Февраль 1990 душанбе что было с русскими

В феврале 1990-го, аккурат в день очередной годовщины исламской революции в Иране, – погром русских кварталов Душанбе. Убийство средь бела дня корреспондента ОРТ Никулина, расстрел из гранотомета школьного автобуса с детьми российских офицеров. Я не считаю, что эти три кровавых дня в феврале 1990 года возникли на пустом месте, а уверена в том, что эти события – результат продуманной деятельности известных группировок при поддержке внешних сил, на основании их совместных четких планов и договоренностей. Если среди убитых и были русские, то их было совсем немного. Большинство русских, проживаваших в то время в Курган-Тюбе, прятались от боевых действий в своих квартирах, у знакомых в Душанбе, или на территории самого 191-го полка. 30 лет назад — 12 февраля 1990 года — в Душанбе начались массовые беспорядки. Формальной причиной для протестов послужили слухи о переселении в Душанбе более 2,5 тыс. армян, которым якобы в приоритетном порядке предоставили квартиры в новостройках в.

Погромы в Таджикистане 12 февраля 1990 года

Таджикистан 1990-е, прошли погромы русских кварталов | Пикабу По словам Саиданвара Камолова, оружие использовали в основном военнослужащие той самой Таманской дивизии, которые были переброшены в Душанбе в феврале 1990 года.
"Час расплаты наступил, и пусть кровь смоет русскую грязь" По мнению Холмогорова, это определение соотвествует тому, что произошло с русским населением в период с 1990 по 1993 гг. Во-первых, русские в Таджикистане являлись специфической этнической группой, как того требует конвенция.
Русские погромы в душанбе. Что бы помнили Конфликт в Душанбе массовые беспорядки, произошедшие в Душанбе в феврале 1990 года, начавшиеся на межнациональной почве. Фактически они стали прелюдией к гражданской войне, начавшейся 2 года спустя.
Геноцид русских в Средней Азии и на Кавказе после распада СССР – Telegraph Такие отряды просуществовали в столице республики 10 дней, даже несмотря на то, что уже вечером 13 февраля в Душанбе ввели войска. Танки на проспекте Ленина в Душанбе 14 февраля 1990 года/ © ТАСС.

Мы помним о геноциде русских в Таджикистане. И либералы-демократы должны за это ответить!

Очевидцы вспоминают, что тогда особенно нагнетала русофобию интеллигенция. Отличилась поэтесса Гулрусхор Сафиева. На митинге она называла Таджикистан «поруганной северными варварами прекрасной темноглазой Родиной», а Великую Отечественную войну - «российской мясорубкой, куда загнали таджиков». Но все это не помешало ей потом переселиться на ПМЖ в Москву. Эта старая русофобка до сих пор не покаялась. Как только ситуация нормализовалась и начала работать железная дорога, славяне побежали из Таджикистана сломя голову. Они продавали свои квартиры за бесценок или просто бросали их на радость азиатам. Но отток «оккупантов» вызвал нехватку врачей, инженеров, учителей и других специалистов.

После их отъезда ситуация в стране окончательно покатилась под откос - началась гражданская война, еще больше загнавшая процветающую республику в средневековье. Бакинский погром Досталось русским и в Азербайджане. Бежали, оставив квартиры, имущество, мебель… А ведь я родилась в Азеpбaйджaне, да не только я: там еще бабушка моя родилась!.. Следующими жертвами стали офицеры и их семьи. Тюркские банды захватили детский сад, затем в акватории Каспийского моря пытались затопить суда с беженцами, атаку на которые удалось отбить. В судах на все претензии заявляли откровенно: «Кто захватил? Правильно сделали!

Езжайте в свою Россию и там командуйте, а здесь мы хозяева! Это было тридцать лет назад. Теперь она пенсионерка. Я второй год работала в школе. Пришла неделю назад в школу, а в коридоре надпись: «Русские учителя, идите в уборщицы! Я их азбуке учила. Ведь моя родина - Баку, - рассказывала в 1990 году в интервью « Учительской газете » одна из беженок.

Узбекский плов Спровоцированная западными спецслужбами русофобская пропаганда проявилась и в Узбекистане. Тут все началось с резни турок-месхетинцев. После их отъезда ненависть перенеслась на другие национальные меньшинства - в основном на русскоязычных.

БМП на проспекте Ленина в Душанбе 14 февраля 1990 года. Фото из Википедии Врезался в мою память еще один случай. Примерно в 100 метрах ниже того места, где проходил митинг, в районе ЦУМа, был расположен магазин «Узбекские книги». Рядом с тем же магазином стояла будка таксофона. Я хотела позвонить домой, но там тянулась очередь из более чем 50 человек. Один-двое стучали кулаком в окно будки и пытались открыть дверь. Но парень лет 30-35, беседовавший по телефону, уставившись на записи в блокноте, говорил с серьезным видом, не обращая ни на кого внимания.

В этот момент раздались первые выстрелы. Испугавшись, люди стали разбегаться. Однако этот парень, вытянувшись, [сначала] посмотрел в окно, затем, оторвавшись от трубки, выставил ее наружу чтобы дать услышать своему собеседнику раздающиеся звуки выстрелов — ред. Как только я услышала речь на азербайджанском, перед моими глазами снова возник образ женщины-пропагандистки, о которой я говорила эпизодом выше, и я стала внимательнее прислушиваться к словам молодого человека. Он кому-то рассказывал по-азербайджански о проходившем митинге. По его словам, хотя правительство уже пообещало депортировать армян, население выдвигает и другие социальные требования. Ситуация, дескать, продолжает развиваться в ожидаемом русле... Конечно, в последнее время эксперты-аналитики выдвигают различные версии относительно кровавого февральского бунта [в 1990 году]. По этой теме также печатались книги, опровергавшие друг друга. Кто-то винит в этом первого президента Республики Таджикистан Каххора Махкамова, кто-то говорит о руке Кремля, другие оценивают его как заговор спецслужб, а некоторые даже шептались, что это дело рук азербайджанских богословов, устроивших провокации в душанбинских мечетях.

Потому долг государства - уделять внимание русским, особенно за границей. В 90-е годы власть от русских дистанцировалась. Это глубокая ошибка.

Государство должно выступать как главный адвокат русского народа. И нести ответственность за все общины, но за русскую особенно. Поскольку русские - это не этноцентричный, а государствоцентричный народ.

В Таджикистане проживали 390 тысяч русских, 70 тысяч татар. Сократились одинаково. Русских осталось 30 тысяч многие умерли , татар - менее 10 тысяч.

Казалось бы, татары - мусульмане, но и им стало некомфортно в Таджикистане. Практически все татары, как и другие народы России, покинули Таджикистан в тот период. В СССР все чувствовали себя на родине, не важно, где жили.

Люди привыкли себя ассоциировать с большой страной, которая ведет свой исток от князя Владимира и от Рюрика. Явно это не Таджикистан. Люди старались вернуться исходя из чувства Родины.

Причем не только русские, но и те же украинцы, их очень много из Средней Азии приезжало именно в Россию. Это было связано не только с трудностями в экономике, но и с военными действиями. После них многие рассматривали русских как противников единой Грузии, как виновных в отделении Абхазии и Южной Осетии, отчасти как враждебный народ.

Русские уезжали оттуда прежде всего из-за инородной среды. В Армении проживало чуть больше 50 тысяч русских, в основном распределенные специалисты. Русская община была крошечной.

Да и экономика в Армении после развала Союза свалилась в пике. Все это создало неудобную среду для сохранения нашей диаспоры. Это Туркмения, Узбекистан, Киргизия и Азербайджан.

Россию обвиняли в том, что она проводила колониальную политику. Сейчас на Украине в три раза ниже доходы на душу населения. В Узбекистане - тоже в три раза.

Литва ниже России оказалась. Грузия и Армения намного хуже России живут. Плоховато без «колонизаторов»!

Все остальные получали дотации и поддержку. Мы создавали союзным республикам условия для развития. В той же Прибалтике был положительный прирост населения.

Отделились - рождаемость стала ниже смертности. Эстонская ССР имела свою государственность и самостоятельность. Нарва в составе Эстонии - нет, даже русский язык не признан официальным.

Возникновение национальных напряжений и противостояние между таджиками и русскими стали причиной насилия и массовой неопределенности. Насилие по отношению к русским жителям города стало страшной реальностью. Разрушение и грабежи их домов, нападения на улицах, похищение и убийства создали атмосферу страха и тревоги. Русские граждане столкнулись с необходимостью защищать свои жизни и имущество, принимать экстренные меры для выживания.

Однако, помимо физического насилия, массовое распространение слухов стали дополнительной причиной страха и непредсказуемости. Слухи о планах и масштабах насилия, информация о предстоящих нападениях и запугиваниях заполнили улицы Душанбе и сердца его обитателей. Русское население жило в постоянном состоянии тревоги и неуверенности. Слухи распространялись быстро, создавая панику и подстрекая к насилию.

Общение между русскими и таджикскими жителями города становилось все более напряженным и нервным, вызывая взаимное недоверие и страх. Многие русские жители решили покинуть Душанбе, стараясь найти безопасное убежище в других регионах. Это усилило большой поток эмигрантов и вызвало еще большую неуверенность среди оставшихся. Февраль 1990 года стал переломным моментом в жизни русского населения Душанбе.

Насилие и распространение слухов привели к страху, хаосу и массовому переезду. Однако, в этот темный период также проявилось сопротивление и взаимная поддержка со стороны других общин, что помогло сохранить некоторое чувство безопасности и надежды. Последствия конфликта: потеря и разрушение В феврале 1990 года, когда в Душанбе разгорелся конфликт между русскими и местным населением, последствия оказались крайне серьезными. Русскоязычное население Таджикистана оказалось подвержено насилию и дискриминации со стороны исламических мятежников.

Подростки и взрослые русские стали попадать в засады, а их жилье и имущество подвергались грабежам и разрушению. Многие русские бежали из страны, опасаясь за свою жизнь и безопасность своих семей. Тревожные последствия конфликта распространились на широкую территорию города Душанбе. Населенные районы, где проживали русские семьи, оказались полностью разорены и опустошены.

Квартиры были разграблены, школы и больницы оставлены без стекол и оборудования, а церкви и православные храмы были сожжены и разрушены. Русское наследие в Душанбе было уничтожено. Политическая и социальная инфраструктура также была серьезно повреждена. Многие предприятия, принадлежащие русским, были разграблены или признаны национализированными.

Русские ученые, врачи и учителя были вынуждены уходить из страны, оставляя без своей помощи и знаний таджикское население. В экономическом и образовательном смысле потери были колоссальными и затронули всех жителей Душанбе.

Люди А. Февраль 1990-го в Таджикистане

На рубеже 1980-1990-х годов по азиатским республикам бывшего СССР прокатилась волна межэтнических конфликтов, которая ускорила процессы распада единого государства. Трагические события февраля 1990 года в Душанбе стали частью общей цепи событий. Февраль 1990 года по праву можно считать пиком полномасштабной резни. Основные погромы происходили в столице Таджикистана – Душанбе. 15 февраля в городе русские и некоторые таджики все же смогли сформировать отряды самообороны. На рубеже 1980-1990-х годов по азиатским республикам бывшего СССР прокатилась волна межэтнических конфликтов, которая ускорила процессы распада единого государства. Трагические события февраля 1990 года в Душанбе стали частью общей цепи событий. По словам Саиданвара Камолова, оружие использовали в основном военнослужащие той самой Таманской дивизии, которые были переброшены в Душанбе в феврале 1990 года.

Февраль 1990: судьба русских в Душанбе

В середине февраля 1990 года национал-исламисты буквально растерзали полторы тысячи русских мужчин и женщин в Душанбе. Женщин под грохот автоматных очередей и гогот насильников заставляли раздеваться и бегать по кругу на площади железнодорожного вокзала». На рубеже 1980-1990-х годов по азиатским республикам бывшего СССР прокатилась волна межэтнических конфликтов, которая ускорила процессы распада единого государства. Трагические события февраля 1990 года в Душанбе стали частью общей цепи событий. In 1988, in the aftermath of the Sumgait pogrom and anti-Armenian riots in Azerbaijan, 39 Armenian refugees from Azerbaijan were temporarily resettled in Dushanbe.[1] In 1990, the Armenian influx became a subject of the rumour that triggered riots in Dushanbe.[2]. В феврале 1990 года в Душанбе, столице Таджикистана, разразилась серия столкновений и протестов, которые имели серьезные последствия для русской общины в этом городе.

Февраль 1990 — Душанбе. Что произошло с русскими в столице Таджикистана?

10 февраля 1990 года группа молодых людей устроила «армянский погром». Февраль 1990 года остался в истории Таджикистана одним из самых трагических периодов. В это время русское население Душанбе оказалось в центре внутреннего конфликта и массовых беспорядков. С 11 по 17 февраля 1990 года в столице Таджикистана Душанбе произошли печальные "февральские события", которые коренным образом изменили ход истории Таджикистана и оказали сильнейшее влияние на жизнь республики.

Перестройка, развал СССР, Гражданская война: как таджики себя искали и выгнали русских

Е.В. Семёнова. НА ЭТНИЧЕСКОЙ ВОЙНЕ… (Геноцид русских в бывших республиках СССР) Часть 2. Семена будущей гражданской войны были посеяны, однако в тот момент её не произошло — 13 февраля в Душанбе был введен комендантский час, а 14 февраля в город вошли войска и взяли ситуацию под контроль. Все-таки СССР и его армия на тот момент еще существовали.
Погромы русских семей в бывших республиках СССР - ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ — LiveJournal Февраль 1990 года остался в истории Таджикистана одним из самых трагических периодов. В это время русское население Душанбе оказалось в центре внутреннего конфликта и массовых беспорядков.
РУССКИЕ В ТАДЖИКИСТАНЕ: О ЧЕМ УМАЛЧИВАЕТ ИСТОРИЯ? Грабежи, убийства и изнасилования. Погромы русских кварталов. 12 Февраля 1990 года по праву можно считать пиком полномасштабной резни. Основные погромы происходили в столице Таджикистана – Душанбе и пригородах.
В этот день - 12 февраля 1990 г. в Душанбе начались массовые беспорядки В середине февраля 1990 года национал-исламисты буквально растерзали полторы тысячи русских мужчин и женщин в Душанбе. день памяти погибших во время массовых беспорядков в Душанбе 12-14 февраля 1990 года.
Таджикистан: неизвестная революция (Грузия online, Грузия) | 18.01.2022, ИноСМИ 07:15HD. Русские в Душанбе! ǀ Русҳо дар Душанбе! تاجیکستان in Tajikistan.

История и выводы

  • Русская трагедия.
  • Угрозы и опасности для русских
  • Русские погромы в душанбе. Что бы помнили
  • Горячий февраль 1990 года в Душанбе: dervishv — LiveJournal
  • Душанбе-1990: русский взгляд
  • Февраль 1990: русские в Душанбе сталкиваются с судьбой

ЧТО БЫ ПОМНИЛИ. ГЕНОЦИД РУССКИХ В АЗИИ (взято с русского обозревателя)

Зато они надеялись, что разбуженный хаос поможет прийти им к власти — на конец февраля в Таджикистане как раз были намечены выборы в парламент. Участники тогдашних событий вспоминают их очень по-разному. Одни говорят о революционном подъеме таджикского народа, который поднялся на борьбу за демократию против КПСС. Другие же утверждают, что как раз КПСС вместе, конечно, с КГБ и организовала всю эту провокацию, чтобы не допустить демократов до выборов, а наоборот — скомпрометировать их, а потом и репрессировать. Третьи и вовсе стараются те события не вспоминать, говоря о них вскользь и напирая на то, что все самое важное было до или после. А между тем рядовые свидетели, которые не являлись активными участниками, а смотрели на все со стороны, больше вспоминают не о каких-то пылких революционерах, а об исламских радикалах и бандитах из преступных группировок. Которые, как это часто случается, стали основным авангардом протестующих "демократических сил".

Прежде всего, были введены ужесточенные безопасностные меры, включающие вооруженные чекистские отряды и контрольные посты по всему городу. Российские жители стали подвергаться частым обыскам и проверкам документов, а также произвольным задержаниям. Сторонники новых национальных властей осуществляли акты насилия и погромы в отношении русского населения, включая нападения на их жилища и бизнесы. Русскоязычные школы и культурные организации были закрыты или подверглись цензуре. Семьи русского населения жили в страхе и неуверенности, постоянно опасаясь преследований и насилия. Власти Таджикистана также проводили широкомасштабную кампанию дискредитации и дезинформации, направленную против русскоязычного населения. Русские жители были обвинены во всех бедах и проблемах, сталкивающихся с Таджикистаном, и призывалось к их выселению из страны. Этнические предрассудки и националистическая агитация стали повсеместными. Многие русские семьи решались на эмиграцию в связи с ухудшающейся обстановкой. Русское население Таджикистана постепенно уменьшалось, а те, кто оставался, испытывали постоянное давление и угрозы в адрес своей безопасности. Таким образом, контрмеры властей и преследования русского населения в Душанбе после протестов и требований к властям привели к созданию враждебной и насильственной обстановки, которая оказалась опасной и нестабильной для русского населения в Таджикистане. Видео:Трагедия Таджикистана: 30 лет назад в Душанбе погибли десятки людей Скачать Установление нового равновесия После продолжительных и кровопролитных столкновений между различными этническими группами, наступило время для установления нового равновесия в Душанбе. Однако этот процесс оказался далеко не простым и требовал серьезных усилий. Власти Таджикистана приняли ряд мер, направленных на смягчение напряженности и восстановление доверия между этническими группами. Были созданы специальные комиссии, задачей которых было расследование преступлений, совершенных во время конфликтов. Эти комиссии должны были обеспечить справедливость и привлечение виновных к ответственности. Кроме того, власти приложили усилия для стабилизации экономической ситуации в регионе. Программы по восстановлению разрушенной инфраструктуры стали приоритетными, а также были предприняты шаги для создания рабочих мест и повышения уровня жизни населения. Важный момент в установлении нового равновесия было участие международных организаций и стран в процессе миротворчества. Они оказали помощь как в восстановлении разрушенных объектов, так и в оказании гуманитарной помощи населению. Это позволило снизить напряженность и наладить доверительные отношения между этническими группами. Со временем ситуация в Душанбе стала стабильнее. Постепенно восстанавливалось доверие между этническими группами, и начали проявляться признаки нового равновесия. Жители города смогли вернуться к своей обычной жизни, а проблемы, вызванные этническими конфликтами, постепенно стали уходить на второй план. Установление нового равновесия в Душанбе требовало много времени и усилий, но благодаря совместным действиям властей, международных организаций и населения удалось достичь этой цели.

Люди, одурманенные национализмом превращались в убийц, грабителей и насильников - становились нелюдями. Как в 90-х страшно выгнали русских из стран Средней Азии и Закавказья не все у нас знают, а теперь из этих же стран к нам едут миллионы, по сути чужие нам народы и которых почему-то назвали соотечественниками. Зачем они нам, после русских погромов? Там все одновременно забыли о дружбе народов и кто-то дал сигнал к беспорядкам и резне. Внешний налет цивилизации слетел при небольшом дуновении национализма. Во времена СССР бывали случаи проявления национализма, об этом никто не скрывал. И такие случаи властям удавалось мгновенно купировать, предотвращать распространение. То под конец существования Советского Союза жесткий государственный контроль пропал, что вылилось в неспособность на местах принимать быстрые решения и гасить вражду в зародыше. Для многих была чужда мысль о том, что в наших соседних советских республиках может проявиться средневековой национализм и геноцид, будут жуткие погромы и расправы над простыми людьми. Февраль 1990г. Средняя Азия. Грабежи, убийства и изнасилования. Погромы русских кварталов. Основные погромы происходили в столице Таджикистана — Душанбе и пригородах. Все события в Душанбе происходили при поддержке из Вашингтона , экстремисты под руководством ЦРУ, подстрекаемые фанатично настроенным духовенством, чинили погромы и вели расправы над русскоязычным населением.

Свой митинг это движение собиралось проводить 6 дней спустя. Официальное обращение в городской исполнительный комитет города Душанбе было направлено заранее. Организация массовых беспорядков в Душанбе «Растохез» была приписана потому, что в Москве прекрасно знали — лидеры данного движения поддерживают тесные отношения с прибалтийскими единомышленниками, которые ратовали за выход национальных республик из состава СССР. Другими словами, лидеров «Растохеза» подозревали в сепаратизме. Да и сами руководители Народного движения в завуалированной форме заявляли, что они хотят добиться государственного суверенитета Таджикистана. Митинг 18 февраля представители «Растохеза» собирались проводить в столичном стадионе «Спартак» по нескольким причинам: во-первых, подобный митинг ими уже там проводился в 1989 году, и, во-вторых, там было легче контролировать ситуацию и пресекать провокации. Военнослужащие во время введения военного положения в Душанбе. Шабдолов: События февраля 1990 года в Душанбе — часть плана Горбачева по разрушению СССР К тому времени в победе членов «Растохеза» на выборах Верховного совета Таджикской ССР 28 февраля 1990 года мало кто сомневался, потому что во многом благодаря этому движению летом 1989 года таджикский язык получил статус государственного. В процессе борьбы за придание государственного статуса таджикскому языку большинство лидеров Народного движения «Растохез» сделали себе имя и в 1990 году они уже мечтали о политической карьере. Лидеры аналогичных движений в Грузии, Молдавии, Украине и Прибалтике действовали по такой схеме. Зимой 1990 года парламентские выборы должны были состояться в Азербайджане и Таджикистане, поэтому Москва решила убить одним выстрелом двух зайцев — использовать «армянский фактор» и дискредитировать неформальных лидеров этих республик. Понятно было, что победа национальных лидеров в Азербайджане и Таджикистане означала одно: в ближайшее время эти лидеры заявят о праве своих наций на самоопределение, то есть они будут ратовать за выход республик из состава СССР. Слухи об армянах Очень часто, когда пишут о февральских событиях 1990 года, то ли по незнанию, то ли умышленно, авторы утверждают, что армянские беженцы прилетели в Душанбе после землетрясения из Спитака. На самом деле, они были жителями города Баку. К моменту объявления по радио чрезвычайного положения уже было убито 82 человека, в большинстве своём к пикетам отношения не имевших…». Поводом для ввода войск послужили армянские погромы. В эти дни из горящего Баку в Душанбе на самолетах перевезли несколько десятков семей. Но не все были этническими армянами. Махкамова армянин, супруга председателя Президиума Верховного совета республики Г. Паллаева армянка, которые в реальности соответствовали действительности. Но слухи умело стали использовать против руководства республики. Их стали обвинять в симпатии к армянам. Говорили, что они заботятся больше об армянах, чем о своих соотечественниках-таджиках. Эвакуация армянских семей из Душанбе спецрейсом Душанбе-Ереван, 11 февраля 1990 г. А 8 февраля таджикское телевидение показало передачу «Навиди бозаргон» с участием секретаря душанбинского горкома партии Рашида Алимова и председателя душанбинского горисполкома Максуда Икромова. Алимов в ходе своего выступления сообщает о мерах, которые были предприняты для обустройства армянских беженцев, прибывших из азербайджанской столицы. Как через несколько месяцев отметил один из лидеров «Растохез» Мирбобо Миррахимов, Алимов также заявлял, что каждому беженцу вначале было выделено по 80 рублей, затем дополнительно по 30 рублей. На следующий день по городу распространились слухи о том, что в Душанбе прибыли 20 тысяч армянских беженцев. Тем не менее, компетентные органы не приняли мер, чтобы пресечь эти слухи, что только привело к росту недовольства. В результате 12 февраля пролилась кровь, Народное движение «Растохез» было дискредитировано, а через 2 недели на выборах в Верховный совет абсолютную победу одержала Компартия республики. У нас проживают определенные азербайджанцы… Наверное, этот канал был использован. Кстати, когда проходили задержанные лица, подозреваемые в организации, там были лица этой категории…" На снимке разбитый и разграбленный преступниками ювелирный магазин возле ЦУМа, февраль 1990 года Председатель КГБ Таджикской ССР в организации массовых беспорядков также обвинил исламистов, некоторых членов «Растохеза», и преступные элементы, которые в те дни занимались грабежом. Он также сказал, что в республике готовился антиконституционный переворот. Мнимый государственный переворот 12, 13 и 14 февраля город был отдан на разграбление преступным элементам. Каххор Махкамов, сильно испугавшись, во второй половине 13 февраля выступил по таджикскому телевидению, и, обращаясь к жителям столицы, сказал: «Вооружайтесь». В городе появились отряды самообороны, которые встали на защиту своих районов. Но ситуация более или менее стабилизировалась, когда в город вошли бронетехника и около 2 тыс. С другой стороны, вечером 14 февраля в результате переговоров между руководством республики и «Комитетом 17» при участии Бориса Пуго, кремлевского посланника, была достигнута договоренность, что Каххор Махкамов, Гоибназар Паллаев и Изатулло Хаёев подают в отставку. В его состав входили члены «Растохеза», видные деятели науки и культуры республики, а также представители самих митингующих. По словам самого Каримова, он получил добро самого Махкамова, прежде чем дать согласие митингующим. Поздней ночью 15 февраля дикторы таджикского телевидения зачитали сообщение об отставке первых лиц Таджикской ССР. Но утром на партхозактиве города Душанбе участники осудили «отступление» Махкамова, Паллаева и Хаёева. Делегаты Пленума в большинстве своем поддержали руководителей республики и свалили всю вину за случившееся на митингующих.

Погромы в Таджикистане 12 февраля 1990 года

Однако народная молва увеличила число беженцев в разы. Говорили о "богатых армянах", которые "скупили все начальство" и пропихивают своих земляков в начало списков на получение жилья. Слухи дошли до того, что утверждалось: мол, в душанбинском аэропорту приземлилось несколько самолетов с армянами из Баку, и те якобы отказались выходить из них, пока им не принесут ордера на новые квартиры. Но чиновник посчитал требование собравшихся очередным малозначительным всплеском народного гнева — пошумят и разойдутся. И зря. Так как уже на следующий день на площадь вышла толпа раз в пять больше вчерашней. Внимательный наблюдатель мог заметить в ней большое количество молодежи. Не душанбинской, нет. Это были так называемые "кишлачники" — диковатые молодые люди, которые неожиданно появились в городе всего за одну ночь. То, что митинг 12 февраля был хорошо спланирован, не отрицал позже никто. И таджикская оппозиция, и исламисты, и пострадавшие от погромов русские, татары, евреи, армяне — все рассказывали одно.

Про черную толпу, которая колыхалась на площади, про грузовики с камнями и одинаковой длины заостренные арматурины. Выступавшие призывали прекратить раздачу квартир армянам, а заодно выселить их из Душанбе. И другие национальности вместе с ними. Представители власти опять не вышли к собравшимся и распалившаяся толпа двинулась в сторону микрорайона с новостройками, чтобы на месте "восстановить справедливость". По одному из центральных проспектов девятым валом катилась толпа, полностью закрывшая собой улицу. Они крушили все на своем пути. Шли, наклонив головы чуть вперед, руки или в карманах, или держат арматуру. Любые препятствия, которые попадались на пути, сметались бешеным напором. Они раскачивали и переворачивали машины, роняли на бок автобусы, крушили витрины, избивали и убивали встречных. Под раздачу попадали все, кто отличался от коренной нации.

Интернет хранит много воспоминаний очевидцев тех трагических событий. В сети полно рассказов о подожженных автобусах, изнасилованных женщинах, зверски убитых мужчинах.

Есть реальные проблемы столкновения разных культур. Для нас этническое родство вторично. У нас государственное мышление. С одной стороны, отсутствие этнической замкнутости позволило русским основать великую страну. Но это не позволяет конкурировать, когда русские оказываются в меньшинстве, в диаспоре. Когда этнос должен консолидироваться, без господдержки у русских это не получается. Потому долг государства - уделять внимание русским, особенно за границей. В 90-е годы власть от русских дистанцировалась.

Это глубокая ошибка. Государство должно выступать как главный адвокат русского народа. И нести ответственность за все общины, но за русскую особенно. Поскольку русские - это не этноцентричный, а государствоцентричный народ. В Таджикистане проживали 390 тысяч русских, 70 тысяч татар. Сократились одинаково. Русских осталось 30 тысяч многие умерли , татар - менее 10 тысяч. Казалось бы, татары - мусульмане, но и им стало некомфортно в Таджикистане. Практически все татары, как и другие народы России, покинули Таджикистан в тот период. В СССР все чувствовали себя на родине, не важно, где жили.

Люди привыкли себя ассоциировать с большой страной, которая ведет свой исток от князя Владимира и от Рюрика. Явно это не Таджикистан. Люди старались вернуться исходя из чувства Родины. Причем не только русские, но и те же украинцы, их очень много из Средней Азии приезжало именно в Россию. Это было связано не только с трудностями в экономике, но и с военными действиями. После них многие рассматривали русских как противников единой Грузии, как виновных в отделении Абхазии и Южной Осетии, отчасти как враждебный народ. Русские уезжали оттуда прежде всего из-за инородной среды. В Армении проживало чуть больше 50 тысяч русских, в основном распределенные специалисты. Русская община была крошечной. Да и экономика в Армении после развала Союза свалилась в пике.

Все это создало неудобную среду для сохранения нашей диаспоры. Это Туркмения, Узбекистан, Киргизия и Азербайджан. Россию обвиняли в том, что она проводила колониальную политику. Сейчас на Украине в три раза ниже доходы на душу населения. В Узбекистане - тоже в три раза. Литва ниже России оказалась. Грузия и Армения намного хуже России живут. Плоховато без «колонизаторов»!

Это взбудоражило народ, а 10 февраля в городе начались армянские погромы, зачинателями которых стали уголовники и члены местных ОПГ. На этом фоне муллы начали призывать к свержению власти и провозглашению исламского государства, призывая народ выйти 11 февраля на площадь перед зданием местного ЦК. Вышедший в тот день к митингующим первый секретарь ЦК Компартии Каххор Махкамов пытался заверить их, что никаким беженцам-армянам квартиры не выдавались, а те из них, кто приехал в Душанбе, поселились у родственников. Однако ему, разумеется, не поверили. Между тем в мечетях продолжалась антиправительственная агитация, толпа на площади росла, а вместе с ней росло и напряжение — про армян уже никто не вспоминал, зазвучали требования о смене власти. Днем 12 февраля 1990 года в городе начались беспорядки: запылали ограбленные магазины, прозвучали первые выстрелы — подвергшиеся нападениям милиционеры пытались отогнать нападавших выстрелами в воздух. Примечательно, что огонь на поражение милиция открыла не для того, чтобы убивать митингующих, а наоборот — спасая их жизни. Первым был расстрелян шахид, который пытался протаранить толпу на площади, сидя за рулем горящего автобуса.

А после этого выступления мы почувствовали, что лучше уж умереть в борьбе, защищая семью, очаг, чем быть забитым бараном в собственном доме, с перерезанным горлом… Все высыпали на улицу. Каждый район сорганизовался, и это было удивительно. Ведь не было никакого центрального штаба. Ночью встали в дозоры. И когда мы отстояли себя в ночное время, непрошеным гостям пришлось уйти из города — назад, в свои селения, в горы. И власть вернулась. Мы возвратили власть в городе. В это с трудом верилось: простой человек, безоружный, отстоял себя против достаточно сильных вооруженных отрядов…» Анатолий Балашов , организатор русской переселенческой общины в Борисоглебске. На центральной площади были изнасилованы и публично растерзаны две русских студентки. Можно много рассказывать обо всех ужасах, которые там происходили,… но не хочу тут разжигать ничего, тем более во многое просто трудно поверить. Нашу семью тоже затронула трагедия… Дядя моей жены стоял на остановке и ждал автобуса. Подошли пятеро вооружённых винтовками таджика… - Русский? Казнь была демонстрац ионной… на площади… чтоб боялись… вообще когда тело поступило к патологоанатомам, те решили по характеру ранений что расстреляли из крупнокалиберного пулемёта… потом лишь следствие и опрос свидетелей установило что его пронзали заточенными арматуринами. Тело рвали мастерски… он умирал в течении двадцати минут. Дядя был в молодости спортсменом и был достаточно крепок, и когда его растерзанного и изуродованного оставили истекать кровью, он нашёл в себе силы доползи до ближайшего дома… умер в подъезде. Пропавшего дядю искали долго, так как труп был в том самом дополнительном морге. Хоронили в закрытом гробу. На похороны люди пришли с плакатами… что-то вроде «Остановим геноцид! Из книги Е. Семёновой "На этнической войне" « Много было жутких событий. На глазах отца, зубного врача, изнасиловали дочь… Женщина, работавшая в Министерстве просвещения, рассказывала, что на нее уже накинулись трое, но в этот момент их внимание привлекли двое русских — парень и девушка. Они были обречены, потому что были светловолосы и светлоглазы. Их свалили на землю, били ногами, топтали. Потом, схватив за руки и ноги, топили в луже воды, смешанной со снегом и кровью. Женщина понимала, что они спасли ей жизнь, но помочь им была не в силах… И многие рассказывали о русской женщине, которая шла по улице с независимым видом, не оглядываясь и не убыстряя шаг, — и никто не посмел к ней подойти…» Нина Ольхов ая «Ага, спохватились! А когда в 1993 году русские в аэропорту и на вокзале жили? А Казахстан за своими казахами самолеты прислал и всех до единого вывез. Знаешь, что тогда эта непечатно Миграционная служба нам заявила? Не знаешь? То, что должна быть «минимизация миграционных потоков», и то, что мы — «форпост России за рубежом». А у меня сестру на улице днем изнасиловали. И на кладбище русских хоронить не давали, только за деньги. Много тут чего было, только наши про это рассказывать не любят. Да тут уже никого и не осталось. Некому рассказывать». Капитан Саша из 201-й мотострелковой дивизии о российских программах возвращения соотечественников. В Таджикистане на этой ниве особенно отличилась поэтесса Гулрусхор Сафиева.

Геноцид русских в Таджикистане

В этот день - 12 февраля 1990 г. в Душанбе начались массовые беспорядки Начался отток русского населения из Таджикистана – до 1990 года в Душанбе проживало около 80% русских, потом многим пришлось уехать, оставив все.
Кровавый февраль 1990 года в Душанбе 11 февраля 1990 года толпа из сотен вооруженных палками и холодным оружием приезжих таджиков крушила на проспекте Ленина в Душанбе всё что попадалось на пути. Так начался душанбинский погром.
Геноцид русских в Таджикистане (передача) : basmanov — LiveJournal Конфликт в Душанбе массовые беспорядки, произошедшие в Душанбе в феврале 1990 года, начавшиеся на межнациональной почве. Фактически они стали прелюдией к гражданской войне, начавшейся 2 года спустя.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий