Герш в одессе кто такой был

Герш Меерович Гершензон (Ихил-Герш Меерович, нем. Hermann (Jechiel Hirsch) Herschensohn — Герман Гершензон¹; 14 июня 1829², Оргеев, Кишинёвский уезд или Скуляны, Ясский уезд, Бессарабская область — 12 февраля 1912, Лейпциг) — немецкий миссионер, авантюрист. Исследуем феномен Герша в Одессе: от первых упоминаний до его влияния на культуру и туризм города в 2024 году. Кто он и какова его история? прозаик. Писал на идише. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.

Прибыла в Одессу банда из…: Мишка Япончик – король воров или красный командир

Рыцарь с большой дороги Герш Мендель Одесса биография Согласно титрам фильм «Жизнь и приключения Мишки Япончика» поставлен по мотивам «Одесских рассказов» Бабеля.
Носович Герш Израйлевич (1883) — Открытый список Путеводитель по русской тюрьме. Спецпроект «МБХ медиа».

Содержание

  • Мендель Герш
  • «Родились и учились в Одессе»
  • Бандит или герой? Как пролетела короткая жизнь одессита Мишки Япончика
  • Мендель Герш из сериала Жизнь и приключения Мишки Япончика (Однажды в Одессе) Цитаты и афоризмы
  • Биография Мейера Зайдера «Майорчик» — сутенера и убийцы Котовского
  • Биография Мейера Зайдера "Майорчик" - сутенера и убийцы Котовского

РИМСКИЙ ПАПА ВСЕЯ ОДЕССЫ

Король бандитского мира объявлял беспощадный террор тем, кто посмеет грабить трудящееся население Одессы. Известно, что Исаак Винницкий жил в родной Одессе до 1973 года, а после перебрался со своей семьей в Соединенные Штаты, где поселился на Брайтон-бич, на Шестой улице. Путеводитель по русской тюрьме. Спецпроект «МБХ медиа». Разговор Мишы Япончика с Мендель Герш (Попробуйте меня). Однажды в Одессе Приключения Мишки Япончика Мендель и телега Скачать. Герш мендель одесса организовывал работу по окончанию Государственного уйгурского персонала России и сожалению животноводческих планов в стене разговоров и примеров. Мовшович моисей, б А Введенский, 2-е изд Т 28. В 60-е годы растет роль евреев в экономике империи. Возникли банкирские дома Гинцбургов, Поляковых. Евзель Гинцбург был одним из организаторов частного банка в Киеве, при его участии был открыт учетный банк в Одессе.

Кажбер, Герш-Лейб

Кто убил Михаила Япончика? Во время ограбления казино Миша знакомится с неким Львом Барским, который становится его главным советником, отдаёт ему в распоряжение своего племянника Костю, и сводит с главным «смотрящим» в Одессе вором Гершем Менделем.
Пан Мендель (Герш). Миша Япончик.Однажды в Одессе Герш-Лейб Лейзерович Веприк родился в 1861 году в живописной Балте, о которой наш земляк Эдуард Багрицкий потом напишет, что это «городок приличный,/ Городок что надо».
Кажбер, Герш-Лейб :: Ежевика – еврейская академическая вики-энциклопедия любимое прогулочное место одесситов. Однако вот кто именно такие биндюжники и зачем они вставали, едва завидев в пивной бравого Костю-моряка, сейчас объясню. К счастью, некогда довелось мне в Одессе побывать.
«Родились и учились в Одессе» Родился будущий главарь одесских бандитов и командир Красной Армии Михаил Винницкий (по метрике Мойше-Яков, по документам Мойсей Вольфович) 30 октября 1891 года в Одессе, в доме № 11 по Запорожской улице.
РИМСКИЙ ПАПА ВСЕЯ ОДЕССЫ: profe_12 — LiveJournal прозаик. Писал на идише.

Носович Герш Израйлевич (1883)

Марьям Исаева — чеченская писательница, поэт, переводчик. Ее отец, один из первых просветителей Чечни учился в Новороссийском Одесском университете. В предисловии ее автор пишет: «В моей книге нет дат смерти людей живших и работавших в Одессе, потому что люди, которые жили и работали в Одессе — бессмертны». Отсутствует в ней и справочный аппарат. В некоторые периоды относительно короткой истории города основан в 1794 г. Но в книге много французских, греческих, итальянских, русских, украинских, немецких, караимских, польских фамилий… Отдельно хочу сказать о болгарской общине.

На мой взгляд, современную историю Болгарии как и Греции нельзя изучать а «отрыве» от Одессы. Множество болгарских военных, политиков, революционеров, писателей, ученых родились в Одессе или на территории нынешней Одесской области. Я подчеркиваю слово «нынешней», так как со дня основания 27 февраля 1932 года область часто меняла границы. В Одессе родились, учились грузины, армяне, латыши, литовцы, таджики, монголы… Многие из них стали выдающимися людьми в своих странах. Кстати, количество евреев, родившихся в Одессе, намного больше количества евреев, учившихся в Одессе.

Совсем нетрудно догадаться — почему … И еще об одесских евреях и евреях, родившихся на территории нынешней Одесской области. Их вклад в историю сионизма, вклад в историю, политику, армию, науку и культуру Государства Израиль был, по словам одного еврея-одессита, «большим, чем вклад Нью-Йорка, Лондона и Парижа, вместе взятых». Примеров этому в книге — не счесть… — С какими трудностями приходилось сталкиваться в работе? Если честно, я никогда не взялся бы за составление такой книги, если бы не был так самоуверен пятнадцать лет назад и представлял, что меня ждет. Люди меняли фамилии, имена, отчества особенно евреи после революции , у них были псевдонимы и подпольные клички… Пример — одесский еврей Овсий Михайлович?

Нахамкис после Февральской революции ходатайствовал первым в России о замене своей фамилии на псевдоним Стеклов. Его ходатайство, в отличие от предыдущего «всеподданнейшего» на имя Николая II, было удовлетворено. Товарищ Стеклов стал первым редактором «Известий». Меняли свои названия города, села, учебные и государственные учреждения. Различные источники, особенно постперестроечные издания, пестрят ошибками, неточностями и просто выдумками.

Иногда трудно найти точные даты, места рождения или смерти даже наших современников. Он умер в 2007 году в Германии. Его друзья написали воспоминания, некрологи. Но ни в одном нет ни даты, ни места рождения. Поэтому его имени нет в книге.

Не смог найти я и дату смерти известного кинооператора «Карнавальная ночь» и др. Он родился в 1905, в 1981 эмигрировал в США. Дальше — никакой информации. Не сомневаюсь, что и в моей работе есть ошибки, неточности. Все обоснованные исправления, замечания и дополнения приму с благодарностью.

Другими словами, кто самый «старый» родившийся в Одессе в вашем труде? Он родился в 1792, месяц и день рождения неизвестны, место рождения — крепость Хаджибей. И когда она успевала их рожать? Он вытекает из работы с большим массивом информации. Большинство знаменитых одесситов родилось в период примерно с 1880 по 1935 гг.

В эти 50-55 лет можно вспомнить теорию Льва Гумилева шло, если можно так сказать, массовое рождение знаменитых людей. После этого периода знаменитости, разумеется, тоже рождались, но не в таком количестве и, если позволите, — не такого качества… — Но Одесса делилась этим добром и с другими городами… — Это верно. Шел идет беспрерывный отток мозгов из Одессы. Напомню ответ Давида Ойстраха на вопрос: «Что нужно для успеха? Он ответил: «Первое — родиться в Одессе.

Второе — вовремя из нее уехать». Кстати, о том же Давиде Макаревском. Он не уехал молодым из Одессы, продолжал работать на заводе в конце жизни занялся шоу-бизнесом — а покинь он Одессу вовремя, как Жванецкий, Ильченко или Карцев, возможно, его имя стояло бы в одном с ними ряду. Так можно сказать и о многих других одесских ученых, литераторах, музыкантах.

Правда, автор очерка о Японце специально делает оговорку: «Очевидно, участвовал Япончик и в покушении на полицмейстера Михайловского… Был ли это поздний миф или чистая правда, трудно сказать. Заслуживают полного доверия только следственные сведения о преступлениях, за которые Япончик оказался на каторге.

В августе 1907 года вместе с анархистами из «Молодой воли» он принял участие в налёте на мучную лавку Ланцберга на Балтской дороге. Следующим его преступлением, зафиксированным судом, был налёт в той же «компании» на квартиру Ландера в октябре 1907 года. В декабре того же года его случайно арестовали в доме терпимости на Болгарской улице. По приговору Одесского окружного суда от 2 апреля 1908 года Япончик был приговорён к 12 годам каторги в Сибири. Интересно, что на суде и следствии Япончик назвал себя именем своего младшего брата — Абрамом Винницким, который работал на месте Моисея в матрасной мастерской». Честно говоря, рассказ Савченко вызывает наибольшее доверие.

Можно легко установить, что все позднейшие легенды о Япончике являются искажёнными и перевранными пересказами очерка из сборника «Аввантюисты гражданской войны». Даже сведения о том, что несовершеннолетнего подростка якобы приговорили к смертной казни что в то время было немыслимо. Савченко же излагает это осторожно: «…существует версия, согласно которой Япончик был приговорен к повешению за убийство полицмейстера, но его несовершеннолетие облегчило участь бандита, и он получил 12 лет тюрьмы». Что касается первой версии о «жутком мафиози» Моисее Винницком, подмявшем под себя всю Одессу, её вряд ли можно признать состоятельной. Дело в том, что, согласно изысканям исследователя Игоря Шкляева, в фондах Одесского сыскного отделения никаких сведений о Михаиле Винницком вообще не имеется. Это, в принципе, неудивительно.

Нет, конечно, сыскная полиция Одессы зря царский харч не подъедала. Да и вообще сыскное дело в империи после Высочайшего указа Его Императорского Величества от 6 июля 1908 года, утвердившего закон об организации сыскной части в империи, было признано одним из лучших в мире. Так что мимо недреманного ока сыскарей подобные сведения не прошли бы. Однако, по сведениям историков, в период революций преступники, пользуясь всеобщей неразберихой, уничтожили значительную часть архивов сыскной полиции. Так, дружина Мишки Япончика участвовала в уличных боях за Молдаванку в январе 1918-го, когда большевики, анархисты и левые эсеры подняли восстание против украинской Центральной Рады. Во время этого «сабантуя» уголовники разгромили регистрационное бюро городской милиции наследницы старорежимной полиции.

Налётчики сожгли 16 тысяч карточек, заведённых на преступников Одессы. Повторяю: отсутствие сведений как таковых нас бы не смутило. Смущает другое: откуда, в таком случае, столь подробные сведения о контроле Мишки за контрабандой, полицией и таможней?! Что-то не вяжется… Скорее всего, мы имеем дело с элементарной путаницей. Версия о рождении будущего Япончика в Голте принадлежит безымянному автору статьи с сайта «Криминальная Россия» «Вор в легенде. Был ли Мишка Япончик первым "вором в законе"?

Там же называется имя отца Мишки — Яков Аронович. Не исключено, что действительно существовал Моцес Аронович Винницкий, но к легендарному Мишке Япончику он не имеет никакого отношения даже фамилия его пишется через одно Н. Самую значительную лепту в создание легенды о «короле преступного мира Одессы» внёс замечательный писатель Исаак Бабель своими «Одесскими рассказами». Казалось бы, сам Бабель расставил все точки над Ё. То есть Беня Крик имеет своим прототипом Моисея Винницкого. На самом деле в этом есть большие сомнения.

Если принять за данность факты биографии Мишки, которые сообщает Савченко и вслед за ним повторяют все остальные исследователи , к моменту первой русской революции 1905 года Мойше Винницкому не стукнуло ещё и 14 лет, между тем как литературному его двойнику было уже 25 годков. Обратим внимание на то, за что молодой Мойша попал в царскую каторгу. Он был осуждён не как уголовный преступник, а как политический. Даже если оставить в стороне историю с покушением на полицмейстера, остаются «эксы», которые Япончик совершал вместе с товарищами-анархистами из «Молодой воли», предъявляя «буржуям» «мандаты» с требованиями пожертвовать деньги на революцию под текстом размещалась печать — череп и кости. Есть также сведения о том, что он участвовал в нападении на казармы казаков 70-го полка, которые усмиряли забастовщиков Одессы. Соответственно, и на каторге Винницкий должен был общаться прежде всего с «политическими».

Судя по дальнейшим событиям гражданской войны, так оно и было: Мойша стал прекрасным оратором, который умел вовремя ввернуть громкие революционные лозунги и призывы. Это очень пригодилось ему уже в 1917 году, когда Временное правительство выпустило «политиков» на свободу. В июле Мойша возвращается в Одессу, где активно использует свой имидж «революционера» и «борца за свободу пролетариата». В Южной Пальмире начинается полный кавардак: Центральная Рада заявляет о «незалэжности» Украйны, что никак не устраивает население Одессы, которое говорит преимущественно на русском языке разумеется, в его «одесском» варианте. Начинаются разборки гайдамаков с большевиками, анархистами, левыми эсерами в октябре 1917 в Одессу нагрянула лично Мария Спиридонова, которая призвала народ к революции и террору. В этом бардаке революционный Японец чувствует себя, как рыба в воде.

Дебоши, перестрелки, налёты, грабежи — это его стихия. Однако Мишка верен себе: на «дело» он всегда идёт с революционной фразой. Уже тогда он действовал по принципу, который позже сформулирует в одной из своих комедий Владимир Маяковский: «Лучше умереть под красным знаменем, чем под забором». Впрочем, Япончик в зависимости от ситуации использует как красный большевистский, так и чёрный анархистский стяг. Отряд тогда насчитывал 100—120 человек, вооруженных винтовками и револьверами, при двух пулемётах». А в конце ноября 1917 года район Молдаванки, где хозяйничал Япончик, объявил о создании независимой «Молдаванской республики».

Об этом прямо писала Центральному Комитету ВКП б в секретном докладе лидер одесских большевиков Софья Соколовская: «Одесский пролетариат - это бандиты-спекулянты, гниль... Не надо подозревать товарища Соколовскую в предвзятости. Она-таки знала, о чём говорила! Напомним, что в то время Одесса уже давно была не только крупнейшим российским портом и торговым центром, но и одной из двух «столиц» наряду с Ростовом-на-Дону отечественного преступного мира. Причём значительная часть профессиональных уголовников как раз обитала на рабочих окраинах. А многие «пролетарии» успешно совмещали полезное с приятным, время от времени занимаясь уголовщиной.

Эти «пролетарские районы», к примеру, перечисляет Валентин Катаев в повести «Белеет парус одинокий»: «Возле самого кладбища к рыбакам стали присоединяться мастеровые и железнодорожники Чумки, Сахалинчика, Одессы-Товарной, Молдаванки, Ближних и Дальних Мельниц». Два первых названия говорят сами за себя. Тот же самый Сахалинчик некогда являлся окраиной города, откуда и возникло название на окраину России, остров Сахалин, ссылали самых отпетых каторжан; известны очерки о сахалинской каторге, принадлежащие Антону Чехову и Власу Дорошевичу. О «специфике» района, в частности, упоминается в романе Льва Славина «Наследник»: «Степиков — судя по происхождению и словарю, уроженец воровского предместья Сахалинчик…». Константин Паустовский в воспоминаниях расширяет географию: «В предместьях — на Молдаванке, Бугаевке, в Слободке-Романовке, на дальних и Ближних Мельницах — жило, по скромным подсчётам, около двух тысяч бандитов, налётчиков, воров, наводчиков, фальшивомонетчиков, скупщиков краденого и прочего тёмного люда». Рабочие порта широко занимались воровством и продажей краденых товаров, то же самое можно сказать и о железнодорожниках.

Когда под боком соседи-бандиты и воры, как тут удержишься? Тем более берёшь-то у «проклятых эксплуататоров»… Весь этот народ, конечно же, боготворил Мишу Японца, как уважительно называли Мойшу Винницкого «работники ножа и топора». Позднее эту традицию подхватят и красные, «идейным» союзником которых Миша всегда выступал. Об этом свидетельствует как большинство мемуаров, так и подлиные документы того времени. Так, секретарь одесского Оперативного штаба военно-революционного комитета Ф. Френкель известный более под фамилией Анулов опубликовал в журнале "Летопись революции" 1923-1924 гг.

Уважали… Так ведь и было за что! С самого начала своей революционно-бандитской деятельности Японец призывал бандитов Одессы не грабить рабочих, а «перенести свою деятельность в центральные, буржуазные кварталы». Одного нахального налётчика ребята Мойши Винницкого даже прикончили за то, что тот грабил «пролетариев» возможно, кто-то из пролетариев оказался хорошим знакомым Японца или пацанов из его окружения. Миша лично написал воззвание, которое прикололи к трупу «беспредельщика». Король бандитского мира объявлял беспощадный террор тем, кто посмеет грабить трудящееся население Одессы. Эксплуататоров — дело другое.

Тут Миша и сам был в первых рядах. Например, в новогодние дни 1918 года «дружина» Японца явилась на пышный новогодний банкет к сахарозаводчику Гепнеру. Это отдалённо напоминало визит домкома Швондера к профессору Преображенскому: «Мы к вам, товарищ, и вот по какому делу…». А дело простое. Можно даже сказать — богоугодное. Миша вежливо объяснил его суть собравшимся буржуа: «Мы очень извиняемся, вы тут едите и пьёте, а на Молдаванке кушать нечего.

Просьба оказать вспомоществование по мере возможности». Незваные гости обошли толстосумов с подносом, помогая им расстаться с портмоне, золотыми кольцами, бриллиантовыми колье и прочей мишурой. Правда, «благородные разбойники» оставили каждому по червонцу на извозчика. Помимо этого, в новогодние праздники «дружинники» реквизировали деньги у князя Абамелика и товары в магазине Гольдштейна. Мишкины революционные бандиты также выступили в союзе с большевиками, эсерами, анархистами, меньшевиками, матросами-черноморцами против Центральной Рады и вышибли гайдамаков из Одессы. Дружина Японца сражалась в уличных боях за Молдаванку, вокзал, Штаб округа.

После победы над «украинцами» в Одессе была провозглашена Одесская советская республика во главе с Совнаркомом. Еврейская боевая дружина Японца вошла в состав Одесской советской армии как резерв правительства и командования и была переведена на государственное содержание. Сам Винницкий был вхож к руководству «красной» Одессы, продолжая реквизиции «во имя революции». Кроме того, Мишка держал под контролем 25-тысячный одесский Союз безработных, состоявший большей частью из босяков и уголовной шпаны. То есть армия ещё та — и всегда под рукой. В то же время уголовники не упускали возможность лишний раз заявить о своей лояльности большевикам.

Так, в газете «Одесская почта» за 2 февраля 1918 года появляется воззвание «группы воров Одессы», которые писали: «Мы, группа профессиональных воров, также проливали кровь в печальные январские дни, идя рука об руку с товарищами матросами и рабочими против гайдамаков. Мы тоже имеем право носить звание граждан Российской республики!

В ходе Великой Отечественной войны могила была разрушена, и только спустя несколько лет останки комкора были найдены.

Хотя до сих пор историки сомневаются в подлинности того, кто захоронен в городе Котовск, ведь никаких экспертиз останков не производилось… А дело об убийстве и сейчас хранится под грифом «совершенно секретно». Дальнейшая судьба и смерть Находясь в заключении, Мейер пользовался широкими привилегиями — его назначили начальником клуба, а это значило, что он имел право выходить в дневное время за пределы тюрьмы. Через три года убийцу выпустили условно-досрочно, и он устроился сцепщиком на железной дороге в Харькове.

В 1930 году конная дивизия Котовского праздновала первый юбилей — десятилетие боевого пути. Круглая дата отмечалась с размахом, на торжества приехала и вдова легендарного комкора. В один из дней к Ольге Петровне подошли бывшие сослуживцы ее мужа и сообщили, что Мейер Зайдер приговорен ими к смерти.

Женщина стала возражать против самосуда, упирая на то, что только убийца знает, кому же на самом деле была выгодна смерть Котовского и кто настоящий заказчик. Однако уговоры вдовы не подействовали на бравых служак. Тогда та заявила, что вынуждена будет доложить «куда следует».

И доложила, но… это совершенно ничего не изменило! Через несколько дней после разговора Зайдера нашли мертвым, лежащим на железнодорожных путях. Убийцы задушили его и планировали, что проходящий поезд изувечит тело до неузнаваемости, так что истинную причину смерти установить будет невозможно.

Однако труп был обнаружен до прохода состава. Примечательно, что, несмотря на известность личностей, совершивших преступление — а это были кавалеристы Стригунов и Вальдман — никакого наказания им назначено не было. Так кто же убил?

Несомненно, что у Мейера Зайдера не было никаких личных причин убивать своего благодетеля. Поэтому возникает вопрос о том, кому же была выгодна смерть легендарного комкора? Если вспомнить о том, что буквально через несколько месяцев на операционном столе умер Михаил Фрунзе известно, что на операции язвы желудка настаивал сам Сталин, а погиб нарком от явной передозировки разных видов наркоза в недопустимых сочетаниях , то ситуация начнет проясняться.

Все это наводит на мысль, что Иосиф Виссарионович просто-напросто избавлялся от конкурентов. Впоследствии будет убит в Мексике Троцкий, расстреляны Каменев и Зиновьев — ленинская гвардия медленно, но верно уничтожалась. Почему начали именно с военных?

Прекращение явного влияния Менделя Герша на одесскую историю, наблюдается сразу же после вступления в законную силу Советской Власти, пришедшей в Одессу, примерно 1919 - 20 году и больше никогда так очевидно не проявлялась. Пан Мендель,так и остался, одним из самых загадочных исторический явлений, в истории Одессы. Кто он? Где жил? Чем заслужил, такое колоссальное влияние на криминальные структоры Одессы? И куда ушел?

Ну, а вот следующий персонж, не совсем укладывается в рамки здравого смысла, но зато полностью подходит прод менталитет нашего отчества. Примерно в это же время, которое описано в предыдущих обзорах, на Одесской сцене, завораживающих событий, появилось еще ондо действующее лицо - Котовский Григорий Иванович. Однозначно выделяющийся на общем фоне, происходящих на то время событий, прежде всего своей редкой прической, Григорий Иванович, был достаточно замкнутым человеком. Он никогда, не проявлял особых эмоций, ни в какую сторону и по-слухам, обладал скверным чувством юмора, что само по себе выделяло его среди коренного населения Одессы. Первое его появление в городе было не особо фееричным. Его прямо на одесском вокзале , арестовали и доставили в общую тюремную камеру, как бы "...

Но арестовавшие его " драконы ", можно сказать, не ошиблись в проявлении своей интуиции. После отбытия наказания, в то далекое время, Котовский подался в Бесарабию, нынешнюю Молдову и успел стать достаточно яркой фигурой, в развитии бесарабского криминала. Но после освобождения, из-под Одесского задержания, он перешел дорогу "Королю", одесского разбоя и после достаточно крепких переговоров, обошедшихся без кровопролития, особо не "светился". Но каково же было удивлене, криминальных, да и не только, извесностей Одессы, когда Григорий Иванович, в полном смысле слова - на вороном коне, появился в командующем составе формирующейся Красной Армии! Новенькая, хрустящая военная форма на бойцах и полное военное вооружение, неоднозначно говорило о том, что на эти атрибуты, требовалась немалая сумма денег. А еще, каким то, витиеватым образом, подсознание связывало это все, с внезапным появлением Котовского в Одессе.

Глава 34. Про Одессу

О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Путеводитель по русской тюрьме. Спецпроект «МБХ медиа». Мендель Герш. Что это был за человек, кто он и откуда – исторических документов нет. Родился будущий главарь одесских бандитов и командир Красной Армии Михаил Винницкий (по метрике Мойше-Яков, по документам Мойсей Вольфович) 30 октября 1891 года в Одессе, в доме № 11 по Запорожской улице. По старой еврейской традиции, если ребенок заболеет, ему дают второе имя. Авраам и Шулим, то есть Семен. А Герш в переводе с еврейского будет Григорий.

Кто убил Михаила Япончика?

прозаик. Писал на идише. Архивировано 20 июня 2012 года. ↑ Шулим Судит «Герш-Лейб Кажбер (Вайнштейн)» (неопр.). Одно хорошо — евреев в Одессе было много. В «армию сопротивления» Моисей Винницкий вместе с тысячами единомышленников вступил в аккурат перед октябрьскими погромами 1905 года. Тогда же он в первый раз взял в руки огнестрельное оружие.

Красные командиры делались в Одессе

Дитя было классическим «гадким утёнком». Демонстрация его миру требовала, в том числе, и мужества. Многострадальное это детище с момента рождения не сопровождала счастливая судьба благоговейного ожидания… «Родиной профессионального еврейского театра в России явилась Одесса». В этой, непременно начинающей все исследования фразе, в положении, ставшем догмой, присутствует серьёзная натяжка. Не создана была тут драматургическая база. Пример И. Еврейская драматургия рождалась не в Одессе. Не было и никаких попыток создания именно здесь еврейской сцены. Еврейский профессиональный театр был создан вне Одессы. На промежуточных стадиях происходила «чистка от дикости».

Обратимся к документам, не избегая мелочей быта, «жизненных дрязг», и того «сора», из которого выстроилась дорога, на которой мы обнаружим новорождённый еврейский театр. Часть первая Одесса до еврейского театра Глава первая …Присутствие евреев в Северном Причерноморье отмечено ещё во времена эллинской колонизации, а также более позднего турецкого владычества. Еврейские поселения были разбросаны среди небольших сёл поблизости Хаджибейской крепости. Заберёмся вглубь истории Хаджибея. И потянулись чумаки в далёкий Хаджибей. Но в чьих руках находилась тогда торговля Польши и Литвы? Вместе с чумаками в Хаджибей проникли и евреи, которые занимались соляной торговлей». В присоединённых к Руси областях Малороссии евреи тоже не имели постоянной оседлости». В 1743 году Сенат просил императрицу Елизавету Петровну допустить евреев для торговли в Малороссию, доказывая, что еврейские купцы приносят большую пользу краю.

Императрица написала на прошении Сената следующее: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли». История недопущений и изгнаний создавалась из соображений экономических, политических, религиозных… Так было до 1762 года, когда в царствование Екатерины Второй империя, «прирастая» Польшей, внимательно присмотревшись к своей разбухшей территории, ахнула: «Евреи! Вопрос о недопущении или высылке огромной массы народа остался в прошлом, сменившись более актуальным: «Что нам делать с русскими евреями? Евреев, оказавшихся в подданстве, но не в гражданстве, для начала ожидало отделяющее их от страны изобретение в виде «Черты оседлости», включающей и земли ранее присоединённой к России Новороссии. Земли эти нуждались в заселении, экономическом и экологическом возрождении. Первые попытки предприняла Екатерина Вторая. Но с городской жизнью пришлось повременить. Евреям немало приходилось терпеть в Польше от панов, потому и возможность получения свободы на новом месте была встречена с наивным энтузиазмом. Невероятные льготы!

Доротея Атлас настаивает, впрочем, что условия перехода несколько отличались от екатерининской «рекламы»: «Вывесть из-за границы каждому хозяину по пяти польских семей мужиков, домы и школы построить собственным коштом, льготы иметь один год от постоев и прочих по земли тягостей, кроме как в казну подлежащих податей…». В черту оседлости загонялось всё большее количество «граждан». При заталкивании в резервацию продолжали интересоваться материальным положением переселенцев: «…не надобно, ли по розуму 625-й статьи 12-го тома Свода Законов прежде узнать, в состоянии ли будут 70 семейств евреев поселиться своим коштом на предполагаемой для них земле…». Запретительная, жёсткая силовая политика не только уничтожала людей, но приводила к угрозе исчезновения народа. В мире, окружавшем Россию, евреи пытались спасти соплеменников, выведя бесполезный для неё народ в места, где он мог бы возродиться и принести пользу миру: «Эту мысль впервые высказывал ещё в 1846 году д-р Филиппсон, и она скоро нашла своего исполнителя в лице французского еврея И. Потеряв при жизни своих детей, Альтарас желал посвятить своё многомиллионное состояние делу переселения евреев из России в менее населённую страну, где они могли бы заниматься земледелием. Остановились на Алжире. Французское правительство без больших хлопот со стороны евреев согласилось отвести в присоединённом недавно к Франции Алжире участки земли для 40 тысяч еврейских семейств. Альтарас сам отправился в Россию, побывал во многих городах, вступая всюду в переговоры с евреями, и убедившись в их сочувствии, отправился в Петербург.

Альтарас был согласен на это. Предприятие было материально совершенно обеспеченно, так как к нему примкнули братья Ротшильды и другие еврейские миллионеры. Крепость Эни-Дунья Хаджибей. Старинная гравюра …Камень с надписью нельзя отнести к наиболее древним. В этом можно убедиться, сравнив его с камнями у холмиков могил, наполовину отшлифованными всепожирающим временем. В 1789 году адмирал Иосиф де Рибас водрузил русский флаг над турецкой крепостью. В развалинах находились 6 еврейских семей, не успевших её покинуть. Предполагают, что были они выходцами из восточных, в частности, сефардских общин Крыма. Этот склон Воронцовской горы и был еврейским гетто в Одессе.

Тут жили все евреи, тут они имели молитвенный дом, вероятно, в частной квартире, тут они имели «микву» для религиозных омовений. Баня носила название «еврейской» и находилась в заведовании магистрата, который отдавал её в откупное содержание…» 13 Молодая еврейская община в Одессе была так бедна, что нуждалась в предметах первой необходимости: «Еврейские общественные, богоугодные и учебные заведения, общественные финансы, воспитание детей, и даже интеллектуальное и нравственное направление общей массы, все проявления еврейской жизни находились в жалком состоянии». Собравшиеся в первобытной Одессе поселенцы были в массе своей столь же первобытны. Плюс засушливый климат, эпидемиологическая и военная угрозы, неблагоприятные инженерно-геологические факторы, полуоткрытый залив, требующий серьёзного гидротехнического участия, и прочее. Только вообразите себе, что лично вы заброшены судьбой в этакую передрягу, и тогда в полной мере сможете оценить стойкость, отчаянность первых одесситов. Первопоселенцы же евреи были в абсолютном большинстве малоимущими. Художник Г. В юный город спешили мелкие торговцы, привлечённые слухами о лёгкости спекуляций в Одессе, отставные чиновники, оказавшиеся волею судеб далеко от столиц, авантюристы всех мастей и наций, беглые крестьяне, откровенные маргиналы… Одетые часто в национальные костюмы, они казались приезжим, поражённым этой библейской картиной, «в малом виде рождающимся целым миром». Одесситы, выходя на улицу, немедля превращали её в сцену, декорациями для которой служил сам город.

Включение населения в действо на подиуме «театра мод» было тотальным… В Одессе скопилось также множество беглого люда, записанного по подложным паспортам. Нрава они были самого простого, да и Империя была далеко. Управляться с таким населением было непросто. Указ де Рибаса в 1796 году гласил: «Неоднократно уже я слышал здесь в городе пальбу, делаемую жителями из ружей и пистолетов. Впредь таковая стрельба, не только ночью, но и днём строжайше запрещается, а ежели кто, невзирая на сие, осмелится стрелять, таковой должен будет за всякий выстрел заплатить штрафу в гошпиталь 25 рублей, или содержан под караулом один месяц». Экзотическое поведение на улицах процветанию города не способствовала. Первый градоначальник Одессы «С 1795 года и. Банальная взятка, организованная «наверх», в исполнении одесситов становилась уже моментом искусства. В дело включились иностранцы, не слишком пока эффективно использовавшиеся.

Герцог Ришелье исхлопотал Высочайший указ, по которому иностранцы, оказавшиеся в местной тюрьме за просрочку паспортов, были освобождены и приняты в одесское мещанство. Процесс, говоря сегодняшним языком, пошёл: скрывающиеся от закона беглецы из России и другие, желающие легально устроиться, заявляли всего лишь о потере паспорта, и без промедления обретали звание городских мещан. Привыкшие к гонениям и нелегальной деятельности евреи нашли в новых правилах много пользы. Появившиеся турецко, цесарско и иные подданные из их числа получали к новому статусу ещё и льготы в коммерции. Огюста Раффо. Париж, ок. Глава третья Ришелье рядом оригинальных мер добился привлечения еврейского участия в развитие города. Подготавливая порто-франко, герцог не мог не предполагать пользы от активного участия евреев в этом проекте. Привлечение иностранцев и евреев привело и к такой свободе, о которой не имели понятия в столицах.

В город хлынули новые переселенцы. Дарованное городу 16 августа 1817 года порто-франко, стало той волшебной палочкой, мановением которой обозначилось начало «гигантского скачка». При графе Ланжероне налаженная Ришелье торговая машина уже мало нуждалась в личных усилиях губернатора-градоначальника. Главное было следовать указаниям Ришелье, т. Линия порто-франко проходила по окраине города. Позже, в связи с огромным ростом контрабанды, когда во многих местах граница проходила так близко от домов, что товары легко перебрасывались за неё, контрольная черта была приближена к самым границам города. Молдаванка и Пересыпь остались за линией порто-франко. Именно здесь проживало большинство бедного еврейства, ставшее контрабандистами, изобретательнее которых не было.

Торговая 43 Валдовский Б. Преображенская, 31, уг.

Нежинской, д. Григорашенко Вейц Волько Церковная пл. В Преображенская 52 Войцеховская К. Прохоровская 77, уг. Степовой Гааз Филипп Philippe Haas Полицейская, дом Генцеля Согласно скрупулезным исследованиям, проведенным известным одесским краеведом Олегом Губарем, историческое объявление в газете «Одесский вестник» об открытии фотографии в городе Одесса появилось 27 февраля 1843 года и принадлежало живописцу Филиппу Гаазу. Гоголь Никифор О. Преображенская, д. Дерибасовская, дом Хакаловской , уг Успенская и Александровского просп. Одесса, Ришельевская, 7, у Греческой ул. Одесский мещанин, владелец фотографий.

Образование получил в Одесской прогимназии и Одесской рисовальной школе. Будучи учеником рисовальной школы, занимался в фотокружке при Одесском отделении ИРТО [по непроверенным данным, с 1896 г. По окончании школы командируется от отделения ИРТО в Вену в высшее фотографическое учебное заведение — Фотографический институт профессора Эдера. После окончания института стажировался в Мюнхене и Берлине, работал в студии Дюркоопа. В 1900 г. В 1913 г. ВО-914, с. Стал владельцем фотографии Тираспольского в 1903 г.

Из боковых дверей личные телохранители Крика вывели Мимо Кассы. Облаченный в костюм Мефистофеля, он плелся к сцене, как к эшафоту. В ту же минуту громилы из профсоюза деловито внесли в зал корзины с яйцами и помидорами. Мягко ступая по ковровым дорожкам, они услужливо распространились по залу. Надо сказать, что к предстоящему испытанию Мимо Кассы подошел крайне ответственно. Как бы там ни было, а ему предстояло петь на главной сцене Одессы. О таком многие мечтали годами. За то краткое время, что ему было отведено, он прослушал все пластинки Шаляпина и определился в выборе. Он избрал партию Мефистофеля из оперы «Фауст». Этот образ показался ему роднее других. Перед выступлением он зашел в уборную и распелся. Телохранители Бени были не изверги. Они принесли ему выпить, а потом повели в зал. Взойдя на сцену, Мимо Кассы сипло возвестил: Некогда профессиональный грабитель и любимец Бени Григорий Котовский после Октября пошел в красные командиры и предал своего друга. Эпизод искушения. После этого он обвел грустным взглядом удивленно молчащий зал, молитвенно посмотрел на Шаляпина, приглашенного в царскую ложу, вздохнул и взвыл. Поначалу к дебютанту публика отнеслась снисходительно. Кое-кто даже захлопал. Но поскольку ария была не короткой, а тот сучий вой, который издавал Мефистофель, даже отдаленно не напоминал пение, зал начал постепенно выходить из себя. Когда первые метательные снаряды поразили цель, Мимо Кассы счел свой долг исполненным и собрался покинуть сцену. Но Беня суровым взглядом приказал ему продолжать. Налетчик стоически выдержал экзекуцию и после этого в выспренних выражениях извинился перед певцом. Красное и белое Семнадцатый год принес в Одессу сплошные беды. До октября в городе еще сохранялось шаткое спокойствие. Но потом развернулась настоящая свистопляска смерти. И одной из первых жертв революции стал старый Герш. Его убили гайдамаки, грабившие окраины. Усадьба Герша радовала взгляд, и это определило судьбу хозяина. Отряды еврейской самообороны, спешно сформированные Беней, не успели прийти на помощь. Когда биндюжники подвезли к дому штатного пулеметчика, старик был уже мертв. Бесчинства гайдамаков сопровождались лихорадочной сменой властей. В какой-то момент Беня увидел, что его профсоюз — это единственная властная вертикаль, которая размещается в городе на постоянной основе. В ноябре восемнадцатого город взял Гришин-Алмазов, самый молодой генерал в белой гвардии. Причем взял решительно, ценой жизни двадцати пяти офицеров. Он вошел в него под прикрытием пушек французской флотилии и за полдня выбил из Одессы головорезов атамана Григорьева. Стремительный, скорый на суд и расправу, он планировал сделать Одессу отправной точкой южного наступления на Москву. Бандиты, расплодившиеся в городе за годы безвластия, представляли проблему, которую следовало решить быстро и эффективно. Средством решения был избран расстрел на месте. По приказу генерала группы офицеров, разойдясь по вечернему городу, начали педантично отстреливать подозрительных. Узнав о крупных потерях в своих рядах, Беня погрустнел и запросил мира. Он обратился к губернатору с разъяснительным письмом. Мы черная масть. Оставьте нас в покое, и все будут довольны. Готов выслушать ваши условия». В глубине души Беня симпатизировал белому рыцарству, как и всякому рыцарству вообще. Иногда он щеголял по городу в форме офицера, и всякий раз, когда отрывисто вскидывал руку к блестящему козырьку, сладостное чувство разливалось в его душе. В такие минуты он ощущал себя одним из них — этих стройных интеллигентов, спаянных любовью к Отчизне и идеей служения. Эта тайная симпатия мешала ему объявить войну белому рыцарству. Она гасила его гнев. Высокомерный генерал оставил послание без ответа. Замиряться с противником, имея неоспоримое преимущество, противоречило здравой военной логике. Тем более Гришин-Алмазов знал, как бандитская Одесса годом ранее отнеслась к офицерам, пытавшимся удержать город. Тогда она встала на сторону врага и ударила в спину. Офицеров убивали из-за угла. Однажды бросили бомбу в театр во время спектакля. Вот и получайте! Кстати, в каком притоне собираются главари бандитов? У некой мадам Мозес? Гранаты к бою! После уничтожения знаменитого на всю Одессу борделя Беня отдал приказ об ответных действиях. Большегрудая Сильва Мозес, погибшая на рабочем месте, была не просто мамашей, держащей популярное заведение. Усатая и трясущая телесами, она была городской достопримечательностью. Удар по ней был ударом по одесской специфике. По приказу Бени на губернатора было совершено несколько покушений. Однако татарский отряд, охранявший военачальника, всякий раз оказывался на высоте. Татары, давшие генералу клятву в верности, расстреливали всякого, кто посягал на его жизнь. Простым офицерам везло меньше. Они превратились в движущиеся мишени. К концу зимы белым уже было не позавидовать. Красное подполье, которому Беня помог оружием, разрослось и действовало все более дерзко. Пробравшийся в Одессу Котовский добавил огня. Уже прославившийся как красный партизан, он развязал уличную войну против белого офицерства. В марте взбунтовались матросы французских кораблей. Распропагандированные большевиками, они отказались воевать против рабоче-крестьянской республики. Гришина-Алмазова французские генералы отстранили от должности, а потом без боя сдали город большевикам. В середине весны раскатившееся по Одессе «ура» возвестило о пришествии красных. Лиза ликовала. Она купила цветы и бросала их с балкона на головы всадникам революции. Однако вскоре цветы пришлось покупать для похорон. Красная «чека» оказалась не слаще белой контрразведки. Перебив офицеров, большевики взялись за уголовников. Черную масть истребляли обе воюющие стороны и со звериной жестокостью. Уже не было в живых ни Цыгана, ни Васьки Косого. Одного шлепнули белые.

Они щеголяют паникадилами: у них много свеч во время Субботы зажигают, ещё более в праздничные дни». Приложение к газете «Южное обозрение» Одесса. Декабрь 1897 г. Личный архив Ф. Миндлина Простим автору незнание еврейских законов и обрядов, связанные с этим суждения, ляпы в терминах. Скорее стоит его поблагодарить за столь яркую зарисовку состояния религиозных отправлений у евреев на рубеже веков. Но вот на что обратил внимание Стивен Ципперштейн: «…В глазах евреев, вовлечённых в экономическую жизнь города, происходило падение авторитета традиционных еврейских ценностей. Иллюстрацией может служить такой факт, как избиение вечером городского раввина группой евреев, выражавших таким своеобразным способом протест против требований последнего о строгом выполнении еврейских ритуальных законов». Заглянем в синагогу переселенцев из города Броды на углу Почтовой и Итальянской, где «был совершён венчальный обряд, при котором помощник раввина г-н Манделькерн произнёс речь на русском языке». На возражение моё, что я не займу места, а в передней желаю помолиться, я получил ответ, что и через порог не велено пускать. Передаваемое мною распоряжение старшин бродской синагоги заслуживает сделаться известным». Структура, Высочайше утверждённая 29 ноября 1875 года положением Комитета по делам Царства Польского, готовилась к распространению своей деятельности на территории всех губерний черты оседлости: Обложка «Дела о лондонских миссионерах». Миндлина «Министерство Внутренних Дел. Департамент Духовных Дел Иностранных Исповеданий. Отделение 2, стол 2. Господину Одесскому Градоначальнику. Тогда же эта политика начала маскироваться в заботу о самих евреях. Требование «не выделяться» относилось исключительно к евреям. Залман Клейнманн Понимали это и в 1850-х годах, в определённом порядке обрушив на несчастных указы «О запрещении ношения еврейской одежды», «О запрещении еврейкам брить головы», «О запрещении проведения еврейских свадеб на улицах с музыкой»… «Рапорт одесского полицмейстера полковника Вейнберга исправляющему должность одесского градоначальника о недопущении на одесских улицах еврейским свадьбам ходить с зажжёнными свечами и музыкой. Волею его сиятельства г-на Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора, изъяснённой в предписании предместника Вашего превосходительства от 27 августа 1857 г. Исаак Аскеназий Еврейские обычаи и обряды были источниками формирования и собственной культуры театра у евреев. В свадебном обряде, в процессе его развития, органически синтезировались инородные театральные элементы и еврейская зрелищная традиция. Свадьба у евреев сопровождалась, особенно в восточных странах, красочным спектаклем с танцами, музыкой и даже военным парадом. На свадебном торжестве выделилась роль ведущего, руководившего представлением и заполнявшего промежутки между частями, что свидетельствует о стремлении к связному представлению. Ритуал свадьбы был насквозь театрален. Представьте себе такую свадьбу на улице. Необязателен был парад на еврейской свадьбе, чтобы потрясти обывателей сумасшедшей энергетикой песен, танцев, музыки. Не принижен был в эти минуты народ, а вдохновенно свободен. Указ «О запрете еврейских свадеб на улицах с музыкой» был принципиальным для властей. Указ принял к исполнению городской раввин Швабахер, убрав обряд венчания с улицы внутрь синагоги, но сохранив, тем не менее, его театральность. Швабахер действовал не только в интересах безопасности людей. В обязанности раввина входило координировать религиозную деятельность подопечных с требованиями городских властей. Традиционная жизнь евреев в Одессе теперь разрешалась лишь при незаметных для города её проявлениях, и исключительно внутри общины. Успешный принцип управления действовал теперь постоянно, вне зависимости от состава исполнителей: «…начальник Новороссийского края генерал-лейтенант Х. В противном случае начальник края предупредил, что будут приняты энергичные меры для предупреждения раздражения русского населения, вызываемого поведением евреев…». Последним требовалось показать, что Одесса, присоединённая к Империи более 50-ти лет назад, является русским, а не иностранным городом. В Европе евреи имеют такие традиции в своих гетто, да. Но не здесь. Автор вполне объективно, наряду с поразившей его религиозной дикостью, уважительно отметил и поголовную грамотность, и страсть евреев к чтению: «…Жиды охотники до книг церковных, и раскупают их в великом множестве. При мне их же земляк… из числа таких, кои ездят по всему белу свету, навёз в эту сторону из Польши воз целый еврейских книг. И что ж? При мне почти все раскупили…». Что за профессия такая? Традиционный книгоноша представляет собою особый общеизвестный тип, и даже малое еврейское дитя сразу узнает его по изорванным лохмотьям, покрывающим его грязное, безобразное тело, по длинным пейсам и всклокоченной бороде, по сопровождающей его всегда высокой, пирамидообразной кипе книг и брошюр, перевязанной широким чёрным засаленным ремнём…». Художник К. Кукявичюс, 1839 год Нарисовав традиционный портрет старинного книгоноши, безымянный автор вводит нас в картину, населённую более поздними представителями еврейских «интеллигентных» профессий, прибегавших при нужде к древнему промыслу: «…В последнее время среди книгонош встречаются энергичные люди, развивающие свою торговлю. Свадебный шут во время отсутствия свадеб, мелкий меламед, которому врач запретил вести сидячий образ жизни, выбитые из колеи, обременённые большими семействами, евреи начинают продавать книги. Такой книгоноша тоже не имеет ни одной копейки для выписывания книг откуда то ни было; он тоже эксплуатируется книжными лавками, но своим умом, грамотностью и удивительной энергией он ухищряется иногда заработать там, где другой книгоноша ничего бы не сделал. Он сообразовывается с требованиями рынка, он следит за всем новинками, за всеми сенсационными книжками, и, как ловкий биржевой спекулянт, зорко следит за настроением и колебаниями книжного рынка. Как только он останавливается в известном доме, начинают стекаться к нему более просвещённые жители, начинается купля, продажа и мена. Такой книгоноша, как экс-учитель, а иногда и еврейский писатель, обладает знанием нескольких языков, знаком со многими отраслями науки, начитан, развит и потому является интересным собеседником. Но волны жизни сделали своё, они разбили еврейство на части, они сделали его разнообразным и разноцветным. Псевдоним возвышал роль странствующего еврейского просветителя, и был выбран удивительно точно. Менделе Мойхер-Сфорим. Рисунок из экспозиции музея писателя. Одесса Глава седьмая …Знаменитый «одесский фольклор», как и «одесский язык», этот лингвистический феномен, приписываемый часто каждому уроженцу Одессы, дождались уже достойных исследователей. Нам бы разобраться в непростом сосуществовании языков евреев Одессы… Стиснутое «чертой» еврейское население, проживая чересчур уж компактно, являло собой парадоксальное явление, в котором политика ассимиляции разрушалась созданными самой властью условиями для сопротивления ей. Несмотря на всяческие притеснения, евреи здесь сохраняли свои обычаи, культуру, язык. Споры о том, жить ему, или быть заменённым другим, были куда серьёзнее битв «остроконечников» с «тупоконечниками». Наличие упорно существующего в еврейском мире языка сопровождала конъюнктурная полемика. Длилась она бесконечно долго, невзирая на убедительнейшие доводы в его пользу, и была исполнена тревоги у защитников, находившихся в меньшинстве. О чём же ведётся мелочная полемика о жаргоне: нужен он, или нет? А пока небольшой экскурс в историю языка, на котором состоялась блестящая литература, и вырос до мировых высот еврейский театр. Немецкий молитвенник XIII века, содержащий самые ранние свидетельства языка идиш. Национальная библиотека Израиля, Иерусалим «Идиш …еврейско-немецкий диалект…своеобразное наречие, которое служило народным языком евреев во многих европейских государствах. Эти отличия на еврейском театре можно найти, например, в воспоминаниях выдающегося еврейского актёра, одессита В. Вспоминается такой эпизод. Зал встретил реплику добродушным смехом, и Брандеско пришлось уступить…». В состав её входят парафразы из Ветхого завета, сочинения религиозно-эпические, исторические, ритуальные, молитвы и целые молитвенники, сказки, повести героические и рыцарские, и т. Но русский язык мало распространён в еврейской массе; что же касается языка древнееврейского, то хотя евреи поголовно грамотны, и умеют читать на этом своём богослужебном языке, но большинству, и в особенности женщинам, он малопонятен. Для удовлетворения этой потребности стали во множестве издаваться на еврейско-немецком диалекте грубые переделки французских уголовных и других сенсационных романов, кое-как переложенных на еврейские нравы; этот род лубочной литературы достиг своего апогея в писаниях Шайкевича Шомера ». Поскольку, как было сказано раньше, русский язык был мало распространён в еврейской массе, то общение на нём предполагало небольшое количество участников. Небольшой группке любопытных русских интеллигентов, а никак не евреям адресовался Талмуд на русском языке. Проповеди в синагогах на русском языке также не могли привлечь сюда толпы русскоговорящих горожан. Что ни говори, здесь наличествовал явный перебор. Стремление быть понятными для русских являлось, на самом деле, просвещением самих русских в отношении евреев. Дело хорошее. Но вот проповеди на русском, а не на богослужебном языке в синагоге? Логика «просветителей» в Одессе скорее отвечала чаяниям власти. Доктор Каценельсон предупреждал: «…Вспомним судьбу эллинизированных евреев Александрии. Где они?

Герш-одесские рассказы. Мишка Япончик, легенда бандитского мира

Совсем Вятка. Они оглянулись. Тупыми и сонными глазами смотрел на них мордвин. Пермяк захрапел.

Мордвин не спал всю ночь. Они думают, что он дурачок, он всегда ведь молчит. О, он покажет им завтра, понимает он или нет.

Улыбаясь, он плевал сквозь щели досок на нижние нары. На нижних нарах спали чухонец и еврей. Еврей видел каждую ночь, как чухонец подкрадывался к окну и полз бесшумно назад.

Он следил за ним уже девятый день и знал, что этой ночью будет то же самое. Когда луна выкатилась на площадь и отразилась в снегу, чухонец ощупал спящего соседа, темные нары и, спустившись, заковылял к мерзлому окну. Еврей стиснул зубы, дыша носом в кулак.

Чухонец вскарабкался на подоконник и прилип лбом к фанере. Мордвин приподнялся и тяжело вздохнул, закрыв полотенцем рот. Он стал переводить глаза, ворочая зрачками с одного на другого.

Вот будет работка». Чухонец юркнул на нары, еврей полез под полушубок, кашляя. Вотяк захрапел, и пермяк запел сквозь сон пермяцкую песню.

Мордвин улыбнулся и, утомленный, растянулся плашмя. Комендант любил пить по утрам горячий кофе. Он пил его всегда, спеша и захлебываясь, обжигая десны, губы и усы.

Утром следующего дня коменданту не суждено было допить своего кофе горячим. Просили докладать. По особому, говорят, делу.

Кажинный в одиночку. Первым вошел вотяк.

Одесса его времени была шумной, гомонящей на разных языках мира, воровской. В шесть лет будущего бандита, чей воровской потенциал, еще умело себя скрывал, отдали в ученики к матросам. Также он, чудом не иначе, сумел получить образование электрика.

Его даже взяли на завод, где строили аэропланы. Но честный труд в любое время — это то, на чем можно разбогатеть. Мишка эту истину осознал очень рано. Он вырос на Молдаванке. В этом районе Одессы процветали воровские малины, публичные дома, контрабандисты.

Героями мальчишечьих баек становились вовсе не великие полководцы, генералы, а главари бандитских шаек и ловкие налетчики. Естественно, Мишка хотел быть в их числе. Свой бандитский путь, он якобы начал в 1905 году, то есть в возрасте 14 лет. Это был нелегкий во всех отношениях год — первая русская революция, еврейские погромы, русско-японская война, нищета и голод. Во время одного из погромов Мишка помогал евреям.

Поговаривали даже о том, что Мишка причастен к убийству полицмейстера. Михаил Винницкий Япончик Подполковника Кожухаря действительно убили. Но таким ли способом, который описан в легендах об Япончике, не ясно.

И вот тут это и случилось. Муся и Лиза, сестры Максименко, просто сели в поезд и поехали дальше, оставив Гринбергов на милость судьбы.

Но все выжили. Соню и Ревекку выходила моя бабушка Циля. И в 1942-м, когда немцы заняли уже почти весь Северный Кавказ, под бомбами на грузовом судне, а потом в теплушках через пустыню Кара Кум добрались до Сталинабада. Схема семейных связей - для удобства читателя Таки что вы думаете? После войны Ися простил своей жене это предательство.

Только вот условие поставил. Чтобы ее сестра Муся на пушечный выстрел не приближалась к их дому. Ни она сама, ни ее детки. Долгие годы семья не хотела видеть и Лизу, но потом как-то смягчились. Убедили себя в том, что во всем виновата Муся - старшая сестра, подлая интриганка.

И ради любимого брата Лизу терпели. Семья Гринбергов. Я, конечно же, всего этого не знал, когда был подростком, и только удивлялся плохому отношению Гринбергов к Лизе, такой приятной и доброй, у которой всегда, когда я возвращался с моря, в холодильнике был для меня настоящий южный компот и мои любимые вареники с вишней. Думал, что все это какие-то тайные женские дела, их давнее несогласие с этим «морганатическим браком», и называл их Монтекки и Капулетти. Гринберги, мама автора 3 справа, между двумя пожилыми людьми , автор маленький мальчик с сестрой Яной.

Ревекка и автор с сестрой Яной. На веранде той самой дачи в Аркадии. Гринберги уходят В 1964-м умерла бабушка, в 1972-м Ися, в 1974-м Ревекка, не оставив детей. Лиза стала единоличной владелицей квартиры на Ласточкина и дачи в Аркадии. И первое, что я застал, приехав летом в Одессу это Мусю со чады и домочадцы на веранде дачи, куда путь ей был заказан, пока дядя был жив.

А Гринберги постепенно вымирали. К моменту нашего отъезда в Израиль остались только старенький Нойка с незамужней дочерью Аней. Вскоре и он лег на втором еврейском кладбище рядом с братом и сестрами. И Аня, вечно больная, беспомощная, осталась совершенно одна на большой даче в Аркадии в это смутное постперестроечное время.

Одесса гордилась своими бандитами. В фильме о жизни Мишки Япончика был эпизод, отлично продемонстрировавший атмосферу того времени. Полк уголовников вошел в состав 2-й бригады Котовского, который, кстати, был давним знакомым предводителя бандитов. Солдаты Япончика участвовали в боях с войсками Петлюры и добились хороших результатов.

Но командующие Красной Армией были обеспокоены растущими популярностью и влиянием Винницкого на солдат. Поэтому было принято решение убить Мишку, а его людей разоружить. Но так как командующий Красной Армией не мог быть убит без веской причины, без суда и следствия, они решили приготовить для него ловушку. Гибель короля Винницкого отправили в штаб якобы за пополнением запасом. Также ему сообщили, что с ним хочет встретиться один из руководитель Красной армии. Однако Япончик был умен и сразу же заподозрил неладное.

Пан Мендель (Герш). Миша Япончик.Однажды в Одессе

Мк 15:36 , затем субботнюю молитву Ин 19:30 и молитву , читаемую на ночь , к - рую иудеи заучивали еще в детском возрасте Лк 23:46 ". О том, что перед смертью Иисус говорил на древнем иврите или, по иным свидетельствам, на арамейском , легко может доказать, исходя из слов библии, даже неискушенный читатель. С тем, чтобы снять со своих плеч ответственность перед фанатиками и приблатненными, привожу цитату от батюшки Моленко Олега Федоровича Урюпина , считающего себя свободным от любых церковных юрисдикций: 60 « Мф. Боже Мой! Мы видим, что у двух разных Евангелистов приведены почти идентичные слова. Еще слово "лама" у Матфея написано через одно "м", а у Марка через два — "ламма". На небольшое различие в указании на 9 час можно не обращать внимания. Я не являюсь знатоком арамейского и древнееврейского языков, вот почему отвечу не как специалист, а прислушиваясь к своему сердцу. Интересно отметить, что на церковно-славянском языке у Матфея эти слова звучат так: "Илi, Илi, лiма савахфанi", а у Марка: "элоi, элоi, лама сафахфанi".

Как видим, у Марка "лама" на церковно-славянском точно такое же, как "лама" у Матфея на русском языке то есть с одним "м". Зато у Матфея в церковно-славянском звучит "лiма". Итак, налицо проблема различного звучания одних и тех же по смыслу слов, а не разница в значении похожих слов. Сделанные с арамейского переводы на церковно-славянский и русский, которые совершенно идентичны, полностью подтверждают эту мысль». Человек, вроде как, шарит, не так ли? Другую теорию происхождения Иисуса я в шутку назову «Онтологической».

Понятие дисциплины и порядка, где то в очень далеком понимании, пришли в Одессу, с появлением "Короля Налетов" - легендарного Мишки Япончика , которого уже нельзя было назвать биндюжником.

Своеобразный взлет влияния Япончика, пришелся на период, смены государственной власти, в Одессе, но он все же оставил достаточно личных примеров, которые могли бы реально, сделать из биндюжника - человека "более, или менее приличного", как говорят в Одессе. Но вот уж действительной загадкой, является тот факт, что Мишка Японец, каким то странным капризом судьбы, был абсолютным "аналогом" - итальянского, тоже кстати "Короля", или "Крестного Отца"- Дона Карлеоне, или наоборот. Что удивительнее всего, что два этих "Монарха" не смотря на свою схожесть во всем, никогда друг о друге не слыхали. Фактически, жители Одессы в то время, не имели никакой реальной, государственной власти. Единственным признаком управления, было проявление деятельности некого, скрытого от всеобщего обозрения, почти мифического, на даный момент, одного из самых загадочных персонажей истории Одессы некоего - Менделя Герша. Нет никаких задокументированных, исторических фактов о том - кто же какой Мендель Герш и выяснить его личность, до сих пор не удалось. Но как говорят в современных службах новостей, опираясь на неофициальные источники, можно сделать вывод, что пан Мендель - был криминальным авторитетом, очень высокого уровня, или как это впоследствии стало модно называть - вором в законе, причем пользующимся огромным уважением как в криминальных кругах, так и среди простого населения Одессы и не только.

В деятельности одесских банд, процветающих в то время, наблюдалась некая система, как будто кто то, определил территориальные и нравственные ограничения, в их практических действиях. А иногда, в районах, особо бедствующих, от недостатка провизии, внезапно, самым волшебным образом, обнаруживалась телега с продуктами. Горькая участь ожидала и новоявленых беспредельщиков, объявивших о своей независимости, свободе и широте своих взглядов на существующий порядок. Не известно, куда они исчезали, но учитывая близость Черного моря, можно смело дать волю, полету своей фантазии. Прекращение явного влияния Менделя Герша на одесскую историю, наблюдается сразу же после вступления в законную силу Советской Власти, пришедшей в Одессу, примерно 1919 - 20 году и больше никогда так очевидно не проявлялась. Пан Мендель,так и остался, одним из самых загадочных исторический явлений, в истории Одессы. Кто он?

Где жил? Чем заслужил, такое колоссальное влияние на криминальные структоры Одессы? И куда ушел?

Пока Беня экспроприировал ценности, Лиза громко говорила о наболевшем. Он созидает! Все учреждения должны быть разрушены.

Народ сам создаст новый порядок. Вскинув бледные руки и обливаясь холодным потом, служащие благодарно внимали ораторше. А потом девушке захотелось еще. Ей понравилось грабить буржуазию. Старый Герш не одобрял этих подвигов. Его страшила дорога, на которую толкала Беню бойкая русская барышня.

Грабеж дело чистое, втолковывал он своему протеже. Другое дело — экспроприация. Это уже политика. А зачем это надо порядочному грабителю? Герш развел сухими руками. Он сам когда-то любил и помнил, что разум молчит, когда говорят чувства.

Ему оставалось только вздыхать. Старик ворчал, что поставил Беню над всеми одесскими налетчиками не затем, чтобы тот делал глупости. И вот, когда все исправно платят, казна полна и профсоюз процветает, Беня самолично бегает по городу и геройствует, как молдаванский босяк. При всем уважении к Гершу Крик не хотел отказываться от своих маленьких приключений. Он не просто потакал Лизе, страстно желавшей эксов и швырявшей деньги одесской босоте. Он видел, как о нем складывался миф, и этот миф был дьявольски лестен.

К тому же работа доставляла ему радость. И иногда немалую. Однажды дружина Бени посетила частный банк, который непозволительно долго стоял под парами. Его люди привычно выгребали наличность, когда к ним спустился директор и смущенно попросил господина Крика пройти к нему для беседы. В кабинете, куда они с Лизой проследовали, сидел лысый амбал с маузером. Писатель Исаак Бабель увековечил образ Мишки Япончика в своих знаменитых «Одесских рассказах» и даже дал ему новое имя - Бенцион Крик С Котовским они встретились в сибирском остроге.

Знаменитый бессарабский разбойник звал Беню в побег. Но тот счел, что его план граничит с безумием. С той поры они не встречались, но были друг о друге наслышаны. За Котовским гонялась вся полиция юга, а он под носом у жандармов и сыщиков совершал один дерзкий грабеж за другим. Веселый, бойко проповедующий анархизм, он не давал житья местной буржуазии. Котовский всерьез уверял, что люди становятся лучше, когда лишаются предметов роскоши.

Тогда в них проявляется человечность. Лиза пришла от него в восторг. Через год, когда Котовского все-таки поймали и приговорили к виселице, она уговаривала Беню брать тюрьму приступом. Герш чуть не умер от инфаркта, узнав об этом. Закованного в кандалы разбойника охраняли, как главного врага государства. К счастью для старика, общественность подняла шум.

За Котовского вступилась жена генерала Брусилова. Ей удалось оттянуть исполнение приговора, а после революционного февраля новое правительство подарило ему свободу. Городским налетчикам не пришлось жертвовать собой из романтических побуждений. Ария Мефистофеля О том, что его опозорили, Крик узнал из газет. Пресса кричала, что он изменил своим принципам, что Одесса-мама теперь вовек не отмоется и что творческая интеллигенция ему этого не простит. Позор и впрямь был велик.

На улице грабанули Шаляпина. Федор Иванович шел по городу в предвкушении предстоящего выступления, и его раздели, как лавочника. Первый певец России влачился по Одессе без пиджака и штанов, как мог влачиться по ней лишь человек, глубоко чуждый искусству. Изучив периодику, Беня распорядился собрать коллектив. Злодей уныло вышел из строя, застенчиво потоптался на месте и глухо признался, что оплошал. А он шел по улице с таким видом, будто это его город.

Будто в Одессе нет нас. Так гулять — это неуважение к преступному элементу. Меня это задело, Бенчик! Я же не каменный. У меня тоже есть нервы. Сдать оружие!

Пока Мимо Кассы разоружался, Беня придумал ему наказание. Узнав о том, что ему предстоит, виновный побледнел и с поникшей головой вернулся на свое место. Несмотря на нанесенное оскорбление, Шаляпин выступил ярко. Голос солиста, правда, иногда потрескивал от простуды, что вызывало у зала приливы сочувствия. В тот день одесситы устроили певцу такую овацию, какую они не устраивали никому. Это походило на коллективную форму принесения извинения.

Когда занавес в очередной раз упал и стало ясно, что маэстро больше не выйдет, на сцену поднялся эффектный молодой человек и попросил у публики минуту внимания. Все, что я отстаивал в последние годы, все, за что боролся, теперь поставлено под сомнение. Я имею сообщить почтенной публике, что нарушитель закона изобличен и сейчас перед нею предстанет. Я решил: пусть тот, кто посмел поднять руку на певца, выйдет на сцену и исполнит одно из его гениальных творений по своему усмотрению. Пусть подлец убедится на собственном горьком опыте: каково это — жить в искусстве. Из боковых дверей личные телохранители Крика вывели Мимо Кассы.

Облаченный в костюм Мефистофеля, он плелся к сцене, как к эшафоту. В ту же минуту громилы из профсоюза деловито внесли в зал корзины с яйцами и помидорами. Мягко ступая по ковровым дорожкам, они услужливо распространились по залу. Надо сказать, что к предстоящему испытанию Мимо Кассы подошел крайне ответственно. Как бы там ни было, а ему предстояло петь на главной сцене Одессы. О таком многие мечтали годами.

За то краткое время, что ему было отведено, он прослушал все пластинки Шаляпина и определился в выборе. Он избрал партию Мефистофеля из оперы «Фауст». Этот образ показался ему роднее других. Перед выступлением он зашел в уборную и распелся. Телохранители Бени были не изверги. Они принесли ему выпить, а потом повели в зал.

Взойдя на сцену, Мимо Кассы сипло возвестил: Некогда профессиональный грабитель и любимец Бени Григорий Котовский после Октября пошел в красные командиры и предал своего друга. Эпизод искушения. После этого он обвел грустным взглядом удивленно молчащий зал, молитвенно посмотрел на Шаляпина, приглашенного в царскую ложу, вздохнул и взвыл.

Прохоровская 77, уг. Степовой Гааз Филипп Philippe Haas Полицейская, дом Генцеля Согласно скрупулезным исследованиям, проведенным известным одесским краеведом Олегом Губарем, историческое объявление в газете «Одесский вестник» об открытии фотографии в городе Одесса появилось 27 февраля 1843 года и принадлежало живописцу Филиппу Гаазу.

Гоголь Никифор О. Преображенская, д. Дерибасовская, дом Хакаловской , уг Успенская и Александровского просп. Одесса, Ришельевская, 7, у Греческой ул. Одесский мещанин, владелец фотографий.

Образование получил в Одесской прогимназии и Одесской рисовальной школе. Будучи учеником рисовальной школы, занимался в фотокружке при Одесском отделении ИРТО [по непроверенным данным, с 1896 г. По окончании школы командируется от отделения ИРТО в Вену в высшее фотографическое учебное заведение — Фотографический институт профессора Эдера. После окончания института стажировался в Мюнхене и Берлине, работал в студии Дюркоопа. В 1900 г.

В 1913 г. ВО-914, с. Стал владельцем фотографии Тираспольского в 1903 г. Работу в фотоателье Г. Во время проведения в Одессе Торгово-промышленной выставки в 1910 году Г.

Один из организаторов Всероссийского союза фотографов-профессионалов, впоследствии переименованного во Всероссийский союз фотографов, в котором был бессменным членом правления. Похвальный отзыв Второй фотовыставки ОФО в 1894 г. Действительный член ОФО с 30 марта 1897 г.

Предательство

  • Гордость, обедающая с тщеславием, ужинает с бедностью. (еврейская)
  • Братья Гохманы — одесские антиквары — аферисты
  • Как закончилась жизнь вора из Одессы Мишки Япончика
  • Где Герш? | Видео
  • Пан Мендель (Герш). Миша Япончик.Однажды в Одессе
  • Мендель Герш из сериала Жизнь и приключения Мишки Япончика (Однажды в Одессе) Цитаты и афоризмы

Популярное

  • Как царская спецслужба арестовала кровавого эсера Григория Гершуни
  • КРУГОВАЯ ПОРУКА
  • Популярное
  • Маршал Жуков. Легенда о ликвидации криминала в Одессе
  • Жизнь и приключения Мишки Япончика — Википедия
  • Как закончилась жизнь вора из Одессы Мишки Япончика

Байки Михаила Цойрефа. Сдача Одессы

Шавельский мещанин, провизор Герш Исаак Ицков, он же Григорий Андреевич Гершуни, Гершун или Гершунин, являлся создателем и диктатором боевой организации партии социалистов-революционеров. Родился будущий главарь одесских бандитов и командир Красной Армии Михаил Винницкий (по метрике Мойше-Яков, по документам Мойсей Вольфович) 30 октября 1891 года в Одессе, в доме № 11 по Запорожской улице. Герш мендель одесса организовывал работу по окончанию Государственного уйгурского персонала России и сожалению животноводческих планов в стене разговоров и примеров. Мовшович моисей, б А Введенский, 2-е изд Т 28. В принципе, Папа Римский всея Одессы Герш Мендель в исполнении Валентина Гафта вместе с призраком папы короля Винницкого в исполнении Олега Школьника удачно вписывается в без преувеличения великолепный фильм режиссера Сергея Гинзбурга. По старой еврейской традиции, если ребенок заболеет, ему дают второе имя. Авраам и Шулим, то есть Семен. А Герш в переводе с еврейского будет Григорий. Мишка в это время решил, что настало время покорять Одессу. В 24 года он попросился в банду к Майеру Гершу, где впоследствии и получил прозвище Япончик. За короткий промежуток времени Япончик стал известен как криминальный авторитет.

Биография Мишки Япончика, вора в законе: правда и мифы

Остаются в зале только левые эсеры. Их изолировали. А арестовали только самую верхушку, в том числе, Марию Спиридонову, которую американский писатель Джон Рид называл «самой влиятельной женщиной в России». В то время в Симбирске подполковник царской армии Муравьев оказался командующим Восточным фронтом. И как только ему сообщили по телеграфу о смерти Мирбаха и о том, что Брестский мир фактически расторгнут, Муравьев заявил, что он теперь командующий всеми вооруженными силами революционной России на... Правда, его быстренько арестовали... Но что он мог сделать?

Там такие же идейные люди, как и он. Они сражаются за идею, за советскую власть. Вернулся в свой кабинет и написал заявление в Совнарком. Он подал в отставку с поста председателя ВЧК и написал, что считает себя под домашним арестом на все время следствия по делу об убийстве Мирбаха. Благо у него и помощники, и заместители — машина крутится, есть он или нет, неважно. Лишь через полтора месяца в Совнаркоме стали говорить, что нехорошо как-то с Дзержинским получилось.

И 22 августа 1918 года Совнарком принял постановление — утвердить товарища Дзержинского на посту председателя ВЧК. Было постановление съезда о том, что надо террор объявить. Но террор и убийство посла - разные вещи. Когда и кем было принято решение уничтожить Мирбаха и кого направить на убийство - никаких документов на этот счет не обнаружено. Те на следующий день заявили: раз вы не можете обеспечить безопасность наших дипломатов, мы пришлем в Москву для охраны посольства Германии батальон, два, три - сколько потребуется. Мы стали выкручиваться, лишь бы не допустить этого, - обещали им горы золотые … - Почему перед немцами расшаркивались?

Боялись, что сорвется мир? Хотя в Кремле понимали — у немцев уже и так истощены силы... Судя по переписке, дело к тому и шло. Но помешал ряд событий.

Но слишком он был мал, пожалели. Правда, к убийству полицейского наказание отношения, кажется, не имело. Мишку лишили свободы за грабеж и нападения на честных одесситов. В тюрьме, он, к слову, знакомится с Котовским, что во многом определяет его дальнейшую жизнь, но не убеждения.

Но и здесь не обходится без легенд. Поклонники Япончика распространяли миф о том, что Мишка был настолько удачлив, что сумел бежать из тюрьмы еще в 1906 г. Но историки опровергают подобное допущение, не настолько уж плохи были царские охранники, чтобы не прознать про том, что в тюремной камере сидит совсем другой человек. Освободившись, Мишка твердо встает на воровской путь. Он отправляется прямиком к некоему Майеру Гершу. Тот имел собственную банду, членом которой захотел стать Япончик. Кстати, Япончиком его прозвали именно у Герша. Поводом для приобретения прозвища стал особый узкий разрез глаз, как у японцев.

Вот и стал Мишка Япончиком. Многие новые бандиты даже не знали о том, что Япончик-то всего лишь помощник. Бандиты прочно обосновались на Молдованке и прозвали Мишку своим королем. При этом Япончик, чутко улавливающий дух времени, не только бандитствовал, а и проводил собственную политическую линию.

Колонтаевская, 10; Московская, 7; Торговая, 43 Вайц Ревекка с 1901 года. Колонтаевская 10 Родоначальница одесского фотографического клана Вайц. Жена ярмолинского мещанина.

Успешное ведение дел дало возможность предприимчивой даме открыть со временем еще два заведения, в начале Пересыпи и вблизи Нового базара, где трудились ее родственники С. Вайц и В. Вайц, однако, владелицей числилась она сама. Торговая 43 Валдовский Б. Преображенская, 31, уг. Нежинской, д. Григорашенко Вейц Волько Церковная пл.

В Преображенская 52 Войцеховская К. Прохоровская 77, уг. Степовой Гааз Филипп Philippe Haas Полицейская, дом Генцеля Согласно скрупулезным исследованиям, проведенным известным одесским краеведом Олегом Губарем, историческое объявление в газете «Одесский вестник» об открытии фотографии в городе Одесса появилось 27 февраля 1843 года и принадлежало живописцу Филиппу Гаазу. Гоголь Никифор О. Преображенская, д. Дерибасовская, дом Хакаловской , уг Успенская и Александровского просп. Одесса, Ришельевская, 7, у Греческой ул.

Одесский мещанин, владелец фотографий. Образование получил в Одесской прогимназии и Одесской рисовальной школе. Будучи учеником рисовальной школы, занимался в фотокружке при Одесском отделении ИРТО [по непроверенным данным, с 1896 г.

Тираспольский, А. Работу в ателье Г. Горнштейн сообщил о «фотоэмали» опыты демонстрировались »; далее: «3 Разбор претензии г-на Горнштейна к правлению за воспрещение участвовать в конкурсе на выставке семейного вечера 1-го ноября». Дипломы 1-й и 2-й степеней на 2-й фотографической выставке общества «Дагерр» в 1905 г.

Доклад по вопросу преподавания фотографии на 2-м Съезде русских деятелей по фотографическому делу в 1908 г. Похвальный лист Министерства торговли и промышленности на Международной фотовыставке в Киеве в 1908 г. Действительный член РФО с 1909 г. В 1910 г. На собраниях членов ОФО в 1911 г. СКВР-912: владелец фотографии на Дерибасовской ул. Золотая медаль художественно-фотографического конкурса РФО в марте 1912 г.

Лектор-руководитель на курсах ОФО, открытых 29 июня 1912 г. Диплом 1-й степени на малом конкурсе ОФО 25 мая 1912 г. ВФ-912, с. Право на серебряную медаль за портрет на выставке фотографического отдела Харьковского отделения ИРТО в 1912 г. Золотая медаль на конкурсе РФО в 1912 г. Оттиск резинового штемпеля на обороте визитки: «Художеств. Горнштейна, Столешников, 1».

Оттиск резинового штемпеля на обороте бланка: «А. Горнштейн, Художественная фотография в Столешниковом пер.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий