К речевым тактикам в выступлении оратора не относится

Часто получается так, что оратор выступает с одной речью несколько раз, тогда можно добавить еще один пункт: 11. Проанализируйте все хорошие моменты вашего выступления. Как бы это не было сложно, найдите положительное в своем выступлении. Русский язык и культура речи. К речевым тактикам в выступлении оратора не относится. Публичная речь: структура выступления. Предыдущие лекции были посвящены работе с аудиторией и целям публичных выступлений. В этом материале — о структуре идеального публичного выступления. Разговорный стиль относится к устной форме функционирования языка. Однако некорректно смешивать понятия «устная речь» и «разговорный стиль», поскольку первое — явление, более объемное по своему содержанию. А чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разум оратора должен постичь истину того, о чем он собирается говорить. «Подлинного искусства речи нельзя достичь без познания истины» — об этом устами Сократа говорит Платон – великий философ, основатель Академии в Афинах.

Роды и виды ораторской речи. Структура ораторской речи

Выбор темы и определение целевой установки. Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. Если тема речи задана, то оратору необходимо её конкретизировать и уточнить. Риторика, или ораторское искусство, или красноречие, есть искусство и наука, которые подразумевают умение правильно и красиво говорить, умело защищать свою точку зрения, легко, свободно и достойно отвечать на вопросы оппонента и слушателей. Правило 1. Оратор должен ставить аудиторию в центр внимания. Это правило каждого мастера ораторского искусства. Составляя выступление, встройте принцип «аудитория в центре внимания» в его ДНК. Композиция ораторской речи включает вступление, основную часть и заключение. Во вступлении оратор кратко знакомит слушателей с темой своей речи, создаёт благоприятный эмоционально-психологический настрой, мотивирует к восприятию информации. 7. К риторическим приемам диалогизации монологической речи не относится. Конечно, начинать послеобеденную речь или деловую презентацию с любой из этих фраз — не лучший выход из положения. Но бывалый оратор умеет заинтересовать аудиторию, кратко набросав самую суть ситуации, и дать представление о содержании своего выступления.

Приемы ораторской речи

Подготовка и произнесение речи требует напряжения всех интеллектуальных сил оратора. Что надо сделать, чтобы выступление было успешным? Как сделать так, чтобы действия были более рациональными? Оратор должен строить речь так, чтобы она была понятна аудитории (например, не следует употреблять узкоспециализированные термины, если оратор выступает перед неподготовленными слушателями). рассмотреть структуру ораторской речи, а для этого нужно познакомиться с основными правилами, которыми следует руководствоваться при разработке содержания выступления, на чт. Ораторское искусство для начинающих. 10 основных правил риторики и 8 упражнений для тренировки речи. Преодоление страха публичных выступлений. Чтобы устная речь произвела необходимое впечатление на аудиторию, надо владеть техникой устной речи, а также предварительно поработать над текстом выступления.

Информация

Чем более четко и однозначно сформулирована речь и чем тверже она звучит, тем больше эффект внушения. Вместе с тем, любая речь — своего рода экзамен, а на экзамене главное — знать предмет. Чем больше знаний, тем меньше волнения. Кроме того, не следует настраиваться, как на чересчур благоприятный, так и на заведомо неудачный результат вашей речи. Научитесь воспринимать плюс как плюс, а минус — как нуль не в аналитическом, а в чисто психологическом плане. Дружелюбие - каков оратор в своем отношении к слушателям, таковы и они к нему. Хотите нажить врагов — атакуйте слушателей, хотите обрести друзей — уважайте их. Ищите общее между собой и потенциальными союзниками, а разное старайтесь пригасить. По такому критерию, как общие цели, речи делятся на три основных функциональных вида: а информирующая речь — сообщает знания; б аргументирующая речь — прививает убеждения; в эмоциональная речь — создает настроение. При условии, когда совпадают только общие цели оратора и слушателей, а предлагаемое и ожидаемое содержания принципиально расходятся, то речь успеха иметь не будет.

Допустим, слушатель пришел посмеяться, и конферансье тоже хочет его повеселить, но говорит не то, что угодно слушателю, и терпит фиаско. Получается, что общая цель одна — смех, но конкретное обеспечение ее содержание оказалось негодным. Бывает наоборот: слушатель вполне остался доволен содержанием речи, но сделал из нее совсем не те выводы, на которые рассчитывал оратор - убедил его не в том, что хотел, а обратном.

Задание 8 Во вступлении оратор не должен выберите один вариант ответа 1 извиняться и говорить, что недостаточно подготовился; 2 привлекать внимание слушателей к вопросу или проблеме; 3 обосновывать актуальность вопроса; 4 устанавливать контакт с аудиторией. Задание 9 Какой прием оратор не должен использовать во вступлении выберите один вариант ответа?

Задание 10 Какие фразы оратор не должен использовать во время выступления выберите несколько вариантов ответа?

Ответы «выплеснуть эмоции, поставить на место, перехитрить» возможны, но скорее всего, не согласуются с вашими долгосрочными целями и ценностями. Сформулировав цель, подумайте, какие ресурсы вы потратите и каковы возможные «побочные эффекты». Вспомните, как вы ругали себя за то, что ввязались в дискуссию под постом малознакомого вам человека, проведя полночи перед экраном, написав много обидных слов друзьям, и чувствуя себя совершенно разбитым наутро! Таким образом, сопоставив желаемый результат, необходимые усилия и возможные последствия, вы можете оценить эффективность предстоящей коммуникации.

И тогда либо сознательно организуете свою мыслительную и речевую деятельность, либо вовсе откажетесь от ненужной вам коммуникации, приняв рациональное решение сберечь ресурсы. Допустим, что вы определили цель коммуникации и готовы прикладывать усилия для достижения этой цели. Согласно Аристотелю, нужно использовать три модуса убеждения — логос, пафос и этос. Логос — это мысль, заключенная в речи, — рациональная составляющая вашего выступления. С помощью логических доводов, фактов, статистики, конкретных примеров и грамотной речи вы апеллируете к разуму вашего собеседника.

Как выстроить структуру выступления и каким условиям должны удовлетворять аргументы-доказательства, мы уже писали в других статьях нашего блога. Коммуникация на основе чистого логоса свойственна ученым, когда они дискутируют письменно — с помощью научных статей. В остальных сферах жизни идеальная логика и исключительно рациональные аргументы, увы, не гарантируют успешной коммуникации. Интеллект, знания, аналитические способности часто не работают из-за того, что рациональные аргументы не воспринимаются вашим собеседником как убедительные: они либо непонятны, потому что изложены сложным языком с множеством специальных терминов, либо не трогают и не запоминаются, потому что находятся вне ценностей и актуальных потребностей слушателя.

Традиционная форма реализации этого стиля — диалог. В разговорном стиле отсутствует предварительный отбор языкового материала. В нем употребляются, наряду с нейтральными, сниженные разговорные языковые средства: слова и фразеологизмы, просторечные слова, эмоционально окрашенные слова, слова с переносным значением, частицы, междометия, обращения, вводные слова, слова-предложения, неполные предложения, повторы слов, ослабление синтаксических связей между словами и пр. При этом большую роль играют внеречевые средства общения: мимика, жесты, поза. Что касается официально-делового стиля, то это словосочетание уже указывает на сферу его применения — в переписке физических и юридических лиц, в сообщениях государственной, общественной значимости. Его цель — информирование.

Обычная форма реализации — монолог. В этом стиле имеют место предварительный отбор языковых средств, свои жанры: кодекс, закон, указ, постановление, устав, приказ, акт, протокол, коммюнике, инструкция, объявление и т. В официально-деловом стиле по преимуществу используются нейтральные языковые средства, слова в прямом значении. Широко употребляются стандартные выражения «принимая во внимание», «учитывая то обстоятельство, что», «следует думать» и др. Он обычно не допускает употребления экспрессивных речевых средств и требует предельной точности словоупотребеления и выражения, которые должны исключать двойственные толкования. В официально-деловом стиле используются специальные слова и термины: общественно-политические, юридические, дипломатические и другие. Цель этого стиля — сообщение, объяснение общественности достигнутых научных результатов. Обычная форма его реализации — монолог. В научном стиле имеет место предварительный отбор языковых средств. Он реализуется в присущих ему жанрах: монография, статья, отчет, диссертация, отзыв, рецензия, аннотация, учебник, лекция и т.

Слова употребляются преимущественно в прямом значении. Эмоционально окрашенная лексика применяется сравнительно редко. Тексты обычно содержат большое количество ссылок на литературные источники и цитат из них. Характеризуя публицистический стиль, следует указать, что ему присуща деятельность в идеологической сфере и большинстве публичных выступлений. Его цель — воздействие на слушателей, читателей, зрителей посредством СМИ, устной агитации и пропаганды. В публицистическом стиле имеет место предварительный отбор языковых средств. Обычная форма его реализации — устный или письменный монолог. Помимо нейтральных, в публицистическом стиле широко используются высокие торжественные слова и фразеологизмы «держава», «преодоление», «подвигнуть» и т. В соответствии с основной целью в нем употребляются социально-политические, морально-этические, профессионально-возвышенные слова и фразеологизмы «депутатское согласие», «обороноспособность» «сострадание», «черное золото», «закон любви» и др. Реализуется он в форме публичной речи, в жанрах публицистической статьи, очерка, памфлета, фельетона.

И, наконец, литературно-художественный стиль стиль художественной литературы присущ словесно-образному творчеству. Его цель — воздействие с помощью созданных писателями, поэтами, драматургами, литературными критиками и другими мастерами художественного слова произведений на мысли и чувства читателей, слушателей и зрителей. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств. Фактически в нем для создания образов используются все известные науке языковые средства. Непосредственно он реализуется в форме драмы, прозы, поэзии, которые делятся на соответствующие жанры например, трагедия, комедия, драма и другие драматические жанры; роман, повесть, новелла и остальная проза; стихотворение, басня, поэма, романс и другая поэзия. Наиболее распространенным приемом обогащения речи является чередование в ней общеупотребительных и необщеупотребительных слов, использование фразеологизмов. Слова, употребляемые всеми, называются общеупотребительными. Слова, известные не всем говорящим на том или ином национальном языке, называются необщеупотребительными. К ним относятся диалектные и профессиональные слова. Диалектные слова — это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

В русском языке различают, по меньшей мере, три основные группы диалектов: северорусские диалекты или северорусское наречие ; южнорусские диалекты или южнорусское наречие ; среднерусские диалекты среднерусские говоры. Профессиональные слова — это слова, употребляемые в речи людей, объединенных какой-либо профессией, специальностью. Например, юристы говорят: «аброгация» отмена устаревшего закона в силу его бесполезности, либо если он противоречит духу времени ; «бандитизм» преступление против общественной безопасности, предусмотренное ст. Отдельные профессиональные слова в связи с повышением уровня общественной культуры, образованности людей становятся общеупотребительными. Например: «юрисдикция», «вексель», «электорат», «кредитор». Профессиональные слова, используемые в литературно-художественном произведении, называют профессионализмами. По происхождению в словарном составе русского языка выделяются исконно русские слова которые непосредственно возникли в русском языке и заимствованные слова взятые из других языков. Иностранные слова используются в русском языке в силу разных причин: для наименования заимствованных предметов, новых понятий и явлений, для уточнения их названия. Например, упоминаемое выше профессиональное слово «гангстер» заимствовано из английского языка англ. Аналогично и происхождение таких слов, как «дистрибьютор» англ.

При заимствовании чужие слова в русском языке претерпевают фонетическое, смысловое, морфологическое изменения, а также изменения в своем составе. Различают также устаревшие и новые слова. Так, слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называются устаревшими например, «конка» , «городовой», «дворецкий». Новые слова, возникающие в языке, называются неологизмами например, «перестройка», «гласность»,«ваучер», «промоушн», «кастинг». Что касается фразеологизмов, то это — устойчивые сочетания слов. Лексическое значение имеет фразеологизм в целом, например: «бить баклуши» — бездельничать; «за тридевять земель» — далеко. Фразеологизмы придают высказыванию наглядность, ассоциативность, эмоциональную выразительность, служат средством убеждения. В состав русской фразеологии входят также устойчивые, неразложимые единицы языка, которые по своей структуре являются не словосочетаниями, а предложениями. К их числу относятся крылатые выражения, общеизвестные афоризмы, цитаты из произведений литературы, науки и искусства, ставшие употребительными, а также пословицы и поговорки. Например: «Жребий брошен»; «Служить бы рад, прислуживаться тошно»; «Лучше меньше, да лучше», «Век живи, век учись»; «Большому кораблю — большое плаванье» и др.

Являясь частью словарного состава, фразеологические обороты подобно отдельным словам образуют несколько стилистических пластов. С точки зрения стилистики то есть в зависимости от их преимущественного использования в той или иной сфере общения людей выделяются межстилевые общеупотребительные , книжные, разговорные и просторечные фразеологизмы. Эмоционально окрашенные фразеологизмы обусловлены определенной зависимостью эффективности усвоения слушателями высказываний оратора от меры эмоциональной окраски речи. Приведем несколько таких фразеологизмов: «бесструнная балалайка» — в значении «очень болтливый человек» неодобрительное ; «отставной козы барабанщик», «административный угар» — иронические устойчивые словосочетания; «кисейная барышня», «телячьи нежности» — пренебрежительные. Разнообразие лексики, эмоциональная окраска фразеологизмов, их оценочность и образность делают речь одним из самых ярких и действенных средств выразительности и аргументации. И не случайно в судебных речах, выступлениях юристов на публике используются самые разнообразные лексические и фразеологические средства. Хотя, по мнению того же А. Кони, здесь необходима мера. Лучше не допускать трудно понимаемых ироний, аллегорий и т. Эта замена французского слова resume, как мне казалось, встречена была многими сочувственно.

Начинающему юристу полезно знать, что существуют такие стилистические и семантические приемы в лексике и фразеологии русского языка, которые существенно обогащают нашу речь. К стилистическим приемам, прежде всего, относится особое использование фразеологизмов, выражающееся в их дефразеологизации, когда устойчивое сочетание употребляется в измененном виде: с лексической заменой его компонентов, с пропуском какого-либо компонента, с синтаксической или морфологической перестройкой, с усечением части сочетания. Например, во фразе «критика почтила пьесу молчанием» автор, заменив в клише «почтить память усопшего вставанием» слова «вставание» на «молчание» , а «память» — на «пьесу» , выразил сразу ряд аспектов, а именно: пьеса не была замечена театральными критиками либо из-за того, что они не присутствовали на премьере, либо не пожелали писать то, что от них требовали, либо конкретизация позиции критика требует более широкого контекста. Иногда используется прием контаминации смешения двух устойчивых сочетаний, часто с противоположным значением. Например, во фразе «заклятые друзья» новое сочетание, в котором объединились нормативные сочетания «заклятые враги» и «верные друзья» , передает больше смысла, чем простая сумма указанных выражений: оно говорит о том, что какие-то субъекты формально на публике стараются играть роль друзей, но внутренне испытывают друг к другу чувства неприязни и ненависти. Другой стилистический прием — создание на базе известных слов неологизмов оценочно-номинативного характера: «прихватизация» криминальные приватизация, разгосударствление собственности ; «демократура», «образованщина». Последнее слово создано по модели таких слов, как «обломовщина», «групповщина». Очень распространенный прием — разного рода контрасты: между обозначаемым и обозначающим, между словами в предложении, между словом и коммуникативной ситуацией. Например, известный отечественный адвокат П. В данном случае в результате создающегося контраста выражается глубокое сомнение в том, что суд способен вынести справедливое решение, общественность его поддержит, а осужденная испытает позор и унижение.

То есть осудить — не значит опозорить преступника. Чрезвычайно экспрессивен контраст отечественной действительности и описывающих ее подчеркнуто заимствованных слов, имеющих в русском языке точные синонимы. Очень выразительны в таких случаях экзотизмы, варваризмы, иноязычные вкрапления. Семантические приемы получили название тропов. Троп буквальный перевод с греческого — поворот — прием употребления слов и словосочетаний в таких контекстах, которые обнаруживают у них прежде неизвестные, новые смысловые оттенки, вступающие во взаимодействие со словарным значением слова, или которые допускают совмещение нескольких словарных значений слова. То есть в тропе всегда совмещается два семантических плана: коллективно-языковый и индивидуально-ситуативный. В русском языке существует огромное количество многозначных слов, но в каждом случае у многозначного слова реализуется одно из его значений. В тропе происходит совмещение значений и смыслов, их осложнение. Примером использования тропов является часть судебной речи В. Жуковского по делу Л.

Гулак-Артемовской, обвиняемой вместе с Н. Богдановым в подлоге векселей: «Это дает повод прокурору представить ее в виде русалки, которая затягивает в воду и свидетелей обвинения, и свидетелей защиты, и высокопоставленных лиц, и целое здание кассационного сената. По воде идут круги, а прокурор в глубоком размышлении изумляется глубине общественной язвы. Спасовича по делу Дементьева.

Вы точно человек?

Например: «Нам приходится долгие годы трудиться, они получают пособия и ничего не делают». Специфические речевые тактики используются, в основном, в сфере делового общения : 1. Использование в речи любого неизвестного факта, неожиданной или неизвестной слушателям информации. Например, идет сложная лекция по теории экономики, преподаватель объясняет механизм начисления заработной платы, но замечает, что внимание студентов рассеяно. Неожиданно она произносит: «А вы знаете, у кого в России и в мире самая высокая заработная плата? Какую максимальную сумму можно заработать за один раз выполняя единоразовую работу? Или: Сидит ученица в определенной позе, думая далеко не о теме урока. Учитель подходит к ней и говорит: - Катя, а ты знаешь, о чем говорит твоя поза? На короткое время вызывается реакция несогласия с излагаемой информацией, чтобы привлечь внимание аудитории, использовать этот период для подготовки слушателей к основным выводам, уточнения и более четкого определения собственной позиции. Например, идет очередная лекция.

Несмотря на различные приемы привлечения внимания, которые преподаватель пытался использовать, студенты работают недостаточно хорошо. Тогда преподаватель говорит: «Завтра вы будете писать второй рейтинг по данной дисциплине, от результатов которого во многом будет зависеть ваша итоговая оценка». Студенты начинают возмущаться. Преподаватель идет им «навстречу», говоря, что он отменит рейтинг, если они должным образом будут сегодня работать и усвоят изучаемую тему. Достигнуто главное — внимание студентов привлечено к теме лекционного занятия. Для подтверждения правильности излагаемой информации дается ссылка на мнение авторитетного человека. Основываясь на реальных фактах, давать прогнозы развития ожидаемых событий, чтобы подчеркнуть необходимые ценностные ориентации, определяющие интересы, требования, пожелания. Например, в начале производственного совещания по вопросу о пересмотре должностных обязанностей и повышении предъявляемых к ним требований директор фирмы произнес: - Сегодня с утра был на рынке, такие высокие цены. Тяжело жить на вашу зарплату?

Слышатся с разных сторон подтверждающие эту мысль реплики. Директор фирмы продолжает: — Мы хорошо с вами работали последнее время и фирма располагает определенными финансовыми возможностями. В очередной раз слышатся радостные высказывания. Сотрудники заметно оживляются. Директор продолжает: - Но вы же понимаете, что всё, в том числе и заработную плату, надо заработать. Учитывая предмет речи, рассказать аудитории, деловому партнеру о собственных заблуждениях, предрассудках, ошибках и их последствиях чтобы показать, каким образом удалось избежать одностороннего подхода к той или иной проблеме и найти ее новое решение. Использование этой тактики позволяет преодолеть сдержанность и предвзятость, изменить мнение в свою пользу. Данная тактика используется с целью: 1 установить контакт, снять психологическую напряженность в процессе общения; 2 сохранить у вашего оппонента желание переделать что-либо, сделанное с ошибками, при этом сохранив хорошие отношения с данным человеком. Для этого в начале разговора надо сказать вашему собеседнику что-либо приятное, затем — дать ему понять, в чем он ошибся и как исправить допущенные ошибки, в конце разговора тоже выразить надежды, что вы верите в него, в его способности, возможности закончить на положительной ноте.

Например, молодой сотрудник часто допускает в своей работе ошибки, недочеты. Его вызывает начальник и … После И разговор может протекать совсем по-разному, в разных направлениях. Если начальник прямо да еще и с повышенными интонациями, на повышенных тонах выскажет молодому сотруднику все свои претензии, - особого эффекта не будет.

Сообщения обязательно должны быть короткими, содержать конкретную, фактическую информацию, наглядные примеры и исчерпывающе раскрывать одну небольшую тему. Выступление — подготовленное сообщение при обсуждении какого-либо заранее объявленного вопроса. Выступления всегда кратки — 3-5 мин, тема может быть выбрана заранее в рамках обсуждаемой проблемы либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы импровизационное выступление. Лекция — связное, развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом. Лекции обычно бывают по длительности от 20—30 мин до 1—1,5 ч вузовская лекция. Беседа — развернутый, подготовленный то есть заранее продуманный оратором диалог со слушателями. Беседа может включать достаточно продолжительные отрезки речи оратора монологи , но она предполагает обязательное задавание вопросов слушателям, выслушивание, анализ и комментирование их ответов.

Здесь, помимо того, что принято называть хорошими манерами, важна естественность, умение быть самим собой, не брать на себя не присущих вам органически и не требуемых ситуацией речевых ролей. Не следует становиться в позу оракула, грозного судии или носителя абсолютной истины. Не следует также, если вы новичок, подражать кому-либо из понравившихся вам ораторов. Надлежит найти нечто достойное и подходящее в себе и развивать его, не впадая, естественно, в самолюбование. Не следует «выращивать из сливы яблоню»! Артистизм - то есть умение играть по правилам, принятым в данной среде. Речевую роль, как и социальную, надо уметь играть, зная правила игры применительно к любой речевой роли и речевой ситуации. Уверенность - слушатели не станут доверять оратору, который не уверен сам в себе. Чем более четко и однозначно сформулирована речь и чем тверже она звучит, тем больше эффект внушения.

Вместе с тем, любая речь — своего рода экзамен, а на экзамене главное — знать предмет. Чем больше знаний, тем меньше волнения. Кроме того, не следует настраиваться, как на чересчур благоприятный, так и на заведомо неудачный результат вашей речи. Научитесь воспринимать плюс как плюс, а минус — как нуль не в аналитическом, а в чисто психологическом плане.

Основные черты риторического идеала софистов воплощены сегодня в принципах: американской риторики. Основоположником теории риторической науки считается: Аристотель. Ренессанс риторики в современной России связан с именами: Ю. Лотмана, Ю. Рождественского, В. Риторика относится к... Риторика считалась царицей всех наук в древнем государстве: Греция. Риторический идеал может быть описан с помощью оппозиций по А. Труд «Красное руководство к красноречию» принадлежит перу: М. Ломоносова политическую, академическую, судебную, социально-бытовую, духовную «Общение и коммуникация».

ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

Правила построения ораторской речи Риторика — это филологическая дисциплина, которая занимается изучением ораторского искусства, красноречия, мировоззрения и правилам построения речи. Самый первый профессор из Рима Квинитилиан назвал риторику как «искусство хорошо разговаривать».
Основы ораторского искусства: правила для речи на выступлении рассмотреть структуру ораторской речи, а для этого нужно познакомиться с основными правилами, которыми следует руководствоваться при разработке содержания выступления, на чт.
Тема 6. Поведение оратора в аудитории В классическом труде Аристотеля «Риторика» описываются три модуса, из которых должна состоять успешная речь оратора – логос, пафос и этос. В этой статье мы расскажем о том, какова роль каждого из них при подготовке убеждающей речи.
Риторика и ораторское мастерство убеждать любого Подготовка и произнесение речи требует напряжения всех интеллектуальных сил оратора. Что надо сделать, чтобы выступление было успешным? Как сделать так, чтобы действия были более рациональными?

Риторика и ораторское мастерство убеждать любого

Чтобы добиться искренней и нужной реакции у своей аудитории: оратор должен знать особенности своей публики, тема должна быть ей интересна, а материал доступен для понимания; важность излагаемого должна быть неоспорима, а публика убеждена в достоверности информации и честности говорящего; слушатели должны ощущать себя уважаемыми и имеющими право на свое мнение; финал выступления должен быть логически завершен и понятен. Какие существуют требования к оратору? Успешный оратор должен в совершенстве владеть темой, быть способным ответить на любой возникающий у публики вопрос. Не лишним будет уделять повышенное внимание своему внешнему виду, следить за личной опрятностью, выбирать одежду без ярких, отвлекающих внимание деталей. Для поддержания зрительного контакта с публикой, докладчик не должен отвлекаться на посторонние звуки и предметы, оглядываться, раскачиваться, совершать лишние или нервные движения. Смотреть следует только на свою аудиторию, стараясь охватить взглядом всех присутствующих.

Лучше, если лектор не будет пользоваться подсказками подсматривать в материалы или компьютер. Чтобы получать удовольствие от выступлений, оратору помогут: открытость, желание общаться и быть в центре внимания; отсутствие страха перед публичными выступлениями; целеустремленность; энергичность и позитив; уверенность в себе и своих силах. Кому-то даны эти качества от природы, а кому-то придется серьезно поработать над собой, прежде чем стать оратором. Какой должна быть ораторская речь? Что должен знать и уметь хороший оратор?

Помимо дара красноречия и ораторских способностей докладчику понадобятся профессиональные знания и навыки. К ним относятся: психология и конфликтология для введения слушателей в конкретное состояние и создание особого настроения у аудитории ; основы ораторского искусства; методы взаимодействия докладчика с публикой; правила построения речи;.

Что такое ораторское искусство, каковы его задачи и область применения и как стать хорошим оратором — расскажем вам сегодня. Оратор — кто это? Кто такой оратор и как им стать? Ораторы существовали с древних времен. Это были пророки, учителя, люди, которые выступали публично или в суде. Современный оратор — это человек, который мастерски владеет искусством риторики, обладает актерскими способностями, отличается красноречием и богатым словарным запасом.

Он умеет убеждать, не испытывает волнение во время своих выступлений перед публикой и способен долго удерживать внимание слушателей. Если говорить простыми словами, то ораторское мастерство — это красивая и эмоциональная речь, понятная аудитории и способная склонить ее к мнению выступающего. Цицерон и Демосфен, Авраам Линкольн и Уинстон Черчилль, Лев Троицкий и Владимир Ленин — всех этих людей можно назвать великими ораторами, им ничего не стоило вдохновить публику своими мыслями, вести ее за своими идеями. Никто не будет спорить, что искусство выступлений — это признак успешного человека, оратора, лидера, который знает, как добиться расположения людей к себе, влиять на их эмоции и мировосприятие. Какие бывают ораторы? Цицерон классифицировал ораторов по трем группам. И эта классификация не потеряла своей актуальности и в наше время.

Оратор, не продумавший план выступления, нередко отклоняется от темы, не укладывается в отведённое для выступления время. Планы делятся на простые и сложные, а оба этих вида планов могут быть предварительными, рабочими и основными. Предварительный план освещает все возможные проблемы выступления, он затрагивает тему широко, позволяя оратору найти конкретный вариант.

Рабочий план составляется, когда подобраны необходимые материалы и определена цель выступления и тема. Указываются тезисы речи, формулировки, примеры. Основной план пишется для слушателей и объявляется в начале выступления или иного вида информационного сообщения. Начало, развёртывание и завершение речи. Для успешного публичного выступления нужно подумать, как расположить собранный материал, в какой последовательности его излагать, какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь — одним словом, какую выбрать композицию речи. Слово «композиция» восходит к латинскому composition, означающему «составление, сочинение». В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Когда говорят только о последовательности компонентов речи, пользуются термином архитектоника. В отличие от композиции, архитектоника статична, не связана со временем, а динамичность реализуется в композиции речи, в логике развития темы, в течении мысли оратора. Композиции придают большое значение, называя её искусством.

Искусство композиции проявляется как в продуманном расположении частей текста выступления, так и в приёмах перевода аудитории на чужую точку зрения. Не существует универсальных правил построения публичного выступления. Тема, цель, задачи, стоящие перед оратором, и состав аудитории определяют общие принципы композиции: 1 принцип последовательности последующее должно вытекать из предшествующего и быть с ним соотносимо ; 2 принцип усиления значимость, вес, убедительность аргументов должны постепенно нарастать, самые сильные в конце рассуждения ; 3 принцип органического единства изложение должно вытекать из самого материала и намерений оратора ; 4 принцип экономии достижение поставленной цели рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств. Представления о композиции речи сводятся к наличию в ней начала, развёртывания и завершения, или вступления, основной части и заключения. Успех публичного выступления во многом зависит от того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию. Во вступлении подчёркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, кратко излагается история вопроса, формулируется цель выступления. Во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину.

Образ детей разных рас и разного пола, взявшихся за руки является отражением идеи толерантности и равноправия. Иносказания можно очень эффективно использовать для иллюстрации абстрактных понятий, таких как дружба, равноправие, любовь, верность, чтобы усилить восприятие ключевых идей речи. Аллегория — это достаточно сложный прием в риторике и требует если не особого мастерства оратора, то уж наверняка хорошей подготовки. Использование призыва в выступлении оправданно, если вы хотите, чтобы слушатели смогли у себя в голове создать яркий образ вашей идеи с их непосредственным участием в ее реализации. Этим ораторским приемом стоит пользоваться осторожно и не слишком часто. Прием обязательно сработает в аудитории, где публика достаточно благосклонна и внимательна к оратору. Мы, например, призываем вас, наших читателей, которые тратят по несколько часов в день на работу за компьютером, попробовать, хотя бы 20 минут ежедневно уделять саморазвитию, изучая материалы на сайте 4brain. Наверное, самый знаменитый хиазм был сказан Джоном Ф. Кеннеди на инаугурации: «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, — спроси себя, что ты можешь сделать для страны». Также известен хиазм в стихотворении Лермонтова «Одиночество»: Делить веселье — все готовы: Никто не хочет грусть делить. Перекрещивание повышает убедительность и выразительность вашей речи. Именно хиазмы часто используют в качестве цитат высказываний знаменитых ораторов. К примеру, во времена Советского Союза, ораторы часто использовали цитаты Владимира Ленина, чей авторитет был беспрекословен. Однако важно цитировать правильно, желательно дословно, чтобы не исказить мысль первоисточника. Если же цитата большая или сложная для восприятия, ее можно сделать короче и проще, рассказав своими словами это называется парафраза. О том, как лучше запоминать цитаты, читайте в одном из следующих уроков. В речевой цепи полный смысл первого звена идеи становится ясным и законченным только в связи с другими звеньями, вплоть до последнего звена в цепи. Приведем в пример один очень интересный тост, который построен на данном приеме: «Я хочу, чтобы ты умер… Чтобы ты умер в 100 лет… Чтобы ты умер в 100 лет от руки ревнивца… И чтобы твоя смерть была заслуженной». Такой прием цепи позволяет оратору не только в течение всего выступления оставаться источником неподдельного внимания аудитории, но и при помощи эффекта неожиданности, заключенного в конечных звеньях последовательности, оставить у слушателей неизгладимое впечатление от сказанного. Иногда, чтобы усилить восприятие свойства какого-то предмета или явления, достаточно привести какой-то контрастный, полярный пример, такой как «Для одних людей саморазвитие ничто, а для других — все». Также намек удобно применять, если вы по тем или иным причинам не можете или не хотите напрямую выразить свою мысль. Вот один из примеров намека: Барак Обама, обладатель одной очень крупной премии, никак не может остановить военное вмешательство США в дела других государств. В данном случае намек заключается в том, что Нобелевская премия МИРА, которая, как известно, была присуждена американскому президенту, не соответствует действительному положению вещей: военные действия не были прекращены, а значит, мир не был достигнут. Чтобы избежать прямого обвинения Барака Обамы в невыполнении обещанных миротворческих мер напрямую, в данной фразе был использован намек на «одну очень крупную премию». Данный прием ораторского мастерства резонно использовать только в том случае, если вы уверены, что сказанное не будет восприниматься слушателями как выдумка, а также не будет звучать слишком эмоционально, чересчур пафосно. Гипербола направлена на то, чтобы усилить, подчеркнуть те или иные свойства или черты предмета мысли. Например, фраза «нужно быть полным дураком, чтобы так считать», имею целью отбить у слушателей всякое желание соглашаться с приведенной оратором сомнительной точкой зрения, то есть автоматически заставить аудиторию поддержать мнение говорящего.

Прямые и косвенные тактики речевого воздействия

Язык и стиль публичного выступления Выбор темы и определение целевой установки. Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. Если тема речи задана, то оратору необходимо её конкретизировать и уточнить.
Риторика. Тест с ответами — 2020 год Контрольные тесты по предметы риторика. Правильные ответы отмечены " +. "1. К основным понятиям риторики относится: а. познание внутреннего и внешнего мира; строение фундамента принципа жизни; познание человека и его места среди других.
Основы ораторского искусства 7. К риторическим приемам диалогизации монологической речи не относится.
Подготовка речи 3. Проведение анализа использования речевых стратегий и тактик в диалогической речи публицистического характера. Объектом данной работы являются речевые стратегии и тактики, применяемые в МК для успешного взаимодействия.
Виды публичных выступлений - Школа ораторского и актерского мастерства Риторические приемы, такие как использование образов, сравнений, метафор, повторов, аллегории и других, позволяют максимально полно раскрыть тему речи, сделать выступление живым, понятным и интересным для аудитории.

Правила построения ораторской речи

Чтобы устная речь произвела необходимое впечатление на аудиторию, надо владеть техникой устной речи, а также предварительно поработать над текстом выступления. Поэтому описание речевых тактик, которым отдают предпочтение знаменитые русские судебные ораторы, имеет особое значение для выработки практических рекомендаций по созданию воздействующей обвинительной и защитительной речи. Вся совокупность целей, выдвигаемых для реализации в выступлении, может именоваться его целевой установкой. Для максимальной эффективности выступления достижению намеченной целевой установки должна быть подчинена вся работа оратора над речью. К какому типу относится аудитория, которая размышляет вместе с оратором, мысленно или открыто спорит с ним в поисках истины (выберите один вариант ответа)? Риторические приемы, такие как использование образов, сравнений, метафор, повторов, аллегории и других, позволяют максимально полно раскрыть тему речи, сделать выступление живым, понятным и интересным для аудитории.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий