Оптимальная манера выступления предполагает

Что такое публичное выступление, какие виды существуют, их особенности. Этапы выступления перед публикой. Основные требования к оратору. После разработки задач надо создать образ, в котором оратор предстанет перед аудиторией: манеры говорить, жесты, мимику, характер. Выступление должно начинаться задолго до выхода на трибуну и завершаться намного позже ухода с нее.

1. Подготовка речи

  • 1. Подготовка речи
  • Этика ораторского искусства: что это такое?
  • Популярные статьи:
  • О манере публичного выступления, интонации, жестах и мимики
  • Образовательный портал ТГУ
  • Манера говорить при публичных выступлениях. Статья. Все Тренинги .ру

Что такое манера выступления?

Такие виды публичных выступлений отличаются от других своей степенью ответственности, так как содержание речи влияет на судьбу человека. Академическое искусство публичной деятельности несет конкретную наполненную профессиональной терминологией или научными выражениями речь. Сюда входят следующие жанры публичных выступлений: научные доклады, обзоры, лекции. Политические жанры публичной речи представляют собой произношение речи на темы экономики, политики, социальной сферы. Политическое красноречие проявляет себя на митингах, агитаторских и патриотических мероприятиях.

Помимо видов, различают методы красноречия, которые помогают составить четкий и понятный текст, максимально приближенный к цели. Методы красноречия разработаны много веков назад, включают в себя отдельные правила публичного выступления: Красноречие заключается в употреблении кратких, понятных для аудитории текстов. Главная функция оратора заключается в донесении до аудитории полезной, достоверной информации. Методы или приемы влияния на слушателей не должны нарушать их права.

Но далеко не всегда психологические особенности публичного выступления соответствуют требованиям этики. Не рекомендуется «растягивание» речи перед большой аудиторией, потому что внимание людей кратковременно, легко рассеивается Перед тем как выступать перед публикой следует научиться различать ее эмоциональное настроение. Психология публичного выступления устроена таким образом, что от структуры приготовленного текста, употребления, призывающих к действию фраз зависит конечный результат мероприятия. Важную информацию располагают только вначале и конце речи.

Такая специфика построения необходима для успешного и эффективного донесения материала, так как внимание публики в эти периоды максимально. Речь оратора должна соответствовать нормам этики. Культура публичной речи соблюдается при любом условии, считается необходимым элементом произношения речи. Эти правила не являются обязательным условием выступления оратора.

Построение публичной речи зависит от вида, состава аудитории, ее деятельности и самого оратора. Приемы и правила выступлений определяются во время подготовки речи. Только постоянная тренировка дикции, ежедневные упражнения помогут добиться успехов и признания публики. Особенности публичной речи Существуют некоторые психологические особенности публичного выступления.

Они заключаются в общении между оратором и аудиторией, вытекают из диалога между ними. Отношение двух сторон коммуникации носит объективно — субъективный характер, выступает в качестве совместной деятельности или сотрудничества. Речь оратора имеет ряд особенностей: Обратная реакция аудитории. Во время произношения речи оратор может видеть реакцию людей на его слова, наблюдать за переменной настроения публики.

Отдельные слова, вопросы, мимика слушателей помогают понять их настроение и желание. Благодаря наличию обратной связи имеется возможность подкорректировать свою речь. Она преобразовывает монолог в диалог, устанавливает связь с публикой. Устная речь.

СМИ очень часто относятся к своим словам небрежно. Журналисты, блогеры, авторы и докладчики — все, кто является высококвалифицированными специалистами, часто проявляют себя, как коммуникаторы-любители. Заголовки газет, книг и блогов часто вводят читателей в заблуждение. Крайне важно проявлять усердие в нашей речи, чтобы не создавать путаницу и недопонимание. Редьярд Киплинг, когда его спросили о секрете успешного письма, сказал: «Я держу шестерых честных мужчин; они научили меня всему, что я знаю; их имена: что, и почему, и когда, и как, и где, и кто ». Будьте собой Древняя китайская пословица гласит: «Знание других ведет к мудрости, знание себя ведет к просветлению» Чтобы быть собой, вы должны знать себя. Вы должны проанализировать свои сильные стороны и стремиться максимизировать их. Ваши слабости должны быть проанализированы, а затем сведены к минимуму. Правило 2.

Чтобы не повторять одни и те же формулировки, можно на этапе подготовки выписать главную мысль отдельно и переписать ее несколько раз другими словами советуем использовать словарь синонимов. Важно закончить выступление подробным повторением главной мысли и подведением итогов. Решительный конец. Как и начало, конец выступления лучше продумать заранее, заключительная фраза должна быть краткой и понятной. Произнесите ее эмоционально и многозначительно, чтобы аудитория поняла, что выступление окончено. Помните, что лучше всего запоминается начало и конец речи - постарайтесь оставить о себе хорошее впечатление. Советы выступающему - Не обязательно заучивать текст наизусть. Хорошо, если вы можете рассказать тему своими словами, но есть и приемы правильного чтения. Используйте технику СОС: смотреть — остановиться — сказать. Используйте высказывания авторов, которые близки вам, и известны слушателю.

Чтобы произвести особое впечатление, заранее подготовьте цитаты на маленьких карточках и поочередно доставайте их во время выступления. Если вы сосредоточитесь на цели и будете рассказывать увлеченно, то органичные жесты последуют сами собой. Это придаст речи убедительность. Чтобы не превращать свою речь в поэму, советуем использовать этот прием при формулировке ключевой мысли. Так она лучше запомнится. Используйте их перед каждым выступлением. Например, в стрессовой ситуации важно нормализовать дыхание. Для этого сделайте вдох, досчитайте до 4-х, затем резко выдохните. Повторите 10 раз. Если не уверены, что правильно произнесете слово, то замените его другим, но хорошо поставленная речь и дикция позволят использовать весь спектр языка.

Лаконичная речь. Длинный, путаный монолог с массой отклонений от темы в лучшем случае вызывает у слушателей скуку, а в худшем раздражение. Высший пилотаж, когда лаконичность сочетается с информационной емкостью. Про такие выступления говорят «каждое слово на вес золота». Научитесь жестко укладываться в регламент, так вы проявляете уважение к аудитории и тренируетесь говорить строго по делу. Уместные паузы. Особое место в устной речи уделяйте паузам. Короткие остановки после ключевых тезисов или перед особо важной информацией задают определенный ритм, слушатель получает возможность обдумать услышанное, а спикер — собраться с мыслями. Не бойтесь пауз и не заполняйте их мычанием, эканьем и другими паразитными междометиями.

Портрет аудитории. Любой оратор должен учитывать характер и состав аудитории, перед которой он выступает. Здесь тонкая грань: нужно приподнимать слушателей до своего уровня, но при этом говорить так, чтобы люди вас понимали. Сила слова в ораторском искусстве зависит от того, какое впечатление произвел на публику выступающий. Это и интонация, и внешний вид, и манера держаться. Нужно удерживать баланс, не опускаясь до панибратства или заискивания, но и не завышая планку требований к аудитории. Выступающий должен учитывать отклик аудитории. Спикер, не чувствующий «дыхание зала», никого ни в чем не убедит. Одно из обязательных качеств хорошего оратора — гибкость, умение импровизировать.

Для развития навыка импровизации нужно работать над логическим и образным мышлением, расширять кругозор и лексический запас. Чем больше вы погружены в тему выступления, тем естественней будет импровизация. Подготовленные шутки, цитаты, истории. Марк Твен. Чтобы оживить выступление, опытные спикеры делают «домашние заготовки», которые помогают разрядить обстановку, найти ключ к сложной аудитории, заполнить вынужденную паузу из-за технического сбоя. Это может быть забавная история, парадоксальный факт, шутка или анекдот в тему. Украшают речь цитаты признанных лидеров. Шутки не стоит зачитывать с листа, но чтение цитат вполне уместно. Чтобы усилить эффект от яркого изречения, выпишите его на карточку, в процессе выступления сделайте паузу, достаньте карточку и зачитайте цитату.

Чувство юмора. Хорошая шутка снимает напряжение, располагает аудиторию к оратору, сглаживает шероховатости речи. Остроумные выступления запоминаются лучше. Но юмор должен быть уместен и перекликаться с ситуацией. Стиль повествования. Стилистика ораторской речи должна учитывать ситуацию, вид риторического выступления и характер публики. Стиль должен быть уместным и не вызывать недоумения у аудитории. Ораторские приемы Особенности ораторского искусства связаны с механизмами воздействия речи спикера на аудиторию здесь и сейчас. Риторика — это устное выступление, а большинство людей плохо воспринимает информацию на слух.

Ораторские приемы стимулируют внимание, образное мышление слушателей, помогают усвоить материал.

Искусство публичных выступлений. Оратор и его аудитория Что должен делать оратор при выступлении

1. Манера и речь публичного выступления. Публичное выступление – это передача одним выступающим информации разного уровня в ходе общения с широкой аудиторией. Для большинства выступление перед аудиторией кажется нелегкой задачей. Успешный оратор владеет голосом, прекрасно артикулирует, акцентирует внимание на главном. Он также органично двигается во время выступления и умело включает в диалог аудиторию. И всему этому можно научиться! оратор ни в коем случае не должен извиняться перед аудиторией за свою миссию («извините, что задерживаю вас», «потерпите, я скоро закончу» и т. д.). Какова же оптимальная манера выступления? Она должна удовлетворять следующим требованиям. ^.  оратор ни в коем случае не должен извиняться перед аудиторией за свою миссию («извините, что задерживаю вас», «потерпите, я скоро закончу» и т. д.). Какова же оптимальная манера выступления? Она должна удовлетворять следующим требованиям.

Правила публичного выступления

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности; даёт возможность расширить представление о публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни. Уже в то время ораторское искусство включало в себя речи, имеющие различную направленность, рассчитанные на неодинаковую аудиторию, предполагающие отличные друг от друга цели, с которыми оратор появлялся перед слушателями. рис. Ирвина Нормана Предлагаем вашему вниманию несколько правил успешного публичного выступления.

Публичное выступление — что это такое, правила подготовки, основные ошибки

На первый взгляд кажется, что самое главное в подготовке к публичному выступлению — подготовить речь, т.е. текст. Но речь — всего лишь часть публичного выступления. Изучите десять ораторских приемов, которые сделают публичные выступления эффективными. это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. Риторика призвана научить нас, как эффективно при помощи своей речи воздействовать на аудиторию, как достичь успеха, выступая публично.

Правила успешного публичного выступления

Речь подготовленного оратора обладает особыми свойствами: содержит языковые и невербальные методы воздействия на слушателя; ориентирована на получение обратной связи от аудитории; эффективность воздействия на публику достигается за счет взаимодействия психологического состояния оратора и его авторитета у аудитории. Композиция ораторской речи Композиция ораторской речи —это структура выступления, где каждая часть работает на наиболее убедительное представление идеи спикера. Продуманная композиция держит аудиторию в постоянном напряжении. Любая речь должна иметь вступление, основную смысловую часть и заключение. Один из секретов ораторского искусства — удачное начало и концовка способны «вытянуть» слабую середину. Цель вступления — расположить аудиторию, вызвать интерес, наладить необходимую форму взаимодействия с публикой. Яркое начало привлекает внимание к оратору.

Хороший тон — в самом начале обозначить тему и проблематику выступления. Чтобы зацепить публику, расскажите уместную историю из жизни, любопытный факт, парадокс, задайте неожиданный вопрос по теме. Цель основной части ораторской речи — убедить слушателей в правомерности изложенного тезиса с помощью аргументов, примеров, опровержений. Здесь работают факты, логика и приемы ораторского искусства, удерживающие внимание. Заключение — это не просто обобщение сказанного и подведение итогов. В заключении важен пафос, так как здесь формируется эмоциональное впечатление, нужная спикеру реакция на все вышесказанное.

Слушатель может не запомнить всех тезисов и аргументов, но сильная эмоция в конце оставляет сильное впечатление о выступлении в целом. Главное, не заканчивать на минорной ноте. Независимо от темы финал должен внушать оптимизм. Как выстроить речь по правилам ораторского искусства Чтобы зацепить и удержать внимание аудитории, грамотная речь должна подчиняться правилам ораторского искусства вне зависимости от целей, композиции и условий выступления. Кратко основы ораторского искусства можно сформулировать как базовые правила, которым подчиняется любое направление риторики. Ясная структура выступления.

Структура и цель произносимой речи должны быть понятны не только спикеру, но и аудитории. Повествование строится в логической последовательности, когда каждая последующая мысль вытекает из предыдущей. При этом соблюдается закон усиления, когда каждый следующий аргумент весомее и убедительнее предыдущего. Грамотный и выразительный язык. Ничто не убивает выступление так, как речь с грамматическими и орфоэпическими ошибками. Еще одна болезнь ораторов — слова-паразиты, которые способны довести слушателей до белого каления.

Основа ораторской речи — ее чистота и грамотность. Объективная и полезная информация. Спикер имеет право на собственную точку зрения, которую он аргументированно доносит до аудитории, но информация должна быть проверенной, правдивой и объективной. Баланс между эмоциями и фактами. Голые эмоции никому не внушают доверия, в то же время сухие факты и цифры слушать скучно даже подготовленной публике. Разбавляйте цифры эмоциями и интересными историями, это сделает выступление сбалансированным.

Лаконичная речь. Длинный, путаный монолог с массой отклонений от темы в лучшем случае вызывает у слушателей скуку, а в худшем раздражение. Высший пилотаж, когда лаконичность сочетается с информационной емкостью. Про такие выступления говорят «каждое слово на вес золота». Научитесь жестко укладываться в регламент, так вы проявляете уважение к аудитории и тренируетесь говорить строго по делу. Уместные паузы.

Позиция советчика — лучшая ораторская позиция в любой аудитории. Позиция советчика — лучшая ораторская позиция в подготовленной аудитории. Внешность оратора должна быть привлекательной в пределах нормы.

Одежда ярких цветов снижает доверие к оратору. Очки снижают доверие к оратору. Энергичным должно быть выступление от начала до конца.

Энергичными должными быть отдельные части выступления. Двигаться по аудитории надо как можно меньше. Двигаясь по аудитории, не следует заходить вглубь аудитории.

Не следует задерживаться в аудитории после завершения выступления. Оратор не должен сидеть, он должен стоять и двигаться. Надо выбрать симпатичное лицо и смотреть на этого человека во время выступления.

Смотреть надо на отдельные сектора аудитории, не задерживая взгляд на отдельных людях. Жесты должны быть немногочисленными и разнообразными. Жесты оратора должны быть взволнованными и высоко эмоциональными.

Громкость и тембр речи оратора должны сохраняться на протяжении всего выступления. Наилучший темп речи в публичном выступлении — средний. Громкость выступления должна быть такой, чтобы оратор чувствовал, что он говорит громче, чем в обычной речи.

Что надо делать в следующих случаях: 1. В аудиторию залетел воробей, забежала кошка. В аудиторию все время заглядывают посторонние.

Слушатели в задних рядах разговаривают друг с другом и мешают лектору. Некоторые слушатели встают и уходят. Слушатели зевают.

По раздраженным лицам некоторых слушателей видно, что они совершенно не согласны с вами. С места раздаются громкие реплики несогласия. По ходу вашего выступления вам задают вопрос, ответ на который отвлечет вас от темы.

По ходу вашего выступления вам задают вопрос, на который вы не можете сразу ответить. Стало душно. Выключился микрофон.

В аудиторию доносится сильный шум из коридора. Выйдите перед группой и, многозначительно считая вслух до 30, ходите по аудитории по правилам передвижения оратора в аудитории. Вариант: ходите, рассказывая стихотворение, считалку.

Слушатели оценивают, правильно ли вы ходите. Громко считайте до 30, обращаясь к группе, и используйте при этом разнообразные риторические жесты, как бы пытаясь убедить своих сокурсников в чем-то. Посчитайте до 30 монотонно, а затем выразительно, сопровождая счет риторическими усилительными жестами.

Объясните, почему оратор должен изо всех сил избегать монотонной речи. Сосчитайте до 30 сначала своим обычным голосом, а затем - напрягая голос, как это принято при публичном выступлении. Удерживайте громкость голоса на требуемом уровне до конце счета.

Человек, планирующий выступить с речью перед публикой и желающий добиться внимания своих слушателей, должен помнить, что успех любого выступления зависит от того, ЧТО говорит оратор, и КАК он это говорит. Любая банальная тема может быть раскрыта так, что аудитория будет ловить каждое слово выступающего, в тоже время актуальный вопрос может оставить слушателей равнодушными. Оратор должен знать заранее, о чем он будет говорить аудитории.

Качественная подготовка к выступлению обеспечивает половину успеха. На что же следует обратить внимание при подготовке? Она должна быть интересна и слушателям, и, что немаловажно, самому оратору.

Ведь человек, которого абсолютно не волнует то, о чем он говорит, не сможет заставить аудиторию ему поверить и обратить внимание на поднятые вопросы. При этом степень изученности темы не должна зависеть от продолжительности выступления. Даже если на доклад выделено всего 5 минут, это не значит, что будет достаточно лишь поверхностного изучения вопроса.

Ведь чем лучше оратор разбирается в своей теме, тем увереннее он себя чувствует. Это поможет избежать путаницы в мыслях и обеспечит логичность выступления. При составлении плана оратору следует помнить о том, что все вопросы должны раскрываться последовательно.

Не нужно перескакивать с одного аспекта темы на другой, а затем вновь возвращаться к первому вопросу. Оратору не стоит делиться со слушателями всем, что ему известно по данной теме. Достаточно самого основного и интересного.

Этот пункт не менее важен, чем остальные. Первое предложение формирует мнение слушателя о выступающем и его теме. Если аудитория заскучает в начале речи, то, скорее всего, оратор вообще не дождется внимания.

Последнее предложение существенно влияет на впечатление, которое оратор оставит от своей речи. Даже отличное выступление может быть перечеркнуто неудачным завершением. Великие ораторы всегда заучивали эти два предложения наизусть, а новичкам тем более не следует пренебрегать этим советом.

Для этого не нужно перегружать его числами и непонятными терминами. Если вы хотите впечатлить слушателей количеством или размером чего-либо, то лучше использовать яркое сравнение, которое тут же в мыслях каждого, сидящего в аудитории, «нарисует» картинку. Информация, представленная таким образом, легче воспринимается и производит гораздо большее впечатление, чем вскользь упомянутая цифра.

Допустим, оратор великолепно подготовился к выступлению, изучил тему, сделал все, чтобы слушателям было интересно и понятно — половина успеха у него уже есть. Оставшуюся часть обеспечит правильная манера поведения перед аудиторией. Как же нужно говорить со слушателями, как себя вести на трибуне?

Аудитория почувствует фальшь в выступлении, и часто те жесты, которые естественно выглядят у одного оратора, другого сделают нелепым. Главное — максимальная раскованность и естественность. Если выступающий уверен в своих знаниях, ему интересна тема , о которой он говорит, то его жесты придут сами собой, они будут естественны и непринужденны.

Публика почувствует откровенность, уверенность оратора , его настроение и интерес к теме передастся слушателям. Даже если оратор испытывает чувство волнения, слушатели ни в коем случае не должны этого видеть. Руки, нервно сжимающие листочки, тут же выдадут аудитории всю неуверенность выступающего.

Кроме того, лишние движения отвлекают внимание слушателей, поэтому выходить на трибуну лучше вообще без записей. Выступление может быть эмоциональным или же спокойным, однако любые эмоции должны быть умеренными. Не нужно смотреть на стену или потолок.

Неплохой вариант — беседа с аудиторией. В этом случае выступающий ставит вопросы и сам на них отвечает. Если в большой конференц-зал придут всего 10-15 человек и сядут в разные части помещения, то оратору будет тяжело с ними контактировать.

В таком случае лучше попросить людей сесть поближе или перейти в небольшую аудиторию. Если люди сидят близко друг к другу, то заинтересованность или иные эмоции одного человека распространяются на остальных. Ведь часто в наполненном зале шквал аплодисментов начинается с хлопков одного человека.

В тоже время в полупустом помещении аплодисменты одного редко подхватывают остальные слушатели. Кроме того, если число слушателей невелико, оратор может построить свое выступление как доверительную беседу. Для этого ему лучше будет спуститься с трибуны и находиться на одном уровне с аудиторией.

И еще одно важнейшее правило: как бы ни складывалось выступление, оратор ни в коем случае не должен извиняться и тем более начинать свою речь словами «Я не готовился». На самом деле, ничего страшного в публичных выступлениях нет. Главное — побороть волнение, которое чаще всего исчезает, когда произнесены первые несколько фраз выступления, а дальше успех зависит только от самого оратора.

Желаю удачи. Основы мастерства публичного выступления Оратор и его аудитория Для успеха публичного выступления оратору необходимо прежде всего овладеть вниманием аудитории, заставить слушать себя. Однако управлять вниманием слушателей не просто, и успех зависит не только от самого оратора его способностей, профессионализма, подготовленности , но и от объективных факторов, на которые выступающий не может воздействовать.

В демократическом обществе оратор имеет возможность говорить свободно и раскрыть в полной мере свой дар красноречия и способности привлечь внимание аудитории. При тоталитарном режиме главная причина отсутствия контакта выступающего и слушателей в социальной структуре общества. Оратор превращается в резонера, который озвучивает директивы вышестоящих инстанций, а слушатели - в пассивную толпу, обреченную на беспрекословное следование указаниям...

Речь и власть - проблема, рассматриваемая в риторике еще со времен Древнего Рима. Формы речи, принятые в обществе, напрямую зависят от форм власти: тоталитарное государство насаждает монолог греч. В книге «Основы риторики» А.

Михальская пишет: «Монолог в речи есть не только проявление власти говорящего над слушающим, обладание адресатом как вещью, как объектом воздействия. Это еще и претензия на обладание истиной , стремление овладеть истиной единолично. Таковы были монологи людей, вставших у власти, таковы были их речи, в формах которых отражалась власть» 22.

Риторика власти порождает категоричные, авторитарные заявления, не допускающие возражений, обязательные для всех. Риторика власти не нуждается в разъяснении своих постулатов, они должны приниматься безоговорочно. Всеобщая обязательность суждений, высказываемых оратором, рассчитана на догматическое их восприятие аудиторией, которое исключает интеллектуальное и эмоциональное сопереживание.

Живое общение с аудиторией для оратора становится нереальным, он должен выступать по заранее подготовленному и утвержденному соответствующими органами тексту, отступления от которого недопустимы. Это обезличивает оратора, точнее чтеца, «докладчика», который лишен возможности самовыражения, любого проявления неконтролируемого свободомыслия. Иначе складываются взаимоотношения оратора и аудитории в демократическом обществе, гарантирующем свободу слова и предоставляющем оратору возможность творчески подойти к подготовке своего выступления, подумать о том, как сделать его интересным для слушателей, как завоевать их внимание.

Композиция публичного выступления Чтобы слушатели могли внимательно следить за выступлением оратора, его речь должна быть стройной, структура ее и цель должны быть ясны не только самому выступающему, но и аудитории. Композиция речи - то есть последовательное расположение всех ее частей в соответствии с содержанием и замыслом оратора - должна быть прозрачной. Для привлечения внимания слушателей особое значение имеет начало речи, оно должно заинтриговать слушателей, вызвать у них повышенный интерес к дальнейшему ходу мыслей оратора.

Известный русский оратор адвокат А. Кони подчеркивал, что в начале выступления важно «зацепить внимание» аудитории. Способов к достижению этого немало: можно вспомнить какой-нибудь эпизод из жизни, который заинтересует каждого, потому что нечто подобное пережили, испытали многие; можно задать неожиданный вопрос или удивить слушателей парадоксом, какой-нибудь странностью, как будто не имеющей отношения к теме, а на самом деле связанной со всей речью.

Например, на вечере, посвященном 100-летию писателя-диссидента Бориса Антоненко-Давидовича, его биограф начал свою речь так: - Писатель не любил своих дней рождения, более того, каждый его юбилей был для Бориса Дмитриевича тяжелыми испытанием, грозящим новыми неотвратимыми ударами судьбы... Такое начало не может не удивить слушателей, и они ждут разъяснения. С него оратор и начнет вступление к речи: - С приближением каждой «круглой даты» писатель ждал прихода «незваных гостей» гебистов и следующих за ними новых репрессий: у него производили обыски, забирали рукописи «Сибирских новелл», «арестовали» даже пишущую машинку и порочили имя автора публикацией пасквилей и анонимных заявлений наемных борзописцев.

Такое вступление поддержало интерес слушателей, которые теперь хотят узнать больше о гонимом писателе и готовы сопереживать ему, возмущаясь произволом властных структур. А выступающий переходит к главной части своей речи, ее содержание не должно приглушить интерес аудитории. Они уже не могли не считаться с тем, что его юбилеи торжественно отмечаются во всем мире, ему шлют приветствия из Америки и Австралии , из Германии и Англии, где его произведения известны в переводах.

Писатель принят в Пен-клуб, и ему предлагают стать членом Хельсинкской группы правозащитников... Но «нет пророка в своем отечестве», на родине его имя замалчивается... Человек, переживший тюремное заключение в одиночной камере смертников, ГУЛАГ и ссылку, получивший реабилитацию лишь через 23 года и вновь преследуемый, находит в себе духовные силы не склонить голову перед репрессивными органами и работать для будущих поколений.

Все, что он писал, он писал «в стол», без малейшей надежды увидеть это опубликованным при жизни; он знал, что не доживет до торжества своих идеалов, и на папке, завещанной новым поколениям, с горькой иронией написал: «Как умру, то почитайте»... Оратор сумел завладеть вниманием аудитории и, посвятив содержание своей речи судьбе писателя-борца и анализу его «Сибирских новелл», достиг цели: ознакомил слушателей с жизнью и творчеством Бориса Антоненко-Давидовича и пробудил интерес к его произведениям 23. Если бы речь была построена иначе если бы выступавший начал с упоминания даты и места рождения писателя, а потом последовательно стал бы рассказывать о его нелегкой биографии и в конце обратился бы к анализу его произведений , вряд ли выступление имело бы успех: оратор не смог бы удерживать внимание аудитории, его речь показалась бы «скучной».

Многовековая риторическая практика доказала, что внимание аудитории трудно удерживать более 45 минут именно потому такова продолжительность академического часа и школьного урока. Поэтому не следует затягивать выступление, и если объем информации, которую вам хочется довести до слушателей, слишком велик, то лучше из множества вопросов выбрать один, наиболее важный, и всесторонне осветить его, а другие только назвать, связав их с предметом обсуждения. Завершая выступление, нужно четко выделить заключение.

Нельзя речь оборвать на полуслове. Активизируя внимание аудитории, можно обратиться к ней с призывом например: - Читайте неизвестных вам писателей, имена которых еще недавно замалчивались; Изучайте творчество авторов, у которых есть чему поучиться и которые писали для будущих поколений, для нас с вами! Косвенный итог выступлению можно подвести, цитируя важное для понимания речи высказывание или рисуя художественный образ, отражающий главную идею вашей речи.

Не следует только возвращаться к сказанному даже если осталось время , нельзя «прощаться много раз». Заключение обязательно должно быть оптимистичным. Независимо от содержания речи, в которой может быть много грустных мотивов, в конце оратор должен настроить аудиторию на оптимистический лад.

Последний аккорд выступления должен быть жизнеутверждающим. Например, описав трагическую жизнь писателя, его биограф может в конце сказать: - Он всегда верил в победу добра, он предвидел исторический ход событий и не сомневался в том, что на смену тирании придет гуманное, справедливое общество. Уйдут со сцены палачи, душители свободы, и новые поколения оценят своих пророков и не предадут забвению имена тех, кто приближал торжество справедливости.

В конце выступления если позволяет время можно предложить слушателям задать вопросы. Это будет способствовать всплеску нового интереса к выступлению и увеличит контакт оратора с аудиторией. Приемы изложения и объяснения содержания речи Чтобы речь была понятной и легко воспринималась аудиторией, оратор использует разнообразные приемы изложения и объяснения.

Он может иллюстрировать свое выступление показом таблиц, схем, графиков, чертежей, диапозитивов, фотографий и т. В приведенном выше примере выступления на 100-летнем юбилее писателя-диссидента его биограф показал ряд фотографий Бориса Антоненко-Давидовича. На первых снимках он в центре литературной группы прозаиков, впоследствии разгромленной и исключенной из литературного процесса ; далее - фотография известных литераторов на квартире у юбиляра, который опять-таки в центре кружка; его портрет из «Литературной энциклопедии» начала 20-х годов; наконец, тюремные снимки: анфас и профиль изможденного, замученного «доходяги» и последние фотографии убеленного сединами, но бодрого и целеустремленного старика, готового к новым ударам судьбы.

Оратор может использовать различные формы изложения, в числе которых важнейшие - анализ и синтез. Анализ греч. Например, разъясняя, что такое репрессивные меры против писателя, можно сказать о его замалчивании, об отказе публикации его произведений, об увольнении с работы без уважительных причин, наконец, об аресте, необоснованном обвинении, ссылке и так далее.

Синтез - это мысленное соединение в одно целое частей объекта, явления или их признаков, полученных в результате анализа. Так, рассказав о репрессивных мерах против неугодного писателя, его биограф может сделать вывод о том, что власти преследовали цель исключить из литературного процесса эту творческую личность. Репрессии направлены на уничтожение непокорных.

Это умозаключение является следствием индукции - логического метода, состоящего в обобщении частных, единичных случаев, в получении общего вывода, сделанного на основании изучения отдельных фактов. Другой логический метод, противоположный приведенному выше, - дедукция. Это логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным выводам.

Например: В тоталитарном государстве личность не защищена от необоснованных обвинений и преследования, поэтому каждому свободомыслящему гражданину угрожают репрессии. Оратор избирает индуктивный или дедуктивный метод объяснения в зависимости от состава слушателей. Подготовленная и доброжелательная аудитория дает возможность оратору сразу приступить к главному тезису в его речи и затем, используя дедуктивный метод, продвигаться от общего к частному.

Если же перед выступающим стоит задача завоевать доверие слушателей, преодолеть атмосферу предубеждения, он прибегнет к индуктивному методу. Например, в заводском клубе выступает юрист с лекцией «О борьбе с преступностью», а на памяти у слушателей недавнее криминальное убийство, совершенное в их микрорайоне. Конечно, оратору следует начать выступление с анализа трагического случая, хорошо известного аудитории.

Слушатели, вначале не склонные благожелательно принимать выступающего, станут внимательно слушать его суждения о происшедшем, и он постепенно подведет их к главному тезису своей речи, который он хочет отстоять. Индуктивный метод убеждения в этом случае наиболее оправдан. Для разъяснения того или иного положения оратор может использовать и весьма распространенный прием изложения - аналогию от греч.

Так, рассказывая о трагическом случае, известном слушателям в заводском клубе, оратор вспомнит и ряд других подобных эпизодов, что позволит ему сделать умозаключение по аналогии: криминальные убийства в наше время не редкость, поэтому расследование таких преступлений особенно важно. Аргументация в ораторской речи Оратор должен постараться убедить аудиторию в справедливости выдвинутых им утверждений, приводя неоспоримые доводы, аргументируя свои заявления. Аргумент - логический довод, служащий основанием доказательства.

Истинность аргументов проверена и доказана практикой, поэтому аргументация - приведение таких доводов в пользу того или иного утверждения - убеждает слушателей в истинности высказанных оратором положений.

Зрительный контакт также зависит от размера аудитории. Если вы выступаете перед группой в 10 человек — то можно поочередно смотреть в глаза каждому из них, однако если перед вами сидит 200 человек — то данная задача становится трудновыполнимой, поэтому разбейте аудиторию на квадраты и выберите в каждом из них по одному человеку желательно в центре квадрата и поочередно смотрите на этих «центровых». Таким образом всем сидящим радом с ним будет казаться, что вы смотрите непосредственно на них и это вызовет в них дополнительный интерес к вашему публичному выступлению.

Оратор может переводить на мгновение взгляд в пол, на таблицу, которую демонстрирует, на свои руки. Но только на мгновение. Даже если он сбился, забыл текст, его бегающий взгляд тут же выдаст прокол. Если же оратор будет продолжать смотреть на аудиторию, это создаст впечатление задуманной паузы.

И значение того, что он скажет после паузы, даже возрастет. Понятие техники речи оратора. Компоненты техники речи. Методика работы над совершенствованием техники речи Для оратора большое значение имеет техника речи.

Суть техники речи - в координации дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении норм произношения. Это обеспечивает такие качества голоса, как звучность, темп, тембр, высоту, четкость дикции. Голос при выступлении важен в такой же степени, как и содержание речи, как внешность и манеры оратора. Это тот инструмент, с помощью которого говорящий доносит свое сообщение до аудитории.

Сила голоса оратора имеет очень большое значение для аудитории. Если он говорит чрезмерно громко, к тому же имея шумный голос, это вызывает раздражение у людей, которые его слушают, и эффект выступления с существенно снижаетсяя. Благодаря красивому звучному голосу оратор может с первых минут привлечь внимание слушателей, завоевать их симпатию и доверие. Красивый, хорошо поставленный голос требуется представителям многих профессий - политикам, дипломатам, журналистам, педагогам, врачам, руководителям, экскурсоводам, работникам социальной сферы, то есть всем, кто работает с людьми, часто выступает на широкой аудитории.

Хороший голос необходим не только для достижения профессиональных успехов в деловой сфере, но и в повседневно-бытовом общении. Научиться четко, ясно, красиво говорить можно. Этому поможет техника речи - особый раздел риторики и важная сторона ораторского мастерства. Техника речи - это «совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи; владение приемами эффективно использовать речевой аппарат».

Составными частями техники речи являются: 1 постановка правильного речевого дыхания; 2 постановка речевого голоса, развитие тех его качеств, которые обеспечивают его звучность, выразительность.

Ведь все зависит от того, сумеет ли оратор найти подход к конкретным слушателям, то есть завоевать их внимание, вызвать живой интерес, напряженную работу мысли, эмоциональный отклик. Если этого не произойдет, речь прозвучит "для себя", что, конечно, вряд ли удовлетворит оратора и к тому же вызовет отрицательную реакцию слушателей. Об успехе выступления можно говорить лишь тогда, когда у оратора есть контакт с аудиторией. Как установить контакт с аудиторией Чтобы почувствовать радость от общения с аудиторией, "встречный ток", как говорил К. Станиславский, удовлетворение оттого, что сказанные слова возымели действие, нужно не только иметь, что сказать и знать, как строить выступление.

Главное - желание общаться со слушателями и уверенность в том, что это получится. Тогда и речь будет доходчивой, и глаза будут искать ответный отклик в глазах, устремленных навстречу, и доводы найдутся именно те, которые нужны в данный момент. А после выступления наступит ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения и окрыленности. Успех речи во многом зависит от того, удастся ли сразу же найти подход к слушателям, установить с ними контакт. Что может мешать установлению контакта? Чаще всего возникновение барьеров восприятия.

Чтобы не возник барьер установки, когда предвзятое отношение к выступающему мешает объективно воспринимать его слова, желательно еще до выступления создать у слушателей благоприятное мнение о себе, положительную установку. Если вас некому представить, придется начать выступление с саморекламы, конечно, без неуместного хвастовства. Очень важно продумать свой имидж. Внешний вид, манера держаться, интонация первых фраз должны импонировать собравшимся. Способствует этому соблюдение такта. В деловом красноречии неопытный оратор порой начинает выступление решительным, безапелляционным тоном.

Но кому же захочется во что-то вникать "под давлением"? Чтобы слушатели воспринимали сказанное, оратор должен установить с ними личностный контакт. Доброжелательное, уважительное отношение вызывает, как правило, ответные чувства. Если накануне выступления произошло какое-то из ряда вон выходящее событие, которое расстроило или, наоборот, возбудило людей, если вы общаетесь с аудиторией в неудачное время, например в конце напряженного рабочего дня, когда все устали, может возникнуть барьер отрицательных эмоций. Понимая, что это не исключено, нужно заранее узнать обстановку и продумать форму установления эмоционального контакта со слушателями. Возможно, вначале придется посвятить несколько слов произошедшему накануне событию, которое произвело такое впечатление, а может быть, поднять настроение собравшихся забавной историей.

Во всяком случае подходить к своей теме можно лишь после того, как у слушателей появилось рабочее настроение. Теперь уже от предварительной подготовки оратора будет зависеть, не появятся ли познавательные барьеры, возникнет ли познавательный контакт, при котором только и возможно интеллектуальное взаимодействие. Важнейшее условие возникновения познавательного контакта - интерес к теме выступления. Интерес неизменно вызывает внимание и тем самым - контакт с оратором. Говорят, что внимание - ворота познания, а открывает их ключик по имени интерес. Чтобы его пробудить и начинают с продуманного заранее введения в тему, стараясь установить личностный и эмоциональный контакт с аудиторией.

По каким признакам можно судить о том, что контакт установлен? Конечно, по поведению слушателей: выражение их лиц, позы, реплики, а то и вопросы свидетельствуют о различной реакции. Задача оратора - внимательно следить за всеми сигналами обратной связи, добиваясь заинтересованности, вопросов, несогласия-только не равнодушия, скуки. Поэтому ни одно хорошее выступление не воспроизводит подготовленный текст. Оно творится на глазах у слушателей, вместе с ними! Именно ощущение сотворчества, сопереживания и дает высочайшую удовлетворенность обеим сторонам.

Главное требование - развивать в себе ощущение речи как взаимного общения, в котором мысли, слова и манеры постоянно приспосабливаются к слушателям. Весь секрет успеха выступления - говорить со слушателями, а не при них. Ощущение того, что ваши слова нужны людям и вам есть что сказать, гораздо сильнее естественного страха перед выступлением. А если волнение все же велико, сосредоточьтесь на своих ощущениях и, если есть возможность, скажите вслух: "Я знаю то, чего не знают слушатели! Я хочу им об этом рассказать! Для того чтобы вызвать интерес и к себе, и к теме выступления, надо постараться с первых минут завладеть вниманием слушателей.

Виды внимания аудитории Вниманием считают направленность познавательных психических процессов на какой-то объект действительности с одновременным отвлечением от других объектов. Если слушатели внимательны к словам оратора, их мышление и память работают в направлении сказанного. При этом они даже могут не услышать того, что говорит сосед. В коре головного мозга возникает очаг возбуждения, где активно протекают познавательные психические процессы. В том случае, когда очаг возбуждения, а следовательно, и внимание возникают независимо от воли, сознания, говорят о непроизвольном внимании. Непроизвольное, или неволевое, внимание возникает всякий раз, когда: 1 человек сталкивается с чем-то необычным, неожиданным; 2 в поле зрения или слуха человека попадает то, что его волнует, заботит, соответствует практическим интересам и потребностям; 3 действует сильный, меняющий свою интенсивность или контрастный раздражитель.

Непроизвольное внимание не утомляет, так как оно возникает "само" и не требует нервных затрат. Однако оно неустойчиво, легко переключается на другой объект. Сосредоточиваясь на каком-то предмете или процессе сознательно, усилием воли, слушатели организуют произвольное внимание. Произвольное, или волевое, внимание возникает при выполнении обязательной, но неинтересной работы. Оно сопровождается нервными затратами, утомляет, хотя и характеризуется относительной устойчивостью. Если говорить о слушании, произвольное внимание зависит от сложности вопроса и физического состояния слушающих.

Если внимание возникло как сознательное, волевое, но затем поддерживается без всяких усилий со стороны слушателей, так как они захвачены выступлением, это проявление послепроизвольного внимания. Послепроизвольное внимание не утомляет и может длиться весьма долго пример - ораторы древности, которых слушали по 5-6 часов. Неожиданный вопрос, необычный факт, интересная цифра, пример или зарисовка "из жизни", завораживающая интонация - все это способно сразу же захватить внимание аудитории. Но непроизвольное внимание неустойчиво. Для того чтобы вызвать волевое внимание, которое только и обеспечивает активную работу аудитории, необходимо, чтобы слушатели поняли, почему им нужно слушать это выступление. Этой цели служит введение в тему.

Начало выступления Обычно у оратора есть возможность оказаться заранее в том месте, где ему предстоит выступать, оценить наполненность аудитории, расположение собравшихся и мысленно выбрать то место, где его будут видеть все и он всех, где ему удобно будет пользоваться вспомогательным материалом, если он есть. Прийти заранее важно и для того, чтобы оценить состояние слушателей и решить, нужно ли использовать какой-либо способ установления эмоционального контакта с ними или же собравшиеся готовы воспринимать информацию и будут вполне удовлетворены доброжелательной интонацией.

Основные компоненты манеры выступления

  • Десять приемов публичного выступления
  • Ораторское искусство: зачем его осваивать и с чего стоит начать
  • Основы ораторского искусства - приемы ораторской речи | Школа Алексея Соболева
  • Искусство публичного выступления: 9 золотых правил
  • 7 составляющих успешного публичного выступления

Публичное выступление — что это такое, правила подготовки, основные ошибки

Любое публичное выступление начинается с усердной подготовки: и не важно, каким уровнем «ораторского искусства» вы обладаете. Во-первых, выберите тему вашего спича. Во-вторых, оцените, перед кем вам предстоит говорить. Разрез на юбке допустим только сзади. В одежде не должно быть ярких и блестящих деталей, а женщина не должна быть одета в трикотажный свитер или платье и туфли совсем без каблука, даже если ситуация предполагает демократичный дресс-код. рис. Ирвина Нормана Предлагаем вашему вниманию несколько правил успешного публичного выступления. Для человека, выступающего публично не может быть мелочей. Потому, что именно в публичном выступлении заметны все поведенческие ошибки. Поэтому очень важно проработать все составляющие выступления. Давайте начнём сверху. Речь.

Факторы, влияющие на успех публичного выступления — справочник студента

Какие требования предъявляются к содержанию доклада? Какие советы дают специалисты по ораторскому искусству докладчику? Какова общая схема выступления? Задание 1. Прочитайте следующие тексты. Определите и докажите, к какой форме устной или письменной они относятся?

Сформулируйте сходство и различия устной и письменной формы коммуникации? Эти консультации проводились по плану работы. Отзывы о нашей работе были хорошие. Работа консультантов была оценена положительно. Задание 2.

Переведите фрагменты письменной речи тезисы в предложения для устного доклада.

Эраст отмечал, что на протяжении всего выступления оратор должен ощущать «усиленное целевое напряжение», которое и создает необходимый оратору динамический настрой. Физическая бодрость, подвижность. Аудитория должна видеть, что оратор бодр, в хорошей физической форме, и это ощущение передается самой аудитории.

Уверенный внешний вид. Уверенность оратора очень быстро передается аудитории, и аудитория начинает воспринимать то, что говорит оратор, все менее и менее критически, все с большим доверием. Уверенный вид при выступлении принять не так трудно — прежде всего, необходимо выше держать подбородок и говорить как бы немного вверх оптимальную высоту подъема подбородка можно выбрать, руководствуясь таким правилом: «смотрите на пересечение задней стены аудитории с потолком», этого будет вполне достаточно для демонстрации уверенности ; стойте прямо, не наклоняясь; смотрите в глаза слушателям. Карнеги советует: «Смотрите прямо в глаза вашим слушателям и начинайте говорить так уверенно, как будто они все должны вам деньги...

Представьте себе, что они собрались здесь, чтобы просить вас отложить срок уплаты». Дружеский, интимный тон.

Требования к оптимальной манере выступления: — энергичность изложения: энергия передается слушателям, держит их в напряжении, повышает доверие к информации. Карнеги ; — физическая бодрость: слушателям передается ощущение хорошей физической формы; — уверенный внешний вид — тогда аудитория воспринимает информацию менее критически, с большим доверием. Как принять такой вид: выше держать подбородок, говорить как бы немного вверх смотреть на пересечение стены с потолком ; стоять прямо, смотреть в глаза слушателям. Карнеги ; — дружеский тон: разговаривайте непринужденно, будто перед вами один человек; подчеркивайте, что вы «свой» в аудитории, подчеркивайте общность ваших проблем, интересов, трудностей. Не нужно убегать сразу после выступления, следует дать слушателям возможность подойти, задать вопросы, высказать свое отношение к услышанному; — сосредоточенность на содержании: слушатели должны чувствовать, что главная цель оратора — передать информацию, представить свое понимание проблемы.

Нужно ещё уделить внимание элементам невербального общения Как мимика и жесты помогут увлечь аудиторию Посмотреть Во время выступления спикеру необходимо удерживать на себе внимание аудитории. Сделать это непросто: перед началом выступления слушатели обычно общаются друг с другом, смотрят в телефоны или мечтают, глядя в окно. Многие спикеры совершают ошибку и сразу начинают выступать как ни в чем не бывало.

Но гораздо лучше подождать, пока зрители сами заметят выступающего и сфокусируют свое внимание. Специалисты по ораторскому мастерству советуют задержаться на несколько секунд. В момент ожидания лучше сохранять расслабленное выражение лица с легкой улыбкой, осматривать аудиторию и задерживать взгляд тех слушателях, которые уже сфокусировались. Необходимо внимательно следить за тем, как публика слушает — это ценнейшая информация для спикера. Приемы управления аудиторией Не нужно боятся взять паузу, если аудитория начинает отвлекаться. Этим приемом в совершенстве владеют актеры, талантливые педагоги и политики. Внимание слушателей способно удерживаться на одном объекте без потерь в течение 15-20 минут, поэтому после этого времени лучше перевести внимание на другую тему, объект или формат работы, спросить о необходимости провести перерыв. Если речь идет, например, о лекции, то достаточно будет изменить темп речи — начать говорить медленнее или тише. Умелый спикер всегда продумывает чередование эмоций аудитории в структуре презентации. После напряженной работы должна идти история из жизни.

После эмоционального красочного примера должна быть статистика, заставляющая подумать о рисках и негативных последствиях. Конфликт и контраст — лучшие средства от зрительской скуки. Существует пять видов выступлений по продолжительности. Время выступления Самый характерный пример — питч: краткая структурированная презентация проекта перед потенциальными инвесторами. Цель питч-презентации — заинтересовать инвестора и привлечь финансирование, на выступление отводят от 0,5 до 3 минут, поэтому оно должно быть емким, но убедительным. Сергей Топоров, старший менеджер по инвестициям Leta Capital, рассказывает об основных пунктах, которые желательно отразить в питче: «Какую проблему решает проект? Сколько потребителей нуждаются в вашем решении и сколько они готовы за него заплатить? Как вы к этому пришли? Иногда можно неплохо заработать даже на горстке земли — например, если доставить ее из Ирландии стремящимся к корням американцам. Насколько ваше решение лучше, чем все то, что предлагалось до него?

Чем конкретно крута ваша команда, почему в вас нужно поверить? Это может быть внушительный предыдущий опыт или текущие результаты проекта. Идей и рынков в мире много, главное — реализация». После питча должен остаться wow-эффект и желание разобраться в проекте подробнее. Экстра-короткие выступления Такие выступления длятся обычно от 3 до 5 минут и чаще всего подходят для выражения экспертного мнения. Ключевая цель такой речи — донести идею, сделать это можно с помощью запоминающихся метафор и акценте на проблематике. Приведем фрагмент выступления-реплики Игоря Манна, известного маркетолога и основателя издательства «Манн, Иванов и Фербер», бизнес-тренера, о двух методах чтения книг: «Первый — «по Манну»: вы читаете книги и делаете пометки и используете два типа закладок: первая символизирует очень интересную информацию, вторая — деньги. И когда ты видишь, что из книжки торчат денежные закладки ты реально начинаешь ее прорабатывать. Короткие речи Второй способ — так, как читает мой знакомый. Он обычно берет книжку и, найдя хорошую идею, кладет ее в раскрытом виде обложкой вверх и не читает до тех пор, пока эту идею не внедряет.

Мы с ним сравнили его обороты бизнеса и мои. Оказалось, что у него в 15 раз больше, чем все мои бизнесы вместе взятые. Получается, что этот метод более эффективный.

Выбор и подготовка темы

  • Почему устное выступление эффективнее письменного
  • Зрительно воспринимаемые элементы речи оратора
  • 1. Манера и речь публичного выступления
  • МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Р1.docx
  • 7 приемов для сильного публичного выступления — Маркетинг на

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий