Детская литература как событие 2024

Вот и в самой Российской государственной детской библиотеке в течение Недели книгодарения встреч с писателями и других интересных событий для юных читателей будет больше 40. С лучшими произведениями отечественной и зарубежной литературы «золотой фонд» дети познакомились на библиографическом обзоре «Самые популярные серии издательства «Детская литература».

Неделя детской книги в 2024 году: новые приключения и вдохновение для маленьких читателей

Появление развлекательной и познавательной детской литературы и комикса, выделение подросткового возраста и читателя-подростка. Детская литература в Северной Европе, Великобритании и США — современный ребёнок и подросток как аудитория. В январе 2024 года на сайте РГДБ состоялось голосование по выбору слогана всероссийской Недели детской книги – 2024. Всего от библиотекарей, издательств, писателей и читателей поступило около 90 вариантов, из которых специалисты РГДБ отобрали 10. Российская государственная детская библиотека подвела итоги открытого онлайн-голосования за лучший слоган Недели детской книги — 2024, которая пройдёт в наступившем году с 23 по 31 марта. Марафон списков самых ожидаемых книг 2024 года подошел к концу – самое время, ведь издатели начали не только открывать предзаказы, но и выпускать новинки, в выходных данных которых цифра «3» в порядковом номере нового книжного года сменилась на «4». ские рекомендации для муниципальных библиотек в помощь состав- лению плана мероприятий на 2024 год.

Детская литература как событие

С 23 по 31 марта 2024 г. пройдет Всероссийская неделя детской книги – крупнейшее мероприятие по продвижению детской книги и старейшая отечественная просветительская акция. Обзор конференции «Детская литература как событие», состоявшейся в Московском городском педагогическом университете в декабре 2017 году. Она будет посвящена сразу трем юбилеям: 80-летию «Недели детской книги», 320-летию Санкт-Петербурга, а также 90-летию издательства «Детгиз». «Неделя детской книги» – ежегодная всероссийская акция по популяризации литературы для детей и подростков. Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации для муниципальных библиотек Ивановской области, занимающихся обслуживанием детей и юношества, в помощь составлению плана мероприятий на 2024 год. Марафон списков самых ожидаемых книг 2024 года подошел к концу – самое время, ведь издатели начали не только открывать предзаказы, но и выпускать новинки, в выходных данных которых цифра «3» в порядковом номере нового книжного года сменилась на «4». Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации для муниципальных библиотек в помощь составлению плана мероприятий на 2024 год. Методический материал включает информацию об основных событиях и актуальных направлениях работы библиотек в 2024 году.

90 лет издательству «Детская литература»

Особенностью академии было то, что ее членом мог стать любой желающий, независимо от своего финансового положения. Единственное требование заключалось в желании получить знания! В 2024 году Российская академия наук отмечает 300-летний юбилей. Научные открытия играют огромную роль в нашей жизни. Они помогают исследовать тайны космоса и глубины океана, разрабатывать новые технологии и лекарства, улучшать качество жизни людей. Наука — это безграничный и исключительно интересный мир вопросов и открытий.

Предлагаем небольшой обзор книг о науке и изобретениях для юных читателей. Барр, Кэтрин. Юные гении могут начать с изучения истории изобретений. В нашей повседневной жизни мы окружены привычными вещами, без которых не представляем себе наше существование. Но знаете ли вы, когда и как они появились?

С чего все началось? Даже самые простые вещи имеют необычную историю происхождения!

Происходит это каждые 2 года. Награда состоит из диплома и золотой медали с изображением писателя. Вручается она на конгрессе Международного совета по детской книге. Награду получают автор и иллюстратор, внесшие наибольший вклад в развитие детской литературы по мнению жюри. При выборе победителей учитываются не только красота слова и эстетика изображений. Также оценивается сюжет его увлекательность, глубина смысла и умение оперировать понятными для детей образами. В 2022 году премию вручили французской писательнице Мари-Од Мюрай, автору более 80 произведений, предназначенных для молодых читателей. Также наградили корейскую художницу Сьюзи Ли, минималистичные работы которой рассказывают фантастические истории без слов.

В 2024 году лауреатами будут новые таланты. Во многих населенных пунктах день 2 апреля сопровождается выставками современных и классических детских изданий, презентациями новинок. Книжные магазины устраивают выгодные акции. В библиотеках в День детской книги проводятся мероприятия, призванные привить юному поколению любовь к чтению. Веселые викторины, оценивающие знание популярных сказок, рассказов и повестей дополняются играми и мастер-классами например, по рисованию иллюстраций или сочинению историй. Читайте также Когда и какого числа Александров день Александров день — народный и церковный праздник, отмечаемый в России 28 марта. Дата не преходящая, постоянная. Связана она с именем святого Александра, мученика, пострадавшего за веру в Христа…. Иногда в честь праздника проводятся конкурсы, определяющие читателя года ребенка, наиболее часто посещающего библиотеку. Победитель может быть выбран в рамках города или даже области на основании анализа читательских формуляров.

Торжественного вручения приза ждут многие ребята. Это стимулирует дух соревнования, поощряет регулярно погружаться в мир новых знаний и открытий, которые дарит литература. Также незадолго до праздника в России проходит Неделя детской книги.

Организаторы - Российская государственная детская библиотека , Ассоциация «Растим читателя» и Санкт-Петербургская специальная центральная детская библиотека имени А.

Акция проходит ежегодно и направлена на популяризацию литературы для детей. Ее проводят библиотеки, школы, издательства, книжные магазины, театры, музеи, учреждения культуры и образования. Челябинская областная детская библиотека им. Маяковского сама принимает в ней участие и является куратором Недели детской книги в регионе.

Во всех детских библиотеках региона в этот период пройдет Неделя детской книги. Впервые праздник детской книги — «Книжкины именины» — состоялся в Москве 26 марта 1943 года по инициативе классика детской литературы Льва Кассиля.

Красноярск Новосибирск Каждый из этих городов представит уникальные культурные программы, выставки и конкурсы для маленьких читателей и их родителей. Мероприятия будут проводиться в различных библиотеках, книжных магазинах и других культурных центрах. Участники Недели детской и юношеской книги смогут наслаждаться новыми книгами, встречами с писателями, мастер-классами, презентациями и другими интересными мероприятиями. Это будет прекрасная возможность погрузиться в мир литературы и сделать важные открытия.

Не упустите возможность посетить мероприятия Недели детской и юношеской книги в 2024 году и открыть для себя мир волшебных приключений и незабываемых историй! Какие мероприятия будут в Неделе детской литературы Одним из основных мероприятий Недели детской литературы являются литературные конкурсы и конкурсы чтецов. Ребята имеют возможность проявить себя, представить свое чтение и получить оценки от профессиональных жюри. Это стимулирует детей и подростков читать больше и развивать свои навыки публичного выступления. Неотъемлемой частью Недели детской литературы являются литературные праздники, которые проходят в библиотеках, школах и других образовательных учреждениях. В ходе этих праздников дети могут поиграть в литературную игру, принять участие в театрализованных постановках, посетить мастер-классы по созданию книг и многое другое.

Также в рамках Недели детской литературы проводятся литературные викторины. Это интересное и увлекательное мероприятие, которое позволяет проверить знания детей о литературе, а также обогатить их литературный словарный запас. Особое внимание уделяется встречам с писателями.

Неделя детской и юношеской книги "Книга собирает друзей" - 2024

Круг замкнулся. Бог - не соучастник! Знакомы ли Вы с такими книгами и какие видите тут проблемы? О некоторых таких произведениях мы писали в нашем "Библиогиде" в разделе "Осторожно, книга! Ситуация с православной детской литературой точно такая же, как и вообще с социально востребованной литературой, точнее, с той, на которую существует социальный заказ. Мне кажется, что те люди, которые издают православные книги для детей, озабочены в первую очередь педагогическим значением таких произведений. Им важны назидательность, поучительность, в крайнем случае информативность - но художественное качество их волнует меньше всего.

При этом и нравственный посыл таких книг в некоторых случаях бывает весьма сомнительным. К примеру, возьмем книгу Тамары Крюковой "Обещание", которая широко продается в церковных лавках. Там есть такой эпизод: мальчик Дениска, которого друзья втянули в игру на деньги, стащил из бабушкиного кошелька сто рублей. А бабушка взяла кошелек и пошла в магазин. Дениска в ужасе, что раскроется его преступление. Он обращается с мольбой к Господу: сотвори чудо!

И Господь сотворил: бабушка возвращается расстроенная и без покупок. Возле магазина у нее украли кошелек. То есть проступок мальчика покрывается чужим преступлением! Вместо того чтобы внушить юному воришке стыд, Бог становится его соучастником! Ни о каком раскаянии в данном эпизоде и речи не идет, к иконе Христа мальчик обращается только из страха разоблачения, а признается в своем проступке лишь под влиянием еще более опасных обстоятельств. Некоторые из них, к примеру, "Путь Кассандры, или Путешествие с макаронами", мне понравились, а вот другие особенно, с героями-детьми вызвали грустные чувства.

Я всецело разделяю православные ценности и хочу, чтобы ребенок благодаря книге приобщился к ним. Но крайне важно, как именно это написано. Ведь если эти же ценности подаются топорно, в лоб, если художественных достоинств в тексте нет, то всё это вызовет противоположный эффект. Трудно сказать, каких православных детских книг больше, хороших или плохих - тут надо проводить специальное исследование. Но уже сейчас с уверенностью можно сказать: слабых довольно много, это отнюдь не редчайшие случаи. На одной полке могут стоять чудесные книги Ивана Шмелева и примитивные современные поделки.

Может быть, дело в моей невоцерковленности, но порой мне кажется, что переводные детские книги, утверждающие христианские ценности, на порядок лучше, чем то, что пишут здесь и сейчас наши "православные авторы". Сказки того же Клайва Льюиса, хоть он и англиканин, делают для христианского воспитания детей гораздо больше, чем продукция всех наших доморощенных писателей-агитаторов. Это иногда вызывает у воцерковленных людей раздражение: дескать, не нужно нам ничего англо-американского, они там все неправославные, мы сами напишем ортодоксально безупречные книги для детей - и они немедленно проникнутся. На мой взгляд, такой подход далек от настоящей православной веры, это что-то вроде "партийности". Ведь если книга отлично написана, если она интересна читателю независимо от его отношения к религии, то она будет востребована, а значит, окажется выгодной и для светских издательств. Причем далекого от веры читателя такая книга может если и не обратить в Православие, то, по крайней мере, расширить его понимание, что же это за религия.

Но всё это возможно только при условии, что литературное качество книги будет очень высоким. А для этого нужны не только талантливые православные писатели, но и умные книгоиздатели, которые не ставят назидательность выше художественности. Если православные писатели напрямую будут выходить на светские издательства, особенно на крупные, то их произведения могут отклонить просто потому, что с точки зрения издателя это "неформат". Такой подход касается не только религиозно окрашенной литературы, но и вообще любых книг, которые не вписываются в рамки раскрученных серий, не воспринимаются как ширпотреб. На эту тему можно говорить часами - и об инерции мышления издателей, и об их нежелании напрягаться, и об их отношении к читателям. Нужно, чтобы талантливые авторы, будь они православные или нет, понимали: наскоком эту издательскую махину не взять.

Продвигать свои тексты им придется долго и трудно, и первые неудачи не должны их отпугнуть. Быстро и легко можно издать только пустой ширпотреб. Короче говоря, боятся скандала, и не всегда безосновательно - ведь талантливо написанная книга зачастую выходит за формальные рамки ортодоксальности. Словом, талантливые книги, продвигающие православное мировосприятие, нередко оказываются между молотом и наковальней: с ними не хотят связываться ни церковные, ни светские издательства. Для первых они непривычны, для вторых - потенциально чреваты неприятностями. А между тем такие книги крайне нужны я говорю сейчас не только о детской литературе.

Нужны, потому что православных верующих в России много, потому что традиционная русская культура основана на православных ценностях, а значит - для православно-ориентированной художественной литературы есть и серьезнейшая почва, и целевая аудитория. Да и неправославным людям такие книги тоже нужны, потому что обогащают их представления о жизни. Не просто яркая, а кричаще яркая - Детская литература, особенно ориентированная на младший возраст, неотделима от книжной иллюстрации. Что можете сказать о современном книжном иллюстрировании? Чем по-своему были хороши советские времена - тогда в издательствах работали опытные профессионалы и потому общий уровень книжной иллюстрации был высок. Сейчас - кто в лес, кто по дрова.

Наряду с чудовищно, безвкусно оформленными книгами есть и прекрасно изданные, причем бывает, что в одном и том же издательстве. В общем, происходит то же самое, что и с текстами - поток китча забивает качественную иллюстрацию. А издатели хотят китч потому, что он яркий, кричаще-яркий. То есть сразу привлекает к себе внимание. Кроме того, широко используется компьютерная графика - с технической точки зрения это проще, это экономит время художника-иллюстратора а значит, возрастает его производительность в чисто экономическом смысле. Однажды я говорил с одним очень крупным книгоиздателем о переиздании сборника стихов классика английской литературы Уолтера Де Ла Мэра, показал ему детлитовскую книжку 1983 года с прекрасными, на мой взгляд, иллюстрациями.

Тот полистал ее и сказал: это не будет продаваться, это несовременно. Чтобы продавалось, пояснил он, книжка должна быть не просто яркой, а кричаще-яркой. Трудно сказать, насколько обоснованы такие представления издателей о том, что продается, а что нет. Издатели опираются на мнение распространителей, но распространитель-то всегда стремится упростить себе жизнь, ему выгоднее брать тот товар, что гарантированно будет продан. На самом деле мы просто не знаем, как продавались бы те же самые книги с иллюстрациями в традиционной манере - всё это область догадок и предположений. Но важно то, что издатели априори снимают с себя всякую ответственность за воспитание читательского вкуса.

В результате идет постоянная игра на понижение. Оформление книг становится все вульгарнее, все примитивнее - а издатели считают, что тем лучше эти книги будут продаваться. Тем не менее, сейчас ситуация начала улучшаться - именно потому, что книжный рынок настолько оказался замусорен китчем, что книги, оформленные скромно, вызывают больший интерес у покупателей. Об этом, например, свидетельствует история издательства "Самокат". Маленькое издательство идет супротив, казалось бы, незыблемых законов рынка - и побеждает. Больше того скажу - крупные издательства даже завидуют "Самокату", завидуют его репутации, его смелости.

Так вот, часть этих замечательных художников оказалась сейчас невостребованной. Невостребованной потому, что в современное иллюстрирование пришла "мультяшная", диснеевская традиция, совершенно неблизкая старым мастерам. А их техника рисунка, соответственно, отвергается современными издателями. Недавно наша библиотека провела выставку иллюстраций замечательной художницы Ники Гольц, и там было выставлено огромное количество рисунков к книгам, которые так никогда и не были изданы. Тончайший художественный вкус, потрясающее воображение - всё это издателям не нужно. Проблема в другом.

Художникам старшего поколения, к которым относится и Ника Георгиевна, психологически очень трудно работать с современными издателями, которые начинают на них давить, диктовать свои условия. И многие книги не появляются именно потому, что издатель хочет побольше виньеток, бантиков и рюшечек, а это идет вразрез с представлениями художника о том, какой должна быть хорошая детская книга. При этом издатель не обладает вкусом, требования художника кажутся ему пустыми старческими капризами - и в итоге он нанимает молодых и дешевых, которые послушно нарисуют всё, что закажут. А бывает и так, что издатель берет для детской книжки прекрасные классические иллюстрации, но приделывает к ней чудовищную аляповатую обложку, которую и в руки-то взять неприятно. Речь идет не только о замечательных рисунках, но и о художественной традиции, о школе, которую очень легко потерять и очень трудно воссоздать. О детской библиотеке замолвите слово - В советское время на детское чтение большое влияние оказывали детские библиотеки.

Какова сейчас их роль? Видите ли Вы какие-то нереализованные возможности современных детских библиотек? Главное их достоинство - они обеспечивают разнообразный и качественный ассортимент детского чтения. Впрочем, есть и весьма практические соображения: книги, особенно детские, сейчас дороги, не всякая семья может позволить себе покупать их в достаточном количестве. А в детских библиотеках книги есть, причем детские библиотеки бесплатны. В провинции это гораздо заметнее, чем в столицах.

Как только в фондах появляются новые книги - там сразу выстраиваются очереди из детей и родителей. Иллюстрации, мелованная бумага, крупный формат - все это стоит дорого. Вот книжка Де Ла Мэра, которую я уже упоминал, в 1983 году стоила 50 копеек. Сейчас ее переиздание, значительно улучшенное в полиграфическом отношении, в магазине " Москва " стоит 620 рублей. Не всякий родитель может себе ее позволить. Поэтому детские библиотеки - это выход.

Вообще, нам нужна внятная государственная политика комплектования всех библиотек, обслуживающих детей, лучшими детскими книгами и периодикой журналами.

С помощью презентации читатели совершили экскурс по страницам книг Л. Пантелеева и узнали, что большое их количество было напечатано издательством «Детская литература». С лучшими произведениями отечественной и зарубежной литературы «золотой фонд» дети познакомились на библиографическом обзоре «Самые популярные серии издательства «Детская литература». Юбилей издательства — это еще один повод, чтобы перечитать любимые книги, пролистать знакомые страницы и в очередной раз окунуться в мир солнечного детства!

Книжный клуб «Золотая полка Дефо»: дети смогут познакомиться с известными авторскими произведениями Даниэля Дефо и обсудить их в специальной группе чтецов. Этот праздник — это не только возрождение интереса к чтению и книгам, но и возможность встретиться со знакомыми героями сказок и романов. Поздравляем с Днем детской книги и желаем вам больше открытий и прекрасных литературных приключений! Книжные ярмарки с участием авторов На День детской книги 2024 года множество книжных ярмарок было организовано по всей стране. На этих ярмарках дети могли не только приобрести новые книги, но и получить возможность встретиться с известными авторами. Масштабные книжные ярмарки с участием авторов проходили на главных площадях городов. На них детям предлагалась возможность встретить своих любимых авторов лично, вживую. Писатели читали отрывки из своих книг, а также отвечали на вопросы малышей. Одной из главных достопримечательностей было участие именитых авторов как гостей. Так, на одной из ярмарок дети смогли взять автографы у писателя-лауреата андерсеновской премии Юрия Ковача и его малышку Лизаветку. Это событие вызвало неподдельный восторг у маленьких читателей, которые держали в руках книгу с автографами своих кумиров. Книжные ярмарки также предлагали разнообразные мероприятия для детей. Одна из самых популярных активностей была аппликация с картинкой из детской книги. Дети получили набор наклеек и задачу составить картинку. Было очевидно, что задачка настроена лаконично. Детская аппликация — это нежный и оригинальный способ подружиться с книжкой. Причем, выбирает самому читателю часто наскучит однообразие сказок и потешек. Писатель-иллюстратор Джоан на презентации своей новой книги «История лиственницы» рассказывала детям о своем творчестве и демонстрировала оригинальные иллюстрации из своих произведений. Очередной раз на ярмарке пройти в игровой форме, где дети могли почувствовать себя героями сказок и поучаствовать в интерактивных представлениях. Особое внимание уделялось писателям, которые написали книги специально для книжной ярмарки. Их работы предлагали подарить безвозмездно в детские библиотеки и школы. Такие подарки награждались дипломами с указанием имени автора и специальной надписью «За стремление привить любовь к книге новому поколению». Это стимулировало детей к более активному чтению и формированию здорового интереса к книге. На ярмарках детям открылся новый мир книг и чтения. Несмотря на продолжительность мероприятий, ни у одного малыша не вызвало недоумение пребывание на ярмарке весь день. Такое положительное впечатление произвела игра «Книжка играет». В рамках этого мероприятия дети играли в игру «Книжка играет» и получили бесплатно новую детскую книгу.

Подрастающие ребята начинали изучать церковные издания, хотя и они были доступны не для всех из-за высокой стоимости. В XVII веке в России появилась азбука с авторской поэмой Савватия, в которой детям рекомендовалось усердно работать и не лениться. Затем стали издаваться другие нравственно-мотивационные стихи, книги по этикету. Чуть позднее на русский язык начали переводить иностранные приключенческие произведения самыми популярными были «Путешествие Гулливера» и «Робинзон Крузо». Интересно, что первый праздник детской литературы состоялся в Советском Союзе задолго до официально учрежденного всемирного торжества. Инициатором события стал писатель Лев Кассиль. Он предложил посвятить один день литературе для маленьких читателей и придумал оригинальное название «Книжкины именины». Праздник прошел в Москве 26 марта 1943 года именно в честь этого события в конце каждого марта сейчас проводится Неделя детской книги. На торжество были приглашены школьники, для которых в Доме Союзов выступили популярные авторы К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, М. Пришвин, С. Михалков и др. Сегодня репертуар детской литературы очень широк. Подобрать подходящую книгу легко и для малыша, и для школьника младших классов, и для подростка. Несмотря на развитие информационных технологий, чтение печатных изданий до сих пор популярно, хотя некоторые и отдают предпочтение цифровым версиям книг. Брэдбери, Д. Дефо, М. Твена, А. Волкова, Н.

Календарь знаменательных дат для детских библиотек

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ВЗГЛЯД НА СТОЛЕТИЕ Также среди целей Дня — привлечь внимание к литературе, книжному искусству и книжной культуре для детей, к проблемам доступности детской книги и распространению детского чтения.
РГДБ представила новую символику Недели детской книги Российская государственная детская библиотека подвела итоги открытого онлайн-голосования за лучший слоган Недели детской книги — 2024, которая пройдёт в наступившем году с 23 по 31 марта.
Праздник детской книги 2024: мероприятия, книги, авторы и участие Сегодня во всем мире отмечают День детской книги. Этот праздник был учрежден в 1967 году по инициативе немецкой писательницы и переводчика, основателя Международного совета по детской и юношеской литературе Йеллы Лепман.

«Впереди 2024: планируем работу, ищем идеи»

Я убежден, что качественная книга в любом случае принесет пользу. Важно и родителям, и учителям, и библиотекарям. Иначе по незнанию вполне можно нанести вред ребенку, дав ему некачественную книгу. Прежде всего потому, что на книжном рынке появились издатели, которые ясно понимают, чего хотят, и которые заботятся о качестве своей продукции. Это касается и детских книг, и взрослых. Сейчас, когда первичный "книжный голод" уже утолен, появилось понимание, что не все то золото, что блестит. Поэтому есть издатели, стремящиеся отбирать только самое лучшее, есть спонсоры, поддерживающие литературные конкурсы и премии в области детской литературы. К примеру, "Заветная мечта" - премия негосударственная, "Алые паруса" - государственная премия, которую поддерживает Министерство печати.

То есть на разных уровнях - и государственном, и частном - возникают механизмы поддержки детской литературы. И программы поддержки чтения внедряются, и улучшилась работа детских библиотек, положение которых в 90-е годы было, мягко говоря, печальным. Сейчас, когда всё перечисленное перестало быть дефицитом, действительно появилась возможность издавать талантливых современных авторов. Однако есть очень большое "но". Дело в том, что эти замечательные новые детские книги издаются крайне маленькими тиражами - поэтому они попросту не доходят до российской провинции. В селах и в городах с населением до полумиллиона человек этих книг попросту нет. Книготорговцам невыгодно их туда завозить.

Поэтому главная задача на сегодняшний день - чтобы эти книги попали хотя бы в детские библиотеки, в школьные библиотеки. То есть это уже не столько проблема книгоиздания, сколько проблема распространения. И пока она не решена, в российской провинции очень страдает детское чтение. В 2002-2003 годах мы проводили исследование чтения сельских подростков, и картина оказалась ужасающей. К этим ребятам доходит только худшая взрослая литература, ширпотреб, а лучшая детская, которой за последние годы стало довольно много - не попадает. Правда, благодаря премии "Заветная мечта" что-то все же удается делать: часть книг лауреатов этой премии попадает в провинциальные библиотеки, спасибо за это спонсорам и организаторам. Но это лишь капля в море.

Мораль или художественность? Или проблема не в отсутствии талантов, а в коммерциализации книжного рынка? Взять, к примеру, Артура Гиваргизова. Он как писатель сложился уже в постсоветские времена и сейчас имеет весьма приличные тиражи, с ним сотрудничают разные издательства - и коммерческие, и элитарные. Могу назвать и другие имена, появившиеся в 90-е годы. То есть круг современной детской литературы вовсе не так узок, как может показаться человеку со стороны. Другое дело, что многие родители покупают своим детям только то, что сами любили в детстве, а к новым авторам относятся с подозрением.

Иногда у них есть здравые аргументы например, нередко неплохой текст сопровождается чудовищными иллюстрациями , но чаще всего это инерция мышления. А иногда люди считают, что никакая новая детская литература вообще не нужна, поскольку вся детская литература уже написана. Есть великие имена - Чуковский, Маршак, Линдгрен... Мне не близок такой подход. Конечно, среди классической детской литературы есть шедевры, рассчитанные на любой возраст, но одних старых шедевров мало. Детям всегда интереснее читать про своих сверстников, про свое время. Поэтому нужна и современная детская литература.

Была у нас такая серия "Опасный возраст", запущенная издательством "Детская литература", редактором-составителем ее стала писательница Наталья Соломко. Но издавались эти книги небольшими тиражами и до провинции не дошли. Вообще, писателей, способных писать для подростков, очень мало. Видимо, нужны специальные государственные программы поддержки таких писателей. Кроме того, нужно гораздо больше переводить подобные книги зарубежных авторов. Не ширпотребовские детективы и ужастики, а реалистическую прозу для подростков. Впрочем, нынешняя ситуация лучше, чем в середине 90-х годов, когда кроме Владислава Крапивина, таких писателей у нас практически и не было, а западные авторы, пишущие для подростков, у нас почти не переводились.

Сейчас и переводы появились, и писатели, ориентирующиеся на подростковый возраст, есть. Но, во-первых, их все равно пока очень немного, а во-вторых, их не издают большими тиражами. Издатели не любят рисковать. Если маленький тираж не распродан а не распродан он может быть по множеству причин, не имеющих отношения к литературному качеству книги , то больше этого автора и не станут печатать. Так подчас с книжного рынка вытесняются весьма талантливые люди. Ведь писать для подростков - труднее задачи не придумаешь. Почему тот же Крапивин до сих пор остается на этом поле?

Потому что у него колоссальный педагогический опыт, дающий ему пищу для творчества. Вообще, проблема детской литературы в том, что ее пишут взрослые люди для детей. Общаясь с детьми изредка, случайно, писатель не сможет написать для них ничего, кроме пустых развлекалок. В лучшем случае он будет основываться на собственных детских воспоминаниях, но этого совершенно недостаточно, чтобы говорить с современными подростками на их языке. Чтобы такое получилось, писатель должен постоянно общаться с подростками, досконально знать их жизнь. Вот есть в Санкт-Петербурге писательница Екатерина Мурашова, по основной профессии - детский психолог. Она сделала себе имя в подростковой литературе, начинала с серии "Опасный возраст", затем стала лауреатом премии "Заветная мечта" - и все это благодаря своему профессиональному опыту.

По ее словам, к ней каждый день приходят на прием подростки и рассказывают такие истории, что на тысячи романов хватит. Впрочем, тут есть серьезная проблема. Вера Петровна говорила о необходимости поддержки подростковой литературы. Но это палка о двух концах. Кого именно поддерживать? Здесь открывается огромное поле для всяческих спекуляций. Вопрос упирается опять-таки в художественность.

В самом деле, зачем нам нужны книги, которые более или менее грамотным языком излагают какую-то животрепещущую проблему, но художественной ценности не представляют? Сама по себе задача поддержки детских писателей мне кажется очень туманной. Уважаемый экспертный совет, который заседает в Министерстве печати и занимается поддержкой книгоиздания, вовсе не застрахован от ошибок, несмотря на то, что в него входят очень компетентные, уважаемые люди. Все-таки литература развивается по каким-то своим законам и ее невозможно культивировать путем преференций или запретов. Да, конечно, нужна государственная поддержка, но поддержка вообще всей детской литературы, а не только тех писателей, кто отрабатывает некий социальный заказ. Мне нравится система поддержки, принятая в Норвегии и Швеции. Смысл ее в том, что издатели, совершенно независимо от государства, издают то, что считают нужным.

А далее работают государственные экспертные советы - по разным видам литературы, в том числе и по детской. В экспертные советы входят библиотекари, педагоги, детские психологи, литературоведы, критики - словом, люди компетентные. И если экспертный совет решает, что данная книга очень хороша, очень полезна детям, то издательству выделяется государственное финансирование для того, чтобы эта книга была допечатана большим тиражом и, прежде всего, попала в библиотеки. Другой механизм - полумиллионным тиражом а население Швеции, для сравнения, всего девять миллионов издается рекомендательный каталог, где собрана лучшая детская литература. С помощью такого каталога родители узнают, какие книги стоит покупать детям, библиотеки узнают, что надо заказывать в фонды. Это обеспечивает повышение спроса и, как следствие, допечатку издательствами дополнительных тиражей. То есть людей, занимающихся такой критикой, крайне мало?

Я могу назвать Ксению Молдавскую, могу назвать Марию Порядину. Не знаю, насколько уместно называть себя - хотя наш сайт "Библиогид" получил премию "Алые паруса" как раз в номинации "Литературоведение и критика", на что мы, его создатели, как-то и не рассчитывали. Понятно, что рекомендательная библиография в чем-то смыкается с критикой, но мне всегда казалось, что критика и особенно литературоведение - вещи гораздо более серьезные, нежели то, чем мы занимаемся. То есть мы заполняем пустующую нишу. В российском высшем образовании есть замечательные специалисты, например, доктор наук Ирина Николаевна Арзамасцева. Она занимается детской литературой и воспитывает людей, которые потом приходят в детскую литературу и пытаются работать как критики. Однако чаще всего в качестве критиков выступают те же самые писатели - если им нравится книга коллеги, они искренне пытаются ее продвинуть.

Но общая ситуация крайне тяжелая. Особенно она стала тяжелой после того, как фактически прекратил свое существование журнал "Детская литература" - единственный отечественный журнал, посвященный критике детской литературы. В советское время каждый институт культуры сейчас они называются университетами культуры и искусства имел кафедру детской литературы, где были специалисты, занимающиеся изучением детской литературы, читающие эти курсы будущим детским библиотекарям. Сейчас в большинстве провинциальных университетов культуры эти кафедры ликвидированы. Такие кафедры и, соответственно, такие специалисты остались только в Москве и Санкт-Петербурге. Смотрите, что получается! Идут процессы ухудшения детского чтения, ухудшения качества детских книг, усложняется ориентация в море книжной продукции - и это на фоне развала системы подготовки детских библиотекарей!

Именно книги — это наибольшее человеческое сокровище, без которого сложно представить нашу жизнь. Задумайтесь: ведь в каждом доме найдутся прочитанные книги. Сколько радости они могут принести людям. Сегодня библиотекари говорят искреннее «спасибо» всем тем, кто бескорыстно приносит свои книги в дар. Подарить книгу — это значит дать ей новую жизнь, открыть её для новых читателей. Библиотека нашего техникума не остаётся в стороне от этого замечательного праздника и приглашает всех желающих вспомнить эту старую и добрую традицию - дарение книг. Сотрудники библиотеки надеются, что день дарения книг станет для читателей возможностью проявить добро. Возрождение традиций книгодарения — это так здорово! Дарите книги с любовью!

В этот день организаторы мероприятия, с особым энтузиазмом подчеркивая, что необходимо с малых лет читать хорошие книги, пропагандируют, тем самым, непреходящую роль детской книги в формировании духовного и интеллектуального облика новых поколений Земли. Также среди целей Дня — привлечь внимание к литературе, книжному искусству и книжной культуре для детей, к проблемам доступности детской книги и распространению детского чтения. Надо сказать, что детская литература появилась сравнительно недавно. До середины 17 века детям в основном рассказывали сказки устно, или они читали примерно то же, что и родители, например, басни. Но в основном круг детского чтения сводился к изучению Библии. В 18 веке дети читали уже такие знаменитые сегодня произведения, как «Робинзон Крузо» Д. Дефо и «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта , не менее популярными были сборники восточных сказок. Только в 19 веке они смогли читать специально для них написанные произведения, в частности — сказки братьев Гримм и Г. Андерсена, который внес свой вклад в создание детской книги. Немалое внимание созданию детской литературы уделялось и в России.

А группа исследователей образовательной среды проанализировали и создали научный труд как детская литература влияет на общение и формирование родительских и подростковых сообществ, что и представят в отдельной секции предстоящего мероприятия. Впервые на конференции-2022 поднимут тему читательской активности фандомов. Исследователи фанфикшна и фанатских практик вместе с экспертом МГПУ Анастасией Россинской обсудят тенденции российских и международных фандомов, образовательные эффекты фанатских практик. На лекциях и дискуссиях коснутся и вечных тем: методики чтения, ландшафт современной детской литературы, а на флэшмобе-презентации можно будет познакомиться с новыми читательскими проектами и обсудить идеи. В программе заявлены и мастер-классы.

Все, что вы хотели знать о празднике детской книги 2024

Неделя книгодарения в России: библиофилов ждут встречи с писателями и кинопоказ - Российская газета Марафон списков самых ожидаемых книг 2024 года подошел к концу – самое время, ведь издатели начали не только открывать предзаказы, но и выпускать новинки, в выходных данных которых цифра «3» в порядковом номере нового книжного года сменилась на «4».
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ВЗГЛЯД НА СТОЛЕТИЕ могли работать в детских издательствах, зарабатывая таким образом на хлеб и получая возможность «легализации». Помогло, как это часто у нас бывает, несчастье, но при этом советская детская книга достигла невероятных высот – и литературных, и графических.
Мероприятия в рамках Международного дня детской книги | МУК "РМЦБ" В 2024 году неделя, посвященная детской и юношеской книге, пройдет в период с 23 по 31 марта. В течение этого времени по всей стране планируются различные мероприятия в библиотеках.
Детская литература как событие | Детские чтения Российская государственная детская библиотека подвела итоги открытого онлайн-голосования за лучший слоган Недели детской книги — 2024, которая пройдёт в наступившем году с 23 по 31 марта.

«Впереди 2024: планируем работу, ищем идеи»

Международный день детской книги отмечается 2 апреля, в день рождения Х. К. Андерсена. Учреждён в 1967 году некоммерческой организацией Международный совет по детской и юношеской литературе (IBBY). 2 апреля, в день рождения известного сказочника Ганса Христиана Андерсена, во всем мире отмечают Международный день детской книги (International Children's Book Day). В апреле 2024 года в Москве пройдет Международный фестиваль детской книги, на котором будет представлено множество новинок и интересных проектов в области детской литературы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий