Что такое духовный концерт в музыке

созвучие двух или нескольких звуков одинаковой высоты. Духовный концерт - многоголосное, вокальное, полифоническое произведение. Хоровой концерт - концерт состоящий из произведений, которые поют несколько человек.

Русский духовный концерт

Духовный концерт – это специальное событие, в рамках которого музыкальные номера, пение и слова, передаваемые артистами, направлены на создание особой атмосферы, раскрывающей духовную сущность человека. П.И. Чайковский «Концерт для фортепиано с оркестром». Необходимо отметить, что это популярнейшее во всём мире произведение в русской музыкальной культуре явилось первым сочинением в жанре «Инструментальный концерт». П.И. Чайковский «Концерт для фортепиано с оркестром». Необходимо отметить, что это популярнейшее во всём мире произведение в русской музыкальной культуре явилось первым сочинением в жанре «Инструментальный концерт». В дальнейшем речь идёт о духовной музыке в широком смысле. О духовной музыке, понимаемой как синоним богослужебной (у христиан — церковной музыки). жанр церковной музыки пришёл в Россию с Запада в конце XVII века, представлял собою «состязание» двух и более противопоставленных друг другу хоров.

Русский духовный концерт

Появлению духовного хорового концерта способствовала модификация церковной музыкальной культуры в России в эпоху активного влияния со стороны западноевропейской музыки. Ответ находиться у нас! Заходи и смотри, ответило 2 человека: Что такое духовный концерт и какие композиторы писали духовные концерты — Знания Сайт. П.И. Чайковский «Концерт для фортепиано с оркестром». Необходимо отметить, что это популярнейшее во всём мире произведение в русской музыкальной культуре явилось первым сочинением в жанре «Инструментальный концерт». Обращение ряда отечественных композиторов к духовному концерту в 80-90-е гг., после почти двух десятилетий развития жанра всецело в рамках светского концерта, свидетельствовало о переходе процесса на новый — более высокий — этап.

Русский духовный концерт

Один из признаков заката жанра можно также усмотреть в определении понятия «мотет» через отрицание. Таким образом, становится ясно, почему «новейший» жанр, вступающий в свои права, Якоб фон Штелин, немецкий академик, называет «концертом». Без сомнения, этот жанр эпохи классицизма именовался так и при дворе. В отношении постепенно вытесняемого им жанра партесного концерта Штелин использует более архаичный термин «мотет»6. Обозначения «концерт» и «мотет» в рукописях русской духовной музыки эпохи классицизма Рукописи духовных концертов эпохи классицизма, хранящиеся в российских архивах, содержат исключительно обозначение жанра «концерт». Четырехчастный концерт Граля содержит точную датировку на титульном листе — 27 октября 1786 года см. Трехчастный концерт знаменитого в свое время виолончелиста Бернхарда Ромберга, по-видимому, был создан в период одного из пребываний музыканта в России в первой трети XIX века. В отличие от концерта Граля, он подтекстован латиницей транслитерацией церковнославянского текста. Титульный лист и первая страница. Первая страница. В конце партитуры указана дата: «Nel Mese di Settembre 1814» «В сентябре 1814 [года]».

Ошибочно приписанная Д. Бортнянскому музыка «Плотию уснув» Б. Галуппи с текстом песни И. Гермеса «Ach! Берлинская государственная библиотека D-B Mus. Falsely attributed to D. Galuppi, text by J. Page 1. Staatsbibliothek zu Berlin D-B Mus. Таким образом, обе последние рукописи происходят из собрания Иоганна Готфрида Шихта.

Наличие значительного числа рукописей русской духовной музыки эпохи классицизма на территории современной Германии или их происхождение из немецких собраний обусловлены увлечением западноевропейских стран русской хоровой культурой, возникшим на волне цецилианства подробнее об этом см. В начале XIX века в Германии повсеместно создавались певческие общества, возрастал интерес к хоровой музыке a cappella. Недаром хоровые концерты Граля и Ромберга находились в архиве Берлинской певческой академии, а сочинения Галуппи и Бортнянского — в собрании руководителя Лейпцигской певческой академии. В свете изложенных выше взглядов немецких теоретиков XVIII века заглавие «мотет» на этих партитурах кажется оправданным хотя бы ввиду отсутствия инструментов, что является одной из важнейших черт, отличающих немецкий мотет от немецкого церковного концерта. Также обращает на себя внимание сходство формы мотета, приводимой в статье Шайбе, с формой русского хорового концерта эпохи классицизма. В работах 1940-х годов он называет сочинения Бортнянского как «концертами»9, так и «мотетами», и даже «кантами»10. Марина Григорьевна Рыцарева в книге «Духовный концерт в России второй половины XVIII века» 2006 , проводя различие между мотетом и концертом, обозначает термином «мотет» небольшие церковные песнопения с определенной структурой. Следовательно, мотет и концерт, по мнению Рыцаревой, различаются масштабами и степенью развитости фактуры. Несмотря на то что в нашей церкви песнопение «Плотию уснув» Галуппи можно услышать на месте запричастного концерта, в эпоху классицизма оно и песнопение «Благообразный Иосиф», по-видимому, могли звучать в качестве экзапостилария Пасхи «Плотию уснув» и тропарей Великой Субботы «Благообразный Иосиф». В то же время песнопение «Благообразный Иосиф» Галуппи названо концертом в «Прибавлении к музыкальному реэстру Григория Николаева Рейнсдорпа» 1822 года [18, 77].

Очевидно, масштаб этих сочинений определяется их изначальным местом в ходе православного богослужения14. Здесь нам представляется уместным провести параллель с аналогичным явлением эпохи русского барокко, на которое указывает Анна Валентиновна Булычёва. На основе материала партесных рукописей музыковед заключает, что «ряд сочинений на протяжении этого периода переосмысливались в жанровом отношении, их функция в богослужении менялась. Галуппи «Плотию уснув». Партия баса. Титульный лист РГБ. Title page. Manuscripts Department. Stock 817. Carton 14.

Record 11. Folio 22 Разграничив термины «мотет» и «концерт», Рыцарева выводит понятие «мотетности» в отношении концертов 1760-х годов [19, 115]. Следовательно, «мотетность» определяется музыковедом как некая «неразвитость». Предлагаемая Рыцаревой трактовка мотета как упрощенной версии концерта, которую музыковед связывает прежде всего с раннеклассическим этапом в русской музыке, противоречит как рассуждениям Якоба фон Штелина, так и взглядам немецких музыкантов-теоретиков XVIII века. Заключение Рыцаревой о неразвитости сочинений жанра хорового концерта раннеклассической эпохи, которую музыковед объясняет через понятие «мотетности», может быть также связано с тем, что до недавнего времени в распоряжении исследователей находилось весьма ограниченное количество музыкального материала русской духовной музыки этого периода15. По приезде в Россию композитор творчески применил традиционную и хорошо освоенную им форму к старославянским текстам, и его нововведение чрезвычайно удачно совпало с тенденциями развития русской хоровой музыки» [15, 141]. Эти утверждения были подхвачены другими отечественными музыковедами [12]16. Влияние итальянской музыкальной культуры на русское церковное пение последней трети XVIII века бесспорно. В связи с этим попытка найти истоки жанра русского хорового концерта эпохи классицизма в жанрах итальянской духовной музыки представляется вполне обоснованной. Из этого можно сделать вывод, что поиск аналога жанру русского хорового концерта эпохи классицизма в современных ему итальянских мотетах не способен дать удовлетворительных результатов.

Переменность музыкального склада чередование полифонизированных и гомофонных разделов. Принцип контраста. Смена темпа по принципу: «быстро — медленно — быстро» либо «медленно — быстро — медленно — быстро». Смена метра двухдольного и трехдольного в различных разделах формы. Богатство ритмического изложения.

Частая смена фактурного изложения. Принцип диалогичности, использование темброво-колористических сопоставлений, прежде всего — богатство темброво-фактурного изложения: чередование solo-tutti, soli-tutti. Опора на вокальные ариозные , декламационные речитативные , песенные традиции, идущие от канта , инструментальные связаны с виртуозностью партий истоки. Интенсивность тонально-гармонического движения. Постепенный переход от стройности четырёхчастного цикла к возможности изменения количества частей как в сторону сокращения до трёх, так и наоборот — в сторону расширения — имеет определённую взаимосвязь с реализацией полифонического начала в форме.

Данную закономерность можно проследить в исторической перспективе: одновременно с модификацией структуры цикла видоизменялось и соотношение гомофонно-гармонического и полифонического принципов организации музыкального материала. Основываясь на данных параметрах, А. Лебедева-Емелина выделяет три основных этапа развития классицистского духовного концерта, которые «позволяют выявить колебания вектора интереса сперва в сторону полифонизации фактуры, через возвращение к преобладанию стройного звучания гармонической вертикали — к синтезу обоих начал» [7, с. Галуппи и М. Березовского; этап с конца 1770-х по 1780-е гг.

Бортнянского ; 1790-е гг. Бортнянским, Д. Сарти, С. Дегтярев, А. Ведель и др.

Очевидно, что полифоническое начало, преобладавшее в быстрых разделах и в особенности — в финальных четвёртых частях духовных концертов — мыслилось в качестве динамической кульминации. В четырёхчастной композиции угадывается характерная для западноевропейской музыки модель симфонического цикла. Значение хорового концерта в русской культуре, аналогичное значению симфонии в западноевропейском, отмечено целым рядом исследователей. В частности, по мнению Л. Кириллиной: «В строгом смысле этот жанр, всегда исполнявшийся a capella, никак нельзя назвать симфоническим, но по сути он замещал собою в русской музыке XVIII — начала XIX века именно симфонию, выражавшую обобщённый взгляд на мир и на человека.

При этом модель симфонического цикла в хоровом концерте используется в том его варианте, когда первой могла быть медленная часть. Такой принцип построения формы и соотношения темпов нередко встречался в камерной инструментальной музыке, но ещё большее сходство обнаруживается со структурой итальянского мотетного пассиона. Последовательно чередующиеся номера такого пассиона «обычно состоят из четырёх общеупотребительных хоровых жанров: introitus вступительный хор скорбного характера , turbae хор черни, злобной толпы , choralis молитва , madrigalis обобщающий хор » [6, с.

Музыку Березовского, незаслуженно забытого композитора, — его духовные хоровые концерты, а также оперные и инструментальные сочинения — открыли слушатели новых поколений спустя много лет после его кончины. Березовского «Не отвержи мене во время старости» — одно из самых значительных произведений этого жанра. Примечателен тот факт, что немногочисленные биографические сведение, дошедшие до нашего времени, говорят о том, что это произведение было сочинено музыкантом в возрасте 16—18 лет, в то время, когда ему сопутствовал успех: его произведения исполнялись, а самому композитору оказывали внимание при царском дворе. Впереди была Италия, учёба у признанного в Европе музыканта и педагога падре Джованни Мартини. Концерт «Не отвержи мене во время старости» написан М.

Березовским на слова 70-го псалма Давида из Ветхого Завета.

Малышева, И. Старообрядческая община села Раюши запись Татьяны Владышевской, 1971 год. Напомним: до этого господствовало одноголосье.

Партесное пение развивалось в двух направлениях. Во-первых, создавались гармонизации традиционных одноголосных распевов: к основному голосу мелодии добавлялись голоса — как правило, один верхний и два нижних. В течение нескольких десятилетий Придворную певческую капеллу — хоровую школу, ведущую свое происхождение от хора государевых певчих дьяков, — возглавляли именно итальянские музыканты: Бальтассаре Галуппи, Джузеппе Сарти и др.

Технологическая карта урока музыки «Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт».

В XVIII в. в русской музыке появился новый жанр — многоголосный духовный концерт. Максим Созонтович Березовский (1745—1777) прожил короткую жизнь, всего тридцать два года. музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Инфоурок › Музыка ›Презентации›Презентация к уроку музыки 6 класс "Духовный концерт. "Рабочий лист для уроков музыки.

Что такое духовный концерт и какие композиторы писали духовные концерты

Русский духовный концерт Область духовной музыки привлекала композитора с первых лет творческой деятельности. Ещё в 1892 году он создал духовный концерт «В молитвах неусыпающую Богородицу».
Значение слова духовный концерт Художественными вершинами в жанре духовного концерта в современном музыкальном искусстве, по мнению Паисова, являются сочинения А. Шнитке (Концерт на стихи Григора Нарекаци, 1985) и Н. Сидельникова (Духовный концерт, 1990).

Русский духовный концерт

Возможности ее огромны, поскольку через нее, как через своеобразное чудо общения с невидимым духовным миром, человек может переплавить свои пороки и изъяны в добродетели. Благодаря ей в душах рождается гармония, просыпается духовная природа человека, тяготеющая к высокому. Особое же значение заключается в том, что основная ее направленность — в возвышении человека над временным и уходящим. Вне зависимости от религиозной окраски она является очень важной частью общемировой культуры. К тому же, где-то во глубине именно церковной музыки зародились и сформировались основы классического и профессионального музыкального направления, поскольку церковь христиан на протяжении столетий была главным духовным центром музыкальных профессионалов. Богослужебная музыка оказала сильнейшее влияние на формирование всей европейской цивилизации. В связи с этим целесообразно будет ознакомиться подробнее именно с христианской музыкой, с ее историей, жанрами произведений, тенденциями в современном духовно-музыкальном направлении, не обойдя, конечно же, вниманием и музыку иудейскую и исламскую. История духовной музыки Со времени принятия Византией христианства как официальной религии, за несколько сот лет в церковной музыкальной традиции сложился определенный круг богослужебных песнопений, являющихся своеобразным продолжением более древней иудейской культовой музыки и вышедших из нее псалмов и духовных песен первых христианских общин. Появление первых песнопений Византийская традиция была основана на некоторых неизменных принципах. Перечислим их: категорическое исключение при богослужениях использования каких-либо музыкальных инструментов; главенство смысловой структуры текста над музыкальной формой исполнения; взаимосвязь смыслового значения текстов и интонационного звучания; движение мелодии должно быть плавным — ступень за ступенью.

В первые столетия после принятия Крещения на Руси пришедшая музыка ассоциировалась с исполнением церковных молитв и была лишь ответвлением византийской школы. Но довольно быстро первоначальные напевы и формы преобразовались в особый вид церковно-песенного искусства — так называемый знаменный распев, происходящий от столпового распева древних русичей. В знаменном движение напевов фиксировалось специальными знаками — знаменами, крюками. Это была форма одноголосного мужского пения в унисон. В девятом же веке, наряду с одноголосием начала развиваться и полифония, то есть многоголосье, называвшееся в раннем периоде своего развития «органум», которое спустя некоторое время вытеснило григорианский хорал. А уже в двенадцатом веке оно преобразовалось в многоголосный дискант. Позже превратилось и в более сложные формы, на основе которых развился отдельный жанр церковных произведений — мессы. Развитие и появление новых жанров Уже с одиннадцатого века в церквях Западной и Центральной Европы появилось новое органное музыкальное сопровождение, которое на протяжении веков оставалось единственно допустимым. Струнные же инструменты появились значительно позже — в семнадцатом веке, явив миру церковную сонату — инструментальное произведение для струнных.

Православие с более присущей ему ортодоксальностью твердо следовало византийским традициям вокального исполнения церковных служб. Но некоторые перемены происходили и в его церковно-музыкальных стилях. В православии и католицизме В связи с тем, что Юго-Западная Русь долгое время находилась под управлением Литвы, католических Польши и Венгрии, это оказало влияние и на русское православное пение. В семнадцатом веке здесь появляются киевский и болгарский распевы, а после никонианских реформ, где было проведено исправление греческих певческих рукописей, возникает греческий распев.

Организаторы Афиша Концерта Spirituel от 15 августа 1754 г. Инициатором цикла выступила композитор и гобоист королевского ансамбля Анн Даникан Филидор 1681—1728, брат Франсуа-Андре Даникана Филидора , получившая разрешение от короля Людовика XV.

Кроме того, академии нужно было заплатить немалую сумму денег. Первый концерт может быть дан 17 марта 1725 года , программа включала Concerto Grosso по Корелл и два песнопение от Мишель-Ричард Delalande. Концерты проходили с марта 1725 года по 13 апреля 1784 года в концертном зале Salle des Cent-Suisses дворца Тюильри , зале шириной 17 м, длиной 19 м и высотой 9 м, в котором приняли участие до 100 музыкантов и 1800 человек. Было место для слушателей. Таким образом, в Париже был создан первый во Франции постоянно действующий концертный зал. С 16 апреля 1784 года по 1 ноября 1789 года временный зал использовался на сцене Театра Тюильри, а с 24 декабря 1789 года по 2 февраля 1790 года - в зале Итальянского театра.

Ведель, С. Дегтярёв, С. Давыдов, а в середине XIX века — генерал А. Но всё больше ощущается в их творчестве стремление уйти от механического подражания западноевропейским образцам, создать самобытный стиль музыкального языка.

То было время стремительного развития российской национальной музыкальной культуры, и в этом развитии рождалось новое понимание назначения и задач духовной музыки. Очередной этап в истории жанра духовного хорового концерта был неразрывно связан с расцветом блистательного искусства Синодального хора и возникновением на рубеже XIX и XX веков новой российской школы композиторов церковной музыки. В сочинениях А. Архангельского, А.

Гречанинова, М. Ипполитова-Иванова, Виктора Калинникова, А. Кастальского, А. Никольского, Ю.

Сахновского, П. Чеснокова и многих других авторов стремление к выявлению корневых традиций русского духовно-музыкального творчества соединилось с использованием в сочинениях всех известных средств музыкального языка. Духовная музыка стала всё чаще выходить за стены храма, превращаясь из скромного комментатора об рядовых действий в могучее средство духовно-эстетического воспитания.

В 1765 г. Березовский был послан в Италию, в болонскую академию, где занимался под руководством Мартини Старшего. Господствовавшая в этой академии хорошая музыкальная традиция отразились на сочинениях Березовского, отличающихся строгим и красивым стилем.

Многие музыкальные академии в Италии избрали Березовского своим почетным членом; болонская академия возвела его в почетные академики. К этому периоду времени относится его опера "Демофон", написанная на текст Метастазио для театра в городе Ливорно; она имела огромный успех. В Италии Березовский написал свои лучшие произведения: "Литургию", концерт "Отрыгну сердце мое", "Слава в вышних Богу", "Милость и суд воспою тебе, Господи", "Причастный" и др. Они отличаются простотою, доступностью, изяществом и в художественном отношении превосходны. Исполнение их в России сделало имя Березовского известным и на родине. Когда он, в 1774 г.

В ожидании этого назначения Березовский определился в капеллу без всякой должности, так как все высшие и лучшие места были в руках иностранцев.

определение духовный концерт

Духовный концерт (значения) — Википедия Переиздание // WIKI 2 здесь соревнование солиста и хора.
Что такое духовный концерт и какие композиторы писали духовные концерты концерты, организованные в Париже в 1725 придв. гобоистом и композитором A. Филидором (Даниканом), принадлежавшим к известной семье франц. музыкантов.
Русский духовный концерт — Студопедия Что такое духовная музыка и что она собой представляет в современном мире? Эта музыка отнюдь не предрасположена к вечеринкам и развлекательным мероприятиям. Этот жанр музыки используется только для церковных служб.
Что такое духовный концерт и какие композиторы писали духовные концерты — Пришедший в Россию с Запада в конце XVII века духовный концерт, представлявший собою «состязание» двух и более противопоставленных друг другу хоров, поначалу развивался как жанр сугубо церковной музыки и соответствовал традициям православного богослужения.
Что такое духовный концерт и какие композиторы писали духовные концерты - Художественными вершинами в жанре духовного концерта в современном музыкальном искусстве, по мнению Паисова, являются сочинения А. Шнитке (Концерт на стихи Григора Нарекаци, 1985) и Н. Сидельникова (Духовный концерт, 1990).

Сообщение о духовном концерте

Духовный концерт – это особый вид музыкального мероприятия, направленный на создание атмосферы духовного вдохновения и проникновения в глубинные сферы человеческой души. В семнадцатом веке на русских музыкантов стала оказывать влияние музыка Западной Европы. Старая культура одноголосного знаменного пения стала вытесняться новой, многоголосной. Вершиной многоголосного церковного пения считается духовный концерт. Задачи урока. Образовательные: сформировать у учащихся понятие жанр «духовный концерт», углубить представление о полифонии. Развивающие: развивать слушательскую и исполнительскую культуру через приобщение к лучшим образцам русской хоровой музыки. «Духовные концерты» «Духовные концерты» (франц. «Concerts spirituels») — концерты, организованные в Париже в 1725 придв. гобоистом и композитором A. Филидором (Даниканом), принадлежавшим к известной семье франц. музыкантов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий