Операция концерт и рельсовая война

Только в ходе первых двух операций («Рельсовая война» и «Концерт») с 22 июля по октябрь 1943 г. партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса, что соответствовало 2270 км одноколейного железнодорожного пути.

Рельсовая война. Кровавая хроника подрыва поездов в 1943-м

Эта операция была связана с планами Ставки по завершению разгрома гитлеровцев на Курской дуге, проведению Смоленской операции и наступления с целью освобождения Левобережной Украины. К выполнению операции ЦШПД привлек также ленинградских, смоленских, орловских партизан. Приказ о проведении операции «Рельсовая война» был отдан 14 июня 1943 года. Местные партизанские штабы и их представители на фронтах определили участки и объекты действий каждому партизанскому формированию. Партизаны снабжались с «Большой земли» взрывчатыми веществами, взрывателями, активно проводилась разведка на железнодорожных коммуникациях противника. Операция началась в ночь на 3 августа и продолжалась до середины сентября. Боевые действия в тылу врага развернулись на местности протяженностью около 1000 км по фронту и 750 км в глубину, в них участвовало около 100 тысяч партизан при активной поддержке местного населения. Мощный удар по железным дорогам на территории, занятой противником, оказался для него полной неожиданностью. Б течение долгого времени гитлеровцы не могли организованно противодействовать партизанам.

В ходе операции «Рельсовая война» было подорвано свыше 215 тысяч железнодорожных рельсов, пущено под откос много эшелонов с личным составом и боевой техникой гитлеровцев, взорваны железнодорожные мосты и станционные сооружения. Тем же целям, но уже во время предстоящего наступления советских войск на смоленском, гомельском направлениях и битвы за Днепр, была подчинена операция партизан под кодовым названием «Концерт». Она проводилась 19 сентября — 1 ноября 1943 года на оккупированной фашистами территории Белоруссии Карелии, в Ленинградской и Калининской областях, на территории Латвии, Эстонии, Крыма, охватывая по фронту около 900 км и в глубину свыше 400 км. Являлась плановым продолжением операции «Рельсовая война», она была тесно связана с предстоящим наступлением советских войск на смоленском и гомельском направлениях и в ходе битвы за Днепр.

Часть линий гитлеровцам пришлось превратить в одноколейные, что тоже существенно снизило результативность перевозок. Огромное количество подвижного состава было задействовано для транспортировки рельсов и шпал для ремонта поврежденных участков.

Личный состав отвлекался на усиление охраны путей. Зона действий партизан была огромной — 1000 км по фронту, 750 км вглубь тылов. Гитлеровское командование было не в силах организовать сколько-нибудь эффективные антипартизанские мероприятия на столь огромной территории, особенно в условиях одновременности действий разных партизанских соединений. Операция «Концерт» начиналась менее организованно часть партизанских соединений присоединились к ней только 25 сентября и была хуже снабжена, но тоже дала хорошие результаты. Всего было осуществлено 150 тыс. Из-за переориентации на уничтожение рельсов последствия «Концерта» сказались и на Красной армии.

Пришлось затратить значительные усилия для восстановления путей после освобождения территорий, охваченных операцией. В ходе операции «Багратион» рельсовая война имела гораздо меньшие масштабы, но у нее были и другие задачи. Партизанам требовалось лишь относительно ненадолго нарушить коммуникации, чтобы помешать быстрой переброске гитлеровцами войск к слабо защищенному месту основного прорыва. Эта задача была выполнена. В целом же опыт рельсовой войны и явления в целом, и организованной операции продемонстрировал огромные возможности взаимодействия партизанских соединений и армейского командования. Действия партизан на железных дорогах в тылу врага стали весомым фактором в деле организации успешных наступлений Красной армии в 1943-1944 гг.

Действия партизан невыносимо увеличиваются. Все узловые станции переполнены из-за невозможности использования линий». Основная часть партизанских формирований начала боевые действия в ночь на 25 сентября. По оценкам военных специалистов, действия партизан были в 11 раз эффективнее налетов немецкой авиации в тот же период.

В ходе операции было уничтожено около 150 тысяч рельсов, пущен под откос 1041 эшелон с оружием и продовольствием. Но самым болезненным для противника стало уничтожение свыше семидесяти железнодорожных мостов. На восстановление одного моста уходило несколько дней, а потеря каждого паровоза и вагона для немецкой промышленности была практически невосполнимой.

Часть Ленинградско-Новгородской стратегической операции. Проводилась с 14 по 30 января 1944 г. В результате операции войска Ленинградского фронта отбросили врага на расстояние 60—100 км. Об этом было объявлено ещё до окончательного завершения операции 27 января 1944 г. Утверждён А.

Гитлером 18 декабря 1940 г. План предусматривал ведение «молниеносной войны» блицкрига против СССР на трёх основных направлениях — на Ленинград группа армий «Север» , Москву группа армий «Центр» и Киев группа армий «Юг». В короткий срок при помощи, главным образом, фланговых танковых ударов предполагалось разгромить основные силы Красной Армии и выйти на линию Архангельск — Астрахань. Содержал в себе программу колонизации и германизации оккупированных рейхом территорий. Из-за ожесточённого сопротивления Красной Армии под Смоленском, Ленинградом, Киевом, Одессой не был осуществлён к началу осени, как это планировалось немецким командованием изначально. Наступление было начато лишь 30 сентября 1941 г. На самом же деле, А. Гитлер считал стратегической целью предстоящей кампании широкомасштабное наступление на южном направлении с целью овладения Нижней Волгой и Кавказом.

Report Page

  • Из Википедии — свободной энциклопедии
  • Форма поиска
  • "Концерт" с огоньком: как советские партизаны воевали в тылу немцев
  • Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
  • Полезные ссылки

Глава 10 Партизаны наступают (операции «Савкинский мост», «Рельсовая война», «Концерт»)

Партизаны закладывают взрывчатку на пути. В 1943 году на территории Белоруссии партизаны в ходе операций “Рельсовая война” и “Концерт” смогли на целый месяц полностью парализовать передвижение немецких поездов в регионе. В дальнейшем, когда операция «рельсовая война» переросла в операцию «концерт» на территорию СССР рельсы перебрасывались из самой Германии, стран Бенилюкса и Польши. Партизаны активно участвовали в крупных операциях на вражеских коммуникациях — «Рельсовая война» и «Концерт». «Рельсовая война» разразилась на огромной площади протяжённостью тысячу километров по фронту: с севера (исключая Карелию) до юга (без Крыма) и на 750 километров в глубину захваченных немцами территорий УССР, БССР и части РСФСР.

Из Википедии — свободной энциклопедии

  • Правила комментирования
  • Сергей Ушкалов. Действия брянских партизан в ходе операций “Рельсовая война” и “Концерт”
  • Основная навигация
  • Кодовые названия военных операций в период Великой Отечественной войны

"Концерт" с огоньком: как советские партизаны воевали в тылу немцев

Oпepaция «Peльcoвaя вoйнa» — кoдoвoe нaимeнoвaниe oпepaции coвeтcкиx пapтизaн, пpoвoдившeйcя c 3 aвгycтa пo 15 ceнтябpя 1943 гoдa нa oккyпиpoвaннoй тeppитopии PCФCP, БCCP и чacти УCCP в paмкax peльcoвoй вoйны. В период с 19 сентября по конец октября 1943 года была проведена операция «Концерт». Историк-исследователь Сергей Валерьевч Ушкалов рассказывает о боевой работе (деятельности) брянских партизан на заключительном этапе Курской битвы и в ходе освобождения Орловской и Смоленской областей (операции "Кутузов" и "Суворов"). Партизаны активно участвовали в крупных операциях на вражеских коммуникациях — «Рельсовая война» и «Концерт». В документе предлагалось нанести по врагу массированный диверсионный удар. 14 июля Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение о проведении операции «Рельсовая война», и 3 августа Центральный штаб партизанского движения приступил к её реализации.

Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Тем же целям, но уже во время предстоящего наступления советских войск на смоленском, гомельском направлениях и битвы за Днепр, была подчинена операция партизан под кодовым названием «Концерт». Она проводилась 19 сентября — 1 ноября 1943 года на оккупированной фашистами территории Белоруссии Карелии, в Ленинградской и Калининской областях, на территории Латвии, Эстонии, Крыма, охватывая по фронту около 900 км и в глубину свыше 400 км. Являлась плановым продолжением операции «Рельсовая война», она была тесно связана с предстоящим наступлением советских войск на смоленском и гомельском направлениях и в ходе битвы за Днепр. К участию в операции привлекались 193 партизанских отряда группы Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей свыше 120 тысяч человек , которые должны были подорвать более 272 тысяч рельсов. На территории Белоруссии в операции участвовало более 90 тысяч партизан; им предстояло подорвать 140 тысяч рельсов. Центральный Штаб Партизанского Движения предполагал забросить белорусским партизанам 120тонн взрывчатых веществ и других грузов, калининградским и ленинградским партизанам — по 20тонн.

Ввиду резкого ухудшения метеоусловий к началу операции удалось перебросить партизанам лишь около половины запланированного количества грузов, поэтому было решено массовые диверсии начать 25 сентября. Однако часть отрядов, уже вышедших на исходные рубежи, не могла учесть изменения сроков операции и 19сентября приступила к её осуществлению. В ночь на 25 сентября были произведены одновременные действия по плану операции «Концерт» на фронте около 900км исключая Карелию и Крым и в глубине свыше 400км. Местные штабы партизанского движения и их представительства на фронтах определили участки и объекты действий каждому партизанскому формированию. Партизаны обеспечивались взрывчатыми веществами, взрывателями, на «лесных курсах» проводились занятия по минноподрывному делу, на местных «заводах» добывался тол из трофейных снарядов и бомб, в мастерских и кузницах изготовлялись крепления толовых шашек к рельсам.

Активно велась разведка на железных дорогах. Действия развернулись на местности протяжённостью около 1000 км по фронту и 750 км в глубину, в них участвовало около 100 тыс.

Немцы отступили, оставив оружие.

Летом 1943 г. ЦШПД разработал операцию под кодовым названием «Рельсовая война». Её первый этап начался 3 августа и продолжался до 15 сентября.

Он был приурочен к наступлению советских войск на белгородско-харьковском направлении. Только в Белоруссии железнодорожное движение было парализовано на 15-30 суток. Составы с войсками и боевой техникой противника «застревали» в пути и уничтожались.

В 1943 г. Во время осеннего наступления Красной Армии с 25 сентября по 1 ноября 1943 г. Они подорвали десятки тысяч рельсов, пустили под откос более тысячи эшелонов, уничтожили 72 железнодорожных моста, истребили более 30 тысяч немецких солдат и офицеров.

Третий этап «Рельсовой войны» начался в ночь на 20 июня 1944 г. Именно он создал первый партизанский отряд на территории Белоруссии. Минай Филиппович Шмырёв, по прозвищу Батька Минай, выбил немцев из 15 сёл.

Алексей Фёдорович Фёдоров, второй командир партизанского отряда, дважды удостоен звания Героя Советского Союза.

Во-вторых, партизаны добывали пленных офицеров или важные документы. Также партизаны часто использовались для проведения отвлекающих манёвров, когда нужно было «пошуметь», чтобы враг не заметил скрытного перемещения советских войск или не смог угадать направления их главного удара.

Наконец, пожалуй, самым частым и громким делом партизан были всяческие диверсии — подрывы складов, мостов и колонн вражеской техники. Огромный вклад в успех Курской, Смоленской битв и сражения за Днепр внесли операции «Рельсовая война», а затем продолжившая её операция «Концерт». Огромную роль на оккупированной территории сыграли партизанские отряды под руководством С.

Ковпака на Украине и А. Фёдорова на Брянщине и в Белоруссии.

Эта операция была связана с планами Ставки по завершению разгрома гитлеровцев на Курской дуге, проведению Смоленской операции и наступления с целью освобождения Левобережной Украины. К выполнению операции ЦШПД привлек также ленинградских, смоленских, орловских партизан.

Приказ о проведении операции «Рельсовая война» был отдан 14 июня 1943 года. Местные партизанские штабы и их представители на фронтах определили участки и объекты действий каждому партизанскому формированию. Партизаны снабжались с «Большой земли» взрывчатыми веществами, взрывателями, активно проводилась разведка на железнодорожных коммуникациях противника. Операция началась в ночь на 3 августа и продолжалась до середины сентября.

Боевые действия в тылу врага развернулись на местности протяженностью около 1000 км по фронту и 750 км в глубину, в них участвовало около 100 тысяч партизан при активной поддержке местного населения. Мощный удар по железным дорогам на территории, занятой противником, оказался для него полной неожиданностью. Б течение долгого времени гитлеровцы не могли организованно противодействовать партизанам. В ходе операции «Рельсовая война» было подорвано свыше 215 тысяч железнодорожных рельсов, пущено под откос много эшелонов с личным составом и боевой техникой гитлеровцев, взорваны железнодорожные мосты и станционные сооружения.

Тем же целям, но уже во время предстоящего наступления советских войск на смоленском, гомельском направлениях и битвы за Днепр, была подчинена операция партизан под кодовым названием «Концерт». Она проводилась 19 сентября — 1 ноября 1943 года на оккупированной фашистами территории Белоруссии Карелии, в Ленинградской и Калининской областях, на территории Латвии, Эстонии, Крыма, охватывая по фронту около 900 км и в глубину свыше 400 км. Являлась плановым продолжением операции «Рельсовая война», она была тесно связана с предстоящим наступлением советских войск на смоленском и гомельском направлениях и в ходе битвы за Днепр.

Что такое операция концерт. "Рельсовая война"

Операция «Конце́рт» — кодовое наименование операции советских партизан, проводившейся с 19 сентября по конец октября 1943 года, продолжение операции «Рельсовая война». Операция «Концерт» была тесно связана с наступлением советских войск на смоленском и гомельском направлениях, а также выходом Красной Армии к берегам рек Днепр и Десна. Масштабная партизанская диверсия получила название "Операция Рельсовая война". Провести ее было решено перед важнейшим стратегическим сражением на Курской дуге. Накануне этой битвы соотношение сил противников было приблизительно равным. Рельсы взрывали и разбирали: как партизаны объявили "Рельсовую войну". В документе предлагалось нанести по врагу массированный диверсионный удар. 14 июля Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение о проведении операции «Рельсовая война», и 3 августа Центральный штаб партизанского движения приступил к её реализации. Так будущая операция обрела кодовое имя «Рельсовая война». Основной целью кампании было нанесение максимального урона железнодорожным коммуникациям противника на Орловско-Курском направлении, для оказания помощи Советской Армии в завершении.

Настоящая «рельсовая война» развернулась на оккупированных территориях

  • Основная навигация
  • Комментарий редакции
  • Строка навигации
  • Что такое операция концерт. «Рельсовая война»
  • 80 лет назад началась операция советских партизан под кодовым наименованием «Концерт»
  • 2024 - Год семьи в России

«концерт» для врага: какую роль в великой отечественной сыграла операция «рельсовая война»

Операции «Концерт» и «Рельсовая война» были организованы выдающимся советским диверсантом Ильёй Григорьевичем Стариновым. Опыт, приобретённый в ходе этих операций, использовался в дальнейших действиях против немецких войск. За два года "Концерта" партизаны разрушили 148557 рельсов, за время обеих операций – 363262, что в пересчёте составляло 2270 километров одноколейного железнодорожного пути. Протяженность участка для проведения операции «Рельсовая война» для калининских партизан была определена в 45 километров. В ходе ее реализации требовалось взорвать как можно больше рельсов, мостов, стрелок, водокачек. В ходе операции было уничтожено около 150 тысяч рельсов, пущен под откос 1041 эшелон с оружием и продовольствием. Проведённая в тесном взаимодействии с частями Красной армии, операция «Концерт» оказала большую помощь в осуществлении наступательных операций советских войск в 1943 г. Oпepaция «Peльcoвaя вoйнa» — кoдoвoe нaимeнoвaниe oпepaции coвeтcкиx пapтизaн, пpoвoдившeйcя c 3 aвгycтa пo 15 ceнтябpя 1943 гoдa нa oккyпиpoвaннoй тeppитopии PCФCP, БCCP и чacти УCCP в paмкax peльcoвoй вoйны.

Рельсовая война

Пользователь маша красильникова задал вопрос в категории Школы и получил на него 2 ответа. «Рельсовая война» разразилась на огромной площади протяжённостью тысячу километров по фронту: с севера (исключая Карелию) до юга (без Крыма) и на 750 километров в глубину захваченных немцами территорий УССР, БССР и части РСФСР. Операция советских партизан под названием «Рельсовая война» в ходе Великой Отечественной войны началась 3 августа 1943 года. Она проводилась на протяжении полутора месяцев на оккупированной территории РСФСР, Белоруссии и Украины.

80 лет назад началась операция советских партизан под кодовым наименованием «Концерт»

И очень хотелось ей помочь, только я, к сожалению, не знала — как? На следующий день я спокойно возвращалась домой от своей подруги, с которой мы обычно вместе занимались игрой на фортепиано так как своего у меня в то время ещё не было. Как вдруг, почувствовав какой-то странный внутренний толчок, я, ни с того ни с сего, свернула в противоположную сторону и пошла по мне совершенно незнакомой улице... Шла я недолго, пока не остановилась у очень приятного домика, сплошь окружённого цветником. Там, внутри двора, на маленькой игровой площадке сидела грустная, совершенно крошечная девочка. Она была скорее похожа на миниатюрную куклу, чем на живого ребёнка. Только эта «кукла» почему-то была бесконечно печальной... Сидела она совершенно неподвижно и выглядела ко всему безразличной, как будто в тот момент окружающий мир для неё просто не существовал. Я подошла к калитке и попробовала открыть. Ощущение было не из приятных — как будто я насильно врывалась в чью-то жизнь, не спрашивая на это разрешения. Но тут я подумала о том, какой же несчастной должна была быть бедная Вероника и решила рискнуть.

Девчушка подняла на меня свои огромные, небесно-голубые глаза и я увидела, что они наполнены такой глубокой тоской, какой у этого крошечного ребёнка просто ещё никак не должно было быть. Я подошла к ней очень осторожно, боясь спугнуть, но девочка совершенно не собиралась пугаться, только с удивлением на меня смотрела, как будто спрашивая, что мне от неё нужно. Я подсела к ней на край деревянной перегородки и спросила, почему она такая грустная. Она долго не отвечала, а потом, наконец, прошептала сквозь слёзы: — Меня мама бросила, а я её так люблю... Наверное, я была очень плохой и теперь она больше не вернётся. Я растерялась. Да и что я могла ей сказать? Как объяснить? Я чувствовала, что Вероника находится со мной. Её боль буквально скрутила меня в твёрдый жгучий болевой ком и жгла так сильно, что стало тяжело дышать.

Мне так хотелось им обеим помочь, что я решила — будь что будет, а, не попробовав, не уйду. Я обняла девчушку за её хрупкие плечики, и как можно мягче сказала: «Рельсовую войну», как наиболее важный вклад советских партизан в дело общей Победы сегодня изучают в российских и белорусских школах. Но в плане изначально была допущена погрешность, которая могла сорвать всю стратегию Белорусские партизаны вовремя исправили ошибку благодаря лишь одному человеку Диверсант союзного значения Илья Григорьевич Старинов в 18 лет взял в руки оружие и пошел на защиту революции. После гражданской он по первой военной специальности, приобретенной под руководством полковника царской службы и красного комбрига, Василия Ивановича Солодухина , становится военспецом по «линии Д» партизанско-диверсионной службы РККА в секретной школе Кочегарова , в Киеве. В 34 года назначен на самый ответственный участок обеспечения госбезопасности СССР того периода: в военную комендатуру Московского вокзала Ленинграда, куда после убийства товарища Кирова постоянно прибывали спецпоезда из столицы. В 36 лет он впервые применил свои боевые навыки на практике, пустив под откос эшелон с итальянскими летчиками и их штабом. А в 37 уничтожил состав марокканских солдат, «регуларес». Наработанный по «линии Д» и в испанской командировке опыт сделал капитана Старинова одним из лучших диверсантов СССР и мира. Илья Григорьевич это знал, со дня на день ожидал вызов в Москву на повышение. И вызов пришел.

Чем ближе к цезарю, тем сильнее страх Пока Илья Старинов набирался опыта диверсионного дела в битвах при Сарагосе, Мадриде и Барселоне, товарищ Сталин в Кремле изучал схему фашистского мятежа испанских генералов. Полученное знание настолько впечатлило вождя, что он присмотрелся к своим собственным военным внимательнее. И советский народ узнал из газет и радиоточек страшное: легендарные герои гражданской войны, маршалы Красной армии, личные друзья товарища Сталина оказались предателями, готовившими фашистский мятеж в стране Советов. Каналы связи заговорщиков тянулись в Испанию, где сразу после разоблачения Тухачевского, в Барселоне, вспыхнул троцкистско-фашистский мятеж. Его удалось подавить новому республиканскому правительству товарища Хуана Негрина , но НКВД пришлось отзывать советских добровольцев на Родину для проверки. Так что вызов в Москву для Ильи Григорьевича был совсем не на повышение. Капитана Старинова «фильтровали» почти год, пока он занимал должность начальника учебного полигона НКПС. А всех его испанских однополчан, начиная с бригадного комиссара Христофора Интовича Салныня , которому Старинов, отбывая в Москву сдал дела, до и. Илью Григорьевича крепко хранил для будущего «большого дела» Бог Войны. Он избежал подозрений, но партия оказала ему высокое доверие, позволив доказать преданность делу Ленина-Сталина кровью.

От «белофинской» к «рельсовой» войне Капитана Старинова с командной должности отправляют простым командиром диверсионно-заградительной группы в Ленинградский военный округ, на «белофинскую» войну. А в 42-м назначен заместителем начальника штаба партизанского движения, генерала Пономаренко. Летом 1943 года, в преддверии Курской битвы, идеи Старинова, весь его опыт наконец оказался востребованным. Однако были внесены некоторые коррективы, которые, как потом отмечал в своих воспоминаниях Илья Григорьевич, он воспринял негативно. Так, в ходе организации диверсий на железнодорожных путях было решено сделать акцент на уничтожении рельсов, в то время как сам Старинов считал, что в первую очередь следует пускать под откос поезда противника и взрывать мосты. В июне 1943 года ЦК Компартии Белоруссии принял постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны». В документе предлагалось нанести по врагу массированный диверсионный удар. К участию в операции было привлечено 167 партизанских бригад и отдельных отрядов общей численностью около 100 000 бойцов. Тактический просчет В приказе 0042 от 14 июля 1943 года предписывалось уничтожать рельсы. Что-ж тут странного, если война рельсовая?

Но дьявол крылся в мелочах. Штаб исходил из ошибочного убеждения, что немцы испытывают недостаток рельсов. Поэтому уничтожение полотна представлялось самым простым и доступным способом войны. Но разведка просчиталась: у противника был излишек рельсов. Немцы сваривали их по ночам и заменяли днем, а потом придумали 80-сантиметровый «мостик» и стали пропускать поезда по нему. Ведь при взрыве стандартной «шашки» выбивалось всего 25-40 см. Движение на железных дорогах врага было перекрыто полностью только в тылу группы армий «Центр», да и то всего на трое суток, с 3 по 6 августа 1943. Очень неприятным сюрпризом стало то, что переключение основных усилий партизан на подрыв рельсов при недостатке взрывчатки привело к сокращению крушений поездов. А это привело к обратному поставленным целям результату: пропускная способность железных дорог на территории врага только повысилась. Звездный час Старинова — операция «Концерт» На подрыв рельсов в августе и первой половине сентября партизаны израсходовали около 50 тонн взрывчатки.

Этого было бы достаточно для того, чтобы пустить под откос 1500 поездов. Хотя на месте это поняли и некоторые партизанские командиры. Поэтому начали сокращать подрывы рельсов, одновременно увеличивая число крушений составов. Вторая стадия операции «Рельсовая война» планировалась уже под руководством Старинова и получила название «Концерт».

Впрочем, даже к этому изобретению у противника со временем нашлось противоядие, когда вместо «контрольного поезда» немцы стали пускать впереди одну или две контрольные площадки, гружённые песком. Они крепились к любой металлической поверхности и имели упрощённый взрыватель замедленного действия УЗ-47. Эти свойства позволяли безопасно для себя и незаметно для противника использовать мины как эффективное средство диверсионной борьбы. Партизаны использовали их, в основном, для подрывов цистерн с бензином и вагонов со спиртом. Более универсальным аналогом магнитных мин стали липкие мины ЛМ-47 и ЛМ.

Они могли устанавливаться не только на металлические, но и на любые другие поверхности. Для этого была разработана специальная липкая мастика, которая наносилась на поверхность мины перед непосредственным применением. Мина ЛМ представляла собой штатную 400-граммовую тротиловую шашку в отличие от ЛМ-47, имевшей специальный металлический корпус. Липкие мины показали высокую надёжность, не допуская срыва даже с деревянной, кирпичной или стеклянной поверхности. Липкая мина ЛМ-47. Фото автора Всего за годы войны особый конструкторский отдел ГСКБ-47 разработал более 30 новых образцов боеприпасов для инженерных войск и партизанских соединений. После окончания войны на базе отдела был создан Научно-исследовательский инженерный институт НИИИ , ныне являющийся ведущим российским разработчиком средств минирования. Носков, Б. Ульянов, Н.

Кулаков и Н. Крупнов за отличное выполнение заданий БШПД по созданию новых мощных боевых средств партизанской борьбы были награждены медалями «Партизану Отечественной войны» I степени. Ворошилова на пост Главнокомандующего партизанским движением, к работе над минами специального назначения стали привлекать и другие научно-исследовательские институты НИИ. В частности, активное участие в изобретательской деятельности приняли инженеры И. Мильчаков из НИИ-6 и В. Охотников из НИИ-627. Начальник лаборатории НИИ-6 И. Мильчаков разработал для партизан ручную зажигательную гранату РЗГ, предназначенную для поджога вагонов, складов и деревянных сооружений.

Комментарий редакции Ключевые тезисы данной беседы: 1. Беседа посвящена деятельности брянских партизан в июле-сентябре 1943 года во время Курской битвы и наступлению советских войск на орловско-брянском направлении. Партизаны Южной оперативной группы и Западного штаба партизанского движения активно вели боевые действия на коммуникациях противника, уничтожая железнодорожные пути, мосты, склады, оружие. Основной задачей партизан был срыв перевозок немецких войск, отступающих с Курской дуги.

В ночь на 3 августа 1943 года почти одновременно бабахнули взрывы на многих участках. Гитлеровцы, как ни готовились к отражению партизанских диверсий, оказались ошеломлены. Им показалось, что Советы сбросили с самолётов несколько десантных дивизий, ибо в голове не укладывалось, как могли по сути гражданские люди немцы были прекрасно осведомлены, что в партизанских отрядах кадровых военных было не так много устроить такой фейерверк одновременно на такой огромной территории. В некоторых местах захватчики были так ошарашены, что приступили к ремонту железнодорожного полотна только на третьи сутки! За 10 дней партизаны взорвали в Белорусской ССР — 75 227; в Смоленской области — 8277; в Орловской области — 7935; в Калининской области — 7224; в Украинской ССР — 7000; в Ленинградской области — 3271; а всего 108 936 рельсов, что составляло 743,3 километра железнодорожного пути в одну колею. По плану же только за весь август предусматривалось взорвать 230 000 рельсов, что составляло 1330 километров железнодорожного пути в одну колею. И этот план был выполнен. К осени оперативные перевозки противника сократились на 40 процентов. На некоторых железных дорогах движение было задержано на 3—15 суток, а магистрали около Могилёва не работали весь август. Для восстановления разрушенных железнодорожных путей противник был вынужден превратить двухпутные участки в однопутные, варить подорванные рельсы, разобрать отдельные участки, доставить из Польши и Германии недостающие рельсы, что ещё больше увеличило напряжённость перевозок. Немецкое командование было вынуждено использовать для подвоза рельсов 5000 платформ и сотни локомотивов, привлечь к охране железных дорог дополнительные силы. Операция значительно затруднила перегруппировки и снабжение отступающих войск противника. Вдохновлённый успехом главный штаб партизанского движения решил продолжить операцию «Рельсовая война» аналогичной операцией «Концерт». В ней участвовало 193 партизанских формирования свыше 120 тысяч человек Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей. Протяжённость операции по фронту около 900 километров исключая Карелию и Крым и в глубину свыше 400 километров. Данная операция была тесно связана с предстоявшим наступлением на смоленском и гомельском направлениях и битвой за Днепр. Однако повторить успех в тех же масштабах не удалось. И виной тому стало ухудшение погоды, сокращение светового дня и новые меры безопасности, предпринятые немцами. В рамках подготовки партизанам удалось доставить только 50 процентов запланированных грузов. Поэтому сама операция проводилась в два этапа, так как 19 сентября оказались готовы выйти на позиции только половина партизанских отрядов. Остальные подключились через неделю — 25 сентября. Недостаток снабжения и заставил свернуть «Концерт». Если взрывчатые вещества в тылу врага партизаны научились добывать из трофейных или неразорвавшихся артиллерийских снарядов и бомб, то капсюлей и взрывателей не хватало катастрофически. Тем не менее, результат был достигнут. Но анализ привёл к не совсем утешительным выводам. Подрыв рельсов оказался довольно неэффективной мерой. Маломощный заряд вырывал кусок длиной 25—40 сантиметров.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий