвосхищавшая готовившийся закон об отделении Церкви от государства. 20 января 1918 года был издан Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». подтверждал верность принципиальным положениям «церковной политики» Советского государства, проводимой с Октября 1917 г. Изданный Советом Народных Комиссаров Декрет об отделении Церкви от государства представляет собой под видом закона о свободе совести злостное покушение на весь строй жизни Православной Церкви и акт открытого против нее гонения. Но уже с января 1918 года в советских газетах началась антицерковная агитация, что называется, «артподготовка», предваряющая появление Декрета об отделении церкви от государства. 1. Первые декреты советской власти 2. Новые органы власти 3. Учредительное собрание 4. Красная армия и ВЧК — опора советской власти 5. Брестский мир 6. Первая советская Конституция 1918 г.

Глава 2. Большевики и Православная церковь

А когда Толстой в 1908 г. Иоанн Кронштадтский даже выступил с совсем уж ненужным посланием: «Господи, возьми с земли хульника твоего, злейшего и нераскаянного Льва Толстого». Ведь смысл статьи был именно христианский, и в поддержку ее выступили такие люди, как А. Блок и И. Сама Церковь остро переживала это положение, многие архиереи видели в нем истоки будущего кризиса и требовали реформ, направленных на освобождение церкви от государственной зависимости. В конце 1904 г.

Этим воспользовался С. Витте, собрав Особое совещание по церковным вопросам, которое подготовило еще более радикальную записку главным автором ее был епископ Сергий Страгородский, ставший патриархом после Тихона. В ней было требование восстановления автономии и соборности церкви, освобождения ее от «мертвящего веяния сухого бюрократизма». Вся послепетровская система управления церковью объявлялась незаконной, приводящей церковь в состояние паралича. Именно на этой записке 1905 г.

Внутренний кризис Церкви проявлялся во многих выступлениях, которые не согласовывались с общей линией и не приводили к обсуждению и разрешению явных противоречий. Епископ Сергий Страгородский благословил гапоновские союзы, епископ Антонин Грановский в петербургской газете назвал самодержавие сатанизмом. Но все это меркнет по сравнению с позицией старца Оптиной пустыни архимандрита Серапиона Машкина. Эффект от его проповедей был тем более велик, что он воспринимался как настоящий христианский подвижник — роздал все свое немалое состояние 200 тыс. И при этом утверждал, что в борьбе против монархии и капитализма допустимы все средства, вплоть до тайных убийств.

Каково было верующим разобраться в этом кризисе? Поэтому начиная с 1906 г. В 1906 г. В начале века обозначился и явный отход от официальной церкви интеллигенции. Тот поворот к религиозной философии, который происходил у части гуманитариев, во многом был связан предчувствием революционных потрясений и их неприятием.

Этот пессимистический реакционный поворот основная масса интеллигенции, не говоря уж об обществе в целом, не приняла. В письме А. Чехова С. Дягилеву от 30 декабря 1902 г. Мы говорили про движение не в России, а в интеллигенции.

Про Россию я ничего не скажу, интеллигенция же пока только играет в религию и главным образом от нечего делать. Хорошо это или дурно, решить не берусь, скажу только, что религиозное движение, о котором Вы пишете, само по себе, а вся современная культура сама по себе, и ставить вторую в причинную зависимость от первой нельзя… Теперешняя культура — это начало работы, а религиозное движение, о котором мы говорили, есть пережиток, уже почти конец того, что отжило или отживает». Примечательно, что многие искренние верующие из числа интеллигенции за первые десятилетия века отошли от веры. К их числу относится, например, академик И. Протестуя после Гражданской войны в своем письме к В.

Молотову против преследования церкви, он писал: «По моему глубокому убеждению, гонение нашим Правительством религии и покровительство воинствующему атеизму есть большая и вредная последствиями государственная ошибка.

И потому фактически работу по организации и укреплению местных Советов принял на себя Наркомат внутренних дел, во главе которого стоял большевик Г. Обобщив опыт советского строительства, Наркомат опубликовал 24 декабря 1917 г. Обращение к Советам об организации местного самоуправления и Инструкцию о правах и обязанностях Советов. В Обращении указывалось, что вся страна должна покрыться сетью советских органов, находящихся в тесной взаимозависимости. Признавалось, что каждый из них, вплоть до самых мелких, является вполне автономным в вопросах местного характера, но при этом должен сообразовывать свою деятельность с общими декретами центральной власти и постановлениями тех более крупных организаций, в состав которых он входит.

Таким путем создавался однородный организм - Республика Советов. В Инструкции намечались первые шаги к установлению единообразия в структуре аппарата местных Советов. Подчеркивалось, что в основу построения советского государственного аппарата должен быть положен принцип демократического централизма, то есть разграничения и сочетания компетенции вышестоящих и нижестоящих органов при руководящей роли первых и подчинении вторых, в условиях выборности большинства советских органов. Власть на местах принадлежала областным, губернским, уездным и волостным съездам Советов, а также городским и сельским Советам. Постоянными рабочими органами съездов Советов и Советов были их исполнительные комитеты. Съездам Советов и их исполкомам принадлежало право контроля над деятельностью местных Советов, вплоть до отмены решений нижестоящих советских органов.

Советы становились органами, регулирующими всю местную жизнь. При Советах и исполкомах создавались отраслевые отделы или комиссариаты. К ним относились отделы земледелия, юстиции, социального обеспечения , народного просвещения, труда, продовольственный, дорожно-строительный, здравоохранения и др. Число отделов в разных исполкомах колебалось от 5 до 25. Отделы в свою очередь подразделялись на подотделы: медицинский, статистический, милиции и т. Во главе отдела должен был стоять член исполкома.

Контроль за деятельностью всех отделов осуществлялся президиумом исполкома - его коллегиальным руководящим органом. Значительный рост и укрепление съездов Советов в связи с объединением губернских и уездных Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов способствовали роспуску земских и городских самоуправлений. Уже к 1 апреля 1918 г. При местных органах власти создавались советы народного хозяйства как "учреждения по организации и регулированию производства", которые ставились в двойное подчинение - Высшему Совету Народного Хозяйства и соответствующим Советам. Местам предоставлялись широкие права по руководству вооруженными силами. На основании Декрета Совнаркома от 8 апреля 1918 г.

Милиция также находилась в ведении и на содержании местных Советов. Обширная компетенция местных Советов вытекала прежде всего из идеи полновластия Советов. К тому же на практике они не всегда имели время и технические возможности, чтобы испросить санкцию вышестоящих органов. Не удивительно, что на местах по всей огромной России в это время нередко принимались порой ошибочные решения, намечались неправильные тенденции. Некоторые местные Советы стали иногда вмешиваться в области управления, касающиеся общегосударственных интересов. Кое-где появились губернские, уездные и даже волостные республики со своими совнаркомами, которые зачастую не подчинялись вышестоящим Советам, не проводили в жизнь декреты Советской власти, а иногда принимали и противоречащие им решения.

Вред местничества особенно проявился весной 1918 г. Большую роль в упрочении Советской власти в деревне сыграли волостные и сельские комитеты бедноты, учрежденные в мае 1918 г. На комбеды возлагались задачи распределять хлеб, предметы первой необходимости и сельскохозяйственные орудия, оказывать содействие местным продовольственным органам в изъятии излишков у кулаков, снабжать деревенскую бедноту хлебом. Комбеды взяли на себя заботу о формировании частей Красной Армии, создавали сельскохозяйственные коммуны и другие кооперативы, содействовали развитию культурно-просветительской деятельности в деревне. В комбеды избирались не только бедняки, но и середняки, порой даже кулаки, хотя по закону им не было здесь места. Важнейшую роль в создании комбедов сыграли рабочие продовольственные отряды, а также инструкторы партийных комитетов и советских органов, направлявшиеся на места для политической организации бедноты.

Практически формированием комбедов занимались губернские и уездные исполкомы через продовольственные отделы. Они направляли деятельность продовольственных отрядов по созданию комитетов бедноты, имели право роспуска, реорганизации и изменения состава этих органов в волостях и селах. Взаимоотношения комбедов с Советами складывались по-разному. Там, где классовый состав этих органов был однороден, они существовали параллельно, но руководящими оставались Советы, а комитеты бедноты превращались, по существу, в их продотделы. В тех же случаях, когда в Советах преобладали зажиточные крестьяне, комбеды добивались обновления, иногда полного переизбрания и даже роспуска Советов, сосредоточивая всю полноту власти в своих руках. Военно-революционные комитеты.

Огромную роль в строительстве нового аппарата, как и установлении Советской власти, сыграли военно-революционные комитеты. Особо следует сказать о Петроградском ВРК. Он был создан для защиты от немцев, захвативших в сентябре - начале октября острова на Балтийском море и тем самым опасно приблизившихся к Петрограду. Вместе с тем ВРК превратился в легальный штаб подготовки к восстанию. Считаясь органом Петроградского Совета, во главе которого стоял Л. Троцкий, он выполнял, естественно, директивы большевистской партии, хотя включал в себя также представителей левых эсеров и анархистов.

Петроградский ВРК принял участие в Октябрьском вооруженном восстании и установлении власти Советов, а после этого стал на время и всероссийским органом. При ВРК было образовано семь отделов: следственно-юридический, отдел реквизиции, внутренней и внешней связи, информации, агитации и др. Он направлял в губернии своих представителей, которые оказывали помощь местным организациям в установлении Советской власти. Военно-революционные комитеты были образованы при губернских, городских, уездных и некоторых волостных Советах. Основной задачей местных ВРК было упрочение Советской власти на местах, оказание помощи центральному Советскому правительству, ликвидация учреждений буржуазного Временного правительства и обеспечение революционного порядка. Комитеты боролись с различными антисоветскими организациями, но занимались и неотложными хозяйственными делами.

Так, для борьбы с голодом организовывались специальные отряды и комиссии, в обязанность которых входило налаживание продовольственного дела. По мере формирования наркоматов, отделов ВЦИК и упорядочения работы Советов функции Петроградского ВРК переходили к этим органам, он терял универсальность и самостоятельность. Комитет самоликвидировался. Создание советских Вооруженных Сил. По теории марксизма старую армию надлежало, безусловно, сломать, и не только потому, что она была угнетательским органом, но и из-за ее обременительности для общества , у которого она отбирала громадные людские и материальные ресурсы. Постоянную армию мыслилось заменить всеобщим вооружением народа.

Однако в условиях России, находившейся в состоянии войны, это было абсолютно невозможно. И Советское государство попыталось хоть как-то, по возможности приспособив к своим нуждам, использовать старые вооруженные силы. Прежде всего была продолжена политика демократизации вооруженных сил, начатая еще после Февраля. Все части и соединения армии и флота очищались от контрреволюционного офицерства и генералитета. В декабре 1917 г. Совнарком издал декрет, обобщивший практику организации власти в армии и выборов командного состава.

Армия подчинялась Совнаркому. В каждой войсковой части власть принадлежала солдатским комитетам и Советам. Им предоставлялось право избрания, утверждения и смещения с должностей командиров, вплоть до разжалования в рядовые. Командиры, до полкового включительно, избирались на общих солдатских собраниях; выше полкового и до Верховного главнокомандующего, а также начальники штабов избирались съездами или совещаниями при соответствующих комитетах. Для сохранения боеспособности армии лица, избираемые на должности, требующие специальных знаний, должны были обладать необходимым образованием. Все военнослужащие уравнивались в правах.

Жалованье командному составу устанавливалось по должности. Прекращалось производство в офицеры, закрывались военные училища, школы прапорщиков, упразднялись старые воинские чины и звания. Одновременно шла демобилизация старой армии. Но она проходила скорее стихийно, чем целенаправленно. Солдаты, которым донельзя надоело сидеть в окопах, да еще в условиях надвигающейся зимы, прослышав о принятии Декрета о мире, поняли его так, что война кончилась и пора разбегаться по домам, тем более, что нужно было торопиться делить там помещичью землю. Старая армия просто разваливалась на ходу.

Стало очевидно, что с такими вооруженными силами устоять против внешних врагов и защитить завоевания революции нельзя. Поэтому государство и прежде всего Комитет по военным и морским делам, созданный II Всероссийским съездом Советов в составе В. Овсеенко Антонова , Н. Крыленко, П. Дыбенко, попытались ввести в организационные рамки упразднение старой армии и одновременно развернули создание новой. В условиях стихийной демобилизации старой новая армия могла быть сформирована только на добровольной основе.

Ядром ее стали возникшие еще в период Февральской революции отряды Красной гвардии - как новой формы вооруженной пролетарской организации. Однако Красная гвардия не была способна на длительную войну с многочисленными, технически оснащенными армиями противников России. Вопрос о создании новых вооруженных сил был поставлен на обсуждение солдатской секции Петроградского Совета, совещаний представителей армий, солдатских комитетов и в других организациях. Обобщив материалы этого обсуждения, В. Ленин выдвинул задачу создания действительно прочной и идейно крепкой социалистической Рабоче-крестьянской Армии. В этих целях в составе наркомата по военным делам на правах отдела было образовано Временное Бюро по ее созданию.

Оно разработало проект Декрета, который был утвержден Совнаркомом 15 января 1918 г. Армия комплектовалась из наиболее сознательных представителей трудящихся классов, достигших 18-летнего возраста. Декрет открывал доступ в ее ряды гражданам Российской Республики независимо от национальной и расовой принадлежности и тем самым покончил с царской политикой недопущения к военной службе "инородцев". Красноармейцы находились на полном государственном довольствии, получая, кроме того, ежемесячное жалованье, их семьи материально обеспечивались в пределах местных норм. На тех же основах создавался Рабоче-крестьянский Красный Флот. Одновременно с принятием Декрета о Рабоче-крестьянской Красной Армии Совнарком учредил Всероссийскую коллегию по организации РККА, возложив на нее обязанность направлять и согласовывать деятельность местных, областных организаций по формированию армии, руководить ее обучением, обеспечивать вооружением и снабжением, санитарно-медицинской помощью, разрабатывать новые уставы и т.

Организацией Красной Армии на местах ведали военные округа, возглавлявшиеся управлением в составе военного руководителя и двух партийных работников. По мере образования Советов на местах при них создавались военные отделы, имевшие различные наименования: коллегии по организации Красной Армии, комиссариаты по военным делам, военно-революционные комитеты по созданию Красной Армии и др. Они открывали вербовочные пункты и вели запись добровольцев. Активное формирование новой армии началось после издания Декрета "Социалистическое отечество в опасности! День 23 февраля был объявлен днем защиты социалистического Отечества и стал считаться днем рождения Красной Армии. Органы охраны общественного порядка.

Эта система начала создаваться еще до Октября в виде рабочей милиции, основанной на идее всеобщего вооружения трудящихся. Рабочие несли службу поочередно в свое рабочее время , за ними сохранялся средний заработок на предприятиях. Они сами избирали своих руководителей - начальников отрядов, командиров и комиссаров. Еще в период подготовки Октябрьского вооруженного восстания в структуре Петроградского ВРК существовал отдел рабочей милиции. Он ведал раскрытием преступлений , пресекал тайную торговлю оружием и спиртными напитками, предотвращал хулиганство , боролся со спекуляцией. Рабочая милиция вместе с отрядами Красной гвардии боролась за Советскую власть.

Однако в ходе установления диктатуры пролетариата возникла необходимость образовать специальный орган охраны революционного порядка, который выполнял бы только эту функцию и освобождался от задач, возлагаемых на армию. Объявив о создании органов охраны общественного порядка, постановление, однако, не уточняло правового положения милиции, ее место в советском государственном аппарате. Документ говорил о создании рабочей милиции, не давая никаких указаний относительно сельских районов страны. Структура, функции и принципы организации милиции определялись в процессе ее создания правотворчеством масс. В первые месяцы революции охрана общественного порядка осуществлялась несколькими органами параллельно: Красной гвардией, рабочей милицией, рабочими и солдатскими дружинами, образованными местными Советами, и т. Но основную роль в это время играли Красная гвардия и еще сохранившаяся милиция Временного правительства, действовавшая совместно с Красной гвардией и под ее строгим контролем.

Возможность использования старой милиции обусловливалась наличием в ней наряду с реакционными и демократических элементов. Всех милиционеров обязали в пятидневный срок представить рекомендации фабрично-заводского комитета или войсковой части об их пригодности к милицейской службе. Не подчиняющиеся Советской власти, а также не представившие рекомендацию отстранялись от должности. Шла, как правило, замена прежнего руководящего состава милиции, куда районные Советы назначали своих комиссаров. Процесс ликвидации старой милиции на местах продлился до весны 1918 г. Создание советского суда.

Стихийное упразднение революционными массами старых судебных учреждений и создание новых судов, способных осуществлять правосудие в интересах трудящихся, начавшееся еще в период Февральской революции, с победой Октября получили широчайший размах. Уже 6 - 7 ноября 1917 г. Известен также Кронштадтский "суд общественной совести", включавший представителей местного Совета, большевистской организации, профсоюза. Новгородский, Череповецкий, Кузнецкий революционные суды состояли из постоянных судей и заседателей, избиравшихся губисполкомами. Кое-где были созданы сельские и волостные суды. Так, в Камышинском сельсовете учредили суд в составе шести человек, избиравшихся сельским Советом и утверждавшихся общим собранием всех граждан сельской общины.

В Западной области возникли революционные трибуналы, военно-революционные и народно-административные суды. Еще 12 ноября 1917 г. ВРК предложил: "Немедленно образовать центральный военно-революционный суд при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов для разрешения всех мелких дел и дел следственно заключенных". В общем плане проблема нового судоустройства была решена Декретом о суде N 1, проект которого был разработан заместителем наркома юстиции П. Стучкой и внесен во ВЦИК. Но во Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете обсуждение Декрета затягивалось, поскольку в повестке дня впереди стояли такие важные вопросы, как война и мир.

В отечественной научной литературе бытовал стереотип, объяснявший эту задержку кознями левых эсеров. Профессор Ю. Титов, специально занимавшийся проблемой, опираясь на протоколы заседаний ВЦИК, опровергает это обвинение. Он утверждает, что левые эсеры не предпринимали никаких попыток тормозить проект. Так или иначе, но медлить с принятием декрета было нельзя. Вот тут-то и понадобились законодательные права правительства.

Совнарком самостоятельно принял Декрет о суде N 1, который упразднял весь аппарат буржуазно-помещичьей юстиции: окружные суды, прокуратуру и адвокатуру , институт судебных следователей. Во исполнение Декрета в ноябре 1917 г. На смену им пришли новые суды, образованные на основе демократических выборов. В соответствии с Декретом о суде N 1 началась организация местных судов и революционных трибуналов. Судей должно было избирать непосредственно население, а пока временно это делали Советы, которые составляли списки заседателей и устанавливали очередность их участия в сессиях местного суда. В армии суды избирались полковыми Советами, а где таковых не было - полковыми комитетами.

Для рассмотрения жалоб на решения местных судов созывались уездные, а в столицах - столичные съезды местных судей. Для борьбы против контрреволюционных сил и защиты революции и ее завоеваний, а "равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и пр. В ревтрибуналы заседатели и судьи должны были избираться Советами, что обеспечивало при тогдашних условиях классово выдержанный состав. Для производства предварительного следствия при Советах имелись особые следственные комиссии. По Инструкции Народного комиссариата юстиции от 19 декабря 1917 г. Такая коллегия образовывалась путем свободной записи лиц, желавших оказать помощь революционному правосудию и представивших рекомендации от Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Таким образом, Декретом о суде N 1 формировались две системы судов - общая и особая. Реализация Декрета проходила не гладко: не сразу установились правильные отношения между Советами и судами. С одной стороны, наблюдалась тенденция к отрыву судов от Советов, с другой - незаконное вмешательство Советов в дела судов. Не везде на местах соглашались и с созданием ревтрибуналов. Дальнейшее развитие общей судебной системы получило законодательную регламентацию в Декрете о суде N 2 от 15 февраля 1918 г. Для рассмотрения дел, превышающих подсудность местных судов, были учреждены окружные народные суды, охватывающие несколько уездов.

Окружной суд имел уголовное и гражданское отделения. Председатель суда и председатели отделений избирались и отзывались общим собранием членов суда. Право отзыва членов окружного суда принадлежало избиравшим их Советам. Для предварительного следствия по некоторым категориям дел создавались следственные комиссии в составе трех лиц, избираемых исполкомами местных Советов, а также были образованы коллегии правозаступников не только для особых, но и для общих судов. Что касается трибуналов, то наряду с территориальными скоро стали создаваться некоторые специальные, и в первую очередь по делам печати. Уже с самого начала революции буржуазная печать, обладавшая мощным издательским потенциалом и полиграфической базой и господствовавшая на газетном рынке , обрушила на Советскую власть и большевистскую партию мощный пропагандистский шквал, не останавливаясь перед клеветой и фальсификациями.

В ответ Петроградский ВРК закрыл некоторые газеты. Совнарком издал Декрет о печати, который устанавливал, что закрытие органов прессы, как постоянное, так и временное, может проводиться только правительством. В Декрете оговаривалось, что такой порядок следует рассматривать как временный и в перспективе дела о злоупотреблениях печати разбирать в судебном порядке. Для этого уже в декабре был создан специальный орган. Постановление предусматривало судебный порядок рассмотрения дел о контрреволюционных изданиях и меры против них. В законодательном порядке проблема была решена 28 января 1918 г.

Предварительное следствие по постановлению возлагалось на сам трибунал, а Декрет для этих целей предусматривал создание уже специальной следственной комиссии. Если постановление Наркомюста предусматривало только санкции против контрреволюционных изданий, то Декрет СНК устанавливал уголовную ответственность и физических лиц , виновных в их выпуске. Первым председателем Петроградского революционного трибунала печати был левый эсер А. Для рассмотрения особо важных дел 29 мая 1918 г. Он состоял из председателя и членов, избиравшихся ВЦИК на три месяца, и рассматривал дела без участия народных заседателей. Центральная коллегия обвинителей при трибунале осуществляла руководство аналогичными коллегиями при местных трибуналах.

В июне был создан Кассационный отдел при ВЦИК для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры ревтрибуналов. Он не изменял приговор, а либо утверждал его, либо направлял дело на новое рассмотрение. Все перечисленные органы государственного принуждения были более или менее обычными. Но наряду с ними была создана особая система, специально предназначенная для подавления политических противников Советской власти. Октябрьская революция, победившая, как уже отмечалось, малой кровью, скоро, однако, стала встречать все возраставшее сопротивление тех, кого она не устраивала. Особой формой антисоветизма явился чиновничий саботаж, вылившийся в попытки организовать всеобщую забастовку служащих.

Это послужило поводом для создания Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем ВЧК , что нашло отражение в постановлении СНК от 7 декабря 1917 г. Комиссия создавалась при Совнаркоме, а не при Наркомюсте, чего добивались левые эсеры, стоявшие во главе этого наркомата. В структурном отношении ВЧК следовала опыту ВРК, имея отделы: информационный, организационный, по борьбе с контрреволюцией и саботажем, должностными преступлениями и др. Во главе ВЧК стоял Президиум из председателя, двух его заместителей и двух секретарей. Аппарат ВЧК был весьма немногочисленным. Чрезвычайные комиссии на местах создавались при областных и губернских советских органах, на узловых железнодорожных станциях, в крупных портах, в пограничной полосе.

К середине 1918 г. Их деятельность координировалась ВЧК. Чрезвычайные комиссии находились в тесном контакте с партийными и советскими органами на местах и отчитывались перед ними. Помимо борьбы с саботажем ВЧК разоблачала шпионскую, диверсионную, террористическую, заговорщическую деятельность антисоветских элементов и организаций. Ее силами были ликвидированы, в частности, такие контрреволюционные организации, как "Союз спасения родины и свободы", "Единая великая Россия", "Национальный центр", и разоблачены заговоры иноземных разведок. ВЧК боролась с контрреволюцией вместе с революционными трибуналами, при участии народных комиссариатов внутренних дел и юстиции, чьи представители входили в ВЧК.

Функции Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем первоначально были определены не слишком четко. В докладе Ф. Дзержинского 7 декабря 1917 г. Вместе с тем здесь же предусматривались и меры воздействия, которые могла применять ВЧК. На практике ВЧК имела оперативные и следственные функции. Вместе с тем она могла применять в административном порядке и прямые меры воздействия, правда, первоначально весьма мягкие: лишение контрреволюционеров продовольственных карточек, составление и опубликование списков врагов народа, конфискация их имущества и т.

Лишь после начала гражданской войны ВЧК и ее местным органам были предоставлены чрезвычайные полномочия. Чрезвычайные меры не только принимались по отношению к контрреволюционерам и саботажникам, но и были направлены против спекуляции и бандитизма , носивших, по существу, политический характер и подрывающих усилия Советской власти по налаживанию производства и организации управления страной. Советскому государству с первых дней его существования кроме функций подавления своих врагов были свойственны, однако, многообразные созидательные функции, для реализации которых формировался и соответствующий аппарат. Органы управления народным хозяйством. Сложной проблемой стала организация управления промышленностью, которая первоначально находилась еще в руках буржуазии. Первыми занялись этим органы рабочего контроля.

Система рабочего контроля родилась еще до Октября, однако тогда она, естественно, не имела государственного характера. Но уже вскоре после прихода к власти пролетариата рабочий контроль был огосударствлен. Он осуществлялся рабочими предприятий через выборные органы: заводские, фабричные комитеты, советы старост, в которые входили также представители от служащих и технического персонала. В крупных городах, губерниях, промышленных районах создавались местные советы рабочего контроля из представителей профсоюзов, заводских, фабричных и других рабочих комитетов и рабочих кооперативов. Местные советы рабочего контроля разрешали спорные вопросы и конфликты, возникавшие в низших органах контроля, разбирали жалобы владельцев предприятий на действия этих органов. Высшим органом рабочего контроля был Всероссийский совет рабочего контроля, учрежденный в Петрограде и состоявший из представителей ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов, ЦИК Советов крестьянских депутатов, Всероссийского совета профсоюзов и других демократических организаций.

Органы рабочего контроля имели право проверять все документы и книги предприятий, запасы сырья, продуктов и других материалов, наблюдать за производством, устанавливать его минимальный объем и т. Решения органов рабочего контроля считались обязательными для владельцев предприятий и могли быть отменены лишь постановлением вышестоящих органов рабочего контроля. Осуществление рабочего контроля в промышленности позволило сломить контрреволюционный саботаж буржуазии в экономической области, подготовить необходимые условия для национализации промышленности.

При этом декрет гарантировал также право не иметь религиозных убеждений, быть атеистом. На деле этот декрет был направлен против "господствующей" Православной Церкви и означал лишение ее всего имущества, созданного за предыдущее тысячелетие нашими предками: «Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют».

Законные собственники могли с этих пор получать лишь в пользование здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, по особым постановлениям властей. Поместный Собор расценил этот декрет как «злостное покушение на весь строй жизни православной церкви и акт открытого против нее гонения» и призвал верующих следовать призыву Патриарха. Послание патриарха от 19 января, постановление и воззвание Собора широко распространялись по стране в различных брошюрах, журналах, газетах, листовках и иных изданиях Поместного собора, епархиальных и церковных советов, в проповедях приходского духовенства. Вот одна из листовок — "Анафема патриарха Тихона большевикам": «Патриарх Московский и всея России в послании… обнажил меч духовный против извергов рода человеческого — большевиков и предал их анафеме. Глава Православной Церкви Российской заклинает всех верных чад ее не вступать с этими извергами в какое-либо общение... Если дети ваши — большевики, требуйте властью, чтобы отреклись они от заблуждений своих, чтобы принесли покаяние в великом грехе, а если не послушают вас, отрекайтесь от них.

Жены, если мужья ваши — большевики и упорствуют в служении сатане, уйдите от мужей ваших, спасите себя и детей от заразы, губящей душу.

Как советская власть относилась к церкви? Но развитие событий уже поставило страну на порог эпохи «тотального атеизма». Естественно, что революция в государственном строе, свергшая царское самодержавие, отозвалась революцией и в отношении государства к церкви. Катализатором этого процесса, как ни странно, стала сама Православная церковь, крайне негативно прореагировав на намерение правительства рассмотреть проект декрета об отделении церкви от государства. В письме к В. Ленину митрополит Петроградский Вениамин Казанский прямо предупреждал властные структуры государства, чтобы «они не приводили в исполнение предполагаемого проекта декрета».

Декрет Совета Народных Комиссаров "Об отделении церкви от государства и школы от церкви"

В письме к В. Ленину митрополит Петроградский Вениамин Казанский прямо предупреждал властные структуры государства, чтобы «они не приводили в исполнение предполагаемого проекта декрета». На открывшейся 20 января 1918 г. Такая позиция церкви была воспринята властью как попытка открытого вмешательства в сложную политическую ситуацию в стране. Ответом государства стало срочное принятие Советом Народных Комиссаров декрета «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», получившего в литературе второе название «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».

Декрет осложнил положение церкви, лишил ее прав юридического лица и права владеть собственностью. Не способствовало улучшению отношений с новой властью и то, что патриархом Тихоном при большом стечении верующих была совершена панихида по Николаю II в Казанском соборе на Красной площади. Активно поддерживаемый партией большевиков и советской властью, в стране начался массовый отход от религии, стали рваться многовековые связи различных слоев общества с церковью и, прежде всего, с господствующей — православной. Кульминации борьба с церковью в этот период достигла в 1922 году, когда был принят декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих, и начались массовые судебные процессы над духовенством, оказывавшим противодействие ограблению церквей.

Уже к середине года состоялся 231 судебный процесс, на скамье подсудимых оказались 732 человека, многие из них были расстреляны.

Все религиозные общества стали рассматривать как частные компании и союзы. Замечание 1 10 июля 1918 года была принята первая советская Конституция, объявившая духовенство и монахов лишенными права голоса. При этом ограничивались права детей священнослужителей. Реакция Церкви Долгое время до начала 1918 г.

Церковь не реагировала на действия большевиков. Причиной тому была вера в то, что новое правительство продержится у власти недолго, но, когда стало ясно, что большевики крепко держаться за власть, Церковь приняла решение ответить на «выпады» со стороны антицерковных властей. Церковь активно использовала пропаганду, поэтому 22 января 1918 года было опубликовано первое послание, Патриарх призвал русский народ «противостоять врагам Церкви». После опубликования этого послания святитель Тихон стал рассматриваться как один из главных и самых опасных противников большевизма. Собор принял постановление, пригрозив анафемой всем, кто будет участвовать в выполнении указа «О свободе совести», поскольку этот указ является «актом открытого преследования Церкви».

Также Собор принял постановление о преемственности власти Церкви, согласно которому Патриарх имел возможность самостоятельно и тайно избрать преемника. Во избежание хищения церковного имущества 28 февраля 1918 года Собор принял постановление, в котором предлагалось на местах создавать союзы прихожан.

А когда Толстой в 1908 г. Иоанн Кронштадтский даже выступил с совсем уж ненужным посланием: «Господи, возьми с земли хульника твоего, злейшего и нераскаянного Льва Толстого». Ведь смысл статьи был именно христианский, и в поддержку ее выступили такие люди, как А. Блок и И. Сама Церковь остро переживала это положение, многие архиереи видели в нем истоки будущего кризиса и требовали реформ, направленных на освобождение церкви от государственной зависимости.

В конце 1904 г. Этим воспользовался С. Витте, собрав Особое совещание по церковным вопросам, которое подготовило еще более радикальную записку главным автором ее был епископ Сергий Страгородский, ставший патриархом после Тихона. В ней было требование восстановления автономии и соборности церкви, освобождения ее от «мертвящего веяния сухого бюрократизма». Вся послепетровская система управления церковью объявлялась незаконной, приводящей церковь в состояние паралича. Именно на этой записке 1905 г. Внутренний кризис Церкви проявлялся во многих выступлениях, которые не согласовывались с общей линией и не приводили к обсуждению и разрешению явных противоречий.

Епископ Сергий Страгородский благословил гапоновские союзы, епископ Антонин Грановский в петербургской газете назвал самодержавие сатанизмом. Но все это меркнет по сравнению с позицией старца Оптиной пустыни архимандрита Серапиона Машкина. Эффект от его проповедей был тем более велик, что он воспринимался как настоящий христианский подвижник — роздал все свое немалое состояние 200 тыс. И при этом утверждал, что в борьбе против монархии и капитализма допустимы все средства, вплоть до тайных убийств. Каково было верующим разобраться в этом кризисе? Поэтому начиная с 1906 г. В 1906 г.

В начале века обозначился и явный отход от официальной церкви интеллигенции. Тот поворот к религиозной философии, который происходил у части гуманитариев, во многом был связан предчувствием революционных потрясений и их неприятием. Этот пессимистический реакционный поворот основная масса интеллигенции, не говоря уж об обществе в целом, не приняла. В письме А. Чехова С. Дягилеву от 30 декабря 1902 г. Мы говорили про движение не в России, а в интеллигенции.

Про Россию я ничего не скажу, интеллигенция же пока только играет в религию и главным образом от нечего делать. Хорошо это или дурно, решить не берусь, скажу только, что религиозное движение, о котором Вы пишете, само по себе, а вся современная культура сама по себе, и ставить вторую в причинную зависимость от первой нельзя… Теперешняя культура — это начало работы, а религиозное движение, о котором мы говорили, есть пережиток, уже почти конец того, что отжило или отживает». Примечательно, что многие искренние верующие из числа интеллигенции за первые десятилетия века отошли от веры. К их числу относится, например, академик И. Протестуя после Гражданской войны в своем письме к В. Молотову против преследования церкви, он писал: «По моему глубокому убеждению, гонение нашим Правительством религии и покровительство воинствующему атеизму есть большая и вредная последствиями государственная ошибка.

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров Вл. Реакция Церкви После опубликования 31 декабря 1917 г.

Считаю своим нравственным долгом сказать людям, стоящим в настоящее время у власти, предупредить их, чтобы они не приводили в исполнение предполагаемого проекта декрета об отобрании церковного достояния" [1]. Официального ответа не последовало, но В.

Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви

Советское государство и Церковь нормативно-правовой акт, принятый Советом Народных Комиссаров РСФСР 20 января (2 февраля) 1918 года, имевший конституционное, основополагающее значение в религиозной сфере.
Урок Церковь и советская власть в годы Гражданской войны. — Студопедия нормативно-правовой акт, принятый Советом Народных Комиссаров РСФСР 20 января (2 февраля) 1918 года, имевший конституционное, основополагающее значение в религиозной сфере.
Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви — Карта знаний Послание Патриарха Тихона было одобрено Поместным Собором на первом же заседании второй сессии Собора, открывшейся на следующий день 20 января 1918 г. Заседание было посвящено выработке мер противоборства действиям властей и защиты Церкви.
Изъ «Церковныхъ Вѣдомостей» отъ 7(20) февраля 1918 года. После окончания Гражданской Войны Советское государство старается привлечь часть духовенства на свою сторону и одновременно стремится к ликвидации Московской патриархии для того, чтобы ликвидировать самостоятельную роль церкви.
Государство и Церковь в е гг. Наряду с посильным противодействиям гонениям, Собор весной и летом 1918 г. тщетно пытался начать с Советской властью нормальный диалог, пытаясь добиться хоть какой-то стабилизации в отношениях Церкви и государства.

Ирина Осокина

  • Анафема Патриарха Тихона революционерам
  • Русская православная церковь в 1917-18 г.г. Поместный собор
  • ДЕКРЕТ ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА - Древо
  • Содержание
  • Российское общество исследователей религии

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий