Критерии отбора новостей в журналистике

Учебное пособие подготовлено сотрудниками факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова в рамках проекта Департамента образования и науки города Москвы «Медиакласс в московской школе». Завкафедрой журналистики и медиалингвистики ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Елена Григорьевна Малышева рассказывает о различных вариантах вертски и принципах ранж. В 1960-е годы норвежские ученые Йохан Галтунг и Мари Руж создали то, что считается основными критериями для отбора новостей. Они раскрыли набор параметров, которые, по их мнению, помогли объяснить, почему и как информация становится новостями.

Новостная журналистика и ее жанровое разнообразие

Информация должна подаваться настолько непредвзято и объективно, насколько это возможно. Оценка и отбор новостей Итак, нет простого определения новости. При оценке и отборе новостей редакции руководствуются в большей степени практическими соображениями, чем теоретическими формулировками. Новостями, в конечном итоге, становится то, что публикуют редакции. Хокан Хвитфельдт, профессор Института журналистики, СМИ и коммуникации при Стокгольмском университете, занимался рассмотрением процесса оценки новостей, изучая содержание первых полос различных газет. Значение новости автоматически повышается, если она описывает событие, произошедшее незадолго до начала печати номера, и если она преодолела определенный порог информационной ценности. Новость должна быть достаточно значительной и динамичной, чтобы она могла привлечь к себе внимание.

Результаты приведенных выше исследований не являются директивами для работы, они описывают факторы, оказывающие влияние на оценку новости при отборе. Хокан Хвитфельдт пришел, в частности, к выводу, что ценность новости также возрастает, если она затрагивает вопросы политики, экономики или рассказывает о несчастных случаях и преступлениях. Таким образом, на первые полосы может попасть информация как об очень важных событиях, так и не очень важных. В современном мире новости являются товаром. Они производятся и продаются крупными издательскими домами с богатыми владельцами, которые нередко имеют свои интересы в политической или экономической сферах. Новости стали предметом торговли на рынке, и им, как и другим товарам, присуждается цена.

Это таит в себе угрозы развитию и независимости журналистики. Отрывок из книги.

Важная отличительная черта - вам не надо убеждать журналиста, что ваш текст достоин публикации. Правда, если он не вызовет интереса у аудитории портала или пойдет вразрез с ее мнением и особенностями, то останется проигнорированным, а то и вызовет гневные комментарии. Учтите этот нюанс. Вывод: публикация блогов - практически бесцензурный вид публикации в СМИ, ограниченный лишь вашей возможностью подать нужную информацию в интересной форме для аудитории конкретного портала и здравым смыслом, конечно. Дорогая обложка журнала, фото в костюме? Или два кресла друг напротив друга и видеокамера известного блогера?

Так или иначе, публикация интервью в СМИ - признанный вид self-PR, эффективный как для продвижения личного бренда, так и для бренда проекта. Через интервью можно рассказать о преимуществах вашей компании от первого лица или наоборот, построить персональный бренд специалиста через образ компании. А если оба бренда уже имеют определенный вес - усилить их через публикацию интервью в СМИ тоже рабочий вариант.

Выступление — когда говорящий в кадре — основной и чаще единственный объект показа Интервью — проблемное, портретное, информационное 2. Аналитические — беседа, комментарий, корреспонденция, обозрение Беседа — это жанр аналитической публицистики решает крупные проблемы социальной и другой жизни общества. Журналист должен обладать информацией о проблеме. Не только задавать вопросы собеседнику, но и комментировать, давать оценку Комментарий — одна из форм оперативного аналитического материала разъясняющего смысл актуального общественно-политического события, документа.

Обозрение - строго фактологично, обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии. Отличается от комментария широтой исследования, нередко ограничено хронологическими рамками. Корреспонденция — жанр разрабатывается на конкретном материале актуальной проблемы в достаточно ограниченном масштабе. Дискуссия — столкновение различных мнений, включает аудиторию в обсуждение, обладает высоким познавательным потенциалом.

Поскольку свойство заслуживать освещение определяется темами, внимание, уделяемое событию, может быть несоразмерным его значению, актуальности или своевременности [3].

Поскольку СМИ представляют собой сегодня весьма прибыльное предприятие, если какая-либо тема становится «устаревшей», не привлекает более того количества зрителей или читателей, как раньше, существуют весомые основания ожидать сдвига к другому, более доходному увлечению. Даже сами темы информационных сообщений испытывают потребность в новизне [4]. СМИ не просто передают сообщения, они структурируют «реальность» путем отбора, акцентирования и интерпретации событий. Таким образом, «новости прессы» являются результатом практической, целенаправленной и творческой деятельности тех, кто занимается «продвижением» новостей, их подбором, а также потребителей этой информации. И тут вполне можно согласиться с утверждением М.

Маклюэна [5] о том, что открытие газетных редакторов — «новости — это то, что появляется в печати, и то, что не печатается, не является новостями» — ведет к вовлечению человека в «искусственно» созданный СМИ мир, а значит — к дезориентации в реально окружающем его мире и неспособности принимать адекватные решения. Тогда как функция СМИ заключается в обратном — помочь человеку ориентироваться. Информационная функция средств массовой коммуникации включает в себя четыре обязательных компонента: во-первых, нахождение информации о событиях и условиях жизни непосредственного окружения, общества, мира в целом, во-вторых, удовлетворение общих интересов и любознательности, в-третьих, информационное обеспечение инновационных процессов, обучение и самообразование, и, в-четвертых, поиск советов, необходимой информации для принятия решений. В связи с этим роль информационной журналистики, исполняющей все эти функции, значительно возрастает. Ведь в последнее время количество поступающей к человеку информации настолько велико, что он уже не в силах самостоятельно разобраться в ней, определить критерии истинности и принять верное решение.

Ведь в доидустриальной среде основную информационную нагрузку нес личный контакт с другим человеком. Позднее сформировалась книжная культура, где печатные средства массовой коммуникации преобладали до недавнего времени. В постиндустриальном обществе все большее значение приобретает экранная культура, создаваемая на основе аудиовизуальной техники. Отныне производство, хранение, передача и потребление информации производится на принципиально иной технологической основе, приводящей к децентрализации коммуникационных каналов. Доступность и разнообразие информации, получаемой по современным каналам массовой коммуникации, приводят, с одной стороны, к значительной однородности культурно-информационного пространства, а с другой — к огромному разнообразию этой информации, из которой человек может выбирать то, что отвечает его ориентациям.

Если общество будущего действительно таково, то роль журналиста в нем будет сведена к простому ретранслятору фактов: передача информации без каких-либо комментариев. Но с другой стороны, журналист рисует перед своей аудиторией определенную картину мира, отбирая и выстраивая в определенной последовательности факты. В этом смысле новостная журналистика несет в себе и воспитательную функцию, ориентируя человека не только в выборе духовных ценностей, но и формируя в его сознании смысл жизни. Причем человеку, жизнь которого связана с однообразной работой, подчинением бюрократии, социальной изоляцией и низким уровнем солидарности средства массовой коммуникации предлагают картины мира, далеко не во всем согласующиеся с его реальным жизненным миром.

Новостная журналистика

журналистике существует два определения новостей. 3. Критерии отбора новостей значение события (масштабность, возможные последствия для всего населения страны или определенных групп) наличие. одна из самых сложных сторон повседневной практики журналиста. Критика отдельных решений, принятых той или иной редакцией при отборе новостей, нередко вполне оправдана.

Расширенная новостная заметка состоит из ядра, деталей и бэкграунда.

3. Критерии отбора новостей значение события (масштабность, возможные последствия для всего населения страны или определенных групп) наличие. Просмотр содержимого документа «Принципы отбора информации СМИ (сети Интернет) для использования на уроках». Заголовок в новостях обязан быть коротким. В идеале он должен уложиться в 70 знаков. Достигается умение писать заголовки путем тренировок. Сделать выбор из множества событий помогают следующие основные критерии отбора фактов окружающей действительности: • актуальность; • близость; • человеческий интерес; • влияние; • драма; • известная личность; • масштабность; • полезность. Новостная журналистика — пожалуй, единственный вид этой профессии, где внятное, быстрое и беспристрастное изложение является мерой умения. (с) Александр Амзин, бывший редактор Ленты, медиаменеджер.

Как писать новости, чтобы их хотели читать

Написать о них можно было бы неделю, месяц или год назад, а можно будет и через неделю, месяц или год. Чтобы привязать проблему или процесс к текущей ситуации, журналисты ждут, когда в связи с этим кто-то что-то сделает, и используют это действие как информационный повод. Например, о проблеме наркомании можно написать в связи с открытием нового реабилитационного центра для больных наркоманией, а в качестве информационного повода для статьи про военную реформу можно использовать парламентские слушания или научную конференцию на эту тему. Календарная актуальность заключается в использовании в качестве информационного повода какой-то памятной даты, например годовщины рождения, смерти, вступления в должность, начала реформы, совершения теракта. Календарная актуальность, в отличие от латентной, позволяет написать о проблемах и процессах, не дожидаясь того, чтобы в связи с ними что-то происходило, а также подвести какие-либо промежуточные итоги, что само по себе может явиться темой статьи. Собственная актуальность — журналистика акций. Журналисты сами провоцируют событие, а потом пишут о нем и о реакции на него. Например, редакция газеты может не дожидаться конференции экологов, чтобы написать о проблемах окружающей среды, а на собственные средства организовать исследование воздуха, воды и почвы на содержание вредных веществ, а затем использовать оглашение результатов в качестве информационного повода. Сюда же относится "метод маски" подробнее см. Тогда развитие проблемной ситуации имитируется при помощи слов "все больше", "все чаще", "все опаснее" и т.

Использование подобных выражений в начале статьи означает, что у журналиста нет цифр, которые бы подтвердили его вывод, так как если бы журналист такими цифрами располагал, он бы обязательно их упомянул. Хотя из этого вовсе не следует, что журналист не прав, утверждая, что нечто стало "все больше" или происходит "все чаще". Вполне возможно, что это действительно так. При информировании о длящемся событии информационными поводами будут его важнейшие фазы. Например, при освещении судебного процесса в общем случае достаточно четырех статей. Первая выйдет в день начала судебных слушаний и будет содержать информацию о преступлении и ходе расследования. Вторая появится день спустя с описанием атмосферы вокруг судебного процесса: как ведут себя обвиняемые, пришла ли в суд "группа поддержки", как настроены адвокаты. Третья будет опубликована в день оглашения приговора. Здесь журналист подведет итоги процесса, представит доводы обвинения и адвокатов, сообщит о наиболее примечательных эпизодах судебных слушаний.

Наконец, четвертая статья выйдет на следующий день после оглашения приговора и будет содержать информацию о приговоре, рассказ о том, как восприняли его участники процесса, а также повторение доводов обвинения и защиты и краткую историю процесса. Если же журналист освещает отдельные заседания суда, тогда каждая заметка строится по следующей схеме: вначале дается последняя информация о ходе процесса, затем — общая информация о рассматриваемом деле, затем — доводы обвинения и защиты. Здесь главное — выдержать пропорции между новой и старой информацией, чтобы статья была и интересна тем читателям, кто за процессом следит, и понятна тем, кто узнал о процессе только из этой заметки.

Значение события определяется его масштабностью сумма сделки, количество участников мероприятия, число жертв катастрофы либо возможными последствиями для всего населения страны или определенных групп. Например, в отделе происшествия одной крупной газеты существует правило: если в автомобильной катастрофе погиб один человек или двое, писать об этом не стоит. А вот если погибших больше пяти, тогда об этом однозначно надо писать. Последствия события могут быть как прямые например, решение Конституционного суда о выплате дополнительного пособия женщинам, ушедшим в декретный отпуск , так и косвенные например, прогноз роста цен на жилье в связи с новым порядком выделения земли под застройку.

Упоминание журналистом в материале косвенных последствий события теоретически позволяет сделать значимой и достойной публикации практически любую новость, связав ее с чем-то более глобальным и влияющим на жизнь людей. Читательский интерес в свою очередь зависит от близости события к читателям, от участия в событии знаменитостей и от наличия «человеческих аспектов» события. Близость бывает как географической, так и психологической. Психологическая близость заключается в восприятии читателями участников события как «своих» независимо от того, в каком месте событие произошло. Например, граждан России привлечет новость о захвате в заложники россиян в любой стране мира, в то время как захват в заложники граждан какой-либо другой страны подобного внимания не вызовет. Или новость об аварии на шахте с большой вероятностью привлечет внимание шахтеров из других регионов и даже стран мира, а сообщение о гибели альпинистов при восхождении на гору — всех, кто увлекается этим экстремальным видом спорта. Участие в событии знаменитостей а втоматически поднимает его статус, делает даже рядовое событие достойным публикации.

Например, просто угон автомобиля в Москве, где ежедневно угоняют десятки автомобилей, не новость. Но если угнан автомобиль известного артиста, это сообщение автоматически попадает в газеты и даже в выпуски теленовостей. Или просто усыновление ребенка из детского дома — вполне рядовое событие, но когда в роли приемного родителя выступает известный политик или спортсмен, это становится новостью, достойной опубликования. Под «человеческими аспектами» события имеются в виду его необычность, курьезность, а также наличие в событии любовной интриги, приключения, трагедии. Вот пример события, которое привлекло внимание журналистов именно благодаря «человеческим аспектам»: В Париже специальная служба помощи бездомным подобрала в XV квартале города старушку, которая лет десять назад обосновалась на улице Линуа между рестораном быстрого питания и ремонтируемым зданием. Как выяснилось, пожилая француженка-бомж накопила в мешках, мусорных баках и чемоданах тысячи евро в виде монет и банкнот разного достоинства. Для транспортировки денег потребовалось вызвать дополнительный автомобиль.

Дама жила около здания, которое строится с использованием асбеста, и специалистам службы помощи не без труда удалось уговорить ее переселиться в центр размещения и помощи бездомным Нантера.

Помимо собственных методических разработок автора и его российских коллег в книге представлены рекомендации ведущих современных американских и немецких медиаконсультантов, таких, как Рой Питер Кларк Roy Peter Clark , Чип Сканлан Chip Scanlan , Михаэль Халлер Michael Haller , Зигфрид Вайшенберг Siegfried Weischenberg. Поэтому пособие является обобщением не только отечественного, но и наиболее передового зарубежного опыта по организации и совершенствованию журналистской работы.

По структуре пособие представляет собой учебный курс, рассчитанный на один семестр. Этим обусловлены и примерно одинаковый объем глав, и их общее число - 17, сопоставимое с числом учебных недель в семестре. Тематически главы не связаны между собой, и начинать чтение можно с любой главы, которая в данный момент интересует.

Исключение составляет лишь первая, обзорная глава «Жанры прикладной журналистики», с которой рекомендуется ознакомиться перед чтением 2-8-й глав, посвященных отдельным жанрам, а также посвященные жанру «интервью» 6-я и 7-я главы, которые следует читать вместе. Но все же советуем вначале прочесть весь текст пособия, а затем брать из различных глав отдельные рекомендации и применять их. Отработка на практике изложенных здесь методов сходна с тренировкой спортсменов, разучивающих приемы.

Сама же книга претендует на то, чтобы стать настольной для практикующих журналистов, справочником, в котором они смогут найти ответы как на имеющиеся вопросы, так и на те, которые у них возникнут в ходе дальнейшей работы. Можно ли в университете научить студента писать статьи? Некоторые журналисты и даже университетские преподаватели считают, что нет.

Автор с этим мнением не согласен. Научиться писать можно точно так же, как можно научиться плавать, водить машину и разговаривать на иностранном языке.

Доступность и разнообразие информации, получаемой по современным каналам массовой коммуникации, приводят, с одной стороны, к значительной однородности культурно-информационного пространства, а с другой — к огромному разнообразию этой информации, из которой человек может выбирать то, что отвечает его ориентациям. Если общество будущего действительно таково, то роль журналиста в нем будет сведена к простому ретранслятору фактов: передача информации без каких-либо комментариев. Но с другой стороны, журналист рисует перед своей аудиторией определенную картину мира, отбирая и выстраивая в определенной последовательности факты. В этом смысле новостная журналистика несет в себе и воспитательную функцию, ориентируя человека не только в выборе духовных ценностей, но и формируя в его сознании смысл жизни.

Причем человеку, жизнь которого связана с однообразной работой, подчинением бюрократии, социальной изоляцией и низким уровнем солидарности средства массовой коммуникации предлагают картины мира, далеко не во всем согласующиеся с его реальным жизненным миром. И это, как ни парадоксально, помогает ему расслабиться и отвлечься от своих каждодневных проблем. Но возникает и огромная опасность, связанная с идеей нового мирового информационного господства. Мировая система массовых коммуникаций зависима от капитала и технической оснащенности. Распространение новостей на планете находится под контролем американских информационных агентств. Все события освещаются под углом зрения, выгодном лишь США.

Кроме того, осуществляется контроль и за развитием коммуникационных сетей в развивающихся странах. По сути, речь идет об одностороннем «экспорте» всего того, что связано с массовой коммуникацией. Вот почему в 1980 году ЮНЕСКО была принята резолюция, поддерживающая определенные меры по регулированию потоков новостей и различной культурной продукции, распространяющихся через национальные границы. Не акцентируя внимание на том, что журналист так или иначе формирует общественное мнение через подбор фактов, американские исследователи печати считают вопиющей нелепостью присутствие открытого выражения взглядов в новостной журналистике: многие учебники по США и Великобритании настаивают на том, что в новостях должна быть только информация, а комментарии — основа аналитических материалов. Право на собственное мнение имеют лишь специальные или зарубежные корреспонденты, дающие по ходу дела ремарки. Читатель, по твердой убежденности сторонников чистой информационной журналистики, желает знать, что увидел и что обнаружил журналист, а не то, как и почему это произошло.

На самом же деле, информационные тексты только выигрывают от использования элементов анализа и компонентов публицистики. Скажем, если при сообщении новости журналист покажет причинно-следственную зависимость или сообщит о новых толкованиях и взглядах, то сможет достигнуть эффекта, получившего название сенсация интерпретации. Для этого журналист должен вести дневник новостей, отмечающий развитие событий. Журналистика новостей, выделяя из потока событий наиболее значимые или наиболее яркие факты, создает материалы, сильные прежде всего эффектом «самоочевидности факта».

Новости. Критерии отбора новостей

Об этом сообщил премьер Дмитрий Медведев. Папа Римский Бенедикт XVI впервые после того, как объявил о своем решении отречься от Апостольского престола 28 февраля, появился на публике в среду на всеобщей аудиенции в зале Павла VI в Ватикане. Затем Гектор «Танк» Мартинес выполнил эффектный бёрнаут с розовым дымом, снял шлем и опустился на одно колено, чтобы сделать предложение своей девушке Пэйдж Эрнандес. Девушка ехала на его мотоцикле в качестве пассажира, и даже не подозревала, чем закончится поездка в этот воскресный день. Выступая в Сибирском Федеральном университете, премьер-министр Дмитрий Медведев по просьбе студентов дал совет, как влюбить в себя девушку: нужно быть настойчивым. Рестораторы и владельцы ночных клубов обсуждают «антитабачный закон», который утвердила Госдума. Россиянам полностью запретят курение в общественных местах: в госучреждениях, на стадионах, в ресторанах.

Это, однако, не означает, что можно искажать данные для достижения этой цели. То, что мы рассказываем нашей аудитории, должно быть правдиво и значимо. Информация должна подаваться настолько непредвзято и объективно, насколько это возможно. Оценка и отбор новостей Итак, нет простого определения новости.

При оценке и отборе новостей редакции руководствуются в большей степени практическими соображениями, чем теоретическими формулировками. Новостями, в конечном итоге, становится то, что публикуют редакции. Хокан Хвитфельдт, профессор Института журналистики, СМИ и коммуникации при Стокгольмском университете, занимался рассмотрением процесса оценки новостей, изучая содержание первых полос различных газет. Значение новости автоматически повышается, если она описывает событие, произошедшее незадолго до начала печати номера, и если она преодолела определенный порог информационной ценности. Новость должна быть достаточно значительной и динамичной, чтобы она могла привлечь к себе внимание. Результаты приведенных выше исследований не являются директивами для работы, они описывают факторы, оказывающие влияние на оценку новости при отборе. Хокан Хвитфельдт пришел, в частности, к выводу, что ценность новости также возрастает, если она затрагивает вопросы политики, экономики или рассказывает о несчастных случаях и преступлениях. Таким образом, на первые полосы может попасть информация как об очень важных событиях, так и не очень важных. В современном мире новости являются товаром. Они производятся и продаются крупными издательскими домами с богатыми владельцами, которые нередко имеют свои интересы в политической или экономической сферах.

Новости стали предметом торговли на рынке, и им, как и другим товарам, присуждается цена.

Как выяснилось, пожилая француженка-бомж накопила в мешках, мусорных баках и чемоданах тысячи евро в виде монет и банкнот разного достоинства. Для транспортировки денег потребовалось вызвать дополнительный автомобиль. Дама жила около здания, которое строится с использованием асбеста, и специалистам службы помощи не без труда удалось уговорить ее переселиться в центр размещения и помощи бездомным Нантера. Пока удалось подсчитать деньги только в трех мешках — там оказалось 20000 евро. По оценке сотрудника службы помощи бездомным, общее «состояние» дамы-клошара - около 40 тысяч евро.

Богатые нищие Парижа. Эта схема подразумевает нарушение хронологии события и постановку в начале сообщения не того, с чего начиналось событие, а самого важного элемента события, его сути. Затем располагается менее важная информация, а завершает статью еще менее важная, которую при редактировании можно выбросить без особого ущерба для текста. Поэтому «перевернутую пирамиду» еще называют «антиисторией» в противоположность истории как повествованию, нарративу. К примеру, сказка «О рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина написана в виде истории и начинается с того, что жили старик со старухой у самого синего моря, а заканчивается тем, что старуха сидит у разбитого корыта. Если бы сказка была написана по схеме «перевернутой пирамиды», она начиналась бы примерно так: «Неудачей закончилась попытка старухи разбогатеть за счет Золотой рыбки.

Получив в подарок новый дом, а также побывав дворянкой и царицей, старуха из-за неуемной жадности и стремления властвовать лишилась всего и оказалась у разбитого корыта». Как было сказано в 1-й главе, новостная журналистика информирует о событиях, которые происходят из-за того, что люди решают свои задачи. Само же написание новостей заключается в поиске ответов на шесть основных вопросов: Кто? Каким образом?

Если же этот человек — знаменитость, то такое событие становится главной новостью дня. Чтобы событие было достойно упоминания как новость, оно должно содержать по крайней мере один критерий, показатель по которому превышает установленный в редакции порог3. Значение события измеряется тем, на какую часть аудитории влияет данная новость. Например, погодные катаклизмы касаются всех. Резкое изменение курса валюты — почти всех. Изменение правил дорожного движения — той части населения, которая имеет автомобили.

А вот новые правила учета лекарств в аптеках — только небольшой части людей, которые заняты в этой отрасли. Впрочем, значение последней новости можно 1 Mast С. ABC des Journalismus. Konstanz: UVK, 2005. Mencher M. News reporting and writing. Dubuque : WCB, 1994. Например, в одной редакции масштабной будет считаться сделка начиная от миллиона рублей, в другой — начиная от миллиарда. В одной редакции знаменитостью будет считаться звезда эстрады областного уровня, в другой — только мировой величины. Для специализированного медицинского журнала, наоборот, последняя новость будет самой важной.

Масштаб события измеряют количеством участников или суммой денег. Например, митинг, на который вышли сто человек, будет менее интересен прессе, чем митинг со ста тысячами участников. Равно как авария с одним погибшим или с двадцатью либо ограбление, когда похитили тысячу рублей или миллион. В отделе происшествий одной из московских газет существует правило: писать только о таких автомобильных авариях, в которых погибли пять и более человек. Аварии с меньшим числом жертв изданию не интересны. Участие в событии знаменитостей автоматически повышает его статус. Даже незначительное событие может удостоиться внимания СМИ, если оно связано со знаменитым человеком. Например, новость о том, что у одного из автомобилей в Москве лопнуло колесо, 3 июня 2010 г. Так произошло, потому что в этом автомобиле ехал премьер-министр России Владимир Путин1. В желтой прессе2 значительное количество материалов посвящено событиям из частной жизни звезд: свадьбы, разводы, рождение детей, смерть близких, покупка дома и т.

Если же знаменитость участвует в событии, и без того достойном публикации, это событие превращается в одно из главных. Например, стрельба из травматического пистолета в водителя, не уступившего дорогу, — происшествие, само по себе достойное внимания СМИ. Но когда жертвой оказался актер Владимир Вдовиченков, это событие освещалось центральными СМИ на протяжении нескольких дней3. Подобные новости читают не ради информирования, а ради сопереживания. Автор немецкого учебника по написанию новостей З. Вайшенберг S. Пострадавшую спас про1 У машины Путина на ходу лопнуло колесо. Ранее спортсменки должны были выступать исключительно в закрытых купальниках1. Вот как описывает критерии для отбора новостей Семен Нехорошкин. Новость важна для людей, когда она может их коснуться.

Есть, например, замечательная новость, которая повторяется из года в год и при этом всегда безумно интересна читателям, слушателям, телезрителям. Любая новость про метро важна, она вызывает интерес, это видно даже по посещаемости новостей. Не случайно на поисковиках так популярны страницы, где указываются пробки. Тоже своего рода новость. Это безумный читательский интерес у водителей, которые по этому МКАДу поедут сейчас... Знаменитости — ну это святое. Ну кто не читал новости про то, что Пугачева развелась с Галкиным, либо с Киркоровым до этого? И так далее, и тому подобное... Новости про политику, конечно, интересны. Но важны какие-то этапные, важные заявления, которые опять же коснутся людей.

Но с другой стороны, когда весь Интернет обсуждал и обсуждает периодически какие-то скандалы, связанные с политиками, то желтая пресса писала, что у Путина был концерт АББА, что только ради него они собрались, какой-то там вип-концерт, и так далее, и тому подобное. Опять же были замечательные байки про то, что Путин бросает свою жену и женится на Кабаевой. Воздействие нулевое от этой новости, жизнь людей она никак не изменит. Но все начинают смотреть, обсуждать на кухнях: Путин, наш замечательный, наш ориентир, наш лидер нации, — и тут вот такая незадача — ушел к Алине Кабаевой. Людям интересно как-то отвлечься от повседневности. Переключиться на то, что именно необычно для них. Если телеканалы покажут новость про то, что голый человек пробежал по Красной площади три раза и за ним гонялись солдаты Красной Армии, людям это интересно, это забавно3. Изменить влияние критериев может близость события, которая бывает географической и психологической. Географическая близость проявляется в том, что новостная ценность события снижается по мере 1 Weischenberg S. Подробнее про архетипы см.

Архетип и символ. Например, фестиваль юных спортсменов, состоявшийся в районном центре, будет освещаться газетой из этого района, но едва ли заслужит внимание газеты из соседнего района и тем более из соседней области. Московские СМИ скорее всего расскажут о многочасовой пробке на МКАДе, но аналогичная пробка в Лондоне с большой вероятностью останется без внимания этих изданий. При психологической близости определяющим становится не расстояние, а сходство в образе жизни и мировосприятии. К примеру, издаваемая в российском шахтерском регионе газета, скорее всего, напишет об аварии на шахте в Чили и не напишет о чилийском корабле с рыбаками, утонувшем в Тихом океане. Российское издание для представителей сексуальных меньшинств среди зарубежных новостей будет отбирать именно те, которые связаны с сексуальными меньшинствами. Например, о казнях людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией в одной стране и о снятии запрета для них на службу в армии в другой. Наличие хотя бы одного новостного критерия — минимальное требование к событию, чтобы о нем стоило писать. Если же критериев несколько, новость переходит в число главных. Например, убийство 12 человек в станице Кущевская Краснодарского края 5 ноября 2010 г.

Другой пример — националистический погром в Москве на Манежной площади 11 декабря 2010 г. Усиливает значение этих критериев близость — географическая применительно к московской прессе и психологическая значительная часть аудитории разделяет убеждения участников события либо попадала в схожие ситуации. Теперь небольшое задание. Прочтите опубликованный ниже фрагмент заметки Олега Кашина и определите, благодаря каким новостным критериям этот материал оказался заслуживающим публикации. Я позвал редакционного фотографа, и через полчаса мы уже бродили по аллеям ботанического сада в сопровождении его заведующей, которая, как и мы сами, не вполне понимала, чего мы от нее хотим, и поэтому подробно рассказывала нам о каждом дереве, которое встречалось нам на пути. Деревья действительно страдали. Фактуры для заметки о растениях было предостаточно, единственное, что смущало, — я прекрасно понимал, что из сотни тысяч наших читателей вряд ли найдется хотя бы десяток идиотов, которым будет интересно прочитать заметку о растениях. И еще я понимал, что растения — это совсем не тема для первой полосы. Тогда еще белочка здесь утонула. Сама не знаю, как это произошло.

Мыс фотографом переглянулись. Дальше экскурсию можно было не продолжать. Осталось только написать заметку, но уже было понятно о чем. Текст начинался с беглого перечисления рассказанных заведующей подробностей из жизни растений упоминание о конфетном дереве сопровождалось ремаркой про конфеты, которых на нем нет , далее шли шокирующие подробности ужасной трагедии. Я писал, что белочка была любимицей всех работников сада и посетителей в самом деле, как ее можно было не любить? Отдельная глава рассказывала о трагедии: когда жара стала совсем невыносимой, белочка перестала прыгать по деревьям, проводя самые жаркие часы в тени раскидистых ив у болота. Ей очень хотелось пить, а оросительная система в тот злосчастный день не работала в этом районе и в самом деле после обеда часто выключали воду. Изнемогая от жажды, белочка бросилась к болоту и... Заканчивалась статья печальной фразой о том, что больше не мелькает среди раскидистых крон рыжий хвост и детского смеха в ботаническом саду тоже больше не слышно1. Теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: Насколько возможно превратить любое, самое рядовое событие в годную к публикации новость?

Перевернутая пирамида, или антиистория Вспомните, как начинаются детские сказки. А заканчиваются? На пороге сидит его старуха, а пред нею разби1 Страшная трагедия в Калининграде. Рассказ ведется по хронологии развития событий. Чтобы узнать, чем все закончилось, нужно дочитать до конца. Такой тип повествования называется историей. Новость — это антиистория. Мы нарушаем хронологию и начинаем повествование с самого важного, а затем располагаем информацию по убыванию важности. Затем переходим к менее важному. Рассказ о событии в порядке убывания важности с нарушением хронологии — это так называемый принцип перевернутой пирамиды.

Эту композиционную схему изображают в виде перевернутого треугольника: Находящееся вверху основание треугольника означает, что заметка начинается либо с результата события, либо с его кульминации, самого яркого эпизода или особенной детали. Вот примеры новостей, написанных по принципу перевернутой пирамиды. Как сообщил представитель сил Евросоюза, которые борются с пиратами, нападение произошло в 120 морских милях к северо-востоку от Мадагаскара. Пираты удерживают в портах Сомали 26 судов и 613 моряков. В связи с активизацией действий международной антипиратской коалиции в районе Аденского залива морские разбойники постоянно расширяют диапазон своих атак. Недавно они объявились у берегов Танзании и Мозамбика, подбираются ближе к Маврикию и Сейшелам2. Директор злополучного аэропорта Домодедово отстранен от должности. Вячеслав Некрасов не справился со своими обязанностями. Напомним, 25 декабря из-за ледяного дождя аэропорт оказался полностью обесточенным. Тысячи пассажиров не смогли вылететь из Москвы и сойти с трапа самолета в нашей столице.

Как сообщает пресс-служба Домодедово, Некрасов переведен на другую должность. Сказка о рыбаке и рыбке. Директором аэропорта назначен Игорь Борисов — теперь уже бывший руководитель Domodedovo Passenger Service1. Новость об уже закончившемся событии начинается с его результата либо кульминации. Новость же о событии, которое только готовится, начинается также с его результата, только ожидаемого. Не следует начинать новость с того, что где-то что-то будет происходить. Сразу сообщайте предполагаемый результат события. Вот пример преобразования пресс-релиза в новость о готовящемся событии: Пресс-релиз 1 октября 2010 г. Участники акции планируют провести пикет и в ходе пикета прибить к двери 95 тезисов против призыва в армию. В связи с тем, что дверь призывного пункта металлическая, дверь принесут свою.

Это действо отсылает к историческому событию 1517 г. Организаторы приглашают приходить на акцию и приносить с собой листы с тезисами против военной службы. Каждый участник сможет собственноручно постучать молотком, приколачивая лист с тезисом к двери. Если пикет не согласуют, акция состоится в форме флэш-моба: на том же месте в тот же час участники будут забивать гвозди в дверь. Дверь участники акции принесут свою, так как военкоматская дверь — железная. Зато постучать молотком дадут каждому, кто принесет с собой листок с тезисами против обязательной военной службы. Прибитые к двери 95 тезисов — это отсыл к событиям 1517 г. Обратите внимание, что в пресс-релизе самый интересный аспект новости — упоминание про 95 тезисов — находится в середине четвертой строчки. Не каждый читатель доберется туда, потому что новости не читают, а просматривают и по первым словам заметки решают, 1 Директор Домодедово понижен в должности. Привыкший к тому, что в начале новости стоит самое важное, читатель решит, что самое важное и есть это: планируется какая-то акция против призыва в армию.

Дальше будут читать только те, кого очень интересует данная тема. Остальные читатели про прибитые к двери 95 тезисов не узнают. Новость-цитата Это новостная заметка о высказывании знаменитого человека. Самое важное здесь — главная мысль высказывания, и с этой главной мысли начинается новость. Затем сообщается, кто это сказал, где, когда и при каких обстоятельствах. Вот как начинается новость-цитата. Правительство с января 2011 г. Типичная ошибка: заметку начинают с того, что кто-то где-то выступал, а ключевое высказывание помещают во второе или третье предложение. Например, приведенную выше новость начали бы с того, что в Высшей школе экономики прошло совещание преподавателей. На это совещание приехал Путин.

Там он выступил с речью, в которой что-то сказал про зерно. Спешащий читатель а таких — большинство до зерна не дочитает. При написании новости-цитаты важно соблюсти баланс между прямой и косвенной речью. Достоинство прямой речи — передача слов собеседника без искажения. Читатель видит, что ньюсмейкер сам это сказал, а не журналист пересказывает его слова. Однако у прямой речи есть и недостаток: ту же самую информацию журналист своими словами может пересказать короче и понятнее. Поэтому прямую и косвенную речь чередуют в соотношении один к полутора-двум в пользу косвенной.

Жанр "новость"

Журналистское творчество 1 Тема и идея журналистского произведения 2 Факт в журналистике 3 Образ в журналистике 4 Организация журналистского произведения 5 Личность автора в журналистском произведении. 1 Новостной текст как базовый вид медиатекста. 2. Основные элементы новостных текстов информационных агентств. 3. Критерии отбора новостей в информационных агентствах. Критерий: популярность, известность персоны • Один из приемов работы пиар-служб: привлечение на мероприятие знаменитостей • «Если вам удастся привлечь на свою сторону Арнольда Шварценеггера, считайте, что ваша кампания прошла успешно».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий