Когнатское родство

С перерождением патриархальной семьи все большее значение приобретало когнатское, кровное родство. Когнаты – это только кровные родственники. Когнатское родство. Понятие. вид родства, основанный не на кровном родстве, а на подчинении одному домовладыке.

Понятие родства в римском частном праве: агнаты и когнаты

  • Почему когнатское родство вытеснило агнатское: исторический обзор и причины изменений
  • 31. Агнатское и когнатское родство
  • Популярные статьи:
  • Когнатическое родство
  • Семейно-правовые отношения - Римское право (Вологдин А.А., 2015)

Римское право

это родство по крови: "Подчинением власти одного и того же pater familias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатское родство. Родство определяется по линиям – прямым (parentes – родители и liberi – дети) и боковым, а также по степеням, определяемым числом рождений, связывающих родственников. 1. Агнатское — древний вид родства, по которому родственниками являлись все подвластные pater familias. 2. С развитием права на смену агнатскому приходит когнатское родство — это. Когнатическое родство – кровное родство. С течением времени власть отца семейства уменьшилась из-за усиления самостоятельности взрослых членов семьи. По мере развития хозяйственных отношений и ослабления патриархальных устоев все большее значение получает так называемое когнатское родство (cognate) — кровное родство.

Агнатское и когнатское родство

13. Древнеримская семья. Агнатское и когнатское родство Первоначально в Древнем Риме подчинением домовладыке (paterfamilias) определялось и родство. Когнатская семья и когнатское родство пережили древ-неримское государство. Кровное родство и сейчас лежит в основе семейно-правовых отношений. В отличие от агнатского родства когнатское основывалось на общности происхождения. В когнатском родстве учитывались линии и степени кровного родства. Когнатическое родство – кровное родство. С течением времени власть отца семейства уменьшилась из-за усиления самостоятельности взрослых членов семьи. это родство по власти (agnatio). Первоначально родственники были объединены агнатским (юридическим) родством.

Римская семья. Состав и структура римской семьи. Агнатское и когнатское родство.

Римская семья. Агнатское и когнатское родство Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:59, лекция Краткое описание Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет тип промежуточной, патриархальной семьи, объединявшей под властью главы семьи, paterfamilias, жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов.

Свойство affinitas — это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: консорциум consortium был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании; патриархальная семья familia сменила консорциум; когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности alieni iuris. Когнатическая семья являлась союзом близких, только кровных родственников, живущих совместно. В когнатическую семью входили обычно глава семьи с женой, детьми и другими близкими родственниками. Власть домовладыки больше не была неограниченной и сводилась к благоразумному наказанию.

Виды римского брака: — matrimonium justum — законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii; — matrimonium juris gentium — брак между лицами, не имеющими jus conubii. Виды законного римского брака: — cum manu mariti — брак с властью мужа, в силу которой жена uxor поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа; — sine manu mariti — брак без власти мужа, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. В отличие от конкубината обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть — по давности. Женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом дав-ностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею Законы XII Таблиц. Cum manu и sine manu mariti различались между собой как по формальным основаниям порядок заключения, расторжения и т. Способы заключения брака cum manu: — confarreatio — религиозный свадебный обряд; — coemptio — путем покупки жены; — признание брака по истечении давности пребывания жены в доме супруга в течение 1 года без каких-либо претензий со стороны ее родственников. Способы заключения брака sine manu: — увод жены в дом мужа, который рождал все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера; — usus — совершение неформального брака путем простого соглашения, за которым должно было необходимо следовать deductio feminae in domum nuptias. Заключению брака обязательно должно было предшествовать обручение. Обручение и брачная церемония могли следовать одно за другим непосредственно по времени, но могли быть и отдалены друг от друга даже несколькими годами. Во время обручения предполагаемые будущие брачные партнеры выражают намерение заключить между ними брак и обмениваются подарками подобающей социальному уровню партнеров стоимости; обручение может быть совершено и представителями будущих супругов — их родителями, опекунами и т.

Муж захватил бразды правления и в доме, а жена была лишена своего почетного положения, закабалена, превращена в рабу его желаний, простое орудие деторождения», писал Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Семья - это основанное на браке или кровном родстве небольшое объединение лиц, связанных общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Древнеримская семья носила на себе отпечаток родового строя. Она строилась по принципу подчинения власти главы семейства - pater familias патерфамилиас. В состав семьи кроме главы семейства входили его жена, дети и их потомство, другие родственники, кабальные, а также рабы. Термином familia обозначалась совокупность всего имущества, детей, рабов и другой рабочей силы. Предполагается, что сначала этот термин охватывал только рабов, принадлежащих данной семье, а позже и все остальное имущество, рабочую силу жену, детей, кабальных, других лиц. Это объединение основывалось не на кровной связи ее в ту пору еще не знали , а на власти домовладыки, которая в древнейшие времена мало чем отличалась от власти над рабами. Под власть домовладыки подпадали не только жена, дети и их потомство, но и жены сыновей, мужья дочерей, если они переходили жить в семью жены примаки , а также все другие лица. Таким образом, по семейному положению римские граждане делились, как уже отмечалось, на лиц своего права persona sui juris и лиц чужого права persona alieni juris.

Римская семья. Агнаты и когнаты

Когнатское родство Понятие Вид родства, основанный не на кровном родстве, а на подчинении одному домовладыке, родство только по мужской линии. Вид родства, основанный на кровных отношениях , родство по крови.

Когноменты Дополнительные имена или прозвища, которые могут использоваться для идентификации когнатов. Когнатское родство имеет важное значение в изучении истории и культуры различных народов. Оно помогает отследить происхождение и развитие различных семейных кланов и понять их взаимосвязи. Кроме того, когнатское родство служит основой для проведения генеалогических исследований и восстановления родословных древ. Именно в этот период зародилась идея о существовании одного пра-языка, который в последствии привела к разработке концепции когнатского родства. Когнат — это языковой элемент, который имеет общее происхождение с таким элементом в других языках. Сравнительно-исторический метод позволил выявить сходство в звуковом и смысловом строении различных языков, что в свою очередь подтвердило связь между ними. Концепция когнатского родства имеет множество практических применений в лингвистике.

Она позволяет изучать историю развития языков, находить общие черты в словообразовании и грамматике, а также реконструировать пра-язык и его фонологическую структуру. Следует отметить, что концепция когнатского родства продолжает развиваться и совершенствоваться. С появлением новых методов исследования и разработки компьютерных программ, возможности анализа когнатов значительно расширились. Классификация когнатского родства Макрофамилии: наиболее крупные единицы когнатского родства, которые объединяют десятки или сотни языковых семей. Примерами макрофамилий могут служить афросиатская, индоевропейская, аустрикская и др. Языковые семьи: второй уровень родства, который объединяет несколько десятков или сотен языков. Например, романская языковая семья, кудо-саванские языки и др. Подсемьи: третий уровень родства, который объединяет языки, находящиеся внутри одной языковой семьи и имеющие более близкое сходство. Примерами подсемей могут служить западнославянская подсемья, восточногерманские подсемьи и др.

Языковые группы: следующий уровень родства, который объединяет языки, имеющие общую историю развития и относительно высокую степень сходства. Например, германская языковая группа, иранские языки, балто-славянская группа и др.

Примеры когнатского родства в разных культурах 1. В русской культуре когнатское родство проявляется в том, что члены родственной группы определяются через отца и его ближайших родственников. Например, братья и сестры отца считаются когнатами, а братья и сестры матери — не являются таковыми. В бразильской культуре когнатское родство относится к системе братоубийства. Здесь когнатами считаются не только родственники линейки отца, но и друзья и ближайшие знакомые.

В некоторых африканских племенах когнатами являются мужчины, принадлежащие к одному поколению. Они считаются братьями и имеют много общих обязанностей и правил поведения. В китайской культуре когнатское родство проявляется в системе кланов. Члены клана считаются когнатами и имеют особые обязанности перед кланом. Таким образом, в разных культурах проявляется различное понимание и организация когнатского родства. Это свидетельствует о богатстве и многообразии культурного наследия человечества.

Условия вступления в брак: 1 свободное согласие жениха и невесты, а если они находились под властью домовладыки, то так же согласие домовладыки 2 достижение брачного совершеннолетия: девушка — 12 лет, мальчик — 14. Запрет кровосмешения означал недопустимость брака между родственниками и лицами, находящимися в близком свойстве Родство — кровная связь между людьми, то есть связь, основанная на происхождении одного от другого или на происхождении от группы людей от общего предка.

Право устанавливает линии и степени родства — такие качественные характеристики, которые применяются для правильного регулирования наследственных отношений и для установления запретов кровосмешения. Линии различают прямые и боковые. Прямая линия обозначает родственников, которые последовательно происходят один от другого, то есть сын от отца, отец от деда и т. Отсчет по прямой линии может быть по восходящей внук, сын, отец, дед … , отсчет по противоположному направлению происходит по нисходящей дед, отец, сын, внук …. Боковая линия обозначает родственников, которые происходят от одного общего предка, то есть браться, сестры, племянники, дяди, тети. Степень прямого и бокового родства определяется количеством рождений, устанавливающих связь между 2 данными лицами, поэтому отец и сын связаны прямым нисходящим родством 1 степени, а браться — боковым родством 2 степени. Свойство — юридически значимые отношения родственников жены и мужа между собой, а также отношения мужа с родственниками жены и жены с родственниками мужа. Брак в Риме заключался неформально, достаточно было выражения согласия будущих супругов и отведение невесты в дом жениха.

Брачный союз прекращался: 1 в случае смерти одного из супругов 2 утраты свободы одним из супругов 3 разводом. Развод был свободным и в классические времена происходил легко, но по Юстиниановскому кодексу развод был ограничен. Развод по обоюдному согласию супругов запрещался вообще. Развод по одностороннему заявлению удовлетворялся лишь в исключительных случаях. При браке с властью мужа жена всецело подчинялась мужу, он мог продать ее, сдать в кабалу, имел право наказывать ее, мог лишить жизни. Муж был вправе истребовать жену от любого 3 лица отца, других родственников , даже против ее желания посредством вендикационного иска. Право закрепляло такие личные отношения, в которых жена находилась в полной зависимости от мужа. Всевластие мужа распространялось и на имущественные права человека: все, что женщина имела до брака, все, что она приобретала в браке — все переходило в собственность мужа.

Такой брак мог прекращаться со смертью одного из супругов или в результате одностороннего волеизъявления мужа 4 таблица закона 12 таблиц. Данный вид брака был характерен лишь для древнейшего периода Ристории. С развитием товарно-денежных отношений брак с мужней властью вытесняется браком без мужней власти. Вступление в такой брак не влекло изменения правосубъектности женщины. Она сохраняла статус субъекта правоотношений или продолжала подчиняться отцовской власти. При этом прежние кровные связи с ее семьей не порывались, как и не возникало агнатского родства с родственниками ее мужа. При таком браке мужу не принадлежала власть над женой и супруги в личных отношениях считались юридически равными субъектами. Имущественные отношения в таком браке строились на принципе раздельности имущества супругов: все, что жена имела до брака, все что самостоятельно приобретала в браке принадлежало только ей.

Она могла самостоятельно пользоваться своим имуществом, не спрашивая согласия мужа и не давая ему отчета. В семье самостоятельным лицом был только отец. Сыновья и дочери были всецело подчинены отцовской власти, при чем независимо от возраста, даже когда сын состоял в браке и имел детей. Отцовская власть возникала с рождением ребенка от родителей, состоящими в законом браке и усыновления. В древнейший период отец распоряжался жизнью и смертью своих детей. Он мог выбросить новорожденного ребенка, продать его в рабство или лишить жизни. Все приобретенное детьми имущество становилось имуществом отца. С развитием государства власть отца над детьми уменьшается.

По законодательству Юстиниана сыну принадлежало уже все приобретенное им имущество, за исключением купленного на средства отца. Прекращение брака Случаи прекращения брака. Для того чтобы брак мог юридически существовать, надо, чтобы все время были в наличии те условия, без которых брак не мог бы быть заключен. Отпадение какого-либо из этих условий было и основанием прекращения брака. Таким образом, кроме смерти одного из супругов, брак прекращался: 1 Capitis deminutio maxima одного из супругов, то есть обращением его в рабство, ибо у рабов не было ius conubii.

Конспекты юриста

Кроме того, смена агнатского родства на когнатское может быть обусловлена сменой взглядов на роль личности в семье и обществе. 31. Агнатское и когнатское родство В Риме на разных исторических этапах признавалось два вида родственных связей – агнатское и когнатское родство. Когнатское родство, или семейный клан, представляет собой систему родственных связей, основанную на отношениях между людьми, происходящими от общего предка по мужской линии. это родство по крови: "Подчинением власти одного и того же pater familias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатское родство.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий