Праздник солнца в якутии 2024

2 День (24 июня 2023) Ысыах – праздник солнца. 08:00 Завтрак в гостинице. 09:00 Трансфер по маршруту «г. Якутск – местность Ус-Хатын» (20 км.) — Посещение Национального праздника «Ысыах», участие в праздновании. История праздника Согласно якутским легендам, Эллэй Боотур, прародитель народов Якутии, первым произнес моление-алгыс к богам Айыы и основал Ысыах. Праздник напрямую связан с народным эпосом олонхо и языческими обрядами. Поддержите канал! Ысыах принадлежит к одним из самых древних праздников Якутии.

Обряд встречи солнца на празднике Ысыах в Якутии

235 тысяч человек. В Якутии встретили первые лучи солнца после долгой полярной ночи. Там прошёл традиционный народный праздник северных народов. Его организовали в Ледовом парке Якутска, передает ОТР. В последние годы Ысыах приобрёл огромную популярность и стал, по сути, основным национальным праздником в Якутии. Праздничные торжества проходят в период с 10 по 25 июня, в зависимости от конкретного улуса, графика выходных и т.п. Сегодня жители собрались на центральной площади райцентра на ежегодную праздничную церемонию «Встреча Солнца», пишет «Заря Яны». Окончание долгой и темной Полярной ночи ознаменовалось встречей небесного светила, которая произошла 25 января 2024 года.

Праздник просыпающейся природы Ысыах

А вот как встречали солнце в арктических районах Якутии в 2022 году. Чокурдах, Аллаиховский улус. В поселке Чокурдах Аллаиховского улуса 5 февраля прошел традиционный обрядово-ритуальный национальный праздник арктических народов «Встреча Солнца». Второй день праздника Ысыах в Якутии начинается с церемонии встречи солнца. Всё действие разворачивается на большой круглой площадке. Восход солнца в районе 3.30, поэтому мы приехали чуть заранее, а люди, кажется, так и не ложились. Солнце должно появиться там. Ысыах, Якутия, обряды, Россия, фотографии, Аксанов Нияз, kukmor, путешествия, туризм, шаман, встреча солнца, of IMG_1334. 5. До войны этот обряд приходился на самый длинный световой день с 21 на 22 июня.

Встреча солнца - самый важный обряд во время празднования Ысыаха в Якутии

Победитель соревнований получает миллион рублей и большой почет жителей. RU Поделиться И самая удивительная часть празднования — это его невероятно красивый финал: священный обряд встречи солнца, который проходит в ночь с первого на второй день. Так как в Якутии в это время белые ночи, полностью здесь никогда не темнеет, солнце начинает появляться уже около 2 часов ночи. Момент восхода в первый день солнцестояния якуты считают великим чудом, когда сближаются люди и боги. В полной тишине тысячи людей выстраиваются с поднятыми вверх ладонями, наблюдая за восходом и встречая первые лучи огненной звезды. По поверьям, в этот момент солнце очищает людей от всего плохого и заряжает энергией на год вперед. Большое и красное светило очень плавно, но вместе тем довольно быстро поднимается из-за горизонта, и ты наблюдаешь каждое мгновение этого, казалось бы, повседневного, но такого прекрасного события. В это время шаман проводит свой обряд и читает благословения. Когда первые лучи попадают в специально установленный круг, якуты пускаются в один из последних и радостных осуохаев. Обряд невероятно сакрален и трогателен по своему смыслу.

Увидев это, невозможно не поверить в магию солнца и не стать сопричастным к этому таинству. По оценкам некоторых экспертов, Ысыах может претендовать на включение в список шедевров нематериального наследия ЮНЕСКО, в который уже включен якутский эпос олонхо и гордость Якутии Ленские столбы. Праздник по праву может претендовать на одно из главных и ожидаемых культурных событий всей России. По собственным же оценкам, это праздник, посетив который, вы будете заряжены впечатлениями и воспоминаниями на весь год вперед. Не только событийный туризм Но не одним праздником примечательна Якутия. Природа региона действительно удивительна и разнообразна — от песчаных дюн до горных хребтов и водопадов. Сюда со всей России прилетают в национальный парк «Ленские столбы», а еще — ловить северное сияние. Здесь полно невероятных скал, рек, озер, живописных долин, созданных тающими пятиметровыми снегами и степными ветрами. Красоты можно найти и поблизости с Якутском, нужно лишь переплыть Лену на пароме, но это становится тоже увлекательной частью поездкой, ведь Лена — самая широкая река Сибири, и побывать на ней большое счастье.

Примерно в 80 километрах от Якутска находится живописная гряда водопадов Курулуур на реке Мэндэ. Сами водопады небольшие, но окружающая их природа потрясает. Свежий горный воздух, густой лес, слоистые скалы и прозрачная речка с многочисленными перекатами. Это одно из самых любимых мест отдыха у местных жителей. Здесь можно искупаться, есть отличный песчаный пляж, множество беседок и скамеек. Нужно лишь быть осторожнее с медведями. А буквально вплотную с Курулууром находится настоящее чудо — огромный ледник Булуус площадью более 1000 гектаров. Это одно из самых популярных мест у гостей, тут можно забраться в ледяную пещеру или расщелину, туристы любят походить здесь в купальнике по льду и насладиться прохладой посреди знойного лета. Подтаявшая вода кристально чистая и необычного бирюзового цвета, можно смело пить.

Чище, чем в бутылках. Еще один нетающий ледник можно найти в самом Якутске, и находится он внутри горы. Речь идет о самом посещаемом месте у иностранных и иногородних туристов — «Царство вечной мерзлоты». Это туристический комплекс с выставкой ледяных фигур якутских мастеров и аттракционами, хотя еще в советское время помещение внутри горы служило складом для хранения замороженных продуктов. Температура в леднике не падает ниже -10 градусов и не поднимается выше -4. Здесь можно увидеть скульптуры народных героев и зверей, персонажей «Ледникового периода» и «Игры престолов». Центр является официальной городской резиденцией властелина холода, якутского Деда Мороза — Чысхаана, наряду с его резиденцией на Полюсе холода в селе Томтор. Также в комплексе есть мини-музей палеонтологии, где можно ознакомиться с экспозицией останков мамонтов и других животных ледникового периода и ледяной бар для тех, кто несильно замерз после экскурсии или, наоборот, замерз чересчур. Тут можно отведать строганины, выпить и не бояться за посуду: она, как и всё здесь, тоже сделана изо льда.

Сэргэ якутский сэргэ — «коновязь» — ритуальные столбы у якутов. Сэргэ означает, что у местности, где оно установлено, есть хозяин. Ставится в виде обработанного столба у балагана, у ворот дома «пока стоит сэргэ — семья жива». Нельзя разрушать сэргэ — оно должно само прийти в негодность. Сэргэ связано с культом коня и также является символом дерева жизни, мирового дерева, объединяющего три мира. На столбе вырезаются три горизонтальные канавки. Верхняя предназначается для привязывания коней небожителей верхнего мира, средняя — для коней людей, и нижняя — для лошадей подземного мира. В прошлом сэргэ устанавливались во время посвящения шамана обряд шанар.

В местах захоронения шаманов устанавливались очень высокие сэргэ — для коновязи богов и духов. Слово «Ысыах» можно перевести словами «кропить», «окроплять». В этот день говорят и поют добрые напутствия — Алгыс. Они обращаются не только к Айыы и Тангара, но ещё и к людям и природе — лесам, полям, озерам, рекам. Позже начинаются рассказы о том, что было сделано, какие моменты в жизни особенно волновали за прошедший год, что было потеряно, а что обретено, чего удалось добиться. Кстати, последнее использовали в годы социализма. Ысыах столь значим для якутского народа, что его решили не отменять и не запрещать, но прибавить ему советской реальности. В результате на трибуны выходили представители партии и советской власти, руководители хозяйств, простые рабочие и охотники.

И говорили о том, как они выполняют пятилетний план. После этого чествовали передовиков и начинались народные гулянья. Конечно, ничего плохого в этом не было, но суть и смысл праздника, как способа единения человека и Неба, был утерян. Национальный праздник Ысыах Ысыах в Якутии длится несколько дней, поэтому и был назван фестивалем. Порядок проведения Ысыаха утверждается на республиканском уровне. В глубокой древности это время не входило в календарь и уравнивало сбой одинаковых дней в месяцах. В ходе этих дней проводились десятки обрядов. В основном они связаны с кормлением и поением Огня, Солнца и Неба.

Это символизирует отношение, которое устанавливало тенгрианство между богами и людьми. Участники празднования ведёт себя перед богами так, как вели бы в случае приезда уважаемых и любимых старших родственников.

Обряды кормления и поения Огня, Солнца и Неба лежат в основе этих событий. Насчитывается десятки священнодействий, разворачивающихся в эти дни. Надо сказать, что у каждой народности есть свой эпос. Литературный источник, рассказывающий о главных сюжетах и героях нации. У Якутии это эпос народа Саха Олонхо. Взаимопроникновение жизни и поэмы настолько глубокое, что празднование носит одноимённое имя, состоящее из двух понятий: Ысыах Олонхо.

Другими словами, именно здесь говорится о том, что Бог, Юрюн Айыы Тойон, сотворил всё, что видит человек. Ему подарен Срединный мир. А то, что он не видит: богов, мир духов — он не воспринимает. Сахалары название народа саха являются родственниками божества — Айыы. Поэтому уздечки и поводки, которые держат всадники в руках на Ысыахе, символизируют власть небожителей над людьми. На каждой территории вкопаны столбы, за которые привязывают своих животных большие высокие гости. Божества видят в сахаларах не рабов. Скорее, существ, ограниченных собственными представлениями.

И эти существа нуждаются в помощи в трудных ситуациях. Интересная статья, почитайте: — Что такое Международный день Солнца и для чего он проводится. Изначально Олонхо полностью был погружён в дух тенгрианства. Это самая древняя монотеистичесая религия, возникшей задолго до буддизма, христианства и иудаизма. Она возникла на Алтае в сказаниях кочевых тюрков. Поэтому празднование пропитано скрытым посланием праотцов.

Теперь ысыах устраивается каждым богатым якутом, если он пожелает повеселиться с родными, друзьями и знакомыми и в то же время угостить бедных».

Но опустим его живописания, которые по большому счету были не самыми точными. Каноны праздника Ысыах действительно являлся самым значительным праздником якутского народа. По старинным календарным представлениям якутов, год делился на две половины: зимнюю, которая начиналась с начала октября, когда падал снег и скот кормили сеном, и летнюю, примерно с мая, когда снег сходил с полей и скот выпускали на пастбища, природа оживала после долгой зимней спячки и одевалась в летний наряд: кобылицы и коровы приносили приплод, озера и реки изобиловали рыбой. Наступала пора сравнительного обилия молочной и рыбной пищи и более свободного времени до сенокоса. В это время устраивались народные праздники — ысыахи. На старинных ысыахах жрец-белый шаман возносил перед огнем благодарность, хвалу или молитву небожителям, живущим на небе, и духам-хозяевам природы, затем начиналось общее пиршество, веселье, устраивались спортивные игры: бег, прыжки, борьба, стрельба в цель, конские скачки, а также круговые танцы-осуохай. По историческим преданиям, на якутской земле первым устраивал ысыах и готовил кумыс один из первопредков — Эллеэй.

Ысыахи могли устраиваться весной - малые, без особой обрядности - Кулун кымыса, летом — Улахан ысыах - большой ысыах, осенью в честь Улуу Тойона Большого господина устраивали или отдельные богачи, или группа родовичей, проживавших летом в одном урочище - Сайыллык в складчину. Для ысыаха приготовляли много кумыса и масла и забивали жирную скотину для угощения собравшихся.

Над Якутией взошло солнце, которое зарядило людей и землю новой силой

В завершении участники станцевали круговой танец осуохай. Обряд проходит в ночь с первого на второй день празднования Ысыаха. В первый день праздника его посетили свыше 200 тысяч человек, включая гостей из 50 стран и десятка регионов России.

В творческой бригаде десанта такие известные актеры, как народный артист России Евгений Герчаков фильмы «Мама», «Ширли-Мырли», «Бабушка легкого поведения» и др. Глава поселения Агния Смирнова рассказала о народных обрядах, традициях села. Накануне там, как и по всей республике, отмечали официальный национальный праздник Солнца Ысыах — начало лета, Новый год для жителей Якутии. В нынешнем году он посвящен 100-летию республики. Но для долгожданных гостей жители села провели некоторые обряды праздника.

Причем в финальной части обряда участвуют все, кто пришел. Обычно лошадиный навоз жгут, чтобы отгонять комаров, но на празднике у этого действия свой смысл, связанный с символом этого Ысыаха — лошадью. Конь как будто чувствует какую он сегодня роль играет! Помощники шамана Лошадь ведут вокруг будущего костра А вот и шаман. Его зовут Алгысчыт.

Девушки подносят ему головной убор и одна из них надеваего его на шамана Пора зажигать ритуальный костер Шаман громко благословляет людей и желает им всего хорошего — детей, успехов в хозяйстве и карьере, здоровья скоту и т. Уруй-Айхал — приветственные слова, обращенные солнцу. Их громко повторяли за ним все присутствующие. Шаману подают тесто и он деревянной ложкой раскладывает его вдоль костра — потом можно было увидеть блины, которые получились Действие началось в 3 ночи и солнце мы должны были увидеть примерно в 4 утра, но из-за облаков пошаманить пришлось подольше Потом, после окончания ритуала многие подошли прикоснуться к шаманскому костру И тут началось самое веселое! Он символизирует всеобщее единение людей — жизненный круг.

В этот день многие люди носят традиционные наряды — женщины изящные «маас» и «култым», а мужчины — «сылаппах» и «тыхта» Праздник ысыах также является временем для различных развлечений и игр, таких как народные хороводы и танцы. Каждый год проводятся конкурсы в трех основных направлениях: музыкальное искусство, народное творчество и спортивные соревнования. Важно отметить, что празднование ысыах имеет глубокие исторические корни и является частью культурного наследия якутского народа. В этот период люди собираются вместе, чтобы отдохнуть, насладиться национальными традициями и отметить важное событие в своей жизни. Итак, праздник ысыах является одним из самых ярких и уникальных событий в Якутии. Он представляет собой сочетание ритуалов, традиций, кулинарных изысков и развлечений, которые отражают культурное богатство и национальную идентичность якутского народа. Интересные факты о празднике ысыах В центре праздника ысыах стоит особая ритуальная постройка — ледяная башня.

Башня создается изо льда и украшается разноцветными огнями. Такая постройка символизирует дружбу между людьми и единение с природой. Важно отметить, что ледяная башня с каждым годом становится все выше и красивее. Во время праздника ысыах проводятся различные культурные и спортивные мероприятия. На улицах города можно увидеть традиционные якутские народные игры и состязания, такие как метание якутского дартса «найдыня», гонки на собаках и коньках, а также традиционные якутские песни и танцы.

Якутский праздник Ысыах

Встреча солнца - самый важный обряд во время празднования Ысыаха в Якутии - Ысэхи проходят в разных районах Якутии в разные даты, между 18 и 26 июня, и тут, под Якутском, организуется самый большой. Для его проведения используется специальная местность Ус Хатын в 20 км к северу от города близ поселка Жатай.
В Якутии отмечают праздник лета Ысыах Олонхо Ысэхи проходят в разных районах Якутии в разные даты, между 18 и 26 июня, и тут, под Якутском, организуется самый большой. Для его проведения используется специальная местность Ус Хатын в 20 км к северу от города близ поселка Жатай.
СОЛНЦЕ В КАЖДОМ ИЗ НАС Десятки тысяч людей простирают руки солнцу в день летнего солнцестояния. В каждом селе это свой праздник, но самым важным считается Ысыах в Якутске, проходящий в первые выходные после дня солнцестояния. Это главный праздник лета в Якутии.
В Якутии отмечают праздник лета Ысыах Олонхо — Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Обряд встречи солнца на празднике Ысыах в Якутии. 5004. В наше время очень часто старинные праздники превращаются в лубок или вырождаются в банальные мероприятия а-ля «еще один день города».
В Якутске проходит празднование "Ысыаха Туймаады" – ГТРК «Саха» И-Солнце-услышит-нас-03. Так начинается древний праздник Ысыах. В этот день весь народ Саха надевает традиционные костюмы, девушки заплетают длинные, почти в пол, косы, украшаются ажурными серебряными пластинами.

Праздник Солнца Ысыах 2024. Авторский тур в Якутию, июнь 2024

Столб коновязи представляет собой некую модель мироздания. Рядом со столбом находится разновидность языческого берестяного капища, которое женщины также переплетают разноцветными лентами. В современной Якутии элементы праздника Ысыах модернизируются. Под Ысыах подстраивается улусные районные бюджеты. Молодежь привносит в них что-то новое. Различные народные игры помогали молодым якутам найти свою вторую половину. Такие судьбоносные встречи между юношами и девушками происходят и на современном Ысыахе. Лето, как-никак, пора любви! Посмотрите еще Ысыах отмечают и Москве. Место проведения праздника в столице на протяжении более чем пятнадцати лет остается неизменным — парк Коломенское. Проходит якутский Ысыах и в Санкт-Петербурге.

Популярные вопросы и ответы Как дословно переводится слово Ысыах? Слово Ысыах можно перевести с якутского как «изобилие». Другие версии перевода — «кропить», «окроплять». Что нельзя делать в Ысыах? Запрещено пьянствовать, сердиться и ссориться. Нельзя отказываться от веселья и угощения — каждый гость должен попробовать мясо и кумыс и пройти хотя бы один круг в общем хороводе. Еще один запрет связан с собаками — их нельзя брать с собой на торжество. Это табу очень древнее, и никто наверняка уже не сможет сказать, с чем оно связано.

В ночь с первого на второй проходит главное событие — обряд встречи солнца. Момент восхода в первый день солнцестояния якуты считают великим чудом, когда сближаются боги и люди. Приглашаю вас посмотреть на этот обряд всё что вы увидите происходило с 3 ночи до 5 утра, пусть вас не обманывает, то что на фотографиях светло : Уруй-Айхал! Всё готово к обряду. Здесь будет разведен шаманский костер Все занимают свои места На Якутском — обряд встречи солнца звучит как Кюн Керсютэ очень похоже, кстати, на татарское кэн курсэтэ — «день показывает» дословно До войны этот обряд приходился на самый длинный световой день с 21 на 22 июня. Однако после 1941 года по понятным причинам всеобщий якутский Ысыах сместили на неделю вперед. До этого его празднуют в улусах районах , что опять таки мне напомнило сабантуи в Татарстане. Девушка держит в руках головной убор шамана В чуме. В эту ночь многие из участников праздника не спят. Очень мне понравилось что на празднике днем я встречал все возраста от грудных и до 100 лет!

Здесь вы оказываетесь будто в совершенно другом мире, настолько всё отличается от привычного нам. Совершенно другие обычаи, язык и нрав — настолько, что трудно держать в голове, что по-прежнему находишься в своей стране, а не где-нибудь за границей. Репортажем из Якутии мы продолжаем серию путевых заметок цикла «Открытка с Дальнего Востока». Она превосходит по размеру Аргентину и все скандинавские страны, вместе взятые. В этом плане столица региона Якутск по праву может называться одним из самых необычных городов в мире. Именно такие суровые условия, бескрайняя северная тайга и тундра и стали основой уникальной культуры коренных якутов, которые сами себя называют народом саха. Удивительные здесь и традиции. Жители этого края долгое время находились в изоляции от других этносов, поэтому сумели сохранить в первозданном виде самобытную, ни на что не похожую культуру и религию. Шаманизм, язычество, народный эпос и фольклор, поклонение солнцу — всё здесь уникально. Самый лучший способ погрузиться и ощутить на себе богатство северного колорита — это увидеть своими глазами древний национальный праздник якутян Ысыах Туймаады читается как Эсэх. Ысыах — якутский Новый год, праздник лета, посвященный пробуждению жизни после долгой и суровой зимы. Ысыах — символ якутской культуры, своеобразная миниатюра традиционной картины мира народа саха. RU Поделиться Ысыах — это всеобщее ликование, но вместе с тем и не простой повод повеселиться. Это самое главное и священное торжество всей нации, крупнейшее культурное событие Якутии. Первое письменное упоминание праздника оставил голландский путешественник в 1696 году. Но это только в летописях, а на самом деле он отмечался и намного раньше, но насколько — остается загадкой. Праздник длится два дня в конце июня — в День летнего солнцестояния. В это время в Якутии начинаются белые ночи и самые длинные, жаркие дни. Теплое дыхание небесных божеств Айыы спускается на землю, и природа получает новое рождение. Торжество проходит на священном поле Ус Хатын, и это место выбрано неслучайно. По якутским поверьям, прародитель народов Якутии Эллэй Боотур первым произнес моление к богам Айыы и основал Ысыах именно на этой местности. С тех пор считается, что это поле заряжено энергией и на нем обитают духи. Над живописным и просторным полем медленно кружат благородные степные орлы, а на земле выстроены десятки якутских шалашей — ураса, которые построили себе гости и участники праздника, возвышаются коновязи — сэргэ, где божества оставляют своих лошадей, украшают вход священное дерево Аал Луук мас и свежесрубленные березки — чэчир. По своему виду местность как будто превращается в небольшое якутское поселение древности. Очиститься от всего плохого можно уже на входе на Ус Хатын. Гости проходят через звон сотен колокольчиков, священный дым, милые и приветливые женщины в традиционных нарядах благословят конским хвостом и речами. Любой желающий может завязать обрядовую священную ленточку Дьалама, главное при этом сосредоточиться на своем сокровенном желании. Местность, на которой проходит событие, настолько огромна, что обойти все площадки за день просто нереально. Посмотреть на Ысыах в дальнюю Якутию отправляются тысячи гостей из других регионов и стран, сами же якуты приезжают сюда из самых дальних уголков республики. Благодаря работе местных властей это мероприятие с каждым годом становится всё более массовым и популярным. Еще 10 лет назад праздник посетило 160 тысяч человек, что и тогда было рекордным, но новые и новые высоты брались с каждым годом, и вот в нынешнем 2023-м установлен очередной рекорд: Ысыах посетили колоссальные 230 тысяч гостей. Можно говорить, что в Якутске целая индустрия событийного туризма создана. В силу нашей природной специфики и особенностей тут массового потока туристов не будет, но вот под такие события, как Ысыах Туймаады, фестиваль «Зима начинается с Якутии», можно привозить десятки тысяч туристов, и это как раз та ниша, которую наши туристические агентства должны развивать. Сегодня, например, в Якутске нет ни одного свободного номера, а на самолеты нет ни одного свободного билета. Огромный поток, и, конечно, туристов может быть еще больше, — сказал глава Якутии Айсен Николаев. RU Поделиться Праздник напрямую связан с народным эпосом олонхо, и само торжество сопровождает множество завораживающих обрядов, традиций, выступлений и соревнований. Здесь в течение двух дней работает более ста площадок с культурными, спортивными, конкурсными мероприятиями, среди которых гости могут посетить фестиваль национальной кухни, мастер-класс по изготовлению ножа и игре на народных инструментах, поучаствовать в кумысопитии, посмотреть на конные скачки, полюбоваться и фотографироваться с северными оленями, покататься на лошадях — каждый найдет себе занятие по душе.

Благословление наступившего времени года с кормлением духа огня провел председатель Аллаиховского отделения Ассоциации КМНС Якутии, заслуженный работник культуры Максим Дуткин. С приветственными словами к жителям и гостям улуса обратились глава улуса Эдуард Слепцов, глава п. Чокурдах Дмитрий Шарипов, глава Юкагирского национального наслега Виктория Трофимова, члены народного ансамбля «Русскоустьинцы». В фойе ЭКЦ «Инди» развернута выставка декоративно-прикладного искусства швей и мастериц района, ярмарка-продажа местной продукции.

Древний праздник арктических народов отметили в Якутске

Особым почетным гостем праздника и его ключевым участником станет ансамбль песни и танца народов Севера «Хэйро». В этом году заслуженный коллектив народного творчества РФ отмечает свой 55-летний юбилей. С 12 до 17 часов Ленинский проспект рядом с площадью Комсомольской перекроют для автомобильного движения. Этническая музыка «Хэйро» зазвучит в 14 часов и начнет приглашать норильчан на концертную программу. Уже давно знакомое норильчанам слово «Хэйро» в языках северных этносов обозначает восходящее солнце после полярной ночи. Этническое уличное представление начнется в 15:00 с выступления творческих коллективов Норильска и ансамбля «Хэйро».

В основном они связаны с кормлением и поением Огня, Солнца и Неба.

Это символизирует отношение, которое устанавливало тенгрианство между богами и людьми. Участники празднования ведёт себя перед богами так, как вели бы в случае приезда уважаемых и любимых старших родственников. Хочется и накормить, и показать силу, ловкость, удивить танцем, обновами с якутскими орнаментами и узорами , поговорить, поделиться тем, что на душе. Именно это и является основным мотивом Ысыах. Следует обратить внимание на то, что якутский праздник Ысыах всегда был и остаётся весёлым и по-детски наивным. Сама его атмосфера камня на камне не оставляет от представления о подобных мероприятиях, как о каком-то мрачном языческом мракобесии с кровавыми жертвоприношениями, унылыми шаманом и заунывной музыкой.

Вот примеры некоторых состязаний, которые проводятся в ходе празднования. Прыжки на одной ноге, прыжки на двух ногах по меткам, конкурс на поедание наибольшего количества пищи и выпивания наибольшего количества кумыса. Можно подумать, что тоже самое придумывают и пионервожатые в пионерских лагерях или массовики-затейники. Правда, дети и взрослые редко воспринимают такие состязания с восторгом. В ходе Ысыах же играют с большим энтузиазмом. Дело в том, что каждая такая игра является символическим актом перепрограммирования своей судьбы.

Еда играет роль символа достатка, а прыжки позволяют перепрыгнуть через неудачи. В результате люди меняют свою судьбу на целый год вперёд. Меняют в положительном ключе, потому что и в спортивных, и в шуточных состязаниях, как и в гаданиях, счастливая судьба предопределена с самого начала. Ведь происходит всё это перед богами с конскими упряжками за спиной, перед Небожителями, вестниками Отца всего сущего — Тенгри. Настолько, что полное название праздника состоит из двух слов — Ысыах Олонхо. Взаимосвязь можно выразить примерно так: Олонхо — охватывает огромнейший пласт пространства и времени.

При этом человеку дарован Срединный мир. Люди являются родственниками божеств-айыы. Поводья и уздечки, которые держат за спинами люди — это символы тех поводьев и уздечек, которые держат в руках небожители. Они управляют людьми, но не в качестве рабов. Скорее, божества видят ограниченность людей и приходят на помощь в трудных ситуациях. В виде эпоса Олонхо представляет собой собрание поэм.

Это и есть тот мир, который способны воспринимать люди.

Всё это делается с соблюдением особой тональности. Олонхо полностью пропитано духом тенгрианства. Оно является посланием предков, а основным способом передачи информации древние саха сделали даже не сами стихи, а их символизм и вытекающие из него ритуалы. Какое-то время они практически полностью были заменены театральностью. Сказители читали стихи, танцоры танцевали танцы, даже шаманы кормили кумысом небо, огонь, солнце и лужайки в виде дани традициям с элементами фольклора. Теперь ситуация стала коренным образом меняться.

Поговаривали даже о том, что нужно полностью отказаться от театральной стороны и оставить только сакральную часть ритуалов и обрядов. Но такой радикальный подход не прошёл из-за самой природы тенгрианства, которая никогда не ставила во главу угла собственные ценности. Ысыах в Якутии Если сделать Ысыах наполненным именно якутскими культовыми обрядами, то как тогда проводить его в Мирном или другой точке Якутии, где живут православные и атеисты со своими ценностями? Праздник касается всех, он якутский, но при этом общечеловеческий, поскольку тенгрианство когда-то было не только верой представителей всех тюркских народов, но вообще всего человечества, ибо это вера в Единого Бога. Якутский ысыах это даже не праздник, а особое состояние. Традиционно в Якутии проводится один главный — Ысыах Олонхо в каком-то районе. Это праздник республиканского уровня.

К примеру, в 2017 году он будет проходить в Вилюйском районе, в 2018 году — в Алданском , а в 2019 году — в Намском улусе. В это же время Ысыах будет проходить в каждом селении. Это главный праздник всего народа саха, и не только. Наоборот, якуты очень рады гостям и всегда стремятся приглашать самые разные коллективы со всех уголков России. Осуохай Далеко не случайно наиболее кульминационным моментом праздника является якутский Осуохай. Это символическое единение всех людей в одном большом хороводе. Совершая размеренные движения они движутся по направлению Солнца.

Ведущий олонхосут непрерывно исполняет песни, которые возносят хвалу всему тому, что происходит. Движение может начаться днём и продолжаться до восхода солнца. Однако в некоторых улусах якутский танец Осуохай длится три дня и три ночи. Разумеется, участники меняются. Это не марафон на выносливость. Главное, чтобы хоровод длился и длился долгие часы, наполняя участников и зрителей энергией единения.

Жители этого края долгое время находились в изоляции от других этносов, поэтому сумели сохранить в первозданном виде самобытную, ни на что не похожую культуру и религию. Шаманизм, язычество, народный эпос и фольклор, поклонение солнцу — всё здесь уникально. Самый лучший способ погрузиться и ощутить на себе богатство северного колорита — это увидеть своими глазами древний национальный праздник якутян Ысыах Туймаады читается как Эсэх. Ысыах — якутский Новый год, праздник лета, посвященный пробуждению жизни после долгой и суровой зимы. Ысыах — символ якутской культуры, своеобразная миниатюра традиционной картины мира народа саха. RU Ысыах — это всеобщее ликование, но вместе с тем и не простой повод повеселиться. Это самое главное и священное торжество всей нации, крупнейшее культурное событие Якутии. Первое письменное упоминание праздника оставил голландский путешественник в 1696 году. Но это только в летописях, а на самом деле он отмечался и намного раньше, но насколько — остается загадкой. Праздник длится два дня в конце июня — в День летнего солнцестояния. В это время в Якутии начинаются белые ночи и самые длинные, жаркие дни. Теплое дыхание небесных божеств Айыы спускается на землю, и природа получает новое рождение. Торжество проходит на священном поле Ус Хатын, и это место выбрано неслучайно. По якутским поверьям, прародитель народов Якутии Эллэй Боотур первым произнес моление к богам Айыы и основал Ысыах именно на этой местности. С тех пор считается, что это поле заряжено энергией и на нем обитают духи. Над живописным и просторным полем медленно кружат благородные степные орлы, а на земле выстроены десятки якутских шалашей — ураса, которые построили себе гости и участники праздника, возвышаются коновязи — сэргэ, где божества оставляют своих лошадей, украшают вход священное дерево Аал Луук мас и свежесрубленные березки — чэчир. По своему виду местность как будто превращается в небольшое якутское поселение древности. Арка, установленная на входе на Ус Хатын. Проходя через нее, люди освящаются дымом Повязать ленту Дьалама в священном месте может любой желающий Старинные летние жилища якутов — ураса, которые стоят на Ысыахе повсюду. Это конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берестой Местность украшена живописными национальными постройками Символ триединства мира, великое дерево Аал Луук мас. Прикоснувшись к нему, люди молятся и благодарят духов 1 из 5 Арка, установленная на входе на Ус Хатын. RU Очиститься от всего плохого можно уже на входе на Ус Хатын. Гости проходят через звон сотен колокольчиков, священный дым, милые и приветливые женщины в традиционных нарядах благословят конским хвостом и речами. Любой желающий может завязать обрядовую священную ленточку Дьалама, главное при этом сосредоточиться на своем сокровенном желании. RU Местность, на которой проходит событие, настолько огромна, что обойти все площадки за день просто нереально. Посмотреть на Ысыах в дальнюю Якутию отправляются тысячи гостей из других регионов и стран, сами же якуты приезжают сюда из самых дальних уголков республики. Благодаря работе местных властей это мероприятие с каждым годом становится всё более массовым и популярным. Еще 10 лет назад праздник посетило 160 тысяч человек, что и тогда было рекордным, но новые и новые высоты брались с каждым годом, и вот в нынешнем 2023-м установлен очередной рекорд: Ысыах посетили колоссальные 230 тысяч гостей. Можно говорить, что в Якутске целая индустрия событийного туризма создана. В силу нашей природной специфики и особенностей тут массового потока туристов не будет, но вот под такие события, как Ысыах Туймаады, фестиваль «Зима начинается с Якутии», можно привозить десятки тысяч туристов, и это как раз та ниша, которую наши туристические агентства должны развивать. Сегодня, например, в Якутске нет ни одного свободного номера, а на самолеты нет ни одного свободного билета. Огромный поток, и, конечно, туристов может быть еще больше, — сказал глава Якутии Айсен Николаев. RU Праздник напрямую связан с народным эпосом олонхо, и само торжество сопровождает множество завораживающих обрядов, традиций, выступлений и соревнований. Здесь в течение двух дней работает более ста площадок с культурными, спортивными, конкурсными мероприятиями, среди которых гости могут посетить фестиваль национальной кухни, мастер-класс по изготовлению ножа и игре на народных инструментах, поучаствовать в кумысопитии, посмотреть на конные скачки, полюбоваться и фотографироваться с северными оленями, покататься на лошадях — каждый найдет себе занятие по душе. И новые площадки тут добавляются каждый год. Здесь же можно попробовать якутскую национальную кухню: повсюду продают холодный кумыс, замороженную сырую рыбу индигирку и шашлык из потрохов. Дополнительный антураж празднику придает ощущение, что время здесь застыло еще в далекой древности. Такое чувство создается за счет того, как якуты любят и чтят свою собственную историю, культуру, предков, и как они едины в этом чувстве. Практически каждый гость Ысыаха будет в традиционном якутском костюме и украшениях, становясь частью этого фестиваля.

Праздник ысыах в Якутии 2024 года: дата проведения и особенности

В Якутии отмечают Ысыах Олонхо — праздник лета, в переводе означающий «изобилие». Он связан с культом солнца и плодородия. Во время торжеств проходят конкурсы сказителей, исполнителей на хомусе, мастеров ремёсел и прикладных искусств. В самые длинные летние дни в Якутии проходит праздник Ысыах, именуемый в народе якутским Новым годом – Самые лучшие и интересные новости по теме: Шаманов, Якутия, интересное на развлекательном портале В этом году праздник посвящен памяти Акулины Петровны Трайзе, отличника культуры Республики Саха (Якутия), народной мастерицы, носительницы эвенского языка и культуры. В следующем году, в 2024 году, праздник Исыах в Якутии будет отмечаться 30 августа. В этот день тысячи людей соберутся в столице Якутии, городе Якутске, чтобы отдать дань почести своим предкам и отпраздновать этот важный день вместе. Обряд встречи солнца на празднике Ысыах в Якутии. 5004. В наше время очень часто старинные праздники превращаются в лубок или вырождаются в банальные мероприятия а-ля «еще один день города».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий