Что такое межполушарный конфликт

Признаки слабого межполушарного взаимодействия. Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано? Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении. Логоритмика — это отличный способ развития речевого и моторного ритмов. В ней сочетается музыка, движения и слова. Выговаривание слов и совершение определенных действий прекрасно развивает речь и способствует формированию межполушарного взаимодействия.

Достижения

  • Раздел 2. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия.
  • Синдромы повреждения и различной патологии мозолистого тела
  • Рассогласованность полушарий мозга как причина снижения работоспособности | РБК Компании
  • Шевцова Е.Е. Преодоление рецидивов заикания
  • Признаки рассогласованной работы полушарий
  • О некоторых аспектах межполушарного взаимодействия в

Консультация «Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребёнка»

Читать книгу Межполушарное взаимодействие Коллектива авторов : онлайн чтение - страница 1 «Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка». Цель: познакомить родителей с приемами нейрогимнастики, рассказать о важности двигательной активности в дошкольном возрасте.
Нарушения межполушарного взаимодействия Признаки слабого развития межполушарных связей у детей. Межполушарные связи формируются вплоть до 12–15 лет. Развитие происходит постепенно, в несколько этапов. Но особое значение ученые придают возрастному периоду от 3 до 8 лет.

Нарушения межполушарного взаимодействия

Эксперт-аналитик, коуч, руководитель Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе объясняет, почему искать причины такого поведения сотрудников надо в особенностях работы мозга. Для справки: Татьяна Валерьевна Гогуадзе — специалист с 30-летним опытом работы, автор уникальных техник и методик коррекции дислексии, дисграфии и СДВГ у детей, подростков и взрослых. В основе ее методов лежат психофизические упражнения и графокоррекция, которые меняют работу мозговых ритмов человека, формируют правильную нейродинамику для работы с информацией. В результате таких тренировок удается в короткие сроки не только справиться с трудностями в работе с информацией, но и: улучшить психоэмоциональное состояние; повысить мотивацию к учебе и работе; научиться контролировать свое тело и эмоции; научить мозг правильно реагировать на возникающие трудности; повысить ресурсное состояние и личную продуктивность. В Центре Татьяны Гогуадзе для оценки ресурсного состояния человека и выявления причин рассогласованности в работе мозга применяется биометрическое исследование , результаты которого помогают быстро вывести человека из состояния кризиса, стресса и рассогласованности. В общей психологии принято считать, что левое полушарие отвечает за логику, а правое — за эмоции, — говорит Татьяна Гогуадзе. А вот доминация левого или правого полушария имеет важное значение для повышения работоспособности». Татьяна Валерьевна также дополняет, что полушария мозга представляют собой две подсистемы, которые по-разному контактируют с внешним миром, неодинаково воспринимая и обрабатывая одну и ту же информацию. В согласованном состоянии при совместном взаимодействии они дополняют друг друга, что приводит к формированию единой интегративной деятельности человека.

Аграмматизмы при чтении.

Нарушение согласования слов. При легких формах дислексии возможна самостоятельная компенсация расстройств чтения, но у ребенка может закрепиться негативное отношение к чтению, что будет мешать получать удовольствие от книг. При переходе в средние классы остаточные явления дислексии мешают успешному усвоению других предметов: ребенок с трудом понимает тексты в учебниках, задачи. При более тяжелых формах дислексии необходимы специальные занятия с логопедом либо обучение в специализированной школе-интернате. Дисграфия— это частичное специфическое нарушение процесса письма. Причинами дисграфии может быть недоразвитие речи, нарушение ее грамматического строя, недоразвитие зрительного гнозиса, нарушение звукового анализа и синтеза. Проявляется это состояние в виде стойких и повторяющихся ошибок в процессе письма: искажения и замены букв, изменение звукослоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов и согласования слов в предложении. Особенно настораживают систематические ошибки написания букв и слогов, их замены, написание букв зеркально. При подозрении на наличие дисграфии или дислексии необходимо логопедическое обследование ребенка с нарушениями чтения или письма.

Желательно провести психологическое и нейропсихологическое обследования. Как правило, такое обследование проводят на 2-м году обучения. При психологическом обследовании ребенка с нарушениями чтения и письма нужно обратить внимание на работоспособность наличие истощаемости, фазовых колебаний внимания , вербальную и невербальную память, уровень интеллекта. При типичной дисграфии и дислексии интеллект испытуемых находится в пределах нормы. Нарушения чтения, письма и речи при других заболеваниях олигофрении, детском церебральном параличе, нарушениях слуха являются вторичными и нуждаются в посильной коррекции последствий основного заболевания. Необходима дифференциальная диагностика с целью обучения таких детей в разных типах школ. Дискалькулия — специфическое нарушение формирования навыков счета, связанное с недостаточностью пространственного гнозиса. Определяется к концу 1-го класса. Расстройство проявляется в непонимании структуры числа: дети не могут усвоить систему расположения цифр, разрядность числа, путают «5,3,7»— «3,5,7», «107» и «1007».

Другие стороны интеллекта могут быть не нарушены. При патопсихологическом обследовании отмечаются нарушение опознания геометрических фигур, недостаточность зрительного анализа и синтеза по методике «Кубики Кооса» , затруднения в понимании лексико-грамматических конструкций «сестра матери» и «мать сестры». Возникают затруднения при выполнении графических проб, также отмечается неловкость мелкой моторики. В старших классах дети с дис-калькулией с трудом усваивают другие точные дисциплины.

З Обеспечивает проекционные представления и стратегию оптико-пространственной деятельности. Симптоматика проявления нарушения межполушарного взаимодействия могут быть разными на различных послеоперационных стадиях. Стадия первая — нарушение памяти, спутанность сознания. Стадия вторая — выраженные нарушения в координации движений, где участвуют обе конечности к примеру, катание на велосипеде, печатание на клавиатуре.

При этом пациент узнает показанный предмет.

Симптоматика проявления нарушения межполушарного взаимодействия могут быть разными на различных послеоперационных стадиях. Стадия первая — нарушение памяти, спутанность сознания. Стадия вторая — выраженные нарушения в координации движений, где участвуют обе конечности к примеру, катание на велосипеде, печатание на клавиатуре.

При этом пациент узнает показанный предмет. Также симптомы появляются при частичной перерезке, но довольно быстро исчезают.

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для детей, игры, для чего развивать, за что отвечает

Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами, возникают сложности с речью. Тесты Есть специальный тест на определение наличия межполушарного взаимодействия и предрасположенности к дислекии и дисграфии. Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев 1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов в произвольном порядке. Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге, какого пальца было прикосновение. Первым делом обратиться к специалисту - психологу.

И делать специальные кинезиологические упражнения, направленные на улучшение и развитие межполушарных связей. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребенка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшаются память, концентрация внимания, пространственные представления. Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность. Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут.

Он обеспечивает нервной энергией конечности тела.

Оба эти пути представлены на рис. Важно отметить, что в работе указанных путей принимают участие и подкорковые ядра, обеспечивающие, по определению Н. Бернштейна, различного рода двигательные штампы и синергии. Эти особенности мозгового снабжения мышц речевого аппарата требуют, чтобы перекрестное снабжение нервной инергией было строго синхронным, а поступающие импульсы уравненными по интенсивности рис. Мозговые поражения, затрагивающие лицевые и речевые ядра черепно-мозговых нервов, приводят к параличам или парезам соотвтетствующей мускулатуры.

Однако этими грубыми проявлениями неврологических заболеваний их ненормативное функционирование не ограничивается. Могут быть и более сглаженные формы ненормативного снабжения мышц речевого аппарата. В частности, если иннервация мышц одной половины какого либо или каких либо оганов речевого аппарата будет отличаться по интенсивности или скорости от иннервации мышц другой половины, движения этого речевого органа будут резко затруднены. Затруднения могут вылиться в различного рода изменения темпово-ритмических характеристик высказывания. Что же может явиться причиной нарушений в мозговой иннервацией речевых органов?

Как известно, гемипарезы речевой мускулатуры могут вызвать лишь негрубую дизартрическую симтоматику. Нарушения тонуса и подвижности половины речевого органа приводит к действию спонтанного механизма перестройки в работе речевого органа, в результате чего исполнительные функции передаются неповрежденной половине. По-другому обстоит дело, когда его обе половины физиологически не повреждены: каждая из них не освобождается от от полноценного участия в речевом действии, то есть должна выполнять точно такую же функцию, как и другая. В этом случае иннервационные посылы к ним должны быть развнозначными. Вместе с тем, известно, что нервные структуры полушарий мозга, снабжающих нервной энергией речевые органы, находясь в разных полушариях мозга, функционируют асимметрично: левое, являющееся доминантным по речи и целому ряду других высших психических функций, контролирует правое, субдоминантное полушарие.

В соответствии его функциональная активность выше. Невроны кортико-нуклеарных путей, имеющие представительство в премоторной коре мозга, неизбежно «испытывают на себе» влияние асимметричного функционирования полушарий. Однако их иннервационные потенциалы обязательно должны выровняться для того, чтобы половины речевых органов получили равнознозначное нервное снабжение. Анализ литературы по речевому онтогенезу позволяет, однако, сделать вывод, что условие может быть не выполнено из-за нестандартных параметров процессов фнукциональной активации полушарий мозга, в частности гиперактивности правого S. Orton, 1937; Ю.

Флоренская, 1949; L. Travis, 1952 и др. Является достаточно распространеным убеждение, что имеется связь этой нестандартности с наличием левшества или амбидекстрии …. Jones, 1966; В. Шкловский, 1994 и др.

Указанные разногласия могут объясняться тем, что выборки детей с левшеством и амбидекстрией, исследуемые разными авторами, нерепрезентативны, поскольку предпочтения по стороне тела, в частности руки, могут быть обусловлены легкими проявлениями правосторонних гемипарезов. В этом случае ребенок естественно использует правую руку как ведущую и налицо псевдолевшество. Понятно, что результаты исследований в этих случаях будут недостоверными. Независимо от разрешения данной дискуссиии, то есть от совпадения или несовпадения мнений разных авторов по поводу значения фактора левшества, не имеется принципиальных препятствий для предположения, что у детей с трудностями овладения развернутой фразовой речью нарушены процессы левополушарной латерализации M. Kiensbourne, 1985.

Последние предполагают обязательность постепенного становления левополушарной доминантности по большиству когнитивных функций, в том числе и речевой. Это означает, что функциональная роль правого полушария должна по мере овладения речью уменьшаться и происходит это должно за счет «передачи» левому контроля по решению задач, требующих дискретно-логического осмысления, анализа и синтеза. Так, например, правополушарное абрисное понимание речи, уже на втором году жизни приобретает черты дискретного, левополушарного. Необходимые для восприятия речи фонетико-фонематические признаки звуков речи выделяются ребенком и складываются в систему декодирования слышимого потока речи. Как и любая система, она является прерогативой левополушарного механизма функционирования.

Аналогично этому, периодический ритм правого полушария, преобразуется в сложную структуру ритмических соподчинений в левом, организуемых левополушарной же смысловой программой.

Получившие в настоящее время распространение концепции функциональной межполушарной асимметрии головного мозга можно представить в виде двух основных парадигм: латерализация психических функций дихотомия типа вербальное - невербальное и латерализация способа обработки информации дихотомия типа: аналитический - холистический, параллельный - последовательный Ротенберг В. Согласно одному из центральных положений нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций мозг при реализации любой психической функции работает как парный орган: в осуществлении любой психической функции всегда задействованы оба полушария, каждое из которых выполняет свою роль. Лурия А.

Мозг представляет собой сложную, иерархически организованную систему, состоящую из отдельных компонентов мозговых структур , объединенных жесткими и гибкими звеньями. Удельный вес последних существенно нарастает в ходе индивидуального развития Бехтерева Н. Развитие мозга идет в направлении дифференциации и специализации его элементов с их последующей пластичной функциональной интеграцией Дубровинская Н. Они характеризуют системные интегративные свойства работы мозга как единой системы, единого мозгового субстрата психических процессов» Выготский Л.

Значительная доля в исследованиях функциональной межполушарной асимметрии головного мозга отводится выявлению межполушарных дихотомий. Дихотомия - разделение или классификация на две, не обязательно равные части Бехтерева Н. Левое полушарие - вербальное, логическое, «рассудочное», пользуется механизмами последовательного анализа информации как об одном, так и о нескольких стимулах, обработка информации происходит аналитически, последовательно. Левое полушарие у праворуких служит для смыслового восприятия и воспроизведения речи, письма, тонкого двигательного контроля пальцев обеих рук, самосознания, арифметического счета, логического, аналитического, абстрактного мышления, музыкальной композиции, пространства цветов, положительных эмоций, оно хорошо понимает время, глаголы.

С этим полушарием связаны речевой слух, чтение, письмо, положительные эмоции, восприятие приятного, смешного. Выключение левого полушария приводит к депрессии. Правое полушарие - невербальное, образное, ассоциативное, оно воспринимает действительность целиком, обработка информации происходит глобально холистически Фишман М. Правое полушарие предназначено для пространственно-зрительных функций, интуиции, музыки, интонационных особенностей речи, грубых движений всей руки, эмоционально-целостного восприятия, синтетического, ситуационного мышления, отрицательных эмоций.

Иными словами, необходимо точное и согласованное перераспределение мышечного тонуса. Такое перераспределение тонуса мышц как раз и осуществляется стриопаллидарной системой. Совершенствование движений в процессе обучения приводит к их автоматизации, к формированию двигательных стереотипов. Заикание является следствием динамических нарушений стриопаллидарного регулятора речи, вызванных сильными, резкими эмоциями или анатомо-патологическими повреждениями мозга. Если этот регулятор блокируется, то в результате нарушается равновесие мышечного тонуса артикуляционных, голосовых и дыхательных мышц, что выражается в форме клонических повторений по типу тика или тонического спазма.

При нарушениях стриопаллидарной системы возникает расстройство речевого автоматизма и повышается тонус мускулатуры речевого аппарата.

Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка.

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Всем известно, что мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. Завершающим в становлении межполушарных взаимодействий ребенка является этап приоритетного значения комплекса транскаллозальных связей (мозолистое тело), продолжающийся от 7 до 12-15 лет. Если межполушарное взаимодействие не сформировано: происходит неправильная обработка информации и, как следствие, у ребенка возникают сложности в обучении, как в дошкольный, так и школьный периоды: проблемы в письме. «Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка». Цель: познакомить родителей с приемами нейрогимнастики, рассказать о важности двигательной активности в дошкольном возрасте.

Часть II. Основы нейропсихологии.

Дается характеристика синдрома «расщепленного» мозга, приводится симптоматика нарушений высших психических функций у больных с различной патологией МТ. Описывается первичная симптоматика нарушения межполушарного взаимодействия, вызванного патологией комиссуры. Мозолистое тело. Несформированность межполушарного взаимодействия. Если межполушарное взаимодействие несформировано, происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем на более высоком интеллектуальном уровне будет развит ребёнок. В следующем посте расскажу о признаках слабости межполушарного взаимодействия. #межполушарка. Вопросы межполушарной асимметрии головного мозга и межполушарного взаимодействия являются одними из наиболее актуальных в изучении нервной системы и психики человека.

Зачем нам нужно межполушарное взаимодействие

  • О некоторых аспектах межполушарного взаимодействия в
  • Официальные подходы
  • Раздел 2. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия.
  • Упражнения для развития межполушарных связей головного мозга у детей
  • Межполушарное взаимодействие, отвечаем на вопросы.

Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка.

Научная электронная библиотека Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
МЕЖПОЛУШАРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССАХ РЕЧИ Простые и забавные упражнения для развития правого полушария и межполушарных связей, снятия нервного напряжения и стимулирования работы мозга. «Скорая помощь». Снимает эмоциональное напряжение.
Заикание возникает из-за ассиметричных сигналов к речевым мышцам Дошкольный и младший школьный возраст — наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, а следовательно, и интеллекта, межполушарных связей и психических процессов.
Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка. В настоящее время проблема межполушарной асимметрий рассматривается как проблема функциональной специфичности полушарий, как проблема своеобразия того вклада, который вносит каждое полушарие в организацию любой психической функции.
Межполушарное взаимодействие у детей Приведённые примеры занимательных игр оказывают помощь в развитии межполушарных связей, стимулируют мозжечок и положительно влияют на физическое, интеллектуальное и речевое развитие ребёнка.

О межполушарном взаимодействии. Реципрокная координация движений

Шмарьяном патофеноменов и механизмов патологии ствола головного мозга с представленными в разделе 5 аналогичными нейропсихологическими данными позволяет совершенно по-новому увидеть функциональную иерархию межполушарных взаимодействий в актуал— и онтогенезе человека. Раздел 3 посвящен обсуждению проблемы, которая не так часто попадает в фокус исследовательского внимания. Между тем динамические характеристики межполушарных взаимодействий — альфа и омега нейропсихологического анализа. Системно-динамическая природа мозговой организации психической деятельности инвариантно предполагает дифференциацию ее статических и кинетических динамических параметров. И соответственно внедрение в экспериментальный и аналитический арсенал нейропсихолога методов, адекватных решению этой задачи. В этом разделе представлены модели исследования разнообразных системно-динамических модификации церебрального обеспечения психической деятельности. В Разделе 4 объединены работы авторов, профессиональный интерес которых направлен на изучение главной мозговой комиссуры — мозолистого тела. С середины 50-х годов ХХ века, после знаменитого открытия Р. Сперри, Дж.

Богеном и М. Газзанигой «расщепленного мозга», признанного одним из величайших в истории науки, этой теме посвящены тысячи статей и монографий. Но интерес к тайнам этого уникального мозгового образования не ослабевает. Богатая феноменология, описываемая в каждом из представленных текстов, сама по себе уникальна, поскольку частота встречаемости больных с поражением или недоразвитием мозолистого тела невелика. Но не менее важен обзор литературы по данной проблеме, присутствующий в каждом тексте. В целом читатель получит возможность рассмотреть загадки мозолистого тела в самых различных ракурсах. Раздел 5 посвящен онтогенетическим аспектам межполушарных взаимодействий человека. В определенном смысле они отражают эволюцию, преемственность нейропсихологического знания о закономерностях формирования межполушарных взаимодействий в онтогенезе и центральной роли стволовых и срединных образований в этой драматургии.

Все представленные в этом разделе работы выполнены на верифицированном клиническом материале ИНХ им. Коновалов , что обусловливает высокую валидность и надежность заключенных в них данных и выводов. Акцентируем это особо, поскольку, строго говоря, только такая схема анализа, опирающаяся на скрупулезное исследование локальной мозговой патологии, должна в принципе рассматриваться как безусловная доказательная база для дальнейших теоретических рассуждений. Можно дискутировать о трактовках полученных результатов, но их истинность не подлежит сомнению в отличие от любых сколь угодно многочисленных экспериментов на нормативной субнормативной выборке. Собственно, сказанное в полной мере относится ко всем работам, включенным в настоящую хрестоматию.

Занявшись любимым делом, не рассчитывайте на мгновенные результаты. К примеру, если вы решили стать комедийным артистом, то наберитесь терпения. Пройдет не один год, прежде чем это ремесло начнет приносить постоянный доход. Если вы выбрали карьеру художника, будьте готовы, что жить только на доходы от рисования получится не сразу. Интересное наблюдение Распространенное выражение «я передумал» может относиться к мысли, возникшей в правом полушарии и затем попавшей в левое для проверки на безопасность и одобрения. Процесс перемещения мысли из одного полушария в другое воспринимается нами как повторное обдумывание. И это действительно так, но только тогда правильнее было бы сказать «я подумал другим полушарием». К размышлениям о нашем истинном призвании часто подключается левое полушарие. Оно тормозит процесс и внушает, что ничего из этого не получится, на это нужно слишком много времени и т. Такие мысли сбивают нас с пути, поэтому нужно научиться обращать на них внимание, правильно их оценивать и разоблачать лживые утверждения. На страницах этой книги я расскажу, как распознавать ложь и пресекать ее на корню. Ложь — это способ самосохранения.

Глядя на алфавит, ребёнку нужно одновременно называть букву и выполнить движение, отмеченное под буквой. Например, предмет и его силуэт - тень; целый предмет и его часть; человек или животное — вид спереди и сзади. Такие пособия можно подобрать по любой тематике. Одновременно показать одинаковые картинки левой и правой рукой, называть изображение или изобразить звук, дополнительное движения. В данное пособие входят карточки с предметными картинками, расположенные в хаотичном порядке. Их лучше использовать с определённой тематикой, то есть различным изображением предметов, букв, цифр, посуды, одежды, домашних или диких животных; фруктов или овощей и т. Чем мне нравятся эти дидактические пособия, их можно использовать и для индивидуальной и для групповой работы; они не только для развития межполушарного взаимодействия, но и для общего развития ребенка, если использовать карты с определённой тематикой.

К ним относятся прежде всего многочисленные данные о появлении речевых нарушений афазий при поражении левого полушария преимущественно у правшей , факты о ведущей роли левого полушария в осуществлении не только речевых, но и других, связанных с речью функций. Результаты этих исследований обобщены в работах А. Лурия 1962, 1973 и др. Специальному анализу подвергались клинические материалы о связи между доминантностью полушария по речи и ведущей рукой. Выяснилось, что далеко не во всех случаях эти функции совпадают и что возникновение афазии при поражении левого полушария наблюдается не только у правшей, но и у некоторых левшей и амбидекстров. Клинические наблюдения специфики нарушений психических функций при локальных поражениях левого и правого полушарий в последние годы подкрепляются и специальными исследованиями с использованием хирургических методов, направленных на «расщепление мозга» см. Эти методы открывают новые возможности для изучения Функций левого и правого полушарий мозга и роли объединяющих их комиссур мозолистого тела и др. Таким образом, в настоящее время собран огромный эмпирический материал, подтвержденный данными анатомии, физиологии, а также клиническими исследованиями, свидетельствующий о неравнозначности структур и функций левого и правого полушарий головного мозга человека. Развитие теории межполушарной асимметрии мозга происходило в несколько этапов. Межполушарные связи: А — основные межполушарные комиссуры: 1 — мозолистое тело, 2 — гиппокампальная комиссура, 3 — уздечка, 4 — задняя комиссура, 5 — связи четверохолмия, 6 — мозжечок, 7 — промежуточная масса, 8—зрительная хиазма, 9 — передняя комиссура, 10 — линия рассечения комиссур мозга по Р. Сперри ; Б — поступление зрительной информации от каждого глаза в оба полушария в норме а , нарушение взаимодействия полушарий после рассечения хиазмы б ; прекращение взаимодействия полушарий после рассечения и других комиссур в по Д. Брэдшоу и Н. Нетлетону На первом этапе многие ученые считали, что левое полушарие является полностью доминантным по отношению к речи, мануальным функциям, а также другим высшим психическим процессам. Правому полушарию отводилась второстепенная, подчиненная роль в реализации всех психических процессов J. Beaumont, 1974; «Lateralization... Zillmeretal, 2001 и др. Концепция левополушарной доминантности была основана на положении об абсолютной противоположности функций левого и правого полушарий мозга; при этом сама доминантность понималась как исключительная роль левого полушария в обеспечении речи и других высших психических функций, связанных с ней. Накопление фактов относительно участия правого полушария головного мозга в речевой деятельности, а левого — в невербальных, перцептивных формах психической деятельности пошатнуло концепцию абсолютной доминантности левого полушария. На смену ей пришли представления об относительной доминантности левого полушария у правшей по отношению к речевым функциям и опосредованным речью психическим процессам и относительной доминантности правого полушария в реализации невербальных гностических функций «Asimmetrycal... Bryden, 1982 и др. В настоящее время проблема межполушарной асимметрии мозга по отношению к вербальным и невербальным функциям изучается прежде всего как проблема функциональной специфичности полушарий, то есть как проблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую функцию А. Лурия, Э. Симерницкая, 1975; «Нейропсихологический анализ... Специфичность левого и правого полушарий по отношению к различным функциям элементарным и сложным изучена в разной степени. Если по преимуществу левосторонняя мозговая организация речевых функций, так же как и преимущественное участие правого полушария в обеспечении невербальных гностических процессов, являются давно установленными фактами, то функциональная специфичность полушарий по отношению к другим познавательным и эмоциональным процессам изучена меньше. Недостаточно ясна и считавшаяся ранее безусловной связь между ведущей рукой и ведущим по речи полушарием, поскольку целый ряд методов например, химическая инактивация одного полушария показал, что и у левшей как и у правшей Речевые функции часто обеспечиваются преимущественно левым полушарием мозга. В настоящее время можно считать установленными несколько основных положений, касающихся межполушарной асимметрии мозга. Межполушарная асимметрия головного мозга, понимаемая как различное по характеру и неравное по значимости участие левого или правого полушарий в осуществлении психических функций, имеет не глобальный, а парциальный характер. В различных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков. Как известно, выделяют моторные, сенсорные и «психические» асимметрии, причем каждая из них подразделяется на множество видов Т. Доброхотова, Н. Брагина, 1977; Н. Брагина, ТАДоброхотова, 1981; «Нейропсихологический анализ... К моторной асимметрии относятся ручная мануальная , ножная, оральная, глазодвигательная и другие виды. Ведущей среди моторных асимметрий считается ручная; другие виды моторных асимметрий и их связь с ручной асимметрией изучены пока недостаточно. К сенсорным формам асимметрии относятся зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная и др. К «психическим» — асимметрия мозговой организации речевых и других высших психических функций перцептивных, мнестических, интеллектуальных. Анализируя соотношение только трех видов асимметрий рука—глаз-ухо , А. Чуприков и его сотрудники 1994 и др. Если учитывать другие виды моторных и сенсорных асимметрий, таких вариантов будет значительно больше. Таким образом, при оценке только элементарных моторных и сенсорных процессов может быть выделено множество вариантов нормальной функциональной асимметрии больших полушарий. Еще большее разнообразие вариантов асимметрии можно выявить, если учесть особенности всех высших психических функций. Представление о правшах с ведущей правой рукой как об однородной группе населения неправомерно. Сложными и неоднородными являются также группы левшей с ведущей левой рукой и амбидекстров с ведущими обеими руками «Нейропсихологический анализ... Хомская и др. Реальная картина асимметрий и их комбинаций в норме, по-видимому, очень сложна. Безусловно, что «профили асимметрий» то есть определенные сочетания, паттерны асимметрий разных функций весьма разнообразны. Их изучение — одна из важнейших задач современного естествознания, в том числе и нейропсихологии. Каждая конкретная форма межполушарной асимметрии характеризуется определенной степенью, мерой. Учитывая количественные показатели, можно говорить о сильной или слабой асимметрии моторной или сенсорной. Для точной характеристики степени выраженности той или иной асимметрии некоторые авторы пользуются такими показателями, как коэффициент асимметрии. Поэтому парциальные характеристики асимметрии должны быть дополнены количественными данными Т. Брагина, 1994; Е. Межполушарная асимметрия мозга у взрослого человека — продукт действия биосоциальных механизмов. Как показали исследования, проведенные на детях Э. Симерницкая, 1985 и др. Это подтверждается показателями биоэлектрической активности мозга, а также экспериментально-психологическими данными, в частности, полученными с помощью методики дихотического прослушивания. Раньше других проявляется асимметрия биоэлектрических показателей в моторных и сенсорных, позже — в ассоциативных префронтальных и задне-теменно-височных зонах коры головного мозга. Имеются данные о снижении ЭЭГ-показателей асимметрии в старческом возрасте. Таким образом, существует возрастной фактор, определяющий характер межполушарной асимметрии мозга. В целом проблема межполушарной асимметрии мозга, восходящая к работам неврологов конца XIX—начала XX веков, в настоящее время разрабатывается с новых теоретических позиций и новыми методами. Важное место среди научных дисциплин, исследующих эту проблему, занимает нейропсихология. В современной нейропсихологии наметились два основных направления в изучении проблемы межполушарной асимметрии мозга. Первое направление — это экспериментальное изучение специфики нарушений отдельных вербальных и невербальных психических функций при поражении симметричных отделов левого и правого полушарий мозга. Сопоставление конкретных форм нарушений высших психических функций при левосторонних и правосторонних патологических очагах позволяет выявить нейропсихологические симптомы, характерные для поражения только левого или только правого полушария. Подобное сопоставление показало, в частности, что различные звенья мнестической деятельности связаны с работой разных полушарий. Так, звено отсроченного воспроизведения запоминаемого материала преимущественно связано с работой левого полушария, а непосредственного воспроизведения — с работой правого полушария. Нейро-психологическое изучение нарушений различных психических функций памяти, интеллектуальной деятельности, произвольных движений и действий и др. Описаны также латеральные особенности нарушений и других познавательных и эмоциональных процессов Л. Балонов, В. Деглин, 1976; «Нейропсихологический анализ... Хомская, Н.

НАРУШЕНИЯ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Так, при перерезке средне-задних отделов мозолистого тела возникает тактильная аномияв виде нарушения называния стимулов при тактильном восприятии их левой рукой при сохранности называния тех же объектов при ощупывании их правой рукой , что объясняется разобщением задних отделов больших полушарий. При более каудальной перерезке мозолистого тела нарушения межполушарного взаимодействия проявляются только в зрительной сфере,что иногда сочетается с гомонимной гемианопсией — выпадением полей зрения слева чаще или справа. Называние объектов, информация о которых поступает в правое полушарие, также невозможно. Больные могут писать только правой, а рисовать — только левой рукой, хотя до операции они могли выполнять эти действия обеими руками. Нарушение взаимодействия слуховых систем проявляется в виде невозможности воспроизведения слов, подаваемых в левое ухо по методике дихотического прослушивания , и наблюдается при повреждении передних и средних отделов мозолистого тела.

При частичном поражении только передних отделов мозолистого тела нарушается реципрокная координация движенийи запаздывает время переноса кожно-кинестетической информации слева направо и наоборот. Таким образом, результаты нейропсихологических исследований показали, что мозолистое тело представляет собой дифференцированную систему, различные участки которой выполняют разные роли в механизмах межполушарного взаимодействия. Другой особенностью синдрома частичной перерезки мозолистого тела является нестойкость появляющихся симптомов, т. Скорость восстановления различных функций неодинакова: сначала восстанавливается вербальная оценка тактильных стимулов, наносимых на левую половину тела, позже исчезают игнорирование левой половины зрительного поля и явления дископии-дизграфии.

Специальным направлением исследований проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия являются исследования закономерностей формирования парной работы полушарий в онтогенезе,начатые в нашей стране Э. Симерницкой и ее сотрудниками. Теперь их продолжают Т. Ахутина, Н.

Корсакова, Ю. Микадзе, Н. Манелис, А. Семенович и другие.

В работах Э. Симерницкой было показано, что функциональная неравнозначность полушарий проявляется уже на самых ранних ступенях онтогенеза. У детей одностороннее поражение левого или правого полушария приводит к различным по характеру расстройствам высших психических функций, как это наблюдается и у взрослых людей. Однако у детей речевые нарушения проявляются менее отчетливо, чем у взрослых, и в наибольшей степени страдают вербально-мнестические процессы.

В ходе онтогенеза роль левого полушария в обеспечении речевых функций возрастает по мере изменения психологической структуры самой речевой деятельности обучение грамоте, письму, чтению. В то же время поражение правого полушария в детском возрасте приводит к более грубым пространственным нарушениям, чем у взрослых. Для детского мозга характерна высокая пластичность, вследствие чего нейропсихологические симптомы поражения левого или правого полушария отчетливо проявляются лишь при быстро развивающихся патологических процессах или непосредственно сразу после поражения. Иначе протекают у детей и процессы межполушарного взаимодействия: при их нарушении вследствие патологического очага в мозолистом теле полный синдром «расщепленного мозга» не возникает,что объясняется неразвитостью структур, объединяющих левое и правое полушария.

В то же время поражение гипоталамо-диэнцефальной области у детей дает более «богатую» симптоматику, чем у взрослых.

Левое полушарие обеспечивает словесное кодирование цветов с помощью относительно редких в языке, специальных и предметно соотнесенных названий. При угнетении левого полушария из лексикона исчезают такие названия цветов, как оранжевый, терракотовый, вишневый, цвет морской волны и т. Организация речи[ править править код ] Каждое полушарие формирует свои принципы организации речи: правое формирует целостность смыслового содержания, обеспечивает эмпирическое и образное метафорическое мышление, создает ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений о предмете; левое полушарие обеспечивает теоретическое мышление, грамматическое оформление высказывания и характеристику свойств предметов; формирование структуры лексикона человека происходит за счет суммирования разных слоев лексики: правое полушарие опирается на образное отображение предметного мира, левое — на точные, дословно воспринимаемые обозначения, «слова-концепты». Люди, у которых речевые функции сосредоточены в правом полушарии, сохраняют фонемные и семантические способности, но имеют дефицит синтаксических способностей. Правое полушарие связано с семантическими характеристиками речи. Синдром «расщеплённого мозга»[ править править код ] Так как межполушарное взаимодействие служит основой осуществления высших психических функций, нарушение этого взаимодействия у взрослых может приводить к формированию синдрома «расщепленного мозга». Этот синдром проявляется в нарушении сенсорных, речевых, двигательных и конструктивно-пространственных функций. Нарушения, произошедшие в раннем возрасте, могут быть частично скомпенсированы. Связь асимметрии мозга с полом[ править править код ] Асимметрия мозга тесно связана с полом.

Среди детей, страдающих заиканием , косоглазием , дислексией , неврозами [ какими? Известно, что существует определенная зависимость между этими явлениями, и все они тесно связаны с асимметрией мозга. Например, при насильственном переучивании леворуких детей письму правой рукой у них часто появляются перечисленные аномалии, умственная отсталость, психозы, дефекты речи. Представления о половых различиях в работе мозга основаны, прежде всего, на результатах клинических и поведенческих исследований. При повреждениях левого полушария в результате кровоизлияния, опухоли или при оперативном удалении части височной доли по поводу эпилепсии , дефицит вербальных функций у мужчин бывает гораздо больше, чем у женщин. Аналогичные повреждения правого полушария также приводят к большему дефициту функций невербального характера у мужчин по сравнению с женщинами [18] [17] Афазия вследствие повреждения левого полушария возникает у мужчин в три раза чаще, чем у женщин, и имеет более тяжёлый характер. Поэтому был сделан вывод, что у женщин языковые и пространственные способности представлены более симметрично, чем у мужчин [17] [19]. Психологический половой диморфизм — разные способности и склонности мужчин и женщин, разная профессиональная пригодность и предпочтение, разная обучаемость и сообразительность — может быть связан как с половыми различиями в латерализации мозга, так и с социальными факторами. Например, по вербальным способностям: речи в целом, скорости и беглости речи, правописанию, навыкам чтения, кратковременной памяти, конформности мышления — во всех возрастных группах выше уровень у женщин [18] [17] [20] [21] [22]. У мужчин сильнее развиты пространственно-зрительные способности.

У мужчин значительно чаще, чем у женщин, обнаруживается также преимущество правого уха при дихотическом прослушивании и левой руки у праворуких при тактильном узнавании предметов дигаптическим методом [19].

Выключение правого полушария приводит к эйфории Доброхотова Т. По данным В. Бианки 1983 , в случае одновременного предъявления серии зрительных раздражителей доминирует правое полушарие, а в случае последовательного - левое. При этом время опознания раздражителей правым полушарием меньше такового для левого полушария, что может быть связано с последовательным перебором признаков сигналов в левом полушарии.

Конкретные и абстрактные аспекты восприятия, по его мнению, латерализованы в правом и левом полушариях соответственно. Способности к формально-логическим операциям традиционно связываются с функционированием левого полушария Симерницкая Э. При пространственно-зрительном анализе стимула преобладающим оказывается правое полушарие, а при анализе семантических черт доминирует левое полушарие, особенно его затылочная область Будохоска В. Исследования нейрофизиологов, проведенные в последнее время, показали, что к анализу вербальной информации левое и правое полушария подходят по-разному. В левом полушарии анализ проходит по фонологическому принципу: через звуковой анализ и синтез, а правое полушарие воспринимает слово целиком, через гештальт.

При этом лексикон правого полушария формируется не сразу и имеет свои особенности: вероятно, он меньше, в нем имеются не только целостные образы слов, но и отдельных выражений, фраз. Это относится как к устной, так и к письменной речи. В последние 5-10 лет появились данные о том, что преобладание одного из полушарий по ряду функций не абсолютно, что в каждом полушарии заложены как лингвистические, так и пространственные способности, однако весьма различается степень их выраженности. Таким образом, способности к восприятию речи у правого полушария ненамного меньше, чем у левого, но способности к устной речи весьма ограничены. В литературе описан случай, когда больной с расщепленным мозгом по просьбе нейропсихолога мог левой рукой собрать из букв разрезной азбуки некоторые слова, но не мог назвать их.

Можно предположить, что у левшей эта способность правого полушария более выражена, чем у праворуких.

Таким образом, логика левого полушария без правого окажется ущербной. Распознавание цветов Ряд исследований показал, что имеются различия функций полушарий мозга в цветоощущении: полушария головного мозга асимметричны в восприятии и обозначении цветов. Правое обеспечивает словесное кодирование основных цветов с помощью простых высокочастотных названий синий, красный. Здесь характерны минимальные латентные периоды названия и точное соответствие названий физическим характеристикам основных цветов. В целом правое полушарие ответственно за формирование жестких связей между предметом и цветом, цветом и словом, словом и сложным цветным образом предметного мира. Левое полушарие обеспечивает словесное кодирование цветов с помощью относительно редких в языке, специальных и предметно соотнесенных названий. При угнетении левого полушария из лексикона исчезают такие названия цветов, как оранжевый, терракотовый, вишневый, цвет морской волны и т. Организация речи Каждое полушарие формирует свои принципы организации речи: правое формирует целостность смыслового содержания, обеспечивает эмпирическое и образное метафорическое мышление, создает ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений о предмете; левое полушарие обеспечивает теоретическое мышление, грамматическое оформление высказывания и характеристику свойств предметов; формирование структуры лексикона человека происходит за счет суммирования разных слоев лексики: правое полушарие опирается на образное отображение предметного мира, левое — на точные, дословно воспринимаемые обозначения, «слова-концепты».

Люди, у которых речевые функции сосредоточены в правом полушарии, сохраняют фонемные и семантические способности но имеют дефицит синтаксических способностей. Правое полушарие связано с семантическими характеристиками речи. Синдром «расщеплённого мозга» Так как межполушарное взаимодействие служит основой осуществления высших психических функций, нарушение этого взаимодействия у взрослых может приводить к формированию синдрома «расщепленного мозга». Этот синдром проявляется в нарушении сенсорных, речевых, двигательных и конструктивно-пространственных функций. Нарушения, произошедшие в раннем возрасте, могут быть частично скомпенсированы. Связь асимметрии мозга с полом Асимметрия мозга тесно связана с полом. Среди детей леворуких, заик, косоглазых , дислектиков , невротиков , страдающих недержанием мочи и кала на каждую девочку приходится около пяти мальчиков. Известно, что существует определенная зависимость между этими явлениями, и все они тесно связаны с асимметрией мозга. Например, при насильственном переучивании леворуких детей письму правой рукой у них часто появляются перечисленные аномалии, умственная отсталость, психозы, дефекты речи.

Представления о половых различиях в работе мозга основаны, прежде всего, на результатах клинических и поведенческих исследований. При повреждениях левого полушария в результате кровоизлияния, опухоли или при оперативном удалении части височной доли по поводу эпилепсии , дефицит вербальных функций у мужчин бывает гораздо больше, чем у женщин. Аналогичные повреждения правого полушария также приводят к большему дефициту функций невербального характера у мужчин, по сравнению с женщинами. Поэтому был сделан вывод, что у женщин языковые и пространственные способности представлены более симметрично, чем у мужчин. Например, по вербальным способностям: речи в целом, скорости и беглости речи, правописанию, навыкам чтения, кратковременной памяти, конформности мышления во всех возрастных группах выше уровень у женщин.

Межполушарное взаимодействие; межполушарные связи; синдром «расщепленного мозга».

Межполушарное взаимодействие. Раздел 1. Межполушарное взаимодействие: теоретические аспекты (Коллектив авторов, 2009) Перейдите на сайт, чтобы читать книгу целиком. Признаки слабого межполушарного взаимодействия. Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано? Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении. Авторы работы считают, что результаты будут полезны при разработке методик для выявления нарушений межполушарного взаимодействия при разнообразных патологиях мозга. [На иллюстрации: Мозолистое тело — зеленая «шина», соединяющая полушария мозга. Токмянина Мария Александровна, практикующий психолог, детский нейропсихолог, к.п.н. В 1981 году американский нейропсихолог, профессор психобиологии Роджер Сперри получил Нобелевскую премию за исследования в области межполушарной специализации мозга. Благодаря его работам ученые пришли к выводам, что когда человек в своем обучении.

Поражение одного из полушарий мозга ведет к нарушению межполушарного взаимодействия

В результате реализации упражнений на улучшение межполушарного взаимодействия, у детей появляется уверенность в себе, они становятся более спокойными, лучше усваивают знания, обобщают и систематизируют усвоенный материал. «Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка». Цель: познакомить родителей с приемами нейрогимнастики, рассказать о важности двигательной активности в дошкольном возрасте. Что такое межполушарное взаимодействие? Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Возникающие в результате ошибки деления линии пополам вправо часто вызывают межполушарный конфликт внимания, поскольку правое полушарие воспринимает больший протяженность с левой стороны. Если межполушарное взаимодействие не сформировано: происходит неправильная обработка информации и, как следствие, у ребенка возникают сложности в обучении, как в дошкольный, так и школьный периоды: проблемы в письме. Межполушарные взаимоотношения. Взаимоотношение полушарий большого мозга определяется как функция, обеспечивающая специализацию полушарий, облегчение выполнения регуляторных процессов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий