Что является высшим проявлением мастерства публичного выступления

Таким образом, публичная речь политика является его «языковым лицом», над которым он работает на протяжении всей своей политической деятельности. Прочитайте статью о том, как подготовиться к проведению успешного выступления: полезные техники, правила подготовки, виды и типы, полезные навыки от практикующих ораторов. 1. Первым условием успешного подбора и отбора содержания публичного выступления является подбор темы. Важно, чтобы тема была вам близка, интересна и лично значима для вас. 2. Составление списка литературы по теме публичного выступления. Таким образом, использование визуальных средств является важным элементом мастерства публичного выступления. Оно позволяет сделать речь более привлекательной, понятной и запоминающейся, что является ключевым в публичном выступлении. 24. Взаимодействие оратора и аудитории. Высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателем.

Приемы взаимодействия оратора и аудитории

Желательно, чтобы одежда не содержала ярких деталей и не была пестрых расцветок или необычных фасонов. Нужно всегда следить за чистотой вещей. Во-вторых, важны личностные и поведенческие качества говорящего. Лектор не должен совершать лишних движений механического характера, так как это отвлекает аудиторию. Имеет значение поза выступающего: лектор должен стоять уверенно. Неуверенность или лишние раскачивания могут отрицательно повлиять на отношение публики. В-третьих, нужно поддерживать зрительный контакт с аудиторией: во время доклада не отвлекаться на посторонние вещи, не оглядываться, не смотреть в окно. Главное — нужно заинтересованно смотреть на аудиторию, так как лекторы, смотрящие на слушателей отсутствующим взглядом, обычно воспринимаются сложнее.

Охватывать взглядом сразу весь зал не нужно, достаточно переводить взгляд с одной части зала на другую. Желательно, чтобы говорящий не читал материал с листка, а воспроизводил его по памяти, так как тогда восприятие материала публикой заметно улучшается. Установление контакта оратора со слушателями Важнейший фактор любой публичной речи — установление контакта со слушателями. Если его нет, эффективность выступления практически отсутствует. Обратная связь выступающего со слушателями представляет общность эмоционального состояния публики с лектором. Важно также взаимопонимание и интеллектуальное сопереживание — единство мысли говорящего человека с ходом мышления публики. Мыслительный процесс должен развиваться одновременно у оратора и у аудитории: только тогда слушающие смогут полностью осознать то, что говорит выступающий человек.

Также нужно, чтобы речь вызывала похожие чувства у говорящего и слушающих. Это следствие отношения самого оратора к предмету речи. Эмоциональный ответ аудитории будет присутствовать, если говорящий: искренне заинтересован предметом повествования; убежден в достоверности, важности излагаемой информации; уважает слушателей, признает в них партнеров.

Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: «Почему? Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять. Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям. Показ практической значимости информации.

Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию. Краткое отступление от темы дает возможность слушателям «отдохнуть». Замедление с одновременным понижением силы голосаспособно привлечь внимание к ответственным местам выступления прием «тихий голос». Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица, глаголы в 1 и 2 лице, обращения, риторические вопросы. Перечисленные языковые средства контакта помогают преодолеть «барьер», служат объединению говорящего со слушателями. Помимо нарушения логической последовательности в изложении материала к недостаткам композиции относится также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, отсутствие доказательности основных положений, обилие затронутых вопросов и проблем.

Выступающему не следует освещать много вопросов в своем выступлении. Это утомляет слушателей, лишает оратора возможности глубоко и полно рассмотреть все затронутые им проблемы. Публичное выступление не должно содержать факты, примеры и т. Необходимо, чтобы речь оратора была экономной и краткой. Но краткость речи, по мнению специалистов, состоит не в краткости времени, в течение которого она произносится, а в отсутствии в ней всего лишнего. Выступление может продолжаться часами и быть кратким, информативным, иногда же речь звучит всего несколько минут, а слушателям кажется длинной и утомительной. Подлинный оратор, вкладываяв речь всю глубину своего...

Сейчас многиевыступают с речами и докладами, читают лекции,... Слово, речь логос становится объектом изучения,... Однако ораторское искусство — дело творческое, поэтому универсальных правил здесь не существует. Все зависит от самого оратора. Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь.

Некоторые ораторы в конце речи начинают многократно извиняться перед слушателями за то, что у них не было достаточно времени на подготовку речи, поэтому им не удалось хорошо выступить, что они, вероятно, не сообщили аудитории ничего нового и интересного, и слушатели потратили время напрасно. Этого не следует делать. Плохо, если оратор заканчивает выступление шуткой, не относящейся к теме выступления. Такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи. В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления. Учитывая «закон края», в заключении рекомендуется повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения. Продумывая заключение, особенно тщательно надо поработать над последними словами выступления, так называемой концовкой.

Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления. Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевлять их, призывать к активной деятельности. Если речь заканчивается лозунгом, призывом, то она произносится высоким тоном, эмоционально. Надо найти такую позу, в которой вы чувствуете себя легко и удобно, и постараться ее запомнить; изучить лицо — расправить нахмуренные брови, мимические морщины, набегающие на лоб; продумать жесты, приемы установления контакта. Поза, жесты, мимика — принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению высказанных мыслей. Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности и естественности на трибуне, перед аудиторией.

Вид человека, который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного доклада опытный выступающий меняет позу. Шаг вперед в нужный момент усиливает значимость того или иного места речи, помогает сосредоточить на нем внимание. Отступая назад, оратор как бы дает аудитории возможность «отдохнуть» и затем переходит к другому положению речи. Не следует расхаживать, двигаться в стороны во время выступления. Заключение: Обобщая полученные в ходе обследования данные, испытуемого можно охарактеризовать как человека действия,... Мастерство оратора проявляется в усилении воздействия жестом, мимикой.

От жестов значимых, которые способствуют успеху речи, необходимо отличать бессмысленные, механические встряхивание головой, поправление волос, одежды, верчение ручки и др. Утверждают, что лучший и самый совершенный жест тот, который не замечают слушатели, т. В ораторском искусстве используются: Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз. Эмоциональныепередают оттенки чувств сжатый кулак, овальное движение руки, «отрубающая» фразу рука. Указательные рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать. Изобразительныенаглядно представляют предмет, показывают его например, винтовую лестницу.

Символическиенесут определенную информацию. К этой группе относятся жест категоричности сабельная отмашка кистью правой руки , жест противопоставления кисть руки исполняет в воздухе движение «там и здесь» , жест разъединения ладони раскрываются в разные стороны , жест обобщения овальное движение двумя руками одновременно , жест объединения пальцы или ладони рук соединяются. Основным показателем чувств говорящего является выражение лица. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость и т.

Сидеть-то сидят, не нарушая порядка, не разговаривая, но не слушают, не работают вместе с оратором, а думают о своем, мысленно занимаются другими делами. Поэтому сама по себе тишина еще не говорит о контакте оратора с аудиторией. Главные показатели взаимопонимания между говорящими и слушателями положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, согласные кивки головы, улыбок, смех, аплодисменты , «рабочая» тишина в зале. О наличии или отсутствии контакта свидетельствует и поведение оратора.

Если оратор говорит уверенно, ведет себя естественно, часто обращается к слушателям, держит весь зал в поле зрения, значит, он нашел нужный подход к аудитории. Оратор, не умеющей установить контакт с аудиторией, как правило, говорит сбивчиво, невыразительно, он не видит своих слушателей, никак не реагирует на их поведение. Оратору порой удается установить контакт только с частью слушателей, а не со всей аудиторией. Можно сказать, что контакт — это величина переменная. Он может быть полным и неполным, устойчивым и неустойчивым, изменяться в процессе выступления оратора. Конечно, каждый выступающий должен стремиться установить со своими слушателями полный контакт, устойчивый от начала до конца речи. А для этого необходимо учитывать целый ряд факторов. На установление контакта оратора со слушателями влияют, прежде всего, актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении данной проблемы, интересное содержание выступления.

Именно интересное содержание в значительной степени определяется успехом ораторской речи, является залогом установления контакта между оратором и аудиторий. Большое влияние на установление контакта с аудиторией оказывает личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем. Если оратор известен как человек эрудированный, принципиальный, как человек, у которого слово с делом не расходится, человек, не бросающий слов на ветер, выступающий «не ради красного словца», то аудитория будет испытывать доверие к такому оратору. Чтобы установить контакт со слушателями, важно учитывать особенности аудитории, в которой предстоит выступить. Рассмотрим основные особенности аудитории. Прежде всего, важно знать, однородна или неоднородна аудитория. По каким же признакам можно судить об однородности аудитории? К ним относятся такие характеристики слушателей, как возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы, настроение и т.

Понятно, чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на выступление, тем легче выступать. И наоборот, разнородная аудитория обычно неодинаково реагирует на слова оратора, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы управлять своими слушателями. Оратору нужно учиться управлять настроением аудитории, уметь, если надо, изменить его. На установление контакта между оратором и аудиторией влияют и некоторые особенности психологии слушателей. Слушатели предъявляют оратору особые требования: они предоставили ему в процессе общения главную роль и хотят, чтобы он оправдал ее.

Признаки аудитории Схема.

Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает. Необходимо чувствовать аудиторию и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции. Оратор должен иметь широкий круг знаний по многим вопросам, и уметь вести дискуссию на любую тему. Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты , "рабочая" тишина в зале.

Контакт - величина переменная. Он может быть полным со всей аудиторией и неполным, устойчивым и неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи. Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно поддерживать, зрительный контакт. Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей. Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу - 5 - 7 секунд. Речь оратора не должна быть монотонной.

Фразы должны произноситься с разной интонацией. Они разделяются паузами. Существует гросспауза, она делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы. В каждое слово речи необходимо вливать как можно больше силы и энергии. Для современной ораторской речи является характерным сочетание логико-аналитических и эмоционально-образных языковых средств. Практика выступления лучших ораторов показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче "голой" информации в современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение.

Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов: Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы, и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Переход от монолога к диалогу полемике позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес. Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: "Почему?

Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять. Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям. Показ практической значимости информации. Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию. Краткое отступление от темы дает возможность слушателям "отдохнуть". Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления прием "тихий голос".

Прием градации - нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать им эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли. Прием инверсии - речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный. Прием апелляции к собственным мыслям. Среди приемов ораторской речи, существенно повышающих ее эффективность и убедительность, следует особо выделить лексические приемы. Практически во всех руководствах по ораторскому искусству среди лексических приемов рекомендуется использовать так называемые тропы.

Тропы - это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в переносном значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональной выразительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы... Сравнение - один из наиболее часто используемых приемов, который обладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффекта. Метафора - это перенос названия одного предмета на другой, это речевое сближение 2 явлений по сходству или контрасту.

Учет особенностей аудитории как важный аспект ораторского искусства

Говоря по вопросу, который может иметь разные трактовки и решения, нельзя просто игнорировать те взгляды или концепции, которые противоречат вашим. Чем полнее и доказательнее вы сможете показать, почему именно ваше мнение правильно, тем больший эффект будет иметь выступление. Соблюдать это правило на практике довольно трудно. И все же выражать презрение, нетерпимость к чужому мнению не стоит ни при каких обстоятельствах, поскольку адресат невольно переносит их на себя, в результате может возникнуть конфликтная ситуация. Существует этика речевого общения, в частности ораторская этика, которая гласит, что с аудиторией необходимо разговаривать на равных, не забывая при этом о принципе доступности изложения. Без этого свойства оратора даже хорошо построенное выступление, прекрасно продуманная беседа теряют всякий смысл и не спасают слушателей от скуки. А поэтому избегайте говорить о том, что вам совершенно безразлично.

Правило риторики: уверенность, дружелюбие, искренность, объективность, увлеченность оратора заразительны: они передаются слушателям [3, с. Таким образом, очевидно, что для успешности публичного выступления, помимо грамотно выстроенной речи, владения материалом, необходимо еще и личностные качества говорящего. Кроме того, очень важно знать и уметь применять на практике публичного выступления законы и правила риторики, которые позволяют оратору четко контролировать свои действия, движения и регулировать свое поведение. Зарецкая [5, с. Это значит, что говорящий должен учитывать фактор адресата - особенности личности, психологии и восприятия слушателя. Все четыре закона, о которых пойдет речь, связаны именно с «фактором адресата» и показывают, каким образом обеспечивается гармония между основными участниками речевой ситуации - говорящим и адресатом.

Чтобы выработать в себе чувство контакта с аудиторией, нужно помнить: всякая хорошая речь не только публичная - это общение со слушающим, поэтому нужно научиться говорить не слушателям, а со слушателями. Коммуникативность речи, или ораторское чувство аудитории, проявляется в том, что у слушателя возникает ощущение живого общения с говорящим: еще при выходе оратора на трибуну и в начале его выступления слушатели чувствуют, что сейчас будут говорить с ними, что человеку есть что сказать и что он рад поделиться своими мыслями и знаниями со всеми присутствующими» - указывает А. Существует три средства, с помощью которых этот эффект достигается [11, с. Кроме того, необходимо знать и использовать законы и принципы риторики. Первый закон риторики - закон гармонизирующего диалога гласит: эффективное речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации. Раскроем сущность этого закона.

Термин «диалог» в современной риторике имеет иной, более общий и широкий смысл. Риторика принципиально отрицает возможность «речи, обращенной к самому себе». Такая речь риторику как науку об эффективной, воздействующей, гармонизирующей речи просто не интересует. В риторике не только говорящий, но и слушатель понимается как лицо активное, деятельное. Такими видел отношения между говорящим и адресатом еще Аристотель. Это видение особенно близко русскому речевому идеалу.

Жить - значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, духом, всем телом, поступками. Он включает всего себя в слово, и это слово входит в диалогическую ткань Человеческой жизни, в мировой симпосиум. Итак, закон гармонизирующего диалога говорит о том, что ваш собеседник или аудитория - не пассивный объект, которому вы должны передать информацию, на который вы как говорящий призваны воздействовать. Ваша задача - «пробудить собственное внутреннее слово» слушателя, установить гармонические и двусторонние отношения с адресатом [16, с. Второй закон - закон продвижения и ориентации адресата, который требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был ориентирован «в пространстве» речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели.

Легче воспринимать высказывание, если соблюдаются принципы построения всей фразы. Фраза должна иметь четкую структуру. В риторике существует такое понятие как период, о котором Аристотель писал так: «Я называю периодом фразу, которая сама по себе имеет начало и конец и размеры которой легко обозреть. Такой стиль приятен и понятен; он приятен, потому что представляет собой противоположность речи незаконченной, и слушателю всегда кажется, что он что-то схватывает и что-то для него закончилось; а ничего не предчувствовать и ни к чему не приходить - неприятно. Понятна периодическая речь потому, что легко запоминается, а это происходит от того, что периодическая речь имеет число, число же всего легче запоминается. Поэтому все запоминают стихи лучше, чем прозу...

Ощущение движения создается и самим процессом исполнения, произнесения речи. Необходимы осмысленные паузы, правильно выбранный темп речи. Повторы должны не мешать движению мысли, а подчеркивать особенно важные формулировки, выводы. Третий закон риторики, закон эмоциональности, требует, «чтобы говорящий не только мыслил, не только рассудком творил свою речь, но и чувствовал, переживал эмоционально то, о чем он сообщает или беседует». Еще древние риторики говорили о то, что только личностно пережитое, прочувствованное можно убедительно сообщить, не оставив слушателя равнодушным. Существует множество выразительных средств, разработанных риторикой, которые делают речь выразительной.

Самое сильное из них - это метафора. Эмоциональной и экспрессивной речь становится также благодаря выразительным движениям говорящего, его голосу. Четвертый закон риторики - закон удовольствия.

Кого назвать оратором? Любой ли человек, выступающий с трибуны с публичной речью или читающий лекцию, - оратор? Что подразумевается под "теорией ораторского искусства"? А есть ли и нужна ли она?

Может быть, красноречие, или ораторское искусство - это сплошной эксперимент, поэтому не имеет никаких методологических основ и принципов? Если дело обстоит именно так, то тогда, очевидно, можно сказать: любой лектор, пропагандист и агитатор в своих публичных речах не обязан следовать каким-либо правилам, а тем более законам ораторского мастерства. Каждый из них для себя и для своих слушателей и закон и метод. Под ораторским трудом мы подразумеваем подготовку содержательной, целенаправленной публичной речи, а также умелое ее исполнение. Каждый из нас - вузовский преподаватель, пропагандист, агитатор и студент - всегда один и не один в процессе своего труда. Он - один, пока обдумывает тему своего очередного выступления, готовит нужный материал, штудирует необходимую литературу, сидит за письменным столом и т. Но он и не совсем один, так как, готовясь к очередному выступлению, думает о своих будущих слушателях, а если знает их хорошо, то и живо представляет многих из них.

И на трибуне говорящий - один, сам по себе, ибо всецело полагается прежде всего на себя, сознает, что именно он лично обеспечивает успех своего выступления. Но он говорит не в пустом зале, настроение слушателей, их отношение к звучащему слову с самого начала устраняет невидимый барьер между оратором и аудиторией. Оно происходит от латинского слова orare, что в переводе означает «говорить». В теории ораторского искусства слово оратор используется как термин и имеет только одно значение — человек, произносящий публичную речь. Что же мы понимаем под определением публичная речь? Публичная речь — особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, речь адресованная определенной аудитории, ораторская речь. Публичная речь произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т.

По своему характеру она представляет собой монологическую речь, то есть рассчитанную на пассивное восприятие, не предполагающую ответной словесной реакции. Если рассматривать публичное выступление с социально-психологической точки зрения, то это не просто монолог оратора перед аудиторией, а сложный процесс общения со слушателями, причем процесс не односторонний, а двусторонний, то есть диалог.

Обязательно учитывайте при подготовке тайминг выступления, чтобы модераторам не пришлось прерывать вас во время мероприятия на полуслове. При подготовке доклада избегайте «лирических отступлений», чтобы ваше выступление не оказалось пустым и не имеющим ценности для слушателей. Соблюдайте базовые правила ораторского искусства в публичных выступлениях.

Правило 2. Оцените уровень и определите интересы целевой аудитории Для разной аудитории нужна разная терминология и глубина погружения в тему. Если спикер много выступает, он крайне редко использует один и тот же доклад и презентацию, он адаптирует их под запросы и особенности целевой аудитории. Поэтому при подготовке обязательно уточните у организаторов предварительный список участников или портрет целевой аудитории мероприятия. Это позволит выстроить доклад, делая акценты на наиболее интересные и актуальные для слушателей моменты.

Также рекомендую изучить список спикеров и заявленные ими темы, чтобы сделать мероприятие в целом наиболее интересным для аудитории. Правило 3. Заранее изучите место выступления Если есть возможность, посетите место проведения мероприятия, чтобы своими глазами увидеть помещение, рассадку зала, оборудование и т. Если мероприятие проводится в другом городе, попросите у организаторов фотографии, найдите их в интернете, запросите перечень оборудования и обозначьте свои пожелания например, флипчарт и разноцветные маркеры. Понимание обстановки, в которой будет проходить выступление, позволит вам подготовиться и избежать неприятных сюрпризов.

Если есть возможность, отрепетируйте свое выступление в помещении, где оно будет проходить. Правило 4. Нельзя два раза произвести первое впечатление Первые пару минут участники мероприятия будут оценивать вас по внешнему виду, поэтому тщательно продумайте свой внешний образ. Обязательно учитывайте формат мероприятия — ваша уверенность может пошатнуться, если предполагается casual-формат, а вы придете в строгом деловом костюме. Также уделите внимание фразам, с которых вы начнете выступление.

Помимо приветствия это может быть хорошая шутка или пара интересных фактов. Правило 5. Обратная связь реакция слушателей В процессе выступления пытайтесь не только увидеть, но и почувствовать обратную связь от слушателей. Интересно ли им? Не слишком ли быстрый темп доклада вы взяли?

Уходят ли участники из зала? Записывают ли за вами тезисы? Фотографируют ли слайды?

Шутки, снимают усталость. Контакто-устанавливающие речевые приемы, очень важным является форма подачи текста публичного выступления. Мета-текстовые конструкции - слова и предложения вашей речи, которые условно делят текст на составные части. Речевые приемы: Обращение Прощание Помимо речевых приемов существуют конкретные языковые приемы, в частности лексические приемы, поскольку они существенно повышают эффективность и убедительность речи.

Основы мастерства публичного выступления

  • Слайды и текст этой презентации
  • Психология & Мотивация & Саморазвитие
  • Чем короче речь, тем труднее
  • Как произвести впечатление на большую аудиторию
  • Что такое ораторское искусство и какие у него базовые правила?

Этапы подготовки публичного выступления

Существует целая классификация публичных выступлений, без которой невозможно постичь теоретические азы ораторского мастерства. К ней относятся виды публичных выступлений по цели и по форме. 1 Содержание Введение 2 1. Понятие публичного выступления 3 2. Подготовка к выступлению 5 3. Начало выступления 9 4. Как завоевать и удержать мастерство. это контакт со слушателями. Как говорят опытные ораторы, это заветная мечта каждого выступающего. ство публичного выступления. 1.1. Ораторская речь и её роль в обществе. 1.2. Виды ораторской речи. Красноречие. 2. Подготовка к публичному выступлению. 2.1. Этапы подготовки речи.

Риторика. Искусство публичного выступления

Цитата из книги«Риторика» Марины Александровны Невской — «Высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской». Читайте на MyBook. Разберемся, что же лежит в основе ораторского мастерства и что должно быть той "обязательной программой" в обучении вне зависимости от авторских предпочтений. Что должен уметь любой оратор и как складывается техника публичного выступления? Таким образом, публичная речь политика является его «языковым лицом», над которым он работает на протяжении всей своей политической деятельности. Таким образом, использование визуальных средств является важным элементом мастерства публичного выступления. Оно позволяет сделать речь более привлекательной, понятной и запоминающейся, что является ключевым в публичном выступлении.

Как произвести впечатление на большую аудиторию

  • Практическая направленность и новизна проекта:
  • Понятие публичной речи
  • Приемы взаимодействия оратора и аудитории контрольная работа
  • Отчего зависит успех публичного выступления?
  • Публичное выступление: особенности, секреты, ошибки

Факторы, влияющие на успех публичного выступления — справочник студента

Итак, чтобы речь прозвучала, имела успех, достигла нужного результата, оратор должен серьезно готовиться к выступлению. Вступление является обязательным элементом любого публичного выступления. ство публичного выступления. 1.1. Ораторская речь и её роль в обществе. 1.2. Виды ораторской речи. Красноречие. 2. Подготовка к публичному выступлению. 2.1. Этапы подготовки речи. мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком. Таким образом, публичной ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи и имеет своей целью изменить поведение аудитории, её взгляды, убеждения, настроения.

Руководство по подготовке и проведению успешного выступления

Таким образом, использование визуальных средств является важным элементом мастерства публичного выступления. Оно позволяет сделать речь более привлекательной, понятной и запоминающейся, что является ключевым в публичном выступлении. искусная речь, которая строится на ораторских приемах. Неважно, какая у вас речь: подробное выступление на несколько минут или короткое представление следующего докладчика — вы должны добиться тишины в зале. Выйдя на трибуну, осмотрите аудиторию и зафиксируйте взгляд на одном из слушателей.

Виды публичных выступлений по цели

24. Взаимодействие оратора и аудитории. Высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателем. 1. Первым условием успешного подбора и отбора содержания публичного выступления является подбор темы. Важно, чтобы тема была вам близка, интересна и лично значима для вас. 2. Составление списка литературы по теме публичного выступления. мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком. это. 6. Начало, завершение и развертывание речи. Для практического обучения искусству публичного выступления наиболее целесообразно подразделение публичных выступлений на виды по их функции, т.е. по цели, которую ставит оратор в своем выступлении. Однако чаще всего публичное выступление начинается в медленном темпе. В целях драматизации темп усиливают, либо, наоборот, снижают. Принято считать, что наиболее оптимальным темпом публичного выступления является 120 слов в минуту.

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Одинцов В. Речевые формы популяризации. Охарактеризуйте каждый из основных типов ораторов. Какие типы аудиторий вы знаете?

Перечислите основные приёмы активизации внимания слушателей. План 1. Понятие риторики, ораторского искусства как духовно-нравственной деятельности.

Типы красноречия. Оратор и аудитория. Публичное выступление 1.

Понятие риторики, ораторского искусства как духовно-нравственной деятельности Риторика, несмотря на свое 25-вековое существование, стала преподаваться в современном российском вузе совсем недавно. Ее реабилитация не случайна и обусловлена необходимостью совершенствовать коммуникативные способности, связанные с эффективным воздействующим общением. Однако успешное изучение основ результативной речи невозможно без серьезной теоретической подготовки, предполагающей знакомство с природой речевого воздействия, условиями его осуществления, механизмами его реализации.

Все вышеизложенное позволяет сформулировать цель курса, которая состоит в том, чтобы содействовать формированию риторической компетенции. Подобное толкование ораторского искусства было принято еще в античные времена. Эта традиция была продолжена и в русской риторической науке.

Так, М. В «Частной риторике» Н. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» отмечает: Красноречие есть дар потрясать души, переливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий.

Ломоносов, А. Белинский, А. Кони и др.

Однако, как справедливо отмечает Г. Апресян подчеркивает тесную связь ораторского искусства с наукой. Он отмечает, что еще античные философы, Платон и Аристотель, рассматривали красноречие в системе знаний как способ познания и толкования сложных явлений.

Позднее Ф. Что же позволяет, по мнению Г. Что обусловило появление ораторского искусства?

На этот вопрос пытались ответить многие его теоретики. Это обнаружилось еще в Древней Греции. Спарта была типичной олигархической республикой.

Она управлялась двумя царями и советом старейшин. Верховным органом власти считалось народное собрание, но фактически никакого значения оно не имело. Плутарх отмечает любопытную деталь.

По-иному складывалась политическая жизнь в Афинах, которые в середине V века до н. Большое значение имели три основных учреждения: народное собрание, совет пятисот и суд. Главная роль принадлежала народному собранию эккле-сии , которое юридически обладало полной верховной властью.

В него входило 6 тысяч присяжных заседателей, что исключало опасность подкупа судей. Не было на суде и защитников. Подсудимый должен был защищаться сам.

Естественно, что при таком свободном демократическом строе в Афинах гражданам часто приходилось выступать в суде или народном собрании, принимать активное участие в делах полиса. Начиная с Древней Греции, ораторство и политика были неразрывны. Так, все знаменитые ораторы Древней Греции были крупными политическими деятелями.

Например, Перикл, который в течение 15 лет правил Афинами. Демосфен был защитником афинской рабовладельческой демократии. Рассказывают, что когда Филипп получил доставленную речь Демосфена, он сказал, что если бы он сам слышал эту речь, то, вероятно, голосовал бы за войну против себя.

Умение убеждать аудиторию высоко ценилось людьми, которые готовились к политической карьере и видели себя в будущем правителями государства. Но когда в I веке до н. Ораторская карьера в Древнем Риме была и почетной, и Доходной.

Марк Катон Старший. Выдающимися ораторами более позднего периода были известные государственные деятели и сторонники проведения аграрной реформы — Тиберий и Кай Гракхи. Но самым крупным политическим деятелем того времени был Марк Туллий Цицерон.

Это изречение раскрывает взгляд Цицерона на сущность ораторства. Ораторство — это функция политики. И в зависимости от решения этого вопроса определялось отношение к ораторскому искусству, к науке об ораторском искусстве и к самому оратору.

Отметим еще одну особенность ораторского искусства. Оно имеет сложный синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика — вот науки, на которые опирается ораторское искусство.

Ораторское искусство никогда не было однородным. Как говорят опытные ораторы, это заветная мечта каждого выступающего. В результате чего возникает эта общность?

Прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности, т. Но как различна бывает эта тишина! Шутки выступающего, его юмористические замечания вызывают движение в зале, улыбки, смех слушателей, но этот смех прекращается сразу же, как только оратор вновь начнет излагать свои мысли.

Во время выступления других ораторов тоже сидят молча, но не потому, что ловят каждое его слово, а потому, что не хотят мешать выступающему. Поэтому сама по себе тишина еще не говорит о контакте оратора с аудиторией. Можно сказать, что контакт - это величина переменная.

Он может быть полным и неполным, устойчивым и неустойчивым, изменяться в процессе выступления оратора. Если оратор известен как человек эрудированный, принципиальный, как человек, у которого слово с делом не расходится, человек, не бросающий слов на ветер, выступающий «не ради красного словца», то аудитория будет испытывать доверие к такому оратору. То же самое и я, когда читаю.

Предо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Рассмотрим основные особенности аудитории ораторской речи. Прежде всего важно знать, однородна или неоднородна аудитория.

По каким же признакам можно судить об однородности аудитории? Для аудитории характерно и чувство общности, которое проявляется в эмоциональном настрое слушателей. Вы, вероятно, во время выступления не раз наблюдали любопытные явления.

Вот, к примеру, в какой-то части зала возник легкий шум, и он очень быстро распространяется по всему помещению. Это определенным образом повлияло на ваше поведение, на ваше отношение к словам говорящего. В чем же дело?

На установление контакта между оратором и аудиторией влияют и некоторые особенности психологии слушателей. Я бы солгал, сказав, будто совсем не волновался, но это было волнение хирурга перед операцией, что бы ни происходило у него на душе, руки дрожать не должны. Не правда ли, интересное сравнение: оратор выходит на трибуну с той же уверенностью, с какой привык входить в операционную.

Однако аудитории нет дела до личных переживаний оратора. Конечно, в первую очередь его внешний вид. Кони советовал лекторам: Следует одеться просто и прилично.

Слушателям далеко не безразлично, куда смотрит оратор. Бывает еще хуже: выступающий смотрит на аудиторию, как в пустое пространство, смотрит отсутствующим взглядом. Конечно, нет!

Правда, зрительный контакт со слушателями вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Форма преподнесения материала существенно влияет на взаимоотношения оратора и аудитории. Обратимся к методической литературе.

Так, с конца V века до н. Таков был обычай. А вот Петр I в 1720 г.

Обратимся к истории. Известно, что крупнейший русский историк профессор В. Другой известный русский историк профессор Т.

Писал он мало, и написанное, как оно ни драгоценно, не может дать нам полного представления о его ораторском мастерстве. Это был лектор-импровизатор. Названные ораторы сами создавали тексты выступлений, выражали свои мысли, высказывали собственные суждения.

Поэтому независимо от того, читали они или говорили свои речи, их было интересно слушать. А вот еще один любопытный факт.

Разделите текст на вводные слова, основные аргументы и заключение. Обеспечьте поток информации, чтобы ваше выступление было последовательным и легко воспринимаемым аудиторией. Уточнение ключевых идей. Определите главные идеи, которые вы хотите передать аудитории. Выделите несколько сильных аргументов, которые подкрепляют вашу позицию. Будьте готовы объяснить их подробно и иллюстрировать примерами. Практика и обучение. Представьте себя на сцене и практикуйтесь в выступлении перед зеркалом или среди друзей и коллег.

Запишите свои выступления на видео и анализируйте их. Обратите внимание на язык тела, интонацию, громкость голоса и другие аспекты, которые могут повлиять на впечатление от вашего выступления. Подготовка и проработка выступления заранее помогут вам выступить уверенно, ясно и убедительно. Уделите достаточно времени этому этапу и вы увидите результаты на сцене. Управление стрессом и эмоциями Во-первых, важно осознать, что некоторый уровень стресса перед выступлением считается нормальным и даже полезным. Стресс активизирует организм, повышает его готовность к деятельности и улучшает концентрацию. Однако, если стресс становится слишком сильным и ощущается дискомфорт, нужно научиться управлять им. Одним из способов управления стрессом является дыхательная гимнастика. Глубокие и медленные вдохи и выдохи помогут успокоиться и снять напряжение перед выступлением. Также можно использовать технику визуализации, представить себе успешное и уверенное выступление, что поможет снизить стресс и повысить уверенность в себе.

Кроме того, важно уметь контролировать свои эмоции во время выступления. Эмоции могут перегружать слушателей и отвлекать их от содержания выступления. Чтобы избежать этого, нужно научиться выражать эмоции адекватно и контролировать свой голос, жестикуляцию и мимику. Это поможет создать нужную атмосферу, подчеркнуть ключевые моменты и удержать внимание аудитории. Оцените статью Вам также может понравиться.

Конечно, каждый выступающий должен стремиться установить со своими слушателями полный контакт, устойчивый от начала до конца речи. А для этого необходимо учитывать целый ряд факторов.

На установление контакта оратора со слушателями влияют, прежде всего, актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении данной проблемы, интересное содержание выступления. Именно интересное содержание в значительной степени определяется успехом ораторской речи, является залогом установления контакта между оратором и аудиторий. Большое влияние на установление контакта с аудиторией оказывает личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем. Если оратор известен как человек эрудированный, принципиальный, как человек, у которого слово с делом не расходится, человек, не бросающий слов на ветер, выступающий «не ради красного словца», то аудитория будет испытывать доверие к такому оратору. Чтобы установить контакт со слушателями, важно учитывать особенности аудитории, в которой предстоит выступить. Рассмотрим основные особенности аудитории. Прежде всего, важно знать, однородна или неоднородна аудитория. По каким же признакам можно судить об однородности аудитории?

К ним относятся такие характеристики слушателей, как возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы, настроение и т. Понятно, чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на выступление, тем легче выступать. И наоборот, разнородная аудитория обычно неодинаково реагирует на слова оратора, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы управлять своими слушателями. Оратору нужно учиться управлять настроением аудитории, уметь, если надо, изменить его. На установление контакта между оратором и аудиторией влияют и некоторые особенности психологии слушателей. Слушатели предъявляют оратору особые требования: они предоставили ему в процессе общения главную роль и хотят, чтобы он оправдал ее. Поэтому важно, чтобы слушатели почувствовали уверенность в поведении оратора, увидели спокойствие и достоинство на его лице, услышали твердость и решительность в голосе. Само появление оратора оказывает психологическое воздействие на аудиторию — оно должно настроить слушателей на успех ораторской речи, ни у кого не должно возникнуть даже тени сомнения в удаче.

Перед выступлением у него могут возникнуть неприятности, непредвиденные осложнения, наконец, он может вдруг почувствовать недомогание. Однако аудитории нет дела до личных переживаний оратора. Значит, ему надо уметь скрывать свое настроение, на время отключиться от всего, что не связано с выступлением в аудитории. Макаренко учил педагогов-воспитателей: «Настроение, у вас может быть каким угодно, а голос у вас должен быть настоящим, хорошим, твердым голосом. Никакого отношения к вашему голосу настроение не имеет… Нужно сделать так, чтобы ваша физиономия, ваши глаза, ваш голос были в некоторых случаях автономными». Рекомендации А. Макаренко, несомненно, полезны и для ораторов.

Ораторское искусство - это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Хорошо подготовленная речь - это на девять десятых произнесенная речь. Не только умение подготовить речь, но и умение свободно держаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом и мимикой и безошибочно реагировать на поведение аудитории - таковы объективные требования к оратору, стремящемуся произвести желаемое воздействие на слушателей.

§2. Установление контакта с аудиторией

Композиционное построение речи Композиция речи— построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Слово «композиция» восходит к латинскому «compositio», которое означает «составление, сочинение». В данном контексте деловое общение под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом «композиция» употребляются также близкие по смыслу слова: построение, структура. Как видно из определения, обязательно учитывается соотношение между собой частей выступления, то есть какое место занимает отдельная часть по отношению ко всему выступлению.

Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю. Откликаться на имя 2. Выбрать предмет, проследив за взглядом другого человека... Определенное ответное моторное действие в заданиях на восприятие речи например, «Дотронься», «Покажи пальцем», «Дай мне», «Возьми»...

Конечно, не существует универсальных правил построения публичного выступления. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей. Однако есть общие принципы построения выступления, которые необходимо знать и учитывать в процессе создания своей речи: Принцип последовательности— каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима. Принцип усиления— значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные доводы, как правило, приберегаются к концу рассуждения.

Принцип органического единства — распределение материала и организация его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора. Принцип экономии— умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств. Наиболее распространенной структурой устного выступления считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть и заключение. Вступление Успех публичного выступления во многом зависит от того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию.

Неудачное начало снижает интерес слушателей к теме, рассеивает внимание. В психологии это объясняется действием закона первого и последнего места, так называемого «закона края». Поэтому оратор должен уделить большое внимание разработке вступительной части речи. Задача выступления— подвести слушателей к восприятию данной темы.

Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача — подготовить слушателей к восприятию данной темы, поэтому во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину. Рекомендуется начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Во вступлении может быть использована цитата, которая заставляет слушателей задуматься над словами оратора, глубже осмыслить высказанное положение.

Пробуждают интерес к выступлению, помогают внимательно слушать и следующие приемы: прием сопереживания; парадоксальность ситуации; апелляция к интересам аудитории — рассказ о каких-либо значительных событиях, имеющих отношение к данной аудитории, к теме выступления; прием соучастия; обращение к событиям, неизвестным аудитории; апелляция к географическим или погодным условиям; обращение к речи предыдущего оратора ораторов ; апелляция к авторитетам или известным аудитории источникам информации; апелляция к собственной личности; юмористическое замечание; Эффективное средство завоевания внимания слушателей — вопросы. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в активную умственную деятельность, определенным образом настраивают слушателей. Определение темы и цели выступления. Произнесение речи.

Анализ речи. Оценка аудитории и обстановки. Ответы на вопросы, ведение полемики. Подбор материала.

Создание текста. Или он рассчитывает взволновать аудиторию, сформировать у людей убеждения,... Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует с целью привлечения внимания слушателей. Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала, избранного оратором.

Кратко охарактеризуем основные их них. Индуктивный метод— изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

Дедуктивный метод— изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера. Метод аналогии— сопоставление различных явлений, событий, фактов.

Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию. Концентрический метод— расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод— последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней. Исторический метод — изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени. Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

Каким бы методом ни пользовался оратор в выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными. Он должен не только убедить в чем-то аудиторию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. Поэтому при работе над главной частью следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для утверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию. Такое исполнение вызывает сопереживание слушателя, всецело поглощенного самой музыкой; при этом мелкие недочеты до известной границы могут...

Здесь приходит техника «навязывания ритма». Постоянное изменение характеристик голоса и речи — это самый простой способ задать нужный ритм разговора. Собеседник говорит громче, потом мягче, потом быстрее, потом медленнее, потом терпко, потом нейтрально, словно навязывая слушателю свой порядок изменения внимания, не давая ему возможности расслабиться и что-то упустить. Прием «нейтральной фразы». Она заключается в том, чтобы начать общение с собеседником с фразы, не имеющей прямого отношения к интересующей теме, но имеющей отношение к собеседнику. Получаю «соблазнение». Инициатор общения говорит что-то трудно воспринимаемое в начале, например, очень тихо. Для понимания собеседник должен приложить усилия, требующие концентрации внимания.

Следует отметить, что метод может быть эффективным только в том случае, если инициатор общения уже успел произвести на собеседника значительное впечатление своим профессионализмом и уверенностью в своих силах. Слушатели будут следить только за речью, которая постоянно вводит новое содержание. Презентация речи должна быть доступной и очаровывать слушателя изменением интонации говорящего, красочными картинками слов, оригинальными сравнениями, полезными выражениями. Иногда можно спровоцировать аудиторию, сказав что-то, что вызывает несогласие в аудитории, а затем вместе прийти к конструктивным выводам. Сочувствие к событиям, которые влияют на чувства людей, также не должно оставлять зрителей равнодушными. Самоорганизация публичных выступлений Моя сильная сторона в публичных выступлениях — это мое внимание к внешности. Первое впечатление от выступающего, прежде чем он начнет говорить, производит его внешний вид. А внешний вид включает в себя одежду, манеру поведения, походку, мимику, жесты и т.

Слушатели хотят знать, что он представляет, то есть хотят сразу сформировать мнение о выступающем — положительное или отрицательное — и хотят, не осознавая этого, решить, будут ли их симпатии на стороне выступающего и примут ли они то, что он скажет. Правильные манеры говорящего важнее его внешности. На самом деле, если он повернется, он заставит их забыть о его внешности. Поэтому любой оратор не должен соответствовать строгим шаблонам, он должен обладать индивидуальностью, чтобы создать дружескую атмосферу и тем самым заинтересовать аудиторию, чтобы завоевать их внимание. Слабые стороны — отсутствие последовательности в речи, неспособность удержать внимание аудитории. Чтобы улучшить ораторское искусство, я должен рассмотреть следующее. Прежде всего, логическая организация речи последовательность, связность, обоснованность способствует поддержанию внимания. Слушателя привлекает такая повествовательная конструкция, в ходе которой возникают вопросы и ответы на них рождаются в процессе коллективного поиска или пересказки.

Все вышеизложенное позволяет сформулировать цель курса, которая состоит в том, чтобы содействовать формированию риторической компетенции. Подобное толкование ораторского искусства было принято еще в античные времена. Эта традиция была продолжена и в русской риторической науке. Так, М. В «Частной риторике» Н. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» отмечает:... Ломоносов, А. Белинский, А.

Кони и др. Однако, как справедливо отмечает Г. Апресян подчеркивает тесную связь ораторского искусства с наукой. Он отмечает, что еще античные философы, Платон и Аристотель, рассматривали красноречие в системе знаний как способ познания и толкования сложных явлений. Позднее Ф. Что же позволяет, по мнению Г. Что обусловило появление ораторского искусства? На этот вопрос пытались ответить многие его теоретики.

Это обнаружилось еще в Древней Греции. Спарта была типичной олигархической республикой. Она управлялась двумя царями и советом старейшин. Верховным органом власти считалось народное собрание, но фактически никакого значения оно не имело. Плутарх отмечает любопытную деталь. По-иному складывалась политическая жизнь в Афинах, которые в середине V века до н. Большое значение имели три основных учреждения: народное собрание, совет пятисот и суд. Главная роль принадлежала народному собранию эккле-сии , которое юридически обладало полной верховной властью.

В него входило 6 тысяч присяжных заседателей, что исключало опасность подкупа судей. Не было на суде и защитников. Подсудимый должен был защищаться сам. Естественно, что при таком свободном демократическом строе в Афинах гражданам часто приходилось выступать в суде или народном собрании, принимать активное участие в делах полиса.

Здесь приходит техника «навязывания ритма». Постоянное изменение характеристик голоса и речи — это самый простой способ задать нужный ритм разговора. Собеседник говорит громче, потом мягче, потом быстрее, потом медленнее, потом терпко, потом нейтрально, словно навязывая слушателю свой порядок изменения внимания, не давая ему возможности расслабиться и что-то упустить. Прием «нейтральной фразы». Она заключается в том, чтобы начать общение с собеседником с фразы, не имеющей прямого отношения к интересующей теме, но имеющей отношение к собеседнику. Получаю «соблазнение».

Инициатор общения говорит что-то трудно воспринимаемое в начале, например, очень тихо. Для понимания собеседник должен приложить усилия, требующие концентрации внимания. Следует отметить, что метод может быть эффективным только в том случае, если инициатор общения уже успел произвести на собеседника значительное впечатление своим профессионализмом и уверенностью в своих силах. Слушатели будут следить только за речью, которая постоянно вводит новое содержание. Презентация речи должна быть доступной и очаровывать слушателя изменением интонации говорящего, красочными картинками слов, оригинальными сравнениями, полезными выражениями. Иногда можно спровоцировать аудиторию, сказав что-то, что вызывает несогласие в аудитории, а затем вместе прийти к конструктивным выводам. Сочувствие к событиям, которые влияют на чувства людей, также не должно оставлять зрителей равнодушными. Самоорганизация публичных выступлений Моя сильная сторона в публичных выступлениях — это мое внимание к внешности. Первое впечатление от выступающего, прежде чем он начнет говорить, производит его внешний вид. А внешний вид включает в себя одежду, манеру поведения, походку, мимику, жесты и т.

Слушатели хотят знать, что он представляет, то есть хотят сразу сформировать мнение о выступающем — положительное или отрицательное — и хотят, не осознавая этого, решить, будут ли их симпатии на стороне выступающего и примут ли они то, что он скажет. Правильные манеры говорящего важнее его внешности. На самом деле, если он повернется, он заставит их забыть о его внешности. Поэтому любой оратор не должен соответствовать строгим шаблонам, он должен обладать индивидуальностью, чтобы создать дружескую атмосферу и тем самым заинтересовать аудиторию, чтобы завоевать их внимание. Слабые стороны — отсутствие последовательности в речи, неспособность удержать внимание аудитории. Чтобы улучшить ораторское искусство, я должен рассмотреть следующее. Прежде всего, логическая организация речи последовательность, связность, обоснованность способствует поддержанию внимания. Слушателя привлекает такая повествовательная конструкция, в ходе которой возникают вопросы и ответы на них рождаются в процессе коллективного поиска или пересказки.

Руководство по подготовке и проведению успешного выступления

В-шестых, у вас не будет шанса второй раз произвести первое впечатление. Ораторская индивидуальность Слушатели не отделяют в процессе выступления сведения, которые сообщает оратор, от личности самого оратора. Любая аудитория запоминает в первую очередь оратора, а уже во вторую - то, что он сказал. Информация накрепко привязана к личности оратора: понравился оратор — понравится и то, что он проповедует. В ораторе аудитория хочет видеть прежде всего личность, индивидуальность, непохожесть на других. Карнеги подчеркивал: «Самое драгоценное для оратора - его индивидуальность, лелейте ее и берегите». Именно индивидуальность ораторской манеры - тот важнейший фактор, который побуждает слушать оратора. Запоминается личность, а вместе с личностью - идеи этой личности. Риторические позиции оратора в ходе выступления В процессе выступления каждый оратор занимает определенную риторическую позицию — то есть выбирает для себя роль, в которой он будет выступать.

Таких риторических позиций можно выделить довольно много, назовем лишь наиболее типичные и часто используемые. Позиция информатора Такая позиция предполагает чистое изложение некоторого материала, сопровождающееся предупреждением о возможных ошибках в понимании. С этой позиции обычно излагается инструктивная или директивная информация. Позиция комментатора Эту позицию обычно занимают, если аудитория основное знает и ждет дополнительных сведений и личных оценок. Позиция собеседника Эта позиция предполагает, что оратор разделяет интересы и заботы аудитории, выступает «на равных». Данная позиция предполагает, что оратор обращается к аудитории с просьбой высказать свое мнение, широко использует вопросы. Позиция советчика Позицию советчика обычно занимают, если слушатели хорошо подготовлены в базовой области. Оратор в таком случае лишь как бы «расставляет акценты».

Позиция эмоционального лидера Эту позицию занимают в том случае, если в аудитории приподнятое настроение, если самого оратора хорошо знают и ждут с интересом и нетерпением. В позиции эмоционального лидера оратор чувствует себя достаточно свободно, допустимы импровизированные отступления от темы. Есть и риторические позиции коммуникативного самоубийства , которых рекомендуется всячески избегать. К таким, прежде всего, относятся позиция наставника оратор нравоучителен, категоричен ; позиция трибуна преувеличенный пафос , позиция просителя «потерпите, я скоро закончу». Необходимо иметь в виду, что только выступления, длящиеся не более одной минуты, можно проводить с одной позиции; подавляющее большинство выступлений следует проводить, занимая поочередно разные позиции по ходу выступления. Важно продумать перед выступлением, какие позиции вы будете занимать, излагая материал. Внешний вид оратора Внешность оратора должна быть привлекательной, но в пределах нормы. Излишняя привлекательность выступающего отвлекает от содержания его выступления и снижает доверие к излагаемому им материалу.

Мужчине лучше выступать в костюме, который должен быть умеренно модным. Женщина тоже должна быть одета умеренно модно; очень модно одетые женщины оцениваются аудиторией отрицательно. Костюм или платье не должны плотно облегать фигуру. Женщине лучше выступать без украшений, мужчине - убрать все из карманов записи, торчащие карандаши и ручки, газеты. Одежда оратора должна соответствовать его возрасту, всякие несоответствия в ту и другую сторону раздражают аудиторию. Снижают доверие к оратору: одежда ярких, насыщенных цветов; слишком модная одежда ; многочисленные украшения; кокетливые элементы женской одежды кружева, воланчики и др. Повышают доверие очки в темной оправе. Манера выступления П.

Сопер писал, что манера выступления важнее, чем внешность оратора - манера заставляет забыть о внешности. Какова же оптимальная манера выступления? Она должна удовлетворять следующим требованиям. Энергичность изложения Все выступление должно быть энергичным от начала до конца. Энергия выступления передается слушателям, она держит их в напряжении и повышает доверие к содержащейся в выступлении информации. Люди скапливаются вокруг энергичного оратора, как дикие гуси вокруг поля озимой пшеницы». Физическая бодрость, подвижность Аудитория должна видеть, что оратор бодр, в хорошей физической форме, и это ощущение передается самой аудитории. Уверенный внешний вид Уверенность оратора очень быстро передается аудитории, и она начинает воспринимать то, что говорит оратор, все менее и менее критически, все с большим доверием.

Необходимо выше держать подбородок; стойте прямо, не наклоняясь; смотрите в глаза слушателям. Карнеги советует: «Смотрите прямо в глаза вашим слушателям и начинайте говорить так уверенно, как будто они все должны вам деньги... Представьте себе, что они собрались здесь, чтобы просить вас отложить срок уплаты». Дружеский, интимный тон Аудитория ждет от оратора дружеской, интимной беседы. Нужно пойти ей навстречу. Разговаривать с аудиторией надо как с одним человеком, в такой же непринужденной манере. Установлено, что чем более «своим» ощущает оратора аудитория, тем более она доверяет тому, что он говорит. Надо всячески подчеркивать общность ваших личных проблем, трудностей и интересов, проблем, трудностей вашей аудитории.

Не следует убегать из аудитории сразу после выступления, необходимо дать возможность подойти к вам, перекинуться репликами, задать вопрос, высказать свое отношение к изложенному вами - это тоже оставляет у аудитории положительное «послевкусие». Расположение в аудитории Оратору в аудитории лучше стоять, он должен быть хорошо виден. Стоять нужно перед аудиторией, а не среди нее. Трибуны, возвышения, эстраду рекомендуется по возможности использовать как можно меньше. Возвышаясь искусственно над аудиторией, оратор демонстрирует ей свое официальное превосходство, что противоречит правилу «интимности общения», которое очень эффективно в публичном речевом воздействии. Если слушателей менее 75 человек, то следует разговаривать с ними внизу, а не с возвышения, считает П. Движение Нельзя стоять в одной позе, необходимо двигаться. Неподвижным ораторам аудитория не очень доверяет, считает их консервативно мыслящими Движение оратора по аудитории повышает доверие к нему, усиливает симпатии аудитории.

Ходить необходимо преимущественно не перед аудиторией, а в глубину зала, при этом не следует очень углубляться и доходить до последних рядов слушателей - в таком случае неуютно ощущают себя те, кто сидит впереди, они вынуждены оборачиваться вслед за оратором. Лучше всего углубляться не более чем на треть длины зала и при этом, возвращаясь обратно, не следует поворачиваться спиной к залу, надо двигаться обратно «задним ходом». Походка оратора должна быть ровной, размеренной, без ускорений, несколько медленнее, чем обычная походка человека - только в таком случае походка разнообразит восприятие выступления, а не отвлекает от него. При ходьбе ни в коем случае нельзя раскачиваться - это очень отвлекает слушателей. Расхаживая по аудитории, оратору не следует фиксировать взгляд на чем-либо одном, поскольку это заставляет аудиторию перенести свое внимание на то, что разглядывает оратор. Приближайтесь к слушателям. Спускайтесь в зал, ходите по аудитории медленно, и не очень злоупотребляя этим приемом , наклоняйтесь к слушателям. Если вы выступаете с возвышения - подходите к самому его краю.

Из-за трибуны время от времени выходите и становитесь рядом с ней, либо вообще стойте рядом с трибуной, а не за нею. Смотрите на аудиторию. Взгляд оратора имеет для аудитории очень большое значение. Слушатели полагают, что если оратор на них смотрит, то их мнение и оценка для него важны, а это заставляет их слушать более активно и внимательно. Кроме того, если собеседник смотрит на нас мало, мы считаем, что он к нам плохо относится «даже не взглянул! Оратор должен смотреть на всех слушателей попеременно, не выделяя никого из них персонально. В большой аудитории следует разбить всех слушателей на сектора и переводить взгляд в процессе выступления с одного сектора на другой, не оставляя без внимания ни одного из секторов. Не выступать, глядя в «пространство», это вызывает недоверие и раздражение слушателей.

Не смотреть в процессе выступления на пол, на ноги, в окно, в потолок, не рассматривать посторонние предметы. Это ведет к утрате контакта с аудиторией. Переводя взгляд по аудитории, делать это медленно. Смотреть на слушателей дружелюбно, взглядом, которым вы встречаете друзей. Делайте вид, что рады взглянуть на каждого, это вам приятно. Позы и жесты Если оратор стоит, ноги должны быть слегка расставлены, носки раздвинуты. Упор на обе ноги не должен быть одинаковым. В наиболее выразительных местах упор должен переноситься больше на носок, чем на пятку.

Подбородок должен быть слегка приподнят. Грудь должна быть немного «выставлена», живот подтянут. Локти держите не ближе трех сантиметров от корпуса; если будете прижимать локти к туловищу, это будет свидетельствовать о вашей неуверенности; Лучше стоять, чем сидеть. Чем выше человек над аудиторией, тем сильнее его коммуникативная позиция правило «вертикального доминирования» , тем он убедительней. Не следует опираться руками о невысокий стол, слегка склоняясь над ним, это поза доминирования, которая отрицательно оценивается аудиторией. Это демонстрация агрессивности; данную позу называют иногда «позой самца гориллы». Используйте в процессе речи жесты. Речь без жестов настораживает слушателей, «оставляет осадок предубеждения и недоверия» П.

Демонстрируйте открытые позы и жесты, то есть жесты и позы, демонстрирующие стремление к контакту, доброжелательность, стремление убедить. Руки должны быть слегка разведены, они не должны быть неподвижными. Используйте движения рук в сторону слушателей, когда ладони раскрыты к слушателям ладони оратора должны быть им видны. Используйте риторические жесты: руки должны слегка сходиться и расходиться, подниматься и опускаться в такт убеждению. Это рассматривается аудиторией как проявление вашей неуверенности, а такие жесты называются навязчивыми: они очень отвлекают слушателей, а речь оратора делают монотонной и невыразительной. Какова оптимальная громкость для публичного выступления? Необходимо иметь в виду, что если оратор говорит слишком тихо, аудитория делает вывод о его неуверенности, если слишком громко - о его агрессивности. И того, и другого надо постараться избежать.

Сопер давал такой совет: «говорите громче, чем это, по вашему мнению, нужно». Можно сказать и так: говорите с такой громкостью, чтобы вы ощутили, что говорите громче обычного; в подавляющем большинстве случаев этой громкости будет достаточно. К интонации публичного выступления предъявляются следующие требования. Во-первых, она не должна быть монотонной , ее надо изменять на протяжении всего выступления. Во-вторых, интонация должна соответствовать содержанию того, о чем вы говорите. Не сдерживайте свою интонацию, стремитесь высказаться энергично - и ваша интонация будет естественна. Интонация, не соответствующая содержанию речи, раздражает слушателей и вызывает недоверие к его словам. Используйте средний темп речи, обычно это оптимальный темп.

Следует избегать больших пауз - они раздражают аудиторию, особенно хорошо подготовленную. Перед важным местом, мыслью следует несколько понизить голос. Небольшие паузы следует делать до и после важных мыслей. Пауза «до» готовит слушателей к чему-либо важному, пауза «после» призывает напрячься и обдумать, стимулирует мыслительную деятельность. Приемы борьбы с волнением во время выступления Оратор может иметь три причины для волнения: 1. Боязнь незнакомой аудитории. В таком случае рекомендуется несколько раз наедине произнести вслух фразу: «Я хорошо знаю материал, меня будут хорошо слушать» и после этого выходить на трибуну. Говорите громче, чем обычно, или громче, чем вы собирались - это тоже хорошо помогает справиться с волнением.

Найдите знакомые или просто симпатичные лица и обращайтесь в начале выступления только к ним, они вас поддержат. Ощущение плохой, недостаточной подготовки. В этом случае вы сами виноваты. Но что-то можно сделать: имейте резервный материал, опустите то, что хуже знаете и сосредоточьтесь на том, что вы знаете достаточно твердо, что у вас написано в конспекте. Творческая взволнованность сумею ли хорошо выступить? Подобная взволнованность придает выступлению искренность и естественность, бороться с ней не надо. Оратор должен сосредоточить все свои усилия именно на содержании, на смысле своего выступления. Форма при этом как бы отступает на второй план, идет за содержанием, и это облегчает оратору его задачу.

И еще: не извиняйтесь за мелкие оговорки, их слушатели не зафиксируют, не придадут им значения, если вы сами на них не укажете; вообще, меньше извиняйтесь - извинение усиливает волнение. Реакция оратора на неполадки и помехи в ходе выступления Организационно-технические неполадки 1. В помещение доносится шум из соседнего помещения или с улицы, слышны чужие разговоры и др. В таком случае следует, пока возможно, игнорировать эту помеху. Начните говорить громче, подойдите ближе к слушателям. Можно послать слушателя с просьбой устранить помеху. Если помеха продолжается и видно, что аудитория обращает на нее внимание, лучше всего среагировать тоже - как-то прокомментировать, лучше в юмористическом плане. В дверь все время заглядывают посторонние.

Можно попросить слушателя повесить записку «Лекция» или попросить слушателя выйти и сказать, чтобы не заходили. Если заглядывающие обращаются к вам с просьбой кого-либо позвать или отпустить, лучше сделать паузу и сказать: «Пожалуйста, не мешайте нам, мы работаем» и затем продолжить свою речь. Слушатели опаздывают, все время входят новые слушатели в аудиторию. Одиночных опоздавших лучше всего не замечать; если же вошла группа - лучше переждать, пока они сядут, пригласить их пройти, демонстрируя максимум доброжелательности. Можно допустить и ироническую шутку типа: «Вы извините нас, пожалуйста, что мы без вас начали» Недовольства обнаруживать не следует. В помещении стало душно. В таком случае лучше сделать перерыв, проветрить помещение. Перерыв имеет смысл делать не менее чем на 10 минут, меньшие перерывы эффекта не дают.

Можно также просто сократить свое выступление. Вышел из строя микрофон. Объявить перерыв и найти техника, вызвать организатора выступления, сделав это через слушателей. Если починить невозможно, спуститься в зал или подойти к слушателям и закончить выступление за 2 - 3 минуты. Погас свет. Поступать так же, как при отключении микрофона: объявить перерыв для устранения неполадки либо за 2 минуты закончить выступление. Неполадки в деятельности оратора Допустим, вы оговорились и заметили это. Мелкие оговорки не исправляйте - вас все равно поймут, не надо привлекать к ним внимание.

Если оговорка может исказить смысл - скажите: «Простите, я оговорился. Я, конечно, имел в виду... Не следует преувеличивать ущерб, который вам могут нанести ваши оговорки, сосредоточьтесь на выражении мысли, на ее понятности для аудитории - это главное. Если вы заметили, что какой-то пункт в вашем выступлении вы опустили, продолжайте дальше, не возвращайтесь немедленно назад, закончите мысль или раздел. А потом уже, если без опущенного никак нельзя, скажите: «0 чем я еще забыл упомянуть, так это о... Но прежде чем возвращаться, еще раз подумайте - нужно ли это делать? Раз по ходу выступления вам этот факт не понадобился, может быть, он был лишним? Помехи в поведении слушателей Со стороны слушателей оратор может ожидать целый ряд типовых помех, которые могут затруднить его работу.

Что это за помехи? Активная реакция аудитории на отвлекающие внешние факторы. Аудитория, какой бы интересной ни была лекция или выступление, не может не обратить внимания на какие-то неожиданные события в помещении. Что же делать, если, например, в аудиторию залетел воробей? Во-первых, не замечать, столько, сколько это можно. Во-вторых, переждать его «активные действия», сделать паузу - аудитория длительное время не будет на нем сосредоточена, и сами слушатели примут какие-то меры. В-третьих, можно использовать метод «подключения»- обратить внимание самому, прокомментировать, кратко обсудить со слушателями, а затем сказать: «Ну достаточно, вернемся к нашей работе». Слушатели обычно воспринимают данный прием хорошо.

В-четвертых, можно подойти поближе к слушателям - это будет мешать им отвлекаться. Слушатели переговариваются между собой.

Затем определяют цель выступления, так как в одном случае цель - информировать слушателя, в другом - заставить слушателя переживать, в третьем - принять позицию автора. Так, задача информационной речи - дать слушателям новые знания. Информационная речь содержит факты, события, размышления и выводы. Развлекательная речь призвана доставить слушателям удовольствие, снять стресс. Агитационные речи убеждают слушателей, воодушевляют, побуждают к действию. Часто эти цели бывают объединены.

Необходимым элементом подготовки является оценка состава слушателей и обстановки. Оратор заранее должен выяснить, какова предполагаемая численность слушателей, социальный состав аудитории, возраст, образовательный и культурный уровень, национальность, В отдельных случаях - вероисповедание. Также необходимо узнать, где будет проходить выступление - в большом зале, маленьком помещении, какова акустика выбранного помещения, не тесно ли будет слушателям. Следующий этап работы - подбор материала для конкретного выступления. Выступающий должен изучить официальные документы, справочную и научно-популярную литературу, обобщить наблюдения и размышления. В ходе этой работы рекомендуется делать записи, выписывать цитаты, цифры, факты, вести картотеку. Как бы мастерски ни владел оратор речью, текст речи необходимо готовить заранее. Подготовка заранее написанного текста имеет много преимуществ.

Его можно проверить, исправить ошибки, внести дополнения и изменения, можно показать кому-либо для проверки. Кроме того, когда оратор работает над речью, он еще раз тщательно продумывает все детали выступления. Чтобы речь прозвучала, дошла до слушателей, чтобы оратор не уклонялся от темы, нужно расположить материал определенным образом. Поэтому очень важна композиция выступления - составление, расположение материала выступления. В композиции можно выделить пять частей: зачин, вступление, основная часть, заключение, концовка речи. Но отдельные части ее могут отсутствовать. Виды публичного выступления Ораторская речь бывает развлекательной, информационной, воодушевляющей, убеждающей, призывающей к действию. Публичная речь в различных ситуациях общения преследует разные цели, но, как правило, она прагматична, поэтому должна быть продуманной, логически выстроенной.

В деловом общении, профессиональной сфере традиционно используются определенные виды речей 1, стр. Информационная речь. Ее цель обогатить слушателей новыми знаниями, пробудить любопытство. Способами создания информационной речи являются описание, повествование, рассуждение. Информационная речь должна пробуждать внимание к затронутой проблеме, в ней не должно быть спорных моментов, должен быть подобран современный материал с примерами и иллюстрациями. В практике вуза часто используются информационные речи студентов на семинаре, при защите реферата, курсовой и дипломной работ. Они обычно включают: определение темы, предмета исследований, методику работы, обзор имеющейся литературы по этой теме, новизну и практическое применение. Один из распространенных видов публичных выступлений в вузе - научный доклад - сообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах.

Он содержит новые сведения, во многом определяется наличием авторской точки зрения. С ним студент выступает на семинаре или, например, на научной конференции. Он готовится так же, как и другие устные выступления, кроме того, обязательно нужно прочитать текст вслух перед выступлением, составить план. Таким же образом готовится защита реферата. Выступление включает: объявление темы и цели работы, указание на источники, содержание работы, включающее цитаты, факты, значимость, имеющиеся точки зрения. Информационная речь ставит своей задачей не только пробудить любознательность, но и дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Она должна соответствовать следующим требованиям 1, стр.

Речи, обращенные к чувствам речи по специальному поводу Делятся, как правило, на протокольную речь рамочную , траурную речь, торжественную речь, речь в дружеском кругу. Произнесение такого рода речей обычно вызывает трудности из-за того, что необходимо правильно выбрать момент, уметь уловить настроение слушателей именно в этот момент, уметь выразить чувства и ожидания слушающих. Необходимо говорить коротко и понятно, но при этом выразительно.

Совместную мыслительную деятельность оратора и аудитории ученые называют интеллектуальным сопереживанием. Не случайно в народе говорят: "Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает". Для возникновения контакта важно также и эмоциональное сопереживание, то есть оратор и слушатели во время выступления должны испытывать сходные чувства.

Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывают у них ответную реакцию. Таким образом, контакт между оратором и аудиторией возникает в том случае, когда обе стороны заняты одной и той же мыслительной деятельностью и испытывают сходные переживания. Психологи подчеркивают, что необходимым условием возникновения контакта между оратором и аудиторией является искреннее, настоящее уважение к слушателям, признание в них партнеров, товарищей по общению. Возникает вопрос: как определить, удалось установить контакт или нет? Внешне контакт проявляется в поведении аудитории, а также в поведении самого оратора. Нередко во время выступления оратора в зале царит тишина.

Но как различна бывает эта тишина! Одних ораторов слушают, затаив дыхание, боясь пропустить хоть одно слово. Эта тишина регулируется самим оратором. Шутки выступающего, его юмористические замечания вызывают движение в зале, улыбки, смех слушателей, но этот смех прекращается сразу же, как только оратор вновь начнет излагать свои мысли. Во время выступления других ораторов тоже сидят молча, но не потому, что ловят каждое его слово, а потому, что не хотят мешать выступающему. Это так называемая "вежливая" тишина.

Сидеть-то сидят, не нарушая порядка, не разговаривая, но не слушают, не работают вместе с оратором, а думают о своем, мысленно занимаются другими делами. Поэтому сама по себе тишина еще не говорит о контакте оратора с аудиторией. Главные показатели взаимопонимания между говорящими и слушающими - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, согласные кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты , "рабочая" тишина в зале. О наличии или отсутствии контакта свидетельствует и поведение оратора. Если оратор говорит уверенно, ведет себя естественно, часто обращается к слушателям, держит весь зал в поле зрения, значит, он нашел нужный подход к аудитории.

Вы также должны научиться создавать обстановку для цитирования. Многие успешные ораторы пользуются подобными приёмами: перед цитированием они делают паузу и надевают очки либо же с серьёзным видом зачитывают цитату с карточки или, например, газетного листа. Если вы хотите произвести особое впечатление цитатой, выпишите её на маленькую карточку, достаньте во время выступления из бумажника и зачитайте высказывание. Остроумие Наверняка вам много раз советовали разбавить выступление шуткой или анекдотом. В этом совете есть доля правды, однако не стоит забывать, что шутка ради шутки только оскорбляет слушателя.

Не нужно начинать своё выступление с не имеющего отношения к ситуации анекдота «Кажется, принято начинать речь с анекдота, так вот. Приходит как-то мужик к психиатру…». Лучше незаметно перейти к своей забавной истории в середине речи, чтобы разрядить обстановку. Автор книги советует для проверки анекдота или остроты использовать правило трёх Р: шутка должна быть реалистичной, релевантной и рассказанной а не прочитанной. Чтение Чтение речи с листа с опущенными вниз глазами, мягко говоря, не вызывает восторга у аудитории. Как же тогда поступать? Неужели необходимо заучивать получасовое длинное выступление? Вовсе нет. Нужно научиться правильно читать. Первое правило прочтения речи: никогда не произносите слова, если ваши глаза смотрят на бумагу.

Используйте технику СОС: смотреть — остановиться — сказать. Для тренировки возьмите любой текст. Опустите глаза и мысленно сфотографируйте несколько слов.

Особенности устного публичного выступления.docx

  • Чем отличается мастерство публичного выступления от обычного истолкования темы
  • Лекция 2 Оратор и его аудитория
  • Конт. раб. РУССКИЙ.doc
  • риторика реферат.docx
  • Публичные выступления | контрольная работа

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий