Хронология событий черный замок ольшанский

Несколько сотен лет назад жил-был князь Ольшанский. Он не отказывал себе в роскоши и застал смутные времена. Ощутив необходимость действовать, он украл сокровища повстанцев, после чего спрятал присвоенное добро подальше от посторонних глаз и описал его.

В Гольшанском замке снимут мистический блокбастер по роману белорусского классика

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет. Палеограф и писатель Антон Глебович Космич находит в переплете старинной книги пергамент с зашифрованными сведениями о спрятанных в подземелье замка сокровищах.

Книга вышла в 1979 действие в ней, насколько я понял, происходит где-то в шестидесятых , и отражает советские реалии кстати, очень понравились картины сельского и городского быта той поры , но политизированности лишена напрочь, как коммунистической чем грешили многие тогдашние авторы , так и диссидентской. Писателя волнует именно человек, народ. Сквозь призму своего героя он много рассуждает на эту тему. Ну и конечно, самобытность белорусской истории и культуры, которые так бережно воссоздает автор - тоже огромный пласт, погружение в который доставляет истинное удовольствие. При этом ему удается быть патетичным, не становясь пафосным. Мой вердикт - замечательная вещь, шедевр.

И в какой-то степени в этом кроется ответ на вопрос, почему ее сейчас подзабыли. Она слишком серьезна, слишком искренна, чтобы быть понятой и понравиться тем, кого привлекает чисто внешний антураж и напряженный сюжет современных "исторических" триллеров. Думаю, это роман для читателей более зрелых, уже способных понять и прочувствовать ту легкую грусть, что пронизывает эти страницы. В итоге у меня все больше зрели ассоциации с Умберто Эко. Это большой комплимент, но и вешать на Короткевича ярлык "белорусского Умберто Эко" совсем неправильно.

Сейчас на территории замка идут реставрационные работы, фиксирующие руины с последующей консервацией.

Интересно, что за все эти годы так и не было проведено системных археологических исследований исторического памятника. Найденный исследователем документ подтверждает информацию о том, что над центральным входом была башня с часами, потому что специалист, составлявший инвентарь, ее точно описал. Николай Волков говорит о том, что замок не был завершен в силу своей дороговизны. Об амбициях Павла Сапеги и характере оснащения резиденции свидетельствует тот факт, что в жилых комнатах насчитывалось 15 "мраморных" столов. Над скарбцем находились спальные покои владельцев замка, в которых стояла дорогая мебель. Это упрощало контроль за собственными "заклятыми скарбами".

Разровняем бульдозером По его мнению, множество скандалов, которые всплывают вокруг Гольшанского замка, связаны не с самим проектом реконструкции, а с отношением к археологическим исследованиям. Несмотря на разумный подход к консервации руин, местные власти и проектное бюро экономят на раскопках. Многочисленные артефакты могли оказаться в куче строительного мусора. После того, как археологический памятник вскрыли, рабочие в интервью признались, что не знали ничего о нем, как, впрочем, и проектировщики. Это значит, что в штате организации, которая планирует проводить работы на территории Гольшанского замка, должен быть специалист, способный разобраться в археологии и истории", — констатировал историк. Остальной замок находится под угрозой, потому что непонятно, как будут проводиться работы дальше.

Литовский Ганнибал "Мы знаем, что часть Гольшан принадлежала знаменитому гетману Константину Острожскому, который победил в битве под Оршей в 1514 году", — рассказал Николай Волков.

Тайна черного замка Ольшанского 2021-12-02 В 2020 году исполнилось 90 лет со дня рождения классика белорусской литературы Владимира Короткевича. Особую популярность писателю принесли исторические детективы, в которых главному герою для разгадывания тайн и загадок необходимы не только интуиция, но и глубокие знания по истории, языку, культуре Беларуси. Исторические детективы Владимира Короткевича волнуют не одно поколение читателей, воспитывая в них любознательность и внимание к деталям, умение анализировать и сопоставлять информацию.

Проверить, как студенты факультета знают историю своей страны, как они умеют замечать детали и делать из них правильные выводы, насколько они способны работать с информацией, и была призвана игра-квест «Тайна черного замка Ольшанского», которую предложили заведующий кафедрой белорусского и русского языкознания Е.

Черный замок Ольшанский - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

  • Кто был прототипом призраков «Черного замка Ольшанских»?
  • Самое притягательное место Белоруссии
  • Фильм по роману Владимира Короткевича "Черный замок Ольшанский" выйдет в свет весной 2024 года
  • Черный замок Гольшанский открывает свои тайны
  • Завершаются съемки белорусско-российского блокбастера "Черный замок Ольшанский" - Российская газета

Черный замок Ольшанский [Владимир Семенович Короткевич] (fb2) читать онлайн

Н. Орда Замок Сапег в Гольшанах, XIX век. История рода князей Ольшанских легла в основу сюжетной линии знаменитого романа, а замок в Гольшанах стал прообразом «Черного замка Ольшанского», хотя, как писал Короткевич, «не надо искать в романе простого фотоснимка». Чёрный замок Ольшанский — Чёрный замок Ольшанський белор. Чорны замак Альшанскі Автор: Короткевич, Владимир Семёнович Жанр: детектив, исторический роман Язык оригинала: белорусский Выпуск: 1978. Считается, что одно время здесь проживал писатель Владимир Короткевич, прославивший замок по всему миру, написав роман "Черный замок Ольшанский". Где находится Гольшанский замок. Часто его называют «черный Гольшанский замок». Однако это не совсем так. Он имеет черный цвет только при контровом свете на фото и ночью. Черный замок Ольшанский читать онлайн. История уходит корнями в глубокую древность 18века. В те далекие смутные времена князь Ольшанский крадет казну и драгоценности повстанцев, но таинственным.

Новости проекта

  • Короткевич Владимир - Черный замок Ольшанский
  • История гольшанского замка
  • Чёрный замок Ольшанский (1983)
  • Гив ми либерти

Черный замок Ольшанский.

В основу игры положен сюжет романа евича «Черный замок Ольшанский». Участникам была предложена карта маршрута, следуя по которому необходимо было разгадать филворд, в котором были зашифрованы названия населенных пунктов, упомянутых в романе. Гольшанский замок на плане 1821-1822 гг. © Public Domain. Почему о резиденции магнатов белорусы узнают только из романа Короткевича "Черный замок Ольшанский" или из одноименного фильма, пишет корреспондент Sputnik Станислав Андросик. Бесплатно скачать в формате fb2 Владимир Короткевич Черный замок Ольшанский «Мастацкая лiтаратура» 1984.

Существовал ли «Черный замок Ольшанский» Короткевича

Сразу после этого друг, передавший документ, погибает, а с самим любителем старины начинают твориться странности. Также рукописью заинтересовался некий доктор Лыгановский... Уважаемые зрители, демонстрация данного сериала осуществляется через плеер правообладателя.

Действительно, пруды и озера имеют свойство исчезать, причем нередко за несколько часов.

И связано это с наличием карстовых пустот. Вполне возможно, что под Гольшанами существует карст, который мог быть, в свою очередь, использован строителями замка с целью создания подземных сооружений. Точный ответ на этот вопрос может дать лишь геологическая разведка местности.

К сожалению, сегодня Гольшанский замок представляет собой печальное зрелище. Практически ничего не осталось от былого великолепия этого уникального сооружения. Однако радует тот факт, что в 2018 году были произведены некоторые работы, направленные на сохранение этого исторического памятника.

Быть может, в будущем найдутся средства и на восстановительные работы, а также полноценные научные исследования.

История эта случилась в начале 50-х годов XIX века. В те времена местное городище еще не поросло лесом, а было поделено между жителями на наделы и перепахивалось под посевы. Однажды пришел туда житель Гольшан Людвиг Городецкий, чтобы вспахать и засеять свою полоску земли. Он трудился с самого утра, а день был жарким, так что вскоре после полудня он устал и прилег отдохнуть в теньке на склоне. И вот то ли во сне, то ли наяву ему привиделась красивая женщина, которая звала крестьянина за собой. Когда он пошел за ней, перед ними прямо на городище распахнулись двери вглубь земли.

А под землей в том месте хранилось несметное богатство: золото, серебро, самоцветы и драгоценности. Людвиг не сумел удержаться от соблазна и бросился без спроса набивать карманы сокровищами. Увидев это, женщина горестно вскрикнула: «Погубил ты меня! После похожий случай произошел здесь в 1855 году, когда неизвестная женщина позвала за собой восьмидесятилетнюю старушку. Как раз она-то и посчитала, что видит перед собой не кого-нибудь, а саму Богородицу, ведь, по ее словам, вид у женщины был благообразный, а одеяния на ней были белыми, сияющими. А воздух при ее приближении наполнился множеством голосов, поющих церковные гимны. Старушка с радостью готова была последовать за чудесным видением к городищу, но ей помешал разросшийся вокруг колючий кустарник. Так что и в тот раз незнакомка ушла ни с чем.

В третий раз таинственная женщина явилась в том же году Флориану Стриевскому. Он не просто увидел женщину в белом на городище, но и заметил, что ее ноги не ступают по земле, а плывут по воздуху. Мужчина был сильно напуган и все же последовал за ней, когда она позвала его. Женщина и Стриевскому показала клад под землей и даже предложила взять что-нибудь с собой, что Флориан и сделал, взяв крупный перстень. Потом он получил от нее строгий наказ идти по дороге до креста и ни за что не оборачиваться. Однако был он так напуган, что когда ему показалось, что что-то движется у него за спиной, не сдержался и обернулся. И не увидел сзади ни подземного хода, ни женщины, а кольцо в его руках превратилось в камень. После этих случаев за городищем закрепились названия Божья похвала или Белая гора.

Стоит отметить, что и эта гольшанская легенда получила свое подтверждение, и богатства, зарытые на городище, оказались не просто мифом. Возможно, на городище отыскалось бы и еще немало богатств, однако местное поверье обещает ужасную кару кладоискателям, если их действия не благословит та самая таинственная женщина. Водяная мельница Неподалеку от замка на окраине деревни Гольшаны стоит заброшенная водяная мельница. Она пустует уже давно, внутри у нее ничего не осталось — люди унесли жернова и механизмы, разобрали по домам утварь и вещи бывших владельцев, так что от строения сохранились лишь стены и прохудившаяся во многих местах крыша. Однако и местные жители, и многие приезжие готовы поклясться, что по ночам здесь слышно, как работает старая водяная мельница. Рассказывают, что сквозь рассохшиеся стены можно услышать и как каменные жернова мелют муку, и как к дому подъезжают скрипящие повозки и ржут лошади, и даже как невидимый мельник договаривается с заказчиками. Поговаривают, что последний хозяин мельницы свел дружбу и заключил договор с самим чертом, что вовсе не удивительно для его профессии — в старину многие верили, что мельники и кузнецы с нечистью на короткой ноге. Неизвестно, о чем в точности был у них уговор, но считается, что мельник выторговал для себя и своего предприятия вечную жизнь.

Правда, черт все-таки обманул хитреца, и полученная жизнь в виде вечной призрачной работы на заброшенной мельнице того вряд ли радует. Аномалии Так или иначе, Гольшанский замок и его окрестности надежно хранят свои тайны и недолюбливают туристов и прочих любопытствующих. За долгие годы здесь случилось множество неприятнейших историй. Например, руины замка не жалуют посетителей, особенно тех, кто является сюда ночью. Еще в 1990-х один московский художник с женой решили отпраздновать здесь Новый год. Поначалу была тихая звездная ночь, но как только они расположились на развалинах, мгновенно поднялась метель и буря, так что они просто вынуждены были вернуться домой. Похожая история произошла здесь и пару лет назад с минским фотографом, только дело было осенью, и с развалин замка его прогнала не метель, а внезапно налетевшая сильная гроза. Но случались здесь и более трагические истории.

Все новое и новое наплывает на душу, новые мысли, взгляды, страсти, печаль и радость, — и сам удивляешься себе прежнему. И жаль себя прежнего. И невозможно — да и не хочется — вернуть былое. Я отдаю вам его, я отдаю вам себя на суд строгий и беспристрастный. Глава I Визит встревоженного человека Фамилия моя Космич. Крещенный это все бабка Антоном. Отца, если хотите, звали Глебом.

Мать — Богуславой. Занятие родителей до революции? Отец, окончив гимназию, как раз успел на Зеленого и Махно. Мать — года три как перестала играть в куклы. Я даю вам эту развернутую анкету для того, чтобы все было ясно. Анкету с добавлением милицейского описания примет. А вдруг чего-то натворю?

Особенно при моей склонности впутываться в различные приключения, на которые мне к тому же везет. Мне без малого тридцать восемь лет. Старый кавалер[1], как говорила моя знакомая Зоя Перервенко, с которой у меня тогда как раз кончался короткий и, как всегда, не очень удачный роман. Этакий старый холостяк, который из-за войны да науки не женился, а теперь уже поздно.

Чорны замак Альшанскі. Пераказ

Начать с того, кто я такой? А что вам, в конечном счете, до меня, обычного человека в огромном городе? И зачем вам моя самохарактеристика? Сразу брать быка за рога и рассказывать? А какое я имею право на ваше внимание? Вы уплатили деньги? Так мало ли за какие дурацкие, паршивые истории люди платят деньги.

Разбегаются мысли. Все то, что произошло, — оно ведь касается меня, а не вас. И нужно это пока что не вам, а только мне. Разве только мне? Да, пока я не расскажу всего, — только мне. Я знаю, с чего начну.

Поскольку до поры до времени это только моя история, я начну с самооправдания. И лишь потом перейду к тому, кто я такой и что случилось в тот снежный и мокрый мартовский вечер. Впрочем, судите сами. Разные дурацкие слухи ходят об этой истории, о моем преступлении, о том закрытом процессе, на котором я был то ли подсудимым, то ли свидетелем. Насчет подсудимого — чепуха. Не ходил бы я на свободе, если бы был под судом.

А поскольку дело было связано с убийством, даже с несколькими убийствами, то как-то слишком уж быстро я, осужденный, воскрес на этой земле. Однако тень правды была в тени подозрения, которая на какое-то время пала на меня. Свидетелем я также не был. Я был действующим лицом. Возможно, слишком деятельным. Подчас больше, чем требовалось.

Совершал глупости — и умные поступки. Заблуждался — и шел прямо к цели. Ею просто никто не заинтересовался бы. Тень слуха, тень сплетни тоже оскорбляет человека. И вот теперь, спустя несколько лет, я могу, наконец, завершить свой рассказ и отдать вам мои записи, слегка систематизировав и упорядочив их. Никто не против, тем более я сам.

Распутан последний узел, все доведено до полной ясности. Что же касается моего тогдашнего характера эта история очень изменила меня , то я ничего не исправлял. Пусть он будет таким, каким был. Ведь это же он тогда переживал, думал и действовал… Как меняется человек! Все новое и новое наплывает на душу, новые мысли, взгляды, страсти, печаль и радость, — и сам удивляешься себе прежнему. И жаль себя прежнего.

И невозможно — да и не хочется — вернуть былое. Я отдаю вам его, я отдаю вам себя на суд строгий и беспристрастный. Визит встревоженного человека Фамилия моя Космич. Крещенный это все бабка Антоном. Отца, если хотите, звали Глебом. Мать — Богуславой.

Занятие родителей до революции? Отец, окончив гимназию, как раз успел на Зеленого и Махно. Мать — года три как перестала играть в куклы. Я даю вам эту развернутую анкету для того, чтобы все было ясно. Анкету с добавлением милицейского описания примет. А вдруг чего-то натворю?

Особенно при моей склонности впутываться в различные приключения, на которые мне к тому же везет. Мне без малого тридцать восемь лет. Старый кавалер[1], как говорила моя знакомая Зоя Перервенко, с которой у меня тогда как раз кончался короткий и, как всегда, не очень удачный роман.

Когда он пошел за ней, перед ними прямо на городище распахнулись двери вглубь земли. А под землей в том месте хранилось несметное богатство: золото, серебро, самоцветы и драгоценности. Людвиг не сумел удержаться от соблазна и бросился без спроса набивать карманы сокровищами.

Увидев это, женщина горестно вскрикнула: «Погубил ты меня! После похожий случай произошел здесь в 1855 году, когда неизвестная женщина позвала за собой восьмидесятилетнюю старушку. Как раз она-то и посчитала, что видит перед собой не кого-нибудь, а саму Богородицу, ведь, по ее словам, вид у женщины был благообразный, а одеяния на ней были белыми, сияющими. А воздух при ее приближении наполнился множеством голосов, поющих церковные гимны. Старушка с радостью готова была последовать за чудесным видением к городищу, но ей помешал разросшийся вокруг колючий кустарник. Так что и в тот раз незнакомка ушла ни с чем.

В третий раз таинственная женщина явилась в том же году Флориану Стриевскому. Он не просто увидел женщину в белом на городище, но и заметил, что ее ноги не ступают по земле, а плывут по воздуху. Мужчина был сильно напуган и все же последовал за ней, когда она позвала его. Женщина и Стриевскому показала клад под землей и даже предложила взять что-нибудь с собой, что Флориан и сделал, взяв крупный перстень. Потом он получил от нее строгий наказ идти по дороге до креста и ни за что не оборачиваться. Однако был он так напуган, что когда ему показалось, что что-то движется у него за спиной, не сдержался и обернулся.

И не увидел сзади ни подземного хода, ни женщины, а кольцо в его руках превратилось в камень. После этих случаев за городищем закрепились названия Божья похвала или Белая гора. Стоит отметить, что и эта гольшанская легенда получила свое подтверждение, и богатства, зарытые на городище, оказались не просто мифом. Возможно, на городище отыскалось бы и еще немало богатств, однако местное поверье обещает ужасную кару кладоискателям, если их действия не благословит та самая таинственная женщина. Водяная мельница Неподалеку от замка на окраине деревни Гольшаны стоит заброшенная водяная мельница. Она пустует уже давно, внутри у нее ничего не осталось — люди унесли жернова и механизмы, разобрали по домам утварь и вещи бывших владельцев, так что от строения сохранились лишь стены и прохудившаяся во многих местах крыша.

Однако и местные жители, и многие приезжие готовы поклясться, что по ночам здесь слышно, как работает старая водяная мельница. Рассказывают, что сквозь рассохшиеся стены можно услышать и как каменные жернова мелют муку, и как к дому подъезжают скрипящие повозки и ржут лошади, и даже как невидимый мельник договаривается с заказчиками. Поговаривают, что последний хозяин мельницы свел дружбу и заключил договор с самим чертом, что вовсе не удивительно для его профессии — в старину многие верили, что мельники и кузнецы с нечистью на короткой ноге. Неизвестно, о чем в точности был у них уговор, но считается, что мельник выторговал для себя и своего предприятия вечную жизнь. Правда, черт все-таки обманул хитреца, и полученная жизнь в виде вечной призрачной работы на заброшенной мельнице того вряд ли радует. Аномалии Так или иначе, Гольшанский замок и его окрестности надежно хранят свои тайны и недолюбливают туристов и прочих любопытствующих.

За долгие годы здесь случилось множество неприятнейших историй. Например, руины замка не жалуют посетителей, особенно тех, кто является сюда ночью. Еще в 1990-х один московский художник с женой решили отпраздновать здесь Новый год. Поначалу была тихая звездная ночь, но как только они расположились на развалинах, мгновенно поднялась метель и буря, так что они просто вынуждены были вернуться домой. Похожая история произошла здесь и пару лет назад с минским фотографом, только дело было осенью, и с развалин замка его прогнала не метель, а внезапно налетевшая сильная гроза. Но случались здесь и более трагические истории.

Так, в 2002 году на развалинах заночевали пятеро заядлых туристов, и хотя во время их ночевки тоже бушевала непогода, они все же остались на руинах до утра. Следующий год стал для каждого из смельчаков роковым: первый умер от скоротечного туберкулеза легких, второй разбился насмерть в автомобильной аварии, еще одного зарезали в пьяной драке, четвертый совершил суицид, а пятый умер от алкогольного отравления. В Гольшанах до сих пор нет гостиницы, так что многих журналистов, ученых и археологов, приезжающих сюда для изучения замка, оставляют ночевать в монастыре или в музее в комнате директора, которую за многочисленные произошедшие здесь аномалии уже стали именовать «комнатой призраков». Не удивительно, ведь оставшиеся тут на ночь могут повстречаться с паранормальными обитателям здешних мест. Так, немало страху, по рассказам, натерпелись две столичные журналистки, ночевавшие в «комнате призраков». Одна из девушек легла спать пораньше, а вторая долго готовилась ко сну.

И вдруг в одной из каменных ниш в стене, прямо у нее на глазах, из темноты начал вырисовываться светлый силуэт стройной девушки с длинной шеей, одетой в полуистлевшую светлую одежду. Появившаяся фигура начала медленно раскачиваться из стороны в сторону, и завороженная этим зрелищем журналистка не могла отвести взгляда. Комната между тем наполнилась сильным холодом, и девушку охватила паника, но ни бежать, ни кричать она не могла. И в этот момент вдруг с криком вскочила с постели ее спавшая рядом коллега — потом она объяснила, что ей приснился жуткий кошмар, который, как оказалось, в точности повторял произошедшее с ее подругой в реальности. Силуэт девушки исчез без следа, а за окном уже светало, так что встреча с призраком длилась не пару минут, как показалось журналистке, а несколько часов.

Одна из наиболее популярных легенд в Гольшанах. Однажды Павел Сапеги выделил средства для строительства монастыря. Для того чтобы ускорить его возведение, он предложил рабочим выплатить вознаграждение, в противном случае гарантировал им суровое наказание. Однако строительство не ладилось, и мужчины решили, что виной тому нечистая сила. Для решения этой проблемы они решили принести в жертву женщину, которая первая явится к ним. Ею оказалась молодая девушка, жена одного из рабочих, которая принесла еду. Ее схватили и насильственно замуровали в стену, которая до этого постоянно давала трещину и разрушалась. После этого обряда, строительство было завершено в срок, однако с тех пор призрак Белой Дамы пугает людей своими действиями. Так во время реставрации в 2000 году в одной из стен был обнаружен женский скелет с признаками насильственной смерти. Двум рабочим было сказано захоронить останки и отпеть ее в церкви, однако они ослушались. Спустя 4 месяца после того как они просто закопали коробку со скелетом они оба умерли. Многие считают, что Белая дама терпеть не может мужскую часть общества, а после встречи с ней после люди на некоторое время теряют ориентацию в пространстве. Легенда о мельнице. На сегодняшний день от мельницы, которая находилась у городка, остались только стены, однако отзывы жителей утверждают, что иногда по ночам слышат, как она «начинает работать»: слышен скрип жернов, ржание лошадей и говор мельника. Как добраться до Гольшанского замка Несмотря на страшилки, поток желающих посмотреть исторический памятник средневековья, расположенный по адресу улица Советская деревня Гольшаны, не иссякает. Добраться до нужного места можно: Доехать из Минска можно на автобусе Минск — Трабы; Доехать из Гродно можно на автобусе Гродно - Ошмяны; на личном автомобиле выехать на Минскую кольцевую дорогу и съехать на M6. Затем нужно свернуть направо и продолжить путь прямо 3,4 км. После этого, свернуть на кольце на 2-й съезд и продолжить движение по Н8245. К сожалению, Гольшанский замок сейчас имеет достаточно печальный вид. Несмотря на попытки реконструкции, уникальность и историческое наследие памятника исчезло. Старые фотографии указывают еще и на то, что природа тоже вносит свою лепту в разрушение замка.

И всё-таки, Короткевича нужно читать в юношеском возрасте, и взахлёб. Скользить по сюжету вместе с «белорусским Индианой Джонсом» Антоном Космичем, всё дальше и дальше, в погоне за разгадкой древней тайны... И не обращать внимания на слишком затянутый и временами «провисающий» сюжет, на обилие вставок, не несущих в себе особой смысловой нагрузки, на эмоции, временами переходящие чуть ли не в пафос, на пусть и логичную, но слишком уж невероятную развязку, на «лоскутность» повествования, сплетающего в себе несколько, казалось бы, несочетаемых, сюжетных линий… Несмотря на это, у книги есть ряд неоспоримых достоинств, с лихвой окупающих вышеперечисленные недостатки. В первую очередь, к таким достоинствам следует отнести язык, которым она написана: сочный, колоритный, образный, и в то же время — поразительно лёгкий и воздушный — я говорю в первую очередь об оригинальном тексте «Замка». Второе достоинство книги — то, что написана она с предельной любовью к Беларуси, её людям, её истории и тому культурному наследию, которое эту историю составляет. Исподволь, мимоходом Короткевич затрагивает актуальные до сих пор проблемы: с горечью пишет о «охране» памятников архитектуры как не вспомнить мемориальную доску в бурьяне , с гордостью — о людях, с достоинством прошедших горнило Великой Отечественной и поднявших с колен народное хозяйство, выжженное войной, с ненавистью — о тех, кто после войны сменил волчью шкуру на овечью и «даже льготы имел»... Однако главное в «Замке» — не это. Для нас, белорусов, главная заслуга Короткевича состоит в том, что он напомнил нам о красоте и богатстве нашего края, и о том, что у края этого — древнейшая история, которую ни в коем случае нельзя забывать, и которой можно и нужно! Оценка: 9 mario1205 , 18 января 2016 г. Владимир Короткевич Чёрный замок Ольшанский Этот роман входил в школьную программу по литературе. Может поэтому и читал я его с пробуксовками тогда у школьников сложился устойчивый стереотип — книги по программе не могут быть интересными. Остались обрывки воспоминаний — ну замок, ищут вроде сокровища, у главного героя , судя по всему, «не все дома», убийство там, что то с войной связано... И всё. А когда посмотрел одноимённый фильм, то понял что дело плохо, вообще ничего не понятно — кто, кого, кому, за что, когда и зачем... Вопросов было больше, чем ответов. Когда я перечитал сие творение годы спустя, моё мнение кардинально изменилось. Такого удовольствия я не получал давно. Куда там Брауну со своим «Котом да Винчи». История, рассказанная историком Антоном Космичем — это хитроумный клубок из легенд, преданий, преступлений, поисков сокровищ XVII столетия, человеческих взаимоотношений. Потянув за ниточку, доморощенный детектив разворошил воронье гнездо и за это не раз становился объектом покушения на свою жизнь. Поразительный роман — тут вам и военные преступления Великой Отечественной, и шляхецкое восстание XVII века, и история превращения вроде бы нормальных граждан в нелюдей, которые ради своей цели идут и на убийство, и на подлог и просто на подлость. Книга построена таким образом, что если выкинуть из повествования какой-либо кусок, то «Чёрный замок» просо развалился бы — настолько грамотно и умно автор комбинирует историческими ремарками. Органы правосудия в лице Клепчы и Хилинского выглядят живыми людьми, а не картонно- положительные персонажи, как изображали их тогда писатели. Да и вообще многие герои этой истории сами по себе прописаны очень здорово и ярко. Оптимист Змогитель, не сломавшийся после своего проступка в конце войны и яростно защищающий историческое наследие предков, бедный Лопотуха, злодеяния карателей которого привели к умопомрачению, несущий свою боль сквозь годы, принципиальный Космич, в одночасье потерявший и близкого друга, и «любимую женщину» и веру в себя, но всё также настырно ищущий истину, ради которой погибло множество людей. Написана книга очень красиво и сочно я сказал бы, причём при чтении или прослушивании ёё в исполнении А. Коляды на языке оригинала эффект усиливается в разы- настолько мелодичен и певуч белорусский язык. Даже самые кровавые сцены на мове выглядят мягче и легче. Такой вот парадокс. Конечно, не обошлось и без недостатков.

Похожие статьи

  • Черный замок Ольшанский (Короткевич Владимир) - слушать аудиокнигу онлайн
  • Ответы : Подскажите, где можно найти краткое содержание "Чёрный замок ольшанский"?
  • Замок Гольшанский (Беларусь): история и легенды
  • Чёрный замок Ольшанский — Рувики

Аудиокниги слушать онлайн

Черный замок Ольшанский - бесплатно полную версию книги (целиком). Жанр: Исторический детектив, издательство «Мастацкая лiтаратура», год 1984. Черный замок Ольшанский. фильм. драма СССР 1983. Черный замок Ольшанский - бесплатно полную версию книги (целиком). Жанр: Исторический детектив, издательство «Мастацкая лiтаратура», год 1984. замок в Гольшанах, развалины которого сохранились и посей день. Правда, замок был не черный, а темно-красный. Интересна интрига романа, на которой построен сюжет.

Существовал ли Черный Замок Ольшанский Короткевича

Тьма, как в тысяче хлябей болотных. Ты слышишь вдали в аркадах шаги бесплотные? Полночью каждой такою в замке, что стынет от страха, По галереям проходят дама с черным монахом. Вот так описывал появление призраков Ольшанского замка Владимир Короткевич в своем знаменитом романе «Черный замок Ольшанский». Читаешь — и мороз по коже, и видишь эти призраки, которые неторопливо и важно бредут по замковой галерее.

Белое платье дамы легко колеблется — но не от ветра! В романе приводится и легенда, объясняющая появление призраков: будто бы жил в XYII веке князь Витовт Ольшанский, и была у него жена — Ганна-Гордислава, у которой случился роман с Гремиславом Валюжиничем, что род свой от Гедимина считал, да вздумал бунтовать против законной власти. Валюжинич являлся на свидания с княгиней в монашеском платье — чтоб не узнали. И будто бы поймал их князь да замуровал обоих в подземельях Ольшанского замка.

А неупокоенные души начали бродить призраками, пугать людей. Валюжинич — все в том же монашеском одеянии, в котором княгиню соблазнял, а сама княгиня — в белом платье, чистая и светлая, как лунный луч… Правда, к концу романа Короткевич эту красоту разрушает. Он предлагает рациональное объяснение появлению призраков: отражение от древних часов на замковой звоннице. Монах — тень от стрелки, а дама — «тень» от рефлектора.

И все бы ладно. Прекрасный роман, то, что сейчас называют историческим детективом. Вся мистика в нем объяснена, все рационально. Но… по настоящему Ольшанскому замку действительно ходят призраки.

В том числе и призрак Белой Дамы. Черный замок Ольшанских существует не только на страницах книги, но и в действительности: недалеко от Ошмян, на окраине деревни Гольшаны существовало два произношения фамилии — Ольшанские и Гольшанские. Развалины замка можно увидеть и сегодня. Правда, замок был не черным, а темно-красным, но это частности.

Замок сегодня Гольшанский замок планировали начать реконструировать долгие годы. Даже были разработаны несколько проектов восстановления. Среди которых фигурировал интересный вариант: накрыть руины стеклянным куполом. В итоге от этой идеи отказались и решили восстанавливать одну из главных достопримечательностей Ошмянского района по этапам. К 2021 году закончили башню, обустроив на верхнем ярусе смотровую площадку и небольшой выставочный зал. Также в Гольшанах создали необходимую для туристов инфраструктуру. Перед замком теперь есть просторная парковка, туалет, информационный пункт и музей. От Минска расстояние около 130 километров, время в пути 1 час 30 минут.

Двигаться нужно по трассе М6 до населенного пункта Шараи, откуда съезжаем на М7 Е28. По пути имеет смысл посмотреть замок в Крево , а также монастырь в Борунах. Все объекты по дороге. Если будете в Гольшанах то прогуляйтесь по исторической части и осмотрите другие достопримечательности: старинный костел , польская гмина и церковь начала 20 века.

Ты не мог бы подъехать для опознания? Одеваюсь и спускаюсь вниз. Дрожа со сна, от волнения и холода, в полном недоумении, что бы это могло означать, я спустился по лестнице в промозглый туман, словно на дно молочного озера. Спустя несколько минут из этого тумана вынырнули радужные, размытые пятна фар.

После улицы в «козле» было жарко от мотора и как-то особенно сонно. Три человека, ехавшие со мной, — правильнее, которые везли меня, — все время надрывно и очень заразительно зевали. Пахло бензином, мокрым сукном и еще чем-то. Человек лет пятидесяти, сидевший рядом со здоровенным шофером, протянул мне теплую и сильную руку. Это и был Андрей Щука. У него были бы обычные черты лица, «без особых примет», если бы не полдесятка шрамов на шее и руках. Впрочем, не очень заметных. А его пожатие мне всегда нравилось, я о многом сужу по рукопожатию.

Лейтенант, что примостился рядом со мной, отчего-то покраснел и сунул мне холодноватую ладошку. Ну, этот был по крайней мере устойчив. И то слава богу. Машина рванула с места, и только тут я заметил, что за нею слепяще моргнули фары второй. Краем глаза я увидел, как к нашему кортежу пристраивается один мотоцикл… второй. Ощущение было удивительно неприятное. Я чуть было не начал думать, что, может быть, все же выкинул в жизни нечто такое… что с точки зрения уголовного кодекса… Потом, обозлившись на самого себя, я представил еще большую глупость: что я резидент и еду тайно на встречу с шефом господи, сколько же это я насмотрелся дрянных фильмов! На прием заморского посла это похоже не было: не хватало солнечного света и почетного караула.

То есть в смысле рыба. Ссылали туда, где козам рога правят… На Аляску. Полковник на миг замялся. Я про Первого. Твоему же анекдоту хуже. Пытливый ты человек, Клепча, скрупулезный. Мне было не по себе. Я не разбирался ни в том, что делается, ни в том, что они такое говорят, как не разбирался потом ни в деталях опознания, ни в том, кто из них следователь областной прокуратуры, а кто старший усиленной оперативной группы.

Кое-как еще мог сообразить, что вот это «проводник служебной собаки» — так, кажется, он называется, — да и то потому только, что при нем была собака. В домино сыграть, выпить — это можно, но что касается дела, то я хотел бы всю жизнь быть подальше от людей их профессии. Потому что это только в плохих романах человек бьет в ладоши и прыгает от радости по той причине, что к нему в дом каждый день повадилась ходить милиция. На месте следователя я в таком случае обязательно поинтересовался бы, а чего это он пляшет и рукоплещет? Но тогда и романа не было бы! Потому что ящик с долларами обязательно нашли бы тут же, в клумбе у этого весельчака, и не надо было бы присматриваться к подозрительному поведению мальчика Пети и к тому, откуда пенсионер Синичка берет деньги на ежедневные оргии с манекенщицами. За стеклом машины, как на фотоснимке, постепенно стали проявляться сквозь туман черные деревья. Туман плыл откуда-то волнами, наверное, с низины.

Машину начало бросать по корням. Потом она остановилась, деревья кончились, и взору открылась огромная поляна в хаосе мглы, которая шевелилась над нею. Мы вышли, и только тут Щука спросил: — Ну, а главная причина твоего беспокойства? Вот по этому адресу. Отвези и сразу возвращайся. Звук мотоцикла скоро заглох в ватной мгле, и снова стало тихо. Мы шли по пластам слежавшейся, словно графитной, листвы. Я взглянул на часы, но заметил не время, а то, как над рукавом пальто сновали, суетились микроскопические капли тумана, ясно видные глазу на фоне темного сукна.

Край поляны. И я вдруг увидел у самых ног мелкие, беззвучные волны, изредка лизавшие песок, и понял, что это не поляна, а озеро, густо окутанное мглой. И сразу же все встало на свои места, я узнал, где нахожусь. И эту кривую березу с шарообразным капом-наростом, и, немного поодаль, неясную тень лодки на приколе, и толстый ствол черного дуба у воды. Узнал озеро Романь, куда мы так часто приезжали рыбачить с Марьяном. И тогда предчувствие огромной беды, даже уверенность в ней сжали мое сердце. Из тумана долетели глухие голоса, выплыли тени. Несколько человеческих, одна собачья.

Возле собаки стоял молчаливый человечек со смешным лицом. На меня пока что никто не обращал внимания, и я пристроился к нему. Мимо нас прошел полковник, и только теперь я вдруг понял, почему он всегда старался держаться справа и показывал только профиль: у него почти не было правого уха. Я знал, что в сорок пятом он попал где-то под Ошмянами в руки банды Бовбеля. Веселенькая история. Допрашивал заместитель атамана, и только потому ночью Щуке удалось убежать. Сам не выпустил бы. Клепча сказал бы о Щуке: «Старый, изгрызенный, закаленный в битвах волк».

А вы — свежий человек. Но это у него не от стыда. Это чтобы дать привыкнуть. Я удивился, что старшина заметил мое смущение, но не заметил, что мы с полковником на «ты». Тут от группы людей долетели голоса, и я узнал их: глухой голос лесника и звонкие дисканты двух детей. Дети ходят в школу… — Глухой в тумане голос. Видим, машина стоит. И лодку на воде увидал… в глубине заводи, холера на нее.

Ветер постепенно начал вздохами сгонять с озера туман. Четче проступили силуэты людей и что-то темное, длинное, лежавшее на траве у их ног. Над заводью, то поднимаясь, то снова опадая на воду, колыхалась кисея тумана. Ее хотя и медленно, но относило, и все чаще сквозь нее проступало пятно буя на воде, силуэт лодки, фигуры людей, которые, стоя в ней, ощупывали баграми дно. Я догадался, что это место происшествия. Я подошел. С того длинного и темного откинули брезент. Я увидел, что-то лежит на пожелтевшей прошлогодней траве.

Одежда была похожа, но лицо… Лица не было. Меня начало мутить. Еще раз вспыхнули блицы. Я отвернулся, и Щука, видимо, понял, что мне плохо: тысячи трупов видел я на войне, но успел отвыкнуть, а тут еще это был… нет, уже не был. Одежда очень похожа. Конституция вроде точно его. Извините, я должен отойти. Я сел на пень.

Я пытался что-то проглотить, а оно все торчало, сидело в глотке. Нервы сдавали. Веселого было мало во всех этих событиях. От вас уходит оскорбленная женщина. Ваш лучший друг погибает. Его слова, его беспокойство… — Ну что это вы как красная девица, — сказал лейтенант Клепча. Я разозлился, и, странно, мне сразу стало легче. Клепча снова было открыл рот, но его оборвал Щука: — Помолчите, Клепча.

Он, спасибо ему, хотел отвлечь мое внимание. Он курил? Что еще? И в лодке две большие щуки. Чепуха какая-то! Как у него со здоровьем? Мог быть приступ. Мы подошли к машине.

Да, машина, да, одежда. Но ведь лица… нет. Но ведь этот, кажется, выше ростом. И потом, почему он поехал один? Из леса, из тумана, вынырнул к машине Велинец с собакой. Столько дней! Снег еще лежал. Дождь слизал его.

Видать, окончательно весна пришла. Полковник не ответил. Тело забрали. Впереди шли Велинец и Клепча и говорили уже о каком-то другом деле. Тоже мне доказательство! Ну, а если бы, скажем, он был когда-то полицаем, и с тайной надеждой в душе ожидал «взрыва народного гнева», и на этот случай прятал в стрехе арсенал — он что, ходил бы тогда по улицам и площадям с пулеметом в руках? Материал его и оправдывает. Да и его характер.

Наверное, самое большое преступление в его жизни — у жены из ящика стола когда-нибудь стащил три рубля на водку. А меня трясло. И от внезапного сознания непоправимости происшедшего, и от горя, и от какой-то неясной надежды, и от злости на этих, которым все равно, которые так быстро все забыли, переключились со смерти человека на какой-то материал и еще шутят. Я смотрел на эти полсотни домов, игрушечную чайную, флигель от разрушенного в войну дворца, на гигантские, туманно-мокрые, черные деревья старинного парка и вспоминал, как летом мы ходили здесь с Марьяном и собирали на приманку улиток. Их было несметное количество на берегах многочисленных зеленых прудов, в росистой прохладной траве. Я нигде не видел их столько. И таких огромных, с яблоко величиной. И вот я смотрел и вспоминал, и у меня что-то жгло глаза и в груди.

Повезло, в Минске не достанешь. В чайной все разместились под скверной копией с картины «Томаш Зан [28] и Адам Мицкевич на берегу Свитязи». Удивительно красивое и благородное существо. Нежное, мягкое. Я есть не мог.

Однажды пришел туда житель Гольшан Людвиг Городецкий, чтобы вспахать и засеять свою полоску земли.

Он трудился с самого утра, а день был жарким, так что вскоре после полудня он устал и прилег отдохнуть в теньке на склоне. И вот то ли во сне, то ли наяву ему привиделась красивая женщина, которая звала крестьянина за собой. Когда он пошел за ней, перед ними прямо на городище распахнулись двери вглубь земли. А под землей в том месте хранилось несметное богатство: золото, серебро, самоцветы и драгоценности. Людвиг не сумел удержаться от соблазна и бросился без спроса набивать карманы сокровищами. Увидев это, женщина горестно вскрикнула: «Погубил ты меня!

После похожий случай произошел здесь в 1855 году, когда неизвестная женщина позвала за собой восьмидесятилетнюю старушку. Как раз она-то и посчитала, что видит перед собой не кого-нибудь, а саму Богородицу, ведь, по ее словам, вид у женщины был благообразный, а одеяния на ней были белыми, сияющими. А воздух при ее приближении наполнился множеством голосов, поющих церковные гимны. Старушка с радостью готова была последовать за чудесным видением к городищу, но ей помешал разросшийся вокруг колючий кустарник. Так что и в тот раз незнакомка ушла ни с чем. В третий раз таинственная женщина явилась в том же году Флориану Стриевскому.

Он не просто увидел женщину в белом на городище, но и заметил, что ее ноги не ступают по земле, а плывут по воздуху. Мужчина был сильно напуган и все же последовал за ней, когда она позвала его. Женщина и Стриевскому показала клад под землей и даже предложила взять что-нибудь с собой, что Флориан и сделал, взяв крупный перстень. Потом он получил от нее строгий наказ идти по дороге до креста и ни за что не оборачиваться. Однако был он так напуган, что когда ему показалось, что что-то движется у него за спиной, не сдержался и обернулся. И не увидел сзади ни подземного хода, ни женщины, а кольцо в его руках превратилось в камень.

После этих случаев за городищем закрепились названия Божья похвала или Белая гора. Стоит отметить, что и эта гольшанская легенда получила свое подтверждение, и богатства, зарытые на городище, оказались не просто мифом. Возможно, на городище отыскалось бы и еще немало богатств, однако местное поверье обещает ужасную кару кладоискателям, если их действия не благословит та самая таинственная женщина. Водяная мельница Неподалеку от замка на окраине деревни Гольшаны стоит заброшенная водяная мельница. Она пустует уже давно, внутри у нее ничего не осталось — люди унесли жернова и механизмы, разобрали по домам утварь и вещи бывших владельцев, так что от строения сохранились лишь стены и прохудившаяся во многих местах крыша. Однако и местные жители, и многие приезжие готовы поклясться, что по ночам здесь слышно, как работает старая водяная мельница.

Рассказывают, что сквозь рассохшиеся стены можно услышать и как каменные жернова мелют муку, и как к дому подъезжают скрипящие повозки и ржут лошади, и даже как невидимый мельник договаривается с заказчиками. Поговаривают, что последний хозяин мельницы свел дружбу и заключил договор с самим чертом, что вовсе не удивительно для его профессии — в старину многие верили, что мельники и кузнецы с нечистью на короткой ноге. Неизвестно, о чем в точности был у них уговор, но считается, что мельник выторговал для себя и своего предприятия вечную жизнь. Правда, черт все-таки обманул хитреца, и полученная жизнь в виде вечной призрачной работы на заброшенной мельнице того вряд ли радует. Аномалии Так или иначе, Гольшанский замок и его окрестности надежно хранят свои тайны и недолюбливают туристов и прочих любопытствующих. За долгие годы здесь случилось множество неприятнейших историй.

Например, руины замка не жалуют посетителей, особенно тех, кто является сюда ночью. Еще в 1990-х один московский художник с женой решили отпраздновать здесь Новый год. Поначалу была тихая звездная ночь, но как только они расположились на развалинах, мгновенно поднялась метель и буря, так что они просто вынуждены были вернуться домой. Похожая история произошла здесь и пару лет назад с минским фотографом, только дело было осенью, и с развалин замка его прогнала не метель, а внезапно налетевшая сильная гроза. Но случались здесь и более трагические истории. Так, в 2002 году на развалинах заночевали пятеро заядлых туристов, и хотя во время их ночевки тоже бушевала непогода, они все же остались на руинах до утра.

Следующий год стал для каждого из смельчаков роковым: первый умер от скоротечного туберкулеза легких, второй разбился насмерть в автомобильной аварии, еще одного зарезали в пьяной драке, четвертый совершил суицид, а пятый умер от алкогольного отравления.

Чёрный замок Ольшанский (1983)

В Нижегородском кремле жертвою жестокого обычая оказалась Алена, молодая жена местного купца Григория Лопаты. Она в злополучный день как раз проспала утром, спешила принести воды и возвращалась с ведрами воды на коромысле не кружною дорогой, огибая городскую стену, а более коротким путем — тропинкой по склону горы. Здесь ее уже поджидали строители… Итальянская легенда говорит о мосте через р. Арту, который все время обрушивался; наконец, в него заложили жену строителя, и мост держится, только он дрожит, как цветочный стебелек — согласно с тем заклятием, которое произнесла, умирая, несчастная жертва [14]. Аналогичная легенда есть и про соседний с Гольшанским Кревский замок. Рассказывают, будто призрачная Дама по ночам ходит по замковому двору и не одна, а с собачкой.

По местной легенде, когда-то в замке жили два князя. Оба влюбились в красавицу. На дуэли один князь убил другого, после чего предложил девушке руку и сердце. Но она отказала. Раздосадованный князь наложил на нее заклятие и приказал замуровать.

Вместе с красавицей замуровали и ее маленького песика [2, 18]. В 2010 году экспедиция Уфокома подтвердила, что наблюдения некой белой женщины в Кревском замке действительно имели место, но, как правило, это довольно старые наблюдения, современных не зафиксировано [2]. Говорят, что при строительстве оршанской мельницы в фундамент замуровали девушку. С той поры, по ночам, жернова мельницы скрипят сами по себе, а в темноте слышны стоны… [23]. Кстати, нечто подобное рассказывают и о мельнице в Гольшанах.

Местные жители утверждают, что хотя она и закрыта уже давно и внутри ничего не осталось, в тихие лунные ночи можно услышать, как работают жернова, перемалывая зерно, а некоторые утверждают, что слышали даже ржание лошадей, скрип невидимых телег и разговоры мельника с заказчиком [31]… И. Климкович, проанализировав древние белорусские легенды, касающиеся монументальных строек, в некоторых из них находит отголоски ужасного обряда «строительной жертвы». В некоторых легендах упоминаются якобы случайные несчастные случаи — погибает один из строителей. Сохранилось предание о подобном подозрительном случае: якобы во время возведения будславского костела сорвался с лесов сын одного из главных строителей, и его похоронили перед главным входом в костел. Но и в этом довольно позднем представлении прослеживается тема строительной жертвы.

Так, повествование о возведении вильнюсского костела Святой Анны рассказывает о молодом и старом мастерах. Когда старик, учитель молодого, увидел, что ученик превзошел его в мастерстве, то от зависти и злобы сбросил его с лесов. Молодого строителя якобы похоронили в одной из стен храма. А Князь Гедимин, когда перенес столицу из Тракая в Вильнюс, решил возвести на Турьей горе мощный замок. И чтобы замок этот был неприступным для врагов, по совету жрецов, вознамерился при закладке первого камня в фундамент принести в жертву жизнь единственного любимого сына какой-нибудь женщины.

Да так, чтобы сама мать толкнула его в яму и завалила большим камнем [18]. У многих народов перед сооружением дома полагается закопать или замуровать в его фундамент животных или их части : ягненка, жеребенка, свинью. Отмечен обычай закапывать под дом конскую голову немцы. У западных украинцев в XIX в. Из белорусских легенд следует, что во времена Средневековья здесь тоже существовало сходное поверье.

Так, жители местечка Мир рассказывают про замурованную в южной стене замка голову барана. Если ее оттуда достать, замок будто бы рассыплется [18]. Гродненские белорусы прежде верили, что при рубке первых бревен будущего дома строитель-плотник непременно кого-нибудь заклинает: или из числа членов семьи хозяина дома, или отдельное домашнее животное, или целую породу домашних животных, например, лошадей, коров и т. Заклятое существо непременно должно в скором времени умереть. В Витебской губернии считали, что плотник может заклясть чью-нибудь жизнь при рубке первого венца.

Аналогичные данные зарегистрированы на Украине и в России [14]. Одни исследователи считают, что принесение «строительной жертвы» — символический повтор на земном уровне акта сотворения мира. В древних культурах жилище человека сравнивалось со Вселенной и человеческим телом. Так якобы из разных частей мифологического великана были созданы различные земные ландшафты. Другие утверждают, что жертва — плата духам за право строить на территории, на которой они господствуют.

Третьи приходят к выводу, что «... В древности существовал культ деревьев, их считали живыми существами, чествовали. Поэтому, чтобы души погубленных деревьев не мстили людям, им и приносили жертву. За счет жертвы строение, с одной стороны, приобретает душу, а с другой, оказывается возможным снискать милость демонического существа, охраняющего место строительства [14, 18, 42]. Ведь как накануне, так и после, мрачные казематы являли миру большое количество неупокоенных душ.

Вскоре уже любая белорусская газета считала за честь отправить в Гольшаны своего корреспондента для описания происходящих там событий. Благодаря красивой аналогии с историческими событиями и начавшейся после этого «чертовщине», Дама в журналистских пассажах сразу стала не иначе как «белой». Первым этот фразеологизм по отношению к здешнему призраку появился с легкой руки Сергея Малиновского в статье «Призрачный замок Гольшанский» в 2000 году [26]. Мы еще вернемся к гардеробу женщины с того света, но немного ниже. В крыле здания, которое принадлежало музею вся правая сторона была в собственности у католических священников , располагался кабинет Чеславы Окулевич.

Он находился в единственной монастырской башне, где по всей вероятности ранее находилась каплица [10]. Именно там останавливались на ночевку многочисленные журналисты, археологи, поэты, художники и все те, кто мог предоставить руководству музея командировочный документ. Хотя поначалу не отказывали вообще никому — и шестиугольный кабинет вскоре приобрел славу «башни призраков». В этой башне у многих почти натурально «срывало башню»: кто-то видел бесформенное облако или силуэт, кто-то лицезрел на потолке загадочные картины, в приступах панического страха метался по комнате или лежал не в силах пошевелиться… Францисканский монастырь. На переднем плане — «башня призраков».

Иногда журналисты и интервьюируемые ими респонденты меняются местами, и им приходится отвечать на вопросы, касающиеся тонкостей профессионального жанра. Одной из первых, кто еще до шумихи встретился с «Белой Панной», оказалась журналистка Елена Леонидовна Левкович, ныне — заместитель главного редактора «Народной газеты». Что интересно, ни в одном из многочисленных репортажей о привидении кроме непосредственно первоначальной статьи ни имя, ни подробности инцидента не фигурировали. Елена Леонидовна рассказала нам обо всех обстоятельствах произошедшего. В Гольшаны мы отправились с коллегой, который в какой-то командировке услышал про происходящие там события.

Мы договорились, что будем отслеживать хоть какие-то изменения, которые могли повлиять на психику. Хотя ни в какую мистику, честно говоря, я не верю, чувствовала я себя во время той поездки не в своей тарелке. В 1997 году все события концентрировались только в одной угловой комнате. События тогда еще только начинались. Тогда история еще не успела обрасти мистическим ореолом и нам рассказывали лишь «голую статистику» и от этого она казалось еще более невероятной и похожей на правду» — про прораба и архитектора, которым казалось, что они «ползали» по потолку и другое… Мы остались ночевать в угловой келье.

Наконец стемнело, но свет мы пока не выключали, думали дождаться полуночи — самого мистического времени суток. Кроме лампы, которая немного гудела, ничего не было слышно. Быстро настало отведенное для «появления привидения» время. Но само «привидение» не появилось. А воображали мы его в виде экстравагантного отца Гамлета, с тяжелой поступью и грозным взглядом.

Ничего этого не было. После того как мы потушили свет, начали метаться небольшие тени — от стены к стене. Светло-серые, будто платочек из тонкой ткани. Они будто втягивались в центр паукоподобного потолка и крутились по кругу, превращаясь в немного поблескивающие точки. Сам потолок тянул к себе как магнит, казалось, что если потеряешь контроль, можешь и на самом деле взлететь вслед за серыми «платочками»… Оно ходило где-то рядом — в зеркале, которое стояло напротив около окна несколько раз менялись изображения почему — неизвестно, так как то, что отражалось в нем — подмости, тяжелые шторы на окне — двигаться просто не могло.

Потом в нем промелькнула серая тень». По всей вероятности, это первое задокументированное на бумаге если не считать В. Короткевича свидетельство о наблюдении феномена Гольшанского монастыря, так как публикация об этом датирована 1997 годом [25]. Правда «светло-серые мечущиеся тени» очень уж напоминают летучих мышей, которые водятся в монастыре в изобилии. Одна из «странных фотографий», сделанных в Гольшанском замке.

Чего только не рассмотрели в темном контуре, начиная с НЛО и заканчивая птеродактилем. Ответ, по-видимому, гораздо проще — это пресловутый обитатель замка — летучая мышь. О том, что, по крайней мере, не все журналисты нагнетали страха в материал для выполнения редакционных заданий, нам подтвердил и Дмитрий Корсак, который ездил в Гольшаны от трех разных газет [17, 20]. В тот единственный раз, когда он столкнулся с необъяснимым, он работал в газете «Советская Белоруссия». И в прогосудрственное издание попало далеко не все.

Буквально через час почувствовал себя как будто в бреду при большой температуре. Меня словно парализовало. Слышал как по коридору, находящемуся за дверью, идет процессия из человек 10—15. Вокруг мерещились шорохи и вздохи, в полудреме, на грани сна и яви, грезились самые жуткие кошмары, явственно различались женские голоса. Но в здании никого быть не могло — оно было закрыто на ночь.

Меня «отпустило», как только шаги стихли. Не заснув до двух часов ночи, я отправился в соседнюю комнату к печке покурить. И в этот момент отчетливо услышал на втором этаже шуршащие легкие шаги. На грани паники бросился к посту сторожа. Он мирно сидел на своем месте.

Но кто тогда ходит по второму этажу, куда можно попасть, лишь открыв железную дверь? Я был полностью трезв». Кто из журналистов сказал правду, а кто разбавил солидной порцией «лапши»? Сверху стоп-кадр из фильма Рен-ТВ «Секретные территории: гости из параллельных миров» 2012 , а снизу показано как он делался: возле монастырской стены проходит женщина в накидке [34]. Именно процессию, а не некое единичное видение наблюдала и Олеся Ясулович, старший научный сотрудник музея, которая рассказывала нам в 2006 году следующую историю: «Сидела за столом, читала книгу, а потом положила голову на руки и задремала.

И слышу — через музей идет толпа людей, проходят за моей спиной, шлепают босые ноги. Они двигались по направлению к ближайшей стене и исчезали там. И я все понимаю: что нахожусь в музее, что отвечаю за ценности, что должна остановить этих людей и спросить куда они идут, но не могу поднять голову. И так тяжело, что плачу от бессилия. И вдруг чьи-то руки ложатся мне на плечи, и становится легко-легко, и голова сама по себе поднимается… По комнате словно расстилается какая-то дымка [туман?

Отчетливая такая речь, только непонятно на каком языке…» [29, 40]. Не менее интересный случай рассказали нам во время экспедиции 2007 года. Однажды в музее проводилась выставка задержанных таможней контрабандных икон. Коллекция была дорогостоящая, поэтому в выставочном зале постоянно дежурили сторожа. Одина из охранниц Анна Лосенок , задремав за столом у печи, услышала, как в зал из дверей с галереи ночью вошла толпа людей.

Оторвать голову от стола оказалось невозможным, будто напало оцепенение. Слышались только различные шаги можно было даже разобрать тип обуви — на высоких каблуках и т. После этого все смолкло, сторож смогла оторваться от стола и оглянуться. В закрытом зале было пусто и тихо, все иконы оказались на своих местах записал В. Не менее распространенным наблюдением в монастыре является ощущение воздействия некой фантомной руки.

Чеслава Окулевич всем без исключения посетившим ее журналистам и исследователям рассказала приключившуюся с ней однажды историю: «Однажды утром я пришла на работу и обнаружила, что повсюду горит свет. Я рассердилась на забывчивых сотрудниц и принялась выключать электричество. В одной из комнат одновременно со мной к выключателю как бы потянулась серая призрачная рука, и свет погас до того, как я коснулась кнопки [11, 39]». Как оказалось, молния в этот момент попала в трансформаторную подстанцию [8]. Однако в более ранних публикациях Чеслава Францевна о руке не вспоминала, упоминается лишь о том, что, оставшись зимним вечером одна в помещении, она ходила из комнаты в комнату и нажимала на выключатели.

Но… свет не гас даже после выключения [25]. Либо рука все же плод дальнейшей фантазии, либо это аналогичный случай электрических шалостей. Работники музея также упоминали об этой непривязанной к телу конечности. Галина Чимбор не раз ощущала на себе прикосновения чего-то невидимого [34]. Стоило одной молодой сотруднице заснуть во время ночного дежурства, как чья-то рука начинала ее будить, давая легкие подзатыльники [11, 29].

Другая сотрудница призналась своему директору, что во время экскурсии вдруг почувствовала, как чья-то рука обняла ее и так держала до ее окончания. Были случаи, когда рука водила кого-то из посетителей. Одна из туристок рассказала директору музея, что едва она переступила порог этого заведения, кто-то взял ее за руку и держал, пока она не вышла из здания. В зале есть темное место, там женщину как бы остановили, и она почувствовала запах крови [11]. По сведениям, собранным поисковиком Уфокома Анной Масюк, неравнодушна оказалась рука или даже руки к журналистам белорусского телеканала «ЛАД», впрочем, телевизионщики сами спровоцировали ее.

Приехали журналисты телеканала с одной из передач, посвященных мистике. И вот они, три человека — оператор, ведущий и режиссер этой передачи — довели себя до полумедитативного состояния и ровно в полночь со свечами зашли в эту комнату. Одна женщина после утверждала, что она услышала что-то, но ничего не поняла из разговора. Вторая рассказывала, что ничего не слышала. А мужчина в это время обратил внимание на поведение свечей.

Пламя не ровно светило и не изгибалось в одну строну, а тянулось в обратную сторону, образуя словно какой-то цветок. Он вдруг почувствовал, что сейчас должно появиться что-то, и сказал женщинам: «Выйдите отсюда». Когда они ушли, он явно ощутил, что [некая посторонняя] девушка стоит в проеме окна, хотя никого не видел. Он стал с ней разговаривать. Стал просить прощение за поведение мужчин из того далекого прошлого, за то, что она так страшно умерла, что не узнала материнства.

А она вдруг появилась у него за спиной, и он почувствовал, что чья-то холодная рука стала гладить его по голове. Он говорит: «У меня отнялись ноги, я стал дергать за стул и прыгать на стуле к выходу. Я доскакал до этого места, и вдруг как какая-то сила вместе со стулом перенесла меня в ту комнату». И он там упал, стал кричать «мне плохо, мне плохо». Так они уехали и ничего не сняли [11].

Вообще музейные работники очень часто описывали некие мистические аудиовизуальные проявления. Галина Чимбор рассказала поисковикам Уфокома, что однажды во время ремонта диван поставили недалеко от подвала, где были найдены кости. В какой-то момент она присела на него, закрыла глаза и чувствует — кто-то надо ней стоит. Пыталась заставить себя открыть глаза, но понимаю, что не могу. Начала крестится и читать «Отче наш».

И тут слышу — шаги такие «топ-топ-топ» в сторону двери, которая соединяет костел с музеем. Как только шаги стихли, я смогла открыть глаза». Однажды проходила обычная экскурсия. Школьник из 181-й минской школы вёл себя излишне оживлённо. Потом резко закрутился на одной ноге и упал на руки подоспевшей директрисе.

Это был обморок. А когда он пришёл в себя, то рассказал, что посмотрел на потолок, заинтересовавшись рисунком свода, как вдруг эта звезда в центре начала вращаться и с такой силой, что его начало затягивать, приподняло и... Как-то раз директор музея и одна из сотрудниц работали в директорском кабинете. Вдруг послышались шаги в коридоре. Они решили, что пришла сторож, зовут: «Анечка, иди сюда».

Но никто не заходит. Вышли в коридор, все осмотрели — никого... Другой сторож Галина?

Замок в Гольшанах обрёл свою известность так же благодаря знаменитому беларусскому писателю Владимиру Короткевичу. Он взял за основу образ именно этого замка для своего историко — детективного романа «Черный замок Ольшанский». Замок сегодня Гольшанский замок планировали начать реконструировать долгие годы. Даже были разработаны несколько проектов восстановления. Среди которых фигурировал интересный вариант: накрыть руины стеклянным куполом.

В итоге от этой идеи отказались и решили восстанавливать одну из главных достопримечательностей Ошмянского района по этапам. К 2021 году закончили башню, обустроив на верхнем ярусе смотровую площадку и небольшой выставочный зал. Также в Гольшанах создали необходимую для туристов инфраструктуру. Перед замком теперь есть просторная парковка, туалет, информационный пункт и музей. От Минска расстояние около 130 километров, время в пути 1 час 30 минут. Двигаться нужно по трассе М6 до населенного пункта Шараи, откуда съезжаем на М7 Е28. По пути имеет смысл посмотреть замок в Крево , а также монастырь в Борунах.

Самой распространенной, является, конечно же, сказание о спрятанных в нем сокровищах. Подобными рассказами окружены все старинные здания. Однако в случае с замком в Гольшанах легенда повествует о развитой системе поземных ходов, созданных при строительстве и до сих пор не изученными исследователями. Эта версия выглядит вполне реалистично: при прогулке на руинах замка действительно удалось обнаружить несколько паттерн, уходящих вглубь основания зданий. Имели ли эти ходы технологический характер или же являются входом в развитую систему подземных коммуникаций — проверить невозможно, поскольку с целью обеспечения безопасности они были полностью засыпаны. Впрочем, косвенным подтверждением местных рассказов является и судьба окружающих замок искусственных водоемов: как говорят местные, вода в них попросту исчезла. Входы в подземелья замка полностью засыпаны и проникнуть в них возможно максимум на пару метров Входы в подземелья замка полностью засыпаны и проникнуть в них возможно максимум на пару метров С научной точки зрения этот факт не представляет никакой тайны. Действительно, пруды и озера имеют свойство исчезать, причем нередко за несколько часов. И связано это с наличием карстовых пустот.

Так замок выглядел в 1930 году, фото с сайта: szukajwarchiwach. Дворец стоял в руинах, а восстанавливать его не было ни сил, ни желания. Легенда Гольшанского замка Самая известная легенда замка связана с Чёрным монахом. Бедный юноша влюбился в княжну Ганну-Гордиславу Гольшанскую, которой тоже приглянулся. Через некоторое время про их связь проведал отец княжны. Сильно разгневался и приказал заживо замуровать влюблённого юношу в одну из стен Гольшанского замка. С того времени люди часто начали замечать силуэт человека в чёрном одеянии. Считается, что этот призрак стал своеобразным хранителем замка. Так же местные жители не единожды видели и другие силуэты фигур вблизи развалин. Они уверены, что это жители замка, которые по каким-то причинам не могут покинуть это место. Замок в Гольшанах обрёл свою известность так же благодаря знаменитому беларусскому писателю Владимиру Короткевичу. Он взял за основу образ именно этого замка для своего историко — детективного романа «Черный замок Ольшанский».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий