Март 1990 событие

С 12 по 15 марта 1990 в Москве прошёл III Съезд народных депутатов СССР, на котором было принято множество исторических решений: 1. Введение поста Президента СССР и его избрание. (Должность президента появилась в марте 1990-го.). К писателю подверстали журналиста. Итак, первый «солженицынский» митинг прошёл 20 сентября 1990 года, который продолжился и на следующий день. 4 февраля 1990 года в Москве состоялся исторический митинг в поддержку изменения Конституции СССР, собравший более 200 тысяч человек. Это подтолкнуло Михаила Горбачева. 9 марта 1990 г. Верховный Совет Грузии осудил вхождение Грузии в состав СССР, назвав события 1921 г. «оккупацией».

Независимый Казахстан: Хроника событий - 1990 год. Март

В том же контексте небезынтересно и то, что «... В повестку дня может стать вопрос об организации новых торговых объектов «Внешпосылторга» в этих регионах» см. Помнится, как в 1983-м в одном из крупных универмагов приграничного с РСФСР латвийского Даугавпилса местные покупатели-латыши устроили скандал с жителями соседней Псковщины, приехавшими в Даугавпилс за покупками: «Оккупанты, чего понаехали? Затоваривайтесь у себя!

Означенные и многие другие, смежные диспропорции в советской социально-экономической системе всё сильнее подтачивали страну экономически и внутриполитически. Породив, например, убеждённость во многих союзных республиках, что «уже и без России мы проживём в достатке». Также ведёт себя руководящая элита теперь уже суверенных постсоветских республик в отношении постсоветской России.

Ибо там привыкли к российскому донорству не только в советский период... Опять-таки благодаря колоссальным финансовым инъекциям и торговым льготам для «братских» стран еще со второй половины 50-х. А черпалось всё это тоже из РСФСР, включая её разнообразные сырьевые ресурсы — прежде всего, нефть, газ, золото, уголь, железную руду, марганец, древесину, химическое сырьё, зерновые, хлопок, лён, шерстяное, кожсырье.

А вот в общей стоимости взаимопоставок различного оборудования и транспортных средств между СССР и восточноевропейскими соцстранами исключая Албанию в 1965 г. Естественно, что по мере ослабления соцсодружества и, тем более, с переводом, как ранее нами упоминалось, взаимной торговли на доллары эти поставки сошли на нет в 1989-90-м. А советские закупки тех же товаров по импорту с Запада были невозможны с середины 80-х ввиду быстрорастущего внешнего долга СССР.

Хотя уже к концу 70-х минимум половина всего ассортимента товаров массового спроса в Москве, Ленинграде и 30-ти других мегаполисах СССР — были из «братских» восточноевропейских стран. То были, например, не только овощи и фрукты, но также мебель и бытовые приборы, одежда и обувь, домашний текстиль и продукты птицеводства, газовые и электроплиты, и не только. Причем изготовленные, в основном, из советского, точнее российского сырья и его полуфабрикатов.

Что касается долговой политики СССР, она была не менее пагубной. Советское руководство приступило к крупным внешним заимствованиям с 1962 г. Но со второй половины 70-х и особенно с начала 80-х быстрое нарастание внешнего долга стало необратимым.

XIX Всесоюзная партийная конференция приняла решение о проведении политической реформы 1988 г. В СССР формируется многопартийная система. Яковлев ; А.

Понятно, что большинство высших партийных функционеров не имело отношения к заговору — их можно условно назвать «болотом». Некоторые знали о нём, другие догадывались, но их бездействие помогло активной группе заговорщиков Хрущёв был вершиной «айсберга». Это был первый и самый важный шаг на пути скатывания с достигнутых высот, а значит и будущей «перестройки» Советского Союза на капиталистический лад.

Советский народ был лишён будущего, открывающейся блестящей перспективы, которая позволяла постепенно перевести человечество на новый этап развития, открыть своего рода «Золотой век» планеты. СССР под руководством Сталина и его соратников мог и уже предлагал человечеству иную концепцию развития, более справедливую и человечную, чем Западная. Этим объясняется огромная популярность СССР и его модели развития в сталинскую эпоху. Хрущёв и стоящие за ним люди перечеркнули эту возможность, отодвинули её более чем на 50 лет вперёд. Вторым шагом, который нанёс страшный удар делу Сталина и образу СССР во всём мире, стал доклад Хрущёва о культе личности Сталина в феврале 1956 года на XX съезде компартии. Фактически этот доклад стал своего рода точкой отсчёта начала антисоциалистических, антинародных реформ и экспериментов Хрущёва. Этим актом был подорван фундамент всей советской государственности.

Миллионы людей, как в СССР, так и за рубежом, искренне принявшие идеалы коммунизма, были разочарованы. Сильно упал престиж СССР и авторитет советской власти. Произошёл и определённый раскол в партии, многие коммунисты, возмущённые нападками на Сталина, стали выражать своё возмущение. В сердцах людей было посеяно недоверие к власти. В Чехословакии, Венгрии и Польше началось опасное брожение. Раз курс Сталина был «преступным», зачем оставаться в социалистическом лагере? Западный мир получил прекрасный инструмент для информационной войны с СССР и соцблоком, стал умело подогревать «реформаторские», либеральные настроения.

С 1956 года первая «Перестройка» всё больше и всё увереннее начала набирать силу. Хрущёв, очевидно, не был гением разрушения, но за него хорошо поработали другие люди. С какого конца взялся за своё разрушительное дело Никита Сергеевич? Понятно, что с наследия Иосифа Виссарионовича. Чтобы советские люди разуверились и разочаровались в социализме, Хрущёв сразу нарушил основной его принцип: «каждому по его труду». В целом удар, который хрущёвская перестройка нанесла по демографии, экономике и обороноспособности СССР, был страшен, но не смертелен. Особенно страшную опасность представляло изменение сознания советского человека.

Хрущёвские реформы, в частности уравниловка и привилегированное положение номенклатуры, привели к тому, что духовные ценности значительной части советского общества изменились в худшую сторону. Вирус «западничества», потребительства стал постепенно убивать души людей СССР. Распространяло его и кино, пропагандирующее бессмыленные попойки особенно этим грешили разнообразные комедии и потребительское отношение к государству и обществу в целом. Многие советские граждане, особенно молодые, стали считать, что труд на благо общества — это обман, наглая эксплуатация, которую навязывают средства пропаганды. Что мечта о коммунизме — это химера, миф, который никогда не сбудется. А чтобы хорошо жить, надо стать чиновником или партийным функционером. В результате советскую вертикаль власти стали заполонять приспособленцы, карьеристы, люди у которых материальное благополучие было высшим идеалом.

Мало что изменилось в психологии общества с тех пор, только окружающие декорации. Западная пропаганда при Никите Сергеевиче проникла в Советский Союз достаточно глубоко. Как известно, параллельно с хрущёвской «Перестройкой», против нашего народа вовсю шла ещё и информационная война. И то, и другое на территории Советского Союза интегрировалось в единое целое. И мощным прессом давило на сознание советских граждан. Люди менялись на глазах. Духовные ценности в психике советских людей всё больше и больше трансформировались в потребительские.

Так в эпоху хрущёвских «реформ» родился класс, небезызвестных обывателей, для которых вещи и деньги стали самым главным в их жизни. Фактически, была создана почва для будущего разрушения Советского Союза и внедрения «дикого капитализма 90-ых». Людей, которые не задумываясь, голосовали за реформы Горбачёва и Ельцина, которым было наплевать, что распалась Великая держава и народная собственность оказалась в руках проходимцев. Вот что явилось самым омерзительным фактором хрущёвской эпохи — развитие индивидуализма, эгоизма и формирование потребительской психологии части наших граждан. Семя горбачёвской «Перестройки» попало именно в такую вот почву. Поэтому оно и проросло распадом и гибелью Советского Союза. Сталин заложил огромный потенциал развития страны.

Это проявлялось и в экономике, и в образовании, и в независимой внешней политике. Именно благодаря научным разработкам ведомства Л. Берии Хрущёв мог стучать своим ботинком по трибуне ООН. Этот потенциал мы проедаем до сих пор. Но вот проходит 30 лет и к власти в нашей стране приходит демагог М. Вместе с Э. Шеварнадзе и А.

Яковлевым которым на Россию было откровенно наплевать Горбачёв проворачивает то, что не снилось даже А. За политической демагогией, за политикой перестройки страны демократы умело скрывали планы Запада и свои истинные намерения погубить социалистическую державу. Горбачёв и его окружение вели тайные переговоры с правительствами США и Европы. Внешне все переговоры велись на предмет ядерного разоружения, ограничения ядерных стратегических сил, на предмет европейской безопасности и разрядки военной напряжённости в мире, но тайно, за спиной советского народа, велись переговоры об отказе СССР от коммунистических идеалов, которые планировалось заменить на западные демократические ценности, об отказе от социалистического развития, о приватизации социалистической экономики, о денационализации природных ресурсов самой богатой страны мира. О ведении двойной игры, о ведении тайной дипломатии свидетельствуют следующие факты. В декабре 1987 года Горбачёв прилетел в США с официальным визитом. После завершения визита провожать его в аэропорт по протоколу должен был вице-президент Буш.

В автомобиле между генсеком и вице-президентом состоялась важная беседа, о чём Горбачёв пишет так: «Содержание её было настолько существенным, что можно с полным основанием считать: тогда мы заложили основу нашего взаимопонимания и доверия. Не раз потом, обсуждая с необходимой осторожностью в присутствии других людей тот или иной вопрос, я или Буш говорили: «Подтверждаю нашу договорённость в автомобиле». Нет ничего невероятного в том, что аналогичная договорённость «странного свойства» была у Горбачёва и с Рейганом, и с Маргарет Тэтчер. Подобно тому, как Буш делая выпады против Горбачёва и Советского Союза, морочил головы консервативно настроенным американцам, так и Горбачёв, нелестно отзываясь о Рейгане и критикуя его политику, дурачил «старую гвардию» в Политбюро и ЦК КПСС. После достижения в 1991 году своей геополитической цели — уничтожения СССР, сотни миллиардов долларов, полученные от распродажи благ и ресурсов нашей страны, потекли из России на счета американских и европейских банков. Как оказалось, «Перестройка» была лишь дымовой завесой, обманом, троянским конём для могучего социалистического государства, которое не раз пытались уничтожить военным путём, но война всегда заканчивалась победой Советского государства, на земле тех, кто начинал войну. Международный империализм западной концепции использовал против СССР информационную войну посредством культурного сотрудничества, изобретённого в Египте, после более чем трёхсотлетней войны с хеттами.

Через предателей Родины они втащили в Советский Союз троянского коня, так называемую «Перестройку», которая не имела ничего общего с заботой об интересах народа.

Наконец-то приняли закон «О печати и других средствах массовой информации», который запретил цензуру и юридически обеспечил формирование свободных СМИ. Эйфория первых лет перестройки уже прошла, но на стадионе «Лужники» 70-тысячная толпа скандировала «Перемен требуют наши сердца! На этом концерте, впервые после московской Олимпиады-80, был зажжен огонь в Олимпийской чаше. Через полтора месяца после концерта, 15 августа, Виктор Цой погиб в автокатастрофе на 35-м км автотрассы Слока—Талси недалеко от Риги. Последний, «Черный альбом» музыканты группы дописывали и сводили уже без своего лидера. Читайте «Известия» от 16 августа 1990 года. В тех же числах августа первый и единственный президент СССР Михаил Горбачев подписал указ о реабилитации жертв сталинских репрессий и о возвращении гражданства высланным из страны в 1960-х годах диссидентам, включая писателей Василия Аксенова, Владимира Войновича, Александра Солженицына... Позже, осенью, в Москву привезли Соловецкий камень — памятник жертвам репрессий. Именно там готовили документы на массовые аресты.

По информации «Известий», идея установки памятного знака на этом месте принадлежит обществу «Мемориал». С заявлением от московского отделения общества выступил его сопредседатель, поэт Евгений Евтушенко. Читайте «Известия» от 30 октября 1990 года. Арест совсем другого толка произошел в ноябре 1990 года. В результате масштабной спецоперации «Лесополоса» был взят под стражу серийный убийца, маньяк Андрей Чикатило. Официально на его счету 53 жертвы, неофициально — более 65, в основном дети и подростки. В «Известиях» о поимке маньяка вышла статья с красноречивым названием «Даже у сыщиков не выдерживали нервы»: «Бригада попутно раскрыла свыше тысячи преступлений! Читайте «Известия» от 29 декабря 1990 года. Советский Союз разбегался в стороны — это было ясно. Германия, наоборот, стремилась к объединению.

Берлинская стена рухнула, но нужны были официальные договоры с другими державами. Его подписывали в Москве, и до последнего момента переговоры висели на волоске. Союзники рассчитывали, что советская сторона будет затягивать процесс, но в дело вмешалась экономика. СССР были позарез нужны кредиты для закупки продовольствия. Этот момент Горбачев обсудил с канцлером ФРГ Гельмутом Колем еще в феврале, и общая сумма немецких кредитов составила почти 100 млрд марок. Перестройка стала глобальным процессом.

Конец советской эпохи: как распался СССР

Уже в 1990 году многие поняли — похоже, СССР так или иначе распадётся. 11 февраля — В СССР осуществлён запуск пилотируемого КК Союз ТМ-9, приземление 9 августа 1990 года. Календарь событий 1990 года: знаменательные даты, интересные факты, самые важные события, праздники, великие люди, именины. 31.03.1990. На Трафальгарской площади, Лондон, проходит многолюдный митинг противников введения подушного налога на избирателей, который заканчивается беспорядками и поджогами. 15 марта 1990 года на третьем внеочередном Съезде народных депутатов СССР Михаил Горбачёв был избран первым (и последним) Президентом СССР.

О руководящей роли коммунистической партии

Последний, в свою очередь, не предпринял никаких шагов для предотвращения сепаратизма, и уже 11 марта 1990 года от СССР откололась первая республика — Литва. 4 февраля 1990 года в Москве состоялась 300-тысячная демонстрация в поддержку демократических реформ. Это была самая мощная и хорошо подготовленная акция. В марте 1990 года Литва заявила о выходе из СССР. В том же году была утверждена должность Президента СССР, который избирался путем общего прямого всенародного голосования. 24 сентября в 1990 году Верховный Совет СССР предоставил Президенту СССР чрезвычайные полномочия на период перехода к рынку (до 31 марта 1992 года).

Хронология главных событий 90-х

4 февраля 1990 года в самом центре Москвы более 300 тыс. человек прошли от Крымского моста по Садовому кольцу и улице Горького к площади 50-летия Октября — ныне Манежная. 1990 год — последний для СССР и первый для объединенной Германии. На финальном этапе перестройка изящно свернула к рыночной экономике, гласность избавилась от цензуры, но от. 1990.03.10. Генерал Аврил уходит в отставку с поста президента Гаити (12 марта новым президентом страны становится Эрта Паскаль Труийо). На выборах в Верховный Совет Казахской ССР 12-го созыва (25 марта 1990) Коммунистическая партия Казахстана получила 95 % мандатов.

Хронология событий Москвы 90-х годов XX века

1 марта 1995 — в Москве, в подъезде собственного дома, убит телеведущий Влад Листьев. 1 марта 1996 — образован космодром МО РФ «Свободный». 9 марта 1990 г. Верховный Совет Грузии осудил вхождение Грузии в состав СССР, назвав события 1921 г. «оккупацией». Анатолий Лукьянов, последний председатель Верховного Совета СССР (март 1990 — сентябрь 1991), был одним из сподвижников Михаила Горбачева, затем стал его оппонентом.

1990 год в цвете. СССР

Однако благодатная почва для экономического разрушения страны создавалась в «доперестроечный» период. Работая, повторю, в системе Госплана СССР и в Совете экономической взаимопомощи в 1983-90-м, приходилось, естественно, знакомиться с рядом документов по социально-экономическому развитию страны и восточноевропейских соцстран. И ведь что поражало: растущие объемы дотаций и капиталовложений с начала 1960-х направлялись в «избранные» союзные и автономные республики, как и в страны Восточной Европы. Вдумайтесь в такие цифры. По расчетам российского экономиста Дмитрия Мигунова 2015 г. А «рекордсменами» по получению дотаций были Литва почти 1000 руб. Это, разумеется, способствовало более высоким закупочным и заготовительным ценам на продукцию предприятий в большинстве союзных республик, но не в РСФСР. Та же социально-экономическая «сегрегация» была характерна — особенно с середины 50-х — для русских территорий РСФСР. Руководствуясь больше интересами союзных республик, чем самой России. Очевидно, что упомянутые факторы провоцировали иждивенческо-сепаратистсткие настроения в «избранных» регионах Союза.

Точнее, «... Политическая обстановка в республиках Прибалтики, Закавказья, в некоторых АССР Северного Кавказа ставит вопрос по увеличению прямых и косвенных субсидий, предоставляемых этим регионам… Курс на ускоренное повышение уровня доходов населения в этих регионах, реализуемый после ХХ и особенно после ХХI съездов КПСС 1956, 1959 гг. В частности, из союзных фондов ежегодно увеличиваются лимиты на поставки в эти регионы широкого товарного ассортимента, особенно массового спроса; там же регулярно повышаются тарифные ставки оплаты труда; повышаются темпы жилищного строительства, обустройства пригородных дачных участков и хозяйств; увеличиваются квоты для молодёжи на поступление в вузы Москвы и Ленинграда. В последние годы приходится принимать аналогичные меры для ряда крупных городов Узбекской, Украинской ССР» см. Как видно, русские области в этих приоритетах не значатся. В том же контексте небезынтересно и то, что «... В повестку дня может стать вопрос об организации новых торговых объектов «Внешпосылторга» в этих регионах» см. Помнится, как в 1983-м в одном из крупных универмагов приграничного с РСФСР латвийского Даугавпилса местные покупатели-латыши устроили скандал с жителями соседней Псковщины, приехавшими в Даугавпилс за покупками: «Оккупанты, чего понаехали? Затоваривайтесь у себя!

Рыжков, Л. Павловым: 24 января 1991 — обмен 50 и 100 рублевых купюр образца 1961 г. Политика перестройки и «гласности» в СССР: модернизация политической системы. В СССР была осуществлена политическая реформа 1988 — 1991 гг.

Однако неожиданная смерть Сахарова в декабре 1989 года сняла последние препятствия к объединению Ельцина с либералами. При этом сам Ельцин к тому моменту находился в весьма сложном политическом положении. Он хорошо понимал, что в Верховном Совете СССР он достиг всех своих «потолков», и дальше профильного строительного комитета его не пустят. Более того, к тому моменту он довольно сильно подпортил свою репутацию. Можно было долго объяснять «почтенной публике», что ЦК и КГБ всеми силами стремятся очернить «народного трибуна», но некоторых вещей было не скрыть. Так, ельцинская склонность к злоупотреблению спиртным ярко вылезла во время его вояжа по США осенью 1989 года. Детали этого путешествия ярко описаны в своих мемуарах тогдашних соратников Ельцина. Например, его первого пресс-секретаря Павла Вощанова. С большим трудом обществу смогли внушить, что на многочисленных видеозаписях публичных выступлений Борис Николаевич не пьяный, а это была замедленная видеосъемка. А соответствующие публикации в западной прессе — это происки КГБ. Либералы нуждались в вожде для похода на выборы в Верховный Совет РСФСР, а Ельцин нуждался в них как в своей группе поддержки как на выборах, так и внутри парламента. Совершенно очевидно, что с момента избрания Ельцина спикером российского парламента внутри СССР появляется второй центр власти, альтернативный не просто Горбачёву, а уже всей союзной власти. А значит, в перспективе и центр притяжения для тех союзных республик, которые стремятся к суверенизации от СССР. Однако если взглянуть на события внимательно, то сюжеты тридцатилетней давности кажутся вполне себе актуальными. Причем, актуальными в связи с транзитом власти. И дело не только в том, что все чаще в связи с этим транзитом звучит выражение «перестройка-2». Но и в том, что, так же как и тридцать лет назад, несистемные либералы имеют мало шансов прийти к власти самостоятельно. Однако это не значит, что они вообще не могут прийти к власти. Для того чтобы несистемные либералы могли прийти к власти, нужен новый Ельцин. И вряд ли такого Ельцина способны выдвинуть из своей среды либералы системные. Они слишком непонятны, для все того же «глубинного народа». Более того, либералы системные вряд ли пользуются любовью своих несистемных единомышленников. Поэтому вновь — как и тридцать лет назад — несистемным либералам нужен именно новый Ельцин. Исторический Борис Николаевич Ельцин вовсе не был никаким либералом. Но может быть речь шла о вышеназванной ельцинской жажде власти и неразборчивости в союзниках и средствах. Однако один из коллег Ельцина по МГК КПСС в частной беседе времен 1986 года охарактеризовал будущего первого российского президента не иначе, как «ортодоксальным сталинистским чудаком» в оригинале было более грубое слово. Ирония судьбы заключается в том, что автор столь меткой характеристики всего несколько лет спустя станет одним из лидеров консервативного крыла КПСС, оппонентом, как Горбачёва, так и Ельцина, а после ГКЧП — одним из потенциальных фигурантов уголовного дела. Ельцин пошел на союз с лидерами либералов-неформалов в ситуации острого политического кризиса.

В число организаторов митинга и шествия входили Межрегиональная депутатская группа Съезда народных депутатов СССР, движение «Демократическая Россия», Московское объединение избирателей, демократическое объединение «Московский народный фронт» и «Мемориал». Среди ораторов — будущий первый президент РФ Борис Ельцин.

Популярные теги

  • Что еще почитать
  • 2. Реформы времён Хрущёва
  • 3 октября в 1990 году произошло воссоединение Германии
  • 10 факторов, которые привели к распаду СССР
  • Больше интересного о СССР
  • 18 Марта 1990 – 1июня 1990

События в истории 10 марта

(Должность президента появилась в марте 1990-го.). 4 марта 1990 года в главной республике СССР – РСФСР – выбирали парламент. События февраля 1990 года квалифицируются как первые факты гражданского противостояния в республике. III внеочередной съезд народных депутатов СССР работал 12-15 марта 1990 года. На нём был поставлен вопрос о введении должности президента СССР, которым 14 марта 1990 г. был.

СССР 1990 – вспоминаем события девяностых в СССР

Полностью Грозный был взят только в марте 1995 года. Убийство Владислава Листьева Владислав Листьев на «Поле чудес» 1 марта 1995 в подъезде своего дома в центре Москвы убит Владислав Листьев — советский и российский телеведущий и тележурналист, первый генеральный директор ОАО «Общественное Российское Телевидение». Двое преступников открыли огонь из пистолета и пистолета-пулемета, когда журналист поднимался по лестнице. От ранения в голову Листьев скончался на месте. Основная версия убийства — профессиональная деятельность.

В совершении убийства признались 10 человек, находившихся в местах лишения свободы, но их версии после проверки не нашли подтверждения. Преступление не раскрыто. Нападение террористов на Будённовск Шамиль Басаев. Будённовск, горбольница, 1995 14 июня 1995 группа террористов численностью 195 чел, возглавляемая Шамилем Басаевым, атаковала г.

Будённовск Ставропольский край. Атака сопровождалась захватом гос учреждений, убийством сотрудников ОВД и мирных жителей. Террористы захватили более 1200 заложников и 5 дней удерживали их в горбольнице. Боевики выдвинули требование — прекращение спецоперации в Чечне.

После неудачного штурма и последовавших переговоров с участием п-м Черномырдина, террористы покинули Будённовск 19 июня под прикрытием 123 заложников-добровольцев. В результате теракта погибли 129 чел, 415 ранены. Борис Ельцин избран президентом России Борис Ельцин. Руководство России предприняло беспрецедентную атаку средств массовой информации на избирателя под лозунгом «Голосуй или проиграешь!

СМИ, практически все агитирующие за Ельцина, за исключением нескольких выходивших небольшими тиражами коммунистических газет, нагнетали атмосферу, рассказывая о проблемах, которые ожидают Россию в случае реставрации «коммунистического режима». Хасавюртовские соглашения А. Масхадов, А. Хасавюрт, 31 авг 1996 г.

Военные действия прекращались, из Чечни выводились федеральные войска, вопрос о статусе территории был отложен до 31 декабря 2001 г. После подписания соглашений Чечня фактически стала независимым государством, юридически — государством не признанным ни одной страной мира в том числе Россией. Пересадить чиновников на «Волги» 1 апреля 1997 года, с подачи первого заместителя председателя правительства РФ Бориса Немцова, президент РФ Борис Ельцин издал указ, запрещающий закупку иномарок для чиновников и фактически обязывающий их ездить на отечественных автомобилях.

Сравнение образцов помогает выявить в генах мутации, вызывающие различные болезни. Дело продолжил международный консорциум Telomere-to-Telomere, и к 2022 году его специалисты полностью расшифровали геном человека. Читайте также Официально короновали 125-го императора Японии, Акихито Токио, Япония Церемония состоялась 12 ноября, когда закончился траур по его отцу и предшественнику на троне. Спустя 29 лет, в 2019-м, Акихито стал первым за последние 200 с лишним лет японским императором, который сам отрекся от престола.

Явлинский и другие члены группы заявили, что такой договоренности не было. Я не могу допустить, что содержание нашей договоренности, достигнутой после встречи с Б. Ельциным 8 августа, было просто забыто. Этого не могло быть.

Но как же тогда понять, что люди, сидя за одним столом и смотря друг другу в глаза, отрицают достигнутую договоренность? Не буду говорить о нравственности такого поведения... После состоявшегося обсуждения мы договорились о последующих действиях, о предоставлении рабочей группе необходимых данных от центральных экономических ведомств. В последующем мы пытались осуществить эту совместную работу на практике.

В обсуждении документа с конкретными предложениями, которые, к сожалению, не были учтены в окончательном тексте, участвовали В. Павлов, В. Сенчагов, В. Щербаков, В.

Геращенко и др. Перед бурей В конце августа для рассмотрения подготовленных документов и создавшейся ситуации было созвано расширенное заседание Президентского совета и Совета Федерации. Были доложены разработки группы С. Шаталина и предложения правительства.

От его имени выступил Ю. По сохранившимся у меня записям изложу суть предложений правительства. Оно высказало свою оценку положения в обществе и в экономике и сделало вывод, что в нынешней ситуации нет более важной задачи, чем предотвратить хаос в функционировании народного хозяйства. В связи с этим Совет Министров СССР предложил впредь до принятия нового Союзного договора заключить экономическое соглашение между республиками и Союзом ССР, исходя из действующей Конституции и принятых в соответствии с ней законов.

Это соглашение должно было содержать в себе такие принципы, которые могут обеспечить жизнедеятельность экономики в 1991 году и одновременно с этим осуществить серьезные шаги по переходу к социально ориентированному рынку. Исходя из этого, мы считали целесообразным поручить рабочей группе продолжить подготовку концепции программы перехода к рыночным отношениям как основы экономической части Союзного договора, а правительству представить Верховному Совету СССР к 1 сентября 1990 года программу мер, которые должны были быть осуществлены в начальный период перехода к рыночным отношениям, то есть до конца 1990 года. В материалах, которые правительство внесло на рассмотрение совещания, были изложены простые и очевидные принципы функционирования рынка. Они учитывали необходимость создания единого общесоюзного рынка и устранения любых барьеров, мешающих свободе предпринимательской деятельности.

При этом предполагалось, что субъектами рынка выступают предприятия-товаропроизводители, что попытки установления региональных барьеров, по существу, являются антидемократическими и представляют собой разновидность монополизации производства и рынка. Из этой же логики исходило и предложение о сохранении единой денежной системы в стране, о создании Центрального банка СССР, который является единым эмиссионным центром, а также выполняет функции центральной резервной системы. С учетом мирового опыта предлагалось создать единую систему налогов на прибыль, которая включает в себя союзный федеральный налог, республиканские и муниципальные местные налоги. Говорилось и о других элементах рынка, в том числе о единстве принципов ценообразования, создании рынка ценных бумаг, единой инфраструктуры рынка, проведении общей политики по вопросам социальных гарантий для населения и занятости.

Естественно, были названы и такие элементы, как единое таможенное законодательство, система лицензирования и квотирования экспорта и импорта по ограниченному кругу товаров. Особенно настоятельно мы подчеркивали недопустимость затяжки с принятием экономического соглашения, что могло крайне негативно сказаться на развитии экономики, привести к серьезному спаду производства и нарастанию хаоса. Обсуждение было долгим и сложным. Большинство высказалось в поддержку программы, подготовленной группой С.

Шаталина, хотя сам текст программы еще не был внесен на обсуждение. Вместе с тем была достигнута договоренность пока не выходить ни с программой рабочей группы, ни с подготовленным правительством документом. Она находилась у меня в руках, и я ее показал. Однако такая договоренность выглядела весьма хрупкой и не давала оснований для успокоения.

Мы понимали, что речь идет не о чисто хозяйственных вопросах, что впереди серьезная политическая война. Это подтвердило и последующее развитие событий. Хотя уже тогда выполненный группой экспертов анализ социально-политической обстановки подтвердил далеко идущие намерения противников правительства. Анализ показал, что требование отставки кабинета Н.

Рыжкова и вообще ликвидации исполнительной власти в центре является лишь промежуточным этапом далеко идущих планов. Устранение правительства открывало дорогу для прямой атаки на Президента. Он лишался прикрытия, в качестве которого все это время выступало правительство Н. К сожалению, и в этот раз профессиональный анализ экспертов не был принят во внимание и не привел к решительным действиям по защите конституционного порядка в стране.

Судьба страны требовала решительных действий, вплоть до прямого обращения к народу. Выступая в конце августа на совещании профсоюзного актива страны, я подробно рассказывал о готовившихся правительственных предложениях, отвечал на острые вопросы участников совещания. Сообщение об этом появилось в печати. Газета "Известия" 27 августа опубликовала краткий комментарий об этой встрече и в том числе воспроизвела мой ответ на один из вопросов.

В газете появилась фраза о том, что правительство держит в запасе вариант прямого обращения к народу за поддержкой через голову парламента или требования созыва внеочередного Съезда народных депутатов СССР. Эта фраза не осталась незамеченной. В "Соснах" разыскал меня А. Дзасохов и спросил: - Не исказила ли газета ваши слова?

Я ответил, что не исказила и что действительно ситуация настолько сложна, что исключать подобную возможность не следует. Вместе с тем я подчеркнул, что это мое личное мнение и я готов его защищать. Затем позвонил М. Горбачев, поинтересовался точностью газетного сообщения и спросил: - Что вы там в правительстве замышляете?

Нужна была встреча с Президентом, нужен был прямой, откровенный разговор. Мы обратились к нему с просьбой встретиться с членами правительства и выслушать нашу точку зрения по создавшейся ситуации и по программе дальнейших действий. Социальный барометр показывал, что надвигалась буря, предстояла "война программ". Война программ До начала сентября никто, включая разработчиков и заказчиков, не видел одновременно обеих программ.

Требовалось время для их сравнения и оценки, прежде всего высшими руководителями государства. Поэтому и было решено пока не спешить с обсуждением этих программ, не возбуждать общественное мнение в стране. Однако соблюсти эту договоренность не удалось. Верховный Совет России в одностороннем порядке приступил к обсуждению программы, подготовленной группой С.

Одновременно "Известия" за подписью большинства членов рабочей группы опубликовали развернутое изложение концепции программы. Существование двух самостоятельных, существенно различных программ стало фактом. Война программ началась. Первая декада Первые дни сентября были насыщены событиями, связанными с обсуждением подготовленных документов.

Президиум Верховного Совета СССР рассмотрел ход подготовки законодательных актов по переходу к регулируемой рыночной экономике. Одновременно рассматривался вопрос о предстоящем обсуждении плана и бюджета на 1991 год. Было решено отложить их рассмотрение, поскольку возникал естественный вопрос: на базе какой программы должны быть основаны эти документы? Затягивать работу было опасно, но и вносить предложения по плану и бюджету до решения принципиальных вопросов Верховным Советом правительство не могло.

После встречи Н. Рыжков провел оперативное совещание, где с учетом создавшейся ситуации были распределены основные направления работы. Воронин возглавил работу по решению текущих вопросов, снятию проблем, без чего могли нарушиться хозяйственные связи, углубиться кризисные явления. Маслюкову, П.

Мостовому, С. Ситаряну было поручено вплотную заняться решением вопросов, связанных с подготовкой к предстоявшему хозяйственному году. На меня была возложена обязанность заняться сравнением представленных программ, оценить глубину разногласий, реальность предложений и определить позицию правительства по принципиальным вопросам. К ним прежде всего относились представления о будущем Союза ССР, проблемы верховенства законов Союза ССР или республик , вопросы ценообразования и налоговой системы.

Уже тогда было ясно, что по большинству этих вопросов между представленными программами существуют принципиальные различия и несовместимость. Принятие программы, подготовленной группой С. Шаталина, делало невозможным сохранение правительства Н. Рыжкова, поскольку оно не могло принять на себя ответственность за реализацию программы, которую считало нереальной и невыполнимой.

Мы обменялись мнениями по тактике поведения и решили подготовить соответствующее заявление в том случае, если предложенная правительством программа будет отвергнута Верховным Советом СССР. В ней участвовали и выступили ученые, члены правительства, представители союзных республик. Горбачев настаивал на форсировании сроков обсуждения и доработки программы перехода к рынку, а также обсуждения ее в республиках, с тем чтобы до конца сентября обеспечить ее принятие. На совещании выявились принципиальные разногласия между программами и было высказано мнение о нецелесообразности выносить их на обсуждение.

Но как избежать такого развития событий? Можно ли соединить несоединимое? Эта задача представлялась нереальной. Это хорошо понимали разработчики обеих программ.

Тем не менее была сделана попытка учесть все ценное из обоих документов и подготовить единый текст. Эту работу было предложено возглавить академику А. Аганбегяну, хотя он и отказывался от такого поручения. Тем не менее по настоянию М.

Горбачева он согласился взять на себя такую работу, тем более что раньше он возглавлял комиссию по оценке альтернативных вариантов. На следующий день, 5 сентября, вновь собрался Президиум Совета Министров СССР, с тем чтобы, пока идет работа по согласованию программ, не упускать оперативных вопросов, попытаться сохранить сложившиеся хозяйственные связи, не допустить их разрыва, обеспечить своевременную подготовку к зиме. Мы все яснее понимали, что время уходит и развитие событий может принять опасный оборот. К тому времени документы были внимательно изучены и можно было осуществить их сравнение.

Вариант, предложенный академиком А. Аганбегяном, призванный сочетать лучшее из обоих документов, фактически воспроизводил логику и содержание программы, подготовленной группой академика С. Как в последующем говорил он сам, как неоднократно говорил об этом С. Естественно, что согласиться с ней правительство не могло.

В новой редакции во многом сохранилась неясность по будущему устройству Союза ССР, сохранился тезис о верховенстве республиканского законодательства, об абсолютизации суверенитета республик. Не было четкой позиции о единой налоговой системе, включающей в себя обязательным компонентом, как мы считали, единый федеральный налог. Надо сказать, что и тогда, и сейчас по этим вопросам есть масса недоразумений и упрощений. Выступая на совещании, я говорил о принципиальных сторонах этих проблем, прежде всего о проблемах суверенитета.

Суверенитет всегда является относительным. Он никогда не бывает и не может быть абсолютным. Любое согласие, без которого невозможно существование цивилизованного общества, требует взаимных ограничений. Даже известные библейские заповеди "Не убий", "Не укради" ограничивают абсолютную свободу личности.

И только при ограничениях возможно существование цивилизованных отношений между людьми, переход из состояния дикости к цивилизованным общественным отношениям. Принимая законы внутренней и международной жизни, люди соглашаются на определенные ограничения в своей независимости ради общих и высших интересов. Поэтому признание суверенитета республики не противоречит суверенитету Союза как федерации независимых государств. Вопрос о границах и пределах этого суверенитета является предметом договора и общественного согласия.

Сказанное относится и к пониманию верховенства законов. Это понятие тоже не имеет абсолютного значения. Оно зависит от распределения компетенции. В тех сферах, которые отнесены по договору к компетенции Союза, республик или местных органов, существует и верховенство их законодательных актов.

Серьезные сомнения вызывала реальность предложенных в программе С. Шаталина мер по финансовому оздоровлению народного хозяйства. Оценки, выполненные специалистами, показали нереальность изъятия так называемых "горячих денег" с учетов структуры отложенного спроса, мотивации хозяйственной деятельности и т. Если, например, у вас отложены деньги для приобретения цветного телевизора, холодильника или мебельного гарнитура, то это отнюдь не значит, что вы готовы использовать эти деньги на приобретение частного магазина, покупку акций государственных предприятий или приобретение земли.

Эти обстоятельства не учитывались в рекомендациях по финансовому оздоровлению экономики, а именно на них строилась вся логика программы С. В ней предлагалось в короткий срок изъять "горячие деньги" или связать их, а затем отпустить на свободу цены, не боясь последующей инфляции. А чтобы не допустить дальнейшего нарастания денежной массы, предлагалось свернуть уже принятые и ожидаемые обществом социальные программы. Согласиться с этим - означало серьезно ослабить социальную базу программы перехода к рынку.

Наконец, предложения группы С. Шаталина исходили из того, что реформа только начинается. Начинается как бы с нуля, не имея заделов и подготовительных этапов. Но ведь переход к рыночной экономике готовился давно, готовился последовательно и планомерно.

Уже были приняты необходимые для этого законодательные акты, проведены расчеты, и надо было начинать не с чистого листа, а продолжать и, если можно, совершенствовать проделанную работу. Разрушение комплекса последовательно осуществляемых мер ставило под сомнение реальность выполнения программы. Обо всем этом я говорил в своем выступлении на совещании у Президента и завершил свое выступление следующими словами: Принятие программы - дело серьезное. И отвечать за ее выполнение должен тот, кто будет ее вносить.

Я, как руководитель Комиссии по экономической реформе, не могу взять на себя ответственность за выполнение такой программы. Суть разногласий События, о которых идет речь, уже стали историей. Прошло время, и можно спокойно, взвешенно оценить их, определить глубину расхождения в подходах и предлагаемых решениях. Особую остроту дискуссиям и противоборству придавали политические аспекты программ.

Однако, прежде чем говорить о них, нужно остановиться на экономическом содержании обеих программ. В них было много общего. И это вполне естественно, поскольку обе готовились профессиональными специалистами, которые реально учитывали пороки сложившейся в стране административно-командной системы и видели перспективу выхода страны из глубокого социального кризиса на путях движения к рынку. Мы одинаково исходили из того, что альтернативы рынку не существует.

Сейчас этот тезис порой подвергается сомнению. Утверждается, что у общества всегда есть альтернативные пути развития. Это действительно так. У перехода к рынку действительно есть альтернатива, но ею является возврат к прошлому, реставрация административно-командной системы, что неизбежно отбросит страну и общество на десятилетия назад, отодвинет на обочину мирового общественного прогресса.

Если же говорить о движении к экономическому и социальному прогрессу, если обеспечивать это движение на подлинно демократической основе, то альтернативы переходу к рынку действительно не существует. Разработчики обеих программ понимали необходимость разгосударствления собственности, создания многообразных ее форм, образующих структуру смешанной экономики. Мы в равной мере оценивали необходимость радикального финансового оздоровления экономики и укрепления рубля. Можно было бы назвать и многие другие элементы программ, в которых имелись общие подходы и единое понимание.

И тем не менее имелись серьезные, глубокие различия в трактовке сугубо экономических вопросов. И дело не в том, что одни разработчики были умнее, талантливее, а другие нет. Все намного сложнее. Прежде всего подчеркну, что существуют разные экономические школы, и не только в нашей стране.

Если говорить несколько упрощенно, то различие лежит между кейнсианскими методами регулирования, основанными на активной роли государства, и монетаристскими методами, основанными прежде всего на регулировании финансовых и денежных отношений при сведении к минимуму экономических функции государства. Каждая из программ перехода к рынку, базирующаяся на этих различных методах, внутренне логична и последовательна. Но их нельзя совместить или однозначно сделать вывод о том, что одна из них лучше, а другая хуже. Проблема в другом - оценить, какая из этих программ лучше соответствует конкретно-историческим условиям нашей страны, какая из них более приемлема в социальном плане.

И уже на основе такого сравнения сделать выбор в пользу той или иной. Другая сторона различий между программами связана со следующим. В одном случае речь шла о сугубо научной, можно сказать академической, проработке проблем, правильной в идеале, но недостаточно учитывающей реальности общественной жизни. Мой опыт работы в правительстве, хотя и относительно непродолжительный, давал больше ощущения реальности.

И дело не только в цифрах, в статистических данных, которыми мы пользовались в одинаковой мере. Практическое знание жизни позволяет учитывать массу обстоятельств, таких, как расстановка общественно-политических сил в стране, уровень и квалификация управленческих кадров, массовые общественные настроения, состояние трудовой дисциплины и многое другое, которые трудно или даже невозможно оценить в рамках сугубо научной проработки проблем.

В ходе выборов в Литве в 1990 г. Литва провозгласила независимость. Советское руководство выступило против действий литовских властей. В марте 1990 г.

На выборах значительную поддержку избирателей получил блок «Демократическая Россия», учредителями которого стали Б. Ельцин, Г. Попов, А. В мае 1990 г. Декларация была принята 12 июня 1990 г. Его избрание не было поддержано Горбачёвым.

Власть в России постепенно уходила из рук представителей компартии, переживавшей серьёзный кризис. Он с трибуны партийного съезда объявил о выходе из КПСС и покинул зал заседаний. В целом за период перестройки из компартии вышло несколько миллионов человек. О своём суверенитете объявляли также республики, входившие в состав других республик. Так, декларации о суверенитете приняли Карелия, Татарстан, Башкортостан, Абхазия. Ельцин в одном из выступлений предложил российским автономиям взять «столько суверенитета, сколько сможете проглотить».

Таким образом, российское руководство поощряло расширение прав местных властей. Распад СССР ускорялся вследствие непродуманных действий советского руководства. В январе 1991 г. На территорию Литвы были введены советские войска, которые захватили ряд правительственных зданий. В ночь на 13 января советские войска заняли телецентр в Вильнюсе. В ходе столкновений между войсками и сторонниками независимости Литвы применялось огнестрельное оружие, были человеческие жертвы.

В городе протестующие против действий советских войск стали строить баррикады. Советское руководство отмежевалось от этих событий. События в Вильнюсе и Риге вызвали резкую критику действий Горбачёва со стороны демократической оппозиции. В знак протеста против курса правительства выступили такие сподвижники Горбачёва, как А. Яковлев, Л. Абалкин и Е.

Протестующий с литовским флагом около советского танка. Фотография неизвестного автора Советское руководство поставило цель выяснить мнение жителей страны о дальнейшем пути развития государства. Референдум не проводился в ставших независимыми государствах Прибалтики, а также на территории Молдовы, Грузии и Армении. В марте — апреле 1991 г. В апреле 1991 г. Эти переговоры стартовали в подмосковной резиденции Горбачёва в Ново-Огарёво после подписания представителями девяти союзных республик заявления о безотлагательных мерах по стабилизации обстановки в стране и преодолению кризиса.

В заявлении говорилось о необходимости разработать новый Союзный договор и принять новую Конституцию обновлённого Союза.

За что Горбачёву дали Нобелевскую премию мира?

Предпосылки для возникновения разных политических течений назревали давно. В обществе к концу 80х годов ощущалась потребность в идеологии, на которую могло бы опереться негативное отношение к центральной власти и ее официальной идеологии. Определенное влияние на политическую жизнь республики оказали проведенные в феврале — марте 1990 года выборы в Верховный Совет Узбекистана на альтернативной основе.

Он был президентом до марта 1990 года, в период, который, по данным Amnesty International, был «омрачен серьезными нарушениями прав человека». Он был арестован в 2001 году, но освобожден в марте 2004 года после гаитянского государственного переворота 2004 года, в результате которого был свергнут Жан-Бертран Аристид. Он занимает западные три восьмых острова, который делит с Доминиканской Республикой. К юго-западу от него находится небольшой остров Навасса, на который претендует Гаити, но который оспаривается как территория Соединенных Штатов под федеральным управлением. Площадь Гаити составляет 27 750 км2 10 714 квадратных миль , это третья по величине страна в Карибском бассейне по площади, а ее население составляет 11,4 миллиона человек, что делает ее самой густонаселенной страной в Карибском бассейне. Столица — Порт-о-Пренс.

Первоначально остров был заселен коренным народом таино, пришедшим из Южной Америки. Первые европейцы прибыли 5 декабря 1492 года во время первого путешествия Христофора Колумба, который первоначально считал, что нашел Индию или Китай.

В этот день в Берлине был спущен флаг ГДР, и бывшее социалистическое государство перестало существовать.

Объединение страны, искусственно разделённой после 2-й мировой войны странами-победительницами, было неизбежно. Ещё задолго до этого многие восточные немцы, не дожидаясь, пока политики договорятся, начали прокладывать себе дорогу на Запад самостоятельно.

Отдельные острые реплики могут произноситься даже реже, потому что точка зрения сформировалась, наступила пора молчания. Но это молчание — нечто большее, чем тишина. Это внятно сформулированная позиция: молчать, когда тебя приглашают к диалогу, и заранее пусть тихо поддерживать тех, кто не согласен с твоим оппонентом». Существенным фактором всех разговоров о прошлом на постсоветском пространстве является постоянное присутствие другого, «третьей сторон» — коллективного Запада, к которому апеллируют участники восточно-европейских конфликтов. Устойчивость ситуации до последнего времени как-то гарантировалась ролью Европы как «балансира», относительно сдержанного арбитра, однако в последние годы накал восточно-европейских войн памяти захлестнул и Западную Европу — при такой конфигурации молчание оппонентов об общем прошлом становится «звенящим».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий