Форма и композиция выступления

8. Этапы подготовки речи: 5. Композиция выступления. 9. Произнесение речи: Выразительность речи. План – основа композиции. Назначение планов и их виды. Приступая к работе над композицией речи, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, т.е. составить план. План – это модель проектируемого выступления. Что же такое композиция речи? Это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала. Официальное выступление — выступление, которое заранее объявлено, оратор представлен аудитории или известен ей из объявления, заранее известна тема, о выступающем известны определенные сведения — кто он по профессии, должности, откуда и т.д.

Композиция публичной политической речи и компоненты композиции речи

Структура и композиция публичного выступления. — КиберПедия Основные элементы публичной речи и ее особенности. Этапы подготовки и композиция текста, используемые приемы. Виды выступлений и рекомендации начинающим ораторам.
Публичная речь и её особенности презентация, доклад Основные элементы публичной речи и ее особенности. Этапы подготовки и композиция текста, используемые приемы. Виды выступлений и рекомендации начинающим ораторам.
Структура речи - вступление - основная часть - заключение Основные элементы публичной речи и ее особенности. Этапы подготовки и композиция текста, используемые приемы. Виды выступлений и рекомендации начинающим ораторам.
СТРУКТУРА — blog Когда текст выступления подготовлен, необходимо прочитать речь вслух, обращая внимание на дикцию, произношение темп речи, громкость голоса. При чтении вслух выявляются ранее не замеченные недочеты выступления и выступающего. Любая речь должна быть произнесена.

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

  • 51 Лекция 6
  • Композиция публичной речи | РИТОРУ.РУ
  • Структура и композиция публичного выступления.
  • СТРУКТУРА — blog
  • Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
  • Тема Мастерство публичного выступления План 1 2 3

Презентация "Композиция публичного выступления" – проект, доклад

Этот классический способ очень хорош для публики – он прочно захватывает внимание аудитории, готовит ее к восприятию темы, создает композиционный стержень выступления и помогает хорошо запомнить содержание речи. Название выступления должно отвечать двум требованиям: • должно отражать его суть, т.е. в лаконичной форме выражать основную. идею выступления; • должно носить рекламный характер, т.е. быть занимательным, привлекать. Тема 1. Структура публичного выступления. Название выступления должно отвечать двум требованиям: • должно отражать его суть, т.е. в лаконичной форме выражать основную. идею выступления; • должно носить рекламный характер, т.е. быть занимательным, привлекать.

Структура публичного выступления: готовый план этапов успешного спича

Публичная речь и её особенности Композиция ораторского выступления. Самой распространенной структурой речи является структура, состоящая из вступления, основной части и заключения. Композиция выступления меняется в зависимости от темы, цели, состава аудитории.
Повествование и композиция: как организовать свою речь, чтобы заинтересовать слушателей 1. Вступление – одна из композиционных частей публичного выступления, в которой подчеркиваются актуальность и значение темы для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса.
Виды и основные жанры публичных выступлений Диспозция. Сущность этапа Композиция речи Содержание и функции введения. Рекомендации по исполнению Содержание и функции основной части Содержание и функции заключения Общие рекомендации по построению выступления: Типы композиции.
Материалы лекций по курсу риторики (стр. 8 ) После написания и отработки текста выступления оратор не должен тешить себя надеждой, что он уже готов к встрече со слушателями. Конечно, проще всего выйти на трибуну и прочитать текст речи по рукописи, но такое выступление не принесет успеха оратору.

Составные элементы композиции

Естественно, возможны и комбинации различных способов. Какой из способов наилучший? Это, конечно, зависит от подготовленности лектора и степени ответственности выступления. Менее опытные лекторы, менее уверенные в себе, предпочитают подготовить текст выступления; те, кто боится публики, нередко пытаются заучивать выступления наизусть путем многократных репетиций наедине; опытные лекторы обычно пользуются различными видами планов-конспектов. Сопер, американский теоретик, считал, что план-конспект — это тот идеал, к которому должны стремиться все ораторы [71].

Структура публичного выступления Непременным условием успеха любого выступления является четкая структура. Она помогает привести мысли в порядок и обеспечивает логичность изложения. Выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: введение, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет такой композиции, и ее ожидания не следует обманывать.

Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления. Введение служит для того, чтобы установить контакт со слушателями и привлечь их внимание. Оно должно вести к теме, не затрагивая содержания. Введение может включать приветствие и обращение к слушателям это первый шанс установить контакт с аудиторией , оригинальный зачин, тематически связанный переход к основной части.

Основная часть выступления должна быть соответствующим образом структурирована. При этом возможны два подхода: с точки зрения логики и с точки зрения психологии. При логическом подразделении большее внимание уделяется материальным аспектам, в то время как психологическое подразделение определяется скорее степенью концентрации внимания. Однако эти принципы не взаимоисключающие.

То, что завершает речь, дольше всего остается в памяти. Поэтому заключение обычно формулируется в виде краткого и легко запоминающегося обращения, побуждения или призыва к действию. Наиболее распространенные варианты заключения: 1 подводится итог, 2 кратко формулируются основные положения, 3 приводятся варианты дальнейшего развития темы, 4 подчеркивается значимость сделанных выводов, 5 ставятся новые задачи, 6 выражаются пожелания или надежды, 7 формулируется призыв. Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры.

Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи. Композиция от лат.

Композиция — это: 1. Строение, соотношение и взаимное расположение частей. Произведение скульптурное, живописное, музыкальное, литературное , сложное или неоднородное по своему составу. Теория сочинения музыкальных произведений.

Материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов спец. Ожегов С. Толковый словарь русского языка. Композиция речи в теории ораторского искусства — построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.

Для наименования этого понятия наряду со словом «композиция» употребляются также близкие по смыслу слова «построение», «структура». Композиция материала в речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора, содержанием выступления. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю. Из-за неправильного построения речи, нарушения соотношения между частями выступления оратору не удается реализовать целевую установку, выполнить поставленную задачу.

Приступая к работе над композицией речи, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план. Важно сразу определить, какие конкретно вопросы вы предполагаете осветить в своей речи. В процессе изучения литературы, анализа подобранного материала план может измениться, однако он в любом случае будет способствовать вашей работе. Предварительный план отражает собственное решение оратором темы выступления, его личный подход к данной проблеме.

После того как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план. Выделите вопросы выбранной темы, отберите существенные и основные, определите, в какой последовательности их излагать. В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые вы хотите использовать. Рабочий план помогает лучше продумать структуру выступления, определить, какие разделы оказались перегруженными фактическим материалом, какие, напротив, не имеют примеров, какие вопросы следует опустить, какие включить и т.

Рабочий план может иметь несколько вариантов, так как он постоянно уточняется, сокращается или расширяется. Характерная особенность рабочего плана заключается в том, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами бывают не только законченные предложения, но и незаконченные, а также словосочетания и даже отдельные слова. Основной план составляется на основе рабочего плана. Это план не столько для оратора, сколько для слушателей.

Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. Этот план сообщается слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи. План речи не всегда оглашается оратором. Это зависит от вида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора.

Чаще всего план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях и т. Слушатели во время таких выступлений ведут записи, и план помогает им следить за ходом изложения материала. В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих речах сообщение плана неуместно. Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты.

Сложный план состоит из вступления, главной части и заключения. Он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому. Структура устного выступления включает вступление, главную часть, заключение. Каждая часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки к ораторской речи.

Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Поэтому начало и конец речи, то есть вступление и заключение, должны быть в центре внимания. Успех выступления во многом зависит от заинтересованности аудитории. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса.

Перед вступлением стоит важная психологическая задача — подготовить слушателей к восприятию данной темы.

Важно учитывать основные принципы построения основной части публичной речи: - принцип экономии простой, рациональный способ, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств ; - принцип усиления значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают к концу рассуждения. Заключение— важная композиционная часть публичного выступления, где подводятся итоги, формулируются выводы по основному вопросу, проблеме выступления, намечаются пути дальнейшей деятельности. Задачи заключения: - повысить интерес к предмету речи; - подчеркнуть значение сказанного; - поставить задачи; - призвать к непосредственным действиям в митинговой речи. В конце речи могут кратко повторяться её основные тезисы, ещё раз подчеркиваться главная мысль и важность для слушателей разработанной темы, могут использоваться дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность речи и оставить хорошее впечатление об ораторе. Недопустимо в конце выступления: - извиняться перед слушателями за то, что не сообщил ничего нового и интересного; - обрывать речь без заключения и уходить; - заканчивать речь шуткой, не относящейся к теме выступления, так как такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи.

Законы логикиотражают закономерные процессы и явления объективного мира. В них зафиксирован многовековой опыт общественно-производственной деятельности людей. Задача оратора — умело расположить все композиционные компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию. Важно, чтобы материал работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Для большей убедительности необходимо использовать в доказательстве не менее трех аргументов.

В то же время, чем умнее аудитория, тем сложнее оратору обойтись одним лишь «вдохновенным блеском мастерства». Внимательных специалистов кружевами импровизации не обмануть — им нужны факты. И если оратор плохо знаком с темой, недостаточно владеет материалом, результата он не достигнет. Можем ли мы, следовательно, сказать, что два фактора — владение техниками ораторского мастерства и знание фактов по нужной теме — гарантированно приведут к успеху? Не совсем так. Если вы знаете, что положить в суп, и умеете красиво сервировать стол — это еще не значит, что обед будет вкусным. И если вы овладели музыкальной грамотой и умеете быстро и аккуратно записывать ноты — не факт, что у вас получится прекрасная музыка. Нужно знать секреты композиции… Хорошая речь, как и хорошая музыка, получается, когда мы правильно распределяем ее содержание, подаем факты в наилучшей последовательности — так, чтобы каждый из них подчеркивал и усиливал общее впечатление. Правильно выстроенное выступление синергично — оно действует на аудиторию значительно сильнее, чем подействовали бы факты сами по себе.

Композиция публичной речи

Композиция публичного выступления: определение, основные принципы. Один из разделов книги Поля Сопера «Основы искусства речи» начинается словами: «Сражения выигрывают не только при перевесе в живой силе и снаряжении, но и при превосходстве стратегии и тактики». Композиция выступления соотношение его отдельных частей ко всему выступлению как единому целому. Общие принципы композиции: Последовательности, Целенаправленности, Усиления, Экономии, Результативности. Третье занятие серии посвящено структуре публичного выступления. Традиционно структура выступления делится на три блока: вступление, основная часть и заключение.

Тема 2.2. Мастерство публичного выступления

На этапе подготовки главенствующая роль принадлежит логике, её законы необходимы для разработки плана выступления, отбора материала, формулирования тезиса, обеспечения доказательности и аргументированности речи. Сформулировать и зафиксировать цель выступления. III. Разработать композицию выступления. Классификация публичных выступлений, подразделение их на виды по их функции, которую ставит оратор в своем выступлении. Композиция ораторского выступления. Приемы эффективного донесения главной мысли оратора. Функции заключительной части выступления. Основные этапы разработки публичной речи: выбор темы, цель речи; поиск материала; начало, развертывание и завершение речи. Словесное оформление публичного выступления. Название выступления должно отвечать двум требованиям: • должно отражать его суть, т.е. в лаконичной форме выражать основную. идею выступления; • должно носить рекламный характер, т.е. быть занимательным, привлекать. К ним могут относиться выступления политиков, в частности, агитационные ролики и дебаты, выступления на митингах с целью привлечь на свою сторону избирателей. По форме коммуникации они делятся на: – доклад.

Риторика: Практикум

Слово композиция восходит к латинскому compositio, что означает «составление, сочинение». Уже в древности существовало представление о композиции как o целесообразном построении речи; композиция рассматривалась как логика развития темы выступления. Самые разнообразные схемы построения включали от двух до семи частей. Замечательно о композиционном единстве речи сказал Цицерон: «Что является достоянием искусства? Создать вступление к речи, чтобы привлечь слушателя, возбудить его внимание; обосновать свою точку зрения и опровергнуть противную; и сделать это не беспорядочно, а при помощи такого построения отдельных доводов, чтобы общие следствия вытекали и из частных доказательств; наконец, замкнуть все это воспламеняющим или успокаивающим заключением». В российской риторике античный опыт использовали М. Ломоносов и Н. Время показало, что наиболее приемлемым является трехчастное построение речи, оно создает ощущение целостности изложения. Однако ораторскую речь не следует рассматривать как искусственное сцепление этих частей.

В зависимости от общей цели публичной речи существует три ее типа: Информативная речь. Цель такой речи — проинформировать аудиторию о проблеме или событии, а также обсудить его, чтобы найти истину.

Кроме того, целью такой речи может быть выражение понимания и оценки оратором какого-либо вопроса; Аргументированная убеждающая речь. Основной целью данного типа речи является прямое убеждение аудитории в истинности точки зрения оратора, а также прямая агитация, направленная на побуждение аудитории к действию; Эмоциональная речь. Основная цель этого вида публичного выступления — создание психологической атмосферы, излияние собственных эмоций оратора, а также само публичное общение, доставляющее удовольствие как оратору, так и его аудитории. Все представленные выше типы публичной речи имеют определенные особенности в плане их структуры и порядка построения, которые необходимо учитывать при разработке конкретного варианта соответствующей речи. В заключение данного раздела хотелось бы отметить, что общее понимание публичного выступления, его основных особенностей, задач и целей необходимо оратору при подготовке к публичному выступлению с точки зрения его структурирования, так как позволяет правильно расставить акценты в речи и удачно разместить специальные риторические приемы в тех элементах ее структуры, которые соответствуют целям и особенностям конкретного публичного выступления. Структура публичного выступления: концепция и основные фазы Переходя от общего к частному, следует отметить, что в контексте выбранной темы наибольший интерес представляет такой важный компонент публичного выступления, как его структурирование. Давайте введем определение этого понятия. Муштук в «Основах общей риторики» выдвигает следующее толкование рассматриваемого термина: Конспект публичного выступления — это его деление на части, каждая из которых выполняет определенную функцию в достижении цели выступления. Это определение кажется нам наиболее удачным. Исходя из этого определения, мы можем вывести собственное понимание термина «структура публичного выступления».

Таким образом, структура публичного выступления — это стройная система элементов публичного выступления, расположенных в определенном порядке, соответствующем целям, преследуемым каждой структурной единицей выступления. Следует сказать, что структурирование и подготовка речи — один из самых важных процессов в публичном выступлении. Чалин отмечает, что применение рассмотренного процесса позволяет спичрайтеру провести через весь процесс работы над речью определенный принцип организации, что, в свою очередь, «облегчает усвоение материала аудиторией, придает материалу композиционное единство, обеспечивает согласование и даже определенную гармонию частей речи». Рассмотрим существующие теоретические представления о структуре публичного выступления. Как правило, большинство ученых сходятся во мнении, что публичную речь следует понимать как трехчастную структуру, основными элементами которой являются вступление, основная часть речи и заключение. Однако некоторые исследователи также рассматривают подготовительный и итоговый этапы как часть публичного выступления. Таким образом, речь — это единый процесс, а ее публичная часть выступает лишь как один из этапов. Мы считаем такую позицию нелогичной, поскольку само теоретическое понимание термина «публичное выступление», о котором мы говорили в первом разделе данной курсовой работы, предполагает, что оно начинается только с момента речевого воздействия оратора на данную аудиторию или заканчивается с прекращением этого контакта. В этом случае подготовка публичного выступления, сбор материалов, подведение итогов и оценка результатов выступления не должны входить в общую структуру рассматриваемой нами концепции. Итак, прежде чем кратко описать элементы структуры публичного выступления, следует отметить, что трехчастная модель речи как устной, так и письменной не является достижением современной науки.

Такое трехстороннее разделение существует уже довольно давно. Оно возникло во времена древнегреческих и древнеримских ораторов. Такие известные ораторы, как Сократ, Демосфен, Цицерон и другие, были яркими представителями классической школы ораторов и последователями трехчастной структуры публичной речи. Какие основные композиционные и логические части выделяются в структуре публичного выступления? Во-первых, существует вступление, также называемое кафедрой, которое служит своего рода подготовительным этапом к основной части речи. В рамках этого этапа особое значение имеют психологические приемы и, прежде всего, способы привлечения внимания аудитории. Основная или главная часть речи, представляющая собой изложение основного материала по теме. Представленный элемент структуры публичного выступления является наиболее обширным, поэтому, как правило, он также делится на внутренние подэлементы, такие как характеристика темы выступления и своей позиции по ней, аргументация, контраргументация, анализ различных позиций и так далее. Вывод или умозаключение.

Иногда уменье предоставить слушателям самим разобраться и самим прийти к намеченному вами выводу является сильнейшим ораторским приемом. Этапы подготовки публичного выступления 1. Записать мысли о предмете выступления по Карнеги. Четко сформулировать тему, цель и основную мысль выступления. Ознакомиться с необходимой литературой и выбрать самое главное, то, что раскрывает основную проблему выступления. Составить рабочий план выступления. Написать основную часть текста выступления. Написать вступление и заключение выступления. Проверить логику изложения, отредактировать текст выступления. Подготовить произнесение речи чтение вслух на время, перед зеркалом и т. Иногда короткие деловые сообщения не требуют тщательной подготовки. В этом случае можно использовать следующую схему: 1 выбор темы; 2 сбор материала; 3 составление рабочего плана; 4 написание основной части текста, а также введения и заключения; 5 краткий просмотр всего текста для проверки логики изложения материала, правильности расчета времени выступления. Для того чтобы апеллировать к чувствам и эмоциям аудитории, необходимо при подготовке текста к публичному выступлению учитывать особенности конкретной речевой ситуации и выстраивать аргументацию с учетом интеллектуальных способностей слушателей, их познавательных возможностей и интереса к теме. Композиция ораторской речи — построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Вступление — одна из композиционных частей публичного выступления, в которой подчеркиваются актуальность и значение темы для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Задачи вступления: 1 пробудить интерес к теме; 2 установить контакт; 3 подготовить слушателей к восприятию выступления; 4 обосновать постановку вопроса. Основные функции вступления: 1 контактоустанавливающая установление контакта со слушателями ; 2 проспективная создание представления о теме и направлении речи, перечисление и краткое описание проблем, которые будут рассмотрены в основной части. Недопустимо во вступлении: извиняться и говорить, что недостаточно подготовлен, шутить и рассказывать анекдоты, тем более, если аудитория оратору не знакома. Основная часть — главная композиционная часть публичного выступления, в которой излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, приводятся необходимые промежуточные выводы. Задачи основной части: 1 последовательно разъяснить выдвинутые положения; 2 доказать их правильность; 3 подвести слушателей к необходимым выводам. В главной части реализуется логическая последовательность и стройность изложения материала. Задача оратора — умело расположить все композиционные компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию. Важно, чтобы материал работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Для большей убедительности необходимо использовать в доказательстве не менее трех аргументов. Заключение — важная композиционная часть публичного выступления, где подводятся итоги, формулируются выводы по основному вопросу, проблеме выступления, намечаются пути дальнейшей деятельности. Задачи заключения: 1 суммировать сказанное; 2 повысить интерес к предмету речи; 3 подчеркнуть значение сказанного; 4 поставить задачи; 5 призвать к непосредственным действиям в митинговой речи. В конце речи могут кратко повторяться её основные тезисы, ещё раз подчеркиваться главная мысль и важность для слушателей разработанной темы, могут использоваться дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность речи и оставить хорошее впечатление об ораторе. Недопустимо в конце выступления: 1 извиняться перед слушателями за то, что не сообщил ничего нового и интересного; 2 обрывать речь без заключения и уходить; 3 заканчивать речь шуткой, не относящейся к теме выступления, так как такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи. Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевить и призвать их к активной деятельности. Аргументация публичного выступления Аргументация — логико-коммуникативный процесс, направленный на обоснование позиции выступающего с целью последующего понимания этой позиции и принятия её другим человеком. Структура аргументации: Тезис — главное положение, которое подлежит обоснованию. Аргументы — доводы комплекс доводов , необходимые для обоснования тезиса. Демонстрация способ доказательства — логическая форма связи совокупности умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из аргументов. Виды аргументов Логические аргументы — доводы, отвечающие научному методу дедукции, методу движения от общего к частному. Логические аргументы обращены к разуму слушателей. Психологические аргументы — доводы, которые апеллируют к чувствам обещания, угрозы , эмоциям и потребностям человека, к нравственным и морально-этическим нормам сопереживанию, отвержению и др. Способы аргументации Аргументация нисходящая — аргументация, в которой оратор вначале приводит наиболее сильные аргументы, затем менее сильные, а завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом.

Родинки и бородавки не представляют угрозы, если проявить осторожность. Слайд 18 Правило 6. Следите за тем, чтобы тезис плана был бы достаточно подкреплен вспомогательными пунктами, расположенными под ним. Пример: III. На Аляске много хороших земель, которые нетрудно получить. Для сельского хозяйства еще имеется пространство, равное территории Южной Каролины. Большая часть этих земель может пойти под участки для переселенцев. Достижения фермера Пауля Саткоса из Ричмонда штат Виргиния показывают, как много других фермеров добилось бы успеха, если бы они занялись хозяйством на Аляске. Слайд 19 Правило 7. Избегайте суждений сложных и с разным содержанием. Неправильно: 1. Много новых областей открывается в медицине, и большинство из них подходит для женщин-врачей. Правильно: 1. Много новых областей открывается в медицине. Большинство из них подходит для женщин-врачей. Слайд 20 Правило 8. Избегайте частичного совпадения разделов плана или их несовместимости. Пример: Есть несколько важных причин, объясняющих, почему большинство молодежи не слушает симфоническую музыку. А Чтобы оценить симфоническую музыку, надо научиться ее слушать. Б Большинство молодежи не использует немногих предоставляющихся возможностей ее послушать. B Жизнь молодых людей в обществе тесно связана с так называемой легкой музыкой. Г На молодежь оказывает влияние предрассудок, что симфоническая музыка «весьма заумная». Д Симфоническая музыка раздражает молодежь. Слайд 21 Правило 9. Пользуйтесь утверждениями, избегайте вопросов при формулировании пунктов плана. Слайд 22 4.

ТЕМА 20. ОСНОВЫ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

Данная концовка особенно хорошо запоминается в аудитории среднего и ниже среднего уровня подготовленности. Например: «И помните: самолёты в плохую погоду не летают, а с работы можно вылететь в любую погоду! Выводы сделайте сами…». Обобщающий вывод. Основной вывод формулируется кратко, но исчерпывающе. Он должен быть выражен простыми словами, например: «Итак…»; после вывода не надо ничего добавлять и ничего комментировать. Обращение к слушателям, пожелание. Можно в конце речи пожелать слушателям приятно провести выходные, праздники и т. Основная идея поясняется примером, житейской историей, аналогией, притчей, аллегорией. Прием кульминации.

Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, например: «И Россия будет помнить наши имена! Специалисты отмечают, что кульминация уместна не для всех типов публичных выступлений, но, если уместна, то производит достаточно сильное впечатление на аудиторию. Комплимент аудитории. В сочетании с благодарностью такая концовка эффективна и традиционна. Пример: «Спасибо, мне было очень приятно выступать перед вами». Юмористическая концовка. Это может быть шутка, анекдот, смешная история. Однажды, завершая лекцию у студентов-юристов, я рассказал им очень смешной лингвистический анекдот по теме занятия. На следующей паре я спросил, что мы делали на прошлой лекции.

Все хором ответили: «Вы рассказывали нам анекдот! Однако нужно понимать, что такая концовка подойдёт не для любого вида речи. Благодарность за внимание. Это традиционная и эффективная концовка.

Главная часть подводит к заключению. Если оратор смял выступление, не уложился в срок, не сделал вывода, то цель выступления не достигнута. Конец речи должен быть логически связан с ее началом. В авторской речи действует закон края, поэтому заключение должно обобщать те мысли, которые высказывались в основной части выступления.

Например, так завершил свою речь о Достоевском поэт и критик И. Анненский: «Мне кажется, однако, что вот три черты, которые могут характеризовать влияние поэзии Достоевского: во-первых, он развивает ум, проницательность, воображение и обогащает нас массой знаний о духовном мире человека и отношениях между людьми; во-вторых, он заставляет нас разбираться в собственных мыслях, чувствах, поступках, искренне и смело являться собственным судьей и карателем, избегая лжи, фальши, всяких сделок с совестью; в-третьих - и едва ли не самое главное: он направляет наши симпатии в тот мир обездоленных, униженных и оскорбленных, который не может и не должен оставаться вне лучшей цели человеческой жизни». В заключительной части оратор может наметить задачи, которые вытекают из содержания выступления, определить позиции слушателей. Особенно важны последние слова оратора. Они зависят от вида речи. Политическая речь может закончиться призывом, лозунгом, обращением. В докладе на политическую тему будут содержаться предложения об улучшениях или изменениях, завершая академическую лекцию, оратор использует прием повторения. Речь также может заканчиваться риторическим вопросом или утверждением.

Кроме того, в конце выступления оратор может вновь повторить основные положения, сделать аудитории комплимент, вызвать смех, использовать цитату, создать кульминацию. Для того чтобы эффективно донести главную мысль до слушателей, оратор должен ее сформулировать. Заключительная часть имеет две основные функции: напомнить главную мысль объяснить, что с ней надо делать. Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать. Работу по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы: докоммуникативную, то есть планирование и подготовку выступления и коммуникативную - реализацию выступления. Работа на докоммуникативном этапе носит характер учета и оценки объективных данных: тема и цель выступления обычно задаются программой, расписанием и т. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить. Важно, чтобы тема представляла интерес для выступающего и его слушателей.

Состояние аудитории и обстановка также не выбираются выступающим. Следует помнить, что выступление имеет три составляющие: - Задача, или цель, речи; - Тема или проблема; - Метод выступления. Цель речи состоит в том, чтобы представить новую информацию, которая требует осмысления и убедить - побудить слушателей к действию, сделать так, чтобы они приняли или изменили точку зрения. Знание цели усиливает внимание. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха. Тема выступления должна быть конкретизирована, интересна, понятна для аудитории. Оратор должен владеть темой. Это значит, что все факты должны быть собраны, систематизированы, изучены, причем, они должны освещать явление со всех сторон.

Чтобы достичь успеха у слушателей, выступающему необходимо четко определить понятия термины , предлагать поясняющие примеры, представлять доказательную статистику, излагать концепции, иллюстрировать мысли дополнительным материалом. Необходимо учесть, что тему надо изложить за короткое время, удовлетворив запросы слушателей. Речь должна быть ясной, четкой, по возможности краткой. Затем, нужно попробовать сузить тему выступления, чтобы она представляла наибольший интерес. Итак, подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому, или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиции будущей аудитории. Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи - это контакт со слушателями. Поэтому при планировании публичного выступления значительную роль играет анализ аудитории. Важно определить, что интересно и полезно людям, что им нравится и, наоборот, что не производит на них впечатления.

Анализ аудитории может идти по ряду параметров: возраст, пол, религиозная и культурная основа, интеллектуальный уровень, профессия, национальность, политическая ориентация, уровень осведомленности в данном вопросе, социальное и экономическое положение. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей, тем легче выступать. Коммуникативная фаза - это произнесение речи, ответы на вопросы слушателей, ведение дискуссии и т. Основными элементами речи в выступлении являются: 1. Введение, которым оратор привлекает внимание слушателей и настраивает его на тему своего выступления. Главная идея; 3. Основная часть, в которой раскрываются главные пункты сообщения; 4. Заключение, в котором подводятся итоги.

Каждая часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки ораторской речи. Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Например, ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале или в конце сообщения.

А также на нее влияют цель выступления и состав аудитории. Оратор должен ориентироваться на возраст, пол и род деятельности своих слушателей. Но в любом случае рекомендуется придерживаться нескольких принципов композиции: последовательность; органическое единство; экономия. Все последующие части текста должны вытекать из предыдущих. А наращивать убедительность нужно постепенно, чтобы слушателю было интересно.

Правильно сконструированный материал поможет оратору добиться своей цели, ведь выступление должно донести что-то важное до аудитории. И при этом текст лучше сделать лаконичным. Так оратор сможет кратко и доступно изложить свои мысли и добиться отдачи от слушателей. Все четыре принципа применяются для построения любого вида речи, докладов, рефератов. Неважно, какую цель преследует выступающий, достичь ее можно только при использовании правильной композиции. Виды речи В большинстве случаев публичная речь должна быть прагматичной — продуманной, правильно выстроенной и краткой. Но она может изменяться в зависимости от целей выступления. В профессиональной среде и при деловом общении допускается использование нескольких видов речи: информационная; обращенная к чувствам; протокольная.

Информационная речь необходима для обогащения знаний аудитории. Она должна пробудить внимание к описываемой проблеме. В нее не включают спорные моменты, а материал лучше сопроводить визуальными примерами — графиками, иллюстрациями. Часто такой вариант встречается в учебных заведениях. Студенты используют информационную речь, когда защищают рефераты, дипломные и курсовые работы. Во всех этих текстах есть одинаковые разделы: определение актуальности темы и предмета исследований, обзор литературы, практическое применение. Речь, обращенная к чувствам, может быть разного «жанра».

Информация из непосредственных источников более ценна, так как пережита автором, окрашена эмоциями, актуальна, чаще применяется в бытовых ситуациях.

Информация из опосредованных источников объективнее, так как многократно проверена практикой, признана всеми, применяется в общественной жизни. При создании текстов надо придерживаться гармонии обоих источников. Соотношение источников определяется жанром выступления. Например: личный дневник будет содержать первый источник материала, а подготовка аудиторной лекции потребует обращения ко второму источнику. Написание реферата, как умение передать чужое, не исказив и соотнести со своим потребует обращения к обоим источникам. Успеху сбора материала способствует создание предварительного плана, который в дальнейшем уточняется. Обратите внимание на то, что: накапливаемый материал должен быть избыточен - лишнее отсекается позже, подготовка иллюстративного материала: таблиц, схем, диаграмм, звукозаписей украсит ваше выступление, накопление языковых средств: слов, оборотов речи, образов, сравнений, цитат, риторических вопросов, - разовьет вашу языковую способность. Мысленная основа речи: Мысленную основу речи составляет обработка собранного материала, происходит его композиционное оформление.

Во введении приводят общую характеристику проблемы, знакомят с историей вопроса, определяют основные термины. Можно закончить введение набором вопросов, ответы на которые образуют дальнейшее изложение. Вступление служит для психологической подготовки слушателя, формирования интереса к заявленной теме. Именно во вступлении формируется положительный эмоциональный фон. Обычно вступление краткое, в соответствии с ситуацией может быть сдержанным или парадоксальным. Внимание — это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте. Внимание бывает непроизвольное — то, которое возникает непреднамеренно например, к сирене пожарной машины, молнии за окном, движущемуся предмету в лекционной аудитории и др.

Мастерство публичной речи (основы оратории)

Например, интересный факт, имеющий прямое отношение к теме: «задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что…». Вопрос или цепочка вопросов. Задавайте вопросы, не требующие ответа. Интерес вызывает начало, в ходе которого выступающий рассказывает о том, что он стал свидетелем случая или разговора, происшедшего непосредственно перед его выходом перед аудиторией. Или, по крайней мере, в пределах суток до выступления. Разумеется, этот случай или разговор натолкнул оратора на какие-то мысли, связанные с предстоящим выступлением. Шутка или анекдот отлично ваписываются в структуру публичного выступления. Здесь тоже важно не обозначать с первых же слов связь анекдота с темой выступления. Скажите искренне о ваших чувствах.

Это никого не оставит равнодушным. Только, пожалуйста, не говорите о своем волнении и страхе. Представиться не мешает, даже если вас хорошо знают все присутствующие. Презентация презентации. Это очень простой вариант.

Заключение— важная композиционная часть публичного выступления, где подводятся итоги, формулируются выводы по основному вопросу, проблеме выступления, намечаются пути дальнейшей деятельности. Задачи заключения: - повысить интерес к предмету речи; - подчеркнуть значение сказанного; - поставить задачи; - призвать к непосредственным действиям в митинговой речи. В конце речи могут кратко повторяться её основные тезисы, ещё раз подчеркиваться главная мысль и важность для слушателей разработанной темы, могут использоваться дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность речи и оставить хорошее впечатление об ораторе. Недопустимо в конце выступления: - извиняться перед слушателями за то, что не сообщил ничего нового и интересного; - обрывать речь без заключения и уходить; - заканчивать речь шуткой, не относящейся к теме выступления, так как такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи. Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевить и призвать их к активной деятельности.

Знакомство с этими примерами и комментариями представляет интерес для всех, кто учится выступать публично. Надо говорить о Ломоносове, — пишет автор. Внимание непременно будет завоевано, а дальше можно вести речь о Ломоносове: поэт, физик, химик... Затем приводит пример, как можно было бы начать лекцию о законе всемирного тяготения: В рождественскую ночь 1642 года в Англии в семье фермера средней руки была большая сумятица. Родился мальчик такой маленький, что его можно было выкупать в пивной кружке». Дальше несколько слов о жизни и учении этого мальчика, о студенческих годах, об избрании в члены королевского общества и, наконец, имя самого Ньютона. Роль этой «пивной кружки» — только в привлечении внимания. А откуда о ней узнать? Можно привести немало подобных примеров интересных вступлений из практики выдающихся ораторов, мастеров слова, опытных лекторов. Свое выступление перед английскими академиками ученый начал так: Когда Гулливер в первый раз осматривал Академию в Лагаде, ему прежде всего бросился в глаза человек сухопарого вида, сидевший, уставив глаза на огурец, запаянный в стеклянном сосуде. Для первого знакомства я должен откровенно признаться, что перед вами именно такой чудак. Обратившись к аудитории, он прочитал такие цитаты: Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна. Наш мир достиг критической стадии. Дети больше уже не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек. Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Чтобы найти интересное, оригинальное начало, необходимо много работать, думать, искать. Это процесс творческий, он требует немало усилий. Например, писатель Ю. Никогда не удавалось сразу найти необходимые фразы. Бродишь будто наощупь, с завязанными глазами, тыкаешься в одно, в другое, пока вдруг не натолкнешься на то, что нужно. Мучительнейшее время. Начальные фразы должны дать жизнь вещи. Это как первый вздох ребенка. А до первого вздоха — муки темноты, немоты. В начальных фразах ищу музыкальный строй вещи. Следует иметь в виду, что каждая тема требует своего, особого начала. При этом необходимо учитывать и состав аудитории, и степень ее подготовленности. Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Народная мудрость утверждает: «Конец венчает дело». Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь. Этого не следует делать. Каким же должно быть заключение? По мнению , конец речи должен закруглить ее, т. Он приводит пример, как можно было бы закончить речь о Ломоносове: Итак, мы видели Ломоносова мальчиком-рыбаком и академиком. Где причина такой чудесной судьбы? Причина — только в жажде знаний, в богатырском труде и умноженном таланте, отпущенном ему природой. Все это вознесло бедного сына рыбака и прославило его имя. Мы уже говорили, что в процессе восприятия ораторской речи действует «закон края» и лучше запоминается то, что дается в начале и конце сообщения. Продумывая заключение, особенно тщательно поработайте над последними словами выступления. Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевлять их, призывать к активной деятельности. Если речь заканчивается лозунгом, призывом, то слова лозунга произносятся высоким тоном, эмоционально. Хорошо продуманное вступление и необычное заключение еще не обеспечивают успеха выступления. Бывает, что оратор оригинально начал свое выступление, заинтересовал слушателей, но постепенно их внимание ослабевает, а затем и пропадает. Федин, определяя сущность композиции художественного произведения, подчеркивал: «Композиция есть логика развития темы».

Именно звуком [ъ] в транскрипции условно обозначается данный редуцированный звук. Если в начале слова находится мягкий согласный, то следующие за ним буквы «а», «е» и «я» читаются, как нечто среднее между [е] и [и] губы при этом растягиваются, как будто для произнесения [и], но произносится [е] : п[иэ]ро — перо, с[иэ]ро — серо, [иэ]зык — язык. После твердого согласного, предлога или в слитном словосочетании буква «и» произносится звуком [ы]: смех[ы]слезы — смех и слезы, пед[ы]нститут - пединститут, к[ы]вану — к Ивану. В случае словосочетания «смех и слезы» «и» также может произноситься, как [и], если словосочетание произносится не слитно, а в месте союза делается интонационная пауза. Орфоэпические нормы при произношении согласных При произношении согласных в качестве орфоэпических норм действуют другие законы: уподобления и оглушения. Так, если звонкий согласный находится в конце слова или перед глухим, то он оглушается: дру[к] — друг, рука[ф] — рукав, смо[х] — смог. Как уже можно понять, в результате оглушения [г] произносится как [к], [б] как [п], [в] как [ф], [з] как [с]. В сочетаниях «гк» и «гч» [г] читается, как [х]: ле[хк]о, ле[хч]е. Отдельно нужно сказать о сочетании «чн». Это сочетание в старомосковском произношении всегда звучало, как [шн]. Сегодня в большинстве случаев оно произносится всё же, как [чн], но есть несколько исключений: В женских отчествах: Лукини[шн]а, Кузьмини[шн]а. В отдельных словах: скворе[шн]ик, ску[шн]о, яи[шн]ица и др. Произношение согласного [ч] в словах «что» и «что-то» обычно считается признаком какого-то диалекта, потому что в норме «ч» оглушается и заменятся на [ш]. Также меняется «г» на [в] в словах «кого», «какого», «какого-то» и др. На звук [цц] меняется окончание глаголов «-ться» и «-тся»: смее[цц]а, возвращае[цц]а. Слова иностранного происхождения Орфоэпические нормы литературного языка в случае, если слово имеет иностранное происхождение, в большинстве своем остаются такими же, как и в случае с исконно русскими словами. Но все же есть некоторые особенности произношения заимствованных слов: Отсутствие редукции звука [о]: м[о]дель, [о]азис. Несмотря на смягчение большинства согласных перед «е», в некоторых словах смягчение не происходит: ант[э]нна, ген[э]тика. В некоторых словах иностранного происхождения допускается оба варианта — как смягчение согласного, так и отсутствие смягчения: терапевт, террор, претензия и др. Ударение в русском языке не является статичным и может меняться из-за смены формы слова, падежа и много другого. Для того, чтобы узнать правильное произношение того или иного слова, а также узнать, на каком слоге будет правильным поставить ударение, можно заглянуть в орфоэпический словарь русского языка. Такие словари могут стать настоящими помощниками для желающих научиться говорить правильно и красиво. Под телесными движениями понимается весь комплекс движений человека в процессе речи: поза, ходьба, жесты, мимика. Телесные движения играют важную роль в создании общего впечатления об ораторе. То, что аудитория видит, может серьезно влиять на восприятие ею того, что говорит оратор. Общее впечатление, которое производит оратор, является синтезом не только всех элементов телесных движений, но также сиюминутных условий, которые не всегда можно контролировать например, освещение, помещение и т. Однако существуют относительно простые факторы, которые необходимо контролировать и которые важны для создания общего впечатления: Как произносить речь — сидя или стоя, — зависит от характера выступления и размера аудитории. В небольшой аудитории при неофициальной обстановке можно сидеть. Оратор может почувствовать себя слишком выделяющимся, если он будет стоять на авансцене перед 3—4 слушателями, сидящими у его ног. Но иногда маленькая аудитория настраивается враждебно, если оратор сидит. Это расценивается ею так, будто оратор не рассматривает предмет своей речи как достаточно важный. Элементы телесных движений Разбиение телесных движений на отдельные элементы достаточно условно, потому что в процессе речи они реализуются в комплексе. Однако в методическом плане такое разбиение вполне оправданно. Поза положение, осанка — важная часть общего впечатления об ораторе не только с точки зрения эмпатии, но и с точки зрения его собственного состояния. Если оратор сутулится или держится скованно, то это сказывается на его внутреннем состоянии и чувстве самоконтроля. Хорошая поза означает равномерное распределение веса тела, вертикальное положение, раскованность но не расхлябанность , энергичность. Она ни в коем случае не должна выглядеть заученной, неестественной. Ноги должны быть вместе, одна немного впереди другой. Плечи должны быть расправлены, подбородок опущен вниз. Каждый человек должен поэкспериментировать, чтобы найти для себя наиболее удобную и уравновешенную позу. При этом надо помнить, что нет единой позы, подходящей для всех выступлений. Если оратор стоит, ноги должны быть слегка расставлены, носки раздвинуты. Упор на обе ноги не должен быть одинаковым, он должен приноситься больше на носок, чем на пятку. Если вы стоите, выставив вперед одну ногу, обратите внимание, какую ногу вы выставили. Если человек выставил вперед левую ногу, он демонстрирует агрессивность, если правую — он открыт к диалогу, ищет контакта. Подбородок должен быть слегка приподнят. Грудь должна быть немного выставлена, живот подтянут. Локти держите не меньше трех сантиметров от корпуса. Лучше стоять, чем сидеть.

Принципы составления плана публичного выступления

  • Материалы лекций по курсу риторики (стр. 8 ) | Контент-платформа
  • СТРУКТУРА — blog
  • Типичная структура выступления
  • Конспект-online, текстовый хостинг с элементами социальной сети.

Содержание

  • Структура и композиция публичного выступления.
  • Структура короткого публичного выступления: готовые схемы с примерами
  • План — основа композиции
  • Л7 Публичное выступление в деловой сфере — Стр 2

Пример доклада по риторике: ЗАКОНЫ ПОСТРОЕНИЯ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

Рассказываем, как подготовить речь к публичному выступлению с учетом обстановки: на работе, в кругу единомышленников или в суде. Правильная структура короткой речи. Примеры публичных выступлений известных личностей. Для подготовки к выступлению необходимо освоить основные навыки и умения оратора. Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления. Диспозция. Сущность этапа Композиция речи Содержание и функции введения. Рекомендации по исполнению Содержание и функции основной части Содержание и функции заключения Общие рекомендации по построению выступления: Типы композиции. Вне зависимости от конкретной композиции выступления, эффективная речь должна соответствовать четырем главным принципам: логической последовательности – высказываемые оратором мысли вытекают из предыдущих мыслей. Основные этапы разработки публичной речи: выбор темы, цель речи; поиск материала; начало, развертывание и завершение речи. Словесное оформление публичного выступления. Таким образом, риторика – это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. Риторика призвана научить нас, как эффективно воздействовать при помощи своей речи на аудиторию, как достичь успеха, выступая публично.

Пример доклада по риторике: ЗАКОНЫ ПОСТРОЕНИЯ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

Композиция публичного выступления В статье дано определение публичной речи, рассмотрены основные этапы формирования публичного выступления, уделено внимание композиции публичной речи.
Композиция публичной политической речи и компоненты композиции речи На этапе подготовки главенствующая роль принадлежит логике, её законы необходимы для разработки плана выступления, отбора материала, формулирования тезиса, обеспечения доказательности и аргументированности речи.
Повествование и композиция: как организовать свою речь, чтобы заинтересовать слушателей Урок N3Композиция выступленияВ этом уроке мы разберем стандартную композицию выступления. Которая поможет вам спланировать свое выступление, сделать его ярки.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий