Февраль по славянски

Крадущийся Лис Лисам, тем, кто появился на свет в 1937, 1953, 1969, 1985 и 2001 годах, в год Петуха пришлось нелегко. Приходящее к власти в 2022 по славянскому календарю животное к хитрым Лисам тоже относится недоверчиво.

Сретение (Громница)

Праздник пробуждающегося медведя и лешего. В этот день крестьяне порядок в доме наводят, очищают избу и двор от нечисти. Пятница перед 25 марта Весенняя Макошь, Благовещенская Пятница. Благовещенская пятница охраняет отмечающего её, по завету старых людей, человека «от скудности, от бедности, от найвеликаго недостатку».

В этот день привечали птиц к родным угодьям, к домам, к грядам льняным да конопляным семенем. Задумывали крестьяне на обильный урожай, на крепкие холсты. На Благовещенье весна зиму поборола.

Самый большой у бога праздник. Каково Благовещенье проведёшь, таково и весь год. Пасха считается христианским праздником.

Однако на него приходится много народных обрядов и традиций, явно ещё с дохристианских времён. Некоторые традиции похожи на «благовещенские». Благовестник может оповестить о себе громом или молнией-блискавкою: наши предки считали, что пробуждение природы начинается тогда, когда впервые прогремит гром.

Настовица-птица, так называли чибиса. Матрёну называют полурепницей оттого, «что поселяне отбирают годные репы для семян, что и составляет у них отдельную, неприкосновенную половину». Мать-и-мачеха — дарует этот цветок всем на свете материнскую заботу, всем щедро отдаёт своё тепло.

Обязательно благоухал в этот день в домах чай из золотистых цветов. Берестить — это обвивать, связывать берестою. В этот день слушали берёзы.

Чтобы небесные дожди на землю сошли, чтобы зелёные ростки скорее ввысь поднимались, кланялись Лествичнику крестьяне. В этот день наши предки чествовали огнище, вспоминая с благодарностью и любовью своих предков, сумевших найти и обжить это место. Домовые особенно «расходятся» в этот день.

Апрельские народные праздники у славян Белояр, цветен, березень, березозол, снегогон, водолей, ручейник. День пробуждения домового. Спал домовой ровно до того времени, когда уже весна полностью вступит в свои права.

Первая встреча пролетья. Ворона каркала-каркала — да Поликарпов день мужику и накаркала. К этому дню порой заканчивались запасы хлеба — главного крестьянского продукта.

Просыпается Водяной от зимней спячки. Водяной дух ослаб за зиму. В этот день рыболовы приходили к воде в полночь полакомить Водяного-дедушку.

На Осипа начинает звучать голосок сверчка. Шли глядеть за деревню, как ольха зацветает. Крестьяне, у которых пчёлы были, смекали: «Не пора ли ульи доставать, коли ольха сильно цветёт?

С нетерпением ждут в деревнях этого дня, чтобы растворить оконницу. Ждали Федула, до него никак нельзя. Раньше Федула кто оконницу отворил — тот ненастью угодил.

Когда выдавался тихий день, то крестьяне примечали: «Это — к урожаю ранних яровых». А когда Евтихий разъярится, ветром бьёт, то уже крестьяне горевали: «Колос собьёт». Не одни мы на земле живем, дышим, растём.

По весне не только над землей поднимается влага, и в самой воде начинается движение. И у рыб, и у водорослей, и у тварей неведомых. Встреча солнца с месяцем.

Согласно древним сказаниям, солнце да месяц ещё по осени с первых морозцев расходятся. Одному — на запад спешить надо, другому — на восток. Издревле в этот день обходили родники и ключи, которые были заповеданы родителями.

Всякое семейство ходило навещать свой источник, чтобы почистить его, отомкнуть. Если солнце в туманной дымке — будет год хлебородный, а если яро на землю скатится, то перепахивать землю и бросать в неё семя сызнова. В иных местах судят по восходу.

Антип-половод — целитель зубной боли. В этот день медведь выходит из берлоги и прячется в кустах. Просыпается леший.

Главное у него дело — будить деревья от зимней спячки. Чествовался заяц — «через дорогу прядыш». У ушастых именины — зайчихи дали приплод.

В это время цветёт медуница, а тут и шмели зашумели. В этот день ворон купает своих детей и отпускает «в отдел, на особое семейное житье». На Мартына переселение лисиц со старых в новые норы.

На день святого Пуда вынимай пчёл из-под спуда. В день Пуда изгоняют смерть, окликают дождь. Целебные настои готовили в старину из почек калины и рябины.

Подмывает водой берега. У мельников забота — не разнесло бы запруду. А у баб своё дело — готовить семена на рассаду, высевать в ящики капусту, огурцы.

В этот день ульи выносят из омшаника на вольный воздух, осматриваются и открываются. С колод и бортей снимают зимнее утепление. В ночь на 17 апреля гадают на конопле.

Огородник в дверь постучал, копать гряды позвал. На Козьму — сей морковь и свеклу. По народному поверью, радеет Козьма о животе, то есть о здоровье и о жизни крестьянина.

В этот день ударяют бабы челом весне, кланяются, ей холстиною, одевают в новину. Обратясь лицом к восходу солнечному, выкликали: «Матушка-весна, вот тебе новая новинка! Одно из преданий гласит, что на Угорье на заре земля открывается, и летят души пращуров в тончайших золотистых оболочках к родовым гнёздам, к родным домам, навещают близких.

В этот день проклинают нечистую силу, заковывающую тепло в ледяные оковы и опутывающую свет солнечный тьмою-сумраком. В народных песнях и обрядах Леля является персонажем женского рода, а основными участниками, посвященного ему праздника были девушки. Леля — дочь Лады.

В этот день Егорий «отмыкает» Мать Сыру-Землю и выпускает росу, от чего начинается бурный рост трав. Кое-где это четвёртый по значимости праздник после Рождества, Масляницы и Купалы. Также эти дни слывут свадебными, брачную радость несущими любящимся молодым сердцам.

Молодцы удальцы!.. Ярило на поле зовёт — Красну Горку справлять, песни играть, хороводы водить, просо сеять, плетень заплетать… Девицы красавицы!.. Ярило зовёт — бегите невеститься… 24 апреля Навий день, Радоница.

В этот день на погостах-кладбищах идёт «радованье» покойников. Туда, под сень безымянных крестов, сходятся потерявшие детей матери, вдовы и сироты. В этот день гнуло к земле, к человеку маета приставала.

Девятая Елизавета помогала от тяжести избавиться. Сеют овёс. Святого Марка в народе называют иногда ключником, ибо верят, что он владеет ключами от дождей.

Поэтому в этот день особенно молятся и просят о ниспослании так необходимого сильного дождя. В этот день следовало вспомнить, что пора горох сеять. К нему на Руси издавна большое почтение.

Летом — и малому, и старому сладок, зимой — горох да каша, и весна — наша. Крестьянин брал землю в горсть, крепко сжимал, выпускал, и если земля при падении рассыпалась, то это означало, что она готова к пахоте, если оставалась в комке — пахать ещё рано. Как только начинает тянуть южным ветерком, деревенские знахарки собирают берёзовый сок и пользуют этим весенним снадобьем маящихся неотвязной лихорадкою.

Время сеять овёс. Пятница перед 29 апреля Вознесенская Пятница. Кто в пяток перед вознесением постится, от потопления в воде сохранится.

Дошла весна до красна до Вознесения — тут ей и конец. Как и на Егорьев день, считают, что вознесенская роса — целебная. В это страдное время крестьяне были исполнены думами не только о пахоте и севе, но и сохранении душевного здоровья.

Девять напастей в этот день брали верх над торопящейся душой. По всем старинным приметам, в дальний путь в этот день не выезжают — после вчерашнего всяческие напасти деревню оставили и ходят-бродят они ослабшие, тощие, заморенные, по близким дорогам. Майские народные праздники у славян Ладо, травник, травный, травец, ярец, кресень, цветень.

Семицкая неделя бывает на седьмой неделе после Пасхи и получила такое народное название от Семика. Эта неделя в старину известна была под именем Русальной. Последняя встреча пролетья — последняя неделя начала сева.

Сей неделю после Егорья да другую после Еремея. В эту весеннюю пору Земля и Небо венчаются — наступает пролетье, начинают завязываться семена и плоды. Главным объектом почитания в этот день была берёза.

Проводы весны. В этот день землю нельзя пахать, копать, забивать колья. В средней полосе России соловьи запевают.

Третья и последняя встреча пролетья. Крапива — она в эту пору на подмогу здоровью встаёт, всякую немочь чёрную из тела гонит, чистит кровь, восстанавливает силы мужицкие. В этот день рубили дерево на выделку ложек.

Обучали свою смену те, которые умели «бить баклуши». Ранее к битью баклуш заготовок для деревянных ложек допускали лишь особых людей. Пришла пора высаживать капустную рассаду на гряды.

Бабоньки в этот день не плошают, всякая несёт с оглядкой свою рассаду на гряды, подальше от лишнего глаза. В этот день, по преданиям наших предков, мать — сыра земля даёт и тpaве, и зверю, и птице, и человеку исцеление. Она открывает подземные воды, черпает серебряным ковшом живую влaгy.

Купавница — так назван день в честь гордого цветка, что распускает свои нежные лепестки среди тихой воды, прячась от луговых цветов. В этот день пахали под пшеницу. По древнему обычаю, чтобы пшеница уродилась, пекли в этот день обрядовые пироги на добрый посев и ждали у перекрестка странников.

Никола-вешний хороводы водит, травой кормит, крестьянину велит ни свет ни заря подниматься, чтобы май пашню не сманил к полынь-куколи, к семени сорному. Вторник перед 10 мая Задушные поминки. В народе существует предание о покойниках, что они вспоминают о старой своей жизни, бродят в Семицкую неделю по кладбищам без пристанища.

Четверг перед 10 мая День громовника. Рано в четверг день, посвященный громовнику, рукою которого возжигается пламя жизни на седьмой неделе Великого поста жгли солому и кликали мертвых. Пятница перед 10 мая Духова Пятница, «Сёмушныя бабы» белорус.

Пятница перед Троицей, избавляет от трясучих болезней. В эту субботу справляют летние поминки-тризны по усопшим предкам. Это главный весенне-летний поминальный день в России и на юго-востоке Белоруссии.

Святодень, когда Мать Сыра-Земля чествуется как «именинница». Считается, что в этот день Земля «отдыхает», поэтому ее нельзя пахать, копать, боронить. В течение столетий древние обряды семицкой недели постепенно переносились на Троицу.

В одних местах этот процесс к XIX в. Вечером накануне Святой Дух спускается на землю, «разливается по полям». Считалось, что в Духов день земля беременна урожаем и поэтому, её нельзя трогать: копать, засевать, втыкать палки.

На этот день приходились обрядовые шествия с берёзой вокруг или вдоль полей и деревень, трапезы, молодежные гулянья, хороводы, игры, завивание венков. В этот день не сеяли и не пахали, чтобы посевы градом не побило. Если в этот день «утро в красном кафтане», то есть красная утренняя заря, то это к жаркому, пожарному лету.

Заклинали у рябин свои избы от молнии, от пожарного лета. Группа девушек рядила избранную из своей среды «русалку», надевала на неё венок или много венков, и поздно вечером выводила ряженую за село в ржаное поле или к реке. Появились комары — пора сеять рожь.

Комара нет — овса и травы не будет. Если в день Лукерьи-Комарницы покажутся комары, то ягоды родятся в большом изобильи. До этого дня по земле заморозки ходили да сивера-ветра, что холодом повевали.

Сивера — ветры северные, когда отступают, то по-за ними стрижи прилетают. Пришёл Пахом — запахло теплом. С Пахомия устанавливается совершенно летняя погода.

На Пахома тепло — всё лето тёплое. Можжевельник зацветает — пора ячмень сеять. Крестьяне говорили: «У Житника забота — ячменное поле заборонить».

Этот день служит самым крайним сроком для яровых посевов. По звёздам гадают об урожае и о погоде. Заклинают, чтобы открыл сторож Андрон небесные врата, чтобы пролились дожди на зерно, что в землю легло.

Пришёл Федот — берётся земля за свой род. Сеяли овёс, ячмень. В Белоруссии лён старались сеять не позднее этого дня.

Сеяли также и коноплю. По восходящему солнцу ходили крестьяне к хлебной ниве. Надобно было отвести от поля ветра-суховеи, не дать пустоколосице родиться.

До него нет лета, а после него уже не бывает зимы. Пришёл Фаладей — досевай огурцы скорей. Засей поле, а потом хоть на заборе сиди.

Алёна-лёносейка напоминает деревне, что пора сеять льны. На сев льна в старину было в обычае не выезжать без выполнения особой обрядности. Коли соберёшься пахать, сеять, какое дело начинать — погоди, отложи на завтра.

В этот день вылупляется из петушиного яйца огненный царь-змей Василиск. Начинается русалочья неделя. Сеют коноплю, считая, что «Лучший срок посева конопли на Леонтия».

Зацветает шиповник. С этого дня, по мнению русского народа, начиналось настоящее лето: «Шиповник цветёт — румянец года ведёт». С Иванова дня пошли медвяные медовые росы.

Скотину выгоняли в этот день на поскотину после того, как роса сойдёт. Начинали сбор некоторых лекарственных растений. День нёс весть удильщикам юга: у карпов-де жор, клюют отменно.

На Карполова рождаются горшечники, способные отыскать «живую» глину и договориться с Землёй. Полы мести, Боже упаси: веник празднует Федорины именины! В этот день деревенские хозяйки не метут избы, чтобы не быть худу.

Появляются гусята. Золотые облачка летают над землёй, начинает колосится рожь. Почиталось за хорошее бабу на сносях к хлебному колосу подпустить.

В это время скакать было нельзя: земля была «тяжела», а когда заколосились хлеба, молодежь отправлялась в поле величать рожь: «Расти, трава, к лесу, а рожь к овину». В народном календаре — день змеиных свадеб. Считается, что в эту пору змеи сползаются и идут поездом на змеиную свадьбу.

Пришёл севу край, и опустив сетево на землю-кормилицу, сеятели и пахари опускались на землю, катались по траве, изымали тем самым надсаду великую, страдную. Летние народные праздники у славян Июньские народные праздники у славян Купало, изок кузнечик , скопидом, хлеборост, разноцвет, кресень. Гадали о погоде в июне.

Сличали с тем, что сказал Григорий-летоуказатель 10 января. Красное утро на Устина — красный налив ржи. Дождливый и пасмурный Устинов день — к урожаю яри.

Вьюны — песенные летние хороводы. Заигрывают парни с девушками, те тоже молодцев присмотрели — завлекают друг друга в круги, песни поют протяжные. Ветер — Дух Божий — говорят в народе.

Дыхание Господне в летнее время благостно, и благодаря ему наши предки судили о перемене погоды. День Ярилы — бога весеннего тепла, любовной страсти и плодородия. Славяне справляли этот праздник на высоком месте массовыми игрищами и плясками.

На Митрофана окликают ветер. Просят его пригнать дожди благодатные. Ветер, он всё скажет, но спрашивать его не торопись.

Дорофей гадал по ветру и по воде. Он водил к лесному ключу, размыкал надсаду, утворял в душе веру. Дорофея просят сон дать, солнцу о загаданном сказать.

С этого дня обыкновенно начинается прополка льна, проса и других хлебов: «На Лавривона с поля сорняки тяни». Но и траву сорную полоть надобно было, ведая, на ущербе ли месяц стоит. Общинный праздник Поварки в Поморье.

В этот день освящают всякую новую одежду. Пришел Амос — пошёл овёс в рост. Охраняют от скотины поле, а скотину от сочной зелени.

А то и беда, бывает, к хлеву подступает. Вздует Пеструху, отъевшуюся на хлебном поле. Солнце идёт тише.

Смолкает птичья звонница — с этого дня начинают затихать птицы, кроме соловья и кукушки. На Тихона в сёлах толока на навозницу. Конец поздних яровых посевов.

В этот день солнце застаивается, то есть медлит в зените. Начинается бурный рост растительности. По омутам распускаются белые кувшинки.

Народ связывал праздник Федула с подготовкой к жатве. Говорили: «Федул на двор заглянул — пора серпы зубить точить , к жнитву готовятся загодя». Идёт активный медосбор.

В этот день проводится осмотр ульев колод, бортей. Проходя мимо колод и ульев, дети приговаривают: «Рой, гуди, в поля иди! Заботы о хлебной ниве не оставляли крестьянина.

Тощее зерно в колосе тяжёлой надсадой ложилось на думы земледельцев. Если вёдро и тепло в этот день — зерно хорошо нальётся. Тенета — паутина.

К поведению пауков присматриваясь, строили о погоде наметки. С давьних пор замечено, что паук лучше всякого барометра предугадывает погоду за два-три дня. Накануне этого дня колодезники опрокидывают сковороды, чтобы узнать, где есть подземная водяная жила.

С этого дня идёт навозница — вывозят навоз на паровой клин. Липа зацветает. И тут уже ребятишки не плошают.

Липового цвета надо успеть собрать. В зимнем-то чае вспоминается месяц летний. Особирывают липовый цвет ребятишки в туеса.

На Кирилу — конец весне, почин лету. На Кириллу отдает земля солнышку всю свою силу. В этот день проводили очищение детей Огнём, Водой и Мёдной Росой.

Повсюду узорчато. Голубые колокольчики, белые ромашки, золотистые лютики, малиновые остроконечные шапки иван-чая, красные шашечки вьюнков... В день Тимофея бывают разные знамения.

Распускает Тимофей призраки. Гонят эти призраки вороньи стаи к деревне. К сердцам крестьян подступает тревога.

Часто этому месяцу дают название «зорничника», в котором нельзя не видеть измененного старого имени «зарев». Название «жнивень», думаю, пояснять будет уже излишне. Вересень, хмурень, рюинь сентябрь — «сентемврий», девятый месяц в году, у римлян был седьмым, отчего и получил свое название от septem. В старину изначальным русским названием месяца был «рюинь», от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей. Имя «хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других — небо начинает часто хмурится, идут дожди, осень идет в природе. Листопад октябрь — «октоврием» называется десятый месяц в году; у римлян он был восьмым, отчего и получил свое название octo - восемь ; у наших предков он известен под именем «листопада», от осеннего падения листьев, или «паздерника» - от паздери, кострики, так как в этот месяц начинают мять лен, коноплю, замашки.

Иначе — «грязником», от осенних дождей, причиняющих ненастье и грязь, или «свадебником» - от свадеб, которые справляют в это время в крестьянском быту. Грудень ноябрь — «ноемврием» november у нас называется одиннадцатый месяц в году, но у римлян он был девятый, отчего и получил свое название nover - девять. В старину месяц этот назывался собственно грудным или грудном, от груд замерзшей земли со снегом, так как вообще на древнерусском языке зимняя замерзшая дорога называлась грудным путем. Студень декабрь — «декемврием» лат. У наших предков он назывался «студень», или студный, от стужи и морозов обыкновенных в ту пору. Просинец январь — назван так он был потому, что был посвящен древними римлянами Янусу, богу мира.

У нас в старину он назывался «просинец», как полагают, от начинающей показываться в это время синевы неба, просияния, от усиления, с прибавлением дня, солнечного света. Кстати, приглядитесь к январскому небу — он оправдывает свое название. Малороссийское название января «сочень» студенты оживились, услышав вкусное слово указывает или на перелом зимы, который, по народному поверью, происходит именно в январе, на рассечение зимы на две половины, или на трескучие, жестокие морозы. На Руси месяц январь был первоначально одиннадцатым по счету, ибо первым считался март, когда же год стал считаться с сентября, январь стал пятым; наконец, с 1700 г.

И даже не март, апрель, май и так далее, как сейчас. Названия месяцев были привязаны к тому, что происходит в природе. От этого названия месяцев могли отличаться в разных районах Руси. Вот самые распространенные варианты. Названия месяцев славянам дала сама природа.

Никаких Названия месяцев славянам дала сама природа. Никаких Январь — Просинец Предполагается, что такое название месяц получил из-за того, что в январе начинает показываться синее небо, то есть просиняться, солнышко начинает сиять. И в самом деле, в январе день уже ставится длиннее и небо светлее, чем в декабре. Февраль — Сечень У этого месяца в разных регионах страны были разные названия. В северной Руси этот месяц называли бокогреем, так как скот в этот месяц начинали выпускать на улицу, чтобы прогреть бока на солнышке, а люди грели бока на печах. В западных районах Руси февраль называли на польский манер "лютым" вероятно, из-за морозов. Но почти все народы Руси понимали названия "снежень" и "сечень". Сечень — из-за того, что секли рубили лес при подсечном земледелии. А снежень из-за большого количества снега, накопившегося за зиму.

Март — сухий Другие названия: зимобор, брезозол, протальник. В разных районах Руси месяц назывался по-разному, но все названия интуитивно понятны.

Даже если не праздновать эти дни, а просто помнить о них, то перед человеком уже пройдет юность, зрелость и старость Земли-Кормилицы. Певучее название славянских месяцев года отражает те изменения в природе, которые наиболее характерны для каждого из четырех времен года. Январь — Просинец.

Запишите названия осенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны с

  • Славянский праздник 10 февраля – Кудесы
  • Календарь славянских праздников по месяцам. Основные даты.
  • Подробный народный календарь на февраль
  • Детям о феврале
  • Сеченъ (февраль)

Как назывались месяцы в древности и откуда взялись современные названия

Чтобы как-то упорядочить несогласованность нового календаря, в Лето 6856 (1348 г. н.э.) по указу царяИвана III, Новолетие в новом календаре было зафиксировано на 1 марта, а число года взяли от старого Славянского календаря. В феврале морозы чередуются с потеплениями, потому-то февраль еще прозвали лютень — лютый и бокогрей — скотина уже стала выходить из хлевов обогревать бока. Крепкие морозы в феврале обычно бывают только по ночам. Славянские названия месяцев на Руси встречаются только в текстах болгарского происхождения. Ключевые слова: Древняя Русь, календарь, просинец, сечень, сухий, березол, травный, изок, червен, зарев, рюен, листопад, груден, студеный. Славянский календарь существует уже несколько тысяч лет. Он включает в себя религиозные праздники и другие важные даты.

2022 год по славянскому календарю

Праздники славян в проекте Календарь Праздников 2024 Во многих славянских языках названия месяцев имеют славянское происхождение. Однако между такими названиями в разных языках нет взаимно-однозначного соответствия; порой они даже сдвинуты на один месяц в разных языках славян.
«Лютень-месяц»: славянские приметы и традиции февраля Т.е. Гэй – лютый, суровый. Поэтому в «народном календаре» февраль – это лютень. Но у славян было 9 месяцев, а христиане переделывали под 12.

Русский земледельческий календарь (Месяцеслов)

Считалось, что чем больше будет громовая свеча, тем больше счастья и достатка она принесёт в дом. Отливали свечи в последнюю субботу, перед самым праздником, в день, когда было принято так же прославлять свои предков. После того, как свеча освящалась на капище её, несли в дом, чтобы по очереди «освятить» каждого члена семьи, и каждый уголок в избе. Одну свечу обязательно было принято относить в хлев, чтобы освятить и домашний скот. Было принято хранить громовые свечи до следующего праздника Громницы. Бытовало поверье, что летом, в пору гроз и дождей, именно наличие подобных свечей спасало дом от молний. На Украине дело обстояло немного иначе. Громовые свечи в основном изготавливали женщины, в особенности девушки. Было принято соединять три свечи наподобие женской косы, и затем венчать её в виде трезубца, что служило символом единения и неразрывности трёх миров: Навьего, Явьего и Правьего.

Перун или Перуница? До этого мы говорили о том, что славянский праздник Громницы знаменовал первую встречу весны и зимы, и сопровождался громом грозного бога Перуна. Однако, на просторах всемирной сети можно обнаружить и иные описания этого торжества. Здесь, ведущую роль играет богиня Перуница. Кто это, мы с вами и попытаемся понять. Ранее мы говорили о том, что в праздник Сретения древние славяне чествовали бога Перуна и его божественную супругу — богиню Паляницу. Но по иной версии, она была не супругой, а девственной дочерью громовержца Перуна. Само имя богини Паляница, согласно этой теории, происходит от слова «поле».

Стоит отметить, что богиня Паляница Перуница выступала в роли сильного женского начала, в образе женщины — воительницы. Таким образом, можно логически связать теорию о происхождении имени богини со словом «поле», ведь именно там и разворачивались всякие сражения и битвы. Здесь же можно провести некую параллель, между славянской богиней Перуницей и древнегреческой Афиной. Эта богиня так же являлась дочерью громовержца, бога Зевса, который породил её самостоятельно, из собственной головы. Таким образом, Афина выступала в образе продолжения сущности своего отца, женской ипостасью мужского и сильного начала. Она так же, как и Перуница, была девственной богиней, воительницей и покровительницей мудрости. Её главным атрибутом являлось копьё, как символ молний её отца. Богиня Перуница, так же изображалась вооружённая золотым копьём.

Интересную параллель проводят некоторые с кельтской богиней Бригитой, которая до пришествия христианства, почиталась кельтами, как покровительница всяких ремёсел. В основном, её стезёй выступала именно кузничное дело, которое неразрывно связанно с культом огня и богов грома. Легенда о громовержце змее и Оленухе. Автор в своих поисках наткнулся на очень интересную легенду, которая может показать нам суть многих славянских праздников, с совершенно другого ракурса. Итак, перед нами очень интересная легенда о змее громовержце, который спит себе спокойно, в своих подземных владениях. На груди у спящего змея покоится дивное ожерелье, которое носит ещё более дивное название — Огнедева автору откровенно и честно слышится Огненная Дева. Так вот, это ожерелье является источником огромной силы, и является воплощением Живого огня, того самого, который дал начало всему мирозданию. В подземную обитель спускается сама Оленуха — олицетворение матушки природы.

Она, пользуясь своей красотой, искушает и соблазняет бедного громовержца. После обманного манёвра матушка всего живого, забирает у хвостатого чудища его чудодейственное ожерелье, выносит его на поверхность, к своим земным детям. Силой ожерелья Оленуха наполняет землю сиянием и новой жизнью.

Календарь тотемных животных предвещает жабам в 2022 году интересные и увлекательные приключения. Все закончится хорошо, даже лучше, чем ожидалось, хотя поначалу придется поволноваться. Дикий Вепрь Рожденные в 1934, 1950, 1966, 1982, 2014 годах будут чувствовать себя настоящими победителями. Только осторожно — есть риск столкнуться с завистниками.

Важно постоянно помнить, год какого животного по славянскому календарю наступил, и стараться не злить Златорогого Тура излишней заносчивостью. Строгий, но справедливый Тур оценит такое поведение. Белый Филин Филин покровительствует тем, кто родился в 1935, 1951, 1967, 1983, 1999 годах. В год Петуха по славянскому календарю многие Филины чувствовали себя не в своей тарелки и были подавлены. Шипящий Уж Ужей 1936, 1952, 1968, 1984, 2000 ждет спокойный год. Впрочем, какой год по славянскому календарю ни возьми, Ужи всегда умудряются жить достаточно спокойно — вероятно, благодаря врожденной осторожности. В личной жизни возможны не очень приятные сюрпризы, но Ужи наверняка сумеют пережить их с наименьшими потерями.

Крадущийся Лис Лисам, тем, кто появился на свет в 1937, 1953, 1969, 1985 и 2001 годах, в год Петуха пришлось нелегко. Приходящее к власти в 2022 по славянскому календарю животное к хитрым Лисам тоже относится недоверчиво. Значит, придется на время забыть о привычном стиле жизни и взяться за работу по-настоящему. Такой подвиг Златорогий Тур обязательно оценит! Свернувшийся Еж Для Ежей, чье рождение по славянскому календарю пришлось на 1938, 1954, 1970, 1986, 2002 годы, год принесет счастливые перемены в личной жизни. Да, карьерных высот в этот период вряд ли удастся достичь, зато дома все будет замечательно. Поскольку Златорогий Тур — символ плодородия, возможно прибавление в семействе.

Парящий Орел Орлам 1939, 1955, 1971, 1987, 2003 славянский календарь животных по годам обещает власть и горечь разочарований. Избежать второго можно, если разумно обходиться с первым: не злоупотреблять своей властью, сохранять трезвый взгляд на вещи, стараться помогать ближним.

Вперед мы можем пройти только на один шаг — до 30 января, поскольку в хорватском списке нет 29-го числа. Теперь предположим, что это октябрь. Тогда получаем список дат, который точно накладывается на хорватские даты из условия год при этом получается невисокосный : 3 февраля — 5 марта — 4 апреля — 4 мая — 3 июня — 3 июля — 2 августа — 1 сентября — 1 октября — 31 октября — 30 ноября.

Для математической строгости можно проверить, что будет, если listopad — это январь, март, май, июнь или июль, но ни в одном из этих случаев подходящий список дат не получится, да и странно было бы думать, что листья у хорватов опадают в такое необычное время. Зная, что listopad — это октябрь, по числам мы уже можем понять, что 5. Но на какие месяцы приходятся три 3-х и два 4-х числа, пока непонятно.

Потому на Громницу бывает зимняя гроза. Женщины же обращаются в этот день не к Перуну, а к его супруге Диве-Додоле. Громница — домашний праздник. Старожилы в деревнях не припоминают уличных гуляний в этот день. Громницу праздновали в кругу семьи. Заговаривали громничные свечи, которые после зажигают в важные моменты весь год. С этой свечой обходят дом, проносят её над домочадцами, иногда даже чуть-чуть подпаливают прядь волос. Иногда в этот день проводят первые Заклички Весны, но песни, призывающие тепло, поют только у себя на дворе, еле слышно и когда рядом нет других людей. Февральские Велесовы Святки волчьи святки начинаются памятным днём. Когда-то в этот день разыгралась божественная трагедия — древние славянские Боги сошлись в круг по зову Великого Велеса.

Славянский месяцеслов

Известный славист Ф. Миклошич в исследовании о славянских названиях месяцев (Fr. Miklosich. Die slavische Monatsnamen) цитирует одну из псковских летописей, где под 1402 годом говорится: «Февраль именуетъся свадьбами». л, последняя - ь). л, последняя - ь). Славянские праздники в феврале. 5 лютеня/февраля праздновали День Велеса, Волчьего пастыря – культ неукротимой лютой мужской яри. По-русски лют – волк, отсюда и название февраля – лютень – в честь волчьих свадеб, что проходят в это время. Славянский язык. Январь. Просинец. В Древней Руси февраль считали последним месяцем года, поэтому и назывался он «сечень», как бы отсекающий год.

Календарь старославянских праздников на февраль

10 февраля - с чего начать февраль? В первые дни февраля было принято наблюдать за погодой, делая предсказания, когда ждать первое тепло, какой будет весна, и дальше – прогнозы на урожай. Изначально во многих языках народов мира названия месяцев были связаны с характерными природными явлениями в годовом цикле. Исключением не стали и славянские названия, которые используют в некоторых современных языках. Какие праздники по славянскому календарю в феврале. 1 февраля (19 января по ст. ст.)[203] — Макарьев день: коли погода ясная, то весну ожидали рано. 2 февраля (20 января) — Ефимий: в полдень солнце — к ранней весне. В Древней Руси февраль считали последним месяцем года, поэтому и назывался он «сечень», как бы отсекающий год.

Календарь старославянских праздников на февраль

Прославляя достижения античных цивилизаций, не стоит забывать, что наши предки – славянские и балтские племена, которые населяли территорию современной Беларуси, – также вели свою систему летоисчисления и могли похвастаться достаточно развитой. Даны названия месяцев на украинском языке в календарном порядке, начиная с января: січень, лютий, березень, квітень, травень, червень, липень, серпень, вересень, жовтень, листопад, грудень. Даны 11 обозначений дат на другом славянском языке — хорватском. Какие праздники по славянскому календарю в феврале. 1 февраля (19 января по ст. ст.)[203] — Макарьев день: коли погода ясная, то весну ожидали рано. 2 февраля (20 января) — Ефимий: в полдень солнце — к ранней весне. Интересуетесь языческими или старославянскими праздниками? Предлагаем календарь языческих праздников на февраль месяц. Велесов и Кощеев день.

На Руси были очень правильные названия месяцев, но мы почему-то пользуемся латинскими

В этот день устраивают большой обед на мирскую складчину. На Онуфрия ладят закрома — отведенные места для зерна в амбарах. Надо было закрома просушить, доски проверить, чтобы мыши зимой не прогрызли. Женский день, «в поле не работают». Выкрой, Марьюшка, времечко: «в лес иду — пусто, из лесу — густо»! Мария «оберегает от холеры».

Разворотливым хозяевам день короток. В обычаях древности было с этого дня до дня Силы 30 июля справлять «калинники-малинники». Борис и Глеб — поспел хлеб. Зажинки, начало жатвы — один из древнейших земледельческих праздников. Он не был приурочены к определенной дате, а зависел от времени созревания злаков.

По этому дню предсказывают время наступления и характер будущей зимы. Если на Анну холодный утренник, то зима будет ранняя и холодная. Продолжалась жатва. День калик перехожих. Предосенний сбор лекарственных трав.

На Прохоры-Пармены не затевай никакой мены. В этот день не обменивают свои вещи на чужие — выгоды не будет. Осуждала деревня охочих до мены: мол, обмен обману сродни. В этот день в северных губерниях опасаются утреннего заморозка, предпочитая ему туман, почему крестьяне и говорят: «Пронеси, Господи, Каллиники мороком туманом , а не морозом». Святой Сила подбавит мужику силы.

Про этот день записано поверье о том, что на него «обмирают ведьмы». По народной молве, происходит это оттого, что они опиваются молоком. Надо было обязательно заговорить борону, чтобы при работах в полях не сломались зубья, не встала она намертво посреди поля. Скоромное долой со стола, наступает Успенский пост. Августовские народные праздники у славян Житнич, зарев, заревен, жнивень, густырь, разносол, вършен.

Называется Медовым, т. Первые проводы лета. К этому времени в лугах отрастала отава — «второе сено». Начинали косьбу: «Отава осеннее сено летнее прибережёт». Дни 2 — 6 августа считаются показателями погоды на сентябрь — январь.

Каковы Антоны-вихревеи, таков октябрь. Допрашивают вихри о зиме: берут нож и петуха, выходят на пересечение дорог, втыкают нож в перекресток и ждут вихрь. Поспевает малина лесная. Последний сбор огурцов. Другое названия дня — Сеногной.

Раньше скошенная трава на граблях сохла, а сейчас — сено в зародах сгорается, коли сметано впопыхах. На Евстигнея жнивы заклинали на все четыре стороны, призывали Мать-сыру землю на помощь. По передаваемым из поколения в поколение правилам, жали всегда молча. Гадали о погоде в декабре. До яблочного спаса не позволяется есть яблоки и блюда из яблок.

А вот с этого дня, напротив, полагается срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая. Полагалось потчевать больных и сирот яблоками, мёдом и пирогами. Ночи становятся прохладными. По аистам гадают об осени: «Если аисты готовятся к отлёту, осень будет холодной». Наши предки говорили: «Ветер — Божие дыхание.

Оно может быть тихим и сильным, добрым и жестоким. В этот день сушат зелень. День Матфея — змеесоса коров. Считают, что в этот день змей сосёт коров, поэтому их не выгоняют на паству. Почёт водяной мельнице.

Первый сноп несут на мельницу, чтобы испечь первый хлеб и караваи из муки нового урожая. На Лаврентия день обычно тихий. Гадают о погоде по воде. Василий «овцам шерсть даёт» зимнюю. Полагают, что в ночь на мученика Евпла на могилах ходят разные привидения: слышны свист, вой, песни, и бегает белый конь.

Фотя-поветенный хозяину покоя не даёт — на поветь зовёт. Надо было разобраться там, чтобы было куда убирать летнюю упряжь, соху, борону. С 12 августа возможны первые заморозки в воздухе. В этот день убиралются в погребах, проверяют, не завелось ли там гнили или сырости. В субботу перед Максимом-исповедником поминают предков.

День известен своими ветрами, по силе которых судят о предстоящей погоде. Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликается. На Михея дуют ветры-тиховеи — к ведренной осени. К середине августа заканчивается жатва, отсюда и название праздника — Спожинки. С этого дня вновь начинают водить хороводы.

С Успенья солнце засыпает. В старину говорили: «Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зелёных горах холсты продают», поэтому третий Спас ещё называли «Спас на холстах». В этот день было правилом пойти на вдовий двор и спросить, не нужно ли чем помочь. Не забывали о домах, где хозяина не было. В этот день отмечался южный ветер — тепляк.

И, одабривая его, кивали на поле: «Хороши нынче овсы стоят». Когда тепляк распускал тёплые туманы — то косы ждать не заставляли. Наступает пора дергать свеклу, морковь. Свекольница — девкам невольница. Надобно своему огороду кланяться.

В этот день «Самойло Пророк сам о мужике молится». Судили-рядили крестьяне: не пора ли дергать лен? В прозелень лён выбирать — волокна не потерять. Мол, семя — оно и в снопах дозреет. Ночь под Агафона отличается, по поверью крестьян, проделками леших: «На Агафона леший из лесу в поле выходит», — бегает по сёлам и деревням, раскидывает снопы по гумнам.

Луппа ходит. Рыжий мужик по спинам лупит. Нагнись — брусника поспела, шевелись — овёс в поле дошёл. Луппенские заморозки на овёс садятся, брусникой сластятся. Заря эта сентябрьская окликает будто всякого, кто в одиночку собирается в лес.

В этот день то ли цветок какой по полянам катается, то ли огонь ожечь норовит, манит в глубокую чащу. Тащит Тит в корзине последний гриб. Самый ядрёный, без червоточинки. Ягоды на столе — подспорье, грибы — снедь. Грибы грибами, а молотьба за плечами.

С этого дня в одних местах начинают косить овёс, а в других оканчивается уборка овса. Поселяне в первый день покоса, скосивши пук овса, вяжут сноп, несут его с песнями в свои избы. Птицы первыми лакомятся ягодами рябины. Милостива будет зима к крестьянину, если ягод на рябине останется много. В эту пору идёт усиленный вывоз снопов, хлеб складывается в одонья, кладушки, скирды, спешат убрать его перед наступлением сентябрьского ненастья.

Окончание мужицкого и начало «бабьего» лета. Строгий однодневный пост. До этого дня были оставлены на корню на ниве ячменные стебли. Был обычай завивать ячменные стебли со льняными да овсяными, заговаривать ниву на будущий урожай. Журавли покидают родные Болота.

Будто слышим из осеннего неба мы в сентябре: «Прощай, матушка-Русь, я к теплу потянусь». Это слово журавлиное, горькое. Осенние народные праздники у славян Сентябрьские народные праздники у славян Венич, вересен, рюен, рюин, ревун, зоревик, коловоз. Под Семён-день вечером гасят старый огонь, а утром вытирают новый «живой огонь». Не выгоняют со двора поутру скотину: «выгонишь — беду нагонишь».

По дедовским поверьям, не выпускают в этот день до полудня ни коров, ни овец. Убирают двор, сарай, где овцы и козы стоят. В эту пору бабья работа в полном разгаре. С утра до ночи прибирали бабы всякую рухлядь в доме, «припасая себе этим благополучие и спорину во всём на целую осень». Тут мужское дело — стога обойти, вилами потыкать, чтобы залезшая в сено трясуха или гнетуха скотине после вреда не учинили.

И на сеновале в этот день мужики вилами орудуют. Гнали из деревни Кумоху. Кумоха в отрепьях ходит да беды за собой водит. По народному поверью, большеглаза она, а с лица худюща. День считается счастливым для предсказаний.

Первая Братчина. В древнее время на мирских сходках решались семейные и частные дела. После примирений предлагались взаимные угощения, переходящие в особое празднество — братчину. В селах начиналась заготовка репчатого лука, повсеместно убирали лук, а то его головка не успеет высохнуть. В комнатах развешивали луковицы — воздух очищался.

Род — творец Вселенной. Род есть свет и жизнь, влага небесная и подземная дождь и родник , огонь и пекло. Лада-Любовь является прародительницей богов — Богородицей. С этого дня начинают срезывать репу, бить домашних гусей; дикие же гуси поднимаются из наших стран восвояси на зимовье. На Никиту задабривают водяного.

Птичья костка — утки ли, глухаря ли — своей твёрдостью, жировым оплывом как бы говорила какой будет предстоящая зима, Не выморозит ли в суровое время семена, озимые хлеба? Принято чествовать, угощать пирогами односельчан, которых зовут Софьей, Верой, Надеждой и Любовью. Именины празднуют в честь материнской Мудрости и женских Добродетелей. На Арину отсталый журавль за тёплое море тянет. Дети и взрослые, заметив издали журавлей, кричат: «Колесом дорога!

Колесом дорога! Дни с 19 по 27 сентября слывут во многих местах Святой Руси «пчелиной девятиною». В эти дни готовят пчелиную семью к зимовке и убирают ульи на зимний покой, в тёплый уют. Крылья мельницы — трепетные, они будто ходят во времени неостановимом. А мельница в солнце — недвижная — чудилась крылатым зверем, что с изумлением землю оглядывает.

В этот день отмечались Дворы — праздник что ни на есть для девушек на выданье. Ходили свахи да свахоньки по улицам, заглядывали через заборы во дворы — каково обихожены? Новобрачные подносят свату, и родне круглый пирог. Молодые соседей зазывали: «К нашей хлеб-соли, милости просим! Осина по народному поверью, в этот день примеряет зелёное платье.

Ветки и ствол становятся ещё более зелёными. Зло осиной не возлюблено. По народному поверью, с этого дня солнце ослабевает. И тогда зовут Петр-Павел — рябинники покислиться рябиной. Собирая рябину, оставляют часть ягод на прокорм птицам.

Прошло три недели с 1 сентября — положенное время, чтобы сложенные печниками новые печи уже показали себя. Осень — третье время года, с сентября 23 числа до декабря 25 дня. Федору считали покровительницей озимых хлебов, поэтому в этот день ходили в поле смотреть озими. В этот день возжигали «новый» огонь, который добывали путём трения. С Фёклина дня начинаются «замолотки».

С полуночи зажигают огонь и при нём начинают молотьбу в овине. Артамон последний раз змей на волю отпускает. А после зазывает их в норы и затворяет в глубинах земных на замок. Вереницей в этот день в полдень ползут змеи по лесу. Рубят капусту.

Набивают отпаренные бочки мелко нарубленным, отсечённым от кочерыжек капустным листом. Работа эта была для всей семьи. Дети чистили морковь, старики резали. Это, по повериям русского народа, последний тёплый день осени. Последний раз тёплый дождь идёт.

В этот день корнилье заготавливают — корнеплоды разные: репу, свеклу, редьку. Этот день — граница всем полевым работам, — земля получает за свои дары небесное благославение на покой до самой весны. Птицы улетают в тёплые края. Славяне верили, что они прилетают в верхний мир, где живут души умерших — в Ирий. Воздвиженье — третья последняя встреча осени.

Последний день пчелиной девятины с Зосимы — 19 сентября. Заканчивается уборка ульев в омшаники. Терпеть работницам неволю до ив вешних, до раннецветов. Былинный герой Илья Муромец почитается как народный заступник, известен как лицо историческое, жил около 1188 года. В Харитонов день старики советовали за порог носа не высовывать.

Феофан накинул на солнце кафтан. Потому доброго света в этот день ждали от звёзд. На звёзды, чтобы изба не выстудилась, глядели с полудня, с полуночи. Крестьяне обновляют постели, жгут старую солому из подушек и матрасов, набивают новой. На Заре купают детей для укрепления здравия, от призору на пороге через решето.

Октябрьские народные праздники у славян Зернич, листопад, грязник, жёлтень, позимник, паздерник. Первый иней «покрывал» землю. В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой. И именно с этого дня начинались регулярные девичьи посиделки. Девушки продолжают ходить на вечерки, но в будни не играют, не веселятся.

Сидят с прялкой или шитьём, за работой, часто поют проголосные песни. День очищения от наваждений. В этот день необходимо опасаться шабаша нечистой силы. Лютуют осенние лихорадки, шатаются по белу свету, мучаются сами и людей мучат. Расстаётся лесной хозяин со своим зелёным, успевшим уронить наземь почти всю листву, царством, — ломает с досады злой деревья встречные.

Ткали и тонкое бельевое полотно, «сукман», засученный шерстью, для верхней одежды, армяков, азямов. Сергий зиму зачинает. Тут же стоял медведь, ожидая пищи, и бегали вокруг него лисицы и зайцы. С Трифона-Пелагеи все холоднее. Трифон шубу чинит, Пелагея рукавички шьёт барановы.

Худо, коли зима врасплох застанет — шапкой с ног свалит. Наступает пора заготовки дров на зиму. Ожидали, что «Яков, Брат Божий, крупицу снежную пошлёт». Позже всех до сего дня растут сыроежки. В этот день крестьяне выходили смотреть на месяц: куда он смотрит?

Потому, что «Рога месяца на полночь на север — к метелям, к скорой, зиме». Кичига и ворочь водяного колеса лопасть спорят. Крестьяне зерно на мельницу возят. Наступает канитель — распутица, на дорогах грязь. Сказывают старожилы, что в этот день наблюдают появление звёзд с полудня и со полуночи.

По звёздам гадают о погоде, об урожае. К этому дню в основном заканчивался осенний помол зерна. Выгоняли из больных падучую. На полке протопленной бани прели настои из целебных трав. Этот день отмечался неустойчивой погодой: слякоть, пороша, грязь.

Другое название этому дню — Параскева Трепальница — лён треплют. Ефимий холодом корни трав и деревьев с землей смыкает, всякое насекомое в жухлой траве укрывает, сон навевает. Лонгин-сотник считается целителем глазных болезней, поэтому ему люди молятся о прозрении ослепших и исцелении от «очных» болезней. Конец летнего пути. На Осия — колесо с осью до весны прощается.

Дай роздых лошади. Телегу на повети, в сарай втаскивали мужики. Подступило время, когда по сказу крестьянских календарей, «зима со бела гнезда сымается, к мужику в гости сряжается: дай-ка я на Руси погощу, деревни-села навещу, пива попью, пирогов поем». Считали, что в эти дни конюшенный домовой баламутит. Гривы заплетает по ночам у коней, покой старых кобылиц рушит, гордых жеребцов встать на дыбы принуждает.

День атаманов, воинских предводителей. Бывало поверье, что на защиту рождённого в этот день встаёт «мати зверям» волчица. С этого дня начинается Родительская неделя. Первая пороша — не путь. Надо помнить: «Бездорожье хулить — по белу свету не ходить».

И вправду, в колдобинах путь, в налитых дождем ямах предостерегает: не зевай по сторонам. Свадьбы старались играть на Казанской, так как «Кто на Казанской женится, счастлив будет». Казанскую называли зимотворной: «Казанская морозцам дорогу кажет». Починка упряжи. Гуж — кожаная глухая петля, укрепляемая в хомутных клещах.

Поэтому в этот день кланялись гужникам, хотя всё равно вожжи да гужи, дуги да оглобли — мужицкая забота. Устраивали вечером девицы посиделки. Девицы собирались прясть, а сухие поленья на лучину приносили на посиделки парни. Светцем называли деревянный столбик с рогатиной наверху. По наблюдениям наших предков, в этот день дождь и тот плачет.

А если снег идёт, то снежинки катятся с небес, как слезы. Плачет весь белый свет. Поминают умерших родителей, дедов и прадедов. Суббота перед 26 октября Родительская суббота, Дмитриевские деды. В субботу перед днём св.

Димитрия повсеместно на Руси справляли поминки по усопшим. Дмитровская неделя называлась родительской, дедовой. На Дмитрия заканчивается сезон сватовства. Обет или зарок — это наложенное на себя обещание, принятое самовольно во имя исполнения чего-либо. Для наших предков выполнение обета становилось святым долгом.

Макошь — богиня брака и родов, в её ведении находится такое ремесло, как пряжа. У славян считается покровительницей женского начала, защитницей женщин и девушек. На Анастасию начинали стричь овец. Всему был праздник на Анастасию: моткам овечьей шерсти, связанным платкам, шерстяным поддевкам, сшитым из овечьих шкур, шубам и тулупам. Первое массовое появление синиц около домов.

У охотников и рыбаков была примета: первого зайца и первую рыбу поймать до Кузминок — всю зиму удача будет сопутствовать.

Получается, что Велесов День отмечается родноверами в день святого Власия 11 февраля по григорианскому календарю. В старину же день святого Власия праздновался 11 февраля по юлианскому календарю что соответствует 24 февраля по григорианскому календарю. Но оправдан ли подобный перенос? Аналогичным образом современные родноверы определяют даты подавляющего большинства славянских праздников. Даты берутся из церковного месяцеслова, а христианские названия просто заменяются славянскими. Мы полагаем, что негоже родноверам пользоваться иноземным календарём, ведь сохранилось достаточно сведений для восстановления месяцеслова, который использовали наши предки.

Начало летоисчисления Вопрос о начале летоисчисления вряд ли был особенно важен для наших предков. В их глазах время было прежде всего цикличным, а потом уже линейным. Коло же, как известно, не имеет ни начала ни конца. Использующееся в летописях летоисчисление «от сотворения мира» является иноземным, оно пришло из Византии вместе с христианством. Тем не менее, в древности всё же существовали некие опоры, позволяющие соотносить события с определёнными промежутками времени на линейной шкале. Арабский путешественник Ахмед ибн Фадлан, описывая похороны руса, сообщает: «Потом они построили на месте этого корабля, который они вытащили из реки, нечто подобное круглому холму и водрузили в середине его большую деревяшку хаданга белого тополя , написали на ней имя этого мужа и имя царя русов и удалились» 1. Вероятно, имя царя русов служило для определения времени смерти.

В летописях также используется схожий способ датировки событий: «Хронологические пометы в начальных статьях Повести временных лет расчет лет под 6360 г. В современном родноверии чаще всего используются две точки начала летоисчисления: от падения Арконы и от основания Словенска Великого. Как видно из приведённых выше примеров, славяне соотносили события на линейной шкале времени с периодами правления князей 5 , поэтому мы считаем, что для соответствия славянскому обычаю можно выбрать точку отсчёта, связанную с жизнью и деяниями кого-либо из правителей Руси. Деление на месяцы Исследованием и попытками восстановления древнеславянского календаря в занимался ряд видных учёных, в частности: Д. Прозоровский, Н. Степанов, Д. Святский, В.

Шаур, В. Предлагаемый нами для использования в родноверческих общинах месяцеслов основан на их работах. Год у наших предков делился на месяцы. Строго говоря, правильнее будет сказать «лето», а не «год», поскольку в древности понятие «год» означало не «период в 12 месяцев», как сейчас, а просто «промежуток времени» 6. Само слово «месяц» подразумевает привязку к фазам луны, месяц — это период времени от новолуния до новолуния. Святский пишет: «Луна с ее фазами легче всего давала возможность вести календарный счет по неделям и месяцам. Наши предки, увидев на небе в «начале нарождения месяца» молодой серп Луны или «новец», считали 165 часов, или, округло, семь суток до «нового перекроя» первой четверти , семь суток до «подполони» или «ущерба» полнолуния , семь суток до «ветхого перекроя» последней четверти и семь суток до «межей», т.

Эти четыре недели вместе с «межами» или «межимесячьем» составляли 29 суток лунного месяца, которому придавалось особое название, смотря по хозяйственным, метеорологическим и фенологическим условиям протекавшего времени года» 7. Существуют прямые подтверждения наличия такого счёта времени у древних славян. В древнерусских источниках разделяются «книжные» месяцы юлианского календаря и «небесные» месяцы.

В словенском языке обе системы, латинская и славянская, существуют параллельно. В литовском языке сохранились балтийские названия месяцев, частично совпадающие со славянскими, что позволяет предположить, что часть этих названий восходит ещё ко времени балтославянского единства.

Некоторые из литовских названий, возможно, калькированы в VIII—XV веках из западнорусского письменного языка официального языка Великого княжества Литовского. Месяцы весны.

Август — серпень — месяц сбора урожая. В старину зерно жали серпом — это и обусловило название этого месяца. Названия осенних месяцев по-украински Сентябрь — вересень — это название возникло благодаря цветению вереска — ценного медоносного растения. Октябрь — жовтень — это время, когда активно желтеют листья на деревьях. Ноябрь — листопад — месяц получил название благодаря природному явлению — опаданию листьев. Название месяцев на белорусском языке Названия зимних месяцев в Белоруссии Декабрь — Снежань — название появилось, так как в это время поля покрываются снежным покровом. Январь — Студзень — именно в это время зимой погода становится холодной и даже студеной.

Февраль — Люты — это месяц лютого холода. Название весенних месяцев на белорусском Март — Сакавiк — месяц изменения погоды, когда появляются проталины и тает снег, а солнышко прогревает землю и природа набирается сок. Апрель — Красавiк — это время когда природа окончательно просыпается после зимних холодов. Зеленеет трава, деревья, словом красота. Май — Май — время смены погоды. Месяц когда идет то идет дождь, то светит солнышко, то становится тепло, то снова холодно — маяться погода. Название летних месяцев на белорусском языке Июнь — Червень — название произошло из-за того, что считалась, что в это время на плодах появляются красильные черви, отсюда и название месяца.

Славянские меры времени

Но это — вопросы научные, теоретические. А на практике, на бытовом уровне нас волнует — Что день грядущий нам готовит? Какие праздники сегодня и в ближайшие дни? Четыре конца круга делили год на четыре равные части, на четыре священные даты: день Карачуна, день Комоедицы, или Масленицы, Русалий день, день Сварога.

Коренные древнерусские имена месяца были другие. На севере он назывался «зарев» - от сияния зарницы; на юге «серпень» - от серпа, которым снимают с полей хлеб. Часто этому месяцу дают название «зорничника», в котором нельзя не видеть измененного старого имени «зарев». Название «жнивень», думаю, пояснять будет уже излишне.

Вересень, хмурень, рюинь сентябрь — «сентемврий», девятый месяц в году, у римлян был седьмым, отчего и получил свое название от septem. В старину изначальным русским названием месяца был «рюинь», от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей. Имя «хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других — небо начинает часто хмурится, идут дожди, осень идет в природе. Листопад октябрь — «октоврием» называется десятый месяц в году; у римлян он был восьмым, отчего и получил свое название octo - восемь ; у наших предков он известен под именем «листопада», от осеннего падения листьев, или «паздерника» - от паздери, кострики, так как в этот месяц начинают мять лен, коноплю, замашки. Иначе — «грязником», от осенних дождей, причиняющих ненастье и грязь, или «свадебником» - от свадеб, которые справляют в это время в крестьянском быту. Грудень ноябрь — «ноемврием» november у нас называется одиннадцатый месяц в году, но у римлян он был девятый, отчего и получил свое название nover - девять. В старину месяц этот назывался собственно грудным или грудном, от груд замерзшей земли со снегом, так как вообще на древнерусском языке зимняя замерзшая дорога называлась грудным путем.

Студень декабрь — «декемврием» лат. У наших предков он назывался «студень», или студный, от стужи и морозов обыкновенных в ту пору. Просинец январь — назван так он был потому, что был посвящен древними римлянами Янусу, богу мира. У нас в старину он назывался «просинец», как полагают, от начинающей показываться в это время синевы неба, просияния, от усиления, с прибавлением дня, солнечного света. Кстати, приглядитесь к январскому небу — он оправдывает свое название.

Рыбаков исчисляет почитание роженицы — Макоши — на Руси с мустьерского времени ок. Археологическими свидетельствами, подтверждающими существование этого культа на Руси, являются палеолитические Макоши — статуэтки, выполненные из кости, глины и т. Древнейшие из них относятся ко времени 50 — 35 тыс. Распространение статуэток Макоши совпадает с территорией расселения древнерусского народа и последующих его миграций. Уже в трипольское время 7 — 4 тыс.

Четырёхчастные символы Макоши изображены на животах палеолитических статуэток, посвящённых этой русской богине. Путями поздних миграций русское название месяца «январь» перешло в периферийные русские языки: например, в латинский язык — januarius11 [janu-ari- us ]. Макошь — женское начало русской славянской монотеистической религии. Она — жена Бога. Сам Бог — Велес. Поэтому на Руси январь ещё называли Велесовым месяцем. Есть и другие прозвища этому месяцу, например, студинец, стужень студёный и др. Одно из наиболее интересных — просинец. Приставка про- означает частичное проявление чего-либо, а корень -син- указывает на присутствие смерти-сини. То есть просинец — букв.

Февраль — «жизнь» Февраль хевраль — исконное русское имя месяца. Буквально означает «жила», «жизнь». Название «февраль» этимологически родственно русскому женскому имени Февронья, Хавронья, др. Сравните также укр. Трубачёв отмечает, что слав.

Характеристика по славянскому календарю у каждого тотема своя, однако на их поведение и судьбу будет в грядущем году влиять покровитель — Тур. Златорогий Тур Златорогий Тур, тотем славянского календаря на 2022 год, вовсе не златой телец, а в некотором роде его противоположность. Он несет нам тепло близких отношений и взаимной заботы Он покровительствует тем, кто родился в 1942, 1958, 1974, 1990, 2006 годах. Туры склонны самоотверженно заботиться о близких, забывая о себе.

Им не до праздников, они запросто могут забыть, год какого животного по славянскому календарю наступил в 2022. И совершенно напрасно, потому что именно сейчас пришло время немного расслабиться и позаботиться о себе, о своем здоровье. Близкие отнесутся к этому с пониманием. Конечно, Кони, рожденные в 1943, 1959, 1975, 1991, 2007 годах. Это значит, что Коней будет ждать успех — главное, не упускать возможности, которых в наступающем году будет немало. Темный Сох 1944, 1960, 1976, 1992, 2008 годы — годы Темного Соха Лося. Люди, рожденные в эти годы, обычно отличаются уверенностью в себе и смелостью. Год сложится для них удачно. Главное, не полагаться полностью на счастливую звезду, а упорно добиваться своих целей, как рекомендует знак 2022 года по славянскому календарю.

Жалящий Шершень Рожденные в 1945, 1961, 1977, 1993, 2009 годах находятся под опекой Шершня. Их целеустремленность поражает, как и способность преодолевать немыслимые препятствия. Восточно-славянский календарь обещает Шершням покой и благоденствие, но только при одном условии — если они не будут творить зло и вмешиваться в чужие жизни. Притаившийся Лют Лют Волк заботится о тех, кто появился на свет в 1930, 1946, 1962, 1978, 1994, 2010 годах. Волки их тех, кому для того, чтобы получить желаемое, нужно сильно потрудиться, так что с покровителем года у них полное взаимопонимание. Какой будет год по славянскому календарю 2022 для этих животных? Сложным, интересным и запоминающимся.

Славянские праздники в феврале и марте

  • Февраль. Народный календарь
  • На Руси были очень правильные названия месяцев, но мы почему-то пользуемся латинскими
  • В честь кого названы месяцы? | История | Общество | Аргументы и Факты
  • Славянский календарь
  • Славянские меры времени
  • Детям о феврале

1-2 февраля — Громница

  • Почему февраль так называется?
  • Сретение (Громница)
  • Запишите названия осенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны с
  • Древние названия месяцев на Руси
  • Славянский календарь на февраль. Славянские праздники в феврале.

Сеченъ (февраль)

Пётр Грузинский. Домой, 1881. Но, пожалуй, самое оптимистичное прозвище февраля – бокогрей, потому что во второй его половине явно ощущается тепло приближающейся весны. Как верно заметил Игорь Северянин, «февраль к апрелю льнёт фривольно». воскресенье, 27 января 2008 г. Сводная таблица славянских названий месяцев. Календарь языческих праздников на древней Руси, славянские обряды и ритуалы, весенние, осенние, зимние и летние Дни Равноденствия: даты и значение традиций. Л и оканчивается на - Ь. двенадцать сил, на каждый месяц в году.

Календарь старославянских праздников на февраль

Наиболее установившиеся из них: - сечень январь - время вырубки леса; - лютый февраль - лютые морозы; - березозол март - существует несколько толкований: начало цветения березы, сбор березового сока, сожжение березы на уголь; - цветень апрель - цветение садов;.

На Иова-огуречника он же Иов-горошник — 19 мая сажали огурцы и горох. Огурцы можно было сажать и позже — например, на Сидора-огуречника 27 мая. К началу мая запас сена заканчивался, но уже успевала вырасти новая трава. Поэтому так важен был первый выгон скота на пастбище, который совершали на Егория вешнего.

О разумном распределении запасов говорит пословица: Сена достаёт у дурня на Юрья, а у разумного до Николы — то есть до 22 мая. В народе верили, что Егорий объезжает лес и раздаёт наказы зверям, на какую скотину нападать, поэтому его просили: Егорий Храбрый, прими мою животину на полное лето и спаси её от зверя лютого, от человека лихого! В первый раз скот на пастбище гнали веточкой, оставшейся с вербного воскресенья. На Егория заботились и о лошадях — коня купали, кормили печеньями-крестами с Крещения и оглаживали яйцом, чтобы он был таким же гладким и круглым. Специальным «конским» праздником был Никола вешний 22 мая — тогда лошадей впервые выгоняли на ночной подножный корм.

Тогда служили молебны, чтобы зверь не задирал лошадей, а ночь парни-конюхи праздновали в поле у костра. На Николу луга, предназначенные под покос, огораживали ветками, чтобы траву не топтал скот. Июнь В первой половине июня сев яровых культур завершался. На Константина и Олёну-леносейку 3 июня сеяли лён и коноплю. В семена при этом клали варёные яйца, которые затем съедали, но перед этим подбрасывали вверх, чтобы растения были повыше, а скорлупу разбрасывали по полю.

На Леонтия-огуречника 5 июня в огороде сажали последние огурцы, а на Исаакия 12 июня — бобы. Посевная считалась законченной на Еремея-распрягальника 13 июня. В июне посеянные злаки начинали колоситься. На Федосью-колосяницу 11 июня молодёжь ходила в поле величать озимую рожь — петь песни и водить хороводы. Для здоровья и чтобы рожь лучше росла, катались спиной по всходам.

На Акулину-гречишницу 26 июня иконы украшали пучками молодой гречихи и устраивали мирскую кашу — угощение нищих кашей из гречки с прошлых урожаев, а те в ответ желали, чтобы и в этот раз гречихи уродилось побольше. После завершения посевной до начала сенокоса заняться было особенно нечем, поэтому в середине июня в работе была небольшая передышка. Как раз на эти неделю-полторы обычно и приходились «зелёные» святки — русальная троицкая неделя. Остаток месяца был посвящён прополке полей и огородов и так называемым навозницам, когда накопленный за зиму навоз разбрасывали в полях под паром для удобрения — навоз имеет такое название именно потому, что его возят. На Фёдора Стратилата 21 июня и на Тихона 29 июня крестьяне устраивали помочи или толоки — поочерёдно звали друг друга на помощь вывозить навоз.

Из этой неприятной работы устраивали праздник — телеги и лошадей украшали, все шутили, веселились, пели песни, а после работы хозяева выставляли для помощников угощение. Июль Зинаида Серебрякова. На Аграфену-купальницу и Иванов день 6—7 июля заготавливали лекарственные травы и банные веники. На Давида-земляничника 9 июля начинали собирать землянику, а к Казанской явление Казанской Божьей Матери, 21 июля — чернику. В огороде к Летним Кузьминкам 14 июля снимали первые корневые овощи, в честь чего женщины-огородницы устраивали праздник с пивом и едой растительного происхождения.

К Петрову дню 12 июля , который знаменовал середину лета, колосились яровые хлеба — о кукушке, которая как раз прекращала куковать, говорили, что она ячменным колосом подавилась. В тот же день пастуху выплачивали петровщину — вторую плату от селян за его работу, остальные две он получал при заключении договора и по окончании контракта. С Петрова дня начиналась настоящая страда — самыми важными делами в это время были заготовка сена, вспашка полей под озимый сев и первая жатва. Косы точили на Самсон-сеногной 10 июля , сенокос открывали на Летние Кузьминки, а с Казанской начинали сбор сена, который занимал не одну неделю. С Казанской же начиналась жатва ржи зажин.

Первый сноп сжинала старшая в семье женщина, его называли именинником, наряжали и торжественно вносили в дом. Там сноп хранили, чтобы при болезни скармливать скоту. Считалось также, что он помогает от клопов с тараканами. Август Народное название 5 августа — Трофим-бессонник — сообщает, сколько в это время было работы: некогда спать. К Степану-сеновалу 15 августа заканчивалась заготовка сена: чтобы не сгнило от дождя и не сгорело от молнии, к этому дню оно должно быть вывезено и отправлено на хранение.

С первого Спаса день Образа Спасителя — 14 августа сеяли озимое зерно. В течение всего месяца идёт жатва, которую старались завершить к Успению 28 августа — дожинкам. Чтобы поскорее закончить, крестьяне устраивали выжанки — поочерёдно приглашали друг друга на помощь, после чего устраивали пир в складчину и братское пиво. Закончив работу, уставшие жнеи катались спиной по ниве со словами: Жнивка, жнивка, отдай мою силку. На Фрола и Лавра 31 августа крестьяне устраивали конский праздник — лошадей в этот день оберегали от работы, кормили досыта, купали, украшали лентами, кропили святой водой.

В их честь пекли печенье в виде конских копыт. Первый Спас назывался медовым потому, что к этому дню пчёлы переставали носить медовую взятку, и пчеловоды начинали заламывать соты. С первого Спаса разрешалось есть мёд тем, кто соблюдал посты — его освящали в церкви. В честь праздника пекли пироги с пшённой кашей и мёдом. Два других Спаса получили народные названия по тому же принципу.

До яблочного Спаса Преображения Господня — 19 августа нельзя был есть каких-либо плодов, кроме огурцов.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 1 декабря 2020 года; проверки требует 31 правка. Перейти к навигации Перейти к поиску Славянские названия месяцев — название месяцев года, по временам, в славянских языках. Во многих славянских языках названия месяцев имеют славянское происхождение. Однако между такими названиями в разных языках нет взаимно-однозначного соответствия; порой они даже сдвинуты на один месяц в разных языках славян.

Январь — Студзень — именно в это время зимой погода становится холодной и даже студеной. Февраль — Люты — это месяц лютого холода. Название весенних месяцев на белорусском Март — Сакавiк — месяц изменения погоды, когда появляются проталины и тает снег, а солнышко прогревает землю и природа набирается сок. Апрель — Красавiк — это время когда природа окончательно просыпается после зимних холодов. Зеленеет трава, деревья, словом красота. Май — Май — время смены погоды. Месяц когда идет то идет дождь, то светит солнышко, то становится тепло, то снова холодно — маяться погода. Название летних месяцев на белорусском языке Июнь — Червень — название произошло из-за того, что считалась, что в это время на плодах появляются красильные черви, отсюда и название месяца. Июль — Лiпень — время цветение липы. Август — Жнiвень — это время жатвы, отсюда и название. Название осенних месяцев на белорусском языке Сентябрь — Верасень — время когда зацветал вереск. Октябрь — Кастрычнiк — название произошло от слова «кострица» — это задеревеневшие части стеблей растений, из которых можно прясти пряжу. Ноябрь — Лiстапад — время листопада. Названия месяцев на чувашском языке Название зимних месяцев на чувашском языке Декабрь — раштав — месяц Рождества.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий